1. Внешние характеристики Божьих учителей весьма различны. 2 Телесные глаза не видят их подобными другу другу; разнятся их истории, различен их опыт в мире, их «личности» весьма разнообразны, на первый взгляд. 2 На ранних стадиях осуществления своих функций в качестве Божьих учителей они еще не обрели глубоких черт, которые утвердят их тем, что они есть. 3 Бог дарит Своим учителям особые дары, поскольку им принадлежит особая роль в Его плане Искупления. 4 Эта особость, конечно, временная; она помещена во время как средство избавления от него. 5 Эти особые дары, рожденные в святых взаимоотношениях, к которым устремлена любая ситуация учительства-ученичества, становятся характерными для всех Божьих учителей, преуспевших в своем собственном обучении. 6 В этом аспекте все они одинаковы.
2. Все различия между Божьими Сынами временны. 2 Тем не менее можно сказать, что во времени для наиболее продвинутых Божьих учителей характерны следующие черты.
1. Это фундамент, на котором зиждется их способность осуществить свою функцию. 2 Восприятие есть результат постижения. 3 Фактически восприятие и есть постижение, поскольку причина и следствие неразделимы. 4 Божьи учителя доверяют миру, поскольку они постигли, что мир не управляется законами, им же придуманными. 5 Он управляется силой, которая в них, но не от них. 6 Именно эта сила всё сохраняет в безопасности. 7 И через призму этой силы Божьи учителя видят прощенный мир.
2. Познав эту силу на опыте, уже невозможно снова доверять чьей-то собственной убогой силе. 2 Кто попытается воспользоваться для полёта жалкими крыльями воробья, когда могучая сила орла Дарована ему? 3 И кто доверится скудным посулам эго, когда дары Господни разложены перед ним? 4 Что же тогда вызывает в них подобный сдвиг?
А. Формирование доверия
3. Сначала Божьи учителя должны пройти через то, что можно было бы назвать «периодом отмены созданного». 2 Этот процесс не должен быть болезненным, но часто переживается как таковой. 3 Кажется, будто что-то отбирается у них, и на первых порах редко кто понимает, что таким образом просто осознается отсутствие в этом ценности. 4 Можно ли воспринять отсутствие ценности в чем-либо, если воспринимающий не окажется в ситуации, когда он должен увидеть всё в другом свете? 5 Он еще не способен к полному внутреннему сдвигу. 6 Поэтому план иногда потребует изменений в том, что кажется внешними обстоятельствами. 7 Такие изменения всегда полезны. 8 Когда учитель Божий постигнет это, он двигается дальше, ко второй фазе.
4. Дальше Божий учитель должен пройти «период сортировки». 2 Этот период всегда более или менее труден, поскольку, постигнув, что изменения в его жизни всегда полезны, он должен теперь рассматривать всё с одной лишь точки зрения: увеличивает это полезность или мешает ей? 3 Он обнаружит, что многое, если не всё, ценимое им прежде, будет препятствовать его способности переносить постигнутое на новые ситуации по мере их возникновения. 4 Поскольку он ценил то, в чем ценности на самом деле нет, он не сможет обобщить урок, боясь потери или жертвы. 5 Многое надо постичь для понимания того, что все события, и встречи, и обстоятельства полезны. 6 И лишь в той мере, в какой они полезны, какая-то степень реальности должна приписываться им в этом мире иллюзий. 7 Слово «ценность» не может относиться ни к чему другому.
5. Третью фазу, через которую должен пройти Божий учитель, можно назвать «периодом отказа». 2 Если это интерпретируется как отказ от чего-то желанного, то возникнет чудовищный конфликт. 3 Лишь нескольким учителям Божьим удалось полностью избежать мук этого периода. 4 Однако нет смысла отделять ценное от ничего не стоящего, если не сделать следующего очевидного шага. 5 Следовательно, этот период перекрывающих друг друга состояний можно считать таким, в котором учитель Божий чувствует, что он был призван пожертвовать своими интересами во имя истины. 6 Он еще не осознает, что подобное требование было бы абсолютно невозможным. 7 Он может учиться этому только по мере его действительного отказа от бесполезного. 8 И таким образом он постигает, что там, где он предчувствовал печаль, он обнаруживает радостную беззаботность, где полагал, что что-то спрошено с него, находит преподнесенный ему дар.
6. Теперь приходит «период обустройства». 2 Это тихое время, когда учитель Божий отдыхает в относительном покое. 3 Теперь он собирает вместе всё постигнутое. 4 Теперь он начинает видеть ценность переноса этого на всё. 5 Потенциал постигнутого ошеломляет, и Божий учитель достиг такой вехи на своем пути, когда он видит в этом окончательный выход из положения. 6 «Откажись от нежеланного и сохрани желаемое». 7 Как просто очевидное! 8 И как легко его исполнить! 9 Учителю Божьему необходим этот период передышки. 10 Он не ушел еще так далеко, как ему кажется. 11 Но когда он готов продолжить путь, с ним рядом пойдут могущественные спутники. 12 Сейчас он какое-то время отдыхает и собирает их перед продолжением своего странствия. 13 Отсюда он уже не пойдет один.
7. Следующая стадия есть настоящий «период непокоя». 2 Теперь для Божьего учителя пришел черед понять, что он, как оказалось, не знал, что было ценным, а что нет. 3 Вот что на самом деле он до сих пор постиг: он не желал нестоящего, желая только ценного. 4 Однако его собственный отбор был полностью бессмыслен в обучении его разнице между ними. 5 Идея жертвы, центральная в его мыслительной системе, лишила его возможности судить. 6 Он думал, что обучался готовности, теперь же видит, что не знает, зачем эта готовность ему нужна. 7 Теперь он должен достичь такого состояния, которое может остаться недостижимым довольно долго. 8 Он должен научиться отказываться от всякого суждения и при любых обстоятельствах просить только о том, чего воистину желает. 9 Без надежного закрепления каждого шага в этом направлении достичь подобного будет весьма трудно.
8. И наконец, «период достижений». 2 Именно здесь закреплено всё обучение. 3 Что раньше виделось как просто тени, теперь становится твердыми обретениями, на которые можно положиться и в «чрезвычайных» ситуациях, и в тихие времена. 4 Спокойствие действительно есть их результат, итог честной учебы, последовательности мысли и полного обобщения. 5 Это стадия истинного покоя, ибо здесь полностью отражено состояние в Царстве Небесном. 6 Отсюда к Царству путь открыт и легок. 7 По сути, оно уже здесь. 8 Разве кто-либо «отправится» куда-то, если душевное спокойствие уже достигнуто? 9 И кто будет стремиться сменить спокойствие на нечто более желанное? 10 Что может быть желанней этого?
1. Все остальные черты Божьих учителей обусловлены доверием. 2 Как только оно достигнуто – все остальные обязательно последуют. 3 Лишь доверяющим доступна честность, поскольку лишь они способны видеть ее ценность. 4 Термин «честность» применим не только к тому, что ты говоришь. 5 По существу он означает последовательность. 6 Другими словами, он означает: то, что ты говоришь, не расходится с тем, что ты думаешь или делаешь; ни одна мысль не противоречит другой, ни одно действие не опровергнет твои слова и ни одно слово не входит в противоречие с другим. 7 Таковы воистину честные. 8 На любом уровне у них отсутствует конфликт с самими собой. 9 Следовательно, конфликт с кем-либо или с чем-либо для них невозможен.
2. Душевное спокойствие, свойственное продвинутым Божьим учителям в большой степени есть результат их абсолютной честности. 2 Только желание обмануть ведет к войне. 3 Тот, кто в единстве с самим собой, не может и помыслить о конфликте. 4 Конфликт есть неизбежный результат самообмана, самообман же есть бесчестность. 5 Ничто не будет вызовом для Божьих учителей. 6 Вызов предполагает сомнение, доверие же – их надежная опора – делает сомнения невозможными. 7 Следовательно, они способны только преуспеть. 8 В этом, как и во всём, они честны. 9 Они способны только преуспеть, поскольку никогда не исполняют своей воли в одиночку. 10 Они делают выбор за всё человечество; за весь мир и за всё, что в нем; за всё не изменившееся и неизменное за всякой видимостью, за Сына Божьего и за его Творца. 11 Разве могут они не преуспеть? 12 Свой выбор они делают в абсолютной честности, уверенные в нем так же, как в себе.
1. Божьи учителя не судят. 2 Судить – значит быть бесчестным, ибо судить – значит присвоить себе способность, которой у тебя нет. 3 Суждение без самообмана невозможно. 4 Суждение подразумевает, что ты обманулся в своих братьях. 5 Тогда возможно ли не обмануться в себе самом? 6 Суждение подразумевает отсутствие доверия, доверие же остается краеугольным камнем во всей системе мышления Божьего учителя. 7 Утрать он его – и всё его обучение пропало. 8 В отсутствии суждения всё одинаково приемлемо, ибо кто мог судить иначе? 9 В отсутствии суждения все люди – братья, ибо никто не отделен. 10 Суждение разрушает честность, расшатывает доверие. 11 Ни один Божий учитель не может судить, надеясь при этом что-либо постичь.
1. Для Божьих учителей вред невозможен. 2 Они и невредимы, и безвредны. 3 Вред – результат суждения. 4 Он есть бесчестный акт, который следует за бесчестной мыслью. 5 Он – приговор вины, возложенный на брата и, следовательно, на себя. 6 Он есть конец покою и отрицание обучения. 7 Он демонстрирует отсутствие Божьего учебного плана и замещение его безумием. 8 Каждый учитель Божий должен как можно раньше в своей учебе познать, что вред полностью изглаживает его функцию из его сознания. 9 Что он приводит к замешательству и страху и делает Божьего учителя подозрительным и злобным. 10 А это сделает невозможным постижение им уроков Святого Духа. 11 И Божий Учитель не будет услышан, разве что теми, кто осознал, что вред реально не может ничего достичь. 12 И что с его помощью ничего не обрести.
2. Следовательно, учителя Божьи абсолютно добры. 2 Им нужна сила доброты, поскольку именно в этом становится легкой функция спасения. 3 Для тех, кто причиняет вред, это невозможно. 4 Для тех, кто считает вред бессмысленным, она только естественна. 5 Какой, кроме этого, выбор логичен для здравомыслящих? 6 Кто выбирает ад, воспринимая путь, ведущий к Раю? 7 Кто выбирает слабость, которая должна явиться от вреда, вместо успешной и всобъемлющей, и безграничной силы доброты? 8 Мощь Божьих учителей заключена в их доброте, поскольку они поняли, что их злокозненные мысли явились не от Сына Божьего и не от его Отца. 9 И так они соединили свои мысли с Тем, Кто есть Источник их. 10 И так их воля, которая всегда была Его Собственной Волей, свободна быть самой собой.
1. Радость есть неизбежный результат доброты. 2 Радость означает, что страх уже невозможен, что же тогда может явиться помехой радости? 3 Раскрытые объятия доброты всегда полны. 4 Добрые не испытывают боли. 5 Они не в состоянии страдать. 6 Так отчего им не быть радостными? 7 Они уверены, что любимы и должны быть в безопасности. 8 Радость сопровождает доброту, как скорбь сопутствует атаке. 9 Божьи учителя пребывают в доверии к Нему. 10 Они уверены: Его Учитель идет перед ними, гарантируя, что никакой вред не будет им причинен. 11 Они хранят Его дары и следуют Его путем, ибо Глас Божий направляет их во всем. 12 Радость – это их песнь благодарности. 13 Сверху на них с признательностью глядит Христос. 14 Они нужны Ему не меньше, чем Он им. 15 Как радостно разделять цель спасения!
1. Божьи учителя научились быть простыми. 2 Нет у них снов, нуждающихся в защите от истины. 3 Они не делают попыток создать самих себя. 4 Их радость приходит от понимания того, Кто их сотворил. 5 А разве Богом сотворенному нужна защита? 6 Никто не может стать продвинутым учителем Божьим, пока он полностью не осознает, что защиты – всего лишь глупые стражи неистовых иллюзий. 7 Чем абсурднее сон, тем неистовей и мощней кажутся его защиты. 8 Но когда в итоге учитель Божий согласится посмотреть, что же за ними, он ничего не обнаружит. 9 Сначала медленно он позволяет себе распознавать обман. 10 Но с ростом доверия он будет постигать быстрее. 11 И вовсе не опасность приходит, когда низложены защиты. 12 Приходит безопасность. 13 И покой. 14 И радость. 15 И Господь.
1. Термин «щедрость» имеет особое значение для Божьего учителя. 2 Это не то значение, которое ему придается в мире; по сути, этому значению нужно обучаться и обучаться тщательно. 3 Как и все остальные характеристики Божьих учителей, эта в конечном счете покоится на доверии, поскольку без доверия никто не будет щедрым в подлинном смысле этого слова. 4 Для мира щедрость означает «отдачу» в смысле «отказа от чего-то». 5 Для Божьих учителей она означает «дар с целью сохранения». 6 Это подчеркивалось на протяжении всего Текста и Учебника, но для мышления мира эта идея еще более чужда, нежели многие идеи нашего учебного плана. 7 Ее неординарность заключается в ее очевидной противоположности мирскому мышлению. 8 В самом чистом смысле и на самом простом уровне это слово означает для Божьих учителей прямую противоположность его мирскому значению.
2. Учитель Божий щедр исходя из интересов собственного Я. 2 Это, однако, относится не к тому я, которое известно миру. 3 Учитель Божий не желает ничего, чего бы он не мог отдать, поскольку понимает, что оно будет по определению бесполезно для него. 4 Зачем ему оно? 5 Оно вело бы исключительно к потере. 6 Он ничего бы не обрел. 7 Поэтому он и не ищет то, что мог бы сохранить для одного себя, ведь это было бы гарантией потери. 8 Страдать он не желает. 9 Зачем же обрекать себя на боль? 10 Но он желает сохранить для себя всё, что от Бога и, следовательно, для Его Сына. 11 Всё это принаждлежит ему. 12 Всё это может он отдать с истинной щедростью и сохранить навечно для себя.
1. Те, кто уверен в исходе, могут позволить себе ждать и, не тревожась, ждут. 2 Терпение естественно для Божьего учителя. 3 Всё, что он видит, – это уверенный исход, возможно, по временам неведомый ему, но несомненный. 4 Время будет для него таким же правильным, как и ответ. 5 И это справедливо для всего, происходящего сейчас или же в будущем. 6 В прошлом не видится ошибок, оно свободно от всего, что не служило бы во благо миру и тому, чьим, как казалось, оно было. 7 Возможно, в то время это не было понято. 8 Но даже и при этом учитель Божий готов пересмотреть все свои прошлые решения, если они несут кому-то боль. 9 Терпение естественно для тех, в ком есть доверие. 10 Коль скоро они уверены в конечной интерпретации всего во времени, никакой исход, уже увиденный или же тот, что еще в будущем, не может вызвать у них страха.
1. Степень преданности Божьего учителя является мерой его прогресса в учебном плане. 2 По-прежнему ли он выбирает одни аспекты своей жизни, чтобы включить их в обучение, и оставляет в стороне другие? 3 Если так, то его прогресс ограничен и его доверие еще не полностью утвердилось. 4 Преданность есть вера Божьего учителя в справедливое разрешение Божьим Словом всех вопросов, а не какой-либо их части. 5 Обычно его верность начинает утверждаться с решения некоторых проблем, остающихся какое-то время весьма ограниченными. 6 Отдать же все проблемы одному Ответу значит полностью изменить мирское мышление. 7 Лишь это и есть преданность. 8 Ничто другое в действительности не может зваться ею. 9 Но каждый шаг, как бы мал ни был, стоит усилий. 10 Готовность, как подчеркивается в тексте, еще не мастерство.
2. В истинной преданности, однако, нет отклонений. 2 Последовательная, она абсолютно честна. 3 Неколебимая, она полна доверия. 4 Обусловленная отсутствием страха, она добра. 5 Не сомневающаяся, она радостна. 6 Уверенная, она терпима. 7 Таким образом, преданность соединяет в себе остальные черты Божьих учителей. 8 Под этим подразумевается принятие Слова Божьего и Его определения Его Сына. 9 Именно к Ним всегда направлена преданность в своем подлинном смысле. 10 К Ним обращает она взор, Их ищет, пока не найдет. 11 Соединение незащищаемости с ней естественно, и радость есть ее состояние. 12 Найдя искомое, она покоится в тихой уверенности только на том, чему вся преданность принадлежит.
1. Центральное положение непредвзятости, возможно, последней характеристики, приобретаемой Божьим учителем, легко понять, когда осознается ее связь с прощением. 2 Непредвзятость приходит с отсутствием суждения. 3 Так же, как суждение закрывает разум перед Божьим Учителем, непредвзятость приглашает Его войти. 4 Так же как осуждение делает Сына Божьего исчадием зла, непредвзятость разрешает ему быть судимым Голосом, Глашатаем Божьим, во имя Его. 5 Так же как проекция вины на него отправила бы его прямо в ад, непредвзятость позволяет продолжить к нему образ Христа. 7 Лишь непредубежденные способны быть в покое, поскольку лишь они видят основание для этого.
2. Как непредубежденные прощают? 2 Своим отказом от всего, что помешало бы прощению. 3 Они воистину оставили мир, позволив возродить его для них в такой великолепной новизне и радости, что о подобной перемене они и мыслить не могли. 4 Подобия былому нет теперь ни в чем. 5 Всё, что казалось тусклым и безжизненным, теперь наполнено сиянием. 6 А главное, всё нынче привечает, поскольку страх исчез. 7 Ни облачка не застит лик Христа. 8 И цель теперь достигнута. 9 Прощение есть конечная цель учебного плана. 10 Оно готовит путь тому, что далеко уходит за сферу постижения. 11 В учебном плане нет попыток превзойти его оправданную цель. 12 Прощение есть единственная цель, к которой в конечном счете сводится всё обучение. 13 Его вполне достаточно.
3. Ты, видимо, заметил, что в перечень характеристик Божьих учителей не включены те, что составляют наследие Божьего Сына. 2 Такие термины, как любовь, безгрешие, совершенство, знание, извечная истина, не появляются в этом контексте. 3 Здесь они были бы неуместны. 4 То, что Бог дал, настолько превосходит наш учебный план, что обучение просто исчезает в его присутствии. 5 Но пока это присутствие затенено, данный учебный план справедливо остается фокусом нашего внимания. 6 Функция Божьих учителей состоит в том, чтобы принести истинное обучение миру. 7 Строго говоря, они помогают миру разучиться тому, что было «истинным обучением в нем». 8 Божьим учителям дано принести миру благую весть его прощения. 9 Они воистину благословенны, ибо они – носители спасения.