Курс Чудес

*******

Глава 31

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ

I. Простота Спасения

1. Как просто спасение! 2Смысл его в том, что никогда не бывшее истинным не истинно и посейчас и никогда не станет истинным. 3Немыслимого не произошло, поэтому у него не может быть следствий. 4И это всё. 5Трудно ли это постичь тому, кто хочет, чтобы оно было истиной? 6Лишь нежелание осилить такой простой урок способно сделать его трудным. 7Трудно ли видеть, что ложное не станет истинным, а истинное ложным? 8Ты уже не можешь сказать, что не воспринимаешь разницу меж истинным и ложным. 9Тебе было подробно разъяснено, как их различать и что предпринимать в минуты замешательства. 10Так отчего же ты упорствуешь, не постигая столь простых вещей?

2. На то имеется причина. 2Только не путай ее с затруднением в простых вещах, постичь которые просит тебя спасение. 3Ведь учит оно только очевидному. 4И просто переходит от одного очевидного урока к следующему при помощи простых шагов, по-доброму, без напряжения ведущих тебя от одного к другому. 5Запутаться здесь невозможно, и всё же ты сумел запутаться. 6Ибо каким-то образом поверил, что полностью запутанное легче и выучить, и понять. 7То, чему ты научил себя,поистине гигантский учебный подвиг, действительно невероятный. 8Но, пожелав, ты совершил его, не останавливаясь в своем стремлении, чтобы судить о том, как трудно этому учиться или насколько это сложно для понимания.

3. Кто понимает, что ты выучил, как преданно учился этому, какие муки претерпел, усердно практикуясь и бесконечно повторяя уроки в каждой форме, какую только мог вообразить, не сможет усомниться в силе твоих учебных навыков. 2Могущественней силы в мире нет. 3Ею был создан мир, который и теперь ни от чего другого не зависит. 4Уроки, которым ты учил себя, настолько переучены и зафиксированы, что они застилают тяжелой пеленой простое и очевидное. 5Не говори, что не способен их постичь. 6Ведь сила постижения в тебе была достаточно сильна для обучения тебя тому, что твоя воля не твоя, что твои мысли не принадлежат тебе и даже сам ты есть кто-то другой.

4. Ну, кто же станет настаивать на легкости уроков, подобных этим? 2Но ты пошел в своей учебе дальше. 3Ты делал шаг за шагом, не жалуясь на трудности, пока не был построен мир, тебе угодный. 4Каждый урок, из коих создан мир, восходит к первому достижению в обучении, чудовищному настолько, что перед непомерностью его кажется слабым и тихим Глас Святого Духа. 5Мир начался с одного странного урока, достаточно могущественного, чтобы запамятовать Бога, а Его Сына сделать чужим самому себе, изгнать из собственного дома, в который его поместил Сам Бог. 6Ты, обучивший себя тому, что Божий Сын виновен, не говори, что не способен постичь простых вещей, которым учит тебя спасение.

5. Способность постигать ты сам и создал, и подарил себе. 2И создавалась она не с целью исполнения Божьей Воли, а лишь в поддержку твоего желания иметь возможность ей противостоять, а другой воле, раздельной с ней, быть более реальной, чем она сама. 3На демонстрацию этого и было направлено всё обучение, и ты постиг всё то, чему оно и было создано учить. 4А ныне затверженное в древности стоит неумолимо пред Гласом истины и учит тебя, что не истинны Его уроки, слишком трудны для постижения, слишком сложны для видения и слишком уж противоречат тому, что истинно на самом деле. 5Но ты их выучишь, поскольку в том единственная цель твоих учебных навыков, которую усматривает в мире Дух Святой. 6Его простые уроки прощения имеют силу более могущественную, чем твоя, ибо они взывают к тебе от Бога и от твоего собственного Я.

6. Так ли уж тих, и слаб, и еле различим тот Голос, что Он не в состоянии подняться над какофонией и гамом лишенных смысла звуков? 2Не в Воле Бога, чтобы Сын Его забыл. 3И сила Его Волив Голосе, Глашатае Его. 4Какой урок ты выучишь? 5Какой исход и неизбежен, и уверен, как Сам Бог, и вне вопросов и сомнений? 6Разве твое жалкое обучение, нелепое по выводам и столь невероятное по трудности, способно противостоять простым урокам, которым учит тебя каждое мгновение каждого дня с тех пор, как время началось и обучение было создано?

7. Для постижения есть только два урока. 2Их результаты принадлежат разным мирам. 3И каждый мир уверенно исходит из своего источника. 4Несомненный итог урока, который учит, что виновен Божий Сын, есть видимый тобою мир. 5Это мир страха и отчаяния. 6В нем никакой надежды на счастье нет. 7Все планы обезопасить себя в нем обречены на неудачу. 8Здесь поиск радости не оставляет какой-либо надежды на обретение ее. 9Однако это не единственно возможный итог твоего обучениия. 10Как бы твердо ты ни заучил поставленную перед собой задачу, урок, отражающий Божью Любовь, все же сильнее. 11И ты постигнешь, что непорочен Божий Сын,и увидишь совершенно другой мир.

8. Итог урока, который учит, что невиновен Божий Сын, есть мир, лишенный страха, где всё освещено надеждой и искрится нежным дружелюбием. 2Всё в нем к тебе взывает с добротой, горит желанием быть тебе другом, ждет позволения с тобой соединиться. 3Тот зов не остается неуслышанным, или неверно понятым, или же без ответа на том же языке, на коем прозвучал призыв. 4И ты поймешь, что в этом мире лишь этот зов и исходил от всех и от всего, но ты в нем не воспринимал того, чем он был. 5Теперь ты смог увидеть, что ошибался. 6Что был обманут формами, скрывавшими зов. 7И ты, не услыхав его, утратил друга, всегда желавшего быть частью тебя. 8Нежный и вечный зов каждой частицы Божьего творения к своему целому слышится в мире, принесенном этим вторым уроком.

9. Такого нет живого существа, которое не разделяло бы вселенской Воли для него быть целокупным, а для тебяуслышать его зов. 2Без твоего ответа оно оставлено умирать так же, как оно спасено от смерти, когда в его призыве ты услышал древний зов к жизни и понял, что этот зовтвой собственный. 3Христос в тебе помнит Бога с той же определенностью, с какой Он знает Его Любовь. 4Но только если непорочен Его Сын, Он может быть Любовью. 5Ведь Бог определенно был бы страхом, когда бы тот, кого Он сотворил невинным, мог стать рабом вины. 6Сын Божий, совершенный, помнит собственное сотворение. 7В своей вине, однако, он забыл, что он такое.

10. Страх перед Богом есть столь же безусловный результат урока в том, что Сын Его виновен, как память о Его Любви должна быть результатом познания им собственной невиновности. 2Ведь ненависть должна порождать страх и на его отца смотреть как на себя. 3Как ты неправ, не вслушиваясь в зов, перекрывающий любой воображаемый зов смерти, звучащий за каждой убийственной атакой и умоляющий любовь восстановить гибнущий мир! 4Не понимаешь ты, Кто обращается к тебе за каждой формой ненависти, за каждым призывом к битве. 5Но ты Его узнаешь, как только дашь Ему ответ на том же языке, что и Его призыв. 6Он явится, как только ты Ему ответишь, и ты узнаешь в Нем, что Бог есть Любовь.

11. Что есть соблазн, как не желание принять неверное решение по поводу того, чему учиться и как получить нежеланный результат? 2Признание нежелательности подобного состояния становится тем средством, с помощью которого выбор переоценивается и предпочтение отдается другому результату. 3Обманут ты, поверив, будто тебе милей разлад, страдания и боль. 4Не слушай призыва к этому внутри себя! 5А слушай глубинный зов за всеми ними, молящий о спокойстви и радости. 6Весь мир будет дарить тебе и радость, и покой. 7Ибо как ты услышал, так будешь отвечать. 8Узри! 9Ответ твой будет подтверждением того, чему ты обучился. 10Итог его и есть тот мир, который ты увидишь.

12. Давай же остановимся на миг и позабудем всё, что мы когда-либо постигли, все мысли, посещавшие нас, и всякую предвзятость в отношении того, что oзначают те или иные вещи и в чем их цель. 2Забудем наши собственные идеи о том, для чего создан мир. 3Мы этого не знаем. 4И пусть все образы, которыми мы оделили каждого, исторгнутся из наших мыслей и исчезнут.

13. Так не суди, не зная ни благих, ни злобных мыслей о ком-то, когда-либо пришедшем тебе на ум. 2Сейчас ты его не знаешь. 3Но ты свободен его заново узнать. 4Теперь он для тебя родился «свыше», а ты родился «свыше» для него, без прошлого, которое, казалось, приговаривало его к смерти, а вместе с ним тебя. 5Теперь он, как и ты, свободен жить, ибо ушло заученное в древности, оставив место для возрождения истины.

II. Идя с Христом

1. Древний урок не одолеть, противопоставляя новое и старое. 2Его не нужно побеждать, чтобы знать истину, и нет нужды бороться с ним ради того, чтобы он поблек в сравнении с ее очарованием. 3Не требуется ни приготовлений к битве, ни траты времени, ни планов привнесения нового. 4Исконная война ведется против истины, но истина не отвечает. 5Разве кто-либо может пострадать в такой войне, если он сам не причинит себе вреда? 6В истине у него нет врагов. 7А разве сны способны на него напасть?

2. Давай посмотрим снова, что, кажется, стоит между тобой и истиной того, что есть ты. 2Ведь есть шаги для устранения этого. 3Первый из нихрешение, которое ты принимаешь. 4А затем истина тебе дана. 5Ты установишь истину. 6Согласно твоему желанию всякий раз, когда ты думаешь, что должен что-либо решать, у тебя есть две возможности для выбора. 7Не верен будет ни один из них. 8И между ними различий нет. 9Но нам необходимо увидеть тот и другой, прежде чем ты устремишь свой взгляд за них, к единственной альтернативе, которая и есть новый выбор. 10Только не в снах, тобою созданных, чтобы скрыть это от тебя.

3. То, между чем ты выбираешь, вовсе не выбор, а лишь иллюзия его свободы, ибо в обоих случаях итог один. 2Тогда это вообще не выбор. 3Ведущий и ведомый предстают как разные роли, и вроде бы каждая из них имеет преимущества, лишиться которых ты не желаешь. 4Поэтому в их слиянии видится надежда на удовлетворение и покой. 5Ты видишь себя раздвоенным этими ролями, навечно поделенным между ними. 6И каждый друг и недруг становится средством, помогающим тебе спасти себя от этого.

4. Возможно, ты зовешь это любовью. 2Возможно, ты считаешь это убийством, наконец оправданным. 3Ты ненавидишь того, кому отдал роль лидера, желая ее для себя, но также тебе ненавистно и неприятие им этой роли, когда ты позволяешь ведомому в себе подняться, отказываясь от ведущей роли. 4Вот для чего ты создал брата и научился думать, что в этом его цель. 5Не выполнив ее, он не исполнил функции, назначенной ему тобой. 6Так он заслуживает смерти, поскольку не имеет цели и бесполезен для тебя.

5. А что жe он? 2Чего он хочет от тебя? 3Чего он может пожелать, как не того же, чего ты хочешь от него? 4Здесь жизнь становится простой, как смерть, ибо то, что ты выбираешь, ты выбираешь и для него. 5Есть две возможности для обращения твоего к нему, а егок тебе. 6И между этими двумя призывами есть выбор, ибо они приводят к разным результатам. 7Ведущий он по отношению к тебе или ведомыйзначения не имеет, ибо ты выбрал смерть. 8Но к смерти или к жизни он зовет, к ненависти или прощению и помощив итоге вовсе не одно и то же. 9Услышь однои ты с ним разделен, и ты потерян. 10Услышь другоеи ты соединился с ним, и в твоем ответе найдено спасение. 11Голос, который ты слышишь в нем,твой собственный. 12О чем он тебя просит? 13Слушай внимательно! 14Ведь всё, чего он просит, придет к тебе, ибо ты видишь образ самого себя и слышишь собственный голос, просящий о том, чего ты желаешь.

6. Прежде чем дать ответ, остановись, подумай вот о чем:

2Ответ, который я даю моему брату, есть то, о чем я сам прошу.

3Всё, что я узнаю о нем, я постигаю о самом себе.

4Затем давай затихнем на мгновение, забыв обо всем, что, как казалось, мы слышали, и помня лишь о том, как много мы не знаем. 5Брат этот ни ведет, ни следует за нами; он подле нас идет и тою же стезей. 6Он нам подобен и так далек или так близок от того, что нам желанно, как мы ему позволим быть. 7Всё нами обретенное он обретает с нами вместе, и мы задержимся, если он не пойдет вперед. 8Возьми же его руку не в гневе, но в любви, ибо его успехом ты измеряешь свой. 9И мы пойдем дорогою раздельно, если ты не сохранишь его в безопасности подле себя.

7. Коль скоро он ровня тебе в Любви Господней, от всякой видимости будешь ты спасен и на призыв Христа, зовущего тебя, ответишь. 2Остановись и слушай. 3Не думай древних дум. 4Забудь заученные гнетущие уроки об этом Божьем Сыне, взывающем к тебе. 5Христос ко всем взывает с равной добротой, не видя лидеров или же тех, кто следует за ними, и слыша только один ответ им всем. 6Поскольку Он слышит только один Голос, Он не способен услышать другой ответ, отличный от того, который дал Господь, когда назначил Его Своим единородным Сыном.

8. Остановись на миг. 2Приди без мыслей о постигнутом когда-то, оставь все созданные тобою образы. 3Старое рухнет перед новым, не встретив твоего сопротивления или подобного намерения. 4Не будет нападения на то, что ты считал бесценным и нуждающимся в твоей заботе. 5Не будет нападений на твое желание услышать зов, вовек не прозвучавший. 6Ничто не повредит тебе в этом священном месте, куда явился ты слушать в молчании и постигать истину о том, чего действительно желаешь. 7Учиться большему, чем это, тебя не просят. 8Но, слыша это, ты будешь понимать, что должен отойти от мыслей, которых не желал, которые никогда и не были истинными.

9. Прости же брату его обличья, ведь все они не более чем древние уроки твоей греховности, которым ты обучил себя. 2Услышь его мольбу о милосердии, об избавлении от пугающих образов, созданных его представлением о том, что он такое и чем должен быть ты. 3Боится он идти с тобою рядом, видимо считая, что будет безопасней чуть-чуть отстать или уйти вперед. 4Можно ли ожидать прогресса от тебя, если ты мыслишь так же: идешь вперед, когда он отступает, и отступаешь, если он продвинется вперед? 5Ведь так ты забываешь о цели странствиятвоем решении идти с ним рядом, чтобы никто не вел, чтобы никто не следовал. 6Так вы идете вместе, а не по одному. 7А с этим выбором изменился и исход учебы, ибо для вас обоих заново рожден Христос.

10. Мгновения, проведенного без старых идей о том, кто есть великий твой попутчик и что ему надлежит просить, будет достаточно, чтобы дать этому свершиться. 2Ты цель его воспримешь такой же, как твоя. 3И просит он о том, чего желаешь ты; нуждается он в том же, что и ты. 4Возможно, это принимает в нем иную форму, но отвечаешь ты не форме. 5Он просити ты получаешь, придя лишь с одной целью: постичь, что любишь брата своего любовью братской. 6А раз он тебе брат, то и Отец его есть твой Отец, и он тебе подобен в истине.

11. Вместе вы вспоминаете о своем наследии и оба принимаете его. 2Поодиночке вам в нем отказано. 3Разве не ясно, что, всё еще настаивая на том, чтобы вести или же следовать, ты думаешь, будто идешь один и нет никого рядом с тобой? 4Это дорога в никуда, ибо свет не дарован, пока ты идешь один, и ты не увидишь, каким идти путем. 5И так ты в полном замешательстве один во тьме слоняешься взад и вперед и ощущаешь бесконечные сомнения. 6Но все это лишь видимость и самого странствия, и того, как его следует предпринимать. 7Ибо с тобою рядом Тот, Кто держит пред тобою свет, чтобы каждый твой шаг был сделан с определенностью и уверенностью в дороге. 8Повязка на глазах может наверняка ухудшить зрение, но ей не омрачить сам путь. 9А у Того, Кто странствует с тобой, есть свет.

III. Собою обвиненный

1. Лишь обвинившие самих себя способны осуждать. 2Готовясь сделать выбор, который даст другие результаты, небходимо прежде всего твердо усвоить одну идею. 3Должен войти в привычку ответ, настолько типичный для всего, что ты делаешь, что он становится твоим первым ответом на все соблазны, на каждую сложившуюся ситуацию. 4Выучи это и выучи хорошо, поскольку именно здесь отсрочка счастья сокращается на такой интервал времени, который тебе не осознать. 5Ты ненавидишь брата не за его грехи, а только за свои собственные. 6Какую бы, казалось, его грехи ни принимали форму, она лишь заслоняет факт твоей веры в то, что это грехи твои, а посему они заслуживают «праведной» атаки.

2. Разве грехами были бы его грехи, если бы ты не верил, что они непростительны в тебе? 2Зачем им быть реальными в нем, если бы ты не верил, что онитвоя реальность? 3И отчего ты нападаешь на них повсюду, если не из ненависти к самому себе? 4Разве тыгрех? 5Ты отвечаешь «да» любой своей атакой, ибо атакой ты подтверждаешь свою виновность и должен воздать кому-то по заслугам в той же мере, в какой заслуживаешь сам. 6Чего же ты заслуживаешь, если не того, что ты есть? 7Если бы ты не верил, что заслуживаешь атаки, тебе и в голову не пришло бы на кого-либо напасть. 8Зачем это тебе? 9Какая в этом польза для тебя? 10Какого ты желаешь результата? 11И может ли убийство обернуться благом для тебя?

3. Грехив телах. 2Их не воспринимают в разумах. 3И не воспринимают их как цели, только как действия. 4Действуют тела, но не разумы. 5И следовательно, тело должно быть виновато в собственных поступках. 6В теле не видят пассивного предмета, послушного твоим командам, который ничего не делает сам по себе. 7Если тыгрех, то ты есть тело, поскольку разуму не свойственны деяния. 8И цель должна быть в теле, а не в разуме. 9Должно быть, тело и действует самостоятельно, и мотивирует само себя. 10Если ты грех, то ты замуровал свой разум в теле и цель его отдал его тюрьме, которая и действует вместо него. 11Тюремщик сам не следует приказам, он обеспечивает выполнение их узником.

4. И всё же узниктело, а не разум. 2Телу несвойственно мышление. 3Нет силы у него, чтобы учиться, прощать или порабощать. 4Оно не отдает приказы, которые разум обязан выполнять, не ставит условий, которым тот обязан следовать. 5И держит оно в тюрьме лишь разум, согласный находиться в ней. 6Оно заболевает по настоянию разума, который станет его узником. 7Оно стареет и умирает, поскольку разум болен внутри себя. 8Лишь обучение приводит к переменам. 9Поэтому тело, в котором не происходит обучения, не может измениться, разве что разум предпочтет, чтобы оно изменило свою внешность для соответствия цели, данной ему разумом. 10Ведь только разум способен к обучению и только в нем достигнуты все перемены.

5. Разум, считающий себя грехом, имеет только одну цель: источником греха должно быть тело, чтобы держать его в своей тюрьме, которую он и выбирает, и охраняет, и держит в страхе перед ней себя, спящего пленника свирепых псов ненависти и злобы, болезней и атак, старения и боли, страданий и невзгод. 2Мысли о жертве здесь сохранены, поскольку здесь властвует вина, приказывая миру быть ей подобным: местом, где милосердия не найти и где ничто не может пережить опустошительного страха, разве что в смерти и убийстве. 3Именно здесь ты создал грех, а он не обитает в счастливых и свободных, ибо они враги, которых грех должен убить. 4В смерти грех сохранен, и те, кто думает, что они и есть грех, должны умереть за то, что, как им кажется, они есть.

6. Возрадуемся же, что ты увидишь то, во что веришь, и всё это тебе дано изменить. 2Тело же будет просто следовать. 3И никогда оно не поведет тебя туда, где ты не желаешь быть. 4Оно твой сон не охраняет и не мешает пробуждению. 5Освободи же свое тело из тюрьмы, и более ни в ком ты не увидишь пленника того, чего сам избежал. 6Ты не захочешь держать в цепях вины тобою избранных врагов или же сковывать иллюзией изменчивой любви тех, кого посчитал друзьями.

7. Невинные освобождают из благодарности за собственное освобождение. 2И то, что они видят, поддерживает их свободу от смерти и тюрьмы. 3Открой же разум переменами древней кары не последует от брата или от тебя. 4Ведь Бог сказал: нет такой жертвы, которую возможно попросить, нет такой жертвы, которую возможно принести.

IV. Реальная альтернатива

1. Есть склонность думать, будто мир способен дать утешение, избавить от проблем, поддерживать которые и есть его цель. 2Но почему? 3Да потому, что он есть место, где выбор между иллюзиями кажется единственно возможным. 4А также потому, что контроль за результатами выбора сосредоточен в твоих руках. 5И так ты думаешь, что в узкой полосе между рождением и смертью тебе отпущено немного времени, чтобы воспользоваться им ради себя одного; такого времени, где все с тобой в конфликте, но ты способен выбрать путь, который уведет тебя и от конфликта, и от трудностей, которые вообще-то не твоя забота. 6А между тем, они и есть твоя забота. 7Как же тогда тебе от них избавиться, оставив позади? 8То, что должно идти с тобой, ты заберешь с собой, какою бы дорогой ни пошел.

2. Реальный выбор не иллюзия. 2Но мир не может такового предложить. 3Все как одна его дороги приводят только к разочарованию, и к пустоте, и к смерти. 4Нет выбора в его альтернативах. 5Так не ищи здесь избавления от проблем. 6Мир создавался, чтобы проблемы были неизбежны. 7Не обманись различиями в названиях его дорог. 8Они приводят к одному концу. 9И каждая из них есть только средство прийти к нему, ибо сюда сойдутся все дороги, как бы по-разному они ни начались, как бы по-разному ни пролегали. 10Конец их предсказуем, поскольку между ними нет выбора. 11Все как одна ведут к смерти. 12Какою-то из них ты странствуешь недолго в радости, пока ее не заволакивает тьмой. 13А тернии других дорог немедленно заявят о себе. 14Выбор не в том, каким будет конец пути, а только в том, когда этот конец наступит.

3. Там, где любой исход определен, выбора нет. 2Возможно, ты предпочел бы испытать их все, прежде чем действительно постигнешь, что все онивсего одна дорога. 3Кажется, мир предлагает множество дорог, но должен наступить момент, когда каждый начинает видеть, насколько все они подобны одна другой. 4А убедившись в этом, люди умирали, поскольку не видели иных путей, за исключением тех, что предлагал им мир. 5И постигая, что всё это дороги в никуда, люди теряли всякую надежду. 6А между тем это и было время, когда они могли постичь великий свой урок. 7Все должны подойти к подобной вехе и уйти за нее. 8То правда, что внутри мира выбора нет. 9Но это не урок сам по себе. 10Урок имеет цель, а здесь ты и приходишь к пониманию, для чего он.

4. Зачем тебе испытывать еще одну дорогу, другую личность или другое место, когда ты уже знаешь, как начинается урок, но еще не воспринимаешь, для чего он дан? 2Цель его есть ответ на поиск, предпринимать который должны все, кто убежден в возможности найти другой ответ. 3Теперь постигни, но без огорчений, что в мире нет надежды найти ответ. 4Но не суди урок, который с этого лишь начался. 5Оставь свой поиск придорожных знаков, надеясь, что они укажут еще один возможный путь. 6И больше не ищи надежды там, где ее нет. 7В своей учебе нынче поспеши, пойми, что ты теряешь время, не уходя за грань уже постигнутого к тому, что еще предстоит постичь. 8Ибо от этой низшей точки обучение поведет тебя к вершинам счастья, где ты увидишь цель урока абсолютно ясной и полностью в пределах твоих возможностей.

5. Кто разрешил бы направить себя в сторону от всех мирских путей, не понимая реальной их тщеты? 2Не должен ли он с этого начать, чтобы искать другой путь вместо них? 3Пока он видит выбор там, где его нет, силой каких решений может он воспользоваться? 4Великое высвобождение силы должно начаться с постижения того, где она реально применима. 5Какую силу будет иметь решение, если его применять к ситуациям, в которых отсутствует возможность выбора?

6. Постижение того, что мир способен предложить только один выбор, в какую бы он ни облекся форму, является началом принятия идеи, что этому имеется реальная альтернатива. 2Бороться с этим шагомзначит разрушить твою здешнюю цель. 3Ты не затем сюда пришел, чтобы найти дорогу, которой в мире нет. 4Поиск различных мирских путей есть просто поиск разных форм истины. 5Это и сохраняет истину недоступнгой.

7. Не думай, будто счастье можно обрести, идя дорогой, уводящей от него. 2Это бессмысленно, это неверная дорога. 3Позволь мне повторить тебе, считающему этот курс чрезмерно трудным для постижения: чтобы достигнуть цели, необходимо следовать в ее направлении, а не в обратном. 4И ни одна дорога, ведущая обратно, не приведет к искомой цели. 5Если это столь трудно для понимания, то данный курс действительно непостижим. 6Но только в этом случае. 7А в остальном это простое учение об очевидном.

8. Есть выбор, сделать который у тебя достанет силы, как только ты увидишь реальные альтернативы. 2До этого момента выбора нет, единственно доступное тебе решениекак лучше снова обмануть себя. 3В этом курсе не делается попытки научить большему, чем идее: сила решения не может лежать в выборе различных форм того, что есть одна и та же иллюзия, одна и та же ошибка. 4Весь выбор в этом мире зависит лишь от одной концепции: ты выбираешь между братом и собой и обретаешь столько, сколько он теряет, а то, что ты утратил, отдано ему. 5Как глубоко противоречит это истине, когда вся цель урокаучить тому, что всё, потерянное твоим братом, потеряно тобой, а всё, им обретенное, тобой обретено.

9. Он не покинул Помыслов Своих! 2Но ты забыл Его Присутствие, не помнил о Его Любви. 3Ни один путь мирской не приведет к Нему, ни одна цель мирская не станет единою с Его. 4Какая из мирских дорог ведет вовнутрь, если любая из них создана для отделения от странствия той цели, которую оно должно иметь, если ононе бесполезное блуждание? 5Все дороги, уводящие от того, что ты есть, приведут к отчаянию и путанице. 6Но Свои Помыслы Он не оставил умирать, лишив Источника, который в них навечно.

10. Он не оставил Помыслов Своих! 2Он мог оставить их не более, чем ониотстранить Его от себя. 3Все они в полном единстве с Ним, и в Их Единстве Все Они сохраняют свою полноту. 4Не существует такой дороги, которая вела бы от Него. 5Странствия, уводящего от самого себя, не существует. 6Как глупо, как безумно думать, что может существовать дорога с подобной целью! 7Куда бы она вела? 8Как бы ты умудрился странствовать по ней, идя без собственной реальности с тобой в единстве?

11. Прости себе свое безумие, забудь обо всех нелепых странствиях и замыслах без цели. 2В них смысла нет. 3От сущности своей тебе не убежать. 4Ибо Бог милосерден, Он не позволил Сыну Своему Его покинуть. 5Будь благодарен за то, что Он есмь, ведь в этом твое избавление от безумия и смерти. 6Найти тебя возможно только там, где пребывает Он. 7Такой дороги нет, которая не вела бы к Нему.

V. «Я-концепция» против Я

1. Всё обучение в мире строится на концепции себя, приспособленной к мирской реальности. 2Она вполне соответствует ему. 3Ведь это образ, сообразный с миром иллюзий и теней. 4И здесь он дома, где всё им видимое находится в единстве с ним. 5Созданию концепции себя посвящено все обучение в мире. 6Вот его цель: ты в мир приходишь без собственного я и постепенно таковое создаешь. 7К моменту достижения «зрелости» ты его совершенствуешь, готовясь встретить мир на равных, в единстве с его требованиями.

2. Концепция себя тобою создана. 2В ней никакого сходства с тобой нет. 3Она есть идол, созданный для замещения им твоей реальности как Сына Божьего. 4Концепция себя, которой учит мир, совсем не то, чем она предстает. 5Ведь создана она служить одновременно двум целям, из коих разум может распознать только одну. 6Первая представляет нам лицо невинностиаспект, подвергшийся воздействию. 7Это лицо улыбчивое, обворожительное, внешне сияющее любовью. 8Оно подыскивает себе спутников, подчас глядит на муки с состраданием и временами предлагает утешение. 9И верит, что является добром в мире зла.

3. Этот аспект способен гневаться, поскольку мир порочен и не способен дать укрытие и любовь, которых так заслуживает невинность. 2Поэтому лицо невинности частенько орошается слезами по поводу мирской несправедливости по отношению к тем, кто мог стать добрым и великодушным. 3Этот аспект никогда не нападает первым. 4Но ежедневно сотни мелочей предпринимают малые атаки на его невинность и провоцируют в нем раздражение и, наконец, оскорбление и открытый выпад.

4. Лицо невинности, которое так гордо носит я-концепция, может быть снисходительным к атаке из самозащиты, ибо разве не известно доподлинно, что мир обходится весьма жестоко с незащищенной невинностью? 2Никто из создающих картину собственного я не обойдется без подобного фасада, который так ему необходим. 3Другую сторону он видеть не желает. 4Но именно здесь обучение мира и утвердило свои воззрения, ибо здесь утвердилась «реальность» мира, обеспечившая идолу долгую жизнь.

5. Под маской лица невинностиурок, учить которому и создавалась я-концепция. 2Это урок невероятного смещения, неописуемого страха, столь разрушительного, что улыбающееся поверх него лицо всегда должно глядеть в другую сторону, дабы не ощутить скрываемого им предательства. 3Этот урок учит: «...я то, что ты из меня сделал, и, глядя на меня, ты осужден за то, что я есть». 4Подобной я-концепции мир с одобрением улыбается, поскольку она обеспечивает сохранность его путей и гарантирует, что идущие по ним с них не свернут.

6. Это и есть главный урокгарантия того, что брат твой осужден навечно. 2Ибо то, что ты есть, теперь становится его грехом. 3А этому прощения нет. 4Уже неважно, что он делает, ибо твой обвиняющий, неумолимый перст, не дрогнув, указует на него. 5Он указует также на тебя, но этот факт хранится глубоко во мгле, скрытый лицом невинности. 6И в этих потаенных склепах все его и твои грехи сохранены и держатся во тьме, где их не воспринимают как ошибки, каковыми их наверняка показал бы свет. 7Тебя уже не обвинишь в том, что ты есть, и ты не можешь изменить того, что оно заставляет тебя делать. 8Тогда твой брат есть для тебя символ твоих грехов и молча, но с неиссякаемым упорством ты всё еще осуждаешь его за ненавистное создание, которое есть ты.

7. Концепции заучены. 2Они неестественны. 3Вне обучения их не существует. 4Они не данность и, следовательно, должны быть созданы. 5Любая из них не истинна, а многие есть просто плод воспаленного воображения, разгоряченного и искаженного ненавистью, рожденной страхом. 6Что есть концепция, если не мысль, в которую ее создатель вложил собственный смысл? 7Концепции поддерживают мир. 8Но их нельзя использовать для доказательства его реальности. 9Ибо все они создаются внутри мира, рождаются в его тени, растут с его укладом и, наконец, «мужают» в его мышлении. 10Ониидеи идолов, рисованные кистями мира, который не способен создать даже одной картины, отображающей истину.

8. Концепция себя бессмысленна, поскольку здесь никто не в состоянии увидеть, для чего она и, следовательно, не может представить себе, что она такое. 2И тем не менее всё обучение, направляемое миром, и началось, и кончилось, преследуя единственную цель: учить тебя этой концепции себя, чтобы ты выбрал повиновение мирским законам и чтобы не стремился сойти с его дорог, чтобы не осознал, каким ты видишь самого себя. 3Теперь Святой Дух должен найти способ помочь тебе увидеть необходимость искоренения этой я-концепции, чтобы какое-то душевное спокойствие было дано тебе. 4А разучиться ей возможно только с помощью урока, нацеленного на обучение тебя тому, что ты есть нечто совсем другое. 5Иначе от тебя потребовалось бы обменять то, во что ты нынче веришь, на полную утрату я, и еще больший страх мог охватить тебя.

9. Поэтому планы уроков Святого Духа составлены из простых шагов, чтобы, невзирая на временные огорчения, а иногда и на отсутствие легкости, постигнутое тобой не разрушалось, а все, казавшееся свидетельством в его пользу, по-новому интерпретировалось. 2Тогда давай посмотрим, какое существует доказательство в подтверждение идеи, будто бы ты есть то, что сделал из тебя твой брат. 3Ведь даже если ты еще не воспринял, что мыслишь таким образом, то к этому моменту уже понял, что поведение твое полностью соответствует подобному мышлению. 4Разве он реагирует за тебя? 5Разве он точно знает, что случится? 6Разве он может видеть твое будущее, предсказывать события до их прихода, учить тебя, как поступать при разных обстоятельствах? 7Должно быть, как и ты, он создал мир, чтобы иметь подобный дар предвидения.

10. Едва ли ты есть то, что сделал из тебя твой брат. 2Но будь оно и так, кто дал тебе лицо невинности? 3Не твой ли это вклад? 4И кто есть «ты», его создавший? 5И кто обманут твоей добродетелью, поэтому и нападает на нее? 6Давай забудем глупость всей концепции, подумав вот о чем: есть две части того, чем ты себя считаешь. 7Если однасоздание брата, кто был создателем другой? 8И от кого что-то должно храниться в тайне? 9Даже будь злобным этот мир, и тогда нет никакой необходимости скрывать то, из чего ты сделан. 10Кто есть, чтобы увидеть это? 11Чему еще, как не тому, что подвергается атаке, нужна защита?

11. Возможно, причина, по которой эту концепцию необходимо держать во тьме, состоит в том, что на свету ты не считал бы ее истинной. 2А что случится с видимым тобою миром, если лишить его подпорок? 3Твоя концепция мира зависит от этой концепции себя. 4И обе они могли исчезнуть, если сомнениям когда-либо подверглась хотя бы одна из них. 5Святой Дух не стремится ввергнуть тебя в панику. 6Он просто спрашивает, можно ли задать совсем простой вопрос.

12. Есть некие альтернативы в том, чем ты должен быть. 2Ты можешь быть, к примеру, тем, чем пожелаешь быть брату. 3Это смещает концепцию себя с того, что целиком пассивно, освобождая, по меньшей мере, путь для активного выбора и некоего признания, что взаимодействие имело место. 4Есть некоторое понимание, что выбираешь ты за вас обоих, и смысл того, что он собою представляет, был дан тобой. 5Это также показывает некий проблеск в понимании закона восприятия: то, что ты видишь, отражает состояние разума воспринимающего. 6Но кто был тот, кто первым сделал выбор? 7Если ты есть то, чем выбрал быть своему брату, то альтернативы для выбора уже присутствовали, и кто-то первым решил выбрать одну и отказаться от другой.

13. Хоть этот шаг имеет некоторые преимущества, он еще не подводит к главному вопросу. 2Что-то должно было случиться еще до этих концепций своего я. 3Что-то должно было прибегнуть к обучению, их породившему. 4Этого не объяснить ни одной из двух точек зрения. 5Главное преимущество сдвига от первой ко второй состоит в том, что ты каким-то образом своим решением сделал выбор. 6За это обретение, однако, заплачено почти равной потерей, ибо теперь тебе вменяется в вину то, чем является твой брат. 7Ты должен разделить его вину, поскольку выбрал ее для него в подобие своей. 8И если прежде был вероломным только он, теперь ты должен быть осужден с ним заодно.

14. Концепция собственного я всегда была одержимостью этого мира. 2Ведь каждый верит, что должен разрешить загадку самого себя. 3Спасение можно видеть не чем иным, как избавлением от концепций. 4Его заботит не содержание разума, а лишь простое утверждение, что разум мыслит. 5А то, что может мыслить, имеет выбор, и ему можно показать, что разные мысли имеют разные последствия. 6Так оно в состоянии постичь, что всё им мыслимое отражает глубокую путаницу по поводу того, как оно было создано и что оно такое. 7И, пусть и смутно, концепция собственного я вроде бы отвечает на то, чего оно не знает.

15. Не ищи собственного Я в символах. 2Не может быть концепции, способной выразить то, что ты есть. 3Какая разница, какую из них ты приемлешь, воспринимая свое я взаимодействующим со злом и реагирующим на недобрые дела? 4Твоя концепция себя всё еще будет оставаться бессмысленной. 5Тебе не воспринять, что ты способен взаимодействовать только с самим собой. 6Если ты видишь картину мира, погрязшего в вине,это есть знак того, что твое обучение направлялось миром и ты в нем видишь то же, что в себе. 7Концепция себя объемлет всё тобою видимое, и ничего не остается вне этого восприятия. 8Если что-либо может тебе вредитьты видишь картину тайных своих желаний. 9Не более того. 10В любых страданиях ты видишь собственное скрытое желание убивать.

16. По мере обучения ты будешь создавать множество концепций собственного я. 2Каждая из них будет отражать изменения в твоих взаимоотношениях по мере изменения восприятия себя самого. 3При каждом сдвиге будет возникать некое замешательство, но будь признателен, что цепкая хватка мирского обучения, сжимавшая твой разум, ослабевает. 4Будь счастлив в уверенности, что в конце концов она уйдет, оставив разум твой в покое. 5Роль обвинителя проявится во многих местах и формах. 6И каждая из них вроде бы будет обвинять тебя. 7Не бойся, однако, что этого нельзя искоренить.

17. Мир не способен учить тебя образам тебя самого, если ты не желаешь им обучаться. 2Настанет время, когда все образы уйдут, и ты увидишь, что не знаешь, что ты такое. 3Именно в этот открытый и непредвзятый разум вернется истина, неограниченная и без помех. 4Там, где отброшены концепции себя, истина предстает такой, какая она есть. 5Когда сомнению и вопросам подвергнута каждая концепция и когда признано, что ни одна из них не обусловлена предпосылкой, способной противостоять свету, тогда истина свободна, чтобы войти в свое святилище, очищенное и освобожденное от вины. 6Нет утверждения, вызывающего в мире больший страх, чем это:

7Не знаю я, что я такое, и, следовательно, мне неизвестно, что я делаю, где нахожусь или как мне смотреть на мир или на самое себя.

8Но в обучении этому рождается спасение. 9И То, Что ты есть, Само расскажет тебе о Себе.

VI. Признавая Дух

1. Ты либо видишь плоть, либо признаешь дух. 2Нет компромисса между этими двумя. 3Если одно реально, другое должно быть ложью, ибо реальное отрицает свою противоположность. 4Для видения нет, кроме этого, иного выбора. 5То, что ты выберешь, определит всё, что ты будешь видеть и считать реальным и истинным. 6От одного этого выбора действительно зависит весь твой мир, ведь здесь ты утверждаешься в собственной вере как плоть или как дух. 7Если ты выбираешь плоть, то уже не избавишься от тела как от своей реальности, поскольку таковым был для него твой выбор. 8Но предпочти духи наклонятся Небеса, чтобы коснуться твоих глаз, благословить твое святое видение, чтобы ты более не видел мира плоти, разве что с целью исцелить его, утешить и благословить.

2. Спасение есть отмена. 2Если твой выборвидеть тело, ты видишь также мир разделения, не связанных между собой вещей и полностью бессмысленных событий. 3Вот этот появился и смертью унесен, удел тогострадания и утраты. 4И ни один не остается в точности таким, каким он был мгновение назад, а миг спустя не будет тем же, каков сейчас. 5Возможно ли довериться тому, в чем видится так много перемен, достоин ли доверия тот, кто есть не более чем прах? 6Спасение есть отмена всего этого. 7Ведь постоянство явлено во взоре тех, кто освобожден спасением от видения цены за сохранение вины, поскольку они предпочли от нее избавиться.

3. Спасение не просит, чтобы ты видел дух, не воспринимая тела. 2А просит оно лишь о том, чтобы это стало твоим выбором. 3Ведь ты способен видеть тело без всякой помощи, только не понимаешь, как смотреть на мир отдельно от него. 4Этот твой мир спасение устраняет, позволив тебе увидеть другой мир, который никогда бы не нашли твои глаза. 5Пусть тебя не заботит, как подобное возможно. 6Тебе неведомо, как появилось в поле зрения всё, что ты видишь. 7Ибо пойми ты этооно исчезло бы. 8Пелена неведения заволокла и доброе, и злое, и нужно ее миновать, чтобы исчезло то и другое и чтобы восприятию не нашлось места для укрытия. 9Как это будет сделано? 10Никак. 11Что еще можно сделать внутри вселенной, сотворенной Богом?

4. Только в гордыне мог ты помыслить, что должен упростить путь к Небесам. 2Тебе даны те средства, с помощью которых возможно увидеть мир, который заместит тобою созданный. 3Да будет воля твоя! 4На Небе, как на земле, она вовеки истинна. 5Неважно, где, по-твоему, ты есть или какой должна быть истинная правда о тебе. 6Нет разницы меж тем, на что ты смотришь и что предпочитаешь думать, чувствовать, желать. 7Ибо сам Бог сказал «Да будет воля Твоя!». 8И, соответственно, она свершилась для тебя.

5. Ты, веря, будто тебе под силу своим решением увидеть Сына Божьего таким, каким желаешь ему быть, не забывай, что ни одна концепция тебя не выстоит против истины того, что ты есть. 2Упразднить истину невозможно. 3Но поменять концепции несложно. 4Одна картина, увиденная ясно и не вписавшаяся в воспринятую ранее, изменит мир для глаз, обучающихся видению, поскольку изменилась концепция себя.

6. Неуязвим ли ты? 2Тогда в твоих глазах безвреден мир. 3Прощаешь ли? 4Тогда прощает мир, поскольку ты простил ему согрешения его; он смотрит на тебя глазами, что видят так же, как твои. 5Тело ли ты? 6Тогда весь мир воспринят вероломным, охочим до убийств. 7Или ты дух бессмертный, не подлежащий разложению и не запятнанный грехом? 8Тогда мир видится стабильным и целиком достойным твоего доверия, счастливым местом краткого отдохновения, где нечего бояться и можно всё любить. 9Кого не привечают благие сердцем? 10Что может повредить воистину невинным?

7. Да будет воля твоя, дитя святое Божье! 2Неважно, видишь ты себя на Небе или на земле. 3То, что в Господней Воле для тебя, не может измениться. 4Звездою вечною в тебе сияет истина, чиста, как свет, невинна, как сама любовь. 5И ты достоин того, чтобы свершилась твоя воля!

VII. Видение Спасителя

1. Обучение есть изменение. 2Спасение не стремится к использованию средств, всё еще слишком чуждых твоему мышлению, или к созданию перемен, которых ты не сможешь распознать. 3Пока длится восприятие, концепции необходимы, а изменение концепций и есть задача спасения. 4Ведь оно должно иметь дело с контрастами, а не с истиной, которая не имеет противоположностей и не меняется. 5В мирских концепциях «плохие»те, кто виноват, «хорошие» жете, что невиновны. 6И каждый в этом мире имеет концепцию себя, где он подсчитывает всё «доброе» в себе для извинения в себе «зла». 7Ни в ком не доверяет он «добру», считая, что за ним таится «зло». 8Эта концепция подчеркивает вероломство, и так доверие становится немыслимым. 9А измениться она не может, пока ты воспринимаешь в себе «зло».

2. Собственных «злобных» мыслей тебе не распознать, пока ты видишь в атаке ценность. 2Ты будешь временами их воспринимать, но не увидишь их бессмысленности. 3И так они приходят в пугающей форме, со всё еще скрытым содержанием, чтобы расшатать твою жалкую концепцию себя и очернить ее еще одним «преступлением». 4Ты неспособен одарить себя невинностью, ибо ты в полном замешательстве по поводу себя. 5Но стоит одному лишь брату предстать в твоих глазах достойным полного прощенияи твоя концепция себя полностью изменена. 6Твои «злокозненные» мысли прощены заодно с его, поскольку ты им не позволил на тебя влиять. 7Быть символом его вины более не является твоим выбором. 8Отдав свое доверие благому в нем, ты отдал его благому в самом себе.

3. На языке концепций это означает, что ты в нем видишь больше, нежели тело, ибо добросовсем не то, чем кажется тело. 2Поступки тела воспринимаются как исходящие из более «низменной» части тебя, как, впрочем, и его. 3Когда твое внимание сосредоточено на добром в нем, присутствие тела заметно убывает в твоих глазах и еще долго будет видеться немногим более, чем просто тенью, кружащей вокруг добра. 4Такою станет концепция твоего я по достижении мира, лежащего за той картиной, которую способны предложить тебе телесные глаза. 5Ведь ты не станешь интерпретировать увиденное без Помощи, Которую Единый дал тебе. 6А в Его видении есть мир другой.

4. Ты столько же живешь в том мире, сколько в этом. 2Ведь оба ониконцепции своего я, взаимозаменяемые, но несовместимые. 3Контраст меж ними много глубже, чем ты думаешь, ведь ты будешь любить эту концепцию себя, поскольку она создавалась не для тебя одного. 4Рожденная как дар тому, кто не воспринимается как ты сам, она была тебе дана. 5Ибо твое прощение, предложенное ему, принято ныне для вас обоих.

5. Верь же в него, идущего с тобой, чтобы могла измениться твоя пугающая я-концепция. 2Узри благое в нем, чтобы более не бояться собственных «злобных» мыслей, поскольку они уже не затуманивают твое видение его. 3А всё, что требуется для такого сдвига, есть только твое желание этой счастливой перемены. 4О большем тебя не просят. 5Во имя этого не забывай, что принесла с собою твоя нынешняя «я-концепция», и радуйся контрасту, предложенному тебе. 6Так протяни же руку, чтобы принять дар доброго прощения, который ты предложил тому, кто в нем нуждается так же, как ты. 7Позволь сменить твою жестокую концепцию себя на ту, которая несет Божий покой.

6. Твоя нынешняя концепция себя служит гарантией того, что твоя здешняя функция останется навечно неисполнимой и незавершенной. 2Так она обрекает тебя на горькое ощущение глубокой угнетенности и тщеты. 3Однако ее не нужно исправлять, если только ты не решишь держать ее вне всякой надежды на перемены и сохранять ее недвижной и скрытой внутри твоего разума. 4Ты вместо этого отдай ее Тому, Кто понимает, как изменить ее, чтобы она служила функции, данной тебе с целью нести покой, который ты сможешь предложить, чтобы он стал твоим. 5Альтернативы в твоем разуме к твоим услугам, и ты способен увидеть себя по-другому. 6Разве не лучше смотреть на себя так, как это нужно для спасения мира, а не как на врага спасения?

7. Концепция себя стоит щитом, безмолвной баррикадой перед истиной, скрывая ее от твоего взгляда. 2Всё, что ты видишь, только образы, ведь ты на них глядишь сквозь пелену, что затуманивает и искажает твое зрение, поэтому ты ничего отчетливо не видишь. 3Свет отстранен от всего, на что ты смотришь. 4Как максимумты ловишь тень того, что за пределом видения. 5Как минимумты видишь просто тьму, воспринимая ужасающие образы, которые приходят от мыслей, исполненных вины, и от концепций, порожденных страхом. 6То, что ты видишь,ад, поскольку страх и есть ад. 7Всё, что тебе дано, дано для твоего освобождения: и зрение, и видение, и внутренний Наставник уводят тебя из ада с теми, кого ты любишь, подле тебя, а с ними вместеи со всей вселенной.

8. Узри же во вселенной свою роль! 2Господь Любви и жизни доверил каждой части подлинного творения всё избавление от адских мук. 3И каждому Он даровал милость быть спасителем святых, тех, что были специально вверены его заботе. 4И это он постигает, когда впервые смотрит на брата своего как на себя и видит в нем свое зеркальное отражение. 5Так оставляют концепцию себя, ибо теперь ничто не вклинивается между его взором и тем, на что он смотрит, чтобы судить увиденное им. 6В этом едином видении действительно узрит он лик Христа и поймет, что видит каждого так же, как этого одного. 7Ведь свет сияет там, где прежде была тьма, и с глаз его спадает пелена.

9. Завеса перед лицом Христа, страх перед Богом и спасением, любовь к вине и смертивсё это разные имена всего одной ошибки: что есть пространство между тобой и братом и что вас держит врозь иллюзия тебя, которая и отстраняет тебя от него, а его от тебя. 2Меч осужденияэто оружие, которое ты отдал иллюзии себя, чтобы она могла бороться за сохранение свободным от любви пространства между тобой и братом. 3Пока ты держишь этот меч, ты должен воспринимать тело как себя, поскольку разделение предохраняет тебя от видения того, кто держит зеркало иного взгляда на то, что он есть, а следовательно, чем должен быть и ты.

10. Что есть искушение, если не желание оставаться в аду и в муках? 2И что оно способно породить, кроме такого образа тебя, который может мучиться и оставаться в агонии и в аду? 3Кто научился не смотреть на брата подобным образом, не только спас себя, но стал спасителем всех остальных. 4Бог каждому доверил всех, ибо частичным избавителем явился бы избавленный частично. 5Святые, которых для спасения Бог вручил тебе, есть просто те, кого ты видишь или встречаешь, не зная, кто они; все те, кого ты видел мельком и забыл; все те, кого ты знал давно и кого еще только встретишь; те, что уже забыты, и те, которые еще не родились. 6Ведь отдал тебе Бог Своего Сына, чтобы спасти его от каждой из концепций, которая когда-либо у него была.

11. Но разве станешь ты спасителем Божьего Сына, пока желаешь быть в аду? 2Как ты познаешь его святость, пока видишь его отдельно от своей? 3Ведь святость открывается только глазам святым, устремленным к невинности внутри и ожидающим увидеть ее повсюду. 4Поэтому они и обращаются к ней в каждом, на кого смотрят, чтобы он стал таким, каким они желают ему быть. 5Вот видение спасителя: он видит собственную невиновность во всех, на кого смотрит, и видит всюду собственное спасение. 6Концепцию себя не помещает он между спокойными, открытыми глазами и тем, что они видят. 7Он свет приносит ко всему, на что бы ни смотрел, чтобы увидеть всё таким, какое оно есть в действительности.

12. В какой бы форме, казалось, ни явилось искушение, оно всегда отразит желание быть не тем я, которое ты есть. 2Это желание порождает концепцию, которая учит, что ты есть то, чем желаешь быть. 3Она останется твоей концепцией себя, пока ты дорожишь желанием, ее породившим. 4Им дорожа, ты будешь видеть брата подобным тому я, чей образ движим желанием, тобой рожденным. 5Ведь видение может лишь представлять желание, поскольку у него нет силы, чтобы творить. 6Но оно может смотреть и с ненавистью, и с любовью в зависимости от простого выбора: соединяешься ты с тем, что видишь, или же разделяешь себя с ним и отстраняешь от себя.

13. Видение спасителя так же свободно от суждения о том, что есть твой брат, как и от любого суждения о себе самом. 2Оно вообще не видит прошлого ни в ком. 3Так оно служит непредвзятому уму, не омраченному старинными доктринами, готовому смотреть только на то, что есть в настоящем. 4Оно судить не может, поскольку оно не знает. 5И, признавая это, оно лишь спрашивает: «Каков смысл видимого мной?» 6Тогда и дан ответ. 7И держится открытой дверь, чтобы лицо Христа сияло своим светом просящему в невинности о том, чтобы увидеть всё скрытое за завесой старых идей и древних концепций, лелеемых так долго и заслонявших видение Христа в тебе.

14. Тогда будь бдителен к соблазну и помни, что он не более чем бессмысленное и безумное желание сделать себя не тем, что ты есть. 2Подумай также, чем вместо этого ты мог бы стать. 3Объектом боли и безумия, и смерти, и вероломства, и черного отчаяния, несбывшейся мечты и исчезающих надежд, за исключением надежды умереть и тем покончить с устрашающим сном смерти. 4Не более чем это и есть соблазн. 5Трудно ли сделать выбор против этого? 6Подумай, что такое искушение, и взвесь реальные альтернативы, между которыми ты выбираешь. 7Их только две. 8Пусть не обманет тебя видимость многочисленных возможностей. 9Есть ад или Рай; и лишь одно из них ты выбираешь.

15. Пусть же свет мира, данный тебе, не будет от мира спрятан. 2Свет ему так необходим, ведь он и в самом деле темен; люди в отчаянии, поскольку видение спасителя у них изъято, и всё, что они видят, есть только смерть. 3Спаситель их, не знающий их и не знаемый ими, глядит на них закрытыми глазами. 4Они не могут видеть, пока он не посмотрит на них зрячими глазами и не предложит им прощение вместе со своим собственным. 5Разве поддашься ты соблазну не слушать Бога, сказавшего тебе: «Освободи Моего Сына!», когда постигнешь, что Он испрашивает свободы для тебя? 6Чему еще, если не этому, может учить сей курс? 7Чему еще, если не этому, можно учиться?

VIII. Сделай новый выбор

1. Соблазн, где бы он ни возник, во всем многообразии своих форм учит лишь одному уроку. 2Он убеждает святого Сына Божьего, что тот есть тело, рожденный в том, что должно умереть, не в состоянии избавиться от своей хрупкости и ограниченный тем, что чувствовать оно приказывает ему. 3Оно очерчивает границы того, что он может делать, сила егоединственная сила, которую имеет сын, а понимание не может превзойти куцых возможностей телесных. 4Разве остался бы ты подобием этого, если бы во всей Своей славе перед тобой предстал Христос, прося тебя лишь об одном:

5Сделай новый выбор меж тем, займешь ли ты свое место в ряду спасителей мира или останешься в аду, удерживая там и своих братьев.

6Ведь Он пришел, и Он об этом просит.

2. Как ты делаешь выбор? 2Это так просто объяснить! 3Ведь выбираешь ты всегда между собственной немощью и силой Христа в тебе. 4И что ты выберешь, то будешь считать реальным. 5Просто не позволяя слабости руководить своими действиями, ты не одаришь ее силой. 6Свету Христа в тебе дано направлять всё, что ты делаешь. 7Ибо ты принес к Нему свою немощь, а Он взамен дал тебе Свою силу.

3. Все испытания суть не что иное, как уроки, постичь которые тебе не удалось, представленные снова, чтобы там, где прежде был сделан скверный выбор, теперь ты сделал лучший и так избавился от боли, принесенной прежним выбором. 2В любой беде, растерянности, затруднении Христос зовет тебя и мягко говорит: «Выбери заново, мой брат». 3Ни одного неисцеленного источника боли, ни одного образа, омрачающего истину, Он не оставит. 4И Он избавит от всех мук тебя, кого Всевышний сотворил как алтарь радости. 5Он не оставит тебя безутешным и одиноким в адских снах, и Он освободит твой разум от всего, скрывающего от тебя Его лицо. 6Святость Еготвоя, поскольку Онединственная Сила, которая в тебе реальна. 7Сила Еготвоя, поскольку Онто Я, что сотворил Господь как Своего единственного Сына.

4. Образам, создаваемым тобой, не одолеть того, чем Сам Господь желает тебе быть. 2Тогда не бойся искушения, видя его как то, что оно есть: еще одной возможностью нового выбора и шансом позволить Христовой силе преобладать при каждом обстоятельстве и в любом месте, где прежде ты воздвиг образ самого себя. 3Ибо то, что, казалось, скрывало лик Христа, бессильно перед Его величием и исчезает перед святостью Его видения. 4Спасители мирские, кто видит так же, как Он, суть просто те, кто выбрал Его силу вместо собственной слабости, увиденной отдельно от Него. 5Они избавят мир, ведь их объединяет вся сила Божьей Воли. 6В их воле есть лишь то, что в Его Воле.

5. Учись тогда тому, чтобы в счастливую привычку вошел ответ всем искушениям воспринимать себя и слабым, и несчастным:

2Я таков, каким меня Всевышний сотворил. 3Сын Его неспособен от чего-либо страдать. 4А я и есть Его Сын.

5Так приглашается восторжествовать Христова сила, замещая всю твою немощь силой, которая идет от Бога и не знает неудач. 6И чудеса теперь столь же естественны, как раньше, до выбора в пользу святости, казались естественными агония и страх. 7Ведь в этом выборе исчезли ложные отличия, оставлены иллюзорные альтернативы и ничего не остается, чтобы служить помехой истине.

6. Ты таков, каким тебя Всевышний сотворил, и таково же всякое живое существо в поле твоего зрения независимо от образов, которые ты видишь. 2То, что ты видишь как болезнь и боль, как слабость и страдание, и потеря, есть лишь соблазн воспринимать себя незащищенным и в аду. 3Не поддавайся этомуи ты увидишь, как боль в какой угодно форме, где бы она ни возникла, исчезнет, как в лучах солнца рассеивается туман. 4Чудо пришло исцелить Божьего Сына, закрыть дверь перед снами его слабости, открывая ему путь к спасению и свободе. 5Выбери заново, чем ты желаешь ему быть, и помни, что каждый твой выбор устанавливает твое собственное тождество, каким ты будешь его видеть, в какое будешь верить.

7. Не откажи мне в малом даре, который я прошу, если в обмен я положу к твоим стопам покой Господень, дам силу принести этот покой каждому, кто в неопределенности, и одиночестве, и в постоянном страхе бредет по миру. 2Тебе дано соединиться с ним и с помощью Христа в тебе снять пелену с его очей, позволить ему увидеть в себе Христа.

8. Братия во спасении, услышьте голос мой и вслушайтесь в мои слова. 2Ведь ни о чем другом, кроме вашего освобождения, я не прошу. 3Нет аду места в мире, чья красота становится столь ослепительной и всеохватной, что остается только шаг оттуда до Небес. 4Усталым твоим глазам я приношу картину другого мира, столь нового, и свежего, и чистого, что ты забудешь и печаль, и боль, которые видел прежде. 5Но это есть видение, которое ты должен разделить со всеми, кого видишь, иначе оно не станет твоим видением. 6Даря сей дар, ты делаешь его своим. 7Бог предопределил в своей любви и доброте, чтобы он был твоим.

9. Возрадуемся же, что можем шествовать по миру и находить множество возможностей для восприятия другой ситуации, где можно снова признать своим Господень дар! 2Так исчезают все улики ада, тайные знаки и скрытая ненависть. 3И всё скрываемое ими очарование предстанет взору подобием лугов Небесных, чтобы вознести нас над тернистыми путями, которыми мы шли до появления Христа. 4Услышьте меня, братья, услышьте и со мной соединитесь! 5Бог предопределил мне не взывать вотще, и Его уверенности мне достаточно. 6Ведь ты услышишь и сделаешь новый выбор. 7И этим выбором освободятся все.

10. Я благодарен тебе, Отче, за всех этих святых, которые суть мои братья, а равно Твои Сыновья. 2И моя вера в нихТвоя. 3Я столь же уверен, что они придут ко мне, как Ты уверен в том, что они есть сейчас и чем останутся навечно. 4И они примут предложенный мною дар, ведь он подарен мне Тобою от их имени. 5И как я стану исполнять только Твою святую Волю, то же самое выберут и они. 6За них я благодарен. 7Песнь спасения эхом отзовется во всем мире с каждым сделанным ими выбором. 8Ведь мы едины в цели, и аду близится конец.

11. В радушии счастливом протянута моя рука к каждому брату, пожелавшему со мной соединиться, чтобы уйти за грани прошлых искушений и с твердой решимостью устремиться к свету, сияющему за ними с совершенным постоянством. 2Отдай мне моих собственных, ибо они принадлежат Тебе. 3Разве Ты будешь безуспешным в том, что есть лишь Твоя Воля? 4Благодарю тебя за то, что есть мои братья. 5Как только каждый из них выберет единение со мной, песнь благодарности устремится от земли к Небесам и разрастется от клочков разорванной мелодии до единого и всеобъемлющего хора, взмывающего из мира, искупленного от ада, благодарящего Тебя.

12. И ныне мы говорим: «Аминь». 2Ибо Христос пришел, чтобы пребыть в обители, которую Ты приготовил для Него в покое вечности еще до появления времени. 3Странствие завершается, заканчиваясь там же, где началось. 4И ни следа не остается от него. 5Верой не оделяется ни одна иллюзия; ни одного темного пятна не остается, чтобы заслонять от кого-то лик Христа. 6Да свершится Воля Твоя в целокупности и в совершенстве, и всё творение признаёт Тебя и знает Тебя как свой единственный Источник. 7Явно в подобие Тебе сияет Свет ото всего, что движется в Тебе и существует. 8Ведь мы пришли туда, где мы одно и где мы дома; мы там, где Ты желал нам быть.

Table of contents

previous page start next page