Курс Чудес

*******

Глава 30

НАЧАТЬ СНАЧАЛА

Введение

1. Новому началу уделяется теперь основное внимание в нашем учебном плане. 2Цель ясна, и сейчас тебе необходимы конкретные методы для ее достижения. 3Как скоро она осуществится, зависит только от одного условия: твоей готовности практиковаться в каждом шаге. 4Каждый из них будет немного помогать всякий раз, как совершается попытка. 5А все вместе они поведут тебя от снов суждения к прощающим снам и прочь от страха и страданий. 6Сами шаги уже не внове для тебя, но остаются скорее идеями, нежели правилами твоего мышления. 7Поэтому теперь какое-то время нам надо практиковаться в них, пока они не станут правилами, которыми ты руководствуешься в жизни. 8Наше стремлениеобратить их в привычки, чтобы всегда иметь наготове в случае необходимости.

I. Правила принятия решений

1. Решения непрерывны. 2Ты знаешь не всегда, когда принимаешь их. 3Но с некоторой практикой в тех решениях, которые ты осознаёшь, начнет формироваться некий их свод, который проведет тебя через все остальные. 4Не следует быть одержимым каждым новым шагом. 5Правильный их набор, сознательно используемый всякий раз, когда ты бодрствуешь, продвинет тебя далеко вперед. 6Но если обнаружится, что сопротивление твое сильно, а преданность слаба,ты не готов. 7С собою не борись. 8Подумай, каким бы ты хотел увидеть этот день, скажи себе, что существует путь осуществления задуманного. 9А после снова попытайся сделать свой день таким, каким тебе хотелось бы его видеть.

2. (1) Формирование перспективы на день начнется так:

2Сегодня я не принимаю решений сам.

3Иначе говоря, ты предпочел не быть судьей тому, что нужно делать. 4Но это также должно означать, что ты не станешь судить и те ситуации, в которые будешь позван для принятия решения. 5Ведь если ты их судишь, то устанавливаешь и правила своей реакции на них. 6Тогда другой ответ вызовет замешательство, и неуверенность, и страх.

3. В этом сейчас твоя главная проблема. 2Ты всё еще сначала решаешь, что будешь делать, и лишь потом пытаешься о том спросить. 3Но то, что ты услышишь, может не разрешить проблему так, как ты наметил. 4А это приводит к страху, поскольку противоречит воспринятому тобой, и, таким образом, ты чувствуешь атаку на себя. 5Как следствие, возникнет гнев. 6Есть правила, следуя которым этого можно избежать. 7Но поначалу, пока ты учишься слушать, именно так оно и происходит.

4. (2) В течение дня, в любое время думая об этом и выбрав спокойную минуту для размышлений, снова напомни себе, каким бы ты хотел увидеть этот день, какие чувства испытать, каким событиям желал бы произойти, какого рода опыт пережить. Скажи себе:

2Если я воздержусь от самостоятельных решений, такой день будет подарен мне.

3Эти два приема, тщательно практикуемые, позволят тебе следовать наставлениям без страха, чтобы не возникало сопротивления, которое, возникнув, становится впоследствии проблемой само по себе.

5. Конечно, будут и такие времена, когда ты вынесешь суждение сам. 2Тогда ответ спровоцирует атаку, если ты вмиг не приведешь в порядок мысли, настроив их на желание действенного ответа. 3Вне всякого сомнения, подобное произойдет, если ты не ощущаешь готовности к тому, чтобы тихо сесть и попросить ответа. 4Это лишь означает, что свое решение ты принимал один и не способен увидеть сам вопрос. 5Теперь необходимо быстро восстанавливающее средство, прежде чем снова попросить ответ.

6. (3) Припомни снова, какого хочешь дня, и согласись, что нечто, не принадлежащее ему, произошло. 2Затем признайся, что ты задал вопрос сам и сам же обусловил ответ. 3Тогда скажи:

4У меня нет вопроса. 5И я забыл, что должен был решить.

6Это аннулирует поставленные тобой условия и позволит ответу показать тебе, каким в действительности был вопрос.

7. Старайся, вопреки своему сопротивлению, без промедления освоить это правило. 2Ведь гнев уже заклокотал в тебе. 3Боязнь ответа, не совпадающего с тем, какой предполагался твоей версией вопроса, будет расти, пока ты веришь, что желаешь дня, в котором получаешь свой ответ на свой вопрос. 4Ты его не получишь, иначе он разрушил бы твой день, лишив тебя того, чего ты действительно желаешь. 5Это довольно трудно осознать, если ты сам уже установил те правила, которые обещают тебе счастливый день. 6Но это решение всё еще можно устранить простыми методами, которые ты в состоянии принять.

8. (4) Если твое сопротивление получению ответа настолько велико, что ты не в силах отказаться от своего вопроса, можно начать изменять свою точку зрения так:

2По крайней мере, я могу решить, что мне неприятны нынешние ощущения.

3Это вполне очевидно и подготавливает почву для следующего простого шага.

9. (5) Решив, что тебе неприятны нынешние ощущения, ты можешь легко продолжить:

2Поэтому я надеюсь, что был неправ.

3Это ослабит ощущение противодействия и напомнит, что помощь не была навязана тебе, что ты ее желаешь и в ней нуждаешься, поскольку недоволен своими чувствами. 4Этой приоткрывшейся малой щели будет достаточно, чтобы позволить тебе сделать еще несколько шагов, необходимых для принятия помощи.

10. Так ты достиг поворотного момента, ибо тебе открылось, как много ты выигрываешь, если твое решение было неверным. 2Пока же эта веха не достигнута, ты будешь верить, что счастье находится в прямой зависимости от твоей правоты. 3Но хотя бы малая доля здравого смысла тебе открылась: гораздо лучше, если ты был неправ.

11. (6) Этой крупицы мудрости будет достаточно, чтобы повести тебя дальше. 2Ты не испытываешь принуждения, просто надеешься получить то, чего желаешь. 3И можешь сказать с предельной честностью:

4 Желаю я увидеть это по-другому.

5Теперь ты изменил свой взгляд на этот день и вспомнил, чего действительно желаешь. 6Цель его более не заслоняется безумной верой, что ты желал его лишь с целью быть правым, когда ты неправ. 7И так готовность попросить привносится в твое сознание, ибо не может быть конфликта, если ты просишь о желанном и видишь, что это именно то, о чем ты просил.

12. (7) Этот последний шагне что иное, как признание отсутствия сопротивления помощи. 2Это признание непредвзятого ума, еще не полностью уверенного, но согласившегося на показ ему того, что:

3Возможно, к этому есть и другой подход.

4Что потеряю я, спросив?

5Теперь ты можешь задать осмысленный вопрос, поэтому осмысленным будет и ответ. 6И ты не станешь ему противиться, если увидишь, что именно к тебе приходит помощь.

13. Должно быть ясно, что легче прожить счастливый день, если не дать несчастью войти в него. 2Для этого, однако, необходима практика в тех правилах, которые оградят тебя от приступов страха. 3Когда это достигнуто, печальный сон суждения навеки отменен. 4Пока же тебе необходимо тренироваться в правилах, способствующих его отмене. 5Тогда давай вернемся к самому первому решению, предложенному здесь.

14. Мы говорили, что счастливый день необходимо начинать, твердо решив не принимать самостоятельных решений. 2А это кажется реальным решением само по себе. 3И всё же ты не можешь принимать решений сам. 4На самом деле вопрос лишь в том, с чьей помощью ты намерен их принимать. 5И это всё. 6Первое правило, таким образом, не принуждение, а простое утверждение простого факта. 7Что бы ты ни решал, ты никогда не принимаешь решений сам. 8Решения принимают либо с идолами, либо с Богом. 9За помощью ты обращаешься либо к антихристу, либо к Христу, и тот, кого ты выбрал, с тобой соединится и будет говорить тебе, что делать.

15. Твой день не складывается как попало. 2Он обусловлен тем, с чем ты намерен его прожить и как твой друг, чьего совета ты искал, воспринимает твое счастье. 3Ты всегда просишь совета, прежде чем что-либо решить. 4Постарайся это понять, и ты увидишь, что здесь не может быть ни принуждения, ни основания для сопротивления твоей свободе. 5От того, что должно произойти, свободы нет. 6Если ты думаешь иначе, должно быть, ты неправ.

16. Второе правило также есть просто факт. 2Ведь ты и твой советник должны быть согласны в том, чего ты хочешь, прежде чем это сможет осуществиться. 3Именно это согласие и разрешает всему произойти. 4Ничто не происходит без некой формы союза либо со сном суждения, либо с Голосом, Вещателем Божьим. 5Решения приводят к результатам, поскольку их не принимают в изоляции. 6Ты принимаешь их со своим наставником как для себя, так и для мира в целом. 7Желанный тебе день ты предлагаешь миру, ибо он будет таким, какого ты просил, и укрепит в мире правило твоего наставника. 8Чье царство представляет мир для тебя сегодня? 9Какого рода день решаешь ты иметь?

17. Нужны лишь двое пожелавших счастья в этот день, чтобы пообещать его всему миру. 2Нужны лишь двое, чтобы понять: они не могут принимать решений в одиночку, чтобы та радость, о которой они просят, полностью разделялась. 3Ибо они познали основной закон, придающий решению силу и наделяющий всеми следствиями, которые оно когда-либо будет иметь. 4Нужны лишь двое. 5Они соединились прежде, чем решение стало возможным. 6Пусть это будет единственным напоминанием, которое ты сохраняешь в мыслях, и день твой будет таким, каким ты пожелал его увидеть, а имея его сам, ты этим даришь его миру. 7Твое суждение было изъято из мира твоим решением иметь счастливый день. 8И как ты получил, так должен отдавать.

II. Свобода Воли

1. Понятно ли тебе, что противостоять Святому Духу значит бороться с самим собой? 2Он только сообщает тебе твою волю, глаголет за тебя. 3В Его Божественноститвоя собственная Божественность. 4Всё Его знание есть только твое знание, сохранённое для тебя, чтобы ты мог осуществлять свою волю через Него. 5Бог просит тебя исполнить твою волю. 6И Он соединяется с тобой. 7Царство Своё Он не воздвиг один. 8И само Царство представляет лишь твою волю, где всё сотворено для тебя. 9Каждая искра жизни сотворена с твоего доброго согласия и в соответствии с твоим желанием. 10И каждая Господня Мысль лишь дожидалась твоего благословения, чтобы родиться. 11Господь тебе не враг. 12Он просит у тебя совсем немноголишь слышать, как ты называешь Его «Другом».

2. Как замечательно управлять собственной волей! 2Ведь это и есть свобода. 3Ничто другое никогда не должно называться этим именем. 4Если ты не исполняешь свою волюты несвободен. 5Разве Господь оставит Сына без того, что тот для себя выбрал? 6Дав тебе Свой совершенный Ответ, Бог гарантировал, что никогда ты не утратишь свою волю. 7Услышь Ответ сейчас, напоминание о Его Любви, чтобы постичь собственную волю. 8Не в Божьей Воле сделать Сына узником того, чего тот не желает. 9Но Он соединяется с тобой в желании твоей свободы. 10Противостояние Ему есть выбор себе во вред и предпочтение остаться связанным.

3. Снова взгляни на своего врагатого, кого предпочитаешь ненавидеть, а не любить. 2Ибо так зародилась в мире ненависть, так утвердилась в нем власть страха. 3Теперь услышь, как Бог с тобою говорит через Того, Кто есть Голос Его и твой, напоминающий тебе, что ненавидеть, быть в плену у страха, в рабстве у смерти или же малым существом с ничтожной жизньюне в твоей воле. 4Воля твоя безгранична, и нет ее на то, чтобы ограничивать ее. 5Всё, что ни есть в тебе, соединилось с Самим Богом в рождении всего творения. 6Помни Того, Кто сотворил тебя и твоей волей сотворил всё. 7Всё сотворенное благодарит тебя, ибо твоею волей рождено. 8Каждый свет Царства сияет только для тебя, ибо он установлен в нем твоей волей.

4. Что заставляет тебя гневаться в мире, только и ждущем твоего благословения, чтобы стать свободным? 2Если ты узник, то не свободен Сам Господь. 3Ибо всё, что сделано тому, кого Он возлюбил, сделано Самому Богу. 4Не думай, что сделав тебя со-творцом вселенной, Он пожелал тебя связать. 5Волю твою Господь желает хранить навеки безграничной. 6Мир этот ждет свободы, которую ты дашь ему, когда признаешь, что свободен сам. 7Но ты мир не простишь, пока тобою не прощен Он, давший тебе волю. 8Ибо твоей волей миру дана свобода. 9И ты не можешь быть свободен отдельно от Того, Чью святую Волю разделяешь.

5. Бог обращается к тебе и просит о спасении мира, поскольку твоим спасением мир исцелен. 2И каждый идущий по земле зависит от твоего решения, чтобы постичь: смерть над ним не властна, поскольку он разделяет твою свободу так же, как разделяет твою волю. 3Твоя же воля в том, чтобы исцелить его, а раз ты принимал решение вместе с нимон исцелен. 4И ныне Бог прощен, ибо твой выборувидеть в брате друга.

III. За всеми идолами

1. Идолы специфичны. 2Твоя же воля универсальна, будучи беспредельной. 3Поэтому у нее нет формы, и содержание ее невыразимо на языке форм. 4Идолы суть ограничения. 5Онилишь вера, что есть такие формы, которые приносят счастье, и что ограничением достижимо всё. 6Это как если бы ты сказал: «Не нужно мне всего. 7Мне по сердцу вот эта маленькая вещь, она-то для меня и станет всем». 8Это, однако, не удовлетворит тебя, поскольку в твоей воле, чтобы тебе принадлежало всё. 9Выберешь идолови ты напрашиваешься на потери. 10Выберешь истину, и всётвое

2. Не форму ищешь ты. 2Какая форма может стать замещением Любви Бога Отца? 3Какая форма может стать заменой любви в Божественности Бога Сына? 4И какой идол в состоянии сделать двух из одного? 5Можно ли положить пределы беспредельному? 6Ты не желаешь идола. 7Не в твоей воле его иметь. 8Он не одарит тебя даром, которого ты ищешь. 9Когда ты обосновываешь формой то, чего желаешь, утрачивается понимание его цели. 10И ты увидишь свою волю внутри идола, тем самым низведя ее к конкретной форме. 11Но твоя воля не могла быть таковой, поскольку разделяемое всем творением не может удовлетвориться малыми идеями и жалкими вещами.

3. За поиском каждого идола стоит тоска по целостности. 2Будучи безграничной, целостность не имеет формы. 3Искать особую личность или вещь, чтобы, добавив их себе, стать полноценным, значит верить, что некой формы тебе недостает. 4Найдя ее, ты обретешь ту форму полноценности, которая тебе милей всего. 5Идол создан, чтобы не обращаться к тому, что за ним стоитк источнику веры в собственную неполноценность. 6Только если ты согрешил, подобное было бы возможно. 7Ведь грехэто идея, что ты совсем один и отделен от целого. 8Поэтому поиск целостности необходимо вести за прделами самого себя.

4. Вовсе не идола желаешь ты. 2Но то, что он, по-твоему, предлагает, ты действительно и желаешь, и правомерно требуешь. 3И в том тебе не может быть отказа. 4Ведь в Воле Богацелокупность твоей воли, а, будучи Его, она дана тебе. 5Господь не знает форм. 6Не может Он ответить тебе в терминах, лишенных смысла. 7И твоя воля не удовлетворится пустыми формами, созданными лишь для того, чтобы заполнить щель, которой нет. 8Не этого ты хочешь. 9Творение не дарит отдельной личности или отдельной вещи силы дополнить собой Сына Божьего. 10К какому идолу нужно воззвать, чтобы он дал Сыну Божьему то, что тот уже имеет?

5. Целокупность есть функция Божьего Сына. 2Ему не нужно ее искать. 3За всеми идолами стоит его святая воля быть только тем, что он есть. 4Ведь большее, чем целое, бессмысленно. 5Если бы в нем случилась перемена и он был низведен до некой формы и ограничен тем, чего в нем нет, он не был бы таким, каким его Единый сотворил. 6Какой же идол необходим ему, чтобы быть самим собой? 7Разве он мог отдать часть себя? 8То, что неполноценно не может делать полноценным. 9Но в том, что спрошено воистину, отказа быть не может. 10Воля твоя пожалована тебе. 11И не в какой-то форме, которая не удовлетворила бы тебя, но в исполненной любви Мысли Сущего о тебе.

6. Того, чего не знает Бог, не существует. 2То, что Он знает, существует вечно, неизменно. 3Ведь мысли длятся столько же, сколько и мыслящий их разум. 4Разуму Божьему нет конца, в нем нет такого мига, когда бы Мысль Его отсутствовала или подверглась изменению. 5Мысли не рождаются и не умирают. 6Все они разделяют черты своего творца и не имеют жизни, отдельной от его. 7Все твои мысли в твоем разуме так же, как тыв том Разуме, который мыслил о тебе. 8И следовательно, нет разрозненных частей в том, что есть в Божьем Разуме. 9Он навсегда Один, един внутри и полностью покоен.

7. Кажется, будто мысли приходят и уходят. 2Но это означает только, что иногда ты их осознаёшь, а иногда нет. 3Мысль, не оставшаяся в памяти, вновь рождена в тебе, вернувшись в твое сознание. 4Но мысль забытая не умерла. 5Она всегда присутствовала, хотя ты этого не осознавал. 6Мысль Бога о тебе не изменилась с твоим забвением ее. 7Она осталась навсегда такой, какой была до того, как ты ее забыл, и будет в точности такой же, когда ты ее вспомнишь. 8Такой же она остается внутри периода забвения.

8. Помыслы Божьи сияют вечно вне всяких перемен. 2Они не дожидаются рождения. 3Только радушного приема и памяти ждут они. 4Мысль Божья о тебе похожа на звезду, сияющую неизменно на вечном небосклоне. 5Так высоко в Царство Небесное помещена она, что те, кто вне его, о ней не знают. 6Но, неподвижная, и светлая, и восхитительная, будет она всегда светить в вечности. 7Такого не было момента, когда бы она исчезла, и не было такого мига, когда бы свет ее померк или стал менее совершенным.

9. Знающие Отца знают и этот свет, ибо Онвечный небосклон, хранящий свет навечно вознесенным и надежно установленным. 2Его нетронутая чистота не зависит от того, виден или не виден он с земли. 3Небо мягко держит его в своих объятиях в надежном месте, столь же далеком от земли, как далека земля от Рая. 4Не расстояние и не время хранят звезду невидимой земле. 5Однако те, кто ищет идолов, не могут о ней знать.

10. За всеми идоламиМысль Божья о тебе. 2Не тронутая ни смятением, ни ужасами мира, ни снами рождения и смерти, ни мириадами различных форм, в которые способен облечься страх, ничем не потревоженная, Мысль Божья о тебе осталась в точности такой, какой была всегда. 3Она уверенно покоится среди столь совершенной тишины, что звуку битвы даже отдаленно к ней не пробиться. 4Здесь сохранялась в безопасности твоя единственная реальность, не знающая ничего о мире идолопоклонства, о мире, не ведающем Бога. 5Уверенная в собственной неизменности и пребывании в своем вечном доме, Мысль Божья о тебе не оставляла Разум своего Творца, Которого она знает, как знает о ее присутствии ее Творец.

11. Где же быть Божьей Мысли о тебе, если не там же, где и ты? 2Разве твоя реальность есть нечто, разделенное с тобой в том мире, о котором она ничего не знает? 3Нет вне тебя ни вечного небосклона, ни неизменной звезды, ни реальности. 4Разум Сына Небесногона Небесах, ибо там Разум Отца и разум Сына соединены в творении, не знающем конца. 5Тебе присущи не две реальности, а лишь одна. 6И осознать ты в состоянии не более одной. 7Твоя реальность есть либо идол, либо Мысль Божья о тебе. 8Тогда не забывай, что идолы должны держать сокрытым то, что ты есть, не от Господня Разума, а от твоего. 9В спокойствии блестит звезда и остается неизменным небо. 10Но ты, святой Сын Бога Самого, не отдаешь себе отчета в своей реальности.

IV. Истина за пределами иллюзий

1. Ты станешь нападать на то, что тебя не удовлетворяет, поэтому и не увидишь, что создал это сам. 2Ты вечно борешься с иллюзиями. 3А истина за ними столь восхитительна и столь тиха, исполнена такой любви и нежности, что догадайся ты о ней, сразу забыл бы о своем желании защищаться и поспешил бы в ее объятия. 4На истину нельзя напасть. 5Ты знал об этом, создавая идолов. 6Цель их созданиязабыть об этом. 7Ты нападаешь лишь на ложные идеи и никогда на истинные. 8Все идолы суть ложные идеи, тобою созданные для заполнения щели, возникшей, как ты думаешь, между тобой и тем, что истинно. 9Ты нападаешь на них за то, что, по твоим понятиям, они символизируют. 10То, что лежит за ними, атаке недоступно.

2. Унылые, не приносящие удовлетворения, тобою созданные боги есть не что иное, как раздувшиеся детские игрушки. 2Ребенок перепуган, когда из неожиданно раскрывшейся коробки вдруг выскочит деревянная голова или когда пушистый, мягкий, прежде молчавший медвежонок вдруг запищит в детских руках. 3Правила, установленные чадом для коробок и медвежат, не оправдали его чаяний, разрушили его «контроль» над миром, окружающим его. 4И он испуган, поскольку полагал, что правила защитят его. 5Теперь же ему предстоит постичь, что ни коробки, ни медвежата его не подвели, не изменили правилам, не сделали его мир хаотичным и опасным. 6Он ошибался. 7Он просто неверно понимал, что обеспечивало ему безопасность, и думал, что оно покинуло его.

3. Несуществующая щель заполнена бесчисленным количеством игрушек разных форм. 2И кажется, что каждая из них нарушает порядок, установленный тобою для нее. 3Она всегда была не тем, за что ты ее принимал. 4Она должна казаться нарушающей твои правила безопасности, поскольку это были ошибочные правила. 5Но сам ты вне опасности. 6Ты можешь посмеяться над выскочившей головой и над пискливыми игрушками так, как смеется малое дитя, осознав, что они ему ничем не угрожают. 7Однако, пока ребенок с радостью играет в них, он всё еще воспринимает их как повинующихся правилам, созданным им для собственного удовольствия. 8Поэтому всё еще остаются в силе правила, которые игрушки могут как бы нарушить и напугать дитя. 9Но так уж ли дите зависит от милости своих игрушек? 10И могут ли они представлять угрозу для него?

4. Реальность подчиняется законам Божьим, а вовсе не правилам, установленным тобой. 2Это Его законы гарантируют твою сохранность. 3Твои иллюзии о себе не подчиняются законам. 4Они недолго потанцуют под дудку правил, тобою установленных для них. 5А затем рухнут и больше не поднимутся. 6Не надо горевать о них, мое дитя, они не более чем игрушки. 7Их танец не сделал тебя счастливым. 8Они и не были никогда тем, что могло тебя пугать или же гарантировать безопасность в случае их подчинения твоим правилам. 9Не нужно ни нападать на них, ни их лелеять; в них просто нужно видеть детские игрушки, лишенные значения. 10Увидишь смысл хотя бы в одной из нихи ты увидишь его во всех. 11А не увидишь смысла ни в однойони тебя не тронут.

5. Видимость обманывает, поскольку онавидимость, а не реальность. 2Пусть видимости не задерживают тебя, какую бы они ни принимали форму. 3Они лишь заслоняют реальность, приносят страх, поскольку скрывают истину. 4Не нападай на то, что создал, чтобы позволить обмануть себя, ибо так ты докажешь, что был обманут. 5Атака имеет силу сделать иллюзии реальными. 6Однако она ничего не делает. 7Кто убоится силы, которая не может иметь реального эффекта? 8Чем она может быть, если не иллюзией, заставляющей всё казаться подобным ей самой? 9Смотри спокойно на ее забавы и понимай, что ониидолы, танцующие в вихре пустых желаний. 10Их не боготвори, ибо их нет. 11Об этом равно позабыто в пылу атаки. 12Божьему Сыну не нужна защита от его снов. 13А идолы его ему ничем не угрожают. 14Его единственная ошибка в том, что он их принимает за реальность. 15Что может сделать сила иллюзий?

6. Видимость способна обмануть лишь разум, желающий быть обманутым. 2Но у тебя есть простой выбор, который перенесет тебя навечно за грани всякого обмана. 3Пусть не заботит тебя, как это будет сделано,этого ты понять не можешь. 4Но ты поймешь, как быстро произошли огромные изменения, когда придешь к весьма простому выводу: ты вовсе не желаешь того, что, как ты думал, тебе приносит идол. 5Так Божий Сын провозглашает свою свободу от идолов. 6И так он от них свободен.

7. Спасениеи вправду парадокс! 2Чем оно может быть, как не счастливым сном? 3А просит оно тебя лишь об одном: простить всё то, чего никто и никогда не совершал, не замечать того, чего нет, и в нереальном не усматривать реальности. 4От тебя требуется лишь разрешить осуществиться твоей воле, оставить поиски того, чего ты не желаешь. 5И тебя просят позволить себе свободу от всех снов о себе таком, каким ты никогда не был, и больше не стремиться заместить Господню Волю силой пустых желаний.

8. И здесь действительно сон разделения начнет бледнеть и исчезать. 2Ибо здесь щель, которой нет, начнет восприниматься свободной от пугающих игрушек, которые ты смастерил. 3А больше этого не просят от тебя. 4Радуйся, что спасение просит о столь малом, а не о многом. 5Оно не просит ни о чем в реальности. 6Но даже в иллюзиях оно просит лишь о том, чтобы прощение заменило собою страх. 7Таково единственное правило счастливых снов. 8Пустеет щель без устрашающих игрушек, и нереальность ее становится очевидной. 9Бесцельны сны. 10У Сына Божьего в них больше нет необходимости. 11Они не могут предложить ему ни одной вещи, которая была бы для него желанна. 12Он от иллюзий избавлен своей волей и просто возрожден к тому, что он есть. 13Чем еще мог быть план его спасения, замысленный Богом, если не средством вернуть его Самому Себе?

V. Единственная цель

1. Реальный мирэто такое состояние разума, в котором единственной целью мира видится прощение. 2Страх не является его целью, поскольку ею становится избавление от вины. 3Ценность прощения воспринята, и она замещает идолов, которых более не ищут, ибо «дарами» их не дорожат. 4Не создается тщетных правил, ни от кого и ни от чего не требуется изменяться и вписываться в навеянные страхом сны. 5А вместо этого присутствует желание понять всё сотворенное таким, какое оно есть воистину. 6И есть признание того, что сначала нужно всё простить и лишь затем понять.

2. Здесь существует убеждение, будто с атакой приходит понимание. 2Там открывается, что с атакой оно утеряно. 3Безумие выбора вины как цели полностью признано. 4Идолы не желанны там, ибо в вине увидена единственная причина боли, в какой бы форме она ни появилась. 5Никто не соблазнен ее суетной привлекательностью, поскольку и страдание, и смерть восприняты как то, чего не желают и к чему не стремятся. 6Возможность получить свободу осознается и приветствуется, и средство достижения ее теперь можно понять. 7Мир становится миром надежды, ибо его единственная цельстать местом осуществившейся мечты о счастье. 8Никто не остается вне надежды, ведь мир объединился в вере, что все должны разделить его цель, чтобы надежда стала более чем сном.

3. Царство Небесное еще не помнится всецело, поскольку прощение всё еще остается целью. 2Но каждый уверен, что он уйдет за грань прощения, а остается он лишь до поры, пока прощение в нем не станет полным. 3Он не желает ничего другого. 4И страх ушел, поскольку в своей цели каждый объединился с самим собой. 5Надежда стать счастливым столь несомненна и постоянна в нем, что ему едва удается ждать дольше, оставаясь на месте и едва касаясь стопами земли. 6Но ждет он с радостью, пока соединятся руки всех и сердце каждого будет готово подняться и пойти с ним вместе. 7Ибо так он подготовил себя к шагу, с которым все прощение остается позади.

4. Последний шаг принадлежит Богу, ведь только Бог мог сотворить Своего Сына совершенным и разделить Свое Отцовство с ним. 2Никто вне Царства этого понять не может, поскольку это понимание и есть само Царство. 3Даже реальный мир имеет цель, не достигающую творения и вечности. 4Но страх исчез, поскольку цель реального мира есть прощение, а не идолопоклонство. 5Так подготовлен Сын Небесный быть самим собой и помнить, что Сын Господень знает всё, что понимает его Отец, и что он понимает это в совершенстве вместе с Ним.

5. В реальном мире этого еще нет, поскольку в этомСобственная цель Бога, только Его и вместе с тем всецело разделяемая и целиком осуществленная. 2Реальный мир есть состояние, в котором разум уже постиг, с какой легкостью уходят идолы, когда они еще воспринимаются, но уже не желанны. 3С какой готовностью их отпускает разум, понявший, что идолыничто, нигде и что они бесцельны. 4Ибо только тогда предстают бессмысленными и бесцельными вина и грех.

6. Так цель реального мира мягко привносится в сознание как замещение цели греха и вины. 2И всё, стоявшее между твоим образом самого себя и тем, что ты есть, радостно смыто прощением. 3Богу не надо заново творить Своего Сына, чтобы отдать ему всё, что ему принадлежит. 4Пространства между тобой и братом никогда не было. 5А то, что Божий Сын знал при сотворении, он должен снова знать.

7. Когда братья объединены одной целью в мире страха, они уже стоят на пороге реального мира. 2Возможно, они еще оглядываются назад и думают, что видят идола, которого желают. 3Но их стезя уже уверенно направлена к реальности и прочь от идолов. 4Ибо, соединив свои руки, они взяли за руку Христа и будут видеть Того, Чью руку держат. 5Увидеть лик Христа необходимо прежде, чем вспомнить об Отце. 6Ибо Он должен оставаться вне памяти, пока Его Сын не уйдет за грань прощения к Божьей Любви. 7Сначала должна быть принята Любовь Христа. 8А уж затем приходит знание: Ониодно.

8. Как прост и легок шаг за узкие границы мира страха, когда ты понимаешь, Чью руку держишь в своей руке! 2В твоей руке всё, что потребуется, чтобы навсегда уйти в полной уверенности от страха и, идя прямой дорогой, достичь самих Небесных врат. 3Ведь Тот, Кого ты держишь за руку, только и ждал твоего единения с Ним. 4Теперь, когда ты пришел, разве Он станет медлить с показом тебе пути, которым пойдет с тобою вместе? 5Его благословение покоится на тебе так же определенно, как пребывает в Нем любовь Его Отца. 6Его признательность тебе превыше твоего понимания, ибо ты дал Ему возможность, освободившись от цепей, пойти с тобою вместе в дом Его Отца.

9. Древняя ненависть покидает мир. 2А вместе с ней уходят все лицемерие и весь страх. 3Более не оглядывайся назад, ибо лишь впереди лежит все то, чего всегда желало твое сердце. 4От мира откажись! 5Но не во имя жертвы. 6Ты никогда и не желал его. 7Какое счастье, найденное здесь, не принесло тебе в конечном счете боли? 8Какой момент блаженства не был куплен страшной ценойразменными монетами страданий? 9Радость бесценна. 10Онатвое священное право, а то, за что ты платишь, не есть радость. 11Ускорь же честностью свой путь, и пусть не обманет тебя здешний опыт былых переживаний. 12Они не были свободны от расплаты горькой ценой и печальными последствиями.

10. Так не оглядывайся назад иначе как с предельной честностью. 2И когда идол станет искушать тебя, подумай, что:

3Не было такого времени, когда бы идол принес тебе что-либо, за исключением «дара» вины. 4Каждый «дар» куплен ценою боли, да и расплачивался за него не ты один.

5Тогда будь милосерден к брату своему. 6И идолов не выбирай бездумно, помня, что, как и ты, расплачиваться будет он. 7Ведь когда ты оглядываешься назад, задерживается и он, и тебе невдомек, Чью любящую руку ты держишь в своей руке. 8Тогда смотри вперед, иди уверенно и со счастливым сердцем, что бьется радостно в надежде, а не колотится от страха.

11. Воля Господня заключена навечно в тех, чьи руки соединены. 2Пока они не соединились, в их мыслях Он был им врагом. 3Соединившись и разделяя цель, они освободились для постижения того, что воля их едина. 4Так Божья Воля должна достигнуть их сознания. 5Теперь уже им не забыть надолго, что она есть их собственная воля.

VI. Оправданность прощения

1. Гнев не оправдан никогда. 2Нет основания для атаки. 3Именно здесь начнется избавление от страха и здесь оно завершится. 4И здесь в обмен на сновидения ужасов даруется реальный мир. 5Только на этом зиждется прощение, лишь это и естественно. 6Тебя не просят предлагать прощение там, где заслужена и, следовательно, оправдана атака. 7Ведь это означало бы, что ты прощаешь грех, пренебрегая тем, что есть в действительности. 8Подобное не есть прощение. 9Это предполагает, что, отвечая неоправданным образом, твое прощение явится ответом на действительно происшедшую атаку. 10Таким образом, прощение неуместно, пожалованное там, где оно не нужно.

2. Прощение всегда оправдано. 2Оно имеет прочное обоснование. 3Ты не прощаешь непростительное и не пренебрегаешь реальной атакой, заслуживающей наказания. 4Спасение не лжет, когда от него требуют неестественных ответов, не соответствующих реальности. 5Взамен оно лишь просит твоего уместного ответа нереальному: не воспринимать того, чего не происходило. 6Будь неоправданным прощение, от тебя требовалась бы жертва собственными правами в случае ответа прощением на атаку. 7Тебя же просят просто видеть в прощении естественную реакцию на страдания, порожденные ошибкой, и, следовательно, на зов о помощи. 8Прощениеединственно разумный ответ. 9Оно охраняет твои права от жертвы ими.

3. Понимание этого и есть единственное изменение, позволяющее реальному миру подняться на месте страшных снов. 2Страх не возникнет, пока атака неоправданна, но, если бы она имела реальное обоснование, прощение было бы необоснованным. 3Реальный мир достигнут, когда обоснование прощения воспринято тобою как реальное и полностью оправданное. 4Пока же ты считаешь его необоснованным подарком, оно должно поддерживать вину, которую ты «прощаешь». 5Но неоправданное прощение есть атака. 6И это всё, что мир способен дать. 7Он иногда прощает «грешников», но остается убежденным в их греховности. 8Поэтому они и не стоят дарованного им прощения.

4. Таково ложное прощение, которым пользуется мир, чтобы поддерживать живым чувство греховности. 2С признанием, что справедлив Господь, кажется просто немыслимой реальность Его прощения. 3Поэтому страх перед Богом есть несомненный результат восприятия прощения как незаслуженного. 4Никто из тех, кто видит себя виновным, не избежит страха перед Богом. 5Но если он в состоянии простить, то от такой дилеммы он спасен. 6Глядя на самое себя, разум должен мыслить о своем Творце. 7Если ты видишь брата как достойного прощения, то ты постиг, что оно в той же мере твое право, как и его. 8Ты не считаешь, что Бог готовит тебе страшный суд, которого не заслужил твой брат. 9Ведь правда в том, что ты заслуживаешь того же, что и он, не больше и не меньше.

5. Прощение, признанное как заслуженное, исцеляет. 2Оно дает чуду свою силу пренебрегать иллюзиями. 3Вот так ты узнаёшь, что тоже должен быть прощен. 4Нет такой видимости, которой невозможно пренебречь. 5В противном случае должен существовать какой-то грех, стоящий вне прощения. 6Должна существовать ошибка, которая намного больше, чем ошибка, особая ее форма, остающаяся неизменной, вечной, не поддающейся ни исправлению, ни избавлению от нее. 7Должна существовать одна ошибка, имеющая силу упразднить творение и создать мир, способный заместить его, разрушить Божью Волю. 8Только если подобное возможно, могли бы существовать такие формы видимости, которые способны выстоять против чуда, остаться не исцеленными им.

6. Нет лучшего доказательства того, что идолопоклонство тебе желанно, чем вера в существование неких форм болезни и уныния, которые прощение не может исцелить. 2А это значит, что ты предпочитаешь сохранять неких идолов и еще не готов избавиться от них всех. 3И так ты принимаешь некую видимость за реальность и вовсе не считаешь ее видимостью. 4Да не обманет тебя навязчивое убеждение, что какую-то видимость труднее не заметить, нежели остальные. 5Это всегда означает: ты думаешь, что прощение должно быть ограничено. 6И своей целью ты избрал частичное прощение и ограниченное избавление от вины. 7Что это, если не лжепрощение себя и всех кажущихся отделенными от тебя?

7. Должно быть истиной, что чудо либо исцеляет все формы недуга, либо не исцеляет вовсе. 2И целью чуда не может быть суждение о том, какие из форм реальны и что из видимого истинно. 3Если какая-либо видимость должна остаться вне исцеленияодна иллюзия должна быть частью истины. 4И тебе не избавиться от всей вины, может быть, только от части ее. 5Божьего Сына необходимо простить полностью. 6Иначе ты будешь сохранять образ себя неполноценного, по-прежнему боясь посмотреть внутрь и там найти избавление от всех идолов. 7Спасение обусловлено верой, что нет такой формы вины, которую ты не мог бы простить. 8И следовательно, не может быть такой видимости, которая могла бы заместить правду о Божьем Сыне.

8. Смотри на брата своего с желанием увидеть его таким, каков он есть. 2И часть его не отстраняй от своего желания для него быть исцеленным. 3Исцелитьзначит сделать целостным. 4А в целостном не может быть недостающих звеньев, которые хранились бы снаружи. 5Прощение зиждется на понимании этого и на радостном осознании, что нет такой формы болезни, исцелить которую было бы не под силу чуду.

9. Божий Сын совершенен, иначе он не был бы Божьим Сыном. 2Но тебе не познать его, если ты думаешь, что он недостоин избавления от вины во всех ее формах и от всех ее последствий. 3Если ты хочешь знать истину о себе, то можно думать о нем только в одном ключе:

4Благодарю Тебя, Отец, за Твоего совершенного Сына, и в его славе я увижу свою собственную.

5Здесь радостное заверение, что нет такой формы зла, которая могла бы одолеть Господню Волю, счастливое признание, что вине не удалось согласно твоему желанию сделать иллюзии реальными. 6И что же это, если не простое утверждение истины?

10. Смотри на брата с такой надеждою в себе, и ты поймешь, что он не сделал бы ошибки, способной изменить истину в нем. 2Совсем не трудно не замечать ошибок, которые не придавались следствию. 3Но то, что ты увидишь достаточно сильным для того, чтобы сделать идола из Сына Божьего, ты не простишь. 4Ибо он стал для тебя идолом и знаком смерти. 5Таков спаситель твой? 6Разве Отец неправ в отношении Его Сына? 7Или ты был обманут в том, кто дан тебе для исцеления, для твоего спасения и свободы?

VII. Новая интерпретация

1. Разве доверил бы Господь смысл мира твоей интерпретации? 2Случись такое, в нем не было бы смысла. 3Ведь невозможно, чтобы смысл менялся постоянно, при этом оставаясь истинным. 4Святой Дух смотрит на мир как на имеющий одну и установленную неизменно цель. 5И никакая ситуация не может на нее влиять, она должна быть в полном соответствии с ней. 6Ведь если бы цель мира менялась с каждой ситуацией, она была бы открыта толкованию, иному всякий раз, когда ты думаешь о ней. 7Ты добавляешь новый элемент к сценарию, который пишешь на каждую минуту дня,и всё происходящее приобретает другой смысл. 8А удалишь какой-то элементизменится соответственно и смысл.

2. Что отражают твои сценарии, если не планы того, чем должен быть твой день? 2На этом основании ты судишь и поражение, и успех, движение вперед и отступление, приобретение и потерю. 3Эти суждения обусловлены ролями, обозначенными сценарием. 4Что сами по себе они бессмысленны, доказывается той легкостью, с которой эти ярлыки меняются в иных суждениях на основании других аспектов опыта. 5Затем, оглядываясь назад, ты думаешь, что видишь совсем другое объяснение происшедшему. 6Что ты на самом деле сделал, если не показал, что в этом и не было никакого смысла? 7Ты же приписывал ему смысл в свете изменчивых целей, и с каждой измененной целью менялся смысл.

3. Лишь неизменная цель может придать событиям стабильный смысл. 2Но она должна придать один смысл им всем. 3Если им придается разный смысл, значит, они отражают разные цели. 4И в этом весь их смысл. 5Но смысл ли это? 6Разве смысл означает путаницу? 7Восприятие, меняясь непрестанно, не допускает стабильности смысла где бы то ни было. 8Страх есть суждение, ни в коей мере не оправданное. 9Его присутствие не имеет другого смысла, кроме показа, что ты написал пугающий сценарий и соответственно испытываешь страх. 10Но вовсе не потому, что смысл того, чего ты боишься, страшит сам по себе.

4. Общая цельединственное средство, придающее стабильность восприятию и несущее одну интерпретацию и миру, и всему опыту в нем. 2В этой разделяемой цели одно суждение разделяется всеми и всем, что ты видишь. 3Тебе не нужно более судить, ведь ты уже постиг, что один смысл придан всему, и ты рад видеть его повсюду. 4Он не изменится, поскольку ты будешь воспринимать его повсюду не измененным обстоятельствами. 5И так ты предлагаешь его всем событиям и позволяешь им предложить тебе стабильность.

5. Избавление от суждения обусловлено следующим: всё имеет одну цель, которую ты разделяешь со всем миром. 2Ничто в мире не может ей противостоять, поскольку она принадлежит всему, как и тебе. 3В единой целиконец всем идеям жертвы, которая должна подразумевать разные цели для тех, кто обретает и кто теряет. 4Вне этой идеи мысль о жертве не может появиться. 5Именно эта концепция различных целей и заставляет восприятие колебаться, а смысл изменяться. 6В одной объединенной цели это становится немыслимым, ибо твое согласие делает интерпретацию наконец стабильной.

6. Возможно ли установить взаимное общение, пока используются символы, означающие разные вещи? 2Цель Святого Духа дает одну интерпретацию, имеющую смысл для брата и для тебя. 3Так можешь ты общаться с ним, а он с тобой. 4В символах, понятных вам обоим, жертва смыслом упразднена. 5Всякая жертва влечет за собой утрату твоей способности видеть связь между событиями. 6Увиденные по отдельности, они бессмысленны. 7Ибо нет света, в каком их можно было бы увидеть и понять. 8У них нет цели. 9Нельзя увидеть, для чего они. 10В любой идее, связанной с потерей, смысл отсутствует. 11Никто с тобой не согласится в том, что означает эта мысль. 12Она есть часть искаженного сценария, который не может быть истолкован осмысленно. 13Он должен остаться навсегда невнятным. 14Но это не общение. 15А твои мрачные сновидения суть лишь бессмысленные, изолированные сценарии, которые ты пишешь во сне. 16Не обращайся к разделенным снам за смыслом. 17Лишь сны прощения можно разделять. 18Они означают одно и то же для вас обоих.

7. Так не интерпретируй в одиночестве, ибо то, что ты видишь, ничего не означает. 2Оно будет менять свое значение, и ты поверишь, будто мир есть место ненадежное, где ты бредешь в опасности и неопределенности. 3Это твоим интерпретациям недостает стабильности, ибо они не сообразны с тем, что ты на самом деле есть. 4Такое состояние покажется настолько угрожающим, что должен появиться страх. 5Брат мой, не продолжай в том же духе. 6У всех нас есть единый Толкователь. 7Через Его использование символов мы соединены, поэтому они для всех нас означают одно и то же. 8Единый наш язык позволяет нам говорить со всеми братьями и с ними понимать, что всем нам дано прощение, и так мы можем общаться вновь.

VIII. Неизменная реальность

1. Всякая видимость обманывает, но ее можно изменить. 2Реальность неизменна. 3Она не лицемерна, и если ты не в состоянии видеть дальше видимости, то ты действительно обманут. 4Ведь всё, что ты видишь, изменяется, но ты, сочтя его реальным прежде, считаешь реальным и теперь. 5Таким путем реальность низведена до формы, способной изменяться. 6Реальность неизменна. 7Именно это делает ее реальной и отделяет от всякой видимости. 8Она должна превосходить все формы, чтобы быть собой. 9Она не может измениться.

2. Чудо есть средство показать, что всякая видимость может измениться, поскольку она и есть видимость и не обладает неизменностью, свойственной реальности. 2Чудо отделяет спасение от всякой видимости, показывая, что она может изменяться. 3Твоему брату присуща неизменность, превосходящая и видимость, и любой обман. 4Она затенена меняющимся взглядом на него, который ты принимаешь за его реальность. 5Счастливый сон о нем принимает форму видимости его совершенного здоровья, совершенной свободы от всех форм недостаточности, его сохранности от бедствий любого рода. 6Чудо есть доказательство того, что он не связан ни потерей, ни страданием в какой угодно форме, поскольку ее с такой легкостью возможно изменить. 7Это показывает, что никогда она и не была реальной и не укоренена в его реальности. 8Ибо реальность неизменна и не имеет следствий, которые что-либо на земле или на Небе могли бы изменить. 9Всякая видимость показана как нереальная в силу ее изменяемости.

3. Что же есть искушение, если не желание сделать иллюзии реальными? 2Оно не выглядит, как желание обратить нереальность в истину. 3Но это есть подтверждение, что некие формы идолов имеют столь притягательную силу, что перед ними устоять трудней, нежели перед теми, которым ты не желаешь быть реальными. 4Соблазн тогда есть лишь мольба о том, чтобы чудо не коснулось каких-то снов, так сохраняя их нереальность затененной и придав им реальность. 5Царство Небесное оставит эту молитву без ответа и чудо не может быть дано для исцеления видимостей, не столь тебе приятных. 6Ты создал ограничения. 7Всё, что ты просишь, тебе дано, только не Богом, не знающим ограничений. 8Ты ограничил себя сам.

4. Реальность неизменна. 2Чудеса просто показывают: то, что ты поместил между реальностью и собственным сознанием, нереально и реальности не помеха. 3Ценою веры в существование неких видимостей, которые вне всякой надежды на изменение, явится то, что чудо не сможет исходить от тебя непрерывно. 4Ибо ты попросил изъять его из силы исцеления всех снов. 5Такого чуда нет, которое не стало бы твоим, если ты искренне желаешь исцеления. 6Но никакое чудо не может быть тебе дано, если на то нет твоего желания. 7Выберешь то, что желаешь исцелить, и Тот, Кто дарит все чудеса, не получил свободы одарить Божьего Сына Его дарами. 8Поддавшись искушению, тот отверг реальность. 9И добровольно стал рабом того, что выбрал.

5. Поскольку реальность неизменна, чудо уже присутствует в ней, чтобы исцелить всё изменяющееся и предложить его тебе в счастливой, лишенной страха форме. 2Тебе будет дано увидеть брата подобным образом. 3Но не тогда, когда знать ты желаешь иначе в некоторых аспектах. 4Ведь это означает, что ты не хочешь видеть его исцеленным и целокупным. 5Христос в нем совершенен. 6Но это ли ты желаешь видеть? 7Тогда пусть более не будет снов о нем, которые ты предпочел бы видению этого. 8И ты увидишь в нем Христа, ибо позволил Ему прийти к тебе. 9И когда Он откроется тебе, ты будешь уверен в своем подобии с Ним, поскольку Он неизменен в твоем брате и в тебе.

6. Вот что увидишь ты, когда решишь: нет такой видимости, которой ты пожелал бы заместить реальность того, что есть твой брат. 2Пусть искушение выбрать сон не даст войти сюда неопределенности. 3Не ощущай вины и страха, искушаемый сном о том, что он есть. 4Но и не наделяй сон силой заместить в твоем воззрении на него то, что в нем неизменно. 5Любое ложное представление рассеется, если вместо этого ты попросишь чуда. 6Нет такой боли, от которой он не был бы избавлен, если ты пожелаешь ему быть тем, что он есть. 7Зачем тебе бояться видеть в нем Христа? 8Во всем увиденном ты видишь лишь себя. 9Как только исцелен твой брат, ты от вины освобожден, ведь представление о нем есть твое представление о самом себе.

Table of contents

previous page start next page