Курс Чудес

*******

2. ПРОЦЕСС ПСИХОТЕРАПИИ

Введение

1. Психотерапияэто процесс, изменяющий воззрение на собственное «я». 2В лучшем случае, это «новое» я будет более милосердной «я-концепцией», но вряд ли от психотерапии можно ожидать установления реальности. 3Это не ее функция. 4Если она сумела освободить путь реальности, значит она была наиболее успешной. 5Вся ее функция в итоге сводится к тому, чтобы помочь пациенту справиться с одной кардинальной ошибкойверой в то, что гнев может принести ему нечто действительно желанное, и что, оправдывая атаку, он защищает себя. 6В какой мере он придет к осознанию ошибочности такого убеждения, в той мере он воистину спасен.

2. Но пациенты не начинают терапию с такой целью. 2Напротив, подобные концепции не представляют для них большого смысла, иначе они не нуждались бы в помощи. 3Их цельсохранить собственную «я-концепцию» в точности такой, какая она есть, но без страданий, ею приносимых. 4Всё их душевное равновесие покоится на безумной вере в возможность этого. 5А поскольку для здраво мыслящего разума это явно невозможно, они ищут магии. 6В иллюзиях невозможное легко достигнуто, но только за счет превращения иллюзий в истину. 7Пациент уже заплатил такую цену. 8Теперь он хочет «лучшую» иллюзию.

3. Поэтому вначале цели пациента и психотерапевта не совпадают. 2Психотерапевт, как и его пациент, может дорожить ложной я-концепцией, но их соответствующие восприятия «улучшения» состояния должны оставться разными. 3Пациент желает научиться добиваться желаемых изменений, не изменив в значительной мере собственную я-концепцию. 4По сути, он надеется настолько укрепить ее, чтобы она включала в себя магические силы, которых он ищет в психотерапии. 5Он хочет сделать неуязвимое уязвимым и бесконечное конечным. 6Я, видимое им, есть его бог и всё, к чему он стремится, это служить своему богу, как можно лучше.

4. Каким бы искренним ни был психотерапевт, он должен стараться изменить я-концепцию пациента таким путем, какой считает наиболее реальным. 2Задача терапиипримирить эти различия. 3Надо надеяться, что оба они научатся отказываться от своих первоначальных целей, поскольку только во взаимоотношениях возможно найти спасение. 4Но в самом начале пациент и психотерапевт неизбежно примут нереальные цели, всё еще не свободные от магических оттенков. 5В конечном счете разумы обоих откажутся от них.

I. Пределы психотерапии

1. Но идеальный результат достигается редко. 2Терапия начинается с осознания того, что исцелениеот разума, и в психотерапии сходятся те, кто уже верит в это. 3Возможно, они и не уйдут намного дальше, ибо в обучении никто не может превзойти уровень своей готовности. 4Но уровни готовности меняются, и, когда психотерапевт или пациент достигнут следующего уровня, им будут предоставлены отношения, соответствующие изменившимся потребностям. 5Возможно, они сойдутся снова и продвинутся в тех же отношениях, сделав их святыми. 6Возможно, каждый из них вступит в другие отношениия. 7Можно не сомневаться: оба продвинутся вперед. 8Регрессявление временное. 9В целом же направление одно: прогресс на пути к истине.

2. Психотерапия сама по себе не может быть творческим процессом. 2Одна из ошибок, лелеемых эго, состоит в том, будто терапии под силу истинное изменение, а следовательно и истинное творчество. 3Когда мы говорим о «спасительной» иллюзии или «последнем сне», то вовсе не это имеем в виду, однако здесьпоследняя защита эго. 4«Сопротивление»его способ видения всего, его интерпретация прогресса и роста. 5Эти интерпретации неминуемо будут неверными, поскольку они иллюзорны. 6Изменения, которых ищет эго,не истинные изменения. 7Онилишь более глубокие тени или же тучи, образовавшие другой узор. 8Но, созданное из ничего, нельзя назвать ни новым, ни иным. 9Иллюзииэто иллюзии, а истинаэто истина.

3. Сопротивление, описанное здесь, может быть характеристикой как психотерапевта, так и пациента. 2В любом случае оно лимитирует психотерапию, поскольку ограничивает ее цели. 3И Святой Дух не может бороться с вторжением эго в терапию. 4Но Он будет ждать и Его терпение безгранично. 5Его цель всегда целостна и неделима. 6Какого бы результата ни достигли психотерапевт и пациент в отношении своих разных целей, они не смогут примирить их настолько, чтобы сделать единой целью, пока не соединят их с Его целью. 7Только тогда конфликт исчерпан, ибо только тогда возможна определенность.

4. В идеале психотерапия представляет собой серию святых встреч, в которых братья встречаются, чтобы благословить друг друга и получить Божий покой. 2В один прекрасный день подобное свершится для каждого «пациента» на сей земле, ибо кто еще, кроме пациента, мог бы сюда прийти? 3Психотерапевт есть, в некотором роде, более специализированный учитель Божий. 4Он учится, обучая, и чем больше он продвинут сам, тем большему он учит и тем большему учится. 5Но на какой бы стадии он ни находился, всегда есть пациенты, нуждающиеся в нем таком, какой он есть. 6Они не могут взять больше того, что он способен дать сейчас. 7Но и они, и он придут, в итоге, к здравомыслию.

II. Место религии в психотерапии

1. Чтобы быть Божьим учителем, совсем не обязательно быть религиозным или даже верить в Бога до какой-то узнаваемой степени. 2Однако совершенно необходимо учить прощению вместо осуждения. 3Но даже в этом не требуется абсолютной последовательности, поскольку тот, кто достиг подобной вехи, мог в совершенстве обучить спасению в одно мгновение и без единого слова. 4Но всё постигший не нуждается в учителе, а исцеленным не нужен психотерапевт. 5Взаимоотношения всё так жехрам Святого Духа, и они будут доведены до совершенства во времени и восстановлены для вечности.

2. Формальной религии нет места в психотерапии, но также ей нет реального места и в религии. 2В этом мире существует поразительная тенденция соединять противоречивые слова в один термин, не воспринимая в них никакого противоречия. 3Стремление упорядочить религию есть столь очевидная попытка эго примирить непримиримое, что вряд ли здесь небходимы разъяснения. 4Религия есть опыт и психотерапия тоже опыт. 5На самом высоком уровне они становятся одним. 6Ни та, ни другая не являются истиной сами по себе, но и та, и другая могут вести к истине. 7Что же потребуется для нахождения истины, остающйся совершенно очевидной, если не устранение кажущихся препятствий к истинному осознанию ее?

3. Тот, кто учится прощать, не может не помнить Бога. 2Прощение тогда есть всё, чему необходимо учить, ибо оно есть всё, чему необходимо научиться. 3Все препятствия к воспоминанию о Боге суть формы непрощения, не более. 4Этого никогда не понимает пациент и очень редко осознает психотерапевт. 5Мир мобилизовал все силы против осознания этого, поскольку здесь лежит конец и миру, и всему, что он символизирует

4. И всё же не осознание Бога является разумной целью психотерапии. 2Это осознание придет по завершении терапии, ибо где есть прощение, туда должна явиться истина. 3Было бы действительно несправедливо, если бы вера в Бога была необходима для успешного процесса психотерапии. 4И вера в Богаконцепция по меньшей мере бессмысленная, поскольку Бога можно только знать. 5Вера подразумевает, что неверие возможно, но знание Бога не имеет реальной противоположности. 6Не знать Богазначит не обладать знанием, а именно к этому и ведет всё непрощение. 7Не зная, можно только верить.

5. Разных людей привлекают разные средства обучения. 2Некоторые формы религии не имеют ничего общего с Богом, а некоторые формы психотерапии не имеют ничего общего с исцелением. 3Но если учитель и ученик объединятся в общей цели, Бог войдет в их отношения, поскольку Он был приглашен. 4Точно так же, объединенная цель пациента и психотерапевта возрождает доминанту Бога, сначала через Христово виденеие, затем через память о Самом Боге. 5Процесс психотерапииэто возвращение к здравомыслию. 6Учитель и ученик, психотерапевт и пациентбезумны все, иначе их не было бы здесь. 7Вместе они способны найти выход, ибо никто не обретает здравомыслия в одиночку.

6. Если исцеление есть приглашение Богу войти в Его Царство, то что за разница, как приглашение написано? 2Имеют ли значение бумага, чернила, или ручка? 3И разве приглашение шлет тот, кто пишет? 4Господь приходит к тем, кто пожелал возродить Его мир, ибо они нашли способ воззвать к Нему. 5Если любые двое объединились, там должен быть и Он. 6Неважно, какова их цель, но чтобы ее достичь, они должны ее всецело разделять. 7Цель, не благословленную Христом, не разделить, ибо то, что не увидено Его глазами, слишком фрагментарно, чтобы быть значимым.

7. Если истинная религия исцеляет, то истинная психотерапия должна быть религиозной. 2Но и та, и другая имеют много форм, ибо у хорошего учителя не может быть одного и того же подхода к своим ученикам. 3Напротив, он терпеливо слушает каждого из них и каждому позволяет составить свой собственный учебный план; не цель плана, а наилучший способ ее достижения. 4Возможно, учитель не считает Бога частью обучения. 5Возможно психотерапевт не понимает, что исцеление идет от Бога. 6И тем не менее, они могут преуспеть там, где не добились успеха уверовавшие в то, что обрели Бога.

8. Что должен сделать учитель для успешного обучения? 2Что должен сделать для обеспечения исцеления психотерапевт? 3Только одно, ибо спасение предъявляет каждому одно и то же требование. 4Он должен разделить одну цель с кем-то еще и так утратить ощущение раздельных интересов. 5Лишь этим можно преодолеть узкие границы, которые эго навязало «я». 6Лишь так учитель и ученик, психотерапевт и пациент, ты и я сможем принять Искупление и научиться отдавать его так, как оно было получено.

9. Причастие невозможно в одиночку. 2Тот, кто стоит один, не получает Христово видение. 3Оно предложено ему, но он не в состоянии протянуть руки и получить его. 4Пусть остановится он и признает, что нужды брата есть его собственные нужды. 5И пусть восполнит потребность брата как свою собственную, увидев, что они удовлетворены в единстве, поскольку они и есть всего одна потребность. 6Что есть религия, если не средство помочь ему увидеть это? 7И что есть психотерапия, если не помощь в том же направлении? 8Лишь цель делает оба эти процесса одинаковыми, поскольку они едины в цели, поэтому должны быть едины и в средствах.

III. Роль психотерапевта

1. Психотерапевт является лидером в том смысле, что он идет немного впереди пациента и помогает тому обходить капканы на пути, завидя их первым. 2В идеале он также ведом, ибо Единый должен идти впереди него, даря Свой свет, чтобы он мог видеть. 3А без Него они вслепую побредут дорогой, ведущей в никуда. 4Однако невозможно, чтобы Он полностью отсутствовал, если поставлена цель исцеления. 5Но Его можно не узнать. 6Тогда малый свет, который останется принять, будет всем тем, что осветит дорогу к истине.

2. Исцеление столь же ограничено пределами возможностей психотерапевта, сколько и пациента. 2Следовательно, цель процессапреодолеть эти ограничения. 3Ни тот, ни другой не в состоянии это сделать в одиночку, но как только они объединяются, им дается потенциал для преодоления всех ограничений. 4Теперь степень успеха зависит от того, какую часть этого потенциала они готовы использовать. 5Поначалу готовность может прийти от любого из них и, по мере соучастия в ней другого, она будет расти. 6Прогресс тогда зависит от решения: он может почти коснуться Рая, а может не отойти от ада и на несколько шагов.

3. Вполне возможно, что психотерапия может казаться безуспешной. 2Возможно даже, что результат ее будет восприниматься как регресс. 3Но в итоге должен придти некий успех. 4Один просит о помощи; другой эту просьбу слышит и старается ответить в форме помощи. 5Это есть формула спасения; она должна исцелять. 6Только раздельные цели способны помешать полному исцелению. 7Один, полностью лишенный эго, психотрапевт мог исцелить весь мир без единого слова, одним своим присутствием. 8И никому не нужно его видеть, с ним говорить, и даже знать о его существовании. 9Простое Его Присутствие достаточно для исцеления.

4. Идеальный психотерапевт един с Христом. 2Но исцелениеэто процесс, оно не факт. 3У психотерапевта нет прогресса без пациента, а пациент еще не готов принять Христа, иначе он не был бы болен. 4В каком-то смысле психотерапевт без эго есть абстракция, стоящая в конце процесса исцеления: он слишком продвинут, чтобы верить в болезнь и слишком близок к Богу, чтобы устойчиво держаться на земле. 5Теперь он может помогать через тех, кто нуждается в помощи, ибо таким путем он осуществляет план, установленный для спасения. 6Психотерапевт становится его пациентом, работая с другими пациентами и выражая через них те мысли, которые он получает от Разума Христа.

IV. Процесс болезни

1. Также как любая терапия есть психотерапия, любой недуг есть умствнный недуг. 2Болезньэто суждение о Сыне Божьем, а всякое суждение есть умственная активность. 3Суждениеэто решение, принимаемое вновь и вновь против творения и его Творца. 4Это решение воспринимать вселенную такой, какой ты сотворил бы ее. 5Это решение о том, что истина способна лгать и что она должна быть ложью. 6Чем тогда может быть болезнь, если не выражением скорби и вины? 7И что еще оплакивать, если не собственную невинность?

2. Как только Божий Сын увиден виноватым, болезнь становится неизбежной. 2О ней просили и ее получат. 3Тот, кто о ней просил, теперь приговорил себя к поиску средств, которые не помогают, поскольку их вера вложена в болезнь, а не в спасение. 4Не существует ничего, на что не повлияло бы изменение мыслей, ибо всё внешнее есть только тени уже принятого решения. 5Измени решение, и разве сможет его тень остаться неизменной? 6Болезнь не может быть ничем иным, как тенью вины, абсурдной и безобразной, поскольку она имитирует уродство. 7Если уродство видится реальным, разве же не уродливой будет его тень?

3. Как только принято решение о том, что вина реальна, спуск в ад проследует шаг за шагом неизбежным курсом. 2Болезнь, отчаяние и смерть ныне накатывают на землю неослабными волнами, иногда все вместе, а иногда в неумолимой очередности. 3Однако все они, какими бы реальными ни представали, суть иллюзии. 4Это поняв, кто стал бы верить в них? 5И кто же в них не верит, пока это не понято? 6Исцеление есть терапия исправления, и, как мы уже говорили и снова повторим, всякая терапия есть психотерапия. 7Исцелить недужныхзначит принести им осознание этого.

4. Слово «исцеление» снискало себе дурную славу среди наиболее «почтенных» психиатров мира и совершенно справедливо. 2Ведь ни один из них не может исцелять и ни один из них не понимает исцеления. 3В худшем случае они просто сделают тело реальным в собственных мыслях, а затем устремятся на поиски магического средства исцеления от недугов, которыми их разумы наделили тело. 4Разве такой процесс способен исцелить? 5Он смехотворен от начала до конца. 6Однако так начавшись, он должен так и завершиться. 7Это как если бы Господь был дьявол и Его должно отыскать во зле. 8Разве там может быть любовь? 9Разве болезнь способна исцелять? 10И разве эти два вопроса не есть один вопрос?

5. В лучшем случае, хотя подобный термин здесь и не совсем уместен, «целители» мирские могут признать, что разумисточник всех недугов. 2Но их ошибка коренится в вере, что разум сам себя спосбен исцелить. 3Это имеет некоторое основание в мире, где «степени ошибки»концепция осмысленная. 4Их исцеление, однако, будет временным, ибо другой недуг придет на смену первому, поскольку смерть не одолеть, пока не понят смысл любви. 5А кто же в состоянии его понять без Слова Божьего, дарованного Им Святому Духу как Его дар тебе?

6. Болезнь любого рода можно определить как результат того, что кто-то видит себя немощным и уязвимым, и злобным, и находящимся в опасности, а посему нуждающимся в постоянной защите. 2Но будь реальным такое я, защита была бы невозможна. 3Следовательно, искомые защиты должны быть магическими. 4Они должны преодолеть ограничения, воспринятые в себе самом, и в то же время создать новую я-концепцию, в которую прошлая не могла бы вернуться. 5Иными словами, ошибка принята как реальность и с ней справляются при помощи иллюзий. 6Истина принесена к иллюзиям, реальность теперь становится угрозой и воспринимается как зло. 7Любовь страшит, ибо реальность есть любовь. 8И так замкнулся круг против «вторжения» спасения.

7. Болезнь поэтому является ошибкой, нуждающейся в исправлении. 2И, как мы уже подчеркивали, ошибку не исправить, если сначала признать ее «правомочность», а затем ею пренебречь. 3Если болезнь реальна, то ею в истине не пренебречь, ибо пренебрегать реальностью есть чистое безумие. 4Но такова цель магии: делать иллюзии истиной посредством ложного восприятия. 5Подобное не может исцелить, ибо оно противоречит истине. 6Возможно, иллюзия здоровья на какое-то время заместит болезнь, но не надолго. 7Иллюзии не могут долго прятать страх, поскольку оних часть. 8Он ускользнет и примет другую форму, будучи источником всех иллюзий.

8. Болезньэто безумие, ибо любой недуг есть умствевнный недуг и здесь нет степеней. 2Одной из иллюзий, благодаря которым недуг воспринимается как реальный, является вера в то, что болезнь бывает разной интенсивности и степень ее опасности варьируется в соответствии с принимаемой ею формой. 3Это и есть фундамент всех ошибок, поскольку все онипопытки пойти на компромисс, увидя лишь частицу ада. 4Подобная пародия настолько чужда Богу, что она должна остаться навек немыслимой. 5Но верят в нее безумные, ибо они безумны.

9. Безумец будет защищать свои иллюзии, поскольку в них он видит собственное спасение. 2Поэтому он нападет на того, кто попытается спасти его от них, уверенный, что тот нападает на него. 3Подобный любопытный цикл «атака-защита»одна из самых трудных проблем, с которыми должен иметь дело психотерапевт. 4По сути, этоцентральная задача, остов психотерапии. 5Психотерапевт воспринимается как тот, кто нападает на самое дорогое достояние пациента: его картину самого себя. 6А поскольку эта картина становится для пациента гарантией безопасности, как он понимает ее, психотерапевт воспринимается не иначе как реальный источник опасности, на который необходимо напасть, а может даже и убить.

10. На психотерапевта тогда ложится огромная ответственность. 2Он должен встретить атаку без атаки, а следовательно, без защиты. 3Его задачадемонстрировать, что в защитах нет необходимости и что в отсутствии защитысила. 4Таким должно быть его учение, если его урок в том, что здравомыслие безопасно. 5Необычайно важно подчеркнуть: безумцы верят, что здравомыслиеугроза. 6Это прямое следствие «грехопадения»: вера в то, что вина реальна и полностью оправдана. 7Поэтому функция психотерапевтаобучать тому, что вина, будучи нереальной, не может быть оправдана. 8Но она и небезопасна. 9Поэтому и должна она остаться и нежеланной, и нереальной.

11. Доктрина спасенияединственная цель любой терапии. 2Освободи разум от безумного гнета вины, столь изнурительной для него, и исцеление достигнуто. 3Тело не исцеляется. 4Оно лишь признается тем, что оно есть. 5Цель тела, увиденного правильно, доступна пониманию. 6Что за нужда тогда в болезни? 7За этим единственным сдвигом последует всё остльное. 8В замысловатом изменении нет нужды. 9Как нет нужды ни в длительном анализе, ни в изнуряющих дискуссиях и поиске. 10Истина проста, будучи одной для всех.

V. Процесс исцеления

1. Хоть истина и проста, ей всё еще необходимо обучать тех, кто уже потерял свой путь в бескрайних лабиринтах сложности. 2Этовеликая иллюзия. 3За нею неизбежно приходит вера, будто для чьей-то безопасности необходим котроль над неведомым. 4Такая странная вера обусловлена некоторыми определенными шагами, которые никогда не достигают сознания. 5Сначала, она приходит с убеждением, что существуют силы, преодолеть которые необходимо для собственного выживания. 6А далее кажется, что эти силы можно держать в узде только раздутым ощущением собственного «я», которое во тьме скрывает истинные чувства и пытается принести иллюзии к свету.

2. Не надо забывать, что обратившиеся к нам за помощью, объяты горьким страхом. 2То, что, по их убеждению, им поможет, им только повредит, а то, что по их понятиям приносит вред, только и сможет им помочь. 3Прогресс становится недостижимым до тех пор, пока не удается убедить пациента изменить свой искаженный взгляд на мир и на самое себя. 4Ведь истина проста. 5Но ей необходимо учить тех, кто видит в ней угрозу для себя. 6Необходимо обучать ей тех, кто нападет, почувствовав себя в опасности, и тех, кому превыше всего остального необходим урок в незащищаемости, чтобы им показать, в чем сила.

3. Будь идеальным этот мир, возможно существовала бы и идеальная терапия. 2Но в идеальном состоянии она была бы абсолютно бесполезной. 3Мы говорим об идеальном учении в мире, где идеальный учитель не мог бы долго оставаться, где идеальный психотерапевт есть просто отблеск мысли, еще не воспринятой. 4И тем не менее мы говорим о том, что можно сделать для помощи безумным в доступных нам пределах. 5Пока они больны, им можно и нужно помогать. 6Не более чем это спрошено с психотерапии; не менее чем всё, что он способен дать, достойно психотерапевта. 7Ведь это Сам Господь предлагает его брата как его собственного Спасителя от мира.

4. Исцеление свято. 2Ничего в мире не может быть таким святым, как помощь тем, кто попросил о ней. 3Двое подходят в этой попытке довольно близко к Богу, неважно, сколь ограниченной и искренней она была. 4Где двое соединились с целью исцеления, там с ними Бог. 5Он дал гарантии, что их услышит и им воистину ответит. 6И пусть не сомневаются они, что исцеление есть процесс, Им направляемый, поскольку он согласен с Его Волей. 7Мы все ведомы Его Словом, когда стараемся прийти на помощь братьям. 8Не нужно забывать, что сами по себе мы немощны, и в том, чему учиться и чему учить, мы полагаемся на Силу, превосходящую наш узкий кругозор.

5. Брат, обратившийся за помощью, способен принести дары, превосходящие высоты, воспринятые в любом сне. 2Он предлагает нам спасение, ибо приходит к нам как наш Спаситель и Христос. 3То, что он просит, просит Бог через него. 4То, что мы совершаем для него, становится нашим подарком Богу. 5На зов священный Божьего Сына о помощи в его воспринятом страдании может ответить только его Отец. 6Но Ему нужен голос, который озвучит Его святое Слово; нужна рука, которая коснется Его Сына и тронет его сердце. 7В таком процессе, кто останется неисцеленным? 8Подобное святое взаимодействие и есть план Самого Предвечного, благодаря которому Его Сын спасен.

6. Ибо соединились двое. 2Теперь обеты Божьи Им исполнены. 3Пределы, положенные пациенту и психотерапевту, больше не принимаются в расчет, поскольку исцеление началось. 4То, что они должны начать, Отец их завершит. 5Ведь большего, чем толика желания, едва заметное движение вперед и Его Имя, произнесенное еле слышным шепотом, Он никогда и не просил. 6Просить о помощи в какой угодно формезначит взывать к Нему. 7Он Свой Ответ пошлет через того психотерапевта, который послужит наилучшим образом Божьему Сыну в его текущих нуждах. 8Возможно, что ответ не будет выглядеть как дар Небес. 9Он даже может показаться ухудшением, а не помощью. 10Но результат нам не дано судить.

7. Дары Господни нужно где-то получить. 2Во времени ни одно усилие не потрачено впустую. 3Не совершенства спрашивают с нас в наших попытках исцелять. 4Ведь мы уже обмануты, если считаем, что в исцелении есть необходимость. 5А истина придет к нам лишь через того, кто, кажется, разделяет наш сон болезни. 6Давай поможем ему простить все согрешения, в которых он напрасно себя винит. 7Его выздоровление есть наше собственное выздоровление. 8Увидя в нем безгрешие, сияющее через пелену вины, скрывающую Сына Божьего, мы в нем узнаем лик Христа, поняв, что этот ликнаш собственный.

8. Давай предстанем молча перед Господней Волей и сделаем всё то, что она выбрала для нас. 2Есть только один путь, которым мы придем туда, где начались все сны. 3Именно там мы их оставим, чтобы уйти в покое навсегда. 4Услышь же братский зов о помощи и на него ответь. 5Тем самым ты ответишь Богу, поскольку ты воззвал к Нему. 6Другого нет пути услышать Его Голос. 7Никак иначе Его Сына не найти. 8Никак иначе не найти своего Я. 9Исцеление свято, поскольку через его добрые объятия Сын Божий возвращается на Небеса. 10Ведь Голосом, Глашатаем Божьим, исцеление говорит о том, что прощены ему его грехи.

VI. Определение исцеления

1. Тогда процесс психотерапии можно определить просто как прощение, поскольку исцеление не может быть ничем иным. 2Непрощающие больны, веря, что они не прощены. 3Приверженность к вине, к тесным и укрывающим ее объятиям, к любвеобильной и бдительной ее защите, всё это есть не что иное, как неуклонный отказ простить. 4«Да не войдет сюда Господь», снова и снова твердят недужные, стеная над своей утратой и тем не менее ей радуясь. 5Исцеление произойдет, когда пациент заслышит погребальную песнь, которую поет, и начнет сомневаться в ее оправданности. 6А не услышав ее, не осознать, что он поет ее себе. 7Ее услышатьпервый шаг к выздоровлению. 8Затем он должен выбрать сомнения в ней.

2. Существует довольно сильная тенденция услышать на мгновение песнь смерти и тут же, не исправив, отпустить. 2В сих мимолетных проблесках сознания нам предоставлены возможности буквально «изменить напев». 3И вместо погребального мотива услышать песнь исцеления. 4Но прежде должно прийти желание усомниться в «истинности» песни осуждения. 5Благодаря нелепым искажениям, запутанно вплетенным в я-концепцию, которая сама по себе есть псевдотворение, сей безобразный звук кажется истинно прекрасным. 6«Ритм вселенной», «весть песни ангельской»всё это и много больше слышится вместо какофонии и оглушительного визга.

3. Ухо толкует, оно не слышит. 2Глаз воспроизводит, он не видит. 3Задача ихсогласовать всё то, что позвано, каким бы оно ни было несовместимым. 4Послушные решениям разума, они воспризводят его желания и переводят их в приятные и приемлемые формы. 5Иногда мысль, скрытая за формой, проступит из-за нее на краткий миг, и в разум заползает страх, он начинает сомневаться в своем здравии. 6Но не позволит он своим рабам изменить формы, видимые ими, и звуки, слышимые ими. 7Ведь все ониего «лекарства», его «гарантии» от безумия.

4. У этих, приносимых ощущениями, свидетельств есть только одна цель: оправдывать атаку, тем самым оставляя непрощение неузнанным, не распознав в нем то, что оно есть. 2Увиденное без маски, оно невыносимо. 3Не защищаемое, оно недолговечно. 4Именно здесь лелеется любой недуг, хотя это и не понято. 5Ведь если непрощение не узнано, то форма, принятая им, кажется чем-то другим. 6И теперь это «что-то другое», кажется, вызывает сильный страх. 7Но ведь не «что-то другое» может быть исцелено. 8Оно и не больно и не нуждается в лечении. 9Сосредоточить на нем свои попытки исцелениянапрасный труд. 10Кто может излечить и оделить здоровьем то, что не может быть больным?

5. Болезнь, так же как непрощение, принимает много форм. 2Формы одного просто воспроизводят формы другого, ибо ониодна и та же иллюзия. 3Настолько просто одна форма интерпретируется в другую, что тщательное рассмотрение формы болезни довольно ясно укажет на форму непрощения, которую та представляет. 4Увидеть это, однако, еще недостаточно для исцеления. 5Последнее достигнуто единственным путем: признанием, что лишь прощение исцеляет непрощение, и только непрощение способно привести к любой болезни.

6. Подобное осознание и есть конечная цель психотерапии. 2Как же ее достичь? 3Психиатр видит в пациенте всё, что он не простил в себе самом и так ему дается еще один шанс увидеть это, открыть для переоценки и простить. 4Когда это происходит, он видит свои грехи ушедшими в прошлое, которого больше нет. 5Не сделав этого, он должен думать, что зло преследует его здесь и сейчас. 6Пациент есть его экран для проекции собственных грехов, дающий ему возможность их отпустить. 7Оставь он хоть одно пятно греха на том, что видит, и его освобождение будет частичным и ненадежным.

7. Никто не исцелится в одиночку. 2Такую радостную песнь поет спасение всем, кто слышит его Голос. 3И это не будет слишком частым напоминанием тем, кто видит в себе психотерапевта. 4В их пациентах нужно видеть только носителей прощения, поскольку именно они приходят, чтобы продемонстрировать свое безгрешие глазам, всё еще верящим в свою способность видеть грех. 5Но доказательство безгрешия, увиденное в пациенте и принятое психотерапевтом, предложит разуму обоих договор, в котором они встретятся, объединятся и станут одним.

VII. Идеальные отношения пациентпсихотерапевт

1. Кто, тогда, пациент и кто психотерапевт? 2В итоге, каждый их нихтот и другой. 3Кому необходимо исцеление, тот должен исцелять. 4Врач, исцели себя. 5А есть ли кто-либо еще для исцеления? 6Кому еще оно необходимо? 7Каждый, пришедший к психотерапевту, пациент предлагает тому возможность исцелить себя. 8Следовательно, пациент есть его психотерапевт. 9И каждый психотерапевт должен учиться исцелению у каждого пациента, пришедшего к нему. 10Так он становится его пациентом. 11Бог разделения не знает. 12Он знает только, что у Него есть один Сын. 13И это Его знание отражено в идеальных отношениях пациентпсихотерпевт. 14Господь придет к зовущему Его и в Нем узнает тот Себя.

2. Задумайся, учитель и психотерапевт, за кого ты молишься и кому необходимо исцеление. 2Ведь терапия есть молитва, а исцелениеи цель ее, и результат. 3Что есть молитва, если не единение разумов в таких взаимоотношениях, куда бы смог войти Христос? 4Там его дом, в который приглашает Его психотерапия. 5Чем можно излечить симптом, когда всегда на выбор есть другой? 6Но только в отношения вошел Христос, какой еще есть выбор, если не оставить Его в них? 7А кроме этого не нужно ничего, поскольку в этомвсё. 8Здесь исцеление, и счастье, и покой. 9Таковы «симптомы» идеальных отношений пациент-психотерапевт, заменившие те, в которых пациент пришел просить о помощи.

3. По сути, в этих отношениях имеет место процесс, в котором терапевт в сердце своем говорит пациенту, что все грехи того были ему прощены вместе с его собственными. 2Чем может отличаться прощение от исцеления? 3Прощает лишь Христос, зная Свое собственное безгрешие. 4Его видение исцеляет восприятие и болезнь исчезает. 5И больше она не сможет возвратиться, поскольку был изъят ее источник. 6Для этого, однако, необходима помощь весьма продвинутого психотерапевта, способного на единение с пациентом в святых взаимоотношениях, где все ощущения разделенности в итоге преодолены.

4. Для этого необходимо лишь одно: ни под каким видом психотерапевт не должен путать себя с Богом. 2Всем «неисцеленным целителям» свойственна эта путаница в той или иной форме, поскольку они должны считать себя самосотворенными, а не сотворенными Богом. 3Эта путаница почти никогда или очень редко осознается, иначе неисцеленный целитель мгновенно стал бы учителем Божьим, посвятив свою жизнь функции истинного исцеления. 4Но прежде чем достичь такого уровня, он считает себя ответственным за весь целительный процесс, а потому и за его исход. 5Поэтому ошибки пациента становятся его личным провалом и вина мрачной и плотной пеленой застилает то, что должно быть Христовой святостью. 6Вина неизбежна в тех, кто принимает решения на основе собственных суждений. 7Вина немыслима для тех, через кого глаголет Дух Святой.

5. Исчезновение вины есть истинная цель терапии и очевидная цель прощения. 2В этом ясно прослеживается их единство. 3Но кто же ощутит уход вины, если он чувствует себя ответственным за брата в роли его наставника? 4Подобная функция предполагает знание, которым здесь никто не обладает: определенность прошлого, и настоящего, и будущего, и всех последствий, которые в них могут иметь место. 5Только с подобной всеохватной точки зрения была бы возможна такая роль. 6Но никакое восприятие не всеохватно и никакое малое я, одно против вселенной, не может допустить в себе подобной мудрости, разве что в собственном безумии. 7То, что многие психотерапевты безумны, очевидно. 8Ни один неисцеленный целитель не может быть полностью здоров рассудком.

6. Но не принять данную тебе Богом функцию было бы таким же безумием, как и придумать функцию, которой Он тебя не наделил. 2Продвинутый психотерапевт никогда не сомневается в силе, которая в нем есть. 3Нет у него сомнений и в ее Источнике. 4Он понимает, что вся сила на Небе и на земле принадлеит ему в силу того, кто он есть. 5Онтот, кто есть, благодаря его Творцу, Чья Любовь пребывает в нем, и Кто не знает неудач. 6Подумай, что это значит: у него есть дары Самого Бога, чтобы их дарить. 7Его пациентысвятые Божьи, взывающие к его святости, чтобы сделать ее своей. 8И когда он дарит ее им, они видят взирающий на них в сиянии лик Христа.

7. Безумные, считая себя Богом, не боятся предложить слабость Его Сыну. 2Но то, что в результате они видят в нем, действительно в них вызывает страх. 3Неисцеленный целитель не может не бояться пациентов, подозревая их в предательстве, которое он видит в нем самом. 4Пытается он исцелять и даже иногда удачно. 5Но он не преуспеет в этом, разве что в какой-то мере и ненадолго. 6Не видит он Христа в том, кто зовет. 7Какой ответ он может дать тому, кто кажется ему чужим: лишенным мудрости и чуждым истине, без бога, которого ему необходимо дать? 8Узри своего Бога в нем, ибо то, что ты видишь, и будет твоим Ответом.

8. Задумайся над тем, что единение двух братьев в действительности означает? 2Затем забудь и мир с ничтожными его триумфами и его сны о смерти. 3Подобныеедины и ничего не может помниться про мир вины. 4Комната становится храмом, а улицапотоком звезд, легко минующим болезненные сны. 5Исцеление завершено, ведь совершенному не нужно исцеления, а что останется прощать в отсутствии греха?

9. Будь благодарен, психотерапевт, за то, что смог всё это разглядеть, если ты верно понимаешь свою роль. 2В противном случае ты отрицаешь свое сотворение Богом, и не узнаешь, что тыЕго Сын. 3И кто теперь твой брат? 4Какой святой может прийти, чтобы забрать тебя с собой домой? 5Ты потерял свой путь. 6И можно ли надеяться увидеть в нем ответ, который ты отказался дать? 7Исцеляй и будь исцелен. 8Не существует другого выбора дороги, которая могла бы привести к покою. 9Впусти же пациента своего, ведь он пришел к тебе от Бога. 10Разве же недостанет его святости для пробуждения твоей памяти о Нем?

Table of contents

previous page start next page