Курс Чудес

*******

1. МОЛИТВА

Предисловие

1. Молитва есть великий дар, которым Бог благословил Своего Сына при сотворении. 2Тогда она была тем, чем еще только должна стать: единым Голосом, разделяемым творением и Творцом, и песней Сына своему Отцу, который возвращает Сыну благодарность, предложенную Ему сыновней песней. 3Гармонии и радостному согласию, вечно даримыми Ими друг другу, нет конца. 4Так продолжается творение. 5Господь благодарит Свое продолжение в Сыне. 6А Сын Его благодарит за собственное сотворение в песне, им сотворенной во Имя его Отца. 7Любовью, Ими разделяемой, и станет всякая молитва в вечности, когда исчезнет время. 8Ведь так оно и было до того, как показалось, что появилось время.

2. Для тебя, на время оказавшемуся во времени, молитва примет форму, которая наилучшим образом ответит твоим потребностям. 2Ведь и потребность у тебя всего одна. 3То, что Всевышний сотворил единым, должно признать свое единство и возрадоваться тому, что всё, казавшееся разделенным благодаря иллюзиям, едино навсегда в Господнем Разуме. 4Теперь молитва должна стать средством, с помощью которого Сын Божий оставит свои раздельные цели и интересы и в радости святой обратится к истине союза своего с Отцом.

3. Оставь же сны, святой Господень Сын, восстань таким, каким Всевышний сотворил тебя, покончи с идолами и помни Бога. 2Теперь молитва станет поддерживать и благословлять тебя, когда ты возвышаешь свое сердце к Нему в песне, взмывающей всё выше, покуда и высоты и низины не исчезнут. 3Вера в собственную цель будет расти и поддерживать тебя по мере восхождения по озаренной светом лестнице к просторам Рая и вратам покоя. 4Это и есть молитва; здесь и находится спасение. 5Это есть путь. 6ЭтоГосподень дар тебе.

I. Истинная молитва

1. Молитваэто способ достичь Бога, предложенный Святым Духом. 2Онане просто вопрос или мольба о чем-либо. 3Молитва будет безуспешной, пока ты не поймешь, что она ни о чем не просит. 4А как еще она могла бы служить своей цели? 5Нельзя молиться идолам, надеясь достичь Бога. 6Истинная молитва должна обходить ловушки прошения о чем-то. 7Лучше проси о получении того, что уже дано, и о принятии того, что уже есть.

2. Тебя просили искать ответа Святого Духа на любую конкретную проблему и заверяли в том, что ты получишь конкретный ответ, если такой тебе необходим. 2Но также говорилось, что есть всего одна проблема и на нее есть, соответственно, один ответ. 3В молитве это не противоречие. 4Ведь в мире нам приходится принимать множество решений, и мы должны их принимать, будь они иллюзорны или нет. 5От тебя нельзя требовать принятия ответов, превосходящих уровень тех потребностей, которе ты способен осознать. 6Следовательно, ни форма вопроса, ни то, как он был задан, не имеют значения. 7Форма ответа, если он идет от Бога, будет соответствовать твоей потребности, какой ты ее видишь. 8Это всего лишь эхо ответа Его Голоса. 9Реальное звучание всегда есть песнь благодарения и Любви.

3. Тогда, ты не способен просить об эхо. 2Лишь сама песнядар. 3Ее сопровождают обертоны, созвучия и эхо, но все они вторичны. 4Ведь в истинной молитве ты слышишь только песню. 5Всё остальное просто добавление. 6Прежде всего ты искал Царства Небесного и всё остальное было тебе дано.

4. Секрет истинной молитвы заключен в забвении всего, что, как казалось, тебе нужно. 2Просить о чем-либо конкретном есть то же самое, что видеть грех, затем его простить. 3В молитве так же: ты не придаешь значения своим конкретным нуждам, какими их видишь, и отпускаешь их в Господни Руки. 4Там они становятся твоим даром Богу, поскольку говорят Ему о том, что ты не желаешь никаких других Богов «перед лицем Его» и никакой другой Любви, кроме Его. 5Каким же будет Его ответ, если не твоей памятью о Нем? 6Можно ли променять это на пустячный совет по поводу проблемы, длящейся всего лишь миг? 7Божий ответ только для вечности. 8Но в нем заключены все малые ответы.

5. Молитваэто отход в сторону, отпуск всего; она есть тихое время любви и слушания. 2Ее не нужно путать с просьбой любого рода, ибо оналишь способ вспомнить о твоей святости. 3Зачем же святости просить, когда она имеет право на всё, что может предложить Любовь? 4Это к Любви ты обращаешься в молитве. 5Молитваэто предложение; отказ от самого себя ради единобытия с Любовью. 6И больше не о чем просить, ведь больше нечего желать. 7А это «ничего» становится Господним алтарем. 8И исчезает в Нем.

6. Это не тот уровень молитвы, который пока еще доступен кадому. 2Тем, кто еще не достиг его, нужна твоя помощь в молитве, поскольку их прошение еще не обосновано принятием. 3Помощь в молитве не означает, что некто становится посредником между тобой и Богом. 4Но эта помощь означает, что некто стоит подле тебя и помогает тебе подняться до Него. 5Кто осознал Господню благодать, тот молится без страха. 6А тот, кто молится без страха, не может не достичь Его. 7И, следовательно, он может достичь и Его Сына, где бы тот ни был, какую форму, казалось бы, ни принимал.

7. Моление Христу в ком бы то ни было есть истинная молитва, поскольку онадар благодарности Его Отцу. 2Просить Христа остаться самим собоюне мольба. 3Этопеснь благодарности за то, что ты в действительности есть. 4Здесь и заключена вся сила молитвы. 5Она не просит ничего и получает всё. 6Эту молитву можно разделять, поскольку ответ на нее дан для всех. 7Молиться с тем, кто знает, что это истиназначит получить ответ. 8Возможно, конкретная форма решения конкретной проблемы придет к одному из вас, к комуневажно. 9Возможно, она явится к обоим, если вы истинно в созвучии друг с другом. 10Она придет, ибо вы осознали, что Христосв вас обоих. 11Это и есть ее единственная истина.

II. Лестница молитвы

1. Нет у молитвы ни начала, ни конца. 2Оначасть жизни. 3Но она изменяется по форме и с постижением растет, пока не достигнет бесформенного состояния и не сольется в полном общении с Богом. 4В форме прошения ей нет необходимости обращаться к Богу (часто она и не обращается) или даже предполагать веру в Него. 5На этих уровн молитва есть просто желание, рожденное чувством недостаточности или нехватки.

2. В подобных формах молитвы или же просьб-из-нужды всегда присутствует ощущение слабости, чувство несоответствия; такую молитву не сотворил бы Божий Сын, зная, Кто он такой. 2Следовательно, никто из тех, кто знает свое Тождество, не может молиться в подобной форме. 3Но так же верно, что тот, кто не уверен в собственном Тождестве, может молиться только таким образом. 4Молитва непрерывна, как сама жизнь. 5Каждый молится непрестанно. 6Проси, и ты получил, поскольку утвердился в том, чего желаешь.

3. Также возможно достичь высшей формы прошения-из-нужды, поскольку в этом мире молитва исправляет, поэтому она должна включать в себя уровни постижения. 2Здесь уже просьба может быть адресована Богу с искренней верой, хотя и без достаточного понимания. 3Неясное и, как правило, неустойчивое чувство собственного тождества в общем достигнуто, но часто затенено глубоко укоренившимся ощущением греховности. 4На этом уровне возможно продолжать просить о вещах этого мира в различных формах, но можно просить и о таких дарах, как доброта и честность, и в частностио прощении многих источников вины, которые неизбежно лежат в основе любой молитвы-из-нужды. 5Нет недостатка без вины. 6А у безгрешных нет нужды в чем бы то ни было.

4. На этом же уровне возникает любопытное терминологическое противоречие, известное как «моление о врагах». 2Противоречие заключено не в самих словах, а скорее в том, как их обычно интерпретируют. 3Пока ты веришь, что у тебя есть враги, ты ограничил молитву законами этого мира и этими узкими рамками ограничил свою способность получать и принимать. 4Но, если у тебя есть враги, то есть и большая надобность в молитве. 5Что же в действительности означает эта фраза? 6Молись за себя, молись, чтобы не пытаться сделать Христа узником, тем самым исключив признание собственного Тождества. 7Не становись предателем кому-либо, иначе станешь предателем самому себе.

5. Врагэто символ Христа в неволе. 2Но кто Он, если не ты сам? 3Таким путем молитва за врагов становится молитвой о твоей собственной свободе. 4Теперь в ней нет противоречия. 5Она становится утверждением единства Христа и признанием Его безгрешия. 6Теперь она стала святой, ибо признала Сына Божьего таким, каким он сотворен.

6. Не позволяй себе забыть, что молитва на любом уровневсегда о тебе самом. 2Соединяясь с кем-либо в молитве, ты делаешь его частью себя. 3Врагэто ты и врагХристос. 4Прежде чем она сможет стать святой, молитва становится выбором. 5Но ты не выбираешь за другого. 6Ты можешь выбрать только за себя. 7Воистину молись за своих врагов, ибо в этомтвое собственное спасение. 8Прости им свои грехи и будешь воистину прощен.

7. Молитваэто лестница, устремившаяся к Небесам. 2На самом ее верху преображение подобно твоему собственному, ибо молитвачасть тебя. 3То, что принадлежит земле, забыто и осталось позади. 4Нет просьб, поскольку нет потребностей. 5Отождествление с Христом полностью признано как вечное, вне искажений и изменений. 6Свет более не мерцает, он просто никогда не гаснет. 7Теперь, в отсутствии любых потребностей, в убранстве чистой безгреховностидара Всевышнего тебе, Его возлюбленному Сынумолитва снова может стать тем, чем ей предназначалось быть. 8Ибо теперь она взмывает как песнь благодарения твоему Творцу, которую поют без слов, без мыслей, без пустых желаний и без нужды в чем бы то ни было. 9Так она продолжается, как ей и надлежало. 10И за подобный дар Сам Бог благодарит.

8. Богцель любой молитвы, что делает ее безвременной, а не конечной. 2Но у нее нет и начала, поскольку неизменна цель. 3Молитва в своих ранних формах есть иллюзия, ибо не требуется лестницы, чтобы придти туда, откуда никогда никто не уходил. 4Но она будет оставаться частью прощения, пока прощениесамо по себе иллюзияне достигнуто. 5Молитва связана с обучением до тех пор, пока цель обучения не завершена. 6И лишь тогда всё вместе преображено и незапятнанным возвращно в Господний Разум. 7Поскольку такое состояние выходит за пределы постижения, его невозможно описать. 8Однако ступени, необходимые для достижения подобного состояния, должны быть поняты, если покою суждено восстановиться в Божьем Сыне, живущем ныне с иллюзией смерти и в страхе перед Богом.

III. Моление о других

1. Уже было сказано, что молитвавсегда о себе самом, и это правда. 2Тогда вообще, зачем молиться за других? 3А если ты и должен это делать, то как? 4Моление за других, правильно понятое, становится средством освобождения брата от проекций твоей собственной вины, помогающим признать, что вовсе не он приносит тебе страдания. 5Губительную мысль, что он и есть твой враг, твой злонамеренный двойник, твое возмездие, нужно оставить прежде, чем ты найдешь спасение от вины. 6Средство для этогомолитва с ее восходящими целями и силой, которая растет, пока не достигнет Бога.

2. Ранние формы молитвы в самом низу лестницы будут не свободны от зависти и злобы. 2Они зовут к отмщению, а не к любви. 3И исходят они не от того, кто понимает, что онипризывы к смерти, диктуемые страхом в тех, кто дорожит виной. 4Они взывают к мстительному богу, и, кажется, тот отвечает им. 5Нельзя просить об аде для другого, не угодив в ад самому. 6Лишь тот, кто сам в аду, может просить об аде.

3. Тогда учебной целью на этих уровнях должно стать понимание, что молитва принесет ответ только в той форме, в какой она сотворена. 2Этого достаточно. 3Отсюда будет легче сделать шаг к следующим уровням. 3Дальнейшее восхождение начинается с признания:

5«То, что я попросил для брата,не то, чего желаю я себе. 6Так сделал я его своим врагом».

7Совершенно очевидно, что этой вехи не достичь тем, кто не видит ценности или же преимуществ для себя в освобождении других. 8Задержка может оказаться довольно долгой, ибо подобное воззрение может предстать скорей опасным, нежели милосердным. 9Для тех, кто виноват, иметь врагов кажется реальным преимуществом, и эта воображаемая выгода должна исчезнуть, чтобы освободить врагов.

4. От вины нужно отказаться, а не скрывать ее. 2Это не безболезненный процесс и за мелькнувшим милосердием такого шага может на время последовать глубокое отступление к страху. 3Защиты, продиктованные страхом, пугают сами по себе, а узнанные, они приносят этот страх с собой. 4Но что за выгода для узника в иллюзии побега? 5Его реальное избавление от вины лежит лишь в осознании того, что вина исчезла. 6Но как же это распознать, пока он прячет вину в другом, не видя, что онаего собственная? 7Боязнь побега затрудняет приветствие свободы, а обращение врага в тюремщика кажется залогом безопасности. 8Как же тогда его освободить, не испытав безумного страха за самого себя? 9Ты превратил его в свое спасение, в свой побег от вины. 10Твоя заинтересованность в таком побеге огромна, и страх утраты ее силен.

5. Теперь затихни на мгновение, подумай о том, что сделал. 2И не забудь, что сделал это ты, поэтому и отпустить содеянное предстоит тебе. 3Протяни ему руку. 4Твой враг пришел тебя благословить. 5Прими его благословение и ощути, как встрепенулось сердце и страх исчез. 6Не льни ни к страху, ни к врагу. 7Ведь он есть Божий Сын вместе с тобой. 8Он не тюремщик, онХриста посыльный. 9Будь ему тем же, чтобы увидеть его таким.

6. Нелегко осознать, что молитвы о вещах, о положении и о людской любви, о внешних «дарах» любого вида всегда имеют целью создать тюремщиков и спрятаться от вины. 2Подобные предметы используются в целях подмены Бога и, следовательно, искажают цель молитвы. 3Желание их и есть молитва. 4И нет необходимости в подробностях. 5ЦельБог утеряна в погоне за любого рода мелкими целями, и молитва становится просьбой о врагах. 6Сила молитвы ясно распознается даже в этом. 7Желающий иметь врага, его найдет. 8Но также неизбежно утратит он единственную истинную цель, которая ему дана. 9Подумай о цене и правильно ее пойми. 10Все остальные цели преследуются за счет Бога.

IV. Моление с другими

1. Не подойдя хотя бы к самому началу второго уровня, никто не может разделить с другим молитву. 2До этого момента все должны просить о разном. 3Но как только подвергнута сомнению потребность видеть в другом врага, как только, пусть на краткое мгновение, причина этого распознана, становится возможным единение в молитве. 4Враги не разделяют цель. 5Именно так поддерживается их враждебность. 6Раздельные желанияих арсенал, их крепость в ненависти. 7Ключом к дальнейшему восхождению в молитве является простая мысль, такое изменение в мышлении:

«Мы идем вместе, ты и я».

2. Теперь становится возможным помочь в молитве, и таким образом достичь себя. 2Этим шагом подъем начинает ускоряться, но еще множество уроков предстоит постичь. 3Путь открыт и оправдана надежда. 4Однако сначала, даже соединенные в молитве просят скорей всего не о той цели, к которой воистину должна быть устремлена молитва. 5Даже и вместе вы можете просить о вещах, тем самым просто создавая иллюзию разделяемой цели. 6Вы можете вместе просить о конкретном, не понимая, что просите о следствиях без причины. 7Этого вам не получить. 8Никто не может получить лишь следствия, прося о них причину, не породившую их.

3. Тогда и единения недостаточно, если молящиеся вместе не спросят прежде, в чем Воля Божья. 2Только от этой Причины может прийти ответ, в котором всё конкретное удовлетворено, а все раздельные желания объединены в одно. 3Молитва о конкретном всегда просит о повторении прошлого каким-то образом. 4То, что радовало раньше (или казалось, что радовало), то, чем обладал другой и, судя по всему, любил,всё это лишь иллюзии из прошлого. 5Цель молитвывысвободить настоящее из цепей прошлых иллюзий, позволить ему стать свободно выбранным средством избавления от каждого выбора, символизировашего ошибку. 6То, что молитва может предложить теперь, настолько превосходит всё, о чем ты просил раньше, что просто жаль довольствоваться малым.

4. Молясь, ты каждый раз выбираешь новорожденный шанс. 2Задушишь ли его, оставишь заточенным в древних тюрьмах, когда явился он, чтобы помочь тебе освободиться разом от них всех? 3Не ограничивай своих прошений. 4Молитва может принести Божий покой. 5Что еще, ограниченное временем, может дать больше этого в крохотном пространстве, которое просуществует, пока не обратится в прах?

V. Лестница кончается

1. Молитва есть путь к истинному смирению. 2Здесь она снова медленно восходит и возрастает в силе, любви и святости. 3Дай ей покинуть землю там, где она начинает восхождение к Богу, и истинное смирение, наконец, придет благословить тот разум, который видел себя одиноким и противостоящим миру. 4Смирение несет покой, ибо не утверждает, что ты должен быть властителем вселенной или же всё судить таким, каким ты предпочел бы ему быть. 5Все маленькие боги им с радостью отстранены, но не в негодовании, а в честном осознании их бездейственности.

2. Иллюзии и смирение имеют столь разные цели, что они не могут сосуществовать или же разделить то место, где им возможно встретиться. 2Оттуда, куда пришло одно, другое исчезает. 3У истинно смиренных нет, кроме Бога, цели, поскольку идолы им не нужны, а защита уже не служит цели. 4Враги теперь бесполезны, поскольку смирение ничему не противостоит. 5Оно не прячется стыдливо, ибо довольно тем, что оно есть, зная, что творение есть Божья Воля. 6Бескорыстие есть его Я; его оно видит в каждой встрече, где радостно соединяется с каждым Божьим Сыном, в нем узнавая чистоту, которую с ним разделяет.

3. Теперь молитва возвышена над миром вещей и тел, свободна от богов любого рода и ты способен, наконец, отдохнуть в святости. 2Смирение пришло, чтобы учить тебя пониманию своей славы как Сына Божьего и осозннию высокомерия греха. 3Сон заслонял от тебя лик Христа. 4Теперь ты можешь увидеть Его безгрешие. 5Высоко взметнулась лестница. 6Ты подошел почти к Царству Небесному. 7Осталось выучить совсем немного, прежде чем странствие закончится. 8Отныне ты можешь сказать каждому, пришедшему молится вместе с тобой:

9«Я не могу идти без тебя, поскольку тычасть меня».

10Таков он в истине. 11Теперь ты можешь молиться только о том, что действительно разделяешь с ним. 12Ибо теперь ты понял, что он тебя никогда не покидал, а ты, казавшийся себе столь одиноким, с ним един.

4. На этом лестница кончается, поскольку в обучении больше нет нужды. 2Теперь стоишь ты перед вратами Рая, и брат твойподле тебя. 3Необозримы и недвижны перед тобой просторы, ведь этотвое место назначения и твоего прихода оно ждало давно. 4Здесь навсегда со временем покончено. 5У этих врат с тобой соединится сама вечность. 6Молитва стала тем, чем ей предназначалось быть, ведь ты признал в себе Христа.

Table of contents

previous page start next page