Курс Чудес

*******

Глава 2

РАЗДЕЛЕНИЕ И ИСКУПЛЕНИЕ

I. Источники разобщения

1. Способность продолжать Себя есть основополагающее свойство Бога, которым Он наделил Своего Сына. 2В творении Бог продолжил Себя к Своим творениям и наделил их тою же исполненной любви Волей к творению. 3Ты был не только всецело сотворен, но сотворен всецело совершенным. 4В тебе нет пустоты. 5Подобный своему Творцу, ты наделен способностью творить. 6Ни одно Божье чадо не может утратить этой способности, ибо она есть органическая часть его сущности, но Божьи дети могут использовать ее недолжным образомв проекции. 7Неуместное использование способности продолжать себя, или проекция, имеет место, когда ты веришь, что в тебе есть некая пустота или изъян и что ты можешь восполнить этот недостаток своими собственными идеями вместо истины. 8Данный процесс состоит из нескольких стадий

9Перваяты веришь, будто твоему разуму под силу изменить то, что сотворил Всевышний.

10Втораяты вообразил, что совершенное возможно обратить в несовершенное или лишенное чего-то.

11Третьяты веришь в свою способность извратить творения Божьи, включая самого себя.

12Четвертаяты убежден, будто сам в силах сотворить себя и что лишь от тебя зависит направление твоего творения.

2. Эти взаимосвязанные искажения представляют картину того, что, в сущности, произошло при разделении, или «поворот к страху». 2Ничего подобного не существовало до разделения и ничего реально не существует и сейчас. 3Всё, Богом сотворенное, Ему подобно. 4Продолжение, свойственное Богу, сходно с внутренним сиянием, наследуемым детьми от своего Отца. 5Реальный его источниквнутренний. 6И это в равной мере истинно как для Сына, так и для Отца. 7В этом смысле творение включает в себя как сотворение Сына его Отцом, так и творения Сына, когда его разум исцелен. 8Для этого Бог должен наделить Своего Сына свободной волей, ибо всё любящее творение дано свободно в одном непрерывном продолжении, где все аспектыодного порядка.

3. Эдемский сад, или условие, предшествующее разделению, являл собой такое состояние разума, в котором не было потребностей. 2Внимая «лживым увещеваниям змия», Адам слышал сплошной обман. 3Ты не обязан и дальше верить лжи, если сам не решишь в нее поверить. 4Всё это может исчезнуть буквально в мгновение ока, поскольку оновсего лишь ошибочное восприятие. 5Всё, что мы видим в снах, кажется нам вполне реальным. 6Но в Библии говорится, что на Адама сошел глубокий сон, и нигде не сказано о его пробуждении. 7Мир еще не испытал всеобщего пробуждения, или духовного возрождения. 8Подобное возрождение немыслимо, пока ты продолжаешь проецировать, или лжетворить. 9Однако в тебе еще жива способность продолжать себя подобно Богу, продолжившему к тебе Свой Дух. 10В реальности это единственный доступный тебе выбор, ибо свободной волей ты наделен для радости в творении совершенного.

4. Весь страх, в конечном счете, сводится к основной ошибке восприятиявере в твою способность узурпировать Господню власть. 2Конечно, на подобное ты не был и никогда не будешь способен. 3Это и есть реальное обоснование для избавления от страха. 4Такое избавление приходит через приятие Искупления, дающего возможность осознать, что никаких ошибок на самом деле ты не совершал. 5Лишь погрузившись в глубокий сон, Адам способен был переживать кошмары. 6Если в то время, когда кому-то снится кошмарный сон, включить внезапно свет, то спящий поначалу может принять его за часть своего сна и испугаться. 7Однако, пробудившись, он правильно воспримет свет как освобождение от сна, которому более не приписывается реальность. 8Это освобождение не зависит от иллюзий. 9Озаряющее знание не только освобождает, но и ясно показывает, что ты свободен.

5. Для чуда безразлично, в какую ты поверил ложь, ибо любая ложь исцелена им с равной легкостью. 2Чудо не делает различий между неправильно воспринятым. 3Его единственная заботавыявить истину, с одной стороны, и ошибкус другой. 4Какие-то чудеса могут казаться грандиознее других. 5Но вспомни первый принцип этого курса: в чудесах нет степеней трудности. 6В реальности никакое проявление отсутствия любви не повлияло на тебя. 7Неважно, исходит ли оно с твоей стороны или со стороны других, с твоей ли стороны к другим или от них по отношению к тебе. 8Покой есть твое внутреннее свойство. 9Ты не найдешь его вовне. 10Недуг жеформа поиска вовне. 11Здоровьеэто внутренний покой. 12Он делает тебя способным оставаться непоколебленным отсутствием любви извне и через приятие чудес исправлять те условия, к которым привело отсутствие любви в других.

II. Искупление как защита

1. Ты в состоянии исполнить всё, что бы я ни попросил. 2Я попросил свершения чудес и ясно показал, что они естественны и универсальны, что они исправляют и исцеляют. 3Для чудес нет ничего невозможного, но их не совершить, поддавшись страху или сомнениям. 4Боясь чего-то, ты признаёшь за этим силу повредить тебе. 5Помни: где пребывает твое сердце, там будет и сокровище твое. 6Ты веришь в то, что ценишь. 7Испытывая страх, ты всё оцениваешь неверно. 8Тогда и понимание твое расценит всё неверно и, наделив все мысли равной силой, разрушит, несомненно, твой покой. 9Вот почему в Писании говорится о «мире Божьем, который превыше всякого ума». 10Такой покой не поколеблен никакой ошибкой. 11Он отрицает способность чего-либо, не исходящего от Бога, тебя коснуться. 12Это уместное использование отрицания. 13Им пользуются не для сокрытия чего-либо, а лишь для исправления ошибки. 14Оно приносит ошибку к свету, а поскольку ошибка и тьмаодно и то же, свет исправляет ее автоматически.

2. Подлинное отрицаниемогучее средство защиты. 2Ты можешь и должен отрицать всякую веру в способность ошибки повредить тебе. 3Такого рода отрицание есть не сокрытие, а исправление. 4Твой здравый ум зависит от него. 5Отрицание ошибки является сильной защитой истины, но отрицание истины приводит к лжетворению, или проекциям эго. 6Служа верному мышлению, отрицание ошибки освобождает разум и восстанавливает свободу воли. 7Когда же воля подлинно свободна, она не лжетворит, поскольку признает лишь истину.

3. Ты можешь защищать как истину, так и заблуждение. 2Средства становятся понятней, как только ценность цели твердо определена. 3Весь вопрос в том, для чего она? 4Каждый защищает свое сокровище, и будет делать это непроизвольно. 5Реальны только два вопроса: что ты ценишь и насколько высоко? 6Как только ты научишься обдумывать эти вопросы и соотносить их со своими действиями, прояснится и выбор средств. 7Средства всегда к твоим услугам, когда бы ты о них ни попросил. 8Ты можешь, однако, сэкономить время, если не станешь с этим шагом медлить. 9Правильный фокус внимания неизмеримо сократит время.

4. Искуплениеединственная защита, которую невозможно использовать пагубно, поскольку она не тобою создана. 2Принцип Искупления был задействован задолго до начала процесса Искупления. 3Принципом этим была любовь, и Искупление было актом любви. 4До разделения в подобных актах не было нужды, поскольку не существовало веры в пространство и время. 5Лишь после разделения понадобились план Искупления и условия, необходимые для его осуществления. 6Затем потребовалась защита, настолько совершенная, чтобы ее неверное использование было исключено, но отказаться от нее при этом было можно. 7Отказ, однако, не мог бы обратить ее в орудие атаки, что свойственно любой другой защите. 8Так Искупление становится единственной защитой, не уподобленной обоюдоострому мечу. 9Оно способно только исцелять.

5. Искупление было заложено в веру в пространство и время, чтобы ограничить потребность в подобной вере и завершить в итоге обучение. 2Искупление есть окончательный урок. 3Само обучение, как и классы, в которых оно происходит, временно. 4Способность к постижению теряет свою ценность, как только отпадает необходимость в изменении. 5Вечно творящему нечему учиться. 6Ты можешь научиться совершенствовать свои восприятия, становясь всё более и более успешным учеником. 7Это будет всё больше приближать тебя к единству с Сыновством, однако само Сыновствотворение совершенное, а в совершенстве нет степеней. 8Обучение имеет смысл только до тех пор, пока существует вера в различия.

6. Эволюцияэто процесс, в котором, кажется, ты следуешь от одной ступени к следующей. 2 И исправляешь прежние неверные шаги движением вперед. 3Этот процесс по сути своей непостижим в терминах времени, ибо ты возвращаешься, двигаясь вперед. 4Искупление есть средство, с помощью которого ты можешь освободить себя от прошлого в своем движении вперед. 5Оно устраняет прошлые ошибки, освобождая тебя от необходимости кружить по собственным следам без всякого прогресса в возвращении. 6В этом смысле Искупление экономит время, но, как и чудо, которому оно служит, не упраздняет его. 7Пока есть потребность в Искуплении, есть и нужда во времени. 8Но Искупление как совершенный план имеет уникальную связь со временем. 9До завершения Искупления различные его фазы проследуют во времени, однако полное Искупление стоит в конце времени. 10К этому моменту мост возвращения построен.

7. Искупление есть полная преданность. 2В тебе оно, быть может, еще ассоциируется с потерейошибка, в той или иной мере присущая всем разделенным Божьим Сыновьям. 3Трудно поверить, что защита без нападения есть наилучшая защита. 4Именно в этом и заключается смысл фразы «кроткие наследуют землю». 5Они буквально овладеют ею, благодаря их силе. 6Потому и слаба в своей основе «двусторонняя» защита, что она имеет два острия и может внезапно обернуться против тебя. 7Такая возможность не может контролироваться ничем, кроме чудес. 8Чудо обращает защиту Искупления в твою реальную защиту, и, становясь всё более уверенным в своей сохранности, ты постепенно принимаешь свой естественный талант защиты других, зная себя как брата и как Сына.

III. Божий алтарь

1. Искупление приемлется внутри тебя только высвобождением внутреннего света. 2Со времени разделения все защиты использовались почти исключительно против Искупления, чем и поддерживали разделение. 3Обычно это воспринимается как необходимость защиты тела. 4Множество занимающих умы фантазий, связанных с телом, рождаются искаженной верой в то, что тело можно использовать как средство достижения искупления. 5Восприятие тела как храма есть только первый шаг в исправлении такого искажения, ибо им исправляется лишь часть его. 6С этим шагом действительно приходит осознание, что в смысле физическом Искупление невозможно. 7Следующим шагом, однако, должно быть понимание, что упомянутый храмвовсе не здание. 8Его истинная святость покоится на внутреннем алтаре, вокруг которого и воздвигнуто здание. 9Фокус внимания на восхитительных строениях есть признак страха перед Искуплением и нежелание достичь самого алтаря. 10Подлинную красоту храма нельзя увидеть телесным оком. 11Зрение же духовное, будучи зрением совершенным, вообще не видит здания. 12Зато алтарь видится им с предельной ясностью.

2. Для большей эффективности Искупление находится в центре внутреннего алтаря, где оно устраняет разделение и восстанавливает полноту разума. 2До разделения разум был неуязвим для страха, поскольку страха не существовало. 3И разделение, и страх суть лжетворения, которые необходимо искоренить для возрождения храма и для открытия алтаря с тем, чтобы получить Искупление. 4Это исцеляет разделение, помещая внутрь тебя единственную действенную защиту против всех связанных с разделением мыслей и делая тебя полностью неуязвимым.

3. Принятие Искупления каждым есть лишь дело времени. 2Это может показаться противоречием понятию свободной воли из-за неизбежности окончательного решения, но это совсем не так. 3Ты можешь выжидать и способен на чудовищное промедление, но ты не можешь полностью покинуть своего Творца, Который положил предел твоей способности лжетворить. 4Несвободная воля приводит к ситуации, которая, достигнув крайности, становится совершенно нестерпимой. 5Терпимость к боли может быть высокой, но не беспредельной. 6Со временем каждый начинает осознавать, пусть смутно, что должен быть какой-то лучший путь. 7Как только это осознание укореняется, оно становится поворотным пунктом. 8В итоге оно пробуждает духовное видение, одновременно ослабляя заинтересованность в зрении физическом. 9Попеременная заинтересованность в этих двух уровнях восприятия обычно переживается как конфликт, который может перерасти в довольно острый. 10Исход, однако, так же верен, как Сам Бог.

4. Духовное зрение буквально не может видеть ошибку и просто обращает взор к Искуплению. 2Все решения, искомые физическим оком, рассеиваются. 3Духовное видение, обращенное внутрь, мгновенно замечает, что алтарь был осквернен и нуждается в восстановлении и защите. 4В совершенстве осведомленное о правильной защите, оно пренебрегает всеми остальными ее видами и устремляет взор поверх ошибки к истине. 5Благодаря силе видения, духовное зрение ставит разум себе на службу. 6Это восстанавливает силу разума и делает его всё более нетерпимым к промедлению, поскольку понимает, что оно только добавляет ненужную боль. 7В результате разум становится всё более чувствительным к тому, что ранее он считал лишь незначительной помехой, неудобством.

5. Чада Божьи имеют право на совершеннное успокоение, которое приходит с совершенным доверием. 2Пока же оно не достигнуто, они растрачивают себя и свои истинные творческие силы в бесплодных попытках достичь большего комфорта с помощью негодных средств. 3Но истинные средства им уже предоставлены и не требуют никаких усилий с их стороны. 4Искуплениеединственный дар, достойный быть возложенным на Божий алтарь из-за ценности самого алтаря. 5Он был сотворен совершенным и достоин получения только совершенного. 6Бог и Его творения целиком зависят Друг от Друга. 7Он зависит от них, поскольку Он сотворил их совершенными. 8Он даровал и Свой покой, дабы их невозможно было ни пошатнуть, ни обмануть. 9 Поддавшись страхуты обманут и разум твой не может служить Святому Духу. 10А это обрекает тебя на голод, лишая хлеба насущного. 11Бог одинок без Сыновей Своих, они же одиноки без Него. 12Они должны учиться смотреть на мир как на средство исцеления разделения. 13Искупление и есть гарантия того, что в этом они в итоге преуспеют.

IV. Исцеление как избавление от страха

1. Теперь наше внимание сосредоточено на исцелении. 2Чудо есть средство, Искуплениепринцип, а исцелениерезультат. 3Говорить о «чуде исцеления»значит неправомерно соединять два порядка реальности. 4Исцеление не есть чудо. 5Искупление, или конечное чудо, есть средство; любой вид исцеления есть результат. 6К какой ошибке применялось Искупление, неважно. 7Любое исцеление есть по сути своей освобождение от страха. 8Но чтобы начать его, тебе необходимо полное освобождение от страха 9Ты не понимаешь Исцеления только из-за своего собственного страха.

2. Главным шагом в плане Искупления является устранение ошибки на всех уровнях. 2Недуг, или не-верное мышление, есть результат путаницы уровней, поскольку он всегда предполагает веру в то, что ошибочное на одном уровне может неблагоприятно сказаться и на другом. 3Мы говорили о чудесах как о средстве устранения путаницы в уровнях, поскольку все ошибки необходимо исправлять на том уровне, на котором они совершены. 4Лишь разум может ошибаться. 5Тело может поступать неверно только в ответ на неверную мысль. 6Тело не в состоянии творить, и только вера в обратноепринципиальная ошибкапорождает все физические симптомы. 7Физическое нездоровье представляет веру в магию. 8Всё искажение, создавшее магию, покоится на вере в существование некой творческой и не подвластной разуму способности материи. 9Эта ошибка может предстать в двух формах: можно поверить, будто разум способен лжетворить в теле или что тело способно лжетворить в разуме. 10Когда становится понятно, что разумединственный уровень творенияне может творить вне самого себя, отпадает необходимость как в одной форме, так и в другой.

3. Творить способен только разум, ведь дух уже был сотворен, а тело служит разуму учебным средством. 2Средства обучения сами по себе не являются уроками. 3Их цельобеспечение учебного процесса. 4В худшем случае их ошибочное использование может привести к недостаточному обеспечению обучения. 5У тела как такового нет силы привести к реальным ошибкам в обучении. 6Правильно понятое, оно разделяет неуязвимость Искупления к двоякому его использованию. 7И вовсе не потому, что телоэто чудо, а потому, что в нем нет врожденной предрасположенности к неверному истолкованию. 8Теловсего лишь часть твоего опыта в физическом мире. 9Его возможности довольно часто переоцениваются. 10Однако почти невозможно отрицать его существование в этом мире. 11Те же, кто это делает, вовлекают себя в особо недостойную форму отрицания. 12Термин «недостойная» здесь подразумевает только то, что нет необходимости защищать разум, отрицая неразумное. 13Тот, кто отрицает этот достойный сожаления аспект силы разума, отрицает его силу как таковую.

4. Все материальные средства, приемлемые в качестве панацеи от физических недугов, заново подтверждают принципы магии. 2Это первый шаг к вере, будто телосоздатель собственных недугов. 3Второй неверный шагпопытка исцелить болезнь с помощью средств, лишенных творческого элемента. 4Отсюда не следует, однако, что использование таких средств в целях исправления является злом. 5Иногда болезнь приобретает такую власть над разумом, что делает больного временно недосягаемым для Искупления. 6В этом случае разумно выбрать компромиссный подход к телу и к разуму, в котором нечто внешнее временно наделяется верой в способность исцелять. 7Такой подход предпочтителен потому, что не-верно мыслящим, или больным, меньше всего поможет возросший страх. 8Они и без того уже достаточно им ослаблены. 9Преждевременно представленные чуду, они могут поддаться панике. 10Подобное скорее всего произойдет, когда опрокинутое восприятие породит веру в то, что чудеса страшны.

5. Ценность Искупления не зависит от формы, в которой оно выражено. 2По сути, используемое истинно, оно неизбежно выразится в форме, наиболее полезной для приемлющего его. 3Это означает, что для достижения абсолютной эффективности чудо должно быть выражено таким образом, который будет понятен реципиенту и не испугает его. 4Отсюда вовсе не следует, что ему недоступен более высокий уровень общения. 5Просто таков наивысший уровень общения, доступный ему сейчас. 6Цель чуда в том и состоит, чтобы поднять уровень общения, а не понизить его, усилив страх.

V. Функция чудотворца

1. Прежде чем чудотворцы окажутся готовы принять свою функцию в этом мире, весьма существенно, чтобы они поняли собственный страх перед освобождением. 2В противном случае они непреднамеренно укрепят веру в то, что освобождение и есть неволя,веру, и без того достаточно сильную. 3Подобное лжевосприятие, в свою очередь, порождается убеждением, будто вред возможно ограничить телом. 4Источник подобной верылежащая на глубине боязнь того, что разум может повредить самому себе. 5Все эти заблуждения бессмысленны, поскольку лжетворений разума в реальности не существует. 6Подобное признаниегораздо лучшая защита, нежели любая путаница в уровнях, поскольку оно вносит исправление на уровне самой ошибки. 7Необычайно важно помнить, что только разум способен творить и что исправление принадлежит уровню мыслей. 8В развитие раннего утверждения можно сказать, что дух уже совершенен и, следовательно, не нуждается в исправлении. 9Тело существует исключительно как учебное средство для разума. 10Это учебное средство не может быть объектом собственных ошибок из-за своей неспособности творить. 11Тогда становится очевидным, что побуждение разума к отказу от его лжетворений и есть единственное осмысленное применение творческой способности.

2. Магияэто бездумное или нетворческое использование разума. 2Физические лекарства суть формы «заклинаний», но если ты боишься использовать для исцеления разум, не стоит и пытаться. 3Сам факт присутствия страха делает твой разум уязвимым для лжетворения. 4Следовательно, ты, вероятнее всего, неверно истолкуешь любое исцеление, а поскольку эгоцентризм и страх обычно сопутствуют друг другу, ты можешь оказаться неспособен принять реальный Источник исцеления. 5В таких условиях будет безопасней временно положиться на физические средства исцеления, поскольку ты не примешь их ошибочно за свои собственные творения. 6Пока тебя не покидает чувство уязвимости, не следует пытаться творить чудеса.

3. Я уже говорил, что чудеса суть выражения чудотворности мышления, а чудотворное мышление означает здравомыслие. 2Здравомыслящие не превозносят и не умаляют разум, будь то разум творящего чудо или приемлющего его. 3Однако чуду как исправлению не нужно дожидаться верного мышления у получателя его. 4По сути его целью и является возвращение приемлющего чудо к верному мышлению. 5Важно, однако, чтобы чудотворец сам пребывал в состоянии здравомыслия, пусть ненадолго, иначе ему не возродить подобное мышление ни в ком другом.

4. Целитель, уповающий на свою готовность, ставит под угрозу собственное понимание. 2Ты в безопасности, пока, нисколько не заботясь о своей готовности, неизменно доверяешь готовности моей. 3Если твои чудотворные наклонности не проявляются должным образом, это всегда есть знак того, что страх закрался в твое здравое мышление и опрокинул его вверх дном. 4Все формы неверного мышления есть результат отказа принять Искупление для самого себя. 5Если же ты его приемлешь, то понимаешь, что все нуждающиеся в исцелении суть просто те, кто еще не осознал, что здравомыслие и есть исцеление.

5. Единственная ответственность чудотворцапринять Искупление для самого себя. 2Это означает, что ты признаёшь разум единственным уровнем творения и понимаешь, что его ошибки исцелены Искуплением. 3Как только ты принимаешь этотвой разум может только исцелять. 4Отказывая ему в любого рода разрушительном потенциале и восстанавливая его чисто созидательные силы, ты обретаешь способность устранять путаницу уровней в других. 5Так ты несешь им истинную весть о том, что их разум в той же мере созидателен, а их лжетворения не могут им повредить. 6Подобным утверждением ты освобождаешь разум от завышения оценки его собственного средства обучения и возвращаешь ему его истинное место ученика.

6. Необходимо снова подчеркнуть, что тело в той же мере не может постигать, в какойтворить. 2Как средство обучения, оно лишь следует за учеником, но, наделенное по ошибке собственной инициативой, становится серьезной помехой тому самому процессу постижения, который должно обеспечивать. 3К просвещению способен только разум. 4Дух уже просвещен, а тело само по себе слишком плотно. 5Разум, однако, способен принести свою просвещенность телу, признав, что оно не ученик и, следовательно, ему недоступно обучение. 6Тело легко привести в согласие с разумом, который научился устремлять свой взор за пределы тела, к свету.

7. Исправляющее обучение всегда начинается с пробуждения духа и отказа от веры в физическое зрение. 2Этому часто сопутствует страх, поскольку ты боишься того, что может показать тебе духовное зрение. 3Я ранее говорил, что Святому Духу не видна ошибка, что Его взор устремлен поверх нее к защите Искупления. 4Это, вне всякого сомнения, может вызвать затруднение, но затруднение не есть конечный результат восприятия. 5Когда Святому Духу позволено увидеть оскверненный алтарь, Его взор мгновенно обращается к Искуплению. 6Воспринимаемое Им не порождает страха. 7Всё, что приходит с духовным осознанием, просто направляется в русло исправления. 8Затруднение возникает лишь как сигнал сознанию о необходимости исправления.

8. Страх перед исцелением возникает в конечном счете от нежелания безоговорочно признать необходимость исцеления. 2Видимое телесным оком не содействует исправлению, и никакое средство, доступное физическому зрению, не исправляет ошибок. 3Пока ты веришь в то, что сообщает тебе физическое зрение, твои попытки исправления будут направлены по ложному пути. 4Реальное видение омрачено, поскольку для тебя невыносимо увидеть оскверненным собственный алтарь. 5Но поскольку алтарь был осквернен, то состояние твое окажется вдвойне опасным, пока это положение не воспринято.

9. Способность исцелять развилась после отпадения, поскольку до него в ней не было необходимости. 2Как и все аспекты веры в пространство и время, онаявление временное. 3Но пока длится время, исцеление необходимо как средство защиты. 4Причина этому проста: исцеление покоится на милосердии, а милосердие есть способ восприятия совершенства в ком-то другом, даже если ты не способен воспринять его в себе. 5Большинство возвышенных идей, доступных тебе сейчас, зависит от времени. 6Милосердие в действительности есть слабое отражение более могущественной всеохватности любви, далеко превосходящей любую форму милосердия, помыслить о которой ты в состоянии сейчас. 7Милосердие весьма существенно для верного мышления в том ограниченном смысле, в каком сейчас оно может быть достигнуто.

10. Милосердиеэто способ видеть другого так, как если бы он ушел намного дальше своих нынешних достижений во времени. 2Поскольку его собственное мышление ошибочно, он не может видеть Искупления для самого себя, иначе он не нуждался бы в милосердии. 3Милосердие, оказываемое ему, есть понимание, что ему необходима помощь, и признание, что он эту помощь примет. 4Оба эти восприятия явно подразумевают их зависимость от времени, делая очевидным, что милосердие всё еще находится в рамках ограничений сего мира. 5Я прежде говорил, что только откровение превосходит время. 6Чудо как выражение милосердия способно лишь это время сократить. 7Нужно понять, однако, что, предлагая другому чудо, ты уменьшаешь и его страдания, и свои. 8Это исправляет как прошлое, так и будущее.

А. Особые принципы чудотворцев

11. (1) Чудо устраняет необходимость в заботах низшего порядка. 2Поскольку оно представляет собой неординарный интервал времени, обычные понятия пространства и времени к нему неприменимы. 3Когда ты будешь творить чудо, я приведу пространство и время в соответствие с ним.

12. (2) Четкое разграничение между созданным и сотворенным весьма существенно. 2Все формы исцеления обусловлены этим главным исправлением в уровне восприятия.

13. (3) Не нужно путать верное и неверное мышление. 2Ответ на любую форму ошибки чем угодно, кроме желания исцелить ее, явится выражением этой путаницы.

14. (4) Чудо всегда есть отрицание такой ошибки и утверждение истины. 2Лишь верное мышление способно исправлять ошибки с реально действенным результатом. 3Практически то, что не имеет реальных следствий, не имеет и реального существования. 4Тогда и следствие его есть пустота. 5Лишенное существенного содержания, оно пригодно для проекции.

15. (5) Способность чуда перестраивать уровни восприятия порождает восприятие, способствующее исцелению. 2Пока этого не проиозойдет, исцеление понять невозможно. 3Прощение остается пустым жестом, если оно не влечет за собой исправления. 4Без этого оно по сути будет осуждающим, а не исцеляющим

16. (6) Чудотворное прощение есть единственное исправление. 2В нем полностью отсутствует элемент суждения. 3В выражении: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают»ни в коей мере нет оценки того, что они делают. 4Это обращение к Богу с призывом исцелить их разумы. 5Нет ссылок на исход ошибки. 6 Он не имеет значения.

17. (7) Наказ «будьте единомысленны» есть подтверждение готовности к откровению. 2А моя просьба «сие творите в мое воспоминание»это призыв к взаимодействию среди чудотворцев. 3Эти два утверждения не принадлежат одному и тому же порядку реальности. 4Только последнее включает осознание времени, поскольку «помнить»значит вспомнить прошлое в настоящем. 5Время находится в моем ведении, но безвременье принадлежит Богу. 6Во времени мы существуем друг с другом и друг для друга. 7В безвременье мы сосуществуем с Богом.

18. (8) Ты многое способен сделать во имя собственного исцеления и исцеления других, если в ситуации, взывающей о помощи, помыслишь так:

2Я здесь только затем, чтоб быть воистину полезным.

3Я представляю здесь Приславшего меня.

4Мне ни к чему заботиться о том, что делать или говорить, поскольку Он, меня Приславший, будет направлять меня.

5Я с радостью пребуду там, где Он мне пожелает быть, зная, что Он идет туда со мною.

6Я буду исцелен, как только позволю Ему учить меня исцелению.

VI. Страх и конфликт

1. Присутствие страхакажется состоянием непроизвольным, чем-то вне твоего контроля. 2Но я уже говорил, что только созидательные акты должны происходить непроизвольно. 3Мой контроль может распространиться на всё малозначимое, в то время как моим водительством будет направляться всё важное, если таковым окажется твой выбор. 4Страх не может контролироваться мной, однако он поддается самоконтролю. 5Страх препятствует передаче тебе моего контроля. 6Присутствие страха показывает, что мысли тела ты возвысил до уровня разума. 7Это выводит их из-под моего контроля и заставляет тебя чувствовать личную ответственность за них. 8А этоявное смешение уровней.

2. Я не поощряю путаницы уровней, но исправление ее должно стать твоим выбором. 2Не станешь же ты оправдывать свое безумное поведение тем, что ничего не мог с собой поделать? 3Так почему же ты терпим к безумному мышлению? 4Здесь существует путаница, которую необходимо увидеть с предельной ясностью. 5Возможно, ты считаешь, что несешь ответственность лишь за свои дела, но не за мысли. 6Правда же в том, что ты в ответе за свое мышление, ибо только на этом уровне возможен выбор. 7Всё, что ты делаешь, диктуется тем, что ты думаешь. 8Тебе не отделить себя от истины, «дав» автономию своим поступкам. 9Это автоматически контролируется мной, как только ты поручаешь свои мысли моей опеке. 10Когда тобой овладевает страх, это всегда верный признак того, что ты позволил разуму лжетворить и не позволил мне тебя направить.

3. Нет смысла верить, будто контроль за результатом неверной мысли может вести к исцелению. 2Если ты ощущаешь страхзначит, ты сделал неверный выбор. 3Вот почему ты чувствуешь ответственность за него. 4Не поведение нужно изменить, а мышление, но это зависит от твоего желания. 5Тебе необходимо водительство исключительно на уровне разума. 6Исправление принадлежит только тому уровню, где изменение возможно. 7Изменение ничего не значит на уровне симптомов, где оно бездейственно.

4. Исправление страхатвоя ответственность. 2Прося освободить тебя от страха, ты подразумеваешь, что это не так. 3Поэтому твои просьбы о помощи должны относиться к условиям, спровоцировавшим страх. 4Эти условия всегда порождают желание остаться отделенным. 5На этом уровне ты можешь помочь. 6Ты слишком терпим к блужданиям разума, мирясь пассивно с его лжетворениями. 7Конкретный результат не важен, важна принципиальная ошибка. 8Исправление всегда одно и то же. 9Прежде чем ты решишь что-либо сделать, спроси меня, согласуется ли твой выбор с моим. 10И если ты уверен в положительном ответе, страх не появится.

5. Страх всегда есть признак напряжения, возникшего в результате конфликта между тем, что ты делаешь, и тем, чего желаешь. 2Такая ситуация может получить двоякое развитие: во-первых, ты можешь выбрать противоречивые действия, совершая их одновременно или последовательно. 3Это вызовет конфликт в поведении, невыносимый для тебя, так как часть разума, желающая поступать иначе, будет в ярости. 4И во-вторых, ты можешь вести себя так, как считаешь нужным, но без особого к тому желания. 5Это вносит последовательность в поведение, но вызывает неимоверное напряжение. 6И в том, и в другом случае разум и поведение в разладе, что создает такую ситуацию, в которой ты вынужден делать то, к чему у тебя не лежит душа. 7Это вызывает чувство подневольности, которое обычно переходит в ярость, вслед за которой, скорее всего, последует проекция. 8Присутствие страха говорит о том, что окончательный выбор тобой не сделан. 9Следовательно, твой разум раздвоен, а поведение неизбежно будет неустойчивым. 10Исправление на уровне поведения может переместить ошибку из первого типа во второй, но от страха оно не избавит.

6. Вполне возможно достичь такого состояния, когда ты без сознательных усилий препоручишь свой разум моей опеке, но это предполагает желание, которое еще не развито в тебе. 2Святой Дух не может просить тебя делать больше того, что ты согласен делать. 3Сила свершения приходит от твоего единого решения. 4В осуществлении Божьей Воли не будет напряжения, как только ты поймешь, что она также и твоя. 5Этот урок довольно прост, но очень часто им пренебрегают. 6Поэтому я буду повторять его, убеждая тебя слушать. 7Только твой разум способен породить страх. 8Так он и делает, находясь в конфликте по поводу того, чего желает, создавая неизбежное напряжение из-за разлада между желаниями и делами. 9Исправить это можно лишь принятием объединенной цели.

7. Первый шаг в устранении ошибкипонять, прежде всего, что конфликт есть выражение страха. 2Скажи себе, что ты, должно быть, каким-то образом выбрал нелюбовь, иначе страх не мог возникнуть. 3Тогда весь процесс исправления становится не более чем серией практических шагов в более емком процессе приятия Искупления как средства исцеления. 4Эти шаги можно суммировать следующим образом:

5Прежде всего пойми, что это страх.

6Страх возникает лишь в отсутствии любви.

7Единственное средство исцелить отсутствие любви есть совершенная любовь.

8 Совершенная любовь есть Искупление.

8. Я уже подчеркивал, что чудо, или выражение Искупления, всегда есть знак уважения от достойных к достойным. 2Признание этого достоинства заново устанавливается Искуплением. 3Тогда совершенно очевидно, что, поддавшись страху, ты вверг себя в такую ситуацию, где Искупление необходимо. 4Ты сделал что-то без любви, приняв решение без любви. 5А это в точности та ситуация, для которой и было предложено Искупление. 6Потребность в средстве исцеления вдохновила его создание. 7Пока ты признаёшь только необходимость в средстве исцеления, ты остаешься в страхе. 8 Как только ты принимаешь это средство, ты упраздняешь страх. 9Вот как происходит подлинное исцеление.

9. Каждый испытывает страх. 2Но нужно лишь немного здравомыслия, чтобы понять причину его возникновения. 3Очень немногие оценивают по достоинству реальную силу разума, а постоянно ее не осознает никто. 4Однако если ты надеешься оградить себя от страха, то некоторые вещи нужно осознатьи осознать их полностью. 5Разум могуч, он никогда не теряет своей творческой силы. 6Он никогда не спит. 7Каждое мгновение он творит. 8Трудно признать, что мысль и убеждение объединяются в такую силу, которая в буквальном смысле способна «горы переставлять». 9На первый взгляд вера в такую силу по отношению к себе покажется гордыней, однако вовсе не в этом реальная причина твоего неверия в нее. 10Ты предпочитаешь верить, что твои мысли не оказывают ни на что влияния лишь потому, что на самом деле ты их боишься. 11Возможно, это уменьшает осознание вины, но лишь ценою восприятия разума как недееспособного. 12Поверив в неэффективность собственных мыслей, ты, вероятно, перестанешь их бояться, но вряд ли станешь уважать. 13Не существует тщетных мыслей. 14Всякая мысль рождает форму на том или ином уровне.

VII. Причина и следствие

1. Возможно, ты все еще жалуешься на страх, но тем не менее продолжаешь упорно вызывать его в себе. 2Я уже отмечал, что не следует просить меня освободить тебя от страха. 3Я знаю, что страха не существует, но ты о том не знаешь. 4Вклинившись между твоими мыслями и их результатом, я нарушил бы основной закон причины и следствия, самый существенный из всех законов. 5Я вряд ли помог бы тебе, умалив силу твоего собственного мышления. 6Это было бы прямым противоречием цели данного курса. 7Гораздо полезнее напоминать тебе, что ты недостаточно бдителен в отношении своих мыслей. 8Ты, вероятно, чувствуешь, что в данный момент лишь чудо могло бы сделать тебя бдительней, и это истинная правда. 9Ты не приучен к чудотворному мышлению, однако этому возможно . 10Всем чудотворцам необходим такой вид тренировки.

2. Я не могу позволить тебе оставить свой разум без присмотра, иначе ты не сможешь мне помочь. 2Творение чудес включает в себя полное осознание могущества мысли во избежание лжетворения. 3В противном случае понадобится чудо, чтобы сам разум наставить на верный путь, то есть создастся замкнутый круг, не способствующий сокращению времени, для коего и предназначалось чудо. 4Чудотворец должен иметь неподдельное уважение к истинным причине и следствию как к необходимому условию, без которого не происходит чуда.

3. И чудеса, и страхпродукты мыслей. 2Если ты не свободен выбрать одно, ты не будешь свободен выбрать и другое. 3Выбрав чудо, ты отвергнешь страх, пусть даже временно. 4Тебя страшили все и вся. 5Боишься ты себя, и Бога, и меня. 6Ты ложно Нас воспринял, или лжесотворил, и веришь в то, что создал. 7Ты бы не сделал этого, если бы не боялся собственных мыслей. 8Исполненные страха должны лжетворить, ибо превратно их восприятие творения. 9Когда ты лжетворишь, ты испытываешь боль. 10Принцип причины и следствия теперь становится реальным ускорителем, хотя и временным. 11По сути, «Причина»термин, по праву принадлежащий Богу, а Его «Следствие» есть Его Сын. 12 Это предполагает ряд Причинно-Следственных отношений, полностью отличающихся от тех, которые ты ввел в свое ложное творение. 13Тогда коренной конфликт этого мираконфликт между творением и лжетворением. 14Весь страх принадлежит последнему, а первомувся любовь. 15И, следовательно, конфликт сводится к конфликту между страхом и любовью.

4. Уже упоминалось, что ты не веришь в свою способность контролировать страх, поскольку создал его сам, и твоя вера в него, видимо, сделала его неподконтрольным тебе. 2Но всякая попытка исправить ошибку покорением страха бесполезна. 3По сути, она подтверждает силу страха уже одним предположением, что страхом нужно овладеть. 4Истинное решение целиком основано на овладении страхом через любовь. 5Тем временем ощущение конфликта неизбежно, поскольку ты поместил себя в такую ситуацию, в которой веришь во власть того, чего не существует.

5. Ничто и всё не могут сосуществовать. 2Верить в одно значит отрицать другое. 3На самом деле, любовь есть всё, а страхничто. 4Свет озаряет тьмуи тьма уходит. 5То, во что ты веришь, для тебя истинно. 6И в этом смысле разделение имело место, а отрицать этозначит использовать отрицание недолжным образом. 7Однако сосредоточиться на ошибкезначило бы продолжать ошибаться. 8Процесс исправления начинается с временного признания, что есть проблема, но только как сигнал необходимости ее немедленного исправления. 9Это устанавливает такое состояние разума, в котором Искупление может быть принято без промедлений. 10Нужно, однако, подчеркнуть, что в конечном счете компромисс между ничем и всем невозможен. 11Время по существу и есть инструмент, с помощью которого можно отказаться от всех компромиссов в этом плане. 12Лишь кажется, что отказ от времени происходит постепенно, поскольку оно само по себе включает интервалы, которых не существует. 13Лжетворение сделало это необходимым как корректирующее средство. 14Выражение «Ибо так возлюбил Господь мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» нуждается в одной незначительной поправке для осмысления в контексте Курса: Он отдал мир Своему Единородному Сыну.

6. Следует особо отметить, что у Бога есть только один Сын. 2Если все Божьи творенияЕго Сыновья, то каждый из них должен быть неотъемлемой частью всего Сыновства. 3Сыновство в своем единстве превосходит сумму его частей. 4Но это не очевидно до тех пор, пока какой-то части недостает. 5Вот почему до возвращения всех частей Сыновства конфликт полностью не разрешить. 6Только тогда целокупность в ее подлинном смысле может быть понята. 7Любая часть Сыновства вольна верить в ошибку или неполноценность, если таков будет ее выбор. 8Но это будет вера в существование ничто. 9Исправление этой ошибки и есть Искупление.

7. Я уже упоминал о готовности, но некоторые дополнительные сведения здесь могут быть полезны. 2Готовность есть лишь предпосылка для достижения. 3Два этих понятия не следует путать. 4Как только наступает состояние готовности, обычно появляется определенное желание свершения, совсем не обязательно единое. 5Само состояние готовности подразумевает не более чем потенциальную возможность для изменения мышления. 6Уверенность же развивается вслед за достигнутым. 7Мы уже пытались исправить коренную ошибку мышленияубеждение, будто страхом можно овладеть, и подчеркивали, что страх покоряется только любовью. 8Готовность есть лишь начало появления уверенности. 9Ты, вероятно, думаешь, что между готовностью и истинным свершением лежит необозримый промежуток времени, однако позволь напомнить тебе, что время и пространство находятся под моим контролем.

VIII. Смысл Страшного суда

1. Один из способов устранить путаницу между магией и чудомпомнить, что ты себя не сотворил. 2Становясь эгоцентричным, ты склонен об этом забывать, что неминуемо приводит к вере в магию. 3Воля творить была дана тебе твоим Творцом, Который выражал ту же самую Волю в Своем творении. 4Поскольку способность творить принадлежит разуму,всё, что ты творишь, есть дело воли. 5Отсюда также следует, что созданное только тобой реально в твоих собственных глазах, но не в Разуме Бога. 6Это основное различие и приводит непосредственно к истинному значению Страшного суда.

2. Судный деньодна из самых устрашающих концепций в твоем мышлении. 2Тому причинанепонимание ее. 3Богу не свойственно судить. 4Суждение появилось только после разделения, когда стало одним из многих средств обучения, включенных в общий план. 5Как разделение длилось миллионы лет, так и Судный день распространится на подобный, если не на больший интервал времени. 6Его продолжительность, однако, можно значительно сократить за счет чудессредств сокращения времени, но не уничтожения его. 7Если значительное число людей станет воистину чудотворно разумом, процесс сокращения времени практически перестанет поддаваться измерению. 8Для тебя же важно быстрей освободить себя от страха, ибо ты должен выйти из конфликта, чтобы нести покой в другие разумы.

3. Страшный суд обычно мыслится как процесс, осуществляемый Богом. 2В действительности он будет осуществлен моими братьями с моей помощью. 3Это скорее окончательное исцеление, нежели определение наказания, как бы, по-твоему, оно ни было заслужено. 4Наказаниеэто концепция прямо противоположная разумному мышлению, а цель Судного днявосстановление здравомыслия в тебе. 5Судный день можно назвать процессом подлинной оценки. 6Это означает лишь то, что каждый наконец поймет, что ценно, а что нет. 7А после этого способность выбирать может разумно направляться. 8Пока это разграничение не сделано, колебания в выборе между свободной и несвободной волей будут продолжаться.

4. Первый шаг к свободе заключается в отделении истинного от ложного. 2Это процесс разделения в творческом смысле, отражающий истинный смысл Апокалипсиса. 3В итоге каждый посмотрит на свои собственные творения и решит сохранить только благоеподобно Богу, который, глядя на сотворенное Им, знал, что это хорошо. 4С этого момента разум может начать взирать с любовью на собственные творенияблагодаря их ценности. 5В то же время он неизбежно отречется от своих лжетворений, которые, лишившись веры, перестанут существовать.

5. Термин «Страшный (англ.последний) суд» пугает не только потому, что он был спроецирован на Бога, но также из-за ассоциации со смертью. 2Это замечательный пример опрокинутого восприятия. 3Если объективно проанализировать смысл Судного дня, то станет очевидно, что он на самом деле является порталом в жизнь. 4Живущий в страхе не может быть по-настоящему живым. 5Твой собственный последний суд не может быть направлен на самого тебя, поскольку тыне свое собственное творение. 6Но ты способен в любой момент осмысленно применить его ко всему, что создал сам, удерживая в памяти лишь творческое и благое. 7Лишь это и диктует тебе твое здравомыслие. 8Единственная цель времени«дать тебе время», чтобы достичь подобного суждения. 9Оно есть твое собственное совершенное суждение о твоих собственных и совершенных творениях. 10Когда всё, что ты оставил для себя, исполнено любви, у страха больше нет причин с тобою оставаться. 11Это и есть твоя роль в Искуплении.

Table of contents

previous page start next page