Курс Чудес

*******

Глава 3

НЕВИННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

I. Искупление без жертвы

1. Прежде чем смогут исчезнуть остатки страха, всё еще ассоциируемого с чудесами, следующее положение должно стать абсолютно ясным. 2Не распятие учредило Искупление, а воскресение. 3Многие искренние христиане не поняли этого. 4 Свободные от веры в недостаточность, они не совершили бы такой ошибки. 5Если рассматривать распятие с перевернутой точки зрения, то может показаться, будто и впрямь Господь позволил и даже поощрял страдания одного из Сыновей Своих, поскольку тот был благ. 6Эта особо несуразная интерпретация, рожденная проекцией, во многих породила мучительную боязнь Бога. 7Такая антирелигиозная концепция вошла в состав многих религий. 8Но настоящий христианин должен остановиться и спросить: «Возможно ли подобное?» 9Разве для Сущего приемлемо мышление, по Его Собственному утверждению недостойное Его Сына?

2. Лучшей защитой, как всегда, оказывается не нападение на точку зрения другого, а защита истины. 2Неразумно принимать какую-то концепцию, если для оправдания ее тебе придется поменять всю систему отсчета. 3Такая процедура, достаточно болезненная даже в ограниченном использовании, становится по-настоящему трагичной при ее более широком применении. 4Преследования часто выливаются в попытку «оправдать» ужасную ошибку восприятия, будто бы Бог Самолично покарал Своего Сына во имя спасения. 5Сами эти слова бессмысленны. 6Преодолеть подобное было необычайно трудно, ибо, хотя исправить эту ошибку ничуть не труднее, чем любую другую, многие не желали отказаться от нее в силу ее огромной ценности как защиты. 7В более мягких формах, например, родитель говорит: «Это приносит мне больше боли, чем тебе»и с облегчением бьет свое дитя. 8Возможно ли поверить, будто Отец наш мыслит подобным образом? 9Развеять такое мышление очень важно; нам надо быть уверенными, что ничего похожего не остается в твоем разуме. 10Я не был «наказан» за то, что ты был плох. 11Всецело благой урок, которому учит Искупление, утрачен, если он запятнан подобным искажением в какой угодно форме.

3. Утверждение «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» есть ложное восприятие, с помощью которого некто приписывает Богу свое собственное «порочное» прошлое. 2«Порочное» прошлое не имеет к Богу никакого отношения. 3Бог не сотворил его и не поддерживает его. 4В возмездие Он не верит. 5Разум Его не творит подобным образом. 6Твоих «порочных» дел не ставит Он тебе в вину. 7Разве поставил бы Он их мне в вину? 8Ты должен быть уверен, что понимаешь и всю немыслимость подобного предположения, и то, что оно всецело рождено проекцией. 9Подобная ошибка ответственна за целый сонм родственных заблуждений, включая веру в то, что Бог отверг Адама, изгнав его из Эдемского сада. 10Поэтому время от времени ты можешь верить, что и я направляю тебя по неверному пути. 11Я приложил много усилий, подбирая слова, которые почти не поддаются искажению, однако всегда имеется возможность исказить символы, было бы желание.

4. Жертваидея, полностью неведомая Богу. 2Она исходит исключительно из страха, а движимые страхом люди могут быть весьма жестоки. 3Жертва в любом аспекте есть нарушение моего тебе наказа: быть милосердным, как милосерден наш Отец в Царстве Небесном. 4Для многих христиан было довольно трудно осознать, что это относится к ним самим. 5Хорошие учителя не держат в страхе своих учеников. 6Запугивание есть атака, которая приводит к отторжению того, что предлагается учителем. 7И в результате обучение будет безуспешным.

5. Меня правильно называли «Агнцем Божьим, взявшим на себя грехи мирские», но те, кто представляет агнца запятнанным кровью, не понимают значения символа. 2Понятый правильно, он очень прост и говорит лишь о моей невинности. 3Лев и ягненок, рядом возлежащие, символизируют силу и невинность, живущие естественно и мирно вне конфликта. 4«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» есть другой способ сказать то же самое. 5Чистый разум знает истину, и в этом его сила. 6Он не путает разрушения с невинностью, ибо невинность ассоциирует с силой, а не со слабостью.

6. Невинность неспособна жертвовать ничем, ибо невинный разум имеет всё, стремясь только к защите собственной целостности. 2Он не может проецировать. 3Он может только чтить другие разумы, ибо почтением, или естественным приветствием, встречают истинно любимые себе подобных. 4Агнец «берет на себя грехи мирские» в том смысле, что состояние невинности, или милосердия,это такое состояние, в котором смысл Искупления совершенно очевиден. 5Искупление абсолютно недвусмысленно. 6Оно предельно ясно, поскольку существует в свете. 7Только попытки окутать его тьмой сделали Искупление недоступным для тех, кто не желает видеть.

7. Само по себе Искупление излучает только истину. 2Поэтому оно и олицетворяет невредимость и дарит благословение. 3Подобное было бы невозможно, если бы не исходило из самой невинности. 4Невинностьэто мудрость, ибо зло ей неведомо, и зла не существует. 5Однако ей доподлинно известно всё, что истинно. 6Воскресение показало: ничто не может уничтожить истину. 7Добро способно выстоять против любой формы зла, подобно свету, изгоняющему любую форму тьмы. 8Следовательно, Искупление есть совершенный урок. 9Оно есть окончательное подтверждение того, что все остальные мои уроки истинны. 10Если ты в состоянии принять такое обобщение сейчас, то отпадет нужда во многих менее значительных уроках. 11Если ты веришь этому, то ты освобожден от всех ошибок.

8. Невинность Божьяестественное состояние разума Его Сына. 2В этом состоянии твой разум знает Бога, поскольку Богне символ, Он есть Факт. 3Зная Его Сына таким, каков он есть, ты понимаешь, что Искупление, а не жертваединственный дар, уместный для алтаря Господня, которому принадлежит лишь совершенное. 4Истина есть понимание невинных. 5Вот почему их алтари истинно лучезарны.

II. Чудеса как истинное восприятие

1. Я уже отмечал, что основные концепции, упоминаемые в данном курсе, не поддаются никакой градации. 2Определенные основополагающие идеи нельзя понять через их противоположности. 3Нельзя представить себе свет и тьму или ничто и всё как сочленимые возможности. 4Все они либо истинны, либо ложны. 5Важно понять, что твое мышление будет хаотичным, пока ты твердо не выберешь одно или другое. 6Однако твердая преданность тьме, или ничему, немыслима. 7Среди тех, кто когда-либо жил, нет никого, так или иначе не испытавшего некоего света или чего-то. 8Поэтому никто не может отрицать истину полностью, даже если и думает, что может.

2. Невинностьне частичный атрибут. 2 Невинность нереальна пока она не целостна. 3Частью невинные временами склонны вести себя довольно безрассудно. 4Только когда их невинность становится точкой зрения с универсальным приложением, она обращается в мудрость. 5Невинное, или истинное, восприятие означает, что ты ничего не воспринимаешь ложно и видишь всегда и всё в истинном свете. 6Попросту говоря, это означает, что больше ты не видишь того, чего не существует, а видишь всегда только сущее.

3. Когда у тебя нет уверенности в том, что сделает другой, ты подтверждаешь свою веру в то, что онне в своем здравом уме. 2Такая точка зрения едва ли обусловлена чудом. 3Она, кроме того, приносит разрушительный эффект отрицания силы чуда. 4Чудо воспринимает всё, как оно есть. 5Если не существует ничего, кроме истины, то в видении здравомыслящих нет ничего, кроме совершенства. 6Я уже говорил, что только Богом сотворенное или же сотворенное тобой с тою же Волей имеет реальное существование. 7 Тогда лишь это и могут лицезреть невинные. 8Ведь они не страдают искажением восприятия.

4. Ты в страхе перед Божьей Волей, поскольку пользовался собственным разумом, Им сотворенным в подобие Своему, чтобы творить превратно. 2Разум способен лжетворить, только не веря, что он свободен. 3«Подневольный» разум несвободен, ибо он одержим или подавлен самим собой. 4Следовательно, он ограничен, и воля не свободна, чтобы утвердить себя. 5Быть в единствезначит быть одним разумом, или одною волей. 6Когда Воля Сыновства и Отца в единстве, их совершенное согласие есть Царство Небесное.

5. Ничто не может одолеть Божьего Сына, предавшего свой дух в Руки Отца. 2Так разум пробуждается от сна и помнит своего Творца. 3Всякое чувство разделенности уходит. 4Сын Божий есть ипостась Святой Троицы, сама же Троица едина. 5Нет путаницы в Ее Уровнях, ибо все Ониот одного Разума и одной Воли. 6Эта единая цель приводит к совершенному единению и устанавливает Божий покой. 7Однако такое видение доступно лишь истинно невинным. 8Поскольку их сердца чисты, невинные защищают истинное восприятие, а не себя от него. 9Понимая урок Искупления, они не помышляют об атаке, поэтому их видение истинно. 10Именно это имеется в виду в Писании: «Когда Он откроется (или будет воспринят), мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».

6. Исправить искажения возможно, только изъяв из них свою веру и вложив ее в то, что истинно. 2Ты не способен сделать истинное ложным. 3Если ты соглашаешься принять истинное во всем, воспринимаемом тобой, ты позволяешь ему быть истинным для тебя. 4Истина преодолевает все ошибки, а все живущие в заблуждении и пустоте, не обретают продолжительного утешения. 5Воспринимая истинно, ты отменяешь лжевосприятия одновременно в себе и в других. 6Видя их такими, какие они есть, ты предлагаешь им свое приятие их истины, дабы они смогли принять ее для самих себя. 7Это и есть исцеление, приносимое чудом.

III. Восприятие в сравнении со знанием

1. Много внимания мы уделяли восприятию, о знании же было сказано немного. 2Это объясняется тем, что, прежде чем что-либо знать, необходимо исправить восприятие. 3Знатьзначит быть уверенным. 4Неуверенность означает, что ты не знаешь. 5Знание есть сила, поскольку в нем есть уверенность, а в уверенности и заключается сила. 6Восприятие временно. 7Как атрибут веры в пространство и время оно подчинено либо страху, либо любви. 8Ложное восприятие рождает страх, истинное восприятие способствует любви, но ни то, ни другое не вносит определенности, ибо любое восприятие изменчиво. 9Вот почему ононе знание. 10Истинное восприятиефундамент знания, но знание утверждает истину, и оно вне всякого восприятия.

2. Все твои трудности укоренены в том факте, что ты не узнаёшь себя, своего брата или Бога. 2«Узнать» значит «знать снова», имея в виду, что ты об этом прежде знал. 3Ты можешь видеть всё по-разному, ведь восприятию сопутствует интерпретация, а значит, оно не цельно и не последовательно. 4Чудо, будучи способом восприятия, не есть знание. 5Оно есть правильный ответ на заданный вопрос, но, зная, ты не задаешь вопросов. 6Подвергнуть иллюзии сомнениюзначит сделать первый шаг к их устранению. 7А чудо, или правильный ответ, исправляет их. 8Поскольку восприятие изменчиво, зависимость иллюзий от времени очевидна. 9То, как ты воспринимаешь в любой момент времени, определяет твои действия, а действия должны происходить во времени. 10Знание же вне времени, ибо определенность несомненна. 11Ты знаешь тогда, когда у тебя больше нет вопросов.

3. Вопрошающий разум воспринимает себя во времени и, следовательно, ищет будущих ответов. 2Закрытый разум верит, что будущее будет таким же, как настоящее. 3 Этим устанавливается видимое состояние стабильности, что является обычной попыткой нейтрализовать лежащую под ним боязнь того, что будущее окажется хуже настоящего. 4Этот страх полностью подавляет желание усомниться в чем бы то ни было.

4. Подлинное видениеэто естественное восприятие духовного зрения, но это всё еще больше коррекция, нежели факт. 2Духовное зрение символично, и следовательно, оно не средство обретения знания. 3Оно, однако, есть средство правильного восприятия, которое и приводит его в сферу чуда. 4«Божественное видение»скорее чудо, нежели откровение. 5Сам факт участия в нем восприятия исключает этот опыт из сферы знания. 6Вот почему видения непродолжительны, какими бы святыми они ни были.

5. Библия рекомендует тебе познать самое себя или обрести определенность. 2Определенность всегда от Бога. 3Любя кого-то, ты воспринимаешь его таким, каков он есть, и это делает возможным его знать. 4Не восприняв его сначала таким, каков он есть, ты знать его не можешь. 5Пока у тебя есть сомнения на его счет, ты явно подразумеваешь, что не знаешь Бога. 6Уверенность не требует действия. 7Когда ты говоришь, что в своих действиях исходишь из знания, в действительности ты путаешь знание с восприятием. 8Знание предоставляет силу для творческого мышления, но не для правильных поступков. 9Восприятие, чудеса и действия довольно тесно связаны. 10Знание есть результат откровения и порождает только мысль. 11Восприятие даже в своей самой одухотворенной форме связано с телом. 12Знание приходит от алтаря внутри, оно безвременно, ибо оно определенно. 13Воспринимать истинуне то же самое, что ее знать.

6. Правильное восприятие необходимо прежде, чем Бог сможет общаться напрямую со Своими алтарями, которые Он учредил в Своих Сынах. 2Там может Он передавать Свою уверенность, а Его знание, вне всякого сомнения, принесет покой. 3Бог не чужой для Сыновей Своих и Сыновья Его друг другу не чужие. 4Знание предшествовало и времени, и восприятию, поэтому оно в конечном счете заменит их. 5В этом подлинный смысл «Альфы и Омеги, начала и конца» и «прежде, нежели был Авраам, Аз есмь». 6Восприятие может и должно стать устойчивым, знание же само по себе стабильно. 7«Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» становится: «Знай Бога и прими Его уверенность».

7. Если ты нападаешь на ошибки другого, то причиняешь вред себе. 2Напав на брата, нельзя его узнать. 3Атака всегда направлена на чужака. 4Ты брата делаешь чужим, превратно восприняв его, поэтому не можешь его знать. 5А сделав его чужим, ты стал его бояться. 6Воспринимай же его правильнои будешь его знать. 7В творении Божьем чужестранцев нет. 8Творить, как Он, ты можешь, творя лишь то, что знаешь и, следовательно, принимаешь как свое. 9Бог знает Своих детей с совершенной определенностью. 10Он сотворил их этим знанием. 11Он их прекрасно узнает. 12Когда они не узнают друг другаони не узнают Его.

IV. Заблуждение и эго

1. Способности, которыми ты ныне обладаешьлишь тени твоей реальной силы. 2Все твои нынешние функции разделены, открыты для вопросов и сомнений. 3Причинатвоя неуверенность в том, как их использовать, а следовательно, и неспособность к знанию. 4Ты не способен знать еще и потому, что в восприятии твоем всё еще нет любви. 5Восприятия не существовало, пока разделение не привнесло аспекты, степени и интервалы. 6Дух не имеет уровней, а все конфликты укоренены в концепции уровней. 7Только Уровни Троицы могут быть едины. 8Уровни, созданные разделением, всегда в конфликте. 9Это объясняется тем, что они бессмысленны друг для друга.

2. Сознание, или уровень восприятия, было первым разделением в разуме после отпадения, сделавшим разум в большей степени воспринимающим, нежели творцом. 2Сознание правильно определяется как сфера эго. 3Эгоэто продиктованная ошибочным мышлением попытка воспринимать себя таким, каким ты желаешь быть, а не таким, каков ты есть. 4Но знать себя ты можешь только таким, каков ты есть, ибо лишь в этом можно быть уверенным. 5Всё остальное открыто для сомнений.

3. Эго есть вопрошающий аспект «я» после разделения, «я» созданного, а не сотворенного. 2Оно способно задавать вопросы, но не способно воспринимать осмысленные ответы, ибо для этого необходимо знание, подобные ответывне сферы восприятия. 3Следовательно, разум в замешательстве, поскольку только Единомыслие не порождает путаницы. 4Разобщенный или разделенный разум должен быть в замешательстве. 5Он не уверен в том, что он такое. 6Он должен быть в конфликте, поскольку он в разладе с самим собой. 7Такой разлад делает его аспекты чуждыми друг другу, а это и есть условие, способствующее возникновению страха, при котором атака всегда возможна. 8У тебя есть все основания бояться себя такого, каким ты себя воспринимаешь. 9Вот почему от страха не избавиться, пока нет понимания, что ты не мог сотворить и не сотворил себя. 10Тебе не сделать свои лжевосприятия истинными, а твое творениеза гранью твоей собственной ошибки. 11Вот почему исцеление разделения должно в итоге стать твоим выбором.

4. Здравомыслие не нужно путать со знающим разумом, ибо первое применимо только к правильному восприятию. 2Ты можешь мыслить правильно или неправильно, но даже это остается вопросом степени, ясно показывая, что знанию здесь места нет. 3Термин «верное мышление» используется правильно как исправление «неверного» мышления и применим к такому состоянию разума, которое рождает правильное восприятие. 4Оно чудотворно, поскольку исцеляет лжевосприятие, а это и вправду чудо, учитывая то, как ты себя воспринимаешь.

5. Восприятие всегда предполагает некое неверное использование разума, поскольку оно заводит разум в сферу неопределенности. 2Разум очень активен. 3Когда он выбрал собственное разделение, он сделал выбор воспринимать. 4До этого момента его желанием было только знать. 5А после разделения выбор его стал нечётким, и единственный выход из подобной неопределенностичёткое восприятие. 6Разум возвращается к своей нормальной функции только тогда, когда желает знать. 7Это помещает его в сферу служения духу, где восприятие изменено. 8Разум решает разделить себя, когда выбирает создание своих собственных уровней. 9Но он не может полностью отделить себя от духа, ведь именно от духа он черпает свою силу создавать или творить. 10Даже и в лжетворении разум подтверждает свой Источник, иначе он просто престал бы существовать. 11А это невозможно, поскольку разум принадлежит духу, сотворенному Предвечным, и значит, духу вечному.

6. Способность воспринимать сделала возможным тело, поскольку воспринимать ты должен что-то с помощью чего-то. 2Вот почему восприятие предполагает обмен или интерпретацию, в которых не нуждается знание. 3Тогда интерпретирующая функция восприятия, искаженная форма творения, позволяет интерпретировать тело как твое «я» в попытке выбраться из конфликта, тобою вызванного. 4Знающий дух не может примириться с подобной утратой силы, поскольку дух не производит тьмы. 5А это делает его почти недосягаемым для разума и полностью недосягаемым для тела. 6В итоге дух воспринимается как угроза, поскольку свет изгоняет тьму, просто показывая, что ее нет. 7Истина всегда преодолеет заблуждение таким путем. 8Это не может быть активным процессом исправления, ибо знание, как я ранее замечал, не совершает действий. 9Его можно воспринять как атаку, но оно не способно нападать. 10То, что ты принимаешь за его атаку, есть твое собственное смутное признание, что знание не поддается уничтожению и может помниться всегда.

7. Бог и Его творения пребывают в уверенности и, следовательно, знают, что лжетворений не существует. 2Истина не может иметь дела с заблуждениями, желанными тебе. 3Я был человеком, который помнил дух и знание его. 4Как человек, я не пытался противопоставить заблуждение знанию, но старался исправить ошибку в самом корне. 5Я показал и немощь тела, и силу разума. 6Соединяя свою волю с Волей моего Творца, я естественным образом помнил дух и его подлинную цель. 7Я не могу соединить за тебя твою волю с Божьей, но я могу стереть все лжевосприятия в твоем разуме, если ты передашь его моей опеке. 8Только твои собственные лжевосприятия стоят на твоем пути. 9Без них твой выбор несомненен. 10Здравое восприятие влечет за собой разумный выбор. 11Я не могу выбрать за тебя, но я могу помочь тебе сделать твой собственный разумный выбор. 12Фразу «Много званых, но мало избранных» следует понимать: «Все званы, но не все хотят услышать». 13Следовательно, выбор их неверен. 14 «Избранные» суть просто те, кто раньше сделал разумный выбор. 15Разумы, мыслящие верно, способны сделать его сейчас и обрести душе своей покой. 16Бог знает тебя только в покое, это и есть твоя реальность.

V. За гранью восприятия

1. Я уже говорил, что твои способности есть только тени твоей реальной силы, а восприятие, самой природе которого свойственно суждение, было введено после разделения. 2С тех пор никто ни в чем не был уверен. 3Я также пояснил, что воскресение было средством возвращения к знанию и оно было достигнуто единением моей воли с Волей моего Отца. 4Теперь мы можем установить различие, которое прояснит некоторые дальнейшие положения.

2. С момента разделения между словами «творить» и «создавать» возникла путаница. 2Когда ты что-то создаешь, ты движим конкретным чувством недостаточности или нужды. 3Что-либо, созданное с конкретной целью, не может быть использовано для подлинного обобщения. 4Когда ты что-то создаешь для восполнения недостатка, ты неявно даешь понять, что веришь в разделение. 5Для этой цели эго придумало немало хитроумных мыслительных систем. 6Все они лишены творческой силы. 7Изобретательность, даже в своей самой гениальной форме, всего лишь тщетное усилие. 8Узко специфическая природа изобретения недостойна абстрактной творческой способности Божьих творений.

3. Знание, как мы уже отмечали, не приводит к действию. 2Путаница между твоим реальным сотворением и тем, что ты из себя сделал, настолько велика, что для тебя буквально невозможно что-либо знать. 3Знание всегда стабильно, твоя же нестабильность очевидна. 4И тем не менее, такой, каким тебя Всевышний сотворил, ты целиком и полностью стабилен. 5В этом смысле, когда твое поведение неустойчиво, ты выражаешь несогласие с Божьей идеей собственного сотворения. 6Ты волен это делать, если таким окажется твой выбор, но вряд ли ты предпочел бы подобный путь, если бы мыслил здраво.

4. Кардинальный вопрос, который ты себе постоянно задаешь, тебе вообще не адресован. 2Ты продолжаешь спрашивать, что ты такое. 3А это подразумевает, что ответ не только тебе известен, но и предоставление его зависит от тебя. 4Но ты не в состоянии правильно воспринять себя. 5У тебя нет образа для восприятия. 6Слово «образ» всегда связано с восприятием и не является частью знания. 7Образы символичны, они обозначают нечто другое. 8Идея «изменить свой образ» признает силу восприятия, но также предполагает, что там нет ничего стабильного для знания.

5. Знание не открыто для толкования. 2Ты можешь попытаться «интерпретировать» смысл, но здесь всегда возможна ошибка, ибо имеется в виду восприятие смысла. 3Подобные несообразности суть результат твоих попыток видеть себя одновременно и разделенным, и в единстве. 4Немыслимо, создав эту глобальную путаницу, избежать еще большей путаницы в будущем. 5Твой разум мог стать довольно изощренным, но как это всегда бывает, когда метод не согласуется с содержанием, он используется в бесплодной попытке выбраться из безвыходного положения. 6Изобретательность всецело отделена от знания, поскольку знание не требует изобретательности. 7Изобретательное мышление не есть та истина, которая тебя освободит, но ты свободен от потребности в нем, как только пожелаешь с ним расстаться.

6. Молитваспособ прошения о чем-то. 2Онапосредник чудес. 3Однако единственная имеющая смысл молитвамолитва о прощении, ибо у тех, кто прощен, есть всё. 4Как только прощение принято, молитва в ее обычном смысле становится полностью бессмысленной. 5Молитва о прощениине более чем просьба о помощи в осознании того, что ты уже имеешь. 6Выбрав восприятие вместо знания, ты вверг себя в такую ситуацию, в которой мог стать схожим со своим Отцом, только воспринимая чудотворно. 7Ты утратил знание того, что ты самчудо Божье. 8Творение есть твой Источник и твоя единственная функция.

7. Фраза «Бог сотворил человека по образу своему и подобию» нуждается в новом толковании. 2«Образ» можно понимать как «мысль», а «подобие»как «подобного достоинства». 3Бог действительно сотворил дух в Своей Собственной Мысли и подобного Себе достоинства. 4Нет ничего, кроме этого. 5Восприятие, с другой стороны, невозможно без веры в «более» и «менее». 6На каждом уровне ему присуща избирательность. 7Восприятие есть непрерывный процесс приятия и неприятия, организации и реорганизации, смещений и изменений. 8Оценкаего существенная часть, ибо суждение необходимо для отбора.

8. Что же случится с восприятием, если исчезнет всякое суждение и не останется ничего, за исключением абсолютного равенства? 2Восприятие станет невозможно. 3Знать можно только истину. 4Вся она в равной мере истинна, и знать ее любую часть есть то же, что знать ее целиком. 5Лишь восприятию свойственна частичная осведомленность. 6Знание превосходит законы, управляющие восприятием, ибо частичное знание невозможно. 7Всё оно едино и не имеет разрозненных частей. 8Тебе, воистину единому со знанием, необходимо знать только себяи твое знание будет полным. 9Знать чудо Божьезначит знать Его Самого.

9. Прощение есть исцеление восприятия разделения. 2Правильное восприятие твоего брата необходимо, поскольку разумы предпочли видеть себя разделенными. 3Дух знает Бога в совершенстве. 4В этом его чудодейственная сила. 5Тот факт, что каждый обладает этой силой в полной мере, есть условие, полностью чуждое мышлению мира. 6Мир верит: если кто-то имеет всё, то больше ничего не остаётся. 7Но чудеса Господни целокупны в той же мере, что и Его Помыслы, поскольку они и есть Его Помыслы.

10. Покуда длится восприятие, всегда есть место для молитвы. 2Поскольку восприятие основано на недостаточности, те, кто воспринимает, приняли Искупление не полностью и не отдали себя истине целиком. 3Восприятие обусловлено разделенным состоянием, поэтому любой воспринимающий нуждается в исцелении. 4Общность, а не молитваестественное состояние тех, кто знает. 5Господь и Его чудо неразделимы. 6Как прекрасны Мысли Божьи, живущие в Его Свете! 7Ценность твояза гранью восприятия, ибо она за пределами сомнений. 8Не воспринимай себя в другом свете. 9Знай себя только в Единственном Свете, где чудо, которое есть ты, совершенно очевидно.

VI. Суждение и проблема авторитета

1. Мы уже обсуждали Судный день, но недостаточно подробно. 2За Последним судом не последует никакого другого. 3Суд символичен, ибо вне восприятия нет и суда. 4Смысл библейского «Не судите, да не судимы будете» состоит в том, что, если ты судишь реальность других, тебе не избежать суда и над своей реальностью.

2. Выбор судить, а не знать и есть причина утраты душевного покоя. 2Суждениепроцесс, лежащий в основе восприятия, а не знания. 3Я ранее упоминал об этом, говоря об избирательности восприятия, и указывал, что оценка является его очевидной предпосылкой. 4Суждению всегда присуще неприятие. 5Оно не отмечает одни лишь положительные аспекты в им судимом, будь то в тебе или в других. 6То, что было воспринято и отвергнуто или судимо и найдено неполноценным, остается в твоем разуме, коль скоро оно им воспринято. 7Одна из иллюзий, несущих тебе страдания, есть вера в то, что отвергнутое твоим судом осталось без последствий. 8Это не может быть истиной, если, конечно, ты не веришь, что отвергнутого тобой не существует. 9Но ты, естественно, не веришь в это, иначе твой суд не был бы направлен против него. 10В конечном счете, неважно верно или неверно твое суждение. 11И в том, и в другом случае ты помещаешь свою веру в нереальное. 12И это неизбежно в любом суждении, ибо оно предполагает убежденность в том, что тебе доступна реальность, из коей можно выбирать.

3. Ты и не подозреваешь о том глубоком чувстве освобождения и покоя, которое приходит, когда ты принимаешь себя и своих братьев всецело без суда. 2Когда ты осознаешь, что ты такое и что есть твои братья, придет и понимание, что всякое суждение о них бессмысленно. 3По сути, их смысл утерян для тебя именно потому, что ты их судишь. 4Вся неопределенность проистекает из убеждения, что ты вынужден судить. 5Однако для наведения порядка в своей жизни или в самом себе нет никакой необходимости судить. 6В присутствии знания автоматически приостанавливается всякое суждение; это и есть процесс, который позволяет осознанию заместить восприятие.

4. Ты пребываешь в страхе перед тем, что воспринял, но отказался принять. 2Ты веришь, что своим отказом утратил над ним контроль. 3Вот почему оно является тебе в кошмарных снах или под маской более счастливых снов. 4То, что тобой отвергнуто, в сознание не проникает. 5Само по себе оно не опасно, но ты заставил его казаться опасным для тебя.

5. Ты чувствуешь усталость только потому, что посчитал себя способным уставать. 2Смеешься ты над кем-то потому, что счел его недостойным. 3Когда же ты смеешься над собой, то должен смеяться и над другими хотя бы потому, что для тебя невыносима идея своего еще меньшего, нежели их, достоинства. 4Всё это вызывает в тебе усталость, поскольку повергает в глубокое уныние. 5В действительности ты не способен уставать, но можешь сильно изнурить себя. 6Напряжение от непрерывного суждения невыносимо. 7Удивительно, что столь изнуряющей способностью так дорожат. 8Но если ты желаешь быть автором реальности, то останешься верен суждению. 9Ты также будешь относиться к суждению со страхом, веря, что в один прекрасный день оно будет использовано против тебя. 10Эта вера может существовать в той мере, в какой ты веришь в эффективность суждения как орудия защиты твоего собственного авторитета.

6. Бог предлагает только милосердие. 2И только милосердие должны отражать твои слова, ведь лишь его ты получил и лишь его должен отдать. 3Справедливость есть временная мера, или попытка научить тебя смыслу милосердия. 4Ей свойственно суждение лишь потому, что ты способен на несправедливость.

7. Я уже говорил о разного рода симптомах, и на этом уровне многообразие их почти неограничено. 2Но у всех них есть только одна причинапроблема авторитета. 3В ней «корень всех зол». 4Каждый созданный эго симптом логически противоречив, поскольку разум разделен между эго и Святым Духом, и поэтому всё, созданное эго, будет всегда неполноценным и противоречивым. 5Такое не имеющее оправдания положение есть следствие проблемы авторитета, которая, приняв как предпосылку одну невероятную мысль, может рождать только немыслимые идеи.

8. Тема авторитета в действительности сводится к вопросу авторства. 2Когда у тебя есть проблема авторитета, то это всегда значит, что ты считаешь себя собственным автором и проецируешь этот бред на других. 3Затем воспринимаешь ситуацию так, будто другие буквально борются с тобой за твое авторство. 4В этом принципиальная ошибка всех тех, кто уверовал в узурпацию ими Господней власти. 5Такая вера чрезвычайно их страшит, но вряд ли беспокоит Бога. 6Господь, однако, страстно желает ее искоренить и вовсе не для того, чтобы карать Своих детей, а только потому, что знает: такая вера делает их несчастными. 7Божьим творениям даровано их подлинное Авторство, но ты предпочитаешь оставаться анонимным, когда решаешь отделить себя от своего Автора. 8Не будучи уверен в своем подлинном авторстве, ты веришь, что твое сотворение было анонимным. 9В подобной ситуации вера в твое самосотворение звучит осмысленно. 10Споры по поводу авторства оставили такую неопределенность в твоем разуме, что он способен усомниться в самом твоем существовании.

9. Лишь те, кто полностью оставил желание отвергать, способны знать, что их нельзя отвергнуть. 2Ты вовсе не узурпировал Божью силу, ты потерял ее. 3К счастью, потеря чего-либо вовсе не означает его полного исчезновения. 4А означает просто, что ты не помнишь, где оно. 5Его существование не зависит от твоей способности опознать или найти его. 6Вполне возможно смотреть на реальность без суждения и знать, что она просто есть.

10. Покойестественное наследие духа. 2Каждый волен отказаться от своего наследия, но никому не дано устанавливать, в чем оно состоит. 3Проблема, которую каждому предстоит решить, есть кардинальный вопрос авторства. 4Все страхи, приходящие подчас весьма окольными путями, имеют в итоге всего один источникотрицание авторства. 5Это никак не сказывается на Боге, но только на тех, кто отвергает Его. 6Отрицать Его Авторствозначит лишать себя источника покоя с тем, чтобы ты мог видеть себя только в отдельных фрагментах. 7Это нелепое восприятие и есть проблема авторитета.

11. Нет никого, так или иначе не ощущающего себя в неволе. 2Если это есть результат свободной воли, то кто-то собственную волю счел несвободной, иначе аргументам явно не выйти за пределы логического круга. 3Свободная воля должна вести к свободе. 4Суждение всегда ведет в неволю, поскольку оно разъединяет сегменты реальности посредством неустойчивой шкалы желаний. 5Желанияотнюдь не факты. 6Желание подразумевает, что одной воли недостаточно. 7Но кто же в здравом своем уме поверит, что желание столь же реально, как и воля? 8Вместо: «Ищите же Царства Небесного» скажи: «Пожелайте же Царства Небесного», тем самым говоря: «Я знаю, что я такое и принимаю свое собственное наследие».

VII. Творение и образ собственного «я»

1. Каждая система мышления должна иметь отправную точку. 2Любая система берет начало в создании или творении, различие между которыми мы уже обсуждали. 3Их схожесть заключена в их силе как фундаментов систем. 4Различие же в том, что именно построено на этих фундаментах. 5Обе системыкраеугольные камни в системе убеждений, согласно которым человек живет. 6Было бы ошибкой думать, что система мышления, основанная на лжи, непременно слаба. 7Всё, созданное чадом Божьим, обладает силой. 8Это необходимо осознать, иначе тебе не выбраться из созданной тобой тюрьмы.

2. Проблему авторитета не решить, умалив силу разума. 2Этим ты просто обманывал бы себя, причиняя себе боль, поскольку в действительности сила разума тебе понятна. 3Ты также осознаёшь, что ослабить ее способен ты не более, чем ослабить Бога. 4«Дьявол»концепция устрашающая, поскольку он предстает очень могущественным и чрезвычайно активным. 5Он воспринимается как сила, противодействующая Богу и борющаяся с Ним за обладание Его творениями. 6Дьявол окутывает ложью и строит свои царства, где всёв прямом противоречии с Богом. 7И всё же он гораздо больше влечет к себе людей, нежели отталкивает их, и они готовы «продать» ему свои души в обмен на дары, лишенные реальной ценности. 8В этом нет никакого смысла.

3. Мы ранее обсуждали отпадение, или разделение, но его смысл необходимо полностью уяснить. 2Разделениеэто система мышления, достаточно реальная во времени, но не в вечности. 3Все убеждения реальны для того, кто верит в них. 4Плод одного-единственного дерева был «запретным» в символическом саду. 5Но Бог не мог наложить подобного запрета, иначе плод не был бы съеден. 6Если Бог знает своих детей (а, смею тебя уверить, Он их знает), разве Он создал бы такую ситуацию, в которой допустима гибель Его собственных детей? 7«Запретное дерево» было названо «древом познания». 8Но Бог сотворил знание и щедро одарил им Свои творения. 9Этой символике давалось много толкований, но можешь не сомневаться: любое толкование, согласно которому Бог или Его творения способны разрушить Их Собственную цель, ошибочно.

4. Вкушение плода от древа познания добра и зла есть символ узурпации способности самосотворения. 2Лишь в этом смысле Бог и Его творения не со-творцы. 3Вера в обратное подразумевается в «я-концепции» или в стремлении «я» к созданию образа самого себя. 4Образы воспринимаются, онине данность знания. 5Знание не может обмануть, а восприятие может. 6Ты в состоянии воспринять себя как собственное творение, но сделать больше, чем поверить в это, ты не можешь. 7Тебе не сделать это истиной. 8И, как я уже сказал, когда в итоге твое восприятие станет верным, этому факту ты будешь только рад. 9Но до тех пор вера в возможность самосотворения останется фундаментом мыслительной системы, и все твои защитные механизмы будут использоваться для нападения на идеи, способные принести эту систему к свету. 10Ты всё еще веришь в себя как в созданный тобою образ. 11Сейчас твой разум разобщен со Святым Духом, поэтому решение невозможно до тех пор, пока ты веришь в то единственное, что немыслимо в буквальном смысле слова. 12Вот почему ты не способен творить и в страхе перед тем, что создаешь.

5. Разум способен сделать веру в разделение весьма реальной и пугающей, а вера эта и есть «дьявол». 2Она сильна, активна и разрушительна и явно противостоит Богу, поскольку буквально отрицает Его Отцовство. 3Взгляни на свою жизнь и постарайся увидеть, что сделал дьявол. 4Но осознай, что всё, им сделанное, наверняка рассеется в свете истины, ибо оно основано на лжи. 5Твое сотворение Богомединственно неколебимый фундамент, ибо в немсвет. 6Ты начинался с истины и должен возвратиться к своему Началу. 7Много было увидено с тех пор, но ничего в действительности не произошло. 8Твое Я по-прежнему в покое, хотя в конфликте разум. 9Ты еще не ушел достаточно далеко назад, поэтому исполнен страха. 10По мере приближения к своему Началу ты испытаешь страх перед гибелью твоей мыслительной системы, будто бы этострах смерти. 11Но смерти нет, есть только вера в смерть.

6. Ветвь, не дающая плода, отсечена и высыхает. 2Возрадуйся! 3Свет засияет от истинного Основания жизни, и твоя собственная система мышления выправится. 4Иначе ей не уцелеть. 5Боясь спасения, ты выбираешь смерть. 6Но жизнь и смерть, как свет и тьма, как знание и восприятие, непримиримы. 7Верить в обратноезначит поверить в невозможность примирения между Богом и Его Сыном. 8Только единство знания свободно от конфликта. 9Царство твое не от мира сего, ибо дано тебе не из мира сего. 10Лишь в этом мире концепция проблемы авторитета имеет смысл. 11Мир этот оставляют не со смертью, но с истиной, а истина может быть познана всеми, для кого Царство было сотворено и кого оно ждет.

Table of contents

previous page start next page