Курс Чудес

*******

Глава 4

ИЛЛЮЗИИ ЭГО

Введение

1. В Библии говорится, что если брат попросит тебя пройти с ним одно поприще, пройди с ним два. 2Определенно, здесь не содержится совета задерживать его в пути. 3Преданность брату не может быть помехой и на твоем пути. 4Она ведет только к взаимному прогрессу. 5Результат подлинной и беззаветной преданности есть вдохновениеслово, которое, правильно понятое, есть антипод усталости. 6Быть усталымзначит быть неодухотворенным, а быть одухотвореннымзначит быть в духе. 7Быть эгоцентричнымзначит быть бездуховным, но быть сосредоточенным на Я в его истинном смыслезначит быть одухотворенным, или в духе. 8Истинно одухотворенныесветлы и неспособны пребывать во тьме.

2. Ты можешь по собственному выбору стать выразителем либо эго, либо духа. 2Если ты выражаешь дух, ты выбрал: «Остановитесь и познайте, что ЯБог». 3Это одухотворенные слова, ибо они отражают знание. 4Но, выражая эго, ты отрицаешь, а не подтверждаешь знание, и этим делаешь себя бездуховным. 5Так не пускайся же в пустые странствия, ибо они и впрямь бесплодны. 6Возможно, для эго они желанны, но дух не странствует, ибо вовеки он не согласится покинуть свой Источник.

3. Крестный путь должен стать последним «бесполезным странствием». 2Не задерживайся на нем, оставь его как уже пройденный. 3Если ты можешь принять его как собственное последнее бесполезное странствие, то ты свободен, чтобы присоединиться к моему воскресению. 4Пока ты этого не сделал, жизнь твоя, несомненно, тратится впустую. 5Снова и снова в ней проигрывается разделение, утрата силы, бесплодные попытки эго возместить ее и, наконец, распятие тела, или смерть. 6 Эти повторы бесконечны, пока от них не отказываются добровольно. 7Не делай жалкой и ошибочной попытки «держаться за тяжкий крест». 8Единственная весть распятия состоит в том, что ты способен этот крест преодолеть. 9А до тех пор ты волен распинать себя так часто, как будет твоей душе угодно. 10Это не то Евангелие, которое я намеревался предложить тебе. 11Нам предстоит иное странствие, и если ты будешь со вниманием читать эти уроки, они помогут подготовить тебя к началу пути.

I. Правильно учить и правильно учиться

1. Хороший учитель поясняет и закрепляет свои идеи, обучая им. 2В процессе обучения учитель и ученик уподоблены друг другу. 3Они находятся в одном порядке постижения, и если они не разделяют свои уроки, то не появится и убежденность. 4Хороший учитель должен не только верить в свои идеи, но и удовлетворять еще одному условию: верить в учеников, которым он предлагает свои идеи.

2. Многие стоят на страже своих идей, ибо желают сохранить свою систему мышления неизменной, а обучение означает перемену. 2Перемена всегда пугает разделенных из-за их неспособности увидеть в ней движение от разделения к исцелению. 3Они всегда воспринимают ее как шаг к дальнейшему разделению, поскольку разделение было их первым опытом перемен. 4Ты веришь, что, оградив свое эго от перемен, найдешь покой. 5Подобная глубоко укоренившаяся путаница возможна лишь в том случае, если ты утверждаешь, что одна система мышления может покоиться на двух фундаментах. 6Ничто от эго не в состоянии коснуться духа, ничто от духа не может достигнуть эго. 7Дух не способен ни усилить эго, ни погасить конфликт внутри него. 8Эгоэто противоречие. 9Твоё и Божье Яв оппозиции. 10Противоположны их источники, их направления и исход. 11Они непримиримы в своей основе, ведь дух не воспринимает, а эго не может знать. 12И следовательно, между ними нет и не может быть общения. 13Но тем не менее эго способно постигать, хотя его создателю присуще заблуждаться. 14Однако ему не сделать полностью безжизненным то, в чем жизнь есть данность.

3. Дух не нуждается в обучении, для эго же оно необходимо. 2Обучение воспринимается со страхом, ибо оно, в конечном счете, ведет к отказу от эго, а не к уничтожению его, к свету духовному. 3Подобной перемены эго должно бояться, ибо оно не разделяет моего милосердия. 4Мой урок был подобен твоему, и поскольку я выучил его, то сам могу ему учить. 5Я никогда не нападу на твое эго, но я стараюсь показать тебе, как возникла его система мышления. 6Когда же я напоминаю тебе о твоем истинном сотворении, эго не может реагировать иначе, как со страхом.

4. Учась и обучая, ты нынче обретаешь большую силу, ибо то и другое дает тебе возможность изменять собственное мышление и в том же помогать другим. 2Отказываясь изменить свой образ мыслей, не доказать, что разделения не было. 3Сновидец, усомнившийся во сне в реальности своего сна, не исцеляет расщепления в разуме. 4Ты видишь сон об отчужденном эго и веришь в мир, который зиждется на нем. 5Всё это для тебя вполне реально. 6Не изменив воззрения на мир, его не упразднить. 7Если ты пожелаешь отказаться от роли стража своей мыслительной системы, если откроешь ее мне, я очень бережно ее исправлю и поведу тебя обратно к Богу.

5. Каждый хороший учитель надеется передать своим ученикам как можно больше из постигнутого им самим, чтобы в один прекрасный день стать им ненужным. 2Это единственная подлинная цель учителя. 3Но эго в том не убедить, ибо это противоречит всем его законам. 4Помни, однако, что цель законовобеспечить долговечность той системы, которой предан их создатель. 5Естественно, что эго, как только создано тобой, будет стремиться защитить себя, но неестественно твое желание повиноваться его законам, разве что ты и сам в них веришь. 6Эго не в состоянии сделать подобный выбор в силу своей природы. 7Тебе же он доступен в силу твоей.

6. Эго могут столкнуться в любой ситуации, дух же не сталкивается ни с чем. 2Воспринимая учителя просто как «большее эго», ты будешь его бояться, ибо с увеличением эго растет тревога, связанная с разделением. 3Я буду обучать с тобой и жить с тобой, если ты станешь мыслить вместе со мной, но постоянной моею целью будет твое конечное освобождение от необходимости в учителе. 4Такая цель противоположна цели учителя, побуждаемого эго. 5Он озабочен лишь эффектом, производимым его эго на остальные, и, следовательно, толкует их взаимодействие как средство сохранения эго. 6Я бы не посвятил себя учительству, если бы верил в это, и ты не станешь преданным учителем, пока веришь в это. 7Меня всегда воспринимали как учителя либо превозносимого, либо отвергаемого, но я не принимаю ни того, ни другого восприятия.

7. Ценность твоя не обусловлена учительством или учебой. 2Ее определил Всевышний. 3Пока ты оспариваешь это, всё, что ты делаешь, будет сопровождаться страхом, в особенности в ситуации, располагающей к вере в превосходство или неполноценность. 4Учителя должны быть терпеливы и повторять свои уроки до полного их усвоения. 5Я это делаю охотно, ибо не вправе устанавливать тебе пределы постижения. 6Я повторяю: ничтони твои действия, ни мысли, ни желанияне обуславливает твоей ценности. 7Это не подлежит обсуждению, разве что в заблуждениях. 8Твоему эго ничто не угрожает, ибо Господь не сотворил его. 9А духу твоему ничто не угрожает именно потому, что Бог сотворил его. 10Любая путаница в этом смысле иллюзорна, и никакая форма преданности невозможна, пока эта иллюзия жива.

8. Каждую ситуацию эго стремится обратить в некую форму хвалы себе с целью преодолеть свои сомнения. 2Оно останется в сомнениях, пока ты веришь в его существование. 3Ты, сам его создавший, не можешь доверять ему, поскольку в здравомыслии своем осознаешь его нереальность. 4Единственно разумным решением здесь будет не стараниеизменить реальность, что было бы действительно пугающей попыткой, а принятие реальности такой, какая она есть. 5Тычасть реальности, остающейся неизменной, недосягаемой для твоего эго, для духа желегкодоступной. 6Преследуемый страхом, остановись и познай, что Бог реален, а ты есть Сын Его возлюбленный и на тебеЕго благоволение. 7Не позволяй своему эго оспаривать это, ибо оно не может знать столь для него недосягаемое, как ты.

9. Господьне автор страха. 2Ты его автор. 3Ты предпочел творить не так как Он, поэтому сам для себя создал страх. 4Ты неспокоен, поскольку не реализуешь свою функцию. 5Высокую функцию, данную Богом, ты не оправдываешь. 6И вместо осуществления ее твое эго предпочло ее бояться. 7По пробуждении ты не сможешь этого понять, ибо это в буквальном смысле невероятно. 8Не верь невероятному сейчас. 9Любая попытка придать ему правдоподобие только отсрочит неизбежное. 10Слово «неизбежное» пугает эго, но радостно для духа. 11Бог неизбежен, и избежать Его способен ты не более, чем Он тебя.

10. Радость духа пугает эго, ибо, однажды испытав ее, ты лишишь эго всяческой защиты, и твоя заинтересованность в страхе пропадет. 2Сейчас же твоя ставка на него огромна, поскольку страхсвидетель разделения, и эго твое ликует при каждом подтверждении разделения. 3Оставь его! 4Не сохраняй его и не внимай ему! 5Внимай только Предвечному, Кто не способен на обман, как не способен на обман дух, Богом сотворенный. 6Освободи себя и остальных. 7Ложной и недостойной картины самого себя не представляй другим и сам не принимай от них такой картины их самих.

11. Эго построило тебе убогую и жалкую обитель, поскольку по-другому строить оно не может. 2Не укрепляй сей обветшалый дом. 3В его слабоститвоя сила. 4Только Господь способен создать дом, достойный Его творений, которые решили оставить дом пустым, выбрав отказ от права жизни в нем. 5Однако вечен Его дом, готовый тебя принять, когда бы ты ни выбрал в него прийти. 6Ни на мгновение не сомневайся в этом. 7Бог в той же мере неспособен творить бренное, как эгосоздать вечное.

12. Ведомый эго, ты ничего не можешь сделать, чтобы спасти себя и остальных; ведомый духом, ты в силах сделать всё для своего и их спасения. 2Смирениеурок для эго, а не для духа. 3Духза пределами смирения; осознавая собственную лучезарность, он с радостью изливает на всё свой свет. 4«Кроткие наследуют землю», поскольку эго их скромны, а потому вернее восприятие. 5Царство Небесное есть право духа, чья красота и благородство вне сомнений, за гранью восприятия и вечно символизируют Любовь Единого к Своим творениям, Его и только Его достойным. 6Ничто другое не будет подобающим даром творению Самого Бога.

13. Если ты пожелаешь, я заменю тебе твое эго, но не дух. 2Отец спокойно оставляет свое дитя со старшим братом, который доказал, что он отцовского доверия достоин, но это не порождает путаницы по поводу происхождения самого дитя. 3Брат может защитить тело ребенка и его эго, но, делая это, он не путает себя с отцом. 4Ты можешь мне доверить и тело твое, и эго, чтобы освободить себя от всех забот о них, а мне позволить учить тебя их незначительности. 5Я бы не смог понять их значимости для тебя, если бы сам однажды не подвергся искушению в них поверить. 6Давай же вместе постигать этот урок, чтобы освободиться вместе и от того, и от другого. 7Мне нужны преданные учителя, которые разделят со мною цельисцеление разума. 8Дух превосходит всякую необходимость в твоей или моей защите. 9Зпомни:

10В сем мире тебе совсем не обязательно страдать, ибо Я победил мир.

11Вот почему ты должен быть исполнен радости.

II. Эго и ложная автономия

1. Вполне логично задать вопрос: как разум умудрился создать эго? 2По сути, это лучший из всех вопросов, которые ты мог задать. 3Однако нет смысла отвечать на него в свете прошлого, ведь прошлое не имеет значения, и всей истории не существовало бы, если бы те же самые ошибки не повторялись в настоящем. 4Абстрактная мысль применима к знанию, поскольку знание целиком безлично, поэтому примеры безотносительны для его понимания. 5Восприятие же всегда специфично и, следовательно, весьма конкретно.

2. Каждый создает собственное эго, или свое я, которое открыто для бесчисленных изменений в силу своей нестабильности. 2И каждый также создает эго всех тех, кого воспринимает, и вариациям их равно несть числа. 3Их взаимодействие есть процесс, видоизменяющий обе стороны, ибо они не созданы Неизменным или же вместе с Ним. 4Важно понять, что эти изменения могут происходить и происходят с равной вероятностью, имеет ли место взаимодействие в разуме или при непосредственном физическом общении. 5Мысли о чьем-то эго столь же эффективны для изменения связанного с ним восприятия, как и физическое общение. 6Нет лучшего примера в подтверждение того, что эговсего-навсего идея, а не факт.

3. Твое собственное умонастроениехороший пример того, как создавалось эго. 2Когда ты отринул знание, то получилось, будто ты никогда им и не обладал. 3Это столь очевидно, что нужно лишь признать это, чтобы увидеть: так оно и есть. 4А если это происходит в настоящем, что же удивительного, что так было и в прошлом? 5Удивлениелогичная реакция на что-то незнакомое, а не на то, что происходит с таким завидным постоянством. 6Не забывай, однако, что разуму совсем не обязательно функционировать подобным образом, хоть только так он и функционирует сейчас.

4. Подумай о любви животных к своему потомству, об их потребности заботиться о нем. 2Это объясняется тем, что они воспринимают свое потомство как часть самих себя. 3Никто не расстается с тем, что считает частью себя. 4Ты реагируешь на свое эго в основном так же, как Бог относится к Своим творениям: с любовью, милосердием, заботой. 5Твои реакции в отношении созданного тобою «я» не вызывают удивления. 6По сути они во многом сходны с тем, как ты в один прекрасный день начнешь относиться к своим подлинным творениям, столь же вневременным, как и ты. 7Вопрос не в том, как ты отвечаешь эго, а в том, что ты, по-твоему, такое. 8Вера есть функция эго, и, пока твое происхождение открыто для веры, ты будешь на него смотреть с точки зрения эго. 9Когда отпадет необходимость в обучении, ты просто будешь знать Бога. 10Вера в то, что существует и другой способ восприятия,самая возвышенная идея, доступная мышлению эго. 11И только потому, что в ней содержится намек на признание, что твое эгоне твое Я.

5. Развенчание системы мышления эго должно восприниматься как болезненный процесс, хоть это и далеко от истины. 2Младенцы исступленно голосят, когда у них отбирают острые предметы, хотя в противном случае они легко могли бы себя поранить. 3Ты в этом смысле всё еще дитя. 4У тебя нет реального чувства самосохранения, и ты, скорее всего, сочтешь, что нуждаешься именно в том, что причинит тебе наибольший вред. 5Однако осознаешь ты сейчас это или нет, ты согласился соучаствовать в попытке стать безобидным и полезнымкачества, которые должны сопутствовать друг другу. 6Но даже к этому твое отношение противоречиво, поскольку всякое отношение обусловлено эго. 7Но не надолго. 8Будь терпелив какое-то время и помни, что исход так же несомненен, как Сам Бог.

6. Лишь те, кому присуще подлинное и устойчивое ощущение изобилия, могут быть истинно щедры. 2Эта идея прояснится, если понять, что за ней стоит. 3Для эго что-либо отдатьзначит без этого остаться. 4Ассоциируя дар с жертвой, ты отдаешь лишь потому, что надеешься каким-то образом получить взамен нечто лучшее, а посему и обойтись без отданного. 5«Дать, чтобы получить» есть непреложный закон эго, которое всегда оценивает себя в соотношении с другими эго. 6Поэтому оно одержимо бессменной верой в недостаточность, которая его и породила. 7Эго воспринимает другие эго как реальные в попытке убедить себя в собственной реальности. 8«Чувство собственного достоинства» в терминах эго означает всего лишь то, что эго обмануло самое себя, посчитав себя реальным, так сделавшись на время менее хищным. 9Это «чувство собственного достоинства» всегда уязвимо для стресса, если под ним понимать любую воспринимаемую эго угрозу своему существованию.

7. Эго в буквальном смысле живет сравнениями. 2Равенство выше его понимания, поэтому добросердечие становится немыслимым. 3Эго никогда не дает от изобилия, ведь оно создано как замещение ему. 4Вот почему концепция «получения» возникла в системе мышления эго. 5Аппетиты суть механизмы «получения», представляющие потребность эго в самоутверждении. 6И это справедливо как для аппетитов плоти, так и для так называемых «высших потребностей» эго. 7Аппетиты плоти не физического происхождения. 8Эго считает тело своим домом, стараясь через него удовлетворить свои запросы. 9Однако сама идея такой возможностирешение разума, который пребывает в полном смятении по поводу того, что вообще возможно.

8. Эго верит в свою полную самостоятельность, что является просто другим вариантом его веры в собственное происхождение. 2Но это состояние вызывает у него настолько сильный страх, что ему остается либо обратиться к другим эго и постараться объединиться с ними в беспомощной попытке отождествления, либо напасть на них в равно беспомощном показе своей силы. 3Оно, однако, не свободно открыть для сомнений собственную предпосылку, поскольку эта предпосылкаего фундамент. 4Эго есть вера разума в свою полнейшую автономию. 5И нескончаемые его попытки добиться признания духа и этим утвердить свое существование бесплодны. 6Дух в своем знании не осведомлен об эго. 7Дух на него не нападает, он просто неспособен о нем помыслить. 8И хотя эго в равной мере в неведении относительно духа, оно, тем не менее, воспринимает себя как отвергнутое чем-то гораздо большим, нежели оно само. 9Вот почему чувство собственного достоинства, как его понимает эго, должно быть иллюзорным. 10Творения Божьи мифов не творят, хотя их творческую способность возможно обратить и к мифологии. 11Но только при одном условии: сотворенное ими уже не будет обладать животворящей силой. 12Мифы целиком и полностьюпродукт восприятия; они настолько двусмысленны по форме, столь характерна для них природа добра и зла, что даже самые великодушные из них не лишены пугающих оттенков.

9. Мифы и магия довольно тесно связаны, поскольку мифы имеют отношение к происхождению эго, а магияк тем силам, которые эго приписывает себе. 2Мифологические системы, как правило, включают в себя некий сюжет «сотворения», ассоциируя его с определенной формой магии. 3Так называемая «борьба за выживание» это стремление эго сохранить себя и собственную интерпретацию своего начала. 4Его начало обычно ассоциируется с физическим рождением, поскольку трудно подтвердить существование эго до этого момента. 5Более «дотошные» его ревнители считают, что душа существовала раньше и будет продолжать свое существование после временного падения в жизнь эго. 6Некоторые даже верят, что душа будет наказана за это нисхождение. 7Спасение, однако, несоотносимо с духом, который вне опасности, а посему и не нуждается в спасении.

10. Спасениене более чем здравомыслие, которое не есть Единомыслие Святого Духа, но его надо достичь, прежде чем восстановится Единомыслие. 2Здравомыслие автоматически ведет к следующему шагу, поскольку правильное восприятие полностью лишено агрессии, и, значит, ложное мышление в нем исключено. 3Эго не может выжить без суждения, и, соответственно, оно оставлено. 4Тогда для мыслей в разуме осталось одно-единственное направление. 5Им разум следует всегда непроизвольно, ибо оно диктуется системой мышления, которой он привержен.

11. Не будет слишком частым напоминание о том, что исправление восприятия есть временная мера. 2Она необходима, поскольку ложное восприятие блокирует знание, в то время как правильное восприятиешаг на пути к нему. 3Вся ценность правильного восприятия заключена в неизбежном осознании ненужности любого восприятия. 4Этим полностью снимается блок. 5Ты можешь спрашивать «возможно ли подобное?», пока есть видимость твоего существования в этом мире. 6Это вопрос вполне логичный. 7Однако здесь необходима большая осторожность и уверенность, что ты действительно понимаешь свой вопрос. 8Кто «ты», живущий в этом мире? 9Дух бессмертен, а бессмертие есть неизменное состояние. 10Это так же истинно сейчас, как было или когда-либо будет, ибо бессмертие подразумевает абсолютную неизменяемость. 11Оно не есть континуум и не познается в сравнении с его противоположностью. 12Знание никогда не пользуется сравнениями. 13В этом его главное отличие от всего, что возможно охватить разумом.

III. Любовь без конфликта

1. Трудно понять, что означают слова «вот Царство Божие внутрь вас есть». 2Они непостижимы для эго, толкующего их как нечто внешнеевнутри, а это не имеет смысла. 3Слово «внутри» вообще необязательно. 4Царство Божье есть ты. 5Что еще, если не тебя, сотворил Предвечный и что, если не ты, есть Его Царство? 6В этом и состоит весть Искупленията весть, что в полноте своей превосходит сумму отдельных ее частей. 7У тебя тоже есть Царство, сотворенное твоим духом. 8И он не перестал творить из-за иллюзий эго. 9 Твои творенияне более сироты, чем ты сам. 10 Эго твое и дух не станут со-творцами, но дух твой и твой Творец будут ими всегда. 11Не сомневайся, творения твои сохранны в той же мере, что и ты.

12Царство Небесноеедино и полностью защищено, и эго никогда его не одолеть. 13Аминь.

2. Это написано в форме молитвы, поскольку она полезна в минуты искушений. 2Это декларация независимости. 3Она послужит тебе с пользой, если ты полностью ее поймешь. 4Тебе необходима моя помощь в силу того, что ты отверг своего собственного Наставника, поэтому нуждаешься в водительстве. 5Моя рольотделять истину от лжи, чтоб истина смогла пробиться сквозь барьеры эго и осиять твой разум. 6Нашей совместной силы эго не одолеть.

3. Теперь становится понятно, почему эго считает дух своим «врагом». 2Эго возникло в результате разделения, и продолжительность его существования зависит от твоей продолжающейся веры в разделение. 3Эго каким-то образом должно вознаградить тебя за поддержание этой веры. 4Но всё, что оно может предложить,это лишь ощущение бренности существования, пришедшего с рождением эго и уходящего с его концом. 5Эго убеждает тебя, что эта жизнь и есть твое существование, поскольку онасуществование его. 6В противовес этому чувству бренности дух предлагает тебе знание постоянства и неколебимости бытия. 7Познав подобный опыт в откровении, уже нельзя всецело верить эго. 8Разве сравнится жалкое его подношение с великолепным Господним даром?

4. Ты, отождествивший себя с собственным эго, не можешь верить в любовь Господа к тебе. 2Ты не любишь тобою созданное, а созданное тобой не любит тебя. 3Созданное из отрицания Отца, эго не знает преданности своему создателю. 4Тебе не понять подлинных взаимоотношений, существующих между Богом и Его творениями из-за ненависти к тому я, что создано тобою. 5Ты проецируешь на эго свое решение существовать отдельно, а это входит в конфликт с любовью, которую ты чувствуешь к нему как к своему созданию. 6В сем мире нет любви, свободной от подобной двойственности, и, поскольку никакое эго не испытало любви иной, сама концепция иной любвивне понимания эго. 7Любовь войдет мгновенно в любой истинно пожелавший ее разум, только он должен ее поистине желать. 8А это означает неколебимое желание любви, ибо в таком желании полностью отсутствует присущее эго «стремление получить».

5. Есть опыт, столь отличный от всего, что предлагает эго, что, пережив его, ты уже не захочешь его утаить или снова скрыть. 2Необходимо повторить, что только твоя вера в тьму и сокрытие препятствует проникновению света. 3В Библии есть много упоминаний о неисчислимых дарах, уготованных тебе, которые, однако, ты должен попросить. 4Это не такое условие, как их обычно ставит эго. 5Это великолепное условие того, что есть ты.

6. Нет силы, за исключением твоей воли, достаточно могущественной или достойной, чтобы вести тебя. 2В ней ты свободен, как Сам Бог, и остаешься таким навечно. 3Попросим же Отца во имя мое хранить в тебе сознание Его Любви к тебе, а твоейк Нему. 4Он никогда не оставляет такую просьбу без ответа, ибо она о том, что Он уже велел. 5К просящим искренне ответ придет всегда. 6Пусть у тебя не будет других богов «перед лицем Его», ибо других богов не существует.

7. Тебе и в голову не приходило отказаться от всех своих идей, противодействующих знанию, которые ты когда-либо имел. 2Ты сохраняешь тысячи мизерных клочков страха, мешающих приходу Святого Божьего. 3Свет неспособен пробиться через толщу стен, тобою возведенных, чтобы блокировать его, а он не разрушает тобою созданного. 4Никто не проникает взглядом через стену, но мне под силу обойти ее. 5Тщательно выявляй остатки страха в своем разуме, иначе ты не сможешь попросить меня об этом. 6Я могу помочь тебе только так, как сотворил нас наш Отец. 7Я буду любить тебя и чтить тебя, всецело уважать тобою созданное, но я не поддержу его, если оно не истинно. 8Тебя покинуть я способен не более, чем Бог, однако, пока ты выбираешь уход от самого себя, я должен ждать. 9Поскольку я жду в терпении и в любви, ты непременно искренне меня попросишь. 10Я появлюсь в ответ на первый же твой недвусмысленный призыв.

8. Внимательно следи и понимай, о чем же ты на самом деле просишь. 2Будь честен с самим собой, ведь друг от друга мы не должны ничего скрывать. 3Действительно стараясь сделать это, ты предпринимаешь первый шаг в подготовке твоего разума к вхождению Святого Божьего. 4Мы подготовимся к Его приходу вместе, ибо, как только Он придет, ты будешь готов помочь мне подготовить к Нему другие разумы. 5Как долго ты намерен отказывать Ему в Его Царстве?

9. В твоем разуме, хоть и отрицаемом эго, есть декларация твоей свободы. 2Господь дал тебе всё. 3 Уже один лишь этот факт говорит о том, что эго не существует, и это повергает его в глубокий страх. 4На языке эго «иметь» и «быть» различны, но они идентичны для Святого Духа. 5Святой Дух знает, что ты имеешь всё и есть всё. 6Различие в этих понятиях приобретает смысл только тогда, когда идея «получения», предполагающая недостаточность чего-то, уже была принята. 7Вот почему мы не делаем различий между иметь Царство Божие и быть Царством Божьим.

10. Спокойное бытие Царства Божьего, которое твой здравый разум вполне осознает, жестоко изгоняется из части разума, которой правит эго. 2Эго в отчаянии, ведь противостоит оно буквально неодолимой силе, неважно, спишь ты или бодрствуешь. 3Подумай, с каким рвением ты защищаешь свое эго и как немного у тебя желания защитить свой здравый разум. 4Кто, если не безумный, сначала поверит в ложь, а после станет защищать ее ценою истины?

IV. Так быть не должно

1. Если тебе не слышен Голос, Глашатай Божий, то только потому, что ты предпочитаешь его не слышать. 2А то, что ты внимаешь голосу эго, подтверждается твоим отношением к чему бы то ни было, твоими чувствами и поведением. 3Но этовсё, чего ты хочешь. 4За сохранение чего борешься и что желаешь удержать. 5Твой разум полон уловок для спасения «лица» твоего эго, и ты не ищешь лик Христа. 6Стекло, в котором эго ищет собственное отражение, и впрямь тускло. 7Как еще ему поддерживать трюк своего существования, если не с помощью зеркал? 8Однако где себя искатьрешать тебе.

2. Я уже говорил, что, изменяя поведение, мышление изменить нельзя, но я неоднократно повторял, что ты способен изменить мышление. 2Когда по настроению своему ты понимаешь, что сделал неверный выбор (а так случается всегда, когда ты не исполнен радости), знай, что так быть не должно. 3В каждом подобном случае ты мыслил ложно о каком-то сотворенном Богом брате и воспринимаешь образы, созданные эго, сквозь мутное стекло. 4Честно подумай, о чем помыслил ты не так, как мыслит Бог, о чем ты не помыслил так, как Он тебе желал. 5Чистосердечно ищи то, что сделал и, соответственно, оставил неустраненным; затем измени свое мышление, приведя его в согласие с мышлением Божьим. 6Это может показаться трудным; на деле же мыслить в согласии с Божьим Разумом намного легче, чем мыслить наперекор ему. 7Твой разум един с Господним Разумом. 8Отрицание этого и инакомыслие поддерживали жизнь твоего эго, зато буквально расщепляли разум. 9Как любящий брат я глубоко озабочен твоим мышлением и призываю тебя следовать моему примеру: в себе и брате видеть великолепные творения великолепного Отца.

3. Когда ты грустен, знай, что так быть не должно. 2Депрессия приходит от ощущения недостатка того, что ты желаешь, но не имеешь. 3Вспомни, что ты ничем не обойден, разве что своим собственным решением, затем реши иначе.

4. Когда бы ни овладела тобой тревога, пойми, что беспокойство всегда приходит от своенравия эго, но так быть не должно. 2Будучи бдительным к велениям эго, ты можешь быть как против них, так и за них.

5. Когда ты чувствуешь вину, помни, что эго действительно нарушило законы Божьи, но эго, а не ты. 2Оставь же «грехи» эго мне. 3Для этого и существует Искупление. 4Однако, пока ты не изменишь свои мысли о тех, кому твое эго нанесло урон, Искупление не сможет освободить тебя. 5Пока ты чувствуешь вину, эго командует тобой, ибо лишь эго способно ощущать вину. 6Но так быть не должно.

6. Оберегай свой разум от соблазнов эго и не давай ему обманывать себя. 2Оно не предлагает ничего. 3Отказываясь от этой добровольной без-духовности, ты убедишься, с какою легкостью твой разум обретает фокус, превозмогает усталость и исцеляет. 4Однако ты недостаточно бдителен к требованиям эго, чтобы разъединиться с ним. 5А так быть не должно.

7. Привычку единения с Богом и Его творениями легко развить, если активно не позволять разуму ускользнуть в сторону. 2Проблема вовсе не в концентрации внимания, а в вере, будто никто, включая тебя самого, не стоит постоянного усилия. 3Будь постоянно на моей стороне против подобного обмана, не позволяя этой убогой вере тянуть тебя назад. 4Унылые бесполезны самим себе и мне, но только эго способно пребывать в унынии.

8. Задумывался ли ты над тем, сколько возможностей порадовать себя у тебя было и от скольких из них ты отказался? 2Сила Божьего Сына безгранична, но он способен ограничить проявление этой силы в той мере, в которой пожелает. 3Твой разум, соединившийся с моим, может прогнать своим сиянием эго, высвобождая силу Бога для мыслей твоих и дел. 4На меньшее, чем это, не соглашайся и, кроме этого, ничто не принимай как свою цель. 5Зорко ищи в своем разуме любое убеждение, способное помешать осуществлению этой цели, и, найдя его, отказывайся от него. 6Суди, насколько ты в этом преуспел, по своим чувствам, ибо это единственное верное употребление суждения. 7Как и любой другой защитой, суждением можно пользоваться и для атаки, и для защиты, им можно ранить и исцелить. 8Эго должно подвергнуться суду и быть признано несостоятельным. 9Без твоей преданности, защиты и любви эго существовать не может. 10Пусть оно будет воистину судимо, тебе же нужно лишить его и преданности, и заботы, и любви.

9. Тызеркало истины, в котором Сам Господь сияет в совершенном свете. 2Тусклому зеркалу эго скажи, что ты не станешь в него смотреть, поскольку знаешь, что его образы фальшивы. 3Затем позволь Святому Божьему сиять тебе в покое, зная, что только так и должно быть. 4Разум Его сиял тебе при твоем сотворении и вызвал к жизни твой разум. 5Разум Его, по-прежнему в тебе сияя, должен сиять через тебя. 6Эго твое не в состоянии помешать Ему сиять в тебе, но оно может помешать Ему сиять через тебя.

10. Первое пришествие Христа есть просто иное имя для творения, ибо Христос есть Божий Сын. 2Второе Его Пришествие означает конец господства эго и исцеление разума. 3Я сотворен подобно тебе в первом и призывал тебя соединиться со мною во втором. 4Я в ответе за Второе Пришествие, и мое суждение, используемое только для защиты, не может быть неверным, ибо в нем нет атаки. 5Твое суждение могло быть столь искажено, что ты поверил: я допустил ошибку, избрав тебя. 6Смею тебя уверить, что это ошибка твоего эго. 7Не ошибись, приняв ее за смирение. 8Эго пытается убедить тебя, будто оно реально, а янет, поскольку если я реален, то не более реален, чем ты. 9Знание этого (а уверяю тебя, это и есть знание) означает, что Христос пришел в твой разум и исцелил его.

11. Я не нападаю на твое эго. 2Но я работаю с твоим высшим разумом, обителью Святого Духа, спишь ты или бодрствуешь, равно как эго работает с твоим низшим разумомего прибежищем. 3Ятвоя неусыпная бдительность в этом, поскольку слишком глубоко твое смятение, чтобы узреть собственную надежду. 4Я не ошибся. 5Твой разум выберет единение с моим, а вместе мы непобедимы. 6Ты и твой брат еще соберетесь вместе во имя мое, и ваше здравомыслие будет восстановлено. 7Я мертвых воскрешал знанием того, что жизнь есть вечный атрибут всего, сотворенного живым Богом. 8Так почему же ты считаешь, что мне труднее вдохновить бездуховных или придать стабильность неустойчивым? 9Я не верю в степени трудности в чудесах, но ты в них веришь. 10Я позвали ты ответишь мне. 11Я понимаю, что чудеса естественны, поскольку онивыражения любви. 12И мой призыв к тебе столь же естественен, как твой ответ, и столь же неизбежен.

V. Иллюзия эго-тела

1. Всё вместе содействует ко благу. 2И в этом нет исключений, разве что в суждении эго. 3Эго на редкость бдительно к тому, что оно пропускает в сознание, а этоне лучший способ поддерживать в разуме устойчивое равновесие. 4Эго становится всё неустойчивей, ибо скрывает от твоего сознания свои первичные побуждения и возводит в доминанту контроль, а не здравомыслие. 5Для этого у эго есть все основания в соответствии с той системой мышления, которая дала ему начало и которой оно верно служит. 6Здравое суждение было бы наверняка не в пользу эго, поэтому в интересах его самосохранения здравое суждение должно быть изгнано.

2. Главным источником такого неустойчивого состояния эго служит отсутствие различий между телом и Помыслами Божьими. 2Помыслы Божьи неприемлемы для эго, поскольку прямо указывают на его небытие. 3И в силу этого эго либо их искажает, либо отказывается принять. 4Но ему не заставить их исчезнуть. 5Поэтому оно старается скрыть не только «неприемлемые» побуждения тела, но также и Мысли Божьи, ибо и то, и другое для него опасно. 6Озабоченное, главным образом, собственной безопасностью перед лицом угрозы, эго воспринимает их как одно и то же. 7Таким путем оно пытается предотвратить свое полное уничтожение, что непременно произошло бы в присутствии знания.

3. Любая система мышления, в которой перепутаны Господь и тело, должна быть безумной. 2Но эта путаница существенна для эго, ибо единственным для него критерием в суждении является присутствие или отсутствие угрозы его существованию. 3В каком-то смысле страх эго перед Богом по меньшей мере логичен, так как идея Бога действительно рассеивает эго. 4Но страх перед телом, с которым эго себя так тесно отождествляет, лишен всякого смысла.

4. Телообитель эго по его собственному выбору. 2Это единственное отождествление, где эго ощущает себя в безопасности, поскольку уязвимость телаего сильнейший аргумент в поддержку убеждения, что тыне от Бога. 3На этом убеждении оно неистово настаивает. 4Но в то же время оно ненавидит тело, считая его обителью, недостойной себя. 5Здесь и приходит в полное смятение разум. 6Эго убеждало его в том, что он является частью тела, что телоего защитник, но ему также сообщают, что тело не может его защитить. 7В недоумении разум вопрошает: «Где мне искать защиты?», на что эго отвечает: «Обратись ко мне». 8Разум (не без причины) напоминает эго, что оно само настаивало на отождествлении с телом и что просить защиты у него бессмысленно. 9На это у эго нет реального ответа, ведь такого ответа не существует, зато у него есть весьма типичное решение. 10Оно изгоняет из сознания сам вопрос. 11Вытесненный из сознания, этот вопрос может вызвать и вызывает беспокойство, но на вопрос уже нельзя ответить, ибо его уже нельзя задать.

5. Вопрос «Где мне искать защиту?» задать необходимо. 2«Ищите и обрящете» не означает слепо и отчаянно искать то, что ты не способен распознать. 3Осмысленный поиск предпринимается сознательно, сознательно организуется и направляется. 4Цель нужно четко сформулировать и помнить. 5Учеба и желание учиться неразделимы. 6Успех в учебе приходит с верой в ценность для тебя того, что ты стараешься постичь. 7Однако не всё, чему ты хочешь научиться, имеет продолжительную ценность. 8Напротив, многое из того, что тебе хочется постичь, может быть выбрано именно в силу непродолжительности своей ценности.

6. Эго видит преимущества в том, чтобы не посвящать себя ничему вечному, поскольку вечное должно идти от Бога. 2Вечное бытиефункция, которую эго старалось без успеха в себе развить. 3Эго идет на компромисс в споре о вечном, как, впрочем, и во всем, так или иначе касающемся реального вопроса. 4Увязнув в незначительных проблемах, эго надеется скрыть подлинный вопрос и отстранить его от разума. 5Столь характерная для эго занятость несущественным служит именно этой цели. 6Одержимость заведомо неразрешимыми проблемамисамое любимое из всех средств, препятствующих прогрессу в обучении. 7Но в этом многообразии тактических уловок есть все же один вопрос, который никогда не задают те, кто их использует: «Для чего оно?» 8Такой вопрос ты должен научиться задавать применительно ко всему. 9Какова цель? 10Какой бы она ни была, она автоматически направит твои усилия. 11Когда ты принимаешь решение о цели, ты принимаешь и решение относительно будущего усилия, решение которое будет оставаться действенным, пока ты не изменишь своего мышления.

VI. Награды Божьи

1. Эго не узнаёт реального источника «угрозы», и если ты ассоциируешь себя с эго, то не понимаешь ситуацию такой, какая она есть. 2Лишь твоя преданность эго дает ему над тобой какую-либо власть. 3Я говорил об эго как об автономном существе, которое действует самостоятельно. 4Это было необходимо, чтобы убедить тебя: его не сбросить с легкостью со счетов, и чтобы ты осознал, в какой огромной мере твое мышление подвластно эго. 5Однако мы не можем тут же от него освободиться, ибо пока ты здесь или пока считаешь, что ты здесь, ты непременно будешь видеть себя в конфликте. 6Эгоне что иное, как часть твоего представления о себе. 7Твоя другая жизнь течет всё так же непрерывно, ее не тронули и никогда не тронут твои попытки разъединить ее.

2. Учась избавляться от иллюзий, не забывай, что ты в долгу у брата. 2В таком же, как и у меня. 3Всякий раз, поступая эгоистично по отношению к другому, ты изменяешь благородному чувству долга и святому восприятию, которое это чувство порождает. 4Термин «святое» здесь вполне уместен, потому что, постигая свой глубокий долг перед Сыновством, включающим меня, ты подходишь настолько близко к знанию, насколько позволяет восприятие. 5Разрыв тогда столь мал, что знание может легко излиться через него и устранить его навсегда.

3. Твое доверие ко мне пока невелико, но оно будет возрастать по мере обращения за наставлениями ко мне, а не к своему эго. 2А результаты всё более будут убеждать тебя, что этоединственно разумный выбор. 3Познавшему на опыте, что один выбор несет покой и радость, другойнесчастья и хаос, не нужно лишних доказательств. 4Обучение через поощрения гораздо эффективней обучения через боль, поскольку больиллюзия эго, способная вызвать лишь временный эффект. 5Награды Божьи в то же время мгновенно признаются как вечные. 6Коль скоро это признание сделано тобою, а не эго, сам факт признания показывает, что ты и твое эго не идентичны. 7Может быть, ты и веришь, что уже принял это различие, но ты еще ни в коей мере не убежден. 8Факт твоей веры в необходимость побега от эго тому свидетель, однако от эго не избавиться контролем над ним, унижением или наказанием его.

4. Эго и дух не знают друг о друге. 2Разделенный разум может поддерживать разделение только с помощью диссоциации. 3Использовав ее, он отрицает все воистину естественные импульсы не потому, что эгоотдельная сущность, а в силу твоего желания верить, что тыотдельная сущность. 4Эго есть средство поддержания подобной веры, но лишь твое решение пользоваться этим средством продлевает ему жизнь.

5. Разве научишь кого-либо ценить то, что он намеренно отверг? 2Ведь он, должно быть, и отказался от этого лишь потому, что не ценил его. 3Ты можешь только показать ему, как он несчастен без отвернутого им, и постепенно приближать это к нему, дабы он постигал, как утихает его боль по мере приближения к отвергнутому. 4Это научит его ассоциировать свои страдания с отсутствием того, что он отверг, а ощущения, обратные страданиям,с его присутствием. 5Мало-помалу по мере осмысления его ценности отвергнутое становится всё более желанным. 6Я учу тебя ассоциировать страдание с эго, а радостьс духом. 7Ты же учил себя обратному. 8Ты, как и прежде, волен выбирать, но неужели ты и вправду предпочтешь награды эго в присутствии даров Господних?

6. В данный момент мое доверие к тебе гораздо больше, чем твое ко мне, но так не будет вечно. 2Миссия твоя весьма проста. 3Тебя просят жить, подтверждая, что тыне эго, а я не ошибаюсь в выборе каналов Божьих. 4Святый Божий разделяет мое доверие и принимает мои решения в Искуплении, поскольку моя воля всегда в согласии с Его. 5Я прежде говорил, что я в ответе за Искупление. 6И только потому, что, завершив в нем свою роль как человек, я могу ныне завершить его через других. 7Каналы, выбранные мною, не могут подвести, ибо я наделю их своей силой, пока им не хватает собственной.

7. С тобою я пойду к Святому Твоему, и через мое восприятие Он сможет перекрыть небольшую щель. 2Твоя благодарность братуединственный желанный мною дар. 3Я принесу его за тебя Богу, поскольку знаю, что знать брата и есть знать Бога. 4Если ты благодарен брату, ты благодарен Богу за Его творение. 5Через свою признательность ты узнаешь брата, а один миг подлинного признания делает каждого твоим братом, ибо каждый из нихот твоего Отца. 6Любовь не покоряет всего на свете, но исправляет всё. 7Поскольку ты есть Царство Божие, я могу повести тебя назад к твоим собственным творениям. 8Сейчас ты их не узнаёшь, но то, что было разъединено, всё еще существует.

8. Сближаясь с братом, ты приближаешься ко мне, а удаляясь от него, ты удаляешься и от меня. 2Спасение есть совместное начинание. 3В нем безуспешны те, кто разобщает себя с Сыновством и, таким образом, со мной. 4Господь придет к тебе только тогда, когда ты подаришь Его своим братьям. 5Познай сначала ихи будешь готов услышать Бога. 6Поскольку функция любви едина.

VII. Творение и общение

1. Хотя и ясно, что содержание какой-то отдельной иллюзии эго не имеет значения, но исправлять ее полезней в конкретном контексте. 2Иллюзии эго весьма конкретны, хотя разум по своей природе абстрактен. 3Но с разделением разума часть его становится конкретной. 4Конкретная часть верит в эго, поскольку эго зависит от конкретного. 5Эгоэто часть разума, которая убеждена, что разделением определяется всё твое существование.

2. Всё, что воспринимает эго, является отдельным целым, без связей, характеризующих бытие. 2Поэтому эго всегда против общения, за исключением той его формы, которая скорее усугубляет разделение, нежели избавляет от него. 3Система коммуникаций эго основана на его собственной мыслительной системе, как, впрочем, и всё, что ему подвластно. 4Его коммуникации контролируются необходимостью в его собственной защите, и с появлением угрозы эго моментально прерывает связь. 5Такой разрыв является реакцией на конкретное лицо или же группу лиц. 6Конкретность мышления эго тогда приводит к искусственному обобщению, которое не может быть абстрактным. 7Эго просто отвечает определенным, весьма конкретным образом на всё, что в его восприятии имеет к нему отношение.

3. Дух же, напротив, реагирует таким же образом на всё, что он знает как истинное, не отвечая ничему иному. 2Он не пытается установить, что есть истина. 3Он знает: истинно всё, что сотворил Господь. 4Он в полном и непосредственном общении с каждым аспектом творения, ибо он в прямом и полном общении с его Творцом. 5Это общение есть Божья Воля. 6Творение и общениесинонимы. 7Бог сотворил каждый разум, продолжив к нему Свой Разум, так утвердив его навечно каналом для приема Своих Мыслей и Своей Воли. 8Поскольку в подлинное общение могут войти лишь существа одного порядка, Его творения естественно общаются с Ним и подобно Ему. 9Это общение полностью абстрактно, так как его свойства универсальны в приложении, не подлежат суждению или изменению и не содержат исключений. 10Этим и для этого Бог сотворил тебя. 11Разум способен исказить свою функцию, но он не способен наделить себя функцией, которая не была ему дана. 12Вот почему он также не может полностью утратить способности к общению, даже отказываясь пользоваться ею во имя бытия.

4. Существование, как и бытие, зиждется на общении. 2Существование, однако, конкретно в том, как, с кем и для чего стоит вступать в общение. 3В бытии таких различий нет. 4Бытие есть состояние, в котором разум находится в общении со всем реальным. 5В той мере, в какой ты позволяешь ограничить это состояние, ты ограничиваешь ощущение собственной реальности, которое становится полным только через признание всей реальности в великолепном контексте ее подлинных отношений с тобой. 6Это твоя реальность. 7Не оскверняй ее, не отвращайся от нее. 8Онатвоя реальная обитель, реальный храм и твое подлинное Я.

5. Господь, объемлющий все бытие, сотворил существа, которые индивидуально имеют всё, но желают делиться всем, что имеют, и тем умножать свою радость. 2Реальное не увеличить, не поделившись им. 3Вот почему Бог сотворил тебя. 4Божественная Абстракция ликует, разделяя. 5В этом весь смысл творения. 6«Как», «что» и «кому» безотносительны, поскольку реальное творение отдает всё в силу того, что оно способно творить только подобное себе. 7Помни, что в Царстве нет различия между иметь и быть, как есть в существовании. 8В состоянии бытия разум отдает всё и всегда.

6. Библия неоднократно упоминает о том, что ты должен славить Бога. 2Это не значит говорить Ему, какой Он замечательный. 3У Бога нет эго, чтобы принять подобную хвалу, и нет восприятия, чтобы судить ее. 4Но пока ты не примешь своей роли в творении, радость Его не полна, поскольку твоя радость не полна. 5И это Он хорошо знает. 6Он знает это в Своем Собственном Бытии и в опыте Его Сына. 7Неиссякаемый поток Его Любви блокирован, когда Его каналы перекрыты, и Он одинок, когда разумы, Им сотворенные, не общаются с Ним всецело.

7. Бог сохранил твое царство для тебя, но Он не может разделить с тобою Свою радость, пока ты не познаешь это своим целокупным разумом. 2Откровения недостаточно, поскольку это одностороннее общение, от Бога к тебе. 3Богу не нужно, чтобы Его откровение было возвращено Ему, что явно невозможно, но Он желает, чтобы это откровение было принесено другим. 4Этого не достичь непосредственно через само откровение, ведь содержание его невыразимо, будучи сугубо личным для разума, получившего его. 5Однако этот разум может вернуть его другим разумам через отношение, которое приносит знание, явившееся с откровением.

8. Хвала Всевышнему воздается всякий раз, когда любой разум учится быть целиком полезным. 2А это осуществимо лишь тогда, когда он полностью безвреден, ибо эти два убеждения должны в нем сосуществовать. 3Воистину полезные неуязвимы, ибо они не защищают своих эго, а потому ничто не может им повредить. 4Полезность их и служит хвалой Богу, и Он им возвратит эту хвалу, ибо они Ему подобны и могут радоваться вместе с Ним. 5Господь приходит к ним и через них, к великой радости всего Царства Небесного. 6И каждый обращенный разум добавляет к этой радости свою личную готовность разделить ее. 7Воистину полезныеГосподни чудотворцы, коих я направляю, пока мы все не соединимся в радости Царства. 8Я буду направлять тебя туда, где ты можешь быть воистину полезен, и к тем, кто сможет следовать моим советам через тебя.

Table of contents

previous page start next page