Курс Чудес

*******

Глава 18

ЗАВЕРШЕНИЕ СНА

I. Замещенная реальность

1. Заместитьзначит принять одно взамен другого. 2Если ты поразмыслишь над тем, что это за собой влечет, то сразу же поймешь, насколько оно несовместимо с целью, которую тебе и дал, и за тебя достигнет Святой Дух. 3Заместитьзначит выбрать одно из двух, отвергнуть один аспект Сыновства, предпочитая ему другой. 4Для этой особой цели один аспект оценивают выше и замещают им другой, менее ценный. 5Взаимоотношения, в которых произошла подобная замена, становятся фрагментарными, и, соответственно, фрагментарной становится их цель. 6Фрагментация означает исключение, и замещение есть самая сильная защита разделения в арсенале эго.

2. Святой Дух никогда не пользуется замещением. 2Там, где эго воспринимает одну личность как замещение другой, Святой Дух видит их едиными и неделимыми. 3Он между ними не выбирает, зная, что ониодно. 4Соединенные, ониодно в силу их одинаковости. 5А замещение, бесспорно, есть процесс, в котором они воспринимаются разными. 6И так Один соединяет, другое разделяет. 7Ничто не может вклиниться меж тем, что сочетал Господь и что единым видит Дух Святой. 8Но, кажется, всё вклинивается во фрагментарные взаимоотношения, которые эго намерено разрушить.

3. Единственной эмоцией, в которой замещение невозможно, является любовь. 2Страх по определению предполагает замещение, поскольку страх есть замещение любви. 3Он есть эмоция разъединяющая и разъединенная. 4Кажется, он принимает множество форм, и каждая из них требует своей формы выражения для удовлетворительного результата. 5Хоть этим и создается видимость многообразия типов поведения, намного более серьезный результатфрагментарное восприятие, в котором укоренено любое поведение. 6Никто не видится целостным. 7Внимание сосредоточено на теле с особым акцентом на определенных его частях; его используют как эталон сравнения в принятии или отказе проявления особой формы страха.

4. Поверив в то, что Бог есть страх, ты произвел всего одну замену. 2Она облеклась во множество форм, поскольку явилась замещением истины иллюзией, а целостностифрагментарностью. 3Столь многократно она разъединялась, подразделялась, делилась вновь и вновь, что уже невозможно себе представить: когда-то она была всего одной заменой и остается тем же, чем была. 4Одна ошибка, приведшая истину к иллюзии, вечность ко времени и жизнь к смерти,вот всё, что ты когда-либо сделал. 5На ней одной и зиждется весь твой мир. 6Всё, что ты видишь, отражает ее, и все особые отношения, когда-либо тобою созданные, есть ее часть.

5. Ты, видимо, немало удивишься, услышав, насколько реальность отлична от того, что видишь ты. 2Ты не осознаёшь величины этой одной ошибки. 3Она была столь непомерной и столь невероятной, что мир абсолютной нереальности должен был появиться из нее. 4Каким еще мог быть ее исход? 5Сами раздробленные аспекты уже достаточно страшны, когда ты начинаешь вглядываться в них. 6Но ничто из видимого тебе даже и в первом приближении не напоминает непомерность изначальной ошибки, казалось, изгнавшей тебя из Рая, разбившей знание на множество бессмысленных осколков раздробленного восприятия и вынудившей тебя к последующим замещениям.

6. Такова была первая проекция ошибки вовне. 2Мир поднялся, чтобы сокрыть ее и стать экраном для ее проекции, воздвигнутым между тобой и истиной. 3Ведь истина продолжает себя внутрь, где не имеет смысла концепция потери и только возрастание мыслимо. 4Думаешь, странно, что мир, где всё вверх дном и задом наперед, возник из этой проекции ошибки? 5То было неизбежно. 6Ведь истина, принесенная к этому, могла лишь тихо пребывать внутри, не принимая участия в безумии проекции, которой создавался этот мир. 7Можно назвать ее безумием, но не грехом; ведь таковой она была и остается. 8Не оделяй ее виной, ибо вина предполагает, что всё это действительно свершилось. 9Но главное, ее не бойся.

7. Когда почудится, будто какая-то уродливая форма первой ошибки встает, чтобы посеять в тебе страх, скажи: «Господьне страх, Он есть любовь»; тогда она исчезнет. 2Истина тебя спасет. 3Она не покинула тебя, чтобы уйти в безумный мир и таким образом с тобой расстаться. 4Всё здравомыслиевнутри тебя, безумиеснаружи. 5Но ты считаешь, будто всё наоборот: снаружиистина, ошибка и винавнутри. 6Твои ничтожные, тронутые безумием бессмысленные замещения, легким кружением унесенные на безрассудный курс, подобные пушинкам, пускающимся с порывом ветра в бешеные пляски, не имеют никакой субстанции. 7Они соединяются, сливаясь, и разлетаются в изменчивых, бессмысленных узорах, судить которые нет нужды. 8Судить их по отдельности бессмысленно. 9Ничтожные различия в их форме вовсе не делают их разными. 10Все они несущественны. 11Вот что в них общегои ничего иного. 12Нужно ли что-то еще, чтобы сделать их одинаковыми?

8. Дай же им всем уйти, танцуя на ветру, ныряя и кружась, пока совсем из виду не исчезнут. 2И обратись к величественному покою внутри себя, где обитает в святой недвижности Господь живой, Кого ты никогда не покидал и Кто никогда не покидал тебя. 3Дух Святой, взяв тебя нежно за руку, пройдет с тобою по твоим следам обратно весь твой безумный путь вне себя, любовно возвращая тебя истине и безопасности внутри. 4Все твои сумасбродные проекции и дикие замены, которые ты поместил снаружи, несет Он к истине. 5Так Он меняет курс безумия на обратный и восстанавливает в тебе здравомыслие.

9. В твоих взаимоотношениях с братом, за которые Он по твоей просьбе взял ответственность, наметил Он путь внутрь к истине, которую вы разделяете. 2В безумном мире вне тебя нет ничего, что можно разделять, есть только то, что можно замещать, но соучастие и замещение в реальности не имеют ничего общего. 3Внутри себя ты любишь брата своего любовью совершенной. 4Ведь здесьземля святая, куда войти не может никакое замещение и где лишь истина в брате твоем способна обитать. 5Здесь вы едины в Боге и настолько вместе, насколько вместе с Ним Самим. 6А изначальная ошибка не вошла и никогда не сможет сюда войти. 7Здесьлучезарная истина, которой Дух Святой посвятил ваши отношения. 8Позволь Ему принести их сюда, где ты желаешь им быть. 9Отдай Ему немного веры в брата, чтобы помочь Ему показать тебе, что никакое тобой созданное замещение Небес не в состоянии удерживать тебя от них вдали.

10. В тебе нет разделения, и никакое замещение не может отделить тебя от брата. 2Твоя реальность была творением Божьим, и ей замены нет. 3Вы в истине соединены настолько тесно, что там есть только Бог. 4Он никогда не примет ничего другого вместо вас. 5Он равно любит вас обоих, как одного. 6Какими Он вас любит, такие вы и есть. 7Соединены вы вместе не в иллюзиях, но в Мысли, столь совершенной и святой, что никакие иллюзии не могут оставаться, чтобы омрачать святое место, где вы стоите вместе. 8Брат мой, с тобою Бог. 9Давай соединимся в Нем в покое и благодарности и примем Его дар как нашу самую святую и совершенную реальность, которую мы разделяем в Нем.

11. Рай восстановлен для всего Сыновства через твои взаимоотношения, поскольку в них заключено Сыновство, прекрасное и целокупное, сохранное в твоей любви. 2Царство пришло в безмолвии, поскольку все иллюзии по-доброму принесены к истине в тебе, и засияла над тобой любовь, благословляя твои отношения истиной. 3Бог и всё Его творение вошли в них вместе. 4Как же прекрасны и святы твои взаимоотношения с сияющей над ними истиной! 5Царство глядит на них и радуется, что ты позволил им к тебе прийти. 6Сам Бог доволен, что отношения твои остались теми же, какими были сотворены. 7Вселенная внутри тебя стоит вместе с тобой и братом. 8И Царство вместе со своим Творцом с любовью смотрит на то, что в нем соединилось.

12. Тем, кого Бог позвал, не стоит слушать замещений. 2Их зов есть просто эхо изначальной ошибки, расколовшей Рай. 3Что сталось с покоем тех, кто его слышал? 4Вернись со мною в Рай, пройдя совместно с братом из мира этого и через мир другойк очарованию и счастью, присущим другому миру. 5Зачем тебе и далее ослаблять и разъединять то, что и без того уже расколото и безнадежно? 6Здесь ли ты станешь счастия искать? 7Или же предпочтешь расколотое исцелить и присоединишься к восстановлению целостности в том, что было разрушено разделением и болезнью?

13. Вы с братом призваны к осуществлению самой святой из функций, какие есть в этом мире. 2Онаединственная, не имеющая границ и простирающаяся к каждому отколотому фрагменту Сыновства с целительной и единяющей поддержкой. 3Это и предлагается тебе в твоих святых взаимоотношениях. 4Прими ее здесьи ты отдашь ее так же, как принял. 5Божий покой тебе дарован с лучезарной целью, в которой ты соединяешься с братом. 6Тот свет святой, что свел вас вместе, должен продолжиться с твоим приятием его.

II. Основа сновидений

1. Разве мир, кажущийся таким реальным, не поднимается из снов? 2Но поразмысли, что это за мир. 3Он явно не тот, который ты видел, пока не уснул. 4Онпросто искажение мира, спланированного исключительно вокруг того, что предпочтительней тебе. 5Здесь ты «свободен» переделать всё, что, кажется, нападает на тебя, и изменить это в угоду собственному эго, которое возмущено «атакой». 6Подобное не было бы твоим желанием, когда бы ты не видел себя единым с эго, которое всегда воспринимает себя, а следовательно, и тебя подвергшимся атаке и крайне уязвимым для нее.

2. Сны хаотичны, управляемые твоими конфликтными желаниями, поэтому их не заботит то, что истинно. 2Онисамый наглядный пример того, как можно пользоваться восприятием для замещения истины иллюзиями. 3По пробуждении ты не воспринимаешь их всерьез, поскольку факт жестокого попрания реальности в них становится очевидным. 4Но они есть способ воззрения на мир и изменения его согласно требованиям эго. 5Они дают нам поразительные примеры и неспособности эго быть терпимым к реальности, и твоей готовности изменять реальность во имя эго.

3. Тебя не огорчает различие между увиденным во сне и по пробуждении. 2Ты понимаешь: видимое наяву изглажено из снов. 3Но, пробудившись, ты не ждешь, что оно исчезнет. 4В снах ты регулируешь всё. 5Люди становятся такими, какими ты им желаешь быть, и исполняют все твои приказы. 6Для замещениий тебе не устанавливают границ. 7Какое-то время кажется, будто мир дан тебе, чтобы ты делал из него всё, что захочешь. 8Ты не осознаёшь, что нападаешь на него, стремишься восторжествовать над ним, заставить его тебе служить.

4. Сныэто связанные с восприятием вспышки раздражения, в которых ты буквально восклицаешь: «Я так хочу!» 2И кажется, что так оно и есть. 3И всё же сну не отделиться от своей причины. 4Злоба и страх пронизывают его, и вмиг в иллюзию удовлетворения вторгается иллюзия ужаса. 5Ведь сон о твоей способности управлять реальностью путем замещения ее миром, предпочитаемым тобой, и вправду ужасает. 6Твои попытки вымарать реальность вызывают страх, но ты не желаешь это принять. 7И так ты замещаешь реальность фантазией о том, что страшит сама реальность, а вовсе не то, что ты с ней делаешь. 8Вот так вина становится реальной.

5. Сны демонстрируют, что у тебя есть сила создать желанный тебе мир; и потому, что ты его желаешь, ты его видишь. 2Пока ты его видишь, не возникает сомнений в его реальности. 3И вот есть мир, который явно в твоем разуме, но видится снаружи. 4Ты на него не реагируешь, как на свое создание, и не осознаёшь, что все эмоции, рождаемые сном, должны исходить от тебя самого. 5Кажется, эти образы во сне и всё, что они делают, и составляют сон. 6Ты не осознаёшь, что заставляешь их играть вместо себя; ведь исполняй ты эти роли сам, вина была б не их, и так исчезла бы иллюзия удовлетворения. 7В снах эти образы не затенены. 8Ты, кажется, проснулся, и сон ушел. 9Но ты не осознал, что с ним не ушла причина, вызвавшая его 10Твое желание создать другой и нереальный мир осталось при тебе. 11А то, к чему, казалось, ты пробудился, есть просто иная форма того же мира, который ты видишь в снах. 12Всё свое время ты проводишь в снах. 13И сны твои во сне и наяву разнятся только формой. 14Их содержание одно и то же. 15Они есть твой протест против реальности, навязчивая и безумная идея, что ты способен изменить ее. 16В твоих снах наяву особое место занимают особые отношения. 17Они суть средства, с помощью которых пытаешься ты воплотить свои ночные сны. 18От этого ты не проснешься. 19Особые отношенияэто твоя решимость придерживаться нереальности, не допуская собственного пробуждения. 20И пока сон для тебя ценнее пробуждения, ты не откажешься от этих отношений.

6. Святой Дух, всегда практичный в Своей мудрости, приемлет твои сны и их использует как средство пробуждения. 2Ты их используешь для продолжения сна. 3Я уже говорил, что первым изменением перед исчезновением снов станет замена снов страха на радостные сны. 4Вот что осуществляет Дух Святой в особых отношениях. 5Он их не разрушает, не отнимает у тебя. 6Но Он использует их по-другомукак помощь в том, чтобы сделать для тебя реальной Его цель. 7Особые отношения останутся не как источник боли и вины, а только как источник радости и свободы. 8Они уже не будут для одного тебя, ведь только с этим и связаны все их муки. 9И так же, как несвятость хранила их обособленными, святость их станет даром всем.

7. Твои особые отношения станут средством упразднения вины во всех, благословленных через твои святые отношения. 2Они станут счастливым сном, который ты разделишь со всеми, попавшими в поле твоего зрения. 3И через них, благословленных Святым Духом, это благословение будет продолжено. 4Не думай, что Он кого-либо забыл в той цели, что дал тебе. 5Не думай, будто Он забыл тебя, кому Он отдал дар. 6Каждым, к Нему воззвавшим, Он пользуется для спасения всех. 7И Он разбудит всех через тебя, кто предложил Ему свои взаимоотношения. 8Если бы только ты осознал Его признательность! 9Или мою признательность через Его! 10Ведь мы соединены в единой цели, будучи с Ним единым разумом.

8. Пусть же не сморит тебя сон и не закроются твои глаза. 2Вовсе не странно, что сны способны создать нереальный мир. 3Желание создать его непостижимо. 4Теперь в твоих отношениях с братом подобного желания нет, поскольку цель отношений переместилась от сновидений к истине. 5Ты еще в этом не уверен, поскольку думаешь, что это, может быть, и есть твой сон. 6Привычный к выбору меж снами, ты не заметил, что сделал, наконец, выбор между истиной и всеми иллюзиями.

9. Но Царство Небесное уверено. 2Это не сон. 3Приход же Царства означает: ты выбрал истину, и oна пришла, поскольку ты позволил своим особым отношениям принять ее условия. 4В твоих взаимоотношениях Святой Дух мягко разместил реальный мир, мир счастливых снов, от коих пробудиться столь легко и столь естественно! 5Ведь так же, как сновидения во сне и наяву представляют одни и те же желания в твоем разуме, реальный мир и истина Царства Небесного соединяются в Господней Воле. 6Сон пробуждения с легкостью переходит в его реальность. 7Ведь этот сон отражает твою волю, соединенную с Господней Волей. 8Такого не бывало, чтобы начертанное Божьей Волей не сбылось.

III. Свет во сне

1. Растрачивая свою жизнь на то, чтобы нести истину к иллюзиям и к фантазиям реальность, ты шел дорогой снов. 2Ты уходил от яви к сновидениям, глубже и глубже погружаясь в сон. 3Каждый сон вел к следующему, и каждая фантазия, несущая, казалось, свет во тьму, на самом деле эту тьму сгущала. 4Целью твоей была непроницаемая тьма, куда не мог проникнуть ни один луч света. 5Стремился ты к такой кромешной тьме, в которой мог бы в полном своем безумии вечно скрываться от истины. 6Но ты просто забыл, что Бог не может разрушить Самое Себя. 7Светв тебе. 8Тьма может его скрыть, но погасить не может.

2. Чем ближе свет, тем ты стремительней бежишь во тьму, скрываешься от истины, иногда отступая к более легким формам страха, а иногда просто цепенея от ужаса. 2Но ты продвинешься вперед, поскольку цель твоядвижение от страха к истине. 3Цель, принятая тобой, есть знание, к которому ты проявил готовность. 4Кажется, страх живет во тьме, и, пребывая в страхе, ты отступил назад. 5Давай скорей соединимся в светлом миге, и этого окажется достаточно, чтобы тебе напомнить: цель твоя есть свет.

3. Истина поспешила тебе навстречу, поскольку ты ее позвал. 2Знай ты, Кто шествует подле тебя по выбранному тобой пути, страх был бы невозможен. 3Но ты не знаешь, поскольку странствие во тьму было и долгим, и жестоким, и ты забрел в самую глубь ее. 4Легкого трепета долго смеженных век недостаточно, чтобы придать тебе уверенность в себе, столь долго презираемом. 5Ты движешься к любви, всё еще ненавидя ее, до ужаса страшась ее суда. 6И не осознаешь, что боишься вовсе не любви, а лишь того, что ты из нее сделал. 7Ты продвигаешься к смыслу любви и прочь от иллюзий, которыми окружил ее. 8Когда ты пятишься к иллюзии, страх возрастает, ибо, вне всякого сомнения, то, что она, по-твоему, означает, действительно страшит. 9Но что до этого за дело нам, уходящим быстро и уверенно прочь от страха?

4. Ты, держа руку брата, держишь и мою, ведь в вашем единении друг с другом вы были не одни. 2Разве поверишь ты, что я оставлю вас во тьме, которую вы согласились покинуть, пойдя со мной? 3В твоих взаимоотношенияхсвет этого мира. 4Страх должен ныне отступать перед тобой. 5Пусть не введет тебя во искушение желание отнять у брата дар веры, который ты предложил ему. 6Ты только напугаешь себя самого. 7Дар отдан навсегда, ведь получил его Сам Бог. 8Тебе не взять его обратно. 9Ты принял Бога. 10Святость твоих взаимоотношений основана в Раю. 11Не понимаешь ты того, что принял, но вспомни, что в понимании твоем и нет необходимости. 12Необходимым было только желание понять. 13А это и есть желание быть святым. 14Тебе дарована Господня Воля. 15Ведь ты желаешь то единственное, что имел или чем был всегда.

5. Каждый миг, проведенный нами вместе, будет учить тебя, что эта цель возможна, и укреплять желание ее достичь. 2В твоем желаниизалог осуществления цели. 3Твое желание теперь в полном согласии со всем могуществом Воли Святого Духа. 4А незначительные промахи, которые еще возможны, не могут разлучить твое желание ни с Волею, ни с силою Его. 5Я за руку держу тебя с той же уверенностью, с какой ты согласился взять руку брата. 6Вы будете неразлучны, ведь я пребываю с вами и вместе с вами направляюсь к истине. 7Куда бы мы ни шли, мы всюду несем с собою Бога.

6. В твоих взаимоотношениях соединился ты со мной, чтобы нести Царство Небесное Божьему Сыну, который спрятался во тьме. 2Ты согласился принести тьму к свету, этим согласием придавая силу каждому, кто оставался бы во тьме. 3Те, кто желает видеть, будут видеть. 4Со мной они соединятся, чтобы нести свой свет во тьму, когда их тьма, предложенная свету, изъята навсегда. 5Моя нужда в тебе, соединившимся со мною в святом свете твоих взаимоотношенийэто твоя нужда в спасении. 6Разве я откажу тебе в том, что ты отдал мне? 7Ибо, соединившись с братом, ты ответил мне.

7. У тебя, ставшего теперь носителем спасения, есть функциянести свет во тьму. 2Тьма в тебе принесена к свету. 3Неси его обратно в темноту из святого мига, к которому ты ее принес. 4Мы делаемся целокупными в желании делать целокупным. 5Пусть не заботит тебя время, ибо все страхи, пережитые тобой и братом, на самом деле позади. 6Время было приспособлено, чтобы помочь нам вместе сделать то, чему препятствовало ваше раздельное прошлое. 7Вы уже миновали страх, поскольку там, где два разума соединились в желании любви, любовь не может не соединиться с ними.

8. Каждый луч света сопровождает тебя в Царствии Небесном. 2И каждым вечно сияющим в Господнем Разуме лучом ты озарен. 3Рай присоединяется к тебе в твоем движении к Раю. 4Когда такие мощные лучи соединяются с тобой, чтобы прибавить к малой искре твоего желания силу Самого Бога, разве ты сможешь оставаться в темноте? 5Вы с братом возвращаетесь домой после бессмысленного, длительного странствия, предпринятого порознь и приведшего вас в никуда. 6Ты брата своего нашел; теперь вы будете освещать друг другу путь. 7А от этого света Великие Лучи продолжатся назад во тьму и вперед к Богу, чтобы своим сиянием прогнать прошлое, так подготовив место Его вечному Присутствию, в свете которого лучезарно всё.

IV. Толика желания

1. Святое мгновение есть результат твоей решимости быть святым. 2Оноответ. 3Желание и согласие на его приход предшествуют его приходу. 4Ты же готовишь разум свой к нему только в той мере, чтобы понять: его прихода ты желаешь превыше всего на свете. 5Делать больше нет необходимости, но есть необходимость осознать, что большего ты и не можешь сделать. 6Не тщись отдать Святому Духу то, чего Он не просил, иначе ты Ему добавишь эго и перепутаешь этих двоих. 7Он просит совсем немного. 8Ведь это Он, Кто добавляет и величие, и мощь. 9И соединяется с тобой, чтобы святое мгновение сделать еще величественнее, чем ты в состоянии понять. 10Именно осознание того, как мало нужно тебе делать, и предоставляет Ему возможность так много дать.

2. Не доверяй своим благим намерениям. 2Их недостаточно. 3Но доверяй безоговорочно желанию, что бы с ним вкупе ни пришло. 4Сосредоточься исключительно на нем и не горюй, что обступили его тени. 5Ведь потому ты и пришел. 6Будь ты способен прийти без них, ты не нуждался бы в святом мгновении. 7Не приходи к нему в гордыне, решив, что сам должен достичь такого состояния, которое и принесет его приход. 8Чудо святого мига лежит в твоем согласии позволить ему быть тем, что он есть. 9В твоем желании этого также заключено приятие себя таким, каким тебе предназначалось быть.

3. Смирение никогда не попросит тебя быть удовлетворенным малостью. 2Но оно требует, чтобы ты не довольствовался меньшим, чем величие, которое исходит не от тебя. 3Все затруднения, связанные со святым мгновением, исходят из навязчивой идеи, будто ты его недостоин. 4А что это, если не решимость быть именно таким, каким ты сделал себя сам? 5Господь не сотворил Свою обитель недостойной Его. 6И веря, будто Богу не войти туда, где Он желает быть, ты, видимо, противоречишь Его Воле. 7Вовсе не нужно, чтобы сила твоего желания исходила от тебя, толькоот Его Воли.

4. Святое мгновение приходит не только благодаря твоему скромному желанию. 2Оно всегда есть результат союза беспредельной силы Божьей Воли с толикой твоего желания. 3Ты был неправ, считая, что должен подготовить себя к Нему. 4Нельзя готовиться в гордыне к святости и не считать при этом, что только от тебя зависит установление условий, необходимых для покоя. 5Бог их установил. 6Они не ждут твоей готовности к тому, что они есть. 7Твое желание необходимо только для того, чтобы учить тебя тому, что они есть. 8Если же ты считаешь себя недостойным постижения этого, то ты противодействуешь уроку, веря, что должен сделать ученика иным. 9Но ты ученика не создавал и не способен сделать его иным. 10Разве сначала ты совершаешь чудо сам, а затем ждешь его свершения для тебя?

5. Ты просто задаешь вопрос. 2Ответ был дан. 3Старайся не отвечать, а просто получить ответ таким, каким он дан. 4Готовясь к святому мигу, оставь попытки сделать себя святым, то есть готовым получить его. 5Это лишь перепутает твою роль с Божьей. 6Искупление приходит не к тем, кто думает, что сначала надо искупиться, а только к тем, кто предложил не более чем скромное желание расчистить ему путь. 7Очищениеисключительно от Бога, а значит, для тебя. 8Вместо того, чтобы готовиться к Нему, старайся думать так:

9Я, Бога привечающий, Его достоин.

10Он, основавший во мне Свою обитель, сотворил ее такой, какой желал ей быть.

11И мне не нужно готовить ее для Него, а нужно только не препятствовать Его плану восстановления для меня в моем сознании вечной готовности к Нему.

12Мне ничего не нужно к Его плану добавлять.

13Но чтобы получить его, я должен согласиться не подменять Его план своим собственным.

6. И это всё. 2Добавив больше, ты просто заберешь ту малость, что спрошена с тебя. 3Помни: ты создал вину сам, и твоим планом избавления от нее предполагалось принести к ней Искупление и сделать устрашающим спасение. 4Готовя себя к любви, всё, что ты добавишь, будет страх. 5Приготовления к святому мигу принадлежат Тому, Кто этот миг дарует. 6Освободись же для Того, Чья функция освобождать. 7Не принимай на себя Его функцию. 8Дай Ему только то, что Он просит, чтобы постичь, насколько твоя роль мала, а Его велика.

7. Именно это и делает святое мгновение и легким, и естественным. 2Ты затрудняешь его, настаивая на том, что должен сделать больше. 3Тебе довольно трудно принять идею, что следует отдать так мало, чтобы так много получить. 4Еще труднее осознать, что ничего нет оскорбительного в крайней несоразмерности вкладов Святого Духа и твоего. 5Ты всё еще убежден, что твое понимание является могущественным вкладом в истину и делает ее тем, что она есть. 6Но мы уже подчеркивали, что в твоем понимании нет необходимости. 7Спасение легко в силу того, что для него не требуется ничего такого, чего ты не способен дать сейчас.

8. Не забывай, что именно твоим было решение сделать естественное и легкое невыполнимым для себя. 2Если ты веришь, что святое мгновение трудно для тебя, то только потому, что стал арбитром в том, что вообще возможно, и не желаешь уступить место Тому, Кто знает. 3На том и держится вся вера в степени трудности в чудесах. 4Всё, на что изъявляет Свою Волю Бог, не только возможно, но и уже свершилось. 5Вот почему исчезло прошлое. 6В реальности его и не было. 7Лишь в твоем разуме, уверенном в обратном, его необходимо упразднить.

V. Счастливый сон

1. Теперь готовь себя к отмене того, чего никогда не было. 2Если бы ты уже понял разницу между иллюзией и истиной, Искупление не имело бы смысла. 3Ни миг святой, ни святые отношения, ни учение Святого Духа, ни средства достижения спасения не имели бы цели. 4Ведь все онилишь аспекты плана замены твоих кошмарных снов счастливыми снами, от коих ты легко проснешься к знанию. 5Не назначай себя ответственным за это, ведь ты не можешь отличить движение вперед от отступления. 6Какие-то из своих великих достижений ты посчитал провалом, а явные шаги назад расценил как успех.

2. Не подступайся к святому мигу после попыток изъять и страх, и ненависть из собственного разума. 2В томего функция. 3И не пытайся игнорировать свою вину, не попросив сначала помощи Святого Духа. 4ЭтоЕго функция. 5Твоя рольтолько предложить Ему толику желания избавиться от ненависти и страха и быть прощенным. 6На твоей малой вере, соединенной с Его пониманием, Он выстроит твою часть в Искуплении и обеспечит ее легкое осуществление. 7С Ним ты построишь лестницу с фундаментом на твердом камне веры, взмывающую к Небесам. 8Ты не воспользуешься ею, чтобы взойти в Рай одному.

3. Через твои святые отношения, благословленные и вновь рожденные в каждом святом мгновении, не обусловленном тобой, тысячи остальных взойдут с тобою в Царство. 2Разве под силу тебе планировать подобное? 3Разве ты можешь подготовить себя к подобной функции? 4А между тем это возможно, ибо на то есть изъявление Божьей Воли. 5Он не изменит Своих Мыслей на этот счет. 6Средства и цель принадлежат Ему. 7Одно из них ты принял, другое будет предоставлено тебе. 8Цель, подобная этой, без средств немыслима. 9Он предоставит средство любому, с Ним разделяющему Его цель.

4. Счастливые сны сбываются не потому, что они сны, а только потому, что они счастливые. 2А потому они должны быть преисполнены любви. 3Их весть: «да будет Воля Твоя», а не «хочу это иначе». 4Согласование цели и средствапроцесс, недоступный твоему пониманию. 5Ты еще даже не осознаёшь, что принял цель Святого Духа как свою, поэтому и применишь порочные средства в ее осуществлении. 6Немного веры, необходимой для изменения цели,вот всё, что требуется для получения средств и пользования ими.

5. Это не сонлюбить своего брата, как самого себя. 2И отношения твои святыевовсе не сон. 3От снов в них остается только то, что они всё еще особые. 4Но онивеликое подспорье Святому Духу, Который имеет здесь особую функцию. 5Они становятся счастливым сном, через который Он может продолжить радость к тысячам тысяч тех, кто еще верит, будто любовьне счастье, а страх. 6Позволь Ему осуществить ту функцию, которой Он наделил твои взаимоотношения принятием ее для тебя; а более ничего не нужно, чтобы они стали такими, какими Он желает им быть.

6. Когда почувствуешь в чем-либо угрозу святости твоих взаимоотношений, немедленно остановись и, невзирая на страх, предложи Святому Духу свое желание заменить это мгновение святым, которое ты предпочел. 2Он никогда тебя не подведет. 3Но не забудь, что твои отношения едины, и всё, что угрожает покою одного, равно грозит другому. 4Сила соединения в их благодати заключена в том факте, что больше невозможно для брата или для тебя переживать страх в одиночку или пытаться справиться с ним одному. 5Не верь, будто это необходимо или даже возможно. 6Но равно невозможно, чтобы мгновение святое пришло к одному из вас и не пришло к другому. 7Оно придет к обоим по просьбе одного.

7. Пусть тот, кто менее безумен в момент воспринятой угрозы, помнит, в каком глубоком долгу он перед другим, как велика его благодарность брату, и пусть возрадуется, что может заплатить свой долг сполна, неся обоим радость. 2Пусть помнит он об этом, говоря:

3Это мгновение святое я желаю для себя, чтобы разделить его с любимым братом.

4Мне без него не получить святого мига, а равно и емубез меня.

5Но для нас вполне возможно разделить его сейчас.

6Итак, я выбираю этот миг, чтобы отдать его Святому Духу, дабы Его благословение сошло на нас обоих и сохранило нас в покое.

VI. За гранью тела

1. Нет ничего вне тебя. 2Вот что в конечном счете ты должен выучить, поскольку это есть осознание того, что Царство Небесное для тебя возрождено. 3Ведь лишь его и сотворил Господь, и Он не покидал его, не разлучал с Собою. 4Царство Небесноеэто обитель Сына Божьего, который никогда не покидал Отца и не живет в разлуке с Ним. 5Царство Небесноене место и не условие. 6Оно есть просто осознание совершенного Единства и знание, что ничего другого нет; нет ничего снаружи Царства и ничего внутри.

2. Что, кроме знания Самого Себя, мог даровать Господь? 2Что еще можно дать? 3Вера, будто ты мог и дать, и получить что-то еще за пределом тебя самого, стоила тебе осознания Царства и твоего Тождества. 4Однако ты совершил нечто еще более нелепое, чего был не способен осознать. 5Свою вину из разума ты вытеснил в тело. 6Но тело не может быть виновным, ибо оно не действует само по себе. 7Ты, думая, что ненавидишь тело, обманываешь себя. 8Ты ненавидишь разум, ибо в него вошла вина, и он останется разъединенным с братским разумом, на что он неспособен.

3. Едины разумы, но не тела. 2Только приписывая разуму телесные черты, можно увидеть разделение как возможное. 3Именно разум кажется и фрагментарным, и обособленным, и одиноким. 4Его вина, поддерживающая его отчуждение, спроецирована на тело, которое страдает и умирает, поскольку оно подвержено атакам, смысл которыхудержать разделение в разуме, не допустив осознания им собственного Тождества. 5Разум не может нападать, но он способен создавать фантазии, а тело заставлять отыгрывать их в жизни. 6Но, кажется, никакие поступки тела не приносят удовлетворения. 7Пока разум не верит, что тело действительно отыгрывает его фантазии, он будет нападать на тело, всё больше проецируя на него свою вину.

4. И в этом разум явно иллюзорен. 2К атакам не способный, он всё еще настаивает на обратном и в доказательство приводит свои действия, направленные против тела. 3Разум не в состоянии напасть, но в состоянии обмануть себя. 4И это всё, что он делает, когда верит, будто напал на тело. 5Он может спроецировать свою вину, но не избавиться от нее путем проекции. 6Хотя и очевидно, что функцию тела он может интерпретировать неверно, но функции, что установлена для тела Святым Духом, ему не изменить. 7Тело не создано любовью. 8Любовь, однако, не осуждает тело и, относясь с любовью и уважением к тому, что создал Божий Сын, может использовать его, чтобы избавить Сына от иллюзий.

5. Разве ты не желаешь, чтобы орудие разделения было реинтерпретировано в средство спасения и использовалось в целях любви? 2Разве ты не приветишь и не поддержишь сдвиг от фантазий о возмездии к освобождению от них? 3Твое восприятие тела определенно может быть больным, только не проецируй этого на тело. 4Ведь твое желание сделать пагубным то, что не в состоянии погубить, не может иметь реального эффекта. 5Всё, Богом сотворенное, есть только то, чему желал Он быть, поскольку в этомЕго Воля. 6Тебе не сделать Его Волю пагубной. 7Ты волен создавать фантазии, в которых твоя воля войдет в конфликт с Его, и только.

6. Безумиеделать тело козлом отпущения за вину, руководя его атакой и виня его за то, что оно делает по твоему же наущению. 2Фантазии неосуществимы. 3Ведь ты по-прежнему желаешь лишь фантазий, а они не имеют отношения к тому, что делает тело. 4Оно о них не грезит, они же превращают его в обузу, когда оно могло стать достоянием. 5Фантазии сделали тело твоим «врагом», слабым, неверным и уязвимым, достойным ненависти, которую ты вкладываешь в него. 6Чего же ты добился? 7Ты отождествил себя с объектом ненависти, орудием возмездия и воспринятым источником собственной вины. 8И всё это ты сделал по отношению к тому, что лишено значения, к тому, что ты провозгласил обителью Божьего Сына и обратил против него.

7. Таков хозяин, Бога привечающий, тобою созданный. 2Ни Бог и ни Его Святейший Сын не в состоянии войти в обитель ненависти, где ты посеял зерна мести, насилия и смерти. 3Этот предмет, тобою созданный, чтобы служить твоей вине, стоит между тобой и остальными разумами. 4Все разумыв единстве, но ты не отождествляешь себя с ними. 5Ты видишь себя будто упрятанным в отдельную тюрьму, замкнутым и отчужденным, не в состоянии достичь других и сам недосягаемый для них. 6Ты ненавидишь тобой же созданную тюрьму, желаешь ее разрушить. 7Но ты не склонен из нее бежать, оставив ее невредимой, без бремени на ней твоей вины.

8. Но лишь такой побег возможен для тебя. 2Дом местине твой дом; место, отведенное тобой на стороне в качестве обители для твоей ненависти,не тюрьма, а лишь иллюзия тебя. 3Телоэто предел, навязанный вселенскому общению, этому вечному свойству разума. 4Но общение есть феномен внутренний. 5Разум тянется к самому себе. 6Он не составлен из разных частей, достигающих друг друга. 7И он не устремляется вовне. 8Внутри себя он беспределен, а вне его нет ничего. 9Он просто объемлет всё. 10И он тебя объемлет целиком; тыв нем, а онвнутри тебя. 11А более нет ничего, нигде и никогда.

9. Телоснаружи и только кажется обрамляющим тебя, отъединяя тебя от остальных и держа тебя врозь с ними, а ихс тобой. 2Но тела нет. 3И нет барьера между Богом и Его Сыном, и Сын Его не может разъединиться с Самим Собой, разве что в иллюзиях. 4Это не его реальность, хоть он и убежден в обратном. 5Подобное могло быть верным, если бы Бог был неправ. 6Бог должен был творить иначе и отделить Себя от Сына, чтобы подобное стало возможным. 7Он должен был творить совсем иное и учредить разные степени реальности, лишь некоторые из которых были бы любовью. 8Любовь, однако, должна быть вечно себе подобной, навечно неизменной, навечно без альтернатив. 9Такая она и есть. 10Ты не способен окружить себя барьером, поскольку Бог не воздвигал барьеров между Собою и тобой.

10. Ты можешь, руку протянув, коснуться Рая. 2Ты, чья рука в единстве с рукою брата, стал простираться за пределы тела (но не за грани самого себя), чтобы вам вместе достигнуть разделяемого Тождества. 3Разве Оно возможно вне тебя? 4Там, где нет Бога? 5Разве Онтело и сотворил тебя с Собой несхожим или же там, где Он не может быть? 6Лишь Им ты окружен. 7Какие же пределы возможны для тебя, которого объемлет Он?

11. Каждый испытывал такое чувство, будто он вынесен за грани самого себя. 2Это чувство освобождения намного превосходит сон свободы, на которую иногда надеются в особых отношениях. 3Это есть ощущение реального освобождения от ограничений. 4А если ты посмотришь, что же действительно стоит за подобным «вынесением», то осознаешь, что этомгновенное отсутствие осознанности тела и твое единение с чем-то таким, в чем разрастается твой разум, чтобы вобрать это в себя. 5В твоем соединении с ним оно становится частью тебя. 6И вместе вы становитесь единым целым, поскольку ни один не воспринимается раздельно. 7Вот что на самом деле произошло: ты отказался от иллюзии ограниченного сознания и утратил страх перед единением. 8Любовь, которая мгновенно занимает его место, продолжается к тому, что тебя освободило, и соединяется с ним. 9И пока это продолжается, у тебя нет сомнений в своем Тождестве и ты ничем не ограничиваешь его. 10Ты убежал от страха к покою, не задавая реальности вопросов, а просто приняв ее. 11Ты принял это вместо тела, позволив себе соединиться с чем-то вне его, просто не разрешив своему разуму быть ограниченным ею.

12. Подобное может происходить безотносительно к физическому расстоянию, кажется, существующему между тобой и тем, с чем ты соединяешься, к вашему относительному положению в пространстве; к различию в размерах и видимому качеству. 2Безотносительно и время; подобное может произойти с чем-либо в прошлом, в настоящем или же с ожидаемым в будущем. 3Это «что-то» может быть чем угодно и где угодно: звуком, картиной, мыслью, памятью и даже общей идеей, не связанной ни с чем конкретно. 4Но в каждом случае ты с этим соединяешься без колебаний, поскольку любишь его, желая быть с ним вместе. 5И так ты спешишь на встречу с ним, позволив своим границам раствориться, приостанавливая все «законы», которым подчиняется твое тело, и мягко отстраняя их.

13. В этом побеге нет насилия. 2На тело не было атаки, оно лишь должным образом воспринято. 3Оно не лимитирует тебя просто потому, что ты не желаешь этого. 4В действительности ты не «вынут» из него: оно не в состоянии тебя вместить. 5Ты движешься туда, где желаешь быть, при этом обретая, а не теряя ощущение собственного Я. 6В эти моменты освобождения от физических границ ты в основном переживаешь то же, что происходит в святом мгновении: исчезновение барьеров пространства и времени с мгновенным опытом радости и покоя, но более всего отсутствие в сознании тела и вопросов о том, возможно или нет происходящее.

14. Оно возможно, поскольку ты того желаешь. 2Внезапное расширение сознания, сопутствующее твоему желанию святого мига, и составляет неотразимое его очарование. 3Оно призывает тебя быть самим собой в безопасности его объятий. 4Там для тебя отменены законы ограничений, дабы приветствовать тебя в свободе и непредвзятости разума. 5Приди в это убежище, где ты в покое можешь быть самим собой. 6Не через разрушение, не вырвавшись с трудом, а просто через тихое слияние. 7Ведь там с тобой соединяется покой просто потому, что в ответ на нежный зов любви пребыть в покое ты согласился оставить ограничения, наложенные тобою на любовь, и с ней соединился там, где она есть и куда привела тебя.

VII. Мне ничего не нужно делать

1. Всё еще слишком много веры ты вкладываешь в тело как в источник силы. 2Какие твои планы не предусматривают так или иначе его комфорта, защиты или наслаждений? 3Всё это делает тело целью, а не средством в твоей интерпретации и всегда означает, что ты по-прежнему находишь грех привлекательным. 4Никто не примет Искупление для себя, всё еще принимая грех как свою цель. 5Ты, стало быть, еще не выполнил того, за что единственно и был в ответе. 6Лишь те не рады Искуплению, кому милее разрушение и боль.

2. Ты одного еще не сделал: не позабыл о теле полностью. 2Возможно, время от времени оно и исчезало из поля зрения, но не исчезло навсегда. 3Тебя не просят дать этому случиться более чем на миг, но в этот миг и происходит чудо Искупления. 4Потом ты опять увидишь тело, но никогда уже таким, как прежде. 5И каждый миг отсутствия его в твоем сознании дарит тебе иной взгляд на него по возвращении.

3. В одном отдельно взятом миге тела вообще не существует. 2С ним всегда связано либо воспоминание, либо предвкушение, но никогда оно не ощущается сейчас. 3Лишь его прошлое и будущее придают ему видимость реальности. 4Тело всецело во власти времени, поскольку грех никогда полностью не связан с настоящим. 5В любом отдельно взятом миге влечение вины переживалось бы исключительно, как боль, и ее можно было бы избежать. 6Она не привлекательна сейчас. 7Вся ее привлекательность мнимая, и, следовательно, о ней необходимо мыслить лишь в категориях прошлого или будущего.

4. Святое мгновение не принять безоговорочно, если не согласиться хотя бы на краткий миг не видеть прошлого или будущего. 2Ты не способен подготовиться к нему, не помещая его в будущее. 3Освобождение дается в тот момент, когда ты пожелал его. 4Многие проводили в подготовке к этому всю жизнь и действительно достигали мгновений успеха. 5В данном курсе не делается попыток учить большему, чем они постигли во времени, но его цельсэкономить время. 6Быть может, ты выбрал слишком длинный путь к цели, которую принял. 7Невероятно трудно достичь Искупления, борясь с грехом. 8Неимоверные усилия растрачены в попытке сделать презренное и ненавистное святым. 9Ни в жизни, отданной созерцанию, ни в продолжительных периодах медитации, имеющих целью разъединение с телом, нет никакой необходимости. 10Подобные попытки в конечном счете приведут к успеху благодаря их цели. 11Но средства утомительны и велики затраты времени, поскольку все они обращены к будущему в надежде на избавление от нынешнего состояния недостойности и неполноценности.

5. Твой путь будет иным не целью, но в средствах. 2Святые отношения есть средство экономии времени. 3Одно мгновение, проведенное совместно с братом, восстановит вселенную для вас обоих. 4Ведь ты готов. 5Теперь необходимо просто помнить, что тебе ничего не надо делать. 6Сейчас куда полезнее сосредоточиться на этом, нежели размышлять о том, что предпринять. 7Когда покой в конце концов приходит к тем, кто борется с соблазном и бьется над тем, как устоять против греха, когда в итоге свет приходит в разум, отданный созерцанию, или когда в конечном счете кто-то достигает цели,это всегда приходит вместе со счастливым осознанием: «Мне ничего не нужно делать».

6. Таково окончательное избавление, которое однажды каждый найдет своим путем и в свое время. 2Тебе этого времени не нужно. 3Время было сохранено для тебя, поскольку ты и твой брат вместе. 4Это и есть то особое средство, которое данный курс использует, чтобы сэкономить тебе время. 5Ты не получишь пользы от этого курса, настаивая на применении средств, которые были успешны для других, пренебрегая тем, что было создано для тебя. 6Так сбереги же время для меня лишь одной этой подготовкой и практикуйся, не делая ничего другого. 7«Мне ничего не нужно делать» есть утверждение преданности и безраздельной верности. 8Поверь в него лишь на мгновениеи ты достигнешь большего, чем достигается веками созерцания или единоборством с искушением.

7. Любое действие связано с телом. 2И, осознав, что тебе ничего не нужно делать, ты изымаешь ценность тела из своих мыслей. 3Это короткий путь, распахнутая дверь, в которую ты с легкостью войдешь, минуя века усилий и избавившись от времени. 4Это тот путь, на котором грех утрачивает привлекательность сейчас. 5Ибо здесь времени отказано, а прошлое и будущее исчезли. 6Тот, кому ничего не нужно делать, не нуждается во времени. 7Ведь ничего не делать значит отдыхать, готовить в себе место, где деятельность тела уже не требует к себе внимания. 8Туда приходит Дух Святой и пребывает там. 9Он там останется, когда ты о том забудешь и когда активность тела вернется в твое сознание.

8. Но навсегда останется то место отдохновения, к которому ты сможешь возвратиться. 2И этот тихий центр в сердце шторма ты будешь осознавать в гораздо большей мере, нежели всю его бушующую активность. 3Тот тихий центр, в котором ты ничего не делаешь, останется с тобой, давая тебе отдых в пучине дел, на исполнение которых ты послан. 4Ибо из этого центра ты получишь наставление в том, как пользоваться телом безгреховно. 5Именно этот центр, где тела нет, будет хранить его таким в твоем сознании.

VIII. Твой малый сад

1. Только присутствие в сознании тела и заставляет любовь казаться ограниченной. 2Ведь тело есть предел, положенный любви. 3Вера в ограниченную любовь была его истоком, и оно было создано с целью ограничить безграничное. 4Не думай, что это просто аллегория, поскольку оно создано с целью ограничить тебя. 5Разве ты, видя себя внутри тела, способен знать себя как идею? 6Всё, что тебе знакомо, ты отождествляешь с внешним, с тем, что снаружи, вне тебя. 7Ведь даже Бога ты не способен представить себе без тела или какой-то формы, которую, по-твоему, ты в состоянии узнать.

2. Тело не может знать. 2И пока ты ограничиваешь свое сознание убогими ощущениями тела, тебе не разглядеть величия, окружающего тебя. 3Бог не приходит в тело, и в нем тебе не соединиться с Ним. 4Ограничения любви всегда будут казаться препятствующими Ему и отстранять тебя от Него. 5Тело есть жалкая ограда вокруг малой части прекрасной и целостной идеи. 6Оно очерчивает бесконечно малую окружность вокруг ничтожно малого, отколотого от целого сегмента Рая, провозглашая, что твое царство внутри него, куда Господь войти не может.

3. В том царстве деспотично правит эго. 2И чтобы защитить эту ничтожную пылинку, оно тебя толкает на борьбу со всей вселенной. 3Этот фрагмент твоего разуманастолько крошечная его часть, что будь ты в состоянии оценить всё целое, ты бы немедленно увидел, что эта часть подобна тонкому лучу в сравнении с солнцем или едва заметной рябис океаном. 4В своей изумляющей гордыне этот тончайший луч решил, что он и есть всё солнце, а еле различимая на океанской глади рябь провозгласила себя океаном. 5Подумай, как одинока и напугана та крошечная мысль, та бесконечно малая иллюзия, отъединившая себя от всей вселенной. 6Солнце становится «врагом» луча, который оно готово проглотить, а океан вселяет ужас в мелкую зыбь, намереваясь поглотить ее.

4. Однако ни солнце и ни океан даже не подозревают об этой странной и бессмысленной активности. 2И продолжают быть, не ведая о том, какой они вселяют ужас, какую ненависть в ничтожный сегмент самих себя. 3Но даже этот сегмент для них не потерян, поскольку он не уцелел бы с ними врозь. 4А то, что мыслит он, ни в коей мере не меняет полной зависимости от них его бытия. 5И всё его существование всё так же в них. 6Без солнца полностью исчез бы луч, немыслима и зыбь без океана.

5. В таком же странном положении находятся все те, кто видит себя в населенном телами мире. 2Каждое тело, кажется, имеет собственный разум, мысль разобщенную, живущую отдельно, никак не связанную с сотворившей ее Мыслью. 3Каждый ничтожно малый фрагмент кажется самодостаточным, нуждающимся ради каких-то вещей в другом, однако ни в коей мере не зависящим полностью от своего единственного Творца для обретения всего; нуждаясь в целом, чтобы придать ему какой-то смысл, поскольку сам по себе этот фрагмент бессмыслен. 4Ибо отдельно сам по себе он не имеет жизни.

6. Подобно солнцу или океану твое Я продолжается, оставив без внимания тот факт, что эта крошечная часть считает себя тобою. 2Но она не отсутствует; самостоятельно она не могла бы существовать, а целое не было бы целым без нее. 3Она не отдельное царство, управляемое идеей отъединенности от остальных. 4И нет вокруг него ограды, предохраняющей его от единения с остальными, держащей ее отдельно от Творца. 5Тот крошечный аспект не отличается от целого, будучи с ним един и продолжающийся с ним. 6Он не ведет отдельной жизни, поскольку его жизньединство, в котором его бытие сотворено.

7. Не принимай сей малый, огороженный аспект за самое себя. 2Солнце и океан суть то, что ты есть, не более. 3Солнечный луч блестит лишь в свете солнца, а зыбь танцует лишь на океанской глади. 4Ни океан, однако, и ни солнце не могут быть сравнимы с силой, заложенной в тебе. 5Останешься ли ты в своем ничтожном царстве, жалкий король, озлобленный правитель всего, обозреваемого им, глядящий на ничто и тем не менее готовый умереть ради его защиты? 6То маленькое яне твое царство. 7Над ним, высоким изогнувшись сводом и окружив его любовью, простерлось восхитительное целое, предлагающее всё свое счастье и глубокое удовлетворение каждой части. 8Малый аспект, который ты, по-твоему, отделил, не исключение.

8. Любовь не знает тел и простирается ко всему, сотворенному подобно ей самой. 2В полном отсутствии границ и заключен ее смысл. 3Она абсолютно непредвзята в своем дарении, объемля всё лишь с целью сберечь и сохранить в целости всё то, что будет дарить. 4В своем ничтожном королевстве имеешь ты так мало! 5Не лучше ли тогда призвать в него любовь? 6Всмотрись в пустыню: сухую и бесплодную, выжженную и безрадостную, что составляет твое маленькое царство. 7И осознай, какую жизнь и радость принесет ему любовь оттуда, откуда придет сама и куда возвратится с тобою вместе.

9. Мысль Божья окружает твое крошечное царство, ждет у построенной тобой ограды возможности войти в него и осиять неплодоносную пустыню. 2Смотри, как возникает всюду жизнь! 3Пустыня превращается в зеленый, густой и тихий сад, давая отдохновение всем, кто потерял дорогу и бредет в пыли. 4Дай им пристанище, уготованное любовью там, где ранее была пустыня. 5И каждый, кого ты приветишь, будет нести тебе любовь из Рая. 6Один за другим войдут они в это святое место, но не уйдут из него так же, как входили,по одному. 7Любовь, которую они принесли с собой, останется при них и при тебе. 8И, осиянный милосердием ее, твой малый разрастется сад, достигнув каждого, кто жаждет испить воды живой, но слишком утомлен, чтобы свой путь продолжить в одиночку.

10. Иди же и найди их, ибо они несут тебе с собою твое Я. 2Веди их с нежностью в свой тихий сад и получи в нем их благословение. 3Так разрастется он, протянется через пустыню, не оставляя ни одно маленькое и одинокое царство, отгородившимся от любви и запершим тебя внутри. 4И ты себя узнаешь, увидишь свой скромный сад по-доброму преображенным в Царство Небесное и осиянным всей любовью его Творца.

11. Святое мгновение есть твое приглашение любви войти в твое унылое, безрадостное царство и превратить его в цветущий сад гостеприимства и покоя. 2Любовь ответит непременно. 3Она придет, поскольку ты пришел без тела и не возвел барьеров, чтобы предотвратить ее благой приход. 4В святом мгновении ты просишь у любви лишь то, что она предлагает всем, не больше и не меньше. 5Прося всего, ты получаешь всё. 6Твое сияющее Я возносит крошечный аспект, который ты пытался скрыть от Рая, прямо в Рай. 7Ни одна часть любви не может взывать к целому напрасно. 8Ни один Сын Божий не остается вне Его Отцовства.

12. Не сомневайся: любовь вошла в твои особые взаимоотношения, пришла вся целиком на твой слабый зов. 2Ты не осознаёшь ее прихода, поскольку еще не убрал барьеры, тобою возведенные против брата. 3А по отдельности ни ты, ни он не в состоянии приветствовать любовь. 4Ты в одиночку можешь знать Всевышнего не более, чем знает Бог тебя без брата. 5Но вместе не осознавать любви способны вы не более, чем любовь способна не знать о вас или же в вас не узнавать себя.

13. Ты подошел к концу древнейшего пути, еще не понимая, что он окончен. 2Ты всё еще измотан и устал, и пыль пустыни, кажется, застилает взор и делает тебя незрячим. 3Но Тот, Кого ты приютил, пришел к тебе, чтобы тебя приветить. 4Он долго ждал, чтоб этим одарить тебя. 5Так получи всё от Него сейчас, ведь Он тебе желает Его знать. 6Лишь невысокая стена из пыли всё еще отделяет тебя от брата. 7Дунь на нее легко и со счастливым смехоми упадет стена. 8Войди же в сад, который приготовила любовь для вас обоих.

IX. Два мира

1. Тебе уже было сказано нести тьму к свету и к святостивину. 2И также говорилось, что исправлять ошибку необходимо в ее истоке. 3Поэтому Святому Духу и нужна та крошечная часть тебя, малая мысль, что видится отъединенной и отстраненной. 4Всё остальное целиком в Руках Господних и не нуждается в наставнике. 5Но этой дикой и бредовой мысли необходима помощь, коль скоро в своем бреду она увидела себя могучим и целокупным Божьим Сыном, единственным правителем в том царстве, что создано на стороне, чтобы безумной тиранией склонить его к повиновению и рабству. 6Ты думаешь, что эту крошечную часть ты и украл у Рая. 7Отдай ее ему обратно. 8Ведь Рай не потерял ее, но ты утратил Рай из поля зрения. 9Позволь Святому Духу изъять ее из увядающего царства, куда ты поместил ее и окружаешь тьмой, хранишь атакой, и укрепляешь ненавистью. 10Внутри его баррикад всё еще пребывает малый сегмент Божьего Сына, святой и целокупный, и в безмятежности своей не знающий, чем он, как ты считаешь, окружен.

2. Не отделяй себя, ведь Тот, Кто в действительности окружает этот сегмент, принес тебе союз, вернув твой крохотный подарок тьмы вечному свету. 2Как это происходит? 3На редкость просто, учитывая, что представляет собой на самом деле это маленькое царство. 4Бесплодные пески, тьма и безжизненность видятся исключительно глазами плоти. 5Унылый взгляд тела извращен, а вести, что оно несет тебе, создавшему его с целью ограничения осознания света, убоги, ограничены и столь фрагментарны, что попросту бессмысленны.

3. Из мира тел, безумием рожденного, безумные послания, кажется, возвращаются в разум, создавший мир. 2Эти послания свидетельствуют в пользу мира, провозглашая его истинным. 3Ведь ты и разослал этих гонцов затем, чтобы всё это они несли тебе обратно. 4Все сообщения их связаны с тем, что вовне. 5Нет вестей, повествующих о том, что же лежит на глубине под этим всем, поскольку тело о том сказать не может. 6Его глаза этого не воспринимают, а его чувства с этим незнакомы, его язык не может передать его вестей. 7Но Бог способен привести тебя туда, если ты согласишься пройти за Святым Духом сквозь кажущийся страх, доверившись Ему и зная, что Он не бросит, не оставит тебя там. 8Пугать тебяне Его цель, а лишь твоя. 9Ты одержим желанием Его покинуть у внешнего круга страха, но Он сохранно проведет тебя через него и уведет намного дальше.

4. Kруг страха расположен как раз под уровнем, который видит тело, и кажется, что он является фундаментом, на коем зиждется весь мир. 2Здесь все иллюзии и искаженные мысли; безумные атаки и всё неистовство, предательство и местьвсё, созданное для того, чтобы удерживать вину и чтобы из нее поднялся мир, который будет ее скрывать. 3Тень ее поднимается к поверхности в той мере, какая необходима, чтобы держать наиболее внешние ее проявления во тьме и чтобы принести отчаяние и одиночество во тьму, храня ее безрадостной. 4Но интенсивность ее скрыта тяжелыми покровами и держится отдельно от того, что было создано, чтобы ее скрывать. 5Телу не видно этого, поскольку тело поднялось из всего этого для ее защиты, зависящей всецело от сохранения ее невидимой. 6Телесные глаза никогда на нее не смотрят. 7Но они будут видеть всё, что она диктует.

5. Тело останется посланником вины и будет действовать по ее указке, пока ты веришь, что вина реальна. 2Ибо реальность вины есть иллюзия, которая, как кажется, и делает вину тяжелой, непрозрачной, непроницаемойнастоящим фундаментом для системы мышления эго. 3Ее неплотность и прозрачность не станут явными, пока ты не увидишь за нею свет. 4И лишь тогда ты разглядишь в ней тонкую завесу перед светом.

6. Этот барьер, такой тяжелый с виду, этот искусственный настил, что выглядит, как камень, подобен средоточию черных туч и кажется сплошной грядой, закрывшей солнце. 2Их видимая непроницаемость есть абсолютная иллюзия. 3И она мягко расступается пред горными вершинами, вздымающимися над ней; и нет у нее силы удержать того, кто пожелает взобраться выше ее и увидеть солнце. 4Нет у нее силы даже на то, чтобы остановить падение пуговицы или кружение пера. 5Ничто не может опираться на такой фундамент, поскольку онвсего лишь иллюзия фундамента. 6Дотронься до негои он исчезнет, а попытаешься схватитьв руках останется лишь пустота.

7. Однако в этом скоплении облаков легко увидеть, как вырастает мир. 2Сплошная горная гряда, и озеро, и город встают в твоем воображении; из этих облаков посланцы твоего восприятия возвращаются к тебе и заверяют тебя, что всё это там есть. 3Фигуры проступают и движутся, и действо предстает реальным, и формы возникают и меняют свое обличье от красоты к абсурду. 4Так они чередуются до тех пор, пока ты увлечен игрой детского притворства. 5Однако, как бы долго ты ни играл, каким бы буйным ни было твое воображение, всё это ты не путаешь с тем миром, что внизу, и не стремишься сделать его реальным.

8. Так же должно быть с мрачными скоплениями облаков вины, не более существенными и не более непроницаемыми. 2Ты не наставишь себе синяков, идя сквозь них. 3Позволь же своему Наставнику учить тебя их несущественной природе, когда Он поведет тебя минуя их, ибо под ними лежит мир света, где они не отбрасывают тени. 4Их тени лежат на мире, что под ними, от света очень далеко. 5Однако тень от них на свет упасть не может.

9. Этот мир света, ослепительно яркий круг, и есть реальный мир, где вина встречается с прощением. 2Отсюда мир снаружи увиден новым, без тени вины на нем. 3Здесь ты прощен, поскольку здесь ты каждого простил. 4Здесь новое восприятие, в котором всё светло, сияющее невиновностью, омытое в водах прощения, очищенное от каждой злобной мысли, тобой навязанной ему. 5Здесь нет атак на Сына Божьего, здесь тебе рады. 6Твоя невинность здесь ждет, чтобы окутать и защитить тебя и подготовить к окончательному шагу твоего странствия внутрь. 7Здесь сброшены тяжелые и мрачные одежды вины и мягко замещены любовью и чистотой.

10. Но и прощениене конец. 2Прощение делает всё прекрасным, но оно не творит. 3Оноисточник исцеления, вестник любви, но не ее Источник. 4Ты приведен сюда, чтобы Сам Бог мог без помех сделать последний шаг, ибо ничто здесь не препятствует любви, ей позволяя быть самой собой. 5Шаг за пределы этого святого места прощенияшаг еще глубже внутрь, но тот, который ты не можешь сделать сам, перенесет тебя к чему-то совсем иному. 6Здесь Источник света и здесь нет ничего воспринятого, прощенного или преображенного. 7Здесь всё просто знаемо.

11. Курс этот поведет к знанию, но само знание останется за пределами нашего учебного плана. 2Да нам и не к чему пытаться говорить о том, что навсегда должно остаться за гранью слов. 3Нам нужно только помнить: тот, кто достигает реального мира, дальше которого обучение идти не может, уходит за его пределы, только другим путем. 4Там, где заканчивается обучение, начинается Бог, ведь обучение завершается перед Тем, Кто заканчивается там, где Он начинается, там, где нет конца. 5Не нам судить о том, чего нельзя достичь. 6Нам слишком многому необходимо обучиться. 7Нам еще предстоит обрести готовность к знанию.

12. Любовь не постигается. 2Ее значениевнутри нее самой. 3И обучение заканчивается, когда ты опознал всё, что не есть любовь. 4Всё это есть помехи, и их необходимо устранить. 5Любовь не постигается, ибо такого не было момента, когда бы ты ее не знал. 6Обучение бесполезно в Присутствии твоего Творца, Чье признание тебя, как и твое признание Его, настолько превосходит всякое обучение, что всё, тобой постигнутое, бессмысленно, замещено навечно знанием любви и ее единственным смыслом.

13. Твои взаимоотношения с братом с корнем вырваны из мира теней; их несвятая цель была в сохранности пронесена через барьеры вины, омыта прощением и твердо укоренена, сияющая, в мире света. 2Оттуда она зовет тебя последовать ее путем, который поднял ее высоко над тьмою и мягко поместил перед вратами Рая. 3Святое мгновение, в котором вы соединились с братом, есть просто нарочный любви, посланный к тебе из-за границ прощения с напоминанием о том, что лежит за ним. 4Но именно через прощение оно будет помниться.

14. Когда же память о Всевышнем придет к тебе в святом месте прощения, ты больше ничего не будешь помнить, и память станет столь же бесполезной, как обучение, ибо единственной твоей целью станет творение. 2Но ты об этом знать не можешь, пока всё восприятие не будет очищено и наконец изъято навсегда. 3Прощение изымает только ложное и убирает из мира тени и в доброте своей уносит их сохранно и уверенно к яркому миру нового и чистого восприятия. 4Там теперь твоя цель. 5Именно там и ждет тебя покой.

Table of contents

previous page start next page