Курс Чудес

*******

Глава 19

ОБРЕТЕНИЕ ПОКОЯ

I. Исцеление и вера

1. Уже было сказано, что, если ситуация целиком посвящена истине, покой неотвратим. 2А обретение покоя можно считать весьма надежным критерием полноты преданности истине. 3Мы говорили также, что покой без веры недостижим, поскольку всё, что посвящено истине как единственной цели, принесено к ней верой. 4И эта вера объемлет всех вовлеченных в ситуацию, ибо лишь при таком условии ситуация воспринимается как осмысленная и целостная. 5И каждый должен быть в нее включен, иначе твоя вера ограничена и преданность несовершенна.

2. Каждая ситуация, правильно воспринятая, становится шансом для исцеления Сына Божьего. 2Он исцелен, поскольку ты предложил ему свою веру, отдав его Святому Духу, освободив его от притязаний твоего эго. 3Так ты увидишь его свободным, и это видение разделит Святой Дух. 4А разделяя его, Он отдает его и таким образом исцеляет через тебя. 5Это соединение с Ним в объединенной цели и делает цель реальной, поскольку ты сделал ее целостной. 6А это есть исцеление. 7Тело исцелено, поскольку ты, явившись без него, соединился с Разумом, в коем покоится всё исцеление.

3. Тело не исцеляется, поскольку оно не делает себя больным. 2Ему не нужно исцеление. 3Его здоровье и недуг зависят в полной мере от того, как разум воспринимает тело и с какой целью использует. 4Понятно, что какой-то сегмент разума способен увидеть себя раздельно с Вселенской Целью. 5Когда это случается, тело становится его орудием, используемым против этой Цели в подтверждение достоверности «факта» разделения. 6Так тело превращается в инструмент иллюзии и действует сообразно ей: видит то, чего нет, слышит то, чего никогда не скажет истина, и поступает безрассудно, будучи узником безумия.

4. Не обойди вниманием наше прежнее утверждение, что неверие ведет непосредственно к иллюзиям. 2Ибо неверие есть восприятие брата твоего как тела, а тело нельзя использовать во имя единения. 3Стало быть, если ты видишь брата своего как тело, ты создал условия, в которых единение с ним немыслимо. 4Твое неверие в него разделило вас, лишило исцеления обоих. 5И, таким образом, твое неверие, противостоящее цели Святого Духа, принесло иллюзии, в центре которых тело, и вклинило их между тобой и братом. 6И тело теперь кажется больным, ибо ты сделал его «врагом» исцеления и антиподом истины.

5. Нетрудно догадаться, что вера должна быть противоположностью неверия. 2Однако разница в их проявлении не столь очевидна, хотя она и есть прямое следствие коренного различия в их сути. 3Неверие всегда ограничивает и нападает, тогда как вера убирает все ограничения и восстанавливает целостность. 4Неверие разрушает и разделяет; вера объединяет и исцеляет. 5Неверие вклинивает иллюзии между Божьим Сыном и Творцом; вера удаляет все препятствия, возникшие, как показалось, между ними. 6Неверие всецело посвящено иллюзиям, а вера всецело истине. 7Частичная преданность невозможна. 8Истина есть отсутствие иллюзии, иллюзияотсутствие истины. 9Они не могут сосуществовать или восприниматься в одном и том же месте. 10Посвятить себя обеимзначит поставить неосуществимую цель, поскольку часть ее должна достигаться через тело, воспринятого как средство поиска реальности через атаку. 11Другая часть исцеляет и, следовательно, обращается к разуму, а не к телу.

6. Как неизбежный компромисс приходит убеждение, что исцелить необходимо тело, а не разум. 2Ибо эта разделенная цель придала тому и другому равную реальность, что было бы возможно, если бы разум был ограничен телом и поделен на крохотные части мнимой целостности, не связанные между собой. 3Телу это не повредит, но сохранит бредовую систему мышления в разуме. 4Следовательно, именно здесь необходимо исцеление. 5Именно здесь оно и есть. 6Господь не дал выздоровления там, где нет болезни, не поместив целительного средства туда, где ее быть не может. 7То и другое вместе, и когда их видят вместе, то все попытки сохранить и истину, и иллюзию в разуме, где им и должно быть, расцениваются как преданность иллюзии; когда их приносят к истине, иллюзию отвергают, увидев ее полную несовместимость с истиной в любом аспекте.

7. Иллюзия и истина между собой никак не связаны. 2Это останется навечно истиной, как бы усердно ты ни старался их увязать. 3Но иллюзии всегда связаны между собой, как и истина. 4Каждая из нихединая, законченная мыслительная система, но они полностью разобщены. 5Воспринять этозначит осознать, где находится разделение и где его следует исцелить. 6Следствие любой идеи неотделимо от его причины. 7Идея разделения породила тело и, оставаясь с ним связанной, делает его больным из-за идентификации с ним разума. 8Ты думаешь, будто защищаешь тело, утаивая эту связь, ибо кажется, что подобное сокрытие оберегает это отождествление от «атаки» истины.

8. Если бы только ты мог понять, как повредила твоему разуму эта нелепая тайна, какую путаницу внесла в твою собственную идентификацию! 2Тебе не видно разрушение, принесенное твоим неверием, ибо неверие есть атака, кажущаяся оправданной ее результатами. 3Ведь, изымая веру, ты видишь только недостойное ее, не видя за барьером того, что с тобой едино.

9. Веритьзначит исцелять. 2Вера есть знак, что ты принял Искупление для себя и, следовательно, станешь им делиться. 3Верой своей ты предлагаешь дар освобождения от прошлого, полученный тобой. 4Ты не используешь того, что брат твой сделал раньше, для осуждения его сейчас. 5Ты добровольно решил не замечать его ошибок, глядя поверх барьеров между собой и им и видя их как один. 6В этом одном ты видишь свою веру полностью оправданной. 7Ибо нет оправдания неверию, но вера оправдана всегда.

10. Вера есть противоположность страха; она в такой же мере часть любви, в какой страхчасть атаки. 2Вераэто признание единства. 3Это благородное признание каждого как Сына твоего возлюбленного Отца, любимого Им наравне с тобой и, следовательно, любимого тобой как самого себя. 4Это Его Любовь соединяет тебя и брата, и ради Его Любви ты никого не отстраняешь от своей. 5Каждый увиден в точности таким, каким он предстает в святом мгновении: соединившимся с тобою в цели освобождения от вины. 6Ты видишь в нем Христа, и он исцелен, поскольку смотришь ты на то, что делает оправданной веру во всех и навсегда.

11. Вера есть Божий дар, предложенный через Того, Кого Бог дал тебе. 2Неверие глядит на Сына Божьего, судя его как недостойного прощения. 3Но в глазах веры Божий Сын уже прощен, свободен от вины, возложенной им на себя. 4Вера видит его исключительно сейчас, поскольку она не обращает взора к прошлому, чтобы его судить, а видит в нем всё то же, что и в тебе. 5Она не смотрит глазами тела, не обращается за оправданием к телам. 6Она есть вестник нового восприятия, высланный вперед, чтобы собрать свидетелей своего прихода и возвратить тебе их вести.

12. Вера так же легко обменивается на знание, как и реальный мир. 2Ведь она рождена из восприятия Святого Духа как знак того, что ты разделяешь его с Ним. 3Вера есть дар, предложенный тобой Божьему Сыну через Него, приемлемый всецело для его Отца и для Него. 4И следовательно, предложенный тебе. 5Твои святые отношения с их новой целью предлагают тебе веру, чтобы ты отдал ее брату. 6Твое неверие отдалило вас друг от друга, поэтому ты в нем не узнаешь свое спасение. 7Но вера вас объединяет в святости, которую ты видишь не глазами плоти, а видением Того, Кто вас соединил и в Ком вы едины.

13. Милосердие дано не телу, а разуму. 2Разум, приемля милосердие, мгновенно смотрит за пределы тела и видит святое место, где он был исцелен. 3Там, где дается милосердие, стоит алтарь; оно покоится на нем. 4Предложишь ли ты милосердие и благословение брату, ведь вы стоите у того же алтаря, где милосердие возложено для вас обоих? 5Да исцелит вас милосердие вместе, чтобы могли вы через веру исцелять!

14. В святом мгновении ты и твой брат стоите у алтаря, воздвигнутого Богом Самому Себе и вам обоим. 2Неверие оставив, придите вместе к алтарю. 3Там ты увидишь чудо своих взаимоотношений, вновь созданных с участием веры. 4Именно там ты осознаешь: нет ничего такого, чего бы вера не могла простить. 5Ошибка не потревожила ее спокойный взор, несущий чудо исцеления с равной легкостью им всем. 6Ибо гонцы любви исполнят всё, зачем их посылали, вернувшись с благой вестью, что всё исполнено для брата и для тебя, стоящих перед алтарем, откуда были посланы гонцы.

15. В то время как неверие будет держать бесплодными и отчужденными ваши крошечные царства, вера поможет Святому Духу подготовить почву для самого святого сада, который Он возделает на ней. 2Ведь вера несет покой, тем самым призывая истину прийти и сделать прекрасным то, что уже приготовлено для красоты. 3Истина следует за верой и покоем и завершает начатый ими процесс преображения в прекрасное. 4Ведь вера всё еще является учебной целью; она становится ненужной, как только выучен урок. 5А истина останется навечно.

16. Отдай же вечному всю свою преданность и научись не нарушать ее, не делать рабой времени. 2Ведь всё, что ты, по-твоему, делаешь вечному, ты делаешь себе. 3Тот, кого сотворил Господь как Сына, не раб ничему, но вместе со своим Творцом онгосподин всему. 4Тело возможно поработить, но мысль свободна, ее не заточить в тюрьму, ничем не ограничить; это под силу только разуму, замыслившему ее. 5Ведь она остается неотделимой от своего истока, который есть ее тюремщик или освободитель в зависимости от того, что выберет он для себя как цель.

II. Грех или ошибка?

1. Весьма существенно не путать грех с ошибкой, поскольку именно различие меж ними и делает спасение возможным. 2Ошибка исправима, неправильное можно сделать правильным. 3Но грех, будь он возможен, был бы необратим. 4Вера в грех обусловлена твердым убеждением, что разумы, а не тела способны нападать. 5И таким образом, виновен разум, и он останется виновным, пока другой разум, не часть его, отпустит ему его грехи. 6Грех призывает к наказанию в той же мере, в какой ошибкак исправлению, а верить, будто наказание и есть исправление,чистейшее безумие.

2. Грех не ошибка, ибо ему сопутствует гордыня, не свойственная концепции ошибки. 2Грешитьзначит попирать реальность и в этом преуспеть. 3Грех есть провозглашение того, что атака реальна и что оправдана вина. 4Он подразумевает, что Божий Сын виновен и что он преуспел в потере своей невинности и превращении себя в то, чего Господь не сотворил. 5И так творение не видится вечным, а Воля Божья открыта для противостояния и поражения. 6Грех есть великая иллюзия, являющаяся подоплекой всей самонадеянности эго. 7Ведь ею изменен и сделан неполноценным Сам Бог.

3. Сын Божий может ошибаться, обманывать себя; он даже силу собственного разума способен обратить против себя. 2Но он не может согрешить. 3Он не способен сделать ничего такого, что изменило бы каким-то образом его реальность или же сделало его поистине виновным. 4В этомнамерение греха, поскольку в этом его цель. 5И всё же, несмотря на исступленное безумие всей догмы греха, он невозможен. 6Ибо возмездие за грех есть смерть, а разве может умереть бессмертный?

4. Весь смысл безумной религии эго заключается в том, что грехне ошибка, а истина, невинность же всегда обманет. 2В чистоте усматривается гордыня, а принятие самого себя как грешника воспринимается как святость. 3Эта доктрина замещает реальность Сына Божьего, каким его сотворил Отец и каким Он повелел ему быть вечно. 4Смирение ли это? 5Или попытка разъединить творение с истиной, держать его отдельно от нее?

5. Любая попытка реинтерпретировать грех как ошибку всегда несостоятельна для эго. 2Догма греха священна для его мыслительной системы; к этой доктрине иначе как с благоговейным трепетом не подступиться. 3Это «святейшая» концепция в системе эго, прекрасная и всемогущая, всецело истинная, надежно огражденная каждой защитой в арсенале эго. 4Ведь здесь заключена его «наилучшая» защита, которой служат все остальные. 5Здесь все его доспехи и вся броня и основная цель особых отношений в интерпретации эго.

6. Можно с уверенностью сказать, что эго выстроило на грехе свой мир. 2Только в подобном мире могло быть всё вверх дном. 3Это нелепая иллюзия, что заставляет облака вины казаться тяжелыми и непроницаемыми. 4Именно здесь мирской фундамент кажется на редкость плотным. 5Ведь грех изменил творение и превратил его из Божьей Идеи в угодный эго идеал: в мир, полностью ему подвластный и скомпонованный из тел, бездумный, склонный к полному разложению и тлену. 6Если это ошибка, то истина устранит ее легко. 7Любая ошибка, представленная на суд истины, исправима. 8Но если придать ей статус истины, на чей же суд ее вести? 9«Святость» греха поддерживается подобным странным средством. 10В качестве истины грех незыблем, и всё приносится к нему на суд. 11А как ошибка он должен быть принесен к истине. 12Вера в грех невозможна, поскольку грех и есть безверие. 13Но вера в исправимость любой ошибки вполне возможна.

7. Нет в укрепленной цитадели эго камня, защищенного надежней, нежели идея реальности грехаестественное выражение того, во что Сын Божий обратил себя и что он есть. 2Для эго в этом нет ошибки. 3Ведь такова его реальность, та «истина», избавление от которой останется навечно невозможным. 4Здесь прошлое, и настоящее, и будущее Сына. 5Ибо каким-то образом он умудрился растлить Отца, полностью изменить Его Мышление. 6Тогда оплакивай кончину Бога, убитого грехом! 7Вот каково желание эго, которое в своем бреду уверовало, будто сие свершилось.

8. Разве не лучше, чтобы всё это было не более чем ошибкой, полностью исправимой, от которой настолько легко избавиться, что исправление ее подобно легкой утренней прогулке к солнцу сквозь туман? 2Ведь это всё, что она есть. 3Возможно, ты поддашься соблазну согласиться с эго, что лучше оставаться грешным, нежели заблудшим. 4Однако хорошо подумай, прежде чем сделать этот выбор. 5Не подходи к нему слишком легко, ведь выбираешь ты между адом и Раем.

III. Нереальность греха

1. Влечение к вине, а не ошибку находим мы в грехе. 2Благодаря подобному влечению грех будет повторяться вновь и вновь. 3Страх может стать настолько острым, что греху будет отказано в проявлении. 4Однако пока вина влечет, разум будет страдать и не расстанется с концепцией греха. 5Ибо вина всё так же к нему взывает, и разум внимает ей и жаждет ее, делая себя добровольным пленником ее болезненного притяжения. 6Грех есть зловещая идея, не поддающаяся исправлению, но остающаяся навсегда желанной. 7Как существенную часть того, что ты есть в представлении эго, ты будешь вечно ее желать. 8И лишь радетель, разум которого не схож с твоим, сможет изъять ее из страха.

2. Эго не допускает мысли, что вовсе не к страху, а к любви взывает грех и что любовь всегда ответит. 2Ведь эго несет грех к страху, требуя наказания. 3Но наказаниепросто иная форма защиты вины, ведь только то, что действительно содеяно, заслуживает наказания. 4Наказание всегда останется великим охранителем греха, относясь к нему с уваженем и почитая его непомерность. 5То, что заслуживает наказания, должно быть истинным. 6А то, что истинно, должно быть вечным и будет повторяться бесконечно. 7Ведь для тебя желанно то, что ты считаешь реальным, и с этим ты не расстаешься.

3. Ошибка, напротив, лишена всякой привлекательности. 2Увидев в чем-то очевидную ошибку, ты пожелаешь ее исправить. 3Грех может временами повторяться вновь и вновь с явно печальными результатами, но без потери своего очарования. 4И вдруг его статус греха ты изменяешь на ошибку. 5Ты больше не повторишь ее, а просто остановишься и, если не останется вины, позволишь ей уйти. 6Но если вина осталась, ты просто изменишь форму греха, признав, что это была ошибка, однако исправлять ее не станешь. 7Это не настоящее изменение восприятия, поскольку к наказанию взывает грех, а не ошибка.

4. Святой Дух не наказывает грех. 2Ошибки Он распознает и исправляет их все, как поручил Ему Господь. 3Но грех ему неведом, и в равной мере Он не признаёт ошибок, которые нельзя исправить. 4Ибо неисправимая ошибка бессмысленна для Него. 5Ошибки существуют для исправления, и больше ничего они не требуют. 6То, что взывает к наказанию, должно быть, призывает к ничему. 7Каждая ошибка должна быть просьбой о любви. 8А что тогда есть грех? 9Чем еще ему быть, если не ошибкой, скрываемой тобой; зовом о помощи, тобою не услышанным и, следовательно, безответным.

5. Во времени Святой Дух ясно видит, что Божий Сын способен совершать ошибки. 2В этом ты разделяешь Его видение. 3Но ты не разделяешь видимых Им отличий меж временем и вечностью. 4По завершении исправления время есть вечность. 5Святой Дух может учить тебя смотреть на время по-иному и видеть за его пределами, но только не тогда, когда ты веришь в грех. 6В ошибкудругое дело, поскольку разум способен ее исправить. 7Грех же есть убеждение, что восприятие твое неисправимо и что разуму надлежит принимать за истину всё, сообщаемое восприятием. 8Ослушавшись, он наречен безумным. 9Единственная сила, способная изменить восприятие, содержится немощной, связанной с телом страхом перед измененным восприятием, которое ее Учитель, единый с ней, способен принести.

6. Когда бы ни возник соблазн поверить, что грех реален, помни: если реален грех, то нереальны обаБог и ты. 2Если творение есть продолжение, Творец должен был Себя продолжить, и невозможно, чтобы какая-либо Его часть была несхожей с остальными. 3Если реален грех, Бог должен быть в войне с Самим Собой. 4Он раздвоен и должен разрываться между добром и злом, частью разумный и частью безрассудный. 5Похоже, Он сотворил нечто, желающее Его сгубить и обладающее реальной силой это сделать. 6Не легче ли поверить, что ты ошибся, нежели веровать в подобное?

7. Пока ты веришь, что твоя реальность или реальность брата ограничена телом, ты будешь верить в грех. 2Пока ты веришь в возможность единения тел, ты будешь находить вину привлекательной и верить, что греху нет цены. 3Ведь вера в то, что тела ограничивают разум, ведет к такому восприятию мира, при котором доказательства разделения мерещатся повсюду. 4И Бог, и Его творение разделены и ниспровергнуты. 5Ведь грех доказывает: то, что Предвечный сотворил святым, не устоит против греха и не останется самим собой под натиском его. 6Грех выглядит могущественней Бога, и перед ним должен склониться Сам Господь и предложить Свое творение победителю. 7Смирение это или же безумие?

8. Если реален грех, то он навечно вне надежды на исцеление. 2Поскольку появилась сила, превосходящая Господню, способная создать другую волю, которой ничего не стоит напасть на Божью Волю и одолеть ее и одарить Божьего Сына другою волей, отличной от Отцовой и более могущественной. 3И каждая часть Божьего фрагментарного творения будет обладать собственной волей, противоречащей Господней Воле и в вечной оппозиции к Нему и к остальным. 4Твои святые отношения теперь имеют целью доказать, что это невозможно. 5Их озаряют улыбкой Небеса, и вера в грех искореняется в этой улыбке любви. 6Ты еще видишь грех, поскольку не осознал исчезновения его фундамента. 7Его источник был изъят, поэтому и дорожить им можно совсем недолго перед тем, как он исчезнет навсегда. 8Только привычка его искать еще останется.

9. И всё же ты глядишь с улыбкою Небесной на устах и с благостью Небесною во взоре. 2Тебе осталось совсем недолго видеть грех. 3Ведь в новом восприятии, как только он возникнет в поле зрения, разум его исправит, и станет он невидим. 4Ошибки быстро узнаются и быстро отдаются исправлению для исцеления, а не сокрытия их. 5Ты исцелишься от греха и всех его опустошительных последствий в тот самый миг, когда откажешься признать его владычество над братом. 6И ты поможешь брату преодолеть ошибки, освобождая его с радостью от веры в грех.

10. В святом мгновении ты увидишь Небесную улыбку, сияющую брату и тебе. 2Ты осияешь брата счастливым осознанием милосердия, оказанного тебе. 3Греху не одолеть союза, осиянного улыбкою Небес. 4Твое восприятие было исцелено в святом мгновении, подаренном Царством Небесным. 5Забудь о том, что видел, и с верой подними глаза к тому, что в состоянии узреть сейчас. 6Барьеры, преграждавшие дорогу к Царству, исчезнут из твоего святого взора, ибо тебе, незрячему, даровано видение, и ты прозрел. 7Ищи не то, что было убрано, а славу, возрожденную для того, чтобы ее увидеть.

11. Смотри на своего Спасителя и, видя всё, что Он тебе покажет в твоем брате, не позволяй греху подняться снова и снова сделать незрячими твои глаза. 2Ведь грех удерживает тебя с ним врозь, а твой Спаситель желает тебе смотреть на брата, как на самого себя. 3Ваши взаимоотношения теперьхрам исцеления, куда «труждающиеся и обремененные» могут прийти и отдохнуть. 4И здесь по завершении странствия отдохновение ожидает всех. 5Оно приблизилось ко всем через твои взаимоотношения.

IV. Препятствия покою

1. Как только из твоих глубин покой продолжится ко всему Сыновству, чтобы объять его и дать ему отдохновение, он встретит множество препятствий на пути. 2Какие-то из них ты попытаешься воздвигнуть сам. 3Другие, как покажется, явятся из иных источников: от твоих братьев и от разных аспектов внешнего мира. 4Но покой мягко перекроет их, продолжившись, ничем не потревоженный, за их пределы. 5Продолжение цели Святого Духа от твоих взаимоотношений к остальным, чтобы и их по-доброму вовлечь, есть путь, которым Дух Святой приводит к одному порядку цель и средства ее достижения. 6Покой, укорененный Им в тебе и в твоем брате, тихо продолжится ко всем аспектам вашей жизни и окружит тебя и брата радостью и озарит счастьем и спокойным осознанием полной защищенности. 7И весть покоя о любви, сохранности и свободе ты донесешь до всех, кто потянулся к храму твоему, где каждого ждет исцеление. 8Ты не замедлишь отдать ему всё это, поскольку позовешь его, и он тебе ответит, узнав в твоем призыве Божий Зов. 9Ты пригласишь его войти и дашь ему отдохновение так же, как оно было дано тебе.

2. Всё это ты исполнишь. 2Но прежде покой, который уже глубоко в тебе, должен продолжиться и одолеть препятствия, тобой воздвигнутые перед ним. 3Ты это сделаешь, ибо ничто, предпринятое со Святым Духом вместе, не остается незавершенным. 4Конечно, ты не можешь быть уверен в чем-либо вне тебя, однако можешь быть уверен в том, что Дух Святой просит тебя дать Ему место отдохновения, которое станет местом твоего отдохновения в Нем. 5Он ответил тебе и пришел в твои взаимоотношения. 6Неужели ты не ответишь на Его милосердие и не вступишь во взаимоотношения с Ним? 7Ведь это Он предложил твоим взаимоотношениям дар святости, без коего осталась бы навеки неосознанной ценность твоего брата.

3. Он просит, чтобы благодарность, предлежащую Ему, ты за Него же получил. 2Глядя на брата с добрым милосердием, ты видишь Его. 3Ибо ты смотришь именно туда, где Он есть, и не раздельно с Ним. 4Увидеть Святого Духа ты не можешь; но можешь воистину увидеть своих братьев. 5Свет в них покажет тебе всё, что надлежит увидеть. 6Когда покой в тебе продолжится, объемля всех, здешняя функция Святого Духа завершится. 7Какая тогда надобность в видении? 8Когда Бог Самолично делает последний шаг, Святой Дух собирает воедино всю благодарность, всю признательность, предложенную Ему тобой, и мягко расстилает ее перед Его Творцом во имя Его святейшего Сына. 9Отец приемлет ее во Имя Его. 10Что же еще необходимо видеть в присутствии Его признательности?

А. Первое препятствие покою: желание от него избавиться

1. Первым препятствием, которое придется одолеть покою, окажется твое желание от него избавиться. 2Ведь ему не продолжиться, если ты его не сохраняешь. 3Ты центр, из которого покой расходится вовне, сзывая к себе остальных. 4Ты его дом, спокойная обитель, из коей он мягко изливается вовне, но никогда тебя не покидает. 5Если ты сделаешь его бездомным, как ему пребывать в Господнем Сыне? 6Коль суждено ему распространиться на всё творение, он должен начать с тебя, а от тебя достигнуть каждого, зовущего его, и принести ему отдохновение единением с тобой.

2. Зачем же тебе делать покой бездомным? 2Чего, по-твоему, он должен себя лишить, чтобы пребыть с тобой? 3Что это за цена, платить которую ты не желаешь? 4Ничтожная песчаная преграда по-прежнему стоит между тобой и братом. 5Станешь ли ты укреплять ее сейчас? 6Тебя не просят отказаться от нее ради одного себя. 7Христос тебя об этом просит ради Него. 8Он каждому желает принести покой, а как еще Он может это сделать, если не через тебя? 9Позволишь ли ты убогой песчаной насыпи, стене из праха, ничтожному воображаемому заслону встать между братьями твоими и спасением? 10А между тем сей малый след атаки, которым ты всё еще дорожишь, который направляешь против брата, и есть то первое препятствие покою, с которым он встречается в тебе. 11Эта пустячная стена из ненависти всё еще противостоит Господней Воле и ограничивает ее.

3. Цель Святого Духа мирно покоится внутри тебя. 2Но ты еще не позволяешь ей с тобою полностью соединиться. 3Ты всё еще, пусть и немного, перечишь Божьей Воле. 4Но этой малостью ты ограничиваешь целое. 5Господня Воля не во множестве, Она одна. 6Нет у нее противоположности, поскольку нет никакой другой. 7То, что ты до сих пор хранишь за жалким барьером раздельно с братом, кажется более могущественным, нежели вся вселенная, коль скоро оно сдерживает и вселенную, и ее Творца. 8Эта убогая стена скрывает цель Царства Небесного и отстраняет ее от Царства.

4. Отнимешь ли ты спасение у дарителя спасения? 2Ибо ты делаешь именно это. 3Покой тебя покинуть мог не более, чем Бога. 4Не бойся этого пустячного препятствия. 5Оно не может сдержать Господней Воли. 6Излившись через него, покой с тобою беспрепятственно соединится. 7Тебе не может быть отказано в спасении. 8Спасениетвоя цель. 9Тебе не выбрать ничего иного. 10Нет цели у тебя, отдельной от цели брата или от той, которую ты попросил Святого Духа с тобою разделить. 11Бесшумно упадет убогая стена под крыльями покоя. 12Поскольку от тебя покой пошлет своих гонцов по всему миру, то все преграды рухнут перед ними с такой же легкостью, с какою будут преодолены барьеры, воздвигнутые тобой.

5. Мир победить не труднее, чем одолеть твою убогую стену. 2Ведь в чуде твоих святых взаимоотношений содержитсявне этого барьеракаждое чудо. 3В чудесах нет степеней трудности, поскольку все они одинаковы. 4Каждое из них есть добрая победа очарования любви над привлекательностью вины. 5Разве возможно, чтобы это не осуществилось, где бы ни делалась такая попытка? 6Вина не в состоянии воздвигнуть реальных барьеров против чуда. 7И всё, что, кажется, стояло между тобой и братом, должно отпасть, благодаря призыву, на который ты ответил. 8А от тебя, ответившего, Он, Кто тебе ответил, будет звать. 9Его обительв твоих святых взаимоотношениях. 10Так не пытайся встать меж Ним и Его святою целью, которая есть также и твоя. 11Но тихо позволь Ему продолжить чудо твоих взаимоотношений с той целью, какая им была дана, ко всем, причастным к ним.

6. Есть тишина в Раю, счастливое предвосхищение, короткая и радостная пауза в признании конца пути. 2Ведь Царство Небесное знает тебя столь же хорошо, как знаешь его ты. 3Иллюзии больше не стоят между тобой и братом. 4Так не смотри на жалкую стену теней! 5Солнце взошло над ней. 6Разве способна тень закрыть тебя от солнца? 7Не более того тени способны отгородить тебя от света, в котором заканчиваются иллюзии. 8Каждое чудо есть просто конец иллюзии. 9Таким было странствие, таков его конец. 10А в принятой тобою целиистинедолжны исчезнуть все иллюзии.

7. Ничтожное, безумное желание избавиться от Того, Кого ты пригласил войти и оттолкнул, должно рождать конфликт. 2Пока ты видишь мир, это ничтожное желание, выкорчеванное и плывущее бесцельно, может прибиться к чему угодно и временно обосноваться там, ведь у него уже нет цели. 3Прежде чем Дух Святой явился, чтобы пребыть с тобой, оно, казалось, преследовало великую цель: навязчивую и неизменную преданность греху и его следствиям. 4Теперь оно слоняется без смысла и без цели и создает не более чем пустячную заминку в зове любви.

8. Пушинка легкая желания, крохотная иллюзия, микроскопический остаток веры в грехвот всё, что остается от того, что некогда казалось миром. 2Это уже не стойкое препятствие покою. 3Бесцельные блуждания придают его результатам еще большую, чем прежде, неустойчивость и непредсказуемость. 4Но есть ли что-либо неустойчивей, нежели тщательно выстроенная бредовая система? 5Видимость стабильностиее всепроникающая слабость, распространяющаяся на всё. 6Непостоянство, вызванное этим жалким остатком, свидетельствует лишь о его ограниченных результатах.

9. Много ли силы есть у легкого пера в сравнении с великими крылами истины? 2Способно ли оно прервать полет орла или помешать приходу лета? 3Изменит ли оно воздействие весенних солнечных лучей на занесенный снегом сад? 4Взгляни, с какою легкостью поднят и безвозвратно унесен этот дымок, и с радостью, без сожалений с ним расстанься. 5Ведь сам по себе он ничто и ничего не означал, даже когда ты наделял огромной верой его защиту. 6Не лучше ли приветствовать летнее солнце, чем, вперив взгляд в уносящуюся снежинку, дрожать при воспоминании о зимней стуже?

а. Влечение к вине

10. Влечение к вине рождает боязнь любви, ибо любовь вины не замечает вовсе. 2В природе любвивидеть только истину, поскольку в ней любовь видит самое себя, с собой соединяясь в святом и совершенном союзе. 3Так же, как любовь не замечает страха, страх должен не замечать любви. 4Ибо в любви конец вины столь же бесспорен, как и зависимость страха от вины. 5Любовь влечет только к любви. 6Вины не видя, она не видит страха. 7Всецело чуждая атаке, она не испытывает страха. 8А страх влеком к тому, чего любовь не видит, и каждый из них верит в небытие того, что видимо другому. 9Страх смотрит на вину с той же преданностью, с какой любовь глядит на самое себя. 10И каждый рассылает своих гонцов, и они возвращаются к нему с вестями, написанными на том же языке, на коем были посланы.

11. Гонцы любви, с нежностью посланные, вернутся с вестями любви и доброты. 2Вестникам страха грубо приказано искать вину и дорожить каждой крупицей греха и зла, которую удастся обнаружить, и, ни одной не растеряв в смертельной боли, нести и складывать почтительно к ногам владыки. 3Восприятие не может служить двум господам, одновременно ожидающим разных вестей на разных языках. 4Того, чем страх себя питает, любовь не замечает. 5Того, что ему так необходимо, она даже не видит. 6Доброе восприятие любви полностью лишено неудержимой притягательности страха для вины. 7Всё в поле зрения любви бессмысленно для страха и полностью невидимо для него.

12. Взаимоотношения в этом мире есть результат воззрения на мир. 2А это зависит от того, с какой эмоцией в мир были посланы гонцы, которые вернутся с рассказом об увиденном. 3Вестники страха, воспитанные в страхе, дрожат от страха, явившись на зов владыки. 4Ведь страх беспощаден даже к своим друзьям. 5Его посланцы крадутся виновато, рыская в поисках вины, до исступления измученные голодом и холодом, в которых их содержит господин, давая поживиться только тем, что они принесут ему. 6Ни толики вины не ускользнет от их голодных глаз. 7В своих свирепых поисках греха они набрасываются на любое увиденное ими живое существо и с визгом волокут свою добычу на растерзание властелину.

13. Не посылай этих свирепых гонцов в мир, чтобы, пируя в нем, терзать реальность. 2Ибо они принесут тебе слово о плоти, коже и костях. 3Натренированные на поиск тленного, они вернутся, в глотках неся всё разлагающееся и тленное. 4Для них оно прекрасно, поскольку, кажется, утоляет неистовые конвульсии голода. 5Обезумев от боли, рожденной страхом, они стремятся отвести карающую длань того, кто их послал, и предлагают ему всё, что дорого их сердцу.

14. Святой Дух даровал тебе гонцов любви, чтобы ты слал их вместо тех, которых готовил в страхе. 2Им так же, как и тем, другим, не терпится вернуть тебе всё, милое их сердцу. 3Если ты их пошлешь вперед, они увидят лишь прекрасное и доброе, смиренное и невиновное. 4И так же тщательно будут они следить за тем, чтобы ни крупица явленного милосердия, ни самый незаметный жест прощения, ни легкое дыхание любви не ускользнули от их взгляда. 5Они вернутся, неся всё радостное, что нашли, дабы любовно этим с тобой делиться. 6Не бойся их. 7Они несут спасение. 8Их вестивести безопасности, поскольку добр в их видении мир.

15. Если ты в мир пошлешь гонцов, дарованных тебе Святым Духом, желая только их вестей и никаких других, ты больше не увидишь страха. 2Твоим глазам предстанет преображенный мир, очищенный от всей вины и нежно тронутый очарованием. 3Мир полностью освобожден от страха, коим ты заполнял его. 4И ты уже не сможешь видеть то, что вестников любви просил изъять из мира. 5Святой Дух дал тебе Своих гонцов, чтобы ты слал их к брату и чтобы они возвращали тебе всё, видимое любовью. 6Они даны тебе взамен голодных псов страха, которых ты прежде рассылал. 7И разлетаются гонцы, символизируя избавление от страха.

16. Но и Любовь раскинула бы перед тобою пир, только на белоснежной скатерти и за столом, накрытым в тишине тенистого, раскидистого сада, где никакие звуки, кроме пения и нежного и радостного шепота, не нарушают тишины. 2Сей пирво славу твоих святых взаимоотношений, где каждый принимается как дорогой почетный гость. 3В мгновение святое молитву произносят все, соединяясь в доброте перед столом причастия. 4Там с вами я соединюсь, как обещал давно и ныне обещаю. 5Ибо я стал желанным в твоих новых отношениях. 6А где мне рады, там я есть.

17. Я стал желанным в состоянии милосердия, а это значит, что ты в конце концов меня простил. 2Ведь я стал символом твоего греха и должен был умереть вместо тебя. 3Для эго грех означает смерть, а посему и искупление достигнуто через убийство. 4Спасение видится как путь, на коем Божий Сын убит вместо тебя. 5Разве тебе, возлюбленному мною, я предложил бы свое тело, зная его ничтожность? 6Или же обучал тебя тому, что телу нас не разлучить? 7Мое тело было не ценнее твоего, не лучшим проповедником спасения, и не его Источником. 8Никто не умирает за кого-то, и смертью грех не искупить. 9Но ты способен жить, чтобы доказать его нереальность. 10Тело и вправду кажется символом греха, пока ты веришь в его способность обеспечить тебе желаемое. 11Пока ты веришь, что оно способно дать тебе усладу, ты веришь также в его способность причинить боль. 12А думать, что такая малость способна удовлетворить тебя и осчастливить,значит вредить себе и ограничивать свое счастье, взывая к боли, чтобы пополнить свои скудные запасы и сделать целокупной свою жизнь. 13Так видит целокупность эго. 14Вина ведь не замедлит вползти туда, откуда изъято счастье, и заместить его. 15Сопричастностьиная форма целокупности, превосходящая вину, поскольку она превосходит тело.

Б. Второе препятствие: вера, будто тело ценно тем, что оно предлагает

1. Мы говорили, что первое препятствие, которое необходимо преодолеть покою,это твое желание от него избавиться. 2Покоя не желают там, где доминирует влечение к вине. 3Второе препятствие, через которое необходимо пройти покою, тесно связанное с первым, есть вера, будто тело ценно тем, что оно предлагает. 4Здесь влечение к вине проявлено в теле и видимо в нем.

2. Такова ценность, которой, как ты считаешь, покой тебя лишит. 2Он якобы отберет ее и сделает тебя бездомным. 3Поэтому ты и отказываешь ему в пристанище. 4Ты чувствуешь, что «жертва» непомерна для тебя. 5Но жертва это или освобождение? 6Что же в действительности тело дало тебе как оправдание твоей странной веры, будто бы в нем заключено спасение? 7Разве не видишь ты, что это вера в смерть? 8Здесь восприятие сосредоточено на Искуплении как на убийстве. 9Именно здесь исток идеи, будто любовь есть страх.

3. Гонцы Святого Духа разосланы далеко за грани тела с призывом к разуму присоединиться к святому союзу и обрести покой. 2Такую весть я дал им для тебя. 3Лишь нарочные страха видят тело, поскольку они в вечном поиске всего, способного страдать. 4Жертва ли этобыть отстраненным от всего, способного страдать? 5Святой Дух не просит тебя жертвовать надеждой на услады тела; у тела такой надежды нет. 6Но равно оно не в состоянии принести тебе страх перед болью. 7Боль есть единственная «жертва», которую испрашивает Дух Святой и от которой Он тебя избавит.

4. Покой продолжен от тебя лишь к вечному, он изливается вовне от вечного в тебе. 2Всё остальное он одолевает. 3Второе препятствие покою не прочнее первого. 4Ибо ты не желаешь ни избавляться от покоя, ни ограничивать его. 5Но что это за препятствия, которые ты вклинил между покоем и продолжением его, если не те преграды, которые ты воздвиг между своею волей и свершением ее? 6Ты хочешь единения, а не разгула страха. 7Спасения, а не боли, вызванной виной. 8И ты желаешь, чтобы твой Отец, а не могильный холм из глины был твоим домом. 9В святых взаимоотношениях с тобойСын твоего Отца. 10Он не утратил общения с Ним или с самим собой. 11Своим согласием на единение с братом ты признаешь, что это так и есть. 12Это не стоит ничего, но в этомосвобождение от платы.

5. Дорого обошлись тебе твои иллюзии, однако всё, за что ты дорого платил, не принесло тебе покоя. 2Не рад ли ты, что жертва Небесами невозможна и равно невозможно требовать жертвы от тебя? 3Нет такого препятствия, которое ты мог бы воздвигнуть перед нашим союзом, ведь я уже присутствую в твоих святых взаимоотношениях. 4Мы одолеем все преграды вместе, ведь мы стоим у врат внутри, а не снаружи. 5С какою легкостью ворота распахнутся изнутри, чтобы впустить покой, благословляющий усталый мир! 6Разве нам так уж трудно вместе преодолеть барьеры, когда ты присоединился к беспредельному? 7Конец виныв твоих руках, чтобы его дарить. 8Ужели ты остановишься сейчас, чтобы искать вину в собственном брате?

6. Позволь мне стать для тебя символом конца вины и посмотри на брата так же, как смотришь на меня. 2Прости мне все грехи, которые, по-твоему, Сын Божий совершил. 3И в свете твоего прощения он будет помнить, кто он есть, забыв о том, чего никогда не было. 4Я прошу твоего прощения, ведь если ты виновен, то должен быть виновным и я. 5Но если я преодолел вину и победил мир, ты был со мной. 6Что ты во мне увидишь: символ вины или ее конец, помня, что я означаю для тебя лишь то, что ты видишь в самом себе?

7. Из твоих святых взаимоотношений истина провозглашает истину, любовь глядит на самое себя. 2Спасение струится из глубин обители, предложенной тобою моему Отцу и мне. 3Мы вместе пребываем в ней в безмолвном единении Отца и Сына. 4Приди же, преданный святому союзу Отца и Сына в тебе! 5И не старайся отделиться от того, что было предложено тебе с признательностью за возвращение покою его дома в Царстве Небесном. 6Разошли по всему миру радостную весть о конце вины, и весь мир тебе ответит. 7Подумай о том счастье, которое наступит, как только каждый засвидетельствует кончину греха и покажет тебе, что власть его исчезла навсегда. 8Где может быть вина, когда исчезла вера в грех? 9Где нынче смерть, когда умолк ее неистовый глашатай?

8. Прости же мне твои иллюзии, освободи меня от наказания за то, чего я не совершал. 2Так, обучая свободе брата, ты познаёшь свободу, которой я учил, и тем меня освобождаешь. 3Я присутствую в твоих святых взаимоотношениях, а ты желаешь упрятать меня за препятствия свободе, возведённые тобой и преграждающие мой путь к тебе. 4Но невозможно быть раздельно с Тем, Кто уже там. 5И в Нем вполне возможно, чтобы наш союз, в котором мы уже едины, стал средоточием нового восприятия, несущего свет всему миру, заключенному в тебе.

а. Влечение к боли

9. Твоя скромная рольотдать Святому Духу целиком идею жертвы. 2И принять покой, который Он дает взамен без ограничений, способных помешать его продолжению и лимитировать твоe осознание его. 3Ведь то, что Он дает, должно продолжиться, чтобы осталась в тебе его беспредельная сила и чтобы ты мог воспользоваться ею в освобождении Сына Божьего. 4Вовсе не от покоя желаешь ты избавиться; им обладая, ты не способен положить ему предел. 5Если покой бездомен, бездомны ты и я. 6И Тот, Кто есть наш дом, бездомен вместе с нами. 7Разве ты этого желаешь? 8И разве в поисках покоя ты сделаешься вечным странником? 9Разве свою надежду на счастье и покой ты вложишь в обреченное на неудачу?

10. Вера в вечное всегда оправдана, поскольку вечноеизвечно благо, в своем терпении беспредельно и целиком исполнено любви. 2Оно и примет тебя всецело, и даст покой. 3Однако оно может соединиться только с тем, что уже пребывает в тебе в покое и что бессмертно, как оно само. 4Тело не принесет тебе покоя или страданий, радости или боли. 5Оно есть средство, а не цель. 6Само по себе оно не имеет цели, лишь ту, которая ему дана. 7Тело всегда будет казаться средством достижения цели, которую ты приписал ему. 8Лишь разум устанавливает цель, лишь он способен увидеть средство ее достижения и оправдать его использование. 9Покой или винавот состояния, к которым стремится разум. 10И эти состояния есть дом эмоции, вызывающей их к жизни и, следовательно, совместимой с ними.

11. Задумайся, однако, над тем, какая из них совместима с тобой. 2Перед тобою выбор, и он свободен. 3Но всё, что в нем заключено, придет с ним заодно, и то, кем ты себя считаешь, неотделимо от него. 4Тело кажется великим предателем веры. 5В немкорни разочарования и семена неверия, но только если ты просишь у него то, чего оно не может дать. 6Разве твоя ошибкадостаточное основание для угнетенности и разочарования, для мстительной атаки на то, что, как тебе казалось, подвело тебя? 7Свою ошибку не используй как оправдание собственного неверия. 8Ты не грешил, но ошибался в том, что предано тебе. 9А исправление ошибки даст тебе основание для веры.

12. В погоне за телесными усладами ты обязательно находишь боль. 2Необходимо хорошо усвоить эту взаимосвязь, ведь именно ее считает эго свидетельством греха. 3В действительности это не наказание. 4Это лишь неизбежный результат отождествления себя с телом, которое является приглашением для боли. 5Оно призывает страх войти и стать твоей целью. 6Влечение к вине должно прийти с ним вместе, и, что бы тело, побуждаемое страхом, ни делало, всё будет сопровождаться болью. 7Тело разделит боль иллюзий, и иллюзия удовольствия будет той же, что и иллюзия боли.

13. Так ли уж это неизбежно? 2Понукаемое страхом, тело следует курсом вины, служа хозяину, чье влечение к вине поддерживает всю иллюзию его существования. 3Тогда это и есть влечение к боли. 4Руководимое подобным восприятием, тело становится слугою боли, ища ее покорно и повинуясь идее, будто боль есть наслаждение. 5Именно эта идея является подоплекой такой весомой ставки эго на тело. 6Эти безумные отношения эго утаивает, живя за их счет. 7Тебя же оно учит, что наслаждение тела и есть счастье. 8А про себя нашептывает: «Оно есть смерть».

14. Должно ли тело быть чем-либо для тебя? 2Ценность того, из чего оно сделано, определенно невелика. 3И так же определенно у него нет чувств. 4Оно передает те чувства, которые тебе желанны. 5Как всякое средство связи тело получает и рассылает вести, которые ему даны. 6Оно к ним не испытывает чувств. 7Все чувства, вложенные в эти вести, принадлежат их отправителю и адресату. 8Как эго, так и Дух Святой прекрасно понимают это, а также понимают, что отправительон же адресат. 9Святой Дух сообщает тебе об этом с радостью. 10А эго утаивает эту весть, поскольку не желает осознания ее тобой. 11Кто стал бы рассылать исполненные атаки и ненависти послания, если бы понял, что шлет их самому себе? 12Кто стал бы обвинять и осуждать себя?

15. Послания эго рассылаются вовне всегда с уверенностью, что от твоих посланий атаки и вины страдать придется кому угодно, только не тебе. 2А даже если ты и пострадаешь, участь другого будет много горше. 3Великий лгун прекрасно знает, что это не так, но, будучи «врагом» покоя, побуждает тебя рассылать вовне послания ненависти и так освобождать себя. 4А чтобы убедить тебя в осуществимости подобного, эго побуждает тело искать боль в атаке на другого, называет это удовольствием и предлагает его в качестве свободы от атаки.

16. Не слушай сумасбродства эго, не верь в истинность невозможного. 2Не забывай, что эго посвятило тело целигреху и вкладывает всю свою веру в то, что это осуществимо. 3Грустные служки эго поют протяжные и нескончаемые гимны телу в хвалебных одах эго. 4Каждый должен поверить, что уступить влечению вины значит избежать боли. 5Каждый обязан считать себя телом, без коего он умрет, но в коем его смерть равно неизбежна.

17. Последователям эго не дано понять, что они посвятили себя смерти. 2Свобода предложена им, но не принята ими, а то, что предложено, должно быть и получено, чтобы воистину быть отданным. 3Ведь Святой Дух тоже посредник в общении; Он получает вести от Отца и предлагает их Сыну. 4Так же, как эго, Дух Святойи отправитель, и получатель. 5Ведь посланное через Него к Нему вернется, поскольку в поисках себя оно себя находит. 6И так же эго находит смерть, которую оно ищет, и возвращает тебе.

В. Третье препятствие: влечение к смерти

1. Тебе и брату, в чьи особые отношения вошел Святой Дух, дано освобождаться и освобождать от преданности смерти. 2Это было предложено тебе и принято тобой. 3Но тебе нужно тщательнее присмотреться к этой нелепой преданности, ибо в ней заключается третье препятствие, которое необходимо преодолеть покою. 4Никто не умирает, не выбрав смерть. 5А то, что предстает как боязнь смерти, на самом деле есть влечение к ней. 6Вина ведь тоже и страшится, и страшит. 7Однако ей подвластны только те, кто ее ищет, кого к ней влечет. 8Так и со смертью. 9Созданная эго, она накрыла черной тенью всё живое, поскольку эго есть «враг» жизни.

2. Но тень не убивает. 2Что тень живущим? 3Мимо прошлии нет ее. 4А как же с теми, чья приверженностьне жить; с теми задрапированными в траур «грешниками»погребальным хором эго, тяжелой поступью бредущими от жизни прочь, поющими, звеня своими кандалами, хвалы неумолимому владыке, богу смерти? 5Коснись любого из них нежною рукой прощения и стань свидетелем того, как упадут их кандалы, а с ними и твои. 6Смотри: он сбросил черный балахон, надетый им, чтобы присутствовать на собственных похоронах; услышь его, смеющегося над смертью. 7Через твое прощение он ускользнет от приговора, вынесенного ему грехом. 8То не гордыня. 9В том Воля Бога. 10Что остается невозможным для тебя, избравшего своею волей Его Волю? 11Что тебе смерть? 12Ведь предан ты не смерти и не ее владыке. 13Когда ты принял цель Святого Духа вместо цели эго, ты смерть отверг и обменял ее на жизнь. 14Мы знаем, что идея не покидает свой источник. 15И смерть есть такой же несомненный результат идеи, которую мы называем эго, как жизнь есть результат Мысли Божьей.

а. Непорочное тело

3. От эго явились вина, и грех, и смерть в противовес невинности и жизни, и Воли Бога Самого. 2Но где подобное противостояние возможно, если не в воспаленном разуме безумных, безумию преданных, настроенных против Небесного покоя? 3Одно лишь очевидно: Господь, не сотворивший ни греха, ни смерти, не хочет, чтобы ты был ими связан. 4Ему неведомы ни грех, ни следствия его. 5Закутанные в черное фигуры тянутся траурной процессией не с целью почтить Творца, Чья Воля в том, чтобы они жили. 6Они не следуют Господней Воле, они ей противостоят.

4. А что же тело, задрапированное в черный траур, которое они хоронят? 2Это тело, приговоренное ими к смерти, символ порока, жертва греху, предложенная ему, чтобы, питаясь ею, он мог поддерживать в себе жизнь; вещь проклятая, осужденная своим создателем, оплаканная каждым плакальщиком, видящим в нем себя. 3Ты, веря, будто осудил на это Сына Божьего, самонадеян. 4Но ты, освобождающий его, чтишь Волю его Творца. 5Самонадеянность греха, заносчивость вины и памятник надгробный разделениювсё это часть твоей неосознанной приверженности смерти. 6Блеск вины, возложенной тобой на тело, убивает его. 7Ведь всё, что эго любит, оно убивает за послушание. 8Но то, что непокорно эго, оно не в состоянии убить.

5. У тебя есть иная преданность, что сохраняет тело непорочным и совершенным, пока ты пользуешься им, осуществляя свою святую цель. 2Тело способно умереть не более, чем чувствовать. 3Оно бездейственно . 4Само по себе оно ни порочно, ни беспорочно. 5Оно ничто. 6Оно есть результат ничтожной и безумной идеи порока, которую можно исправить. 7Ведь Бог ответил на эту безумную идею Своею Собственной, Ответом, который не покидал Его и, следовательно, привносит осознание Бога в каждый разум, услышавший Его Ответ и принявший Его.

6. Тебе, кто предан беспорочному, была дана через твое приятие сила освобождения от порока. 2И есть ли лучший способ обучения первому и основному принципу в данном учении о чудесах, нежели показ, что чудо, кажущееся наиболее трудным, может свершиться первым? 3Тело лишь служит твоей цели. 4Как ты посмотришь на него, таким оно тебе предстанет. 5Смерть, будь она истинной, стала бы окончательным и полным разрывом общения, что и является целью эго.

7. Те, кто боится смерти, не видят, как часто и как громко они зовут ее прийти и избавить их от общения. 2В смерти они усматривают собственную безопасность, великого и мрачного освободителя от света истины, ответ Ответу, глушителя Голоса, Вещающего за Бога. 3Но отступление к смерти еще не конец конфликта. 4Лишь Божий Ответ ему конец. 5Твоя воображаемая любовь к смерти кажется непомерным препятствием, которое необходимо преодолеть покою. 6Ведь в нем упрятаны все тайны эго и все его нелепые средства обмана, его болезненные идеи и дикие фантазии. 7Здесь окончательный распад союза, триумф всего созданного эго над творением, победа безжизненного над Самой Жизнью.

8. В пыли, на краю собственного изувеченного мира оставило бы эго Сына Божьего, убитого велениями эго и доказавшего своим распадом, что Сам Господь беспомощен перед всесильным эго, а жизнь, Им сотворенную, Он не способен защитить от бешеного желания эго убивать. 2Мой брат и чадо нашего Отца, это лишь сон о смерти. 3Ведь нет ни похорон, ни мрачных алтарей, ни беспощадных заповедей, ни извращенных ритуалов осуждения, к которым тело тебя ведет. 4Так не проси освобождения от него. 5Освободи его от беспощадных и неослабных своих велений, прости ему всё то, что делать сам же приказывал ему. 6Возвысив тело, ты осудил его на смерть, ведь только смерть одерживает верх над жизнью. 7И что, кроме безумия, увидев поражение Бога, сочтет его реальным?

9. Страх перед смертью уйдет, как только влечение к ней уступит подлинному влечению к любви. 2Конец греха, тихо укрывшийся в безопасности твоих взаимоотношений и защищенный твоим союзом с братом, готовый вырасти в могучую силу в поддержку Бога, довольно близок. 3Младенчество спасения надежно охраняется любовью, защищено от каждой агрессивной мысли и тихо подготовлено к исполнению великой миссии, ради которой спасение тебе дано. 4Твою новорожденную цель выхаживают ангелы, лелеет Дух Святой и охраняет Сам Бог. 5Ей не нужна твоя защита, онатвоя. 6Ибо она бессмертна, и в ней самой лежит кончина смерти.

10. Что за опасность может грозить всецело невиновному? 2Что может на невинного напасть? 3Какому страху под силу прийти, нарушив покой безгрешных? 4Всё, что тебе дано, даже в своем младенчестве, находится в полном общении с тобой и с Богом. 5В своих ладошках оно держит в подлинной сохранности каждое чудо, которое ты совершишь, протягивая его тебе. 6Чудо жизни, рожденное во времени, взлелеянное в вечности, возраста не имеет. 7Узри же этого младенца, которому ты предоставил место отдохновения своим прощением брата, и в этом узри Господню Волю. 8Младенец Вифлеемский здесь вновь рожден. 9И каждый, предоставивший ему приют, последует за ним, но не на крест, а к воскресению и жизни.

11. Когда что-либо кажется тебе источником страха, когда какая-либо ситуация пугает и трепет ужаса пронизывает тело, заставив его обливаться холодным потом, помни, что этому всему есть только одна причина: эго восприняло тело как символ страха, как знак греха и смерти. 2Тогда припомни, что ни знак, ни символ не нужно путать с самим источником, ведь символы обозначают нечто другое, а не самих себя. 3Их смысл не может заключаться в них самих, его необходимо искать в том, что они представляют. 4И значить они могут всё или ничего в зависимости от истинности или фальшивости идеи, которую отражают. 5Столкнувшись с подобной кажущейся неопределенностью смысла, не суди его. 6И помни о святом присутствии Того, Кто дан тебе в качестве Источника суждения. 7Предоставь Ему судить всё для тебя, сказав:

8Возьми от меня это, смотри и за меня суди.

9Пусть я не вижу в этом символов греха и смерти, не стану их использовать с целью разрушения.

10Учи меня не создавать из этого препятствия покою, но разрешить Тебе воспользоваться этим для меня, чтобы обеспечить приход покоя.

Г. Четвертое препятствие: страх перед Богом

1. Что бы увидел ты без страха перед смертью? 2Что бы ты чувствовал и о чем думал, если бы смерть так не влекла тебя? 3Ты просто помнил бы своего Отца. 4Творца всей жизни, Источник всего живого, Отца вселенной и вселенной вселенных и даже всего, лежащего за ними, ты помнил бы. 5В то время как эта память восходит в твоем разуме, покой всё еще должен одолеть последнее препятствие, после чего спасение достигнуто и Божий Сын полностью возвращен здравомыслию. 6Ведь здесь действительно закончится твой мир.

2. Четвертое препятствие, которое необходимо преодолеть покою, висит тяжелою завесой перед лицом Христа. 2По мере того, как его лик проступает из-за нее, сияя радостью в Любви его Отца, покой легким прикосновением завесу отодвинет и устремится Ему навстречу, чтобы наконец соединиться с Ним. 3Ведь эта мрачная завеса, уподобляющая лицу прокаженного лик самого Христа, а яркие Лучи Любви его Отца, что озаряют славой Его лик, уподобляет потокам крови, тускнеет в ярком свете позади нее, когда уходит страх смерти.

3. Это есть самая темная из всех завес, поддерживаемая верой в смерть и защищенная влечением к ней. 2Преданность смерти и ее владычеству есть лишь торжественный обет, тайная клятва и данное эго обещание не поднимать завесы, не приближаться к ней и даже не подозревать о том, что она есть. 3Тайная эта сделка с эго заключена затем, чтобы лежащее за завесой хранить изглаженным из памяти навечно. 4Здесь твой зарок не допустить союза, способного изъять тебя из разделения; великая амнезия, из-за которой память о Всевышнем кажется глубоко забытой; раскол со своим Явсё это есть страх перед Богом, последняя ступень в твоей диссоциации.

4. Смотри, как вера в смерть тебя на первый взгляд «спасает». 2Исчезни это всё, чего еще, если не жизни, тебе бояться? 3Лишь притягательность смерти заставляет жизнь казаться уродливой, жестокой и деспотичной. 4Смерти боишься ты не больше, чем боишься эго. 5Онитобою выбранные друзья. 6Поскольку в тайном союзе с ними ты согласился никогда не избавляться от страха перед Богом, чтобы лишить себя возможности увидеть лик Христа и с Ним в Его Отце соединиться.

5. Каждое препятствие, через которое предстоит пройти покою, преодолевается одним и тем же образом: страх, что воздвиг его, уступает место любви за ними исчезает. 2Также и здесь. 3Желание отделаться от покоя и отогнать подальше от себя Святого Духа постепенно исчезает в присутствии тихого признания твоей любви к Нему. 4Возвеличение тела отвергнуто в пользу духа, которого ты любишь так, как никогда не смог бы любить тело. 5И смерть навечно утрачивает свою привлекательность, когда тебя волнует и зовет к себе любовь. 6А из-за каждого препятствия любви взывает к тебе Сама Любовь. 7И каждое из тех препятствий одолевается влечением к тому, что по другую сторону от них. 8Твое желание страха казалось их опорой. 9Но, услыхав за ними Глас Любви, ты ответил, и все они исчезли.

6. Теперь, объятый ужасом, стоишь ты перед тем, на что поклялся не смотреть. 2Глаза твои опущены при воспоминании об обещании твоим «друзьям». 3«Очарование» греха и нежное влечение вины, «святая» восковая фигура смерти и страх перед возмездием эго, не покидать которое ты клялся кровью,все они восстают и убеждают тебя не поднимать глаза. 4Ведь ты осознаёшь, что, если всё это увидеть, если позволить поднять завесуони исчезнут навсегда. 5Твои «друзья», «защитники», «твой дом»всё пропадет. 6А из того, что помнится сейчас, ты уже ничего не будешь помнить.

7. Кажется, мир буквально тебя покинет, как только ты решишься поднять глаза. 2Случится же обратное: ты навсегда оставишь этот мир. 3И в этом новое утверждение твоей воли. 4Взгляни на мир открытыми глазамии навсегда исчезнет вера в то, что ты зависим от чего-то вне тебя, от неподвластных тебе сил, от мыслей, приходящих вопреки твоей воле. 5Твоя воля в том, чтобы на это посмотреть. 6Безумные желания, банальные порывы снова забыть, уколы страха и холодный пот кажущейся смертиничто не сможет устоять против твоей воли. 7Ибо влекущее тебя из-за завесы также укоренено в тебе, с тобою нераздельно и полностью едино.

а. Поднятие завесы

8. Не забывай, что этот дальний путь проделали вы вместе с братом. 2И вас определенно вело сюда не эго. 3Ни одного препятствия покою с помощью эго не одолеть. 4Оно не раскрывает своих тайн, не предлагает их увидеть, чтобы уйти за их пределы. 5И слабости свои оно не поспешит перед тобою обнажить, чтобы ты понял: нет у него силы удерживать тебя врозь с истиной. 6Тот, Кто привел тебя сюда, с тобою остается, и ты, подняв глаза, будешь готов смотреть на ужасы без страха. 7Но прежде подними глаза и посмотри на брата своего в невинности, рожденной полным прощением его иллюзий, глазами веры, что не видит их.

9. Никто не может смотреть без ужаса на страх перед Всевышним, пока не примет Искупления и не познает, что иллюзии нереальны. 2Никто не может стоять перед таким препятствием один, ибо он не ушел бы так далеко, не шествуй рядом его брат. 3Никто бы не посмел взглянуть на данное препятствие без полного прощения брата в своем сердце. 4Постой же здесь немного и не дрожи. 5Ты будешь готов. 6Давай соединимся в святом мгновении здесь, в этом месте, куда цель, данная в святом мгновении, привела тебя. 7Соединимся, веруя, что Тот, Кто нас сюда привел, предложит тебе невинность, столь нужную тебе, и что ты примешь ее ради моей и Его любви.

10. Но слишком быстро этого не увидеть. 2Ведь в это место каждый должен прийти, как только он готов. 3Как только он нашел своего братаон готов. 4Но просто прийти к этому месту недостаточно. 5Странствие без цели по-прежнему бессмысленно, и, даже завершившись, оно не кажется более осмысленным. 6Как же тебе понять, что странствие окончено, если не осознать, что цель его достигнута? 7Именно здесь, у финиша, ты видишь его цель. 8И здесь ты выбираешь, увидеть ее или же продолжать блуждать лишь для того, чтобы вернуться и сделать новый выбор.

11. Чтобы увидеть страх перед Богом, действительно необходима подготовка. 2Лишь здравомыслящие могут смотреть на чистое безумие и неистовое безрассудство с жалостью и состраданием, но не со страхом. 3Только у разделяющих безумие оно вызывает страх, а ты его разделяешь, пока не посмотришь на брата с совершенной верой, нежностью и любовью. 4Пока прощение не станет полным, ты не прощаешь. 5Ты в страхе перед Богом, потому что боишься брата. 6Кого ты не прощаешь, тех боишься. 7Никто не сможет достичь любви со страхом подле себя.

12. Твой брат, который стоит подле тебя, кажется тебе чужим. 2Ведь ты его не знаешь, и твоя интерпретация его полна страха. 3Ты всё еще нападаешь на него, чтобы обезопасить то, что кажется тебе тобою. 4Однако в его руках твое спасение. 5Ты видишь его безумие, которое ненавидишь, поскольку разделяешь его. 6А сострадание и прощение, способные исцелить безумие, уступают место страху. 7Брат мой, ты так нуждаешься в прощении брата, ведь ты разделишь с ним либо безумие, либо Рай. 8Либо вы с верою и вместе поднимете глаза, либо их не поднимет ни один из вас.

13. С тобою рядом тот, кто предлагает чашу Искупления, ибо Святой Духв нем. 2Поставишь ли ему в вину его грехи или же примешь его дар? 3Спасения податель, кто он тебе, друг или враг? 4Реши, кто он тебе, и помни: всё, что ты получаешь от него, соответствует твоему выбору. 5В нем есть сила прощать твои грехи, как есть она в тебе, чтобы прощать грехи его. 6Никто не может в одиночку дать ее себе. 7И тем не менее, твой спаситель стоит за каждым. 8Позволь ему быть тем, что он есть, и не старайся сделать из любви врага.

14. Узри же Друга твоего, Христа, стоящего подле тебя! 2Как же прекрасен Он и свят! 3Ты думал, что Он грешен, поскольку сам набросил на Него покров греха, чтобы сокрыть Его очарование. 4А Он всё так же протягивает тебе прощение, чтобы разделить с тобой Свою святость. 5Сей «недруг», сей «чужак» всё еще предлагает тебе спасение, как Его Друг. 6«Враги» Христа, служители греха, не знают, на Кого они напали.

15. Это твой брат, грехом распятый и ждущий избавления от боли. 2Разве ты не предложишь ему прощения, когда лишь он один способен предложить его тебе? 3За собственное избавление подарит он тебе твое так же определенно, как сотворил Бог каждое живое существо и как Он любит его. 4Он тебе истинно его подарит, ведь оно будет и предложено, и принято. 5Нет такой милости в Раю, какую ты не смог бы предложить брату и сам получить от самого святого Друга своего. 6Так не давай ему удерживать ее, ведь своим получением ее ты предлагаешь ее ему. 7И он получит от тебя то, что получено тобою от него. 8Избавление дано тебе лишь с тем, чтобы ты отдал его брату и таким образом сам получил его. 9Тот, кого ты простил, свободен, а отданное тобой ты разделяешь с ним. 10Прости же брату все грехи, в которых он обвиняет себя и всю вину, которая тебе мерещится в нем.

16. Это святое место воскресения, к которому мы вновь придем; к которому мы будем возвращаться, пока избавление не достигнуто и не получено. 2Прежде чем брата осудить, подумай, кто он такой. 3И Бога поблагодари за то, что он свят и что дар святости дан ему для тебя. 4Соединись с ним в радости, сотри следы вины в его истерзанном, смятенном разуме. 5И помоги ему освободиться от тяжкой ноши греха, тобою взваленного на него, а им воспринятого как его собственный, и с легкостью и счастливым смехом отмети от него. 6Терний греха не прижимай ко лбу его, не прибивай его к греху гвоздями, неискупленного и потерявшего надежду.

17. Одари верой брата своего, ибо надежда, милосердие и вератвои, чтобы дарить. 2В руки дающего дается дар. 3Взгляни на брата и в нем узри желанный Божий дар. 4Близится Пасха, время воскресения. 5Давай дарить друг другу избавление и разделять его, чтобы взойти в единстве в воскресении, а не разъединиться в смерти. 6Узри тот дар свободы, что отдал Я Святому Духу для тебя. 7И будьте ты и брат свободны вместе, даря Святому Духу тот же дар. 8А отдавая его, получите его от Него взамен того, что отдали. 9Вас и меня ведет Он вместе для встречи в этом святом месте, чтобы принять одно решение.

18. Здесь брата своего освободи, как я освободил тебя. 2Дай ему тот же дар и на него смотри без осуждения. 3Пусть будет он в твоих глазах невинен так же, как тыв моих; не замечай его грехов, которые ему мерещатся в самом себе. 4И предложи ему свободу и полное освобождение от греха здесь, в саду кажущейся агонии и смерти. 5Так вместе мы приготовим путь для воскресения Господня Сына, позволим ему вновь воскреснуть в радостном воспоминании о Его Отце, не ведающем ни греха, ни смерти, а знающем только жизнь вечную.

19. Вместе мы удалимся в Присутствие за завесой, чтобы быть не потерянными, но найденными, не видимыми, а только знаемыми. 2Со знанием же не остается ничего невыполненного в плане, Всевышним установленном для спасения. 3Такова цель странствия, без которой оно бессмысленно. 4Здесь Божий покой, Им отданный тебе навечно. 5Здесь и отдохновение, и тишина, которых ты искал, причина странствия с самого его начала. 6Царствотвой дар и долг твоему брату, дань благодарности, предложенная Господню Сыну, признательность за то, что он есть, за то, каким он сотворен своим Отцом.

20. Подумай хорошенько, каким ты будешь видеть подателя такого дара, ибо от этого зависит, каким перед тобой предстанет дар. 2В зависимости от того, увиден он дарителем вины или спасения, будет увиден и получен его дар. 3Распятые подарят боль, поскольку они испытывают боль. 4А исцеленные одарят радостью, поскольку они исцелены от боли. 5Каждый отдает так же, как получает, но каждый должен выбрать сам, что получить. 6Он выбор свой узнает по тому, что он отдаст и что будет ему дано. 7И ничто в Раю или в аду не помешает его решению.

21. Ты потому так далеко ушел, что странствие было твоим выбором. 2Никто не станет предпринимать то, в чем не видит смысла. 3То, во что ты поверил, всё так же предано тебе, оберегая тебя той же сильной и нежной верой, которая возносит тебя над завесой и безопасно помещает Сына Божьего под совершенную защиту его Отца. 4Это единственная цель, дающая и миру, и длительному странствию через него тот смысл, который они имеют. 5Вне этого они бессмысленны. 6Ты и твой брат стоите вместе, еще не убежденные, что мир и странствие имеют смысл. 7Однако вам дано увидеть эту цель в вашем святейшем Друге и в ней признать вашу собственную цель.

Table of contents

previous page start next page