Курс Чудес

*******

Глава 21

ЗДРАВОМЫСЛИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Введение

1. Восприятие порождено проекцией. 2Мир, видимый тобой, есть то, что ты пожаловал ему, не более того. 3Хотя он и не более того, но и не менее. 4Поэтому он важен для тебя. 5Мир есть свидетель твоего умонастроения, внешняя картина внутреннего состояния. 6Как мыслит человек, так он и воспринимает. 7Поэтому не стремись изменить мир, но реши изменить свое мировоззрение. 8Восприятие есть результат, а не причина. 9Вот почему степени трудности в чудесах бессмысленны. 10Всё в поле зрения видения исцелено и свято. 11Ни в чем, воспринятом без видения, нет смысла. 12А там, где смысла нет, царит хаос.

2. Осуждениеэто твое суждение о себе самом, его ты станешь проецировать на мир. 2 Увидев мир порочным, ты видишь вред, который сам же причинил Божьему Сыну. 3Увидишь бедствие и катастрофуты попытался Сына Божьего распять. 4Увидишь святость и надеждуты с Божьей Волею соединился, чтобы его освободить. 5А кроме этих двух решений, другого выбора не существует. 6Свидетеля своего выбора ты увидишь и по нему узнаешь, какое из решений ты предпочел. 7Мир, видимый тобой, просто показывает ту меру радости, которую ты разрешил себе в себе увидеть и принять как свою собственную. 8А если в этом и состоит смысл мира, тогда вся сила дарить мир радостью должна быть в тебе самом.

I. Забытая песня

1. Не забывай, что мир, «видимый» незрячими, должен быть миром мнимым, поскольку им неведомо то, как он выглядит на самом деле. 2Они должны догадываться, что можно в нем увидеть, полагаясь на вечно косвенное доказательство, и перестраивать свои догадки, споткнувшись обо что-то и упав, не распознав препятствия, или же невредимыми пройдя через распахнутые двери, казавшиеся им закрытыми. 3Так и с тобой. 4Ты не видишь. 5Посылки твоих предположений неверны, поэтому ты спотыкаешься о камни, которых не распознал, и падаешь, не понимая, что мог войти в распахнутые перед незрячими глазами двери, закрытые в твоем воображении, только и ждущие, чтобы радушно тебя принять.

2. Как глупо пытаться судить о том, что можно было попросту увидеть! 2И нет необходимости воображать, каким должен быть мир. 3 Его нужно увидеть прежде, чем распознать в нем то, что он есть. 4Вполне возможно показать, какие двери для тебя открыты, чтобы ты мог видеть, где пребывает твоя безопасность и какой путь ведет во тьму, а какойк свету. 5Суждение всегда направит тебя в ложном направлении, но видение укажет, куда идти. 6Зачем гадать?

3. Нет никакой необходимости учиться через боль. 2А добрые уроки и постигаются в веселии, и с радостью запоминаются. 3То, что приносит счастье, желаешь ты постичь и не забыть. 4Этого ты не отрицаешь. 5Вопрос лишь в том, может ли средство, с помощью которого ты постигаешь данный курс, принести обещанную им радость? 6Если ты веришь в возможность этого, то обучение не будет трудным. 7Ты еще не стал счастливым учеником, поскольку всё еще не уверен, что видение даст тебе больше, чем дает суждение, но ты уже постиг, что вместе их иметь нельзя.

4. Слепые привыкают к собственному миру, приспосабливаясь к нему. 2Им кажется, что они знают свою дорогу в нем. 3Они ей обучились не через радостные уроки, а через суровую необходимость ограничений, которых, как они считали, им не одолеть. 4Всё еще веря в это, они уроками своими дорожат и держатся за них, ибо не могут видеть. 5Они не понимают, что эти уроки не позволяют им прозреть. 6В это они не верят. 7И так они сохраняют мир, который научились «видеть» в своем воображении, уверенные, что им доступен только этот выбор и никакой другой. 8Им ненавистен мир, постигнутый через боль. 9И всё, что, по их мнению, в нем есть, служит напоминанием о том, насколько они неполноценны, как горько обездолены.

5. Вот так они определяют свою жизнь и место, где живут, и приспосабливаются ко всему, считая это своим уделом, боясь утратить то малое, что у них есть. 2И это свойственно всем тем, кто видит в теле свое и своих братьев единственное достояние. 3Тщетно стараются они дотянуться друг до друга; снова пытаются и снова безуспешно. 4И они приспосабливаются к одиночеству, веря, что, сохраняя тело, спасают то малое, что у них есть. 5Прислушайся и поразмысли, помнишь ли ты о том, о чем сейчас мы будем говорить.

6. Прислушайся, быть может, ты поймаешь отзвук древнего, но не совсем покинувшего память состояния, неясного, возможно, но вместе с тем чем-то знакомого, как песнь, название которой давно забыто, и обстоятельства, при которых ты ее слышал, полностью стерлись из памяти. 2Не вся она с тобой осталась, лишь слабый отзвук мелодии, не связанный с определенным местом, лицом или же с чем-либо конкретным. 3Но и по этому призрачному отрывку ты вспоминаешь, как восхитительна была вся песнь, как всё было прекрасно там, где ты ее услышал, как ты любил тех, кто там был и слушал ее с тобою вместе.

7. Звукиничто. 2Но ты их сохранил не ради них самих, а лишь как мягкое напоминание о том, что тронуло бы тебя до слез, припомни ты, как оно было дорого тебе. 3Ты мог бы вспомнить, но боишься, веря, что потеряешь мир, постигнутый с тех пор. 4И всё же ты знаешь, что ничего в постигнутом тобою мире даже и вполовину так не дорого тебе, как это. 5Прислушайся и посмотри, припомнишь ли ты песнь старинную, знакомую тебе давным-давно, ту, что была тебе дороже любой другой мелодии, которую ты научил себя лелеять с той поры.

8. За гранью тела, солнца, звезд и за пределом видимого есть арка света золотистогокаким-то образом знакомая тебе,которая при взгляде на нее растет, преображается в сияющий огромный круг. 2Круг этот на твоих глазах заполнен светом. 3И исчезают его края, больше не сдерживая того, что было в нем. 4Свет ширится, и покрывает всё, и продолжается до бесконечности, навеки лучезарный и непрерывный, не ограниченный ничем. 5Внутри него всё связано в безупречной непрерывности. 6И невозможно вообразить чего-либо снаружи, ибо не остается ничего, не залитого светом.

9. Таково видение Сына Божьего, которого ты знаешь хорошо. 2Это картина его, знающего своего Отца. 3Здесь память о том, что есть ты: часть этого и с ним со всем внутри, соединенная со всем столь же уверенно, как всё соединено в тебе. 4Прими же видение, способное показать тебе именно это, а не тело. 5Ты знаешь песнь старинную, и знаешь хорошо. 6Ничто и никогда не будет столь же дорого тебе, как этот древний гимн любви, который Божий Сын по-прежнему поет Отцу.

10. И зрячими теперь становятся слепые, поскольку песнь, которую они поют во славу своего Творца, славит и их. 2А слепоте, ими же созданной, не устоять против памяти об этой песне. 3Увидев картину Господня Сына, они припомнят, кто такой тот, о ком они поют. 4А что есть чудо, если не это воспоминание? 5Разве есть кто-либо, в ком не жила бы эта память? 6Свет в одном пробуждает ее во всех. 7И когда ты видишь свет в своем брате, ты помнишь это за всех.

II. Ответственность за видение

1. Неоднократно мы говорили о том, как мало требуется от тебя для постижения этого курса. 2Всё та же толика желания необходима, чтобы все твои отношения преобразились в радость; тот малый дар, предложенный тобой Святому Духу, взамен которого Он дарит тебе всё; та малость, на которой зиждется спасение: чуть изменить мышление, благодаря чему распятие преобразится в воскресение. 3Будучи истинным, этот курс настолько прост, что его невозможно не понять. 4Можно его отвергнуть, но в нем нельзя найти двусмысленности. 5И если ты сейчас решишь не следовать ему, то вовсе не потому, что он не ясен, а потому, что эта мизерная плата в твоих глазахслишком высокая цена за обретение покоя.

2. Только одно тебе необходимо сделать, чтобы всёи видение, и счастье, и освобождение от боли, и полное избавление от грехабыло дано тебе. 2Скажи решительно, без оговорок и с искренним намерением следующие слова, поскольку в них содержится сила спасения:

3Я сам в ответе за всё, что вижу.

4Я выбираю чувства, переживаемые мной, и сам решаю, к какой стремиться цели.

5И всё, что, кажется, случается со мною, я прошу и получаю так, как попросил.

6Более не обманывай себя, будто бы ты беспомощен перед лицом того, что сделано тебе. 7Признай, что просто ошибался,и все последствия твоих ошибок пропадут.

3. Немыслимо, чтобы Господень Сын был движим лишь событиями вне его самого. 2Немыслимо, чтобы всё, с ним происходящее, не было его выбором. 3Силой его решения определяется любая ситуация, в которой, как он полагает, он оказался неожиданно или случайно. 4Случайности и неожиданности исключены внутри вселенной, какою сотворил ее Господь и вне которой нет ничего. 5Страдая, ты решил, что грех был твоей целью. 6Если ты счастлив, то, значит, силу своего решения отдаешь Тому, Кто должен выбрать Бога за тебя. 7Сей малый дар ты предлагаешь Святому Духу, но даже и его Он отдает тебе, чтобы ты подарил его себе. 8Ведь этим даром тебе дается сила освободить твоего спасителя, чтобы он дал спасение тебе.

4. Так не отказывай же в этом скромном даре. 2Отказывая в нем, ты сохраняешь мир таким, каким видишь его сейчас. 3Отдай егои всё, тобою видимое, уйдет с ним заодно. 4Никогда еще так много не предлагалось за столь малый дар. 5В святом мгновении этот обмен осуществлен и сохранен. 6Здесь мир, которого ты не желаешь, принесен к миру желанному тебе. 7И здесь тебе дается тот, который тебе желанней, именно потому, что ты желал его. 8Для этого, однако, необходимо признать мощь твоего желания. 9Ты должен принять его силу, а не слабость. 10Ты должен воспринять, что обладающее силой, достаточной для создания мира, может и отпустить его, и принять исправление, если оно согласно увидеть свою неправоту.

5. Мир, видимый тобой,праздный свидетель того, что ты был прав. 2Свидетель тот безумен. 3Ты научил его сему свидетельству; когда же он вернул его тебе, ты его слушал и убедил себя, что всё, им видимое, было истинным. 4Ты сделал это самому себе. 5Увидишь только этои будешь так же видеть ту круговую замкнутость логических посылок, на коих зиждется твое «видение». 6Но оно не было тебе дано. 7Таков был твой дар себе и брату. 8Так пожелай изъятия у него этого дара и замещения его истиной. 9Как только ты увидишь перемену в нем, тебе будет дано увидеть ее в себе.

6. Возможно, ты не видишь для себя необходимости отдать сей малый дар. 2Тогда взгляни поближе на то, что он есть. 3И ты легко увидишь в нем полную замену разделения спасением. 4Всё, что есть эго,это идея, что с Сыном Божьим может что-либо произойти помимо его воли и, следовательно, помимо Воли его Творца, Чью Волю не отделить от его собственной. 5Это подмена Божьим Сыном своей же воли и безрассудный бунт против того, что должно быть вечно. 6Это утверждение, что у него есть сила сделать бессильным Бога, присвоить Его силу, лишив себя того, что было для него в Господней Воле. 7Эту безумную идею ты водрузил на алтари свои, и ты ее боготворишь. 8Всё, угрожающее этому, кажется, нападает на твою веру, поскольку вся она вложена сюда. 9Так не считай себя неверующим, поскольку и доверие твое, и вера в это очень сильны.

7. Святой Дух может достаточно легко дать тебе и веру в святость, и видение, чтобы ее увидеть. 2Однако ты не оставил открытым и свободным алтарь, которому принадлежат дары. 3Других кумиров, созданных как что-то еще, ты водрузил на их законное место. 4И этой чуждой «воле», которая, как кажется, говорит о том, что должно произойти, ты придаешь реальность. 5А всё, что показало бы тебе противоположность этому, должно казаться нереальным. 6Вот всё, что требуется от тебя: освободить место для истины. 7Тебя не просят делать или создавать что-либо, лежащее за гранью твоего понимания. 8Тебя лишь просят позволить истине войти и перестать мешать тому, что совершится само собой, и вновь признать присутствие того, что, как тебе казалось, ты утратил.

8. Так согласись хотя б на миг оставить алтари свои свободными от всего, что возложил на них,и ты не сможешь не увидеть того, что есть на них в действительности. 2Мгновение святоене миг творения, но миг признания. 3Ибо признание приходит с видением и приостановленным суждением. 4Только тогда возможно посмотреть в себя, увидеть всё, чему там должно быть, всё на виду и независимо от суждения и помех. 5 Отмена созданногоне твоя задача, но от тебя зависит, приветствовать ее радушно или нет. 6Желание и вера всегда сопутствуют друг другу, ведь каждый верит в то, чего он хочет.

9. Мы уже говорили, что эго осуществляет свои желания весьма простым путемприняв желаемое за действительное. 2Нет лучшей иллюстрации того, как сила желания, а потому и веры, заставляет его цели казаться и реальными, и осуществимыми. 3Вера в нереальное ведет к такому приспособлению реальности, которое соответствовало бы цели безумия. 4Цель греха порождает восприятие пугающего мира, оправдывающего его цель. 5Всё, чего ты желаешь, ты будешь видеть. 6И если реальность этого фальшива, то ты ее поддержишь тем, что не увидишь всех приспособлений, тобой придуманных, чтобы сделать ее истинной.

10. Когда видению отказано, путаницы между причиной и следствием не избежать. 2Целью теперь становится укрыть в тени причину следствия, да так, чтобы следствие обрело видимость причины. 3Такая кажущаяся независимость следствия дает ему возможность предстать самостоятельным, способным служить причиной событий и чувств, которые, по мнению его создателя, им вызваны. 4Ранее мы говорили о твоем желании сотворить собственного творца и быть ему не сыном, а отцом. 5Здесь то же самое желание. 6СынСледствие, отрицающее свою Причину. 7И так он кажется причиной, вызывающей реальные последствия. 8Ничто не может иметь следствий без причины, а путать одно с другим значит не понимать ни то, ни другое.

11. Признать, что ты сам создал видимый тобою мир, так же необходимо, как осознать, что ты не сотворил себя. 2Это одна и та же ошибка. 3Не сотворенное твоим Творцом не может на тебя влиять. 4А если ты считаешь, что твое собственное создание может указывать тебе, что видеть и как чувствовать, и веришь в подобные его способности, ты отрицаешь своего Творца, считая, что создал себя сам. 5Ведь если ты считаешь, что у тобою созданного мира есть сила заставить тебя повиноваться его воле, ты перепутал Сына и Отца, следствие и его Причину.

12. Творения Сына подобны творениям его Отца. 2Но в сотворении их Сын не обманывается по поводу своей зависимости от Источника. 3Его союз с Ним и есть источник его творения. 4Отдельно от Него у него нет творческой силы, а то, что он создает, бессмысленно. 5Оно не изменяет ничего в творении, зависит целиком от безрассудства своего создателя и не способно служить оправданием безумию. 6Твой брат считает, что создал мир вместе с тобой. 7Так отрицает он творение. 8С тобою вместе он считает, что мир, им созданный, создал его. 9И так он отрицает, что создал его сам.

13. А правда в том, что ты и брат сотворены любящим Отцом, Который сотворил вас вместе как одного. 2Увидишь «доказательства» обратногои ты отрицаешь свою реальность. 3Признаешь, что всё, стоящее между тобой и братом, всё, что вас разделяет и держит врозь друг с другом и с Отцом, ты втайне создал сам,и миг освобождения пришел. 4Все следствия тобою созданного исчезли, как только выявлена его причина. 5Лишь его кажущаяся независимость от своего источника держит тебя в тюрьме. 6А это та же ошибка, что и считать себя независимым от твоего Источника, которым ты был сотворен и которого никогда не покидал.

III. Вера, доверие и видение

1. Все особые отношения имеют своей целью грех. 2Все онисделки с реальностью, к которой приспособлен воображаемый союз. 3Не забывай, что заключение сделкиэто установление границ и что любого брата, с которым у тебя ограниченные отношения, ты ненавидишь. 4Ты можешь попытаться сохранить сделку во имя «справедливости», иногда требуя уплаты от себя, возможно, даже чащеот другого. 5Так, в «справедливости», пытаешься ты облегчить вину, которая приходит от принятой цели взаимоотношений. 6Вот почему Святому Духу необходимо изменить их цель, чтобы сделать их для Него полезными, а для тебя безвредными.

2. Если ты принимаешь такое изменение, ты принял и идею освобождения места для истины. 2Источник греха исчез. 3Ты можешь вообразить, что всё еще переживаешь его следствия, но он уже не служит тебе целью, ты его больше не желаешь. 4Никто не разрешит заместить цель, пока она желанна, ибо ничто так не лелеют и не защищают, как цель, принятую разумом. 5Он будет следовать за ней сурово или с радостью, но всегда с доверием и настойчивостью, какие неизбежно приносит вера. 6Сила веры никогда не узнаётся, если она вложена в грех. 7Но, вложенная в любовь, она узнаётся всегда.

3. Почему же для тебя звучит так странно, что вера способна «горы переставлять»? 2По сути, для подобной силы это не такой уж великий подвиг. 3Ведь вера может держать в цепях Божьего Сына, пока он верит, что он в цепях. 4А когда он от них освобожден, то только благодаря тому, что разуверился в их силе, покончил с верой в их способность удерживать его и всю ее вложил в собственную свободу. 5Нельзя наделить равной верой два противоположных направления. 6Веру, отданную греху, ты отбирaешь у святости. 7А всё, предложенное тобою святости, изъято у греха.

4. Вера, доверие и видение суть средства, с помощью которых достигнута цель святости. 2Через них Святой Дух ведет тебя в реальный мир, прочь от иллюзий, в которые ты вкладывал всю веру. 3Это Его направление, единственное, которое Он видит всегда. 4И когда ты блуждаешь, Он напоминает тебе, что есть только оно одно. 5Его доверие, вера и Его видениевсё для тебя. 6Когда ты примешь их полностью вместо своих, у тебя более не будет в них необходимости. 7Ибо и вера, и доверие, и видение имеют смысл только до той поры, пока не достигнуто состояние определенности. 8В Царстве Небесном они неведомы. 9Но Царство достигается через них.

5. Отсутствие веры невозможно в Божьем Сыне, однако он может выбирать, где его вере быть. 2Неверие не есть отсутствие веры, а есть вера в ничто. 3Вера, отданная иллюзиям, вовсе не лишена силы, ведь благодаря ей Сын Божий верит, что он бессилен. 4И так, не веруя в себя, он силен верой в иллюзии о себе. 5Ведь веру, восприятие и убеждение ты создал, чтобы утратить определенность и найти грех. 6Это безумное направление было твоим выбором, и, веря в то, что выбрал, ты создал то, что пожелал.

6. Святой Дух может использовать все средства, с помощью которых ты стремился найти грех. 2Но в Его пользовании они уводят от греха, поскольку цель Его лежит в противоположном направлении. 3Он видит средства, которыми ты пользуешься, но не ту цель, с которой ты их создал. 4Он их не отнимает у тебя, поскольку ценит их как средства исполнения тобою Его воли. 5Ты создал восприятие, чтобы иметь возможность выбирать меж братьями и вместе с ними искать грех. 6Святой Дух видит восприятие как средство обучения тебя тому, что видение святых отношений есть всё, что ты желаешь видеть. 7Тогда ты отдашь свою веру святости, желая ее и в силу своего желания веруя в нее.

7. Доверие и веру начинают связывать с видением, когда все средства, ранее служившие греху, перенаправлены к святости. 2Ведь то, что ты считаешь грехом, есть ограничение, и ты возненавидишь того, кого старался ограничить телом, поскольку его боишься. 3Своим отказом простить его ты приговариваешь его к телу, поскольку средство греха дорого твоему сердцу. 4Так телу принадлежат теперь твои доверие и вера. 5Но святость освободит твоего брата, изымет ненависть через изъятие страха не как симптома, а как ее источник.

8. Те, кто желает освободить своих братьев от тела, не знают страха. 2Они отвергли средство служения греху своим решением позволить убрать все ограничения. 3Как только они пожелают видеть своих братьев в святости, сила их веры и доверия будет способна видеть далеко за гранью тела, поддерживая видение, а не препятствуя ему. 4Но прежде они выбирают признание той меры, в какой их вера лимитировала понимание мира, желая поместить ее силу во что-то другое, если другая точка зрения будет им дана. 5Чудеса, следующие за этим решением, также рождены верой. 6Ведь всем, решившим отвернуться от греха, дается видение, и все они ведомы к святости.

9. Все верящие в грех, должны считать, что Святой Дух испрашивает жертвы, ибо, как они думают, таким путем и достигается их цель. 2Брат мой, Святой Дух знает, что жертва ничего не даст. 3Ведь Он не заключает сделок. 4И если ты стремишься ограничить Его, то будешь Его ненавидеть, испытывая страх. 5Дар, Им подаренный тебе, больше всего, что существует по эту сторону Небес. 6Момент его признания близок. 7Соедини свою осознанность с тем, что уже соединено. 8Доверие, оказанное брату, способно это осуществить. 9Ведь Тот, Кто любит мир, видит его за тебя без крапинки греха на нем и столь невинным, что это делает картину мира столь же прекрасной, как Небеса.

10. Твоя вера в жертву придала ей огромный вес в твоих глазах, хотя ты и не понимаешь, что именно из-за нее не можешь видеть. 2Ведь жертва требуется одним телом от другого. 3Разум не может ни просить о ней, ни принять ее. 4Не более на это способно тело. 5Намерениев разуме, старающемся через тело использовать средство греха, в которое он верит. 6Так единение разума и тела становится неизбежной верой тех, кто ценит грех. 7Поэтому и жертва неизменно есть средство ограничения, а следовательно, и ненависти.

11. Ты думаешь, подобное заботит Святого Духа? 2Он не дает того, от чего увести тебя и есть Его цель. 3Ты полагаешь, что Он лишит тебя чего-то для твоей же пользы. 4Но «польза» и «лишения»антиподы, и их никоим образом нельзя осмысленно соединить. 5Это подобно утверждению, что солнце и лунаодно, поскольку появляются в ночи и днем и, следовательно, должны быть в единстве. 6Однако появление одного всегда есть знак исчезновения другого. 7То, что приносит свет, не может быть единым с тем, что видно исключительно во тьме. 8Они не требуют друг от друга жертвы. 9Но каждый из них действительно зависит от отсутствия другого.

12. Тело создано с целью быть жертвой греху, и таковым оно всё еще видимо во тьме. 2Но в свете видения на него смотрят по-другому. 3Ты можешь поверить в него как в средство служения цели Святого Духа и наделить его силой стать средством помощи слепым в их прозрении. 4С подобным видением они не будут замечать его, как делаешь ты. 5Доверие и вера, даримые тобою телу, принадлежат тому, что далеко за его пределами. 6Доверие, и веру, и восприятие разума ты отдал телу. 7Пусть же теперь они будут возвращены тому, что породило их и может всё еще воспользоваться ими, чтобы спасти себя от созданного им.

IV. Боязнь посмотреть в себя

1. Святой Дух никогда не станет учить тебя тому, что ты грешен. 2Ошибки Он исправит, но это не пугает никого. 3Ты же действительно боишься посмотреть внутрь, поскольку ожидаешь увидеть в себе грех. 4Признаться в этом тебе совсем не страшно. 5Ассоциацию страха с грехом эго считает вполне уместной и на нее взирает благосклонно. 6Оно не побоится позволить тебе переживать чувство стыда. 7Оно не сомневается ни в твоей вере, ни в доверии к греху. 8Храмы его этим не поколеблены. 9 Твоя вера, что грех в тебе, свидетельствует о твоем желании там ему быть, там его видеть. 10Но это только кажется причиной страха.

2. Помни, что эго не пребывает в одиночестве. 2Власть его ограничена, и своего неведомого «врага», Которого оно не может даже видеть, оно боится. 3Громко увещевает оно тебя не глядеть внутрь, иначе взгляд твой упадет на грех, и Бог тебя накажет слепотою. 4Ты веришь этому и внутрь не смотришь. 5Однако втайне не этого боится эго, не этого боишься ты, служа ему. 6Громко оповещает оно об опасности увидеть внутри грех, но что-то слишком громко и слишком часто. 7Поскольку, невзирая на постоянный крик и исступленные воззвания, эго не так уж в том уверено. 8Под страхом заглянуть в себя и там увидеть грех лежит боязнь иная, та, что заставляет эго трепетать.

3. Что, если, посмотрев в себя, ты там греха не обнаружишь? 2Такого «страшного» вопроса эго никогда не задает. 3А ты, задав его сейчас, становишься такой серьезною угрозой для всей защитной системы эго, что больше ему нет нужды притворяться твоим другом. 4Те, кто соединился с братьями, отмежевались от своей веры в тождество с эго. 5Святые отношениеяэто такие отношения, в которых ты соединяешься с тем, что в истине есть часть тебя. 6И твоя вера в грех уже поколеблена, и ты уже не так противишься тому, чтобы, посмотрев в себя, греха не обнаружить.

4. Твое освобождение еще частично, еще ограничено и не завершено, однако оно уже зародилось внутри тебя. 2Не полностью безумный, ты согласился увидеть большую часть своего безумия и признать его безрассудство. 3Доверие твое движется внутрь, мимо безумия и далее к здравомыслию. 4То, что теперь тебе подсказывает здравый смысл, эго не хочет слышать. 5Цель Святого Духа была принята той частью разума, которую он не знает. 6Не знал о ней и ты. 7И тем не менее эта часть, с которой ты теперь себя отождествляешь, не боится смотреть на самое себя. 8Греха она не знает. 9Иначе разве пожелала бы она увидеть цель Святого Духа как свою собственную?

5. Эта часть разума видела брата твоего и безошибочно узнавала его с момента начала времени. 2Она желала только одногосоединиться с ним и снова стать свободной, какой была когда-то. 3Она ждала рождения свободы, прихода к тебе приятия освобождения. 4Теперь ты понимаешь, что вовсе не эго соединилось с целью Святого Духа, что там должно было быть что-то еще. 5Не посчитай это безумием. 6Тебе об этом говорит твой здравый смысл, и это прямо вытекает из всего, что ты уже постиг.

6. В том, чему учит Дух Святой, нет непоследовательности. 2Это аргументация здравомыслящих. 3Ты воспринял безумие эго, но это не испугало тебя, поскольку ты решил не разделять его. 4Иногда оно еще обманывает тебя. 5Но в твои более разумные минуты его тирады уже не устрашают твое сердце. 6Ты понял, что тех даров, которых оно лишило бы тебя, придя в неистовство от твоего «бесцеремонного» желания смотреть в себя, ты не желаешь. 7Несколько остающихся безделок всё еще, кажется, блестят, ловя твой взгляд. 8Но ты не «продал» бы за них Царства Небесного.

7. Эго теперь и впрямь напугано. 2Но то, что оно слышит с ужасом, другая часть воспринимает как сладкую музыку, как песнь, которую она желала слышать с момента появления эго в твоем разуме. 3В слабости эго ее сила. 4Песнь свободыхвалебный гимн другому мируприносит ей надежду на покой. 5Ведь она помнит Царство и нынче видит Его сошедшим наконец на землю, с которой его так долго разлучало господство эго. 6Царство пришло, найдя свой дом в твоих взаимоотношениях на земле. 7Земля уже не в состоянии удерживать того, что отдано Царству Небесному как его собственное.

8. Взгляни по-доброму на брата и помни, что слабость эго раскрывается и в твоем видении, и в его. 2Всё, что оно удерживало врозь, встретилось и соединилось, и смотрит теперь на эго без боязни. 3Малое дитя, безгрешное в своей невинности, следуй же в радости путем определенности. 4Пусть не задержат тебя безумные, настойчивые заверения страха, будто уверенность заключена в сомнении. 5В этом нет смысла. 6И что тебе за дело, сколь громогласно вопит об этом эго? 7Повторами и гамом бессмысленному смысла не придать. 8А тихий путь открыт. 9Следуй им в радости, не сомневаясь в том, что должно быть истинным.

V. Функция здравого смысла

1. Восприятие избирательно, им создается мир, который видишь ты. 2Оно буквально выбирает его по наущению разума. 3Законы величины, и формы, и яркости, возможно, могли быть действенными, если бы все другие элементы были равны. 4Но они не равны. 5Ведь то, что ищешь, ты найдешь скорее, нежели то, что предпочел не замечать. 6Тихий, спокойный Голос, Вещатель Божий, не потонул в бессвязных бреднях и пронзительных воплях эго для тех, кто пожелал Его услышать. 7Восприятие есть выбор, а не факт. 8Но от этого выбора зависит много больше, чем до сих пор ты был способен осознать. 9Ибо от голоса, который ты предпочтешь услышать, и от картин, которые предпочитаешь видеть, всецело зависит твоя вера в то, что ты есть. 10Восприятие свидетельствует лишь об этом, и никогдао реальности. 11Но оно может показать тебе условия, в которых осознание реальности возможно, или же те, в которых оно немыслимо.

2. Реальность не нуждается в твоем содействии, чтобы остаться самой собой. 2Но осознанию ее необходима твоя помощь, поскольку это твой выбор. 3Слушая эго и глядя только в заданном им направлении, ты, несомненно, увидишь себя жалким, уязвимым и напуганным. 4Ты ощутишь депрессию и испытаешь чувства бренности, никчемности и нереальности. 5И посчитаешь себя беспомощной добычей сил, не подвластных твоему контролю и более могущественных, нежели ты. 6И будешь думать, что мир, тобою созданный, вершит твою судьбу. 7Ибо такою будет твоя вера. 8Только не верь, что раз она твоя, то непременно создает реальность.

3. Но есть иное видение и Глас иной, и в Них заключена твоя свобода, только и ждущая твоего выбора. 2И если свою веру ты подаришь Им, то воспримешь в себе другое я. 3Для этого другого я чудеса естественны. 4Так же естественны и просты, как дыхание для тела. 5Они есть очевидный ответ на просьбы о помощиединственно возможный его призыв. 6Эго воспринимает чудеса как неестественные, ибо оно не понимает, как разобщенные умы могут оказывать влияние друг на друга. 7Они не могут. 8Они не могут быть разобщены. 9Другое я это прекрасно знает. 10Поэтому оно осознает, что чудеса влияют не на чей-то разум, а только на свой собственный. 11Они всегда изменяют твое мышление. 12Другого нет.

4. Ты не осознаешь, до какой степени идея разделения воспрепятствовала здравомыслию. 2Весь здравый смысл пребывает в другом я, которое ты отделил от своего сознания. 3А из того, чему ты разрешил остаться в сознании, ничто не в состоянии мыслить здраво. 4Разве способен сегмент разума, лишенный здравомыслия, понять, что представляет собой здравый смысл, или усвоить информацию, им сообщаемую? 5Разного рода вопросы могут роиться в нем, но если основной из них продиктован здравым смыслом, то он не задаст его. 6Как всё, диктуемое здравым смыслом, главный вопрос и прост, и очевиден, и остается незаданным. 7Только не думай, будто здравый смысл не мог бы на него ответить.

5. Божий план твоего спасения не мог быть создан без твоего желания и согласия. 2Сын Божий должен был его принять, поскольку всё, что Бог желает Сыну, Сын должен получить. 3Бог проявляет Свою Волю не раздельно с ним, и Божья Воля не ждет во времени своего осуществления. 4Следовательно, то, что едино с Божьей Волей, будучи вечным, должно присутствовать в тебе сейчас. 5Должно быть, ты отвел Святому Духу место, где Он мог пребывать и пребывает. 6Должно быть, Он там присутствовал с того момента, как в Нем возникла необходимость, которая тотчас же была удовлетворена. 7Вот о чем мог поведать тебе здравый смысл, когда бы ты прислушался к нему. 8Но это явно не ход мыслей эго. 9Чуждая эго природа твоего здравомыслия есть доказательство того, что у него ты не найдешь ответа. 10Но если это подлинный ответ, то он существует. 11И если он существует для тебя, имея целью твою свободу, ты должен быть свободен, чтобы найти его.

6. Божий план прост, не замкнут в рамках логического круга, не разрушает сам себя. 2У Господа нет Помыслов иных, чем Самопродолжение, и в это должна включаться и твоя воля. 3Поэтому должна быть такая часть тебя, которая и знает, и разделяет Его Волю. 4Нет смысла спрашивать, истинно ли то, чему должно быть. 5Зато имеет смысл спросить, отчего ты не осведомлен об истинном; на это должен быть ответ, если план Божий твоего спасения совершенен. 6А он должен быть совершенным, поскольку его Источник не ведает несовершенства.

7. Где еще быть ответу, если не в Источнике? 2И где ты сам, если не там же, где ответ? 3Твое Тождествов такой же мере истинное следствие той же Причины, что и ответ,должно быть, следовательно, вместе с ней и одинаковым с ней. 4Конечно, ты знаешь это и даже гораздо больше. 5Однако любая доля знания угрожает диссоциации в той же мере, как и всё оно целиком. 6А всё оно придет с любою его частью. 7Это та часть, которую ты в состоянии принять. 8Ты можешь увидеть всё, на что указывает здравый смысл, ибо его свидетельства неоспоримы. 9Только совсем безумные могут их игнорировать, но это состояние ты уже миновал. 10Здравый смысл сам по себе есть средство, служащее цели Святого Духа. 11Он не реинтерпретирован и не перенаправлен от цели греха, как все другие средства. 12Ведь здравый смысл вне средств, доступных эго.

8. Вера, доверие и восприятие, используемые неуместно, могут служить как истине, так и великому лжецу. 2Но здравомыслию нет места в безрассудстве, его не приспособить к цели безумия. 3Доверие и вера сильны в безумии и направляют восприятие к тому, что ценит разум. 4Здравый же смысл сюда вообще не вхож. 5Ведь восприятие, соотнесенное со здравым смыслом, распалось бы мгновенно. 6Нет здравомыслия в безумии, ибо безумие полностью зависит от его отсутствия. 7Эго не руководствуется здравым смыслом, поскольку не подозревает о его существовании. 8Отчасти безумные имеют к нему доступ, и лишь у них имеется потребность в нем. 9Знание не зависит от него, а безрассудство держит его вовне.

9. Часть разума, в которой пребывает здравый смысл, посвященатвоею волей в союзе с Волею Отцаискоренению безумия. 2Здесь цель Святого Духа была одновременно и принята, и воплощена. 3Здравый смысл чужд безумию, и те, кто пользуется им, обрели средство, неприменимое к греху. 4Знаниеза гранью любого вида достижений. 5Но здравый смысл может служить открытию дверей, тобой закрытых перед знанием.

10. Ты уже очень близок к этому. 2Твои доверие и вера переместились, и ты задал вопрос, который эго никогда не задает. 3Не говорит ли твой здравый смысл сейчас о том, что тот вопрос явился от чего-то, неведомого тебе, но несомненно тебе принадлежащего? 4Доверие и вера, поддержанные здравым смыслом, не могут не привести к изменению восприятия. 5И в этом изменении освобождено место видению. 6Видение продолжается за самое себя, как и та цель, которой оно служит, как и все средства достижения ее.

VI. Здравый смысл против безумия

1. Здравый смысл не может видеть грех, но может видеть ошибки и направлять к их исправлению. 2Не их он ценит, а только их исправление. 3Здравый смысл также подскажет, что, думая, будто ты грешишь, ты просишь о помощи. 4Но если ты не примешь помощи, которой просишь, то не поверишь, что она твоя, чтобы ее дарить. 5Поэтому и не отдашь ее, поддерживая этим свою веру. 6Ведь любая неисправленная ошибка обманывает тебя относительно силы в тебе, которая может ее исправить. 7Если она способна исправлять, а ты ей разрешаешь не делать этоготы отказываешь в ней себе и брату. 8А если и он с тобой разделит это убеждение, вы оба сочтете себя обреченными. 9От этого ты мог избавить вас обоих. 10Ведь здравый смысл готовит почву для исправления не в тебе одном.

2. Исправление не может быть ни принято, ни отвергнуто тобой одним, без брата. 2А грех настаивает на обратном. 3Благоразумие говорит тебе, что невозможно, увидев грешным брата или себя, воспринимать другого безгреховным. 4Кто, видя себя виновным, воспримет невиновным мир? 5И кто, воспринимая грешный мир, способен видеть себя раздельно с ним? 6Грех утверждает, что ты и твой брат разобщены. 7Здравый же смысл настаивает на том, что это неправда. 8Если ты и твой брат едины, способен ли ты иметь личные мысли? 9И отчего же мысли, которые приходят в то, что кажется только твоим, никак не сказываются на том, что действительно твое? 10Если в единстве разумы, подобное немыслимо.

3. Никто не может мыслить сам по себе, как Бог не мыслит без Его Сына. 2 Будь Оба Они во плоти, только тогда обратное было бы возможно. 3Ни один разум не может мыслить сам по себе, разве что тело и есть разум. 4Ведь только тела могут существовать раздельно, и, следовательно, они нереальны. 5Дом умалишенных не может быть домом здравомыслия. 6Но сумасшедший дом оставить легче, если ты видишь здравый смысл. 7Безумие не оставляют, уйдя в другое место. 8Ты оставляешь его простым принятием здравого смысла там, где прежде было безрассудство. 9Безумие и здравый смысл видят одни и те же вещи, но совершенно очевидно, что смотрят они на них по-разному.

4. Безумиеэто атака на здравый смысл, которая изгоняет его из разума и занимает его место. 2Здравый же смысл не нападает, но тихо замещает безрассудство, если безумный сделает выбор к нему прислушаться. 3Безумные, однако, не знают своей воли, поскольку верят, что видят тело, и позволяют своему безумию убеждать их в его реальности. 4А здравый смысл был бы на это неспособен. 5Если защиту тела ты предпочтешь здравому смыслу, то не поймешь ни тела, ни себя.

5. Тело не отделяет тебя от брата, и ты безумен, думая иначе. 2Но у безумия есть цель, и оно верит, будто имеет средство сделать ее реальной. 3Видеть тело как барьер между тем, что согласно здравому смыслу должно быть в единстве, и есть безумие. 4Ты не видел бы его таким, если бы слышал голос здравомыслия. 5Что может вклиниться меж тем, что непрерывно? 6А если между ним нет ничего, возможно ли держать пришедшее в одну его часть отдельно от остальных? 7О том тебе сказал бы здравый смысл. 8Но поразмысли, что для этого ты должен осознать.

6. Выбрав грех вместо исцеления, ты Сына Божьего приговорил к тому, что навсегда неисправимо. 2Подобным выбором ты говоришь ему: он обречен, навеки разлучен с тобою и с Отцом, лишен надежды на благополучное возвращение. 3Ты учишь его этому и будешь у него учиться тому же, чему его учил. 4Ведь ты способен учить его только тому, что он таков, каким ты ему желаешь быть, а то, что ты для него выбрал, и станет твоим выбором для тебя самого. 5Но этого не следует бояться. 6То, что ты с ним един, есть факт, а не интерпретация. 7Может ли факт пугать, если, конечно, он не расходится с тем, что для тебя дороже истины? 8Здравый смысл скажет тебе, что в этом фактетвое освобождение.

7. Нельзя напасть на брата или на тебя поодиночке. 2Но равно ни один из вас не может принять чуда, которое не благословило бы и другого, не исцелило бы его боли. 3Здравый смысл, как и любовь, стремится ободрить, не напугать тебя. 4Сила исцеления Божьего Сына дарована тебе, поскольку он должен быть с тобой един. 5А ты действительно в ответе за то, каким он видит себя. 6И здравый смысл говорит, что тебе дано в одно мгновение изменить весь его разум, который един с твоим. 7И каждое мгновение служит тому, чтобы нести полное исправление его ошибок и делать его целокупным. 8А в тот момент, когда ты разрешаешь исцелить себя, его спасение предстает полностью завершенным вместе с твоим. 9Ты наделен здравым смыслом для понимания, что так оно и есть. 10Ведь здравый смысл, такой же добрый, как и цель, чьим средством он является, уверенно уводит прочь от безрассудства к целиистине. 11И здесь ты сбросишь бремя отрицания истины. 12Ведь только это бремя тяжело, а не сама истина.

8. В вашем единстве с братом заключено твое спасение и дар Небес, а не дар страха. 2Разве Рай кажется тебе тяжелой ношей? 3В безумиида. 4Но всё, что видит безрассудство, должен рассеять здравый смысл. 5Он заверяет тебя, что Царство есть то, чего ты хочешь, и всё, чего ты хочешь. 6Слушай Того, Кто говорит со смыслом и Кто твой смысл приводит в соответствие с Его. 7Тогда пусть здравый смысл станет средством, с чьей помощью Дух Святой будет учить тебя, как избавляться от безумия. 8Не прячься за безумием в попытке скрыться от здравомыслия. 9То, что безумие желает скрыть, Святой Дух всё еще протягивает каждому для радостного обозрения.

9. Ты брата своего спаситель. 2А онспаситель твой. 3Об этом с радостью оповещает здравый смысл. 4Сему благому плану любовь была дана Любовью. 5А всё, что планирует Любовь, подобно Ей самой: будучи единой, Она желает тебе постичь, чем должен быть ты. 6А раз ты с Ней един, тебе, должно быть, дано дарить то, что Любовь дарила и дарит до сих пор. 7Так проведи хотя бы миг в принятии радостном того, что было дано тебе для дара брату, и с ним постигни всё, что даровано обоим. 8Даватьне благостней, чем получать. 9Но и не менее благостно.

10. Сын Божий всегда благословлялся как один. 2Когда он выражает свою признательность тебе, благословившему его, здравый смысл говорит, что ты и сам не можешь быть вне этого благословения. 3Признательность, Им предлагаемая тебе, напоминает о благодарности Отца за то, что ты Его завершаешь. 4И только здесь подсказывает здравый смысл: ты полностью способен понять то, чем должен быть. 5Отец твой близок к тебе так же, как и твой брат. 6Но что еще может быть ближе к тебе, чем собственное Я?

11. Та власть, что ты имеешь над Божьим Сыном, не угрожает его реальности. 2Онаее свидетель. 3Где, как не в нем самом, лежала бы его свобода, будь он уже свободен? 4И кто, кроме него, мог бы его связать, если он отрицает свою свободу? 5Бог поругаем не бывает, и Сын Его не станет узником, разве что по собственному желанию. 6Но именно собственным желанием он и освобожден. 7В том его сила, а не слабость. 8Ведь он всегда во власти собственного милосердия. 9Там, где он предпочтет быть милосердным, он свободен. 10Но там, где он выбирает осуждение, онузник, ожидающий в цепях помилования, которое его освободит.

VII. Последний вопрос, все еще остающийся без ответа

1. Разве не видишь ты, что все твои несчастья проистекают из нелепой веры в собственное бессилие? 2Беспомощностьцена греха. 3Онаего условие, единственное требование, на вере в которое он настаивает. 4Только беспомощные способны в него верить. 5Чудовищность не привлекает никого, за исключением ничтожных. 6Только уверовавшие в собственную малость могли увидеть здесь какую-либо привлекательность. 7Предательство по отношению к Сыну Божьемузащита тех, кто не отождествляет себя с ним. 8И ты либо за, либо против него; либо любишь, либо нападаешь на него, либо стоишь на страже его единства, либо видишь его разбитым и уничтоженным твоей атакой.

2. Никто не верит в бессилие Господня Сына. 2И те, кто видит себя беспомощными, должно быть, верят, что онине Божий Сын. 3Чем они могут быть, как не его врагом? 4Что же им остается делать, как не завидовать его силе и, ей завидуя, ее бояться? 5Они мрачны, безмолвны, и пугливы, и необщительны, и одиноки, и в страхе перед тем, что сила Сына Божьего сразит их наповал, поэтому и поднимают свою беспомощность против него. 6И они примыкают к армии бессильных и объявляют войну возмездия, и горечи, и злобы против него, чтобы сделать его единым с ними. 7Не зная, что едины с ним, они не ведают, кого так люто ненавидят. 8Они и вправду жалкая армия: каждый так же способен напасть на брата или перенаправить свою атаку на себя, как и помнить, что они думали, будто имеют общую цель.

3. Неистовыми, громкими и сильными кажутся те, которые мрачны. 2Они не знают своего «врага», но люто его ненавидят. 3В ненависти они сошлись, но не соединились. 4Сделай они это, ненависть была бы невозможна. 5Армия бессильных должна быть рассеяна в присутствии силы. 6Те, что сильны, не предают; им нет нужды грезить о силе, затем отыгрывать свой сон. 7Как поступает армия во снах? 8Да как угодно. 9Ее можно увидеть в атаке на кого угодно с помощью чего угодно. 10В снах смысл отсутствует. 11Цветок становится отравленным побегом, дитягигантом, а мышь рычит, как лев. 12И с той же легкостью обращается в ненависть любовь. 13Это не армия, а сумасшедший дом. 14А то, что кажется расчетливой атакой, на самом деле есть бедлам.

4. Армия бессильных и впрямь слаба. 2Нет у нее оружия и нет врага. 3Конечно, она способна расползтись по миру в поисках врага. 4Но никогда ей не найти того, чего в нем нет. 5Конечно, она может грезить, что обнаружила врага, но это может измениться даже во время самой атаки, тогда она немедленно помчится искать другого, так никогда не обретая отдыха в победе. 6А на бегу она вдруг развернется и нападет на самое себя, считая, что поймала отблеск великого врага, который вечно ускользает от ее губительных атак, мгновенно обернувшись чем-то другим. 7Каким же вероломным предстает подобный враг, меняясь так, что невозможно его узнать!

5. Но ненависть должна иметь мишень. 2Ведь вера в грех немыслима в отсутствии врага. 3Кто, веря в грех, осмелится поверить, что у него нет врага? 4Разве признает он, что никто не сделал его бессильным? 5Здравый смысл определенно подсказал бы ему покончить с поиском того, чего нет. 6Но прежде он должен согласиться воспринять мир, где у него нет врага. 7Ему не нужно понимать, как можно увидеть подобный мир. 8Не нужно и пытаться. 9Ибо, сосредоточившись на том, чего понять не может, он только подчеркнет свою беспомощность, позволит греху сказать себе, что его враг, должно быть, и есть он сам. 10Пусть лучше он задаст себе вопросы и на них ответит, чтобы всё свершилось для него:

11Желаю ли я мира, которым правлю я, вместо того, который правит мною?

12Желаю ли я мира, в котором я силен, а не бессилен?

13Желаю ли я мира, в котором у меня нет врагов и где я не могу грешить?

14Желаю ли я видеть то, что отрицал, поскольку это истина?

6. Возможно, ты уже ответил на первых три вопроса, но пока не на последний. 2Ибо этот всё еще кажется пугающим и непохожим на остальные. 3Но здравый смысл заверит тебя, что все они одинаковы. 4Мы уже говорили, что в этом году особое внимание будет уделено одинаковости того, что одинаково. 5И заключительный вопрос, действительно последний из тех, которые ты должен разрешить, всё еще, кажется, сохраняет видимость угрозы для тебя, которую уже утратили все остальные. 6Это воображаемое отличие подтверждает твою веру в то, что истина может быть тем врагом, которого тебе еще удастся обнаружить. 7Тогда именно здесь брезжит твоя последняя надежда и грех найти, и силу не принять.

7. Не забывай, что выбор между грехом и истиной, между бессилием и силой есть выбор между исцелением и атакой. 2Ведь исцеление идет от силы, атакаот бессилия. 3Того, на кого ты нападаешь, ты не желаешь исцелять. 4Должно быть, ты желаешь исцелить того, кого избавил от атаки. 5А что же есть это решение, если не выбор: увидеть его глазами плоти или позволить открыть его для тебя через видение? 6Каким путем это решение ведет к его последствиямзабота не твоя. 7Но то, что ты желаешь видеть, должно быть твоим выбором. 8Ведь этокурс причины, а не следствия.

8. Продумай хорошенько свой ответ на последний вопрос, который ты всё еще оставляешь без ответа. 2Пусть здравомыслие тебе подскажет, что на него необходимо дать ответ и что он дан в ответах на остальные три. 3Тогда и станет ясно, что, глядя на последствия греха в какой угодно форме, необходимо просто спросить себя:

4Это ли я хочу увидеть? 5Желаю ли я этого?

9. Таково твое единственное решение, единственное условие для всего, что происходит. 2Оно безотносительно к тому, как это происходит, но не безотносительно к томупочему? 3Над этим у тебя есть контроль. 4И если ты решишь увидеть мир, в котором у тебя нет врага и где ты не бессилен, средство для этого будет дано тебе.

10. Чем же так важен заключительный вопрос? 2На это тебе ответит здравый смысл. 3Вопрос подобен трем остальным за исключением фактора времени. 4Три остальные суть решения, которые можно принять и отменить и вновь принять. 5Но истина постоянна, и она подразумевает состояние, в котором колебания невозможны. 6Ты можешь пожелать такого мира, которым управляешь сам, а не того, что властен над тобою, затем свое желание изменить. 7Ты можешь пожелать сменить бессилие на силу и вмиг это желание утратить, увлекшись мимолетным проблеском греха. 8Ты можешь пожелать узреть безгрешный мир, затем поддаться искушению «врага» воспользоваться глазами плоти и изменить свое желание.

11. По содержанию все вопросы одинаковы. 2И каждый вопрошает, готов ли ты сменить греховный мир на то, что видит Святой Дух, поскольку именно это и отрицает мир греха. 3И следовательно, те, кто видит грех, видят лишь отрицание реального мира. 4Последний же вопрос добавляет постоянство твоему желанию увидеть реальный мир, и, таким образом, это желание становится твоим единственным желанием. 5Ответив на последний вопрос «да», ты добавляешь чистосердечие к решениям, уже принятым по остальным вопросам. 6Поскольку лишь тогда ты отвергаешь возможность передумать. 7Когда ты более не захочешь делать этого, на всё остальное полностью дан ответ.

12. Почему же ты не уверен, что на остальные вопросы уже дан ответ? 2Есть ли необходимость их так часто задавать, если ответ на них уже получен? 3Пока не принято последнее решение, ответом остаются и «да», и «нет». 4Ведь ты ответил «да», не восприняв, что это должно значить отрицание «нет». 5Никто не принимает решений в ущерб своему счастью, однако кто-то может это делать, не видя, что он это делает. 6И если он видит свое счастье вечно меняющимся: сейчасодним, потомдругим, и сноваускользающей тенью, не связанной ни с чем,то он определенно принял решение в ущерб ему.

13. Изменчивое счастье, или счастье в изменяющейся форме, меняющееся со временем и местом,иллюзия, не имеющая смысла. 2Счастье должно быть постоянным, поскольку оно достигнуто отказом от желания непостоянства 3Радость не воспринять иначе, чем через постоянное видение. 4А постоянное дается только тем, кто хочет постоянства. 5Сила желания Сына Божьего остается доказательством неправоты того, кто видит себя беспомощным. 6Всё, чего пожелаешь, ты увидишь и посчитаешь реальным. 7Нет такой мысли, которая не обладала бы силой освободить или убить. 8И ни одна из них не в состоянии покинуть разум мыслящего или же на него не повлиять.

VIII. Внутренний сдвиг

1. Тогда опасны ли мысли? 2Для телопределенно! 3Мысли, что кажутся способными убить, учат мыслящего, что он может быть убит. 4И так он «умирает» из-за того, что выучил. 5Уходит он от жизни к смертипоследнему доказательству того, что он ценил непостоянное превыше постоянства. 6Конечно же он думал, что хочет счастья. 7Однако он не желал его, поскольку оно было истиной, а потому должно быть постоянным.

2. Постоянство радости есть состояние, довольно чуждое твоему пониманию. 2Но если бы ты мог вообразить, чем ему должно быть, ты бы желал его, даже не понимая. 3Постоянство счастья не знает исключений или каких-либо изменений. 4Оно неколебимо, как Любовь Бога к Его творению. 5Уверенное в своем видении, как его Творец уверен в Своем знании, счастье видит всё одинаковым. 6Оно не видит мимолетного, ибо всему желает быть себе подобным и видит его таковым. 7Ничто не обладает силой нарушить его постоянство, поскольку его собственное желание неколебимо. 8Оно приходит к тем, кто считает последний вопрос существенным для остальных с той же определенностью, с какой покой должен явиться к тем, чей выбор исцелять, а не судить.

3. Здравый смысл скажет тебе, что твои просьбы о счастье не могут быть непостоянными. 2Ведь если ты получаешь всё, чего желаешь, и если счастье постоянно, то нужно попросить о нем лишь раз, чтобы иметь его всегда. 3А если ты не ощущаешь его всегда, то, исходя из того, что оно есть, ты не просил о нем. 4Ибо никто не преминет просить желаемого у того, что, как он думает, в какой-то мере обещает его дать. 5Он может ошибаться в том, чего он просит, и где, и у чего. 6Но он попросит, ибо желание есть просьба, исходящая от того, кому Сам Бог в Своем ответе не отказывает никогда. 7Господь уже дал ему всё, чего он подлинно желает. 8Того же, в чем он не уверен, Бог дать не может. 9Ибо пока он остается неуверенным, он не желает этого, а Божий дар не будет полным, пока он не получен.

4. Ты, кто есть завершение Божьей Воли и Его Счастье, чья воля столь же властна, как Его, чья сила не растрачена в твоих иллюзиях, подумай хорошенько, почему ты еще не решил, как отвечать на заключительный вопрос. 2Твой ответ на все остальные уже помог тебе стать частью здравомыслящим. 3Но только тот последний вопрошает, действительно ли ты желаешь быть полностью разумным.

5. Что есть святое мгновение, если не просьба Господа к тебе осознать, что Он дал тебе? 2Здесь великий призыв к здравомыслию, осознание того, что есть и может быть увидено всегда, и счастье, которое могло быть навсегда твоим. 3Здесьнеизбывный покой, в котором ты можешь пребывать всегда. 4Здесь всё, что отрицало отрицание, показано тебе. 5Ибо здесь дан ответ на заключительный вопрос, и всё, что ты просил, дано. 6Здесь будущеесейчас, поскольку время бессильно перед твоим желанием того, что никогда не изменяется. 7Ведь ты просил, чтобы ничто не вклинивалось между святостью твоих взаимоотношений и твоим осознанием их святости.

Table of contents

previous page start next page