Курс Чудес

*******

Глава 22

СПАСЕНИЕ И СВЯТЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Введение

1. Сжалься же над собою, столь долго порабощенным! 2Возрадуйтесь, собравшиеся вместе, кого Бог сочетал, кому уже не нужно порознь взирать на грех. 3Вдвоем увидеть грех нельзя, поскольку двое никогда не видят его в одном и том же месте в одно и то же время . 4Грехвосприятие сугубо личное, видят его всегда в другом, но каждый верит, что он на самом деле в нем самом. 5И кажется, все совершают разные ошибки, и ни один не в состоянии понять другого. 6Брат мой, ошибка та же самая, совершена теми же самыми и прощена ее создателю тем же путем. 7Святость твоих взаимоотношений прощает тебя и брата и отменяет следствия того, во что вы оба верили и что видели. 8А с их уходом уходит и потребность в грехе.

2. Кому же нужен грех? 2Лишь тем, кто отчужден и одинок, кто видит разными себя и своих братьев. 3Это различие, видимое, но нереальное, и заставляет нужду в грехе, видимую, но не реальную, казаться вполне оправданной. 4Будь грех реален, всё это было бы реальным. 5Ведь несвятые отношения обусловлены различиями; каждый видит в другом нечто, недостающее в нем самом. 6И они сходятся, каждыйчтобы себя пополнить, другого обобрав. 7Они останутся вместе, пока не посчитают, что больше нечего украсть, затем двинутся дальше. 8И так они блуждают в мире чуждых, не схожих с ними лиц, живут с телами их, возможно, даже под одною крышей, не укрывающей ни одного из них, и в той же комнате, но между ними пропасть.

3. Святые отношения исходят из другой предпосылки. 2Каждый сначала посмотрел в себя и не увидел недостатка. 3Приемля собственную полноту, он продолжает ее единеним с другим, таким же полноценным, как он сам. 4Между их я он не усматривает различий, поскольку все различияот тел. 5Следовательно, он не усматривает ничего такого, что пожелал бы взять себе. 6И он не отрицает собственной реальности, поскольку она есть истина. 7Стоит он непосредственно под Раем в достаточной близости к нему, чтобы на землю вновь не возвращаться. 8Ведь в этих отношенияхСвятость Царства. 9Как далеко от дома могут быть отношения, подобные Небесным?

4. Подумай, чему способны научить святые отношения. 2Вера в различия в них устранена. 3Она переместилась к одинаковости. 4А видение различий преобразилось в видение. 5И здравый смысл теперь способен вести тебя и брата к логическому завершению вашего союза. 6Он должен продолжаться, как вы продолжились, соединившись. 7Он должен простираться за самое себя, как ты простерся за грани тела, чтобы позволить соединить себя и брата. 8И ныне одинаковость, которую ты видел, продолжается и убирает наконец все ощущения различий, чтобы открылась одинаковость, лежавшая под ними. 9Здесь золотистый круг, в котором ты узнаешь Божьего Сына. 10Ибо рожденное в святых взаимоотношениях нескончаемо.

I. Весть Святых взаимоотношений

1. Пусть здравый смысл сделает следующий шаг. 2Если ты нападаешь на того, кого желает исцелить Господь, и ненавидишь тех, кого Он любит, то твоя воля отличается от Воли твоего Творца. 3Но если ты и есть Господня Воля, то должен верить, что тывовсе не ты. 4В это ты можешь верить и веришь. 5И доверяешь этому, находя массу подтверждений. 6Затем ты недоумеваешь, откуда возникают и странная тревога, и чувство разобщенности, и неотступный страх отсутствия в себе какого-либо смысла. 7Как будто ты забрел сюда, не имея какого-либо плана, кроме бесцельного блуждания, ибо лишь это кажется определенным.

2. Мы уже сталкивались раньше с подобным описанием, но не тебя. 2А ты подобную нелепую, но точно обрисованную идею всё еще принимаешь за себя. 3Здравый смысл мог бы сказать тебе, что мир, который ты видишь не своими глазами, не должен представлять для тебя смысла. 4Кому такое видение пошлет обратно свои вести? 5Конечно, не тебе, чье зрение полностью независимо от глаз, взирающих на мир. 6Не будучи твоим, что оно может показать тебе? 7Мозг не способен интерпретировать увиденное видением. 8Это ты можешь понять. 9Мозг интерпретирует телу, являясь его частью. 10Но ты не можешь понять сказанного им. 11И всё же слушал. 12Настойчиво и долго старался ты понять его послания.

3. Пока еще до твоего сознания не дошло: нельзя понять того, что не смогло тебя достичь. 2Вестей, тебе понятных, ты не получил. 3Ибо ты слушал то, что ничего не может передать. 4Тогда подумай, что происходит. 5Когда ты отрицаешь свою сущность и твердо убежден, что ты«нечто другое», это «нечто другое», созданное тобой, чтобы быть тобою, становится твоим зрением. 6Тогда, должно быть, и видит «нечто другое», которое, не будучи тобой, тебе увиденное разъясняет. 7Конечно, твое видение сделало бы всё это полностью ненужным. 8Но если ты закрыл глаза, а к этому объекту обратился с просьбой вести тебя и разъяснять увиденный им мир, то нет причины его не слушать или подозревать, что сообщаемое им неистинно. 9Благоразумие могло сказать, что истинным оно не может быть именно потому, что ты его не понимаешь. 10 У Бога секретов нет. 11Он не ведет тебя сквозь мир страданий, не ждет, чтобы в конце пути сказать, зачем Он так с тобою поступал.

4. Что можно утаить от Божьей Воли? 2И всё же ты веришь, что у тебя есть тайны. 3Чем они могут быть, как не другою «волей», твоею собственной, раздельною с Его? 4Здравый смысл подсказал бы, что это не секрет, который нужно прятать, словно грех. 5Что этовсего-навсего ошибка. 6Пусть же твой страх перед грехом не оградит ее от исправления, ведь притягательность вины есть только страх. 7Это одна эмоция, которую ты создал, чем бы она ни казалась. 8Это эмоция тайн, личных мыслей и тела. 9Эта одна эмоция противостоит любви, всегда приводит к видению различий и утрате одинаковости. 10Эта одна эмоция ослепляет тебя и делает зависимым от я, которое, по-твоему, ты создал, чтобы вести тебя по миру, созданному им для тебя.

5. Зрение было дано тебе вместе со всем, что доступно твоему пониманию. 2Ты не воспримешь затруднений в понимании того, что оно говорит тебе, ведь каждый видит только то, что, как он думает, он есть. 3И ты поймешь всё, что твое видение тебе покажет, поскольку оно истинно. 4Лишь твое видение способно передать тебе то, что ты можешь видеть. 5Оно достигает тебя непосредственно и не нуждается в интерпретации. 6То, что нуждается в интерпретации, должно быть тебе чуждым. 7Не сделает его яснее и толкователь, коего ты не в состоянии понять.

6. Из всех вестей, которые ты получил, но не сумел понять, лишь данный курс открыт для понимания и может быть понят. 2В немтвой язык. 3Не понимаешь ты его пока лишь потому, что всё твоё общение подобно детскому. 4Звуки, которые издает дитя, и всё, что оно слышит, крайне недостоверны и означают для него разные вещи в разное время. 5Звуки, им слышимые, и видимые им картины еще крайне неустойчивы. 6Но то, что слышит он, не понимая, будет его родным наречием и способом общения со всеми вокруг него, а ихс ним. 7И странные, мелькающие лица вокруг станут его утешителями, и он будет узнавать свой дом и видеть их там с собою вместе.

7. Так в каждых святых взаимоотношениях способность к общению вместо разделения снова рождена. 2Но эти святые отношения, не так давно родившиеся заново из несвятых, при этом еще более древние, чем старая иллюзия, которую они сменили, теперь, в перерождении своем, подобны малому дитя. 3Однако с этим младенцем к тебе вернется видение, и он заговорит на языке, тебе понятном. 4Он не взлелеян «чем-то другим», что ты считал собой. 5Он не был отдан или получен ничем, кроме тебя. 6Ибо два брата не могут соединиться иначе, чем через Христа, в Чьем видении ониодно.

8. Мой брат святой, подумай, что тебе дано. 2Это дитя будет учить тебя тому, чего ты не понимаешь, и сделает это для тебя доступным. 3Ибо его язык будет тебе не чужд. 4В общении с тобой ему не нужен переводчик, ведь это ты учил его всему, что знает он, поскольку ты это знал. 5Он не пришел бы ни к кому, кроме тебя, он никогда не обратился бы к «чему-то другому». 6Нет одиноких там, куда пришел Христос, ибо Он никогда не нашел бы своего дома в разделенных. 7Но должен Он родиться вновь в Своем старинном доме, кажущемся таким новым, однако таком же древнем, как Он Сам, крошка-новоприбывший, Чье выживание зависит от святости твоих взаимоотношений.

9. Не сомневайся, Сына Своего Господь не вверил недостойному. 2Соединяться стоит только с тем, что есть часть Его. 3А то, что не Его часть, на единение не способно. 4Должно быть, общение было восстановлено в тех, кто соединился, ведь они не достигли бы его посредством тел. 5Что же тогда соединило их? 6Здравый смысл скажет, что они видели друг друга не телесным зрением, общались на языке, телу неведомом. 7И вовсе не устрашающие картины или звуки мягко соединили их в одно. 8Скорее всего, каждый видел в другом прекрасное убежище, где его Я могло родиться вновь в покое и безопасности. 9Об этом каждому из них поведал его здравый смысл, и каждый верил, поскольку это было правдой.

10. Таково первое непосредственное восприятие, которое ты в состоянии создать. 2Ты создаешь его через осознанность более древнюю, чем восприятие, и всё же заново рожденную в одно мгновение. 3Ибо что время истинному вечно? 4Смотри, что принесло тебе это мгновение: признание, что «нечто другое», тобою принимаемое за себя,иллюзия. 5И истина пришла мгновенно, показывая тебе, где следует быть твоему Я. 6Именно отрицание иллюзий зовет истину, поскольку отрицать иллюзии значит признать бессмысленность страха. 7А в дом святой, где страх бессилен, приходит благодарная любовь, признательная за единство с тобой, кто с ней соединился, чтобы позволить ей войти.

11. Христос приходит лишь к подобному Себе, к такому же, как Он, а не к другому. 2Ведь Он всегда притягивается к Самому Себе. 3А что еще подобно Ему в той же мере, что и святые отношения? 4То, что притягивает брата и тебя друг к другу, притягивает к вам Его. 5Здесь Его доброта и нежная невинность укрыты от атак. 6Сюда Он может уверенно вернуться, поскольку вера в другогоэто всегда вера в Него. 7Ты прав, когда видишь в брате избранный Им дом, поскольку там ты пребудешь и с Ним, и с Его Отцом. 8В том Воля для тебя Отца и твоя воля вместе с Его. 9А потянувшийся к Христу столь же определенно потянулся к Богу, как Оба Они тянутся ко всем святым взаимоотношениямдому, уготованному Им по мере обращения земли в Царство Небесное.

II. Непогрешимость твоего брата

1. Антиподом иллюзий является не разочарование в них, а истина. 2Но поскольку для эго истина бессмысленна, то и иллюзии, и разочарование в них предстают единственной альтернативой и отличающимися друг от друга. 3В истине они одинаковы. 4То и другое приносит равные страдания, хоть каждое и кажется путем избавления от мук, причиняемых другим. 5Каждая иллюзия несет страдания и боль, скрывая свою никчемность в тяжелых складках мрачных одеяний. 6Но в эти мрачные, тяжелые одежды укутаны и спрятаны от радости истины все ищущие иллюзий.

2. Истина есть антипод иллюзий, потому что она предлагает радость. 2Что, кроме радости, могло быть противоположностью страданий? 3Оставить один вид страдания и устремиться к другому вовсе не значит избавиться от них. 4Сменить иллюзии не значит что-то изменить. 5Поиски радости в страданиях бессмысленны, ибо кто в горечи находит радость? 6Всё, что возможно в страждущем и мрачном мире, это выбрать некие аспекты, увидеть их различными и этому различию дать определение радости. 7Но восприятие отличий там, где их нет, наверняка не изменит ситуации.

3. Иллюзии несут только страдания и вину, болезнь и смерть тем, кто в них верит. 2Форма, в которой их приемлют, несущественна. 3Ни одну форму страданий в глазах здравого смысла невозможно спутать с радостью. 4Радость вечна. 5Можешь не сомневаться, что любое видимое счастье, если оно недолговечно, на самом деле есть страх. 6Радость не обратить в печаль, ведь вечное не может измениться. 7Печаль, однако, возможно обратить в радость, поскольку время уступает вечному. 8Только вневременное должно остаться неизменным, а всё во времени может со временем меняться. 9Но чтобы это изменение было реальным, а не мнимым, иллюзии должны уступить место истине, а не другим, равно нереальным снам. 10Нет между ними разницы.

4. Здравый смысл скажет тебе, что единственный способ избежать страданияэто его узнать, затем уйти другим путем. 2Истина одинакова и страдания одинаковы, но друг от друга они отличны в любом аспекте, в каждом без исключения случае. 3Верить, что существует хоть одно исключение,значит спутать одинаковое с тем, что различно. 4Одна иллюзия, лелеемая и защищаемая от истины, делает всю истину бессмысленной, а все иллюзии реальными. 5Такова сила веры. 6Она не знает компромиссов. 7И вера в невиновность есть вера в грех, если она исключает из своего прощения и отстраняет от него хотя бы одно живое существо.

5. Об этом тебе скажут и здравый смысл, и эго, но выводы их будут разными. 2Эго заверит тебя теперь, что для тебя немыслимо не видеть ни в ком вины. 3А если такое видение и есть единственное средство, которым достигается избавление от вины, то вера в грех должна быть вечной. 4Здравый же смысл смотрит на это по-другому: в источнике идеи он видит то, что сделает ее либо истинной, либо ложной. 5Так и должно быть, если идея подобна своему источнику. 6Следовательно, рассуждает здравый смысл, коль скоро избавление от вины было дано Святому Духу как Его цель Тем, для Чьих желаний не существует невозможного, то средства для ее достижения более чем доступны. 7Они должны существовать и быть в твоем распоряжении.

6. Это решающий период в данном курсе, поскольку здесь твое разделение с эго необходимо завершить. 2Ведь если у тебя есть средства, чтобы позволить осуществиться цели Святого Духа, то ими нужно пользоваться. 3Пользуясь ими, ты обретаешь веру в них. 4Для эго же подобное должно быть невозможным, а кто же начинает дело, которое не сулит надежды на осуществление? 5Ты знаешь, что осуществимо всё, на что есть Воля твоего Творца, а вот тобою созданное в это не верит. 6Теперь ты должен выбрать между собой и иллюзией себя. 7Не то и другое вместе, а лишь одно из двух. 8В попытках обойти это единственное решение нет смысла. 9Оно должно быть принято. 10Вера и преданность могут достаться любой стороне, но здравомыслие подсказывает, что всякое страдание находится по одну сторону, а радостьпо другую.

7. Ты брата своего теперь не покидай. 2Ведь, одинаковые, вы ничего не будете решать по-разному или поодиночке. 3Либо вы жизнь подарите друг другу, либо смерть; каждый из вас либо спаситель брата, либо его судья, либо дарящий ему пристанище, либо несущий приговор. 4В данный курс надо поверить полностью либо не верить вовсе. 5Ведь либо он абсолютная истина, либо всецело ложь, ибо частичная вера невозможна. 6Либо ты целиком избавишься от мук, либо вообще не избавишься от них. 7Здравомыслие подскажет тебе, что нет земли срединной, где мог бы ты остановиться и в неуверенности переждать, выбирая между муками ада и радостью Небес. 8Пока ты не выбрал Рай, ты пребываешь в муках и в аду.

8. Нет такой доли Рая, которую ты мог бы вплести в иллюзии. 2И нет такой иллюзии, с которой было бы возможно войти в Рай. 3Спаситель не бывает судией, а милосердиеосуждением. 4И видение не может осуждать, поскольку оно только благословляет. 5Те, чья функция спасать, будут спасать. 6Как Он всё это осуществитвне твоего понимания, а вот когдаты должен выбрать сам. 7Ведь время создал ты и можешь им распоряжаться. 8И ты не более раб времени, чем созданного тобою мира.

9. Давай присмотримся к иллюзии того, что созданное тобой имеет силу поработить своего создателя. 2Это есть то же самое убеждение, которое явилось причиной разделения. 3Онобессмысленная идея, будто мысли могут покинуть разум мыслящего, быть от него отличными и противостоять ему. 4Будь это истиной, мысли были бы не продолжением разума, а его врагами. 5И здесь опять мы видим другую форму той же ключевой иллюзии, с которой уже встречались много раз. 6Только если Господень Сын способен был оставить разум своего Отца, сделать себя отличным от Него и противостоящим Его Воле, смогло бы я, которое он создал, а также всё, созданное этим я, стать его властелином.

10. Узри великую проекцию, но, глядя на нее без страха, прими решение исцелить ее. 2Ничто из тобой созданного над тобой не властно, если, конечно, ты всё еще не предпочитаешь быть в разделении со своим Творцом, но не с волей, противостоящей Его Воле. 3Ибо только поверившему, что Его Сын мог стать Ему врагом, покажется возможным, что тобою созданное является поистине твоим. 4Так ты обрек бы на муки Его радость и сделал бы Его другим. 5И все страдания, которые ты создал, были всего лишь твоими собственными. 6Не рад ли ты узнать, что они неистинны? 7И разве ты не рад услышать новость, что ни одна тобою созданная иллюзия не заместила истины?

11. Лишь твои мысли были невозможны. 2Но не спасение. 3И невозможно, глядя на твоего спасителя как на врага, его узнать. 4И всё же можно признать в нем то, что он есть, если того желает Бог. 5Всё, что Бог дал твоим святым взаимоотношениям, в них есть. 6Ибо всё, что Он отдал Святому Духу, чтобы отдать тебе, Он отдал. 7Разве не обратишь ты взора своего к спасителю, который дан тебе? 8Разве ты с благодарностью не обменяешь роль палача, отведенную тобой ему, на его истинную роль? 9Так получи от него всё, что дал ему Всевышний для тебя, вместо того, что ты пытался дать себе.

12. За гранью тела, помещенного тобой между собой и братом, сияя в золотистом свете, который достигает их из яркого, и бесконечного, и вечно разрастающегося круга, находятся твои святые отношения, любимые Самим Богом. 2Как тихо покоятся они во времени и всё же вне его, бессмертные и вместе с тем земные! 3Как велика их сила! 4Время подчинено их воле; земля будет такой, какой они желают ее видеть. 5Здесь нет раздельной воли, нет и желания разделенности с чем бы то ни было. 6Их воля не знает исключений, все их желания истинны. 7Каждая принесенная к их прощению иллюзия, по-доброму оставленная без внимания, исчезает. 8Ибо в их центре заново рожден Христос, чтоб осветить Свое жилище видением, которое не замечает мира. 9Разве ты не желаешь, чтобы сей дом святой стал также и твоим? 10В нем нет страданий, есть только радость.

13. Всё, что ты должен сделать, чтобы спокойно и тихо пребыть здесь с Христом, это разделить с Ним Его видение. 2Быстро и с радостью дается Его видение любому, желающему видеть брата своего безгрешным. 3И никто не остается вне этого желания, если ты хочешь своего полного освобождения от всех последствий греха. 4Разве ты пожелал бы для себя частичного прощения? 5Разве ты сможешь достичь Рая, пока хотя бы один грех искушает тебя остаться в муках? 6Царство Небесноедом безупречной чистоты, и сотворил его Предвечный для тебя. 7Взгляни на брата своего святого, такого же безгрешного, как ты, позволь ему вести тебя туда.

III. Здравый смысл и формы ошибки

1. Введение здравомыслия в систему мышления эго и есть начало ее упразднения, ведь здравый смысл и эгоантиподы. 2Они не могут сосуществовать в твоем сознании. 3Цель здравого смысласделать всё простым, а следовательно, очевидным. 4Ты в состоянии увидеть здравый смысл. 5И это не игра слов, ибо здесьначало видения, имеющего смысл. 6Видение есть ощущение в буквальном смысле слова. 7И если это не зрение тела, то оно должно быть понято. 8Ведь оно очевидно, а то, что очевидно, недвусмысленно. 9Его можно понять. 10И здесь действительно расходятся здравомыслие и эго, чтобы пойти разными путями.

2. Вся продолжительность существования эго зависит от его веры в то, что ты не можешь этот курс постичь. 2Разделишь эту веруи здравомыслие не сможет увидеть твоих ошибок и подготовить почву для их исправления. 3Ведь здравый смысл смотрит сквозь ошибки и говорит тебе, что принимаемое тобою за реальное нереально. 4Здравый смысл может увидеть различие между ошибками и грехом, поскольку он желает исправления. 5И следовательно, он говорит тебе: всё, что ты посчитал неисправимым, можно исправить, поэтому оно было просто ошибкой. 6Сопротивление эго исправлению ведет к его навязчивой вере в грех и невниманию к ошибкам. 7В поле его зрения всё неисправимо. 8Так эго проклинает, а здравый смысл спасает.

3. Здравый смысл сам по себе не есть спасение, но он готовит путь к покою, приводит тебя к такому состоянию, когда спасение может быть тебе дано. 2Грех есть преграда на пути к покою, стоящая подобно тяжелым, запертым вратам, от коих нет ключа. 3Никто из тех, кто, видя их, не обратится к здравомыслию за помощью, не попытается сквозь них пройти. 4Глазам телесным эта преграда предстает сплошным гранитом такой неимоверной толщи, что всякая попытка через него пройти была бы безрассудством. 5Но здравый смысл эту преграду легко преодолеет, ибо онаошибка. 6Форма ее не в состоянии укрыть от взгляда здравомыслия всю пустоту внутри.

4. Лишь форма ошибки привлекает эго. 2Смысла оно не узнает, поэтому не видит, есть он там или нет. 3Всё, что способны видеть телесные глаза, есть заблуждение, ошибка восприятия и искаженный фрагмент целого, лишенный смысла, который содержит в себе всё целое. 4И всё же ошибки исправимы безотносительно к их форме. 5Грехэто всего лишь ошибка особой формы, перед которой благоговеет эго. 6Оно оберегает все ошибки и обращает их в грехи. 7Ведь в этом оно видит свою стабильность, тяжелый якорь в изменчивом, созданном им мире, тот камень, на котором выстроена его церковь, где почитатели привязаны к телам, уверенные, что свобода тела и есть их собственная свобода.

5. Здравый смысл скажет тебе, что вовсе не форма заблуждения делает его ошибкой. 2Если то, что скрывает форма, есть ошибка, то форма не помешает ее исправлению. 3Телесные глаза видят лишь форму. 4Они не могут видеть далее того, что были созданы увидеть. 5А созданы они лицезреть ошибку, не видя ничего за ней. 6Их восприятие и в самом деле странно: они способны видеть лишь иллюзии, их взгляд не проникает сквозь гранитный блок греха и останавливается перед внешней формой, в которую облечено ничто. 7Для этой искаженной формы видения всё, что стоит стеной между тобой и правдой вне всего,абсолютно истинно. 8Но разве взгляд, остановленный ничем, будто сплошной стеной, способен видеть истинно? 9Он остановлен формой, созданной как гарантия того, что, кроме формы, ничего воспринято не будет.

6. Эти глаза, созданные, чтобы не видеть, не смогут никогда прозреть. 2Ибо идея, олицетворяемая ими, не покидала своего создателя, и это их создатель смотрит ими. 3Какой могла быть цель у их создателя, кроме однойне видеть? 4Для этого, но не для видения служат прекрасным средством телесные глаза. 5Заметь: их взгляд покоится на внешнем, не в состоянии выйти за него. 6Смотри, как останавливается он перед ничем, не уходя за форму к смыслу. 7Ничто не ослепляет так, как восприятие формы. 8Видение формы означает, что понимание омрачено.

7. Только ошибки отличаются по форме, и так они способны обмануть. 2Форму возможно изменить, поскольку она неистинна. 3Она не может быть реальностью, поскольку ее можно изменить. 4Здравый смысл скажет тебе, что, если форма не есть реальность, она должна быть иллюзией и ее нет, поэтому ее нельзя увидеть. 5А, видя ее, ты, должно быть, ошибаешься, поскольку принимаешь за реальное то, что реальным быть не может. 6А то, что не способно видеть дальше несуществующего, должно быть искаженным восприятием, которое воспринимает иллюзии как истину. 7Разве тогда оно способно узнать истину?

8. Пусть никакая форма его ошибок не отстраняет тебя от того, чья святостьсвятость твоя. 2И пусть картину его святости, которую покажет тебе твое прощение, не заслоняет то, что видимо телесным оком. 3И пусть твое осознание брата не заслонится восприятием его грехов и его тела. 4На что еще ты нападаешь в нем, кроме того, что ассоциируешь с его телом, способным, по твоему мнению, грешить? 5За гранью его ошибоки его святость, и твое спасение. 6Но ты ему не отдал его святости, пытаясь во имя собственного спасения увидеть в нем свои грехи. 7А между тем святость его и есть твое прощение. 8Возможно ли спасти себя, делая грешником того, в чьей святости твое спасение?

9. Святые отношения, пусть даже новорожденные, должны ценить превыше всего святость. 2А несвятые ценности рождают в сознании путаницу. 3В порочных отношениях каждый участник ценен тем, что он как бы оправдывает грех другого. 4Каждый видит в другом нечто такое, что вынуждает его грешить помимо его воли. 5И так он перекладывает на другого свои грехи и тяготеет к нему, чтобы их увековечить. 6И уже невозможно для них увидеть, что каждый сам становится причиною греха благодаря желанию сделать грех реальным. 7Но здравый смысл видит святые отношенияя как то, что они есть: общее состояние мышления, в котором оба с радостью отдают ошибки исправлению, чтобы быть исцеленными в радости как один.

IV. Разветвление дороги

1. Достигнув такого места, где разветвление дороги очевидно, ты более не сможешь двигаться вперед. 2Теперь необходимо пойти либо одним путем, либо другим. 3Продолжив путь, которым подошел к развилке, ты никуда не попадешь. 4Вся цель прихода к этому моменту и состояла в том, чтобы решить, какое выбрать направление. 5Каким путем ты шел сюда, уже неважно. 6Он отслужил свое. 7А из пришедших к этому моменту никто уже не сможет принять неверное решение, но может со своим решением медлить. 8Нет такой части странствия, которая казалась бы более безнадежной и бесплодной, нежели та, где ты стоишь перед развилкой, не зная, каким пойти путем.

2. Лишь первые шаги по верному пути кажутся трудными, ибо ты уже сделал выбор, хотя всё еще можешь думать, что в состоянии повернуть назад и выбрать снова. 2Это не так. 3Выбор, сделанный при поддержке Небесной силы, уже не отменить. 4Твой путь определен. 5Как только ты признаешь это, всё остальное будет сказано тебе.

3. Итак, ты и твой брат стоите в этом святом месте перед завесою греха, опущенной меж вами и лицом Христа. 2Позволь ее убрать! 3Ты вместе с братом подними ее, ведь лишь она и разделяет вас.4Поодиночке ты и твой брат будете видеть ее как сплошную глыбу, не осознавая, насколько тонкая завеса сейчас вас разделяет. 5Но с этим в твоем сознании почти покончено, покой коснулся тебя даже здесь, перед завесой. 6Подумай, что случится после. 7Любовь Христова озарит твое лицо и засияет от него в столь омраченный и столь нуждающийся в свете мир! 8Из этого святого места Он возвратится с тобою вместе, не покидая ни его, ни тебя. 9Ты станешь Его вестником, возвращая Его Самому Себе.

4. Подумай об очаровании, которое увидишь ты, идущий рядом с Ним! 2Подумай, как прекрасны вы будете в глазах друг друга, ты и твой брат! 3Как счастливы, что наконец вы вместе после унылого и длительного странствия, предпринятого в одиночку. 4Врата Небесные, теперь открытые для вас, вы отворите всем скорбящим. 5И все, увидевшие в вас Христа, возрадуются. 6Как восхитительна картина увиденного за завесой, которую ты принесешь, чтобы осиять усталый взгляд тех, кто утомлен сейчас, как ты когда-то! 7С какой признательностью увидят они в своем кругу тебя, пришедшего и предложившего прощение Христово, чтобы рассеять их веру в грех!

5. Каждую сделанную тобой или братом ошибку другой по-доброму исправит. 2Ибо в его глазах твое очарованиеего спасение, которое он оградит от всякого вреда. 3А ты станешь для брата сильной защитой против всего, что, кажется, встает между тобой и им. 4Ты в мир пойдешь вместе со мной, чья весть еще не всем была дана. 5Ибо ты здесь затем, чтобы помочь ей быть полученной. 6Господне предложение по-прежнему в силе, но ждет своего принятия. 7И от тебя, принявшего его, оно получено. 8И в твои руки, соединенные с руками брата, оно сохранно отдано, поскольку ты, разделяющий его, стал его добровольным защитником и покровителем.

6. Всем, разделяющим Любовь Господню, дарителям полученного ими, дано благословение. 2Так постигают они, что оно их навечно. 3Барьеры исчезают с их приходом, как только каждое препятствие, казалось, преграждавшее им путь, удалено. 4Эта завеса, которую вы с братом уберете вместе, откроет путь к истине не вам одним. 5Те, кто позволит изъять из своих разумов иллюзии, являются спасителями этого мира, идущими по нему со своим Спасителем, несущими Его весть надежды, и свободы, и избавления от страданий каждому, кому необходимо чудо для своего спасения.

7. Как просто предложить такое чудо всем! 2Никто из тех, кто получил его, не посчитает это трудным. 3Ведь через получение его каждый постиг, что оно было дано не ему одному. 4Такова функция святых взаимоотношений: получить вместе и отдать так, как получили. 5Когда стоишь перед завесой, всё это еще кажется довольно трудным. 6Но если протянешь руку, соединенную с рукою брата, и прикоснешься к этой на вид тяжелой глыбе, то ощутишь, с какою легкостью пальцы твои скользнут в ничто. 7Это не твердая стена. 8И лишь иллюзия стоит между тобой и братом и святым Я, которое вы разделяете.

V. Слабость и самозащита

1. Как преодолеваются иллюзии? 2Определенно не силой, и не гневом, и не сопротивлением им любым путем. 3Иллюзии можно одолеть, просто позволив здравому смыслу сказать тебе, что они противоречат реальности. 4Они противостоят всему, что должно быть истинным. 5Сопротивление исходит от них, а не от реальности. 6Реальность ничему не противостоит. 7То, что просто есть, не нуждается в защите и не предлагает ее. 8Только иллюзиям нужна защита в силу их слабости. 9И может ли быть трудно идти дорогой истины, если мешает только слабость? 10Тысильная сторона в этом воображаемом конфликте. 11Тебе защита не нужна. 12Того, чему нужна защита, ты не желаешь, ведь всё, чему она нужна, тебя ослабит.

2. Подумай, для чего желает защиты эго. 2Всегда для оправдания того, что не согласно с истиной, противоречит здравомыслию и не имеет смысла. 3Можно ли оправдать подобное? 4Что это, если не призыв к безумию спасти тебя от истины? 5И от чего нужно спасать, если не от того, что тебя пугает? 6Вере в грех необходима недюжинная защитаи по чудовищной цене. 7Нужна защита от всего и жертва всем, что предлагает Святой Дух. 8Ведь глыба греха вырезана из твоего покоя и помещена между тобой и его возвращением.

3. Но может ли покой быть столь фрагментарным? 2Он, как и прежде, целостен, и ничего не изъято из него. 3Теперь смотри, насколько средство и материал ущербных сновничто. 4В истине ты и твой брат стоите вместе, и между вами нет ничего. 5Бог держит ваши руки, а что же разлучит тех, кого Он сочетал с Собою как одного? 6Тот, от Кого ты защищаешься, есть твой Отец. 7И всё же невозможно держать любовь вовне. 8Бог пребывает в тишине с тобою, не защищенным и абсолютно не защищающимся, ибо лишь в этом состоянии покоямогущество и сила. 9Слабость сюда не вхожа, ибо здесь нет атаки, а следовательно, и иллюзий. 10Любовь покоится в определенности. 11Лишь неопределенность склонна к обороне. 12А вся неопределенность есть лишь сомнение в себе самом.

4. Как слаб, ничтожен и бессмыслен страх! 2И как он незначителен перед спокойной силой тех, кого любовь соединила! 3А вот твой «враг»испуганная мышь в своей атаке на вселенную. 4Насколько вероятен ее успех? 5Трудно ли игнорировать ее ничтожный писк о собственном величии, грозящий заглушить хвалебный гимн, что все сердца вселенной всегда в единстве поют Творцу? 6Кто же из них сильнее? 7Жалкая мышь или всё, сотворенное Предвечным? 8Не эта крохотная мышь соединила тебя с братом; то была Божья Воля. 9Разве способна мышь предать тех, кого соединил Сам Бог?

5. Если бы только ты мог понять, какая малость стоит между тобой и осознанием вашего союза с братом! 2Пусть не обманет она тебя иллюзиями величины и толщины, веса и плотности и твердости в своей основе. 3Конечно, для телесных глаз та малость предстает чудовищным и твердым телом, недвижным, как гора. 4Однако внутри тебя есть Сила, перед которой не выстоять иллюзиям. 5Тело лишь кажется неколебимым, а эта Сила в истине неотразима. 6Что же должно произойти, когда они сойдутся? 7Возможно ли и дальше защищать иллюзию неколебимости от того, что тихо прошло через нее, уйдя вперед?

6. Не забывай, что, ощутив потребность защитить себя от чего бы то ни было, ты отождествил себя с иллюзией. 2И чувствуешь себя слабым в силу того, что ты один. 3Такова цена всех иллюзий. 4Любая из них обусловлена верой в твою разделенность. 5И каждая из них кажется сплошной, тяжелой и неподвижною твердыней между тобой и братом. 6Но нет ни одной, которую истина не одолела бы так легко, что невозможно было бы не согласиться: чем бы ты ни считал иллюзию, онаничто. 7Если ты брата своего простишь, так и должно произойти. 8Ведь только твой отказ не замечать того, что, кажется, стоит между тобой и братом, и создает видимость его непроницаемости и защищает иллюзию его неодолимости.

VI. Свет Святых взаимоотношений

1. Желаешь ты свободы тела или разума? 2То и другое иметь нельзя. 3Что для тебя ценнее? 4Что из нихтвоя цель? 5Ибо в одном ты видишь средство, а в другомцель. 6Одно должно служить другому, вести к его главенству и увеличивать его значимость за счет преуменьшения своей. 7Средства служат цели, и с достижением ее их ценность уменьшается и сходит на нет, когда исчерпана их функция. 8Каждый тоскует по свободе, старается ее найти. 9Но станет он искать ее лишь там, где, как он верит, она есть и где возможно ее найти. 10Он посчитает, что это под силу телу или разуму; выбрав одно, он сделает другое средством в своем поиске.

2. Там, где выборсвобода тела, разум используется как средство, чья ценность заключается в его способности найти пути для достижения свободы тела. 2Свобода тела между тем понятие бессмысленное, и разум посвящается служению иллюзиям. 3Такая ситуация настолько противоречива и несбыточна, что у избравшего ее нет никакого представления о том, что ценно. 4Но даже в этой столь глубокой, не поддающейся описанию путанице Святой Дух ждет в долготерпении, столь же уверенный в исходе, как Он уверен в Любви Его Творца. 5Он знает: это абсурдное решение принято тем, кто дорог сердцу Его Творца, как дорога любовь самой себе.

3. Пусть не заботит тебя то, как может Он с такою легкостью менять ролями цель и средства в том, что любит Бог, чему желает Он свободы вечной. 2Лучше будь благодарен за то, что можешь служить средством в достижении Его цели. 3Только подобное служение ведет к свободе. 4Чтобы служить подобной цели, тело должно восприниматься безгреховным , поскольку цельбезгрешие. 5Отсутствие противоречий делает мягкий переход от средства к цели столь же легким, как сдвиг от ненависти к благодарности в прощающих глазах. 6Ты будешь возвеличен своим братом, пользуясь телом исключительно с целью служения тем, кто безгрешен. 7И станет невозможно ненавидеть то, что служит с пользой тем, кого ты желаешь исцелить.

4. Эти святые отношения, прекрасные в своей невинности, силой могучие, превосходящие своим сиянием свет солнца в небе над тобой, выбраны твоим Отцом как средство осуществления Его Собственного плана. 2Будь благодарен, что они не служат твоему плану. 3Доверенное этим отношениям нельзя употребить во зло, и только то, что им дано, используется ими. 4Эти святые отношения имеют силу исцелять любую боль безотносительно к ее форме. 5Ни ты, ни брат твой поодиночке на это не способны. 6Лишь в вашей объединенной волевсё исцеление. 7В ней исцеление твое, и здесь ты примешь Искупление. 8А в твоем исцелении исцелено и всё Сыновство, поскольку твоя воля и воля братав полном единстве.

5. Святые отношения не признают греха. 2Форма ошибки больше не видна, и здравомыслие, соединенное с любовью, тихо глядит на эту путаницу и просто говорит: «Это была ошибка». 3Затем то же самое Искупление, которое ты принял в свои отношения, исправляет ошибку и замещает ее частью Царства Небесного. 4Как ты благословен, позволив подарить тебе сей дар! 5Каждая часть Небес, тобою принесенная, подарена тебе. 6И каждое пустое место в Царстве, которое ты вновь заполнишь принесенным тобой вечным светом, сияет теперь тебе. 7Средства безгрешия не могут знать о страхе, поскольку они несут с собой одну любовь.

6. Дитя покоя, свет пришел к тебе. 2Света, несомого тобой, ты сам не узнаёшь, но будешь его помнить. 3Кто может отказать себе в том видении, что он несет другим? 4И кто не распознает дара, который он позволил поместить в Царство Небесное через себя? 5Служение доброе, которое ты отдаешь Святому Духу,это служение самому себе. 6Ты, ставший ныне Его средством, должен любить всё то, что любит Он. 7А то, что ты приносишь, есть твое воспоминание обо всем, что вечно. 8И ни следа того, что связано со временем, не остается в разуме, отданном служению безвременному. 9И ни одна иллюзия не в состоянии нарушить покоя отношений, ставших средством покоя.

7. Глядя на брата взглядом всепрощения, не исключающего ни одной его ошибки и не утаивающего ничего, где и какой ошибкой не смог бы ты пренебречь? 2Какая форма страдания способна затуманить твой взгляд, не позволяя видеть то, что стоит за нею? 3В какой иллюзии тогда ты не усмотришь ошибку, тень, через которую пройдешь без страха? 4Бог не допустит, чтобы что-то мешало тем, чья воляВоля Его, и они признают, что воля ихЕго, поскольку они служат Его Воле. 5И служат ей охотно. 6Возможно ли и дальше медлить с воспоминанием о том, что есть их сущность?

8. Ценность свою ты будешь видеть глазами брата, и каждый из вас освобожден, как только он узрит спасителя в том, кого раньше считал своим врагом. 2Через его освобождение освобожден весь мир. 3Такова твоя роль носителя покоя. 4Ты спрашивал о своей здешней функции и получил ответ. 5Так не старайся изменить или же подменить ее другой целью. 6Эта и только эта тебе дана. 7Прими ее и верно ей служи, ведь только от Святого Духа зависит, как поступить с твоими дарами брату, кому, когда и где их предложить. 8Он их подарит там, где они приняты и где им рады. 9Каждым из них воспользуется Он во имя покоя. 10И ни одна едва заметная улыбка или желание не замечать пусть самую ничтожную ошибку не потеряются ни для кого.

9. Что это, если не вселенское благословение: взирать благожелательно на то, что любит твой Отец? 2Продолжать прощение есть функция Святого Духа. 3Оставь ее Ему. 4И пусть твоей единственной заботой станет отдать Ему всё то, что может быть продолжено. 5Не сохраняй же темных тайн, воспользоваться которыми Он не сможет, но предложи Ему те малые дары, которые Он будет вечно продолжать. 6Каждый из них Он примет и сделает могучей силой покоя. 7Он не изымет из него благословения, никоим образом его не ограничит. 8Он с ним соединит всю силу, которой наделил Его Господь, чтобы каждый малый дар любви сделать для всех источником исцеления. 9Любой даже самый малый дар, предложенный твоему брату, озаряет мир. 10О тьме не думай и, oтвернувшись от нее, поверни к брату свое лицо. 11Пусть темноту рассеет Тот, Кто знает свет, Кто озаряет им каждую тихую улыбку доверия и веры, которыми ты благословляешь брата.

10. От твоего постижения зависит благоденствие мира. 2Только гордыня отрицала бы силу твоей воли. 3Ты полагаешь, что бессильна Божья Воля? 4И это скромность? 5Ведь ты не видишь, к чему такая вера привела. 6Ты видишь себя хрупким, уязвимым, легко уничтожимым, зависящим от милости бесчисленных врагов, которые сильней тебя. 7Давай посмотрим прямо на то, как родилась эта ошибка, ведь именно здесь захоронен тяжелый якорь, что, кажется, удерживает страх перед Богом неколебимым и твердым, как скала. 8Таким и будет он казаться, пока существует эта вера.

11. Кто в состоянии напасть на Сына Божьего и не напасть на его Отца? 2Разве Сын Божий может быть и слабым, и хрупким, и легко уничтожимым, если не таков его Отец? 3Не видишь ты, что каждый грех и каждое проклятие, тобой воспринятое и оправданное, есть нападение на твоего Отца. 4Вот почему подобного не могло произойти, вот почему всё это нереально. 5И ты не видишь в этом своей попытки, ибо считаешь разделенными Отца и Сына. 6А разделенными ты Их считаешь из-за страха. 7Ведь нападение на другого или на самого себя кажется безопасней, нежели атака на великого Творца вселенной, Чья сила тебе хорошо известна.

12. Если бы ты был в единстве с Богом и признавал это единство, то знал бы, что сила Еготвоя. 2Но ты не будешь об этом помнить, пока веришь, что какая бы то ни было атака имеет смысл. 3Атака, в какую бы она ни облекалась форму, не имеет оправдания, ибо она всегда бессмысленна. 4Оправдать атаку можно было бы лишь в том случае, если бы ты и твой брат были разделены друг с другом и с Творцом. 5Только тогда явилась бы возможность напасть на часть творения и не затронуть его целиком, напасть на Сына, но не на Отца, напасть на другого, не задев себя, или же повредить себе, не причинив вреда кому-либо другому. 6Подобной веры ты желаешь. 7Но в чем же ее ценность, если не в желании нападать, при этом оставаясь в безопасности? 8Атака ни опасна, ни безопасна. 9Она немыслима. 10По той причине, что вселенная едина. 11Ты бы не выбрал атаку на ее реальность, не будь так важно для тебя увидеть ее отдельно от ее создателя. 12И кажется теперь, будто любовь способна и бояться, и нападать.

13. Только несхожие между собой способны нападать. 2Из этого ты заключаешь: коль скоро ты способен нападать, ты и твой брат должны быть разными. 3Но Дух Святой интерпретирует это иначе. 4Поскольку между тобой и братом различий нет, ты на атаку не способен. 5Обе позициилогичный вывод. 6Придерживаться можно той или другой, но не обеих вместе. 7Чтобы решить, какая из них истинна, нужно ответить только на один вопрос: есть ли различие между тобой и братом? 8С позиций твоего нынешнего понимания себя оно вроде бы есть, и, следовательно, ты способен нападать. 9Из всех альтернатив эта кажется наиболее естественной и более соответствующей твоему опыту. 10Поэтому тебе необходим другой опыт, более согласующийся с истиной, для обучения тебя тому, что и естественно, и истинно.

14. Это и есть функция твоих святых взаимоотношений. 2Ибо что думает один, то вместе с ним будет переживать другой. 3А что же это может значить, если не то, что разум твой и разум брата в единстве? 4Смотри без страха на этот счастливый факт и не считай его тяжелым бременем. 5Ибо, когда ты примешь его с радостью, придет и осознание того, что твои взаимоотношения есть отражение союза Творца и Его Сына. 6Нет разделения в разумах, исполненных любви. 7Каждая мысль в одном несет радость другому, поскольку они одинаковы. 8Радость не ограничена, ведь каждая сияющая любовью мысль продолжает свое бытие и творит больше и больше самой себя. 9Нигде здесь не найти различий, ибо любая мысль подобна самой себе.

15. Свет, что соединяет тебя и брата, сияет через всю вселенную и, вас соединяя, делает вас едиными с вашим Творцом. 2В Нем всё творение соединено. 3Разве ты пожалеешь, что более не можешь бояться в одиночку, если твои взаимоотношения могут также учить тебя тому, что в нихмогущество любви, которая и делает страх невозможным? 4Так не старайся вместе с этим даром сберечь немного эго. 5Дарован он тебе, чтобы им пользоваться, а не затенять его. 6Всё то, что учит тебя твоей неспособности разъединять, отрицает эго. 7Пусть истина решает, различны или одинаковы вы с братом, и учит тебя тому, что истинно.

Table of contents

previous page start next page