Курс Чудес

*******

Глава 24

ЦЕЛЬ ОСОБОСТИ

Введение

1. Не нужно забывать, что мотивацией для изучения данного курса служит достижение и поддержание покоя. 2В подобном состоянии разум тих, то есть условие, при котором помнится Господь, достигнуто. 3Ему не нужно говорить, что делать. 4Ведь Он не знает неудач. 5Там, куда может Он войти, Он уже есть. 6Мыслимо ли, чтобы Он не смог войти туда, где Он желает быть? 7Покой будет твоим, поскольку это в Его Воле. 8Разве поверишь ты, что тень способна задержать ту Волю, которая поддерживает безопасность всей вселенной? 9Господь не ждет соизволения иллюзий, чтобы быть Самим Собой. 10Не ждет и Его Сын. 11Они есмь. 12Какой иллюзии, что, кажется, дрейфует праздно между Ними, достанет силы одолеть Их Волю?

2. Для постижения данного курса необходима готовность усомниться в каждой своей ценности. 2Оставить скрытой или затененной хотя бы одну из нихзначит подвергнуть риску всю учебу. 3Нейтральных убеждений нет. 4Любое из них имеет силу диктовать тебе каждое принимаемое решение. 5Ибо решение есть результат, обусловленный тем, во что ты веришь. 6Оно есть результат убеждения и следует за ним с той же определенностью, с какою следуют страдания за виной и за безгрешностьюсвобода. 7Нет замещения покою. 8И сотворенному Всевышним нет альтернативы. 9Истина исходит из того, что знает Он. 10Твои решения исходят из твоих убеждений с той же определенностью, с какой всё творение родилось в Его разуме, благодаря тому, что знает Он.

I. Особoсть как замещение Любви

1. Любовь есть продолжение. 2Отказать даже в самом малом дарезначит не знать цели любви. 3Любовь предлагает всё и навсегда. 4Утаишь одно убеждение, один лишь дари любовь ушла, ибо ты пригласил на ее место суррогат. 5Теперь война как замещение покою должна прийти с единственной альтернативой, которую ты выбираешь в качестве любви. 6Твой выбор и придает ей ту реальность, которую она, кажется, имеет.

2. Убеждения в открытую не нападают друг на друга, поскольку противоречивые результаты невозможны. 2Но нераспознанная вера есть выбор вести секретную войну, где результаты конфликта остаются неизвестны и никогда не соотносятся со здравым смыслом, чтобы решить, разумны ли они. 3Так достигалось множество бесплодных результатов и принималось множество бессмысленных решений, хранимых скрытыми с тем, чтобы стать убеждениями, которым ныне дана сила направлять все последующие решения. 4Не ошибись же в силе тайных сих воителей, способных разрушить твой покой. 5Ибо он отдан им на милость, пока ты решаешь оставить его там. 6Тайные недруги покоятвое неприметное решение выбрать атаку вместо любви, неузнанное, но тотчас же неистово зовущее тебя к борьбе и к яростным нападкам, влекущее за собой гораздо больше, чем ты предполагаешь,все они там по твоему выбору. 7Не отрицай ни их присутствия, ни их ужасных результатов. 8Отрицать можно лишь их реальность, но не их результат.

3. Всё, что когда-либо оберегалось как тайное убеждение, неузнанное, но нуждающееся в защите, есть вера в особость. 2Она принимает много форм, но постоянно сталкивается с реальностью Божьего творения и с тем величием, которым Он наделил Своего Сына. 3А что еще могло бы оправдать атаку? 4Разве возненавидит кто-либо того, чье Я есть хорошо ему знакомое собственное Я? 5Только особые могли иметь врагов, поскольку они другие, а не такие же, как все. 6Отличие любого рода навязывает степени реальности и неизбежно ведет к потребности судить.

4. На Богом сотворенное нельзя напасть, ибо во всей вселенной нет ничего, несхожего с ним. 2Но от него отличное зовет к суждению, которое должно прийти от того, кто «лучше», кто не способен быть таким, как им судимое, кто «выше» его и кто непогрешим в сравнении с ним. 3И так особость становится одновременно и целью, и средством. 4Ибо она не только устанавливает различие, но служит той платформой, с которой атака на того, кто «ниже» особого, кажется и «естественной», и «оправданной». 5Особые в силу своих отличий чувствуют себя слабыми и хрупкими, ведь то, что делает их особыми, и есть их враг. 6Они, однако, оберегают его враждебность и называют его «другом». 7Во имя этого они сражаются со всей вселенной, поскольку в мире для них нет ничего ценнее.

5. Особостьвеликий повелитель неправильных решений. 2Она есть грандиозная иллюзия того, что представляете собою ты и твой брат. 3Она и заставляет дорожить телом и делает его достойным сохранения. 4Особость необходимо защищать. 5Иллюзии способны на нее напасть и нападают. 6Ведь то, чем должен стать твой брат во имя сохранения твоей особости, и есть иллюзия. 7На него, «худшего», чем ты, нужно напасть, дабы твоя особость выживала за счет его поражения. 8Ибо особостьэто триумф; ее победа есть поражение брата и его позор. 9Как же он может жить под бременем твоих грехов на нем? 10И кто же станет его победителем, если не ты?

6. Разве возможно ненавидеть брата, такого же, как ты? 2Разве ты мог бы на него напасть, зная, что вы идете вместе к той же цели? 3Разве ты не помог бы ему любым путем, считая достижение им цели своим собственным достижением? 4Ты его враг в особости, но друг в той цели, которую вы разделяете. 5Особость не способна на соучастие, ибо она зависит от целей, достичь которые можешь лишь ты один. 6Но для него они должны остаться недостижимыми, иначе под угрозой твоя цель. 7Разве любовь имеет смысл там, где цельтриумф? 8Какое здесь можно принять решение, что не пошло бы тебе во вред?

7. Твой братэто твой друг, поскольку его Отец сотворил его тебе подобным. 2Нет разницы между тобой и им. 3А брату ты был дан, чтобы любовь продолжить, а не отторгнуть от него. 4Всё, что ты сохраняешь, для тебя потеряно. 5Бог отдал Себя тебе и брату, и помнить об этом ныне есть единственная разделяемая вами цель. 6И следовательно, онаваша единственная цель. 7Разве ты нападешь на брата, если решишь не видеть никакой особости, стоящей между тобой и им? 8Взгляни внимательно на то, что заставляет тебя приветствовать его частично или позволить себе думать, что лучше вам быть врозь? 9Разве это не вера в то, что отношения ограничивают твою особость? 10Не тот ли это «враг», что превращает тебя и брата в иллюзию друг для друга?

8. Страх перед Богом и боязнь брата приходят с каждым неузнанным убеждением в своей особости. 2Ведь против его воли ты требуешь от брата поклонения ей. 3Бог Самолично должен ее почтить или подвергнуться возмездию. 4Здесь зарождается каждый приступ злобы, каждый укол ненависти или желание разделения. 5Ибо здесь цель, которую вы с братом разделяете, теряет свою четкость для вас обоих. 6Этому курсу ты противишься из-за того, что он учит тебя твоей тождественности с братом. 7У вас с ним нет неодинаковых целей или таких, каких не разделял бы с вами ваш Отец. 8Ведь ваши отношения были очищены от особых целей. 9Предашь ли ты теперь цель святости, которой Царство одарило их? 10Какой аспект в воззрении особых не изменялся бы с каждым воображаемым несчастьем, с каждым едва заметным или же мнимым суждением о себе самом?

9. Особые должны защищать иллюзии от истины. 2Ибо что есть особость, как не атака на Божью Волю? 3Ты брата своего не любишь, пока именно это защищаешь от него. 4Вот на что он нападает и что ты защищаешь. 5Здесь поле твоего сражения с ним. 6Именно здесь он должен быть тебе не другом, а врагом. 7Здесь никогда между несхожими не будет мира. 8Он друг тебе в силу того, что вы одинаковы.

II. Вероломство особости

1. Сравнение должно быть инструментом в арсенале эго, ибо любовь не сравнивает. 2Особость сравнивает постоянно. 3Она порождена изъяном, увиденным в другом, и поддержана поиском и сохранением в поле зрения всех изъянов, какие только способна воспринять. 4Она их ищет, и она их видит. 5А тот, кого она таким образом умаляет, мог стать твоим спасителем, не предпочти ты увидеть в нем жалкую меру своей особости. 6Против той малости, которую увидел в нем, стоишь ты величавый и достойный, честный и чистый, и незапятнанный, и безупречный в сравнении с тем, что видишь. 7И ты не понимаешь, что умаляешь таким образом себя.

2. Ценой погони за особостью всегда окажется покой. 2Разве же, нападая на своего спасителя, его губя, кто-либо сможет признать его могучую поддержку? 3Кто, умаляя его могущество, способен разделить с ним его силу? 4И кто, используя его как меру малости, будет освобожден от ограничений? 5У тебя есть функция в спасении. 6Осуществление ее приносит радость. 7Погоня за особостью приносит боль. 8Здесь цельпобеда над спасением и противостояние Господней Воле. 9Ценить особостьзначит чтить чуждую волю, для которой иллюзии тебя намного дороже истины.

3. Особость есть концепция греха, сделанная реальной. 2Грех невозможно даже представить без этого обоснования. 3Грех вырос на нем из ничто, злобный цветок, возросший без корней. 4Здесь самосозданный «спаситель», «творец», творящий не в подобие Отцу и сделавший Его Сына подобным себе, а не Ему. 5Всегда их много у него, «особых» сыновей, но нет единственного сына, и каждый из них в изгнании от самого себя и от Того, Чья они часть. 6Не любят они Единства, их сотворившего в единстве с Ним. 7Свою особость они выбрали вместо Царства Небесного и покоя и бережно укутали ее грехом, чтобы «сберечь» от истины.

4. Ты не особенный. 2Если ты думаешь иначе и ограждаешь свою особость от истины того, что ты в действительности есть, как ты узнаешь истину? 3Какой ответ Святого Духа может достичь тебя, если ты слушаешь свою особость, которая и спрашивает, и отвечает? 4Слабый ее ответ, беззвучный в той мелодии, что льется от Всевышнего к тебе в вечном хвалебном гимне твоей сущности, и есть всё, что ты слушаешь. 5А песнь раздольная почтения и любви к тому, что ты есть, кажется беззвучной и неслышной перед его «величием». 6Ты напрягаешь слух, чтобы услышать ее беззвучный голос, а между тем Зов Бога Самого беззвучен для тебя.

5. Ты можешь защищать свою особость, но никогда за нею не услышишь Голоса, Глашатая Божьего. 2Ведь говорят они на разных языках, разные уши слышат их по-разному. 3Для каждого «особого» истиной служит другая весть, наполненная другим смыслом. 4Но разве истина может быть для всех разной? 5Особые вести, слышимые особыми, убеждают их в том, что ониразные и с остальными врозь; каждыйв своих особых грехах, «сохранный» от любви, которая совсем не видит его особости. 6Христово видениеих «враг», поскольку оно не видит того, на что смотрят они, и это может им показать, что особость, которую, как они думают, они видят, есть иллюзия.

6. А что они могли увидеть вместо этого? 2Сияющую лучезарность Сына Божьего, столь схожего с его Отцом, что память о Нем внезапно оживает в разуме. 3А с этой памятью Сын помнит свои собственные творения, столь же подобные ему, как онего Отцу. 4И мир, им созданный, и вся его особость, и все грехи, которыми он защищал ее в ущерб себе, исчезнут, как только его разум примет правду о себе, когда она вернется, чтобы занять их место. 5Такова единственная «цена» истины: ты более не видишь того, чего никогда не было, и более не слышишь того, что не звучит. 6Жертва ли этоотказаться от ничего и получить навечно Божью Любовь?

7. Ты, цепью сковавший своего спасителя со своей особостью, отдав ей его место, помни: он не утратил силы простить тебе грехи, которые, как ты считаешь, ты поместил меж ним и функцией спасения, данной ему для тебя. 2А функцию его ты можешь изменить не более, чем истину в себе и в нем. 3Только не сомневайся, что истина в тебе и в нем одна и та же. 4Она не шлет разных вестей, имея один смысл. 5Это тот смысл, который ты и брат твой в состоянии понять, тот смысл, что несет освобождение обоим. 6И здесь твой брат стоит с ключом от Рая в протянутой к тебе руке. 7Не разрешай же сну особости остаться между вами. 8То, что едино, соединено в истине.

8. Подумай о красоте, которую увидишь внутри себя, глядя на брата как на друга. 2Он враг особости, но друг всему реальному в тебе. 3И ни одна твоя воображаемая атака на него не отняла у него дара, который Бог желал ему отдать тебе. 4Его потребность подарить сей дар столь же велика, как и твояим обладать. 5Пусть он простит тебе твою особость и сделает тебя целокупным в разуме и с ним единым. 6Он ждет прощения твоего только затем, чтобы вернуть его тебе. 7Не Бог Своего Сына осудил, ты сделал это, чтобы спасти его особость, а его Я сгубить.

9. Ты уже далеко ушел дорогой истины и слишком далеко, чтобы сейчас дрогнуть. 2Еще лишь шаги все остатки страха перед Богом рассеются в любви. 3Особость брата и твоявраги, вынужденные в ненависти губить друг друга и отрицать вашу тождественность. 4Но вовсе не иллюзии достигли этого конечного препятствия, благодаря которому Сам Бог и Его Царство кажутся столь отдаленными, что Их нельзя достичь. 5Здесь, в этом святом месте, истина ждет, чтобы принять тебя и брата, тихо благословляя вас в покое, таком реальном и всеохватном, что ничего не остается вне его. 6Оставь же все иллюзии себя вне этого места, к которому ты подошел в искренности и надежде.

10. Здесь твой спаситель от твоей особости. 2Ему столь же необходимо твое приятие его как части тебя, как и тебеего приятие тебя как его части. 3Вы так же подобны Богу, как БогСамому Себе. 4Он не особенный, ведь Он не станет сохранять какую-либо часть Себя для одного Себя, не отдавая ее Своему Сыну. 5Именно это тебя страшит; ведь если Он не особенный, то Он желает Сыну быть таким, как Он, а брат твойтакой же, как ты. 6Не особый, но обладающий всем, включая и тебя. 7Отдай ему лишь то, что он имеет, помня, что отдал Бог Себя тебе и брату в равной любви, чтобы вы оба могли разделить вселенную с Тем, Кто выбрал, чтобы любовь вовек не разъединялась, не отделялась о того, что она есть и чем должна быть вечно.

11. Ты«сторож брату твоему»; он не был обойден частью любви. 2Но разве это значит, что его целокупностьтвоя потеря? 3То, что дано ему, делает целостным тебя, как и его. 4Божья Любовь дала тебя ему, а емутебя, поскольку Он отдал Самого Себя. 5Всё, что подобно Богу, едино с Ним. 6И лишь особость могла представить истину единства твоего с Творцом чем-либо, кроме Царства, когда забрезжила, наконец, надежда на покой.

12. Особостьпечать предательства на даре любви. 2Всё, служащее ее цели, дано, должно быть, с целью убийства. 3Любой подарок, отмеченный ее печатью, предлагает предательство дарителю и получателю. 4Каждый взгляд омраченных ею глаз видит картину смерти. 5Каждый, уверовавший в ее возможности, ищет лишь сделок и компромиссов, которые утвердят грех как суррогат любви и станут верно ему служить. 6Любые отношения, лелеющие цель особости, тяготеют к убийству как к орудию безопасности и как к великому защитнику всех иллюзий от «угрозы» любви.

13. Чаяния особости, кажется, делают возможным создание Богом тела как тюрьмы, чтобы держать в ее застенках Сына врозь с Отцом. 2Ведь она требует особого места, куда Господь войти не может, тайного места, где никому не рады, за исключением твоего крохотного я. 3Здесь свято всё для одного тебя, отъединенного и отстраненного от братьев и защищенного от всех вторжений здравомыслия, сохранного от Бога, сохранного для непреходящего конфликта. 4Здесь ты закрыл за собою врата ада, чтобы в безумии и одиночестве править своим особым королевством раздельно с Богом как можно дальше от истины и от спасения.

14. Ключ, выброшенный тобой, Бог отдал брату твоему, чьи святые руки предложат его тебе, когда ты пожелаешь принять Его план твоего спасения вместо своего собственного. 2Как же еще достичь такой готовности, если не увидеть свои страдания и осознать, что твой план провалился и что он никогда не принесет тебе покоя или какой бы то ни было радости? 3Через подобные невзгоды ты странствуешь сейчас, но это лишь иллюзия невзгод. 4Смерть особостине твоя смерть, а пробуждение к жизни вечной. 5Ты просто из иллюзии того, что ты такое, выходишь к приятию себя таким, каким тебя Единый сотворил.

III. Прощение особости

1. Прощение есть конец особости. 2Простить возможно лишь иллюзии, тогда они исчезнут. 3Прощениеэто освобождение от всех иллюзий, вот почему нельзя простить частично. 4Никто из тех, кто оставляет себе даже одну иллюзию, не в состоянии увидеть себя безгрешным, ибо одна ошибка всё еще дорога ему. 5Поэтому он называет ее «непростительной» и обращает в грех. 6Как же он сможет отдать свое прощение целиком, не получив его для самого себя? 7Ведь, несомненно, он получит его полностью в тот самый миг, когда отдаст его сполна. 8И его тайная вина исчезнет, прощенная им самим.

2. Какую бы форму особости ты ни взлелеялты создал грех. 2И он стоит твердыней, надежно защищенный твоей хилой мощью против Божьей Воли. 3И так стоит он против тебятвой, а не Божий враг. 4И кажется, отделяет тебя от Бога и отстраняет от Него, сделав своим защитником. 5Ты охраняешь то, чего Господь не сотворил. 6А этот идол, вроде бы придающий тебе силу, лишает тебя ее. 7Ибо ему ты отдал право первородства брата, оставив брата непрощенным и одиноким, а самого себя в грехе подле него, и вас обоихв муках пред идолом, который не в состоянии вас спасти.

3. Это не ты настолько раним и уязвим для атаки, что даже слово, или легкий нелестный шепот, или же обстоятельство, неугодное тебе, или непредвиденное событие рушат твой мир и повергают его в хаос. 2Истина не слаба. 3Иллюзии оставляют ее абсолютно не потревоженной и непреклонной. 4Особость жене истина в тебе. 5Из равновесия ее выводит что угодно. 6То, что основано ни на чем, не может быть стабильным. 7Каким бы дутым и огромным оно ни представало, оно должно раскачиваться, и вертеться, и опрокидываться при каждом легком дуновении ветра.

4. То, под чем нет фундамента, не может быть сохранным. 2Оставил бы Господь Своего Сына в состоянии, где безопасность ничего не значит? 3Нет, Сын Его сохранен, покоясь в Нем. 4Только твоей особости грозит атака со стороны всего, что движется и дышит, крадется или ползает, или вообще живет. 5Ничто не застраховано от ее атаки, и она не застрахована ни от чего. 6Она останется навечно непрощающей, поскольку это то, что она есть: тайная клятва, что не свершится желание Бога для тебя и что ты вечно будешь противостоять Господней Воле. 7А двое никогда не станут одинаковыми, пока меж ними подобно огненному мечу смерти стоит особость, делая их врагами.

5. Бог просит твоего прощения. 2Он не желает разделения, поднявшегося подобно чуждой воле меж тем, что в Его Воле для тебя, и твоей собственной волей. 3Они одинаковы, поскольку ни в Одной из Них нет желания особости. 4Разве Они желают смерти самой любви? 5У них, однако, нет силы для нападения на иллюзии. 6Они ведь не тела; будучи одним Разумом, Они ждут, пока все иллюзии будут к Ним принесены и оставлены. 7Спасение не бросает вызов даже смерти. 8И Сам Господь, Который знает, что смерть не в твоей воле, должен сказать: «Да будет Воля Твоя», поскольку ты думаешь иначе.

6. Великому Творцу вселенной, Источнику любви, и святости, и жизни и совершенному Отцу совершенного Сына прости иллюзии своей особости. 2Здесь своим домом ты выбрал ад. 3Господь не сделал этот выбор за тебя. 4Так не проси Его сюда войти. 5Путь прегражден спасению и любви. 6Но, вызволив из глубин преисподней брата, ты простил и Того, Чья Воля для тебявовеки пребывать в объятиях покоя, в полной сохранности и без единой злобной, горячечной мысли твоей особости, омрачающей его. 7Прости Святому Твоему особость, коей Он одарить не мог, которую ты вместо этого создал сам.

7. Особые спят окруженные миром красоты, которую они не видят. 2Свобода, радость и покой толпятся у могилы, в которой они спят, зовя их встать со смертного одра, стряхнуть с себя сон смерти. 3Но те не слышат ничего. 4Они погружены в сны особости. 5Им ненавистен зов, который будит их; они хулят Всевышнего за то, что Он не сделал их сон реальностью. 6«Похули Бога и умри», но только не из-за Него, ибо Он смерти не создавал, а лишь во сне. 7Чуть приоткрыв глаза, узри спасителя, которого Бог дал тебе, чтобы ты мог его увидеть, вернуть ему его наследственное право. 8Оно твое.

8. И всё же рабы особости обретут свободу. 2В том Воля Бога и Его Сына. 3Разве приговорит Себя Господь к хуле и аду? 4Разве подобное ты пожелаешь своему спасителю? 5Бог от него зовет тебя соединиться в Его Воле, чтобы спасти от ада вас обоих. 6Узри следы гвоздей в его ладонях, с мольбою о прощении протянутых к тебе. 7Бог просит милосердия твоего для Сына Своего и для Себя. 8Не откажи Им. 9Ведь Они просят только, чтобы свершилась твоя воля. 10И Они ищут твоей любви, чтобы ты мог любить себя. 11Не отдавай свою любовь особости вместо Них. 12И на твоих ладонях следы гвоздей. 13Прости Отца; не было Его Воли на твое распятие.

IV. Особость против безгрешия

1. Особость есть отсутствие доверия к кому-либо, кроме себя. 2Вся вера вложена лишь в самого себя. 3Всё остальное становится твоим врагом, пугающим и нападающим, смертельным и опасным, и ненавистным, достойным только разрушения. 4Вся доброта, им предлагаемая,обман, и только ненависть его реальна. 5Перед опасностью уничтожения враг этот должен убивать; и ты к нему влеком, дабы покончить с этим первым. 6Такова привлекательность вины. 7Здесь смерть коронована как спаситель, распятие стало искуплением, спасение может означать лишь разрушение всего мира, за исключением тебя.

2. Что еще, если не особость, могло быть целью тела? 2Именно это делает его тщедушным и немощным в своей защите. 3Оно было замыслено, чтобы ослабить, сделать беспомощным тебя. 4Цель разделенияего проклятие. 5Тела, однако, не имеют цели. 6Цельот разума. 7А разумы способны изменяться по собственному желанию. 8Ни то, что они есть, ни свойств своих они не могут изменить. 9Но то, что они ставят своей целью, возможно изменить, и состояние тел должно меняться соответственно. 10Само по себе тело ничего не может сделать. 11Узришь в нем средство причинить ущерби ему нанесен ущерб. 12Увидишь его как средство исцеленияи оно исцелено.

3. Ты можешь повредить только себе. 2Это неоднократно повторялось, но остается трудным для понимания. 3Для разумов, стремящихся к особости, это и вовсе невозможно. 4Для тех же, чья цель не нападать, а исцелять, это совершенно очевидно. 5Цель атакив разуме, и ее следствия ощущаются там же, где она. 6Разум не ограничен, и, стало быть, пагубная цель пагубна для него в целом. 7Ни в чем нет меньше смысла для особости. 8Однако ни в чем нет больше смысла для чудес. 9Ведь чудеса суть просто изменение цели от вреда к исцелению. 10Такой сдвиг в цели действительно «опасен» для особости, но лишь в том смысле, в каком «опасна» истина для всех иллюзий. 11Им перед ней не устоять. 12Какая в них когда-либо была тебе утеха, если тот дар, что просит у тебя Отец, ты от Него утаиваешь, отдавая им? 13Отданная Ему, вселеннаятвоя. 14Отданные иллюзиям, дары не возвратятся. 15Всё, отданное особости, обанкротило тебя, твоя сокровищница бесполезна и пуста, и дверь ее открыта, приглашая внутрь всё, что может помешать твоему покою и погубить его.

4. Я ранее говорил, что нет нужды заботиться о способе или о средствах достижения спасения. 2Однако хорошо подумай, желаешь ли ты видеть брата своего безгрешным? 3Для особости ответом должно быть «нет». 4Безгрешный брат есть ее враг, а грех меж тем, будь он возможен, был бы ей другом. 5Грех брата твоего оправдывал бы ее и наделял тем смыслом, в котором отказывает истина. 6Всё, что реально, провозглашает безгрешие брата. 7Всё ложное провозглашает реальность его грехов. 8Если он грешен, тогда твоя реальность нереальна, она есть просто сон особости, длящийся миг и рассыпающийся в прах.

5. Не защищай тот безрассудный сон, в котором Бог лишен всего, что Им любимо, а ты остаешься вне спасения. 2Одно лишь несомненно в этом мире, меняющемся постоянно и ничего не значащем в реальности: когда в душе нет полного покоя, когда ты ощущаешь какую-либо боль, ты в брате увидел некий грех, обрадовавшись тому, что, как тебе казалось, там было. 3Благодаря этому твоя особость кажется сохранней. 4И так ты спас то, что назначил быть своим спасителем, распяв того, кого Бог даровал вместо него. 5И так ты связан с ним, поскольку вы одно. 6Поэтому особостьего «враг», а заодно и твой.

V. Христос в тебе

1. Христос в тебе очень спокоен. 2Он смотрит на то, что любит, и знает это как Себя. 3И так Он радуется тому, что видит, поскольку знает, что оно едино с Ним и с Его Отцом. 4Но и особость радуется тому, что видит, хоть это и не истинно. 5Ты ищешь то, что для тебяисточник радости, какою ты ее замыслил. 6Для тебя истинно всё, чего ты желаешь. 7Немыслимо желать чего-то, не веря в его подлинность. 8Желание создает реальность так же определенно, как воля творит. 9Могущество желания поддерживает иллюзии с той же силой, с какой любовь продолжает себя. 10С той только разницей, что первое вводит в заблуждение, второе исцеляет.

2. Нет такого сна особости (каким бы скрытым или замаскированным он ни был, каким бы милым ни казался, какую бы утонченную надежду на избавление от боли и на покой он ни сулил), в котором ты не страдал бы от собственного осуждения. 2В снах следствие перепутано с причиной, поскольку создатель сна уверен, что всё, им созданное, причинено ему. 3Он не осознает, что выхватил отсюда клок, оттуда нить и сплел картину из ничего. 4Ее фрагменты несоединимы, а целое не придает частям какого-либо смысла.

3. Откуда же прийти покою, если не от прощения? 2Христос в тебе зрит только истину, не видя осуждения, которому могло понадобиться прощение. 3Покоен Он, поскольку Он греха не видит. 4Отождестви себя с Ними что в Нем есть такого, чего нет в тебе? 5Онтвои уши, и глаза, и руки, и стопы. 6Добры картины, видимые Им, и сладки звуки, которые Он слышит. 7Прекрасна Его рука, что держит руку Его брата; с какой любовью Он идет подле него, показывая всё, что можно увидеть и услышать, а где он не увидит и не услышит ничего.

4. Но только дай своей особости направить его путьи ты последуешь за ним той же стезей. 2Вы оба побредете через опасный, мрачный лес незрячих, в кромешной тьме, время от времени озаряемой еле заметными, мерцающими вспышками светляков греха, каждый с намерением привести другого к безымянному обрыву, чтобы с него его столкнуть. 3Ведь в чем, как не в убийстве, найдет особость себе усладу? 4Что она ищет, если не картину смерти? 5Куда, если не к гибели, ведет? 6Только не думай, что сначала она узрела брата или что возненавидела его прежде, чем тебя. 7Грех, на который в нем с любовью взирают ее глаза, она сначала увидела в тебе и всё еще видит его с радостью. 8Но разве это радостьсмотреть на сумасшествие и тлен и верить, что этот, распадом тронутый предмет, с костей слезающая плоть с отверстиями вместо глаз, тебе подобен?

5. Радуйся же, что у тебя нет ни глаз, чтобы видеть, ни ушей, чтобы слышать, ни рук, чтобы держать, ни стоп, чтобы тебя вести. 2Возрадуйся, что лишь Христос способен одолжить тебе Свои, пока у тебя есть потребность в них. 3Онииллюзии в той же мере, что и твои. 4Но потому, что они служат иной цели, сила той цели придается им. 5Тому, что они видят и слышат, и держат, и ведут, дарован свет, чтобы и ты сумел вести, как был ведом.

6. Христос в тебе очень спокоен. 2Он знает, куда ты направляешься, и Он ведет тебя туда в благоволении и бесконечной доброте. 3Его любовь к Всевышнему замещает весь страх, что, как тебе казалось, ты видел в себе. 4Святость Его являет Себя в том, чью руку ты держишь и кого ведешь к Нему. 5И всё, что видишь ты, тебе подобно. 6Ведь что еще, кроме Христа, возможно видеть, слышать и любить; за кем еще можно последовать домой? 7Взглянув сначала на тебя, Он понял, что ты не целокупен. 8И Он искал твоего завершения в каждом живом существе, Им видимом и любимом. 9Он ищет его и поныне, чтобы каждое из них могло предложить тебе Любовь Господню.

7. Но Он спокоен, зная, что любовьв тебе сейчас и что в тебе она сохранна, поддерживаемая тою же рукой, что держит руку брата в твоей. 2Рука Христа держит всех Его братьев в Нем Самом. 3Он дарит видение незрячим их глазам и им поет о Царствии Небесном, чтобы их уши больше не внимали звукам битв и смерти. 4Он общается через них, протягивает руку, чтобы каждый мог благословить все живые существа и видеть их святость. 5Он радуется, что все эти картины ты можешь видеть вместе с Ним и разделять с Ним Его радость. 6Полное отсутствие особости в Себе Он предлагает тебе с тем, чтобы ты спас от смерти каждое живое существо и получил от каждого из них дар жизни, который твое прощение подарит твоему Я. 7Картину Христавот всё, что можно видеть. 8Песнь Христавот всё, что можно слышать. 9Рука Христавот всё, что можно удержать в своей. 10И нет другого странствия, кроме того, которым ты идешь с Ним вместе.

8. Ты, удовлетворившийся особостью и ищущий спасение в войне с любовью, подумай вот о чем: святой Господь Царства Небесного сошел к тебе, чтобы твое же завершение предложить тебе. 2Всё, что Его,твое, поскольку в твоем завершенииЕго Собственное завершение. 3Он, не желая быть без Собственного Сына, не пожелал бы тебе быть без брата. 4И разве дал бы Он тебе такого брата, который не был бы подобен Ему в святости и совершенстве, как должен быть Ему подобен ты?

9. Сомнение должно возникнуть прежде, чем появится конфликт. 2И каждое сомнение должно быть относительно тебя. 3Христос не сомневается, и от Его определенности исходит Его покой. 4Он обменяет Свою определенность на все твои сомнения, если ты согласишься, что Он един с тобой и что Единство это бесконечно, безвременно и достижимо для тебя, поскольку твои рукируки Его. 5Христос внутри тебя, но Он идет подле тебя и впереди тебя и возглавляет путь, которым должен следовать, чтобы увидеть Себя завершенным. 6Его спокойствие становится твоей определенностью. 7И где теперь сомнение, когда пришла определенность?

VI. Спасение от страха

1. Перед святостью твоего брата стихает мир, и на него в благословении и доброте нисходит покой, столь совершенный, что от конфликта, способного преследовать тебя во мраке ночи, не остается и следа. 2Браттвой спаситель от кошмарных снов. 3В нем исцеление от ощущения себя жертвой и от страха перед тем, что всё, принадлежащее тебе, унесется ветром и обратится в прах. 4И в нем твоя уверенность, что Бог с тобою здесь и сейчас. 5Пока он остается тем, что есть, ты можешь быть уверен, что Бог познаваем и ты его познаешь. 6Ведь никогда не мог бы Он покинуть Собственное творение. 7Печать истинности этого лежит на твоем брате, предложенная тебе, чтобы твои сомнения в самом себе могли рассеяться перед его святостью. 8Узри же в нем творение Божье. 9Ведь в нем его Отец ждет твоего признания, что Он сотворил тебя как часть Себя.

2. Без тебя в Боге был бы изъян, неполноценно Царство, а Сын лишен Отца. 2Без тебя не могло быть ни вселенной, ни реальности. 3Ведь всё, что в Воле Божьейцелокупно и часть Его, поскольку Воля Его Едина. 4То, что не часть Его, не может быть живым, а всё живоетолько в Нем. 5Святость твоего брата показывает тебе, что Бог един с тобой и с ним, и всё, что он имеет,твое, поскольку ты неотделим ни от него, ни от его Отца.

3. Ничто не может быть потеряно для тебя во всей вселенной. 2Всё, что Бог сотворил, Он разложил перед тобой с любовью, как навсегда твое. 3Нет такой Мысли в Его разуме, какой бы не было в твоем. 4В Господней Воле, чтобы ты разделял Его Любовь к тебе и на себя глядел с той же любовью, с какой ты был замыслен Им задолго до начала мира и в которой Он и поныне тебя знает. 5Бог не меняет Своих Помыслов о Сыне в зависимости от мимолетных обстоятельств, лишенных смысла в вечности, где пребывает Он, а с Ним и ты. 6Твой брат таков, каким Он сотворил его. 7Именно это и спасает тебя от мира, коего Бог не сотворил.

4. Не забывай, что исцеление Сына Божьегоединственное назначение мира. 2Это единственная цель, которую в нем видит Дух Святой, и так онаединственная, которую он имеет. 3Пока ты не увидишь исцеление Сына как свое единственное желание, которое должно осуществиться миром, и временем, и любой видимостью, ты не узнаешь ни Отца и ни себя. 4Ибо ты станешь пользоваться миром с несоответствующей ему целью и не сумеешь избежать его законов насилия и смерти. 5Однако тебе дано быть вне его законов в любом аспекте, на любом пути, при разных обстоятельствах, даже при искушении видеть то, чего не существует, и в убеждении, что Божий Сын может страдать от боли, не видя себя таким, каков он есть.

5. Взгляни на брата и узри в нем полную замену на противоположные законов, которые, казалось, правят этим миром. 2Узри в его свободе свою свободу, ибо она и есть твоя. 3Не дай его особости затмить в нем истину, поскольку ни одного закона смерти, с которым ты его свяжешь, тебе не избежать. 4И каждый грех, что ты увидишь в нем, будет удерживать в аду обоих. 5Но совершенное его безгрешие освободит обоих, ведь святость беспристрастна, судя одним судом всё, на что смотрит. 6Суждение она выносит не от себя, но через Голос, Глашатай Божий, во всем, что живет и разделяет Его Бытие.

6. Это Его безгрешие способны видеть зрячие глаза. 2Это Его очарование видят они во всем. 3Это Его они повсюду ищут, не находя такой картины, такого уголка или такого времени, где не было бы Его. 4В святости твоего братаидеального обрамления мирскому и твоему спасениюживет сияющая память о Том, в Ком жив твой брат, а вместе с ним и ты. 5Пусть же не ослепит твои глаза завеса особости, скрывающая лик Христа и от него, и от тебя. 6И пусть страх перед Богом долее не заслоняет от тебя картину, увидеть которую тебе было суждено. 7Не тело брата являет тебе Христа. 8Христос живет лишь в его святости.

7. Реши тогда, что ты предпочитаешь видеть: тело брата или его святость, и ты воочию увидишь то, что выбрал. 2Ты будешь выбирать в бессчетных ситуациях, во времени, которое будет казаться бесконечным, пока истина не станет твоим решением. 3Ведь вечность не восстановить еще одним отрицанием в нем Христа. 4И где твое спасение, если онтолько тело? 5Где твой покой, если не в его святости? 6И где Сам Бог, если не в той же Его части, которую Он поместил навечно в святость брата, чтобы ты мог увидеть правду о себе, преподнесенную, наконец, в тех терминах, которые ты узнаёшь и понимаешь?

8. Святость брата священна и сокровенна для тебя. 2Его ошибки не отнимают Господнего благословения ни у него, ни у тебя, увидевшего его истинно. 3Его ошибки могут задержать его, вот почему тебе дано изъять их у него, чтобы вы оба завершили странствие, которое не начиналось, а посему не требует конца. 4То, чего не было, не часть тебя. 5Однако ты будешь придерживаться иного мнения, пока не осознаешь, что оно также не часть его, стоящего подле тебя. 6Онтвое зеркало, в коем отражено твое суждение о вас обоих. 7Христос в тебе видит его святость. 8Твоя особость видит его тело, не видя его самого.

9. Если увидишь его таким, каков он есть, твое освобождение не за горами. 2Бессмысленные блуждания без цели и каких-либо достиженийвот всё, что другой выбор сможет предложить тебе. 3Тщета невоплощенной функции будет преследовать тебя, пока твой брат находится во сне, пока то, что тебе назначено, не воплотилось, и он из прошлого восстал. 4Он, осудивший самого себя, а также и тебя, дан тебе для того, чтобы спастись от осуждения вместе с тобою. 5И оба вы должны увидеть Господню славу в Его Сыне, которого ты принимал ошибочно за плоть и привязал к законам, над ним не властным.

10. Разве не рад ты осознать, что все эти законы не для тебя? 2Тогда и в нем не нужно видеть их невольника. 3Несбыточно, чтобы управляющее частью Бога не управляло бы всем остальным. 4Ты помещаешь себя под свод тех же законов, которые, как ты считаешь, управляют им. 5Тогда подумай, какой великой должна быть Любовь Предвечного к тебе, если Он отдал тебе часть Себя, чтобы спасти тебя от боли и одарить счастьем. 6Не сомневайся: твоя особость исчезнет перед Волей Бога, Который равно любит и одаряет равной заботой любую часть Себя. 7Христос в тебе воистину способен видеть брата. 8Примешь ли ты решение против той святости, которую видит Он?

11. Особостьэто функция, которой ты наделил себя. 2Она есть знак того, что ты самодостаточен, и одинок, и самосотворен, и не нуждаешься ни в чем, отъединен ото всего, что за пределом тела. 3В глазах особости тыотделенная вселенная с силой, достаточной для поддержания полноты в себе самой, где от вторжений замурован каждый вход и загорожено от света каждое окно. 4Под вечными нападками, всегда озлобленный, всегда и полностью оправдывая гнев, ты эту цель преследовал с неутомимой бдительностью и с неослабными усилиями без всякой мысли отступить. 5И вся эта неумолимая решимость служила только одному: желанию сделать особость истиной.

12. Сейчас тебе просто предложено преследовать другую цель с гораздо меньшей бдительностью, с меньшей затратой сил и времени, и с силой Бога, поддерживающей ее и обещающей успех. 2Однако из двух целей именно эту ты находишь более трудной. 3«Жертву» собой ты понимаешь и не считаешь цену слишком высокой. 4А толику желания, кивок Всевышнему, приветствие Христу в себе находишь изнурительным и неприятным бременем, слишком тяжелым и невыносимым. 5Преданность истине, однако, какою ее учредил Господь, не требует ни жертвы, ни напряжения; а вся сила Царства Небесного, могущество самой истины даны тебе, чтобы обеспечить средством и гарантировать достижение цели.

13. Ты, убежденный, что гораздо проще увидеть тело брата, нежели его святость, должен понять, чем обусловлено подобное суждение. 2Здесь с ясностью услышан глас особости, судящий против Христа, диктующий тебе, какую цель ты в состоянии достичь и что ты неспособен сделать. 3Не забывай, что данное суждение должно быть применимо ко всему, что делаешь ты вместе со своей особостью в качестве союзника. 4Того, что ты делаешь через Христа, она не знает. 5А для Него подобное суждение бессмысленно, ибо осуществимо только то, что в Воле Его Отца, и Он не видит никаких альтернатив. 6Отсутствие в Нем конфликта рождает твой покой. 7А с Его целью приходит и средство ее легкого осуществления и отдохновение.

VII. Место встречи

1. С какой ожесточенностью тот, кто привязан к миру, защищает особость, желая ей быть истиной! 2Его желание для него закон, и он ему послушен. 3Все требования его особости им выполняются беспрекословно. 4Тому, что любит он, отказа нет ни в чем. 5Пока особость зовет его, не внемлет он другому Голосу. 6Он не жалеет ни усилий, ни затрат, готовый заплатить любую цену, чтобы спасти свою особость от слабого намека на неуважение, от незначительной атаки, от шелеста сомнения, от подозрения угрозы или же от чего угодно, кроме глубокого благоговения. 7Это твой сын, столь же возлюбленный тобой, как тысвоим Отцом. 8Но он занимает место твоих творений, которые и есть твой сын, с которым ты мог разделить Отцовство Божье, а не похищать его у Него. 9Но что это за сын, которого ты создал, чтобы быть твоею силой? 10Что это за дитя земное, так щедро оделенное любовью? 11Что это за пародия на Божие творенье, занявшее место твоих творений? 12И где они теперь, когда гостеприимный хозяин Богу нашел себе другого сына, которого им предпочел?

2. Память о Боге не сияет в одиночестве. 2Всё в твоем брате, как и прежде, вмещает всё творение, всё, что творит и что сотворено, рожденное и не родившееся, то, что пока в будущем или же явно в прошлом. 3Всё, что в нем есть, неизменно, и твоя неизменность осознается путем признания его неизменности. 4Святость в тебе принадлежит ему. 5Увидев ее в нем, ты возвратил ее себе. 6Все почести, воздаваемые особости, принадлежат ему и, таким образом, возвращены тебе. 7Забота и любовь, сильная защита, дневные и ночные думы, глубокое беспокойство и сильная убежденность в том, что это ты, принадлежат ему. 8Всё, отданное тобой особости, принадлежит ему по праву. 9А всё, принадлежащее ему, принадлежит и тебе.

3. Как же тебе узнать, чего ты стоишь, если особость заявляет на тебя права? 2Как же не знать, что твоя ценностьв братской святости? 3Так не старайся обратить свою особость в истину; будь это так, ты был бы наверняка потерян. 4Лучше будь благодарен, что тебе дано увидеть его святость, поскольку она есть истина. 5А истинное в нем должно быть истинно и в тебе.

4. Спроси себя: способен ли ты защитить разум? 2Тело ты еще кое-как способен защитить, конечно, не от времени, но временно. 3Чем больше, как тебе кажется, ты его сохраняешь, тем больше ему вредишь. 4И для чего ты сохраняешь тело? 5Ведь в этом выборе заключены одновременно и его здоровье, и ущерб. 6Сохрани его для показа или как наживку, чтоб подцепить другую рыбку, или же окружи свою особость лучшим стилем, или сплети оправу красоты вокруг собственной ненависти,и ты приговорил его к распаду и смерти. 7И если эту цель ты видишь в теле брата, то вынес тот же приговор и собственному телу. 8Лучше сплети оправу святости вокруг брата, чтоб истина могла сиять ему и от распада оградить тебя.

5. То, что Отец творит, Он сохраняет в безопасности. 2Оно не может быть затронуто тобою созданными ложными идеями, поскольку не тобой сотворено. 3Не позволяй своим нелепым прихотям запугивать тебя. 4Бессмертное не подлежит атаке, а временное не имеет следствий. 5Лишь цель, которую ты видишь в чем бы то ни было, имеет смысл, и, если цель истинна, сохранность этого нерушима. 6Если же цель неистинна, то оно не имеет цели и не служит ничему средством. 7Всё, что воспринято как средство истины, разделяет ее святость и покоится в свете так же сохранно, как она сама. 8Этот свет не погаснет, когда восприятие ушло. 9Его святая цель дала ему бессмертие, поместив еще один свет в Царствии Небесном, где твои творения узнают твой дарсимвол того, что ты их не забыл.

6. Всему земному есть простая мера: «Для чего оно?» 2Ответ и сделает всё тем, чем оно будет для тебя. 3Само по себе оно лишено значения, но ты способен придать ему реальность согласно цели, которой служишь. 4И здесь ты просто средство вместе с ним. 5Бог есть и Средство, и Цель. 6В Царстве Небесном средство и цельодно и с Ним в единстве. 7Таково состояние истинного творения, но не во времени, а в вечности. 8Для тех, кто здесь, оно неописуемо. 9И нет возможности постичь, что это условие означает. 10Оно останется непостижимым, пока ты не уйдешь за обучение к Данности и снова не создашь святого дома для своих творений.

7. У со-творца Отца должен быть Сын. 2Но этот Сын должен быть сотворен Ему подобным. 3Существо совершенное, всеобъемлющее и всеобъемлемое, к которому нечего добавить и ничего нельзя отнять; не порожденное размером, местом или временем, не ограниченное пределами или неопределенностью любого рода. 4Здесь и соединяются, став едиными, цель и средство, и этому единству нет конца. 5Всё это истина, и всё же в ней нет большого смысла для тех, чья память еще сохраняет один невыученный урок, одну лишь мысль с неясной целью или одно желание, цель которого разделена.

8. Сей курс не делает попыток учить тому, чего нельзя легко постичь. 2Его границы не превосходят твоих возможностей с той лишь оговоркой, что всё твое к тебе придет, когда ты будешь к этому готов. 3Здесь цель и средство разделены, ибо такими они созданы и восприняты. 4И следовательно, как с таковыми мы с ними имеем дело. 5Весьма существенно не забывать, что всякое восприятие останется перевернутым, пока не понята его цель. 6Восприятие не предстает как средство. 7Это и затрудняет понимание степени его зависимости от того, какой ты видишь его цель. 8Кажется, восприятие обучает тебя тому, что ты видишь. 9Но онолишь свидетельство того, чему ты учил. 10Оно есть внешняя картина твоего желания, тот образ, которому ты желал быть истинным.

9. Взгляни на себяи ты увидишь тело. 2Посмотришь на это тело в другом свете, и оно предстанет совсем иным. 3Без света кажется, что оно исчезло. 4Но ты не сомневаешься, что оно здесь, поскольку всё еще можешь коснуться его руками, уловить его шевеление. 5Этому образу ты желаешь быть тобой. 6Онсредство исполнения твоего желания. 7Именно он дает глаза, чтобы на него смотреть, и руки, чтобы ощущать его, и уши, чтобы слышать производимые им звуки. 8И так он доказывает тебе свою реальность.

10. Так тело создало теорию себя, не предоставив доказательств вне самого себя или возможности побега из круга его обзора. 2Курс его ясен в его собственных глазах. 3Оно растет и чахнет, цветет и умирает. 4Ты и помыслить не можешь о себе отдельно от него. 5Ты называешь его грешным, и ненавидишь его поступки, и осуждаешь его как порочное. 6При этом твоя особость шепчет: «Сей есть сын мой возлюбленный, в коем мое благоволение». 7Так «сын» становится средством, служащим цели его «отца». 8Не идентичным ему и даже не подобным, но всё же средством, предлагающим «отцу» всё то, чего тот хочет. 9Это пародия на творенье Божье. 10Ведь так же, как творение Сына принесло Ему радость и свидетельство Его Любви и соучастие в Его цели, тело свидетельствует в пользу идеи, которая создала его и говорит о ее реальности и подлинности.

11. Так созданы два сына, будто идущие по земле, друг с другом не встречаясь и даже не имея для встречи места. 2Ты одного из них воспринимаешь вне себя, твоего собственного возлюбленного сына. 3Другой, Сын своего Отца, покоится внутри, равно как в брате твоем, так и в тебе. 4Различие меж ними заключено не в том, как они выглядят, куда идут и даже не в том, что они делают. 5У них разные цели. 6Именно это объединяет их с себе подобными и отделяет каждого от всех аспектов, имеющих иную цель. 7Сын Божий поддерживает Волю своего Отца. 8Сын человеческий воспринимает чуждую волю, желая ей быть истинной. 9Так его восприятие служит его желанию, придавая ему видимость истины. 10Но восприятие может служить и иной цели. 11С особостью оно не связано ничем, кроме твоего выбора. 12Тебе дано, однако, сделать новый выбор и пользоваться восприятием с другой целью. 13И то, что ты увидишь, послужит с пользой этой цели, докажет тебе свою реальность.

Table of contents

previous page start next page