Курс Чудес

*******

Глава 27

ИСЦЕЛЕНИЕ СНА

I. Картина распятия

1. Желание быть обиженным, несправедливо обойденным есть компромиссная попытка соединить невинность и агрессию. 2Кому удастся совместить несовместимое, сделать единым несоединимое? 3Иди благим путеми ты не убоишься зла, не испугаешься ночных теней. 4Но символов страха на свою стезю не помещай, иначе сплетешь венец терновый, которого ни брату, ни тебе не избежать. 5Ведь распинаешь ты не одного себя. 6Если с тобою обошлись несправедливо, он должен страдать от той же несправедливости, какую видишь ты. 7Нельзя пожертвовать собой одним. 8Ведь жертва абсолютна. 9Будь она вообще возможна, она включала бы в себя всё Божие творение и Отца вместе с жертвой Его любимым Сыном.

2. В твоем освобождении от жертвы проявлено его освобождение, увиденное как его собственное. 2Но в каждом своем страдании ты видишь доказательство его вины в атаке на тебя. 3И превращаешь себя в символ его утраченной невинности; одного взгляда на тебя достаточно, чтобы понять: он осужден. 4То, что по отношению к тебе несправедливо, ему, однако, поделом. 5Несправедливое возмездие, мучительное ныне для тебя, принадлежит ему; как только оно упокоится на нем, ты свободен. 6Оставь желание быть живым символом его вины, иначе сам же угодишь в расставленные для него капканы смерти. 7Но в невиновности его найдешь ты собственную невиновность.

3. Когда бы ты ни согласился страдать от боли, быть обездоленным, или несправедливо обойденным, или нуждающимся в чем-то, ты обвиняешь брата своего в атаке на Сына Божьего. 2Картину своего распятия ты держишь у него перед глазами, чтобы он видел свои грехи, начертанные твоей кровью и твоей смертью в Царстве Небесном и шествующие перед ним, и закрывающие врата, и обрекающие его на муки ада. 3Но всё это начертано в аду, а не в Раю, где ты недосягаем для атак, доказывая этим невиновность брата. 4Картину самого себя, ему предложенную, показываешь ты себе и вкладываешь в нее всю свою веру. 5Святой Дух предлагает тебе представить ему картину тебя иногобез боли и упрека. 6И то, что было мученичеством за его вину, становится безукоризненным свидетельством его невинности.

4. Сила свидетеля превыше веры, поскольку она приносит убежденность. 2Свидетель достоверен, ибо указывает за свои пределы к тому, что представляет. 3Больной и страждущий, ты просто представляешь вину брата, свидетеля, которого ты шлешь, чтобы он не забыл про нанесенные им раны, клянясь, что за такое зло ему с тобой вовек не расквитаться. 4Эту болезненную, жалкую картину ты принимаешь, лишь бы она служила наказанию брата. 5Больные беспощадны ко всем и, этот вред распространяя, жаждут убийства. 6Смерть кажется им невеликой платой за то, чтобы сказать: «Смотри, мой брат, я умираю от твоей руки». 7Ибо болезньсвидетельство его вины, а смерть докажет, что его ошибки были грехами. 8Болезньне что иное, как «маленькая» смерть, форма отмщения, хотя и не сполна. 9Но говорит она уверенно о том, что представляет. 10Унылую и горькую картину, посланную брату, с грустью увидел ты. 11В то, что она ему показывает, ты верил, поскольку она свидетельствовала о его вине, которую ты видел и любил.

5. А ныне в руки, ставшие милосердными Его прикосновением, Святой Дух помещает картину тебя, совсем иного. 2Это по-прежнему картина тела, поскольку то, что ты в действительности есть, нельзя увидеть или описать. 3Но ею не пользовались с целью атаки, и, следовательно, в ней нет ни боли, ни страданий. 4Онасвидетель вечной истины, что тебе невозможно повредить,указывает за свои пределы на невиновность твою и брата. 5Так покажи эту картину брату, пусть он увидит, что исцелился каждый шрам, «отерта всякая слеза» в веселии и в любви. 6Здесь он посмотрит на свое прощение и исцеленным взглядом устремится за его пределы, к невинности, которую узрел в тебе. 7Здесь доказательство того, что он не согрешил, что ничего не совершил, поддавшись своему безумию, или же что оно не возымело действия. 8Что не оправдан ни один его упрек к себе и ни одна атака не коснулась его своим отравленным, неумолимым жалом страха.

6. Будь же свидетелем его невинности, а не вины. 2В твоем выздоровленииего здоровье и комфорт, ибо оно доказывает фальшь иллюзий. 3Не воля к жизни, а желание смерти движет этим миром. 4Цель у него однадоказать реальность вины. 5Ни одна мысль мирская, ни действие, ни чувство не побуждаются ничем иным. 6Онисвидетели, затребованные для достоверности, для убедительности той системы, от имени которой выступают и которую представляют. 7Каждый из них многоголосен и говорит с тобой и братом на разных языках. 8Однако их весть для вас одна. 9Убранство тела стремится показать очарование свидетелей вины. 10Заботы о теле подчеркивают бренность и эфемерность твоей жизни, ту легкость, с какою рушится всё, что ты любишь. 11Депрессия говорит о смерти и тщете действительной заботы о чем-либо вообще.

7. Болезнь в какой угодно форме есть самый яркий представитель этой тщеты, опора всех других, что помогает им нарисовать картину, в которой оправдан грех. 2Есть у недужных оправдание для каждого из неестественных желаний и странных нужд. 3Ибо кто в этой мимолетной жизни не оценит случайных радостей? 4Какое наслаждение в ней будет продолжительным? 5Не вправе ли недужные считать, что каждый жалкий, украденный обрывок наслаждения есть плата за ничтожные их жизни? 6Их смерть заплатит за них всехневажно, наслаждались они своими благами или нет. 7Как жизнь свою ни проживай, ей должен наступить конец. 8Так наслаждайся скоротечным и эфемерным!

8. Всё это не грехи, а лишь свидетели нелепой веры, что грех и смерть реальны и что невинность заодно с грехом находит свой конец в могиле. 2А если это так, то есть причина стремиться к мимолетным наслаждениям и к крохам радости там, где удастся их урвать. 3Меж тем в такой картине тело не воспринимается нейтральным, без цели, унаследованной в самом себе. 4Ибо оно становится символом упрека, знамением вины, последствия которой слишком очевидны для отрицания самой причины.

9. Твоя же функция состоит в показе брату, что для греха не может быть причины. 2Как тяжело, должно быть, видеть в себе картину, подтверждающую, что твоей функции не суждено осуществиться! 3Картина Святого Духа не изменяет тело, не обращает его в то, что оно не есть. 4Она просто лишает его всех знаков осуждения и обвинений. 5Представшее без цели, тело не кажется ни здоровым, ни больным, ни хорошим, ни плохим. 6Не предлагается обоснований, чтобы судить о нем в каком-либо аспекте. 7В нем жизни нет, но тело не мертво. 8Оно вне опыта любви и страха. 9Ибо сейчас оно еще свидетель ничему; открыта его цель, и разум вновь свободен выбрать, для чего оно. 10Теперь оно не осуждается, а просто ждет придания ему цели, чтобы осуществить ту функцию, которую получит.

10. В этом пустом месте, откуда цель греха была изъята, Царство свободно для воспоминания о нем. 2Сюда может войти его покой, а полное исцеление способно заместить собою смерть. 3Тело способно стать символом жизни, дыханием бессмертия и обещанием спасения для тех, кому уже невмоготу зловонный запах смерти. 4Пусть исцеление станет его целью. 5Тогда оно пошлет вперед полученную им весть, своим здоровьем и красотой провозглашая истину и ценность того, что представляет. 6Пусть же оно получит силу, чтобы символизировать жизнь бесконечную, не знающую атак. 7А вестью его для брата твоего пусть станет: «Смотри, мой брат, в твоих руках я жив».

11. Достигнуть этого довольно просто: позволить телу быть свободным от цели прошлого, когда ты был уверен, что точно знаешь его цельоберегать вину. 2Ведь этим утверждалось, что твоя искаженная картина есть неизменный символ того, что она представляет. 3А это не дает возможности взглянуть на тело по-другому, чтобы придать ему иную цель. 4Цели его ты не знаешь. 5Ты просто наделил иллюзиями цели предмет, который ты и создал для того, чтобы скрывать от себя собственную функцию. 6Этот предмет без цели не может спрятать функцию, данную Святым Духом. 7Пусть примирятся наконец цель тела и твоя функция, увиденные как одно.

II. Страх перед исцелением

1. Страшит ли исцеление? 2Многихопределенно. 3Ведь обвинениепреграда для любви, а поврежденные телавечные обвинители. 4Они стоят твердыней на пути к покою и доверию, провозглашая, что ущербные не могут доверять, а у болезненных нет оснований для покоя. 5Кто, пострадав от брата, смог бы любить его и доверять ему? 6Он ранее нападал и снова нападет. 7Не защищай его; твое надломленное тело показывает, что это ты нуждаешься в защите от него. 8Прощение может быть актом милосердия по отношению к нему, но уж ни в коей мереего правом. 9Возможно, он достоин жалости за свою вину, но не прощения. 10И если ты прощаешь согрешения его, ты просто добавляешь вину к той, что им уже действительно заслужена.

2. Неисцеленные не в состоянии прощать. 2Ибо онисвидетели несправедливости прощения. 3Они удерживают следствия вины, пренебрегая ею самой. 4Никто, однако, не прощает грех, считая его реальным. 5А то, что имеет следствия, должно быть реальным, ведь результаты им содеянного налицо. 6Прощениене жалость, стремящаяся помиловать то, что считает истиной. 7Добром не отплатить за зло, ибо немыслимо, чтобы прощение сначала утвердило грех, а уж затем его простило. 8Кто может со значением сказать: «Брат мой, ты причинил мне боль, но раз из нас двоих я лучший, то я тебе прощаю свою боль»? 9Прощение его и твоя боль несовместимы. 10Одно исключает другое и обращает в ложь.

3. Удостоверить грех и всё ж его простить есть парадокс, здравому смыслу недоступный. 2Ведь это означает, что причиненное тебе не подлежит прощению. 3Даря прощение, ты поступаешь великодушно по отношению к брату, но оставляешь доказательство того, что он действительно виновен. 4Больные остаются обвинителями. 5Они не в состоянии простить ни братьев, ни себя. 6Ведь тот, кто подлинно прощает, не страдает. 7И он не держит доказательство греха перед глазами брата. 8И так, должно быть, он им пренебрег, убрав тем самым дальше от глаз своих. 9Прощение невозможно для одного, но не для другого. 10Тот, кто прощает, исцелен. 11А исцеление его есть доказательство того, что он воистину прощен, что в нем не остается и тени былого осуждения себя или любого живого существа.

4. Прощение нереально, если оно не приносит исцеления тебе и брату. 2Показом нереальности его грехов ты должен подтвердить, что на тебя они не возымели действия. 3А как еще он оказался бы безгрешным? 4Чем еще засвидетельствовать его невинность, как не отсутствием последствий его грехов, рождающих вину? 5Грехиза сферою прощения лишь потому, что следствий их не отменить и ими полностью не пренебречь. 6Но в их отменедоказательство того, что они всего-навсего ошибки. 7Позволь же исцелить себя, чтобы прощать и предлагать спасение и брату, и себе.

5. Надломленное тело показывает, что разум не был исцелен. 2Чудо исцеления доказывает, что разделение осталось без последствий. 3В чем ты уверишь брата, в то будешь верить сам. 4Сила свидетельства исходит из твоей веры. 5Всё, что бы ты ни делал, думал или говорил, свидетельствует о том, чему ты его учишь. 6Тело твое может стать средством в обучении его тому, что оно не страдало по его вине. 7И исцелением своим оно способно предложить ему безмолвное свидетельство его невинности. 8Это свидетельство говорит о ней сильнее, нежели сказанное на тысяче наречий. 9Ибо здесь брату доказано, что он прощен.

6. Чудо не может предложить твоему брату меньше, чем оно дало тебе. 2Так исцеление твое покажет, что выздоровел разум и что ты брата своего простил за то, чего тот не совершал. 3И, убежденный в том, что не была утрачена его невинность, брат исцеляется с тобою заодно. 4Так чудо устраняет всё, что, как настаивает мир, неустранимо. 5И смерть, и безнадежность исчезают при звуках древней трубы, призывно к жизни вострубившей. 6Этот призыв имеет силу, намного превосходящую немощный и скорбный стон вины и смерти. 7Древний призыв Отца к Своему Сыну, а Сынак Тем, Кто подлинно Его, будет еще озвучен последнею трубой, которую когда-либо услышит мир. 8Ведь смерти нет, мой брат. 9И ты это постигнешь, как только пожелаешь показать своему брату, что он тебе не причинил вреда. 10Он видит свои руки в твоей крови и думает, что проклят. 11Тебе же исцелением своим дано уверить его в том, что вся его винане более чем вязь бессмысленного сна.

7. Как справедливы чудеса! 2Ведь равным даром полного освобождения от вины жалуют они тебя и брата. 3Твое выздоровление избавляет его от боли вместе с тобой; ты исцелился, поскольку пожелал ему добра. 4Таков закон, которому подвластны чудеса: исцеление совсем не видит особости. 5Оно приходит не от жалости, а от любви. 6Любовь доказывает, что все страдания суть лишь игра воображения, нелепое желание, оставшееся без последствий. 7Твое здоровье есть результат желания не видеть крови на его руках, а в сердце брата твоеговины, отягощенной доказательством его греха. 8А то, что ты желаешь, тебе дано узреть.

8. «Цена» твоей безмятежности есть безмятежность брата. 2Такую «цену» по-разному толкуют Дух Святой и мир. 3Мир в ней воспринимает подтверждение «факта», будто для твоего спасения необходима жертва его спасением. 4Святой Дух знает, что твое исцелениесвидетельство исцеления его и что раздельно с ним оно немыслимо. 5Пока он соглашается страдать, ты остаёшься неисцеленным. 6Но в твоих силах показать ему бесцельность и полную беспричинность его страданий. 7Яви же брату собственное исцелениеи он откажется страдать. 8Ибо его невинность утвердилась в твоем и в его видении. 9И смех придет на смену тяжким вздохам, ибо припомнит Божий Сын, что он и есть Сын Божий.

9. Кто же тогда боится исцеления? 2Лишь те, кто боль и жертву брата видит залогом собственной безмятежности. 3Их слабость и беспомощность служит основанием для оправдания его боли. 4Нескончаемые уколы вины, терзающие его, доказывают, что он невольник, зато они свободны. 5А их непрекращающиеся страдания показывают: они свободны потому, что держат его связанным. 6Болезнь желанна: она предотвращает нарушение баланса в жертвах. 7Может ли Дух Святой хоть на мгновение или даже меньше помыслить о подобном аргументе в пользу боли? 8И нужно ли откладывать твое исцеление лишь потому, что ты сделал паузу, прислушиваясь к безумию?

10. Коррекцияфункция не твоя. 2Она принадлежит Тому, Кто знает справедливость, а не вину. 3Если ты примешь на себя роль исправителя, то потеряешь функцию прощения. 4Никто не в состоянии прощать, пока он не постиг, что исправлениевсегда прощение, а не обвинение. 5Но одному тебе их одинаковости не увидеть, и, следовательно, исправлениене от тебя. 6Ведь тождество и функцияодно и то же, и по функции своей ты знаешь себя. 7А если ты путаешь свою функцию с функцией Другого, должно быть, ты в замешательстве относительно того, кто ты такой. 8Что же есть разделение, как не желание отнять у Бога Его функцию и отрицать, что онаЕго? 9Но если она не Божья, она и не твоя, ибо ты должен утратить то, что отобрал.

11. В расщепленном разуме и тождество должно казаться разделенным. 2Никто не в состоянии воспринять единой функцию, имеющую конфликтные цели и разные результаты. 3Для столь глубоко расщепленного разума исправление должно быть способом наказания за грехи, которые ты счел своими в ком-то другом. 4Так и становится он твоей жертвой, а не братом, отличным от тебя, поскольку больше виноват, нуждающимся в исправлении, которое исходит от тебя как от самого невинного. 5А это отделяет его функцию от твоей и наделяет вас разными ролями. 6И вы не можете восприниматься как один, с единой функцией, которая означает разделяемое тождество и только одну цель.

12. Исправление, вносимое тобой, должно разъединять, ибо такая функция дана ему тобой. 2Когда же ты воспринимаешь исправление и прощение как одно, ты знаешь также, что разум Святого Духа и твой есть Один разум. 3Так найдено твое собственное Тождество. 4Но должен Он работать только с тем, что Ему отдано, а ты предоставил Ему лишь половину своего разума. 5Поэтому Он представляет другую половину и, кажется, имеет иную цель, отличную от той, которой ты дорожишь, считая ее своей. 6И твоя функция предстает разделенной, с одной половиной в оппозиции к другой. 7И кажется, эти две половины представляют раскол внутри одного я, воспринимаемого как два.

13. Теперь подумай, как это самовосприятие должно продолжиться, учитывая, что продолжается любая мысль, поскольку, исходя из того, что она есть, в этом ее цель. 2С концепцией раздвоенного я приходит неизбежный взгляд на функцию как на разделенную между этими двумя. 3И то, что ты исправишь, будет лишь половиной ошибки, которую ты посчитаешь всей ошибкой целиком. 4Грехи твоего брата станут главной мишенью исправления, дабы его ошибки и твои не посчитались как одна ошибка. 5Твоиэто ошибки, егоэто грехи и не такие, как твои. 6Его грехи достойны наказания, твоими же, судя по справедливости, необходимо пренебречь.

14. В подобном толковании исправления ты даже не увидишь собственных ошибок. 2Фокус исправления перемещен с тебя вовнек тому, кто, пока длится подобное восприятие, не может быть частью тебя. 3То, что осуждено, нельзя вернуть к судившему его, который ненавидел и всё еще ненавидит это как символ собственного страха. 4Это твой брат, фокус твоей ненависти, который недостоин быть частью тебя, поэтому он вне тебя, твоя другая, отвергнутая половина. 5А то, что остается в его отсутствии, воспринимается как ты весь. 6Для этой оставшейся половины Святой Дух должен представлять другую половину, пока ты не поймешь, что она и есть другая половина. 7А это Он осуществляет, дав и тебе, и брату одну, а не разные функции.

15. Исправление есть функция, данная вам обоим, а не кому-то одному. 2Осуществляемая соучастием она должна исправить ошибки в тебе и в нем. 3Она не может оставить неисцеленными ошибки одного и освободить другого. 4Такая цель разделена, в ней невозможно соучастие, и, следовательно, Дух Святой не может видеть в ней Своей цели. 5И можешь не сомневаться, что Он не осуществит функцию, которую не видит и не признает Своею. 6Ибо лишь так Он может сохранить в целости твою функцию, невзирая на Ваш разный взгляд на то, что есть твоя функция. 7Если бы Он поддерживал раздвоенную функцию, ты был бы потерян. 8Его неспособность видеть Свою цель разделенной и разной для брата и тебя хранит тебя от осознания той функции, что не является твоей. 9Так исцеление дается вам обоим.

16. Исправление необходимо предоставить Тому, Кто знает, что исправление и прощениеодно и то же. 2Этого не понять половиной разума. 3Тогда оставь исправление единому Разуму, функционирующему как один, поскольку он не раздвоен в цели и видит одну функцию как свою единственную. 4Здесь функция, данная ему, мыслится как его Собственная, неотделимая от той, которую хранит ее Податель, поскольку она разделяема. 5В Его принятии этой функции заключено то средство, которым объединяется твой разум. 6Его единая цель объединяет твои половинки, которые ты видишь разъединенными. 7И каждая прощает другую, чтобы принять свою вторую половину как часть себя.

III. За всеми символами

1. Силе не свойственно сопротивление. 2Оно ослабило бы силу, а ослабленная силапротиворечивая идея. 3Слабая сила бессмысленна, а сила, используемая для ослабления, применялась с целью ограничения. 4И следовательно, она должна быть ограниченной и слабой, поскольку такова ее цель. 5Силе не нужно противоборствовать, чтобы быть самой собой. 6Слабость не может вторгнуться в нее, не изменив ее, не обратив во что-то другое. 7Ослабитьзначит ограничить и навязать противоположность, противоречащую концепции, на которую она нападает. 8И так она действительно соединяет идею с чем-то, не являющимся ею, и делает ее непонятной. 9Кому под силу разобраться в двойственной концепции, такой, к примеру, как «ослабленная сила» или же «ненавистница-любовь»?

2. Ты посчитал, что брат твой есть символ «ненавистницы-любви», «ослабленной силы» и в довершение всего «живой смерти». 2Поэтому он ничего не значит для тебя, символизируя бессмысленное. 3Он представляет двойственную мысль, одна половина которой сводит на нет другую. 4Но и оставшаяся половина мгновенно опровергнута той, которую она свела на нет, и они обе исчезают. 5Теперь онсимвол ничего. 6Символы, представляющие невозможные идеи, суть символы пустого места и ничто. 7Но ни пустое место, ни ничто не могут быть чему-либо помехой. 8Помеха осознанию реальности есть вера, что за символами стоит нечто.

3. Картина брата твоего, которую ты видишь, бессмысленна. 2В ней нечего отрицать и не на что напасть; в ней нечего любить и ненавидеть, оделить силой или увидеть слабым. 3Картина аннулирована полностью, символизируя противоречие, сводящее на нет ту мысль, которую представляет. 4И таким образом, картина лишена причины. 5Кто в состоянии воспринять следствия без причины? 6Чем, кроме как «ничем», может быть беспричинное? 7Картина брата твоего, которую ты видишь, отсутствует, ее никогда не было. 8Пусть же пустое место, занимаемое ею, считается свободным, а время, посвященное созерцанию ее, потерянным и не заполненным ничем.

4. Если пустое место не воспринимать заполненным, а неиспользованный промежуток времени не считать использованным и полностью занятым, они становятся безмолвным приглашением истине прийти и быть как дома. 2И никакая подготовка не сделает такое приглашение привлекательнее. 3Ибо то, что оставишь ты незанятым, Господь заполнит, а там, где Он, должна быть истина. 4Неослабная и не имеющая антипода сила и есть творение. 5Для этого не существует символов. 6Ничто не указывает за грань истины, ибо что может представлять большее, чем всё? 7Но истинное упразднение содеянного должно быть добрым. 8Поэтому замещением твоей картины сначала станет картина совсем иного толка.

5. Как пустоту нельзя отобразить картиной, так нет и символа для всеобщности. 2Реальность в конечном счете знаема без формы, невидимая и вне изображения. 3Прощениееще не сила, знаемая как абсолютно безграничная. 4Однако оно не устанавливает пределов, которые навязываешь ты. 5Прощениеэто средство, временно представляющее истину. 6Оно дает Святому Духу возможность менять картины, пока не станут бессмысленными средства и обучение подойдет к концу. 7Польза учебного средства не выходит за рамки учебной цели. 8По достижении ее оно теряет свою функцию. 9Но в интервале обучения оно приносит пользу, которая сейчас тебя пугает, но вскоре завоюет твою любовь.

6. Картине брата, данной тебе для заполнения пустого места, не так давно оставленного свободным, не нужна какая бы то ни было защита. 2Ибо ей ты отдашь всё свое предпочтение. 3Без промедления решишь: онаединственно желанная. 4Она не представляет двойственных концепций. 5Хотя она и не полна, всего лишь полкартины, внутри нее самой всё одинаково. 6Другая половина представляемого ею остается неизвестной, но не сведенной на нет. 7И так Господь свободен, чтобы Самолично сделать последний шаг. 8Для этого тебе не нужно ни картины, ни учебных средств. 9А то, что в конце концов заменит все учебные средства, просто будет.

7. Прощение исчезает, блекнут символы, а из того, что видели когда-либо глаза, чему внимали уши, для восприятия не остается ничего. 2Сила всецело беспредельная приходит не разрушить, а получить свое собственное. 3Не существует возможности для выбора функции. 4Выбора, который ты боишься потерять, у тебя никогда не было. 5При этом только это и кажется помехой и безграничной силе, и простым мыслям, счастливым, целокупным, не знающим противоположностей. 6Тебе неведом покой той силы, что ничему не противостоит. 7Но никакой другой и быть не может. 8Приветствуй силу, превосходящую прощение, превосходящую мир символов и границ. 9Его желаниепросто быть, поэтому Он просто есть.

IV. Тихий ответ

1. В безмолвии на всё даны ответы и все проблемы тихо решены. 2В конфликте не найти ответа или решения, поскольку цель конфликта в том и состоит, чтобы решение сделать невозможным, чтобы ответ не оказался совсем простым. 3Проблема, помещенная в конфликт, ответа не имеет, поскольку она видится по-разному с различных точек зрения. 4То, что явилось бы решением с одной точки зрения, не явится решением с другой. 5Ты действительно в конфликте. 6И, совершенно ясно, не способен дать какого-то ответа, ибо конфликт в своих последствиях не ограничен. 7Но если Богом дан ответ, то, видимо, есть путь, которым все твои проблемы решены, ибо всё, что ни есть в Господней Воле, уже свершилось.

2. Тогда, должно быть, время не имеет отношения к ответу, и каждую проблему возможно разрешить сейчас. 2Должно быть также, что в нынешнем состоянии твоего мышления решение невозможно. 3И, следовательно, Бог дал тебе возможность достичь такого состояния разума, в котором уже есть ответ. 4Таково святое мгновение. 5Сюда ты должен нести и здесь оставлять свои проблемы. 6Лишь здесь им место, поскольку здесь содержится ответ. 7А там, где на проблему есть ответ, она становится простой и разрешается легко. 8Бесцельно было бы пытаться решить проблему там, где на нее ответа быть не может. 9Но также ее решение несомненно, когда она принесена туда, где есть ответ.

3. Не пытайся решить проблему иначе, чем в уверенности святого мгновения. 2Ибо в нем на проблему будет дан ответ и она будет решена. 3А вне его решения нет, поскольку вне его не найти ответа. 4Даже один простой вопрос не задавался вне его нигде и никогда. 5Мирским вопросам всегда присуща двойственность. 6Вопрос со множеством ответов ответа не имеет. 7Не эффективен ни один из них. 8Мир задает вопрос не с целью получить ответ, а лишь для подтверждения собственной точки зрения.

4. Все вопросы, задаваемые в этом мире, суть воззрения, а не вопросы. 2Вопрос, заданный в ненависти, ответа не имеет, поскольку он сам по себе уже ответ. 3Двойственный вопрос и спрашивает, и отвечает, свидетельствуя об одном и том же в разных формах. 4Мир задает только один вопрос. 5«Какие из этих иллюзий истинны? 6Какие несут покой и дарят радость? 7Какие смогут принести избавление от боли, из коей соткан этот мир?» 8В какой бы форме ни предстал вопрос, цель его будет одна и та же. 9Он задан с целью утверждения реальности греха и отвечает в форме предпочтения. 10«Какой грех предпочтительнее для тебя? 11Ты должен выбрать этот. 12Другие ложны. 13Что может тело получить такого, что будет для тебя желаннее всего? 14Онослуга тебе, а также друг. 15Только поведай ему свои желания, и оно будет верой и правдой тебе служить». 16Но это не вопрос, если оно сообщает тебе, чего ты хочешь и куда за этим идти. 17И он не оставляет места сомнениям в его убеждениях, просто они принимают форму вопроса.

5. Псевдовопрос ответа не имеет. 2Самим вопросом диктуется ответ. 3Так все вопросы внутри мира суть форма пропаганды его самого. 4Подобно тому, как свидетелями тела служат его же внутренние ощущения, ответы на вопросы мира уже содержатся внутри самих вопросов. 5Там, где ответы представляют собой вопросы, они не добавляют ничего нового, поэтому ничего и не постигнуто. 6Честный вопросэто учебное средство, которое спрашивает о том, чего ты не знаешь. 7Он не устанавливает условий для ответа, а просто спрашивает, каким тот должен быть. 8Однако ни один из тех, кто пребывает в состоянии конфликта, не свободен задать такой вопрос, ибо он не желает честного ответа, которым и заканчивается конфликт.

6. Только в святом мгновении честный вопрос может быть честно задан. 2Смыслом вопроса определяется осмысленность ответа. 3Здесь есть возможность отделить твои желания от ответа, чтобы он был и дан тебе, и тобой получен. 4Ответ предоставляется повсюду. 5Но только здесь он может быть услышан. 6Честный ответ не просит жертвы, ведь отвечает он на искренне заданные вопросы. 7Мир спрашивает только, от кого требуется жертва, не задаваясь вопросом, осмысленна ли сама жертва. 8И таким образом, если в ответе не говорится, «от кого», вопрос останется неузнанным и неуслышанным, не тронутым в своей сохранности, поскольку он ответил самому себе. 9Святое мгновение есть такой период, в котором разум достаточно покоен, чтобы услышать ответ, который не вытекал бы из самого вопроса. 10Он предлагает нечто новое и не похожее на заданный вопрос. 11Возможно ли ответить на вопрос, если ответ есть просто повторение вопроса?

7. Тогда и не пытайся решать проблемы в мире, который от ответа отстранен. 2Но принеси проблему в то единственное место, которое с любовью содержит для тебя ответ. 3Здесь все ответы, которые разрешат твои проблемы, поскольку они от проблем отделены и видят, на что можно ответить и каков вопрос. 4Внутри же мира ответы просто порождают другой вопрос, при этом оставляя без ответа первый. 5В святом мгновении ты можешь принести вопрос к ответу и получить ответ, который создан для тебя.

V. Пример исцеления

1. Есть только один способ исцелять, и этобыть исцеленным самому. 2Чудо продолжается без твоей помощи, ты нужен только для его начала. 3Прими же чудо исцеления; тогда оно продолжится благодаря тому, что оно есть. 4В его природепродолжать себя с момента своего рождения. 5А рождено оно в тот самый миг, когда предложено и получено. 6Никто не обращается за исцелением к другому. 7Но каждый может позволить исцелить себя и этим предложить другому полученное им самим. 8Кто может одарить другого тем, чего у него нет? 9И кто способен разделить с другими то, в чем он отказывает себе? 10Святой Дух говорит с тобою. 11Не с другим. 12Но через твое слушание Голос Его продолжится, ибо ты принял сказанное Им.

2. Здоровье есть свидетельство здоровья. 2Незасвидетельствованное, оно останется неубедительным. 3Продемонстрированное, оно доказано и должно предоставить свидетеля, заставляющего в него поверить. 4Никто не исцеляется посредством двойственных вестей. 5Если твое единственное желаниебыть исцеленным, ты будешь исцелять. 6Твоя единственная цель делает это возможным. 7Но если ты боишься исцеления, оно не сможет прийти через тебя. 8Для исцеления требуется всего одно условие: полное отсутствие страха. 9Обуреваемые страхом не исцеляются и не исцеляют. 10Это не значит, что для исцеления разума конфликт должен его покинуть раз и навсегда. 11Будь так, в исцелении не было бы нужды. 12Но это означает, пусть на одно мгновение, твою любовь, лишенную атаки. 13Мгновения достаточно. 14Ведь чудеса не ждут своего часа.

3. Святое мгновение есть местопребывание чудес. 2Отсюда каждое из них рождено в мир, свидетельствуя о состоянии разума, преодолевшего конфликт и достигшего покоя. 3А из обители покоя чудо несет успокоение на поле брани, показывая, что у войны нет следствий. 4Ибо вся боль, которую стремилась принести война,разбитые, изувеченные тела, стон умирающих, молчание мертвыхмягко изъята и ласково утешена.

4. Там, куда ради исцеления явилось чудо, грусти нет. 2Для этого необходим лишь краткий миг твоей любви без нападения. 3В этот единый миг ты исцелен, в это одно мгновение всё исцеление свершилось. 4Что остается вне тебя, когда ты принимаешь благословение, несомое святым мгновением? 5Не бойся же благословения, ибо Благословляющий тебя любит весь мир, не оставляя в нем ничего, чего бы следовало бояться. 6Но, уклоняясь от благословения, ты видишь устрашающий мир, ибо ты отнял у него комфорт и утешение, оставил его умирать.

5. Разве столь горько обойденный мир не выглядит проклятием тому, кто мог его спасти, но в страхе перед исцелением отступил? 2Глаза всех умирающих полны укора, страдающие шепчут: «Чего бояться?» 3Подумай хорошенько над таким вопросом. 4Он задан для твоего же блага. 5Мир умирающий просит лишь об одном: чтобы хоть на мгновение ты отдохнул от собственных атак на себя и дал ему возможность исцелиться.

6. Приди к мгновению святому и будь исцелен, ибо ты не оставишь полученное там по возвращении в мир. 2Благословленный, ты принесешь благословение. 3И жизнь тебе дана, чтобы дарить ее умирающему миру. 4Более нет укора в глазах страдальцев, их взгляд сияет благодарностью тебе, принесшему благословение. 5Сияние святого мига озарит твои глаза и даст им зрение, чтобы увидеть за пределом всех страданий лик Христа. 6Страдание замещается исцелением. 7Кто смотрит на одно, не может воспринять другое, поскольку оба они не могут быть в одном и том же месте. 8И что увидишь ты, увидит мир и станет тому свидетелем.

7. Итак, твое исцеление есть всё, что необходимо миру для его исцеления. 2Ему необходим один урок, но выученный в совершенстве. 3И когда ты его забудешь, мир мягко напомнит тебе о том, чему ты учил. 4Своей признательностью он не обойдет тебя, позволившего исцелить себя, чтобы он жил. 5Мир призовет своих свидетелей, чтобы явить лицо Христа тебе, принесшему им видение, благодаря которому они способны видеть его. 6Мир обвинений замещен таким, в котором все глаза с любовью устремлены на Друга, принесшего им освобождение. 7И твой счастливый брат воспримет множество друзей среди тех, кого считал врагами.

8. Проблемы не определены, но они принимают определенные формы, и эти конкретные формы составляют мир. 2Никто не понимает природы своей проблемы. 3Если бы кто-то ее понял, она исчезла бы. 4Природа же проблемы в том, что онане проблема. 5Поэтому, ее воспринимая, он воспринимает ее не тем, что она есть. 6Но исцеление очевидно в конкретные моменты, и оно обобщает, чтобы включить их все. 7Так происходит, поскольку все проблемы одинаковы безотносительно к их форме. 8Всякое обучение имеет целью перенос, который завершен, когда две ситуации увидены как одна в силу общности их компонентов. 9Но это может быть достигнуто лишь Тем, Кто не видит различий, видимых тебе. 10Полный перенос тобой постигнутого делается не тобой. 11Но то, что он всё же сделан наперекор всем видимым тобой различиям, уверит тебя в том, что они нереальны.

9. Исцеление твое продолжится и будет принесено к проблемам, которые ты не считал своими. 2И станет очевидным, что с решением одной проблемы решится множество других. 3Ясно, что не различия способствовали этому, поскольку обучение не перескакивает от одних ситуаций к противоположным, принося те же результаты. 4Всё исцеление должно проследовать в законном порядке и в соответствии с правильно воспринятыми и ненарушенными законами. 5Не бойся того, как ты их воспринимаешь. 6Пусть ты неправ, но внутри тебя есть Тот, Кто прав.

10. Поэтому оставь перенос постигнутого Тому, Кто действительно понимает законы обобщения и гарантирует, что они останутся и неограниченны, и нерушимы. 2Твоя же рольлишь применять к себе всё то, чему Он тебя учил, а остальное Он сделает Сам. 3Так сила тобой постигнутого будет доказана тебе всем множеством разных найденных ею свидетелей. 4И первым среди них ты увидишь брата, но встанут тысячи за ним и тысяча за каждым из них. 5Будет казаться, что у каждого есть своя проблема, несхожая с проблемами других. 6Но все проблемы разрешатся вместе. 7А общий ответ на них покажет, что и вопросы были нераздельны.

11. Мир тебе, кому исцеление дано! 2Ты убедишься, что одарен покоем, как только примешь исцеление для себя. 3Тебе не нужно знать его всеобщей значимости, чтобы оценить всю пользу для тебя. 4То, что произойдет внутри мгновения, куда вошла лишенная агрессии любовь, останется с тобою навсегда. 5Одним из следствий этого станет твое и брата исцеление. 6Куда бы ты ни шел, повсюду будет ощущаться его преумноженный эффект. 7Причем свидетельства, тобой увиденные, составят лишь малую часть тех, что есть на самом деле. 8Бесконечность нельзя постигнуть простым подсчетом ее разрозненных частей. 9За исцеление твое Господь тебя благодарит, поскольку знает, что это дар любви Божьему Сыну, а следовательно, и Ему.

VI. Свидетели греха

1. Боль демонстрирует, что тело должно быть реальным. 2Она есть громкий, неясный голос, чьи вопли заглушают и отдаляют от твоего сознания слова Святого Духа. 3Она привлекает внимание и, отвлекая от Него, сосредоточивает его на себе. 4Цель у нее та же, что и у наслаждения, поскольку то и другоесредства сделать реальным тело. 5А то, что разделяет общую цель, одинаково. 6Таков закон цели, объединяющий всех тех, кто разделяет одну цель. 7И боль, и наслаждение равно нереальны в силу недостижимости их цели. 8Стало быть, онилишь средства ничего, ибо их цель лишена смысла. 9И все они разделяют отсутствие смысла, присущее их цели.

2. Грех мечется от боли к наслаждению и снова к боли. 2Ибо свидетели их одинаковы, они несут одну и ту же весть: «Ты здесь, внутри этого тела, и для страданий уязвим. 3Тебе доступно также и удовольствие, но только ценою боли». 4К этим свидетелям присоединяется множество других. 5Кажется, они отличаются друг от друга, поскольку у каждого есть собственное имя и каждый вроде бы откликается на другой звук. 6За исключением этого, свидетели греха тождественны. 7Назови наслаждение больюи оно причинит боль. 8Но назови боль наслаждениеми боль за наслаждением не будет ощущаться. 9Свидетели греха кочуют от имени к имени; как только один шагнет вперед, другой на шаг отступит. 10Кто вперединеважно. 11Свидетели греха внимают только зову смерти.

3. Это тело, бесцельное само по себе, удерживает все твои воспоминания и надежды. 2Ты пользуешься его глазами, чтобы видеть, его ушами, чтобы слышать, и позволяешь ему говорить тебе, что оно чувствует. 3Оно не знает. 4Оно лишь называет имена, тобою отданные в его распоряжение, когда ты призываешь свидетелей его реальности. 5Тебе не выбрать среди них реального, так как любой подобен всем остальным. 6То имя или этовот весь твой выбор. 7Тебе не сделать свидетеля истинным, назвав его именем истины. 8Истина обнаружена в нем лишь тогда, когда он представляет истину. 9В противном случае он лжет, даже если ты назовешь его святым Именем Самого Бога.

4. Свидетель Божий не видит никаких свидетельств против тела. 2Равно не внемлет он свидетелям с иными именами, по-разному свидетельствующим его реальности. 3Он знает: тело нереально. 4Ибо ничто не может вместить того, что, как ты думаешь, заключено внутри него. 5А части Бога Самого оно не может диктовать, что чувствовать и в чем видеть свою функцию. 6Но должен Он любить всё, чем ты дорожишь. 7Поэтому на каждого свидетеля телесной смерти Он посылает по свидетелю твоей жизни в Нем, смерти не знающем. 8Каждое принесенное Им чудо говорит о нереальности тела. 9И наслаждение его, и боль Он исцеляет одинаково, ибо Его свидетели поистине замещают свидетелей греха.

5. Чудо не делает различий в именах, которыми зовутся свидетели греха. 2Оно просто доказывает, что представляемое ими не имеет следствий. 3Оно доказывает это собственными свидетелями, пришедшими, чтобы занять их место. 4Неважно, каким именем ты назовешь свое страдание. 5Ведь его больше нет. 6Тот, Кто приносит чудеса, воспринимает их все как одно и называет именем страха. 7Страхв той же мере свидетель смерти, в какой чудосвидетель жизни. 8Подобного свидетеля никто не может отрицать, поскольку он есть следствие жизни, которую несет. 9И умирающие оживают, и воскресают мертвецы, и исчезает боль. 10Но чудо говорит не за себя, а лишь за то, что оно представляет.

6. Но в этом грешном мире есть свои символы и у любви. 2Чудо прощает, потому что олицетворяет истинное за пределами прощения. 3Как глупо, как безрассудно думать, будто бы чудо подчиняется законам, искоренить которые оно пришло! 4Законы греха имеют других свидетелей с другою силой. 5Онисвидетели разного рода мук. 6Но для Того, Кто посылает чудеса, благословляющие мир, ничтожный укол вины, крохи мирского наслаждения или агония самой смертиодин и тот же звук: мольба об исцелении и плач истца о помощи в многострадальном мире. 7Об их одинаковости свидетельствует чудо. 8Их тождество оно доказывает. 9Законы, называющие их разными, отменены, показаны бессильными. 10Цель чудаосуществление этого. 11И Сам Господь гарантировал силу чудес тому, чему они свидетели.

7. Тогда стань очевидцем чуда, а не законов греха. 2В страданиях больше нет необходимости. 3Но есть необходимость в твоем исцелении, ибо страдания и печали мира сделали его глухим к собственному спасению и освобождению.

8. Воскресение мира ждет твоего исцеления и счастья как доказательств исцеления мира. 2Святое мгновение станет замещением твоих грехов, если ты понесешь с собою его следствия. 3И более никто не выберет страданий. 4Возможно ли служение лучшей функции, чем эта? 5Будь исцелен, чтобы ты мог исцелять, и не страдай, чтобы законы греха были к тебе неприменимы. 6И истина откроется тебе, позволившему символам любви занять место греха.

VII. Сновидец

1. Страдание есть подчеркнутое внимание к тому, что причинил тебе жестокий мир. 2Здесь нелицеприятно выступает безумная мирская версия спасения. 3Как и во сне возмездия, где спящий не осознает, что привело к атаке на него, он видит себя жертвой немотивированной атаки со стороны чего-то, но не себя самого. 4Онжертва этого «чего-то», пришедшего извне, за что, конечно, он не несет никакой ответственности. 5Он должен быть невинен, поскольку он, не ведая, что сделал сам, знает о том, что сделано ему. 6При этом его атака на себя довольно очевидна, поскольку именно он всё еще страдает. 7Ему не избежать страданий, коль скоро их причину он видит вне себя.

2. Теперь тебе показано, что избавление возможно. 2Всё, что необходимо, это увидеть проблему такой, какая она есть, а не такой, какой ты ее вообразил. 3Есть ли какой-либо другой подход к решению проблемы, простой, но заслоненной тяжелыми, густыми облаками сложностей, созданных с целью оставить проблему нерешенной? 4Вне облачного мрака проблема явится во всей своей изначальной простоте. 5Выбор не будет трудным, поскольку проблема, увиденная ясно, предстает абсурдом. 6И никого не затруднит решение позволить удалить ради него простую проблему, если она увидена как причина его боли и очень легко устранена.

3. «Логическое обоснование», которым создан мир, на котором он зиждется и которым сохраняется, весьма просто: «Причина всех моих поступковты. 2Твое присутствие оправдывает мою ярость, ты существуешь и мыслишь отдельно от меня. 3Пока ты нападаешь, я должен быть невинен. 4Мои страданияследствие твоих атак». 5Увидев подобную «логику» как то, что она есть, нельзя не разглядеть ее бессмысленности и непоследовательности. 6Но она кажется осмысленной, ибо, похоже, мир причиняет тебе боль. 7И вроде бы не нужно уходить за очевидное, чтобы понять причину.

4. Но в этом есть необходимость. 2Неоходимо избавить мир от осуждения, и эта потребность мирянами совместно разделяется. 3Но этой общей необходимости они не осознают. 4Ведь каждый думает, что если он исполнит свою роль, то на него падет всё осуждение мира. 5Именно это он воспринимает как свою роль в освобождении мира. 6Возмездие должно иметь фокус. 7В противном случае нож мстителя зажат в его же собственной руке, повернут острием к себе. 8Он должен увидеть его в руке другого, чтобы быть жертвою атаки, которую не выбирал. 9И так страдает он от ран, которые нанесены чужой, а не его рукой.

5. Такою видит он цель мира. 2Увиденный подобным образом, мир предоставит средства, благодаря которым эта цель покажется осуществимой. 3Средства свидетельствуют о цели, но сами не являются причиной. 4Причина же не изменяется даже при взгляде на нее отдельно от ее следствий. 5Причина порождает следствия, которые затем становятся ее свидетелями, а не своими собственными. 6Тогда смотри за грани следствий. 7Не в них заключена причина страданий и греха. 8И не задерживайся на страданиях и грехе, ибо онивсего лишь отражения своей причины.

6. Роль, которую ты играешь в спасении мира от осуждения, есть твое собственное избавление. 2Ты должен помнить, что свидетель мира зла может свидетельствовать лишь о том, что видится как потребность зла в этом мире. 3Вот где впервые увидена твоя вина. 4В разделении с братом зародилась твоя первая атака на себя. 5Именно это подтверждает мир. 6Другой причины не ищи; за помощью в искоренении его не обращайся к неисчислимым полчищам его свидетелей. 7Они поддерживают его притязания на твою верность. 8Истину не находят в том, что ее скрывает.

7. Свидетели греха, все как один, толпятся внутри очень малого пространства. 2Здесь ты и обнаруживаешь причину твоего воззрения на мир. 3Когда-то ты не понимал причин того, что мир обрушивает на тебя, тобой не прошенного и не желанного. 4В одном ты твердо был уверен: среди бесчисленных причин, воспринимаемых тобой как источник страдания и боли, не значилась твоя вина. 5Ты не просил себе подобных горестей. 6Так появились все иллюзии. 7Тот, кто их создает, не видит себя их создателем, и их реальность не зависит от него. 8Какой бы ни была их причина, она от него далека, а всё, что он видит, отделено от его разума. 9Реальность его грёз не вызывает у него сомнений, поскольку он не видит своей роли в создании их и их воображаемой реальности.

8. Никто не пробуждается от сна, который снится миру за него. 2Грезящий сам становится частью чьего-то сна. 3Не может выбрать он и пробуждение от сна, который не был создан им самим. 4Онлишь беспомощная жертва сна, замысленного и взлелеянного разумом, отдельным от его. 5Этому разуму до него нет дела, он столь же безразличен к его счастью и покою, как безразлична к нему погода или время дня. 6Тот разум его не любит и своевольно наделяет какой угодно ролью в своем сне. 7Так, малозначимый, онпросто пляшущая тень, скачущая вверх и вниз в согласии с бессмысленным сюжетом, замысленным в тщетных сновидениях мира.

9. Только подобная картина тебе доступна, единственная альтернатива для выбора, еще одна возможная причина, если ты не сновидец своих снов. 2Таков твой выбор, если ты отрицаешь, что причина всех твоих страданийв твоем разуме. 3Возрадуйся тому, что она в нем, ибо так ты становишься во времени единственным вершителем своей судьбы. 4Перед тобою выбор: спящая смерть с пустыми сновидениями или же радостное пробуждение и счастье жизни.

10. А между чем еще возможен выбор, если не между жизнью и смертью, сном и пробуждением, войной и миром, твоими снами и твоей реальностью? 2Есть риск принять смерть за покой, поскольку мир отождествляет тело с тем Я, которое сотворил Господь. 3Ничто, однако, не способно быть собственной противоположностью. 4И смерть есть антипод покоя, поскольку она есть противоположность жизни. 5А жизнь и есть покой. 6Проснись же и забудь всякую мысль о смертии ты найдешь в себе Божий покой. 7Но если тебе действительно дан выбор, тогда ты должен видеть причины всех вещей точно такими, какие они есть, и там, где они есть.

11. Как выбрать между двумя состояниями, если легко распознается лишь одно из них? 2И кто свободен в выборе меж следствиями, если только одно он видит для себя доступным? 3Выбор между тобой-пигмеем и необъятным миром с разными снами об истине в тебе нельзя воспринимать как честный выбор. 4Разрыв между реальностью и снами не лежит между сновидением мира и твоим тайным сном. 5Ониодно. 6Сновидения миране что иное, как часть твоего собственного сна, которую ты отдал, сочтя ее началом сна и его концом. 7Но началась она твоим тайным сном, который ты не воспринимаешь, хотя он и является причиной той части, которую ты видишь, в реальности которой не сомневаешься. 8Возможно ли усомниться в ней, когда ты спишь и в своем тайном сне видишь ее причину такой реальной?

12. Твой соно брате, с тобою разделенном, исконном недруге, ночном убийце, замыслившем твою погибель, намеревающемся по злобе своей сделать твою смерть мучительной и долгой. 2Но глубоко под этим сном сокрыт иной, в котором ты становишься убийцей, тайным врагом, до падали охочим, уничтожающим и брата, и ему подобный мир. 3Здесь кроется причина всех страданий, пространство между жалкими снами и твоей реальностью. 4Ничтожная расщелина, что даже не видна тебе, колыбель страха и иллюзий, время мучений и дремучей ненависти, зловещий мигвсё это здесь. 5И здесьпричина нереальности. 6Именно здесь она и будет устранена.

13. Ты есть сновидец в мире снов. 2Нет у него и никогда не будет иной причины. 3Не что иное, как тщетный сон, страшил Божьего Сына, склоняя его к мысли, будто утратил он свою невинность, отверг Отца, войну затеял сам с собой. 4Так страшен сон и кажется таким реальным, что без мучительной испарины, без крика, порожденного смертельным страхом, сновидцу к реальности не пробудиться, если он не увидит перед пробуждением добрый сон, который даст возможность его успокоенному разуму приветствовать, а не страшиться Голоса, нежно зовущего его проснуться,сон, где все его страдания исцелены, а брат егоему друг. 5Бог повелел, чтобы он мягко пробудился в радости и доброте, и дал ему средство для пробуждения без страха.

14. Прими же сон, дарованный Им вместо твоего. 2Сон поменять не трудно, как только станет ясно, кто есть сновидец. 3Найди успокоение в Святом Духе и добрым Его снам позволь прийти на смену тем, что грезились тебе, сопровождаемые ужасом и страхом смерти. 4Приносит Он прощающие сны; в них выбор вовсе не между тем, кто станет жертвой, а кто убийцей. 5В снах, принесенных Им, нет ни убийств, ни смерти. 6Сон вины исчезает из поля зрения, хоть и закрыты твои глаза. 7Пришла улыбка, чтобы озарить во сне твое лицо. 8Теперь твой сон покоен, ведь эти снысчастливые.

15. Пусть тебе снится твой безгрешный брат, соединившийся с тобой в святой невинности. 2И Царь Небесный Сам разбудит и вызволит из сна Своего возлюбленного Сына. 3Пусть будут сны твои о братской доброте, а не о его ошибках. 4Выбери сон о его глубокомыслии вместо того, в котором ты считаешь нанесенные им увечья. 5Прости ему его иллюзии и поблагодари за всю оказанную помощь. 6И не отмахивайся от его многочисленных даров лишь потому, что он не совершенен в твоих снах. 7Он представляет своего Отца, Которого ты видишь как предлагающего тебе и жизнь, и смерть.

16. Брат мой, Он дарит только жизнь. 2А то, что ты увидишь как дар, предлагаемый тебе твоим братом, являет собою дар, который в твоем сне дарит тебе Отец. 3Пусть все дары твоего брата будут увидены в свете милосердия и доброты, предложенных тебе. 4Пусть никакая боль не потревожит сон твоей глубокой благодарности твоему брату за его дар тебе.

VIII. «Герой» сна

1. Телоцентральная фигура в сновидениях мира. 2Ни одного сна нет без него, и нет его вне сна, в котором оно действует как личность зримая и достоверная. 3Тело занимает центральное место в каждом сне, рассказывающем о том, как оно было создано другими телами и рождено во внешний мир; о том, как скоротечна его жизнь, как быстро оно умирает, чтобы соединиться с прахом тел других, таких же смертных, как оно само. 4В коротком промежутке времени, отпущенном ему для жизни, оно стремится к другим телам, в них находя друзей или врагов. 5Его непреходящая заботасобственная безопасность. 6Удобстваего жизненная догма. 7Оно стремится к наслаждениям, избегая всего, что может причинить ему страдания. 8Но более всего оно старается учить себя тому, что боль и наслаждениене одно и то же, что их возможно друг от друга отличить.

2. Снам мира присуще разнообразие форм, поскольку тело разными путями стремится доказать свою автономию и реальность. 2Оно рядит себя в одежды, купленные за маленькие металлические кружочки или же за бумажные полоски, которые в мире почитаются как реальные и ценные. 3И чтобы их добыть, оно работает, производя бессмысленные вещи, а затем тратит их на бессмысленные вещи, вовсе не нужные и даже не желанные ему. 4Для собственной охраны оно нанимает другие тела и собирает еще больше бессмысленных вещей, чтоб их назвать своими. 5Оно стремится к поиску особых тел, которые смогли бы разделить с ним сон. 6Порой оно воображает себя победителем других, более слабых тел. 7В иных же фазах сна оно самоневольник тел, истязающих и преследующих его.

3. Череда событий, происходящих с телом со дня рождения и до смертного одра,тема любого сна, когда-либо приснившегося миру. 2Ни цель этого сна и ни его «герой» не изменяются. 3Хотя сон сам по себе и облекается во множество форм, тем самым создавая видимость великого разнообразия мест и событий, в которых обнаруживает себя его «герой», цель сна всегда одна, и учит он ей разными путями. 4Снова и снова старается он обучить одному уроку: телопричина, а не следствие. 5И ты есть его следствие, а потому не можешь быть его причиной.

4. Но ведь тогда ты не сновидец, тогда тысон. 2Так ты блуждаешь тщетно от места к месту и от события к событию, им замысленным. 3То, что этим и ограничены действия тела,истина, поскольку оновсего лишь образ в сновидении. 4Но кто же реагирует на образы во сне, если, конечно, он не принимает их за реальные? 5В тот миг, когда он их увидит тем, что они есть, окончится и их воздействие на него, ведь он поймет, что наделил их следствиями, сам послужив тому причиной, и сам же им придал реальность.

5. Как велико твое желание избежать последствий всех снов, которые когда-либо видел мир? 2Желаешь ли ты, чтобы твой сон не представал причиной твоих действий? 3Тогда давай просто посмотрим на начало сна, ибо та часть, которую ты видишь, есть лишь его вторая часть, причина которойв первой. 4Никто из тех, кто спит и видит в этом мире сны, не помнит собственной атаки на себя. 5Никто не верит в то, что было время, когда он ничего не знал о теле, не мог подумать, что может быть реальным этот мир. 6Он бы немедленно увидел во всех этих идеях одну иллюзию, слишком нелепую, чтобы воспринимать ее без смеха. 7Какими же серьезными эти идеи кажутся сейчас! 8Никто уже не помнит, когда их можно было встретить только с неверием и смехом. 9Мы можем об этом вспомнить, если посмотрим непосредственно на их причину. 10И мы увидим основание для смеха, а не причину для боязни.

6. Давай вернем сновидцу отданный им сон, ведь он воспринимает сон отдельно от себя и будто бы навязанный ему. 2В вечность, где всё едино, вползла ничтожная, безумная идея, посмеяться над которой запамятовал Божий Сын. 3Из-за такой забывчивости мысль превратилась в серьезную идею, возможную в осуществлении и реальную в последствиях. 4Вместе мы можем смехом прогнать то и другое, поняв, что время не способно вторгнуться в вечность. 5Было бы шуткой думать, будто время способно взять верх над вечностью, а это означает: времени нет.

7. Безвременье, в котором время сделано реальным; часть Бога, способная напасть на самое себя, брат твойтвой враг, с тобою разделенный, разум в границах телавсё это формы круговой замкнутости, логического круга, окончание которого начинается в его начале, заканчиваетсяв его причине. 2Мир, видимый тобой, в точности описывает всё то, что, как ты полагаешь, ты сделал. 3Только теперь тобою сделанное ты видишь сделанным тебе. 4Вина за собственные мысли помещена вовне, возложена на виноватый мир, который видит твои сны и мыслит твои мысли за тебя. 5Свое отмщение он несет, а не твое. 6Мир держит тебя в узких рамках тела, наказывая его за все прегрешения, совершаемые им внутри мирского сна. 7Ты слишком немощен, чтобы пресечь злокозненную поступь тела, ведь ты его не создавал, поэтому не в состоянии контролировать его деяний, его судьбу и цель.

8. Мир просто иллюстрирует древнюю истину: ты будешь верить, что другие поступают с тобою так, как ты, по-твоему, поступал с ними. 2Но, обманув себя, свалив вину на них, ты не увидишь причины их поступков, поскольку ты желаешь видеть их виновными. 3Как инфантилен, как нелеп путь сохранения твоей невинности попыткой вытеснить свою вину вовне, но никогда не расставаться с нею! 4Шутка воспринимается довольно трудно, когда, глядя вокруг себя, ты убеждаешься воочию в тяжелых ее последствиях, однако, без пустяковой их причины. 5А без причины следствия ее и вправду выглядят весьма серьезными и грустными. 6Но ведь они лишь следуют причине. 7Это причина их ничему не следует; она по сути своей просто шутка.

9. Со смехом благодушным воспринимает Дух Святой причину и не глядит на следствия. 2А как еще Ему исправить твою ошибку, если ты полностью пренебрег причиной? 3Он предлагает тебе нести к нему каждое ужасающее следствие, чтобы вы посмотрели на его глупую причину и посмеялись вместе с Ним. 4Ты судишь следствия, но Он судит их причину. 5Его суждением следствия устранены. 6Возможно, ты пришел в слезах. 7Но слушай Его голос, который говорит: «Брат мой, святой Сын Божий, вглядись в свой сон пустой, в коем могло подобное случиться». 8И ты покинешь миг святой, смеясь, сопровождаемый веселым смехом брата, сливающимся с Его смехом.

10. Секрет спасения таков: ты делаешь всё это самому себе. 2Какую бы атака ни принимала форму, это правда. 3Кто бы ни принял на себя роль нападающего или врага, всё это правда. 4В чем бы ни видел ты причину своих мук и боли, всё это правда. 5Ведь ты не реагировал бы на образы во сне, если бы знал, что это сон. 6Пусть остаются они неистовыми, исполненными ненависти, они не возымеют действия, если ты признаешь, что этотвой сон.

11. Постигнутый, этот простой урок освободит тебя от всех страданий, какую бы они ни принимали форму. 2Святой Дух будет повторять сей всеобъемлющий урок освобождения, пока он окончательно не выучен, безотносительно к форме страдания, причиняющего боль. 3Какое бы страдание ты ни принес к Нему, Он будет отвечать этой простой истиной. 4Ибо этот один ответ устранит причину любой формы боли и печали. 5Форма не повлияет на Его ответ, ибо Он будет учить тебя единственной причине всех страданий безотносительно к их форме. 6И ты поймешь, что чудо отражает простую мысль: «Я создал это, и это мне предстоит искоренить».

12. Итак, все формы своих страданий неси к Тому, Кто знает, что любаая из них подобна остальным. 2Он не усматривает различий там, где их нет и Он покажет тебе причину каждой. 3Причина каждого страдания та же, что и всех других, и все они легко искоренимы одним, но истинно выученным уроком. 4Спасениеэто тайна, хранимая тобою только от себя. 5Вселенная провозглашает истинность этого. 6Но ты не уделяешь внимания ее свидетелям. 7Ведь они подтверждают то, чего ты не желаешь знать. 8Кажется, что они утаивают это от тебя. 9Тебе же необходимо постичь, что их не слышать и не видеть ты выбираешь сам.

13. С подобным осознанием ты станешь воспринимать мир иначе. 2Простив ему свою вину, ты будешь от нее свободен. 3Его невинность не требует твоей вины, твоя же невиновность не обоснована его грехами. 4Одно неоспоримо: ты свою тайну сохранял от самого себя, а не от кого-либо другого. 5Лишь это и держало тебя раздельно с миром, а брата твоегоотдельно от тебя. 6Сейчас необходимо выучить, что либо оба вы невинны, либо виновны оба. 7Разными вам не быть, ибо невинность и вина не могут быть одновременно истинны. 8Этот единственный секрет и остается тебе постичь. 9И не останется секретом: ты исцелен!

Table of contents

previous page start next page