Курс Чудес

*******

Глава 28

ОТМЕНА СТРАХА

I. Нынешняя память

1. Чудо ничего не делает. 2Всё, что оно делает, это отменяет сделанное. 3И таким образом устраняет барьеры к тому, что сделано. 4Оно не добавляет, а просто убирает. 5То, что оно убирает, исчезает навсегда, но сохраненное в памяти, кажется, вызывает немедленные результаты. 6Мир этот кончился давным-давно. 7Мыслей, его создавших, нет и в помине в разуме, который совсем недолго их мыслил и любил. 8Чудо просто показывает, что прошлое ушло, а что воистину ушло, не порождает следствий. 9Воспоминание о причине может создать иллюзию присутствия ее самой, но не ее следствий.

2. Канули в Лету следствия вины. 2Ибо с виной покончено. 3А с нею вместе ушли и следствия, оставшиеся без причины. 4Зачем же льнуть к ней в своей памяти, если ты не желаешь ее следствий? 5Память, подобно восприятию, избирательна, будучи его прошедшим временем. 6Она есть восприятие прошлого, будто происходящего сейчас и всё еще доступного для обозрения. 7Подобно восприятию, она является способностью, тобою созданной как замещение того, чем наделил тебя при сотворении Отец. 8Но как и всё, что создано тобой, она может служить и другой цели, быть средством для чего-либо другого. 9Можно использовать ее для исцеления, а не вреда, будь таковым твое желание.

3. Из всего, используемого во имя исцеления, ничто не представляет собой попытки что-либо делать. 2А это есть признание, что у тебя нет никаких потребностей, предполагающих необходимость что-то делать. 3Такая память не избирательна, ею не пользуются как помехой истине. 4Святому Духу отдается всё, чем может Он воспользоваться при исцелении, только без содержания и целей, с которыми оно было создано. 5Они суть навыки без применения. 6Они ждут своего часа. 7Нет у них ни преданности чему-либо, ни цели.

4. Святой Дух действительно может воспользоваться памятью, поскольку в нейСам Бог. 2Однако эта память не о событиях минувших дней, а лишь о нынешнем состоянии. 3Так долго ты считал, будто память удерживает только прошлое, что тебе трудно осознать: это умение, дающее возможность помнить то, что сейчас. 4Ограничения, которые навязывает памяти мир, столь же многообразны, как и те, что ты позволил миру навязать тебе. 5Нет связи между памятью и прошлым. 6И если ты желаешь прошлому в ней быть, оно в ней есть. 7Но лишь твое желание установило эту связь, и только ты связал ее с той частью времени, в которой, кажется, еще присутствует вина.

5. Святой Дух пользуется памятью независимо от времени. 2Он не стремится пользоваться ею для сохранения прошлого, видя в ней только средство избавления от него. 3Память удерживает полученную весть и исполняет всё согласно ее наказу. 4Сама она послание не пишет и не решает, для чего оно. 5Подобно телу, сама по себе она бесцельна. 6И если кажется, что она оберегает древнюю ненависть, являя тебе картины несправедливости и боли, которые ты сохранял,значит, такую весть ты запросил, такая она и есть. 7Упрятанная в склепы памяти, здесь скрыта вся история тела, всё его прошлое. 8Все странные ассоциации, созданные, чтобы прошлое оставалось живым, а настоящее мертвым, сохранены в ее отсеках и ждут твоей команды, чтобы быть принесенными к тебе и снова жить. 9И кажется, будто их следствия множатся со временем, отнявшим у них причину.

6. Но времялишь другой аспект того, что ничего не делает. 2Оно работает в согласии с другими атрибутами, с помощью которых ты стремишься сохранить скрытой правду о себе. 3Время ничего не отбирает, не может ничего восстановить. 4И всё же ты пользуешься им довольно странно, будто онопричина настоящего, а настоящеевсего лишь следствие, в котором изменение невозможно, поскольку уже нет его причины. 5Но изменение должно иметь стабильную причину, иначе оно не будет долгим. 6И в настоящем ничего не изменить, если его причинапрошлое. 7Лишь прошлое удерживается в памяти при твоем пользовании ею, и так она является способом противопоставить прошлое настоящему.

7. Забудь же всё, чему учил себя, ибо тебя учили скверно. 2Кто держит в разуме бессмысленный урок, если возможно выучить и сохранить намного лучший? 3Когда являются дремучие воспоминания о ненависти, помни, что их причины уже нет. 4Поэтому тебе не ясно, для чего они. 5Пусть же причина, которой ты их наделишь сейчас, не будет той же, что сделала их тем, чем они были или казались. 6Возрадуйся, что ее больше нет, ибо лишь за нее ты должен быть прощен. 7Взамен узри новые следствия причины, принятой сейчас со следствиями здесь. 8Ты подивишься их очарованию. 9Древние новые идеи, которые они приносят, станут счастливыми следствиями Причины, настолько древней, что Она уходит за горизонты памяти, доступной твоему восприятию.

8. Это Причина, Которую за тебя помнил Святой Дух, когда ты забывал. 2Она не прошлое, поскольку Он не дал о Ней забыть. 3И Она никогда не изменялась, ведь не было такого времени, когда бы Он не сохранял Ее надежно в твоем разуме. 4Следствия ее действительно покажутся новыми, ведь ты считал, что не помнишь их Причины. 5Но никогда Она не покидала твой разум, ибо не было на то Отцовой Воли, чтобы Его не помнил Его Сын.

9. Того, что помнишь ты, никогда не было. 2Оно пришло из беспричинности, тобою перепутанной с причиной. 3Оно достойно только смеха, когда ты понимаешь, что помнил следствия, не обусловленные причиной; поэтому они никогда и не были следствиями. 4Чудо напоминает о Причине, присутствующей вечно, не измененной ни вмешательством, ни временем. 5Она не изменилась, оставшись навечно тем, что есть. 6А ты есть Ее следствие, такое же совершенное и неизменное, как Она Сама. 7Память о Ней лежит не в прошлом, не в ожидании будущего. 8Она не обнаруживается чудесами. 9Они просто напоминают тебе, что Она не исчезла. 10Когда ты Ей простишь свои грехи, Ей больше не отказано.

10. Ты, жаждущий осудить собственного Творца, не в состоянии понять, что Он не осуждал Своего Сына. 2Ты отказываешь Ему в Его же Следствиях, но Он от Своих Следствий не отказывался. 3Не было времени, когда бы Божий Сын был осужден за беспричинное и против Его Воли. 4Твои воспоминания свидетельствуют о страхе перед Богом. 5Но Он не свершил того, чего ты так боишься. 6Не более, чем Он, повинен в этом ты. 7Поэтому и не утрачена твоя невинность. 8Тебе не нужно исцеления, чтобы стать исцеленным. 9Пребудь в покое и в чуде узри урок в том, как разрешать Причине иметь Собственные Следствия, не делая того, что могло бы этому помешать.

11. Чудо тихо приходит в спокойный разум, остановившийся на миг. 2Из этого тихого времени и из разума, исцеленного им в тишине, оно продолжится к другим разумам, чтобы с ними разделить свое спокойствие. 3И они объединятся, не делая ничего, что могло бы воспрепятствовать его сияющему продолжению в Разум, вызвавший к жизни все разумы. 4Во времени нет паузы, способной отсрочить чудо, рожденное соучастием, несущее мгновенное успокоение всем неспокойным разумам, как только к ним возвращается память о Всевышнем. 5Их собственное воспоминание теперь спокойно; то, что пришло ему на смену, уже не будет целиком забыто.

12. Тот, Кому отдано время, признателен за каждое спокойное мгновение, дарованное Ему. 2Ведь в том мгновении Божьей памяти разрешено предложить все ее сокровища Сыну Божьему, для которого они и сохранялись. 3С какою радостью Он предлагает их тому, для кого они были отданы Ему! 4Его Творец разделяет с Ним Свою признательность, ибо Он не желает лишаться Своих Следствий. 5Мгновение неизреченной тишины, которое приемлет Его Сын, приветствует и вечность, и Его и позволяет Им войти туда, где Они захотят пребыть. 6Ибо в это мгновение Сын Божий не делает ничего такого, что породило бы в нем страх.

13. Как быстро память о Всевышнем восходит в разуме, лишенном страха, препятствовавшего ей! 2Исчезли его собственные воспоминания. 3Нет прошлого, чтобы своими устрашающими образами мешать радостному пробуждению к нынешнему покою. 4Трубные звуки вечности раздаются в тишине, при этом ее не нарушая. 5И ныне вспоминается не страх, а та Причина, искоренить которую и навсегда изгнать из памяти был призван страх. 6Безмолвие изъясняется нежными звуками любви, которые Сын Божий помнил задолго до того, как его собственные воспоминания вклинились между прошлым и настоящим и доступ этим звукам был закрыт.

14. Теперь Сын Божий наконец осознает и нынешнюю Причину, и Ее благие Следствия. 2Теперь он действительно понимает, что всё, им созданное, беспричинно и не имеет следствий. 3Он ничего не сделал. 4А видя это, он понимает, что никогда у него не было необходимости что-либо делать; он и не делал. 5Его Причина есть Ее следствия. 6А, кроме нее, никогда не было никакой другой, способной породить иное прошлое или будущее. 7Следствия Ее неизменно вечны, за гранью страха и полностью за пределом мира греха.

15. Что же тогда потеряно, чтобы не видеть беспричинного? 2Где теперь жертва, когда воспоминание о Боге пришло, чтобы занять место потери? 3Разве есть лучший способ перекрыть малую расщелину между иллюзиями и реальностью, нежели позволить памяти о Боге излиться через нее и стать мостом, в одно мгновение перекрывающим ее? 4Ведь перекрыл ее Господь Самим Собою. 5Память о Нем не улетучилась и не оставила Сына Его одного на берегу, откуда ему удается лишь мельком увидеть другой, вовек недостижимый берег. 6Воля Отца в том, чтобы Сын Его был нежно поднят и туда перенесен. 7Он мост построил и по нему Он Сына Своего перенесет. 8Не бойся, что Бог не сможет исполнить Свою же Волю. 9Или что будешь исключен из этой Воли, ведь эта Волядля тебя.

II. Возвращение Причины и следствия на прежние места

1. Нет следствий без причины, но также и причины без следствий быть не может. 2Причину делают причиной следствия; Отца Сын делает Отцом. 3Следствия не творят своей причины, но обуславливают ее причинность. 4Так Сын дает Отцовство своему Творцу и получает дар, им отданный Ему. 5В силу того, что он Господень Сын, он тоже должен быть отцом, творящим так же, как был сотворен своим Отцом. 6Кругу творения нет конца. 7Его начало и есть его конец. 8В самом себе, однако, он держит вселенную всего творения, творения без начала и конца.

2. Отцовство есть творение. 2Любовь должна продолжиться. 3Чистота не ограничена ничем. 4В природе невиновныхвечная беспредельность, отсутствие барьеров и границ. 5Поэтому чистотане от тела. 6Ни в чем ограниченном ее нельзя найти. 7Тело способно исцелиться ее следствиями, такими же беспредельными, как она сама. 8Но исцеление должно прийти всё целиком, поскольку разум уже не воспринимают внутри тела; его невинность далека от тела и пребывает там же, где и всё исцеление. 9Где же тогда исцеление? 10Лишь там, где его причине отданы ее следствия. 11Ибо недугбессмысленная попытка наделить следствиями беспричинное и сделать его причиной.

3. В болезни Божий Сын всегда пытается сделать себя собственной причиной, не разрешая себе быть Сыном своего Отца. 2Ради подобного несбыточного желания не верит он в себя как в Следствие Любви; не верит, что должен быть и сам причиной в силу того, что он есть. 3Причина исцеления есть всему единственная Причина. 4И у нее есть только одно Следствие. 5С таким признанием беспричинности не придаются следствия, и они больше не видны. 6Разум в границах тела, мир других тел и каждое из них с отдельным разумомтвои «творения»; ты«другой» разум, творящий следствия не в подобие себе. 7Как их «отец», ты должен быть им подобен.

4. Но не случилось ничего, кроме того, что ты усыпил себя и увидел сон, в котором оказался чуждым самому себе, став частью чьего-то сна. 2Чудо не пробудит тебя, а просто покажет, кто есть сновидец. 3Оно учит тебя, что можно сделать выбор между снами, даже пока ты спишь, и выбор твой зависит от цели сновидения. 4Какие сны тебе желаннее: об исцелении или о смерти? 5Ведь сон подобен памяти в том смысле, что он являет тебе картину, увидеть которую ты пожелал.

5. Порожний склад с открытой дверью содержит все обрывки твоей памяти и снов. 2Но если ты сновидец, то можешь, по крайней мере, воспринять, что это тысоздатель сна, и, следовательно, способен так же принять и другой сон. 3Но для такого изменения в содержании сна необходимо осознать, что тысновидец столь неприятного для тебя сна. 4Онтолько следствие, вызванное тобой, но ты не окажешься его причиной. 5В снах нападений и убийств тыжертва в умирающем, сраженном теле. 6Но в снах прощающих никто тебя не просит быть жертвой или страдать. 7Вот на такие радостные сны обменивает чудо твои собственные. 8Оно не просит у тебя создания другого сна; только увидеть в себе создателя того сна, который ты обменяешь на счастливый сон.

6. Мир этот беспричинен, как всякий сон, когда-либо и кем-либо увиденный внутри него. 2В нем невозможны планы, не существует такого замысла, который можно было бы обнаружить и понять. 3Чего же еще ждать от беспричинного? 4Но если у мира нет причины, то нет и цели. 5Ты можешь быть причиной сна, но никогда не придашь ему реальных следствий. 6Ведь это изменило бы причину, а этого ты не можешь сделать. 7Сновидец хоть и не бодрствует, но и не знает, что он спит. 8Он видит иллюзию себя, здорового или больного, счастливого или угнетенного, но без устойчивой причины с гарантированными следствиями.

7. Чудо устанавливает, что ты видишь сон и что содержание его не истинно. 2Это существенный шаг в отношении к иллюзиям. 3Никто их не боится, если осознает, что ониего собственная выдумка. 4Страх сохранялся потому, что некто видел себя персонажем собственного сна, но отнюдь не его автором. 5Он наделяет себя следствиями, которые во сне приписывает брату. 6Всё это его сон собрал и предложил ему в качестве доказательства того, что осуществились его желания. 7Так он действительно боится собственной атаки, но видит ее как угрозу со стороны другого. 8Как жертва он страдает от ее следствий, но не от их причины. 9Он не зачинщик собственной атаки, он неповинен в том, чему послужил причиной. 10Чудо не делает ничего другого, только показывает ему, что он ничего не сделал. 11То, чего он боится, есть причина, не имеющая следствий, которые сделали бы ее причиной. 12Поэтому она никогда ею и не была.

8. Разделение началось со сна, в котором Отец лишился Своих Следствий и был не в силах их удержать, поскольку Он более не был их Творцом. 2Во сне сновидец создал себя сам. 3Но созданное им обернулось против него, взяв на себя роль собственного творца, принадлежавшую сновидцу. 4И так же, как он ненавидел своего Творца, образы сна ненавидели его. 5Тело егоих раб, они его терзают, поскольку приняли намерения, которыми он наделил его, как свои собственные. 6И они ненавидят тело за мщение, которое оно предложит им. 7Именно их мщение телу и предстает как доказательство того, что сновидец не есть создатель сна. 8Сначала следствие разъединяется с причиной, затем они меняются местами: становится причиной следствие и следствиемпричина.

9. Это окончательный шаг в разделении; с него начнется движение в обратном направлениик спасению. 2Этот последний шаг есть следствие того, что происходило ранее и виделось причиной. 3Чудо есть первый шаг в процессе возвращения причине функции причинности, а не следствия. 4Ведь эта путаница и породила сон, и пока она продолжается, пробуждение будет вызывать страх. 5Зов пробуждения не будет услышан, поскольку он воспринимается как зов страха.

10. Как и любой урок, постичь который тебя просит Святой Дух, чудо предельно ясно. 2Оно демонстрирует то, что Он желает тебе познать, и показывает, что следствия именно этого тебе желанны. 3В Его прощающих снах следствия твоих снов упразднены и ненавистные враги воспринимаются друзьями, а их намеренияблагими. 4Враждебность их теперь увидена как беспричинная, поскольку они ее не создавали. 5И ты способен принять роль создателя их ненависти, поскольку видишь, что она не имеет следствий. 6И ты теперь свободен, по крайней мере, от части сна; нейтрален мир, а тел, вроде бы еще снующих отдельно друг от друга, не следует бояться. 7И следовательно, они не больны.

11. Чудо возвращает причину страха ее создателютебе. 2Но также оно показывает, что, не имея следствий, она не может быть причиной, поскольку функция причинностииметь следствия. 3И там, где следствия исчезли, причины нет. 4Так чудеса излечивают тело, показывая, что разум создал недуг, а тело подрядил быть жертвой или следствием им созданного. 5Но пол-урока не обучит всему уроку. 6Чудо бесполезно, если ты выучил лишь то, что тело можно исцелить, ибо не этому уроку оно послано учить. 7Урок же в том, что разум, считавший тело способным заболеть, был болен сам, проекция его вины вовне не послужила ничему причиной и не имела следствий.

12. Мир полон чудес. 2Стоят они в сияющем безмолвии бок о бок с каждым сном страдания и боли, греха и вины. 3Ониальтернатива сну и выбор быть сновидцем, а не отказываться от своей активной роли в создании сна. 4Они суть радостные результаты возврата следствия болезни ее причине. 5Тело освобождается, поскольку разум признает: «Мне этого не причинили, всё это делаю я сам». 6И, таким образом, разум свободен сделать новый выбор. 7Начавшись здесь, спасение продолжится, чтобы изменить на противоположный каждый шаг в спуске к разделению, пока не пройден обратный путь по всем следам, пока не исчезла лестница и не упразднены все сновидения мира.

III. Согласие объединиться

1. То, что ждет в полной определенности за гранью спасения, нас не должно заботить. 2Ибо ты только начал разрешать направить свои первые неуверенные шаги вверх по лестнице, по которой разделение свело тебя вниз. 3Лишь чудо теперь твоя насущная забота. 4Именно здесь мы и должны начать. 5Путь восхождения к пробуждению и окончанию сна, начавшись, станет безмятежным и простым. 6Принимая чудо, ты не добавляешь свой страшный сон к тому, что уже снится. 7Не получив поддержки, сон исчезнет без всяких следствий. 8Ведь лишь твоя поддержка давала ему силу.

2. Ни один разум не болен, пока другой разум не согласится с ним в том, что они разделены. 2Следовательно, решение заболеть было решением обоюдным. 3Если же ты расторгнешь соглашение и признаешь роль, которую играл, обращая недуг в реальность, другой разум не сможет спроецировать свою вину, лишившись твоей поддержки в восприятии себя как обособленного и отстраненного от тебя. 4И тело не воспринимается больным двумя разумами с разных точек зрения. 5Соединение с братским разумом предотвращает причину болезни и воспринимаемых последствий. 6Исцеление есть в той же мере следствие объединения разумов, в какой болезньитог их разделения.

3. Чудо ничего не делает просто потому, что разумы едины и разъединение их невозможно. 2А в сновидении всё наоборот: разъединенные разумы видятся как тела, разделенные и неспособны к объединению. 3Не позволяй же брату быть больным; если он болен, то ты его покинул в его сне, разделив с ним сон. 4Он не увидел причины своего недуга там, где она есть, а ты не разглядел между вами щели, в которой взращен недуг. 5Так вы объединяетесь в болезни, чтобы осталась неисцеленной небольшая щель, в которой тщательно сохранена болезнь, лелеемая и поддерживаемая твердой верой, дабы не появился Бог, не перекрыл ее мостом, к Нему ведущим. 6Не прибегай к иллюзиям, сопротивляясь Его приходу, ибо Его прихода желаешь ты превыше того, что, кажется, манит тебя во сне.

4. Окончание снов символизирует и конец страха, любви же никогда и не было в мире снов. 2А щель действительно мала. 3Но в ней взрастают семена чумы и каждой формы недуга, поскольку она есть желание оставаться в разделении и не соединяться. 4И кажется, что оно наделяет причинностью болезнь, которая не является причиной. 5Цель появления расщелины и есть причина, которой вызвана болезнь. 6Ведь она создана, чтобы держать тебя в разделении, в теле, воспринимаемом тобой как источник боли.

5. Причина болиразделение, а не тело, которое есть просто его следствие. 2Но разделениевсего лишь пустое место, не содержащее ничего, не делающее ничего, с субстанцией, подобной пустоте в волнах, оставленной идущим мимо кораблем. 3Она исчезла, как только устремилась в нее вода, как только сомкнулись над нею волны. 4Где же теперь пространство между ними, когда они, соединившись, закрыли щель, их ненадолго разделившую? 5Где основание для болезни, когда соединились разумы, чтобы закрыть ту малую расщелину, в которой, казалось, взрастали семена недуга?

6. Бог строит мост, но только в том месте, которое чудо оставило пустым и чистым. 2Семян недуга и стыда вины Его мостом не перекрыть, ведь Он не может разрушить чужую волю, не сотворенную Им самим. 3Позволь исчезнуть ее следствиям и не цепляйся за них судорожной хваткой, желая оставить их при себе. 4Чудо сметет их прочь, освободив место Тому, Кто пожелал прийти, построить мост для возвращения к Себе Своего Сына.

7. Считай тогда серебряные чудеса и золотые сны счастья сокровищами, которые ты сохранишь в кладовой мира. 2Открыта дверь не для воров, но для твоих голодных братьев, что по ошибке приняли за золото блеснувший камень, сгребли в охапку груду снега, искрящегося серебром. 3Ничего не осталось для них за открытой дверью. 4Что же есть мир, если не крошечная щель, воспринимаемая с целью разодрать на части вечность и поделить ее на годы, месяцы и дни? 5И что есть ты, живущий в мире, если не вдребезги расколотая картина Господня Сына, каждый кусок которой замурован в отдельный и ненадежный комок глины?

8. Дитя мое, не бойся и чудесам позволь озарить своим добрым светом твой мир. 2Там, где казалось, что между тобой и братом пролегает небольшая щель, ты с ним соединись. 3Тогда болезнь предстанет беспричинной. 4Сон исцеления лежит в прощении, мягко показывая, что ты не согрешил. 5Чудо не оставит доказательство вины свидетельством того, чего никогда не было. 6В твоей сокровищнице оно оставит место, чтобы приветствовать и твоего Отца, и твое Я. 7Открыта дверь, чтобы вошли все те, кто более не будет голодать, кто насладится пиром изобилия, раскинутым перед ними. 8И они встретятся с твоими зваными Гостями, которых чудо пригласило к тебе прийти.

9. Пир этот не чета пирам из сновидений мира. 2Ведь здесь чем больше кто-то получает, тем больше остается, чтобы с другими разделить. 3Гости с Собою принесли неисчислимые запасы. 4Никто не обойден и не способен чем-то обойти другого. 5Здесь пир, раскинутый Отцом для Его Сына и равно разделяемый с ним. 6В Их соучастии не может быть расщелины, в которой иссякает изобилие. 7Голодные года сюда не вхожи, поскольку время не обслуживает этот бесконечный пир. 8Ибо Любовь поставила свой стол в пространстве, которое, казалось, отстраняло от тебя твоих Гостей.

IV. Великое единение

1. Принятие Искупления для себя означает отказ поддерживать чей-либо сон болезни и смерти. 2А это значит, что ты не разделяешь его желание отделиться, не позволяешь ему обратить иллюзии против него же. 3И равно ты не желаешь, чтобы вместо этого они были направлены против тебя. 4Лишь так они не возымеют следствий. 5А ты свободен от снов о боли, ибо позволил брату просто быть. 6Если ты не окажешь ему помощь, то с ним разделишь его боль, поскольку таково твое желание. 7И ты становишься образом в его болезненном сне, а онв твоем. 8И оба вы становитесь иллюзиями, лишенными какого-либо тождества. 9Ты мог быть кем угодно и чем угодно в зависимости от того, чей злобный сон ты разделяешь. 10В одном не сомневайся: ты злобен, поскольку разделяешь сны, исполненные страха.

2. Есть способ найти определенность непосредственно здесь и сейчас. 2Не соглашайся быть частью страшных снов, какую бы они ни принимали форму, поскольку ты в них утратишь свое тождество. 3Но ты найдешь себя, не признавая их своей причиной, которая оделяет тебя следствиями. 4Ты отстранен от них, но не от того, кто грезит их. 5Так отделяешь ты сновидца от его сна, соединяешься с одним, другого отпуская. 6Сон есть всего лишь иллюзия в разуме. 7Соединяешься ты с разумом, но никогдасо сном. 8Именно сон тебя пугает, а не разум. 9Ты видишь их одинаковыми, поскольку и себя считаешь не более чем сном. 10И что в тебе реальность, а что иллюзия, ты не знаешь и не способен их различить.

3. Так же, как ты, твой брат себя считает сном. 2Не разделяй его иллюзий о нем самом, ведь твое Тождество зависит от его реальности. 3Думай о нем скорее как о разуме, в котором всё еще упорствует иллюзия, но как о братском разуме. 4Он брат тебе не в том, что ему снится, и вовсе не тело его«герой» снаявляется твоим братом. 5Его реальность есть твой брат, как и твоя реальностьбрат ему. 6Твой разум и его соединились в братстве. 7Лишь кажется, что тело его и сны создали узкую расщелину, где твое тело и твои сны соединились с его.

4. И всё же между вашими разумами пробела нет. 2Соединиться с братом в его сне значит его не встретить, поскольку его сны разъединяют вас. 3Поэтому освободи его одним своим притязанием на братство с ним, а не на сны, исполненные страха. 4Позволь ему признать, кто он такой, не поддержав его иллюзии своей верой, в противном случае ты будешь верить и в свои. 5А с верой в твои иллюзиии и он не будет освобожден, и ты останешься прикованным к его снам. 6И устрашающие сны будут тревожить небольшую щель, населенную иллюзиями, которые ты поддерживал в разуме своего брата.

5. Не сомневайся: если ты исполнишь свою роль, он выполнит свою, ибо с тобою он соединится там, где ты стоишь. 2Не вызывай его для встречи в расщелине, иначе ты должен верить, что онатвоя реальность, как и его. 3Ты его роль не можешь исполнять, но это ты и делаешь, когда становишься пассивной фигурой в его снах вместо того, чтобы остаться сновидцем в своих собственных. 4Отождествление в снах бессмысленно, поскольку в них сон и сновидецодно. 5Кто разделяет сон, сам должен быть тем сном, который разделяет, поскольку только в соучастии рождается причина.

6. Ты, разделяя путаницу, сам в полном замешательстве, ведь в щели не существует устойчивого я. 2Всё одинаковое видится различным, поскольку одинаковое предстает несхожим. 3Сны брататвои лишь потому, что ты позволил им быть твоими. 4Но если ты изымешь свои сны, он будет свободен и от них, и от своих собственных. 5Твои сны суть свидетели его снов, его сны подтверждают истину твоих. 6Но если ты увидишь отсутствие истины в собственных снах, исчезнут его сны, и он поймет, чем обусловлен его сон.

7. Святой Дух в разуме твоем и брата, и Он Един, поскольку нет пространства между Его Единством и Им Самим. 2Пространство между вашими телами не важно, ведь то, что сочеталось в Нем, всегда едино. 3Никто не болен, если кто-то еще принял свое единство с ним. 4Ничье желание быть больным и отделенным разумом не может продержаться без свидетеля или причины. 5То и другое исчезает, если кто-либо пожелал соединиться с ним. 6Он видит сны о том, что был отчужден от брата, который, не разделяя его сна, оставил место между ними незанятым. 7Отец приходит, чтобы соединиться с Сыном, с которым соединился Святой Дух.

8. Функция Святого Духасобрать разбитую картину Сына Божьего, вернуть ее осколки на свои места. 2Эту святую картину, полностью исцеленную, протягивает Он каждому отдельному фрагменту, считающему себя всей картиной. 3Каждому из них Он предлагает его Тождество, представленное всей картиной, вместо убогого отбитого куска, который тот упрямо считал собой. 4Увидев ту картину, он узнаёт себя. 5Если ты не разделяешь с братом его злобный сон, то чудо поместит эту картину в малую расщелину, очищенную от семян недуга и греха. 6Здесь примет Бог Своего Сына, поскольку Сын был милостив к себе.

9. Благодарю тебя, Отец, поскольку знаю, что Ты придешь и перекроешь каждую малую щель между отколотыми фрагментами Твоего святого Сына. 2Святость Твоя, целокупная и совершенная,в каждом из них. 3И они в единстве, ибо всё, что есть в одном из них, есть во всех. 4Как свята самая малая песчинка, когда в ней узнается часть целостной картины Сына Божьего! 5Формы, в которые, кажется, облекаются осколки, ничего не значат. 6Ведь целое содержится в каждом из них. 7И каждый аспект Божьего Сынатакой же, как и любая другая его часть.

10. Соединись же не со снами брата, но с ним самим; а там, где ты соединишься с Его Сыном, пребудет и Отец. 2Кто ищет замещений, поняв, что он ничего не потерял? 3Кому желанны «блага» болезни, если он получил простое счастье своего здоровья? 4Что даровал Господь, нельзя утратить, а что не от Него, не имеет следствий. 5Что же тогда воспринимаешь ты внутри расщелины? 6Семена болезни приходят с верой, что в разделении есть радость и что отказ от него был бы жертвой. 7Чудо же есть результат отказа видеть в щели то, чего в ней нет. 8Твоя готовность отказаться от иллюзийвот всё, что требуется Целителю Божьего Сына. 9Он поместит чудо исцеления туда, где были семена недуга. 10И никакой потери не будет там, будет лишь обретение.

V. Альтернатива страшным снам

1. Что есть болезнь, если не ощущение ограничений? 2Чувство разъединения с и отчуждения от? 3Расщелина, воспринятая между тобой и братом; и что теперь воспринимается как здоровье? 4Вот так благое увидено снаружи, а злобноевнутри. 5И так болезнь отделяет я от блага и сохраняет зло внутри. 6Бог есть Альтернатива кошмарным снам. 7Кто разделяет их, не может разделять Его. 8Но тот, чей разум откажется их разделять, будет разделять Его. 9Другого выбора не существует. 10Лишь этот ты разделяешь, ибо другого нет. 11Ты существуешь потому, что разделил с тобой Всевышний Свою Волю, чтобы Его творение могло творить.

2. Лишь соучастие в дурных снах ненависти и злобы, горечи и смерти, страдания и греха, потерь и боли делает их реальными. 2Вне соучастия они воспринимаются как бессмысленные. 3Страх покидает их в силу того, что ты отказал им в своей поддержке. 4Туда, откуда страх ушел, должна прийти любовь, поскольку нет другого выбора. 5Если появится одна, другая исчезает. 6И та, которую ты разделяешь, становится твоей единственной. 7Ты остаешься с той, которую принял, поскольку только она тебе желанна.

3. Ты не разделишь тщетные сны, если простишь сновидца и осознаешь, что онне созданный им сон. 2И, следовательно, он не может быть частью твоего сна, от коего вы свободны оба. 3Прощение отделяет сновидца от пагубного сна и так освобождает его. 4Помни, что если ты разделишь злобный сон, то будешь верить, что ты и есть тот сон, который разделяешь. 5Боясь его, ты не захочешь знать собственное Тождество, ибо сочтешь Его пугающим. 6И ты отвергнешь собственное Я, пойдешь чужой землей, не созданной твоим Творцом, и там будешь казаться не тем, что есть. 7И ты затеешь войну со своим Я, увидев в нем врага, и нападешь на брата как на часть того, что ненавидишь. 8Здесь невозможен компромисс. 9Тылибо твое Я, либо иллюзия. 10Что может быть между иллюзией и истиной? 11Срединная земля, где ты способен не быть самим собой, должна быть сном, она не может быть истиной.

4. Ту небольшую щель между иллюзиями и истиной задумал ты как безопасное убежище, где твое Я надежно скрыто всем, тобою сделанным. 2Здесь установлен мир, который болен, и это мир, воспринимаемый глазами тела. 3Здесь звуки, слышимые им и голоса, внимать которым созданы его уши. 4Но зрелища и звуки, воспринимать которые способно тело, бессмысленны. 5Оно не может видеть или слышать. 6Оно не знает ни что такое видение, ни для чего нужен слух. 7И столь же мало оно способно воспринимать, как и судить, и понимать, и знать. 8Глаза его слепы, уши глухи. 9Оно не может мыслить и, следовательно, иметь какие-то последствия.

5. Разве творил что-либо Господь, дабы оно болело? 2И может ли быть что-либо, не сотворенное Всевышним? 3Не позволяй глазам своим видеть сон, ушамстать свидетелями иллюзий. 4Глаза и уши созданы, чтобы смотреть на мир не сущий, чтобы внимать беззвучным голосам. 5Но есть другие звуки и картины, которые возможно видеть, и слышать, и понимать. 6Ибо глаза и уши суть ощущения без смысла; они лишь сообщают о том, что видят или слышат. 7Но видят и слышат не они, а ты, кто собирает каждый зазубренный осколок, каждый бессмысленный клок, крупицу доказательств и создает свидетеля желанного тебе мира. 8Не позволяй же глазам тела или его ушам воспринимать эти бесчисленные фрагменты, увиденные внутри вымышленной щели, и убеждать их создателя, будто им выдуманное реально.

6. Творение доказывает реальность, поскольку оно разделяет функцию, присущую всему творению. 2Она не создана из мелких кусков стекла, обрубков дерева, одной или двух нитей, возможно, собранных вместе для подтверждения ее истинности. 3Реальность независима от всего этого. 4Нет щели, отделяющей истину от снов и от иллюзий. 5Нигде во времени или в пространстве истина не оставила им места. 6Ведь она заполняет любое место и любое время и делает их абсолютно неделимыми.

7. Ты, будучи уверен, что существует небольшая щель между тобой и братом, не видишь, что именно здесь вы подобны узникам в мире, воспринятом как существующий здесь. 2Мира, тобою видимого, нет, поскольку место, где ты его воспринимаешь, нереально. 3Щель тщательно замаскирована туманом, и смутные картины встают из мглы, чтобы закрыть ее расплывчатыми, неопределенными и изменяющимися формами, лишенными субстанции и чрезвычайно ненадежными. 4Но в щели нет ничего. 5Ни трепетных секретов, ни темных склепов, где ужас источается костьми усопших. 6Всмотрись в ту небольшую щель, и ты, утратив страх перед признанием любви, узришь в себе невинность и отсутствие греха

VI. Тайные обеты

1. Только безумные наказывают тело. 2Ибо хотя здесь и воспринимается расщелина, ее там нет. 3Ведь тело не судило самое себя, не обратило себя в то, что оно не есть. 4Оно не ищет длительной услады в прахе и не стремится превратить боль в радость. 5Оно не говорит тебе, в чем его цель, не понимает, для чего оно. 6Оно не ищет жертвы, поскольку у него нет воли, нет предпочтений и сомнений нет. 7Оно не размышляет над тем, что оно есть. 8Поэтому в нем нет необходимости соперничать. 9Его можно преследовать, но оно не ощущает себя жертвой. 10Оно не принимает на себя ролей, но исполняет всё, что ему велено, не нападая.

2. Бессмысленно считать ответственным за видение предмет незрячий, винить его, глухого, за звуки, неугодные тебе. 2Не обладая чувствами, он не страдает от твоих наказаний. 3Ведет он себя так, как ты желаешь, но никогда не делает выбор сам. 4Он не рождается и не умирает. 5Он может только следовать бесцельно указанным ему путем. 6А если путь изменится, он с легкостью пойдет путем другим. 7Он не становится на чью-то сторону, не судит свою дорогу. 8Лишенный ненависти, он не воспринимает щели. 9Им можно пользоваться с ненавистью, но даже так его не сделать ненавистником.

3. Предмета, который ты ненавидишь, и боишься, и презираешь, и желаешь, тело не знает. 2Ты выслал его вперед на поиск разделения, чтобы остаться разделенным. 3Затем ты ненавидишь его, но не за суть его, а лишь за то, как ты им пользуешься. 4Ты съеживаешься от того, что видит он и слышит, и ненавидишь его за хрупкость и ничтожность. 5Ты презираешь его действия, но не свои. 6Он действует и видит за тебя. 7Твой голос слышит он. 8Он мал и хрупок по твоему желанию. 9Кажется, он наказывает тебя и потому заслуживает ненависти за те ограничения, которые тебе несет. 10Но именно ты сделал его символом ограничений, желая разуму их и иметь, и видеть, и сохранять.

4. Тело олицетворяет щель между ничтожной частью разума, которую ты зовешь своей, и остальною его частьюдействительно твоей. 2Ты его ненавидишь, и всё же считаешь своим я, и думаешь, что без тела твое я будет потеряно. 3Таков тайный обет, данный каждому брату, согласному идти порознь с тобой. 4Такова тайная клятва, которую ты повторяешь всякий раз, воспринимая себя как объект атаки. 5Никто не в состоянии страдать, если он не воспринял атаку на себя и не решил, что он проигрывает эту битву. 6Сознанием не регистрируется и остается не услышанным каждый обет болезни. 7Но он есть обещание, данное другому, страдать от его нападок и нападать в ответ.

5. Болезнь есть гнев, обращенный против тела, дабы оно почувствовало боль. 2Она есть очевидное следствие того, что создавалось втайне, в согласии с тайным желанием другого пребыть с тобою врозь, а тебес ним. 3Пока вы оба не согласитесь, что это ваше обоюдное желание, оно не возымеет действия. 4Кто говорит: «Нет щели между моим разумом и твоим», тот сохраняет Божье обещание, а не свою маленькую клятву быть преданным навечно смерти. 5А его исцелением исцелен и его брат.

6. Пусть вашим соглашением станет: быть в единстве, а не врозь. 2Он сдержит обещание, данное вами вместе, ибо оно есть обещание Богу и Божье обещание ему. 3Бог исполняет Свои обеты, а Сынсвои. 4При сотворении его Отец сказал: «Сей есть мой Сын возлюбленный, в Коем Мое благоволение». 5«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», ибо вы неразлучны со Мной. 6Но Сын Его не помнит, что он ответил: «Быть по сему», хоть в этом обещании он был рожден. 7И Бог ему о том напоминает всякий раз, когда он не разделяет обещания быть больным, но позволяет объединить и исцелить свой разум. 8Тайные его клятвы бессильны перед Волей Бога, Чье обещание он разделяет. 9А всякая подменаволя не его, пообещавшего себя Всевышнему.

VII. Ковчег сохранности

1. Бог ни о чем не просит, и Сыну Его, Богоподобному, не нужно ни о чем просить. 2Ибо в нем нет изъяна. 3Пустое место, мизерная щель были бы изъяном. 4И только там он мог желать чего-либо, недостающего ему. 5Пространство, где Бога нет, щель между Сыном и Отцомне Воля Их, пообещавших быть в единстве. 6Обет Господень есть Его обещание Самому Себе, а ведь никто не остается неверным тому, что в Его Воле как часть того, что Он есть. 7А обещание, что не существует щели между Ним и тем, что Он есть, не может быть ложным. 8Какая воля способна вклиниться в то, что едино, в Чьей Целокупности невозможна брешь?

2. Твои прекрасные взаимоотношения со всеми братьями есть часть тебя, поскольку оничасть Бога Самого. 2Разве не болен ты, если отказываешь себе в здоровье и собственной полноценности, в Источнике помощи, в Призыве исцелиться, в Призыве исцелить? 3Спаситель твой ждет исцеления и мир ждет вместе с ним. 4Ты неразделен с ним. 5Ведь исцеление будет единым либо его не будет вовсе, так как его единство там же, где исцеление. 6Что же послужит исправлением разделению, если не его противоположность? 7Ни в каком аспекте избавления нет земли срединной. 8Ты либо принимаешь его полностью, либо не принимаешь. 9То, что не разделено, должно быть соединено. 10А то, что соединено, не разлучить.

3. Либо есть щель между тобой и братом, либо вы как один. 2Третьего не дано, другого выбора не существует, и нет необходимости раздваивать преданность. 3Расщепленная преданность явится вероломством по отношению к вам обоим, заставит в неопределенности кружить, чтобы ухватиться за любую соломинку, кажется, обещающую надежду на избавление. 4Но кто же может, возводя дом на песке, считать его укрытием от ветра? 5Тело можно сделать подобным домом, поскольку у него нет фундамента в истине. 6Но именно поэтому в нем можно увидеть не цитадель, а просто средство, помогающее прийти домой, где обитает Бог.

4. С подобной целью тело исцелено. 2Ведь им не пользовались как свидетелем сна разделения и недуга. 3Его не обвиняют праздно в том, в чем оно неповинно. 4Оно есть помощь в исцелении Сына Божьего и в силу этой цели не может быть больным. 5Оно не присоединится к цели, не являющейся твоей, а ты для него выбрал цель не быть больным. 6Все чудеса основаны на этом выборе и дарятся тебе в тот миг, когда сделан выбор. 7Ни одна форма недуга не исключение, поскольку выбор не обоснован формой. 8Выбор болезни кажется производным формы, но он един, как и ему противоположный. 9И в соответствии с ним ты либо болен, либо здоров.

5. Но никогдаодин. 2Мир этоттолько сон о том, что ты можешь быть один и мыслить, не воздействуя на тех, кто от тебя вдали. 3Быть одинокимзначит быть отделенным, а в разделении ты только и способен, что болеть. 4И это, кажется, доказывает твою отчужденность. 5Но это означает только то, что ты старался сохранить обет остаться верным неверию. 6Неверие, однако, есть болезнь. 7Онакак дом, возведенный на песке. 8Сам по себе он кажется устойчивым и крепким. 9Однако его устойчивость нельзя оценивать безотносительно к фундаменту. 10Если он выстроен на песке, то нет нужды в замках, закрытых ставнях и надежных дверных засовах. 11Ветер опрокинет его, а дождь смоет и унесет в небытие.

6. Какой же смысл искать прибежище в том, что создавалось для устрашения и угрозы? 2Зачем и далее отягощать его замками, и цепями, и тяжелыми якорями, когда его непрочностьне в нем самом, но в хрупкости ничтожно малой расщелины небытия, где он стоит? 3Разве сохранно то, что зиждется на тени? 4Построил бы ты свой дом на том, что упадет под тяжестью пера?

7. Твой дом построен на здоровье брата, на счастье и безгрешии его, на том, что обещал ему его Отец. 2Ни один тайный обет, данный тобой взамен Его, не пошатнул Фундамента его дома. 3Подуют ветры и пойдут дожди, но без последствий. 4Мир будет смыт, но этот дом останется стоять навечно, поскольку сила его не только в нем самом. 5Это ковчег сохранности, покоящийся на Божьем обещании, что Сын Его навеки в безопасности в Нем Самом. 6Какая щель способна появиться между сохранностью этого убежища и ее Источником? 7Отсюда тело можно видеть таким, какое оно есть, не большей и не меньшей ценности, чем та, которой можно воспользоваться, чтобы освободить Божьего Сына для его собственного дома. 8И с этой святой целью оно становится, пусть ненадолго, домом святости, поскольку с тобою разделяет Волю твоего Отца.

Table of contents

previous page start next page