Курс Чудес

*******

Глава 29

ПРОБУЖДЕНИЕ

I. Закрытие расщелины

1. Не существует такого места, такого времени и состояния, в которых бы отсутствовал Господь. 2Бояться нечего. 3В присущей Богу Целокупности немыслима какая-либо щель. 4Компромисс, который представляла бы собою самая ничтожная брешь в извечной Его Любви, абсолютно невозможен. 5Ибо она означала бы, что в Его Любви возможен пусть незначительный намек на ненависть; что доброта Его подчас способна вылиться в атаку и что извечное Его терпение по временам отказывает Ему. 6Во всё это ты веришь, когда воспринимаешь щель между собой и братом. 7Тогда как можно доверять Ему? 8Должно быть, Он лжив в Своей Любви. 9Тогда будь осторожен, не дай Ему приблизиться к себе, оставив между собой и Его Любовью щель, через которую ты сможешь убежать, если нужда заставит спасаться бегством.

2. Здесь страх перед Всевышним наиболее очевиден. 2Для всех объятых страхом любовь действительно вероломна, поскольку ненависть и страх не существуют порознь. 3Любви боится тот, кто ненавидит и, следовательно, должен бояться Бога. 4Определенно ему неведом смысл любви. 5Боится он любить и любит ненавидеть, поэтому считает, что любовь страшна, а ненавистьэто любовь. 6Таково следствие, которое влечет за собой малая расщелина для тех, кто ее лелеет и видит в ней свою надежду и спасение.

3. Страх перед Богом! 2Великое препятствие, через которое предстоит излиться покою, всё еще не исчезло. 3Все остальные в прошлом, но это всё еще блокирует твой путь и заставляет дорогу к свету казаться устрашающей и мрачной, унылой и опасной. 4Ведь ты решил, что брат твойтебе враг. 5Подчас он друг, но при условии, что ваши разные интересы сделали дружбу между вами временно возможной. 6Но не без щели, воспринятой между тобой и им, дабы он снова не превратился во врага. 7Лишь дай ему приблизитьсяи ты отпрянешь; а если ты приблизишься к немуон ретируется мгновенно. 8В подходе осторожная, в масштабе ограниченная, тщательно взвешенная дружба становится соглашением, которое ты с ним заключил. 9Ты и твой брат заключили договор, в котором согласились сохранять в неприкосновенности пункт о вашем разделении. 10Невыполнение его считалось бы недопустимым нарушением договора.

4. Щель между братом и тобой не есть пространство между двумя отдельными телами. 2 И только кажется, будто она разъединяет два отдельных разума. 3Она есть символ обещания встретиться по обоюдному желанию и снова разойтись до следующего обоюдного решения о встрече. 4Тогда покажется, что ваши тела снова нашли контакт, так обозначив место для пребывания вместе. 5Однако у вас всегда останется возможность пойти разными путями. 6Согласно «праву» находиться врозь вы время от времени соглашаетесь на встречу, но поддерживаете ваше разделение в интервалах, предохраняющих обоих от «жертвы» любовью. 7Тело тебя спасает, поскольку избегает тотальной жертвы, давая время на восстановление твоего отделенного я, которое, по твоему искреннему убеждению, убывает во время ваших встреч.

5. Тело не могло разъединить твой разум и разум брата, если бы ты не желал ему стать причиной разделения и расстояния, увиденного между тобой и им. 2Это твое желание наделяет тело силой, ему несвойственной. 3И в этомсуть его власти над тобой. 4Ибо теперь ты полагаешь, что именно оно определяет, когда тебе встречаться с братом, и ограничивает твою способность общения с его разумом. 5Теперь оно тебе указывает, куда идти и как туда добраться, что нужно предпринять, за что вообще не стоит браться. 6Оно диктует, что приемлемо для его здоровья, а что его утомит и сделает больным. 7Его «наследственные» слабости определяют границы твоих действий, делая ограниченной и слабой твою цель.

6. Если ты пожелаешь, тело приспособится к этому. 2Оно допустит ограниченные поблажки в «любви» с периодами ненависти между ними. 3И станет диктовать, когда «любить», а когда безопасней съежиться от страха. 4Оно будет болеть из-за того, что смысл любви тебе неведом. 5И следовательно, ты должен дурно обращаться со всяким обстоятельством и каждым встречным, видя в них цель, не являющуюся твоей.

7. Любовь не требует жертвы. 2Но страх требует пожертвовать любовью, ибо в присутствии любви страх пребывать не может. 3Для поддержания ненависти нужна боязнь любви; лишь иногда она присутствует, а иногда уходит. 4И так любовь воспринимается коварной, поскольку кажутся случайными ее приходы и уходы, не предлагающие тебе стабильности. 5И ты не видишь, как ограничена и немощна твоя преданность, как часто ты настаиваешь на том, чтобы любовь ушла, тихо оставила тебя «в покое».

8. Тело, не имеющее собственных целей, служит оправданием для твоих переменчивых целей, поддерживать которые ты заставляешь его. 2Боишься ты не его слабости, а лишь отсутствия в нем силы или слабости. 3Желал бы ты узнать, что ничего нет между тобой и братом? 4Что нету щели, в которую можно было бы забиться? 5Шок настигает тех, кто понимает, что их спаситель более им не враг. 6С осознанием нереальности тела, как правило, приходит настороженность. 7И отзвуки видимого страха сопровождают радостную весть: «Бог есть Любовь».

9. Но вот что происходит с исчезновением щели: приходит вечный покой. 2Не больше и не меньше. 3В отсутствии страха перед Богом что побудило бы тебя Его покинуть? 4Какие пустяки и безделушки в расщелине могли бы удержать тебя даже на миг от Его Любви? 5Позволил бы ты телу ответить «нет» на зов Небес, если бы не боялся, обретя Бога, потерять себя? 6И разве можно потерять себя, найдя себя?

II. Приход Гостя

1. Так отчего же постижение того, что ты свободен, не воспринять как избавление от страданий? 2И отчего не радоваться истине вместо того, чтобы считать ее врагом? 3Отчего легкая и ясно обозначенная дорога, с которой просто невозможно сбиться, воспринимается неровной, и тернистой, и слишком трудной, чтобы следовать по ней? 4Не оттого ли, что ты видишь в ней дорогу в ад, а вовсе не путь без трудностей, без жертв и без потерь к Царству Небесному и к Богу? 5Пока ты не осознаешь, что не отказываешься ни от чего и что потеря невозможна, не исключены некоторые сожаления по поводу выбранного пути. 6И ты не увидишь многих выгод, которые твой выбор предложил тебе. 7Но и невидимые тебе, они там. 8Была задействована их причина, и они должны присутствовать там, куда пришла она.

2. Ты принял причину исцеления, и, стало быть, ты исцелен. 2А исцелившись, ты обладаешь силой исцелять. 3Чудо не изолированный феномен, вдруг происшедший, как следствие без причины. 4Но и само по себе оно не есть причина. 5Однако оно должно быть там же, где и его причина. 6Теперь уже оно вызвано причиной, хотя еще и не воспринято. 7И следствия его здесь, хотя, еще невидимые. 8Взгляни теперь в себяи ты увидишь там не повод для сожалений, а причину для радости и надежду на покой.

3. Тщетной была попытка найти надежду на покой на поле брани. 2Бесплодно было обращение с требованием избавления от боли и греха к тому, чья функцияподдерживать и боль, и грех. 3Ведь грех и больодна иллюзия, так же, как страх и ненависть, атака и вина. 4Оттуда, где они остались без причины, ушли и следствия; туда же, где их нет, должна прийти любовь. 5Так отчего же ты не радуешься? 6Ведь ты свободен от боли, от недуга, несчастий и потерь и всех последствий ненависти и атаки. 7Боль более тебе не друг, вина не бог, и ты должен приветствовать следствия любви.

4. Твой Гость пришел. 2Ты пригласил Егои Он пришел. 3Ты не услышал, как Он вошел, поскольку не был всецело Ему рад. 4Но с Ним пришли Его дары. 5Он их сложил к твоим стопам и просит тебя их увидеть и принять как свои собственные. 6Ему необходима твоя помощь в раздаче их всем бредущим порознь, уверенным и в разделении своем, и в одиночестве. 7Они будут исцелены, когда ты примешь свои дары, ибо твой Гость приветит каждого, ступившего на святую землю, где ты стоишь и где разложены Его дары для них.

5. Не видишь ты, как много можешь теперь дать благодаря всему, что получил. 2Но Он, Пришедший, просто ждет прихода твоего туда, куда ты пригласил Его. 3Другого места нет, где мог Он встретиться со Своим хозяином радушным и где радушный Его хозяин мог встретиться с Ним. 4А более нигде не получить даров покоя, радости и счастья, которые приносит Его Присутствие. 5Ведь они там же, где и Он, Принесший их с Собою для тебя. 6Не можешь ты увидеть Гостя, но можешь разглядеть Его дары. 7А их увидев, ты поверишь, что и Присутствие Его должно быть там. 8Ведь то, на что ты теперь способен, было не сделать без любви и милосердия Его Присутствия.

6. Вот обещание Бога живого: Сын Его обладает жизнью, и всякое живое существо должно быть его частью; а остальное всё безжизненно. 2То, чему ты дал «жизнь», безжизненно и лишь символизирует твое желание быть живым врозь с жизнью, остаться живым в смерти, воспринимая жизнь как смерть и смерть как жизнь. 3Здесь путаница следует за путаницей, ибо на путанице был основан этот мир и у него другой основы нет. 4Его основа не меняется, хотя он кажется изменяющимся постоянно. 5А что же это, если не состояние, означающее путаницу? 6Стабильность полностью бессмысленна для смятенных, а изменения и смещения становятся законом, которым они руководствуются в жизни.

7. Тело не изменяется. 2Оно лишь представляет больший сон о том, что изменение возможно. 3Изменитьзначит достигнуть состояния, отличного от того, в котором ты видел себя прежде. 4Нет изменения в бессмертии, Царство Небесное его не знает. 5Но на земле оно имеет двойную цель, ибо им можно пользоваться для обучения вещам противоположным. 6В них отразится тот учитель, который учит им. 7Тело может предстать меняющимся со временем, с болезнью или со здоровьем, с событиями, кажется, меняющими его. 8Но это только означает, что разум остается неизменным в своем убеждении относительно цели тела.

8. Болезнь есть требование к телу быть тем, чем быть оно не может. 2Его никчемность и есть гарантия того, что оно не может быть больным. 3А в твоем требовании к нему быть чем-то большим, нежели это, и лежит концепция недуга. 4Ибо это есть требование к Богу быть меньше, нежели всё, что Он поистине есть. 5Но что же тогда станется с тобою, ведь жертва спрошена с тебя? 6Ибо Ему объявлено, что Его часть более Ему не принадлежит. 7Он должен пожертвовать твоим я, и в Его жертве ты делаешься больше, а Он умален за счет потери тебя. 8И то, чего Он лишился, становится твоим богом, предохраняя тебя от возможности стать Его частью.

9. Тело, от коего требуется быть богом, подвергнется атакам, ибо его ничтожность не распознана. 2Поэтому оно и предстает как нечто, имеющее силу само в себе. 3Как нечто его возможно воспринять и посчитать способным чувствовать и действовать, держать тебя, как узника, своей хваткой. 4Но оно может и не оправдать твоих надежд и не быть тем, чем ты ему замыслил быть. 5И ты возненавидишь его за малость, не замечая, что несостоятельность его совсем не в том, что оно менее того, чем должно быть, а только в твоей неспособности воспринять: оно ничто. 6Однако его ничтожностьтвое спасение, от коего ты бежишь.

10. Как от «нечто», от тела требуется быть Божьим недругом, замещая то, что Он есть, малостью, и ограниченностью, и отчаянием. 2Это Его потерю ты празднуешь, увидев в теле предмет любви или ненависти. 3Ведь если Он есть сумма всего, то всё, что вне Его, не существует, а Его целокупность и есть небытие всего, что вне Его. 4Спаситель твой не мертв и не обитает в том, что было выстроено, как храм, посвященный смерти. 5Живет он в Боге, а это и только это и делает его твоим спасителем. 6Никчемность его тела освобождает и твое от болезни и смерти. 7Ибо то, что твое, не может быть ни больше ни меньше, чем его.

III. Божьи свидетели

1. Не осуждай же своего спасителя за то, что он себя считает телом. 2Ибо за гранью его снов лежит его реальность. 3Но ему нужно постичь, что он спаситель, прежде чем вспомнить, что он такое. 4И должен он спасти того, кто должен быть спасен. 5Счастье его зависит от твоего спасения. 6Ибо кто есть спаситель, если не тот, кто дарит спасение? 7И так он постигает: чтобы дарить спасение, нужно его иметь. 8Не дав спасения, он не узнает, что оно его, ибо наличие подтверждается отдачей. 9Этого могут не понять лишь те, кто думает, будто их силой умален Господь. 10Ибо кто, не имея, мог бы отдавать, и кто способен, отдавая, утратить то, что при отдаче возрастает?

2. Ты думаешь, что Отец потерял Себя, когда сотворил тебя? 2Или стал слабым, разделив Свою Любовь? 3Или же сделался неполноценным из-за твоего совершенства? 4Или же тысвидетельство того, что Он и целокупен, и совершенен? 5Так не отказывай Ему в свидетеле в том сне, который Его Сын предпочитает своей реальности. 6Он должен быть спасителем от сна, созданного им самим, чтобы от сна освободиться. 7Он должен не воспринимать другого как тело; он должен видеть себя единым с ним и без стены, которую построил мир, чтобы разъединять живые существа, не знающие, что в них есть жизнь.

3. Но даже в сне о смерти и телах есть один истинный мотив; не более чем малая искра, пространство света, сотворенное во тьме, где Бог сияет и поныне. 2Тебе не пробудить себя. 3Однако ты можешь позволить пробудить себя. 4Ты можешь не замечать снов брата. 5Настолько полным может быть твое прощение его иллюзий, что он становится твоим спасителем от снов. 6Увидев его сияющим в пространстве света, где пребывает Бог посреди тьмы, ты Бога Самого увидишь там, где нынче видишь тело брата. 7И в этом свете тело исчезает так же, как отступает перед светом плотная тень. 8У тьмы нет выбораостаться или нет? 9Явление света означает ее уход. 10Тогда-то ты увидишь брата в сиянии славы и поймешь, что же в действительности заполняет щель, казалось, вас так долго разделявшую. 11В том месте свидетель Божий наметил мягкий, добрый путь к Божьему Сыну. 12Тому, кого ты прощаешь, дана сила простить тебе твои иллюзии. 13Твоим даром свободы она дана тебе.

4. Освободи место любви, которую ты не сотворил, но в состоянии продолжить. 2Земной смысл этого: прости своего брата ради освобождения твоего разума от тьмы. 3Когда же свет к нему придет через твое прощение, он не забудет своего спасителя и не оставит его без спасения. 4Поскольку именно твое лицо он видел озаренным светом, который пожелал хранить подле себя, идя сквозь тьму к вечному свету.

5. Как же ты свят, если из гущи снов отчаяния и бедствий Сын Божий может вызволить тебя! 2Смотри, как он спешит к тебе, выйдя из скрывавшей его тяжелой тени, сияя тебе благодарностью и любовью. 3Таков, какой он есть, но не один. 4И также, как его Отец не потерял ни части его в твоем сотворении, свет в нем сияет ярче, поскольку ты подарил ему свой свет, спасая его от тьмы. 5И свет в тебе теперь должен сиять не менее ярко, чем в нем. 6Это и есть искра, сияющая внутри сна, чтобы ты помог ему проснуться и быть уверенным, что его бодрствующий взгляд обращен к тебе. 7И в его радостном спасении ты спасен.

IV. Роли во сне

1. Веришь ли ты, что истина может оказаться всего какими-то иллюзиями? 2Иллюзиипотому и сны, что они неистинны. 3Равное отсутствие в них истины становится обоснованием для чуда, а это значит: ты осознаёшь, что сныэто сны и что побег зависит не от снов, а исключительно от пробуждения. 4Можно ли пробудиться от одних снов и сохранить другие? 5Выбор не в том, какие сны хранить, а в том, желаешь ли ты в них жить или от них воспрянуть? 6Поэтому чудо не выбирает какие-то сны, чтобы их обойти своим благодеянием. 7Нельзя очнуться от одних снов и продолжать видеть другие, поскольку ты либо бодрствуешь, либо спишь. 8А сновидения сопутствуют лишь одному из этих состояний.

2. Сны, кажущиеся тебе приятными, задерживают тебя в той же мере, что и те, которые, по-твоему, сопряжены со страхом. 2Ведь каждый сон побуждаем страхом, независимо от его кажущейся формы. 3Страх видится внутри или снаружи, а иногдаснаружи и внутри. 4А иногда скрывается под маской приятных форм. 5Но страх во снах присутствует всегда, поскольку страхтот материал, из коего сотканы все сны. 6Могут меняться формы снов, но их нельзя создать из чего-то другого. 7Чудо было бы вероломно, позволив тебе оставаться в объятиях страха лишь потому, что ты его не распознал. 8Тогда ты не желал бы пробуждения, для которого чудо подготавливает путь.

3. Попросту говоря, атака есть ответ на нереализованную функцию, какой ты ее воспринимаешь. 2В тебе или в другомневажно; где бы она ни была воспринята, она подвергнется атаке. 3Депрессия или нападение должны быть темой каждого сна, поскольку сны сотканы из страха. 4Тонкая маска радости или наслаждения, которой они прикрыты,убогая завеса для глыбы страха в их сердцевине. 5И именно ее воспринимает чудо, а не упаковки, в которые обернут страх.

4. Не оттого ли ты приходишь в ярость, что кто-то не исполнил функции, тобой предписанной ему? 2Не это ли становится «поводом» для оправдания твоей атаки? 3Сны, что тебе, по-твоему, приятны,это те сны, в которых воплощены распределенные тобою функции и удовлетворены все нужды, приписанные тобой самому себе. 4Осуществились ли они или остались попросту желанными, значения не имеет. 5Страх порожден самой идеей их существования. 6Снов не желают больше или меньше. 7Их либо желают, либо нет. 8Каждый сон представляет некую функцию, назначенную тобой, некую цель, которую какое-то событие, тело или предмет должны представлять и для тебя осуществлять. 9Если сон окажется в этом успешен, он будет для тебя приятен. 10Если же нет, будет печальным сон. 11При этом и неудача, и успех вовсе не суть его, а тонкая оболочка.

5. Каким бы счастьем наполнялись твои сны, не будь ты тем, кто наделяет «надлежащей» ролью каждый их образ! 2Никто не может подвести тебя, кроме твоей концепции его, и нет другого вероломства, кроме этого. 3Страх никогда не будет в центре снов, даримых Святым Духом. 4Возможно, их обличья не предстают иными, но их значение изменится, ибо теперь за той же оболочкой стоит совсем другое содержание. 5Восприятия определяются их целью в том смысле, что они всегда кажутся тем, для чего созданы. 6Мрачный персонаж, нападающий на тебя, становится тебе братом и предлагает надежду на помощь, если такой оказывается функция сна. 7Так скорбные сны оборачиваются радостью.

6. Какая роль у брата твоего? 2Ты этого не знаешь, поскольку твоя собственная функция тебе не совсем ясна. 3Не наделяй же его ролью, которая, по твоим расчетам, сделает тебя счастливым. 4И не пытайся повредить ему, если он не сумеет принять роль, предписанную ему в той жизни, какой она замыслена в твоем сне. 5Он просит помощи в каждом своем сне, и ты способен оказать ее, если воспримешь функцию сна так же, как ее воспринимает Тот, Кто пользуется всеми снами как средством осуществления данной Ему функции. 6Благодаря Его любви к сновидцу, а не ко сну, каждый сон становится даром любви. 7Ведь в центре снаЕго Любовь к тебе, которая освещает любую форму сна.

V. Неизменная обитель

1. Есть в тебе место, где позабыт весь мир, где не осталось памяти ни об иллюзии, ни о грехе. 2Есть в тебе место, покинутое временем, где отдается эхом голос вечности. 3Есть место отдохновения, покойное настолько, что в нем не различить ни звука, за исключением гимна Небесам, звучащего на радость Богу Отцу и Сыну. 4И где Они оба пребывают, там Они оба помнятся. 5И где Они, там Рай Небесный и покой.

2. Не думай, что тебе под силу изменить место Их бытия. 2Ибо в Них пребывает твое Тождество, и где Онитам вечно должен быть и ты. 3Неизменность Небес столь глубока в тебе, что всё, имеющее отношение к миру, проходит мимо незамеченным, незримым. 4Недвижный, без конца и края покой там нежно принимает тебя в свои объятия, столь мирные, и тихие, и сильные могуществом его Творца, что ничего не помешает святому Сыну Божьему внутри.

3. Такая роль дается Святым Духом тебе, кто служит Сыну Божьему, желая увидеть его пробужденным и возрадоваться. 2Ончасть тебя, а тыего по той причине, что онСын своего Отца, какую бы иную цель ты в нем ни видел. 3И от тебя не нужно ничего, только принять в нем неизменное и вечное, поскольку в этом и твое Тождество. 4Покой в тебе может быть найден только в нем. 5И каждая мысль, исполненная любви и предложенная брату, приблизит тебя к собственному пробуждению, к покою вечному и счастью без границ.

4. Этот святой Господень Сын тебе подобен; онзеркало Любви его Отца к тебе и нежное напоминание о сотворившей его Отчей Любви, доныне пребывающей в нем, равно как и в тебе. 2Остановись, услышь в нем Божий Глас, позволь Ему тебе поведать, в чем его функция. 3Он сотворен, чтобы ты мог быть целостным, ибо лишь целокупное может быть частью Божьей целокупности, сотворившей тебя.

5. Отец не просит у тебя иного дара, как только видеть во всем творении сияющую славу Его дара тебе. 2Узри же Его Сына, Его совершенный дар, в котором его Отец сияет вечно и в чье владение отдано всё творение. 3А если оно отдано ему, то равно и тебе, и там, где ты его увидишь в нем, узришь и свой покой. 4Безмолвие, объявшее тебя, обитает в нем; из этого безмолвия родятся радостные сны, где ваши руки соединены в невинности. 5Это не руки в судорожной хватке из скорбных снов. 6Они не держат меч, поскольку больше не цепляются за каждую тщетную иллюзию мира. 7И, будучи пустыми, они получают взамен иллюзий руку брата, в которой заключена вся полнота.

6. Знай ты о дивной цели, лежащей за пределами прощения, ты не удерживал бы ни единой мысли, пусть даже еле тронутой печатью зла. 2Ибо ты понял бы, как велика цена за удержание того, чем Бог не наделил, в тех разумах, которые могут направить благословляющую руку и повести Божьего Сына в Отчий дом. 3Разве не пожелал бы ты стать другом тому, кто сотворен его Отцом как обитель Самому Себе? 4Если Господь считает его Себя достойным, поднял бы ты на него в ненависти руку? 5И кто, подняв на Само Царство запятнанную кровью руку, надеется найти покой? 6Твой брат считает, что он держит руку смерти. 7Не верь ему. 8Пойми, как ты благословен, способный его освободить, просто протянув ему свою руку.

7. Тебе дан сон, в котором он тебе не лютый враг, а твой спаситель. 2Тебе дан сон, в котором ты его простил за все его сны о смерти; тот сон надежды, который ты вместо злобных и полных ненависти сновидений разделяешь с ним. 3Но почему же кажется таким нелегким делом разделить сей сон? 4Да потому, что, если функция сна не задана Святым Духом, то создан он из ненависти и будет продолжать служение смерти. 5Любая его форма так или иначепризыв к смерти. 6А те, кто служит богу смерти, пришли почтить его в разделенный мир, каждый неся свое жалкое копье и ржавый меч, чтобы исполнить древнее обещание умереть.

8. Таково средостение страха в каждом сне, не отданном в пользование Тому, Кто видит в сне другую функцию. 2Когда сны разделяемы, они теряют функцию разъединения и атаки, хотя лишь с этой целью и создавался каждый сон. 3Но в мире снов ничто не остается без надежды на перемену и улучшение, ведь неизменность найдена не здесь. 4Возрадуемся же, что это так, и прекратим поиски вечного в этом мире. 5Прощающие сны суть средства отойти от сновидений мира вне тебя. 6Оните средства, что уводят, наконец, за грани снов к покою жизни вечной.

VI. Прощение и окончание времени

1. Как велико твое желание простить брата? 2Как велико твое желание покоя вместо борьбы, которой нет конца, взамен невзгод и боли? 3Эти вопросы одинаковы, лишь заданы в разной форме. 4Прощениетвой покой, ведь в нем конец и разделению, и снам угроз и разрушения, греха и смерти, безумия и убийств, печали и потерь. 5Подобной «жертвы» просит от тебя спасение, с радостью предлагая взамен покой.

2. Так поклянись не умирать, святой Сын Божий! 2Ты совершаешь сделку, которая невыполнима для тебя. 3Сын Жизни не может быть убит. 4Бессмертен он, как и его Отец. 5Того, что он есть, не изменить. 6Онто единственное во вселенной, что должно быть единым. 7Всё, что лишь кажется бессмертным, прейдет. 8Исчезнут звезды, не станет ночи, не станет дня. 9Всё, что приходит и уходит: приливы и отливы, времена года и человеческая жизнь,всё, что меняется со временем, цветет и увядает, уже не возвратится. 10Вечное вовсе не там, где время обозначило конец. 11Господня Сына не изменить тем, что сделали из него люди. 12Он будет тот же, что был и есть, поскольку время не вершит его судьбу и не назначен час его рождения и смерти. 13Прощение не изменит его. 14Но время служит прощению, чтобы всё, связанное со временем, могло исчезнуть, став бесполезным.

3. Ничто не переживает свою цель. 2Замысленное с целью умереть умрет, если воспримет эту цель как свою собственную. 3Изменение есть то единственное, что можно обратить во благо здесь, где цель не постоянна, какой бы неизменной она ни представала. 4Не думай, будто можешь выбрать цель, отличную от Божьей цели для тебя, и утвердить ее как неизменную и вечную. 5Ты в состоянии присвоить себе цель, которой не имеешь. 6Но ты не можешь изъять у себя силу, способную менять твое мышление и видеть иную цель.

4. Изменениевеликий Божий дар всему, что ты желал бы сделать вечным, порука в том, что только Царство Небесное не прейдет. 2Ты не рожден для смерти. 3Тебе не измениться, поскольку твою функцию определил Господь. 4Все цели, за исключением одной, помещены во времени и изменяются, чтобы могло сохраниться время. 5Прощение имеет целью не сохранение времени, а его конец, как только исчерпана его польза. 6Кончилась его пользаи оно ушло. 7И там, где раньше время казалось полновластным, теперь возрождена та функция, которую Отец утвердил для Сына в полной осознанности. 8Время не может положить конец ни исполнению ее, ни неизменности. 9Смерти нет, ибо всё сущее разделяет функцию, данную Богом. 10Функцией жизни не может быть смерть. 11Она должна быть продолжением жизни, чтобы во веки оставаться нескончаемой и единой.

5. Этот мир свяжет тебя по рукам и ногам, погубит твое тело, но только если ты поверишь, будто он создан, чтобы распять Божьего Сына. 2Даже если он был сном смерти, тебе не обязательно видеть его таковым. 3Позволишь изменить лишь этои всё мирское изменится с ним заодно. 4Ибо всё в мире определяется той целью, которую ты видишь в нем.

6. Прекрасен мир, имеющий целью прощение Сына Божьего! 2Свободен он от страха, исполнен благости и счастья! 3Как радостно остаться ненадолго в таком счастливом месте! 4В подобном мире не забывается: надо еще немного подождать, пока безвременье тихо придет на смену времени.

VII. Не ищи вне себя

1. Не ищи вне себя. 2Твой поиск будет безуспешен, и каждый раз ты будешь оплакивать падение очередного идола. 3Царство Небесное нельзя найти там, где его нет, но ведь нигде, кроме него, покоя не найти. 4Любой кумир, которому ты служишь, пока Господь зовет, не даст тебе ответа вместо Него. 5Такого нет ответа, которым можно подменить Его ответ и обрести то счастье, что он приносит. 6Не ищи вне себя. 7Ибо вся твоя боль приходит лишь от бесплодных настойчивых попыток найти то, что тебе желанно, и только там, где оно, по-твоему, должно быть найдено. 8А что, если его там нет? 9Что ты предпочитаешь: быть правым или счастливым? 10Будь рад тому, что тебе сказано, где обитает счастье, и больше не ищи его нигде. 11Тебя постигнет неудача. 12Тебе дано, однако, истину познать и больше не искать ее вовне.

2. У каждого пришедшего сюда всё еще теплится надежда (оставшаяся иллюзия или сон), что нечто внешнее способно принести ему и счастье, и покой. 2Но если всёв нем самом, то это невозможно. 3И следовательно, своим приходом он отрицает правду о себе и ищет нечто большее, нежели всё, как будто часть всего была отделена и найдена там, где остального нет. 4Такою целью он наделяет тело: искать недостающее ему, добыть всё то, что сделает его полноценным. 5И так блуждает он бесцельно и ищет то, чего нельзя найти, и верит, что он не то, что есть.

3. Затянувшаяся иллюзия заставит его искать тысячи идолов и тысячи за ними. 2И каждый идол подведет его, за исключением одного, поскольку он умрет, не понимая, что идол, которого он ищет, и есть его собственная смерть. 3Форма ее предстает как внешняя по отношению к нему. 4В действительности же он стремится убить Божьего Сына внутри и доказать свою над ним победу. 5Такова цель каждого идола, поскольку каждому из них приписана такая роль, и эту роль нельзя осуществить.

4. Любая твоя попытка достигнуть цели, связанной с улучшением тела, будет попыткой приблизить собственную смерть. 2Ибо ты веришь, что можешь испытывать недостаток в чем-то, а недостаток и есть смерть. 3Пожертвоватьзначит отказаться, то есть «остаться без чего-то» и ощутить потерю. 4Такой отказ есть отречение от жизни. 5Не ищи вне себя. 6Поиск предполагает, что ты внутри не целен и что, боясь увидеть свой изъян, предпочитаешь искать вовне то, что есть ты.

5. Идолы рухнут, поскольку в них нет жизни, а всё безжизненное есть знак смерти. 2Пришел ты, чтобы умереть, тогда чего еще можно ждать, если не восприятия знамений смерти, к которой так стремишься? 3Страдание и скорбь провозглашают единственную весть, что найден идол, являющий собой пародию на жизнь, которая в своей безжизненности действительно есть смерть, задуманная как реальность и наделенная живою формой. 4Но каждый идол должен пасть, рассыпаться и сгнить, поскольку форма смерти не станет жизнью, а то, чем жертвуют, не бывает целостным.

6. Все идолы этого мира были созданы, чтобы оставить для тебя неведомой истину внутри, поддерживая верность сну о том, что именно вовне следует найти нечто такое, что сделает тебя и целокупным, и счастливым. 2Но тщетно поклонение идолам в надежде на покой. 3Бог обитает внутри тебя, Им обусловлена твоя полноценность. 4Ни один идол не заместит Его. 5Не обращайся к идолам. 6Не ищи вне себя.

7. Давай забудем цель, данную миру прошлым. 2Иначе будущее будет подобно прошлому и станет просто чередой гнетущих снов, где один за другим рушатся все идолы, и где ты видишь всюду лишь разочарование и смерть.

8. Чтобы всё это изменить, чтобы расчистить путь надежде на избавление от кажущегося нескончаемым замкнутого круга отчаяния, всё, что потребуется от тебя, это решить, что ты не знаешь цели мира. 2Ты наделяешь его целями, ему не свойственными, и так решаешь, для чего он создан. 3И ты стараешься увидеть в нем средоточие идолов, найденных вне тебя и обладающих силой сделать целостным то, что внутри, раздваивая то, что ты есть, чтобы поделить между ними. 4Ты выбираешь свои сны, ибо онитвои желания, воспринятые как навязанные тебе. 5Твои кумиры лишь исполняют всё, что ты для них задумал и обладают силой, приписанной тобой. 6Ты тщетно их преследуешь во сне, желая присвоить себе их силу.

9. Но где же сны, если не в спящем разуме? 2И разве сну под силу сделать реальной картину, проецируемую им вовне? 3Брат мой, побереги же время, постигни, для чего оно. 4Ускорь кончину идолов в том мире, который болен и печален от лицезрения их. 5Твой святой разумалтарь Всевышнего, а там, где Он, нет места идолам. 6Страх перед Богомне что иное, как страх потери идолов. 7Это не страх утраты своей реальности. 8Но из своей реальности ты сделал идола и должен защищать его от света истины. 9Тогда средством защиты идола становится весь мир. 10В спасении видится угроза жизни и предложение смерти.

10. Это не так. 2Спасение стремится доказать, что смерти нет, что существует только жизнь. 3Что жертва смертьюне потеря. 4Что идол неспособен воссесть на Божий трон. 5Позволь Ему напомнить о Его Любви к тебе и не старайся заглушить Его Голос, бубня напевы горького отчаяния идолам самого себя. 6Вне своего Отца не ищи надежды. 7Ибо надежда на счастьене отчаяние.

VIII. Антихрист

1. Что же такое идол? 2Ты думаешь, что знаешь? 3Ведь идолы не распознаются как таковые и никогда не принимаются за то, что они есть. 4В том их единственная сила. 5Их цель туманна; боятся их и чтут одновременно, поскольку тебе неведомо, в чем их цель и какова причина их создания. 6Идол есть образ брата твоего, ценимый тобою выше того, что он есть. 7Идолы создаются безотносительно к их форме как замещение ему. 8Именно это не воспринимается и не осознается. 9Будь то предметом или телом, будь оно местом, ситуацией или обстоятельством, объектом обладания или желания или же правом, требуемым или полученным,всё это будет одним и тем же.

2. Не дай их формам обмануть себя. 2Идолывсего лишь замещения твоей реальности. 3Каким-то образом ты веришь в их способность дополнить твое немощное я, поскольку безопасность в мире воспринимается, как угроза, всей своей мощью противостоящая твоей уверенности и душевному покою. 4У идолов есть сила возместить в тебе недостаточность, прибавить ценности, которой у тебя нет. 5Тот в идолов не верит, кто сам не сделал себя рабом потери и малости. 6Теперь он должен искать за гранью своего малого я силу, чтобы поднять голову и отстраниться от страданий и невзгод, которые отражает мир. 7Сие есть наказание за отказ искать внутри определенность и спокойствие, которое освобождает тебя от мира и позволяет отстраниться от него, пребыть в покое и тиши.

3. Идол есть ложное впечатление или ложное убеждение, некая форма антихриста, которая и представляет щель между Христом и тем, что видишь ты. 2Идолэто желание, cделанное осязаемым и наделенное формой, поэтому воспринятое как реальное и вне разума. 3Но он всё еще есть мысль, которая не покинула разумсвой источник. 4И форма его неотделима от той идеи, которую он представляет. 5Все формы антихриста противостоят Христу. 6И ниспадают мрачной завесой перед лицом Христа, и, кажется, разлучают тебя с Ним, и оставляют одинокого во тьме. 7Но свет всё еще там. 8Туча не погасила солнца. 9Так и завеса тьмы не в состоянии прогнать то, что, казалось, она отделила, или же на йоту омрачить сам свет.

4. Этот мир идолов и есть завеса перед лицом Христа, поскольку цель егоразъединить тебя и брата. 2Цель темная и страшная, а вместе с тем это идея, не обладающая силой преобразить тончайший стебелек травы из того, в чем есть жизнь, в знамение смерти. 3Формы ее нет нигде, ибо ее источниквнутри твоего разума, где Бога нет. 4Где же то место, откуда всё, что есть повсюду, исключено и отстранено? 5Какая рука могла подняться и преградить дорогу Богу? 6Чей голос запретил Ему войти? 7«Больше-чем-всё»не то, что может заставить тебя трепетать, дрожать от страха. 8Врага Христова нет нигде. 9Не может он облечься в форму, которая бы сделала его реальным.

5. Что же такое идол? 2Он ничто! 3В него нужно поверить, прежде чем он покажется ожившим и наделенным силой устрашать. 4И жизнь его, и силадар идолопоклонника; именно это и возвращает чудо тому, в чем есть и жизнь, и сила, достойные дара Небес и вечного покоя. 5Чудо не возрождает истину; завеса не погасила свет, заслоненный ею. 6Оно просто убирает завесу и позволяет истине беспрепятственно сиять, оставаясь тем, что она есть. 7А чтобы быть самой собою, истине вера не нужна, ибо она была сотворена, поэтому она есмь.

6. Идол воздвигнут верой; с изъятием веры он «умирает». 2Это антихрист, нелепая идея силы, превосходящей всемогущество, пространства за бесконечностью и времени за пределом вечного. 3Мир идолов был утвержден здесь идеей, что этой силе, и времени, и месту придана форма и сформирован мир, где невозможное свершилось. 4Бессмертные сюда приходят умирать, а всеобъемлющиеощутить потерю, безвременныестать рабами времени. 5Действительно, здесь изменяются неизменные; Божий покой, навечно данный всякому живому существу, уступает хаосу. 6А Божий Сын, такой же любящий и непорочный, и совершенный, как его Отец, сюда приходит ненадолго, чтобы ненавидеть и страдать от боли и в итоге умереть.

7. Где же тот идол? 2Он нигде! 3Разве возможна в бесконечном щель или пространство, где время вторглось в вечность? 4Мрачному месту, помещенному туда, где только свет, угрюмому алькову, отгороженному от того, что бесконечно, нигде нет места. 5Идол вне того, куда Бог поместил навечно всё и не оставил места ничему, за исключением Своей Воли. 6Тот идол должен быть ничем нигде, в то время как Единый есть всё и везде.

8. Тогда какая цель у идола? 2Он для чего? 3Это единственный вопрос со множеством ответов в зависимости от того, к кому был обращен вопрос. 4Мир верит в идолов. 5Тот не придет сюда, кто их не чтит, кто не пытался бы найти средь них такого, что может предложить ему подарок, не существующий в реальности. 6Каждый поклонник идолов таит надежду, что его особые божества дадут ему больше, чем обладают другие люди. 7Должно быть больше. 8Чегоне важно: ума, богатства, красоты или страдания и боли. 9Чего-то большеи есть идол. 10Падет один, и его место займет другой в надежде найти побольше чего-то другого. 11Пусть не обманет тебя форма этого «чего-то». 12Идол есть средство получить больше. 13Именно это противоречит Божьей Воле.

9. Немного сыновей у Бога; всего Один. 2Кто может больше получить, кто меньше? 3В Царстве Небесном посмеялся бы Господень Сын над тем, что идолы способны вторгнуться в его покой. 4От его имени глаголет Дух Святой и говорит тебе, что идолы здесь не имеют цели. 5Ведь более, чем Царствo Божье, иметь нельзя. 6Если оно внутри тебя, зачем ты ищешь идолов, что умаляют Небеса, дабы тебе досталось больше, чем дал Господь тебе и брату, единым с Ним? 7Всё, что ни есть, Бог отдал вам. 8И для уверенности в том, что вы это не потеряете, Он отдал то же самое всякому живому существу. 9Так каждое живое существо есть часть тебя, как и Его. 10Ни один идол не сделает тебя больше Бога. 11Но никогда не согласишься ты на меньшее.

IX. Сон прощения

1. Раб идоловраб по своей воле. 2Он должен быть согласен поклониться, служа тому, в чем жизни нет, и искать силу в том, что ее лишено. 3Что сталось со святым Господним Сыном, как мог он возжелать подобного, позволить себе пасть ниже камней, лежащих на земле, и ждать, что идолы его поднимут? 4Послушай-ка свою историю во сне, тобою созданном, спроси себя, не правда ли, что веришь ты: это не сон?

2. Сон осуждения явился в разум, Всевышним сотворенный таким же совершенным, как Он Сам. 2И в этом сне Рай превратился в ад, а Бог стал недругом Своему Сыну. 3Как Сыну Божьему воспрянуть ото сна? 4Ведь это сон суждения. 5И, перестав судить, Сын тотчас же проснется. 6Ведь сон будет казаться продолжительным, пока Сынчасть его. 7Так не суди; судящему необходимы идолы, которые отводят суд от него самого. 8И не познать ему своего Я, им осужденного. 9Так не суди, иначе ты делаешь себя частью злобных снов, где идолы суть твое «истинное» тождество и твое спасение от суда, чинимого над самим собой из чувства страха и вины.

3. Все образы во сне суть идолы, созданные во имя твоего спасения от сна. 2Но оничасть того, от чего созданы тебя спасти. 3Так идол сохраняет сон живым и страшным, ибо кто пожелал бы такого сна, не будь он сам в отчаянии и страхе? 4Коль скоро именно их и представляет идол, то поклонение ему есть поклонение отчаянию, и страху, и сну, из коего они пришли. 5Суждение несправедливо по отношению к Господню Сыну, но справедливо в том, что тот, кто его судит, не избежит расплаты, самим им уготованной ему во сне, им созданном. 6Бог знает справедливость, а не кару. 7Но в сне суждения ты нападаешь и осужден, желая быть рабом идолов, стоящих между твоим суждением и наказанием, несомым им.

4. Спасения не найти в том сне, каким ты его видишь. 2Ведь идолы должны быть его частью, чтобы спасти тебя от всего, чего ты, как ты думаешь, достиг: сделал себя греховным и погасил свет, сияющий внутри. 3Дитя, свет всё еще в тебе. 4Ты просто грезишь, а идолыигрушки, которыми ты играешь в своем сне. 5Кому, кроме детей, нужны игрушки? 6Дети воображают себя властителями мира и наделяют свои игрушки способностью и двигаться, и говорить, и думать, общаться, чувствовать, и выступать вместо себя. 7Но всё, что, кажется, делают игрушки, происходит лишь в разуме тех, кто играет в них. 8Они, однако, горят желанием забыть, что сами создали тот сон, в котором сделали реальными свои игрушки, не узнавая в их желаниях свои собственные.

5. Кошмары суть младенческие сны. 2Игрушки воспротивились ребенку, считавшему, что он сделал их реальными. 3Но разве может сон напасть? 4И может ли игрушка разрастись и стать опасной, неистовой, свирепой? 5В это ребенок верит, так как боится своих мыслей и наделяет ими свои игрушки. 6Реальность их становится его реальностью, поскольку, кажется, они его спасают от собственных мыслей. 7Однако они хранят живыми и реальными его мысли, но видимыми вне его, где они могут обернуться против него за его вероломство по отношению к ним. 8Ребенок полагает, будто нуждается в игрушках во имя избавления от собственных мыслей, поскольку считает мысли реальными. 9И так он превращает всё в игру, чтобы его мир оставался от него вовне, и притворяется, что он всего лишь часть его.

6. Но наступает время, когда детство должно уйти, исчезнуть навсегда. 2Не пытайся оставить игрушки детства при себе. 3Спрячь их подальше, они больше не нужны. 4Сон суждениядетская забава, где чадо превращается в отца, властного, но с мудростью малого ребенка. 5То, что ему вредит, уничтожается, а то, что помогает, благословлено. 6Вот только судит он еще, как малое дитя, не ведая о том, что повредит ему, а что исцелит. 7И кажется, случаются невзгоды, и он боится хаоса в том мире, где, как он полагает, властвуют законы, созданные им самим. 8Но мир реальный не затронут тем, который кажется ему реальным. 9Законы его не изменились от того, что он не понимает их.

7. Реальный миртоже всего лишь сон. 2Но изменились образы его. 3Они уже не кажутся вероломными идолами. 4В подобном сне никто не служит замещением чего-либо другого, не вклинивается между тем, что разум мыслит и что он видит. 5Никем не пользуются в качестве того, что он не есть, ибо все атрибуты детства остались позади. 6И то, что когда-то было сном суждения, стало счастливым сном, ибо такою стала его цель. 7Только прощающие сны могут сюда войти, ведь время почти окончено. 8И формы, приходящие во сне, теперь воспринимаются как братья, не с осуждением, а с любовью.

8. Прощающим снам не нужно длиться долго. 2И созданы они не для того, чтобы разум разделить с тем, что он мыслит. 3В них нет стремления доказать, что снится этот сон кому-то другому. 4И в этих снах слышна мелодия, памятная всем, хотя никто ее не слышал с момента начала времени. 5Прощение, ставшее полным, настолько приближает безвременье, что песнь Небесную можно услышать не слухом тела, но святостью, не покидавшей никогда алтарь и вечно пребывающей в глубинах Сына Божьего. 6Заслышав снова эту песнь, он понимает, что не было такого времени, когда бы он ее не слышал. 7И где же теперь время, когда оставлены все сны суждений?

9. Когда бы страх в какой угодно форме ни охватил тебя (а ты его испытываешь всякий раз, когда не чувствуешь глубокого удовлетворения, и несомненной помощи, и безмятежной уверенности в том, что Небеса с тобой), ты можешь быть уверен, что создал идола и веришь: он тебя предаст. 2Ведь под надеждой, что он тебя спасет, лежат вина и боль измены самому себе и неопределенность, столь горькая и глубокая, что сон не в состоянии полностью скрыть твоего чувства обреченности. 3Твоя измена самому себе должна вылиться в страх, ибо страх есть суждение, наверняка ведущее к неистовому поиску идолов и смерти.

10. Прощающие сны напоминают тебе, что ты живешь сохранно и на себя не нападал. 2И так твои младенческие страхи рассеялись, а сны символизируют, что ты начал всё сначала и что это не есть еще одна попытка поклониться идолам и сохранить атаку. 3Прощающие сны добры ко всем в них действующим персонажам. 4Поэтому они несут сновидцу полное освобождение от снов страха. 5Он не боится своего суждения, поскольку он никого не осудил и не искал через суждение освобождения от того, что должен был навязать ему его суд. 6И всё это время он помнит то, что забыл, когда суждение казалось ему способом избавиться от наказания за него.

Table of contents

previous page start next page