Курс Чудес

Unknown

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это предисловие было написано в 1977 году в ответ на многочисленные просьбы о кратком вступлении к Курсу чудес. Две первые части Как он появился и Что он собою представляет Хелен Шакман написала сама. Заключительная часть О чем в нем говорится была написана в процессе внутренних диктовок, описанных в настоящем Предисловии.

Как он появился

Курс чудес началcя с неожиданного решения двух людей объединиться для достижения общей цели. Хелен Шакман и Вильям Тетфорд были профессорами медицинской психологии на кафедре терапии и хирургии Колумбийского университета в Нью-Йорке. Но то, кем они были, большого значения не имеет; гораздо важнее, что, как показывает эта история, с Богом возможно всё. Глубокой духовностью ни Хелен, ни Билл не отличались. Отношения между ними были сложными, подчас натянутыми. Их заботили личный престиж, профессиональное признание, общественный статус. Ценности мира сего играли главенствующую роль в их жизненном укладе. Их образ жизни вряд ли походил на тот, который рекомендуется Курсом. Хелен, которая приняла и записала материал Курса, так говорит о себе:

Психолог, просветитель, консерватор в теории и атеист по убеждению, я работала в исключительно престижной академической обстановке. Затем произошло нечто, повлекшее за собой целый ряд событий, предугадать которые было просто невозможно. Руководитель моего отдела неожиданно заявил, что устал от злобных и агрессивных чувств, проявлявшихся в наших отношениях, и сделал вывод, что «должен существовать другой путь». Подхватив идею, я согласилась помочь ему найти такой путь. Данный Курс, несомненно, и есть другой путь.

Несмотря на серьезность своего намерения, это совместное начинание оказалось нелегким делом для Хелен и Билла. Но они отдали Святому Духу «толику желания», а этого, как снова и снова подчеркивает Курс, достаточно, чтобы любую ситуацию Он мог использовать в Своих целях и наделить ее Своею силой.

Хелен продолжает рассказ:

Непосредственной записи Курса предшествовали три поразительных месяца, в течение которых, по совету Билла, я вела записи необычайно символичных снов и странных образов, являвшихся мне. И хотя к тому времени я уже более или менее свыклась с непредвиденным, я была изумлена, написав: «Это – Курс чудес». Так произошло мое знакомство с Голосом. Он был беззвучен, но, казалось, произносил нечто вроде очень быстрого внутреннего диктанта, который я записывала в стенографический блокнот. Запись эта не была автоматической. Она могла прерваться в любой момент и позже возобновиться. Я чувствовала себя неуютно, но никогда всерьез не помышляла о том, чтобы прекратить запись. Казалось, это было особое задание, которое я где-то, каким-то образом согласилась выполнить. И оно стало поистине моим и Билла совместным начинанием, в чем, я уверена, и заключается существенная часть его значимости. Я записывала то, что «диктовал» Голос, на следующее утро вслух читала запись Биллу, а он под мою диктовку печатал текст на машинке. Думаю, у него также было «особое задание». Без его постоянного поощрения и поддержки я никогда не завершила бы своей задачи. Весь процесс занял около семи лет. Сначала пришел Текст, затем Учебник для студентов, и, наконец, появилось Руководство для учителей. Было внесено всего несколько незначительных изменений. В Текст были введены заголовки и подзаголовки к отдельным главам, а также опущены некоторые ссылки личного характера, которые были необходимы только в самом начале работы. В остальном материал остался без изменений.

Имена тех, кто принимал участие в работе над Курсом, не указаны на титульном листе, поскольку Курс может и должен существовать сам по себе. Он не рассчитан на то, чтобы стать фундаментом еще одного культа. Его единственная цель – предложить путь, пойдя которым некоторые люди смогут найти своего Внутреннего Учителя.

Что он собою представляет

Как следует из названия, Курс чудес целиком выстроен как учебное пособие. Он состоит из трех книг: Текста, Учебника для студентов и Руководства для учителей. Порядок изучения этих книг и те пути, которые студенты выберут для их изучения, полностью зависят от индивидуальных потребностей и предпочтений студентов.

Учебный план, предлагаемый Курсом, тщательно продуман и шаг за шагом разъяснен как на теоретическом, так и на практическом уровнях. В нем уделяется больше внимания практическому применению, нежели теории и опыту, нежели теологии. Курс утверждает, что «универсальная теология невозможна, но универсальный опыт не только возможен, но и необходим» (Руководство). Будучи христианским по форме, Курс имеет дело с универсальными духовными идеями. Особо подчеркивается, что Курс чудес – только одна из версий универсального учебного плана. Существует множество других, от которых эта отличается лишь по форме. Все они в итоге ведут к Богу.

Текст представляет собой теоретическую основу Курса чудес. В нем изложены концепции, на которых построена вся его мыслительная система. Эти концепции служат базой для уроков Учебника. Без практического применения, которое обеспечивает Учебник, Текст остался бы набором абстрактных понятий, недостаточных для осуществления основной цели Курса – полного изменения мышления.

Учебник состоит из 365 уроков, по одному на каждый день года. Однако сохранять подобный темп нет никакой необходимости. Если какой-то урок покажется особо привлекательным, им можно заниматься и более одного дня. Настоятельно рекомендуется, однако, не пытаться делать больше одного урока в день. Практический характер Учебника подчеркнут во введении к его урокам и предполагает концентрацию внимания на практическом опыте, а не на традиционной преданности духовным целям:

В некоторые идеи, представленные Учебником, будет трудно поверить, другие могут просто ошеломить тебя. Это не имеет значения. От тебя требуется только одно: применять идеи в точном соответствии с рекомендациями. Тебя не просят их судить. Тебя просят лишь пользоваться ими. В практическом применении эти идеи обретут для тебя смысл и докажут свою подлинность.

Помни одно: тебе не нужно ни верить в эти идеи, ни принимать их, ни даже их приветствовать. Некоторые из них, возможно, вызовут активное сопротивление. Это не будет иметь значения и не уменьшит их эффективности. Только не позволяй себе делать исключения в применении идей учебника и, какова бы ни была твоя реакция, пользуйся ими. Большего от тебя не требуется (Учебник).

И, наконец, Руководство для учителей, написанное в форме вопросов и ответов, предлагает ответы на некоторые наиболее вероятные вопросы, которые могут возникнуть у изучающих Курс чудес. Руководство также включает в себя пояснение некоторых терминов, используемых в Курсе, объясняя их с точки зрения теоретического строя Текста.

Сам Курс не претендует на окончательность, а уроки в Учебнике не имеют целью завершить образование изучающего. В конце читатель остается со своим Внутренним Учителем, Который направит всё последующее обучение в то русло, которое Он сочтет нужным. Каким бы всеобъемлющим ни был Курс, истину невозможно ограничить какой-то конечной формой, о чем ясно говорится в финале Учебника:

Этот Курс есть начало, а не конец…Не будет больше обязательных уроков, поскольку в них более нет необходимости. Впредь слушай только Голос, Глашатай Божий…Он будет направлять твои усилия и говорить, что делать, куда стремиться мыслями и когда прийти в молчании к Нему, прося Его уверенного направления и убедительного Слова (Учебник).

О чем в нем говорится

Реальному ничто не угрожает.
Нереального не существует.
И в этом – залог покоя Божьего.

Так начинается Курс чудес. Он устанавливает коренное различие между реальным и нереальным, между знанием и восприятием. Знание есть истина, подвластная лишь одному закону, закону любви, или Богу. Истина неизменна, вечна и недвусмысленна. Она может остаться не узнанной, но не может быть изменена. Она применима ко всему, сотворенному Богом, а только Богом сотворенное реально. Она – вне изучения, ибо она – вне времени и процесса. У истины нет противоположности, нет ни начала, ни конца. Истина просто есть.

Мир восприятия, с другой стороны, – это мир времени, перемен, начал и концов. Он основывается на интерпретации, а не на фактах. Он – мир рождения и смерти, построенный на вере в недостаточность, в потери, в разделение и смерть. Он – благоприобретение, а не данность; он избирателен в восприятии, в деяниях неустойчив и в толкованиях двусмыслен.

Из знания и восприятия соответственно рождаются две разные мыслительные системы, противоположные во всех аспектах. В сфере знания не существует мыслей, раздельных с Богом, поскольку Бог и Его Творение разделяют одну Волю. Мир восприятия, напротив, создан верой в противоположности и в разные воли, находящиеся в вечном конфликте с Богом и друг с другом. Всё, что видит и слышит восприятие, представляется реальным, поскольку оно пропускает в сознание лишь то, что совпадает с желаниями воспринимающего. Это ведет в мир иллюзий, в мир, который нуждается в постоянной защите именно потому, что он нереален.

Попав в тенета мира восприятия, ты оказался во власти сна. Из него не выбраться без помощи, поскольку всё, что показывают ощущения, просто свидетельствует о реальности сна. Но Бог дает Свой Ответ, единственный Путь избавления, истинного Помощника. Функция Его Голоса, Его Святого Духа – посредничество между двумя мирами. Это Ему под силу, потому что, хотя Он, с одной стороны, знает истину, с другой – понимает наши иллюзии, при этом не веря в них. Цель Святого Духа – помочь нам вырваться из мира снов, научив нас изменять мышление и исправлять ошибки. Прощение – великое средство обучения, используемое Святым Духом для изменения нашего мышления. Однако Курс дает свое особое определение тому, что есть прощение и что есть мир.

Видимый нами мир – простое отражение нашей внутренней системы отсчета: превалирующих идей, желаний и эмоций в нашем разуме. «Восприятие порождено проекцией» (Текст, с. 468 ). Сначала мы смотрим в себя, решая, какого рода мир желаем видеть, затем проецируем этот мир вовне, делая его истиной, какою мы видим ее. Мы обращаем его в истину своей интерпретацией увиденного. Если мы пользуемся восприятием для оправдания собственных ошибок – нашего гнева, агрессивных побуждений, отсутствия любви в какой бы то ни было форме, – то неизменно видим мир злобы, разрушения, недобрых помыслов, зависти и отчаяния. Нам нужно научиться всё это прощать – не потому, что мы «добры» и «милосердны», а потому, что видимое нами – ложь. Мы исказили мир своими изращенными системами защиты и видим, следовательно, то, чего там нет. Учась распознавать свои ошибки восприятия, мы также учимся не замечать их, то есть «прощать». Одновременно мы прощаем себя и обращаем взор, минуя наши искаженные я-концепции, к тому Я, которое Бог сотворил в нас и как нас.

Грех определяется как «отсутствие любви» (Текст). Поскольку любовь есть всё, что есть, то грех в глазах Святого Духа скорее ошибка, нуждающаяся в исправлении, нежели зло, заслуживающее наказания. Все ощущения несостоятельности, слабости, неполноценности вызваны нашей глубокой привязанностью к «принципу недостаточности», который правит миром иллюзий. Исходя из этого принципа, мы ищем в других то, чего нам самим недостает. Мы «любим» другого, надеясь получить что-то для себя. По сути, это и считается любовью в мире снов. Не существует ошибки большей, нежели эта, ибо любовь никогда и ни о чем не просит.

Реально к единению способны только разумы, а «что Бог сочетал, то человек да не разлучает» (Текст). Однако истинный союз возможен только на уровне Христова Разума и он, по существу, никогда не пропадал. «Малое я» стремится увеличить себя за счет внешнего одобрения, внешних обладаний и внешней «любви». Но Я, сотворенное Богом, не нуждается ни в чем. Оно навеки целокупно, сохранно, любимо и исполнено любви. Оно стремится поделиться, а не получить, продолжать себя, а не проецировать. У него нет потребностей; оно желает единения с другими, исходя из взаимного осознания изобилия.

Особые отношения мира пагубны, корыстны, по-детски эгоцентричны. Однако, отданные Святому Духу, они способны стать святейшим делом на земле – чудесами, указующими путь возвращения в Царство Небесное. Мир использует свои особые отношения как последнее орудие исключения и средство демонстрации разделенности. Святой Дух преобразует их в совершенные уроки прощения и пробуждения от сна. Каждый урок есть возможность позволить исцелить восприятие и исправить ошибки. Каждый из них есть еще один шанс простить себя, простив другого. И каждый урок становится еще одним приглашением Святому Духу и воспоминанию о Боге.

Восприятие есть функция тела и, следовательно, представляет собой предел, положенный сознанию. Восприятие видит глазами тела и слышит его ушами. Оно вызывает весьма ограниченные реакции тела. Тело предстает в значительной мере самостоятельным и независимым, на самом же деле оно лишь отвечает намерениям разума. Если разум пожелает использовать его для атаки в какой угодно форме, то тело становится жертвой болезней, увядания, старения. Если же вместо этого разум приемлет цель Святого Духа, тело становится полезным средством общения с другими, неуязвимым, пока в нем есть необходимость, и бережно оставленным, когда исчерпана его полезность. Само по себе тело нейтрально, как и всё в мире восприятий. Служит ли тело целям эго или Святого Духа, зависит исключительно от желания разума.

Противоположностью телесному зрению является видение Христа, отражающее силу вместо слабости, единство вместо разделенности и любовь вместо страха. Антиподом слушанию телесными ушами служит общение через Голос, Глашатай Божий, или Святой Дух, пребывающий в каждом из нас. Голос Его кажется далеким и едва различимым, поскольку эго, представляющее маленькое и отчужденное «я», звучит вроде бы намного громче. На самом деле всё наоборот. Голос Святого Духа звучит с кристальной чистотой и неодолимой привлекательностью. Тот, кто не выбрал отождествление с телом, не может остаться глухим к Его вестям освобождения и надежды. Он примет благоговейно видение Христа, радостно обменяв на него жалкую картину самого себя.

Видение Христа есть дар Святого Духа, Божья альтернатива иллюзии разделения и вере в реальность греха, вины и смерти. Оно – единственное исправление всех ошибок восприятия, примирение видимых противоположностей, на коих зиждется сей мир. Добрый свет этого видения всё освещает по-иному, отражая исходящую из знания систему мышления и делая возвращение к Богу не только возможным, но и неизбежным. Что раньше воспринималось как несправедливость, совершенная кем-то по отношению к кому-либо, теперь становится мольбой о помощи и призывом к единению. Грех, болезнь и атака теперь видятся как ложное восприятие, нуждающееся в исцелении великодушием и любовью. Со всеми видами защиты покончено, поскольку там, где нет атаки, защита не нужна. Все нужды наших братьев стали нашими собственными, ведь братья сопровождают нас к Богу. Без нас они бы непременно потерялись. Без них и нам своей дороги не найти.

Прощение неведомо в Царстве Небесном, где была бы немыслимой сама потребность в нем. Но в этом мире прощение есть необходимое исправление всех сделанных нами ошибок. Предложить прощение – это единственный способ получить его, ведь он отражает закон Царства Небесного: давать и получать – одно и то же. Царство – это естественное состояние всех Божьих Сыновей, какими Он их сотворил. Такова их вечная реальность. Она не изменилась оттого, что была предана забвению.

Прощение – это средство, с помощью которого мы будем помнить. Через прощение меняется мышление мира. Прощенный мир становится вратами Рая, поскольку через милосердие его мы можем наконец простить самих себя. Не превращая никого в заложника вины, мы обретаем свою свободу. А признавая Христа во всех наших братьях, мы осознаем Его Присутствие в себе. Предав забвению свои ложные восприятия и не обремененные прошлым, мы можем помнить Бога. Дальше этого обучение идти не может. Как только мы будем готовы, Бог Сам сделает последний шаг в нашем возвращении к Нему.

Table of contents

previous page start next page