Курс Чудес

Unknown

2. ПРОЦЕСС ПСИХОТЕРАПИИ

Введение

1. Психотерапия – это процесс, изменяющий воззрение на собственное «я». 2 В лучшем случае, это «новое» я будет более милосердной «я-концепцией», но вряд ли от психотерапии можно ожидать установления реальности. 3 Это не ее функция. 4 Если она сумела освободить путь реальности, значит она была наиболее успешной. 5 Вся ее функция в итоге сводится к тому, чтобы помочь пациенту справиться с одной кардинальной ошибкой – верой в то, что гнев может принести ему нечто действительно желанное, и что, оправдывая атаку, он защищает себя. 6 В какой мере он придет к осознанию ошибочности такого убеждения, в той мере он воистину спасен.

2. Но пациенты не начинают терапию с такой целью. 2 Напротив, подобные концепции не представляют для них большого смысла, иначе они не нуждались бы в помощи. 3 Их цель – сохранить собственную «я-концепцию» в точности такой, какая она есть, но без страданий, ею приносимых. 4 Всё их душевное равновесие покоится на безумной вере в возможность этого. 5 А поскольку для здраво мыслящего разума это явно невозможно, они ищут магии. 6 В иллюзиях невозможное легко достигнуто, но только за счет превращения иллюзий в истину. 7 Пациент уже заплатил такую цену. 8 Теперь он хочет «лучшую» иллюзию.

3. Поэтому вначале цели пациента и психотерапевта не совпадают. 2 Психотерапевт, как и его пациент, может дорожить ложной я-концепцией, но их соответствующие восприятия «улучшения» состояния должны оставться разными. 3 Пациент желает научиться добиваться желаемых изменений, не изменив в значительной мере собственную я-концепцию. 4 По сути, он надеется настолько укрепить ее, чтобы она включала в себя магические силы, которых он ищет в психотерапии. 5 Он хочет сделать неуязвимое уязвимым и бесконечное конечным. 6 Я, видимое им, есть его бог и всё, к чему он стремится, это служить своему богу, как можно лучше.

4. Каким бы искренним ни был психотерапевт, он должен стараться изменить я-концепцию пациента таким путем, какой считает наиболее реальным. 2 Задача терапии – примирить эти различия. 3 Надо надеяться, что оба они научатся отказываться от своих первоначальных целей, поскольку только во взаимоотношениях возможно найти спасение. 4 Но в самом начале пациент и психотерапевт неизбежно примут нереальные цели, всё еще не свободные от магических оттенков. 5 В конечном счете разумы обоих откажутся от них.

I. Пределы психотерапии

1. Но идеальный результат достигается редко. 2 Терапия начинается с осознания того, что исцеление – от разума, и в психотерапии сходятся те, кто уже верит в это. 3 Возможно, они и не уйдут намного дальше, ибо в обучении никто не может превзойти уровень своей готовности. 4 Но уровни готовности меняются, и, когда психотерапевт или пациент достигнут следующего уровня, им будут предоставлены отношения, соответствующие изменившимся потребностям. 5 Возможно, они сойдутся снова и продвинутся в тех же отношениях, сделав их святыми. 6 Возможно, каждый из них вступит в другие отношениия. 7 Можно не сомневаться: оба продвинутся вперед. 8 Регресс – явление временное. 9 В целом же направление одно: прогресс на пути к истине.

2. Психотерапия сама по себе не может быть творческим процессом. 2 Одна из ошибок, лелеемых эго, состоит в том, будто терапии под силу истинное изменение, а следовательно и истинное творчество. 3 Когда мы говорим о «спасительной» иллюзии или «последнем сне», то вовсе не это имеем в виду, однако здесь – последняя защита эго. 4 «Сопротивление» – его способ видения всего, его интерпретация прогресса и роста. 5 Эти интерпретации неминуемо будут неверными, поскольку они иллюзорны. 6 Изменения, которых ищет эго, – не истинные изменения. 7 Они – лишь более глубокие тени или же тучи, образовавшие другой узор. 8 Но, созданное из ничего, нельзя назвать ни новым, ни иным. 9 Иллюзии – это иллюзии, а истина – это истина.

3. Сопротивление, описанное здесь, может быть характеристикой как психотерапевта, так и пациента. 2 В любом случае оно лимитирует психотерапию, поскольку ограничивает ее цели. 3 И Святой Дух не может бороться с вторжением эго в терапию. 4 Но Он будет ждать и Его терпение безгранично. 5 Его цель всегда целостна и неделима. 6 Какого бы результата ни достигли психотерапевт и пациент в отношении своих разных целей, они не смогут примирить их настолько, чтобы сделать единой целью, пока не соединят их с Его целью. 7 Только тогда конфликт исчерпан, ибо только тогда возможна определенность.

4. В идеале психотерапия представляет собой серию святых встреч, в которых братья встречаются, чтобы благословить друг друга и получить Божий покой. 2 В один прекрасный день подобное свершится для каждого «пациента» на сей земле, ибо кто еще, кроме пациента, мог бы сюда прийти? 3 Психотерапевт есть, в некотором роде, более специализированный учитель Божий. 4 Он учится, обучая, и чем больше он продвинут сам, тем большему он учит и тем большему учится. 5 Но на какой бы стадии он ни находился, всегда есть пациенты, нуждающиеся в нем таком, какой он есть. 6 Они не могут взять больше того, что он способен дать сейчас. 7 Но и они, и он придут, в итоге, к здравомыслию.

II. Место религии в психотерапии

1. Чтобы быть Божьим учителем, совсем не обязательно быть религиозным или даже верить в Бога до какой-то узнаваемой степени. 2 Однако совершенно необходимо учить прощению вместо осуждения. 3 Но даже в этом не требуется абсолютной последовательности, поскольку тот, кто достиг подобной вехи, мог в совершенстве обучить спасению в одно мгновение и без единого слова. 4 Но всё постигший не нуждается в учителе, а исцеленным не нужен психотерапевт. 5 Взаимоотношения всё так же – храм Святого Духа, и они будут доведены до совершенства во времени и восстановлены для вечности.

2. Формальной религии нет места в психотерапии, но также ей нет реального места и в религии. 2 В этом мире существует поразительная тенденция соединять противоречивые слова в один термин, не воспринимая в них никакого противоречия. 3 Стремление упорядочить религию есть столь очевидная попытка эго примирить непримиримое, что вряд ли здесь небходимы разъяснения. 4 Религия есть опыт и психотерапия тоже опыт. 5 На самом высоком уровне они становятся одним. 6 Ни та, ни другая не являются истиной сами по себе, но и та, и другая могут вести к истине. 7 Что же потребуется для нахождения истины, остающйся совершенно очевидной, если не устранение кажущихся препятствий к истинному осознанию ее?

3. Тот, кто учится прощать, не может не помнить Бога. 2 Прощение тогда есть всё, чему необходимо учить, ибо оно есть всё, чему необходимо научиться. 3 Все препятствия к воспоминанию о Боге суть формы непрощения, не более. 4 Этого никогда не понимает пациент и очень редко осознает психотерапевт. 5 Мир мобилизовал все силы против осознания этого, поскольку здесь лежит конец и миру, и всему, что он символизирует

4. И всё же не осознание Бога является разумной целью психотерапии. 2 Это осознание придет по завершении терапии, ибо где есть прощение, туда должна явиться истина. 3 Было бы действительно несправедливо, если бы вера в Бога была необходима для успешного процесса психотерапии. 4 И вера в Бога – концепция по меньшей мере бессмысленная, поскольку Бога можно только знать. 5 Вера подразумевает, что неверие возможно, но знание Бога не имеет реальной противоположности. 6 Не знать Бога – значит не обладать знанием, а именно к этому и ведет всё непрощение. 7 Не зная, можно только верить.

5. Разных людей привлекают разные средства обучения. 2 Некоторые формы религии не имеют ничего общего с Богом, а некоторые формы психотерапии не имеют ничего общего с исцелением. 3 Но если учитель и ученик объединятся в общей цели, Бог войдет в их отношения, поскольку Он был приглашен. 4 Точно так же, объединенная цель пациента и психотерапевта возрождает доминанту Бога, сначала через Христово виденеие, затем через память о Самом Боге. 5 Процесс психотерапии – это возвращение к здравомыслию. 6 Учитель и ученик, психотерапевт и пациент – безумны все, иначе их не было бы здесь. 7 Вместе они способны найти выход, ибо никто не обретает здравомыслия в одиночку.

6. Если исцеление есть приглашение Богу войти в Его Царство, то что за разница, как приглашение написано? 2 Имеют ли значение бумага, чернила, или ручка? 3 И разве приглашение шлет тот, кто пишет? 4 Господь приходит к тем, кто пожелал возродить Его мир, ибо они нашли способ воззвать к Нему. 5 Если любые двое объединились, там должен быть и Он. 6 Неважно, какова их цель, но чтобы ее достичь, они должны ее всецело разделять. 7 Цель, не благословленную Христом, не разделить, ибо то, что не увидено Его глазами, слишком фрагментарно, чтобы быть значимым.

7. Если истинная религия исцеляет, то истинная психотерапия должна быть религиозной. 2 Но и та, и другая имеют много форм, ибо у хорошего учителя не может быть одного и того же подхода к своим ученикам. 3 Напротив, он терпеливо слушает каждого из них и каждому позволяет составить свой собственный учебный план; не цель плана, а наилучший способ ее достижения. 4 Возможно, учитель не считает Бога частью обучения. 5 Возможно психотерапевт не понимает, что исцеление идет от Бога. 6 И тем не менее, они могут преуспеть там, где не добились успеха уверовавшие в то, что обрели Бога.

8. Что должен сделать учитель для успешного обучения? 2 Что должен сделать для обеспечения исцеления психотерапевт? 3 Только одно, ибо спасение предъявляет каждому одно и то же требование. 4 Он должен разделить одну цель с кем-то еще и так утратить ощущение раздельных интересов. 5 Лишь этим можно преодолеть узкие границы, которые эго навязало «я». 6 Лишь так учитель и ученик, психотерапевт и пациент, ты и я сможем принять Искупление и научиться отдавать его так, как оно было получено.

9. Причастие невозможно в одиночку. 2 Тот, кто стоит один, не получает Христово видение. 3 Оно предложено ему, но он не в состоянии протянуть руки и получить его. 4 Пусть остановится он и признает, что нужды брата есть его собственные нужды. 5 И пусть восполнит потребность брата как свою собственную, увидев, что они удовлетворены в единстве, поскольку они и есть всего одна потребность. 6 Что есть религия, если не средство помочь ему увидеть это? 7 И что есть психотерапия, если не помощь в том же направлении? 8 Лишь цель делает оба эти процесса одинаковыми, поскольку они едины в цели, поэтому должны быть едины и в средствах.

III. Роль психотерапевта

1. Психотерапевт является лидером в том смысле, что он идет немного впереди пациента и помогает тому обходить капканы на пути, завидя их первым. 2 В идеале он также ведом, ибо Единый должен идти впереди него, даря Свой свет, чтобы он мог видеть. 3 А без Него они вслепую побредут дорогой, ведущей в никуда. 4 Однако невозможно, чтобы Он полностью отсутствовал, если поставлена цель исцеления. 5 Но Его можно не узнать. 6 Тогда малый свет, который останется принять, будет всем тем, что осветит дорогу к истине.

2. Исцеление столь же ограничено пределами возможностей психотерапевта, сколько и пациента. 2 Следовательно, цель процесса – преодолеть эти ограничения. 3 Ни тот, ни другой не в состоянии это сделать в одиночку, но как только они объединяются, им дается потенциал для преодоления всех ограничений. 4 Теперь степень успеха зависит от того, какую часть этого потенциала они готовы использовать. 5 Поначалу готовность может прийти от любого из них и, по мере соучастия в ней другого, она будет расти. 6 Прогресс тогда зависит от решения: он может почти коснуться Рая, а может не отойти от ада и на несколько шагов.

3. Вполне возможно, что психотерапия может казаться безуспешной. 2 Возможно даже, что результат ее будет восприниматься как регресс. 3 Но в итоге должен придти некий успех. 4 Один просит о помощи; другой эту просьбу слышит и старается ответить в форме помощи. 5 Это есть формула спасения; она должна исцелять. 6 Только раздельные цели способны помешать полному исцелению. 7 Один, полностью лишенный эго, психотрапевт мог исцелить весь мир без единого слова, одним своим присутствием. 8 И никому не нужно его видеть, с ним говорить, и даже знать о его существовании. 9 Простое Его Присутствие достаточно для исцеления.

4. Идеальный психотерапевт един с Христом. 2 Но исцеление – это процесс, оно не факт. 3 У психотерапевта нет прогресса без пациента, а пациент еще не готов принять Христа, иначе он не был бы болен. 4 В каком-то смысле психотерапевт без эго есть абстракция, стоящая в конце процесса исцеления: он слишком продвинут, чтобы верить в болезнь и слишком близок к Богу, чтобы устойчиво держаться на земле. 5 Теперь он может помогать через тех, кто нуждается в помощи, ибо таким путем он осуществляет план, установленный для спасения. 6 Психотерапевт становится его пациентом, работая с другими пациентами и выражая через них те мысли, которые он получает от Разума Христа.

IV. Процесс болезни

1. Также как любая терапия есть психотерапия, любой недуг есть умствнный недуг. 2 Болезнь – это суждение о Сыне Божьем, а всякое суждение есть умственная активность. 3 Суждение – это решение, принимаемое вновь и вновь против творения и его Творца. 4 Это решение воспринимать вселенную такой, какой ты сотворил бы ее. 5 Это решение о том, что истина способна лгать и что она должна быть ложью. 6 Чем тогда может быть болезнь, если не выражением скорби и вины? 7 И что еще оплакивать, если не собственную невинность?

2. Как только Божий Сын увиден виноватым, болезнь становится неизбежной. 2 О ней просили и ее получат. 3 Тот, кто о ней просил, теперь приговорил себя к поиску средств, которые не помогают, поскольку их вера вложена в болезнь, а не в спасение. 4 Не существует ничего, на что не повлияло бы изменение мыслей, ибо всё внешнее есть только тени уже принятого решения. 5 Измени решение, и разве сможет его тень остаться неизменной? 6 Болезнь не может быть ничем иным, как тенью вины, абсурдной и безобразной, поскольку она имитирует уродство. 7 Если уродство видится реальным, разве же не уродливой будет его тень?

3. Как только принято решение о том, что вина реальна, спуск в ад проследует шаг за шагом неизбежным курсом. 2 Болезнь, отчаяние и смерть ныне накатывают на землю неослабными волнами, иногда все вместе, а иногда в неумолимой очередности. 3 Однако все они, какими бы реальными ни представали, суть иллюзии. 4 Это поняв, кто стал бы верить в них? 5 И кто же в них не верит, пока это не понято? 6 Исцеление есть терапия исправления, и, как мы уже говорили и снова повторим, всякая терапия есть психотерапия. 7 Исцелить недужных – значит принести им осознание этого.

4. Слово «исцеление» снискало себе дурную славу среди наиболее «почтенных» психиатров мира и совершенно справедливо. 2 Ведь ни один из них не может исцелять и ни один из них не понимает исцеления. 3 В худшем случае они просто сделают тело реальным в собственных мыслях, а затем устремятся на поиски магического средства исцеления от недугов, которыми их разумы наделили тело. 4 Разве такой процесс способен исцелить? 5 Он смехотворен от начала до конца. 6 Однако так начавшись, он должен так и завершиться. 7 Это как если бы Господь был дьявол и Его должно отыскать во зле. 8 Разве там может быть любовь? 9 Разве болезнь способна исцелять? 10 И разве эти два вопроса не есть один вопрос?

5. В лучшем случае, хотя подобный термин здесь и не совсем уместен, «целители» мирские могут признать, что разум – источник всех недугов. 2 Но их ошибка коренится в вере, что разум сам себя спосбен исцелить. 3 Это имеет некоторое основание в мире, где «степени ошибки» – концепция осмысленная. 4 Их исцеление, однако, будет временным, ибо другой недуг придет на смену первому, поскольку смерть не одолеть, пока не понят смысл любви. 5 А кто же в состоянии его понять без Слова Божьего, дарованного Им Святому Духу как Его дар тебе?

6. Болезнь любого рода можно определить как результат того, что кто-то видит себя немощным и уязвимым, и злобным, и находящимся в опасности, а посему нуждающимся в постоянной защите. 2 Но будь реальным такое я, защита была бы невозможна. 3 Следовательно, искомые защиты должны быть магическими. 4 Они должны преодолеть ограничения, воспринятые в себе самом, и в то же время создать новую я-концепцию, в которую прошлая не могла бы вернуться. 5 Иными словами, ошибка принята как реальность и с ней справляются при помощи иллюзий. 6 Истина принесена к иллюзиям, реальность теперь становится угрозой и воспринимается как зло. 7 Любовь страшит, ибо реальность есть любовь. 8 И так замкнулся круг против «вторжения» спасения.

7. Болезнь поэтому является ошибкой, нуждающейся в исправлении. 2 И, как мы уже подчеркивали, ошибку не исправить, если сначала признать ее «правомочность», а затем ею пренебречь. 3 Если болезнь реальна, то ею в истине не пренебречь, ибо пренебрегать реальностью есть чистое безумие. 4 Но такова цель магии: делать иллюзии истиной посредством ложного восприятия. 5 Подобное не может исцелить, ибо оно противоречит истине. 6 Возможно, иллюзия здоровья на какое-то время заместит болезнь, но не надолго. 7 Иллюзии не могут долго прятать страх, поскольку он – их часть. 8 Он ускользнет и примет другую форму, будучи источником всех иллюзий.

8. Болезнь – это безумие, ибо любой недуг есть умствевнный недуг и здесь нет степеней. 2 Одной из иллюзий, благодаря которым недуг воспринимается как реальный, является вера в то, что болезнь бывает разной интенсивности и степень ее опасности варьируется в соответствии с принимаемой ею формой. 3 Это и есть фундамент всех ошибок, поскольку все они – попытки пойти на компромисс, увидя лишь частицу ада. 4 Подобная пародия настолько чужда Богу, что она должна остаться навек немыслимой. 5 Но верят в нее безумные, ибо они безумны.

9. Безумец будет защищать свои иллюзии, поскольку в них он видит собственное спасение. 2 Поэтому он нападет на того, кто попытается спасти его от них, уверенный, что тот нападает на него. 3 Подобный любопытный цикл «атака-защита» – одна из самых трудных проблем, с которыми должен иметь дело психотерапевт. 4 По сути, это – центральная задача, остов психотерапии. 5 Психотерапевт воспринимается как тот, кто нападает на самое дорогое достояние пациента: его картину самого себя. 6 А поскольку эта картина становится для пациента гарантией безопасности, как он понимает ее, психотерапевт воспринимается не иначе как реальный источник опасности, на который необходимо напасть, а может даже и убить.

10. На психотерапевта тогда ложится огромная ответственность. 2 Он должен встретить атаку без атаки, а следовательно, без защиты. 3 Его задача – демонстрировать, что в защитах нет необходимости и что в отсутствии защиты – сила. 4 Таким должно быть его учение, если его урок в том, что здравомыслие безопасно. 5 Необычайно важно подчеркнуть: безумцы верят, что здравомыслие – угроза. 6 Это прямое следствие «грехопадения»: вера в то, что вина реальна и полностью оправдана. 7 Поэтому функция психотерапевта – обучать тому, что вина, будучи нереальной, не может быть оправдана. 8 Но она и небезопасна. 9 Поэтому и должна она остаться и нежеланной, и нереальной.

11. Доктрина спасения – единственная цель любой терапии. 2 Освободи разум от безумного гнета вины, столь изнурительной для него, и исцеление достигнуто. 3 Тело не исцеляется. 4 Оно лишь признается тем, что оно есть. 5 Цель тела, увиденного правильно, доступна пониманию. 6 Что за нужда тогда в болезни? 7 За этим единственным сдвигом последует всё остльное. 8 В замысловатом изменении нет нужды. 9 Как нет нужды ни в длительном анализе, ни в изнуряющих дискуссиях и поиске. 10 Истина проста, будучи одной для всех.

V. Процесс исцеления

1. Хоть истина и проста, ей всё еще необходимо обучать тех, кто уже потерял свой путь в бескрайних лабиринтах сложности. 2 Это – великая иллюзия. 3 За нею неизбежно приходит вера, будто для чьей-то безопасности необходим котроль над неведомым. 4 Такая странная вера обусловлена некоторыми определенными шагами, которые никогда не достигают сознания. 5 Сначала, она приходит с убеждением, что существуют силы, преодолеть которые необходимо для собственного выживания. 6 А далее кажется, что эти силы можно держать в узде только раздутым ощущением собственного «я», которое во тьме скрывает истинные чувства и пытается принести иллюзии к свету.

2. Не надо забывать, что обратившиеся к нам за помощью, объяты горьким страхом. 2 То, что, по их убеждению, им поможет, им только повредит, а то, что по их понятиям приносит вред, только и сможет им помочь. 3 Прогресс становится недостижимым до тех пор, пока не удается убедить пациента изменить свой искаженный взгляд на мир и на самое себя. 4 Ведь истина проста. 5 Но ей необходимо учить тех, кто видит в ней угрозу для себя. 6 Необходимо обучать ей тех, кто нападет, почувствовав себя в опасности, и тех, кому превыше всего остального необходим урок в незащищаемости, чтобы им показать, в чем сила.

3. Будь идеальным этот мир, возможно существовала бы и идеальная терапия. 2 Но в идеальном состоянии она была бы абсолютно бесполезной. 3 Мы говорим об идеальном учении в мире, где идеальный учитель не мог бы долго оставаться, где идеальный психотерапевт есть просто отблеск мысли, еще не воспринятой. 4 И тем не менее мы говорим о том, что можно сделать для помощи безумным в доступных нам пределах. 5 Пока они больны, им можно и нужно помогать. 6 Не более чем это спрошено с психотерапии; не менее чем всё, что он способен дать, достойно психотерапевта. 7 Ведь это Сам Господь предлагает его брата как его собственного Спасителя от мира.

4. Исцеление свято. 2 Ничего в мире не может быть таким святым, как помощь тем, кто попросил о ней. 3 Двое подходят в этой попытке довольно близко к Богу, неважно, сколь ограниченной и искренней она была. 4 Где двое соединились с целью исцеления, там с ними Бог. 5 Он дал гарантии, что их услышит и им воистину ответит. 6 И пусть не сомневаются они, что исцеление есть процесс, Им направляемый, поскольку он согласен с Его Волей. 7 Мы все ведомы Его Словом, когда стараемся прийти на помощь братьям. 8 Не нужно забывать, что сами по себе мы немощны, и в том, чему учиться и чему учить, мы полагаемся на Силу, превосходящую наш узкий кругозор.

5. Брат, обратившийся за помощью, способен принести дары, превосходящие высоты, воспринятые в любом сне. 2 Он предлагает нам спасение, ибо приходит к нам как наш Спаситель и Христос. 3 То, что он просит, просит Бог через него. 4 То, что мы совершаем для него, становится нашим подарком Богу. 5 На зов священный Божьего Сына о помощи в его воспринятом страдании может ответить только его Отец. 6 Но Ему нужен голос, который озвучит Его святое Слово; нужна рука, которая коснется Его Сына и тронет его сердце. 7 В таком процессе, кто останется неисцеленным? 8 Подобное святое взаимодействие и есть план Самого Предвечного, благодаря которому Его Сын спасен.

6. Ибо соединились двое. 2 Теперь обеты Божьи Им исполнены. 3 Пределы, положенные пациенту и психотерапевту, больше не принимаются в расчет, поскольку исцеление началось. 4 То, что они должны начать, Отец их завершит. 5 Ведь большего, чем толика желания, едва заметное движение вперед и Его Имя, произнесенное еле слышным шепотом, Он никогда и не просил. 6 Просить о помощи в какой угодно форме – значит взывать к Нему. 7 Он Свой Ответ пошлет через того психотерапевта, который послужит наилучшим образом Божьему Сыну в его текущих нуждах. 8 Возможно, что ответ не будет выглядеть как дар Небес. 9 Он даже может показаться ухудшением, а не помощью. 10 Но результат нам не дано судить.

7. Дары Господни нужно где-то получить. 2 Во времени ни одно усилие не потрачено впустую. 3 Не совершенства спрашивают с нас в наших попытках исцелять. 4 Ведь мы уже обмануты, если считаем, что в исцелении есть необходимость. 5 А истина придет к нам лишь через того, кто, кажется, разделяет наш сон болезни. 6 Давай поможем ему простить все согрешения, в которых он напрасно себя винит. 7 Его выздоровление есть наше собственное выздоровление. 8 Увидя в нем безгрешие, сияющее через пелену вины, скрывающую Сына Божьего, мы в нем узнаем лик Христа, поняв, что этот лик – наш собственный.

8. Давай предстанем молча перед Господней Волей и сделаем всё то, что она выбрала для нас. 2 Есть только один путь, которым мы придем туда, где начались все сны. 3 Именно там мы их оставим, чтобы уйти в покое навсегда. 4 Услышь же братский зов о помощи и на него ответь. 5 Тем самым ты ответишь Богу, поскольку ты воззвал к Нему. 6 Другого нет пути услышать Его Голос. 7 Никак иначе Его Сына не найти. 8 Никак иначе не найти своего Я. 9 Исцеление свято, поскольку через его добрые объятия Сын Божий возвращается на Небеса. 10 Ведь Голосом, Глашатаем Божьим, исцеление говорит о том, что прощены ему его грехи.

VI. Определение исцеления

1. Тогда процесс психотерапии можно определить просто как прощение, поскольку исцеление не может быть ничем иным. 2 Непрощающие больны, веря, что они не прощены. 3 Приверженность к вине, к тесным и укрывающим ее объятиям, к любвеобильной и бдительной ее защите, всё это есть не что иное, как неуклонный отказ простить. 4 «Да не войдет сюда Господь», снова и снова твердят недужные, стеная над своей утратой и тем не менее ей радуясь. 5 Исцеление произойдет, когда пациент заслышит погребальную песнь, которую поет, и начнет сомневаться в ее оправданности. 6 А не услышав ее, не осознать, что он поет ее себе. 7 Ее услышать – первый шаг к выздоровлению. 8 Затем он должен выбрать сомнения в ней.

2. Существует довольно сильная тенденция услышать на мгновение песнь смерти и тут же, не исправив, отпустить. 2 В сих мимолетных проблесках сознания нам предоставлены возможности буквально «изменить напев». 3 И вместо погребального мотива услышать песнь исцеления. 4 Но прежде должно прийти желание усомниться в «истинности» песни осуждения. 5 Благодаря нелепым искажениям, запутанно вплетенным в я-концепцию, которая сама по себе есть псевдотворение, сей безобразный звук кажется истинно прекрасным. 6 «Ритм вселенной», «весть песни ангельской» – всё это и много больше слышится вместо какофонии и оглушительного визга.

3. Ухо толкует, оно не слышит. 2 Глаз воспроизводит, он не видит. 3 Задача их – согласовать всё то, что позвано, каким бы оно ни было несовместимым. 4 Послушные решениям разума, они воспризводят его желания и переводят их в приятные и приемлемые формы. 5 Иногда мысль, скрытая за формой, проступит из-за нее на краткий миг, и в разум заползает страх, он начинает сомневаться в своем здравии. 6 Но не позволит он своим рабам изменить формы, видимые ими, и звуки, слышимые ими. 7 Ведь все они – его «лекарства», его «гарантии» от безумия.

4. У этих, приносимых ощущениями, свидетельств есть только одна цель: оправдывать атаку, тем самым оставляя непрощение неузнанным, не распознав в нем то, что оно есть. 2 Увиденное без маски, оно невыносимо. 3 Не защищаемое, оно недолговечно. 4 Именно здесь лелеется любой недуг, хотя это и не понято. 5 Ведь если непрощение не узнано, то форма, принятая им, кажется чем-то другим. 6 И теперь это «что-то другое», кажется, вызывает сильный страх. 7 Но ведь не «что-то другое» может быть исцелено. 8 Оно и не больно и не нуждается в лечении. 9 Сосредоточить на нем свои попытки исцеления – напрасный труд. 10 Кто может излечить и оделить здоровьем то, что не может быть больным?

5. Болезнь, так же как непрощение, принимает много форм. 2 Формы одного просто воспроизводят формы другого, ибо они – одна и та же иллюзия. 3 Настолько просто одна форма интерпретируется в другую, что тщательное рассмотрение формы болезни довольно ясно укажет на форму непрощения, которую та представляет. 4 Увидеть это, однако, еще недостаточно для исцеления. 5 Последнее достигнуто единственным путем: признанием, что лишь прощение исцеляет непрощение, и только непрощение способно привести к любой болезни.

6. Подобное осознание и есть конечная цель психотерапии. 2 Как же ее достичь? 3 Психиатр видит в пациенте всё, что он не простил в себе самом и так ему дается еще один шанс увидеть это, открыть для переоценки и простить. 4 Когда это происходит, он видит свои грехи ушедшими в прошлое, которого больше нет. 5 Не сделав этого, он должен думать, что зло преследует его здесь и сейчас. 6 Пациент есть его экран для проекции собственных грехов, дающий ему возможность их отпустить. 7 Оставь он хоть одно пятно греха на том, что видит, и его освобождение будет частичным и ненадежным.

7. Никто не исцелится в одиночку. 2 Такую радостную песнь поет спасение всем, кто слышит его Голос. 3 И это не будет слишком частым напоминанием тем, кто видит в себе психотерапевта. 4 В их пациентах нужно видеть только носителей прощения, поскольку именно они приходят, чтобы продемонстрировать свое безгрешие глазам, всё еще верящим в свою способность видеть грех. 5 Но доказательство безгрешия, увиденное в пациенте и принятое психотерапевтом, предложит разуму обоих договор, в котором они встретятся, объединятся и станут одним.

VII. Идеальные отношения пациент – психотерапевт

1. Кто, тогда, пациент и кто психотерапевт? 2 В итоге, каждый их них – тот и другой. 3 Кому необходимо исцеление, тот должен исцелять. 4 Врач, исцели себя. 5 А есть ли кто-либо еще для исцеления? 6 Кому еще оно необходимо? 7 Каждый, пришедший к психотерапевту, пациент предлагает тому возможность исцелить себя. 8 Следовательно, пациент есть его психотерапевт. 9 И каждый психотерапевт должен учиться исцелению у каждого пациента, пришедшего к нему. 10 Так он становится его пациентом. 11 Бог разделения не знает. 12 Он знает только, что у Него есть один Сын. 13 И это Его знание отражено в идеальных отношениях пациент – психотерпевт. 14 Господь придет к зовущему Его и в Нем узнает тот Себя.

2. Задумайся, учитель и психотерапевт, за кого ты молишься и кому необходимо исцеление. 2 Ведь терапия есть молитва, а исцеление – и цель ее, и результат. 3 Что есть молитва, если не единение разумов в таких взаимоотношениях, куда бы смог войти Христос? 4 Там его дом, в который приглашает Его психотерапия. 5 Чем можно излечить симптом, когда всегда на выбор есть другой? 6 Но только в отношения вошел Христос, какой еще есть выбор, если не оставить Его в них? 7 А кроме этого не нужно ничего, поскольку в этом – всё. 8 Здесь исцеление, и счастье, и покой. 9 Таковы «симптомы» идеальных отношений пациент-психотерапевт, заменившие те, в которых пациент пришел просить о помощи.

3. По сути, в этих отношениях имеет место процесс, в котором терапевт в сердце своем говорит пациенту, что все грехи того были ему прощены вместе с его собственными. 2 Чем может отличаться прощение от исцеления? 3 Прощает лишь Христос, зная Свое собственное безгрешие. 4 Его видение исцеляет восприятие и болезнь исчезает. 5 И больше она не сможет возвратиться, поскольку был изъят ее источник. 6 Для этого, однако, необходима помощь весьма продвинутого психотерапевта, способного на единение с пациентом в святых взаимоотношениях, где все ощущения разделенности в итоге преодолены.

4. Для этого необходимо лишь одно: ни под каким видом психотерапевт не должен путать себя с Богом. 2 Всем «неисцеленным целителям» свойственна эта путаница в той или иной форме, поскольку они должны считать себя самосотворенными, а не сотворенными Богом. 3 Эта путаница почти никогда или очень редко осознается, иначе неисцеленный целитель мгновенно стал бы учителем Божьим, посвятив свою жизнь функции истинного исцеления. 4 Но прежде чем достичь такого уровня, он считает себя ответственным за весь целительный процесс, а потому и за его исход. 5 Поэтому ошибки пациента становятся его личным провалом и вина мрачной и плотной пеленой застилает то, что должно быть Христовой святостью. 6 Вина неизбежна в тех, кто принимает решения на основе собственных суждений. 7 Вина немыслима для тех, через кого глаголет Дух Святой.

5. Исчезновение вины есть истинная цель терапии и очевидная цель прощения. 2 В этом ясно прослеживается их единство. 3 Но кто же ощутит уход вины, если он чувствует себя ответственным за брата в роли его наставника? 4 Подобная функция предполагает знание, которым здесь никто не обладает: определенность прошлого, и настоящего, и будущего, и всех последствий, которые в них могут иметь место. 5 Только с подобной всеохватной точки зрения была бы возможна такая роль. 6 Но никакое восприятие не всеохватно и никакое малое я, одно против вселенной, не может допустить в себе подобной мудрости, разве что в собственном безумии. 7 То, что многие психотерапевты безумны, очевидно. 8 Ни один неисцеленный целитель не может быть полностью здоров рассудком.

6. Но не принять данную тебе Богом функцию было бы таким же безумием, как и придумать функцию, которой Он тебя не наделил. 2 Продвинутый психотерапевт никогда не сомневается в силе, которая в нем есть. 3 Нет у него сомнений и в ее Источнике. 4 Он понимает, что вся сила на Небе и на земле принадлеит ему в силу того, кто он есть. 5 Он – тот, кто есть, благодаря его Творцу, Чья Любовь пребывает в нем, и Кто не знает неудач. 6 Подумай, что это значит: у него есть дары Самого Бога, чтобы их дарить. 7 Его пациенты – святые Божьи, взывающие к его святости, чтобы сделать ее своей. 8 И когда он дарит ее им, они видят взирающий на них в сиянии лик Христа.

7. Безумные, считая себя Богом, не боятся предложить слабость Его Сыну. 2 Но то, что в результате они видят в нем, действительно в них вызывает страх. 3 Неисцеленный целитель не может не бояться пациентов, подозревая их в предательстве, которое он видит в нем самом. 4 Пытается он исцелять и даже иногда удачно. 5 Но он не преуспеет в этом, разве что в какой-то мере и ненадолго. 6 Не видит он Христа в том, кто зовет. 7 Какой ответ он может дать тому, кто кажется ему чужим: лишенным мудрости и чуждым истине, без бога, которого ему необходимо дать? 8 Узри своего Бога в нем, ибо то, что ты видишь, и будет твоим Ответом.

8. Задумайся над тем, что единение двух братьев в действительности означает? 2 Затем забудь и мир с ничтожными его триумфами и его сны о смерти. 3 Подобные – едины и ничего не может помниться про мир вины. 4 Комната становится храмом, а улица – потоком звезд, легко минующим болезненные сны. 5 Исцеление завершено, ведь совершенному не нужно исцеления, а что останется прощать в отсутствии греха?

9. Будь благодарен, психотерапевт, за то, что смог всё это разглядеть, если ты верно понимаешь свою роль. 2 В противном случае ты отрицаешь свое сотворение Богом, и не узнаешь, что ты – Его Сын. 3 И кто теперь твой брат? 4 Какой святой может прийти, чтобы забрать тебя с собой домой? 5 Ты потерял свой путь. 6 И можно ли надеяться увидеть в нем ответ, который ты отказался дать? 7 Исцеляй и будь исцелен. 8 Не существует другого выбора дороги, которая могла бы привести к покою. 9 Впусти же пациента своего, ведь он пришел к тебе от Бога. 10 Разве же недостанет его святости для пробуждения твоей памяти о Нем?

Table of contents

previous page start next page