Курс Чудес

Unknown

Глава 3
НЕВИННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

I. Искупление без жертвы

1. Прежде чем смогут исчезнуть остатки страха, всё еще ассоциируемого с чудесами, следующее положение должно стать абсолютно ясным. 2 Не распятие учредило Искупление, а воскресение. 3 Многие искренние христиане не поняли этого. 4 Свободные от веры в недостаточность, они не совершили бы такой ошибки. 5 Если рассматривать распятие с перевернутой точки зрения, то может показаться, будто и впрямь Господь позволил и даже поощрял страдания одного из Сыновей Своих, поскольку тот был благ. 6 Эта особо несуразная интерпретация, рожденная проекцией, во многих породила мучительную боязнь Бога. 7 Такая антирелигиозная концепция вошла в состав многих религий. 8 Но настоящий христианин должен остановиться и спросить: «Возможно ли подобное?» 9 Разве для Сущего приемлемо мышление, по Его Собственному утверждению недостойное Его Сына?

2. Лучшей защитой, как всегда, оказывается не нападение на точку зрения другого, а защита истины. 2 Неразумно принимать какую-то концепцию, если для оправдания ее тебе придется поменять всю систему отсчета. 3 Такая процедура, достаточно болезненная даже в ограниченном использовании, становится по-настоящему трагичной при ее более широком применении. 4 Преследования часто выливаются в попытку «оправдать» ужасную ошибку восприятия, будто бы Бог Самолично покарал Своего Сына во имя спасения. 5 Сами эти слова бессмысленны. 6 Преодолеть подобное было необычайно трудно, ибо, хотя исправить эту ошибку ничуть не труднее, чем любую другую, многие не желали отказаться от нее в силу ее огромной ценности как защиты. 7 В более мягких формах, например, родитель говорит: «Это приносит мне больше боли, чем тебе» – и с облегчением бьет свое дитя. 8 Возможно ли поверить, будто Отец наш мыслит подобным образом? 9 Развеять такое мышление очень важно; нам надо быть уверенными, что ничего похожего не остается в твоем разуме. 10 Я не был «наказан» за то, что ты был плох. 11 Всецело благой урок, которому учит Искупление, утрачен, если он запятнан подобным искажением в какой угодно форме.

3. Утверждение «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» есть ложное восприятие, с помощью которого некто приписывает Богу свое собственное «порочное» прошлое. 2 «Порочное» прошлое не имеет к Богу никакого отношения. 3 Бог не сотворил его и не поддерживает его. 4 В возмездие Он не верит. 5 Разум Его не творит подобным образом. 6 Твоих «порочных» дел не ставит Он тебе в вину. 7 Разве поставил бы Он их мне в вину? 8 Ты должен быть уверен, что понимаешь и всю немыслимость подобного предположения, и то, что оно всецело рождено проекцией. 9 Подобная ошибка ответственна за целый сонм родственных заблуждений, включая веру в то, что Бог отверг Адама, изгнав его из Эдемского сада. 10 Поэтому время от времени ты можешь верить, что и я направляю тебя по неверному пути. 11 Я приложил много усилий, подбирая слова, которые почти не поддаются искажению, однако всегда имеется возможность исказить символы, было бы желание.

4. Жертва – идея, полностью неведомая Богу. 2 Она исходит исключительно из страха, а движимые страхом люди могут быть весьма жестоки. 3 Жертва в любом аспекте есть нарушение моего тебе наказа: быть милосердным, как милосерден наш Отец в Царстве Небесном. 4 Для многих христиан было довольно трудно осознать, что это относится к ним самим. 5 Хорошие учителя не держат в страхе своих учеников. 6 Запугивание есть атака, которая приводит к отторжению того, что предлагается учителем. 7 И в результате обучение будет безуспешным.

5. Меня правильно называли «Агнцем Божьим, взявшим на себя грехи мирские», но те, кто представляет агнца запятнанным кровью, не понимают значения символа. 2 Понятый правильно, он очень прост и говорит лишь о моей невинности. 3 Лев и ягненок, рядом возлежащие, символизируют силу и невинность, живущие естественно и мирно вне конфликта. 4 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» есть другой способ сказать то же самое. 5 Чистый разум знает истину, и в этом его сила. 6 Он не путает разрушения с невинностью, ибо невинность ассоциирует с силой, а не со слабостью.

6. Невинность неспособна жертвовать ничем, ибо невинный разум имеет всё, стремясь только к защите собственной целостности. 2 Он не может проецировать. 3 Он может только чтить другие разумы, ибо почтением, или естественным приветствием, встречают истинно любимые себе подобных. 4 Агнец «берет на себя грехи мирские» в том смысле, что состояние невинности, или милосердия, – это такое состояние, в котором смысл Искупления совершенно очевиден. 5 Искупление абсолютно недвусмысленно. 6 Оно предельно ясно, поскольку существует в свете. 7 Только попытки окутать его тьмой сделали Искупление недоступным для тех, кто не желает видеть.

7. Само по себе Искупление излучает только истину. 2 Поэтому оно и олицетворяет невредимость и дарит благословение. 3 Подобное было бы невозможно, если бы не исходило из самой невинности. 4 Невинность – это мудрость, ибо зло ей неведомо, и зла не существует. 5 Однако ей доподлинно известно всё, что истинно. 6 Воскресение показало: ничто не может уничтожить истину. 7 Добро способно выстоять против любой формы зла, подобно свету, изгоняющему любую форму тьмы. 8 Следовательно, Искупление есть совершенный урок. 9 Оно есть окончательное подтверждение того, что все остальные мои уроки истинны. 10 Если ты в состоянии принять такое обобщение сейчас, то отпадет нужда во многих менее значительных уроках. 11 Если ты веришь этому, то ты освобожден от всех ошибок.

8. Невинность Божья – естественное состояние разума Его Сына. 2 В этом состоянии твой разум знает Бога, поскольку Бог – не символ, Он есть Факт. 3 Зная Его Сына таким, каков он есть, ты понимаешь, что Искупление, а не жертва – единственный дар, уместный для алтаря Господня, которому принадлежит лишь совершенное. 4 Истина есть понимание невинных. 5 Вот почему их алтари истинно лучезарны.

II. Чудеса как истинное восприятие

1. Я уже отмечал, что основные концепции, упоминаемые в данном курсе, не поддаются никакой градации. 2 Определенные основополагающие идеи нельзя понять через их противоположности. 3 Нельзя представить себе свет и тьму или ничто и всё как сочленимые возможности. 4 Все они либо истинны, либо ложны. 5 Важно понять, что твое мышление будет хаотичным, пока ты твердо не выберешь одно или другое. 6 Однако твердая преданность тьме, или ничему, немыслима. 7 Среди тех, кто когда-либо жил, нет никого, так или иначе не испытавшего некоего света или чего-то. 8 Поэтому никто не может отрицать истину полностью, даже если и думает, что может.

2. Невинность – не частичный атрибут. 2 Невинность нереальна пока она не целостна. 3 Частью невинные временами склонны вести себя довольно безрассудно. 4 Только когда их невинность становится точкой зрения с универсальным приложением, она обращается в мудрость. 5 Невинное, или истинное, восприятие означает, что ты ничего не воспринимаешь ложно и видишь всегда и всё в истинном свете. 6 Попросту говоря, это означает, что больше ты не видишь того, чего не существует, а видишь всегда только сущее.

3. Когда у тебя нет уверенности в том, что сделает другой, ты подтверждаешь свою веру в то, что он – не в своем здравом уме. 2 Такая точка зрения едва ли обусловлена чудом. 3 Она, кроме того, приносит разрушительный эффект отрицания силы чуда. 4 Чудо воспринимает всё, как оно есть. 5 Если не существует ничего, кроме истины, то в видении здравомыслящих нет ничего, кроме совершенства. 6 Я уже говорил, что только Богом сотворенное или же сотворенное тобой с тою же Волей имеет реальное существование. 7 Тогда лишь это и могут лицезреть невинные. 8 Ведь они не страдают искажением восприятия.

4. Ты в страхе перед Божьей Волей, поскольку пользовался собственным разумом, Им сотворенным в подобие Своему, чтобы творить превратно. 2 Разум способен лжетворить, только не веря, что он свободен. 3 «Подневольный» разум несвободен, ибо он одержим или подавлен самим собой. 4 Следовательно, он ограничен, и воля не свободна, чтобы утвердить себя. 5 Быть в единстве – значит быть одним разумом, или одною волей. 6 Когда Воля Сыновства и Отца в единстве, их совершенное согласие есть Царство Небесное.

5. Ничто не может одолеть Божьего Сына, предавшего свой дух в Руки Отца. 2 Так разум пробуждается от сна и помнит своего Творца. 3 Всякое чувство разделенности уходит. 4 Сын Божий есть ипостась Святой Троицы, сама же Троица едина. 5 Нет путаницы в Ее Уровнях, ибо все Они – от одного Разума и одной Воли. 6 Эта единая цель приводит к совершенному единению и устанавливает Божий покой. 7 Однако такое видение доступно лишь истинно невинным. 8 Поскольку их сердца чисты, невинные защищают истинное восприятие, а не себя от него. 9 Понимая урок Искупления, они не помышляют об атаке, поэтому их видение истинно. 10 Именно это имеется в виду в Писании: «Когда Он откроется (или будет воспринят), мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».

6. Исправить искажения возможно, только изъяв из них свою веру и вложив ее в то, что истинно. 2 Ты не способен сделать истинное ложным. 3 Если ты соглашаешься принять истинное во всем, воспринимаемом тобой, ты позволяешь ему быть истинным для тебя. 4 Истина преодолевает все ошибки, а все живущие в заблуждении и пустоте, не обретают продолжительного утешения. 5 Воспринимая истинно, ты отменяешь лжевосприятия одновременно в себе и в других. 6 Видя их такими, какие они есть, ты предлагаешь им свое приятие их истины, дабы они смогли принять ее для самих себя. 7 Это и есть исцеление, приносимое чудом.

III. Восприятие в сравнении со знанием

1. Много внимания мы уделяли восприятию, о знании же было сказано немного. 2 Это объясняется тем, что, прежде чем что-либо знать, необходимо исправить восприятие. 3 Знать – значит быть уверенным. 4 Неуверенность означает, что ты не знаешь. 5 Знание есть сила, поскольку в нем есть уверенность, а в уверенности и заключается сила. 6 Восприятие временно. 7 Как атрибут веры в пространство и время оно подчинено либо страху, либо любви. 8 Ложное восприятие рождает страх, истинное восприятие способствует любви, но ни то, ни другое не вносит определенности, ибо любое восприятие изменчиво. 9 Вот почему оно – не знание. 10 Истинное восприятие – фундамент знания, но знание утверждает истину, и оно вне всякого восприятия.

2. Все твои трудности укоренены в том факте, что ты не узнаёшь себя, своего брата или Бога. 2 «Узнать» значит «знать снова», имея в виду, что ты об этом прежде знал. 3 Ты можешь видеть всё по-разному, ведь восприятию сопутствует интерпретация, а значит, оно не цельно и не последовательно. 4 Чудо, будучи способом восприятия, не есть знание. 5 Оно есть правильный ответ на заданный вопрос, но, зная, ты не задаешь вопросов. 6 Подвергнуть иллюзии сомнению – значит сделать первый шаг к их устранению. 7 А чудо, или правильный ответ, исправляет их. 8 Поскольку восприятие изменчиво, зависимость иллюзий от времени очевидна. 9 То, как ты воспринимаешь в любой момент времени, определяет твои действия, а действия должны происходить во времени. 10 Знание же вне времени, ибо определенность несомненна. 11 Ты знаешь тогда, когда у тебя больше нет вопросов.

3. Вопрошающий разум воспринимает себя во времени и, следовательно, ищет будущих ответов. 2 Закрытый разум верит, что будущее будет таким же, как настоящее. 3 Этим устанавливается видимое состояние стабильности, что является обычной попыткой нейтрализовать лежащую под ним боязнь того, что будущее окажется хуже настоящего. 4 Этот страх полностью подавляет желание усомниться в чем бы то ни было.

4. Подлинное видение – это естественное восприятие духовного зрения, но это всё еще больше коррекция, нежели факт. 2 Духовное зрение символично, и следовательно, оно не средство обретения знания. 3 Оно, однако, есть средство правильного восприятия, которое и приводит его в сферу чуда. 4 «Божественное видение» – скорее чудо, нежели откровение. 5 Сам факт участия в нем восприятия исключает этот опыт из сферы знания. 6 Вот почему видения непродолжительны, какими бы святыми они ни были.

5. Библия рекомендует тебе познать самое себя или обрести определенность. 2 Определенность всегда от Бога. 3 Любя кого-то, ты воспринимаешь его таким, каков он есть, и это делает возможным его знать. 4 Не восприняв его сначала таким, каков он есть, ты знать его не можешь. 5 Пока у тебя есть сомнения на его счет, ты явно подразумеваешь, что не знаешь Бога. 6 Уверенность не требует действия. 7 Когда ты говоришь, что в своих действиях исходишь из знания, в действительности ты путаешь знание с восприятием. 8 Знание предоставляет силу для творческого мышления, но не для правильных поступков. 9 Восприятие, чудеса и действия довольно тесно связаны. 10 Знание есть результат откровения и порождает только мысль. 11 Восприятие даже в своей самой одухотворенной форме связано с телом. 12 Знание приходит от алтаря внутри, оно безвременно, ибо оно определенно. 13 Воспринимать истину – не то же самое, что ее знать.

6. Правильное восприятие необходимо прежде, чем Бог сможет общаться напрямую со Своими алтарями, которые Он учредил в Своих Сынах. 2 Там может Он передавать Свою уверенность, а Его знание, вне всякого сомнения, принесет покой. 3 Бог не чужой для Сыновей Своих и Сыновья Его друг другу не чужие. 4 Знание предшествовало и времени, и восприятию, поэтому оно в конечном счете заменит их. 5 В этом подлинный смысл «Альфы и Омеги, начала и конца» и «прежде, нежели был Авраам, Аз есмь». 6 Восприятие может и должно стать устойчивым, знание же само по себе стабильно. 7 «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» становится: «Знай Бога и прими Его уверенность».

7. Если ты нападаешь на ошибки другого, то причиняешь вред себе. 2 Напав на брата, нельзя его узнать. 3 Атака всегда направлена на чужака. 4 Ты брата делаешь чужим, превратно восприняв его, поэтому не можешь его знать. 5 А сделав его чужим, ты стал его бояться. 6 Воспринимай же его правильно – и будешь его знать. 7 В творении Божьем чужестранцев нет. 8 Творить, как Он, ты можешь, творя лишь то, что знаешь и, следовательно, принимаешь как свое. 9 Бог знает Своих детей с совершенной определенностью. 10 Он сотворил их этим знанием. 11 Он их прекрасно узнает. 12 Когда они не узнают друг друга – они не узнают Его.

IV. Заблуждение и эго

1. Способности, которыми ты ныне обладаешь – лишь тени твоей реальной силы. 2 Все твои нынешние функции разделены, открыты для вопросов и сомнений. 3 Причина – твоя неуверенность в том, как их использовать, а следовательно, и неспособность к знанию. 4 Ты не способен знать еще и потому, что в восприятии твоем всё еще нет любви. 5 Восприятия не существовало, пока разделение не привнесло аспекты, степени и интервалы. 6 Дух не имеет уровней, а все конфликты укоренены в концепции уровней. 7 Только Уровни Троицы могут быть едины. 8 Уровни, созданные разделением, всегда в конфликте. 9 Это объясняется тем, что они бессмысленны друг для друга.

2. Сознание, или уровень восприятия, было первым разделением в разуме после отпадения, сделавшим разум в большей степени воспринимающим, нежели творцом. 2 Сознание правильно определяется как сфера эго. 3 Эго – это продиктованная ошибочным мышлением попытка воспринимать себя таким, каким ты желаешь быть, а не таким, каков ты есть. 4 Но знать себя ты можешь только таким, каков ты есть, ибо лишь в этом можно быть уверенным. 5 Всё остальное открыто для сомнений.

3. Эго есть вопрошающий аспект «я» после разделения, «я» созданного, а не сотворенного. 2 Оно способно задавать вопросы, но не способно воспринимать осмысленные ответы, ибо для этого необходимо знание, подобные ответы – вне сферы восприятия. 3 Следовательно, разум в замешательстве, поскольку только Единомыслие не порождает путаницы. 4 Разобщенный или разделенный разум должен быть в замешательстве. 5 Он не уверен в том, что он такое. 6 Он должен быть в конфликте, поскольку он в разладе с самим собой. 7 Такой разлад делает его аспекты чуждыми друг другу, а это и есть условие, способствующее возникновению страха, при котором атака всегда возможна. 8 У тебя есть все основания бояться себя такого, каким ты себя воспринимаешь. 9 Вот почему от страха не избавиться, пока нет понимания, что ты не мог сотворить и не сотворил себя. 10 Тебе не сделать свои лжевосприятия истинными, а твое творение – за гранью твоей собственной ошибки. 11 Вот почему исцеление разделения должно в итоге стать твоим выбором.

4. Здравомыслие не нужно путать со знающим разумом, ибо первое применимо только к правильному восприятию. 2 Ты можешь мыслить правильно или неправильно, но даже это остается вопросом степени, ясно показывая, что знанию здесь места нет. 3 Термин «верное мышление» используется правильно как исправление «неверного» мышления и применим к такому состоянию разума, которое рождает правильное восприятие. 4 Оно чудотворно, поскольку исцеляет лжевосприятие, а это и вправду чудо, учитывая то, как ты себя воспринимаешь.

5. Восприятие всегда предполагает некое неверное использование разума, поскольку оно заводит разум в сферу неопределенности. 2 Разум очень активен. 3 Когда он выбрал собственное разделение, он сделал выбор воспринимать. 4 До этого момента его желанием было только знать. 5 А после разделения выбор его стал нечётким, и единственный выход из подобной неопределенности – чёткое восприятие. 6 Разум возвращается к своей нормальной функции только тогда, когда желает знать. 7 Это помещает его в сферу служения духу, где восприятие изменено. 8 Разум решает разделить себя, когда выбирает создание своих собственных уровней. 9 Но он не может полностью отделить себя от духа, ведь именно от духа он черпает свою силу создавать или творить. 10 Даже и в лжетворении разум подтверждает свой Источник, иначе он просто престал бы существовать. 11 А это невозможно, поскольку разум принадлежит духу, сотворенному Предвечным, и значит, духу вечному.

6. Способность воспринимать сделала возможным тело, поскольку воспринимать ты должен что-то с помощью чего-то. 2 Вот почему восприятие предполагает обмен или интерпретацию, в которых не нуждается знание. 3 Тогда интерпретирующая функция восприятия, искаженная форма творения, позволяет интерпретировать тело как твое «я» в попытке выбраться из конфликта, тобою вызванного. 4 Знающий дух не может примириться с подобной утратой силы, поскольку дух не производит тьмы. 5 А это делает его почти недосягаемым для разума и полностью недосягаемым для тела. 6 В итоге дух воспринимается как угроза, поскольку свет изгоняет тьму, просто показывая, что ее нет. 7 Истина всегда преодолеет заблуждение таким путем. 8 Это не может быть активным процессом исправления, ибо знание, как я ранее замечал, не совершает действий. 9 Его можно воспринять как атаку, но оно не способно нападать. 10 То, что ты принимаешь за его атаку, есть твое собственное смутное признание, что знание не поддается уничтожению и может помниться всегда.

7. Бог и Его творения пребывают в уверенности и, следовательно, знают, что лжетворений не существует. 2 Истина не может иметь дела с заблуждениями, желанными тебе. 3 Я был человеком, который помнил дух и знание его. 4 Как человек, я не пытался противопоставить заблуждение знанию, но старался исправить ошибку в самом корне. 5 Я показал и немощь тела, и силу разума. 6 Соединяя свою волю с Волей моего Творца, я естественным образом помнил дух и его подлинную цель. 7 Я не могу соединить за тебя твою волю с Божьей, но я могу стереть все лжевосприятия в твоем разуме, если ты передашь его моей опеке. 8 Только твои собственные лжевосприятия стоят на твоем пути. 9 Без них твой выбор несомненен. 10 Здравое восприятие влечет за собой разумный выбор. 11 Я не могу выбрать за тебя, но я могу помочь тебе сделать твой собственный разумный выбор. 12 Фразу «Много званых, но мало избранных» следует понимать: «Все званы, но не все хотят услышать». 13 Следовательно, выбор их неверен. 14 «Избранные» суть просто те, кто раньше сделал разумный выбор. 15 Разумы, мыслящие верно, способны сделать его сейчас и обрести душе своей покой. 16 Бог знает тебя только в покое, это и есть твоя реальность.

V. За гранью восприятия

1. Я уже говорил, что твои способности есть только тени твоей реальной силы, а восприятие, самой природе которого свойственно суждение, было введено после разделения. 2 С тех пор никто ни в чем не был уверен. 3 Я также пояснил, что воскресение было средством возвращения к знанию и оно было достигнуто единением моей воли с Волей моего Отца. 4 Теперь мы можем установить различие, которое прояснит некоторые дальнейшие положения.

2. С момента разделения между словами «творить» и «создавать» возникла путаница. 2 Когда ты что-то создаешь, ты движим конкретным чувством недостаточности или нужды. 3 Что-либо, созданное с конкретной целью, не может быть использовано для подлинного обобщения. 4 Когда ты что-то создаешь для восполнения недостатка, ты неявно даешь понять, что веришь в разделение. 5 Для этой цели эго придумало немало хитроумных мыслительных систем. 6 Все они лишены творческой силы. 7 Изобретательность, даже в своей самой гениальной форме, всего лишь тщетное усилие. 8 Узко специфическая природа изобретения недостойна абстрактной творческой способности Божьих творений.

3. Знание, как мы уже отмечали, не приводит к действию. 2 Путаница между твоим реальным сотворением и тем, что ты из себя сделал, настолько велика, что для тебя буквально невозможно что-либо знать. 3 Знание всегда стабильно, твоя же нестабильность очевидна. 4 И тем не менее, такой, каким тебя Всевышний сотворил, ты целиком и полностью стабилен. 5 В этом смысле, когда твое поведение неустойчиво, ты выражаешь несогласие с Божьей идеей собственного сотворения. 6 Ты волен это делать, если таким окажется твой выбор, но вряд ли ты предпочел бы подобный путь, если бы мыслил здраво.

4. Кардинальный вопрос, который ты себе постоянно задаешь, тебе вообще не адресован. 2 Ты продолжаешь спрашивать, что ты такое. 3 А это подразумевает, что ответ не только тебе известен, но и предоставление его зависит от тебя. 4 Но ты не в состоянии правильно воспринять себя. 5 У тебя нет образа для восприятия. 6 Слово «образ» всегда связано с восприятием и не является частью знания. 7 Образы символичны, они обозначают нечто другое. 8 Идея «изменить свой образ» признает силу восприятия, но также предполагает, что там нет ничего стабильного для знания.

5. Знание не открыто для толкования. 2 Ты можешь попытаться «интерпретировать» смысл, но здесь всегда возможна ошибка, ибо имеется в виду восприятие смысла. 3 Подобные несообразности суть результат твоих попыток видеть себя одновременно и разделенным, и в единстве. 4 Немыслимо, создав эту глобальную путаницу, избежать еще большей путаницы в будущем. 5 Твой разум мог стать довольно изощренным, но как это всегда бывает, когда метод не согласуется с содержанием, он используется в бесплодной попытке выбраться из безвыходного положения. 6 Изобретательность всецело отделена от знания, поскольку знание не требует изобретательности. 7 Изобретательное мышление не есть та истина, которая тебя освободит, но ты свободен от потребности в нем, как только пожелаешь с ним расстаться.

6. Молитва – способ прошения о чем-то. 2 Она – посредник чудес. 3 Однако единственная имеющая смысл молитва – молитва о прощении, ибо у тех, кто прощен, есть всё. 4 Как только прощение принято, молитва в ее обычном смысле становится полностью бессмысленной. 5 Молитва о прощении – не более чем просьба о помощи в осознании того, что ты уже имеешь. 6 Выбрав восприятие вместо знания, ты вверг себя в такую ситуацию, в которой мог стать схожим со своим Отцом, только воспринимая чудотворно. 7 Ты утратил знание того, что ты сам – чудо Божье. 8 Творение есть твой Источник и твоя единственная функция.

7. Фраза «Бог сотворил человека по образу своему и подобию» нуждается в новом толковании. 2 «Образ» можно понимать как «мысль», а «подобие» – как «подобного достоинства». 3 Бог действительно сотворил дух в Своей Собственной Мысли и подобного Себе достоинства. 4 Нет ничего, кроме этого. 5 Восприятие, с другой стороны, невозможно без веры в «более» и «менее». 6 На каждом уровне ему присуща избирательность. 7 Восприятие есть непрерывный процесс приятия и неприятия, организации и реорганизации, смещений и изменений. 8 Оценка – его существенная часть, ибо суждение необходимо для отбора.

8. Что же случится с восприятием, если исчезнет всякое суждение и не останется ничего, за исключением абсолютного равенства? 2 Восприятие станет невозможно. 3 Знать можно только истину. 4 Вся она в равной мере истинна, и знать ее любую часть есть то же, что знать ее целиком. 5 Лишь восприятию свойственна частичная осведомленность. 6 Знание превосходит законы, управляющие восприятием, ибо частичное знание невозможно. 7 Всё оно едино и не имеет разрозненных частей. 8 Тебе, воистину единому со знанием, необходимо знать только себя – и твое знание будет полным. 9 Знать чудо Божье – значит знать Его Самого.

9. Прощение есть исцеление восприятия разделения. 2 Правильное восприятие твоего брата необходимо, поскольку разумы предпочли видеть себя разделенными. 3 Дух знает Бога в совершенстве. 4 В этом его чудодейственная сила. 5 Тот факт, что каждый обладает этой силой в полной мере, есть условие, полностью чуждое мышлению мира. 6 Мир верит: если кто-то имеет всё, то больше ничего не остаётся. 7 Но чудеса Господни целокупны в той же мере, что и Его Помыслы, поскольку они и есть Его Помыслы.

10. Покуда длится восприятие, всегда есть место для молитвы. 2 Поскольку восприятие основано на недостаточности, те, кто воспринимает, приняли Искупление не полностью и не отдали себя истине целиком. 3 Восприятие обусловлено разделенным состоянием, поэтому любой воспринимающий нуждается в исцелении. 4 Общность, а не молитва – естественное состояние тех, кто знает. 5 Господь и Его чудо неразделимы. 6 Как прекрасны Мысли Божьи, живущие в Его Свете! 7 Ценность твоя – за гранью восприятия, ибо она за пределами сомнений. 8 Не воспринимай себя в другом свете. 9 Знай себя только в Единственном Свете, где чудо, которое есть ты, совершенно очевидно.

VI. Суждение и проблема авторитета

1. Мы уже обсуждали Судный день, но недостаточно подробно. 2 За Последним судом не последует никакого другого. 3 Суд символичен, ибо вне восприятия нет и суда. 4 Смысл библейского «Не судите, да не судимы будете» состоит в том, что, если ты судишь реальность других, тебе не избежать суда и над своей реальностью.

2. Выбор судить, а не знать и есть причина утраты душевного покоя. 2 Суждение – процесс, лежащий в основе восприятия, а не знания. 3 Я ранее упоминал об этом, говоря об избирательности восприятия, и указывал, что оценка является его очевидной предпосылкой. 4 Суждению всегда присуще неприятие. 5 Оно не отмечает одни лишь положительные аспекты в им судимом, будь то в тебе или в других. 6 То, что было воспринято и отвергнуто или судимо и найдено неполноценным, остается в твоем разуме, коль скоро оно им воспринято. 7 Одна из иллюзий, несущих тебе страдания, есть вера в то, что отвергнутое твоим судом осталось без последствий. 8 Это не может быть истиной, если, конечно, ты не веришь, что отвергнутого тобой не существует. 9 Но ты, естественно, не веришь в это, иначе твой суд не был бы направлен против него. 10 В конечном счете, неважно верно или неверно твое суждение. 11 И в том, и в другом случае ты помещаешь свою веру в нереальное. 12 И это неизбежно в любом суждении, ибо оно предполагает убежденность в том, что тебе доступна реальность, из коей можно выбирать.

3. Ты и не подозреваешь о том глубоком чувстве освобождения и покоя, которое приходит, когда ты принимаешь себя и своих братьев всецело без суда. 2 Когда ты осознаешь, что ты такое и что есть твои братья, придет и понимание, что всякое суждение о них бессмысленно. 3 По сути, их смысл утерян для тебя именно потому, что ты их судишь. 4 Вся неопределенность проистекает из убеждения, что ты вынужден судить. 5 Однако для наведения порядка в своей жизни или в самом себе нет никакой необходимости судить. 6 В присутствии знания автоматически приостанавливается всякое суждение; это и есть процесс, который позволяет осознанию заместить восприятие.

4. Ты пребываешь в страхе перед тем, что воспринял, но отказался принять. 2 Ты веришь, что своим отказом утратил над ним контроль. 3 Вот почему оно является тебе в кошмарных снах или под маской более счастливых снов. 4 То, что тобой отвергнуто, в сознание не проникает. 5 Само по себе оно не опасно, но ты заставил его казаться опасным для тебя.

5. Ты чувствуешь усталость только потому, что посчитал себя способным уставать. 2 Смеешься ты над кем-то потому, что счел его недостойным. 3 Когда же ты смеешься над собой, то должен смеяться и над другими хотя бы потому, что для тебя невыносима идея своего еще меньшего, нежели их, достоинства. 4 Всё это вызывает в тебе усталость, поскольку повергает в глубокое уныние. 5 В действительности ты не способен уставать, но можешь сильно изнурить себя. 6 Напряжение от непрерывного суждения невыносимо. 7 Удивительно, что столь изнуряющей способностью так дорожат. 8 Но если ты желаешь быть автором реальности, то останешься верен суждению. 9 Ты также будешь относиться к суждению со страхом, веря, что в один прекрасный день оно будет использовано против тебя. 10 Эта вера может существовать в той мере, в какой ты веришь в эффективность суждения как орудия защиты твоего собственного авторитета.

6. Бог предлагает только милосердие. 2 И только милосердие должны отражать твои слова, ведь лишь его ты получил и лишь его должен отдать. 3 Справедливость есть временная мера, или попытка научить тебя смыслу милосердия. 4 Ей свойственно суждение лишь потому, что ты способен на несправедливость.

7. Я уже говорил о разного рода симптомах, и на этом уровне многообразие их почти неограничено. 2 Но у всех них есть только одна причина – проблема авторитета. 3 В ней «корень всех зол». 4 Каждый созданный эго симптом логически противоречив, поскольку разум разделен между эго и Святым Духом, и поэтому всё, созданное эго, будет всегда неполноценным и противоречивым. 5 Такое не имеющее оправдания положение есть следствие проблемы авторитета, которая, приняв как предпосылку одну невероятную мысль, может рождать только немыслимые идеи.

8. Тема авторитета в действительности сводится к вопросу авторства. 2 Когда у тебя есть проблема авторитета, то это всегда значит, что ты считаешь себя собственным автором и проецируешь этот бред на других. 3 Затем воспринимаешь ситуацию так, будто другие буквально борются с тобой за твое авторство. 4 В этом принципиальная ошибка всех тех, кто уверовал в узурпацию ими Господней власти. 5 Такая вера чрезвычайно их страшит, но вряд ли беспокоит Бога. 6 Господь, однако, страстно желает ее искоренить и вовсе не для того, чтобы карать Своих детей, а только потому, что знает: такая вера делает их несчастными. 7 Божьим творениям даровано их подлинное Авторство, но ты предпочитаешь оставаться анонимным, когда решаешь отделить себя от своего Автора. 8 Не будучи уверен в своем подлинном авторстве, ты веришь, что твое сотворение было анонимным. 9 В подобной ситуации вера в твое самосотворение звучит осмысленно. 10 Споры по поводу авторства оставили такую неопределенность в твоем разуме, что он способен усомниться в самом твоем существовании.

9. Лишь те, кто полностью оставил желание отвергать, способны знать, что их нельзя отвергнуть. 2 Ты вовсе не узурпировал Божью силу, ты потерял ее. 3 К счастью, потеря чего-либо вовсе не означает его полного исчезновения. 4 А означает просто, что ты не помнишь, где оно. 5 Его существование не зависит от твоей способности опознать или найти его. 6 Вполне возможно смотреть на реальность без суждения и знать, что она просто есть.

10. Покой – естественное наследие духа. 2 Каждый волен отказаться от своего наследия, но никому не дано устанавливать, в чем оно состоит. 3 Проблема, которую каждому предстоит решить, есть кардинальный вопрос авторства. 4 Все страхи, приходящие подчас весьма окольными путями, имеют в итоге всего один источник – отрицание авторства. 5 Это никак не сказывается на Боге, но только на тех, кто отвергает Его. 6 Отрицать Его Авторство – значит лишать себя источника покоя с тем, чтобы ты мог видеть себя только в отдельных фрагментах. 7 Это нелепое восприятие и есть проблема авторитета.

11. Нет никого, так или иначе не ощущающего себя в неволе. 2 Если это есть результат свободной воли, то кто-то собственную волю счел несвободной, иначе аргументам явно не выйти за пределы логического круга. 3 Свободная воля должна вести к свободе. 4 Суждение всегда ведет в неволю, поскольку оно разъединяет сегменты реальности посредством неустойчивой шкалы желаний. 5 Желания – отнюдь не факты. 6 Желание подразумевает, что одной воли недостаточно. 7 Но кто же в здравом своем уме поверит, что желание столь же реально, как и воля? 8 Вместо: «Ищите же Царства Небесного» скажи: «Пожелайте же Царства Небесного», тем самым говоря: «Я знаю, что я такое и принимаю свое собственное наследие».

VII. Творение и образ собственного «я»

1. Каждая система мышления должна иметь отправную точку. 2 Любая система берет начало в создании или творении, различие между которыми мы уже обсуждали. 3 Их схожесть заключена в их силе как фундаментов систем. 4 Различие же в том, что именно построено на этих фундаментах. 5 Обе системы – краеугольные камни в системе убеждений, согласно которым человек живет. 6 Было бы ошибкой думать, что система мышления, основанная на лжи, непременно слаба. 7 Всё, созданное чадом Божьим, обладает силой. 8 Это необходимо осознать, иначе тебе не выбраться из созданной тобой тюрьмы.

2. Проблему авторитета не решить, умалив силу разума. 2 Этим ты просто обманывал бы себя, причиняя себе боль, поскольку в действительности сила разума тебе понятна. 3 Ты также осознаёшь, что ослабить ее способен ты не более, чем ослабить Бога. 4 «Дьявол» – концепция устрашающая, поскольку он предстает очень могущественным и чрезвычайно активным. 5 Он воспринимается как сила, противодействующая Богу и борющаяся с Ним за обладание Его творениями. 6 Дьявол окутывает ложью и строит свои царства, где всё – в прямом противоречии с Богом. 7 И всё же он гораздо больше влечет к себе людей, нежели отталкивает их, и они готовы «продать» ему свои души в обмен на дары, лишенные реальной ценности. 8 В этом нет никакого смысла.

3. Мы ранее обсуждали отпадение, или разделение, но его смысл необходимо полностью уяснить. 2 Разделение – это система мышления, достаточно реальная во времени, но не в вечности. 3 Все убеждения реальны для того, кто верит в них. 4 Плод одного-единственного дерева был «запретным» в символическом саду. 5 Но Бог не мог наложить подобного запрета, иначе плод не был бы съеден. 6 Если Бог знает своих детей (а, смею тебя уверить, Он их знает), разве Он создал бы такую ситуацию, в которой допустима гибель Его собственных детей? 7 «Запретное дерево» было названо «древом познания». 8 Но Бог сотворил знание и щедро одарил им Свои творения. 9 Этой символике давалось много толкований, но можешь не сомневаться: любое толкование, согласно которому Бог или Его творения способны разрушить Их Собственную цель, ошибочно.

4. Вкушение плода от древа познания добра и зла есть символ узурпации способности самосотворения. 2 Лишь в этом смысле Бог и Его творения не со-творцы. 3 Вера в обратное подразумевается в «я-концепции» или в стремлении «я» к созданию образа самого себя. 4 Образы воспринимаются, они – не данность знания. 5 Знание не может обмануть, а восприятие может. 6 Ты в состоянии воспринять себя как собственное творение, но сделать больше, чем поверить в это, ты не можешь. 7 Тебе не сделать это истиной. 8 И, как я уже сказал, когда в итоге твое восприятие станет верным, этому факту ты будешь только рад. 9 Но до тех пор вера в возможность самосотворения останется фундаментом мыслительной системы, и все твои защитные механизмы будут использоваться для нападения на идеи, способные принести эту систему к свету. 10 Ты всё еще веришь в себя как в созданный тобою образ. 11 Сейчас твой разум разобщен со Святым Духом, поэтому решение невозможно до тех пор, пока ты веришь в то единственное, что немыслимо в буквальном смысле слова. 12 Вот почему ты не способен творить и в страхе перед тем, что создаешь.

5. Разум способен сделать веру в разделение весьма реальной и пугающей, а вера эта и есть «дьявол». 2 Она сильна, активна и разрушительна и явно противостоит Богу, поскольку буквально отрицает Его Отцовство. 3 Взгляни на свою жизнь и постарайся увидеть, что сделал дьявол. 4 Но осознай, что всё, им сделанное, наверняка рассеется в свете истины, ибо оно основано на лжи. 5 Твое сотворение Богом – единственно неколебимый фундамент, ибо в нем – свет. 6 Ты начинался с истины и должен возвратиться к своему Началу. 7 Много было увидено с тех пор, но ничего в действительности не произошло. 8 Твое Я по-прежнему в покое, хотя в конфликте разум. 9 Ты еще не ушел достаточно далеко назад, поэтому исполнен страха. 10 По мере приближения к своему Началу ты испытаешь страх перед гибелью твоей мыслительной системы, будто бы это – страх смерти. 11 Но смерти нет, есть только вера в смерть.

6. Ветвь, не дающая плода, отсечена и высыхает. 2 Возрадуйся! 3 Свет засияет от истинного Основания жизни, и твоя собственная система мышления выправится. 4 Иначе ей не уцелеть. 5 Боясь спасения, ты выбираешь смерть. 6 Но жизнь и смерть, как свет и тьма, как знание и восприятие, непримиримы. 7 Верить в обратное – значит поверить в невозможность примирения между Богом и Его Сыном. 8 Только единство знания свободно от конфликта. 9 Царство твое не от мира сего, ибо дано тебе не из мира сего. 10 Лишь в этом мире концепция проблемы авторитета имеет смысл. 11 Мир этот оставляют не со смертью, но с истиной, а истина может быть познана всеми, для кого Царство было сотворено и кого оно ждет.

Table of contents

previous page start next page