Курс Чудес

Unknown

Глава 30
НАЧАТЬ СНАЧАЛА

Введение

1. Новому началу уделяется теперь основное внимание в нашем учебном плане. 2 Цель ясна, и сейчас тебе необходимы конкретные методы для ее достижения. 3 Как скоро она осуществится, зависит только от одного условия: твоей готовности практиковаться в каждом шаге. 4 Каждый из них будет немного помогать всякий раз, как совершается попытка. 5 А все вместе они поведут тебя от снов суждения к прощающим снам и прочь от страха и страданий. 6 Сами шаги уже не внове для тебя, но остаются скорее идеями, нежели правилами твоего мышления. 7 Поэтому теперь какое-то время нам надо практиковаться в них, пока они не станут правилами, которыми ты руководствуешься в жизни. 8 Наше стремление – обратить их в привычки, чтобы всегда иметь наготове в случае необходимости.

I. Правила принятия решений

1. Решения непрерывны. 2 Ты знаешь не всегда, когда принимаешь их. 3 Но с некоторой практикой в тех решениях, которые ты осознаёшь, начнет формироваться некий их свод, который проведет тебя через все остальные. 4 Не следует быть одержимым каждым новым шагом. 5 Правильный их набор, сознательно используемый всякий раз, когда ты бодрствуешь, продвинет тебя далеко вперед. 6 Но если обнаружится, что сопротивление твое сильно, а преданность слаба, – ты не готов. 7 С собою не борись. 8 Подумай, каким бы ты хотел увидеть этот день, скажи себе, что существует путь осуществления задуманного. 9 А после снова попытайся сделать свой день таким, каким тебе хотелось бы его видеть.

2. (1) Формирование перспективы на день начнется так:

2 Сегодня я не принимаю решений сам.

3 Иначе говоря, ты предпочел не быть судьей тому, что нужно делать. 4 Но это также должно означать, что ты не станешь судить и те ситуации, в которые будешь позван для принятия решения. 5 Ведь если ты их судишь, то устанавливаешь и правила своей реакции на них. 6 Тогда другой ответ вызовет замешательство, и неуверенность, и страх.

3. В этом сейчас твоя главная проблема. 2 Ты всё еще сначала решаешь, что будешь делать, и лишь потом пытаешься о том спросить. 3 Но то, что ты услышишь, может не разрешить проблему так, как ты наметил. 4 А это приводит к страху, поскольку противоречит воспринятому тобой, и, таким образом, ты чувствуешь атаку на себя. 5 Как следствие, возникнет гнев. 6 Есть правила, следуя которым этого можно избежать. 7 Но поначалу, пока ты учишься слушать, именно так оно и происходит.

4. (2) В течение дня, в любое время думая об этом и выбрав спокойную минуту для размышлений, снова напомни себе, каким бы ты хотел увидеть этот день, какие чувства испытать, каким событиям желал бы произойти, какого рода опыт пережить. Скажи себе:

2 Если я воздержусь от самостоятельных решений, такой день будет подарен мне.

3 Эти два приема, тщательно практикуемые, позволят тебе следовать наставлениям без страха, чтобы не возникало сопротивления, которое, возникнув, становится впоследствии проблемой само по себе.

5. Конечно, будут и такие времена, когда ты вынесешь суждение сам. 2 Тогда ответ спровоцирует атаку, если ты вмиг не приведешь в порядок мысли, настроив их на желание действенного ответа. 3 Вне всякого сомнения, подобное произойдет, если ты не ощущаешь готовности к тому, чтобы тихо сесть и попросить ответа. 4 Это лишь означает, что свое решение ты принимал один и не способен увидеть сам вопрос. 5 Теперь необходимо быстро восстанавливающее средство, прежде чем снова попросить ответ.

6. (3) Припомни снова, какого хочешь дня, и согласись, что нечто, не принадлежащее ему, произошло. 2 Затем признайся, что ты задал вопрос сам и сам же обусловил ответ. 3 Тогда скажи:

4 У меня нет вопроса. 5 И я забыл, что должен был решить.

6 Это аннулирует поставленные тобой условия и позволит ответу показать тебе, каким в действительности был вопрос.

7. Старайся, вопреки своему сопротивлению, без промедления освоить это правило. 2 Ведь гнев уже заклокотал в тебе. 3 Боязнь ответа, не совпадающего с тем, какой предполагался твоей версией вопроса, будет расти, пока ты веришь, что желаешь дня, в котором получаешь свой ответ на свой вопрос. 4 Ты его не получишь, иначе он разрушил бы твой день, лишив тебя того, чего ты действительно желаешь. 5 Это довольно трудно осознать, если ты сам уже установил те правила, которые обещают тебе счастливый день. 6 Но это решение всё еще можно устранить простыми методами, которые ты в состоянии принять.

8. (4) Если твое сопротивление получению ответа настолько велико, что ты не в силах отказаться от своего вопроса, можно начать изменять свою точку зрения так:

2 По крайней мере, я могу решить, что мне неприятны нынешние ощущения.

3 Это вполне очевидно и подготавливает почву для следующего простого шага.

9. (5) Решив, что тебе неприятны нынешние ощущения, ты можешь легко продолжить:

2 Поэтому я надеюсь, что был неправ.

3 Это ослабит ощущение противодействия и напомнит, что помощь не была навязана тебе, что ты ее желаешь и в ней нуждаешься, поскольку недоволен своими чувствами. 4 Этой приоткрывшейся малой щели будет достаточно, чтобы позволить тебе сделать еще несколько шагов, необходимых для принятия помощи.

10. Так ты достиг поворотного момента, ибо тебе открылось, как много ты выигрываешь, если твое решение было неверным. 2 Пока же эта веха не достигнута, ты будешь верить, что счастье находится в прямой зависимости от твоей правоты. 3 Но хотя бы малая доля здравого смысла тебе открылась: гораздо лучше, если ты был неправ.

11. (6) Этой крупицы мудрости будет достаточно, чтобы повести тебя дальше. 2 Ты не испытываешь принуждения, просто надеешься получить то, чего желаешь. 3 И можешь сказать с предельной честностью:

4 Желаю я увидеть это по-другому.

5 Теперь ты изменил свой взгляд на этот день и вспомнил, чего действительно желаешь. 6 Цель его более не заслоняется безумной верой, что ты желал его лишь с целью быть правым, когда ты неправ. 7 И так готовность попросить привносится в твое сознание, ибо не может быть конфликта, если ты просишь о желанном и видишь, что это именно то, о чем ты просил.

12. (7) Этот последний шаг – не что иное, как признание отсутствия сопротивления помощи. 2 Это признание непредвзятого ума, еще не полностью уверенного, но согласившегося на показ ему того, что:

3 Возможно, к этому есть и другой подход.

4 Что потеряю я, спросив?

5 Теперь ты можешь задать осмысленный вопрос, поэтому осмысленным будет и ответ. 6 И ты не станешь ему противиться, если увидишь, что именно к тебе приходит помощь.

13. Должно быть ясно, что легче прожить счастливый день, если не дать несчастью войти в него. 2 Для этого, однако, необходима практика в тех правилах, которые оградят тебя от приступов страха. 3 Когда это достигнуто, печальный сон суждения навеки отменен. 4 Пока же тебе необходимо тренироваться в правилах, способствующих его отмене. 5 Тогда давай вернемся к самому первому решению, предложенному здесь.

14. Мы говорили, что счастливый день необходимо начинать, твердо решив не принимать самостоятельных решений. 2 А это кажется реальным решением само по себе. 3 И всё же ты не можешь принимать решений сам. 4 На самом деле вопрос лишь в том, с чьей помощью ты намерен их принимать. 5 И это всё. 6 Первое правило, таким образом, не принуждение, а простое утверждение простого факта. 7 Что бы ты ни решал, ты никогда не принимаешь решений сам. 8 Решения принимают либо с идолами, либо с Богом. 9 За помощью ты обращаешься либо к антихристу, либо к Христу, и тот, кого ты выбрал, с тобой соединится и будет говорить тебе, что делать.

15. Твой день не складывается как попало. 2 Он обусловлен тем, с чем ты намерен его прожить и как твой друг, чьего совета ты искал, воспринимает твое счастье. 3 Ты всегда просишь совета, прежде чем что-либо решить. 4 Постарайся это понять, и ты увидишь, что здесь не может быть ни принуждения, ни основания для сопротивления твоей свободе. 5 От того, что должно произойти, свободы нет. 6 Если ты думаешь иначе, должно быть, ты неправ.

16. Второе правило также есть просто факт. 2 Ведь ты и твой советник должны быть согласны в том, чего ты хочешь, прежде чем это сможет осуществиться. 3 Именно это согласие и разрешает всему произойти. 4 Ничто не происходит без некой формы союза либо со сном суждения, либо с Голосом, Вещателем Божьим. 5 Решения приводят к результатам, поскольку их не принимают в изоляции. 6 Ты принимаешь их со своим наставником как для себя, так и для мира в целом. 7 Желанный тебе день ты предлагаешь миру, ибо он будет таким, какого ты просил, и укрепит в мире правило твоего наставника. 8 Чье царство представляет мир для тебя сегодня? 9 Какого рода день решаешь ты иметь?

17. Нужны лишь двое пожелавших счастья в этот день, чтобы пообещать его всему миру. 2 Нужны лишь двое, чтобы понять: они не могут принимать решений в одиночку, чтобы та радость, о которой они просят, полностью разделялась. 3 Ибо они познали основной закон, придающий решению силу и наделяющий всеми следствиями, которые оно когда-либо будет иметь. 4 Нужны лишь двое. 5 Они соединились прежде, чем решение стало возможным. 6 Пусть это будет единственным напоминанием, которое ты сохраняешь в мыслях, и день твой будет таким, каким ты пожелал его увидеть, а имея его сам, ты этим даришь его миру. 7 Твое суждение было изъято из мира твоим решением иметь счастливый день. 8 И как ты получил, так должен отдавать.

II. Свобода Воли

1. Понятно ли тебе, что противостоять Святому Духу значит бороться с самим собой? 2 Он только сообщает тебе твою волю, глаголет за тебя. 3 В Его Божественности – твоя собственная Божественность. 4 Всё Его знание есть только твое знание, сохранённое для тебя, чтобы ты мог осуществлять свою волю через Него. 5 Бог просит тебя исполнить твою волю. 6 И Он соединяется с тобой. 7 Царство Своё Он не воздвиг один. 8 И само Царство представляет лишь твою волю, где всё сотворено для тебя. 9 Каждая искра жизни сотворена с твоего доброго согласия и в соответствии с твоим желанием. 10 И каждая Господня Мысль лишь дожидалась твоего благословения, чтобы родиться. 11 Господь тебе не враг. 12 Он просит у тебя совсем немного – лишь слышать, как ты называешь Его «Другом».

2. Как замечательно управлять собственной волей! 2 Ведь это и есть свобода. 3 Ничто другое никогда не должно называться этим именем. 4 Если ты не исполняешь свою волю – ты несвободен. 5 Разве Господь оставит Сына без того, что тот для себя выбрал? 6 Дав тебе Свой совершенный Ответ, Бог гарантировал, что никогда ты не утратишь свою волю. 7 Услышь Ответ сейчас, напоминание о Его Любви, чтобы постичь собственную волю. 8 Не в Божьей Воле сделать Сына узником того, чего тот не желает. 9 Но Он соединяется с тобой в желании твоей свободы. 10 Противостояние Ему есть выбор себе во вред и предпочтение остаться связанным.

3. Снова взгляни на своего врага – того, кого предпочитаешь ненавидеть, а не любить. 2 Ибо так зародилась в мире ненависть, так утвердилась в нем власть страха. 3 Теперь услышь, как Бог с тобою говорит через Того, Кто есть Голос Его и твой, напоминающий тебе, что ненавидеть, быть в плену у страха, в рабстве у смерти или же малым существом с ничтожной жизнью – не в твоей воле. 4 Воля твоя безгранична, и нет ее на то, чтобы ограничивать ее. 5 Всё, что ни есть в тебе, соединилось с Самим Богом в рождении всего творения. 6 Помни Того, Кто сотворил тебя и твоей волей сотворил всё. 7 Всё сотворенное благодарит тебя, ибо твоею волей рождено. 8 Каждый свет Царства сияет только для тебя, ибо он установлен в нем твоей волей.

4. Что заставляет тебя гневаться в мире, только и ждущем твоего благословения, чтобы стать свободным? 2 Если ты узник, то не свободен Сам Господь. 3 Ибо всё, что сделано тому, кого Он возлюбил, сделано Самому Богу. 4 Не думай, что сделав тебя со-творцом вселенной, Он пожелал тебя связать. 5 Волю твою Господь желает хранить навеки безграничной. 6 Мир этот ждет свободы, которую ты дашь ему, когда признаешь, что свободен сам. 7 Но ты мир не простишь, пока тобою не прощен Он, давший тебе волю. 8 Ибо твоей волей миру дана свобода. 9 И ты не можешь быть свободен отдельно от Того, Чью святую Волю разделяешь.

5. Бог обращается к тебе и просит о спасении мира, поскольку твоим спасением мир исцелен. 2 И каждый идущий по земле зависит от твоего решения, чтобы постичь: смерть над ним не властна, поскольку он разделяет твою свободу так же, как разделяет твою волю. 3 Твоя же воля в том, чтобы исцелить его, а раз ты принимал решение вместе с ним – он исцелен. 4 И ныне Бог прощен, ибо твой выбор – увидеть в брате друга.

III. За всеми идолами

1. Идолы специфичны. 2 Твоя же воля универсальна, будучи беспредельной. 3 Поэтому у нее нет формы, и содержание ее невыразимо на языке форм. 4 Идолы суть ограничения. 5 Они – лишь вера, что есть такие формы, которые приносят счастье, и что ограничением достижимо всё. 6 Это как если бы ты сказал: «Не нужно мне всего. 7 Мне по сердцу вот эта маленькая вещь, она-то для меня и станет всем». 8 Это, однако, не удовлетворит тебя, поскольку в твоей воле, чтобы тебе принадлежало всё. 9 Выберешь идолов – и ты напрашиваешься на потери. 10 Выберешь истину, и всё – твое

2. Не форму ищешь ты. 2 Какая форма может стать замещением Любви Бога Отца? 3 Какая форма может стать заменой любви в Божественности Бога Сына? 4 И какой идол в состоянии сделать двух из одного? 5 Можно ли положить пределы беспредельному? 6 Ты не желаешь идола. 7 Не в твоей воле его иметь. 8 Он не одарит тебя даром, которого ты ищешь. 9 Когда ты обосновываешь формой то, чего желаешь, утрачивается понимание его цели. 10 И ты увидишь свою волю внутри идола, тем самым низведя ее к конкретной форме. 11 Но твоя воля не могла быть таковой, поскольку разделяемое всем творением не может удовлетвориться малыми идеями и жалкими вещами.

3. За поиском каждого идола стоит тоска по целостности. 2 Будучи безграничной, целостность не имеет формы. 3 Искать особую личность или вещь, чтобы, добавив их себе, стать полноценным, значит верить, что некой формы тебе недостает. 4 Найдя ее, ты обретешь ту форму полноценности, которая тебе милей всего. 5 Идол создан, чтобы не обращаться к тому, что за ним стоит – к источнику веры в собственную неполноценность. 6 Только если ты согрешил, подобное было бы возможно. 7 Ведь грех – это идея, что ты совсем один и отделен от целого. 8 Поэтому поиск целостности необходимо вести за прделами самого себя.

4. Вовсе не идола желаешь ты. 2 Но то, что он, по-твоему, предлагает, ты действительно и желаешь, и правомерно требуешь. 3 И в том тебе не может быть отказа. 4 Ведь в Воле Бога – целокупность твоей воли, а, будучи Его, она дана тебе. 5 Господь не знает форм. 6 Не может Он ответить тебе в терминах, лишенных смысла. 7 И твоя воля не удовлетворится пустыми формами, созданными лишь для того, чтобы заполнить щель, которой нет. 8 Не этого ты хочешь. 9 Творение не дарит отдельной личности или отдельной вещи силы дополнить собой Сына Божьего. 10 К какому идолу нужно воззвать, чтобы он дал Сыну Божьему то, что тот уже имеет?

5. Целокупность есть функция Божьего Сына. 2 Ему не нужно ее искать. 3 За всеми идолами стоит его святая воля быть только тем, что он есть. 4 Ведь большее, чем целое, бессмысленно. 5 Если бы в нем случилась перемена и он был низведен до некой формы и ограничен тем, чего в нем нет, он не был бы таким, каким его Единый сотворил. 6 Какой же идол необходим ему, чтобы быть самим собой? 7 Разве он мог отдать часть себя? 8 То, что неполноценно не может делать полноценным. 9 Но в том, что спрошено воистину, отказа быть не может. 10 Воля твоя пожалована тебе. 11 И не в какой-то форме, которая не удовлетворила бы тебя, но в исполненной любви Мысли Сущего о тебе.

6. Того, чего не знает Бог, не существует. 2 То, что Он знает, существует вечно, неизменно. 3 Ведь мысли длятся столько же, сколько и мыслящий их разум. 4 Разуму Божьему нет конца, в нем нет такого мига, когда бы Мысль Его отсутствовала или подверглась изменению. 5 Мысли не рождаются и не умирают. 6 Все они разделяют черты своего творца и не имеют жизни, отдельной от его. 7 Все твои мысли в твоем разуме так же, как ты – в том Разуме, который мыслил о тебе. 8 И следовательно, нет разрозненных частей в том, что есть в Божьем Разуме. 9 Он навсегда Один, един внутри и полностью покоен.

7. Кажется, будто мысли приходят и уходят. 2 Но это означает только, что иногда ты их осознаёшь, а иногда нет. 3 Мысль, не оставшаяся в памяти, вновь рождена в тебе, вернувшись в твое сознание. 4 Но мысль забытая не умерла. 5 Она всегда присутствовала, хотя ты этого не осознавал. 6 Мысль Бога о тебе не изменилась с твоим забвением ее. 7 Она осталась навсегда такой, какой была до того, как ты ее забыл, и будет в точности такой же, когда ты ее вспомнишь. 8 Такой же она остается внутри периода забвения.

8. Помыслы Божьи сияют вечно вне всяких перемен. 2 Они не дожидаются рождения. 3 Только радушного приема и памяти ждут они. 4 Мысль Божья о тебе похожа на звезду, сияющую неизменно на вечном небосклоне. 5 Так высоко в Царство Небесное помещена она, что те, кто вне его, о ней не знают. 6 Но, неподвижная, и светлая, и восхитительная, будет она всегда светить в вечности. 7 Такого не было момента, когда бы она исчезла, и не было такого мига, когда бы свет ее померк или стал менее совершенным.

9. Знающие Отца знают и этот свет, ибо Он – вечный небосклон, хранящий свет навечно вознесенным и надежно установленным. 2 Его нетронутая чистота не зависит от того, виден или не виден он с земли. 3 Небо мягко держит его в своих объятиях в надежном месте, столь же далеком от земли, как далека земля от Рая. 4 Не расстояние и не время хранят звезду невидимой земле. 5 Однако те, кто ищет идолов, не могут о ней знать.

10. За всеми идолами – Мысль Божья о тебе. 2 Не тронутая ни смятением, ни ужасами мира, ни снами рождения и смерти, ни мириадами различных форм, в которые способен облечься страх, ничем не потревоженная, Мысль Божья о тебе осталась в точности такой, какой была всегда. 3 Она уверенно покоится среди столь совершенной тишины, что звуку битвы даже отдаленно к ней не пробиться. 4 Здесь сохранялась в безопасности твоя единственная реальность, не знающая ничего о мире идолопоклонства, о мире, не ведающем Бога. 5 Уверенная в собственной неизменности и пребывании в своем вечном доме, Мысль Божья о тебе не оставляла Разум своего Творца, Которого она знает, как знает о ее присутствии ее Творец.

11. Где же быть Божьей Мысли о тебе, если не там же, где и ты? 2 Разве твоя реальность есть нечто, разделенное с тобой в том мире, о котором она ничего не знает? 3 Нет вне тебя ни вечного небосклона, ни неизменной звезды, ни реальности. 4 Разум Сына Небесного – на Небесах, ибо там Разум Отца и разум Сына соединены в творении, не знающем конца. 5 Тебе присущи не две реальности, а лишь одна. 6 И осознать ты в состоянии не более одной. 7 Твоя реальность есть либо идол, либо Мысль Божья о тебе. 8 Тогда не забывай, что идолы должны держать сокрытым то, что ты есть, не от Господня Разума, а от твоего. 9 В спокойствии блестит звезда и остается неизменным небо. 10 Но ты, святой Сын Бога Самого, не отдаешь себе отчета в своей реальности.

IV. Истина за пределами иллюзий

1. Ты станешь нападать на то, что тебя не удовлетворяет, поэтому и не увидишь, что создал это сам. 2 Ты вечно борешься с иллюзиями. 3 А истина за ними столь восхитительна и столь тиха, исполнена такой любви и нежности, что догадайся ты о ней, сразу забыл бы о своем желании защищаться и поспешил бы в ее объятия. 4 На истину нельзя напасть. 5 Ты знал об этом, создавая идолов. 6 Цель их создания – забыть об этом. 7 Ты нападаешь лишь на ложные идеи и никогда на истинные. 8 Все идолы суть ложные идеи, тобою созданные для заполнения щели, возникшей, как ты думаешь, между тобой и тем, что истинно. 9 Ты нападаешь на них за то, что, по твоим понятиям, они символизируют. 10 То, что лежит за ними, атаке недоступно.

2. Унылые, не приносящие удовлетворения, тобою созданные боги есть не что иное, как раздувшиеся детские игрушки. 2 Ребенок перепуган, когда из неожиданно раскрывшейся коробки вдруг выскочит деревянная голова или когда пушистый, мягкий, прежде молчавший медвежонок вдруг запищит в детских руках. 3 Правила, установленные чадом для коробок и медвежат, не оправдали его чаяний, разрушили его «контроль» над миром, окружающим его. 4 И он испуган, поскольку полагал, что правила защитят его. 5 Теперь же ему предстоит постичь, что ни коробки, ни медвежата его не подвели, не изменили правилам, не сделали его мир хаотичным и опасным. 6 Он ошибался. 7 Он просто неверно понимал, что обеспечивало ему безопасность, и думал, что оно покинуло его.

3. Несуществующая щель заполнена бесчисленным количеством игрушек разных форм. 2 И кажется, что каждая из них нарушает порядок, установленный тобою для нее. 3 Она всегда была не тем, за что ты ее принимал. 4 Она должна казаться нарушающей твои правила безопасности, поскольку это были ошибочные правила. 5 Но сам ты вне опасности. 6 Ты можешь посмеяться над выскочившей головой и над пискливыми игрушками так, как смеется малое дитя, осознав, что они ему ничем не угрожают. 7 Однако, пока ребенок с радостью играет в них, он всё еще воспринимает их как повинующихся правилам, созданным им для собственного удовольствия. 8 Поэтому всё еще остаются в силе правила, которые игрушки могут как бы нарушить и напугать дитя. 9 Но так уж ли дите зависит от милости своих игрушек? 10 И могут ли они представлять угрозу для него?

4. Реальность подчиняется законам Божьим, а вовсе не правилам, установленным тобой. 2 Это Его законы гарантируют твою сохранность. 3 Твои иллюзии о себе не подчиняются законам. 4 Они недолго потанцуют под дудку правил, тобою установленных для них. 5 А затем рухнут и больше не поднимутся. 6 Не надо горевать о них, мое дитя, они не более чем игрушки. 7 Их танец не сделал тебя счастливым. 8 Они и не были никогда тем, что могло тебя пугать или же гарантировать безопасность в случае их подчинения твоим правилам. 9 Не нужно ни нападать на них, ни их лелеять; в них просто нужно видеть детские игрушки, лишенные значения. 10 Увидишь смысл хотя бы в одной из них – и ты увидишь его во всех. 11 А не увидишь смысла ни в одной – они тебя не тронут.

5. Видимость обманывает, поскольку она – видимость, а не реальность. 2 Пусть видимости не задерживают тебя, какую бы они ни принимали форму. 3 Они лишь заслоняют реальность, приносят страх, поскольку скрывают истину. 4 Не нападай на то, что создал, чтобы позволить обмануть себя, ибо так ты докажешь, что был обманут. 5 Атака имеет силу сделать иллюзии реальными. 6 Однако она ничего не делает. 7 Кто убоится силы, которая не может иметь реального эффекта? 8 Чем она может быть, если не иллюзией, заставляющей всё казаться подобным ей самой? 9 Смотри спокойно на ее забавы и понимай, что они – идолы, танцующие в вихре пустых желаний. 10 Их не боготвори, ибо их нет. 11 Об этом равно позабыто в пылу атаки. 12 Божьему Сыну не нужна защита от его снов. 13 А идолы его ему ничем не угрожают. 14 Его единственная ошибка в том, что он их принимает за реальность. 15 Что может сделать сила иллюзий?

6. Видимость способна обмануть лишь разум, желающий быть обманутым. 2 Но у тебя есть простой выбор, который перенесет тебя навечно за грани всякого обмана. 3 Пусть не заботит тебя, как это будет сделано, – этого ты понять не можешь. 4 Но ты поймешь, как быстро произошли огромные изменения, когда придешь к весьма простому выводу: ты вовсе не желаешь того, что, как ты думал, тебе приносит идол. 5 Так Божий Сын провозглашает свою свободу от идолов. 6 И так он от них свободен.

7. Спасение – и вправду парадокс! 2 Чем оно может быть, как не счастливым сном? 3 А просит оно тебя лишь об одном: простить всё то, чего никто и никогда не совершал, не замечать того, чего нет, и в нереальном не усматривать реальности. 4 От тебя требуется лишь разрешить осуществиться твоей воле, оставить поиски того, чего ты не желаешь. 5 И тебя просят позволить себе свободу от всех снов о себе таком, каким ты никогда не был, и больше не стремиться заместить Господню Волю силой пустых желаний.

8. И здесь действительно сон разделения начнет бледнеть и исчезать. 2 Ибо здесь щель, которой нет, начнет восприниматься свободной от пугающих игрушек, которые ты смастерил. 3 А больше этого не просят от тебя. 4 Радуйся, что спасение просит о столь малом, а не о многом. 5 Оно не просит ни о чем в реальности. 6 Но даже в иллюзиях оно просит лишь о том, чтобы прощение заменило собою страх. 7 Таково единственное правило счастливых снов. 8 Пустеет щель без устрашающих игрушек, и нереальность ее становится очевидной. 9 Бесцельны сны. 10 У Сына Божьего в них больше нет необходимости. 11 Они не могут предложить ему ни одной вещи, которая была бы для него желанна. 12 Он от иллюзий избавлен своей волей и просто возрожден к тому, что он есть. 13 Чем еще мог быть план его спасения, замысленный Богом, если не средством вернуть его Самому Себе?

V. Единственная цель

1. Реальный мир – это такое состояние разума, в котором единственной целью мира видится прощение. 2 Страх не является его целью, поскольку ею становится избавление от вины. 3 Ценность прощения воспринята, и она замещает идолов, которых более не ищут, ибо «дарами» их не дорожат. 4 Не создается тщетных правил, ни от кого и ни от чего не требуется изменяться и вписываться в навеянные страхом сны. 5 А вместо этого присутствует желание понять всё сотворенное таким, какое оно есть воистину. 6 И есть признание того, что сначала нужно всё простить и лишь затем понять.

2. Здесь существует убеждение, будто с атакой приходит понимание. 2 Там открывается, что с атакой оно утеряно. 3 Безумие выбора вины как цели полностью признано. 4 Идолы не желанны там, ибо в вине увидена единственная причина боли, в какой бы форме она ни появилась. 5 Никто не соблазнен ее суетной привлекательностью, поскольку и страдание, и смерть восприняты как то, чего не желают и к чему не стремятся. 6 Возможность получить свободу осознается и приветствуется, и средство достижения ее теперь можно понять. 7 Мир становится миром надежды, ибо его единственная цель – стать местом осуществившейся мечты о счастье. 8 Никто не остается вне надежды, ведь мир объединился в вере, что все должны разделить его цель, чтобы надежда стала более чем сном.

3. Царство Небесное еще не помнится всецело, поскольку прощение всё еще остается целью. 2 Но каждый уверен, что он уйдет за грань прощения, а остается он лишь до поры, пока прощение в нем не станет полным. 3 Он не желает ничего другого. 4 И страх ушел, поскольку в своей цели каждый объединился с самим собой. 5 Надежда стать счастливым столь несомненна и постоянна в нем, что ему едва удается ждать дольше, оставаясь на месте и едва касаясь стопами земли. 6 Но ждет он с радостью, пока соединятся руки всех и сердце каждого будет готово подняться и пойти с ним вместе. 7 Ибо так он подготовил себя к шагу, с которым все прощение остается позади.

4. Последний шаг принадлежит Богу, ведь только Бог мог сотворить Своего Сына совершенным и разделить Свое Отцовство с ним. 2 Никто вне Царства этого понять не может, поскольку это понимание и есть само Царство. 3 Даже реальный мир имеет цель, не достигающую творения и вечности. 4 Но страх исчез, поскольку цель реального мира есть прощение, а не идолопоклонство. 5 Так подготовлен Сын Небесный быть самим собой и помнить, что Сын Господень знает всё, что понимает его Отец, и что он понимает это в совершенстве вместе с Ним.

5. В реальном мире этого еще нет, поскольку в этом – Собственная цель Бога, только Его и вместе с тем всецело разделяемая и целиком осуществленная. 2 Реальный мир есть состояние, в котором разум уже постиг, с какой легкостью уходят идолы, когда они еще воспринимаются, но уже не желанны. 3 С какой готовностью их отпускает разум, понявший, что идолы – ничто, нигде и что они бесцельны. 4 Ибо только тогда предстают бессмысленными и бесцельными вина и грех.

6. Так цель реального мира мягко привносится в сознание как замещение цели греха и вины. 2 И всё, стоявшее между твоим образом самого себя и тем, что ты есть, радостно смыто прощением. 3 Богу не надо заново творить Своего Сына, чтобы отдать ему всё, что ему принадлежит. 4 Пространства между тобой и братом никогда не было. 5 А то, что Божий Сын знал при сотворении, он должен снова знать.

7. Когда братья объединены одной целью в мире страха, они уже стоят на пороге реального мира. 2 Возможно, они еще оглядываются назад и думают, что видят идола, которого желают. 3 Но их стезя уже уверенно направлена к реальности и прочь от идолов. 4 Ибо, соединив свои руки, они взяли за руку Христа и будут видеть Того, Чью руку держат. 5 Увидеть лик Христа необходимо прежде, чем вспомнить об Отце. 6 Ибо Он должен оставаться вне памяти, пока Его Сын не уйдет за грань прощения к Божьей Любви. 7 Сначала должна быть принята Любовь Христа. 8 А уж затем приходит знание: Они – одно.

8. Как прост и легок шаг за узкие границы мира страха, когда ты понимаешь, Чью руку держишь в своей руке! 2 В твоей руке всё, что потребуется, чтобы навсегда уйти в полной уверенности от страха и, идя прямой дорогой, достичь самих Небесных врат. 3 Ведь Тот, Кого ты держишь за руку, только и ждал твоего единения с Ним. 4 Теперь, когда ты пришел, разве Он станет медлить с показом тебе пути, которым пойдет с тобою вместе? 5 Его благословение покоится на тебе так же определенно, как пребывает в Нем любовь Его Отца. 6 Его признательность тебе превыше твоего понимания, ибо ты дал Ему возможность, освободившись от цепей, пойти с тобою вместе в дом Его Отца.

9. Древняя ненависть покидает мир. 2 А вместе с ней уходят все лицемерие и весь страх. 3 Более не оглядывайся назад, ибо лишь впереди лежит все то, чего всегда желало твое сердце. 4 От мира откажись! 5 Но не во имя жертвы. 6 Ты никогда и не желал его. 7 Какое счастье, найденное здесь, не принесло тебе в конечном счете боли? 8 Какой момент блаженства не был куплен страшной ценой – разменными монетами страданий? 9 Радость бесценна. 10 Она – твое священное право, а то, за что ты платишь, не есть радость. 11 Ускорь же честностью свой путь, и пусть не обманет тебя здешний опыт былых переживаний. 12 Они не были свободны от расплаты горькой ценой и печальными последствиями.

10. Так не оглядывайся назад иначе как с предельной честностью. 2 И когда идол станет искушать тебя, подумай, что:

3 Не было такого времени, когда бы идол принес тебе что-либо, за исключением «дара» вины. 4 Каждый «дар» куплен ценою боли, да и расплачивался за него не ты один.

5 Тогда будь милосерден к брату своему. 6 И идолов не выбирай бездумно, помня, что, как и ты, расплачиваться будет он. 7 Ведь когда ты оглядываешься назад, задерживается и он, и тебе невдомек, Чью любящую руку ты держишь в своей руке. 8 Тогда смотри вперед, иди уверенно и со счастливым сердцем, что бьется радостно в надежде, а не колотится от страха.

11. Воля Господня заключена навечно в тех, чьи руки соединены. 2 Пока они не соединились, в их мыслях Он был им врагом. 3 Соединившись и разделяя цель, они освободились для постижения того, что воля их едина. 4 Так Божья Воля должна достигнуть их сознания. 5 Теперь уже им не забыть надолго, что она есть их собственная воля.

VI. Оправданность прощения

1. Гнев не оправдан никогда. 2 Нет основания для атаки. 3 Именно здесь начнется избавление от страха и здесь оно завершится. 4 И здесь в обмен на сновидения ужасов даруется реальный мир. 5 Только на этом зиждется прощение, лишь это и естественно. 6 Тебя не просят предлагать прощение там, где заслужена и, следовательно, оправдана атака. 7 Ведь это означало бы, что ты прощаешь грех, пренебрегая тем, что есть в действительности. 8 Подобное не есть прощение. 9 Это предполагает, что, отвечая неоправданным образом, твое прощение явится ответом на действительно происшедшую атаку. 10 Таким образом, прощение неуместно, пожалованное там, где оно не нужно.

2. Прощение всегда оправдано. 2 Оно имеет прочное обоснование. 3 Ты не прощаешь непростительное и не пренебрегаешь реальной атакой, заслуживающей наказания. 4 Спасение не лжет, когда от него требуют неестественных ответов, не соответствующих реальности. 5 Взамен оно лишь просит твоего уместного ответа нереальному: не воспринимать того, чего не происходило. 6 Будь неоправданным прощение, от тебя требовалась бы жертва собственными правами в случае ответа прощением на атаку. 7 Тебя же просят просто видеть в прощении естественную реакцию на страдания, порожденные ошибкой, и, следовательно, на зов о помощи. 8 Прощение – единственно разумный ответ. 9 Оно охраняет твои права от жертвы ими.

3. Понимание этого и есть единственное изменение, позволяющее реальному миру подняться на месте страшных снов. 2 Страх не возникнет, пока атака неоправданна, но, если бы она имела реальное обоснование, прощение было бы необоснованным. 3 Реальный мир достигнут, когда обоснование прощения воспринято тобою как реальное и полностью оправданное. 4 Пока же ты считаешь его необоснованным подарком, оно должно поддерживать вину, которую ты «прощаешь». 5 Но неоправданное прощение есть атака. 6 И это всё, что мир способен дать. 7 Он иногда прощает «грешников», но остается убежденным в их греховности. 8 Поэтому они и не стоят дарованного им прощения.

4. Таково ложное прощение, которым пользуется мир, чтобы поддерживать живым чувство греховности. 2 С признанием, что справедлив Господь, кажется просто немыслимой реальность Его прощения. 3 Поэтому страх перед Богом есть несомненный результат восприятия прощения как незаслуженного. 4 Никто из тех, кто видит себя виновным, не избежит страха перед Богом. 5 Но если он в состоянии простить, то от такой дилеммы он спасен. 6 Глядя на самое себя, разум должен мыслить о своем Творце. 7 Если ты видишь брата как достойного прощения, то ты постиг, что оно в той же мере твое право, как и его. 8 Ты не считаешь, что Бог готовит тебе страшный суд, которого не заслужил твой брат. 9 Ведь правда в том, что ты заслуживаешь того же, что и он, не больше и не меньше.

5. Прощение, признанное как заслуженное, исцеляет. 2 Оно дает чуду свою силу пренебрегать иллюзиями. 3 Вот так ты узнаёшь, что тоже должен быть прощен. 4 Нет такой видимости, которой невозможно пренебречь. 5 В противном случае должен существовать какой-то грех, стоящий вне прощения. 6 Должна существовать ошибка, которая намного больше, чем ошибка, особая ее форма, остающаяся неизменной, вечной, не поддающейся ни исправлению, ни избавлению от нее. 7 Должна существовать одна ошибка, имеющая силу упразднить творение и создать мир, способный заместить его, разрушить Божью Волю. 8 Только если подобное возможно, могли бы существовать такие формы видимости, которые способны выстоять против чуда, остаться не исцеленными им.

6. Нет лучшего доказательства того, что идолопоклонство тебе желанно, чем вера в существование неких форм болезни и уныния, которые прощение не может исцелить. 2 А это значит, что ты предпочитаешь сохранять неких идолов и еще не готов избавиться от них всех. 3 И так ты принимаешь некую видимость за реальность и вовсе не считаешь ее видимостью. 4 Да не обманет тебя навязчивое убеждение, что какую-то видимость труднее не заметить, нежели остальные. 5 Это всегда означает: ты думаешь, что прощение должно быть ограничено. 6 И своей целью ты избрал частичное прощение и ограниченное избавление от вины. 7 Что это, если не лжепрощение себя и всех кажущихся отделенными от тебя?

7. Должно быть истиной, что чудо либо исцеляет все формы недуга, либо не исцеляет вовсе. 2 И целью чуда не может быть суждение о том, какие из форм реальны и что из видимого истинно. 3 Если какая-либо видимость должна остаться вне исцеления – одна иллюзия должна быть частью истины. 4 И тебе не избавиться от всей вины, может быть, только от части ее. 5 Божьего Сына необходимо простить полностью. 6 Иначе ты будешь сохранять образ себя неполноценного, по-прежнему боясь посмотреть внутрь и там найти избавление от всех идолов. 7 Спасение обусловлено верой, что нет такой формы вины, которую ты не мог бы простить. 8 И следовательно, не может быть такой видимости, которая могла бы заместить правду о Божьем Сыне.

8. Смотри на брата своего с желанием увидеть его таким, каков он есть. 2 И часть его не отстраняй от своего желания для него быть исцеленным. 3 Исцелить – значит сделать целостным. 4 А в целостном не может быть недостающих звеньев, которые хранились бы снаружи. 5 Прощение зиждется на понимании этого и на радостном осознании, что нет такой формы болезни, исцелить которую было бы не под силу чуду.

9. Божий Сын совершенен, иначе он не был бы Божьим Сыном. 2 Но тебе не познать его, если ты думаешь, что он недостоин избавления от вины во всех ее формах и от всех ее последствий. 3 Если ты хочешь знать истину о себе, то можно думать о нем только в одном ключе:

4 Благодарю Тебя, Отец, за Твоего совершенного Сына, и в его славе я увижу свою собственную.

5 Здесь радостное заверение, что нет такой формы зла, которая могла бы одолеть Господню Волю, счастливое признание, что вине не удалось согласно твоему желанию сделать иллюзии реальными. 6 И что же это, если не простое утверждение истины?

10. Смотри на брата с такой надеждою в себе, и ты поймешь, что он не сделал бы ошибки, способной изменить истину в нем. 2 Совсем не трудно не замечать ошибок, которые не придавались следствию. 3 Но то, что ты увидишь достаточно сильным для того, чтобы сделать идола из Сына Божьего, ты не простишь. 4 Ибо он стал для тебя идолом и знаком смерти. 5 Таков спаситель твой? 6 Разве Отец неправ в отношении Его Сына? 7 Или ты был обманут в том, кто дан тебе для исцеления, для твоего спасения и свободы?

VII. Новая интерпретация

1. Разве доверил бы Господь смысл мира твоей интерпретации? 2 Случись такое, в нем не было бы смысла. 3 Ведь невозможно, чтобы смысл менялся постоянно, при этом оставаясь истинным. 4 Святой Дух смотрит на мир как на имеющий одну и установленную неизменно цель. 5 И никакая ситуация не может на нее влиять, она должна быть в полном соответствии с ней. 6 Ведь если бы цель мира менялась с каждой ситуацией, она была бы открыта толкованию, иному всякий раз, когда ты думаешь о ней. 7 Ты добавляешь новый элемент к сценарию, который пишешь на каждую минуту дня, – и всё происходящее приобретает другой смысл. 8 А удалишь какой-то элемент – изменится соответственно и смысл.

2. Что отражают твои сценарии, если не планы того, чем должен быть твой день? 2 На этом основании ты судишь и поражение, и успех, движение вперед и отступление, приобретение и потерю. 3 Эти суждения обусловлены ролями, обозначенными сценарием. 4 Что сами по себе они бессмысленны, доказывается той легкостью, с которой эти ярлыки меняются в иных суждениях на основании других аспектов опыта. 5 Затем, оглядываясь назад, ты думаешь, что видишь совсем другое объяснение происшедшему. 6 Что ты на самом деле сделал, если не показал, что в этом и не было никакого смысла? 7 Ты же приписывал ему смысл в свете изменчивых целей, и с каждой измененной целью менялся смысл.

3. Лишь неизменная цель может придать событиям стабильный смысл. 2 Но она должна придать один смысл им всем. 3 Если им придается разный смысл, значит, они отражают разные цели. 4 И в этом весь их смысл. 5 Но смысл ли это? 6 Разве смысл означает путаницу? 7 Восприятие, меняясь непрестанно, не допускает стабильности смысла где бы то ни было. 8 Страх есть суждение, ни в коей мере не оправданное. 9 Его присутствие не имеет другого смысла, кроме показа, что ты написал пугающий сценарий и соответственно испытываешь страх. 10 Но вовсе не потому, что смысл того, чего ты боишься, страшит сам по себе.

4. Общая цель – единственное средство, придающее стабильность восприятию и несущее одну интерпретацию и миру, и всему опыту в нем. 2 В этой разделяемой цели одно суждение разделяется всеми и всем, что ты видишь. 3 Тебе не нужно более судить, ведь ты уже постиг, что один смысл придан всему, и ты рад видеть его повсюду. 4 Он не изменится, поскольку ты будешь воспринимать его повсюду не измененным обстоятельствами. 5 И так ты предлагаешь его всем событиям и позволяешь им предложить тебе стабильность.

5. Избавление от суждения обусловлено следующим: всё имеет одну цель, которую ты разделяешь со всем миром. 2 Ничто в мире не может ей противостоять, поскольку она принадлежит всему, как и тебе. 3 В единой цели – конец всем идеям жертвы, которая должна подразумевать разные цели для тех, кто обретает и кто теряет. 4 Вне этой идеи мысль о жертве не может появиться. 5 Именно эта концепция различных целей и заставляет восприятие колебаться, а смысл изменяться. 6 В одной объединенной цели это становится немыслимым, ибо твое согласие делает интерпретацию наконец стабильной.

6. Возможно ли установить взаимное общение, пока используются символы, означающие разные вещи? 2 Цель Святого Духа дает одну интерпретацию, имеющую смысл для брата и для тебя. 3 Так можешь ты общаться с ним, а он с тобой. 4 В символах, понятных вам обоим, жертва смыслом упразднена. 5 Всякая жертва влечет за собой утрату твоей способности видеть связь между событиями. 6 Увиденные по отдельности, они бессмысленны. 7 Ибо нет света, в каком их можно было бы увидеть и понять. 8 У них нет цели. 9 Нельзя увидеть, для чего они. 10 В любой идее, связанной с потерей, смысл отсутствует. 11 Никто с тобой не согласится в том, что означает эта мысль. 12 Она есть часть искаженного сценария, который не может быть истолкован осмысленно. 13 Он должен остаться навсегда невнятным. 14 Но это не общение. 15 А твои мрачные сновидения суть лишь бессмысленные, изолированные сценарии, которые ты пишешь во сне. 16 Не обращайся к разделенным снам за смыслом. 17 Лишь сны прощения можно разделять. 18 Они означают одно и то же для вас обоих.

7. Так не интерпретируй в одиночестве, ибо то, что ты видишь, ничего не означает. 2 Оно будет менять свое значение, и ты поверишь, будто мир есть место ненадежное, где ты бредешь в опасности и неопределенности. 3 Это твоим интерпретациям недостает стабильности, ибо они не сообразны с тем, что ты на самом деле есть. 4 Такое состояние покажется настолько угрожающим, что должен появиться страх. 5 Брат мой, не продолжай в том же духе. 6 У всех нас есть единый Толкователь. 7 Через Его использование символов мы соединены, поэтому они для всех нас означают одно и то же. 8 Единый наш язык позволяет нам говорить со всеми братьями и с ними понимать, что всем нам дано прощение, и так мы можем общаться вновь.

VIII. Неизменная реальность

1. Всякая видимость обманывает, но ее можно изменить. 2 Реальность неизменна. 3 Она не лицемерна, и если ты не в состоянии видеть дальше видимости, то ты действительно обманут. 4 Ведь всё, что ты видишь, изменяется, но ты, сочтя его реальным прежде, считаешь реальным и теперь. 5 Таким путем реальность низведена до формы, способной изменяться. 6 Реальность неизменна. 7 Именно это делает ее реальной и отделяет от всякой видимости. 8 Она должна превосходить все формы, чтобы быть собой. 9 Она не может измениться.

2. Чудо есть средство показать, что всякая видимость может измениться, поскольку она и есть видимость и не обладает неизменностью, свойственной реальности. 2 Чудо отделяет спасение от всякой видимости, показывая, что она может изменяться. 3 Твоему брату присуща неизменность, превосходящая и видимость, и любой обман. 4 Она затенена меняющимся взглядом на него, который ты принимаешь за его реальность. 5 Счастливый сон о нем принимает форму видимости его совершенного здоровья, совершенной свободы от всех форм недостаточности, его сохранности от бедствий любого рода. 6 Чудо есть доказательство того, что он не связан ни потерей, ни страданием в какой угодно форме, поскольку ее с такой легкостью возможно изменить. 7 Это показывает, что никогда она и не была реальной и не укоренена в его реальности. 8 Ибо реальность неизменна и не имеет следствий, которые что-либо на земле или на Небе могли бы изменить. 9 Всякая видимость показана как нереальная в силу ее изменяемости.

3. Что же есть искушение, если не желание сделать иллюзии реальными? 2 Оно не выглядит, как желание обратить нереальность в истину. 3 Но это есть подтверждение, что некие формы идолов имеют столь притягательную силу, что перед ними устоять трудней, нежели перед теми, которым ты не желаешь быть реальными. 4 Соблазн тогда есть лишь мольба о том, чтобы чудо не коснулось каких-то снов, так сохраняя их нереальность затененной и придав им реальность. 5 Царство Небесное оставит эту молитву без ответа и чудо не может быть дано для исцеления видимостей, не столь тебе приятных. 6 Ты создал ограничения. 7 Всё, что ты просишь, тебе дано, только не Богом, не знающим ограничений. 8 Ты ограничил себя сам.

4. Реальность неизменна. 2 Чудеса просто показывают: то, что ты поместил между реальностью и собственным сознанием, нереально и реальности не помеха. 3 Ценою веры в существование неких видимостей, которые вне всякой надежды на изменение, явится то, что чудо не сможет исходить от тебя непрерывно. 4 Ибо ты попросил изъять его из силы исцеления всех снов. 5 Такого чуда нет, которое не стало бы твоим, если ты искренне желаешь исцеления. 6 Но никакое чудо не может быть тебе дано, если на то нет твоего желания. 7 Выберешь то, что желаешь исцелить, и Тот, Кто дарит все чудеса, не получил свободы одарить Божьего Сына Его дарами. 8 Поддавшись искушению, тот отверг реальность. 9 И добровольно стал рабом того, что выбрал.

5. Поскольку реальность неизменна, чудо уже присутствует в ней, чтобы исцелить всё изменяющееся и предложить его тебе в счастливой, лишенной страха форме. 2 Тебе будет дано увидеть брата подобным образом. 3 Но не тогда, когда знать ты желаешь иначе в некоторых аспектах. 4 Ведь это означает, что ты не хочешь видеть его исцеленным и целокупным. 5 Христос в нем совершенен. 6 Но это ли ты желаешь видеть? 7 Тогда пусть более не будет снов о нем, которые ты предпочел бы видению этого. 8 И ты увидишь в нем Христа, ибо позволил Ему прийти к тебе. 9 И когда Он откроется тебе, ты будешь уверен в своем подобии с Ним, поскольку Он неизменен в твоем брате и в тебе.

6. Вот что увидишь ты, когда решишь: нет такой видимости, которой ты пожелал бы заместить реальность того, что есть твой брат. 2 Пусть искушение выбрать сон не даст войти сюда неопределенности. 3 Не ощущай вины и страха, искушаемый сном о том, что он есть. 4 Но и не наделяй сон силой заместить в твоем воззрении на него то, что в нем неизменно. 5 Любое ложное представление рассеется, если вместо этого ты попросишь чуда. 6 Нет такой боли, от которой он не был бы избавлен, если ты пожелаешь ему быть тем, что он есть. 7 Зачем тебе бояться видеть в нем Христа? 8 Во всем увиденном ты видишь лишь себя. 9 Как только исцелен твой брат, ты от вины освобожден, ведь представление о нем есть твое представление о самом себе.

Table of contents

previous page start next page