1. Давай вернемся к тому, что значит «простить», поскольку этот феномен открыт для искажения и для восприятия его чем-то, связанным с несправедливой жертвой или со справедливым гневом, подарком неоправданным и незаслуженным, и полным отрицанием истины. 2 В таком воззрении прощение должно восприниматься просто как эксцентричная причуда, и создается впечатление, будто в этом курсе спасение обосновано капризом.
2. Сей искаженный взгляд на суть прощения легко исправить, если ты сможешь принять тот факт, что прощения испрашивают не для того, что истинно. 2 Оно должно ограничиваться тем, что ложно. 3 Оно безотносительно ко всему, кроме иллюзий. 4 Истина есть Божье творение и прощать ее бессмысленно. 5 Вся истина принадлежит Ему и отражает Его законы, и излучает Его Любовь. 6 Нужно ли этому прощение? 7 Разве ты можешь прощать безгрешное и вечно благое?
3. Самым трудным в подлинном прощении для тебя является твоя всё еще сильная вера в то, что простить ты должен истину, а не иллюзии. 2 Ты мыслишь о прощении, как о пустой попытке не замечать того, что есть, и пренебречь истиной в необоснованном усилии обмануть себя, превратив иллюзию в истину. 3 Сей искаженный взгляд отражает лишь то, что идея греха еще остается в разуме тебя такого, каким ты себя видишь.
4. Поскольку ты считаешь реальными свои грехи, ты смотришь на прощение как на обман. 2 Ведь невозможно, считая грех истинным, не верить, что прощение – ложь. 3 То есть прощение на самом деле – просто грех, как и всё остальное. 4 Оно гласит, что истина есть ложь, и улыбается порочным, будто они невинны, как трава, белы, как снег. 5 Оно обманывается в том, чего, как оно считает, в состоянии достичь. 6 Явно неправое оно увидит правым, а злобное – благим.
5. В таком воззрении прощение – не избавление. 2 Это лишь еще один знак того, что грех непростителен, что его в лучшем случае необходимо скрыть, отрицать или же дать ему другое имя, ибо прощение есть предательство по отношению к истине. 3 Вину нельзя простить. 4 Если ты согрешил, вина – твоя навечно. 5 А те, кого прощают, считая их грехи реальными, безжалостно осмеяны и дважды прокляты: сначала самими собой за то, что, по их мнению, они сделали; и еще раз теми, кто их простил.
6. Но именно нереальность греха и делает прощение естественным и полностью разумным, глубоким облегчением для тех, кто его предлагает, тихим благословением там, где оно получено. 2 Оно не поощряет иллюзий, но легко собирает их и с добрым смехом мягко слагает к подножию истины. 3 Оттуда они исчезают без следа.
7. Прощение есть то единственное, что представляет истину в мире иллюзий. 2 Оно видит их никчемность и смотрит насквозь через тысячи тех форм, в которых они могут появиться. 3 Оно глядит на ложь, но ею не обмануто. 4 Оно не уделяет внимания воплям самобичевания грешников, безумных в своей вине. 5 Гдядя на них спокойным взором, оно просто говорит: «Мой брат, то, что ты думаешь, не истинно».
8. Сила прощения – в его честности, столь непорочной, что оно видит иллюзии как иллюзии, а не как истину. 2 Именно благодаря этому оно срывает маску с лица лжи, становится великим реставратором простой истины. 3 Благодаря способности не замечать того, чего нет, оно освобождает дорогу истине, которую загородили сны вины. 4 Теперь ты свободен следовать путем, открытым для тебя твоим истинным прощением. 5 Ведь если один брат получил от тебя подобный дар, то дверь открыта и для тебя.
9. Есть очень простой способ найти дверь к подлинному прощению и воспринять ее широко и приветливо распахнутой. 2 Когда ты чувствуешь соблазн обвинить кого-либо в каком-либо грехе – не разрешай своему разуму задерживаться на том, что он, по-твоему, сделал, поскольку это будет самообман. 3 А вместо этого спроси: «Стал бы я обвинять в этом себя?»
10. Так ты увидишь альтернативы для выбора в том аспекте, который делает выбор осмысленным и сохраняет твой разум свободным от вины и боли, то есть таким, каким его замыслил Сам Господь и каков он есть поистине. 2 Ведь осуждает только ложь. 3 А в истине невинность есть всё, что есть. 4 Прощение стоит между иллюзиями и истиной; меж миром, видимым тобой, и тем, что лежит за ним; между адом вины и Небесными вратами.
11. За тем мостом, могучим, как любовь, которая его благословила, все сны злобы, ненависти и атак принесены в безмолвии к истине. 2 Здесь их не сохраняют, чтобы, раздувшись и грозя, они повергли в ужас глупца-сновидца, поверившего в них. 3 Он мягко пробужден от сна, поняв: того, что как ему казалось, он видел, не было вовсе. 4 И ныне он не ощущает, что в избавлении ему было отказано.
12. Чтобы спасти себя, сновидцу не нужна борьба. 2 Не нужно побеждать драконов, которые, как он считал, преследуют его. 3 Не нужно возводить тяжелых стен из камня с железными дверьми, которые, как он считал, обеспечат ему безопасность. 4 Он может снять тяжелые и бесполезные доспехи, что сковывали его разум отчаянием и страхом. 5 Поступь его легка, и в каждом отпечатке его стопы оставлена звезда, путь указующая тем, кто следует за ним.
13. В прощении необходимо практиковаться, поскольку мир не может ни воспринять его смысла, ни дать наставника, чтобы учить тебя всей благости прощения. 2 Нет такой мысли во всем мире, которая вела бы к пониманию законов, которым оно следует, или той Мысли, которую оно отражает. 3 Оно столь же чуждо миру, как твоя собственная реальность. 4 Меж тем оно соединяет твой разум с реальностью в тебе.
14. Сегодня мы практикуем подлинное прощение, чтобы больше не откладывать время единения. 2 Ведь мы желаем встречи со своей реальностью в свободе и покое. 3 Своей практикой мы оставляем следы, освещающие путь всем нашим братьям, идущим за нами к реальности, которую мы разделяем с ними. 4 Давай же отдадим сегодня дважды по четверть часа осуществлению этого и проведем их с Наставником, Который понимает смысл прощения и был послан нам, чтобы учить ему. 5 Давай попросим Его:
6 Дай мне воспринять прощение таким, какое оно есть.
15. Затем, следуя Его совету, выбери одного брата и перечисли один за другим его «грехи», пришедшие тебе на ум. 2 Уверься, что не задерживаешься ни на одном из них, но осознай, что используешь его «проступки» лишь во спасение мира от всех идей греха. 3 Кратко припомни все злобные намерения, которые приписывал ему, каждый раз спрашивая себя: «Осудил бы я за это самого себя?»
16. Пусть он освободится от всех твоих мыслей о его греховности. 2 И ты теперь готов к свободе. 3 Если ты до сих пор практиковался честно и охотно, то начнешь ощущать подъем и облегчение в груди, почувствуешь глубокое и несомненное освобождение. 4 Оставшееся время нужно отдать опыту избавления от тяжелых цепей, которыми ты стремился опутать брата, опутав вместо этого себя.
17. Прощение нужно практиковать в течение дня, поскольку еще много раз ты забудешь его смысл и нападешь на самого себя. 2 Когда это случится, позволь своему разуму видеть эту иллюзию насквозь, пока ты говоришь себе:
3 Дай мне воспринять прощение таким, какое оно есть. 4 Разве я в этом обвиню себя? 5 Я не опутаю себя подобной цепью.
6 И что бы ни делал, помни:
7 Никто не распят в одиночку, но и в Царство Небесное поодиночке не войти.