Курс Чудес

Unknown

Глава 4
ИЛЛЮЗИИ ЭГО

Введение

1. В Библии говорится, что если брат попросит тебя пройти с ним одно поприще, пройди с ним два. 2 Определенно, здесь не содержится совета задерживать его в пути. 3 Преданность брату не может быть помехой и на твоем пути. 4 Она ведет только к взаимному прогрессу. 5 Результат подлинной и беззаветной преданности есть вдохновение – слово, которое, правильно понятое, есть антипод усталости. 6 Быть усталым – значит быть неодухотворенным, а быть одухотворенным – значит быть в духе. 7 Быть эгоцентричным – значит быть бездуховным, но быть сосредоточенным на Я в его истинном смысле – значит быть одухотворенным, или в духе. 8 Истинно одухотворенные – светлы и неспособны пребывать во тьме.

2. Ты можешь по собственному выбору стать выразителем либо эго, либо духа. 2 Если ты выражаешь дух, ты выбрал: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог». 3 Это одухотворенные слова, ибо они отражают знание. 4 Но, выражая эго, ты отрицаешь, а не подтверждаешь знание, и этим делаешь себя бездуховным. 5 Так не пускайся же в пустые странствия, ибо они и впрямь бесплодны. 6 Возможно, для эго они желанны, но дух не странствует, ибо вовеки он не согласится покинуть свой Источник.

3. Крестный путь должен стать последним «бесполезным странствием». 2 Не задерживайся на нем, оставь его как уже пройденный. 3 Если ты можешь принять его как собственное последнее бесполезное странствие, то ты свободен, чтобы присоединиться к моему воскресению. 4 Пока ты этого не сделал, жизнь твоя, несомненно, тратится впустую. 5 Снова и снова в ней проигрывается разделение, утрата силы, бесплодные попытки эго возместить ее и, наконец, распятие тела, или смерть. 6 Эти повторы бесконечны, пока от них не отказываются добровольно. 7 Не делай жалкой и ошибочной попытки «держаться за тяжкий крест». 8 Единственная весть распятия состоит в том, что ты способен этот крест преодолеть. 9 А до тех пор ты волен распинать себя так часто, как будет твоей душе угодно. 10 Это не то Евангелие, которое я намеревался предложить тебе. 11 Нам предстоит иное странствие, и если ты будешь со вниманием читать эти уроки, они помогут подготовить тебя к началу пути.

I. Правильно учить и правильно учиться

1. Хороший учитель поясняет и закрепляет свои идеи, обучая им. 2 В процессе обучения учитель и ученик уподоблены друг другу. 3 Они находятся в одном порядке постижения, и если они не разделяют свои уроки, то не появится и убежденность. 4 Хороший учитель должен не только верить в свои идеи, но и удовлетворять еще одному условию: верить в учеников, которым он предлагает свои идеи.

2. Многие стоят на страже своих идей, ибо желают сохранить свою систему мышления неизменной, а обучение означает перемену. 2 Перемена всегда пугает разделенных из-за их неспособности увидеть в ней движение от разделения к исцелению. 3 Они всегда воспринимают ее как шаг к дальнейшему разделению, поскольку разделение было их первым опытом перемен. 4 Ты веришь, что, оградив свое эго от перемен, найдешь покой. 5 Подобная глубоко укоренившаяся путаница возможна лишь в том случае, если ты утверждаешь, что одна система мышления может покоиться на двух фундаментах. 6 Ничто от эго не в состоянии коснуться духа, ничто от духа не может достигнуть эго. 7 Дух не способен ни усилить эго, ни погасить конфликт внутри него. 8 Эго – это противоречие. 9 Твоё и Божье Я – в оппозиции. 10 Противоположны их источники, их направления и исход. 11 Они непримиримы в своей основе, ведь дух не воспринимает, а эго не может знать. 12 И следовательно, между ними нет и не может быть общения. 13 Но тем не менее эго способно постигать, хотя его создателю присуще заблуждаться. 14 Однако ему не сделать полностью безжизненным то, в чем жизнь есть данность.

3. Дух не нуждается в обучении, для эго же оно необходимо. 2 Обучение воспринимается со страхом, ибо оно, в конечном счете, ведет к отказу от эго, а не к уничтожению его, к свету духовному. 3 Подобной перемены эго должно бояться, ибо оно не разделяет моего милосердия. 4 Мой урок был подобен твоему, и поскольку я выучил его, то сам могу ему учить. 5 Я никогда не нападу на твое эго, но я стараюсь показать тебе, как возникла его система мышления. 6 Когда же я напоминаю тебе о твоем истинном сотворении, эго не может реагировать иначе, как со страхом.

4. Учась и обучая, ты нынче обретаешь большую силу, ибо то и другое дает тебе возможность изменять собственное мышление и в том же помогать другим. 2 Отказываясь изменить свой образ мыслей, не доказать, что разделения не было. 3 Сновидец, усомнившийся во сне в реальности своего сна, не исцеляет расщепления в разуме. 4 Ты видишь сон об отчужденном эго и веришь в мир, который зиждется на нем. 5 Всё это для тебя вполне реально. 6 Не изменив воззрения на мир, его не упразднить. 7 Если ты пожелаешь отказаться от роли стража своей мыслительной системы, если откроешь ее мне, я очень бережно ее исправлю и поведу тебя обратно к Богу.

5. Каждый хороший учитель надеется передать своим ученикам как можно больше из постигнутого им самим, чтобы в один прекрасный день стать им ненужным. 2 Это единственная подлинная цель учителя. 3 Но эго в том не убедить, ибо это противоречит всем его законам. 4 Помни, однако, что цель законов – обеспечить долговечность той системы, которой предан их создатель. 5 Естественно, что эго, как только создано тобой, будет стремиться защитить себя, но неестественно твое желание повиноваться его законам, разве что ты и сам в них веришь. 6 Эго не в состоянии сделать подобный выбор в силу своей природы. 7 Тебе же он доступен в силу твоей.

6. Эго могут столкнуться в любой ситуации, дух же не сталкивается ни с чем. 2 Воспринимая учителя просто как «большее эго», ты будешь его бояться, ибо с увеличением эго растет тревога, связанная с разделением. 3 Я буду обучать с тобой и жить с тобой, если ты станешь мыслить вместе со мной, но постоянной моею целью будет твое конечное освобождение от необходимости в учителе. 4 Такая цель противоположна цели учителя, побуждаемого эго. 5 Он озабочен лишь эффектом, производимым его эго на остальные, и, следовательно, толкует их взаимодействие как средство сохранения эго. 6 Я бы не посвятил себя учительству, если бы верил в это, и ты не станешь преданным учителем, пока веришь в это. 7 Меня всегда воспринимали как учителя либо превозносимого, либо отвергаемого, но я не принимаю ни того, ни другого восприятия.

7. Ценность твоя не обусловлена учительством или учебой. 2 Ее определил Всевышний. 3 Пока ты оспариваешь это, всё, что ты делаешь, будет сопровождаться страхом, в особенности в ситуации, располагающей к вере в превосходство или неполноценность. 4 Учителя должны быть терпеливы и повторять свои уроки до полного их усвоения. 5 Я это делаю охотно, ибо не вправе устанавливать тебе пределы постижения. 6 Я повторяю: ничто – ни твои действия, ни мысли, ни желания – не обуславливает твоей ценности. 7 Это не подлежит обсуждению, разве что в заблуждениях. 8 Твоему эго ничто не угрожает, ибо Господь не сотворил его. 9 А духу твоему ничто не угрожает именно потому, что Бог сотворил его. 10 Любая путаница в этом смысле иллюзорна, и никакая форма преданности невозможна, пока эта иллюзия жива.

8. Каждую ситуацию эго стремится обратить в некую форму хвалы себе с целью преодолеть свои сомнения. 2 Оно останется в сомнениях, пока ты веришь в его существование. 3 Ты, сам его создавший, не можешь доверять ему, поскольку в здравомыслии своем осознаешь его нереальность. 4 Единственно разумным решением здесь будет не старание – изменить реальность, что было бы действительно пугающей попыткой, а принятие реальности такой, какая она есть. 5 Ты – часть реальности, остающейся неизменной, недосягаемой для твоего эго, для духа же – легкодоступной. 6 Преследуемый страхом, остановись и познай, что Бог реален, а ты есть Сын Его возлюбленный и на тебе – Его благоволение. 7 Не позволяй своему эго оспаривать это, ибо оно не может знать столь для него недосягаемое, как ты.

9. Господь – не автор страха. 2 Ты его автор. 3 Ты предпочел творить не так как Он, поэтому сам для себя создал страх. 4 Ты неспокоен, поскольку не реализуешь свою функцию. 5 Высокую функцию, данную Богом, ты не оправдываешь. 6 И вместо осуществления ее твое эго предпочло ее бояться. 7 По пробуждении ты не сможешь этого понять, ибо это в буквальном смысле невероятно. 8 Не верь невероятному сейчас. 9 Любая попытка придать ему правдоподобие только отсрочит неизбежное. 10 Слово «неизбежное» пугает эго, но радостно для духа. 11 Бог неизбежен, и избежать Его способен ты не более, чем Он тебя.

10. Радость духа пугает эго, ибо, однажды испытав ее, ты лишишь эго всяческой защиты, и твоя заинтересованность в страхе пропадет. 2 Сейчас же твоя ставка на него огромна, поскольку страх – свидетель разделения, и эго твое ликует при каждом подтверждении разделения. 3 Оставь его! 4 Не сохраняй его и не внимай ему! 5 Внимай только Предвечному, Кто не способен на обман, как не способен на обман дух, Богом сотворенный. 6 Освободи себя и остальных. 7 Ложной и недостойной картины самого себя не представляй другим и сам не принимай от них такой картины их самих.

11. Эго построило тебе убогую и жалкую обитель, поскольку по-другому строить оно не может. 2 Не укрепляй сей обветшалый дом. 3 В его слабости – твоя сила. 4 Только Господь способен создать дом, достойный Его творений, которые решили оставить дом пустым, выбрав отказ от права жизни в нем. 5 Однако вечен Его дом, готовый тебя принять, когда бы ты ни выбрал в него прийти. 6 Ни на мгновение не сомневайся в этом. 7 Бог в той же мере неспособен творить бренное, как эго – создать вечное.

12. Ведомый эго, ты ничего не можешь сделать, чтобы спасти себя и остальных; ведомый духом, ты в силах сделать всё для своего и их спасения. 2 Смирение – урок для эго, а не для духа. 3 Дух – за пределами смирения; осознавая собственную лучезарность, он с радостью изливает на всё свой свет. 4 «Кроткие наследуют землю», поскольку эго их скромны, а потому вернее восприятие. 5 Царство Небесное есть право духа, чья красота и благородство вне сомнений, за гранью восприятия и вечно символизируют Любовь Единого к Своим творениям, Его и только Его достойным. 6 Ничто другое не будет подобающим даром творению Самого Бога.

13. Если ты пожелаешь, я заменю тебе твое эго, но не дух. 2 Отец спокойно оставляет свое дитя со старшим братом, который доказал, что он отцовского доверия достоин, но это не порождает путаницы по поводу происхождения самого дитя. 3 Брат может защитить тело ребенка и его эго, но, делая это, он не путает себя с отцом. 4 Ты можешь мне доверить и тело твое, и эго, чтобы освободить себя от всех забот о них, а мне позволить учить тебя их незначительности. 5 Я бы не смог понять их значимости для тебя, если бы сам однажды не подвергся искушению в них поверить. 6 Давай же вместе постигать этот урок, чтобы освободиться вместе и от того, и от другого. 7 Мне нужны преданные учителя, которые разделят со мною цель – исцеление разума. 8 Дух превосходит всякую необходимость в твоей или моей защите. 9 Зпомни:

10 В сем мире тебе совсем не обязательно страдать, ибо Я победил мир.

11 Вот почему ты должен быть исполнен радости.

II. Эго и ложная автономия

1. Вполне логично задать вопрос: как разум умудрился создать эго? 2 По сути, это лучший из всех вопросов, которые ты мог задать. 3 Однако нет смысла отвечать на него в свете прошлого, ведь прошлое не имеет значения, и всей истории не существовало бы, если бы те же самые ошибки не повторялись в настоящем. 4 Абстрактная мысль применима к знанию, поскольку знание целиком безлично, поэтому примеры безотносительны для его понимания. 5 Восприятие же всегда специфично и, следовательно, весьма конкретно.

2. Каждый создает собственное эго, или свое я, которое открыто для бесчисленных изменений в силу своей нестабильности. 2 И каждый также создает эго всех тех, кого воспринимает, и вариациям их равно несть числа. 3 Их взаимодействие есть процесс, видоизменяющий обе стороны, ибо они не созданы Неизменным или же вместе с Ним. 4 Важно понять, что эти изменения могут происходить и происходят с равной вероятностью, имеет ли место взаимодействие в разуме или при непосредственном физическом общении. 5 Мысли о чьем-то эго столь же эффективны для изменения связанного с ним восприятия, как и физическое общение. 6 Нет лучшего примера в подтверждение того, что эго – всего-навсего идея, а не факт.

3. Твое собственное умонастроение – хороший пример того, как создавалось эго. 2 Когда ты отринул знание, то получилось, будто ты никогда им и не обладал. 3 Это столь очевидно, что нужно лишь признать это, чтобы увидеть: так оно и есть. 4 А если это происходит в настоящем, что же удивительного, что так было и в прошлом? 5 Удивление – логичная реакция на что-то незнакомое, а не на то, что происходит с таким завидным постоянством. 6 Не забывай, однако, что разуму совсем не обязательно функционировать подобным образом, хоть только так он и функционирует сейчас.

4. Подумай о любви животных к своему потомству, об их потребности заботиться о нем. 2 Это объясняется тем, что они воспринимают свое потомство как часть самих себя. 3 Никто не расстается с тем, что считает частью себя. 4 Ты реагируешь на свое эго в основном так же, как Бог относится к Своим творениям: с любовью, милосердием, заботой. 5 Твои реакции в отношении созданного тобою «я» не вызывают удивления. 6 По сути они во многом сходны с тем, как ты в один прекрасный день начнешь относиться к своим подлинным творениям, столь же вневременным, как и ты. 7 Вопрос не в том, как ты отвечаешь эго, а в том, что ты, по-твоему, такое. 8 Вера есть функция эго, и, пока твое происхождение открыто для веры, ты будешь на него смотреть с точки зрения эго. 9 Когда отпадет необходимость в обучении, ты просто будешь знать Бога. 10 Вера в то, что существует и другой способ восприятия, – самая возвышенная идея, доступная мышлению эго. 11 И только потому, что в ней содержится намек на признание, что твое эго – не твое Я.

5. Развенчание системы мышления эго должно восприниматься как болезненный процесс, хоть это и далеко от истины. 2 Младенцы исступленно голосят, когда у них отбирают острые предметы, хотя в противном случае они легко могли бы себя поранить. 3 Ты в этом смысле всё еще дитя. 4 У тебя нет реального чувства самосохранения, и ты, скорее всего, сочтешь, что нуждаешься именно в том, что причинит тебе наибольший вред. 5 Однако осознаешь ты сейчас это или нет, ты согласился соучаствовать в попытке стать безобидным и полезным – качества, которые должны сопутствовать друг другу. 6 Но даже к этому твое отношение противоречиво, поскольку всякое отношение обусловлено эго. 7 Но не надолго. 8 Будь терпелив какое-то время и помни, что исход так же несомненен, как Сам Бог.

6. Лишь те, кому присуще подлинное и устойчивое ощущение изобилия, могут быть истинно щедры. 2 Эта идея прояснится, если понять, что за ней стоит. 3 Для эго что-либо отдать – значит без этого остаться. 4 Ассоциируя дар с жертвой, ты отдаешь лишь потому, что надеешься каким-то образом получить взамен нечто лучшее, а посему и обойтись без отданного. 5 «Дать, чтобы получить» есть непреложный закон эго, которое всегда оценивает себя в соотношении с другими эго. 6 Поэтому оно одержимо бессменной верой в недостаточность, которая его и породила. 7 Эго воспринимает другие эго как реальные в попытке убедить себя в собственной реальности. 8 «Чувство собственного достоинства» в терминах эго означает всего лишь то, что эго обмануло самое себя, посчитав себя реальным, так сделавшись на время менее хищным. 9 Это «чувство собственного достоинства» всегда уязвимо для стресса, если под ним понимать любую воспринимаемую эго угрозу своему существованию.

7. Эго в буквальном смысле живет сравнениями. 2 Равенство выше его понимания, поэтому добросердечие становится немыслимым. 3 Эго никогда не дает от изобилия, ведь оно создано как замещение ему. 4 Вот почему концепция «получения» возникла в системе мышления эго. 5 Аппетиты суть механизмы «получения», представляющие потребность эго в самоутверждении. 6 И это справедливо как для аппетитов плоти, так и для так называемых «высших потребностей» эго. 7 Аппетиты плоти не физического происхождения. 8 Эго считает тело своим домом, стараясь через него удовлетворить свои запросы. 9 Однако сама идея такой возможности – решение разума, который пребывает в полном смятении по поводу того, что вообще возможно.

8. Эго верит в свою полную самостоятельность, что является просто другим вариантом его веры в собственное происхождение. 2 Но это состояние вызывает у него настолько сильный страх, что ему остается либо обратиться к другим эго и постараться объединиться с ними в беспомощной попытке отождествления, либо напасть на них в равно беспомощном показе своей силы. 3 Оно, однако, не свободно открыть для сомнений собственную предпосылку, поскольку эта предпосылка – его фундамент. 4 Эго есть вера разума в свою полнейшую автономию. 5 И нескончаемые его попытки добиться признания духа и этим утвердить свое существование бесплодны. 6 Дух в своем знании не осведомлен об эго. 7 Дух на него не нападает, он просто неспособен о нем помыслить. 8 И хотя эго в равной мере в неведении относительно духа, оно, тем не менее, воспринимает себя как отвергнутое чем-то гораздо большим, нежели оно само. 9 Вот почему чувство собственного достоинства, как его понимает эго, должно быть иллюзорным. 10 Творения Божьи мифов не творят, хотя их творческую способность возможно обратить и к мифологии. 11 Но только при одном условии: сотворенное ими уже не будет обладать животворящей силой. 12 Мифы целиком и полностью – продукт восприятия; они настолько двусмысленны по форме, столь характерна для них природа добра и зла, что даже самые великодушные из них не лишены пугающих оттенков.

9. Мифы и магия довольно тесно связаны, поскольку мифы имеют отношение к происхождению эго, а магия – к тем силам, которые эго приписывает себе. 2 Мифологические системы, как правило, включают в себя некий сюжет «сотворения», ассоциируя его с определенной формой магии. 3 Так называемая «борьба за выживание» это стремление эго сохранить себя и собственную интерпретацию своего начала. 4 Его начало обычно ассоциируется с физическим рождением, поскольку трудно подтвердить существование эго до этого момента. 5 Более «дотошные» его ревнители считают, что душа существовала раньше и будет продолжать свое существование после временного падения в жизнь эго. 6 Некоторые даже верят, что душа будет наказана за это нисхождение. 7 Спасение, однако, несоотносимо с духом, который вне опасности, а посему и не нуждается в спасении.

10. Спасение – не более чем здравомыслие, которое не есть Единомыслие Святого Духа, но его надо достичь, прежде чем восстановится Единомыслие. 2 Здравомыслие автоматически ведет к следующему шагу, поскольку правильное восприятие полностью лишено агрессии, и, значит, ложное мышление в нем исключено. 3 Эго не может выжить без суждения, и, соответственно, оно оставлено. 4 Тогда для мыслей в разуме осталось одно-единственное направление. 5 Им разум следует всегда непроизвольно, ибо оно диктуется системой мышления, которой он привержен.

11. Не будет слишком частым напоминание о том, что исправление восприятия есть временная мера. 2 Она необходима, поскольку ложное восприятие блокирует знание, в то время как правильное восприятие – шаг на пути к нему. 3 Вся ценность правильного восприятия заключена в неизбежном осознании ненужности любого восприятия. 4 Этим полностью снимается блок. 5 Ты можешь спрашивать «возможно ли подобное?», пока есть видимость твоего существования в этом мире. 6 Это вопрос вполне логичный. 7 Однако здесь необходима большая осторожность и уверенность, что ты действительно понимаешь свой вопрос. 8 Кто «ты», живущий в этом мире? 9 Дух бессмертен, а бессмертие есть неизменное состояние. 10 Это так же истинно сейчас, как было или когда-либо будет, ибо бессмертие подразумевает абсолютную неизменяемость. 11 Оно не есть континуум и не познается в сравнении с его противоположностью. 12 Знание никогда не пользуется сравнениями. 13 В этом его главное отличие от всего, что возможно охватить разумом.

III. Любовь без конфликта

1. Трудно понять, что означают слова «вот Царство Божие внутрь вас есть». 2 Они непостижимы для эго, толкующего их как нечто внешнее – внутри, а это не имеет смысла. 3 Слово «внутри» вообще необязательно. 4 Царство Божье есть ты. 5 Что еще, если не тебя, сотворил Предвечный и что, если не ты, есть Его Царство? 6 В этом и состоит весть Искупления – та весть, что в полноте своей превосходит сумму отдельных ее частей. 7 У тебя тоже есть Царство, сотворенное твоим духом. 8 И он не перестал творить из-за иллюзий эго. 9 Твои творения – не более сироты, чем ты сам. 10 Эго твое и дух не станут со-творцами, но дух твой и твой Творец будут ими всегда. 11 Не сомневайся, творения твои сохранны в той же мере, что и ты.

12 Царство Небесноеедино и полностью защищено, и эго никогда его не одолеть. 13 Аминь.

2. Это написано в форме молитвы, поскольку она полезна в минуты искушений. 2 Это декларация независимости. 3 Она послужит тебе с пользой, если ты полностью ее поймешь. 4 Тебе необходима моя помощь в силу того, что ты отверг своего собственного Наставника, поэтому нуждаешься в водительстве. 5 Моя роль – отделять истину от лжи, чтоб истина смогла пробиться сквозь барьеры эго и осиять твой разум. 6 Нашей совместной силы эго не одолеть.

3. Теперь становится понятно, почему эго считает дух своим «врагом». 2 Эго возникло в результате разделения, и продолжительность его существования зависит от твоей продолжающейся веры в разделение. 3 Эго каким-то образом должно вознаградить тебя за поддержание этой веры. 4 Но всё, что оно может предложить, – это лишь ощущение бренности существования, пришедшего с рождением эго и уходящего с его концом. 5 Эго убеждает тебя, что эта жизнь и есть твое существование, поскольку она – существование его. 6 В противовес этому чувству бренности дух предлагает тебе знание постоянства и неколебимости бытия. 7 Познав подобный опыт в откровении, уже нельзя всецело верить эго. 8 Разве сравнится жалкое его подношение с великолепным Господним даром?

4. Ты, отождествивший себя с собственным эго, не можешь верить в любовь Господа к тебе. 2 Ты не любишь тобою созданное, а созданное тобой не любит тебя. 3 Созданное из отрицания Отца, эго не знает преданности своему создателю. 4 Тебе не понять подлинных взаимоотношений, существующих между Богом и Его творениями из-за ненависти к тому я, что создано тобою. 5 Ты проецируешь на эго свое решение существовать отдельно, а это входит в конфликт с любовью, которую ты чувствуешь к нему как к своему созданию. 6 В сем мире нет любви, свободной от подобной двойственности, и, поскольку никакое эго не испытало любви иной, сама концепция иной любви – вне понимания эго. 7 Любовь войдет мгновенно в любой истинно пожелавший ее разум, только он должен ее поистине желать. 8 А это означает неколебимое желание любви, ибо в таком желании полностью отсутствует присущее эго «стремление получить».

5. Есть опыт, столь отличный от всего, что предлагает эго, что, пережив его, ты уже не захочешь его утаить или снова скрыть. 2 Необходимо повторить, что только твоя вера в тьму и сокрытие препятствует проникновению света. 3 В Библии есть много упоминаний о неисчислимых дарах, уготованных тебе, которые, однако, ты должен попросить. 4 Это не такое условие, как их обычно ставит эго. 5 Это великолепное условие того, что есть ты.

6. Нет силы, за исключением твоей воли, достаточно могущественной или достойной, чтобы вести тебя. 2 В ней ты свободен, как Сам Бог, и остаешься таким навечно. 3 Попросим же Отца во имя мое хранить в тебе сознание Его Любви к тебе, а твоей – к Нему. 4 Он никогда не оставляет такую просьбу без ответа, ибо она о том, что Он уже велел. 5 К просящим искренне ответ придет всегда. 6 Пусть у тебя не будет других богов «перед лицем Его», ибо других богов не существует.

7. Тебе и в голову не приходило отказаться от всех своих идей, противодействующих знанию, которые ты когда-либо имел. 2 Ты сохраняешь тысячи мизерных клочков страха, мешающих приходу Святого Божьего. 3 Свет неспособен пробиться через толщу стен, тобою возведенных, чтобы блокировать его, а он не разрушает тобою созданного. 4 Никто не проникает взглядом через стену, но мне под силу обойти ее. 5 Тщательно выявляй остатки страха в своем разуме, иначе ты не сможешь попросить меня об этом. 6 Я могу помочь тебе только так, как сотворил нас наш Отец. 7 Я буду любить тебя и чтить тебя, всецело уважать тобою созданное, но я не поддержу его, если оно не истинно. 8 Тебя покинуть я способен не более, чем Бог, однако, пока ты выбираешь уход от самого себя, я должен ждать. 9 Поскольку я жду в терпении и в любви, ты непременно искренне меня попросишь. 10 Я появлюсь в ответ на первый же твой недвусмысленный призыв.

8. Внимательно следи и понимай, о чем же ты на самом деле просишь. 2 Будь честен с самим собой, ведь друг от друга мы не должны ничего скрывать. 3 Действительно стараясь сделать это, ты предпринимаешь первый шаг в подготовке твоего разума к вхождению Святого Божьего. 4 Мы подготовимся к Его приходу вместе, ибо, как только Он придет, ты будешь готов помочь мне подготовить к Нему другие разумы. 5 Как долго ты намерен отказывать Ему в Его Царстве?

9. В твоем разуме, хоть и отрицаемом эго, есть декларация твоей свободы. 2 Господь дал тебе всё. 3 Уже один лишь этот факт говорит о том, что эго не существует, и это повергает его в глубокий страх. 4 На языке эго «иметь» и «быть» различны, но они идентичны для Святого Духа. 5 Святой Дух знает, что ты имеешь всё и есть всё. 6 Различие в этих понятиях приобретает смысл только тогда, когда идея «получения», предполагающая недостаточность чего-то, уже была принята. 7 Вот почему мы не делаем различий между иметь Царство Божие и быть Царством Божьим.

10. Спокойное бытие Царства Божьего, которое твой здравый разум вполне осознает, жестоко изгоняется из части разума, которой правит эго. 2 Эго в отчаянии, ведь противостоит оно буквально неодолимой силе, неважно, спишь ты или бодрствуешь. 3 Подумай, с каким рвением ты защищаешь свое эго и как немного у тебя желания защитить свой здравый разум. 4 Кто, если не безумный, сначала поверит в ложь, а после станет защищать ее ценою истины?

IV. Так быть не должно

1. Если тебе не слышен Голос, Глашатай Божий, то только потому, что ты предпочитаешь его не слышать. 2 А то, что ты внимаешь голосу эго, подтверждается твоим отношением к чему бы то ни было, твоими чувствами и поведением. 3 Но это – всё, чего ты хочешь. 4 За сохранение чего борешься и что желаешь удержать. 5 Твой разум полон уловок для спасения «лица» твоего эго, и ты не ищешь лик Христа. 6 Стекло, в котором эго ищет собственное отражение, и впрямь тускло. 7 Как еще ему поддерживать трюк своего существования, если не с помощью зеркал? 8 Однако где себя искать – решать тебе.

2. Я уже говорил, что, изменяя поведение, мышление изменить нельзя, но я неоднократно повторял, что ты способен изменить мышление. 2 Когда по настроению своему ты понимаешь, что сделал неверный выбор (а так случается всегда, когда ты не исполнен радости), знай, что так быть не должно. 3 В каждом подобном случае ты мыслил ложно о каком-то сотворенном Богом брате и воспринимаешь образы, созданные эго, сквозь мутное стекло. 4 Честно подумай, о чем помыслил ты не так, как мыслит Бог, о чем ты не помыслил так, как Он тебе желал. 5 Чистосердечно ищи то, что сделал и, соответственно, оставил неустраненным; затем измени свое мышление, приведя его в согласие с мышлением Божьим. 6 Это может показаться трудным; на деле же мыслить в согласии с Божьим Разумом намного легче, чем мыслить наперекор ему. 7 Твой разум един с Господним Разумом. 8 Отрицание этого и инакомыслие поддерживали жизнь твоего эго, зато буквально расщепляли разум. 9 Как любящий брат я глубоко озабочен твоим мышлением и призываю тебя следовать моему примеру: в себе и брате видеть великолепные творения великолепного Отца.

3. Когда ты грустен, знай, что так быть не должно. 2 Депрессия приходит от ощущения недостатка того, что ты желаешь, но не имеешь. 3 Вспомни, что ты ничем не обойден, разве что своим собственным решением, затем реши иначе.

4. Когда бы ни овладела тобой тревога, пойми, что беспокойство всегда приходит от своенравия эго, но так быть не должно. 2 Будучи бдительным к велениям эго, ты можешь быть как против них, так и за них.

5. Когда ты чувствуешь вину, помни, что эго действительно нарушило законы Божьи, но эго, а не ты. 2 Оставь же «грехи» эго мне. 3 Для этого и существует Искупление. 4 Однако, пока ты не изменишь свои мысли о тех, кому твое эго нанесло урон, Искупление не сможет освободить тебя. 5 Пока ты чувствуешь вину, эго командует тобой, ибо лишь эго способно ощущать вину. 6 Но так быть не должно.

6. Оберегай свой разум от соблазнов эго и не давай ему обманывать себя. 2 Оно не предлагает ничего. 3 Отказываясь от этой добровольной без-духовности, ты убедишься, с какою легкостью твой разум обретает фокус, превозмогает усталость и исцеляет. 4 Однако ты недостаточно бдителен к требованиям эго, чтобы разъединиться с ним. 5 А так быть не должно.

7. Привычку единения с Богом и Его творениями легко развить, если активно не позволять разуму ускользнуть в сторону. 2 Проблема вовсе не в концентрации внимания, а в вере, будто никто, включая тебя самого, не стоит постоянного усилия. 3 Будь постоянно на моей стороне против подобного обмана, не позволяя этой убогой вере тянуть тебя назад. 4 Унылые бесполезны самим себе и мне, но только эго способно пребывать в унынии.

8. Задумывался ли ты над тем, сколько возможностей порадовать себя у тебя было и от скольких из них ты отказался? 2 Сила Божьего Сына безгранична, но он способен ограничить проявление этой силы в той мере, в которой пожелает. 3 Твой разум, соединившийся с моим, может прогнать своим сиянием эго, высвобождая силу Бога для мыслей твоих и дел. 4 На меньшее, чем это, не соглашайся и, кроме этого, ничто не принимай как свою цель. 5 Зорко ищи в своем разуме любое убеждение, способное помешать осуществлению этой цели, и, найдя его, отказывайся от него. 6 Суди, насколько ты в этом преуспел, по своим чувствам, ибо это единственное верное употребление суждения. 7 Как и любой другой защитой, суждением можно пользоваться и для атаки, и для защиты, им можно ранить и исцелить. 8 Эго должно подвергнуться суду и быть признано несостоятельным. 9 Без твоей преданности, защиты и любви эго существовать не может. 10 Пусть оно будет воистину судимо, тебе же нужно лишить его и преданности, и заботы, и любви.

9. Ты – зеркало истины, в котором Сам Господь сияет в совершенном свете. 2 Тусклому зеркалу эго скажи, что ты не станешь в него смотреть, поскольку знаешь, что его образы фальшивы. 3 Затем позволь Святому Божьему сиять тебе в покое, зная, что только так и должно быть. 4 Разум Его сиял тебе при твоем сотворении и вызвал к жизни твой разум. 5 Разум Его, по-прежнему в тебе сияя, должен сиять через тебя. 6 Эго твое не в состоянии помешать Ему сиять в тебе, но оно может помешать Ему сиять через тебя.

10. Первое пришествие Христа есть просто иное имя для творения, ибо Христос есть Божий Сын. 2 Второе Его Пришествие означает конец господства эго и исцеление разума. 3 Я сотворен подобно тебе в первом и призывал тебя соединиться со мною во втором. 4 Я в ответе за Второе Пришествие, и мое суждение, используемое только для защиты, не может быть неверным, ибо в нем нет атаки. 5 Твое суждение могло быть столь искажено, что ты поверил: я допустил ошибку, избрав тебя. 6 Смею тебя уверить, что это ошибка твоего эго. 7 Не ошибись, приняв ее за смирение. 8 Эго пытается убедить тебя, будто оно реально, а я – нет, поскольку если я реален, то не более реален, чем ты. 9 Знание этого (а уверяю тебя, это и есть знание) означает, что Христос пришел в твой разум и исцелил его.

11. Я не нападаю на твое эго. 2 Но я работаю с твоим высшим разумом, обителью Святого Духа, спишь ты или бодрствуешь, равно как эго работает с твоим низшим разумом – его прибежищем. 3 Я – твоя неусыпная бдительность в этом, поскольку слишком глубоко твое смятение, чтобы узреть собственную надежду. 4 Я не ошибся. 5 Твой разум выберет единение с моим, а вместе мы непобедимы. 6 Ты и твой брат еще соберетесь вместе во имя мое, и ваше здравомыслие будет восстановлено. 7 Я мертвых воскрешал знанием того, что жизнь есть вечный атрибут всего, сотворенного живым Богом. 8 Так почему же ты считаешь, что мне труднее вдохновить бездуховных или придать стабильность неустойчивым? 9 Я не верю в степени трудности в чудесах, но ты в них веришь. 10 Я позвал – и ты ответишь мне. 11 Я понимаю, что чудеса естественны, поскольку они – выражения любви. 12 И мой призыв к тебе столь же естественен, как твой ответ, и столь же неизбежен.

V. Иллюзия эго-тела

1. Всё вместе содействует ко благу. 2 И в этом нет исключений, разве что в суждении эго. 3 Эго на редкость бдительно к тому, что оно пропускает в сознание, а это – не лучший способ поддерживать в разуме устойчивое равновесие. 4 Эго становится всё неустойчивей, ибо скрывает от твоего сознания свои первичные побуждения и возводит в доминанту контроль, а не здравомыслие. 5 Для этого у эго есть все основания в соответствии с той системой мышления, которая дала ему начало и которой оно верно служит. 6 Здравое суждение было бы наверняка не в пользу эго, поэтому в интересах его самосохранения здравое суждение должно быть изгнано.

2. Главным источником такого неустойчивого состояния эго служит отсутствие различий между телом и Помыслами Божьими. 2 Помыслы Божьи неприемлемы для эго, поскольку прямо указывают на его небытие. 3 И в силу этого эго либо их искажает, либо отказывается принять. 4 Но ему не заставить их исчезнуть. 5 Поэтому оно старается скрыть не только «неприемлемые» побуждения тела, но также и Мысли Божьи, ибо и то, и другое для него опасно. 6 Озабоченное, главным образом, собственной безопасностью перед лицом угрозы, эго воспринимает их как одно и то же. 7 Таким путем оно пытается предотвратить свое полное уничтожение, что непременно произошло бы в присутствии знания.

3. Любая система мышления, в которой перепутаны Господь и тело, должна быть безумной. 2 Но эта путаница существенна для эго, ибо единственным для него критерием в суждении является присутствие или отсутствие угрозы его существованию. 3 В каком-то смысле страх эго перед Богом по меньшей мере логичен, так как идея Бога действительно рассеивает эго. 4 Но страх перед телом, с которым эго себя так тесно отождествляет, лишен всякого смысла.

4. Тело – обитель эго по его собственному выбору. 2 Это единственное отождествление, где эго ощущает себя в безопасности, поскольку уязвимость тела – его сильнейший аргумент в поддержку убеждения, что ты – не от Бога. 3 На этом убеждении оно неистово настаивает. 4 Но в то же время оно ненавидит тело, считая его обителью, недостойной себя. 5 Здесь и приходит в полное смятение разум. 6 Эго убеждало его в том, что он является частью тела, что тело – его защитник, но ему также сообщают, что тело не может его защитить. 7 В недоумении разум вопрошает: «Где мне искать защиты?», на что эго отвечает: «Обратись ко мне». 8 Разум (не без причины) напоминает эго, что оно само настаивало на отождествлении с телом и что просить защиты у него бессмысленно. 9 На это у эго нет реального ответа, ведь такого ответа не существует, зато у него есть весьма типичное решение. 10 Оно изгоняет из сознания сам вопрос. 11 Вытесненный из сознания, этот вопрос может вызвать и вызывает беспокойство, но на вопрос уже нельзя ответить, ибо его уже нельзя задать.

5. Вопрос «Где мне искать защиту?» задать необходимо. 2 «Ищите и обрящете» не означает слепо и отчаянно искать то, что ты не способен распознать. 3 Осмысленный поиск предпринимается сознательно, сознательно организуется и направляется. 4 Цель нужно четко сформулировать и помнить. 5 Учеба и желание учиться неразделимы. 6 Успех в учебе приходит с верой в ценность для тебя того, что ты стараешься постичь. 7 Однако не всё, чему ты хочешь научиться, имеет продолжительную ценность. 8 Напротив, многое из того, что тебе хочется постичь, может быть выбрано именно в силу непродолжительности своей ценности.

6. Эго видит преимущества в том, чтобы не посвящать себя ничему вечному, поскольку вечное должно идти от Бога. 2 Вечное бытие – функция, которую эго старалось без успеха в себе развить. 3 Эго идет на компромисс в споре о вечном, как, впрочем, и во всем, так или иначе касающемся реального вопроса. 4 Увязнув в незначительных проблемах, эго надеется скрыть подлинный вопрос и отстранить его от разума. 5 Столь характерная для эго занятость несущественным служит именно этой цели. 6 Одержимость заведомо неразрешимыми проблемами – самое любимое из всех средств, препятствующих прогрессу в обучении. 7 Но в этом многообразии тактических уловок есть все же один вопрос, который никогда не задают те, кто их использует: «Для чего оно?» 8 Такой вопрос ты должен научиться задавать применительно ко всему. 9 Какова цель? 10 Какой бы она ни была, она автоматически направит твои усилия. 11 Когда ты принимаешь решение о цели, ты принимаешь и решение относительно будущего усилия, решение которое будет оставаться действенным, пока ты не изменишь своего мышления.

VI. Награды Божьи

1. Эго не узнаёт реального источника «угрозы», и если ты ассоциируешь себя с эго, то не понимаешь ситуацию такой, какая она есть. 2 Лишь твоя преданность эго дает ему над тобой какую-либо власть. 3 Я говорил об эго как об автономном существе, которое действует самостоятельно. 4 Это было необходимо, чтобы убедить тебя: его не сбросить с легкостью со счетов, и чтобы ты осознал, в какой огромной мере твое мышление подвластно эго. 5 Однако мы не можем тут же от него освободиться, ибо пока ты здесь или пока считаешь, что ты здесь, ты непременно будешь видеть себя в конфликте. 6 Эго – не что иное, как часть твоего представления о себе. 7 Твоя другая жизнь течет всё так же непрерывно, ее не тронули и никогда не тронут твои попытки разъединить ее.

2. Учась избавляться от иллюзий, не забывай, что ты в долгу у брата. 2 В таком же, как и у меня. 3 Всякий раз, поступая эгоистично по отношению к другому, ты изменяешь благородному чувству долга и святому восприятию, которое это чувство порождает. 4 Термин «святое» здесь вполне уместен, потому что, постигая свой глубокий долг перед Сыновством, включающим меня, ты подходишь настолько близко к знанию, насколько позволяет восприятие. 5 Разрыв тогда столь мал, что знание может легко излиться через него и устранить его навсегда.

3. Твое доверие ко мне пока невелико, но оно будет возрастать по мере обращения за наставлениями ко мне, а не к своему эго. 2 А результаты всё более будут убеждать тебя, что это – единственно разумный выбор. 3 Познавшему на опыте, что один выбор несет покой и радость, другой – несчастья и хаос, не нужно лишних доказательств. 4 Обучение через поощрения гораздо эффективней обучения через боль, поскольку боль – иллюзия эго, способная вызвать лишь временный эффект. 5 Награды Божьи в то же время мгновенно признаются как вечные. 6 Коль скоро это признание сделано тобою, а не эго, сам факт признания показывает, что ты и твое эго не идентичны. 7 Может быть, ты и веришь, что уже принял это различие, но ты еще ни в коей мере не убежден. 8 Факт твоей веры в необходимость побега от эго тому свидетель, однако от эго не избавиться контролем над ним, унижением или наказанием его.

4. Эго и дух не знают друг о друге. 2 Разделенный разум может поддерживать разделение только с помощью диссоциации. 3 Использовав ее, он отрицает все воистину естественные импульсы не потому, что эго – отдельная сущность, а в силу твоего желания верить, что ты – отдельная сущность. 4 Эго есть средство поддержания подобной веры, но лишь твое решение пользоваться этим средством продлевает ему жизнь.

5. Разве научишь кого-либо ценить то, что он намеренно отверг? 2 Ведь он, должно быть, и отказался от этого лишь потому, что не ценил его. 3 Ты можешь только показать ему, как он несчастен без отвернутого им, и постепенно приближать это к нему, дабы он постигал, как утихает его боль по мере приближения к отвергнутому. 4 Это научит его ассоциировать свои страдания с отсутствием того, что он отверг, а ощущения, обратные страданиям, – с его присутствием. 5 Мало-помалу по мере осмысления его ценности отвергнутое становится всё более желанным. 6 Я учу тебя ассоциировать страдание с эго, а радость – с духом. 7 Ты же учил себя обратному. 8 Ты, как и прежде, волен выбирать, но неужели ты и вправду предпочтешь награды эго в присутствии даров Господних?

6. В данный момент мое доверие к тебе гораздо больше, чем твое ко мне, но так не будет вечно. 2 Миссия твоя весьма проста. 3 Тебя просят жить, подтверждая, что ты – не эго, а я не ошибаюсь в выборе каналов Божьих. 4 Святый Божий разделяет мое доверие и принимает мои решения в Искуплении, поскольку моя воля всегда в согласии с Его. 5 Я прежде говорил, что я в ответе за Искупление. 6 И только потому, что, завершив в нем свою роль как человек, я могу ныне завершить его через других. 7 Каналы, выбранные мною, не могут подвести, ибо я наделю их своей силой, пока им не хватает собственной.

7. С тобою я пойду к Святому Твоему, и через мое восприятие Он сможет перекрыть небольшую щель. 2 Твоя благодарность брату – единственный желанный мною дар. 3 Я принесу его за тебя Богу, поскольку знаю, что знать брата и есть знать Бога. 4 Если ты благодарен брату, ты благодарен Богу за Его творение. 5 Через свою признательность ты узнаешь брата, а один миг подлинного признания делает каждого твоим братом, ибо каждый из них – от твоего Отца. 6 Любовь не покоряет всего на свете, но исправляет всё. 7 Поскольку ты есть Царство Божие, я могу повести тебя назад к твоим собственным творениям. 8 Сейчас ты их не узнаёшь, но то, что было разъединено, всё еще существует.

8. Сближаясь с братом, ты приближаешься ко мне, а удаляясь от него, ты удаляешься и от меня. 2 Спасение есть совместное начинание. 3 В нем безуспешны те, кто разобщает себя с Сыновством и, таким образом, со мной. 4 Господь придет к тебе только тогда, когда ты подаришь Его своим братьям. 5 Познай сначала их – и будешь готов услышать Бога. 6 Поскольку функция любви едина.

VII. Творение и общение

1. Хотя и ясно, что содержание какой-то отдельной иллюзии эго не имеет значения, но исправлять ее полезней в конкретном контексте. 2 Иллюзии эго весьма конкретны, хотя разум по своей природе абстрактен. 3 Но с разделением разума часть его становится конкретной. 4 Конкретная часть верит в эго, поскольку эго зависит от конкретного. 5 Эго – это часть разума, которая убеждена, что разделением определяется всё твое существование.

2. Всё, что воспринимает эго, является отдельным целым, без связей, характеризующих бытие. 2 Поэтому эго всегда против общения, за исключением той его формы, которая скорее усугубляет разделение, нежели избавляет от него. 3 Система коммуникаций эго основана на его собственной мыслительной системе, как, впрочем, и всё, что ему подвластно. 4 Его коммуникации контролируются необходимостью в его собственной защите, и с появлением угрозы эго моментально прерывает связь. 5 Такой разрыв является реакцией на конкретное лицо или же группу лиц. 6 Конкретность мышления эго тогда приводит к искусственному обобщению, которое не может быть абстрактным. 7 Эго просто отвечает определенным, весьма конкретным образом на всё, что в его восприятии имеет к нему отношение.

3. Дух же, напротив, реагирует таким же образом на всё, что он знает как истинное, не отвечая ничему иному. 2 Он не пытается установить, что есть истина. 3 Он знает: истинно всё, что сотворил Господь. 4 Он в полном и непосредственном общении с каждым аспектом творения, ибо он в прямом и полном общении с его Творцом. 5 Это общение есть Божья Воля. 6 Творение и общение – синонимы. 7 Бог сотворил каждый разум, продолжив к нему Свой Разум, так утвердив его навечно каналом для приема Своих Мыслей и Своей Воли. 8 Поскольку в подлинное общение могут войти лишь существа одного порядка, Его творения естественно общаются с Ним и подобно Ему. 9 Это общение полностью абстрактно, так как его свойства универсальны в приложении, не подлежат суждению или изменению и не содержат исключений. 10 Этим и для этого Бог сотворил тебя. 11 Разум способен исказить свою функцию, но он не способен наделить себя функцией, которая не была ему дана. 12 Вот почему он также не может полностью утратить способности к общению, даже отказываясь пользоваться ею во имя бытия.

4. Существование, как и бытие, зиждется на общении. 2 Существование, однако, конкретно в том, как, с кем и для чего стоит вступать в общение. 3 В бытии таких различий нет. 4 Бытие есть состояние, в котором разум находится в общении со всем реальным. 5 В той мере, в какой ты позволяешь ограничить это состояние, ты ограничиваешь ощущение собственной реальности, которое становится полным только через признание всей реальности в великолепном контексте ее подлинных отношений с тобой. 6 Это твоя реальность. 7 Не оскверняй ее, не отвращайся от нее. 8 Она – твоя реальная обитель, реальный храм и твое подлинное Я.

5. Господь, объемлющий все бытие, сотворил существа, которые индивидуально имеют всё, но желают делиться всем, что имеют, и тем умножать свою радость. 2 Реальное не увеличить, не поделившись им. 3 Вот почему Бог сотворил тебя. 4 Божественная Абстракция ликует, разделяя. 5 В этом весь смысл творения. 6 «Как», «что» и «кому» безотносительны, поскольку реальное творение отдает всё в силу того, что оно способно творить только подобное себе. 7 Помни, что в Царстве нет различия между иметь и быть, как есть в существовании. 8 В состоянии бытия разум отдает всё и всегда.

6. Библия неоднократно упоминает о том, что ты должен славить Бога. 2 Это не значит говорить Ему, какой Он замечательный. 3 У Бога нет эго, чтобы принять подобную хвалу, и нет восприятия, чтобы судить ее. 4 Но пока ты не примешь своей роли в творении, радость Его не полна, поскольку твоя радость не полна. 5 И это Он хорошо знает. 6 Он знает это в Своем Собственном Бытии и в опыте Его Сына. 7 Неиссякаемый поток Его Любви блокирован, когда Его каналы перекрыты, и Он одинок, когда разумы, Им сотворенные, не общаются с Ним всецело.

7. Бог сохранил твое царство для тебя, но Он не может разделить с тобою Свою радость, пока ты не познаешь это своим целокупным разумом. 2 Откровения недостаточно, поскольку это одностороннее общение, от Бога к тебе. 3 Богу не нужно, чтобы Его откровение было возвращено Ему, что явно невозможно, но Он желает, чтобы это откровение было принесено другим. 4 Этого не достичь непосредственно через само откровение, ведь содержание его невыразимо, будучи сугубо личным для разума, получившего его. 5 Однако этот разум может вернуть его другим разумам через отношение, которое приносит знание, явившееся с откровением.

8. Хвала Всевышнему воздается всякий раз, когда любой разум учится быть целиком полезным. 2 А это осуществимо лишь тогда, когда он полностью безвреден, ибо эти два убеждения должны в нем сосуществовать. 3 Воистину полезные неуязвимы, ибо они не защищают своих эго, а потому ничто не может им повредить. 4 Полезность их и служит хвалой Богу, и Он им возвратит эту хвалу, ибо они Ему подобны и могут радоваться вместе с Ним. 5 Господь приходит к ним и через них, к великой радости всего Царства Небесного. 6 И каждый обращенный разум добавляет к этой радости свою личную готовность разделить ее. 7 Воистину полезные – Господни чудотворцы, коих я направляю, пока мы все не соединимся в радости Царства. 8 Я буду направлять тебя туда, где ты можешь быть воистину полезен, и к тем, кто сможет следовать моим советам через тебя.

Table of contents

previous page start next page