1. Либо Бог безумен, либо эго. 2 Если оценивать по справедливости свидетельства обеих сторон, станет понятно, что так оно и есть. 3 Ни Бог, ни эго не предлагают частичной системы мышления. 4 Каждая из них внутренне логична и прямо противоположна другой в любом аспекте, так что частичная преданность невозможна. 5 Необходимо также помнить, что результаты обеих систем разнятся в той же мере, в какой отличен их фундамент, и их непримиримую природу не примирить чередованием их. 6 То, что живет, не может не иметь Отца, ибо жизнь есть творение. 7 Поэтому любое твое решение всегда останется ответом на вопрос «Кто мой отец?». 8 И преданность свою ты посвятишь тому отцу, которого выбрал.
2. Но что бы ты сказал тому, кто верит, что в самом этом вопросе есть конфликт? 2 Если ты создал эго, каким путем оно могло создать тебя? 3 Проблема авторитета всё еще остается единственным источником конфликта, поскольку эго создано желанием Сына Божьего стать Ему отцом. 4 Эго тогда не более чем иллюзорная система, в которой ты создал себе собственного отца. 5 Не сомневайся в этом. 6 Заявленное с предельной честностью, это звучит безумно, но эго никогда не смотрит на содеянное с предельной честностью. 7 Однако это и есть та его безумная предпосылка, которая тщательно сокрыта в темном краеугольном камне всей системы мышления эго. 8 И либо эго, которое ты создал, и есть твой отец, либо его система мышления полностью несостоятельна.
3. Ты создаешь, проецируя, а Бог творит, продолжая. 2 Краеугольный камень Божьего творения – ты, поскольку система Его мышления есть свет. 3 Помни о Лучах, сияющих невидимо. 4 Чем ближе ты подходишь к центру Его системы мышления, тем ярче свет. 5 По мере приближения к основанию мыслительной системы эго более мрачным и менее различимым становится путь. 6 Однако даже малой искры в твоем разуме достаточно для освещения его. 7 Неси с собою смело этот свет и высоко держи его без страха, чтобы им осветить фундамент мыслительной системы эго. 8 И будь готов судить ее с предельной честностью. 9 Открой тот темный краеугольный камень страха, на коем она держится, и вынеси его на свет. 10 Там ты увидишь, что вся система поддерживалась бессмыслицей и всё, чего ты так боялся, не имело обоснования.
4. Брат мой, ты есть часть Бога и часть меня. 2 Когда ты наконец, не ёжась, посмотришь на фундамент эго, то разглядишь и наш фундамент. 3 Я прихожу к тебе от нашего Отца, чтобы всё снова предложить тебе. 4 Так не отказывайся от всего ради сокрытия замшелого краеугольного камня, ибо, его оберегая, ты не спасешься. 5 Я дам тебе светильник и пойду с тобой. 6 Ты в это странствие не пустишься один. 7 Я поведу тебя к твоему подлинному Отцу, которому, равно как и мне, недостает тебя. 8 Разве ты не ответишь с радостью на зов любви?
1. Ты уже понял, что нуждаешься в исцелении. 2 Разве ты принесешь Сыновству что-либо иное, признав необходимость исцеления в себе самом? 3 Здесь и лежит начало возвращения к знанию, тот фундамент, на коем Бог поможет тебе выстроить заново систему мышления, которую ты разделяешь с Ним. 4 Каждый положенный тобою камень Он благословит, ибо ты возрождаешь святую обитель Его Сына, где Он желает Сыну быть и где тот есть. 5 В какой бы части разума Божьего Сына ты ни восстановил эту реальность, ты восстанавливаешь ее для себя. 6 С братом своим ты пребываешь в Божьем Разуме, ибо Сам Бог не пожелал быть одинок.
2. Быть одиноким – значит быть разделенным с бесконечностью, но разве это возможно, если у бесконечности нет конца? 2 Никто не может быть вне беспредельного, ибо то, чему нет предела, должно быть всюду. 3 В Едином, Чья вселенная и есть Он Сам, нет ни начал и ни концов. 4 Разве ты можешь исключить себя из вселенной или из Бога, Который и есть вселенная? 5 Я и Отец мой с тобой едины, поскольку ты – часть Нас. 6 Неужели ты действительно веришь, что часть Бога может в Нем отсутствовать или быть для Него потеряна?
3. Не будь ты Божьей частью, Воля Его не была бы единой. 2 Мыслимо ли подобное? 3 Разве часть Его Разума может пустовать? 4 Если твое место – в Его Разуме, тогда оно не может быть заполнено никем, кроме тебя, и если сотворение твое и было заполнением его, то без тебя в том Разуме зияла бы пустота. 5 Продолжению невозможно воспрепятствовать, и в нем нет пустот. 6 Оно нескончаемо и вечно, сколько его ни отрицать. 7 Твое отрицание его реальности способно задержать его во времени, но не в вечности. 8 Вот почему твои творения продолжаются непрерывно, вот почему столь многое ждет твоего возвращения.
4. Ожидание возможно лишь во времени, а время лишено смысла. 2 Ты, сам создавший промедление, можешь оставить время позади, просто признав, что ни начала, ни концы не сотворены Предвечным, Который не ограничивает Свои творения или творения тех, кто творит, как Он. 3 Ты этого не знаешь просто потому, что попытался ограничить Им сотворенное, поэтому и веришь, что всё творение ограничено. 4 Как же тогда, отвергнув бесконечность, мог бы ты знать свои творения?
5. Законы вселенной не допускают противоречия. 2 Всё, что справедливо для Бога, справедливо и для тебя. 3 Поверив, что тебя нет в Боге, ты будешь верить, что Он отсутствует в тебе. 4 Беспредельность столь же бессмысленна без тебя, как ты – без Бога. 5 Нет пределов Богу и Его Сыну, ибо мы есть вселенная. 6 Бог целокупен и не бездетен. 7 Не желая быть одиноким, Он сотворил Сына, подобного Себе. 8 Так не отказывай же Ему в Сыне, ибо твое нежелание принять Его Отцовство отказывает тебе в твоем. 9 В Его творениях ты должен видеть Сына Божьего, поскольку твои творения сотворены в Его честь. 10 Вселенная любви не исчезает оттого, что ты ее не видишь, так же, как, закрыв глаза, ты не теряешь способности видеть. 11 Взгляни на славу Его творения, и ты узнаешь всё, что сохранил Предвечный для тебя.
6. Место, Всевышним отведенное тебе в Его Разуме, твое навечно. 2 Но сохранить его возможно, лишь отдавая, подобно тому, как оно было отдано тебе. 3 Разве ты можешь находиться в нем один, если оно даровано тебе лишь потому, что Бог не пожелал быть в одиночестве? 4 Господень Разум умалить нельзя. 5 Он может только разрастаться, поскольку всё, что Он творит, имеет своей функцией творение. 6 Любовь не ограничивает, и то, что она творит, безгранично. 7 Дарить без ограничений – такова Воля Божья для тебя, поскольку только это и может принести тебе ту радость, которая – Его и которую Он желает разделить с тобой. 8 Твоя любовь так же безгранична, как и Его, поскольку она и есть Его.
7. Разве возможно, чтобы какая-то часть Бога осталась без Его любви, и разве можно удержать какую-либо часть Его любви? 2 Бог есть твое наследство, ведь дар Его единственный – Он сам. 3 Возможно ли дарить не так, как Он, желая знать Господень дар тебе? 4 Дари же нескончаемо и беспредельно, чтобы постичь, как много Он даровал тебе. 5 Твоя способность принять Бога зависит от твоего желания дарить, как дарит Он. 6 Твое отцовство и твой Отец едины. 7 Веление Божие – творить, а твоя воля есть Воля Его. 8 Отсюда следует, что твое желание – творить, поскольку твоя воля исходит из Его. 9 И, будучи продолжением Его Воли, воля твоя должна быть в точности такой же, как Его.
8. Тебе, однако, неизвестна твоя воля. 2 Это не удивляет, когда ты понимаешь, что отрицать – значит «не знать». 3 Господня Воля в том, что ты – Его Сын. 4 Отрицая это, ты отрицаешь собственную волю и потому не знаешь, в чем она состоит. 5 Во всем ты должен искать Господню Волю, поскольку она – и твоя собственная. 6 Ты не знаешь, что она такое, но Святой Дух помнит это за тебя. 7 Поэтому спроси Святого Духа, в чем Воля Божья для тебя, и Он поведает тебе о твоей воле. 8 Не будет слишком частым напоминание о том, что ты ее не знаешь. 9 А если то, к чему тебя склоняет Дух Святой, кажется принуждением, то только потому, что ты еще не осознал, в чем твоя воля.
9. Проекция эго создает видимость, будто Божья Воля вне тебя, а потому она и не твоя. 2 В такой интерпретации конфликт Господней Воли и твоей становится возможен. 3 Далее кажется, будто Всевышний требует от тебя то, чего ты не желаешь отдавать, и таким образом стремится лишить тебя угодного тебе. 4 Способен ли на это Бог, желающий того же, что и ты? 5 Твое желание – это Его жизнь, которую Он отдал тебе. 6 Даже во времени ты не способен жить раздельно с Ним. 7 Сон не есть смерть. 8 Предвечным сотворенное способно спать, но не способно умереть. 9 Бессмертие есть Его Воля для Его Сына и воля Его Сына для самого себя. 10 Сын Божий не желает себе смерти; Отец Его есть Жизнь, а Сын Его Ему подобен. 11 Творение – твоя воля, поскольку она – Его.
10. Не делая того, чего воистину желаешь, счастливым быть нельзя, и этого тебе не изменить, поскольку это неизменный факт. 2 А неизменен он Господней Волей и твоей, иначе не продолжалась бы Его Воля. 3 Поэтому ты и боишься узнать Господню Волю, ибо не веришь, что она – твоя. 4 В подобной вере – источник всех твоих страхов и недугов. 5 Каждый симптом недуга или страха зачат здесь, ибо такая вера заставляет тебя не желать знать. 6 Веруя в это, ты отрицаешь, что свет – в тебе, и прячешься во тьме.
11. Тебе предложено довериться Святому Духу лишь потому, что Он всегда глаголет за тебя. 2 Он – Голос, глашатай Божий, но не забудь, что одиночество не в Божьей Воле. 3 Он Свою Волю разделяет с тобой, а не навязывает ее тебе. 4 Помни всегда: всё, что Он отдает, Он сохраняет, поэтому Им отданное не может быть в противоречии с Ним. 5 Ты, разделяющий с Ним Жизнь, должен разделять ее, чтобы ее знать, ведь соучастие и есть знание. 6 Блажен ты, постигающий, что слышать Волю своего Отца – значит знать собственную волю. 7 Ибо твоя воля – быть подобным Ему, Чья Воля в том, чтобы было по сему. 8 Господня Воля – в том, чтобы единым был Его Сын, объединенный с Ним в Его Единстве. 9 Вот почему исцеление является началом осознания, что твоя воля есть Божья Воля.
1. Если недуг есть разделение, то решение исцелять и исцелиться есть первый шаг к признанию того, чего ты воистину желаешь. 2 Каждая атака есть шаг, уводящий в сторону от этого, а каждая исцеляющая мысль сближает с ним. 3 Сын Божий имеет и Отца, и Сына, ибо он сам есть и Отец, и Сын. 4 Объединить иметь и быть – значит соединить твою волю с Его, поскольку ты – в Его Воле. 5 И ты желаешь быть в Его Воле, поскольку в своем совершенном понимании Его ты знаешь, что есть лишь одна Воля. 6 Когда же ты нападаешь на какую-либо часть Бога или Его Царства, твое понимание несовершенно, и то, чего ты воистину желаешь, потеряно для тебя.
2. Так исцеление становится уроком в понимании, и чем усерднее ты практикуешься в нем, тем лучшим учителем и лучшим учеником становишься. 2 Если ты отрицаешь истину, то что послужит лучшим свидетельством ее реальности, если не те, кто ею исцелен? 3 Но не забудь причислить к ним себя, ибо твоим желанием присоединиться к ним и достигается твое собственное исцеление. 4 Каждое чудо, совершенное тобой, говорит тебе об Отцовстве Божьем. 5 Каждая исцеляющая мысль, которую ты принимаешь либо от брата, либо в собственном разуме, учит тебя, что ты – Сын Божий. 6 В каждой твоей злокозненной идее, где бы ты ни воспринял ее, лежит отрицание Божьего Отцовства и твоего Сыновства.
3. А отрицание так же абсолютно, как и любовь. 2 Ты не способен отрицать часть себя, поскольку всё остальное покажется отчужденным, следовательно лишенным смысла. 3 А, будучи без смысла, оно останется не понятым тобой. 4 Отрицание смысла означает бессилие его понять. 5 Ты в состоянии исцелить только себя, ибо лишь Сыну Божьему необходимо исцеление. 6 Оно тебе необходимо, поскольку ты себя не понимаешь и, следовательно, «не ведаешь, что творишь». 7 Волю свою забыв, ты не осознаёшь, чего доподлинно желаешь.
4. Исцеление символизирует твое желание стать целокупным. 2 Эта готовность откроет твои уши для Голоса Святого Духа, Чья весть есть целокупность. 3 Он даст тебе возможность пойти намного дальше тобою начатого исцеления, ибо к твоему скромному желанию целостности добавит Собственную совершенную Волю и сделает твою волю целокупной. 4 Чего тогда Сын Божий с Отцовством Божьим в нем не в состоянии достичь? 5 Однако приглашение должно явиться от тебя, ведь ты уже постиг, что только приглашенный гость с тобой пребудет.
5. Святой Дух не может беседовать с хозяином, который Ему не рад, поскольку Он не будет им услышан. 2 Вечный Гость остается, но Голос Его слабеет в чуждом окружении. 3 Ему нужна твоя защита лишь потому, что твоя забота есть символ твоей устремленности к Нему. 4 Думай, как Он, хотя бы в малом, и малая искра разгорится ярким пламенем, которое заполонит твой разум, чтобы Он оставался в нем единственным Гостем. 5 Когда ты приглашаешь эго, меньше радушия остается Святому Духу. 6 Он-то останется с тобой, но ты вступил в союз против Него. 7 В какое бы ты ни пустился странствие, Он будет, ожидая, тебя сопровождать. 8 Ты можешь смело доверять Его терпению, поскольку Он не оставит части Бога. 9 Однако тебе необходимо много больше, нежели терпение.
6. Отдохновение не придет, пока ты не узнаешь своей функции и не осуществишь ее, ибо лишь так могут объединиться твоя воля и Воля твоего Отца. 2 Иметь Отца – значит быть Ему подобным, а Он отдал Себя тебе. 3 Имея в себе Бога, ты должен быть Ему подобен, поскольку вместе с Его даром становится твоею Его функция. 4 Так пригласи же знание этого обратно в разум и не впускай того, что может омрачить его. 5 Гость, Богом посланный тебе, научит тебя, как это сделать, если ты только распознаешь малую искру и дашь ей разгореться. 6 Желанию твоему совсем не обязательно быть совершенным, поскольку совершенно желание Его. 7 Если ты просто предложишь Ему немного места, Он осветит его так ярко, что с радостью ты позволишь ему разрастись. 8 И через это разрастание ты и начнешь вспоминать творение.
7. Останешься ли ты заложником эго или станешь хозяином, радушным Богу? 2 Ты примешь лишь того, кого сам пригласил. 3 Ты полностью свободен выбрать, кто станет твоим гостем и на какое время. 4 Но это еще не настоящая свобода, ибо она по-прежнему зависит от того, какой ты ее видишь. 5 Святой Дух присутствует всегда, хотя Он и не может помочь, не будучи приглашен. 6 А эго есть ничто безотносительно к тому, приглашаешь ты его или нет. 7 Подлинная свобода зависит от приветствия реальности, а из твоих гостей реален только Святой Дух. 8 Узнай же, Кто с тобою пребывает, простым признанием того, что уже есть в тебе, и не довольствуйся воображаемыми утешителями, ибо Господень Утешитель – в тебе.
1. Почувствовав себя усталым, знай, что ты навредил себе. 2 Твой Утешитель даст тебе отдохновение, но не ты сам. 3 Не знаешь ты, как это делается; знай ты об этом, ты бы не уставал. 4 Не причиняя себе вреда, ты никогда и никоим образом не мог бы страдать, ибо страдания не в Воле Бога для Его Сына. 5 Боль не от Бога, ибо Ему неведома атака, и Его покой в безмолвии окружает тебя. 6 Бог очень тих, ибо в Нем нет конфликта. 7 Конфликт – корень всех зол, поскольку, будучи слепым, не видит, на кого он нападает. 8 Но нападает он всегда на Сына Божьего, а Божий Сын есть ты.
2. Божьему Сыну действительно необходимо утешение, ведь он понятия не имеет о том, что делает, уверовав, будто его воля – не его. 2 Царство принадлежит ему, а он блуждает, как бездомный. 3 Будучи дома в Боге, он одинок, а среди братьев своих он без друзей. 4 Допустит ли подобное Господь, если Он Сам не пожелал быть одиноким? 5 Но если твоя воля есть Его Воля, подобное не будет истинным для тебя, поскольку оно не истинно для Него.
3. Дитя мое, знай ты, что в Божьей Воле для тебя, радость твоя была бы совершенной! 2 А всё, что в Его Воле, уже свершилось, поскольку было истиной всегда. 3 Когда же свет придет и ты промолвишь: «Воля Отца есть моя воля», перед тобой откроется столь ослепительная красота, что станет ясно: она – не от тебя. 4 В радости будешь ты творить красоту во Имя Божье, ведь твою радость можно сдержать не более, чем Его радость. 5 Мрачный, убогий мир уйдет в небытие, а твое сердце наполнится такой возвышенной радостью, что устремится к Небесам в Присутствие Господне. 6 Я не могу сказать тебе, чему это подобно, поскольку твое сердце не готово. 7 Но я могу сказать и часто напоминать тебе о том, что Бог желает для Себя того же, что Он желает для тебя, а то, что Он желает для тебя, – твое.
4. Подобный путь не труден, но он совсем иной. 2 Твоя дорога – через боль, и Богу она неведома. 3 Дорога эта действительно трудна, и на ней очень одиноко. 4 Гости твои – отчаяние и страх – сопровождают тебя и остаются с тобой на всем пути. 5 Но странствие во мраке – не путь Божьего Сына. 6 Иди же в свете, не замечая мрачных спутников, ибо они недостойны быть спутниками Сына Божьего, сотворенного из света и в свете. 7 Великий Свет всегда и окружает тебя, и сияет от тебя вовне. 8 Разве в подобном свете возможно видеть мрачных спутников? 9 Если ты видишь их, то только потому, что отвергаешь свет. 10 Но лучше отвергни их, ибо свет – здесь, и ясен путь.
5. Бог не утаивает ничего от Сына, хоть Сын Его желает утаить себя. 2 Но Божий Сын не в состоянии утаить свою славу, поскольку Бог желает ему быть в ореоле славы и дарит его светом, сияющим в нем. 3 Ты никогда не потеряешь своего пути, Бог по нему тебя ведет. 4 Когда ты блуждаешь, ты просто предпринял странствие, которое нереально. 5 Мрачные спутники и темный путь суть иллюзии. 6 Обернись к свету, ведь малая искра в тебе есть часть столь ослепительного Света, что он способен вызволить тебя из тьмы навечно. 7 Ибо Отец твой есть твой Творец и ты Ему подобен.
6. Сыны света не могут пребывать во тьме, поскольку тьма – не в них. 2 Не поддавайся обману мрачных утешителей и никогда не допускай их в разум Сына Бога, ибо нет для них места в Его храме. 3 Когда возникнет искушение отвергнуть Бога, помни, что нет других богов «перед лицем» Его, и Волю Его для тебя прими в покое. 4 Ведь ты не можешь принять ее иначе.
7. Лишь Божий Утешитель способен тебя утешить. 2 В покое храма Своего Он ждет, чтобы одарить тебя принадлежащим тебе покоем. 3 Дари Его покой, чтобы в тот храм войти и там найти его; он ждет тебя. 4 Только будь свят в Присутствии Господнем, иначе не узнаешь, что ты там. 5 Ведь то, что не подобно Богу, в Разум Его войти не может, поскольку оно не было Его Мыслью и, следовательно, не принадлежит Ему. 6 Твой разум должен быть таким же чистым как Его, чтобы знать то, что тебе принадлежит. 7 Оберегай же свято Его храм, ведь Сам Он в нем живет в покое. 8 Нельзя войти в Присутствие Господне в сопровождении темных спутников, но равно не войти туда и одному. 9 Все твои братья должны войти с тобою вместе, ибо пока ты их не принял, тебе в храм не войти. 10 Ведь целокупность не понять, пока ты сам не целен, и ни одна часть Сына не может быть исключена, если ему угодно знать Целокупность его Отца.
8. Ты можешь принять в свой разум всё Сыновство, благословив его тем светом, который дан ему Отцом. 2 И ты окажешься достойным пребыть с Ним в храме, поскольку твоя воля – не быть одному. 3 Бог Сына Своего благословил навечно. 4 Если же ты благословишь его во времени, ты будешь в вечности. 5 Время не может отделить тебя от Бога, если ты пользуешься им во имя вечности.
1. Никогда не забывай, что Сыновство есть твое спасение, ибо Сыновство есть твое Я. 2 Как творение Божье, Оно – твоё, а, принадлежа тебе, Оно – Его. 3 Твое Я не нуждается в спасении, но твоему разуму нужно постичь, что такое спасение. 4 Спасен ты не от чего-то, а для славы. 5 Слава – твое наследие, дарованное твоим Творцом, чтобы ты мог его продолжить. 6 Однако, если ты ненавидишь часть своего Я, всё твое понимание потеряно, ибо на то, что сотворил Всевышний как тебя, ты смотришь без любви. 7 А коль скоро сотворенное Им есть Его часть, то ты Ему отказываешь в месте у Его Собственного Алтаря.
2. Возможно ли, пытаясь сделать бездомным Бога, знать, что ты – дома? 2 Может ли Сын отказаться от Отца, не веря, что Отец отказался от него? 3 Законы Бога служат только твоей защите, они не соблюдаются вотще. 4 То, что ты чувствуешь, когда отказываешься от Отца, всё еще служит твоей защите, ибо могущества твоей воли не умалить без Божьего участия противодействующего этому, а любое ограничение твоей силы не есть Господня Воля. 5 Поэтому надейся лишь на силу, дарованную Богом для твоего спасения, и помни, что она – твоя, поскольку она – Его, и с братьями соединись в Его покое.
3. В неограниченности Его покоя – залог покоя твоего. 2 Если ты ограничишь разделяемый вами покой, то не узнаешь своего Я. 3 Каждый алтарь Богу есть часть тебя, ибо свет, Им сотворенный, с Ним един. 4 Исключишь ли ты брата из света, принадлежащего тебе? 5 Ты этого не сделаешь, поняв, что можешь омрачить только свой собственный разум. 6 Приняв его обратно, ты возвратишься сам. 7 Таков Божий закон, оберегающий Целостность Его Сына.
4. Только ты сам можешь лишить себя чего-либо. 2 Так не противься осознанию этого, ибо воистину здесь занимается рассвет. 3 И помни также, что отрицание этого простого факта принимает множество форм, и нужно научиться их узнавать и твердо противостоять им всем без исключения. 4 Это критический этап в пробуждении. 5 Начальные фазы в подобном повороте мыслей часто весьма болезненны, ибо как только обвинение убрано извне, возникает сильное стремление приютить его внутри. 6 И поначалу нелегко понять, что это, по сути, одно и то же, поскольку нет разницы меж внутренним и внешним.
5. Если братья твои – часть тебя и ты винишь их в собственных лишениях, то ты винишь себя. 2 Но и себя нельзя винить, не обвиняя их. 3 Вот почему всё обвинение необходимо отменить, а не перемещать в другое место. 4 Обвинишь себя – и не познаешь себя, ведь обвиняет только эго. 5 Поэтому самообвинение является отождествлением с эго и в той же мере, что и обвинение других, – защитой эго. 6 В Присутствие Господне не войти, напав на Его Сына. 7 Как только Божий Сын возвысит голос свой в хвале Творцу, он услышит Голос, Глашатай Его Отца. 8 Но невозможно прославлять Творца, не славя Его Сына, ибо Они разделяют Свою общую славу и славятся заодно.
6. У алтаря Господня ждет Христос, чтобы приветствовать Божьего Сына. 2 Только приди без осуждения, иначе ты решишь, что дверь закрыта и входа нет. 3 Но дверь не заперта и невозможно воспрепятствовать приходу твоему туда, где Бог желает тебе быть. 4 Лишь возлюби себя Любовью Христовой, какою любит тебя Отец. 5 Ты можешь отказаться туда войти, но дверь, которую Христос держит открытой, закрыть не можешь. 6 Приди ко мне, кто держит дверь открытой для тебя, ибо пока я жив, она не может быть закрыта, а жив я вечно. 7 Бог – моя жизнь и жизнь твоя, и Богом Сыну не отказано ни в чем.
7. У алтаря Господня Христос ждет возрождения Своего в тебе. 2 Бог знает Сына Своего таким же невиновным, как Он сам, и путь к Нему лежит через понимание достоинств Его Сына. 3 Христос ждет приятия Его тобою как себя, а Его Целокупность – как свою. 4 Ибо Христос есть Божий Сын, живущий в Своем Творце и сияющий Его славой. 5 Христос есть продолжение Любви и Божьего Великолепия, такой же совершенный, как Его Творец, и в мире с Ним.
8. Благословен Сын Божий, сияющий сиянием Отца, Чью славу он стремится разделить, как делится ею с ним его Отец. 2 Нет осуждения в Сыне, ибо нет осуждения в Отце. 3 Разделяя совершенную Любовь Отца, Сын должен разделять всё, что принадлежит Ему, так как иначе не познать ему ни Сына, ни Отца. 4 Мир тебе, кто покоится в Боге и в ком покоится всё Сыновство.
1. Никто не может избавиться от иллюзий, не посмотрев на них, ибо они зaщищены именно тем, что на них не смотрят. 2 Не стоит от них прятаться – они не могут быть опасны. 3 Мы готовы пристальней взглянуть на систему мышления эго, ибо вместе мы владеем светильником, который ее рассеет, а если ты осознал, что больше ее не желаешь, стало быть, ты готов. 4 Пусть в этом нам сопутствует покой, поскольку мы лишь честно ищем истину. 5 «Динамика» эго на какое-то время становится нашим уроком, ибо ты сделал ее реальной, поэтому, чтобы увидеть то, что находится за ней, необходимо, прежде всего, разобраться в ней самой. 6 Мы вместе спокойно устраним ошибку, затем направим взгляд к истине, что за ней.
2. Что есть исцеление, если не устранение помех на пути к знанию? 2 И как еще можно рассеять иллюзии, если не посмотреть на них в упор, не защищая их? 3 Поэтому не бойся, ведь то, что тебе предстоит увидеть, и есть источник страха, а ты уже начинаешь понимать, что страх нереален. 4 Ты также учишься тому, что последствия страха рассеиваются простым отрицанием их реальности. 5 Следующий очевидный шаг – признание, что не имеющего последствий не существует. 6 Законы не действуют в вакууме, и того, что не приводит ни к чему, не происходит. 7 Если реальность узнаётся по ее продолжению, то не ведущее к чему-либо не может быть реальным. 8 Не бойся тогда взглянуть на страх, ибо его нельзя увидеть. 9 Ясность по определению устраняет путаницу, и взгляд во тьму сквозь призму света должен развеять тьму.
3. Начнем же урок «динамики эго» с понимания, что термин этот сам по себе ничего не означает. 2 Он содержит терминологическое противоречие, которое делает его бессмысленным. 3 «Динамика» предполагает силу свершения чего-либо, и всё заблуждение, связанное с разделением, покоится на вере в то, что эго обладает подобной силой. 4 И ты его боишься, поскольку веришь в это. 5 Но истина очень проста:
6 Всякая сила от Бога.
7 А то, что не от Бога, не обладает силой свершения чего бы то ни было.
4. Глядя на эго, мы видим не динамику, а иллюзии. 2 Иллюзорную систему ты можешь определенно воспринимать без страха, так как она не порождает следствий, если ее источник не реален. 3 Страх явно становится всё более неуместен по мере понимания цели эго, настолько бессмысленной, что любое усилие, затраченное на достижение ее, оказывается затраченным впустую. 4 Совершенно откровенной целью эго является его автономия. 5 С самого начала оно преследовало цель быть разделенным, самодостаточным и нeзависимым от любой силы, кроме своей собственной. 6 Вот почему оно есть символ разделения.
5. Каждая идея имеет цель, и эта цель всегда естественный итог того, что есть она сама. 2 Всё, исходящее от эго, – это естественный итог его центральной доктрины, и упразднить ее результаты возможно, просто признав, что их источник не естественен, поскольку он в разладе с твоей истинной природой. 3 Я прежде говорил, что изъявлять волю против Бога – значит принимать желаемое за действительное, а не реально изъявлять собственную волю. 4 Воля Его Едина в силу того, что продолжение Его Воли не может отличаться от самой Воли. 5 Поэтому действительный конфликт, который ты переживаешь, – это конфликт меж тщетными желаниями эго и Божьей Волей, которую ты разделяешь. 6 Может ли быть реальным такой конфликт?
6. Твоя независимость есть независимость творения, а не автономии. 2 Вся твоя творческая функция – в полной зависимости от Бога, Который разделяет с тобою Свою функцию. 3 Своим желанием разделить ее с тобой Он стал зависим от тебя в той же мере, в какой ты зависим от Него. 4 Так не приписывай гордыни эго Тому, Кто не желает независимости от тебя. 5 Он включил тебя в Собственную Автономию. 6 И разве ты поверишь, что автономия имеет хоть малейший смысл отдельно от Него? 7 Вера в автономию эго стоит тебе знания твоей зависимости от Бога, в которой и лежит твоя свобода. 8 Для эго всякая зависимость – это угроза, и, извратив даже твое стремление к Богу, оно обратило его в средство самоутверждения. 9 Только не обманись его трактовкой твоего конфликта.
7. Эго всегда нападает во имя разделения. 2 Уверенное, что у него для этого достанет силы, оно не делает ничего другого, ибо цель его – автономия – и есть ничто другое. 3 Эго пребывает в полном замешательстве по поводу реальности, но не теряет из виду свою цель. 4 Оно гораздо бдительней тебя, ибо определенность его цели абсолютна. 5 Ты в замешательстве, поскольку не узнаёшь собственной цели.
8. Нужно понять: меньше всего на свете эго желает твоего осознания страха перед ним. 2 Ведь если оно способно вызвать страх, то может ограничить твою независимость и ослабить твою силу. 3 Но единственным аргументом в притязании на твою преданность является его обещание наделить тебя силой. 4 Без веры в это ты вообще не стал бы его слушать. 5 Тогда как может продолжаться его существование, если ты осознаешь, что, принимая его, ты умаляешь себя и лишаешь себя силы?
9. Эго может позволить тебе – и позволяет – считать себя высокомерным, неверующим, «беспечным», отчужденным, со скудными эмоциями, бессердечным, отстраненным и даже отчаявшимся, но только не объятым страхом. 2 Уменьшение страха, а вовсе не упразднение его есть постоянная забота эго, и в этом, нужно признать, оно достаточно искусно. 3 Разве могло бы оно проповедовать разделение, не поддерживая его посредством страха, и разве стал бы ты к нему прислушиваться, поняв, что именно это оно и делает?
10. Признание тобой того, что всё, по видимости разделяющее тебя с Богом, есть только страх, безотносительно к той форме, в которую он облекся, и независимо от опыта, в котором эго желает тебе его переживать, и представляет основную для него угрозу. 2 Этим признанием до основания поколеблена его мечта об автономии. 3 Ибо, хоть ты и можешь сочувствовать ложной идее независимости, ты не примешь платы за страх, узнав ее. 4 Однако плата именно такова, и эго не в состоянии ее уменьшить. 5 Если ты пренебрег любовью, то пренебрег собой и должен бояться нереальности, поскольку отрицаешь себя. 6 Поверив, что успешно напал на истину, ты веришь, что атака имеет силу. 7 И тогда ты просто стал бояться самого себя. 8 А кто же горит желанием найти то, что, как он думает, его погубит?
11. Если цель эго – автономия – осуществима, то терпит поражение Господня цель, а это невозможно. 2 Только постигнув, что такое страх, ты сможешь наконец научиться отличать возможное от невозможного и ложь от правды. 3 Согласно учению эго, его цель осуществима, а Божья – нет. 4 Согласно учению Святого Духа только Господня цель осуществима и, более того, она уже осуществлена.
12. Господь зависим от тебя в такой же мере, в какой ты зависим от Него, ведь Автономия Его вбирает и твою, а следовательно, Она неполноценна без твоей. 2 Ты можешь установить собственную автономию только в отождествлении с Ним и в исполнении своей функции, какой она существует в истине. 3 Эго верит, что достижение его цели и есть счастье. 4 Тебе же дано знание, что Божья функция есть функция твоя и счастья не найти вне Вашей объединенной Воли. 5 Только признайся, что цель эго, которую ты преследовал с завидным постоянством, принесла тебе только страх, и будет всё труднее поддерживать идею, что страх есть счастье. 6 Подобной веры, поддерживаемой страхом, желает тебе эго. 7 Но не безумен Божий Сын, и в это он не верит. 8 Позволь ему лишь осознать ее, и он ее не примет. 9 Только безумцы выбирают страх вместо любви и верят, будто атака способна принести любовь. 10 Но рассуждающие здраво понимают, что атака рождает страх, а от него они надежно защищены Любовью Божьей.
13. Эго анализирует, Святой же Дух приемлет. 2 Понимание целостности приходит только через приятие, поскольку анализировать – значит разбивать на части или разъединять. 3 Попытки понять целостность, разбив ее на части, – типичный в своей противоречивости подход эго ко всему. 4 Эго верит, что сила, понимание и истина лежат в разделении, и, чтобы утвердить такую веру, ему необходимо нападать. 5 Не осознавая того, что веру невозможно учредить, и одержимое собственной идеей, будто разделение и есть спасение, эго нападает на всё, воспринимаемое им, дробя его на мелкие разрозненные части без значимых взаимосвязей, а следовательно, полностью лишенные смысла. 6 Эго всегда подменит смысл хаосом, ведь если разделение и есть спасение, то гармония – это угроза.
14. Интерпретации эго законов восприятия всегда прямо противоположны (как и должны быть) трактовкам Святого Духа. 2 Эго сосредоточено на ошибке, оно не замечает истины. 3 Каждую воспринятую ошибку оно обращает в реальность и, следуя типичному для него логическому кругу рассуждений, приходит к заключению, что в силу ошибки последовательность истины должна быть бессмысленной. 4 Тогда очевиден следующий шаг. 5 Если последовательность истины бессмысленна, то непоследовательность должна быть истинной. 6 Ясно видя ошибку и защищая всё, что оно сделало реальным, эго проследует к следующему шагу в своей системе мышления: ошибка реальна, а истина есть ошибка.
15. Эго не делает попыток это понять (и ясно, что подобное непонимаемо), но прилагает все усилия для постоянной демонстрации этого. 2 Анализируя с целью напасть на смысл, эго преуспевает в том, что вовсе пренебрегает смыслом, и остается с серией фрагментарных представлений, которые оно объединяет с пользой для себя. 3 Это и становится той вселенной, которую оно воспринимает. 4 Именно эта вселенная, в свою очередь, становится демонстрацией его собственной реальности.
16. Нельзя недооценивать привлекательность показов эго для тех, кто согласен его слушать. 2 Избирательное восприятие тщательно отбирает своих свидетелей, и эти свидетели весьма последовательны. 3 Защита безумия убедительна для безумцев. 4 Логический ход мыслей заканчивается в своем начале, и ни одна мыслительная система не превосходит свой источник. 5 Однако бессмысленные аргументы не подтверждают ничего, а те, кто ими убежден, сами себя обманывают. 6 Разве способно эго учить воистину, если оно пренебрегает истиной? 7 Способно ли оно воспринимать то, что само же отрицает? 8 Его свидетели подтверждают его отрицание, но отнюдь не то, что оно отрицает. 9 Глядя на Отца в упор, эго Его не видит, ибо оно отвергло Его Сына.
17. Желаешь ли ты помнить своего Отца? 2 Прими же Сына Его – и вспомнишь Его Самого. 3 Ничто не может опровергнуть достоинств Его Сына, ибо ничто не в состоянии доказать, что ложь есть истина. 4 Всё, что ты видишь в Его Сыне глазами эго, доказывает, что Сына не существует; но там, где Сын, должен быть и Отец. 5 Прими же то, чего не отрицает Бог, и оно докажет тебе свою подлинность. 6 Свидетели Господни стоят в Его Свете и созерцают Им сотворенное. 7 Молчание их – знак того, что они узрели Божьего Сына и что в Присутствии Христа никакая демонстрация не нужна, поскольку Христос им говорит и о Себе, и об Отце. 8 Они безмолвны, ибо к ним обращается Христос, и они вторят Его словам.
18. Каждый брат, встреченный тобой, становится свидетелем либо Христа, либо эго в зависимости от того, что ты воспримешь в нем. 2 Каждый из них убеждает тебя в том, что ты желаешь воспринять, и в реальности того царства, на которое пал выбор твоей преданности. 3 Что бы ты ни воспринял, всё будет свидетельствовать в пользу той системы мышления, которой ты желаешь быть истинной. 4 Каждый твой брат имеет силу освободить тебя, если ты выберешь свободу. 5 И ты не примешь лжесвидетельствующих о нем, если сам же не побудил их к лжесвидетельству против него. 6 Если он говорит с тобой не от Христа, то, значит, ты с ним говорил не от Христа. 7 Ты слышишь только свой собственный голос, и если Христос говорит через тебя, то ты Его услышишь.
1. Невозможно не верить тому, что видишь, но равно невозможно увидеть то, во что не веришь. 2 Восприятия строятся на опыте, а опыт приводит к убеждениям. 3 Пока убеждения не закрепились, восприятие не стабильно. 4 В итоге ты действительно видишь то, во что веришь. 5 Именно это я имел в виду, сказав: «Блаженны не видевшие и уверовавшие», ибо те, кто верует в воскресение, узрят его. 6 Воскресение есть полное торжество Христа над эго – не нападением, но превосходством. 7 Ибо Христос действительно поднимается над эго и всеми его деяниями и восходит к Отцу и Его Царству.
2. К чему ты присоединишься – к воскресению или к распятию? 2 Осудишь братьев или их освободишь? 3 Преодолеешь ли свою тюрьму, взойдя к Отцу? 4 По сути, все эти вопросы – одно и то же, а потому ответ дан разом на все. 5 Большая путаница существует по поводу того, что означает восприятие, поскольку это слово употребляется и для осознанности, и для интерпретации ее. 6 Но нет осознания без интерпретации, ибо твое осознание и есть твоя интерпретация.
3. Курс этот предельно ясен. 2 Если же ты не видишь этого, то только потому, что интерпретируешь его превратно и, следовательно, в него не веришь. 3 Поскольку вера определяет восприятие, ты не воспринимаешь его смысла, поэтому и не принимаешь его. 4 Однако разный опыт ведет к различным убеждениям, а с ними и к различным восприятиям. 5 Ведь восприятие приходит с убеждениями, а опыт действительно учит. 6 Я веду тебя к новому опыту, который ты всё менее и менее будешь склонен отрицать. 7 Учиться у Христа легко, ибо воспринимаемое вместе с Ним не требует усилий. 8 Его восприятие – твое естественное осознание, и только привнесение тобою собственных искажений изнуряет тебя. 9 Дай же Христу в тебе интерпретировать за тебя и не старайся ограничить то, что видишь, своими куцыми и скудными идеями, не стоящими Сына Божьего. 10 Ибо пока Христос не вступит во владение тем, что подлинно Его, Сын Божий будет ощущать свое сиротство.
4. Я есть твое воскресение и твоя жизнь. 2 Ты живешь во мне, ибо живешь в Боге. 3 И каждый живет в тебе так же, как ты живешь в каждом. 4 Тогда разве ты можешь воспринимать отсутствие достоинств в брате и не воспринимать это отсутствие в себе? 5 И разве можно, восприняв его в себе, не воспринять того же в Боге? 6 Верь в воскресение, ибо оно уже свершилось, и свершилось оно в тебе. 7 Это истинно ныне и присно и вовеки веков, ибо воскресение есть Воля Божья, не знающая ни времени, ни исключений. 8 Только не делай исключений сам, иначе не воспримешь того, что достигнуто для тебя. 9 Ведь мы восходим к Отцу вместе, как было в самом начале, как есть сейчас и будет когда-либо, ибо такова природа Божьего Сына, каким его сотворил Отец.
5. Нельзя недооценивать ни силы преданности Божьего Сына, ни власти над ним того бога, которого он чтит. 2 Он помещает себя у алтаря своего бога, будь это бог, им созданный, или же Бог, Который его сотворил. 3 Вот почему рабство Сына столь же абсолютно, как и его свобода: он станет повиноваться только тому богу, которого приемлет. 4 Бог распятия требует распятия, и почитатели его ему послушны. 5 Во имя его они распинают себя, уверенные, что сила Сына Божьего черпается в жертве и боли. 6 Бог воскресения ничего не требует, ибо Он не желает ничего отнимать. 7 Не требует Он и послушания, ведь послушание предполагает подчинение. 8 Он просто желает тебе постичь собственную волю и следовать ей не в духе подчинения и жертвы, но в радости свободы.
6. Воскресение должно побуждать тебя к радостной преданности, поскольку воскресение – символ радости. 2 Вся его побуждающая сила заключена в том факте, что оно представляет собою то, чем ты желаешь быть. 3 Свобода оставить позади всё, что приносит боль, пугает и унижает, не может быть навязана тебе, но может быть предложена милостью Божьей. 4 И Божьей милостью ты можешь ее принять, ибо Бог милостив к Своему Сыну, принимая его безоговорочно как Своего Собственного. 5 Кто же тогда твой собственный? 6 Отец отдал тебе всех своих Собственных, и вместе с ними Он всегда с тобой. 7 Охраняй же их в их воскресении, иначе тебе не пробудиться в Боге, в надежном окружении того, что твое навечно.
7. Покоя не найти, пока ты из ладоней Сына Божьего не извлечешь последнего гвоздя, пока со лба его не уберешь последнего шипа. 2 Божья Любовь окружает Его Сына, которого судит бог распятия. 3 Не учи, что я умер напрасно. 4 Учи тому, что я не умер, показывая, что я жив в тебе. 5 Ведь отмена распятия Сына Божьего – это работа искупления, в котором каждому отведена равноценная роль. 6 Господь не судит Своего безвинного Сына. 7 Могло ли быть иначе, если Он отдал ему Себя?
8. Ты самолично пригвоздил себя к кресту, надел на голову венец терновый. 2 Но ты не в состоянии распять Божьего Сына, ибо не умирает Божья Воля. 3 Сын Божий искуплен от своего собственного распятия, и тебе не под силу приговорить к смерти того, кому Бог даровал вечную жизнь. 4 Тяжелый сон распятия еще смежает твои веки, но видимое во сне не есть реальность. 5 Пока ты воспринимаешь Сына Божьего как распятого, ты спишь. 6 Пока ты веришь, что в состоянии его распять, – ты видишь дурные сны. 7 Ты, даже начиная пробуждаться, всё еще видишь сны, всё еще не забыл о них. 8 Забвение снов и осознание Христа приходит с пробуждением других для соучастия в твоем избавлении.
9. Ты пробудишься по своему собственному зову, ибо Зов к пробуждению – в тебе. 2 Если я жив в тебе, ты пробужден. 3 Только при этом тебе необходимо увидеть всё, что я делаю через тебя, иначе не почувствуешь, что то же самое я сделал и в тебе. 4 Не устанавливай пределов тому, что я, по-твоему, способен сделать через тебя, иначе ты не примешь того, что я способен сделать для тебя. 5 Но это уже сделано, и, если ты не отдашь всего, что получил, ты не узнаешь, что твой искупитель жив и что ты пробудился вместе с ним. 6 Искупление признается лишь соучастием в нем.
10. Господень Сын спасен. 2 Лишь это осознание неси Сыновству, и твоя роль в искуплении станет такой же ценной, как моя. 3 Ибо твоя роль должна быть, как моя, если ты ее постигаешь от меня. 4 Если ты веришь, что твоя роль ограничена, – ты ограничиваешь тем самым роль мою. 5 Чудеса не различаются по степени трудности, ибо все Божьи Чада равного достоинства, и равенство их – в их единстве. 6 Вся сила Божья в каждой Его части, и ничто, противоречащее Его Воле, не велико и не мало. 7 Чего нет, то не имеет величины или размеров. 8 Для Бога всё возможно. 9 Христу же даровано подобие Отцу.
1. Мир, видимый тобой, не мог быть сотворен Отцом, ибо мир вовсе не таков, каким ты его видишь. 2 Бог сотворил лишь вечное, а всё, что ты способен видеть, преходяще. 3 Следовательно, должен существовать другой мир, которого ты не видишь. 4 В Библии говорится о новом Небе и новой земле, что не может быть истинным в буквальном смысле, поскольку вечное не творится заново. 5 Воспринимать по-новому – значит снова воспринимать, подразумевая, что ранее или в каком-то интервале времени ты вовсе не воспринимал. 6 Что же это за мир, который ждет твоего восприятия, когда ты его увидишь?
2. Каждая мысль, исполненная любви, когда-либо принадлежавшая Господню Сыну, вечна. 2 Мысли, исполненные любви, которые сыновний разум воспринимает в этом мире, есть единственная мирская реальность. 3 Они всё еще восприятия, поскольку Сын всё еще верит в разделение. 4 Но эти мысли вечны, так как они исполнены любви. 5 А исполненные любви, они подобны Отцу и, следовательно, не могут умереть. 6 По сути, реальный мир возможно воспринять. 7 Для этого необходимо только желание не воспринимать ничего другого. 8 Ибо, воспринимая и добро, и зло, ты принимаешь истину и ложь, не делая различий между ними.
3. В чем-то эго способно увидеть благо, но никогда одно лишь благо. 2 Вот почему столь изменчивы его восприятия. 3 Оно не отрицает добро всецело, ибо ты с этим никогда не согласился бы. 4 Но оно всегда добавляет что-то нереальное к реальному и таким образом путает иллюзии с реальностью. 5 Ведь восприятие не может быть частично истинным. 6 Если ты веришь и в истину, и в иллюзии, ты не способен определить, что из них истинно. 7 Чтобы установить собственную автономию, ты силился творить не так, как твой Отец, веря, что созданное тобой способно быть не таким, как Он. 8 Но всё, что истинно, Ему подобно. 9 Восприятие только реального мира поведет тебя к реальному Раю, поскольку сделает тебя способным его понять.
4. Восприятие добра не есть знание, но отрицание противоположности добра дает тебе возможность узнать такое состояние, в котором противоположностей не существует. 2 А это и есть условие знания. 3 Без осознания этого ты не удовлетворил условиям знания, и, пока ты этого не сделаешь, ты не узнаешь, что оно уже твое. 4 Ты создал множество идей и поместил их между собою и Творцом, и эти убеждения есть тот мир, который ты воспринимаешь. 5 Истина здесь не отсутствует, она омрачена. 6 Тебе неведомы различия меж тем, что создал ты, и тем, что сотворил Господь, поэтому ты и не знаешь разницы меж тем, что создал ты и что ты сотворил. 7 Верить в то, что ты способен воспринимать реальный мир, – значит верить, что ты способен познать себя. 8 Ты можешь знать Бога, поскольку в Его Воле – быть знаемым. 9 Реальный мир – это всё, что Святой Дух сохранил для тебя из созданного тобой, и восприятие только этого и есть спасение, потому что оно есть признание: только реальность истинна.
1. Курс этот очень прост. 2 Возможно, ты полагаешь, что тебе не нужен курс, который под конец провозглашает, что лишь реальность истинна. 3 Но веришь ли ты в это? 4 Когда ты воспримешь реальный мир, то убедишься, что не верил в это. 5 Вместе с тем та быстрота, с которой твое новое и единственно реальное восприятие переведется в знание, оставит тебе лишь миг, чтобы понять: только это и истинно. 6 А после позабудется всё, что ты создал: хорошее и плохое, истинное и ложное. 7 Ибо по мере слияния воедино Неба и земли даже реальный мир исчезает из твоего поля зрения. 8 Кончиной мира станет не разрушение, а интерпретация его в Царство Небесное. 9 Новая интерпретация мира есть перевод всего восприятия в знание.
2. Библия призывает вас уподобиться малым детям. 2 Дети осознают, что им неведом смысл воспринимаемого ими, поэтому они и обращаются за разъяснениями к взрослым. 3 Не заблуждайся, полагая, что понимаешь воспринимаемое тобой, ибо смысл его для тебя утрачен. 4 Однако Дух Святой сохранил для тебя смысл всего, и если ты Ему позволишь интерпретировать этот смысл, Он восстановит в тебе то, от чего ты отрекся. 5 Но, думая, что знаешь его смысл, ты не увидишь необходимости спросить Его об этом.
3. Ты не знаешь смысла чего-либо, воспринимаемого тобой. 2 Ни одна мысль твоя не истинна целиком. 3 В признании этого – твое уверенное начало. 4 Ты не был ведом неверно, ты просто не принимал ведущего. 5 Наставления в восприятии тебе крайне необходимы, ибо ты ничего не понимаешь. 6 Признайся в этом, но с этим не мирись, ведь понимание – твое наследие. 7 Восприятие же постижимо, и ты – не без Учителя. 8 Однако желание учиться у Него зависит от твоего желания усомниться в том, чему ты обучил себя, поскольку ты, учивший себя тщетно, не должен оставаться своим собственным учителем.
4. Истину утаить возможно только от самого себя. 2 Но Бог не откажет в Ответе, который Он дал. 3 Тогда проси о том, что твое, но не тобою создано, и не оберегай себя от истины. 4 Ты создал проблему, на которую Бог дал ответ. 5 Следовательно, задай себе один простой вопрос:
6 Что мне желанней: проблема или ее решение?
7 Реши, какой ответ ты хочешь получить, и станет он твоим, ибо увидишь его таким, каков он есть, и осознаешь, что он уже твой.
5. Ты, вероятно, сетуешь на то, что этот курс недостаточно конкретен для понимания и пользования им. 2 Но, может статься, ты не выполнил его конкретных рекомендаций? 3 Это не курс игры в идеи, это курс практического применения идей. 4 Что может быть конкретней заверения в том, что, попросив, ты обязательно получишь? 5 Святой Дух даст ответ на каждую конкретную проблему, пока ты убежден в конкретности проблем. 6 Его ответ одновременно един и множественен, пока ты веришь, что один и есть множество. 7 Его конкретность, вероятно, тебя страшит из-за того, что, как ты думаешь, она способна от тебя потребовать. 8 Но, только спрашивая, ты узнаёшь: то, что от Бога не требует чего-либо от тебя. 9 Бог только дарит; Он не забирает. 10 А ты отказываешься спросить, потому что веришь: просить – значит отбирать, а не делиться.
6. Святой Дух даст тебе только то, что уже твое, и ничего не заберет взамен. 2 Поскольку твое есть всё, и это всё ты разделяешь с Богом. 3 В этом его реальность. 4 Способен ли Дух Святой, желающий лишь твоего восстановления, истолковать неверно твой вопрос, который нужно задать для получения Его ответа? 5 Ответ ты уже слышал, хотя неверно понял сам вопрос. 6 Ты веришь, что просить водительства Святого Духа – значит напрашиваться на лишения.
7. Младенец Божий, ты не понимаешь своего Отца. 2 Ты веришь в мир, который отбирает, поскольку убежден, что можешь обрести, забрав. 3 А с этим восприятием ты потерял из виду реальный мир. 4 Ты в страхе перед миром, каким ты его видишь, однако реальный мир всё еще твой, если ты о нем попросишь. 5 Так не отказывай себе в нем, ибо лишь он способен тебя освободить. 6 Ничто от Бога не закабаляет Его Сына, которого Он сотворил свободным и чья свобода надежно защищена Его Бытием. 7 Блажен ты, желающий просить Господней истины без страха, ибо лишь так ты постигаешь, что Его ответ и есть освобождение от страха.
8. Прелестное дитя Господне, ты просишь лишь о том, что я обещал тебе. 2 Разве я стану тебя обманывать? 3 Царство Небесное действительно внутри тебя. 4 Верь же, что истина во мне, ибо я знаю, что она – в тебе. 5 В Господних Сыновьях нет ничего такого, чего они не разделяли бы. 6 Спроси об истине любого Сына Божьего – и ты спросил о ней меня. 7 Каждый из нас несет в себе ответ, чтобы отдать любому, о нем просящему.
9. Проси о чем угодно Сына Божьего, и тебе ответит его Отец, ибо Христос не обманут в своем Отце, и Отец его не обманут в Нем. 2 Не обманись же в своем брате и только его мысли, исполненные любви, считай единственной его реальностью, ибо отрицанием расщепления в его разуме ты исцеляешь свой собственный разум. 3 Прими брата таким, каким приемлет его Отец, и исцели его во Христе, ибо Христос есть его исцеление и твое. 4 Христос есть Божий Сын, не разлучаемый с Отцом, каждая мысль которого исполнена любви подобно Мысли Его Отца, которой он сотворен. 5 Не обманись в Господнем Сыне, иначе ты обманешься в себе. 6 А обманувшись в себе, ты обманут в своем Отце, в Коем немыслим никакой обман.
10. В реальном мире болезней нет, ибо нет ни разделения, ни отчуждения. 2 В нем признаются только мысли, исполненные любви, и, поскольку никто не оставлен без твоей помощи, Помощь Господня следует за тобой повсюду. 3 По мере роста твоего желания принять эту Помощь, попросив о Ней, ты станешь Ее отдавать, ибо будешь желать Ее. 4 Не будет ничего недоступного для твоей исцеляющей силы, поскольку и в самой малой просьбе не будет тебе отказа. 5 Какие же проблемы не исчезнут в присутствии Ответа Божьего? 6 Проси тогда о постижении реальности твоего брата, ведь именно ее ты будешь в нем воспринимать и в ней увидишь отражение собственной красоты.
11. Не принимай меняющихся представлений брата о нем самом, ибо его расщепленный разум есть разум твой, и ты не примешь своего собственного исцеления без его исцеления. 2 Ведь вы разделяете реальный мир так же, как разделяете Царство Небесное, и его исцеление есть исцеление твое. 3 Возлюбить себя – значит исцелить себя, и невозможно, воспринимая часть себя больной, достичь подобной цели. 4 Брат мой, мы исцеляем сообща, как сообща живем и любим. 5 Не обманись же в Божьем Сыне, ведь он един с самим собою и с Отцом. 6 Люби его, любимого своим Отцом, – и ты познаешь Любовь Отца к себе.
12. Почувствовав обиду на своего брата, вырви ее жало из своих мыслей, ибо обижен ты Христом и в Нем обманут. 2 Исцеляй во Христе и не усматривай обиды в Нем, ибо в Нем нет обиды. 3 Если воспринимаемое обижает тебя, то ты обижен сам собою и осуждаешь Господня Сына, которого не осуждает Бог. 4 Позволь Святому Духу устранить все обиды Божьего Сына на самого себя и никого не воспринимать иначе, чем через Его водительство, ибо Он спасет тебя от всякого осуждения. 5 Прими Его исцеляющую силу и пользуйся ею во имя всех, кого Он шлет к тебе, ибо Воля Его – исцелить Божьего Сына, в коем Он не обманут.
13. Дети воспринимают страшные привидения в виде чудовищ и драконов, и это их пугает. 2 Но если они спросят о значении воспринятого ими у тех, кому доверяют, и согласятся отказаться от собственных интерпретаций в пользу реальности, то страхи их уйдут. 3 Когда ребенку помогают интерпретировать «привидение» в занавес, «чудище» – в тень, а «дракона» – в сновидение, ребенок перестает бояться и счастливо смеется над своими страхами.
14. Дитя мое, ты в страхе перед своими братьями, перед собою и своим Отцом. 2 Но ты попросту обманут в них. 3 Спроси про них Учителя Реальности, и, слушая Его, ты тоже посмеешься над собственными страхами, и им на смену придет покой. 4 Ведь страх не атрибут реальности, он в разуме детей, не понимающих реальность. 5 Только непонимание пугает их, а научившись истинному восприятию, они перестают бояться. 6 Поэтому, испугавшись снова, они опять попросят об истине. 7 Тебя пугает вовсе не реальность твоих братьев, или Отца, или самого себя. 8 Тебе неведома их суть, поэтому ты их воспринимаешь как монстров, привидения и драконов. 9 Спроси об их реальности Того, Кому она известна, и Он тебе расскажет, что они такое. 10 Ведь ты не понимаешь их, а поскольку ты обманут тем, что видишь, тебе необходима реальность, чтобы развеять страхи.
15. Разве не обменяешь ты свои страхи на истину, если обмен осуществился просто за спрос о нем? 2 Ведь если Бог не обманут в тебе, ты можешь быть обманут только в самом себе. 3 Но ты способен познать истину о себе от Святого Духа, Который будет учить тебя тому, что обман в тебе как в части Бога невозможен. 4 Воспринимая себя без обмана, ты примешь реальный мир вместо ложного созданного тобой. 5 Затем, к тебе склонившись, Бог сделает за тебя последний шаг и вознесет тебя к Себе.