Курс Чудес

Unknown

Глава 9
ПРИНЯТИЕ ИСКУПЛЕНИЯ

I. Принятие реальности

1. Боязнь Божьей Воли – одно из самых странных убеждений, когда-либо созданных человеческим умом. 2 Оно бы не возникло, не будь разум уже достаточно разъединен, что создало возможность бояться своей реальной сущности. 3 Реальность не может «угрожать» чему-либо, кроме иллюзий, поскольку она способна лишь поддерживать истину. 4 Уже тот факт, что Божья Воля, которая и есть ты, воспринимается со страхом, показывает, что ты действительно боишься того, что ты есть. 5 Стало быть, не Божья Воля тебя пугает, но твоя собственная.

2. Воля твоя – не воля эго, вот почему оно против тебя. 2 То, что предстает как страх перед Богом, на самом деле есть боязнь твоей собственной реальности. 3 Нельзя последовательно что-либо изучать в глубокой панике. 4 Если цель данного курса – помочь тебе помнить, что ты такое, и если ты веришь, что твоя сущность вызывает страх, то можно сделать вывод, что данный курс тебе не одолеть. 5 Однако причиной появления данного курса и было твое незнание того, что ты такое.

3. Если твоя реальность тебе неведома, то почему ты думаешь, что она вызывает страх? 2 Ассоциация истины со страхом, искусственная по меньшей мере, особенно неуместна в мышлении тех, кому неведомо, что такое истина. 3 Всё это означает, что нечто вне твоего сознания ты намеренно ассоциируешь с тем, чего не желаешь. 4 Тогда ты совершенно очевидно судишь то, о чем не имеешь ни малейшего представления. 5 Ты создал настолько странную ситуацию, что из нее не выбраться без Кормчего, Который знает твою подлинную реальность. 6 Цель Его – просто напоминать тебе о том, чего ты желаешь. 7 Он не пытается навязать тебе чуждую волю. 8 Он просто прилагает все усилия в пределах, положенных Ему тобой, чтобы восстановить твою же собственную волю в твоем сознании.

4. Волю свою ты сделал узницей и держишь за порогом собственного сознания, где она остается, не в состоянии тебе помочь. 2 Когда я говорил, что функция Святого Духа – отделить истину от лжи в твоем разуме, я подразумевал, что у Него достанет силы увидеть то, что ты скрываешь, и распознать в этом Божью Волю. 3 Признание Им этой Воли способно сделать ее реальной для тебя, поскольку Он – в твоем разуме, и, следовательно, Он и есть твоя реальность. 4 Тогда, если Его восприятие твоего разума приносит тебе его реальность, Он действительно помогает тебе помнить, что ты такое. 5 Единственным источником страха в этом процессе остается то, что ты, как тебе кажется, в нем теряешь. 6 Но иметь ты можешь только то, что видит Святой Дух.

5. Я много раз подчеркивал, что Дух Святой никогда не просит тебя чем-либо жертовать. 2 Но если ты просишь жертвы собственной реальностью, Он должен напоминать тебе, что нет на то Господней Воли, поскольку нет твоей. 3 Между твоей и Божьей Волей разницы нет. 4 Не будь твой разум расщеплен, ты бы признал, что волеизъявление и есть спасение, ибо оно и есть общение.

6. Нельзя общаться, говоря на разных языках. 2 Ты и Творец способны общаться через творение, поскольку в этом, и только в этом, ваша единая Воля. 3 Разъединенный разум не в состоянии общаться: он сообщает о совершенно разном одному и тому же разуму. 4 И так утрачивается возможность общения, поскольку бессвязное общение ничего не означает. 5 Бессмысленную весть не передать. 6 Много ли смысла в твоих вестях, если ты просишь о том, чего не желаешь? 7 Меж тем, пока ты боишься своей воли, ты именно о том и просишь.

7. Можно, конечно, настаивать на том, что Дух Святой тебе не внемлет, но не разумней ли взглянуть, с вопросами какого рода ты обращаешься к Нему? 2 Ведь ты не просишь исключительно того, чего желаешь. 3 И только из-за страха получить его (а ты его наверняка получишь). 4 Вот почему с такой настойчивостью ты продолжаешь просить учителя, который не способен дать тебе желаемого. 5 О том, что же это такое, ты никогда от него не узнаешь, и это создает иллюзию безопасности. 6 Однако нельзя обезопасить себя от истины, твоя сохранность только в ней самой. 7 Реальность есть единственная безопасность. 8 Воля твоя – твое спасение, будучи той же, что и Божья Воля. 9 А разделение есть не более чем вера в то, что она отлична от Его.

8. Ни один разум, мыслящий здраво, не посчитает собственную волю сильнее Божьей. 2 Но веря, что его воля отличается от Божьей, он может сделать вывод, что Бога либо вовсе нет, либо Воля Его страшна. 3 Первое характерно для атеистов, второе – для мучеников, полагающих, что Богу угодны жертвы. 4 Из этих двух безумных решений любое вызывает панику, поскольку атеист считает, что он одинок, а мученик верит, будто Бог распинает его. 5 При этом никто в действительности не желает ни одиночества, ни наказания даже при том, что многие могут стремиться к тому и другому. 6 Возможно ли просить Святого Духа о таких «дарах» и ожидать всерьез их получения? 7 Ведь Он не может дать того, чего ты не желаешь. 8 Когда ты просишь Благодетеля Вселенной о том, чего не хочешь, ты просишь дара невозможного, поскольку он не был сотворен. 9 А не был он сотворен по той причине, что никогда и не был твоей волей для тебя.

9. В итоге каждый должен помнить Божью Волю, ибо в итоге каждый должен признать себя. 2 Это признание станет признанием единства воли каждого с Божьей волей. 3 Перед лицом истины нет ни неверующих, ни жертв. 4 А в безопасной реальности полностью бессмыслен страх. 5 Отрицание того, что есть, лишь кажется пугающим. 6 Страх без причины не может быть реальным, а Бог – единственная всему Причина. 7 Бог есть Любовь, и ты всем сердцем Его желаешь. 8 Это и есть твоя воля. 9 Проси об этом – и получишь свой ответ, ибо ты просишь лишь о том, что тебе принадлежит.

10. Когда ты просишь у Святого Духа что-либо себе во вред, Он не дает ответа, ибо ничто не может повредить тебе, и, следовательно, ты просишь ни о чем. 2 Любое желание, исходящее от эго, – это желание ничего, и просьба о нем – вовсе не просьба. 3 Это лишь отрицание в форме просьбы. 4 Святого Духа не заботит форма, Он понимает только смысл. 5 Эго не в состоянии просить о чем-либо Святого Духа, ведь никакого общения между ними нет. 6 Но ты можешь просить Святого Духа обо всём, поскольку твои просьбы, исходящие из верного разума, реальны для Него. 7 Разве откажет Дух Святой Господней Воле? 8 И разве Он не признает ее в Божьем Сыне?

11. Ты и представить себе не можешь, сколько энергии расходуешь впустую на отрицание истины. 2 И что бы ты сказал о ком-то, упорствующем в попытках достичь невозможного, уверенного, что достижение этого и есть успех? 3 Убеждение, будто для счастья нужно обладать недостижимым, полностью противоречит принципу творения. 4 Такого не могло быть в Божьей воле, чтобы счастье зависело от недоступного тебе. 5 Тот факт, что Бог и есть Любовь, не требует убеждения, но требует принятия. 6 Факты, конечно, можно отрицать, но изменить их невозможно. 7 Закрыв глаза руками, ты не видишь, поскольку нарушены законы зрения. 8 Любовь отвергнув, ты не будешь ее знать, поскольку твое соучастие – закон ее бытия. 9 Ты не способен изменить законы, созданные не тобой, а законы счастья были сотворены для тебя, но не тобою.

12. Любая попытка отрицать то, что есмь, должна пугать, а если попытка достаточно сильна, то она вызовет панику. 2 Стремление идти наперекор реальности, что само по себе невозможно, можно сделать настойчивой целью, даже если ты не желаешь ее. 3 Теперь подумай о результатах такого странного решения. 4 Ты посвящаешь разум свой тому, чего не желаешь. 5 Насколько эта преданность реальна? 6 То, чего ты не желаешь, не было сотворено. 7 Не сотворенное, оно – ничто. 8 Способен ли ты воистину посвятить себя «ничто»?

13. Бог в Своей преданности тебе сотворил тебя преданным всему, дав всё, чему ты предан. 2 Иначе ты не был бы творением совершенным. 3 Реальность – это всё, и у тебя есть всё, поскольку ты реален. 4 Ты не способен создать нереальное, ибо отсутствие реальности пугает, а страх невозможно сотворить. 5 Пока ты веришь, что страх возможен, ты не творишь. 6 Противоречащие друг другу степени реальности лишают ее смысла, а реальность и есть смысл.

14. Помни тогда, что Воля Божья уже возможна, и ничего другого не будет никогда. 2 В этом – простое приятие реальности, ибо только это и реально. 3 Нельзя, искажая реальность, знать, что она такое. 4 И если ты искажаешь реальность, то ощутишь тревогу, депрессию и в итоге панику, поскольку стараешься сделать себя нереальным. 5 Испытывая подобные чувства, не пытайся искать истину вне себя, ибо истина может быть только внутри тебя. 6 Тогда скажи:

7 Христос во мне, а где есть Он, там должен быть и Бог, ибо Христосчасть Бога.

II. Ответ на молитву

1. Все, кто когда-либо пытался использовать молитву как просьбу о чем-либо, переживали то, что им казалось неудачей. 2 И это правда не только в отношении того, что может оказаться пагубным, но даже и в отношении просьб, сообразных с идеями этого курса. 3 Последнее в особенности можно неверно истолковать как «доказательство» того, что данный курс на самом деле не подразумевает того, чему учит. 4 Однако необходимо помнить (и курс подчеркивает это многократно), что цель его – избавление от страха.

2. Предположим, ты просишь у Святого Духа нечто такое, чего действительно желаешь, но чего всё еще боишься. 2 В подобном случае достижение этого уже не будет тем, чего ты желаешь. 3 Вот почему некоторые конкретные формы исцеления не достигнуты даже тогда, когда достигнуто состояние исцеления. 4 Кто-то может просить о физическом исцелении, боясь телесных повреждений. 5 Но в то же время, будь он и исцелен физически, угроза системе его мышления может пугать его намного больше, нежели ее физическое проявление. 6 В этом случае он просит не об освобождении от страха, а об устранении симптома, который сам же выбрал. 7 Следовательно, эта просьба вовсе не об исцелении.

3. В Библии говорится, что на любую молитву дан ответ, и это истинная правда. 2 Сам факт обращения с просьбой к Святому Духу служит гарантией ответа. 3 Но столь же определенно и то, что Его ответ не увеличит страх в просящем. 4 Возможно, Его ответ не будет услышан. 5 Но невозможно, чтобы он был потерян. 6 Множество ответов ты уже получил, но еще не услышал. 7 Я заверяю тебя в том, что они ждут тебя.

4. Желая знать, что на твои молитвы дан ответ, не сомневайся в Божьем Сыне. 2 Не разрешай себе сомнений в нем, не загоняй его в тупик, ибо твоя вера в него есть твоя вера в тебя самого. 3 Чтобы знать Бога и Его Ответ, поверь в меня, ведь моя вера в тебя неколебима. 4 Возможно ль искренне просить о чем-либо Святого Духа и сомневаться в своем брате? 5 Верь, что слова его правдивы благодаря той истине, что в нем. 6 С истиной в нем ты соединишься, и станут истиной его слова. 7 Его услышав, ты услышишь и меня. 8 Прислушиваться к истине – единственно возможный способ услышать ее сейчас и наконец познать ее.

5. Какую весть услышишь ты от брата, зависит от тебя. 2 О чем он говорит тебе? 3 И что бы ты хотел услышать от него? 4 Твое решение о нем определяет весть, которую ты получаешь. 5 Помни, что Святой Дух в нем и Его Голос говорит с тобой через него. 6 Что, кроме истины, может поведать тебе твой брат, такой святой? 7 Но слушаешь ли ты ее? 8 Возможно, он не знает, кто он такой, но в его разуме есть свет, который это знает. 9 И этот свет способен осиять твой разум, наполнить истиной его слова и наделить тебя способностью их слышать. 10 В его словах – ответ тебе Святого Духа. 11 Достаточно ли сильна твоя вера в брата, чтобы ты мог услышать тот ответ?

6. Молиться только за себя способен ты не более, чем обрести отраду только для себя. 2 Молитва есть иное утверждение включенности; она направляется Святым Духом согласно законам Божьим. 3 Спасение зависит от твоего брата. 4 Святой Дух, продолжившись от твоего разума к его, тебе ответит. 5 Нельзя услышать Голос, Глашатай Божий, в себе одном, поскольку ты не один. 6 Ответ же Его адресован только тому, что ты есть. 7 Ты не узнаешь моего доверия к тебе, если не продолжишь его. 8 Ты не доверишься водительству Святого Духа или же не поверишь, что оно для тебя, пока не услышишь его в других. 9 Оно должно быть для твоего брата, потому что оно – для тебя. 10 Разве Бог сотворил Свой Голос для тебя одного? 11 Разве ты слышал бы Его ответ, не отвечай Он всем Господним Сыновьям? 12 Услышь от брата то, что ты желаешь мне услышать от тебя, ведь ты мне не желаешь быть обманутым.

7. Так же, как Бог, я люблю тебя за истину в тебе. 2 Твои обманы могут обмануть тебя, но не меня. 3 Зная, что ты такое, я никогда не усомнюсь в тебе. 4 В тебе я слышу лишь Святого Духа, который говорит со мной через тебя. 5 Желая меня слышать, услышь всех моих братьев, в них Голос Божий говорит. 6 Ведь в них – ответ на все молитвы. 7 Ты свой ответ получишь, услышав его в каждом своем брате. 8 Не слушай ничего другого, иначе ты не сможешь слышать истинно.

8. Верь в своих братьев, ибо я верю в тебя, и ты постигнешь, что моя вера в тебя оправдана. 2 Верь в меня своею верой в них ради того, что Бог им даровал. 3 Они ответят тебе, как только ты научишься обращаться только к истине в них. 4 Их не благословив, сам не проси благословения, иначе не поймешь, как ты благословен. 5 Следуя этим путем, ты ищешь истину в себе. 6 Ты не уходишь за пределы самого себя, но движешься к себе самому. 7 Услышь лишь Божий Ответ в Его Сынах – и ты получил ответ.

9. Не верить – значит принять другую сторону или напасть. 2 Верить – значит принять и быть на той же стороне. 3 Верить – не значит быть легковерным, это значит принять и по достоинству оценить. 4 То, во что ты не веришь, ты не ценишь, а быть благодарным за то, чего не ценишь, невозможно. 5 Есть цена, которую ты заплатишь за свое суждение, ибо суждение и есть установление цены. 6 Какую цену установишь, такую и заплатишь.

10. Если платеж отождествляется с получением, ты установишь низкую цену, но станешь требовать высокого возврата. 2 При этом ты забудешь, что цена и есть оценка и что возврат пропорционален твоей оценке его достоинства. 3 Но если платеж отождествляется с дарением, то он не может восприниматься как потеря, и тогда признается равнозначность получения и отдачи. 4 И устанавливается высокая цена благодаря ценности возврата. 5 Цена же получения – потеря из виду ценности, что неизбежно приведет к обесцениванию полученного. 6 Мало ценя его, ты не будешь им дорожить и перестанешь его желать.

11. Не забывай тогда, что ты определяешь ценность получаемого и назначаешь ему цену тем, что отдаешь. 2 Верить, что можно много получить, отдав немного, – значит верить в возможность сделки с Богом. 3 Божьи законы вечно справедливы и абсолютно последовательны. 4 Отдавая, ты получаешь. 5 Но получить – значит принять, а не заполучить. 6 Не иметь нельзя, но можно не знать о том, что имеешь. 7 Признание того, что ты имеешь, – это желание его отдать, и только по этой готовности возможно осознать то, что ты имеешь. 8 То, что ты отдаешь, есть, следовательно, цена того, что ты имеешь, будучи точной мерой его достоинства в твоих глазах. 9 А это, в свою очередь, есть мера того, как сильно ты его желаешь.

12. Следовательно, лишь отдавая Святому Духу, возможно у Него просить, отдать же Ему можно только там, где ты Его узнаешь. 2 Признав Святого Духа в каждом, подумай, сколько ты просишь у Него и сколько получишь. 3 Он не откажет тебе ни в чем, ведь ты не отказал Ему ни в чем, поэтому вы можете разделять всё. 4 Таким и только таким путем ты получаешь Его ответ, поскольку Его ответ и есть всё то, чего ты можешь и попросить, и пожелать. 5 Тогда, обращаясь к каждому, скажи:

6 Поскольку я желаю познать себя, я вижу в тебе Сына Божьего и моего брата.

III. Исправление ошибки

1. Бдительность эго к ошибкам других эго – не та бдительность, поддерживать которую тебе желает Святой Дух. 2 Эго весьма критичны к тому «смыслу», который они представляют. 3 Такого рода смысл понятен им, поскольку он для них вполне осмыслен. 4 Но для Святого Духа в том нет никакого смысла.

2. Правым и добрым делом считает эго указывать другим на их ошибки, их «исправлять». 2 В том оно видит смысл, ведь у него нет представления ни о самих ошибках, ни о процессе их исправления. 3 Ошибки – от эго, а исправление ошибок лежит в отказе от него. 4 Когда ты поправляешь брата, ты говоришь ему, что он неправ. 5 Возможно, в тот момент в его словах и нет большого смысла (а если он выражает свое эго, то так оно и есть). 6 Твоя же задача – все равно сказать ему, что он прав. 7 Не обязательно словесно, если глупы его тирады. 8 Ему необходимо исправление на уровне ином, ибо его ошибка – на другом уровне. 9 Он всё еще прав, ведь он – Сын Божий. 10 А его эго неправо всегда, безотносительно к тому, что оно делает или говорит.

3. Указывая брату на ошибки его эго, ты видишь их сквозь призму собственных ошибок, поскольку Дух Святой его ошибок не воспринимает. 2 Это должно быть истиной, поскольку между эго и Святым Духом общения нет. 3 Эго лишено смысла, и Святой Дух не делает попыток понять что-либо, исходящее от эго. 4 А раз Он этого не понимает, Он это и не судит, зная: всё, сделанное эго, бессмысленно.

4. Когда ты реагируешь на все ошибки, ты не внемлешь Святому Духу. 2 Ведь Он их просто не замечает, и если ты обращаешь на них внимание, то ты не слушаешь Его. 3 А если ты Его не слышишь, то слышишь свое эго и поступаешь так же безрассудно, как и твой брат, чьи ошибки ты воспринимаешь. 4 Это не может быть исправлением. 5 Но это больше, нежели простое отсутствие исправления для него. 6 Это отказ от исправления в самом себе.

5. Когда твой брат ведет себя безумно, ты можешь исцелить его, воспринимая в нем только здравый смысл. 2 Если же ты воспринимаешь его ошибки и принимаешь их, то принимаешь и свои собственные ошибки. 3 Желая передать свои ошибки Святому Духу, ты должен сделать то же самое с его ошибками. 4 Пока это не станет единственным подходом ко всем ошибкам, ты не поймешь, как их искоренять. 5 Есть ли какая-либо разница меж этим и идеей, что ты учишься тому же, чему учишь? 6 Твой брат прав так же, как и ты, и если ты считаешь, что он неправ, ты осуждаешь самого себя.

6. Ты не способен исправить самого себя. 2 Тогда под силу ли тебе исправление другого? 3 Но ты способен увидеть его истинно, поскольку можно увидеть истинно себя. 4 Тебе не дано изменить своего брата, но от тебя зависит принятие его таким, каков он есть. 5 Его ошибки не исходят от истины в нем, а только эта истина – твоя. 6 Его ошибкам этого не изменить и не затронуть истину в тебе. 7 Воспринимать ошибки в ком бы то ни было и реагировать на них, как на реальные, – значит обращать их в реальность для себя. 8 За это тебе не избежать расплаты и вовсе не потому, что ты заслуживаешь наказания, а потому, что ты последовал не за тем наставником и, следовательно, потерял свой путь.

7. Ошибки брата твоего исходят от него не более, чем твои ошибки – от тебя. 2 Прими его ошибки как реальные – и ты напал на самого себя. 3 Найдя свой путь и следуя им, узри лишь истину подле себя, поскольку вы идете вместе. 4 Святой Дух внутри тебя прощает всё в тебе и в твоем брате. 5 Его ошибки прощены вместе с твоими. 6 Искупление отстранено не более, чем любовь. 7 Оно не может быть отъединенным, ибо исходит от любви. 8 Любая твоя попытка исправить брата предполагает веру, что это тебе под силу, и может быть лишь проявлением гордыни эго. 9 Исправление – от Бога; Ему неведома гордыня.

8. Святой Дух прощает всё, поскольку всё сотворено Всевышним. 2 Не принимай же Его функцию на себя, а то забудешь собственную функцию. 3 Прими единственную функцию исцеления во времени, ведь для того и существует время. 4 Господь дал тебе функцию творения в вечности. 5 Тебе не нужно этому учиться, но нужно научиться этого желать. 6 Ведь для того и было создано всё обучение. 7 Так Дух Святой использует способность, не нужную тебе, но созданную тобой. 8 Отдай Ему ее! 9 Ты не понимаешь, как ею пользоваться. 10 Он будет учить тебя смотреть на себя без осуждения, учась смотреть без осуждения на всё. 11 Тогда и осуждение перестанет быть для тебя реальным, и все твои ошибки будут прощены.

IV. Прощение как план Святого Духа

1. Искупление – для всех, поскольку оно есть способ упразднения веры в существование чего-либо для одного тебя. 2 Простить – значит не обратить внимания. 3 Смотри тогда поверх ошибки, не разрешая восприятию задерживаться на ней, ибо ты веришь в то, что остается в восприятии. 4 Прими как истину лишь то, что есть твой брат, если желаешь познать себя. 5 Не видя его таким, каков он есть, ты не познаешь самого себя, поскольку видишь его в ложном свете. 6 Помни всегда, что твое Тождество разделяемо, а соучастие в Нем и составляет Его реальность.

2. У тебя есть своя роль в Искуплении, но план Искупления тебе недоступен. 2 Ты не понимаешь, как пренебрегать ошибками, иначе ты не совершал бы их. 3 Было бы просто еще одной ошибкой считать, что ты либо не совершаешь их, либо способен их исправить без помощи Наставника в исправлении. 4 И если ты не следуешь за Ним, твои ошибки останутся без исправления. 5 План этот создан не тобой из-за ограниченности твоих идей относительно того, что ты такое. 6 Из ощущения ограниченности и вырастают все ошибки. 7 И путь их устранения, следовательно, не от тебя, но для тебя.

3. Искупление – это урок соучастия, дарованный тебе, поскольку ты забыл, как это делать. 2 Святой Дух просто напоминает тебе о естественном применении твоих способностей. 3 По-новому толкуя твою способность нападать как способность разделять с другими, Он переводит то, что сделал ты в то, что сотворил Господь. 4 Достигнув этого с Его помощью, ты перестанешь видеть свои способности глазами эго, в противном случае ты будешь судить их так же, как оно. 5 Вся пагубность твоих способностей – в суждении эго. 6 Вся польза их – в суждении Святого Духа.

4. У эго тоже существует план прощения, поскольку ты об этом плане просишь, хотя и не того учителя. 2 План эго конечно же бессмыслен и неэффективен. 3 Следуя его плану, ты просто ставишь себя в безвыходное положение, к которому всегда приводит эго. 4 План эго в том, чтобы сначала отчетливо увидеть ошибку, а после ею пренебречь. 5 Но разве можно пренебречь тем, что сделано реальным? 6 Ясно увидев ее, ты сделал ее реальной и не способен ею пренебречь. 7 Вот здесь-то эго и вынуждено прибегать к «мистериям», настаивая на твоем приятии бессмыслицы во имя собственного спасения. 8 Многие пытались сделать это во имя мое, забыв, что мои слова полностью осмысленны, ибо идут от Бога. 9 Они столь же осмысленны сейчас, как были вечно, поскольку выражают вечные идеи.

5. Прощение, постигнутое от меня, не пользуется страхом для избавления от страха. 2 И в равной мере оно не обращает нереальное в реальное с тем, чтобы затем его разрушить. 3 Прощение через Святого Духа состоит в том, чтобы изначально не замечать ошибки, так и оставив ее нереальной для тебя. 4 Не позволяй любой идее ее реальности войти в твой разум, иначе ты поверишь, что во имя прощения должен отменить то, что сделал. 5 Того, что не имеет следствий, не существует, и для Святого Духа последствий ошибки не существует. 6 Последовательно и твердо сводя на нет последствия ошибки повсюду и в любом аспекте, Он учит нас, что эго не существует, и доказывает это.

6. Следуй учению Святого Духа о прощении, ибо прощение – Его функция, и Он знает, как ее в совершенстве осуществить. 2 Именно это я имел в виду, говоря, что чудеса естественны, и если они не происходят, значит, что-то пошло по неверному пути. 3 Чудеса суть просто знаки твоего желания следовать плану спасения, принадлежащему Святому Духу, в признании, что ты не понимаешь, в чем он состоит. 4 Его работа – не твоя функция, и, пока ты не примешь этого, ты не сможешь постичь своей функции.

7. Путаница в функциях настолько типична для эго, что она уже должна быть тебе хорошо знакома. 2 Эго верит, что все функции принадлежат ему, не имея ни малейшего представления о том, что они такое. 3 Это больше, нежели простая путаница. 4 Это особо опасная комбинация высокомерия и путаницы, которая склоняет эго к нападению на что угодно и кого угодно без всякой на то причины. 5 Именно так оно и поступает. 6 Эго непредсказуемо в своих реакциях, ибо оно не понимает того, что воспринимает.

8. Если ты не имеешь представления о том, что происходит, насколько верной будет твоя реакция? 2 Ты можешь спросить себя безотносительно к оценке своей реакции, каким же образом непредсказуемость эго наделяет его ролью твоего наставника? 3 Позволь мне повторить, что квалификация эго как наставника просто жалка и что как учитель спасения оно – на редкость жалкий выбор. 4 Ведь тот, кто выбирает полностью безумного наставника, должен быть полностью безумен сам. 5 Неправда, что ты не осознаешь его безумия. 6 Ты осознаешь его безумие, поскольку его осознаю я, и ты судил его по тем же меркам, что и я.

9. Эго в буквальном смысле живет в одолженном времени, и дни его сочтены. 2 Не бойся Страшного суда, но привечай его и не задерживай себя, поскольку время эго «одолжено» у твоей вечности. 3 Это Второе Пришествие, созданное для тебя так же, как Первое было сотворено. 4 Второе Пришествие есть просто возвращение смысла. 5 Разве оно способно вызвать страх?

10. Что, если не фантазия, пугает и кто, кроме отчаявшегося найти удовлетворение в реальности, прибегнет к фантазии? 2 Но удовлетворения в фантазии не найти, и, стало быть, твоя единственная надежда – изменить отношение к реальности. 3 Только если решение об устрашающей реальности неверно, Бог будет прав. 4 И я заверяю тебя, что Сущий прав. 5 Возрадуйся тогда, что был неправ, ведь ты не знал, кто ты такой. 6 Знай ты себя, неправым быть ты мог не более, чем Бог.

11. Только в фантазиях сбывается немыслимое. 2 Реальности в фантазии не отыскать. 3 Все символы фантазии – от эго, и их ты обнаружишь великое множество. 4 Но не ищи в них смысла. 5 Ведь смысла в них не больше, чем в самих фантазиях, в которые они вплетены. 6 Сказки могут быть приятными или пугающими, но их не называют истиной. 7 Дети способны в них поверить, и тогда сказки на время становятся для них истиной. 8 Но, осиянные реальностью, фантазии уходят. 9 Реальность же остается. 10 Второе Пришествие есть осознание реальности, а не возвращение ее.

12. Смотри, дитя мое, реальность здесь. 2 Она принадлежит тебе, и мне, и Богу и полностью удовлетворяет Нас всех. 3 Только такое осознание исцеляет, ибо оно есть осознание истины.

V. Неисцеленный целитель

1. План прощения, созданный эго, используется гораздо шире, чем Божий план. 2 Причина в том, что он осуществляется неисцеленными целителями, и, следовательно, он – от эго. 3 Теперь нам нужно более тщательно присмотреться к неисцеленному целителю. 4 Уже по определению, он пытается дать то, чего сам не получил. 5 Если, к примеру, он богослов, то исцеление начинает с такой предпосылки: «Я жалкий грешник, такой же, как и ты». 6 Если он психотерапевт, то, скорее всего, начнет с равно невероятной веры в то, что атака реальна и для него, и для его пациента, но что она не имеет значения ни для того, ни для другого.

2. Я повторял неоднократно, что убеждения эго разделить нельзя, вот почему они нереальны. 2 Как же тогда «обнаружение» их делает их реальными? 3 Любой целитель, ищущий истину в фантазиях, не исцелен, ведь он не знает, где ее искать, и у него нет ответа на проблему исцеления.

3. Единственная польза от привнесения в сознание твоих кошмаров – учить тебя их нереальности и бессмысленности. 2 Неисцеленный целитель не в состоянии сделать это, ибо он сам в это не верит. 3 Все неисцеленные целители следуют плану прощения эго в той или иной форме. 4 Если они богословы, то, скорее всего, осудят самих себя, будут учить осуждению и побуждать к пугающим решениям. 5 Проецируя осуждение на Бога, они представляют Его мстительным и страшатся Его кары. 6 Всё, что они сделали, – просто отождествили себя с эго и, воспринимая то, что делает оно, осуждают себя из-за подобной путаницы. 7 Тогда становится понятно, почему вспыхивали бунты против такой концепции; однако бунтовать против нее – значит всё еще верить в нее.

4. Некоторые более новые формы плана эго столь же бесполезны, как и старые, поскольку форма не важна, а содержание не изменилось. 2 В одной из новых форм, к примеру, психотерапевт может интерпретировать символы эго в страшном сне, а затем пользоваться ими как доказательством реальности кошмара. 3 Сделав его реальным, он затем попытается рассеять его эффект, преуменьшая роль сновидца. 4 Такой подход был бы целительным в том случае, если бы и сновидец отождествлялся с нереальным. 5 Но если он отождествляется с разумом, то отрицается сила разума корректировать с помощью Святого Духа. 6 А это есть противоречие даже в терминах эго, и эго обычно замечает его даже в своем замешательстве.

5. Если противостоять страху возможно, только приуменьшая важность разума, каким же образом это укрепит силу эго? 2 Такими явными несуразностями объясняется, почему никто по-настоящему не объяснил, что происходит в психотерапии. 3 На самом деле в ней ничего не происходит. 4 На самом деле ничего не произошло с неисцеленным целителем, и он должен учиться у своего собственного учения. 5 Его эго всегда стремится извлечь для себя выгоду из сложившейся ситуации. 6 Он, следовательно, не знает, как отдавать, и в силу этого не способен разделять. 7 Он не способен исправлять, ибо его работа не направлена на исправление. 8 Он верит, будто в состоянии учить пациента тому, что реально, при том, что самому ему это неведомо.

6. Что же тогда должно произойти? 2 Когда Господь сказал: «Да будет свет!» – был свет. 3 Разве ты можешь обнаружить свет, анализируя тьму, как это делает психотерапевт, или же признавая тьму в самом себе, как богослов, надеясь на далекий свет в избавлении от этой тьмы, подчеркивая в то же время дальность света? 4 Исцеление – не таинство. 5 Ничего не изменится, пока это не понято, поскольку свет и есть понимание. 6 «Жалкого грешника» не исцелить без магии, и «ничего не значащему разуму» без магии себя не оценить.

7. Итак, оба подхода эго должны вести в тупик – к довольно характерной «невозможной ситуации», в которую всегда заводит эго. 2 Может оказаться полезным объяснить кому-то, куда тот устремился, однако в этом не будет большого смысла, если ему также не помочь изменить направление его стремлений. 3 Неисцеленный целитель не сделает это для него, ведь он не в состоянии сделать этого для себя. 4 Единственно значимый вклад, который целителю под силу, это привести в пример того, чье направление было изменено для него и кто уже не верит в какие бы то ни было кошмары. 5 Свет в его разуме тогда ответит вопрошающему, который вместе с Богом должен решить, что свет там есть, поскольку он видит его. 6 И с этим решением целитель знает, что свет присутствует. 7 Так восприятие в итоге трансформируется в знание. 8 Чудотворец начинает с восприятия света и переводит это восприятие в уверенность тем, что постоянно продолжает свет и принимает признание его. 9 Последствия света убеждают чудотворца в присутствии света.

8. Психотерапевт не лечит, он позволяет исцелению быть. 2 Он может указать на тьму, но не способен принести свет сам, ведь свет – не от него. 3 Но поскольку свет для него, он должен быть также и для его пациента. 4 Святой Дух – единственный Психотерапевт. 5 Он делает исцеление абсолютно ясным в любой ситуации, где Он – Наставник. 6 Ты можешь лишь позволить Ему исполнить Его функцию. 7 Для этого Ему помощь не нужна. 8 Он скажет тебе в точности, что делать, чтобы помочь тому, кого Он шлет за помощью к тебе и с кем Он будет говорить через тебя, если ты не станешь вмешиваться. 9 Помни: ты выбираешь наставника для помощи, а ложный выбор помощи не принесет. 10 Но помни также, что верный выбор непременно обеспечит ею. 11 Доверься Ему, ведь помощь – Его функция, а Он – от Бога. 12 По мере пробуждения других разумов к Святому Духу и через Него, а не через самого себя ты понимаешь, что не повинуешься законам сего мира. 13 Но те законы, коим ты повинуешься, действенны. 14 «Благо лишь то, что действенно» – разумное, хотя и не полное утверждение. 15 Только благое и действенно. 16 Всё остальное не работает.

9. Данный курс предлагает весьма простую и предельно ясную учебную ситуацию и обеспечивает Наставником, Который говорит тебе, что делать. 2 Исполняя это, ты увидишь его действенность. 3 А результаты убедительнее слов. 4 Они убедят тебя в истинности слов. 5 Следуя за правильным Водителем, ты постигаешь простейший из всех уроков:

6 По плодам их узнаете их, и они узнают себя.

VI. Принятие твоего брата

1. Как же еще ускорить осознание присутствия в себе Святого Духа, если не по следствиям Его? 2 Глаза твои не в состоянии Его видеть, а уши слышать. 3 Как же тогда ты сможешь воспринять Его? 4 Если в других ты вызываешь радость и их реакция на тебя радостна даже тогда, когда ты радости не ощущаешь, – значит в тебе есть нечто, способное вызвать ее. 5 А если оно в тебе и способно вызвать радость и если ты видишь, что оно действительно вызывает в других радость, – стало быть, ты с этим себя разъединяешь.

2. Тебе кажется, что Дух Святой не вызывает постоянной радости в тебе лишь потому, что ты не порождаешь постоянной радости в других. 2 По их реакции на тебя ты судишь о Его последовательности. 3 Когда ты непоследователен, ты не всегда способен вызвать радость и, таким образом, не всегда распознаёшь Его последовательность. 4 То, что ты предлагаешь брату, ты предлагаешь и Ему, поскольку в Своем дарении Он далее твоих даров идти не может. 5 И вовсе не потому, что Он ограничивает свое дарение, а просто потому, что ты ограничил свое получение. 6 Решение получить и есть решение принять.

3. Если братья твои – часть тебя, примешь ли ты их? 2 Только они способны учить тебя тому, что ты есть, ибо тобой постигнутое есть результат того, чему ты их учил. 3 К чему ты обратился в них, к тому же обращаешься в себе. 4 И через твое обращение к этому в них оно становится реальным для тебя. 5 У Бога есть всего один Сын, всех их Он знает как одного. 6 Только Всевышний больше их, но и они не менее, чем Он. 7 Известно ли тебе, что это означает? 8 Если всё, что ты делаешь брату моему, ты делаешь и мне, и если всё это ты делаешь себе (поскольку мы – часть тебя), то всё, свершаемое нами, равно принадлежит тебе. 9 Каждый, Всевышним сотворенный, есть часть тебя и разделяет с тобой Божью славу. 10 Слава Его принадлежит Ему, но она в равной мере и твоя. 11 Поэтому ты не менее великолепен, чем Он.

4. Бог более велик, чем ты, лишь потому, что Он сотворил тебя, но даже этого Он не лишил от тебя. 2 Следовательно, и ты способен творить, как Он, и твое отделение дела не меняет. 3 Ни Божий Свет, ни твой не меркнут оттого, что ты не видишь. 4 Поскольку Сыновство должно творить в единстве, ты вспоминаешь творение каждый раз, признавая его часть. 5 Каждая часть творения, которую ты помнишь, добавляет к твоей целостности, поскольку каждая часть и есть целое. 6 Целостность неделима, но ты не постигнешь своей целостности, пока не начнешь видеть ее повсюду. 7 Ты можешь знать себя только таким, каким Бог знает Сына Своего, ибо знание разделяемо с Богом. 8 Пробудившись в Нем, ты познаешь свое величие, приняв Его беспредельность как свою собственную. 9 А пока ты будешь судить ее, как судишь беспредельность брата, и принимать ее, как принимаешь его беспредельность.

5. Пока ты еще не пробужден, но пробуждению можно научиться. 2 Святой Дух очень просто учит тебя пробуждать других. 3 Видя их пробуждение, ты будешь постигать, что оно означает, и поскольку ты сделал выбор их разбудить, их благодарность и понимание того, что ты им дал, будут учить тебя его ценности. 4 Они станут свидетелями твоей реальности так же, как ты был сотворен свидетелем реальности Господней. 5 Когда Сыновство соберется вместе и примет свое Единство, оно будет узнаваемым по его творениям – свидетелям его реальности, так же как Сын – свидетель реальности Отца.

6. Чудесам нет места в вечности, поскольку они компенсаторны. 2 Но пока ты нуждаешься в исцелении, твои чудеса остаются единственными свидетелями твоей реальности, которую ты в состоянии узнать. 3 Ты не можешь совершить чудо для самого себя, ведь чудеса – это способ отдать приятие (единства-КФ)и получить его. 4 Во времени отдача идет первой, хотя они одновременны в вечности, где их не разделить. 5 Когда ты поймешь, что получение и отдача – одно и то же, необходимость во времени отпадает.

7. Вечность – единственно существующее время, и измерение у него одно – «всегда». 2 Но это ничего не значит для тебя до той поры, пока ты не припомнишь раскрытые Объятия Отца и не познаешь, наконец, Его открытый Разум. 3 Так же, как Он, ты есть «всегда» в Его Разуме и с разумом, подобным Его. 4 В твоем открытом разуме твои творения – в общении совершенном, рожденном совершенным пониманием. 5 Будь ты способен принять хотя бы одно из них, ты бы не пожелал того, что предлагает мир. 6 Всё остальное было бы полностью бессмысленным. 7 Смысл Божий без тебя не полон, а ты – не полон без своих творений. 8 Прими же брата в этом мире и ничего, кроме него, не принимай; ведь только в нем найдешь ты свои творения, поскольку он творил их вместе с тобой. 9 Ты не узнаешь никогда, что ты – Господень со-творец, если не осознаешь, что брат твой – твой со-творец.

VII. Две оценки

1. Господня Воля – твое спасение. 2 Мог ли Господь не предоствить тебе средства для достижения его? 3 Если спасение в Его Воле для тебя, то Он, должно быть, сделал легким и возможным и обретение его. 4 Братья твои – повсюду. 5 И за спасением не нужно далеко ходить. 6 Каждая минута и каждая секунда предоставляют тебе возможность спасти себя. 7 Не упускай этих возможностей не потому, что они более не повторятся, а потому, что нет нужды в отсрочке радости. 8 Господь желает тебе счастья совершенного сейчас. 9 Возможно ли, чтобы в том не было и твоей воли? 10 Возможно ли, чтобы в том также не было и воли твоих братьев?

2. Считай тогда, что вы едины в этой общей воле и только в ней. 2 Можно не согласиться с чем-либо еще, только не с этим. 3 Следовательно, именно здесь находится покой. 4 И ты находишься в покое, если таково твое решение. 5 Но ты не сможешь пребыть в покое, не приняв Искупления, поскольку Искупление есть путь к покою. 6 Причина этого весьма проста и столь очевидна, что часто остается незамеченной. 7 Эго боится очевидного, поскольку очевидность – существенная черта реальности. 8 Но ты не можешь не заметить ее, разве только если не смотришь.

3. Совершенно очевидно, что если Дух Святой смотрит на всё воспринимаемое Им с любовью, то Он взирает с любовью и на тебя. 2 Его оценка тебя обусловлена знанием того, что ты есть, поэтому Он оценивает тебя истинно. 3 Эта оценка должна быть в твоем разуме, поскольку Он – в твоем разуме. 4 Но эго тоже в твоем разуме, ибо ты принял его в свой разум. 5 Однако его оценка тебя диаметрально противоположна оценке Святого Духа, поскольку эго тебя не любит. 6 Не имея понятия, что ты такое, оно не доверяет ничему, воспринятому им, поскольку его восприятие изменчиво. 7 Поэтому эго в лучшем случае подозрительно, а в худшем – неистово. 8 Таков его диапазон. 9 И превзойти эти границы оно не в состоянии в силу собственной неопределенности. 10 Этих пределов ему не одолеть, поскольку эго не уверено ни в чем.

4. Стало быть, в твоем разуме есть две противоречивые оценки себя самого, и обе они подлинными быть не могут. 2 Тебе пока еще не осознать, насколько они разные, ведь ты не понимаешь, как высоко твое достоинство в глазах Святого Духа. 3 Он не обманут твоими действиями, ибо Он никогда не забывает, что ты такое. 4 А эго обмануто любым твоим поступком, в особенности когда ты отвечаешь Святому Духу, ибо в подобные мгновения его замешательство растет. 5 Поэтому оно, скорее всего, нападет тогда, когда ты реагируешь с любовью, ибо оно тебя считает нелюбящим, а ты идешь наперекор его суду. 6 Эго подвергнет атаке твои намерения, как только они пойдут вразрез с его восприятием тебя. 7 Именно здесь и происходит резкий сдвиг от подозрительности к ярости, поскольку его неуверенность мгновенно возросла. 8 Ясно, что ответное нападение явилось бы полной бессмыслицей. 9 Что может означать ответная атака, кроме того, что ты согласен с эго в оценке твоей сущности?

5. Если твой выбор – видеть себя нелюбящим, то счастлив ты не будешь. 2 Ты осуждаешь себя и, следовательно, должен считать себя неполноценным. 3 Обратишься ли ты к эго за помощью в избавлении от чувства неполноценности, им же и вызванного, которое оно должно поддерживать ради собственного существования? 4 Разве ты избежишь оценки эго, прибегнув к методам, с помощью которых оно хранит подобную картину в целости?

6. Безумную систему убеждений не оценить изнутри самой системы. 2 Ее границы мешают этому. 3 Ты можешь только выйти за ее пределы и, оглянувшись назад с той точки, где существует здравый смысл, увидеть контраст между ними. 4 Лишь с помощью контраста безумие возможно оценить как безумие. 5 С величием Всевышнего в себе ты выбрал ограниченность и сетуешь на собственную малость. 6 Внутри системы, диктующей подобный выбор, жалобы неизбежны. 7 Твоя ничтожность принята как должное в такой системе, и ты не спрашиваешь: «Кто оделил меня такой ничтожностью?» 8 Вопрос этот бессмыслен внутри системы мышления эго, так как он поставил бы под сомнение всю систему целиком.

7. Я уже говорил, что эго не знает, в чем заключается подлинный вопрос. 2 Отсутствие каких бы то ни было знаний всегда ассоциируется с нежеланием знать, а это приводит к полному отсутствию знания, поскольку знание абсолютно. 3 Не сомневаться в собственной малости – значит отрицать всё знание и гарантировать сохранность всей системе мышления эго. 4 Нельзя придерживаться какой-либо системы мышления частично, ибо сомнению должен быть подвергнут сам ее фундамент. 5 Сомнение при этом должно прийти извне, ибо внутри системы ее фундамент кажется довольно прочным. 6 Святой Дух отрицает реальность системы мышления эго просто потому, что знает: фальшив ее фундамент. 7 Следовательно, всё, что исходит от нее, бессмысленно. 8 Каждое твое убеждение Святой Дух судит по тому, откуда оно пришло. 9 Если оно от Бога, Святой Дух знает о его подлинности. 10 Если же нет, Он знает, что оно бессмысленно.

8. Когда бы ты ни усомнился в своей ценности, скажи себе:

2 Сам Бог не целокупен без меня.

3 Помни об этом, когда говорит эго, и ты не станешь ему внимать. 4 Истина о тебе столь возвышенна, что всё, недостойное Единого, не достойно и тебя. 5 Помня об этом, реши, чего ты хочешь, отвергнув всё, чего не смог бы предложить Всевышнему как целиком достойное Его. 6 Ты не желаешь ничего иного. 7 Верни же Ему свою часть – и Он отдаст тебе всего Себя в обмен на то, что и принадлежит Ему, и Его завершает.

VIII. Величие против помпезности

1. Величие – от Бога, и только от Него. 2 Следовательно, оно в тебе. 3 Как только ты, пусть смутно, это осознаёшь, ты покидаешь эго непроизвольно, ибо в присутствии Божьего величия явной становится абсурдность эго. 4 Эго, даже не понимая происшедшего, расценит перемену как нападение «врага» и постарается, обольстив дарами, вернуть тебя в лоно его собственной «защиты». 5 Раздувание собственного я – вот всё, что оно может предложить. 6 Помпезность эго – его единственная альтернатива Божьему величию. 7 Каков будет твой выбор?

2. Помпезность – это всегда прикрытие отчаяния. 2 Она безнадежна, поскольку нереальна. 3 Она есть попытка уравновесить твою малость, обусловленная верой в ее реальность. 4 Вне этой веры напыщенность бессмысленна, и было бы немыслимо ее желать. 5 Суть ее – в соперничестве, поскольку она всегда сопряжена с атакой. 6 Соперничество есть иллюзорная попытка превзойти, но не исправить. 7 Мы уже говорили, что диапазон эмоций эго – от подозрительности до ярости. 8 Оно остается подозрительным, пока ты в отчаянии от самого себя. 9 Оно становится неистовым, как только ты решаешь покончить с самоуничижением и ищешь выход. 10 Тогда оно предлагает тебе иллюзию атаки в качестве «решения».

3. Эго не понимает разницы между величием и гордыней, ибо не видит разницы между чудотворными побуждениями и его собственными чуждыми представлениями. 2 Я говорил тебе, что эго осознаёт угрозу своему существованию, но не понимает разницы между этими двумя совершенно разными угрозами. 3 Глубокое чувство уязвимости делает его неспособным к суждению в любом аспекте, кроме атаки. 4 Почувствовав угрозу, эго видит только одну альтернативу: атаковать немедленно или ретироваться, чтобы напасть потом. 5 Если ты примешь его предложение гордыни, оно нападет мгновенно. 6 Если же нет, то подождет.

4. Эго парализовано в присутствии Божьего величия, ибо Его величием утверждается твоя свобода. 2 Даже слабый намек на твою реальность буквально изгоняет эго из твоего разума, поскольку у тебя пропадает всякая заинтересованность в нем. 3 Величие целиком свободно от иллюзий и, будучи реальным, убедительно. 4 Но убедительность реальности останется с тобою только в том случае, если ты не позволишь эго на нее напасть. 5 Оно приложит все усилия для своего восстановления и всю свою энергию мобилизует против твоего освобождения. 6 Оно скажет тебе, что ты безумен, доказывая, что величие не может быть реальной частью тебя из-за ничтожности, в которую оно верит. 7 Твое величие, однако, не иллюзорно, поскольку не тобою создано. 8 Ты создал гордыню и теперь ее боишься, ибо она – форма атаки, величие же твое от Бога, Который сотворил его Своей Любовью.

5. Исходя из собственного величия, ты можешь только благословлять, ибо величие – твое богатство. 2 Благословлением ты удерживаешь его в своем разуме, защищая от иллюзий и сохраняя себя в Божьем Разуме. 3 Помни всегда, что ты не можешь быть нигде, кроме как в Божьем Разуме. 4 Забыв об этом, ты непременно придешь в отчаяние и непременно нападешь.

6. Эго зависит исключительно от твоей терпимости к нему. 2 Если ты согласишься увидеть свое величие, то не сможешь прийти в отчаяние и, следовательно, не пожелаешь эго. 3 Твое величие – Божий ответ эго, ибо это – подлинное величие. 4 Совместное существование величия и малости невозможно так же, как их чередование. 5 Ничтожность и помпезность могут и должны чередоваться, поскольку то и другое – не истинно, и, следовательно, они принадлежат одному уровню. 6 Будучи уровнем чередований, он и переживается как чередование, а крайности – его существенная характеристика.

7. Истина и малость являются отрицанием друг друга, ибо величие есть истина. 2 Истина не колеблется, извечно оставаясь истиной. 3 Как только величие ускользает от тебя, ты его замещаешь чем-то, созданным тобой самим. 4 Возможно, это вера в малость; возможно, вера в собственную непомерность. 5 Так или иначе, не будучи истинной, вера эта безумна. 6 Твое величие никогда не обманет тебя, иллюзии же обманут непременно. 7 Иллюзии и есть обман. 8 Ты не способен восторжествовать, однако ты возвеличен. 9 И в твоем возвеличенном состоянии ты ищешь себе подобных и радуешься вместе с ними.

8. Величие и напыщенность легко различимы, ибо любовь возвращаема, а гордыня – нет. 2 Гордыня не произведет чудес, лишив тебя тем самым истинных свидетельств твоей реальности. 3 Истина не сокрыта и не затенена, а ее очевидность для тебя заключена в той радости, которую ты приносишь свидетелям истины, показывающим ее тебе. 4 Они – свидетели твоего величия, но не гордыни, поскольку гордыня не разделяема. 5 Господь желает тебе узреть Им сотворенное, поскольку в этом – Его радость.

9. Разве твое величие способно быть высокомерным, если Сам Бог – ему свидетель? 2 А разве может быть реальным что-либо, чему свидетельств нет? 3 Какое благо от него придет? 4 А если благо не приходит от него, Святому Духу им не воспользоваться. 5 Чего Ему не обратить в Господню Волю, того не существует. 6 Гордыня иллюзорна, ибо она используется как замещение твоего величия. 7 Но Богом сотворенного не заместить. 8 Господь не целокупен без тебя, ибо Его величие целокупно, и ты не можешь в нем отсутствовать.

10. В Разуме Божьем ты незаменим. 2 Никто другой в нем не заполнит твою часть, и пока ты оставляешь в нем свою часть пустой, твое извечное место просто ждет твоего возвращения. 3 Бог через Голос Свой тебе о нем напоминает и Самолично сохраняет в нем твои продолжения. 4 Но ты не знаешь их, пока к ним не вернешься. 5 Тебе не заместить ни Царства, ни себя. 6 Бог, знающий тебе цену, того не пожелал и, следовательно, этого не происходит. 7 Ценность твоя – в Божьем Разуме, и следовательно, не только в твоем одном. 8 Принять себя таким, каким Единый сотворил тебя, не есть гордыня, а есть, напротив, отрицание ее. 9 Принятие своей малости и есть гордыня, предполагающая веру в то, что твоя оценка самого себя правдивей Божьей.

11. Но если неделима истина, твоя самооценка должна быть Божьей. 2 Ты своей ценности не устанавливал, и ей защита не нужна. 3 Ничто не в состоянии ни напасть на нее, ни одолеть ее. 4 Она не изменяется. 5 Она просто есть. 6 Спроси Святого Духа, что она такое, и Он тебе ответит; только не бойся Его ответа, поскольку он идет от Бога. 7 Это возвышенный ответ благодаря его Источнику, а в силу подлинности Источника подлинен и Его ответ. 8 Слушай же и не сомневайся в том, что слышишь, ибо Бог не обманывает. 9 Он желает замещения веры эго в малость – Его Собственным возвышенным Ответом о том, что ты такое, дабы ты перестал в этом сомневаться, зная это, как оно есть.

Table of contents

previous page start next page