1. Можешь ли ты себе представить, что значит без забот, волнений и тревог быть постоянно в тишине и совершенном покое? 2 Но лишь для этого и существует время: постигнуть это и ничто другое. 3 Учитель Божий не будет удовлетворен Своим учением до тех пор, пока оно не станет тем единственным, чему ты учишься. 4 Он не осуществил Своей учительской функции, пока ты не стал настолько последовательным учеником, что постигаешь только от Него. 5 Когда это свершится, тебе не нужен будет ни учитель, ни время для учебы.
2. Возможно тебя огорчает среди прочих одно соображение: ты веришь, что на это нужно время и результаты учения Святого Духа скажутся лишь в далеком будущем. 2 Это не так. 3 Святой Дух пользуется временем по-Своему, Он им не связан. 4 Время – Его друг в обучении. 5 Оно не изнуряет Его так, как изнуряет тебя. 6 Опустошение, которое, кажется, приносит с собой время, вызвано твоим отождествлением с эго, использующим время в поддержку своей веры в разрушение. 7 Эго, подобно Святому Духу, использует время для убеждения тебя в неизбежности цели и конца обучения. 8 Для эго цель есть смерть, которая и есть его конец. 9 Но для Святого Духа цель – жизнь, не имеющая конца.
3. Эго – союзник времени, но не друг. 2 Ведь оно равно не доверяет ни смерти, ни жизни, а то, чего оно желает для тебя, невыносимо для него самого. 3 Эго желает смерти тебе, но не себе. 4 Из этой странной религии должно родиться убеждение в его способности преследовать тебя и после смерти. 5 И, не желая тебе покоя даже в смерти, оно предлагает бессмертие в аду. 6 Оно с тобою говорит о Рае, но убеждает, что Рай – не для тебя. 7 Разве дозволено виновным надеяться на Рай?
4. Для тех, кто отождествляет себя с эго, вера в ад неизбежна. 2 С адом ассоциируются их ужасы и страхи. 3 Эго учит, что ад – в будущем, и к этому устремлено всё его обучение. 4 Ад есть цель эго. 5 Даже нацеленное на смерть и на распад в конце, эго не верит в это. 6 Цель – смерть, которой оно жаждет для тебя, оставляет его неудовлетворенным. 7 Никто из тех, кто следует его учению, не свободен от страха пeред смертью. 8 Но если бы смерть считалась просто избавлением от боли, разве была бы она страшна? 9 Уже и ранее мы встречались с подобным парадоксом в системе мышления эго, но никогда так ясно, как теперь. 10 Казалось бы, для поддержания в тебе преданности эго должно ограждать тебя от страха. 11 Однако для поддержания себя ему необходимо держать тебя в страхе. 12 Снова и снова старается оно осуществить то и другое и часто преуспевает в этом, используя диссоциацию для удержания вместе своих противоречивых целей и создавая видимость их совместимости. 13 Эго учит, что смерть – конец любой надежде на Царство Небесное. 14 Но поскольку ты и эго неразделимы, а о собственной кончине оно не может и помыслить, оно и далее будет преследовать тебя, ибо вина непреходяща. 15 Таково бессмертие в версии эго. 16 Именно эту версию и поддерживает его версия времени.
5. Эго учит, что Рай – здесь и сейчас, поскольку будущее – ад. 2 Когда атака эго столь жестока, что оно стремится отнять жизнь даже у того, кто верит в него как в единственный на свете голос, то и ему оно говорит об аде. 3 Оно поучает, что ад также здесь и предлагает прыжок из ада в забвение. 4 Единственное время, к которому оно невозмутимо позволяет обращаться, это прошлое. 5 Но даже прошлое для эго ценно только тем, что его больше нет.
6. Как уныло и безнадежно использует эго время! 2 И как неумолимо! 3 Ибо за его фанатичной настойчивостью на одинаковости прошлого и будущего скрывается куда более коварная угроза покою. 4 Своей конечной угрозы эго не оглашает, дабы боготворящие его всё еще верили в его способность предложить избавление. 5 Но вера в вину должна вести и всегда приводит к вере в ад. 6 Испытывать страх перед адом эго разрешает единственным путем – привнесением ада сюда, но всегда только в качестве прелюдии к будущему. 7 Ведь никто из тех, кто считает себя заслуживающим ада, не верит, что результатом наказания окажется покой.
7. Святой Дух учит: ада нет. 2 Ад – только то, что эго сделало из настоящего. 3 Лишь вера в ад препятствует пониманию настоящего, поскольку ты его боишься. 4 Святой Дух ведет в Рай с той же неуклонностью, с какой эго тянет в ад. 5 Ведь Дух Святой, знающий только настоящее, использует его для устранения страха, с помощью которого эго стремится сделать настоящее бесполезным. 6 В подходе эго ко времени страх неизбежен. 7 Ведь время согласно учению эго – всего лишь учебное средство для накопления вины, пока она не станет всеохватной, требуя вечной мести.
8. Всё это Дух Святой мог бы искоренить сейчас. 2 Страх не от настоящего, он связан с прошлым и будущим, которых нет. 3 Страха нет в настоящeм, где каждое мгновение чисто, отделено от прошлого, чья тень не достигает будущего. 4 Каждый миг – чистое, неомраченное рождение, в котором Божий Сын является из прошлого в настоящее. 5 А настоящее продолжается вечно. 6 Оно столь ясно и прекрасно и столь свободно от вины, что нет в нем ничего, за исключением счастья. 7 Нет и в помине тьмы, а радость и бессмертие – сейчас.
9. Для этого урока не нужно времени. 2 Ведь что есть время без прошлого и будущего? 3 Понадобилось немало времени, чтобы запутать тебя полностью, однако его не нужно вовсе, чтобы быть тем, что ты есть. 4 Начни же практику использования времени согласно Святому Духу, то есть как средство обучения счастью и покою. 5 Считай текущее сиюминутное мгновение всем тем, что есть во времени. 6 Ничто из прошлого не может коснуться тебя здесь, именно здесь ты полностью прощен, свободен и непоруган. 7 От этого святого мига, в котором святость вновь рождена, ты далее проследуешь во времени без страха и без чувства изменения со временем.
10. Время немыслимо без изменений, святость, напротив, неизменна. 2 В этом мгновении надо постигнуть больше, нежели то, что ада нет. 3 В сем искупительном моменте заключен весь Рай. 4 И Царство не изменится, ибо рождение в святое настоящее и есть спасение от изменения. 5 Изменение – иллюзия, ей обучают те, кто не способен видеть себя безвинным. 6 Нет изменения в Царстве, ибо нет изменения в Боге. 7 В святом мгновении, видя себя в сиянии свободы, ты вспомнишь Бога. 8 Поскольку помнить о Нем и значит помнить свою свободу.
11. Если уныние нисходит на тебя при мысли о том, сколько понадобится времени для столь полного изменения мышления, спроси себя: «Как велико мгновение?» 2 Разве ты не отдашь немного времени Святому Духу ради своего спасения? 3 О большем Он не просит, больше Ему и не требуется. 4 Гораздо больше времени займет обучение тебя готовности отдать Ему этот короткий миг, нежели Ему понадобится, чтобы воспользоваться им и предложить тебе всё Царство. 5 В обмен на этот миг готов Он одарить тебя воспоминанием вечности.
12. Ты не отдашь это мгновение Святому Духу во имя своего освобождения, пока не пожелаешь отдать его всем своим братьям во имя их освобождения. 2 Ибо мгновение святости разделяемо, оно не может быть только твоим. 3 Обуреваемый желанием напасть на брата, помни, что миг его освобождения – твой. 4 Чудеса – это мгновения свободы, которые ты предлагаешь и получаешь. 5 Они свидетельствуют о твоем желании освободиться и предложить Святому Духу время для Его собственного пользования им.
13. Как велико мгновение? 2 Оно столь же коротко для брата твоего, как для тебя. 3 Практикуйся в дарении святого мига свободы всем, кто временем порабощен, так обращая время для них в друга. 4 Святой Дух дарит их блаженный миг тебе через твое дарение его. 5 Когда ты даришь этот миг, Он предлагает его тебе. 6 Не откажись отдать всё получаемое от Него, ибо ты с Ним соединяешься в дарении. 7 В кристальной чистоте даримого тобой освобождения – твое мгновенное освобождение от вины. 8 Должно быть, ты сам свят, коль скоро предлагаешь святость.
14. Как велико мгновение? 2 Достаточно, чтобы возродить полное здравомыслие, абсолютный покой и совершенную любовь ко всем, и к Богу, и к себе. 3 Достаточно, чтобы припомнить и бессмертие, и вечные свои творения, которые разделяют его с тобой. 4 Достаточно, чтобы ад обменять на Рай. 5 Его достаточно, чтобы преодолеть всё созданное эго и взойти к твоему Отцу.
15. Время – твой друг, если ты отдаешь его в распоряжение Святого Духа. 2 Ему не нужно много, чтобы восстановить в тебе всю силу Бога. 3 Он, превозмогший время для тебя, понимает, для чего оно. 4 Святость не во времени, она в вечности. 5 Такого не было мгновения, в котором Божий Сын способен был утратить свою чистоту. 6 Его состояние неизменности – вне времени, ибо его чистота навечно остается недосягаемой для атаки и перемен. 7 Время недвижно в его святости и неизменно. 8 И таким образом, оно уже более не время. 9 Ибо, пойманное в одном мгновении вечной святости Господнего творения, оно трансформируется в вечность. 10 Отдай же вечный миг, чтобы вечность могла помниться для тебя в это сияющее мгновение совершенного освобождения. 11 Предложи чудо святого мига через Святого Духа и предоставь Ему дарение его тебе.
1. Искупление – во времени, но не для времени. 2 Будучи в тебе, оно вечно. 3 То, что содержит воспоминание о Боге, не может быть ограничено временем. 4 Не более, чем можешь быть им ограничен ты. 5 Ведь если Бог не связан временем, не связан им и ты. 6 Мгновение, предложенное Святому Духу, предложено от твоего имени Богу, и в этот миг ты мягко пробудишься в Нем. 7 В блаженный миг ты дашь уйти всему, постигнутому в прошлом, и Дух Святой тотчас предложит тебе Свой полный урок покоя. 8 Что теперь занимает время, когда преграды к постижению этого урока убраны? 9 Истина столь далека от времени, что всё в ней происходит одновременно. 10 Поскольку она сотворена единой, ее единство независимо от времени.
2. Пусть не заботит тебя время и не пугает мгновение святости, полностью избавляющее от страха. 2 Ибо мгновение покоя потому и вечно, что в нем нет страха. 3 Оно придет, будучи уроком, который Бог дает тебе через Учителя, назначенного Им, чтобы интерпретировать время в вечность. 4 Благословен Учитель Божий, Чья радость – в обучении святого Сына Божьего его святости. 5 Радость Его не в рамках времени. 6 Его учение – для тебя, поскольку радость Его – твоя. 7 Через Него стоишь ты перед Божьим алтарем, где Он по-доброму интерпретирует ад в Рай. 8 Ведь только в Царстве Бог желает тебе быть.
3. Сколько же нужно времени, чтобы оказаться там, где Бог желает тебе быть? 2 Ибо ты там, где был всегда и будешь вечно. 3 Всё, что имеешь ты, твое навечно. 4 Благословенный миг, продолжившись, вбирает время, как продолжает Бог Себя, чтобы вобрать тебя. 5 Потратив дни, часы и даже годы на то, чтобы связать цепями братьев с собственным эго в попытке оказать ему поддержку и укрепить его слабость, ты не воспринимаешь Источник силы. 6 В это святое мгновение ты высвободишь из оков всех своих братьев, откажешься поддерживать их слабость или же свою собственную.
4. Ты не осознаёшь, как скверно относился к братьям, видя в них средство упрочения эго. 2 Как результат, они свидетельствуют в пользу эго в твоем восприятии и, кажется, дают тебе резон не расставаться с ним. 3 Но и сильнее, и убедительнее свидетельствуют они в пользу Святого Духа. 4 Они поддерживают Его силу. 5 И следовательно, от тебя зависит, послужат ли они в тебе опорой эго или оплотом Святого Духа. 6 Ты же узнаешь, кого из этих двух выбрал, по их реакции. 7 Сын Божий, освобожденный в его брате через Святого Духа, узнан всегда. 8 Его невозможно отрицать. 9 И если нет в тебе определенности, то только потому, что ты его не полностью освободил. 10 А потому и не отдал всецело единого мгновения Святому Духу. 11 Поскольку, сделав это, ты будешь полностью уверен в сделанном.12 Ты будешь в том уверен, ибо Его свидетель так внятно будет говорить о Нем, что ты его услышишь и поймешь. 13 Сомнения будут одолевать тебя, пока ты не услышишь одного свидетеля, тобою полностью освобожденного через Святого Духа. 14 Тогда сомнения отпадут.
5. Святое мгновение пока еще не пришло к тебе. 2 Но оно придет, и ты его узнаешь с совершенной ясностью. 3 Ни один Божий дар не узнаётся иным путем. 4 Ты можешь отрабатывать технику святого мгновения и таким образом многое постичь. 5 Но его яркого и лучезарного сияния, которое своим собственным видением буквально сделает тебя слепым по отношению к миру, ты обеспечить не сумеешь. 6 И вот оно всё в этом миге, законченное, совершенное и отданное целиком.
6. Начни сейчас практиковать свою малую часть в различении святого мгновения. 2 По ходу дела ты будешь получать весьма конкретные указания. 3 Учиться выделять эту одну секунду и ощущать ее как безвременье – значит начать переживать свою неотделенность. 4 Не бойся, что останешься в этом без помощи. 5 Учитель Божий и Его урок поддержат твою силу. 6 Лишь твоя слабость покинет тебя в ходе подобной практики, ведь это практика Божьей силы в тебе. 7 Воспользовавшись ею хотя бы на мгновение, ты никогда не сможешь ее снова отрицать. 8 Кто может отрицать Присутствие того, к чему вселенная склоняется в благодарении и радости? 9 Перед признанием вселенной – свидетеля этого Присутствия – твои сомнения должны отпасть.
1. Так не довольствуйся же малостью. 2 Но убедись, что понимаешь, в чем ее суть и почему ты никогда не удовлетворишься ею. 3 Малость есть дар, предложенный тобой самому себе. 4 Ты предлагаешь ее себе взамен величия и принимаешь ее. 5 В сем мире ничтожно всё, поскольку создан он из малости в нелепом убеждении, что малость может удовлетворить тебя. 6 Когда ты борешься за что-то в этом мире в надежде обрести покой, ты умаляешь себя и делаешь слепым для славы. 7 Малость или слава – вот выбор, открытый и для борьбы твоей, и для бдительности. 8 И выбираешь ты всегда одно за счет другого.
2. Но, выбирая, ты не осознаешь, что каждый выбор есть твоя оценка самого себя. 2 Выбери малость – и ты лишишь себя покоя, поскольку посчитаешь себя недостойным его. 3 И что бы ты ни предложил взамен, дар будет слишком беден, чтобы удовлетворить тебя. 4 Важно принять тот факт и сделать это с радостью, что малость в какой бы то ни было форме не сможет удовлетворить тебя. 5 Ты волен испытывать столько ее форм, сколько пожелаешь, но это будет лишь отсрочкой возвращения домой. 6 Поскольку удовлетворит тебя только величие, которое и есть твой дом.
3. Глубокая ответственность есть у тебя перед самим собой – та, о которой нужно научиться помнить постоянно. 2 Урок сначала может показаться трудным, но ты научишься его любить, поняв, что он правдив и что он – дань твоей силе. 3 Ты, искавший и нашедший малость, помни: каждое принятое тобой решение укоренено в том, кем ты себя считаешь, и представляет ту ценность, которой ты наделил себя. 4 Поверишь, что малость может удовлетворить тебя, и, ограничив себя, не будешь удовлетворен. 5 Ведь функция твоя – не малость, и, только находя и осуществляя свою функцию, ты сможешь избавиться от малости.
4. Нет никаких сомнений в том, что представляет собой твоя функция, поскольку Святой Дух знает, что она такое. 2 Нет никаких сомнений в ее величии, ибо оно приходит к тебе через Него от самого Величия. 3 Сражаться за него тебе не нужно, ибо оно – в тебе. 4 Бороться нужно против малости, поскольку защита твоего величия в сем мире действительно требует бдительности. 5 В совершенстве осознавать свое величие в мире малости – задача непосильная для малых. 6 Однако она поставлена перед тобой как дань твоему величию, а не твоей малости. 7 Она не ставится перед тобой одним. 8 Сила Божья будет поддерживать каждое твое усилие во имя Его дорогого Сына. 9 В поисках малости ты лишаешь себя Его силы. 10 Бог не желает, чтобы Сын Его довольствовался меньшим, чем всё. 11 Ибо нет Ему удовлетворения без Сына, а Сын Его не может удовлетвориться меньшим, нежели то, чем одарил его Отец.
5. Я уже спрашивал тебя, предпочитаешь ли ты «быть заложником у эго или хозяином, радушным Богу». 2 Позволь Святому Духу спрашивать тебя об этом каждый раз, когда ты собираешься принять решение. 3 Ведь каждым своим решением ты отвечаешь на этот вопрос и приглашаешь, соответственно, печаль или радость. 4 Отдав тебе Себя при твоем сотворении, Господь навечно определил тебя радушным Себе хозяином. 5 Он не покинул тебя, и ты не покинул Его. 6 Все твои попытки отрицать Его величие и сделать Его Сына заложником эго не могут умалить того, кого Господь соединил с Самим Собой. 7 Каждое твое решение принято либо в пользу ада, либо в пользу Рая и приносит тебе осознание того, что ты предпочел.
6. Святой Дух может хранить твое величие свободным от всякой малости, ясным и в полной безопасности в твоем разуме, не тронутым ни одним малым даром, который может предложить мир малости. 2 Для этого, однако, не следует противиться Ему в том, что Он желает для тебя. 3 Решай же в пользу Бога через Него. 4 Ибо и малость, и вера в то, что ты способен удовлетвориться ею, – это решения, принимаемые по отношению к себе. 5 Сила и слава, которые в тебе от Бога, – для тех, кто, как и ты, воспринимает себя малым и верит, что малость можно раздуть до ощущения величия, способного их удовлетворить. 6 Так не дари же малости и сам не принимай ее. 7 Все почести подобают хозяину, привечающему Бога. 8 Малость твоя тебя обманывает, величие же твое – от Того, Кто пребывает в тебе и в Ком ты пребываешь. 9 Тогда не наделяй никого малостью во Имя Христа, радушного и вечного Хозяина Его Отцу.
7. В эту пору (Рождества Христова), празднуя рождение святости в наш мир, соединись со мной, выбравшим святость для тебя. 2 Наша совместная задача – возродить осознание величия в хозяине, радушном Богу, назначенном Им для Себя. 3 Дарить Господень дар – за гранью твоей малости, но не за гранью тебя самого. 4 Ибо Бог отдает Себя через тебя. 5 Он простирается от тебя к каждому и за него – к творениям Его Сына, тебя при том не покидая. 6 Далеко за пределами твоего маленького мира, но всё еще в тебе Он продолжается вечно. 7 Но все Свои продолжения приносит Он тебе как Своему радушному Хозяину.
8. Жертва ли это – оставить малость позади и не блуждать впустую? 2 Вовсе не жертва – пробудиться к славе. 3 Принять что-либо меньшее, чем слава, определенно будет жертвой. 4 Осознай, что ты должен быть достоин Принца Мира, рожденного в тебе в честь Того, Кому ты – радушный хозяин. 5 Смысл любви недосягаем для тебя, ведь ты пытался заполучить ее малыми дарами и слишком мало ценил, чтобы понять ее величие. 6 Любовь не малость; любовь живет в тебе, поскольку ты – гостеприимный Ему хозяин. 7 Перед величием в тебе твоя ничтожная самооценка и малые дары, которые ты предлагаешь, уйдут в небытие.
9. Святое чадо Божье, когда же ты поймешь, что только святость способна дать тебе отраду и покой? 2 Помни, что постигаешь ты для одного себя не более, чем это делал я. 3 Лишь потому, что я учился для тебя, теперь ты можешь учиться у меня. 4 Я буду учить тебя только тому, что уже твое, чтобы вместе мы могли заменить жалкую малость, сковавшую радушного Господнего хозяина с виной и немощью, радостным осознанием славы в нем. 5 Мое рождение в тебе есть твое пробуждение к величию. 6 Приветствуй меня не в яслях, но на священном алтаре святости, где она пребывает в совершенном покое. 7 Царство мое не от мира сего, ибо оно – в тебе. 8 А ты – от твоего Отца. 9 Соединимся же, чествуя тебя, кто должен вечно оставаться вне малости.
10. Решай со мной, решившим пребыть с тобой. 2 Желаю я того же, что и мой Отец, зная, что Его Воля неизменна и в вечном покое с самой собой. 3 Ничто, помимо Его Воли, не удовлетворит тебя. 4 Не принимай ничего меньшего и помни, что всё, постигнутое мной, – твое. 5 Всё, что любимо моим Отцом, столь же любимо мной, и принимать это за что-либо иное способен я не более, чем Он. 6 И ты на это не способен. 7 Научившись принимать себя как то, что есть, ты перестанешь создавать дары с тем, чтобы их предлагать себе, ибо поймешь, что ты целокупен и не нуждаешься ни в чем и не способен принять что-либо для себя. 8 Но, получая, ты будешь с радостью отдавать. 9 Радушно привечающему Бога не нужно ничего искать, чтобы найти.
11. Если ты полностью согласен предоставить спасение плану Божьему и не пытаться самостоятельно заполучить покой, спасение будет тебе дано. 2 Только не думай, что в твоих силах подменить Божий план своим. 3 Не лучше ли, соединясь со мною в Его плане, освободить от пут всех, ими связанных, и вместе провозгласить Господня Сына хозяином Ему радушным? 4 И так мы не позволим никому забыть о том, что ты желаешь помнить. 5 И так ты будешь помнить об этом сам.
12. Взывай же в каждом только к памяти о Боге и к Раю, который в нем. 2 Ведь там, где пожелаешь быть своему брату, увидишь ты себя. 3 Не слушай его призывов к аду или к малости, внемли его призывам к величию и Царству Божьему. 4 Не забывай, что зов его – твой зов, и отвечай ему со мною вместе. 5 Божья сила всегда на стороне приветившего Его, ибо она ограждает только покой, в котором Он пребывает. 6 Не приноси же малости к Его святому алтарю, поднявшемуся выше звезд и достигающему Царства благодаря тому, что ему дано.
1. Этот курс не исключает мгновенного постижения, если, конечно, ты не считаешь, что на свершение задуманного Богом необходимо время. 2 Последнее означало бы, что ты предпочитаешь медлить с признанием истинности Божьей Воли. 3 Святое мгновение – это текущий миг и каждый миг. 4 Свят миг, которому ты пожелаешь быть святым. 5 А тот, которому ты не желаешь этого, потерян для тебя. 6 Ты должен выбрать время для него. 7 Не медли с этим. 8 Ибо за прошлым и будущим, в которых ты не найдешь его, стоит он в мерцающей готовности к твоему приятию. 9 Однако его не привнести в твое радостное осознание, пока ты не желаешь его, поскольку он содержит полное избавление от малости.
2. Тогда вся твоя практика должна быть обусловлена желанием избавиться от всякой малости. 2 Тот миг, когда величие нисходит на тебя, столь же далек от тебя, сколь далеко твое желание его. 3 Он отстранен от тебя в той же мере, в какой ты не желаешь его и ценишь малость вместо него. 4 Желая его, ты в той же мере его приближаешь. 5 Не думай, будто найдешь спасение собственным путем. 6 Отдай каждый тобою созданный план собственного спасения в обмен на Божий план. 7 Ты удовлетворишься Его Волей, ибо ничто другое покоя не дает. 8 Покой – от Бога, а кроме Бога, нет никого.
3. Будь скромен перед Ним, а в Нем – велик. 2 И не цени план эго превыше Божьего. 3 Ибо иначе в Его плане останется пустое место, которое ты должен был занять, соединившись со мной в своем решении единения с Божьим планом и никаким иным. 4 Я призываю тебя исполнить свою святую роль в том плане, который Он дал миру ради освобождения его от малости. 5 Господь желает своему радушному хозяину полной свободы. 6 Любая преданность иному плану спасения умаляет ценность Его Воли в твоем собственном разуме. 7 Но именно твой разум и есть гостеприимный Ему хозяин.
4. Поймешь ли ты, как совершенен и незапятнан святой алтарь, куда Отец твой поместил Себя? 2 Ты осознаешь это в то святое мгновение, когда с желанием и радостью отринешь все другие планы, кроме Его. 3 Лишь там – покой, кристально чистый, поскольку ты согласился выполнить его условия. 4 Ты можешь притязать на миг святой в любое время и там, где пожелаешь. 5 В учебной практике старайся с радостью отдать все планы, которые ты принял с целью найти величие в малости. 6 Там его нет. 7 Используй миг святой лишь для того, чтобы понять: знать, где оно, в одиночку ты не можешь, а можешь только обмануть себя.
5. В святом мгновении я различим в той мере, в какой ты мне позволишь. 2 Та степень, в какой ты научишься меня принимать, и станет той мерой времени, в котором миг святой станет твоим. 3 Я призываю тебя сделать его твоим сейчас, ибо освобождение от малости в разуме радушного Господнего хозяина зависит от желания, а не от времени.
6. Курс этот прост по той причине, что истина проста. 2 Сложность – от эго; она, как правило, не более чем попытка эго затуманить очевидное. 3 Ты мог жить вечно в святом мгновении, начав сейчас и достигая вечности, и только по одной простой причине. 4 Не затеняй же простоты этой причины, иначе ты предпочтешь не признавать ее и с этим предпочтением не расставаться. 5 Простая же причина и формулируется просто: святое мгновение есть время, в котором ты получаешь и отдаешь совершенное общение. 6 Это, однако, означает, что в тот момент твой разум открыт и для принятия, и для отдачи. 7 Это признание того, что все разумы находятся в общении. 8 Оно, следовательно, стремится не что-то изменить, но всё принять.
7. Но как же это сделать, если ты предпочел иметь и сохранять личные мысли? 2 Подобное возможно только одним путем – отрицанием совершенного общения, которое и делает святое мгновение тем, что оно есть. 3 Ты веришь, будто способен утаить те мысли, которыми делиться не намерен, и видишь спасение в том, чтобы держать их при себе. 4 Ведь ты уверен, что в мыслях, известных одному тебе, найдется способ сохранить желаемое для одного себя и поделиться только тем, чем ты захочешь поделиться. 5 А после ты удивляешься, почему у тебя нет полного общения ни с окружением твоим, ни с Богом, Который окружает всех вас вместе.
8. Каждая утаенная тобою мысль прерывает коммуникации согласно твоему желанию. 2 Совершенное общение узнать нельзя, пока ты видишь ценность в нарушении его. 3 Честно спроси себя: «Желаю ли я совершенного общения, готов ли полностью и навсегда отринуть всё, мешающее ему?» 4 Если ответом будет «нет», тогда готовности Святого Духа даровать его тебе недостаточно, чтобы сделать его твоим, ибо ты не готов разделить общение с Ним. 5 Общение не приходит в разум, решивший противостоять ему. 6 Ведь святое мгновение получено и отдано с равной готовностью, будучи приятием единой Воли, правящей всеми мыслями.
9. Необходимое для святого мига условие не требует, чтобы у тебя не было порочных мыслей. 2 Но оно требует, чтоб ни одной из них ты не сохранил. 3 Невинность не тобою создана. 4 Она дается тебе в тот момент, когда ты ее пожелаешь. 5 Не будь необходимости в Искуплении, его бы не было. 6 Ты будешь не способен воспринимать совершенное общение, пока прячешь его от себя. 7 Ведь всё, что ты желаешь скрыть, от тебя скрыто. 8 Тогда в своей учебной практике старайся быть бдительным к обману, не защищай тех мыслей, которые желаешь оставить для себя. 9 Дай чистоте Святого Духа прогнать их своим сиянием и довести твое сознание до готовности к той чистоте, которую Он предлагает тебе. 10 Так Он готовит тебя к осознанию того, что ты – радушный хозяин Богу, а не заложник кого-либо или чего-либо.
1. Святое мгновение есть самое полезное средство Святого Духа в обучении тебя смыслу любви. 2 Цель его – полностью остановить суждение. 3 Суждение всегда основано на прошлом, ибо ты судишь, исходя из прошлого опыта. 4 Вне прошлого суждение становится немыслимым, ибо вне прошлого ты ничего не понимаешь. 5 И больше не пытаешься судить, поскольку твое полное непонимание смысла чего бы то ни было становится совершенно очевидным. 6 Ты боишься этого, ибо уверен, что без эго всё обернется сплошным хаосом. 7 Но уверяю тебя, без эго всё будет любовью.
2. Прошлое – главный инструмент эго в обучении, ибо именно в прошлом ты научился определять собственные потребности и приобрел навыки удовлетворения их на собственных условиях. 2 Мы уже говорили, что ограничить любовь частью Сыновства – значит внести вину во взаимоотношения и этим сделать отношения нереальными. 3 Если ты вычленяешь определенные аспекты целого и ищешь в них удовлетворения своим воображаемым потребностям, то ты пытаешься использовать разделение для собственного спасения. 4 Разве при этом не появится вина? 5 Ведь разделение и есть ее источник, и обращаться к нему за спасением – значит верить, что ты один. 6 А быть одному и значит быть виноватым. 7 Ибо ощущение одиночества есть отрицание Единства Отца и Сына, а это есть атака на реальность.
3. Невозможно любить часть реальности и понимать смысл любви. 2 Если ты любишь не так, как любит Бог, не знающий особой любви, разве доступно тебе понимание ее? 3 Поверить, что особые отношения с их особой любовью способны предложить тебе спасение, – значит уверовать, что разделение и есть спасение. 4 Ибо лишь в абсолютном равенстве Искупления покоится спасение. 5 Тогда на каком основании ты решаешь, что некие особые аспекты Сыновства способны предложить тебе больше, нежели другие? 6 Прошлое научило тебя этому. 7 Святое же мгновение учит, что это не так.
4. Из-за присутствия вины все особые отношения содержат элементы страха. 2 Вот почему в них так часты перемещения и перемены. 3 Они не обусловлены одной лишь неизменною любовью. 4 Нельзя зависеть от любви, в которую закрался страх, ибо подобная любовь несовершенна. 5 Осуществляя свою функцию Толкователя всего, тобою созданного, Святой Дух использует особые отношения, выбранные тобой в поддержку эго, как опыт обучения, направленного к истине. 6 Следуя Его учению, любые отношения становятся уроком любви.
5. Святой Дух знает, что особых нет. 2 Но Он также воспринимает и то, что ты создал особые отношения, которые Он очистит и не позволит тебе разрушить. 3 Какою бы порочной ни была причина их создания, Он реинтерпретирует их в святость, изъяв из них такую долю страха, какую ты Ему позволишь. 4 Ты можешь передать Его заботе любые отношения и быть уверенным, что боль не окажется их исходом, если ты согласишься, чтобы они служили Его цели и никакой другой. 5 Вся вина приходит в них от твоего пользования ими. 6 А вся любовь приходит с Его использованием их. 7 Итак, не бойся отказаться от своих воображаемых и разрушающих взаимоотношения потребностей. 8 Твоя единственная потребность – Его.
6. Любые отношения, которые ты замещаешь другими, не предлагаются для пользования Святому Духу. 2 Не существует замещения любви. 3 Пытаясь заместить один аспект любви другим, ты наделяешь большей ценностью один аспект, нежели другой. 4 Ты их не только разъединил, но оба осудил. 5 Но еще раньше ты осудил себя, иначе не придумал бы необходимости видеть братьев не такими, какие они есть. 6 Не восприняв отсутствие любви в себе, ты не воспринял бы их подобно себе – с изъяном.
7. Эго использует отношения столь фрагментарно, что часто идет гораздо дальше: в то время как его устраивает какая-либо часть одного аспекта, оно предпочитает иные части в другом аспекте. 2 Таким путем оно комплектует реальность на свой капризный лад и предлагает твоему поиску картину, подобия которой не существует. 3 Ибо нет ничего похожего на Небе или на земле, поэтому, сколько бы ни искал, ты не найдешь ее реальности, коль скоро она нереальна.
8. На земле каждый создал особые отношения, и хотя ничего подобного нет в Царстве Небесном, Святой Дух знает, как принести к ним сюда прикосновение Рая. 2 В святом мгновении нет особых, ибо здесь не примешиваются твои личные потребности, что заставляли братьев казаться совсем другими. 3 Вне ценностей из прошлого ты видел бы их одинаковыми и подобными себе. 4 И ты не видел бы никакого разделения между собой и ими. 5 В святом мгновении во всех взимоотношениях ты видишь то, чем они будут, когда ты станешь воспринимать лишь настоящее.
9. Бог знает тебя сейчас. 2 Он ничего не помнит, зная тебя вечно в точности таким, каков ты есть сейчас. 3 Святое мгновение отражает Его знание, отзывая всё восприятие из прошлого, тем самым устраняя систему отсчета, которую ты выстроил, чтобы судить собственных братьев. 4 Как только ее не станет, Святой Дух заменит ее Своею Собственной системой отсчета. 5 Его система отсчета есть просто Бог. 6 Лишь здесь покоится безвременность Святого Духа. 7 Ибо в святом, свободном от прошлого мгновении ты видишь, что любовь в тебе и что не нужно ее искать вовне и виновато похищать оттуда, где она, по-твоему, была.
10. Все твои отношения благословенны в святом мгновении, ибо благословение неограниченно. 2 В святом мгновении в единстве обретает всё Сыновство, и, объединенное в твоем благословении, оно становится единым для тебя. 3 Смысл любви есть смысл, данный ей Богом. 4 Придашь ей любой смысл, отличный от Его, – и станет невозможно ее понять. 5 Каждого брата твоего Бог любит так же, как тебя, не больше и не меньше. 6 Все они одинаково необходимы Ему, как и тебе. 7 Во времени тебе предлагалось дарить чудеса, следуя моим наставлениям, и позволять Святому Духу вести к тебе всех, кто тебя искал. 8 В святом мгновении ты соединяешься непосредственно с Богом, все твои братья соединяются во Христе. 9 Единых во Христе не разлучить. 10 Ибо Христос и есть Я, разделяемое Сыновством, как разделяемо с Христом Господне Я.
11. Ты полагаешь, будто способен судить Господне Я? 2 Бог сотворил Его вне всякого суждения, исходя из Собственной необходимости продолжать Свою Любовь. 3 С любовью в себе у тебя нет иной потребности, как только продолжать ее. 4 В святом мгновении между потребностями нет конфликта, поскольку есть всего одна потребность. 5 Ибо святое мгновение достигает вечности и Разума Божьего. 6 И только там любовь имеет смысл, и только там возможно ее понять.
1. Немыслимо, используя одни взаимоотношения за счет других, не ощутить вины. 2 И равно невозможно, осудив часть отношений, обрести в них покой. 3 В учении Святого Духа все отношения видятся как полная преданность, при этом между ними нет конфликта ни в одном аспекте. 4 Совершенная вера в способность любых из них полностью удовлетворить тебя исходит только от совершенной веры в себя самого. 5 Но это для тебя недосягаемо, пока остается вина. 6 Вина же остается, пока для тебя приемлема возможность сделать брата своего чем-то, что он не есть, поскольку ты того желаешь, пока такой возможностью дорожишь.
2. Так мало веры у тебя в себя из-за нежелания принять тот факт, что совершенная любовь – в тебе. 2 Поэтому и ищешь вовне то, чего вовне нельзя найти. 3 Я предлагаю мою совершенную веру в тебя вместо всех твоих сомнений. 4 Но помни, что столь же совершенной должна быть моя вера в твоих братьев, иначе она будет ограниченным даром для тебя. 5 В святом мгновении мы разделяем веру в Божьего Сына, поскольку вместе понимаем, что он ее достоин, и, отдавая дань его ценности, не сомневаемся в его святости. 6 И так мы любим его.
3. Всякое разделение исчезает, когда в святости соучаствуют. 2 Ведь святость – это сила, и, разделяемая, она набирает силу. 3 Если ты ищешь удовольствия в удовлетворении своих потребностей, какими ты их воспринимаешь, ты должен верить, что сила приходит от кого-то другого и то, что ты обретаешь, он теряет. 4 Кто-то другой всегда должен терять, если ты воспринимаешь себя слабым. 5 Но есть иное толкование отношений, которое целиком превосходит идею потери силы.
4. Ты не находишь трудным верить, что когда кто-то просит Бога о любви, то и твоя просьба остается такой же сильной. 2 Ты не считаешь, что, когда Бог ему ответил, уменьшилась твоя надежда на ответ. 3 Напротив, ты склонен считать его успех залогом своего. 4 Так происходит потому, что ты признаешь, пусть смутно, что Бог – это идея и вера твоя в Него крепнет соучастием в ней. 5 Значительно труднее для тебя принять тот факт, что, как и твой Отец, ты тоже есть идея. 6 И что, как и Он, ты можешь отдавать всего себя, при этом ничего не теряя, а, напротив, обретая. 7 Здесь и лежит покой, поскольку именно здесь нет конфликта.
5. В мире недостаточности любовь лишена смысла, а покой невозможен. 2 Ибо потеря и обретение равно приемлются, а посему никто не понимает, что совершенная любовь – в нем самом. 3 В святом мгновении ты признаешь идею любви в себе и объединяешь эту идею с Разумом, Который ее замыслил и не покинул. 4 А если идея остается в нем, потери нет. 5 Тогда святое мгновение становится уроком в том, как удержать всех твоих братьев в своем разуме, переживая не потерю, но полноту. 6 Отсюда следует, что ты способен только отдавать. 7 А это и есть любовь, ибо лишь это и естественно согласно законам Божьим. 8 В святом мгновении законы Божьи торжествуют, ведь только они имеют смысл. 9 Законы мира этот смысл теряют. 10 Когда Сын Божий принимает Его законы как свою радостную волю, он более ничем не ограничен, не связан никакими путами. 11 В это мгновение он свободен, каким ему и желает быть Господь. 12 Ибо в тот миг, когда он отказался от своих пут, он более не связан.
6. В святом мгновении не происходит ничего, чего бы не было всегда. 2 Только завеса, скрывавшая реальность, убрана. 3 Ничего не изменилось. 4 Но осознание этой неизменности приходит быстро, как только отодвинута завеса времени. 5 Тот, кто еще не испытал исчезновения завесы и не почувствовал неодолимого влечения к свету за ней, не может верить в любовь без страха. 6 Но Святой Дух предлагает тебе эту веру, поскольку он предложил ее мне, и я ее принял. 7 Не бойся, что тебе будет отказано в святом мгновении, ведь я не отказался от него. 8 Через меня Святой Дух дарит его тебе, и ты его отдашь. 9 Не позволяй какой-либо воспринимаемой тобой потребности затмить твою потребность в этом. 10 Ибо в святом мгновении ты узнаешь единственную потребность, которую в равной мере разделяют все Божьи Сыновья, и в этом осознании ты соединишься со мной в дарении того, в чем есть потребность.
7. Именно через нас придет покой. 2 Соединись со мной в идее покоя, ибо разумы общаются через идеи. 3 Если ты отдаешь себя, как дарит Себя Отец, то ты научишься понимать природу этого Я. 4 Здесь и становится понятен смысл любви. 5 Но помни, что понимание – от разума и только от него. 6 Знание, следовательно, от разума, и его условия – в разуме вместе со знанием. 7 Не будь ты идеей, только идеей и ничем иным, ты бы не состоял в полном общении со всем, что было и что есть. 8 Но пока ты предпочитаешь быть чем-то иным или пытаешься быть чем-то иным и ничем иным одновременно, ты не припомнишь язык общения, который тебе доподлинно известен.
8. В святом мгновении помнится Господь, а с Ним и язык общения со всеми твоими братьями. 2 Ведь общение так же как истина помнится совместно. 3 Нет исключения в святом мгновении, поскольку прошлое ушло, а вместе с ним уходит полностью основание для исключений. 4 Лишившись своего источника, исчезнет исключение. 5 Это позволит твоему, как и всех твоих братьев, Источнику заместить его в твоем сознании. 6 Бог и Его сила займут в тебе Свое по праву место, и ты будешь испытывать полное общение идей с идеями. 7 Через твою способность к этому ты постигаешь, чем должен быть, поскольку начинаешь понимать, что есть твой Творец и что есть Его творение вместе с Ним.
1. За жалкой привлекательностью особых отношений любви и вечно заслоняемое ими стоит могучее притяжение Отца к Своему Сыну. 2 Не существует другой любви, способной удовлетворить тебя, поскольку нет никакой другой любви. 3 Только подобная любовь полностью отдана и полностью возвращена. 4 Будучи целокупной, она ни о чем не просит. 5 Поскольку она абсолютно непорочна, все, в ней соединенные, имеют всё. 6 Она не может быть фундаментом для отношений, в которые приходит эго. 7 Ведь все отношения, в которых появилось эго, – особые.
2. Эго заводит отношения с одной лишь целью – что-то получить. 2 И оно связывает дающего с собою с помощью вины. 3 Для эго невозможно установить какие-либо отношения без гнева, ибо оно считает, что гнев помогает обрести друзей. 4 Это не утверждение его, в том его цель. 5 Ведь эго и вправду верит, что оно может заполучить и удержать кого-то, сделав его виноватым. 6 В этом его единственная привлекательность, столь слабая, что от нее не осталось бы и следа, будь она распознана. 7 Ведь кажется, что эго всегда пленяет любовью, и ему вовсе не интересен тот, кто понимает, что пленяет оно виной.
3. Болезненное влечение к вине необходимо увидеть таким, какое оно есть. 2 Коль скоро вина стала для тебя реальной, нужно ясно увидеть ее и, отказываясь от заинтересованности в ней, учиться от нее освобождаться. 3 Никто не согласится расстаться с тем, что, по его мнению, имеет ценность. 4 Но влечение к вине имеет ценность для тебя лишь потому, что ты не посмотрел на ее суть, судил о ней в кромешной тьме. 5 Как только мы приносим ее к свету, у тебя остается всего один вопрос: почему она вообще была для тебя желанна? 6 Ты абсолютно ничего не потеряешь при взгляде на вину открытыми глазами, ибо подобной скверне нет места в твоем святом разуме. 7 Радушный хозяин Богу не может делать ставку на вину.
4. Мы раньше говорили, что эго пытается поддерживать и увеличивать вину, но так, чтобы ты не понял, как это отразится на тебе. 2 Его центральная доктрина гласит: ты избежишь того, что сделаешь другим. 3 Эго никому не желает добра. 4 Однако его выживание зависит от твоей веры в то, что ты являешься исключением в его злокозненных намерениях. 5 Оно обещает: если ты станешь радушным ему хозяином, оно научит тебя отводить его озлобленность вовне и этим защитит тебя. 6 Поэтому оно пускается в череду нескончаемых и бесполезных особых отношений, рожденных в гневе и посвященных одной безумной идее: чем больше злобы ты помещаешь вне себя, тем большую гарантируешь себе безопасность.
5. Вот этой цепью скован Божий Сын с виной, и эту цепь изымет Дух Святой из разума сыновнего святого. 2 Ибо цепью жестокости не скован избранный радушный хозяин Богу, кто не способен сделать себя хозяином радушным эго. 3 Во имя его освобождения и во имя Того, Кто его освободит, давай посмотрим пристальней на отношения, создаваемые эго, и позволим Святому Духу судить их по справедливости. 4 Если ты приглядишься к ним, то, несомненно, с радостью предложишь их Ему. 5 Что сделает Он с ними, ты не знаешь, но пожелаешь в этом разобраться, если захочешь воспринять сначала то, что сделал с ними ты.
6. Так или иначе все отношения, создаваемые эго, обусловлены идеей, что, жертвуя собой, оно растет. 2 По сути, «жертва», которую эго считает очищением, есть корень горьких его обид. 3 Эго предпочло бы лобовую атаку, не откладывая осуществления своих действительных желаний. 4 Но оно признает «реальность», какою видит ее, и понимает, что прямую атаку вряд ли кто-либо примет за любовь. 5 Однако обвинение кого-то и есть прямая атака, хотя она и не выглядит таковой. 6 Ибо виновные ожидают атаки и, поскольку они ее просили, их к ней влечет.
7. В таких безумных отношениях влечение к тому, чего ты не желаешь, кажется гораздо сильнее влечения к тому, чего ты на самом деле хочешь. 2 Ведь каждый полагает, что он пожертвовал чем-то ради другого, и ненавидит того за это. 3 При этом он считает, что именно этого он и желает. 4 Он вовсе не ощущает любви к другому. 5 Он просто верит, что любит жертвовать. 6 За эту жертву, требуемую от самого себя, он от другого требует приятия вины, а также ответной жертвы собой. 7 Прощение становится немыслимым, поскольку эго верит, что простить другого – значит его потерять. 8 Только атакой без прощения способно эго поддерживать вину, которая и скрепляет все его отношения.
8. Но отношения эти лишь видятся сплоченными. 2 Ибо для эго отношения означают совместное пребывание тел. 3 Лишь этого оно и требует, и его не волнует, куда при этом устремился или что мыслит разум; всё это для эго несущественно. 4 Пока есть тело, принимающее его жертву, оно удовлетворено. 5 Для эго разум – дело личное, и только тело можно разделять. 6 К идеям эго безучастно, за исключением тех, которые способствуют сближению или отдалению другого тела. 7 Этим единственным критерием оценивает эго идеи как хорошие или плохие. 8 Что делает другого виноватым, удерживает его с помощью вины, то «хорошо». 9 А всё, что избавляет от вины, то «плохо», ибо освобожденный больше не поверит в способность тел к общению и может «исчезнуть».
9. Страдание и жертва – дары, коими эго «благословляет» любой союз. 2 А сочетавшиеся у его алтаря приемлют и страдание, и жертву как плату за свой союз. 3 И в гневных их союзах, рожденных страхом перед одиночеством и всё же преданных продлению одиночества, каждый стремится освободиться от вины, усиливая ее в другом. 4 Ведь каждый верит, что это уменьшит его вину. 5 Кажется, что другие всегда и нападают на него, и ранят его, может быть, в мелочах, может быть, «неосознанно», но вечно требуя от него жертвы. 6 Ярость сочетавшихся у алтаря эго намного превосходит твое осознание ее. 7 Поскольку ты не понимаешь, чего действительно желает эго.
10. Когда подкатывает к горлу злоба, не сомневайся, что с «благословения» эго ты создал особые отношения, ведь гнев и есть его благословение. 2 Гнев облекается в бесчисленные формы, но подолгу не может обманывать тех, кто будет постигать: любовь не принесет вины; то, что ее приносит, должно быть гневом. 3 Любая форма гнева – не более чем попытка заставить кого-то ощутить вину; только подобную попытку и принимает эго как базу для особых отношений. 4 Вина – единственная потребность эго, и пока ты отождествляешь себя с ним, вина будет прельщать тебя. 5 Помни, однако, быть с телом не значит быть в общении. 6 А думая иначе, ты ощутишь вину за свое общение и побоишься услышать Святого Духа, распознавая в Его Голосе свою единственную потребность в общении.
11. Святой Дух не может обучать посредством страха. 2 И как Ему с тобой общаться, пока ты веришь, что общаться – значит обречь себя на одиночество? 3 Чистейшее безумие – верить, что через общение ты будешь покинут. 4 И всё же многие в это верят. 5 Они считают, что во избежание потери разума он должен оставаться их личным делом, и если вместе будут их тела, то разум каждого останется при нем. 6 Так союз тел становится возможностью поддерживать разъединенность разумов. 7 Ведь тело не в состоянии прощать. 8 Тела способны делать только то, что им диктует разум.
12. Иллюзия автономии тела и его способности к преодолению одиночества есть не что иное, как план эго по установлению собственной автономии в действии. 2 Пока ты веришь, что пребывание с телом и есть дружеское общение, ты будешь вынужден пытаться удерживать своего брата в его теле с помощью вины. 3 В вине ты будешь видеть безопасность, в общении – угрозу. 4 Ведь эго будет всегда учить, что одиночество устранено виной и что общение – причина одиночества. 5 И, невзирая на очевидное безумие этого урока, многие выучили его.
13. Прощение столь же бесспорно лежит в общении, сколь осуждение – в вине. 2 Учительская функция Святого Духа состоит в разъяснении тем, кто считает общение проклятием, что оно есть спасение. 3 Так Он и делает, поскольку сила Божья в Нем и в тебе соединена в реальных отношениях, таких святых и крепких, что даже всё это они способны преодолеть без страха.
14. Через святое мгновение осуществилось всё, казавшееся невозможным, тем подтвердив свою возможность. 2 В святом мгновении вина уже не привлекает, ибо общение восстановлено. 3 Вина, единственная цель которой – помешать общению, здесь не имеет функции. 4 Здесь ничего не скрыто и личных мыслей нет. 5 Желание общения притягивает к себе общение и полностью превозмогает одиночество. 6 Здесь полное прощение, поскольку нет желания исключить кого-либо из твоей полноты в мгновенном признании ценности его роли в ней. 7 Ради защиты твоей полноты все приглашаются и все привечаются. 8 И ты понимаешь, что твоя завершенность есть Божье совершенство и что Его единственная потребность – в том, чтобы ты был целокупен. 9 Ибо твоя завершенность делает тебя Его завершением в твоей осознанности. 10 Именно здесь ты ощущаешь себя таким, каким был сотворен, таким, каков ты есть.
1. Святое мгновение не заменяет необходимости в обучении, ибо Святой Дух не перестанет быть твоим Учителем, пока святое мгновение не распространится далеко за пределы времени. 2 Для выполнения Своей учительской задачи Он должен использовать всё в этом мире во имя твоего освобождения. 3 Он принимает любой сигнал, любой знак твоего желания постигнуть от Него то, чем должна быть истина. 4 Он быстро обратит тебе во благо всё, что ты предложишь Ему во имя этого. 5 Его забота о тебе границ не знает. 6 Перед лицом твоего страха перед прощением, который Он воспринимает с той же ясностью, с которой знает, что прощение есть освобождение, Он станет учить тебя тому, как помнить, что прощение не потеря, но твое спасение. 7 И что лишь в полном прощении, в коем ты признаешь, что нечего прощать, ты полностью искуплен.
2. Услышь же Его в радости, постигнув от Него, что у тебя нет никакой нужды в особых отношениях. 2 Ты ищешь в них лишь то, что отринул сам. 3 С их помощью ты не постигнешь ценности оставленного, но всё еще желаемого всей душой. 4 Соединимся же в намерении сделать святое мгновение всем тем, что есть, нашим желанием ему быть всем тем, что есть. 5 Потребность Сына Божьего в твоем стремлении к этому столь велика, что ты не в состоянии даже представить всей глубины ее. 6 Узри единственную потребность, разделяемую Отцом и Сыном, и пожелай их встречи. 7 В этом ты не одинок. 8 Воля твоих творений зовет тебя разделить твою волю с ними. 9 Так отвернись в покое от вины и повернись к Всевышнему и к ним.
3. Будь связан только с тем, что никогда не покинет тебя, и с тем, чего ты сам не сможешь никогда покинуть. 2 Одиночество Божьего Сына есть одиночество его Отца. 3 Не отказывай осознанию собственной полноты и не стремись восстановить ее в себе. 4 Не бойся вверить свое избавление Любви своего Избавителя. 5 Он никогда не подведет тебя, ведь Он приходит к тебе от Того, Кому неведомы провалы. 6 А ощущения собственных неудач считай не более чем ошибкой в том, кто ты такой. 7 Ибо святой радушный хозяин Богу превыше неудач, и ни в одном желании ему отказа нет. 8 Ты неизменно пребываешь во взаимоотношениях столь святых, что они призывают каждого отказаться от одиночества и соединиться с тобой в твоей любви. 9 И каждый должен искать и найти тебя там, где ты есть.
4. Задумайся на мгновение вот о чем: Бог даровал тебе Сыновство как поруку совершенства твоего творения. 2 Таков был Его дар; ведь так же, как Он не лишил тебя Себя, Он не лишил тебя и Своего творения. 3 Всё, что когда-либо сотворено, – твое. 4 Ты в отношениях со всей вселенной. 5 Вселенная же, будучи от Бога, намного превосходит жалкую сумму разъединенных, воспринимаемых тобою тел. 6 Ибо все ее части соединены в Боге через Христа, в коем они становятся подобны своему Отцу. 7 Христос не знает разделенности с Отцом, и только с Ним Он связан отношениями, в которых он отдает так же, как отдает Ему его Отец.
5. Святой Дух есть попытка Бога освободить тебя от того, чего Он не понимает. 2 Благодаря Источнику этой попытки она окажется успешной. 3 Святой Дух просит тебя отвечать так же, как отвечает Бог, ибо Он будет тебя учить тому, что тебе непонятно. 4 Господь ответит на каждую твою нужду, какую бы она ни принимала форму. 5 Так сохраняет Он открытым канал общения Его с тобой и тебя с Ним. 6 Господь не понимает твоей проблемы с общением, поскольку Он не разделяет ее с тобой. 7 Ведь только ты считаешь ее понимаемой. 8 Святой Дух знает, что она непонимаема, но вместе с тем Он ее понимает, поскольку она создана тобой.
6. Лишь в Святом Духе заключено сознание того, что Бог не может знать и чего ты не понимаешь. 2 Его святая функция – принять то и другое и, изъяв каждый элемент несовпадения, свести их воедино. 3 Он это сделает, ибо в том Его функция. 4 Оставь тогда всё, кажущееся невозможным, Тому, Кто знает, что оно должно быть возможным, поскольку это – Божья Воля. 5 И предоставь Ему, Чье учение исходит единственно от Бога, учить тебя единственному смыслу отношений. 6 Ведь Бог сотворил единственные отношения, имеющие смысл, и это – Его отношения с тобой.
1. В то время, как эго ограничивает твое восприятие братьев их телами, Святой Дух, освобождая твое видение, дает узреть Великие Лучи, сияющие от них, Лучи столь беспредельные, что они достигают Бога. 2 Именно этот сдвиг к видению осуществляется в святом мгновении. 3 Но тебе совершенно необходимо понять, что за собой влечет подобный сдвиг, чтобы возникло желание сделать его постоянным. 4 С таким желанием он не покинет тебя, поскольку станет постоянным. 5 Как только ты принимаешь это восприятие как единственно желаемое, оно переводится в знание той ролью, которую Сам Бог играет в Искуплении, ибо лишь этот шаг в нем Он понимает. 6 И следовательно, в этом не будет промедления, как только ты к этому готов. 7 Бог и сейчас готов, но ты не готов.
2. Наша задача – продолжать и по возможности ускорять необходимый процесс выявления любой помехи и видеть ее в точности тем, что она есть. 2 Ведь невозможно признать абсолютно неудовлетворительным то, чего, как тебе кажется, ты желаешь. 3 Тело есть символ эго, а эго есть символ разделения. 4 И оба они – не более чем попытки ограничить общение, сделав его таким образом невозможным. 5 Ведь, чтобы быть осмысленным, общение должно быть беспредельным, лишенное же смысла, оно не сможет удовлетворить тебя всецело. 6 Но оно остается единственным средством установления тобою реальных отношений, которые не имеют границ, поскольку они установлены Богом.
3. В святом мгновении, где Великие Лучи замещают в сознании тело, признание безграничных отношений дано тебе. 2 Но, чтобы увидеть это, необходимо отказаться от любого способа, которым эго использует тело, и принять тот факт, что нет у эго такой цели, которую ты желал бы с ним разделить. 3 Ведь эго в своекорыстных целях каждого ограничивает его телом, и, пока ты веришь, что у него есть цель, ты будешь пользоваться теми средствами, которыми оно пытается обратить свою цель в достижение. 4 Подобное, однако, недостижимо. 5 Ты, вероятно, уже понял, что эго, чьи цели абсолютно неосуществимы, будет бороться за них, мобилизуя всю свою мощь, используя ту силу, которой ты одарил его.
4. Нельзя, деля свою силу между Раем и адом, между Богом и эго, высвободить ее для творения, то есть для той единственной цели, с которой она была тебе дана. 2 Любовь всегда способствует возрастанию. 3 Пределы необходимы эго и отражают его потребность создавать малое и неэффективное. 4 Ограничишь собственное видение брата его телом (что ты и будешь делать, пока не освободишь его от тела) – и ты отказался от его дара тебе. 5 Тело его не даст тебе тот дар. 6 Оставь попытки заполучить его посредством своего тела. 7 Разумы ваши уже непрерывны, и их союзу необходимо лишь приятие; тогда исчезнет одиночество из Рая.
5. Если бы ты разрешил Святому Духу поведать о Любви Господа к тебе и о потребности твоих творений быть с тобою, ты ощутил бы влечение к вечному. 2 Никто не может, услышав от Него об этом, желать и дальше оставаться здесь. 3 Ибо твое желание – быть в Царстве Небесном, где ты покоен и целокупен, и в отношениях, исполненных такой уверенности и любви, что никакие границы невозможны. 4 Разве не обменяешь ты свои убогие отношения на эти? 5 Ведь тело и мало, и ограничено, и только те, кого ты видишь без границ, навязанных им эго, предложат тебе дар свободы.
6. Не имея ни малейшего представления о том, насколько ты ограничил свое восприятие, не знаешь ты о том чарующем великолепии, которое мог увидеть. 2 Но вот что необходимо помнить: влечение к вине препятствует влечению к Богу.3 Его тяготение к тебе всё так же безгранично, однако, обладая Его же силой, ты в состоянии отвернуться от любви. 4 Всё, что ты вкладываешь в вину, ты забираешь у Бога. 5 И зрение твое слабеет, становится и ограниченным, и тусклым, поскольку ты попытался отделить Отца от Сына и ограничить их общение. 6 Так не ищи же Искупления в дальнейшем разделении. 7 А собственное видение Божьего Сына не ограничивай тем, что препятствует его освобождению и что Святой Дух должен устранить для его освобождения. 8 Ведь вера сына в существование границ сделала его узником.
7. Когда тело перестанет привлекать тебя, когда ты перестанешь ценить его как средство заполучить что бы то ни было, не останется помех в общении, и твои мысли станут такими же свободными, как Божьи. 2 Когда ты позволишь Святому Духу учить тебя, как пользоваться телом исключительно в целях общения, когда откажешься использовать его как средство разделения и атаки, которое видит в нем эго, ты поймешь, что вообще не нуждаешься в теле. 3 В святом мгновении тел нет, и ты испытываешь только влечение к Богу. 4 Приняв его как безраздельное, ты вмиг соединяешься с Ним полностью, поскольку не ограничиваешь ваш союз. 5 Реальность этих отношений становится единственной истиной, которую ты мог когда-либо желать. 6 Здесь и заключена вся истина.
1. Во времени ты волен медлить с совершенным союзом Отца и Сына. 2 Ведь в этом мире между ними действительно стоит влечение к вине. 3 Ни время как таковое, ни время года для вечности не значат ничего. 4 Но функция Святого Духа здесь – использовать то и другое, хоть и не так, как пользуется ими эго. 5 Это есть время года, когда вы празднуете мое рождение в мир. 6 Но ты не знаешь, как это делать. 7 Позволь Святому Духу учить тебя этому, а мне позволь праздновать твое рождение через Него. 8 Единственный дар, который я могу от тебя принять, – это дар, подаренный мною тебе. 9 Освободи меня, как выбираю я твое собственное освобождение. 10 Время Христа мы празднуем вместе, ибо оно бессмысленно, если мы врозь.
2. Святое мгновение – воистину Христово время. 2 Ведь в этот миг освобождения на Сына Божьего не возлагается вины, и этим восстанавливается его неограниченная сила. 3 Разве ты сможешь предложить мне дар иной, если именно этот я выбрал для тебя? 4 Видеть меня – значит увидеть меня в каждом, каждому предлагая дар, который ты предлагаешь мне. 5 Я в той же мере не способен принять жертву, в какой на это не способен Бог, а любую жертву, требуемую тобой от самого себя, ты требуешь и от меня. 6 Сейчас постигни, что любая жертва – это пределы, навязанные дарению. 7 И этими пределами ты ограничил приятие дара, предложенного мной тебе.
3. Мы, будучи в единстве, не дарим порознь. 2 Когда ты согласишься принять наши отношения как реальные, вина утратит для тебя всякую привлекательность. 3 Ибо всех наших братьев ты примешь в наш союз. 4 Дар единения – единственный дар, дарить который я был рожден. 5 Так подари же его мне, чтобы его иметь. 6 Время Христа есть время, назначенное для дара свободы, предложенного каждому. 7 Своим приятием этого дара ты предлагаешь его всем.
4. Ты в силах сделать это время года святым, поскольку ты в силах сделать «сейчас» временем Христа. 2 И это можно тотчас же осуществить, ведь в восприятии необходим лишь один сдвиг, поскольку ты совершил всего одну ошибку. 3 Она предстает как множество, но всё это – одно и то же. 4 Ведь несмотря на то что эго принимает много форм, оно всегда – одна идея. 5 Всё, что не есть любовь, есть страх – и только
5. Совсем не обязательно следовать за страхом всеми его извилистыми тропами, ныряющими в глубины подземелий, где страх скрывается во тьме, чтоб вынырнуть обратно в формах, отличных от того, что он есть. 2 Но что обязательно, так это тщательно рассмотреть каждую из этих форм, пока ты поддерживаешь принцип, управляющий ими всеми. 3 Когда ты согласишься увидеть их не по отдельности, а разными проявлениями одной не желанной для тебя идеи, они исчезнут вместе. 4 Идея же весьма проста: ты веришь, что возможно быть либо хозяином радушным эго, либо заложником у Бога. 5 Таков, по-твоему, единственный выбор и то решение, которое ты должен принять. 6 Не видишь ты альтернатив, поскольку тобой еще не принят факт полной бездейственности жертвы. 7 Жертва настолько существенна для твоей системы мышления, что спасение вне жертвы лишено для тебя смысла. 8 Настолько глубока твоя запутанность в вопросе о любви и жертве, что о любви без жертвы ты просто не в состоянии помыслить. 9 Вот что необходимо отчетливо увидеть: жертвa – это атака, а не любовь. 10 Если ты примешь эту одну идею, то страх перед любовью исчезнет навсегда. 11 Вина не может продолжаться, если изъята идея жертвы. 12 Ведь там, где есть жертва, кто-то всегда платит, а кто-то должен получать. 13 И остается лишь один вопрос: за что платить и какова цена?
6. Ты веришь, что радушно привечая эго, можешь, когда захочешь, отдать всю свою вину и этим купить покой. 2 А плата вроде бы и не твоя. 3 Хотя и очевидно, что эго всегда потребует оплаты, кажется, что оно никогда не требует ее от тебя. 4 Ты не желаешь признаваться в том, что эго, приглашенное тобою, вероломно только по отношению к тем, кто считает себя приветливым ему хозяином. 5 Но оно никогда не разрешит тебе воспринять это, поскольку подобное признание сделало бы эго бездомным. 6 Ибо как только осознание этого осенит тебя, ты уже не обманешься какой-либо формой, им принимаемой с целью укрыть себя от твоего взора. 7 Любая его форма будет признана не более чем прикрытием одной стоящей за всеми формами идеи: любовь требует жертв, а посему она неотделима от страха и атаки. 8 Вина же есть цена любви, а страх есть плата за нее.
7. Каким же страшным тогда стал для тебя Бог, какой, по-твоему, огромной жертвы требует Его Любовь! 2 Ведь абсолютная любовь потребовала бы и абсолютной жертвы. 3 И кажется, что эго требует от тебя меньше, нежели Бог, и предстает как меньшее из зол; этого, может быть, и стоит побаиваться, зато другое нужно уничтожить. 4 Ибо любовь ты видишь разрушительной, вопрос лишь в том, кто должен быть разрушен: ты или же другой? 5 Ответ на сей вопрос ты ищешь в своих особых отношениях, где ты предстаешь частью гонителем, частью гонимым, но неспособен стать целиком тем или другим. 6 И это, по твоему разумению, спасает тебя от Бога, Чья совершенная Любовь полностью уничтожила бы тебя.
8. Ты думаешь, что все вокруг требуют от тебя жертвы, не видя, что требуешь ее ты сам и только от себя. 2 Но требование жертвы столь неистово и столь пугающе, что ты не можешь принять его там, где оно есть. 3 Реальная цена этого неприятия была столь велика, что ты предпочел скорее отречься от Бога, нежели увидеть ее. 4 Ибо если Бог требует от тебя абсолютной жертвы, то кажется безопасней спроецировать Его вовне, подальше от себя, не быть Ему хозяином радушным. 5 Богу ты приписал вероломство эго, а эго пригласил на место Бога, дабы оно защитило тебя от Него. 6 Ты и не подозреваешь, что приглашенное тобой губит тебя и действительно требует абсолютной жертвы. 7 Частичной жертвой не умилостивить этого свирепого гостя, ибо пришелец кажется сердечным, но всегда имеет одну цель – сделать жертву абсолютной.
9. Тебе не удается стать частично заложником у эго, ибо оно не выполняет обещаний и непременно оставит тебя ни с чем. 2 Не можешь ты и частично привечать его. 3 Необходимо выбрать между полными свободой и неволей, ибо не существует других альтернатив. 4 Ты прибегал ко множеству компромиссов в попытке избежать признания единственного решения, которое необходимо принять. 5 Но именно признание решения таким, какое оно есть, и делает его простым. 6 Спасение просто, будучи от Бога, и, следовательно, его легко понять. 7 Не старайся спроецировать его от себя, чтобы увидеть его вне себя. 8 Оба они в тебе: вопрос и ответ, требование жертвы и Божий покой.
1. Не бойся осознать, что вся идея жертвы есть плод твоего воображения. 2 И не ищи свою сохранность в попытках защититься от того, в чем ее нет. 3 Братьев своих и своего Отца страшишься ты всё более и более. 4 Ты пожелаешь сделки с ними ради немногих особых отношений, в которых, как тебе кажется, ты усмотришь крохи безопасности. 5 Старайся более не держать врозь свои мысли и Мысль, что была тебе дана. 6 Когда они сведены вместе и восприняты там, где они есть, выбор меж ними становится не более чем мягким пробуждением; он столь же прост, как просто разомкнуть смеженные сном веки навстречу утреннему свету, когда тебе уже не нужен сон.
2. Знак Рождества – звезда, светящая во тьме. 2 Узри ее не вне себя, но сияющей в Раю внутри; прими ее как знак пришествия времени Христа. 3 Христос приходит, ничего не требуя. 4 Ни от кого и никакой не спрашивая жертвы. 5 В Его Присутствии сама идея жертвы теряет всякий смысл. 6 Ведь Он – радушный Хозяин Богу. 7 И всё, что тебе нужно, – пригласить внутрь Того, Кто уже там, признав, что приветливый Ему Хозяин Един и что ни одна мысль, чуждая Его Единству, не может пребывать там вместе с Ним. 8 Чтобы встречать Его радушно, Любовь должна быть абсолютной, ибо Присутствие Святости творит святость, окружающую ее. 9 Никакой страх не в состоянии коснуться доброго Хозяина, нежно лелеющего Бога во времени Христа, ибо Хозяин свят, как Совершенная Невинность, которую Он защищает и Чье могущество защищает Его.
3. В это Рождество отдай Святому Духу всё, что может повредить тебе. 2 Дай себе исцелиться полностью, чтобы соединиться в исцелении с Ним, и мы отпразднуем наше освобождение вместе, освобождая каждого с нами заодно. 3 Не оставляй ничего позади, ибо освобождение абсолютно, и, приняв его со мною, ты станешь отдавать его со мной. 4 Всякая боль, и жертва, и малость исчезнут из наших отношений, невинных, как наши отношения с Отцом, и столь же могучих. 5 Боль будет к нам принесена и в нашем присутствии исчезнет, а без боли нет места жертве. 6 А там, где жертвы нет, должна быть одна любовь.
4. Тебе, считавшему, что жертва и есть любовь, нужно понять, что жертва – это разъединение с любовью. 2 Ведь жертва так же определенно принесет вину, как любовь – покой. 3 Вина – условие жертвы в той же мере, в какой душевный покой – условие осознания твоих взаимоотношений с Богом. 4 Через вину ты исключаешь из себя Отца и своих братьев. 5 Через покой ты приглашаешь их обратно, поняв, что они там, куда зовет их твое приглашение. 6 Всё, что ты исключаешь из себя, пугает только потому, что ты наделяешь его страхом, пытаясь вытеснить вовне, хотя оно всё еще часть тебя. 7 Кто же, восприняв часть себя омерзительной, способен жить с собой в покое? 8 И разве может кто-то, пытаясь разрешить в себе «конфликт» между адом и Раем, вытеснив Рай вовне и наделив его чертами ада, не чувствовать себя неполноценным и одиноким?
5. Пока ты воспринимаешь тело как свою реальность, ты будешь воспринимать себя обездоленным и одиноким. 2 И так же долго будешь воспринимать себя жертвой жертвенности, тем самым оправдывая жертву другими. 3 Ибо кто мог бы отрешиться от Рая и его Творца, не ощутив потери и жертвы? 4 И кто же, ощутив и жертву, и потерю, не попытался бы восстановить себя? 5 Но разве с этим ты в состоянии справиться один, если твои попытки обусловлены верой в реальность обездоленности? 6 Обездоленность мотивирует атаку, будучи верой в оправданность атаки. 7 И пока ты поддерживаешь обездоленность, атака становится спасением, жертва становится любовью.
6. Так во всех своих поисках любви ты ищешь жертвы и ее находишь. 2 Но не находишь любви. 3 Немыслимо, отрицая то, что есть любовь, узнать ее. 4 Весь смысл любви остался в том, что ты поместил вне себя, а любовь отдельно от тебя бессмысленна. 5 То, что ты предпочел хранить, лишено смысла, а в том, что держишь с собою врозь, содержится весь смысл вселенной, и своим смыслом оно держит в единстве всю вселенную. 6 Не будь вселенная в тебе едина, она была бы разобщена и с Богом, а быть без Бога – значит быть без смысла.
7. В святом мгновении удовлетворено условие любви, ибо разумы едины, если не вмешивается тело, а там, где есть общение, есть и покой. 2 Принц Мира был рожден, чтобы восстановить условия любви, уча тому, что общение остается нерушимым даже тогда, когда разрушено тело, при условии, что ты не считаешь тело необходимым средством общения. 3 И если ты понимаешь этот урок, то осознаешь, что жертвовать телом – значит жертвовать ничем и что общение, которое должно быть от разума, в жертву не принести. 4 Где же тогда жертва? 5 Урок, которому я был рожден учить и до сих пор учу всех моих братьев, состоит в том, что жертвы нет нигде, зато любовь – повсюду. 6 Ведь общение объемлет всё, и в покой, который оно возрождает, любовь приходит сама собой.
8. Пусть же отчаяние не омрачает радость Рождества, ибо без радости время Христа бессмысленно. 2 Соединимся в праздновании покоя, не требуя чьей-либо жертвы, ибо таким путем ты предлагаешь мне любовь, предложенную мной тебе. 3 Разве есть что-либо отрадней, чем восприятие того, что мы не обездолены? 4 Такова весть Христова времени, которую я отдаю тебе, чтобы ты мог отдать ее и возвратить Отцу, Кто отдал ее мне. 5 Ибо во времени Христа общение возрождено, и Он присоединяется к нам в праздновании сотворения Его Сына.
9. Господь благодарит хозяина святого, принявшего Его и пригласившего войти и пребыть там, где Он желает быть. 2 Твоим приветствием Он привечает тебя в Себе, ибо то, что заключено в тебе, приветствующем Его, возвращено Ему. 3 А мы лишь празднуем Его Целокупность, приветствуя Его в себе. 4 Те, кто приемлет Отца, едины с Ним, будучи хозяевами радушными Тому, Кто их сотворил. 5 А с разрешением Ему войти с Ним вместе приходит и память об Отце, и вместе с Ним они помнят единственные отношения, которые всегда имели, всегда желая их иметь.
10. Нынче – такое время, когда из времени Христа довольно скоро родится новый год. 2 Я верю в успех всех твоих начинаний. 3 Ни в чем у тебя не будет недостатка, и ты будешь делать целостным всё, не разрушая ничего. 4 Скажи тогда своему брату:
5 Я отдаю тебя Святому Духу как часть себя.
6 Я знаю: ты будешь освобожден, если только я не пожелаю использовать тебя, чтобы стать невольником самому.
7 Во имя собственной свободы я выбираю твое освобождение, поскольку признаю, что освобождены мы будем вместе.
8 Так новый год начнется в радости и свободе. 9 Нам многое предстоит сделать и лучше с этим долее не мешкать. 10 Прими святое мгновение, как только народится новый год, и займи свое место, так долго пустовавшее в Великом Пробуждении. 11 Сделай этот год иным, делая всё одним и тем же. 12 Позволь все свои отношения сделать для тебя святыми. 13 В том наша воля. 14 Аминь.