Курс Чудес

Unknown

Глава 29
ПРОБУЖДЕНИЕ

I. Закрытие расщелины

1. Не существует такого места, такого времени и состояния, в которых бы отсутствовал Господь. 2 Бояться нечего. 3 В присущей Богу Целокупности немыслима какая-либо щель. 4 Компромисс, который представляла бы собою самая ничтожная брешь в извечной Его Любви, абсолютно невозможен. 5 Ибо она означала бы, что в Его Любви возможен пусть незначительный намек на ненависть; что доброта Его подчас способна вылиться в атаку и что извечное Его терпение по временам отказывает Ему. 6 Во всё это ты веришь, когда воспринимаешь щель между собой и братом. 7 Тогда как можно доверять Ему? 8 Должно быть, Он лжив в Своей Любви. 9 Тогда будь осторожен, не дай Ему приблизиться к себе, оставив между собой и Его Любовью щель, через которую ты сможешь убежать, если нужда заставит спасаться бегством.

2. Здесь страх перед Всевышним наиболее очевиден. 2 Для всех объятых страхом любовь действительно вероломна, поскольку ненависть и страх не существуют порознь. 3 Любви боится тот, кто ненавидит и, следовательно, должен бояться Бога. 4 Определенно ему неведом смысл любви. 5 Боится он любить и любит ненавидеть, поэтому считает, что любовь страшна, а ненависть – это любовь. 6 Таково следствие, которое влечет за собой малая расщелина для тех, кто ее лелеет и видит в ней свою надежду и спасение.

3. Страх перед Богом! 2 Великое препятствие, через которое предстоит излиться покою, всё еще не исчезло. 3 Все остальные в прошлом, но это всё еще блокирует твой путь и заставляет дорогу к свету казаться устрашающей и мрачной, унылой и опасной. 4 Ведь ты решил, что брат твой – тебе враг. 5 Подчас он друг, но при условии, что ваши разные интересы сделали дружбу между вами временно возможной. 6 Но не без щели, воспринятой между тобой и им, дабы он снова не превратился во врага. 7 Лишь дай ему приблизиться – и ты отпрянешь; а если ты приблизишься к нему – он ретируется мгновенно. 8 В подходе осторожная, в масштабе ограниченная, тщательно взвешенная дружба становится соглашением, которое ты с ним заключил. 9 Ты и твой брат заключили договор, в котором согласились сохранять в неприкосновенности пункт о вашем разделении. 10 Невыполнение его считалось бы недопустимым нарушением договора.

4. Щель между братом и тобой не есть пространство между двумя отдельными телами. 2 И только кажется, будто она разъединяет два отдельных разума. 3 Она есть символ обещания встретиться по обоюдному желанию и снова разойтись до следующего обоюдного решения о встрече. 4 Тогда покажется, что ваши тела снова нашли контакт, так обозначив место для пребывания вместе. 5 Однако у вас всегда останется возможность пойти разными путями. 6 Согласно «праву» находиться врозь вы время от времени соглашаетесь на встречу, но поддерживаете ваше разделение в интервалах, предохраняющих обоих от «жертвы» любовью. 7 Тело тебя спасает, поскольку избегает тотальной жертвы, давая время на восстановление твоего отделенного я, которое, по твоему искреннему убеждению, убывает во время ваших встреч.

5. Тело не могло разъединить твой разум и разум брата, если бы ты не желал ему стать причиной разделения и расстояния, увиденного между тобой и им. 2 Это твое желание наделяет тело силой, ему несвойственной. 3 И в этом – суть его власти над тобой. 4 Ибо теперь ты полагаешь, что именно оно определяет, когда тебе встречаться с братом, и ограничивает твою способность общения с его разумом. 5 Теперь оно тебе указывает, куда идти и как туда добраться, что нужно предпринять, за что вообще не стоит браться. 6 Оно диктует, что приемлемо для его здоровья, а что его утомит и сделает больным. 7 Его «наследственные» слабости определяют границы твоих действий, делая ограниченной и слабой твою цель.

6. Если ты пожелаешь, тело приспособится к этому. 2 Оно допустит ограниченные поблажки в «любви» с периодами ненависти между ними. 3 И станет диктовать, когда «любить», а когда безопасней съежиться от страха. 4 Оно будет болеть из-за того, что смысл любви тебе неведом. 5 И следовательно, ты должен дурно обращаться со всяким обстоятельством и каждым встречным, видя в них цель, не являющуюся твоей.

7. Любовь не требует жертвы. 2 Но страх требует пожертвовать любовью, ибо в присутствии любви страх пребывать не может. 3 Для поддержания ненависти нужна боязнь любви; лишь иногда она присутствует, а иногда уходит. 4 И так любовь воспринимается коварной, поскольку кажутся случайными ее приходы и уходы, не предлагающие тебе стабильности. 5 И ты не видишь, как ограничена и немощна твоя преданность, как часто ты настаиваешь на том, чтобы любовь ушла, тихо оставила тебя «в покое».

8. Тело, не имеющее собственных целей, служит оправданием для твоих переменчивых целей, поддерживать которые ты заставляешь его. 2 Боишься ты не его слабости, а лишь отсутствия в нем силы или слабости. 3 Желал бы ты узнать, что ничего нет между тобой и братом? 4 Что нету щели, в которую можно было бы забиться? 5 Шок настигает тех, кто понимает, что их спаситель более им не враг. 6 С осознанием нереальности тела, как правило, приходит настороженность. 7 И отзвуки видимого страха сопровождают радостную весть: «Бог есть Любовь».

9. Но вот что происходит с исчезновением щели: приходит вечный покой. 2 Не больше и не меньше. 3 В отсутствии страха перед Богом что побудило бы тебя Его покинуть? 4 Какие пустяки и безделушки в расщелине могли бы удержать тебя даже на миг от Его Любви? 5 Позволил бы ты телу ответить «нет» на зов Небес, если бы не боялся, обретя Бога, потерять себя? 6 И разве можно потерять себя, найдя себя?

II. Приход Гостя

1. Так отчего же постижение того, что ты свободен, не воспринять как избавление от страданий? 2 И отчего не радоваться истине вместо того, чтобы считать ее врагом? 3 Отчего легкая и ясно обозначенная дорога, с которой просто невозможно сбиться, воспринимается неровной, и тернистой, и слишком трудной, чтобы следовать по ней? 4 Не оттого ли, что ты видишь в ней дорогу в ад, а вовсе не путь без трудностей, без жертв и без потерь к Царству Небесному и к Богу? 5 Пока ты не осознаешь, что не отказываешься ни от чего и что потеря невозможна, не исключены некоторые сожаления по поводу выбранного пути. 6 И ты не увидишь многих выгод, которые твой выбор предложил тебе. 7 Но и невидимые тебе, они там. 8 Была задействована их причина, и они должны присутствовать там, куда пришла она.

2. Ты принял причину исцеления, и, стало быть, ты исцелен. 2 А исцелившись, ты обладаешь силой исцелять. 3 Чудо не изолированный феномен, вдруг происшедший, как следствие без причины. 4 Но и само по себе оно не есть причина. 5 Однако оно должно быть там же, где и его причина. 6 Теперь уже оно вызвано причиной, хотя еще и не воспринято. 7 И следствия его здесь, хотя, еще невидимые. 8 Взгляни теперь в себя – и ты увидишь там не повод для сожалений, а причину для радости и надежду на покой.

3. Тщетной была попытка найти надежду на покой на поле брани. 2 Бесплодно было обращение с требованием избавления от боли и греха к тому, чья функция – поддерживать и боль, и грех. 3 Ведь грех и боль – одна иллюзия, так же, как страх и ненависть, атака и вина. 4 Оттуда, где они остались без причины, ушли и следствия; туда же, где их нет, должна прийти любовь. 5 Так отчего же ты не радуешься? 6 Ведь ты свободен от боли, от недуга, несчастий и потерь и всех последствий ненависти и атаки. 7 Боль более тебе не друг, вина не бог, и ты должен приветствовать следствия любви.

4. Твой Гость пришел. 2 Ты пригласил Его – и Он пришел. 3 Ты не услышал, как Он вошел, поскольку не был всецело Ему рад. 4 Но с Ним пришли Его дары. 5 Он их сложил к твоим стопам и просит тебя их увидеть и принять как свои собственные. 6 Ему необходима твоя помощь в раздаче их всем бредущим порознь, уверенным и в разделении своем, и в одиночестве. 7 Они будут исцелены, когда ты примешь свои дары, ибо твой Гость приветит каждого, ступившего на святую землю, где ты стоишь и где разложены Его дары для них.

5. Не видишь ты, как много можешь теперь дать благодаря всему, что получил. 2 Но Он, Пришедший, просто ждет прихода твоего туда, куда ты пригласил Его. 3 Другого места нет, где мог Он встретиться со Своим хозяином радушным и где радушный Его хозяин мог встретиться с Ним. 4 А более нигде не получить даров покоя, радости и счастья, которые приносит Его Присутствие. 5 Ведь они там же, где и Он, Принесший их с Собою для тебя. 6 Не можешь ты увидеть Гостя, но можешь разглядеть Его дары. 7 А их увидев, ты поверишь, что и Присутствие Его должно быть там. 8 Ведь то, на что ты теперь способен, было не сделать без любви и милосердия Его Присутствия.

6. Вот обещание Бога живого: Сын Его обладает жизнью, и всякое живое существо должно быть его частью; а остальное всё безжизненно. 2 То, чему ты дал «жизнь», безжизненно и лишь символизирует твое желание быть живым врозь с жизнью, остаться живым в смерти, воспринимая жизнь как смерть и смерть как жизнь. 3 Здесь путаница следует за путаницей, ибо на путанице был основан этот мир и у него другой основы нет. 4 Его основа не меняется, хотя он кажется изменяющимся постоянно. 5 А что же это, если не состояние, означающее путаницу? 6 Стабильность полностью бессмысленна для смятенных, а изменения и смещения становятся законом, которым они руководствуются в жизни.

7. Тело не изменяется. 2 Оно лишь представляет больший сон о том, что изменение возможно. 3 Изменить – значит достигнуть состояния, отличного от того, в котором ты видел себя прежде. 4 Нет изменения в бессмертии, Царство Небесное его не знает. 5 Но на земле оно имеет двойную цель, ибо им можно пользоваться для обучения вещам противоположным. 6 В них отразится тот учитель, который учит им. 7 Тело может предстать меняющимся со временем, с болезнью или со здоровьем, с событиями, кажется, меняющими его. 8 Но это только означает, что разум остается неизменным в своем убеждении относительно цели тела.

8. Болезнь есть требование к телу быть тем, чем быть оно не может. 2 Его никчемность и есть гарантия того, что оно не может быть больным. 3 А в твоем требовании к нему быть чем-то большим, нежели это, и лежит концепция недуга. 4 Ибо это есть требование к Богу быть меньше, нежели всё, что Он поистине есть. 5 Но что же тогда станется с тобою, ведь жертва спрошена с тебя? 6 Ибо Ему объявлено, что Его часть более Ему не принадлежит. 7 Он должен пожертвовать твоим я, и в Его жертве ты делаешься больше, а Он умален за счет потери тебя. 8 И то, чего Он лишился, становится твоим богом, предохраняя тебя от возможности стать Его частью.

9. Тело, от коего требуется быть богом, подвергнется атакам, ибо его ничтожность не распознана. 2 Поэтому оно и предстает как нечто, имеющее силу само в себе. 3 Как нечто его возможно воспринять и посчитать способным чувствовать и действовать, держать тебя, как узника, своей хваткой. 4 Но оно может и не оправдать твоих надежд и не быть тем, чем ты ему замыслил быть. 5 И ты возненавидишь его за малость, не замечая, что несостоятельность его совсем не в том, что оно менее того, чем должно быть, а только в твоей неспособности воспринять: оно ничто. 6 Однако его ничтожность – твое спасение, от коего ты бежишь.

10. Как от «нечто», от тела требуется быть Божьим недругом, замещая то, что Он есть, малостью, и ограниченностью, и отчаянием. 2 Это Его потерю ты празднуешь, увидев в теле предмет любви или ненависти. 3 Ведь если Он есть сумма всего, то всё, что вне Его, не существует, а Его целокупность и есть небытие всего, что вне Его. 4 Спаситель твой не мертв и не обитает в том, что было выстроено, как храм, посвященный смерти. 5 Живет он в Боге, а это и только это и делает его твоим спасителем. 6 Никчемность его тела освобождает и твое от болезни и смерти. 7 Ибо то, что твое, не может быть ни больше ни меньше, чем его.

III. Божьи свидетели

1. Не осуждай же своего спасителя за то, что он себя считает телом. 2 Ибо за гранью его снов лежит его реальность. 3 Но ему нужно постичь, что он спаситель, прежде чем вспомнить, что он такое. 4 И должен он спасти того, кто должен быть спасен. 5 Счастье его зависит от твоего спасения. 6 Ибо кто есть спаситель, если не тот, кто дарит спасение? 7 И так он постигает: чтобы дарить спасение, нужно его иметь. 8 Не дав спасения, он не узнает, что оно его, ибо наличие подтверждается отдачей. 9 Этого могут не понять лишь те, кто думает, будто их силой умален Господь. 10 Ибо кто, не имея, мог бы отдавать, и кто способен, отдавая, утратить то, что при отдаче возрастает?

2. Ты думаешь, что Отец потерял Себя, когда сотворил тебя? 2 Или стал слабым, разделив Свою Любовь? 3 Или же сделался неполноценным из-за твоего совершенства? 4 Или же ты – свидетельство того, что Он и целокупен, и совершенен? 5 Так не отказывай Ему в свидетеле в том сне, который Его Сын предпочитает своей реальности. 6 Он должен быть спасителем от сна, созданного им самим, чтобы от сна освободиться. 7 Он должен не воспринимать другого как тело; он должен видеть себя единым с ним и без стены, которую построил мир, чтобы разъединять живые существа, не знающие, что в них есть жизнь.

3. Но даже в сне о смерти и телах есть один истинный мотив; не более чем малая искра, пространство света, сотворенное во тьме, где Бог сияет и поныне. 2 Тебе не пробудить себя. 3 Однако ты можешь позволить пробудить себя. 4 Ты можешь не замечать снов брата. 5 Настолько полным может быть твое прощение его иллюзий, что он становится твоим спасителем от снов. 6 Увидев его сияющим в пространстве света, где пребывает Бог посреди тьмы, ты Бога Самого увидишь там, где нынче видишь тело брата. 7 И в этом свете тело исчезает так же, как отступает перед светом плотная тень. 8 У тьмы нет выбора – остаться или нет? 9 Явление света означает ее уход. 10 Тогда-то ты увидишь брата в сиянии славы и поймешь, что же в действительности заполняет щель, казалось, вас так долго разделявшую. 11 В том месте свидетель Божий наметил мягкий, добрый путь к Божьему Сыну. 12 Тому, кого ты прощаешь, дана сила простить тебе твои иллюзии. 13 Твоим даром свободы она дана тебе.

4. Освободи место любви, которую ты не сотворил, но в состоянии продолжить. 2 Земной смысл этого: прости своего брата ради освобождения твоего разума от тьмы. 3 Когда же свет к нему придет через твое прощение, он не забудет своего спасителя и не оставит его без спасения. 4 Поскольку именно твое лицо он видел озаренным светом, который пожелал хранить подле себя, идя сквозь тьму к вечному свету.

5. Как же ты свят, если из гущи снов отчаяния и бедствий Сын Божий может вызволить тебя! 2 Смотри, как он спешит к тебе, выйдя из скрывавшей его тяжелой тени, сияя тебе благодарностью и любовью. 3 Таков, какой он есть, но не один. 4 И также, как его Отец не потерял ни части его в твоем сотворении, свет в нем сияет ярче, поскольку ты подарил ему свой свет, спасая его от тьмы. 5 И свет в тебе теперь должен сиять не менее ярко, чем в нем. 6 Это и есть искра, сияющая внутри сна, чтобы ты помог ему проснуться и быть уверенным, что его бодрствующий взгляд обращен к тебе. 7 И в его радостном спасении ты спасен.

IV. Роли во сне

1. Веришь ли ты, что истина может оказаться всего какими-то иллюзиями? 2 Иллюзии – потому и сны, что они неистинны. 3 Равное отсутствие в них истины становится обоснованием для чуда, а это значит: ты осознаёшь, что сны – это сны и что побег зависит не от снов, а исключительно от пробуждения. 4 Можно ли пробудиться от одних снов и сохранить другие? 5 Выбор не в том, какие сны хранить, а в том, желаешь ли ты в них жить или от них воспрянуть? 6 Поэтому чудо не выбирает какие-то сны, чтобы их обойти своим благодеянием. 7 Нельзя очнуться от одних снов и продолжать видеть другие, поскольку ты либо бодрствуешь, либо спишь. 8 А сновидения сопутствуют лишь одному из этих состояний.

2. Сны, кажущиеся тебе приятными, задерживают тебя в той же мере, что и те, которые, по-твоему, сопряжены со страхом. 2 Ведь каждый сон побуждаем страхом, независимо от его кажущейся формы. 3 Страх видится внутри или снаружи, а иногда – снаружи и внутри. 4 А иногда скрывается под маской приятных форм. 5 Но страх во снах присутствует всегда, поскольку страх – тот материал, из коего сотканы все сны. 6 Могут меняться формы снов, но их нельзя создать из чего-то другого. 7 Чудо было бы вероломно, позволив тебе оставаться в объятиях страха лишь потому, что ты его не распознал. 8 Тогда ты не желал бы пробуждения, для которого чудо подготавливает путь.

3. Попросту говоря, атака есть ответ на нереализованную функцию, какой ты ее воспринимаешь. 2 В тебе или в другом – неважно; где бы она ни была воспринята, она подвергнется атаке. 3 Депрессия или нападение должны быть темой каждого сна, поскольку сны сотканы из страха. 4 Тонкая маска радости или наслаждения, которой они прикрыты, – убогая завеса для глыбы страха в их сердцевине. 5 И именно ее воспринимает чудо, а не упаковки, в которые обернут страх.

4. Не оттого ли ты приходишь в ярость, что кто-то не исполнил функции, тобой предписанной ему? 2 Не это ли становится «поводом» для оправдания твоей атаки? 3 Сны, что тебе, по-твоему, приятны, – это те сны, в которых воплощены распределенные тобою функции и удовлетворены все нужды, приписанные тобой самому себе. 4 Осуществились ли они или остались попросту желанными, значения не имеет. 5 Страх порожден самой идеей их существования. 6 Снов не желают больше или меньше. 7 Их либо желают, либо нет. 8 Каждый сон представляет некую функцию, назначенную тобой, некую цель, которую какое-то событие, тело или предмет должны представлять и для тебя осуществлять. 9 Если сон окажется в этом успешен, он будет для тебя приятен. 10 Если же нет, будет печальным сон. 11 При этом и неудача, и успех вовсе не суть его, а тонкая оболочка.

5. Каким бы счастьем наполнялись твои сны, не будь ты тем, кто наделяет «надлежащей» ролью каждый их образ! 2 Никто не может подвести тебя, кроме твоей концепции его, и нет другого вероломства, кроме этого. 3 Страх никогда не будет в центре снов, даримых Святым Духом. 4 Возможно, их обличья не предстают иными, но их значение изменится, ибо теперь за той же оболочкой стоит совсем другое содержание. 5 Восприятия определяются их целью в том смысле, что они всегда кажутся тем, для чего созданы. 6 Мрачный персонаж, нападающий на тебя, становится тебе братом и предлагает надежду на помощь, если такой оказывается функция сна. 7 Так скорбные сны оборачиваются радостью.

6. Какая роль у брата твоего? 2 Ты этого не знаешь, поскольку твоя собственная функция тебе не совсем ясна. 3 Не наделяй же его ролью, которая, по твоим расчетам, сделает тебя счастливым. 4 И не пытайся повредить ему, если он не сумеет принять роль, предписанную ему в той жизни, какой она замыслена в твоем сне. 5 Он просит помощи в каждом своем сне, и ты способен оказать ее, если воспримешь функцию сна так же, как ее воспринимает Тот, Кто пользуется всеми снами как средством осуществления данной Ему функции. 6 Благодаря Его любви к сновидцу, а не ко сну, каждый сон становится даром любви. 7 Ведь в центре сна – Его Любовь к тебе, которая освещает любую форму сна.

V. Неизменная обитель

1. Есть в тебе место, где позабыт весь мир, где не осталось памяти ни об иллюзии, ни о грехе. 2 Есть в тебе место, покинутое временем, где отдается эхом голос вечности. 3 Есть место отдохновения, покойное настолько, что в нем не различить ни звука, за исключением гимна Небесам, звучащего на радость Богу Отцу и Сыну. 4 И где Они оба пребывают, там Они оба помнятся. 5 И где Они, там Рай Небесный и покой.

2. Не думай, что тебе под силу изменить место Их бытия. 2 Ибо в Них пребывает твое Тождество, и где Они – там вечно должен быть и ты. 3 Неизменность Небес столь глубока в тебе, что всё, имеющее отношение к миру, проходит мимо незамеченным, незримым. 4 Недвижный, без конца и края покой там нежно принимает тебя в свои объятия, столь мирные, и тихие, и сильные могуществом его Творца, что ничего не помешает святому Сыну Божьему внутри.

3. Такая роль дается Святым Духом тебе, кто служит Сыну Божьему, желая увидеть его пробужденным и возрадоваться. 2 Он – часть тебя, а ты – его по той причине, что он – Сын своего Отца, какую бы иную цель ты в нем ни видел. 3 И от тебя не нужно ничего, только принять в нем неизменное и вечное, поскольку в этом и твое Тождество. 4 Покой в тебе может быть найден только в нем. 5 И каждая мысль, исполненная любви и предложенная брату, приблизит тебя к собственному пробуждению, к покою вечному и счастью без границ.

4. Этот святой Господень Сын тебе подобен; он – зеркало Любви его Отца к тебе и нежное напоминание о сотворившей его Отчей Любви, доныне пребывающей в нем, равно как и в тебе. 2 Остановись, услышь в нем Божий Глас, позволь Ему тебе поведать, в чем его функция. 3 Он сотворен, чтобы ты мог быть целостным, ибо лишь целокупное может быть частью Божьей целокупности, сотворившей тебя.

5. Отец не просит у тебя иного дара, как только видеть во всем творении сияющую славу Его дара тебе. 2 Узри же Его Сына, Его совершенный дар, в котором его Отец сияет вечно и в чье владение отдано всё творение. 3 А если оно отдано ему, то равно и тебе, и там, где ты его увидишь в нем, узришь и свой покой. 4 Безмолвие, объявшее тебя, обитает в нем; из этого безмолвия родятся радостные сны, где ваши руки соединены в невинности. 5 Это не руки в судорожной хватке из скорбных снов. 6 Они не держат меч, поскольку больше не цепляются за каждую тщетную иллюзию мира. 7 И, будучи пустыми, они получают взамен иллюзий руку брата, в которой заключена вся полнота.

6. Знай ты о дивной цели, лежащей за пределами прощения, ты не удерживал бы ни единой мысли, пусть даже еле тронутой печатью зла. 2 Ибо ты понял бы, как велика цена за удержание того, чем Бог не наделил, в тех разумах, которые могут направить благословляющую руку и повести Божьего Сына в Отчий дом. 3 Разве не пожелал бы ты стать другом тому, кто сотворен его Отцом как обитель Самому Себе? 4 Если Господь считает его Себя достойным, поднял бы ты на него в ненависти руку? 5 И кто, подняв на Само Царство запятнанную кровью руку, надеется найти покой? 6 Твой брат считает, что он держит руку смерти. 7 Не верь ему. 8 Пойми, как ты благословен, способный его освободить, просто протянув ему свою руку.

7. Тебе дан сон, в котором он тебе не лютый враг, а твой спаситель. 2 Тебе дан сон, в котором ты его простил за все его сны о смерти; тот сон надежды, который ты вместо злобных и полных ненависти сновидений разделяешь с ним. 3 Но почему же кажется таким нелегким делом разделить сей сон? 4 Да потому, что, если функция сна не задана Святым Духом, то создан он из ненависти и будет продолжать служение смерти. 5 Любая его форма так или иначе – призыв к смерти. 6 А те, кто служит богу смерти, пришли почтить его в разделенный мир, каждый неся свое жалкое копье и ржавый меч, чтобы исполнить древнее обещание умереть.

8. Таково средостение страха в каждом сне, не отданном в пользование Тому, Кто видит в сне другую функцию. 2 Когда сны разделяемы, они теряют функцию разъединения и атаки, хотя лишь с этой целью и создавался каждый сон. 3 Но в мире снов ничто не остается без надежды на перемену и улучшение, ведь неизменность найдена не здесь. 4 Возрадуемся же, что это так, и прекратим поиски вечного в этом мире. 5 Прощающие сны суть средства отойти от сновидений мира вне тебя. 6 Они – те средства, что уводят, наконец, за грани снов к покою жизни вечной.

VI. Прощение и окончание времени

1. Как велико твое желание простить брата? 2 Как велико твое желание покоя вместо борьбы, которой нет конца, взамен невзгод и боли? 3 Эти вопросы одинаковы, лишь заданы в разной форме. 4 Прощение – твой покой, ведь в нем конец и разделению, и снам угроз и разрушения, греха и смерти, безумия и убийств, печали и потерь. 5 Подобной «жертвы» просит от тебя спасение, с радостью предлагая взамен покой.

2. Так поклянись не умирать, святой Сын Божий! 2 Ты совершаешь сделку, которая невыполнима для тебя. 3 Сын Жизни не может быть убит. 4 Бессмертен он, как и его Отец. 5 Того, что он есть, не изменить. 6 Он – то единственное во вселенной, что должно быть единым. 7 Всё, что лишь кажется бессмертным, прейдет. 8 Исчезнут звезды, не станет ночи, не станет дня. 9 Всё, что приходит и уходит: приливы и отливы, времена года и человеческая жизнь, – всё, что меняется со временем, цветет и увядает, уже не возвратится. 10 Вечное вовсе не там, где время обозначило конец. 11 Господня Сына не изменить тем, что сделали из него люди. 12 Он будет тот же, что был и есть, поскольку время не вершит его судьбу и не назначен час его рождения и смерти. 13 Прощение не изменит его. 14 Но время служит прощению, чтобы всё, связанное со временем, могло исчезнуть, став бесполезным.

3. Ничто не переживает свою цель. 2 Замысленное с целью умереть умрет, если воспримет эту цель как свою собственную. 3 Изменение есть то единственное, что можно обратить во благо здесь, где цель не постоянна, какой бы неизменной она ни представала. 4 Не думай, будто можешь выбрать цель, отличную от Божьей цели для тебя, и утвердить ее как неизменную и вечную. 5 Ты в состоянии присвоить себе цель, которой не имеешь. 6 Но ты не можешь изъять у себя силу, способную менять твое мышление и видеть иную цель.

4. Изменение – великий Божий дар всему, что ты желал бы сделать вечным, порука в том, что только Царство Небесное не прейдет. 2 Ты не рожден для смерти. 3 Тебе не измениться, поскольку твою функцию определил Господь. 4 Все цели, за исключением одной, помещены во времени и изменяются, чтобы могло сохраниться время. 5 Прощение имеет целью не сохранение времени, а его конец, как только исчерпана его польза. 6 Кончилась его польза – и оно ушло. 7 И там, где раньше время казалось полновластным, теперь возрождена та функция, которую Отец утвердил для Сына в полной осознанности. 8 Время не может положить конец ни исполнению ее, ни неизменности. 9 Смерти нет, ибо всё сущее разделяет функцию, данную Богом. 10 Функцией жизни не может быть смерть. 11 Она должна быть продолжением жизни, чтобы во веки оставаться нескончаемой и единой.

5. Этот мир свяжет тебя по рукам и ногам, погубит твое тело, но только если ты поверишь, будто он создан, чтобы распять Божьего Сына. 2 Даже если он был сном смерти, тебе не обязательно видеть его таковым. 3 Позволишь изменить лишь это – и всё мирское изменится с ним заодно. 4 Ибо всё в мире определяется той целью, которую ты видишь в нем.

6. Прекрасен мир, имеющий целью прощение Сына Божьего! 2 Свободен он от страха, исполнен благости и счастья! 3 Как радостно остаться ненадолго в таком счастливом месте! 4 В подобном мире не забывается: надо еще немного подождать, пока безвременье тихо придет на смену времени.

VII. Не ищи вне себя

1. Не ищи вне себя. 2 Твой поиск будет безуспешен, и каждый раз ты будешь оплакивать падение очередного идола. 3 Царство Небесное нельзя найти там, где его нет, но ведь нигде, кроме него, покоя не найти. 4 Любой кумир, которому ты служишь, пока Господь зовет, не даст тебе ответа вместо Него. 5 Такого нет ответа, которым можно подменить Его ответ и обрести то счастье, что он приносит. 6 Не ищи вне себя. 7 Ибо вся твоя боль приходит лишь от бесплодных настойчивых попыток найти то, что тебе желанно, и только там, где оно, по-твоему, должно быть найдено. 8 А что, если его там нет? 9 Что ты предпочитаешь: быть правым или счастливым? 10 Будь рад тому, что тебе сказано, где обитает счастье, и больше не ищи его нигде. 11 Тебя постигнет неудача. 12 Тебе дано, однако, истину познать и больше не искать ее вовне.

2. У каждого пришедшего сюда всё еще теплится надежда (оставшаяся иллюзия или сон), что нечто внешнее способно принести ему и счастье, и покой. 2 Но если всё – в нем самом, то это невозможно. 3 И следовательно, своим приходом он отрицает правду о себе и ищет нечто большее, нежели всё, как будто часть всего была отделена и найдена там, где остального нет. 4 Такою целью он наделяет тело: искать недостающее ему, добыть всё то, что сделает его полноценным. 5 И так блуждает он бесцельно и ищет то, чего нельзя найти, и верит, что он не то, что есть.

3. Затянувшаяся иллюзия заставит его искать тысячи идолов и тысячи за ними. 2 И каждый идол подведет его, за исключением одного, поскольку он умрет, не понимая, что идол, которого он ищет, и есть его собственная смерть. 3 Форма ее предстает как внешняя по отношению к нему. 4 В действительности же он стремится убить Божьего Сына внутри и доказать свою над ним победу. 5 Такова цель каждого идола, поскольку каждому из них приписана такая роль, и эту роль нельзя осуществить.

4. Любая твоя попытка достигнуть цели, связанной с улучшением тела, будет попыткой приблизить собственную смерть. 2 Ибо ты веришь, что можешь испытывать недостаток в чем-то, а недостаток и есть смерть. 3 Пожертвовать – значит отказаться, то есть «остаться без чего-то» и ощутить потерю. 4 Такой отказ есть отречение от жизни. 5 Не ищи вне себя. 6 Поиск предполагает, что ты внутри не целен и что, боясь увидеть свой изъян, предпочитаешь искать вовне то, что есть ты.

5. Идолы рухнут, поскольку в них нет жизни, а всё безжизненное есть знак смерти. 2 Пришел ты, чтобы умереть, тогда чего еще можно ждать, если не восприятия знамений смерти, к которой так стремишься? 3 Страдание и скорбь провозглашают единственную весть, что найден идол, являющий собой пародию на жизнь, которая в своей безжизненности действительно есть смерть, задуманная как реальность и наделенная живою формой. 4 Но каждый идол должен пасть, рассыпаться и сгнить, поскольку форма смерти не станет жизнью, а то, чем жертвуют, не бывает целостным.

6. Все идолы этого мира были созданы, чтобы оставить для тебя неведомой истину внутри, поддерживая верность сну о том, что именно вовне следует найти нечто такое, что сделает тебя и целокупным, и счастливым. 2 Но тщетно поклонение идолам в надежде на покой. 3 Бог обитает внутри тебя, Им обусловлена твоя полноценность. 4 Ни один идол не заместит Его. 5 Не обращайся к идолам. 6 Не ищи вне себя.

7. Давай забудем цель, данную миру прошлым. 2 Иначе будущее будет подобно прошлому и станет просто чередой гнетущих снов, где один за другим рушатся все идолы, и где ты видишь всюду лишь разочарование и смерть.

8. Чтобы всё это изменить, чтобы расчистить путь надежде на избавление от кажущегося нескончаемым замкнутого круга отчаяния, всё, что потребуется от тебя, это решить, что ты не знаешь цели мира. 2 Ты наделяешь его целями, ему не свойственными, и так решаешь, для чего он создан. 3 И ты стараешься увидеть в нем средоточие идолов, найденных вне тебя и обладающих силой сделать целостным то, что внутри, раздваивая то, что ты есть, чтобы поделить между ними. 4 Ты выбираешь свои сны, ибо они – твои желания, воспринятые как навязанные тебе. 5 Твои кумиры лишь исполняют всё, что ты для них задумал и обладают силой, приписанной тобой. 6 Ты тщетно их преследуешь во сне, желая присвоить себе их силу.

9. Но где же сны, если не в спящем разуме? 2 И разве сну под силу сделать реальной картину, проецируемую им вовне? 3 Брат мой, побереги же время, постигни, для чего оно. 4 Ускорь кончину идолов в том мире, который болен и печален от лицезрения их. 5 Твой святой разум – алтарь Всевышнего, а там, где Он, нет места идолам. 6 Страх перед Богом – не что иное, как страх потери идолов. 7 Это не страх утраты своей реальности. 8 Но из своей реальности ты сделал идола и должен защищать его от света истины. 9 Тогда средством защиты идола становится весь мир. 10 В спасении видится угроза жизни и предложение смерти.

10. Это не так. 2 Спасение стремится доказать, что смерти нет, что существует только жизнь. 3 Что жертва смертью – не потеря. 4 Что идол неспособен воссесть на Божий трон. 5 Позволь Ему напомнить о Его Любви к тебе и не старайся заглушить Его Голос, бубня напевы горького отчаяния идолам самого себя. 6 Вне своего Отца не ищи надежды. 7 Ибо надежда на счастье – не отчаяние.

VIII. Антихрист

1. Что же такое идол? 2 Ты думаешь, что знаешь? 3 Ведь идолы не распознаются как таковые и никогда не принимаются за то, что они есть. 4 В том их единственная сила. 5 Их цель туманна; боятся их и чтут одновременно, поскольку тебе неведомо, в чем их цель и какова причина их создания. 6 Идол есть образ брата твоего, ценимый тобою выше того, что он есть. 7 Идолы создаются безотносительно к их форме как замещение ему. 8 Именно это не воспринимается и не осознается. 9 Будь то предметом или телом, будь оно местом, ситуацией или обстоятельством, объектом обладания или желания или же правом, требуемым или полученным, – всё это будет одним и тем же.

2. Не дай их формам обмануть себя. 2 Идолы – всего лишь замещения твоей реальности. 3 Каким-то образом ты веришь в их способность дополнить твое немощное я, поскольку безопасность в мире воспринимается, как угроза, всей своей мощью противостоящая твоей уверенности и душевному покою. 4 У идолов есть сила возместить в тебе недостаточность, прибавить ценности, которой у тебя нет. 5 Тот в идолов не верит, кто сам не сделал себя рабом потери и малости. 6 Теперь он должен искать за гранью своего малого я силу, чтобы поднять голову и отстраниться от страданий и невзгод, которые отражает мир. 7 Сие есть наказание за отказ искать внутри определенность и спокойствие, которое освобождает тебя от мира и позволяет отстраниться от него, пребыть в покое и тиши.

3. Идол есть ложное впечатление или ложное убеждение, некая форма антихриста, которая и представляет щель между Христом и тем, что видишь ты. 2 Идол – это желание, cделанное осязаемым и наделенное формой, поэтому воспринятое как реальное и вне разума. 3 Но он всё еще есть мысль, которая не покинула разум – свой источник. 4 И форма его неотделима от той идеи, которую он представляет. 5 Все формы антихриста противостоят Христу. 6 И ниспадают мрачной завесой перед лицом Христа, и, кажется, разлучают тебя с Ним, и оставляют одинокого во тьме. 7 Но свет всё еще там. 8 Туча не погасила солнца. 9 Так и завеса тьмы не в состоянии прогнать то, что, казалось, она отделила, или же на йоту омрачить сам свет.

4. Этот мир идолов и есть завеса перед лицом Христа, поскольку цель его – разъединить тебя и брата. 2 Цель темная и страшная, а вместе с тем это идея, не обладающая силой преобразить тончайший стебелек травы из того, в чем есть жизнь, в знамение смерти. 3 Формы ее нет нигде, ибо ее источник – внутри твоего разума, где Бога нет. 4 Где же то место, откуда всё, что есть повсюду, исключено и отстранено? 5 Какая рука могла подняться и преградить дорогу Богу? 6 Чей голос запретил Ему войти? 7 «Больше-чем-всё» – не то, что может заставить тебя трепетать, дрожать от страха. 8 Врага Христова нет нигде. 9 Не может он облечься в форму, которая бы сделала его реальным.

5. Что же такое идол? 2 Он ничто! 3 В него нужно поверить, прежде чем он покажется ожившим и наделенным силой устрашать. 4 И жизнь его, и сила – дар идолопоклонника; именно это и возвращает чудо тому, в чем есть и жизнь, и сила, достойные дара Небес и вечного покоя. 5 Чудо не возрождает истину; завеса не погасила свет, заслоненный ею. 6 Оно просто убирает завесу и позволяет истине беспрепятственно сиять, оставаясь тем, что она есть. 7 А чтобы быть самой собою, истине вера не нужна, ибо она была сотворена, поэтому она есмь.

6. Идол воздвигнут верой; с изъятием веры он «умирает». 2 Это антихрист, нелепая идея силы, превосходящей всемогущество, пространства за бесконечностью и времени за пределом вечного. 3 Мир идолов был утвержден здесь идеей, что этой силе, и времени, и месту придана форма и сформирован мир, где невозможное свершилось. 4 Бессмертные сюда приходят умирать, а всеобъемлющие – ощутить потерю, безвременные – стать рабами времени. 5 Действительно, здесь изменяются неизменные; Божий покой, навечно данный всякому живому существу, уступает хаосу. 6 А Божий Сын, такой же любящий и непорочный, и совершенный, как его Отец, сюда приходит ненадолго, чтобы ненавидеть и страдать от боли и в итоге умереть.

7. Где же тот идол? 2 Он нигде! 3 Разве возможна в бесконечном щель или пространство, где время вторглось в вечность? 4 Мрачному месту, помещенному туда, где только свет, угрюмому алькову, отгороженному от того, что бесконечно, нигде нет места. 5 Идол вне того, куда Бог поместил навечно всё и не оставил места ничему, за исключением Своей Воли. 6 Тот идол должен быть ничем нигде, в то время как Единый есть всё и везде.

8. Тогда какая цель у идола? 2 Он для чего? 3 Это единственный вопрос со множеством ответов в зависимости от того, к кому был обращен вопрос. 4 Мир верит в идолов. 5 Тот не придет сюда, кто их не чтит, кто не пытался бы найти средь них такого, что может предложить ему подарок, не существующий в реальности. 6 Каждый поклонник идолов таит надежду, что его особые божества дадут ему больше, чем обладают другие люди. 7 Должно быть больше. 8 Чего – не важно: ума, богатства, красоты или страдания и боли. 9 Чего-то больше – и есть идол. 10 Падет один, и его место займет другой в надежде найти побольше чего-то другого. 11 Пусть не обманет тебя форма этого «чего-то». 12 Идол есть средство получить больше. 13 Именно это противоречит Божьей Воле.

9. Немного сыновей у Бога; всего Один. 2 Кто может больше получить, кто меньше? 3 В Царстве Небесном посмеялся бы Господень Сын над тем, что идолы способны вторгнуться в его покой. 4 От его имени глаголет Дух Святой и говорит тебе, что идолы здесь не имеют цели. 5 Ведь более, чем Царствo Божье, иметь нельзя. 6 Если оно внутри тебя, зачем ты ищешь идолов, что умаляют Небеса, дабы тебе досталось больше, чем дал Господь тебе и брату, единым с Ним? 7 Всё, что ни есть, Бог отдал вам. 8 И для уверенности в том, что вы это не потеряете, Он отдал то же самое всякому живому существу. 9 Так каждое живое существо есть часть тебя, как и Его. 10 Ни один идол не сделает тебя больше Бога. 11 Но никогда не согласишься ты на меньшее.

IX. Сон прощения

1. Раб идолов – раб по своей воле. 2 Он должен быть согласен поклониться, служа тому, в чем жизни нет, и искать силу в том, что ее лишено. 3 Что сталось со святым Господним Сыном, как мог он возжелать подобного, позволить себе пасть ниже камней, лежащих на земле, и ждать, что идолы его поднимут? 4 Послушай-ка свою историю во сне, тобою созданном, спроси себя, не правда ли, что веришь ты: это не сон?

2. Сон осуждения явился в разум, Всевышним сотворенный таким же совершенным, как Он Сам. 2 И в этом сне Рай превратился в ад, а Бог стал недругом Своему Сыну. 3 Как Сыну Божьему воспрянуть ото сна? 4 Ведь это сон суждения. 5 И, перестав судить, Сын тотчас же проснется. 6 Ведь сон будет казаться продолжительным, пока Сын – часть его. 7 Так не суди; судящему необходимы идолы, которые отводят суд от него самого. 8 И не познать ему своего Я, им осужденного. 9 Так не суди, иначе ты делаешь себя частью злобных снов, где идолы суть твое «истинное» тождество и твое спасение от суда, чинимого над самим собой из чувства страха и вины.

3. Все образы во сне суть идолы, созданные во имя твоего спасения от сна. 2 Но они – часть того, от чего созданы тебя спасти. 3 Так идол сохраняет сон живым и страшным, ибо кто пожелал бы такого сна, не будь он сам в отчаянии и страхе? 4 Коль скоро именно их и представляет идол, то поклонение ему есть поклонение отчаянию, и страху, и сну, из коего они пришли. 5 Суждение несправедливо по отношению к Господню Сыну, но справедливо в том, что тот, кто его судит, не избежит расплаты, самим им уготованной ему во сне, им созданном. 6 Бог знает справедливость, а не кару. 7 Но в сне суждения ты нападаешь и осужден, желая быть рабом идолов, стоящих между твоим суждением и наказанием, несомым им.

4. Спасения не найти в том сне, каким ты его видишь. 2 Ведь идолы должны быть его частью, чтобы спасти тебя от всего, чего ты, как ты думаешь, достиг: сделал себя греховным и погасил свет, сияющий внутри. 3 Дитя, свет всё еще в тебе. 4 Ты просто грезишь, а идолы – игрушки, которыми ты играешь в своем сне. 5 Кому, кроме детей, нужны игрушки? 6 Дети воображают себя властителями мира и наделяют свои игрушки способностью и двигаться, и говорить, и думать, общаться, чувствовать, и выступать вместо себя. 7 Но всё, что, кажется, делают игрушки, происходит лишь в разуме тех, кто играет в них. 8 Они, однако, горят желанием забыть, что сами создали тот сон, в котором сделали реальными свои игрушки, не узнавая в их желаниях свои собственные.

5. Кошмары суть младенческие сны. 2 Игрушки воспротивились ребенку, считавшему, что он сделал их реальными. 3 Но разве может сон напасть? 4 И может ли игрушка разрастись и стать опасной, неистовой, свирепой? 5 В это ребенок верит, так как боится своих мыслей и наделяет ими свои игрушки. 6 Реальность их становится его реальностью, поскольку, кажется, они его спасают от собственных мыслей. 7 Однако они хранят живыми и реальными его мысли, но видимыми вне его, где они могут обернуться против него за его вероломство по отношению к ним. 8 Ребенок полагает, будто нуждается в игрушках во имя избавления от собственных мыслей, поскольку считает мысли реальными. 9 И так он превращает всё в игру, чтобы его мир оставался от него вовне, и притворяется, что он всего лишь часть его.

6. Но наступает время, когда детство должно уйти, исчезнуть навсегда. 2 Не пытайся оставить игрушки детства при себе. 3 Спрячь их подальше, они больше не нужны. 4 Сон суждения – детская забава, где чадо превращается в отца, властного, но с мудростью малого ребенка. 5 То, что ему вредит, уничтожается, а то, что помогает, благословлено. 6 Вот только судит он еще, как малое дитя, не ведая о том, что повредит ему, а что исцелит. 7 И кажется, случаются невзгоды, и он боится хаоса в том мире, где, как он полагает, властвуют законы, созданные им самим. 8 Но мир реальный не затронут тем, который кажется ему реальным. 9 Законы его не изменились от того, что он не понимает их.

7. Реальный мир – тоже всего лишь сон. 2 Но изменились образы его. 3 Они уже не кажутся вероломными идолами. 4 В подобном сне никто не служит замещением чего-либо другого, не вклинивается между тем, что разум мыслит и что он видит. 5 Никем не пользуются в качестве того, что он не есть, ибо все атрибуты детства остались позади. 6 И то, что когда-то было сном суждения, стало счастливым сном, ибо такою стала его цель. 7 Только прощающие сны могут сюда войти, ведь время почти окончено. 8 И формы, приходящие во сне, теперь воспринимаются как братья, не с осуждением, а с любовью.

8. Прощающим снам не нужно длиться долго. 2 И созданы они не для того, чтобы разум разделить с тем, что он мыслит. 3 В них нет стремления доказать, что снится этот сон кому-то другому. 4 И в этих снах слышна мелодия, памятная всем, хотя никто ее не слышал с момента начала времени. 5 Прощение, ставшее полным, настолько приближает безвременье, что песнь Небесную можно услышать не слухом тела, но святостью, не покидавшей никогда алтарь и вечно пребывающей в глубинах Сына Божьего. 6 Заслышав снова эту песнь, он понимает, что не было такого времени, когда бы он ее не слышал. 7 И где же теперь время, когда оставлены все сны суждений?

9. Когда бы страх в какой угодно форме ни охватил тебя (а ты его испытываешь всякий раз, когда не чувствуешь глубокого удовлетворения, и несомненной помощи, и безмятежной уверенности в том, что Небеса с тобой), ты можешь быть уверен, что создал идола и веришь: он тебя предаст. 2 Ведь под надеждой, что он тебя спасет, лежат вина и боль измены самому себе и неопределенность, столь горькая и глубокая, что сон не в состоянии полностью скрыть твоего чувства обреченности. 3 Твоя измена самому себе должна вылиться в страх, ибо страх есть суждение, наверняка ведущее к неистовому поиску идолов и смерти.

10. Прощающие сны напоминают тебе, что ты живешь сохранно и на себя не нападал. 2 И так твои младенческие страхи рассеялись, а сны символизируют, что ты начал всё сначала и что это не есть еще одна попытка поклониться идолам и сохранить атаку. 3 Прощающие сны добры ко всем в них действующим персонажам. 4 Поэтому они несут сновидцу полное освобождение от снов страха. 5 Он не боится своего суждения, поскольку он никого не осудил и не искал через суждение освобождения от того, что должен был навязать ему его суд. 6 И всё это время он помнит то, что забыл, когда суждение казалось ему способом избавиться от наказания за него.

Table of contents

previous page start next page