Курс Чудес

Unknown

Глава 7
ДАРЫ ЦАРСТВА

I. Последний шаг

1. Творческая сила Бога и Его творений беспредельна, но не равнозначна. 2 Ты – в абсолютном общении с Богом и Он – с тобой. 3 Это непрерывный процесс, который ты разделяешь, а разделяя его, ты вдохновляем творить, как Он. 4 Однако в творении ты не на равных с Богом, ибо Он сотворил тебя, но ты не сотворил Его. 5 Я уже говорил, что только в этом твоя творческая сила отлична от Его. 6 Даже в сем мире есть этому параллель. 7 Родители дают жизнь детям, но дети не рождают своих родителей. 8 Они, однако, рождают собственных детей, давая им жизнь подобно собственным родителям.

2. Если бы ты сотворил Бога, а Он сотворил тебя, Царство не расширялось бы своей собственной творческой мыслью. 2 Творение, следовательно, было бы ограниченным, и ты не был бы Божьим со-творцом. 3 Так же, как Божья творческая Мысль продолжена от Него к тебе, твоя творческая мысль должна продолжиться к твоим творениям. 4 Только таким путем может продолжиться вся творческая сила. 5 Божьи свершения – не твои, но твои свершения подобны Божьим. 6 Он сотворил Сыновство, и ты увеличиваешь его. 7 Ты обладаешь силой пополнить Царство, но не Творца этого Царства. 8 Ты притязаешь на эту силу, становясь бдительным только во имя Бога и Его Царства. 9 Принятием этой силы как своей собственной ты учишься помнить, что ты такое.

3. Твои творения – в тебе, как ты – в Боге. 2 Ты – часть Всевышнего так же, как сыновья твои – часть Сыновей Его. 3 Творить – значит любить. 4 Любовь продолжается вовне просто потому, что ее нельзя сдержать. 5 Будучи безграничной, она не кончается. 6 Она творит извечно, но не во времени. 7 Божьи творения были всегда по той причине, что Он был всегда. 8 Твои творения были всегда, ибо творить способен ты лишь так, как Бог творит. 9 Вечность – твоя, поскольку Он сотворил тебя вечным.

4. Эго, с другой стороны, всегда требует для себя равных прав в силу присущего его природе соперничества, а не любви. 2 Оно всегда желает выгодной сделки, не понимая, что подобие другому исключает всякую сделку. 3 Для обретения чего-либо ты должен отдавать, а не торговаться. 4 Торговаться – значит ограничивать дарение, а это не в Божьей Воле. 5 Быть одной Волей с Богом – значит творить, как Он. 6 Господь никоим образом не ограничивает своих даров. 7 Ты – Его дары, а посему твои дары должны быть подобны дарам Его. 8 Твои дары Царству должны быть подобны Его дарам тебе.

5. Только любовь я отдал Царству, поскольку верил, что я и был любовью. 2 Вера в то, что есть ты, определяет твои дары, и если Бог сотворил тебя, продолжив Себя в тебе, ты можешь только продолжать себя, как сделал Он. 3 Лишь радость возрастает вечно, поскольку радость неразделима с вечностью. 4 Бог продолжает Себя вовне, превосходя и время, и пределы, и ты, Господень со-творец, продолжаешь Его Царство вечно и за все пределы. 5 Вечность – неизгладимая печать творения. 6 Вечные – в покое и радости навечно.

6. Мыслить подобно Богу – значит разделять Его уверенность в том, что ты такое, а творить, как Он, – значит разделять совершенную Любовь, которую Он разделяет с тобой. 2 К этому ведет тебя Святой Дух, чтобы радость твоя была совершенной, ибо Царство Божье целокупно. 3 Я уже говорил, что последний шаг в пробуждении знания делается Богом. 4 Это истина, но ее трудно объяснить словами, ибо слова суть символы, а то, что истинно, в объяснении не нуждается. 5 Однако задача Святого Духа – интерпретировать всё бесполезное в полезное, бессмысленное – в значимое и временное – во вневременное. 6 Он, следовательно, может кое-что тебе поведать об этом последнем шаге.

7. Господь не делает каких-либо шагов, ибо Его свершения не постепенны. 2 Господь не учит, ибо Его творения неизменны. 3 Он ничего не делает последним, ибо Он первым сотворил всё раз и навсегда. 4 Надо понять, что слово «первый» в применении к Нему не есть концепция времени. 5 Он первый в том смысле, что Он – Первая ипостась Самой Святой Троицы. 6 Он Первый Творец, ибо Он сотворил своих со-творцов. 7 А посему время неприменимо ни к Нему, ни к Его творениям. 8 «Последний шаг», который предпримет Бог, был, следовательно, истинным в начале, он истинен сейчас и будет истинным всегда. 9 То, что вне времени, присутствует всегда, ведь его бытие навечно неизменно. 10 Оно не изменяется с увеличением, ибо сотворено навечно для возрастания. 11 Если ты не воспринимаешь его как увеличивающееся, то ты не знаешь, что оно такое. 12 И также ты не знаешь, Кто сотворил его. 13 Господь не открывает этого тебе, поскольку оно не было сокрыто. 14 Свет Его никогда не затмевался, поскольку в Его Воле разделять его. 15 Разве всецело разделяемое возможно сначала скрыть, потом открыть?

II. Закон Царства

1. Исцеление – единственный вид мышления в этом мире, схожий с Мышлением Божьим, и в силу разделяемых ими черт оно легко может перейти в него. 2 Когда твой брат воспринимает себя больным, он не воспринимает свою целостность и ощущает недостаток. 3 Если и ты воспринимаешь его подобным образом, то видишь его как бы отсутствующим в Царстве или же разделенным с ним и этим омрачаешь Царство для вас обоих. 4 Болезнь и разделение – не от Бога, но Царство – от Него. 5 Если ты омрачаешь Царство, то воспринимаешь то, что не от Бога.

2. Тогда исцелить – значит исправить восприятие свое и брата, разделяя с ним Святого Духа. 2 Это помещает вас обоих внутрь Царства и восстанавливает его целокупность в твоем разуме. 3 Это отражает творение, ибо объединяет возрастанием и собирает воедино продолжением. 4 То, что ты проецируешь или продолжаешь, реально для тебя. 5 Таков непреложный закон мышления как в этом мире, так и в Царстве. 6 Однако содержание в этом мире иное, поскольку мысли, которыми он управляет, отличны от Мыслей Царства. 7 Законы нужно приспособить к обстоятельствам, если их цель – поддерживать порядок. 8 Поразительной характеристикой законов мышления, действующих в этом мире, является то, что, повинуясь им (а им, поверь мне, ты должен повиноваться), можно прийти к диаметрально противоположным результатам. 9 Это объясняется тем, что законы были приспособлены к обстоятельствам этого мира, в котором диаметрально противоположные результаты кажутся возможными, поскольку ты можешь отвечать двум противоречивым голосам.

3. Вне Царства закон, который действовал внутри, приспособлен к: «Ты веришь в то, что проецируешь». 2 Такова его обучающая форма, ибо обучение вне Царства весьма существенно. 3 Эта форма предполагает: ты будешь постигать, что ты такое, исходя из того, что спроецировал на других и, следовательно, верить, что таковы они и есть. 4 В Царстве же нет ни обучения, ни изучения, ибо нет веры. 5 Есть только определенность. 6 Господь и Сыновья Его в уверенности бытия знают, что ты есть то, что продолжаешь. 7 Эта форма закона вообще не изменялась, будучи законом творения. 8 Сам Бог сотворил закон, творя согласно ему. 9 И Сыновья Его, творящие как Он, следуют закону в радости, зная, что от него зависит возрастание Царства, как зависели от него их собственные творения.

4. Чтобы быть полезными, законы должны передаваться в общении. 2 Фактически они должны быть переведены для тех, кто говорит на разных языках. 3 Тем не менее хороший переводчик хоть и должен изменить форму переводимого, никогда не изменит его смысла. 4 Вся его цель в действительности состоит в таком изменении формы, чтобы остался неизменным первоначальный смысл. 5 Святой Дух есть Переводчик Законов Божьих для тех, кто их не понимает. 6 Тебе не под силу сделать это самому, ибо конфликтный разум не остается верен одному значению и, следовательно, изменит смысл ради сохранения формы.

5. Цель переводов Святого Духа прямо противоположна. 2 Он переводит только для того, чтобы сохранить изначальный смысл во всех аспектах и на всех языках. 3 Поэтому Он отвергает идею осмысленности различий по форме, всегда подчеркивая, что эти различия не имеют значения. 4 И смысл послания Его всегда один и тот же: важен лишь смысл. 5 Божий закон творения не использует истину для убеждения в ней Сынов Господних. 6 Продолжение истины, которое и есть закон Царства, покоится на знании того, что есть истина. 7 Это твое наследие, которое вовсе не требует постижения, но, отказавшись от своего наследия, ты по необходимости стал учеником.

6. Никто не сомневается, что обучение и память взаимосвязаны. 2 Постижение невозможно без памяти, ибо оно должно быть последовательным для лучшего запоминания. 3 Вот почему учение Святого Духа – урок запоминания. 4 Я ранее говорил, что Он учит и запоминанию, и забвению, но забвение необходимо лишь для того, чтобы сделать запоминание последовательным. 5 Ты забываешь для того, чтобы лучше помнить. 6 Ты не поймешь Его переводов, пока прислушиваешься к их двоякой интерпретации. 7 Следовательно, тебе необходимо забыть или отринуть одну из них, чтобы понять другую. 8 Только таким путем ты сможешь постигать последовательно, чтобы в итоге стать последовательным.

7. Разве абсолютная последовательность Царства может иметь какой-то смысл для тех, чей ум смятен? 2 Смятение определенно мешает смыслу и, следовательно, препятствует его пониманию учеником. 3 В Царстве нет путаницы, ибо в нем только один смысл. 4 Смысл этот идет от Бога и есть Бог. 5 Поскольку он также есть ты, то ты и разделяешь, и продолжаешь его, как это делал твой Творец. 6 Это абсолютно понятно и не нуждается в переводе, но нуждается в продолжении, поскольку означает продолжение. 7 Общение абсолютно непосредственно и полностью едино. 8 Оно совершенно свободно, ибо ничто не нарушает его гармонию. 9 Вот почему это Царство Божье. 10 Оно принадлежит Ему и, следовательно, Ему подобно. 11 Это реальность Царства, и ей ничто не угрожает.

III. Реальность Царства

1. Святой Дух учит одному уроку и применяет его ко всем индивидуумам во всех ситуациях. 2 Свободный от конфликта, Он доводит до максимума все усилия и результаты. 3 Обучая тебя силе Царства Самого Бога, он учит тебя, что вся эта сила – твоя. 4 К чему она применена, не важно. 5 Она всегда максимальна. 6 Твоя бдительность не делает ее твоей, однако она дает тебе возможность использовать эту силу всегда и любым путем. 7 Сказав «я с вами во все дни», я подразумевал буквальный смысл этих слов. 8 Ни в одной ситуации я не отсутствую ни для кого. 9 Поскольку я всегда с тобою, ты есть и путь, и истина, и жизнь. 10 Ты создал эту силу сам не более, чем создал ее я. 11 Она сотворена, чтобы ее разделять, поэтому не может быть осмысленно воспринята как принадлежащая кому-то одному за счет другого. 12 Такое восприятие лишает ее смысла, пренебрегая ее реальным и единственным смыслом и не считаясь с ним.

2. Божий смысл ожидает в Царстве, куда Всевышний поместил его. 2 И ждет он не во времени. 3 Он просто отдыхает в Царстве, принадлежа ему так же, как ты. 4 Как же ты, будучи смыслом Божьим, можешь воспринимать себя так, будто тебя в нем нет? 5 Увидеть себя порознь со своим смыслом ты можешь, только ощутив собственную нереальность. 6 Вот почему эго безумно: оно учит тебя, что ты не то, что есть. 7 Это настолько противоречиво, что попросту немыслимо. 8 Следовательно, это урок, который ты действительно не можешь выучить и, стало быть, не можешь ему учить. 9 Но учишь ты всегда. 10 По-видимому, ты учишь чему-то другому, хоть эго и не знает, чему именно. 11 Поэтому эго, вечно изгоняемое, всегда подозрительно к твоим намерениям. 12 Твой разум не объединится в преданности эго, ведь разум ему не принадлежит. 13 Но всё, что «вероломно» по отношению к эго, преданно покою. 14 Поэтому «враг» эго есть твой друг.

3. Я ранее говорил, что друг эго – не часть тебя, поскольку эго воспринимает себя в состоянии войны и, следовательно, нуждается в союзниках. 2 Но ты, не будучи в состоянии войны, должен искать братьев и узнавать их во всех, кого видишь, ведь только равные находятся в покое. 3 Поскольку равные Господни Сыновья имеют всё, они не соревнуются. 4 Но если любого брата они воспримут по-другому, не абсолютной ровнею себе, значит, идея соперничества вошла в их разум. 5 Нельзя недооценивать необходимость твоей неусыпной бдительности против этой идеи, ибо в ней – исток всех твоих конфликтов. 6 Она есть убеждение в том, что противоречивые интересы возможны, и, следовательно, ты воспринял невозможное как истину. 7 Разве не будет тем же самым сказать, что ты воспринимаешь себя как нереального?

4. Быть в Царстве – значит просто сосредоточить на нем всё свое внимание. 2 Пока ты полагаешь, что можешь уделять внимание неистинному, ты принимаешь конфликт в качестве собственного выбора. 3 Но разве это выбор? 4 Он видится как таковой, однако кажущееся и реальность – не одно и то же. 5 Ты, кто есть Царство, не озабочен кажущимся. 6 Реальность – твоя, поскольку ты и есть реальность. 7 Вот так в конечном счете примиряются иметь и быть – не в Царстве, но в твоем разуме. 8 Алтарь – единственная его реальность. 9 Алтарь предельно ясен в мысли, будучи отражением совершенной Мысли. 10 Твое верное мышление видит только братьев, ибо оно видит всё в своем собственном свете.

5. Бог Сам осиял твой разум и сохраняет его осиянным Его Светом, поскольку разум твой и есть Его Свет. 2 В том абсолютно нет сомнений, но если у тебя возник вопрос, то на него тотчас же дан ответ. 3 Этим Ответом – установлением того факта, что сомневаться в реальности и значит задавать бессмысленные вопросы – он просто сведен на нет. 4 Вот почему Святой Дух их никогда не задает. 5 Его единственная функция – устранять сомнительное и так вести к определенности. 6 Уверенные всегда спокойны, поскольку у них нет сомнений. 7 Они не вопрошают, поскольку ничто сомнительное не допускается в их разум. 8 Это хранит их в абсолютной безмятежности, поскольку они разделяют ее, зная, что они такое.

IV. Исцеление как признание истины

1. Истину можно лишь признать и нужно лишь признать. 2 Вдохновение – от Святого Духа и определенность – от Бога согласно Его законам. 3 То и другое, следовательно, приходит из одного Источника, поскольку вдохновение идет от Голоса, Глашатая Божьего, а определенность – от законов Божьих. 4 Исцеление не исходит непосредственно от Бога, Который знает Свои творения в их совершенной целокупности. 5 И всё же исцеление от Бога, ибо оно идет от Его Голоса и Его законов. 6 Оно – их результат в таком состоянии разума, когда он Его не знает. 7 Подобное состояние Богу неведомо, и, следовательно, такого состояния не существует, но те, кто спит, этого не осознают. 8 А не осознавая, они и не знают.

2. Святой Дух должен через тебя учить тебя тому, что Он – в тебе. 2 Это промежуточный шаг к познанию того, что ты – в Боге, ибо ты – часть Его. 3 В чудесах, вдохновляемых Святым Духом, не может быть степеней трудности, поскольку любая часть творения принадлежит одному порядку. 4 В том Божья Воля и твоя. 5 Законы Божьи устанавливают это, а Дух Святой тебе о том напоминает. 6 Когда ты исцеляешь, ты помнишь законы Бога и забываешь о законах эго. 7 Я прежде говорил, что забывание есть средство лучшего запоминания. 8 Следовательно, забывание, правильно воспринятое, не антипод запоминания. 9 Воспринятое неправильно, оно порождает восприятие конфликта с чем-то еще, что характерно для любого ложного восприятия. 10 Воспринятое верно, забывание может использоваться для избавления от конфликта, как, впрочем, всё, рождаемое верным восприятием.

3. Эго не желает обучать каждого всему постигнутому им самим, поскольку это разрушило бы его цель. 2 Поэтому в действительности оно ничего не постигает. 3 Святой Дух учит тебя использовать всё созданное эго, чтобы учить обратному тому, что «постигало» эго. 4 Тип обучения так же безотносителен, как и определенная способность, используемая в постижении. 5 Всё, что от тебя требуется, это приложить усилие к постижению, ибо у Святого Духа есть единая цель для всех усилий. 6 Если разные способности достаточно долго направлять к одной цели, сами способности становятся едиными. 7 Так получается, поскольку они направляются в одно русло или по одному пути. 8 Тогда в конечном счете все они вносят свой вклад в единый результат, и этим подчеркивается скорее их схожесть, нежели различия.

4. Все способности, следовательно, необходимо отдать Святому Духу, Который понимает, как их использовать надлежащим образом. 2 Он ими пользуется лишь для исцеления, ибо Он знает тебя как единое целое. 3 Исцеляя, ты постигаешь полноту, а постигая полноту, ты учишься помнить Бога. 4 Ты позабыл Его, но Святой Дух понимает, что твое забвение в переводе должно быть средством воспоминания.

5. Цель эго едина в той же мере, что и цель Святого Духа, и именно поэтому их цели не примирить никоим образом, ни в коей мере. 2 Эго всегда стремится разделить и обособить, в том его цель. 3 Святой же Дух всегда стремится объединить и исцелить. 4 Исцеляя, ты исцелен, ведь Дух Святой не видит степеней трудности в исцелении. 5 Исцеление есть путь искоренения веры в различия, поскольку оно – единственный путь к восприятию Сыновства как единого целого. 6 Такое восприятие, следовательно, находится в согласии с законами Божьими даже в том состоянии разума, когда он в разладе с Его Разумом. 7 Сила правильного восприятия настолько велика, что она приводит разум в согласие с Божьим Разумом, поскольку служит Его Голосу, который во всех вас.

6. Думать, что ты способен противопоставить себя Господней Воле, есть истинное заблуждение. 2 Эго верит в подобную свою способность и в то, что собственную «волю» оно способно предложить тебе как дар. 3 Ты не желаешь такого дара. 4 Это не дар. 5 Это ничто. 6 Бог одарил тебя таким даром, который одновременно ты имеешь и который ты есть. 7 Но если им не пользоваться, то ты забудешь, что он у тебя есть. 8 Его не помня, ты не знаешь, что ты такое. 9 Исцеление поэтому есть путь приближения к знанию с помощью мышления, которое в согласии с законами Божьими и признает их универсальность. 10 А не признав этого, ты сделал эти законы бессмысленными для себя. 11 Они, однако, не бессмысленны, поскольку всякий смысл поддерживается ими и содержится в них.

7. Ищи же прежде Царство Божье, ибо лишь там воистину действуют законы Божьи, и они действуют воистину лишь потому, что сами они – законы истины. 2 Ищи лишь это, поскольку ничего иного нельзя найти. 3 Нет ничего иного. 4 Господь есть Всё во всем в самом буквальном смысле. 5 Всё бытие – в Том, Кто Сам и есть всё Бытие. 6 Ты, следовательно, в Нем, поскольку твое бытие – Его. 7 Исцеление – это способ забыть об ощущении опасности, вызванном в тебе эго, через отказ признать его присутствие в твоем брате. 8 Это укрепляет силу Святого Духа в вас обоих, ибо является отказом признать страх. 9 Любовь нуждается лишь в этом приглашении. 10 Она свободно приходит ко всему Сыновству, будучи тем, что есть Сыновство. 11 Своим пробуждением к ней ты просто забываешь всё, что не есть ты. 12 А это дает тебе возможность помнить, что ты такое.

V. Исцеление и неизменность разума

1. Тело – не более чем основа для развития способностей, весьма далекая от того, для чего они используются. 2 А это уже дело решения. 3 Следствия решений эго в этом аспекте настолько очевидны, что не требуют пояснений; но решение Святого Духа использовать тело только в целях общения имеет настолько прямое отношение к исцелению, что это и впрямь нуждается в пояснении. 4 Неисцеленный целитель явно не понимает своего призвания.

2. Общаться могут только разумы. 2 Поскольку эго не способно заглушить импульс к общению, который есть одновременно и импульс к творчеству, ему остается только учить тебя, что тело способно и общаться, и творить, поэтому и нет необходимости в разуме. 3 Так оно пытается учить тебя тому, что тело способно действовать как разум, и, следовательно, оно самодостаточно. 4 Но мы уже постигли, что поведение не является уровнем как собственного постижения, так и обучения других, ибо ты можешь действовать в согласии с тем, во что не веришь. 5 Это, однако, тебя ослабит и как учителя, и как ученика, ибо уже не раз подчеркивалось: ты учишь тому, во что действительно веришь. 6 Урок, в котором нет последовательности, будет плохо преподнесен и плохо выучен. 7 Если ты учишь и недугу, и исцелению, то ты – и плохой учитель, и плохой ученик.

3. Способность к исцелению – единственная способность, которую каждый, желая исцелиться, может и должен в себе развить. 2 Исцеление – форма общения Святого Духа в этом мире и единственная, которую Он приемлет. 3 Он не признает никакой другой, ибо не принимает путаницы разума с телом, присущей эго. 4 Разумы способны общаться, но не способны причинить вред. 5 Тело в служении эго способно повредить другим телам, но лишь в том случае, если оно уже перепутано с разумом. 6 Такую ситуацию тоже можно использовать как для исцеления, так и для магии, но нужно помнить, что магии всегда сопутствует вера в пагубность исцеления. 7 Такая вера есть целиком безумная предпосылка магии, и она получает, соответственно, безумное развитие.

4. Исцеление только укрепляет. 2 Магия же всегда старается ослабить. 3 Исцеление не воспринимает в целителе ничего такого, чего каждый не разделял бы с ним. 4 Магия всегда усматривает в целителе нечто «особое», что, как ему кажется, он может предложить как дар тому, кто этого лишен. 5 Целитель может верить, что его дар пришел к нему от Бога, но совершенно очевидно: Бога он не понимает, полагая, что обладает тем, чего нет у других.

5. Святой Дух не полагается на случай, и Его исцеление работает всегда. 2 Если целитель не всегда исцеляет через Него, то результаты будут варьироваться. 3 Но само по себе исцеление последовательно, ибо только последовательность свободна от конфликта и лишь свободное от конфликта целокупно. 4 Приемля исключения и признавая, что иногда он может исцелить, а иногда не может, целитель явно приемлет непоследовательность. 5 Поэтому он сам в конфликте и конфликту учит. 6 Разве то, что от Бога, может не быть для всех и навсегда? 7 Любовь не знает исключений. 8 Только в присутствии страха идея исключения кажется осмысленной. 9 Исключения страшат, поскольку они создаются страхом. 10 «Испуганный целитель» есть противоречие в терминах и, следовательно, выражает концепцию, которую только конфликтный разум может воспринять как осмысленную.

6. Страх не радует. 2 Радует исцеление. 3 Страх всегда делает исключения. 4 Исцеление – никогда. 5 Страх приводит к разъединению, поскольку он порождает разделение. 6 Исцеление всегда создает гармонию, ибо приходит от объединения. 7 Исцеление предсказуемо, поскольку на него можно положиться. 8 На всё, что от Бога, можно положиться, ибо всё, что от Бога, полностью реально. 9 На исцеление можно положиться, поскольку оно вдохновляемо Его Голосом и согласуется с Его законами. 10 Но если исцеление последовательно, то оно не может быть понято непоследовательно. 11 Понимание означает последовательность, ибо Бог означает последовательность. 12 И поскольку в этом Его смысл, он также и твой. 13 Твой смысл не может быть в разладе с Его, поскольку весь твой смысл, единственный твой смысл, приходит от Его смысла и подобен Его смыслу. 14 Господь не может быть в разладе с Самим Собой, и ты не можешь быть в разладе с Ним. 15 Тебе не отделить своего Я от твоего Творца, Который сотворил тебя, разделив с тобою Свое Бытие.

7. Неисцеленный целитель ждет благодарности от своих братьев, но сам не благодарен им. 2 Ведь он считает, что дает им что-то, не получая равно желанного взамен. 3 Его учение ограничено, поскольку постижение его невелико. 4 Его урок исцеления ограничен его собственной неблагодарностью, которая и есть урок недуга. 5 Истинное поститжение непрерывно и столь могущественно в отношении изменений, что Божий Сын в одно мгновение мог осознать собственную силу, а в следующее – изменить весь мир. 6 Ведь, изменив строй своих мыслей, он изменил самое мощное средство изменения, когда-либо дарованное ему. 7 Это ни в коей мере не противоречит неизменности разума, каким Бог сотворил его; ты же считаешь, что изменил его, пока ты постигаешь через эго. 8 И создается положение, когда ты должен выучить урок, который кажется противоречивым: ты должен научиться менять свое воззрение на собственный разум. 9 Только таким путем можно постичь, что разум неизменен.

8. Когда ты исцеляешь, именно это ты постигаешь. 2 Ты признаешь неизменный разум в своем брате признанием того, что он не смог бы изменить его. 3 Так ты воспринимаешь в нем Святого Духа. 4 Лишь Дух Святой в нем никогда не изменяет Своих Мыслей. 5 Твой брат может вообразить, что может это сделать, иначе он не воспринял бы себя больным. 6 И следовательно, он не знает, что есть его Я. 7 Если ты видишь в нем лишь неизменное, то ты не изменил его. 8 Изменяя за него свое воззрение на него, ты помогаешь ему устранить то изменение, которое, как полагает его эго, оно в нем произвело.

9. Пока ты можешь внимать двум голосам, ты можешь и двояко видеть. 2 Одно воззрение покажет тебе образ, или идола, которому ты можешь служить из страха, но не способен полюбить. 3 Другое видение покажет только истину, которую ты полюбишь, поскольку поймешь ее. 4 Понимать – значит ценить, ведь ты себя отождествляешь с тем, что понимаешь, а сделав понимаемое частью себя, ты принимаешь его с любовью. 5 Так сотворил тебя Господь: в понимании, признательности и любви. 6 Эго совершенно не способно этого понять, ибо оно не понимает того, что создает, не ценит его и не любит. 7 Оно объединяет, чтобы отобрать. 8 Оно буквально верит, что всякий раз, отняв что-либо у другого, оно выросло. 9 Я часто говорил о разрастании Царства за счет твоих творений, сотворить которые можно лишь так, как ты был сотворен. 10 Вся слава и совершенная радость, которые и есть Царство Небесное, заложены в тебе, чтобы отдавать. 11 Разве не пожелаешь ты его отдать?

10. Ты не способен забыть Отца, поскольку Я с тобой, а Я не в состоянии Его забыть. 2 Забыть меня – значит забыть и себя самого, и Того, Кто сотворил тебя. 3 Забывчивы наши братья. 4 Вот почему им так необходимо твое воспоминание обо мне и о Том, Кто сотворил меня. 5 Через это воспоминание ты можешь изменить их представление о самих себе, как Я способен изменить твое. 6 Твой разум – настолько мощный свет, что ты способен заглянуть в их разумы и осветить их так же, как Я освещаю твой. 7 Я не желаю разделять свое тело в причастии, ведь это значит разделять ничто. 8 Стал бы я разделять иллюзию со святейшими детьми святейшего Отца? 9 Но я действительно желаю разделить с тобой свой разум, ибо мы принадлежим одному Разуму и этот Разум – наш. 10 Старайся всюду видеть только этот Разум, ибо лишь он повсюду и во всем. 11 Он – всё, поскольку он окружает всё, вбирая всё в себя. 12 Благословен ты, воспринявший только это, ибо воспринимаешь ты лишь то, что истинно.

11. Поэтому приди ко мне, чтобы постичь истину в себе. 2 Разум, тобой и мною разделяемый, все наши братья разделяют с нами, и как только мы их увидим истинно – они исцелены. 3 Пусть же твой разум вместе с моим осияет их разумы и через нашу благодарность поможет им осознать свет в них самих. 4 А этот свет осияет в ответ тебя и всё Сыновство, поскольку он – твой достойный дар Богу. 5 Бог примет его и одарит им Сыновство, ведь этот дар приемлем для Него, а потому – и для Его Сынов. 6 Это и есть подлинное общение со Святым Духом, Который видит Божий алтарь во всех и, принося его твоей благодарности, призывает тебя любить Отца и Его творение. 7 Ты можешь быть признателен Сыновству только как единому целому. 8 Это часть закона творения, и, следовательно, она управляет всеми мыслями.

VI. От бдительности к покою

1. Хотя ты можешь любить Сыновство только в его единстве, ты в состоянии воспринимать его как фрагментарное. 2 Однако невозможно увидеть в какой-то его части то, что не присуще ему в целом. 3 Вот почему атака не бывает частичной и почему от нее нужно отказаться полностью. 4 Если ей не отказано целиком – ей не отказано вовсе. 5 Страх или любовь создает или творит в зависимости от того, эго или Святой Дух их порождает или вдохновляет; но они вернутся в разум мыслящего и будут влиять на его общее восприятие. 6 Сюда включаются его концепции Бога, Его творений и своих собственных. 7 Воспринимая Их со страхом, он не оценит по достоинству никого из Них. 8 Но, относясь к Ним всем с любовью, он будет Их высоко ценить.

2. Разум, приемлющий атаку, не в состоянии любить. 2 И только потому, что верит в свою способность разрушить любовь и, следовательно, не понимает, что она такое. 3 Не понимая, что есть любовь, разум не может воспринять себя исполненным любви. 4 Это способствует потере осознания бытия, приводит к ощущению нереальности и завершается полным смятением. 5 Твое мышление осуществило это благодаря его силе, но твое мышление может и спасти тебя от этого, поскольку его сила не создана тобой. 6 Твоя способность выбрать направление своих мыслей есть часть той силы. 7 Если же ты не веришь в подобную свою способность, ты отрицаешь силу своей мысли и делаешь ее бессильной в собственном убеждении.

3. Изобретательность эго в плане самосохранения феноменальна, но корни ее – в той же силе разума, которую оно отрицает. 2 А это значит: его атака направлена на то, что его сохраняет, а это, в свою очередь, должно вызывать глубокую тревогу. 3 Вот почему эго никогда не осознает, что делает. 4 Оно абсолютно логично, но явно безумно. 5 К единственному источнику, целиком враждебному его существованию, оно обращается за поддержкой своего существования. 6 Боясь воспринять силу этого источника, эго вынуждено преуменьшать ее. 7 Это угрожает его собственному существованию, а такое состояние для него невыносимо. 8 Оставаясь логичным, но всё еще безумным, эго разрешает эту полностью безумную дилемму полностью безумным образом. 9 Оно не воспринимает свое существование как находящееся под угрозой, проецируя эту угрозу на тебя и воспринимая тебя как несуществующего. 10 Это и обеспечивает ему продолжение при условии, что ты примешь его сторону, поскольку гарантирует, что ты не будешь знать, в чем заключается твоя собственная безопасность.

4. Эго не может позволить себе что-либо знать. 2 Знание абсолютно, а эго не верит в полноту. 3 Это неверие – первоисточник эго, и при том, что эго тебя не любит, оно весьма предано собственному происхождению, рождая так, как было рождено. 4 Разум всегда воспроизводит так, как был произведен. 5 Рожденное страхом, эго воспроизводит страх. 6 В том его преданность, и эта преданность делает его вероломным по отношению к любви, ибо ты и есть любовь. 7 Любовь – твоя сила, которую эго должно отрицать. 8 Оно также должно отрицать всё, что эта сила дает тебе, поскольку она дает тебе всё. 9 Тот, кто имеет всё, не желает эго. 10 Тогда и его собственный создатель не желает его. 11 Поэтому отказ стал бы ему единственным ответом, если бы разум, его создавший, знал себя. 12 И если бы он знал любую часть Сыновства, он знал бы себя.

5. Поэтому эго противится всякому пониманию, всякому признанию, всякому разумному восприятию и всякому знанию. 2 Оно воспринимает их как абсолютную угрозу, поскольку чувствует, что любая приверженность разума абсолютна. 3 Следовательно, вынужденное разъединиться с тобой, оно готово присоединиться к чему-либо еще. 4 Но ничего другого нет. 5 Разум, однако, может создать иллюзии и, сделав это, будет верить в них, поскольку тем он их и создал.

6. Святой Дух устраняет иллюзии, не нападая на них, поскольку Он их вообще не воспринимает. 2 Следовательно, иллюзий для Него не существует. 3 Очевидный конфликт, вызванный ими, Он разрешает, воспринимая его как бессмысленный. 4 Я уже говорил, что Святой Дух воспринимает конфликт в точности таким, каков он есть, а он и есть бессмысленный. 5 Святой Дух не желает тебе понимать конфликт; Он желает тебе осознать: в силу своей бессмысленности конфликт непонимаем. 6 Как я уже говорил, понимание приносит достойную оценку; достойная оценка несет с собой любовь. 7 Ничто другое нельзя понять, поскольку что-либо другое нереально и, следовательно, лишено смысла.

7. Если ты будешь удерживать в памяти то, что предлагает Святой Дух, то не сможешь быть бдительным к чему бы то ни было, кроме Бога и Его Царства. 2 Принятие этого может показаться трудным в том случае, если ты всё еще веришь в существование чего-то другого. 3 Убеждение не требует бдительности, пока в нем нет противоречий. 4 Но если они есть, то противоречивые компоненты приводят к состоянию войны, и бдительность становится насущной необходимостью. 5 В покое нет места бдительности. 6 Она необходима против ложных верований, и к ней не призывал бы Дух Святой, если бы ты не верил ложному. 7 Веря во что-то, ты сделал это истинным для себя. 8 Когда ты веришь в то, чего не знает Бог, мысль твоя кажется противоречащей Его и создается видимость твоей атаки на Него.

8. Я неоднократно подчеркивал, что эго действительно верит в свою способность напасть на Бога и стремится убедить тебя, что это сделал ты. 2 Коль скоро разум не в состоянии нападать, то эго вполне логично приходит к убеждению, что ты, должно быть, тело. 3 Не видя тебя таким, каков ты есть, оно может видеть себя таким, каким желает быть. 4 Осознавая свою слабость, эго желает твоей преданности, но не такого тебя, каков ты есть. 5 Поэтому оно стремится вовлечь твой разум в собственную иллюзорную систему, иначе свет твоего понимания рассеял бы его. 6 Ему нежеланна и доля истины, поскольку само оно не истинно. 7 Если истина абсолютна, неистинного не существует. 8 Преданность тому или другому должна быть полной; они не могут сосуществовать в твоем разуме, не раздвоив его. 9 Если они не могут сосуществовать в покое и если ты желаешь покоя – ты должен раз и навсегда отказаться от идеи конфликта. 10 Это требует бдительности, но только до тех пор, пока ты полностью не осознаешь того, что истинно. 11 Пока ты веришь, что две абсолютно противоположные системы мышления разделяют истину, твоя потребность в бдительности очевидна.

9. Твой разум делит свою преданность между двумя царствами, и ты не предан целиком ни одному из них. 2 Твоя идентичность с Царством не вызывает сомнений, разве что у тебя самого, когда ты мыслишь безрассудно. 3 То, что ты есть, не устанавливается твоим восприятием и не затронуто им вообще. 4 Воспринятые проблемы отождествления на любом уровне не есть проблемы, связанные с фактом. 5 Это проблемы понимания, поскольку их присутствие предполагает веру, будто тебе дано решать, что ты такое. 6 Эго абсолютно уверено в этом, преданное этому целиком. 7 Но правды в этом нет. 8 И следовательно, эго полностью предано неистинному, воспринимая всё в полном противоречии со Святым Духом и знанием Божьим.

10. Воспринимать тебя со смыслом под силу только Святому Духу, поскольку твое бытие есть знание Бога. 2 Любое убеждение, принятое раздельно с этим, будет приглушать в тебе Глас Божий и, следовательно, заслонять Бога от тебя. 3 Пока ты не воспримешь Его творения истинно, ты не познаешь его Творца, поскольку Бог и Его творение неразделимы. 4 Единство Творца и творения есть твоя целокупность, твое благоразумие и беспредельная сила. 5 Эта беспредельная сила есть Божий дар тебе, ибо она есть то, что есть ты. 6 Если ты отделяешь от нее свой разум, то самую могущественную силу во вселенной воспримешь слабой, ибо не веришь, что ты – часть ее.

11. Воспринятое без твоей части в нем, Божье творение видится слабым, а те, кто увидел себя ослабленными, непременно нападут. 2 Но, видимо, слепа атака, ведь нападать-то не на что. 3 Поэтому они создают образы, воспринимают их как недостойные и нападают на них за их никчемность. 4 Вот всё, что есть мир эго. 5 Ничто. 6 В нем смысла нет. 7 Его не существует. 8 Не тщись понять его, иначе ты поверишь в возможность его понять, а следовательно, и оценить достойно, и любить. 9 Это оправдывало бы его существование, которое не имеет оправдания. 10 Тебе не сделать осмысленным бессмысленное. 11 Подобная попытка была бы безумной.

12. Разрешение безумию войти в твой разум означало, что здравомыслие ты не счел полностью желанным. 2 Желая чего-то иного, ты создашь что-то иное, но, будучи чем-то иным, оно нападает на твою систему мышления, раздваивая твою верность. 3 В подобном разделенном состоянии творить нельзя, поэтому тебе необходима бдительность против такого состояния, ибо продолжить можно только покой. 4 Твой разделенный разум препятствует продолжению Царства, а в продолжении Царства – твоя радость. 5 И если ты не продолжаешь Царство, ты и не мыслишь заодно с Творцом, и не творишь, как Он творил.

13. В таком твоем угнетенном состоянии Святой Дух мягко напоминает тебе, что ты печален, поскольку не осуществляешь своей функции Божьего со-творца и тем лишаешь себя радости. 2 Это не Божий выбор, а твой. 3 Если бы разум твой мог быть в разладе с Божьим, твои желания не имели бы смысла. 4 Но поскольку Божья Воля неизменна, конфликт воли невозможен. 5 Таково полностью последовательное учение Святого Духа. 6 Творение, а не разделение есть твоя воля, поскольку она есть Божья Воля, и ничто, противоречащее этому, не обладает смыслом. 7 Будучи достижением совершенным, Сыновство способно лишь на совершенные достижения, продолжая радость, в которой оно было сотворено, и отождествляя себя и со своим Творцом, и со своими творениями, зная, что Они – Одно.

VII. Целокупность Царства

1. Каждый раз, отказывая в благословении брату, ты будешь чувствовать, что в нем отказано тебе, ибо отказ так же абсолютен, как любовь. 2 Столь же немыслимо отринуть часть Сыновства, как и отчасти его любить. 3 Столь же немыслимо любить его всецело время от времени. 4 Нельзя быть абсолютно преданным чему-то иногда. 5 Отрицание не имеет силы само по себе, но ты можешь придать ему силу своего разума, а эта сила беспредельна. 6 Если ты пользуешься ею для отрицания реальности, реальность для тебя потеряна. 7 Реальность нельзя ценить частично. 8 Вот почему отрицание любой ее части означает, что ты полностью утратил осознание ее. 9 Но отрицание есть защита и как таковую его можно использовать и позитивно, и негативно. 10 Используемое негативно, оно будет разрушительным, поскольку будет применяться для атаки. 11 Но в служении Святому Духу оно может помочь тебе осознать часть реальности и так достойно оценить ее всю целиком. 12 Разум слишком силен, чтобы стать объектом исключения. 13 Ты никогда не сможешь исключить себя из своих мыслей.

2. Когда твой брат поступает безрассудно, он предлагает тебе шанс благословить его. 2 Его потребность в этом – твоя. 3 Тебе необходимо благословение, которое ты сможешь предложить ему. 4 Иметь благословение можно только даря его. 5 Таков Божий закон, и он не знает исключений. 6 Того, в чем ты отказываешь, ты лишен, но не потому, что его нет, а потому, что, отрицая это в другом, ты не осознаешь этого в себе. 7 Каждый твой ответ диктуется тем, что ты, в твоем понимании, есть, и ты считаешь себя тем, чем желаешь быть. 8 Тогда каждый твой ответ всегда будет определяться тем, чем ты желаешь быть.

3. Не Божье благословение нужно тебе, оно с тобою вечно, но твое собственное. 2 Эго рисует тебя как обойденного, нелюбящего, уязвимого. 3 Подобную картину нельзя любить. 4 Однако ты можешь с легкостью отказаться от такого образа, оставив его. 5 Тебя в нем нет, и он – не ты. 6 Такой картины не усматривай ни в ком другом, иначе ты принял ее как себя. 7 Иллюзии относительно Сыновства развеются все вместе, поскольку они создавались вместе. 8 Другого не учи, будто бы он есть то, чем сам ты не желаешь быть. 9 Твой брат есть зеркало, в котором, пока длится восприятие, ты будешь видеть образ самого себя. 10 А восприятие продлится до тех пор, пока Сыновство не осознает себя как единое целое. 11 Ты создал восприятие, которое продлится, пока оно тебе желанно.

4. Иллюзии суть инвестиции. 2 Они продлятся столько, сколько ты будешь их ценить. 3 Ценности относительны, но обладают силой, поскольку они суть мысленые суждения. 4 Единственный способ рассеять иллюзии – это изъять из них свой вклад, и они перестанут быть жизненными для тебя, поскольку ты их выдворил из разума. 5 Держа их в нем, ты даришь им жизнь. 6 Однако нет ничего, способного твой дар принять.

5. Дар жизни твой, чтобы его дарить, ибо он был тебе дарован. 2 Ты не осознаешь своего дара, ибо его не даришь. 3 Тебе не сделать живым ничто, ибо ничто не оживить. 4 Следовательно, ты не продолжаешь дар, который ты одновременно имеешь и который есть, а потому не знаешь собственного бытия. 5 Вся путаница происходит оттого, что ты не продолжаешь жизнь, а это не в Воле твоего Творца. 6 Ты ничего не можешь сделать раздельно с Ним и ничего не делаешь раздельно с Ним. 7 Иди Его путем, чтобы помнить себя, и обучай Его пути, чтобы не забыть себя. 8 Почтением дари Сынов живого Бога и с радостью к ним причисляй себя.

6. Только почтение – достойный дар для тех, кого Единый сотворил достойными почтения и кого Он почитает Сам. 2 Воздай им по достоинству, как Бог им воздает всегда, ибо они – Его любимые Сыны, в ком Его благоволение. 3 Ты с ними неразлучен, ибо ты неразлучен с Ним. 4 Пребудь в Его Любви и огради свое спокойствие любовью. 5 Но люби всё, Им сотворенное, коего ты часть, иначе тебе не познать Его покоя, а Его дара не принять ни для себя, ни как себя. 6 Тебе не постичь своего собственного совершенства, не почтив всех, кто сотворен тебе подобно.

7. Одно Божье дитя – единственный учитель, вполне достойный учить другое. 2 Только Один Учитель – в каждом разуме, и учит Он всех одному уроку. 3 С безграничным терпением, рожденным безграничной Любовью, от имени которой Он говорит, Он учит тебя неоценимому достоинству каждого Божьего Сына. 4 Каждая атака – это призыв к Его терпению, ибо Его терпение способно интерпретировать атаку как благословение. 5 Те, кто нападает, не знают, что они благословлены. 6 Они нападают, считая себя обойденными. 7 Поэтому дай им от щедрот своих и братьев своих учи их собственным щедротам. 8 Не разделяй с ними иллюзий недостаточности, иначе и себя воспримешь обездоленным.

8. Атака никогда не спровоцировала бы атаку, если бы ты не воспринял ее как средство лишить тебя того, что тебе желанно. 2 Однако утратить можно только то, чего не ценишь и, следовательно, не желаешь. 3 А это заставляет тебя чувствовать себя лишенным этого и, проецируя свой собственный отказ на других, верить, что другие отбирают это у тебя. 4 Должно быть, ты исполнен страха, если веришь, что брат твой нападает на тебя в попытке вырвать у тебя Царство Небесное. 5 Это в конечном счете и есть основание для всех проекций эго.

9. Будучи частью твоего разума, которая не верит в свою ответственность за самое себя, и не испытывая преданности Богу, эго не в состоянии доверять. 2 Проецируя свое безумное убеждение в твоем предательстве по отношению к Творцу, эго верит, что твои братья, способные на это не более, чем ты, стараются отнять у тебя Бога. 3 Когда бы брат ни напал на брата, это и есть то, во что он верит. 4 Проекция всегда видит твои желания в других. 5 Если ты выбрал отделить себя от Бога, то будешь думать, что другие разлучают тебя с Ним.

10. Ты – Божья Воля. 2 Не принимай за свою волю ничего другого, иначе ты отрицаешь то, что ты есть. 3 А отрицая это, станешь нападать, уверенный, что на тебя напали. 4 Но, видя Божью Любовь в себе, ты будешь видеть ее повсюду, ибо она и есть повсюду. 5 Увидишь Его изобилие в каждом, и будешь знать, что ты – в Нем вместе с ними. 6 Все они – часть тебя, как ты – часть Бога. 7 Без понимания этого ты так же одинок, как одинок Сам Бог, когда Его Сыны Его не знают. 8 Понимание этого и есть Божий покой. 9 Есть только один путь из мышления мирского так же, как только один путь привел к нему. 10 Пойми всецело понимая целостность.

11. Воспринимая как полностью безумную, полностью иллюзорную и полностью нежеланную какую-либо часть системы мышления эго, ты верно оценил всю ее целиком. 2 Эта коррекция дает тебе возможность воспринимать любую часть творения как полностью реальную, полностью совершенную и полностью желанную. 3 Желая только этого, ты будешь иметь только это, и, отдавая только это, ты будешь только этим. 4 Дары, которые ты предлагаешь эго, всегда переживаются как жертва, но те, которые ты предлагаешь Царству, – дары тебе. 5 Они всегда – сокровища для Бога, ибо принадлежат Его возлюбленным Сынам, которые принадлежат Ему. 6 Вся сила и вся слава – твои, ибо всё Царство – Его.

VIII. Невероятная вера

1. Мы уже говорили, что без проекции нет гнева, но так же верно, что без продолжения нет любви. 2 Здесь отражен основной закон мышления – тот, что действует непрерывно. 3 Это закон, в согласии с которым ты творишь и сам был сотворен. 4 Это закон, который объединяет Царство и сохраняет его в Божьем Разуме. 5 Эго воспринимает этот закон как средство для освобождения от того, чего оно не хочет. 6 Но для Святого Духа это фундаментальный закон соучастия, согласно которому ты отдаешь всё то, что ценишь, чтобы оставить это в своем разуме. 7 Для Святого Духа это закон продолжения. 8 Для эго он – закон лишений. 9 Следовательно, он порождает либо изобилие, либо недостаточность в зависимости от того, как ты решишь применить его. 10 Выбор принадлежит тебе, решение же использовать или не использовать закон от тебя не зависит. 11 Каждый разум должен либо проецировать, либо продолжать, ибо так он живет, а каждый разум и есть жизнь.

2. Прежде чем раз и навсегда покончить с неизбежной ассоциацией проекции с гневом, необходимо до конца понять, как эго использует проекцию. 2 Оно всегда стремится сохранить конфликт. 3 Эго на редкость хитроумно в изобретении путей, создающих видимость ослабления конфликта, поскольку не желает, чтобы конфликт стал для тебя таким невыносимым, что ты настаивал бы на избавлении от него. 4 Эго поэтому стремится убедить тебя, что оно может освободить тебя от конфликта, дабы ты не отказался от него и не освободился сам. 5 Прибегнув к собственной искаженной версии законов Божьих, эго использует силу разума, чтобы разрушить истинную цель этого разума. 6 Оно проецирует конфликт из твоего разума на другие в попытке убедить тебя, что ты избавлен от проблемы.

3. В подобной попытке содержатся две кардинальные ошибки. 2 Во-первых, строго говоря, конфликт не спроецировать, ибо его ни с кем не разделить. 3 Любая попытка сохранить одну его часть и избавиться от другой лишена смысла. 4 Помни, что противоречивый учитель – плохой учитель и плохой ученик. 5 Его уроки путаны, а их обобщающая ценность ограничена степенью его собственного смятения. 6 Вторая ошибка есть идея, будто ты можешь избавиться от чего-то нежеланного, его отдав. 7 Именно отдавая что-то, ты это сохраняешь. 8 Убеждение, что, увидев это вне себя, ты исключил его из себя, есть полное искажение силы продолжения. 9 Вот почему те, кто проецирует, всегда так бдительны в отношении собственной безопасности. 10 Они боятся, что их проекции вернутся к ним и причинят им вред. 11 Уверенные, что изгнали спроецированное из разума, они также верят, что оно стремится снова туда пробраться. 12 А поскольку проекции не покинули их разумов, они вынуждены вовлекать себя в постоянную активность во избежание осознания этого.

4. Ты не способен вечно поддерживать иллюзию относительно кого-то другого, не поддерживая ее относительно себя. 2 Иначе и быть не может, поскольку разум невозможно сделать фрагментарным. 3 Сделать фрагментарным – значит разбить на множество частей, но разум не нападает и на него нельзя напасть. 4 Вера в обратное, извечная ошибка эго, лежит в основе использования им проекции. 5 Эго не понимает, что такое разум, а потому не понимает, что такое ты. 6 Однако его существование зависит от твоего разума, поскольку эго есть твоя вера. 7 Эго есть путаница в отождествлении. 8 Не имея последовательной модели, оно никогда не развивалось последовательно. 9 Оно – продукт ложного применения Божьих законов искаженными разумами, использующими не по назначению свою силу.

5. Не бойся эго. 2 Оно зависит от твоего мышления, и так же, как ты создал его своею верой в него, так сможешь его рассеять, изъяв из него веру. 3 Не проецируй на других ответственность за свою веру в эго, иначе ты эту веру сохранишь. 4 Согласившись принять на себя полную ответственность за существование эго, ты полностью откажешься от гнева и атаки, ибо они приходят с попыткой спроецировать на других ответственность за собственные ошибки. 5 Однако приняв эти ошибки как свои, не удерживай их. 6 Немедленно отдай их Святому Духу для полного уничтожения, дабы все их последствия исчезли из твоего разума и из Сыновства в целом.

6. Святой Дух будет учить тебя восприятию за гранью твоей веры, поскольку истина за гранью веры и Его восприятие истинно. 2 Об эго можно позабыть в любое время, ибо оно – полностью невероятная вера, и никто не сохраняет веру, в которую сам не может верить. 3 Чем больше ты узнаёшь об эго, тем больше понимаешь, что верить ему нельзя. 4 Неправдоподобное понять нельзя, ибо оно невероятно. 5 Бессмысленность восприятия, обусловленного невероятным, очевидна, но его можно не распознать как невероятное, поскольку оно создано верой.

7. Вся цель этого курса – учить тебя, что эго невероятно и навсегда останется невероятным. 2 Ты, создавший его своей верой в невероятное, не можешь к этому суждению прийти один. 3 Принятием Искупления для себя ты принимаешь решение не верить в возможность быть одному, тем самым рассеивая идею разделения и утверждая свое истинное тождество со всем Царством Небесным как с частью себя в буквальном смысле. 4 Подобное отождествление за гранью всех сомнений, равно как и за гранью веры. 5 Твоя целокупность беспредельна, поскольку бытие есть беспредельность.

IX. Продолжение Царства

1. Лишь ты способен ограничить свою творческую силу, но Бог желает освободить ее. 2 Он в той же мере не желает, чтобы ты лишал себя твоих творений, как не желает лишать Себя Своих. 3 Так не лишай Сыновство своих даров, иначе ты лишаешь себя Бога. 4 Эгоизм – от эго, но полнота твоего Я – от духа, ибо таким Бог сотворил его. 5 Святой Дух пребывает в той части разума, что расположена между эго и духом, служа посредником меж ними в пользу духа. 6 Эго усматривает в этом предвзятость и реагирует как на заговор против себя. 7 Для духа это истина, ибо он, зная собственную полноту, не в состоянии и помыслить о части разума, из коей он мог быть исключен.

2. Дух знает, что осознание всех его братьев включено в его собственное осознание, как оно включено в осознание Божье. 2 Могущество всего Сыновства и его Творца есть, следовательно, собственная полнота духа, которая и делает его творения равными и в полноте, и в совершенстве. 3 Эго не в силах одолеть целокупности, которая включает в себя Бога, а любая целокупность должна включать в себя Бога. 4 Всё, что Он сотворил, наделено всей Его силой, ибо оно есть часть Его и разделяет с Ним Его Бытие. 5 Творение есть антипод потери, как благословение – антипод жертвы. 6 Бытие должно быть продолжено. 7 Так оно сохраняет знание себя. 8 Дух стремится поделиться своим бытием, как это делал его Творец. 9 Сотворенный соучастием, он желает творить. 10 Он не желает ограничить Бога, напротив, он желает продолжить Его Бытие.

3. Продолжать Бытие Господне – единственная функция духа. 2 Полноту духа можно ограничить не более, чем полноту его Творца. 3 Полнота есть продолжение. 4 Вся система мышления эго препятствует продолжению и тем препятствует осуществлению твоей единственной функции. 5 Следовательно, она закрывает доступ твоей радости, и ты воспринимаешь себя нереализованным. 6 Если ты не творишь, ты не реализован, но Богу нереализованность неведома, и, следовательно, ты должен творить. 7 Ты можешь не знать своих творений, но это мешает их реальности не более, чем твоя неосведомленность о собственном духе мешает его бытию.

4. Царство продолжает себя вечно, ибо оно – в Разуме Божьем. 2 Ты не знаешь своей радости, ибо не знаешь полноты своего Я. 3 Исключи из себя любую часть Царства – и ты неполноценен. 4 Расщепленный разум не может воспринять собственной полноты, поэтому необходимо, чтобы чудо его полноты сошло на него и исцелило его. 5 Это пробудит в разуме его целостность и восстановит его для Царства благодаря принятию им собственной целостности. 6 Абсолютное понимание разумом полноты собственного Я делает эгоизм невозможным и продолжение неизбежным. 7 Вот почему в Царстве Небесном царит совершенный покой. 8 Дух осуществляет свою функцию, а только полное осуществление есть покой.

5. Твои творения защищены для тебя, поскольку Дух Святой в твоем разуме о них осведомлен и может привнести их в твое сознание, как только ты Ему позволишь. 2 Твои творения – в твоем разуме как часть твоего собственного бытия, ибо твоя реализованность включает и их. 3 Творения любого Сына Божьего – твои, поскольку каждое творение принадлежит им всем, будучи сотворенным для всего Сыновства в целом.

6. Ты не был безуспешен в увеличении наследия Сынов Господних, поэтому ты преуспел и в сохранении этого наследия для себя. 2 Поскольку его дар тебе был актом Его Воли, Он подарил его тебе навечно. 3 Отдав его тебе навечно Своей Волей, Он дал и средство сохранить его. 4 Так ты и сделал. 5 Лишь для безумных неповиновение Господней Воле осмысленно. 6 На самом деле оно немыслимо. 7 Полнота твоего Я столь же беспредельна, как и Господня. 8 Подобно Его полноте Она продолжается вечно и в полном покое. 9 Ее сияние столь лучезарно, что Она творит в совершенной радости и только целокупное может рождаться Ее Целокупностью.

7. Не сомневайся: ты не утратил ни собственного Тождества, ни продолжений, которые поддерживают Его и в целостности, и в покое. 2 Чудеса суть выражение этой уверенности. 3 Они отражают и твое подлинное тождество с твоими братьями, и осознание того, что твое тождество поддерживается продолжением. 4 Чудо – это урок целостного восприятия. 5 Включив в урок любую часть целого, ты включил в него всё целиком.

X. Путаница между болью и радостью

1. Так же, как мир, Царство есть результат определенных предпосылок. 2 Возможно, аргументы эго ты доводил до их логического завершения, являвшегося полной путаницей во всем. 3 Видя заранее подобный результат, ты бы не пожелал его. 4 Единственной причиной твоего желания быть каким бы то ни было образом к нему причастным, могла быть та, что ты не видишь итога в целом. 5 Ты соглашаешься взглянуть на предпосылки эго, но не на их логический исход. 6 Разве не то же самое ты сделал в отношении Божьих предпосылок? 7 Твои творения – логический итог Его предпосылок. 8 Его мышление создало их для тебя. 9 Они там, где им и надлежит быть. 10 Они принадлежат твоему разуму как часть твоего тождества с Его Разумом, но состояние твоего разума и осознание его содержания зависят от твоего представления о своем разуме. 11 Каковы бы ни были эти представления, они – те предпосылки, которые определят, что именно ты принимаешь в свой разум.

2. Ты, несомненно, способен принять в свой разум то, чего там нет, и отрицать то, что есть. 2 Но, даже отрицая функцию, которую Сам Бог через Свой Разум дал твоему, ты ей не в силах помешать. 3 Она – логическое следствие того, что ты есть. 4 Способность видеть логический исход зависит от желания его увидеть, но истинность его безотносительна к твоим желаниям. 5 Истина – это Воля Божья. 6 Разделишь Его Волю с Ним – и ты разделишь всё, что знает Он. 7 Но, отрицая Его Волю как свою, ты отрицаешь и Его Царство, и свое.

3. Святой Дух направит тебя так, чтобы не возникало боли. 2 Естественно, что, видя такую цель, никто не стал бы возражать против нее. 3 Проблема не в том, вещает ли Он истину, а в том, желаешь ли ты слушать Его вести. 4 Ты понимаешь, что такое боль, не более, чем знаешь, что такое радость; в действительности ты склонен их путать. 5 Главная функция Святого Духа – учить тебя их различать. 6 Всё радостное для тебя мучительно для эго, и пока есть сомнения по поводу того, что ты такое, ты постоянно будешь в замешательстве относительно радости и боли. 7 Такая путаница и есть причина всей идеи жертвы. 8 Повинуйся Святому Духу – и будешь отказываться от эго. 9 Но ты не будешь жертвовать ничем. 10 Напротив, будешь всё обретать. 11 Поверь ты в это, не было бы и конфликта.

4. Вот почему ты должен доказывать себе очевидное. 2 Оно не очевидно для тебя. 3 Ты веришь, что в твоих интересах – идти наперекор Господней Воле. 4 Ты также веришь, что возможно идти Ей наперекор. 5 Следовательно, ты веришь, что тебе доступен невозможный выбор, желанный и пугающий одновременно. 6 Но Бог изъявляет волю. 7 Он не высказывает пожеланий. 8 Воля Твоя столь же сильна, как и Его, ибо она и есть Его. 9 Желания эго ничего не значат, поскольку эго желает невозможного. 10 Ты можешь желать невозможного, но изъявлять волю можешь только вместе с Богом. 11 В том слабость эго – и твоя сила.

5. Святой Дух всегда на твоей стороне, всегда с твоею силой. 2 Стараясь избежать Его водительства любым путем, ты хочешь оставаться слабым. 3 Но слабость устрашает. 4 Тогда о чем еще свидетельствует подобное решение, если не о желании оставаться в страхе? 5 Святой Дух никогда не просит жертвы, эго же требует ее всегда. 6 Если ты полностью сбит с толку этим различием в мотивации, то ты обязан этим исключительно проекции. 7 Проекция есть путаница в мотивации, и в присутствии этой путаницы доверие становится немыслимым. 8 Никто не повинуется с восторгом наставнику, которому не доверяет; из этого, однако, не следует, что наставник не достоин доверия. 9 В подобном случае это всегда означает, что доверия не достоин ведомый им. 10 Но и это есть лишь вопрос его собственного убеждения. 11 Веря, что сам способен на предательство, он всё вокруг себя считает вероломным. 12 И только потому, что выбрал не того наставника. 13 Не в состоянии следовать ему без страха, ведомый ассоциирует страх с водительством и вообще отказывается от него. 14 Неудивительно, что результат подобного решения – полное замешательство.

6. Святой Дух, как и ты, достоин полного доверия. 2 Сам Бог доверяет тебе, поэтому, вне всякого сомнения, ты этого доверия достоин. 3 Это останется несомненным, как бы глубоки ни были твои сомнения. 4 Я уже говорил, что ты – Господня Воля. 5 Воля Его – не пустая прихоть, и твое отождествление с Его Волей – не дело выбора, ибо она есть то, что есть ты. 6 Моя сопричастность Его Воле – не вопрос выбора, как может показаться. 7 Всё разделение целиком заключено в этой ошибке. 8 Единственная возможность избавиться от этой ошибки – решить, что ты не должен ничего решать. 9 Всё уже было дано тебе решением Божьим. 10 В том Его Воля, и ты не можешь отменить ее.

7. Даже отказ от твоей ложной прерогативы принятия решений, которую так ревностно оберегает эго, не достигается твоим желанием. 2 Это сделано за тебя Божьей Волей, не оставившей тебя безутешным. 3 Голос Его научит тебя отличать радость от боли и выведет из путаницы, созданной тобой. 4 Нет путаницы в разуме Сына Божьего, чья воля должна быть Волей его Отца, ибо Отцова Воля есть Его Сын.

8. Чудеса – в полном согласии с Волей Бога, Чьей Воли ты не знаешь, ибо находишься в смятении по поводу своей. 2 А это означает полное замешательство в вопросе о том, что ты такое. 3 Если ты – Божья Воля, но не приемлешь Ее, то ты себе отказываешь в радости. 4 Чудо, следовательно, есть урок в том, что такое радость. 5 Будучи уроком соучастия, оно есть урок любви, которая и есть радость. 6 Таким образом, каждое чудо – это урок истины, и, предлагая истину, ты познаёшь разницу между болью и радостью.

XI. Состояние милосердия

1. Святой Дух всегда направит тебя правильно, поскольку радость твоя – Его. 2 Такова Воля Его для всех, ибо Он говорит за всё Царство Божие, которое и есть радость. 3 Поэтому следовать за ним – самая легкая и единственно легкая вещь в мире, ибо она – не от мира сего. 4 Следовательно, идти за ним естественно. 5 Мир же идет наперекор твоему естеству, будучи не в ладу с законами Божьими. 6 Мир воспринимает степени трудности во всем. 7 И только потому, что эго не воспринимает ничего как целиком желанное. 8 Показывая себе самому, что в чудесах нет порядка трудности, ты убедишь себя, что в твоем естественном состоянии трудностей нет вообще, поскольку оно есть состояние милосердия.

2. Милосердие – естественное состояние каждого Сына Божьего. 2 Не пребывая в этом состоянии, он – вне своего естественного окружения и не функционирует нормально. 3 Всё, что он делает, становится утомительным, ибо он не был сотворен для окружения, созданного им. 4 Поэтому он не может ни приспособиться к нему, ни приспособить его к себе. 5 Не стоит и пытаться. 6 Сын Божий счастлив, только зная, что он – с Богом. 7 Это единственное окружение, в котором у него не возникает стресса, поскольку этому единственному окружению он принадлежит. 8 Это есть также единственное достойное его окружение, ибо его достоинство превосходит всё, что может он создать.

3. Взгляни на царство, созданное тобой, и справедливо оцени его. 2 Достойно ли оно быть домом чада Божьего? 3 Предоставляет ли оно защиту сыновнему покою и озаряет ли его любовью? 4 Хранит ли его сердце недосягаемым для страха и позволяет ли ему вечно отдавать, не ощутив потери? 5 Учит ли оно Сына тому, что радость его – в таком дарении и что Сам Бог благодарит его за щедрость? 6 Только в подобном окружении возможно твое счастье. 7 Ты не способен сам создать такое окружение, как не способен сам создать себя. 8 Оно сотворено для тебя точно так же, как ты сотворен для него. 9 Господь печется о Своих чадах, ни в чем им не отказывая. 10 Когда же они отказывают Ему, они не знают этого, ибо отказывают себе во всем. 11 Ты, кто способен одарить Любовью Божьей всё, что видишь, трогаешь и помнишь, буквально отказываешь себе в Царствии Небесном.

4. Я призываю тебя помнить: ты выбран мною для обучения Царства Царству. 2 Нет исключений из этого урока, ибо в отсутствии исключений и заключается урок. 3 Каждый Сын, вернувшийся в Царство с этим уроком в сердце, исцелил Сыновство и возблагодарил Бога. 4 Каждый, постигший этот урок, становится совершенным учителем, поскольку урок постигнут от Святого Духа.

5. Когда в разуме есть только свет, разум и знает только свет. 2 Его собственное сияние освещает всё вокруг него и, продолжаясь во тьму других разумов, преображает их в величие. 3 Там Божие Величие, которое ты должен осознать, и оценить, и знать. 4 Признать Величие Господне в твоем брате – значит принять свое собственное наследие. 5 Бог дает только поровну. 6 Признав в ком бы то ни было Его дар, ты признаешь и то, что Он дал тебе. 7 Нет ничего легче, чем признать истину. 8 Это мгновенное, и ясное, и естественное признание. 9 Ты обучал себя не признавать ее, и это было неимоверно трудно для тебя.

6. Вне своего естественного окружения ты можешь спрашивать: «Что есть истина?», поскольку истина есть та среда, которой и для которой ты был сотворен. 2 Ты не знаешь себя, ибо не знаешь своего Творца. 3 Тебе неведомы твои творения, поскольку ты не знаешь своих братьев, творивших их вместе с тобой. 4 Я уже говорил, что только всё Сыновство достойно быть Господним со-творцом, ибо лишь всё Сыновство в целом может творить, как Он. 5 Когда ты исцеляешь брата своим признанием его ценности, ты признаёшь и его творческую силу, и свою. 6 Он не утратил того, что ты в нем признаёшь, и слава, которую ты видишь в нем, должна быть и в тебе. 7 С тобой он – Божий со-творец. 8 Отрицая его творческую силу, ты отрицаешь свою собственную, а заодно и силу Бога, сотворившего тебя.

7. Истину невозможно отрицать частично. 2 Ты не знаешь своих творений, ибо не знаешь их творца. 3 Ты не знаешь себя, ибо не знаешь своего Творца. 4 Твои творения способны создать твою реальность не более, чем ты способен создать реальность Божью. 5 Но знать ты в состоянии их Обе. 6 Бытие познается сопричастностью. 7 Поскольку Бог разделил с тобою Свое Бытие, ты можешь Его знать. 8 Но также ты должен знать всех тех, кого Он сотворил, чтобы знать то, что они разделяют. 9 Без своего Отца ты не узнаешь собственного отцовства. 10 Царство Божие объединяет всех Его Сыновей и их детей, которые подобны Сыновьям, так же, как те подобны своему Отцу. 11 Тогда знай Божьих Сыновей – и ты познаешь всё творение.

Table of contents

previous page start next page