1. Молитва есть великий дар, которым Бог благословил Своего Сына при сотворении. 2 Тогда она была тем, чем еще только должна стать: единым Голосом, разделяемым творением и Творцом, и песней Сына своему Отцу, который возвращает Сыну благодарность, предложенную Ему сыновней песней. 3 Гармонии и радостному согласию, вечно даримыми Ими друг другу, нет конца. 4 Так продолжается творение. 5 Господь благодарит Свое продолжение в Сыне. 6 А Сын Его благодарит за собственное сотворение в песне, им сотворенной во Имя его Отца. 7 Любовью, Ими разделяемой, и станет всякая молитва в вечности, когда исчезнет время. 8 Ведь так оно и было до того, как показалось, что появилось время.
2. Для тебя, на время оказавшемуся во времени, молитва примет форму, которая наилучшим образом ответит твоим потребностям. 2 Ведь и потребность у тебя всего одна. 3 То, что Всевышний сотворил единым, должно признать свое единство и возрадоваться тому, что всё, казавшееся разделенным благодаря иллюзиям, едино навсегда в Господнем Разуме. 4 Теперь молитва должна стать средством, с помощью которого Сын Божий оставит свои раздельные цели и интересы и в радости святой обратится к истине союза своего с Отцом.
3. Оставь же сны, святой Господень Сын, восстань таким, каким Всевышний сотворил тебя, покончи с идолами и помни Бога. 2 Теперь молитва станет поддерживать и благословлять тебя, когда ты возвышаешь свое сердце к Нему в песне, взмывающей всё выше, покуда и высоты и низины не исчезнут. 3 Вера в собственную цель будет расти и поддерживать тебя по мере восхождения по озаренной светом лестнице к просторам Рая и вратам покоя. 4 Это и есть молитва; здесь и находится спасение. 5 Это есть путь. 6 Это – Господень дар тебе.
1. Молитва – это способ достичь Бога, предложенный Святым Духом. 2 Она – не просто вопрос или мольба о чем-либо. 3 Молитва будет безуспешной, пока ты не поймешь, что она ни о чем не просит. 4 А как еще она могла бы служить своей цели? 5 Нельзя молиться идолам, надеясь достичь Бога. 6 Истинная молитва должна обходить ловушки прошения о чем-то. 7 Лучше проси о получении того, что уже дано, и о принятии того, что уже есть.
2. Тебя просили искать ответа Святого Духа на любую конкретную проблему и заверяли в том, что ты получишь конкретный ответ, если такой тебе необходим. 2 Но также говорилось, что есть всего одна проблема и на нее есть, соответственно, один ответ. 3 В молитве это не противоречие. 4 Ведь в мире нам приходится принимать множество решений, и мы должны их принимать, будь они иллюзорны или нет. 5 От тебя нельзя требовать принятия ответов, превосходящих уровень тех потребностей, которе ты способен осознать. 6 Следовательно, ни форма вопроса, ни то, как он был задан, не имеют значения. 7 Форма ответа, если он идет от Бога, будет соответствовать твоей потребности, какой ты ее видишь. 8 Это всего лишь эхо ответа Его Голоса. 9 Реальное звучание всегда есть песнь благодарения и Любви.
3. Тогда, ты не способен просить об эхо. 2 Лишь сама песня – дар. 3 Ее сопровождают обертоны, созвучия и эхо, но все они вторичны. 4 Ведь в истинной молитве ты слышишь только песню. 5 Всё остальное просто добавление. 6 Прежде всего ты искал Царства Небесного и всё остальное было тебе дано.
4. Секрет истинной молитвы заключен в забвении всего, что, как казалось, тебе нужно. 2 Просить о чем-либо конкретном есть то же самое, что видеть грех, затем его простить. 3 В молитве так же: ты не придаешь значения своим конкретным нуждам, какими их видишь, и отпускаешь их в Господни Руки. 4 Там они становятся твоим даром Богу, поскольку говорят Ему о том, что ты не желаешь никаких других Богов «перед лицем Его» и никакой другой Любви, кроме Его. 5 Каким же будет Его ответ, если не твоей памятью о Нем? 6 Можно ли променять это на пустячный совет по поводу проблемы, длящейся всего лишь миг? 7 Божий ответ только для вечности. 8 Но в нем заключены все малые ответы.
5. Молитва – это отход в сторону, отпуск всего; она есть тихое время любви и слушания. 2 Ее не нужно путать с просьбой любого рода, ибо она – лишь способ вспомнить о твоей святости. 3 Зачем же святости просить, когда она имеет право на всё, что может предложить Любовь? 4 Это к Любви ты обращаешься в молитве. 5 Молитва – это предложение; отказ от самого себя ради единобытия с Любовью. 6 И больше не о чем просить, ведь больше нечего желать. 7 А это «ничего» становится Господним алтарем. 8 И исчезает в Нем.
6. Это не тот уровень молитвы, который пока еще доступен кадому. 2 Тем, кто еще не достиг его, нужна твоя помощь в молитве, поскольку их прошение еще не обосновано принятием. 3 Помощь в молитве не означает, что некто становится посредником между тобой и Богом. 4 Но эта помощь означает, что некто стоит подле тебя и помогает тебе подняться до Него. 5 Кто осознал Господню благодать, тот молится без страха. 6 А тот, кто молится без страха, не может не достичь Его. 7 И, следовательно, он может достичь и Его Сына, где бы тот ни был, какую форму, казалось бы, ни принимал.
7. Моление Христу в ком бы то ни было есть истинная молитва, поскольку она – дар благодарности Его Отцу. 2 Просить Христа остаться самим собою – не мольба. 3 Это – песнь благодарности за то, что ты в действительности есть. 4 Здесь и заключена вся сила молитвы. 5 Она не просит ничего и получает всё. 6 Эту молитву можно разделять, поскольку ответ на нее дан для всех. 7 Молиться с тем, кто знает, что это истина – значит получить ответ. 8 Возможно, конкретная форма решения конкретной проблемы придет к одному из вас, к кому – неважно. 9 Возможно, она явится к обоим, если вы истинно в созвучии друг с другом. 10 Она придет, ибо вы осознали, что Христос – в вас обоих. 11 Это и есть ее единственная истина.
1. Нет у молитвы ни начала, ни конца. 2 Она – часть жизни. 3 Но она изменяется по форме и с постижением растет, пока не достигнет бесформенного состояния и не сольется в полном общении с Богом. 4 В форме прошения ей нет необходимости обращаться к Богу (часто она и не обращается) или даже предполагать веру в Него. 5 На этих уровн молитва есть просто желание, рожденное чувством недостаточности или нехватки.
2. В подобных формах молитвы или же просьб-из-нужды всегда присутствует ощущение слабости, чувство несоответствия; такую молитву не сотворил бы Божий Сын, зная, Кто он такой. 2 Следовательно, никто из тех, кто знает свое Тождество, не может молиться в подобной форме. 3 Но так же верно, что тот, кто не уверен в собственном Тождестве, может молиться только таким образом. 4 Молитва непрерывна, как сама жизнь. 5 Каждый молится непрестанно. 6 Проси, и ты получил, поскольку утвердился в том, чего желаешь.
3. Также возможно достичь высшей формы прошения-из-нужды, поскольку в этом мире молитва исправляет, поэтому она должна включать в себя уровни постижения. 2 Здесь уже просьба может быть адресована Богу с искренней верой, хотя и без достаточного понимания. 3 Неясное и, как правило, неустойчивое чувство собственного тождества в общем достигнуто, но часто затенено глубоко укоренившимся ощущением греховности. 4 На этом уровне возможно продолжать просить о вещах этого мира в различных формах, но можно просить и о таких дарах, как доброта и честность, и в частности – о прощении многих источников вины, которые неизбежно лежат в основе любой молитвы-из-нужды. 5 Нет недостатка без вины. 6 А у безгрешных нет нужды в чем бы то ни было.
4. На этом же уровне возникает любопытное терминологическое противоречие, известное как «моление о врагах». 2 Противоречие заключено не в самих словах, а скорее в том, как их обычно интерпретируют. 3 Пока ты веришь, что у тебя есть враги, ты ограничил молитву законами этого мира и этими узкими рамками ограничил свою способность получать и принимать. 4 Но, если у тебя есть враги, то есть и большая надобность в молитве. 5 Что же в действительности означает эта фраза? 6 Молись за себя, молись, чтобы не пытаться сделать Христа узником, тем самым исключив признание собственного Тождества. 7 Не становись предателем кому-либо, иначе станешь предателем самому себе.
5. Враг – это символ Христа в неволе. 2 Но кто Он, если не ты сам? 3 Таким путем молитва за врагов становится молитвой о твоей собственной свободе. 4 Теперь в ней нет противоречия. 5 Она становится утверждением единства Христа и признанием Его безгрешия. 6 Теперь она стала святой, ибо признала Сына Божьего таким, каким он сотворен.
6. Не позволяй себе забыть, что молитва на любом уровне – всегда о тебе самом. 2 Соединяясь с кем-либо в молитве, ты делаешь его частью себя. 3 Враг – это ты и враг – Христос. 4 Прежде чем она сможет стать святой, молитва становится выбором. 5 Но ты не выбираешь за другого. 6 Ты можешь выбрать только за себя. 7 Воистину молись за своих врагов, ибо в этом – твое собственное спасение. 8 Прости им свои грехи и будешь воистину прощен.
7. Молитва – это лестница, устремившаяся к Небесам. 2 На самом ее верху преображение подобно твоему собственному, ибо молитва – часть тебя. 3 То, что принадлежит земле, забыто и осталось позади. 4 Нет просьб, поскольку нет потребностей. 5 Отождествление с Христом полностью признано как вечное, вне искажений и изменений. 6 Свет более не мерцает, он просто никогда не гаснет. 7 Теперь, в отсутствии любых потребностей, в убранстве чистой безгреховности – дара Всевышнего тебе, Его возлюбленному Сыну – молитва снова может стать тем, чем ей предназначалось быть. 8 Ибо теперь она взмывает как песнь благодарения твоему Творцу, которую поют без слов, без мыслей, без пустых желаний и без нужды в чем бы то ни было. 9 Так она продолжается, как ей и надлежало. 10 И за подобный дар Сам Бог благодарит.
8. Бог – цель любой молитвы, что делает ее безвременной, а не конечной. 2 Но у нее нет и начала, поскольку неизменна цель. 3 Молитва в своих ранних формах есть иллюзия, ибо не требуется лестницы, чтобы придти туда, откуда никогда никто не уходил. 4 Но она будет оставаться частью прощения, пока прощение – само по себе иллюзия – не достигнуто. 5 Молитва связана с обучением до тех пор, пока цель обучения не завершена. 6 И лишь тогда всё вместе преображено и незапятнанным возвращно в Господний Разум. 7 Поскольку такое состояние выходит за пределы постижения, его невозможно описать. 8 Однако ступени, необходимые для достижения подобного состояния, должны быть поняты, если покою суждено восстановиться в Божьем Сыне, живущем ныне с иллюзией смерти и в страхе перед Богом.
1. Уже было сказано, что молитва – всегда о себе самом, и это правда. 2 Тогда вообще, зачем молиться за других? 3 А если ты и должен это делать, то как? 4 Моление за других, правильно понятое, становится средством освобождения брата от проекций твоей собственной вины, помогающим признать, что вовсе не он приносит тебе страдания. 5 Губительную мысль, что он и есть твой враг, твой злонамеренный двойник, твое возмездие, нужно оставить прежде, чем ты найдешь спасение от вины. 6 Средство для этого – молитва с ее восходящими целями и силой, которая растет, пока не достигнет Бога.
2. Ранние формы молитвы в самом низу лестницы будут не свободны от зависти и злобы. 2 Они зовут к отмщению, а не к любви. 3 И исходят они не от того, кто понимает, что они – призывы к смерти, диктуемые страхом в тех, кто дорожит виной. 4 Они взывают к мстительному богу, и, кажется, тот отвечает им. 5 Нельзя просить об аде для другого, не угодив в ад самому. 6 Лишь тот, кто сам в аду, может просить об аде.
3. Тогда учебной целью на этих уровнях должно стать понимание, что молитва принесет ответ только в той форме, в какой она сотворена. 2 Этого достаточно. 3 Отсюда будет легче сделать шаг к следующим уровням. 3 Дальнейшее восхождение начинается с признания:
5 «То, что я попросил для брата, – не то, чего желаю я себе. 6 Так сделал я его своим врагом».
7 Совершенно очевидно, что этой вехи не достичь тем, кто не видит ценности или же преимуществ для себя в освобождении других. 8 Задержка может оказаться довольно долгой, ибо подобное воззрение может предстать скорей опасным, нежели милосердным. 9 Для тех, кто виноват, иметь врагов кажется реальным преимуществом, и эта воображаемая выгода должна исчезнуть, чтобы освободить врагов.
4. От вины нужно отказаться, а не скрывать ее. 2 Это не безболезненный процесс и за мелькнувшим милосердием такого шага может на время последовать глубокое отступление к страху. 3 Защиты, продиктованные страхом, пугают сами по себе, а узнанные, они приносят этот страх с собой. 4 Но что за выгода для узника в иллюзии побега? 5 Его реальное избавление от вины лежит лишь в осознании того, что вина исчезла. 6 Но как же это распознать, пока он прячет вину в другом, не видя, что она – его собственная? 7 Боязнь побега затрудняет приветствие свободы, а обращение врага в тюремщика кажется залогом безопасности. 8 Как же тогда его освободить, не испытав безумного страха за самого себя? 9 Ты превратил его в свое спасение, в свой побег от вины. 10 Твоя заинтересованность в таком побеге огромна, и страх утраты ее силен.
5. Теперь затихни на мгновение, подумай о том, что сделал. 2 И не забудь, что сделал это ты, поэтому и отпустить содеянное предстоит тебе. 3 Протяни ему руку. 4 Твой враг пришел тебя благословить. 5 Прими его благословение и ощути, как встрепенулось сердце и страх исчез. 6 Не льни ни к страху, ни к врагу. 7 Ведь он есть Божий Сын вместе с тобой. 8 Он не тюремщик, он – Христа посыльный. 9 Будь ему тем же, чтобы увидеть его таким.
6. Нелегко осознать, что молитвы о вещах, о положении и о людской любви, о внешних «дарах» любого вида всегда имеют целью создать тюремщиков и спрятаться от вины. 2 Подобные предметы используются в целях подмены Бога и, следовательно, искажают цель молитвы. 3 Желание их и есть молитва. 4 И нет необходимости в подробностях. 5 Цель – Бог утеряна в погоне за любого рода мелкими целями, и молитва становится просьбой о врагах. 6 Сила молитвы ясно распознается даже в этом. 7 Желающий иметь врага, его найдет. 8 Но также неизбежно утратит он единственную истинную цель, которая ему дана. 9 Подумай о цене и правильно ее пойми. 10 Все остальные цели преследуются за счет Бога.
1. Не подойдя хотя бы к самому началу второго уровня, никто не может разделить с другим молитву. 2 До этого момента все должны просить о разном. 3 Но как только подвергнута сомнению потребность видеть в другом врага, как только, пусть на краткое мгновение, причина этого распознана, становится возможным единение в молитве. 4 Враги не разделяют цель. 5 Именно так поддерживается их враждебность. 6 Раздельные желания – их арсенал, их крепость в ненависти. 7 Ключом к дальнейшему восхождению в молитве является простая мысль, такое изменение в мышлении:
«Мы идем вместе, ты и я».
2. Теперь становится возможным помочь в молитве, и таким образом достичь себя. 2 Этим шагом подъем начинает ускоряться, но еще множество уроков предстоит постичь. 3 Путь открыт и оправдана надежда. 4 Однако сначала, даже соединенные в молитве просят скорей всего не о той цели, к которой воистину должна быть устремлена молитва. 5 Даже и вместе вы можете просить о вещах, тем самым просто создавая иллюзию разделяемой цели. 6 Вы можете вместе просить о конкретном, не понимая, что просите о следствиях без причины. 7 Этого вам не получить. 8 Никто не может получить лишь следствия, прося о них причину, не породившую их.
3. Тогда и единения недостаточно, если молящиеся вместе не спросят прежде, в чем Воля Божья. 2 Только от этой Причины может прийти ответ, в котором всё конкретное удовлетворено, а все раздельные желания объединены в одно. 3 Молитва о конкретном всегда просит о повторении прошлого каким-то образом. 4 То, что радовало раньше (или казалось, что радовало), то, чем обладал другой и, судя по всему, любил, – всё это лишь иллюзии из прошлого. 5 Цель молитвы – высвободить настоящее из цепей прошлых иллюзий, позволить ему стать свободно выбранным средством избавления от каждого выбора, символизировашего ошибку. 6 То, что молитва может предложить теперь, настолько превосходит всё, о чем ты просил раньше, что просто жаль довольствоваться малым.
4. Молясь, ты каждый раз выбираешь новорожденный шанс. 2 Задушишь ли его, оставишь заточенным в древних тюрьмах, когда явился он, чтобы помочь тебе освободиться разом от них всех? 3 Не ограничивай своих прошений. 4 Молитва может принести Божий покой. 5 Что еще, ограниченное временем, может дать больше этого в крохотном пространстве, которое просуществует, пока не обратится в прах?
1. Молитва есть путь к истинному смирению. 2 Здесь она снова медленно восходит и возрастает в силе, любви и святости. 3 Дай ей покинуть землю там, где она начинает восхождение к Богу, и истинное смирение, наконец, придет благословить тот разум, который видел себя одиноким и противостоящим миру. 4 Смирение несет покой, ибо не утверждает, что ты должен быть властителем вселенной или же всё судить таким, каким ты предпочел бы ему быть. 5 Все маленькие боги им с радостью отстранены, но не в негодовании, а в честном осознании их бездейственности.
2. Иллюзии и смирение имеют столь разные цели, что они не могут сосуществовать или же разделить то место, где им возможно встретиться. 2 Оттуда, куда пришло одно, другое исчезает. 3 У истинно смиренных нет, кроме Бога, цели, поскольку идолы им не нужны, а защита уже не служит цели. 4 Враги теперь бесполезны, поскольку смирение ничему не противостоит. 5 Оно не прячется стыдливо, ибо довольно тем, что оно есть, зная, что творение есть Божья Воля. 6 Бескорыстие есть его Я; его оно видит в каждой встрече, где радостно соединяется с каждым Божьим Сыном, в нем узнавая чистоту, которую с ним разделяет.
3. Теперь молитва возвышена над миром вещей и тел, свободна от богов любого рода и ты способен, наконец, отдохнуть в святости. 2 Смирение пришло, чтобы учить тебя пониманию своей славы как Сына Божьего и осозннию высокомерия греха. 3 Сон заслонял от тебя лик Христа. 4 Теперь ты можешь увидеть Его безгрешие. 5 Высоко взметнулась лестница. 6 Ты подошел почти к Царству Небесному. 7 Осталось выучить совсем немного, прежде чем странствие закончится. 8 Отныне ты можешь сказать каждому, пришедшему молится вместе с тобой:
9 «Я не могу идти без тебя, поскольку ты – часть меня».
10 Таков он в истине. 11 Теперь ты можешь молиться только о том, что действительно разделяешь с ним. 12 Ибо теперь ты понял, что он тебя никогда не покидал, а ты, казавшийся себе столь одиноким, с ним един.
4. На этом лестница кончается, поскольку в обучении больше нет нужды. 2 Теперь стоишь ты перед вратами Рая, и брат твой – подле тебя. 3 Необозримы и недвижны перед тобой просторы, ведь это – твое место назначения и твоего прихода оно ждало давно. 4 Здесь навсегда со временем покончено. 5 У этих врат с тобой соединится сама вечность. 6 Молитва стала тем, чем ей предназначалось быть, ведь ты признал в себе Христа.