Курс Чудес

Unknown

Глава 2
РАЗДЕЛЕНИЕ И ИСКУПЛЕНИЕ

I. Источники разобщения

1. Способность продолжать Себя есть основополагающее свойство Бога, которым Он наделил Своего Сына. 2 В творении Бог продолжил Себя к Своим творениям и наделил их тою же исполненной любви Волей к творению. 3 Ты был не только всецело сотворен, но сотворен всецело совершенным. 4 В тебе нет пустоты. 5 Подобный своему Творцу, ты наделен способностью творить. 6 Ни одно Божье чадо не может утратить этой способности, ибо она есть органическая часть его сущности, но Божьи дети могут использовать ее недолжным образом – в проекции. 7 Неуместное использование способности продолжать себя, или проекция, имеет место, когда ты веришь, что в тебе есть некая пустота или изъян и что ты можешь восполнить этот недостаток своими собственными идеями вместо истины. 8 Данный процесс состоит из нескольких стадий

9 Первая – ты веришь, будто твоему разуму под силу изменить то, что сотворил Всевышний.

10 Вторая – ты вообразил, что совершенное возможно обратить в несовершенное или лишенное чего-то.

11 Третья – ты веришь в свою способность извратить творения Божьи, включая самого себя.

12 Четвертая – ты убежден, будто сам в силах сотворить себя и что лишь от тебя зависит направление твоего творения.

2. Эти взаимосвязанные искажения представляют картину того, что, в сущности, произошло при разделении, или «поворот к страху». 2 Ничего подобного не существовало до разделения и ничего реально не существует и сейчас. 3 Всё, Богом сотворенное, Ему подобно. 4 Продолжение, свойственное Богу, сходно с внутренним сиянием, наследуемым детьми от своего Отца. 5 Реальный его источник – внутренний. 6 И это в равной мере истинно как для Сына, так и для Отца. 7 В этом смысле творение включает в себя как сотворение Сына его Отцом, так и творения Сына, когда его разум исцелен. 8 Для этого Бог должен наделить Своего Сына свободной волей, ибо всё любящее творение дано свободно в одном непрерывном продолжении, где все аспекты – одного порядка.

3. Эдемский сад, или условие, предшествующее разделению, являл собой такое состояние разума, в котором не было потребностей. 2 Внимая «лживым увещеваниям змия», Адам слышал сплошной обман. 3 Ты не обязан и дальше верить лжи, если сам не решишь в нее поверить. 4 Всё это может исчезнуть буквально в мгновение ока, поскольку оно – всего лишь ошибочное восприятие. 5 Всё, что мы видим в снах, кажется нам вполне реальным. 6 Но в Библии говорится, что на Адама сошел глубокий сон, и нигде не сказано о его пробуждении. 7 Мир еще не испытал всеобщего пробуждения, или духовного возрождения. 8 Подобное возрождение немыслимо, пока ты продолжаешь проецировать, или лжетворить. 9 Однако в тебе еще жива способность продолжать себя подобно Богу, продолжившему к тебе Свой Дух. 10 В реальности это единственный доступный тебе выбор, ибо свободной волей ты наделен для радости в творении совершенного.

4. Весь страх, в конечном счете, сводится к основной ошибке восприятия – вере в твою способность узурпировать Господню власть. 2 Конечно, на подобное ты не был и никогда не будешь способен. 3 Это и есть реальное обоснование для избавления от страха. 4 Такое избавление приходит через приятие Искупления, дающего возможность осознать, что никаких ошибок на самом деле ты не совершал. 5 Лишь погрузившись в глубокий сон, Адам способен был переживать кошмары. 6 Если в то время, когда кому-то снится кошмарный сон, включить внезапно свет, то спящий поначалу может принять его за часть своего сна и испугаться. 7 Однако, пробудившись, он правильно воспримет свет как освобождение от сна, которому более не приписывается реальность. 8 Это освобождение не зависит от иллюзий. 9 Озаряющее знание не только освобождает, но и ясно показывает, что ты свободен.

5. Для чуда безразлично, в какую ты поверил ложь, ибо любая ложь исцелена им с равной легкостью. 2 Чудо не делает различий между неправильно воспринятым. 3 Его единственная забота – выявить истину, с одной стороны, и ошибку – с другой. 4 Какие-то чудеса могут казаться грандиознее других. 5 Но вспомни первый принцип этого курса: в чудесах нет степеней трудности. 6 В реальности никакое проявление отсутствия любви не повлияло на тебя. 7 Неважно, исходит ли оно с твоей стороны или со стороны других, с твоей ли стороны к другим или от них по отношению к тебе. 8 Покой есть твое внутреннее свойство. 9 Ты не найдешь его вовне. 10 Недуг же – форма поиска вовне. 11 Здоровье – это внутренний покой. 12 Он делает тебя способным оставаться непоколебленным отсутствием любви извне и через приятие чудес исправлять те условия, к которым привело отсутствие любви в других.

II. Искупление как защита

1. Ты в состоянии исполнить всё, что бы я ни попросил. 2 Я попросил свершения чудес и ясно показал, что они естественны и универсальны, что они исправляют и исцеляют. 3 Для чудес нет ничего невозможного, но их не совершить, поддавшись страху или сомнениям. 4 Боясь чего-то, ты признаёшь за этим силу повредить тебе. 5 Помни: где пребывает твое сердце, там будет и сокровище твое. 6 Ты веришь в то, что ценишь. 7 Испытывая страх, ты всё оцениваешь неверно. 8 Тогда и понимание твое расценит всё неверно и, наделив все мысли равной силой, разрушит, несомненно, твой покой. 9 Вот почему в Писании говорится о «мире Божьем, который превыше всякого ума». 10 Такой покой не поколеблен никакой ошибкой. 11 Он отрицает способность чего-либо, не исходящего от Бога, тебя коснуться. 12 Это уместное использование отрицания. 13 Им пользуются не для сокрытия чего-либо, а лишь для исправления ошибки. 14 Оно приносит ошибку к свету, а поскольку ошибка и тьма – одно и то же, свет исправляет ее автоматически.

2. Подлинное отрицание – могучее средство защиты. 2 Ты можешь и должен отрицать всякую веру в способность ошибки повредить тебе. 3 Такого рода отрицание есть не сокрытие, а исправление. 4 Твой здравый ум зависит от него. 5 Отрицание ошибки является сильной защитой истины, но отрицание истины приводит к лжетворению, или проекциям эго. 6 Служа верному мышлению, отрицание ошибки освобождает разум и восстанавливает свободу воли. 7 Когда же воля подлинно свободна, она не лжетворит, поскольку признает лишь истину.

3. Ты можешь защищать как истину, так и заблуждение. 2 Средства становятся понятней, как только ценность цели твердо определена. 3 Весь вопрос в том, для чего она? 4 Каждый защищает свое сокровище, и будет делать это непроизвольно. 5 Реальны только два вопроса: что ты ценишь и насколько высоко? 6 Как только ты научишься обдумывать эти вопросы и соотносить их со своими действиями, прояснится и выбор средств. 7 Средства всегда к твоим услугам, когда бы ты о них ни попросил. 8 Ты можешь, однако, сэкономить время, если не станешь с этим шагом медлить. 9 Правильный фокус внимания неизмеримо сократит время.

4. Искупление – единственная защита, которую невозможно использовать пагубно, поскольку она не тобою создана. 2 Принцип Искупления был задействован задолго до начала процесса Искупления. 3 Принципом этим была любовь, и Искупление было актом любви. 4 До разделения в подобных актах не было нужды, поскольку не существовало веры в пространство и время. 5 Лишь после разделения понадобились план Искупления и условия, необходимые для его осуществления. 6 Затем потребовалась защита, настолько совершенная, чтобы ее неверное использование было исключено, но отказаться от нее при этом было можно. 7 Отказ, однако, не мог бы обратить ее в орудие атаки, что свойственно любой другой защите. 8 Так Искупление становится единственной защитой, не уподобленной обоюдоострому мечу. 9 Оно способно только исцелять.

5. Искупление было заложено в веру в пространство и время, чтобы ограничить потребность в подобной вере и завершить в итоге обучение. 2 Искупление есть окончательный урок. 3 Само обучение, как и классы, в которых оно происходит, временно. 4 Способность к постижению теряет свою ценность, как только отпадает необходимость в изменении. 5 Вечно творящему нечему учиться. 6 Ты можешь научиться совершенствовать свои восприятия, становясь всё более и более успешным учеником. 7 Это будет всё больше приближать тебя к единству с Сыновством, однако само Сыновство – творение совершенное, а в совершенстве нет степеней. 8 Обучение имеет смысл только до тех пор, пока существует вера в различия.

6. Эволюция – это процесс, в котором, кажется, ты следуешь от одной ступени к следующей. 2 И исправляешь прежние неверные шаги движением вперед. 3 Этот процесс по сути своей непостижим в терминах времени, ибо ты возвращаешься, двигаясь вперед. 4 Искупление есть средство, с помощью которого ты можешь освободить себя от прошлого в своем движении вперед. 5 Оно устраняет прошлые ошибки, освобождая тебя от необходимости кружить по собственным следам без всякого прогресса в возвращении. 6 В этом смысле Искупление экономит время, но, как и чудо, которому оно служит, не упраздняет его. 7 Пока есть потребность в Искуплении, есть и нужда во времени. 8 Но Искупление как совершенный план имеет уникальную связь со временем. 9 До завершения Искупления различные его фазы проследуют во времени, однако полное Искупление стоит в конце времени. 10 К этому моменту мост возвращения построен.

7. Искупление есть полная преданность. 2 В тебе оно, быть может, еще ассоциируется с потерей – ошибка, в той или иной мере присущая всем разделенным Божьим Сыновьям. 3 Трудно поверить, что защита без нападения есть наилучшая защита. 4 Именно в этом и заключается смысл фразы «кроткие наследуют землю». 5 Они буквально овладеют ею, благодаря их силе. 6 Потому и слаба в своей основе «двусторонняя» защита, что она имеет два острия и может внезапно обернуться против тебя. 7 Такая возможность не может контролироваться ничем, кроме чудес. 8 Чудо обращает защиту Искупления в твою реальную защиту, и, становясь всё более уверенным в своей сохранности, ты постепенно принимаешь свой естественный талант защиты других, зная себя как брата и как Сына.

III. Божий алтарь

1. Искупление приемлется внутри тебя только высвобождением внутреннего света. 2 Со времени разделения все защиты использовались почти исключительно против Искупления, чем и поддерживали разделение. 3 Обычно это воспринимается как необходимость защиты тела. 4 Множество занимающих умы фантазий, связанных с телом, рождаются искаженной верой в то, что тело можно использовать как средство достижения искупления. 5 Восприятие тела как храма есть только первый шаг в исправлении такого искажения, ибо им исправляется лишь часть его. 6 С этим шагом действительно приходит осознание, что в смысле физическом Искупление невозможно. 7 Следующим шагом, однако, должно быть понимание, что упомянутый храм – вовсе не здание. 8 Его истинная святость покоится на внутреннем алтаре, вокруг которого и воздвигнуто здание. 9 Фокус внимания на восхитительных строениях есть признак страха перед Искуплением и нежелание достичь самого алтаря. 10 Подлинную красоту храма нельзя увидеть телесным оком. 11 Зрение же духовное, будучи зрением совершенным, вообще не видит здания. 12 Зато алтарь видится им с предельной ясностью.

2. Для большей эффективности Искупление находится в центре внутреннего алтаря, где оно устраняет разделение и восстанавливает полноту разума. 2 До разделения разум был неуязвим для страха, поскольку страха не существовало. 3 И разделение, и страх суть лжетворения, которые необходимо искоренить для возрождения храма и для открытия алтаря с тем, чтобы получить Искупление. 4 Это исцеляет разделение, помещая внутрь тебя единственную действенную защиту против всех связанных с разделением мыслей и делая тебя полностью неуязвимым.

3. Принятие Искупления каждым есть лишь дело времени. 2 Это может показаться противоречием понятию свободной воли из-за неизбежности окончательного решения, но это совсем не так. 3 Ты можешь выжидать и способен на чудовищное промедление, но ты не можешь полностью покинуть своего Творца, Который положил предел твоей способности лжетворить. 4 Несвободная воля приводит к ситуации, которая, достигнув крайности, становится совершенно нестерпимой. 5 Терпимость к боли может быть высокой, но не беспредельной. 6 Со временем каждый начинает осознавать, пусть смутно, что должен быть какой-то лучший путь. 7 Как только это осознание укореняется, оно становится поворотным пунктом. 8 В итоге оно пробуждает духовное видение, одновременно ослабляя заинтересованность в зрении физическом. 9 Попеременная заинтересованность в этих двух уровнях восприятия обычно переживается как конфликт, который может перерасти в довольно острый. 10 Исход, однако, так же верен, как Сам Бог.

4. Духовное зрение буквально не может видеть ошибку и просто обращает взор к Искуплению. 2 Все решения, искомые физическим оком, рассеиваются. 3 Духовное видение, обращенное внутрь, мгновенно замечает, что алтарь был осквернен и нуждается в восстановлении и защите. 4 В совершенстве осведомленное о правильной защите, оно пренебрегает всеми остальными ее видами и устремляет взор поверх ошибки к истине. 5 Благодаря силе видения, духовное зрение ставит разум себе на службу. 6 Это восстанавливает силу разума и делает его всё более нетерпимым к промедлению, поскольку понимает, что оно только добавляет ненужную боль. 7 В результате разум становится всё более чувствительным к тому, что ранее он считал лишь незначительной помехой, неудобством.

5. Чада Божьи имеют право на совершеннное успокоение, которое приходит с совершенным доверием. 2 Пока же оно не достигнуто, они растрачивают себя и свои истинные творческие силы в бесплодных попытках достичь большего комфорта с помощью негодных средств. 3 Но истинные средства им уже предоставлены и не требуют никаких усилий с их стороны. 4 Искупление – единственный дар, достойный быть возложенным на Божий алтарь из-за ценности самого алтаря. 5 Он был сотворен совершенным и достоин получения только совершенного. 6 Бог и Его творения целиком зависят Друг от Друга. 7 Он зависит от них, поскольку Он сотворил их совершенными. 8 Он даровал и Свой покой, дабы их невозможно было ни пошатнуть, ни обмануть. 9 Поддавшись страху – ты обманут и разум твой не может служить Святому Духу. 10 А это обрекает тебя на голод, лишая хлеба насущного. 11 Бог одинок без Сыновей Своих, они же одиноки без Него. 12 Они должны учиться смотреть на мир как на средство исцеления разделения. 13 Искупление и есть гарантия того, что в этом они в итоге преуспеют.

IV. Исцеление как избавление от страха

1. Теперь наше внимание сосредоточено на исцелении. 2 Чудо есть средство, Искупление – принцип, а исцеление – результат. 3 Говорить о «чуде исцеления» – значит неправомерно соединять два порядка реальности. 4 Исцеление не есть чудо. 5 Искупление, или конечное чудо, есть средство; любой вид исцеления есть результат. 6 К какой ошибке применялось Искупление, неважно. 7 Любое исцеление есть по сути своей освобождение от страха. 8 Но чтобы начать его, тебе необходимо полное освобождение от страха 9 Ты не понимаешь Исцеления только из-за своего собственного страха.

2. Главным шагом в плане Искупления является устранение ошибки на всех уровнях. 2 Недуг, или не-верное мышление, есть результат путаницы уровней, поскольку он всегда предполагает веру в то, что ошибочное на одном уровне может неблагоприятно сказаться и на другом. 3 Мы говорили о чудесах как о средстве устранения путаницы в уровнях, поскольку все ошибки необходимо исправлять на том уровне, на котором они совершены. 4 Лишь разум может ошибаться. 5 Тело может поступать неверно только в ответ на неверную мысль. 6 Тело не в состоянии творить, и только вера в обратное – принципиальная ошибка – порождает все физические симптомы. 7 Физическое нездоровье представляет веру в магию. 8 Всё искажение, создавшее магию, покоится на вере в существование некой творческой и не подвластной разуму способности материи. 9 Эта ошибка может предстать в двух формах: можно поверить, будто разум способен лжетворить в теле или что тело способно лжетворить в разуме. 10 Когда становится понятно, что разум – единственный уровень творения – не может творить вне самого себя, отпадает необходимость как в одной форме, так и в другой.

3. Творить способен только разум, ведь дух уже был сотворен, а тело служит разуму учебным средством. 2 Средства обучения сами по себе не являются уроками. 3 Их цель – обеспечение учебного процесса. 4 В худшем случае их ошибочное использование может привести к недостаточному обеспечению обучения. 5 У тела как такового нет силы привести к реальным ошибкам в обучении. 6 Правильно понятое, оно разделяет неуязвимость Искупления к двоякому его использованию. 7 И вовсе не потому, что тело – это чудо, а потому, что в нем нет врожденной предрасположенности к неверному истолкованию. 8 Тело – всего лишь часть твоего опыта в физическом мире. 9 Его возможности довольно часто переоцениваются. 10 Однако почти невозможно отрицать его существование в этом мире. 11 Те же, кто это делает, вовлекают себя в особо недостойную форму отрицания. 12 Термин «недостойная» здесь подразумевает только то, что нет необходимости защищать разум, отрицая неразумное. 13 Тот, кто отрицает этот достойный сожаления аспект силы разума, отрицает его силу как таковую.

4. Все материальные средства, приемлемые в качестве панацеи от физических недугов, заново подтверждают принципы магии. 2 Это первый шаг к вере, будто тело – создатель собственных недугов. 3 Второй неверный шаг – попытка исцелить болезнь с помощью средств, лишенных творческого элемента. 4 Отсюда не следует, однако, что использование таких средств в целях исправления является злом. 5 Иногда болезнь приобретает такую власть над разумом, что делает больного временно недосягаемым для Искупления. 6 В этом случае разумно выбрать компромиссный подход к телу и к разуму, в котором нечто внешнее временно наделяется верой в способность исцелять. 7 Такой подход предпочтителен потому, что не-верно мыслящим, или больным, меньше всего поможет возросший страх. 8 Они и без того уже достаточно им ослаблены. 9 Преждевременно представленные чуду, они могут поддаться панике. 10 Подобное скорее всего произойдет, когда опрокинутое восприятие породит веру в то, что чудеса страшны.

5. Ценность Искупления не зависит от формы, в которой оно выражено. 2 По сути, используемое истинно, оно неизбежно выразится в форме, наиболее полезной для приемлющего его. 3 Это означает, что для достижения абсолютной эффективности чудо должно быть выражено таким образом, который будет понятен реципиенту и не испугает его. 4 Отсюда вовсе не следует, что ему недоступен более высокий уровень общения. 5 Просто таков наивысший уровень общения, доступный ему сейчас. 6 Цель чуда в том и состоит, чтобы поднять уровень общения, а не понизить его, усилив страх.

V. Функция чудотворца

1. Прежде чем чудотворцы окажутся готовы принять свою функцию в этом мире, весьма существенно, чтобы они поняли собственный страх перед освобождением. 2 В противном случае они непреднамеренно укрепят веру в то, что освобождение и есть неволя, – веру, и без того достаточно сильную. 3 Подобное лжевосприятие, в свою очередь, порождается убеждением, будто вред возможно ограничить телом. 4 Источник подобной веры – лежащая на глубине боязнь того, что разум может повредить самому себе. 5 Все эти заблуждения бессмысленны, поскольку лжетворений разума в реальности не существует. 6 Подобное признание – гораздо лучшая защита, нежели любая путаница в уровнях, поскольку оно вносит исправление на уровне самой ошибки. 7 Необычайно важно помнить, что только разум способен творить и что исправление принадлежит уровню мыслей. 8 В развитие раннего утверждения можно сказать, что дух уже совершенен и, следовательно, не нуждается в исправлении. 9 Тело существует исключительно как учебное средство для разума. 10 Это учебное средство не может быть объектом собственных ошибок из-за своей неспособности творить. 11 Тогда становится очевидным, что побуждение разума к отказу от его лжетворений и есть единственное осмысленное применение творческой способности.

2. Магия – это бездумное или нетворческое использование разума. 2 Физические лекарства суть формы «заклинаний», но если ты боишься использовать для исцеления разум, не стоит и пытаться. 3 Сам факт присутствия страха делает твой разум уязвимым для лжетворения. 4 Следовательно, ты, вероятнее всего, неверно истолкуешь любое исцеление, а поскольку эгоцентризм и страх обычно сопутствуют друг другу, ты можешь оказаться неспособен принять реальный Источник исцеления. 5 В таких условиях будет безопасней временно положиться на физические средства исцеления, поскольку ты не примешь их ошибочно за свои собственные творения. 6 Пока тебя не покидает чувство уязвимости, не следует пытаться творить чудеса.

3. Я уже говорил, что чудеса суть выражения чудотворности мышления, а чудотворное мышление означает здравомыслие. 2 Здравомыслящие не превозносят и не умаляют разум, будь то разум творящего чудо или приемлющего его. 3 Однако чуду как исправлению не нужно дожидаться верного мышления у получателя его. 4 По сути его целью и является возвращение приемлющего чудо к верному мышлению. 5 Важно, однако, чтобы чудотворец сам пребывал в состоянии здравомыслия, пусть ненадолго, иначе ему не возродить подобное мышление ни в ком другом.

4. Целитель, уповающий на свою готовность, ставит под угрозу собственное понимание. 2 Ты в безопасности, пока, нисколько не заботясь о своей готовности, неизменно доверяешь готовности моей. 3 Если твои чудотворные наклонности не проявляются должным образом, это всегда есть знак того, что страх закрался в твое здравое мышление и опрокинул его вверх дном. 4 Все формы неверного мышления есть результат отказа принять Искупление для самого себя. 5 Если же ты его приемлешь, то понимаешь, что все нуждающиеся в исцелении суть просто те, кто еще не осознал, что здравомыслие и есть исцеление.

5. Единственная ответственность чудотворцапринять Искупление для самого себя. 2 Это означает, что ты признаёшь разум единственным уровнем творения и понимаешь, что его ошибки исцелены Искуплением. 3 Как только ты принимаешь это – твой разум может только исцелять. 4 Отказывая ему в любого рода разрушительном потенциале и восстанавливая его чисто созидательные силы, ты обретаешь способность устранять путаницу уровней в других. 5 Так ты несешь им истинную весть о том, что их разум в той же мере созидателен, а их лжетворения не могут им повредить. 6 Подобным утверждением ты освобождаешь разум от завышения оценки его собственного средства обучения и возвращаешь ему его истинное место ученика.

6. Необходимо снова подчеркнуть, что тело в той же мере не может постигать, в какой – творить. 2 Как средство обучения, оно лишь следует за учеником, но, наделенное по ошибке собственной инициативой, становится серьезной помехой тому самому процессу постижения, который должно обеспечивать. 3 К просвещению способен только разум. 4 Дух уже просвещен, а тело само по себе слишком плотно. 5 Разум, однако, способен принести свою просвещенность телу, признав, что оно не ученик и, следовательно, ему недоступно обучение. 6 Тело легко привести в согласие с разумом, который научился устремлять свой взор за пределы тела, к свету.

7. Исправляющее обучение всегда начинается с пробуждения духа и отказа от веры в физическое зрение. 2 Этому часто сопутствует страх, поскольку ты боишься того, что может показать тебе духовное зрение. 3 Я ранее говорил, что Святому Духу не видна ошибка, что Его взор устремлен поверх нее к защите Искупления. 4 Это, вне всякого сомнения, может вызвать затруднение, но затруднение не есть конечный результат восприятия. 5 Когда Святому Духу позволено увидеть оскверненный алтарь, Его взор мгновенно обращается к Искуплению. 6 Воспринимаемое Им не порождает страха. 7 Всё, что приходит с духовным осознанием, просто направляется в русло исправления. 8 Затруднение возникает лишь как сигнал сознанию о необходимости исправления.

8. Страх перед исцелением возникает в конечном счете от нежелания безоговорочно признать необходимость исцеления. 2 Видимое телесным оком не содействует исправлению, и никакое средство, доступное физическому зрению, не исправляет ошибок. 3 Пока ты веришь в то, что сообщает тебе физическое зрение, твои попытки исправления будут направлены по ложному пути. 4 Реальное видение омрачено, поскольку для тебя невыносимо увидеть оскверненным собственный алтарь. 5 Но поскольку алтарь был осквернен, то состояние твое окажется вдвойне опасным, пока это положение не воспринято.

9. Способность исцелять развилась после отпадения, поскольку до него в ней не было необходимости. 2 Как и все аспекты веры в пространство и время, она – явление временное. 3 Но пока длится время, исцеление необходимо как средство защиты. 4 Причина этому проста: исцеление покоится на милосердии, а милосердие есть способ восприятия совершенства в ком-то другом, даже если ты не способен воспринять его в себе. 5 Большинство возвышенных идей, доступных тебе сейчас, зависит от времени. 6 Милосердие в действительности есть слабое отражение более могущественной всеохватности любви, далеко превосходящей любую форму милосердия, помыслить о которой ты в состоянии сейчас. 7 Милосердие весьма существенно для верного мышления в том ограниченном смысле, в каком сейчас оно может быть достигнуто.

10. Милосердие – это способ видеть другого так, как если бы он ушел намного дальше своих нынешних достижений во времени. 2 Поскольку его собственное мышление ошибочно, он не может видеть Искупления для самого себя, иначе он не нуждался бы в милосердии. 3 Милосердие, оказываемое ему, есть понимание, что ему необходима помощь, и признание, что он эту помощь примет. 4 Оба эти восприятия явно подразумевают их зависимость от времени, делая очевидным, что милосердие всё еще находится в рамках ограничений сего мира. 5 Я прежде говорил, что только откровение превосходит время. 6 Чудо как выражение милосердия способно лишь это время сократить. 7 Нужно понять, однако, что, предлагая другому чудо, ты уменьшаешь и его страдания, и свои. 8 Это исправляет как прошлое, так и будущее.

А. Особые принципы чудотворцев

11. (1) Чудо устраняет необходимость в заботах низшего порядка. 2 Поскольку оно представляет собой неординарный интервал времени, обычные понятия пространства и времени к нему неприменимы. 3 Когда ты будешь творить чудо, я приведу пространство и время в соответствие с ним.

12. (2) Четкое разграничение между созданным и сотворенным весьма существенно. 2 Все формы исцеления обусловлены этим главным исправлением в уровне восприятия.

13. (3) Не нужно путать верное и неверное мышление. 2 Ответ на любую форму ошибки чем угодно, кроме желания исцелить ее, явится выражением этой путаницы.

14. (4) Чудо всегда есть отрицание такой ошибки и утверждение истины. 2 Лишь верное мышление способно исправлять ошибки с реально действенным результатом. 3 Практически то, что не имеет реальных следствий, не имеет и реального существования. 4 Тогда и следствие его есть пустота. 5 Лишенное существенного содержания, оно пригодно для проекции.

15. (5) Способность чуда перестраивать уровни восприятия порождает восприятие, способствующее исцелению. 2 Пока этого не проиозойдет, исцеление понять невозможно. 3 Прощение остается пустым жестом, если оно не влечет за собой исправления. 4 Без этого оно по сути будет осуждающим, а не исцеляющим

16. (6) Чудотворное прощение есть единственное исправление. 2 В нем полностью отсутствует элемент суждения. 3 В выражении: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» – ни в коей мере нет оценки того, что они делают. 4 Это обращение к Богу с призывом исцелить их разумы. 5 Нет ссылок на исход ошибки. 6 Он не имеет значения.

17. (7) Наказ «будьте единомысленны» есть подтверждение готовности к откровению. 2 А моя просьба «сие творите в мое воспоминание» – это призыв к взаимодействию среди чудотворцев. 3 Эти два утверждения не принадлежат одному и тому же порядку реальности. 4 Только последнее включает осознание времени, поскольку «помнить» – значит вспомнить прошлое в настоящем. 5 Время находится в моем ведении, но безвременье принадлежит Богу. 6 Во времени мы существуем друг с другом и друг для друга. 7 В безвременье мы сосуществуем с Богом.

18. (8) Ты многое способен сделать во имя собственного исцеления и исцеления других, если в ситуации, взывающей о помощи, помыслишь так:

2 Я здесь только затем, чтоб быть воистину полезным.

3 Я представляю здесь Приславшего меня.

4 Мне ни к чему заботиться о том, что делать или говорить, поскольку Он, меня Приславший, будет направлять меня.

5 Я с радостью пребуду там, где Он мне пожелает быть, зная, что Он идет туда со мною.

6 Я буду исцелен, как только позволю Ему учить меня исцелению.

VI. Страх и конфликт

1. Присутствие страха – кажется состоянием непроизвольным, чем-то вне твоего контроля. 2 Но я уже говорил, что только созидательные акты должны происходить непроизвольно. 3 Мой контроль может распространиться на всё малозначимое, в то время как моим водительством будет направляться всё важное, если таковым окажется твой выбор. 4 Страх не может контролироваться мной, однако он поддается самоконтролю. 5 Страх препятствует передаче тебе моего контроля. 6 Присутствие страха показывает, что мысли тела ты возвысил до уровня разума. 7 Это выводит их из-под моего контроля и заставляет тебя чувствовать личную ответственность за них. 8 А это – явное смешение уровней.

2. Я не поощряю путаницы уровней, но исправление ее должно стать твоим выбором. 2 Не станешь же ты оправдывать свое безумное поведение тем, что ничего не мог с собой поделать? 3 Так почему же ты терпим к безумному мышлению? 4 Здесь существует путаница, которую необходимо увидеть с предельной ясностью. 5 Возможно, ты считаешь, что несешь ответственность лишь за свои дела, но не за мысли. 6 Правда же в том, что ты в ответе за свое мышление, ибо только на этом уровне возможен выбор. 7 Всё, что ты делаешь, диктуется тем, что ты думаешь. 8 Тебе не отделить себя от истины, «дав» автономию своим поступкам. 9 Это автоматически контролируется мной, как только ты поручаешь свои мысли моей опеке. 10 Когда тобой овладевает страх, это всегда верный признак того, что ты позволил разуму лжетворить и не позволил мне тебя направить.

3. Нет смысла верить, будто контроль за результатом неверной мысли может вести к исцелению. 2 Если ты ощущаешь страх – значит, ты сделал неверный выбор. 3 Вот почему ты чувствуешь ответственность за него. 4 Не поведение нужно изменить, а мышление, но это зависит от твоего желания. 5 Тебе необходимо водительство исключительно на уровне разума. 6 Исправление принадлежит только тому уровню, где изменение возможно. 7 Изменение ничего не значит на уровне симптомов, где оно бездейственно.

4. Исправление страха – твоя ответственность. 2 Прося освободить тебя от страха, ты подразумеваешь, что это не так. 3 Поэтому твои просьбы о помощи должны относиться к условиям, спровоцировавшим страх. 4 Эти условия всегда порождают желание остаться отделенным. 5 На этом уровне ты можешь помочь. 6 Ты слишком терпим к блужданиям разума, мирясь пассивно с его лжетворениями. 7 Конкретный результат не важен, важна принципиальная ошибка. 8 Исправление всегда одно и то же. 9 Прежде чем ты решишь что-либо сделать, спроси меня, согласуется ли твой выбор с моим. 10 И если ты уверен в положительном ответе, страх не появится.

5. Страх всегда есть признак напряжения, возникшего в результате конфликта между тем, что ты делаешь, и тем, чего желаешь. 2 Такая ситуация может получить двоякое развитие: во-первых, ты можешь выбрать противоречивые действия, совершая их одновременно или последовательно. 3 Это вызовет конфликт в поведении, невыносимый для тебя, так как часть разума, желающая поступать иначе, будет в ярости. 4 И во-вторых, ты можешь вести себя так, как считаешь нужным, но без особого к тому желания. 5 Это вносит последовательность в поведение, но вызывает неимоверное напряжение. 6 И в том, и в другом случае разум и поведение в разладе, что создает такую ситуацию, в которой ты вынужден делать то, к чему у тебя не лежит душа. 7 Это вызывает чувство подневольности, которое обычно переходит в ярость, вслед за которой, скорее всего, последует проекция. 8 Присутствие страха говорит о том, что окончательный выбор тобой не сделан. 9 Следовательно, твой разум раздвоен, а поведение неизбежно будет неустойчивым. 10 Исправление на уровне поведения может переместить ошибку из первого типа во второй, но от страха оно не избавит.

6. Вполне возможно достичь такого состояния, когда ты без сознательных усилий препоручишь свой разум моей опеке, но это предполагает желание, которое еще не развито в тебе. 2 Святой Дух не может просить тебя делать больше того, что ты согласен делать. 3 Сила свершения приходит от твоего единого решения. 4 В осуществлении Божьей Воли не будет напряжения, как только ты поймешь, что она также и твоя. 5 Этот урок довольно прост, но очень часто им пренебрегают. 6 Поэтому я буду повторять его, убеждая тебя слушать. 7 Только твой разум способен породить страх. 8 Так он и делает, находясь в конфликте по поводу того, чего желает, создавая неизбежное напряжение из-за разлада между желаниями и делами. 9 Исправить это можно лишь принятием объединенной цели.

7. Первый шаг в устранении ошибки – понять, прежде всего, что конфликт есть выражение страха. 2 Скажи себе, что ты, должно быть, каким-то образом выбрал нелюбовь, иначе страх не мог возникнуть. 3 Тогда весь процесс исправления становится не более чем серией практических шагов в более емком процессе приятия Искупления как средства исцеления. 4 Эти шаги можно суммировать следующим образом:

5 Прежде всего пойми, что это страх.

6 Страх возникает лишь в отсутствии любви.

7 Единственное средство исцелить отсутствие любви есть совершенная любовь.

8 Совершенная любовь есть Искупление.

8. Я уже подчеркивал, что чудо, или выражение Искупления, всегда есть знак уважения от достойных к достойным. 2 Признание этого достоинства заново устанавливается Искуплением. 3 Тогда совершенно очевидно, что, поддавшись страху, ты вверг себя в такую ситуацию, где Искупление необходимо. 4 Ты сделал что-то без любви, приняв решение без любви. 5 А это в точности та ситуация, для которой и было предложено Искупление. 6 Потребность в средстве исцеления вдохновила его создание. 7 Пока ты признаёшь только необходимость в средстве исцеления, ты остаешься в страхе. 8 Как только ты принимаешь это средство, ты упраздняешь страх. 9 Вот как происходит подлинное исцеление.

9. Каждый испытывает страх. 2 Но нужно лишь немного здравомыслия, чтобы понять причину его возникновения. 3 Очень немногие оценивают по достоинству реальную силу разума, а постоянно ее не осознает никто. 4 Однако если ты надеешься оградить себя от страха, то некоторые вещи нужно осознать – и осознать их полностью. 5 Разум могуч, он никогда не теряет своей творческой силы. 6 Он никогда не спит. 7 Каждое мгновение он творит. 8 Трудно признать, что мысль и убеждение объединяются в такую силу, которая в буквальном смысле способна «горы переставлять». 9 На первый взгляд вера в такую силу по отношению к себе покажется гордыней, однако вовсе не в этом реальная причина твоего неверия в нее. 10 Ты предпочитаешь верить, что твои мысли не оказывают ни на что влияния лишь потому, что на самом деле ты их боишься. 11 Возможно, это уменьшает осознание вины, но лишь ценою восприятия разума как недееспособного. 12 Поверив в неэффективность собственных мыслей, ты, вероятно, перестанешь их бояться, но вряд ли станешь уважать. 13 Не существует тщетных мыслей. 14 Всякая мысль рождает форму на том или ином уровне.

VII. Причина и следствие

1. Возможно, ты все еще жалуешься на страх, но тем не менее продолжаешь упорно вызывать его в себе. 2 Я уже отмечал, что не следует просить меня освободить тебя от страха. 3 Я знаю, что страха не существует, но ты о том не знаешь. 4 Вклинившись между твоими мыслями и их результатом, я нарушил бы основной закон причины и следствия, самый существенный из всех законов. 5 Я вряд ли помог бы тебе, умалив силу твоего собственного мышления. 6 Это было бы прямым противоречием цели данного курса. 7 Гораздо полезнее напоминать тебе, что ты недостаточно бдителен в отношении своих мыслей. 8 Ты, вероятно, чувствуешь, что в данный момент лишь чудо могло бы сделать тебя бдительней, и это истинная правда. 9 Ты не приучен к чудотворному мышлению, однако этому возможно . 10 Всем чудотворцам необходим такой вид тренировки.

2. Я не могу позволить тебе оставить свой разум без присмотра, иначе ты не сможешь мне помочь. 2 Творение чудес включает в себя полное осознание могущества мысли во избежание лжетворения. 3 В противном случае понадобится чудо, чтобы сам разум наставить на верный путь, то есть создастся замкнутый круг, не способствующий сокращению времени, для коего и предназначалось чудо. 4 Чудотворец должен иметь неподдельное уважение к истинным причине и следствию как к необходимому условию, без которого не происходит чуда.

3. И чудеса, и страх – продукты мыслей. 2 Если ты не свободен выбрать одно, ты не будешь свободен выбрать и другое. 3 Выбрав чудо, ты отвергнешь страх, пусть даже временно. 4 Тебя страшили все и вся. 5 Боишься ты себя, и Бога, и меня. 6 Ты ложно Нас воспринял, или лжесотворил, и веришь в то, что создал. 7 Ты бы не сделал этого, если бы не боялся собственных мыслей. 8 Исполненные страха должны лжетворить, ибо превратно их восприятие творения. 9 Когда ты лжетворишь, ты испытываешь боль. 10 Принцип причины и следствия теперь становится реальным ускорителем, хотя и временным. 11 По сути, «Причина» – термин, по праву принадлежащий Богу, а Его «Следствие» есть Его Сын. 12 Это предполагает ряд Причинно-Следственных отношений, полностью отличающихся от тех, которые ты ввел в свое ложное творение. 13 Тогда коренной конфликт этого мира – конфликт между творением и лжетворением. 14 Весь страх принадлежит последнему, а первому – вся любовь. 15 И, следовательно, конфликт сводится к конфликту между страхом и любовью.

4. Уже упоминалось, что ты не веришь в свою способность контролировать страх, поскольку создал его сам, и твоя вера в него, видимо, сделала его неподконтрольным тебе. 2 Но всякая попытка исправить ошибку покорением страха бесполезна. 3 По сути, она подтверждает силу страха уже одним предположением, что страхом нужно овладеть. 4 Истинное решение целиком основано на овладении страхом через любовь. 5 Тем временем ощущение конфликта неизбежно, поскольку ты поместил себя в такую ситуацию, в которой веришь во власть того, чего не существует.

5. Ничто и всё не могут сосуществовать. 2 Верить в одно значит отрицать другое. 3 На самом деле, любовь есть всё, а страх – ничто. 4 Свет озаряет тьму – и тьма уходит. 5 То, во что ты веришь, для тебя истинно. 6 И в этом смысле разделение имело место, а отрицать это – значит использовать отрицание недолжным образом. 7 Однако сосредоточиться на ошибке – значило бы продолжать ошибаться. 8 Процесс исправления начинается с временного признания, что есть проблема, но только как сигнал необходимости ее немедленного исправления. 9 Это устанавливает такое состояние разума, в котором Искупление может быть принято без промедлений. 10 Нужно, однако, подчеркнуть, что в конечном счете компромисс между ничем и всем невозможен. 11 Время по существу и есть инструмент, с помощью которого можно отказаться от всех компромиссов в этом плане. 12 Лишь кажется, что отказ от времени происходит постепенно, поскольку оно само по себе включает интервалы, которых не существует. 13 Лжетворение сделало это необходимым как корректирующее средство. 14 Выражение «Ибо так возлюбил Господь мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» нуждается в одной незначительной поправке для осмысления в контексте Курса: Он отдал мир Своему Единородному Сыну.

6. Следует особо отметить, что у Бога есть только один Сын. 2 Если все Божьи творения – Его Сыновья, то каждый из них должен быть неотъемлемой частью всего Сыновства. 3 Сыновство в своем единстве превосходит сумму его частей. 4 Но это не очевидно до тех пор, пока какой-то части недостает. 5 Вот почему до возвращения всех частей Сыновства конфликт полностью не разрешить. 6 Только тогда целокупность в ее подлинном смысле может быть понята. 7 Любая часть Сыновства вольна верить в ошибку или неполноценность, если таков будет ее выбор. 8 Но это будет вера в существование ничто. 9 Исправление этой ошибки и есть Искупление.

7. Я уже упоминал о готовности, но некоторые дополнительные сведения здесь могут быть полезны. 2 Готовность есть лишь предпосылка для достижения. 3 Два этих понятия не следует путать. 4 Как только наступает состояние готовности, обычно появляется определенное желание свершения, совсем не обязательно единое. 5 Само состояние готовности подразумевает не более чем потенциальную возможность для изменения мышления. 6 Уверенность же развивается вслед за достигнутым. 7 Мы уже пытались исправить коренную ошибку мышления – убеждение, будто страхом можно овладеть, и подчеркивали, что страх покоряется только любовью. 8 Готовность есть лишь начало появления уверенности. 9 Ты, вероятно, думаешь, что между готовностью и истинным свершением лежит необозримый промежуток времени, однако позволь напомнить тебе, что время и пространство находятся под моим контролем.

VIII. Смысл Страшного суда

1. Один из способов устранить путаницу между магией и чудом – помнить, что ты себя не сотворил. 2 Становясь эгоцентричным, ты склонен об этом забывать, что неминуемо приводит к вере в магию. 3 Воля творить была дана тебе твоим Творцом, Который выражал ту же самую Волю в Своем творении. 4 Поскольку способность творить принадлежит разуму, – всё, что ты творишь, есть дело воли. 5 Отсюда также следует, что созданное только тобой реально в твоих собственных глазах, но не в Разуме Бога. 6 Это основное различие и приводит непосредственно к истинному значению Страшного суда.

2. Судный день – одна из самых устрашающих концепций в твоем мышлении. 2 Тому причина – непонимание ее. 3 Богу не свойственно судить. 4 Суждение появилось только после разделения, когда стало одним из многих средств обучения, включенных в общий план. 5 Как разделение длилось миллионы лет, так и Судный день распространится на подобный, если не на больший интервал времени. 6 Его продолжительность, однако, можно значительно сократить за счет чудес – средств сокращения времени, но не уничтожения его. 7 Если значительное число людей станет воистину чудотворно разумом, процесс сокращения времени практически перестанет поддаваться измерению. 8 Для тебя же важно быстрей освободить себя от страха, ибо ты должен выйти из конфликта, чтобы нести покой в другие разумы.

3. Страшный суд обычно мыслится как процесс, осуществляемый Богом. 2 В действительности он будет осуществлен моими братьями с моей помощью. 3 Это скорее окончательное исцеление, нежели определение наказания, как бы, по-твоему, оно ни было заслужено. 4 Наказание – это концепция прямо противоположная разумному мышлению, а цель Судного дня – восстановление здравомыслия в тебе. 5 Судный день можно назвать процессом подлинной оценки. 6 Это означает лишь то, что каждый наконец поймет, что ценно, а что нет. 7 А после этого способность выбирать может разумно направляться. 8 Пока это разграничение не сделано, колебания в выборе между свободной и несвободной волей будут продолжаться.

4. Первый шаг к свободе заключается в отделении истинного от ложного. 2 Это процесс разделения в творческом смысле, отражающий истинный смысл Апокалипсиса. 3 В итоге каждый посмотрит на свои собственные творения и решит сохранить только благое – подобно Богу, который, глядя на сотворенное Им, знал, что это хорошо. 4 С этого момента разум может начать взирать с любовью на собственные творения – благодаря их ценности. 5 В то же время он неизбежно отречется от своих лжетворений, которые, лишившись веры, перестанут существовать.

5. Термин «Страшный (англ. – последний) суд» пугает не только потому, что он был спроецирован на Бога, но также из-за ассоциации со смертью. 2 Это замечательный пример опрокинутого восприятия. 3 Если объективно проанализировать смысл Судного дня, то станет очевидно, что он на самом деле является порталом в жизнь. 4 Живущий в страхе не может быть по-настоящему живым. 5 Твой собственный последний суд не может быть направлен на самого тебя, поскольку ты – не свое собственное творение. 6 Но ты способен в любой момент осмысленно применить его ко всему, что создал сам, удерживая в памяти лишь творческое и благое. 7 Лишь это и диктует тебе твое здравомыслие. 8 Единственная цель времени – «дать тебе время», чтобы достичь подобного суждения. 9 Оно есть твое собственное совершенное суждение о твоих собственных и совершенных творениях. 10 Когда всё, что ты оставил для себя, исполнено любви, у страха больше нет причин с тобою оставаться. 11 Это и есть твоя роль в Искуплении.

Table of contents

previous page start next page