1. Уже было сказано, что, если ситуация целиком посвящена истине, покой неотвратим. 2 А обретение покоя можно считать весьма надежным критерием полноты преданности истине. 3 Мы говорили также, что покой без веры недостижим, поскольку всё, что посвящено истине как единственной цели, принесено к ней верой. 4 И эта вера объемлет всех вовлеченных в ситуацию, ибо лишь при таком условии ситуация воспринимается как осмысленная и целостная. 5 И каждый должен быть в нее включен, иначе твоя вера ограничена и преданность несовершенна.
2. Каждая ситуация, правильно воспринятая, становится шансом для исцеления Сына Божьего. 2 Он исцелен, поскольку ты предложил ему свою веру, отдав его Святому Духу, освободив его от притязаний твоего эго. 3 Так ты увидишь его свободным, и это видение разделит Святой Дух. 4 А разделяя его, Он отдает его и таким образом исцеляет через тебя. 5 Это соединение с Ним в объединенной цели и делает цель реальной, поскольку ты сделал ее целостной. 6 А это есть исцеление. 7 Тело исцелено, поскольку ты, явившись без него, соединился с Разумом, в коем покоится всё исцеление.
3. Тело не исцеляется, поскольку оно не делает себя больным. 2 Ему не нужно исцеление. 3 Его здоровье и недуг зависят в полной мере от того, как разум воспринимает тело и с какой целью использует. 4 Понятно, что какой-то сегмент разума способен увидеть себя раздельно с Вселенской Целью. 5 Когда это случается, тело становится его орудием, используемым против этой Цели в подтверждение достоверности «факта» разделения. 6 Так тело превращается в инструмент иллюзии и действует сообразно ей: видит то, чего нет, слышит то, чего никогда не скажет истина, и поступает безрассудно, будучи узником безумия.
4. Не обойди вниманием наше прежнее утверждение, что неверие ведет непосредственно к иллюзиям. 2 Ибо неверие есть восприятие брата твоего как тела, а тело нельзя использовать во имя единения. 3 Стало быть, если ты видишь брата своего как тело, ты создал условия, в которых единение с ним немыслимо. 4 Твое неверие в него разделило вас, лишило исцеления обоих. 5 И, таким образом, твое неверие, противостоящее цели Святого Духа, принесло иллюзии, в центре которых тело, и вклинило их между тобой и братом. 6 И тело теперь кажется больным, ибо ты сделал его «врагом» исцеления и антиподом истины.
5. Нетрудно догадаться, что вера должна быть противоположностью неверия. 2 Однако разница в их проявлении не столь очевидна, хотя она и есть прямое следствие коренного различия в их сути. 3 Неверие всегда ограничивает и нападает, тогда как вера убирает все ограничения и восстанавливает целостность. 4 Неверие разрушает и разделяет; вера объединяет и исцеляет. 5 Неверие вклинивает иллюзии между Божьим Сыном и Творцом; вера удаляет все препятствия, возникшие, как показалось, между ними. 6 Неверие всецело посвящено иллюзиям, а вера всецело истине. 7 Частичная преданность невозможна. 8 Истина есть отсутствие иллюзии, иллюзия – отсутствие истины. 9 Они не могут сосуществовать или восприниматься в одном и том же месте. 10 Посвятить себя обеим – значит поставить неосуществимую цель, поскольку часть ее должна достигаться через тело, воспринятого как средство поиска реальности через атаку. 11 Другая часть исцеляет и, следовательно, обращается к разуму, а не к телу.
6. Как неизбежный компромисс приходит убеждение, что исцелить необходимо тело, а не разум. 2 Ибо эта разделенная цель придала тому и другому равную реальность, что было бы возможно, если бы разум был ограничен телом и поделен на крохотные части мнимой целостности, не связанные между собой. 3 Телу это не повредит, но сохранит бредовую систему мышления в разуме. 4 Следовательно, именно здесь необходимо исцеление. 5 Именно здесь оно и есть. 6 Господь не дал выздоровления там, где нет болезни, не поместив целительного средства туда, где ее быть не может. 7 То и другое вместе, и когда их видят вместе, то все попытки сохранить и истину, и иллюзию в разуме, где им и должно быть, расцениваются как преданность иллюзии; когда их приносят к истине, иллюзию отвергают, увидев ее полную несовместимость с истиной в любом аспекте.
7. Иллюзия и истина между собой никак не связаны. 2 Это останется навечно истиной, как бы усердно ты ни старался их увязать. 3 Но иллюзии всегда связаны между собой, как и истина. 4 Каждая из них – единая, законченная мыслительная система, но они полностью разобщены. 5 Воспринять это – значит осознать, где находится разделение и где его следует исцелить. 6 Следствие любой идеи неотделимо от его причины. 7 Идея разделения породила тело и, оставаясь с ним связанной, делает его больным из-за идентификации с ним разума. 8 Ты думаешь, будто защищаешь тело, утаивая эту связь, ибо кажется, что подобное сокрытие оберегает это отождествление от «атаки» истины.
8. Если бы только ты мог понять, как повредила твоему разуму эта нелепая тайна, какую путаницу внесла в твою собственную идентификацию! 2 Тебе не видно разрушение, принесенное твоим неверием, ибо неверие есть атака, кажущаяся оправданной ее результатами. 3 Ведь, изымая веру, ты видишь только недостойное ее, не видя за барьером того, что с тобой едино.
9. Верить – значит исцелять. 2 Вера есть знак, что ты принял Искупление для себя и, следовательно, станешь им делиться. 3 Верой своей ты предлагаешь дар освобождения от прошлого, полученный тобой. 4 Ты не используешь того, что брат твой сделал раньше, для осуждения его сейчас. 5 Ты добровольно решил не замечать его ошибок, глядя поверх барьеров между собой и им и видя их как один. 6 В этом одном ты видишь свою веру полностью оправданной. 7 Ибо нет оправдания неверию, но вера оправдана всегда.
10. Вера есть противоположность страха; она в такой же мере часть любви, в какой страх – часть атаки. 2 Вера – это признание единства. 3 Это благородное признание каждого как Сына твоего возлюбленного Отца, любимого Им наравне с тобой и, следовательно, любимого тобой как самого себя. 4 Это Его Любовь соединяет тебя и брата, и ради Его Любви ты никого не отстраняешь от своей. 5 Каждый увиден в точности таким, каким он предстает в святом мгновении: соединившимся с тобою в цели освобождения от вины. 6 Ты видишь в нем Христа, и он исцелен, поскольку смотришь ты на то, что делает оправданной веру во всех и навсегда.
11. Вера есть Божий дар, предложенный через Того, Кого Бог дал тебе. 2 Неверие глядит на Сына Божьего, судя его как недостойного прощения. 3 Но в глазах веры Божий Сын уже прощен, свободен от вины, возложенной им на себя. 4 Вера видит его исключительно сейчас, поскольку она не обращает взора к прошлому, чтобы его судить, а видит в нем всё то же, что и в тебе. 5 Она не смотрит глазами тела, не обращается за оправданием к телам. 6 Она есть вестник нового восприятия, высланный вперед, чтобы собрать свидетелей своего прихода и возвратить тебе их вести.
12. Вера так же легко обменивается на знание, как и реальный мир. 2 Ведь она рождена из восприятия Святого Духа как знак того, что ты разделяешь его с Ним. 3 Вера есть дар, предложенный тобой Божьему Сыну через Него, приемлемый всецело для его Отца и для Него. 4 И следовательно, предложенный тебе. 5 Твои святые отношения с их новой целью предлагают тебе веру, чтобы ты отдал ее брату. 6 Твое неверие отдалило вас друг от друга, поэтому ты в нем не узнаешь свое спасение. 7 Но вера вас объединяет в святости, которую ты видишь не глазами плоти, а видением Того, Кто вас соединил и в Ком вы едины.
13. Милосердие дано не телу, а разуму. 2 Разум, приемля милосердие, мгновенно смотрит за пределы тела и видит святое место, где он был исцелен. 3 Там, где дается милосердие, стоит алтарь; оно покоится на нем. 4 Предложишь ли ты милосердие и благословение брату, ведь вы стоите у того же алтаря, где милосердие возложено для вас обоих? 5 Да исцелит вас милосердие вместе, чтобы могли вы через веру исцелять!
14. В святом мгновении ты и твой брат стоите у алтаря, воздвигнутого Богом Самому Себе и вам обоим. 2 Неверие оставив, придите вместе к алтарю. 3 Там ты увидишь чудо своих взаимоотношений, вновь созданных с участием веры. 4 Именно там ты осознаешь: нет ничего такого, чего бы вера не могла простить. 5 Ошибка не потревожила ее спокойный взор, несущий чудо исцеления с равной легкостью им всем. 6 Ибо гонцы любви исполнят всё, зачем их посылали, вернувшись с благой вестью, что всё исполнено для брата и для тебя, стоящих перед алтарем, откуда были посланы гонцы.
15. В то время как неверие будет держать бесплодными и отчужденными ваши крошечные царства, вера поможет Святому Духу подготовить почву для самого святого сада, который Он возделает на ней. 2 Ведь вера несет покой, тем самым призывая истину прийти и сделать прекрасным то, что уже приготовлено для красоты. 3 Истина следует за верой и покоем и завершает начатый ими процесс преображения в прекрасное. 4 Ведь вера всё еще является учебной целью; она становится ненужной, как только выучен урок. 5 А истина останется навечно.
16. Отдай же вечному всю свою преданность и научись не нарушать ее, не делать рабой времени. 2 Ведь всё, что ты, по-твоему, делаешь вечному, ты делаешь себе. 3 Тот, кого сотворил Господь как Сына, не раб ничему, но вместе со своим Творцом он – господин всему. 4 Тело возможно поработить, но мысль свободна, ее не заточить в тюрьму, ничем не ограничить; это под силу только разуму, замыслившему ее. 5 Ведь она остается неотделимой от своего истока, который есть ее тюремщик или освободитель в зависимости от того, что выберет он для себя как цель.
1. Весьма существенно не путать грех с ошибкой, поскольку именно различие меж ними и делает спасение возможным. 2 Ошибка исправима, неправильное можно сделать правильным. 3 Но грех, будь он возможен, был бы необратим. 4 Вера в грех обусловлена твердым убеждением, что разумы, а не тела способны нападать. 5 И таким образом, виновен разум, и он останется виновным, пока другой разум, не часть его, отпустит ему его грехи. 6 Грех призывает к наказанию в той же мере, в какой ошибка – к исправлению, а верить, будто наказание и есть исправление, – чистейшее безумие.
2. Грех не ошибка, ибо ему сопутствует гордыня, не свойственная концепции ошибки. 2 Грешить – значит попирать реальность и в этом преуспеть. 3 Грех есть провозглашение того, что атака реальна и что оправдана вина. 4 Он подразумевает, что Божий Сын виновен и что он преуспел в потере своей невинности и превращении себя в то, чего Господь не сотворил. 5 И так творение не видится вечным, а Воля Божья открыта для противостояния и поражения. 6 Грех есть великая иллюзия, являющаяся подоплекой всей самонадеянности эго. 7 Ведь ею изменен и сделан неполноценным Сам Бог.
3. Сын Божий может ошибаться, обманывать себя; он даже силу собственного разума способен обратить против себя. 2 Но он не может согрешить. 3 Он не способен сделать ничего такого, что изменило бы каким-то образом его реальность или же сделало его поистине виновным. 4 В этом – намерение греха, поскольку в этом его цель. 5 И всё же, несмотря на исступленное безумие всей догмы греха, он невозможен. 6 Ибо возмездие за грех есть смерть, а разве может умереть бессмертный?
4. Весь смысл безумной религии эго заключается в том, что грех – не ошибка, а истина, невинность же всегда обманет. 2 В чистоте усматривается гордыня, а принятие самого себя как грешника воспринимается как святость. 3 Эта доктрина замещает реальность Сына Божьего, каким его сотворил Отец и каким Он повелел ему быть вечно. 4 Смирение ли это? 5 Или попытка разъединить творение с истиной, держать его отдельно от нее?
5. Любая попытка реинтерпретировать грех как ошибку всегда несостоятельна для эго. 2 Догма греха священна для его мыслительной системы; к этой доктрине иначе как с благоговейным трепетом не подступиться. 3 Это «святейшая» концепция в системе эго, прекрасная и всемогущая, всецело истинная, надежно огражденная каждой защитой в арсенале эго. 4 Ведь здесь заключена его «наилучшая» защита, которой служат все остальные. 5 Здесь все его доспехи и вся броня и основная цель особых отношений в интерпретации эго.
6. Можно с уверенностью сказать, что эго выстроило на грехе свой мир. 2 Только в подобном мире могло быть всё вверх дном. 3 Это нелепая иллюзия, что заставляет облака вины казаться тяжелыми и непроницаемыми. 4 Именно здесь мирской фундамент кажется на редкость плотным. 5 Ведь грех изменил творение и превратил его из Божьей Идеи в угодный эго идеал: в мир, полностью ему подвластный и скомпонованный из тел, бездумный, склонный к полному разложению и тлену. 6 Если это ошибка, то истина устранит ее легко. 7 Любая ошибка, представленная на суд истины, исправима. 8 Но если придать ей статус истины, на чей же суд ее вести? 9 «Святость» греха поддерживается подобным странным средством. 10 В качестве истины грех незыблем, и всё приносится к нему на суд. 11 А как ошибка он должен быть принесен к истине. 12 Вера в грех невозможна, поскольку грех и есть безверие. 13 Но вера в исправимость любой ошибки вполне возможна.
7. Нет в укрепленной цитадели эго камня, защищенного надежней, нежели идея реальности греха – естественное выражение того, во что Сын Божий обратил себя и что он есть. 2 Для эго в этом нет ошибки. 3 Ведь такова его реальность, та «истина», избавление от которой останется навечно невозможным. 4 Здесь прошлое, и настоящее, и будущее Сына. 5 Ибо каким-то образом он умудрился растлить Отца, полностью изменить Его Мышление. 6 Тогда оплакивай кончину Бога, убитого грехом! 7 Вот каково желание эго, которое в своем бреду уверовало, будто сие свершилось.
8. Разве не лучше, чтобы всё это было не более чем ошибкой, полностью исправимой, от которой настолько легко избавиться, что исправление ее подобно легкой утренней прогулке к солнцу сквозь туман? 2 Ведь это всё, что она есть. 3 Возможно, ты поддашься соблазну согласиться с эго, что лучше оставаться грешным, нежели заблудшим. 4 Однако хорошо подумай, прежде чем сделать этот выбор. 5 Не подходи к нему слишком легко, ведь выбираешь ты между адом и Раем.
1. Влечение к вине, а не ошибку находим мы в грехе. 2 Благодаря подобному влечению грех будет повторяться вновь и вновь. 3 Страх может стать настолько острым, что греху будет отказано в проявлении. 4 Однако пока вина влечет, разум будет страдать и не расстанется с концепцией греха. 5 Ибо вина всё так же к нему взывает, и разум внимает ей и жаждет ее, делая себя добровольным пленником ее болезненного притяжения. 6 Грех есть зловещая идея, не поддающаяся исправлению, но остающаяся навсегда желанной. 7 Как существенную часть того, что ты есть в представлении эго, ты будешь вечно ее желать. 8 И лишь радетель, разум которого не схож с твоим, сможет изъять ее из страха.
2. Эго не допускает мысли, что вовсе не к страху, а к любви взывает грех и что любовь всегда ответит. 2 Ведь эго несет грех к страху, требуя наказания. 3 Но наказание – просто иная форма защиты вины, ведь только то, что действительно содеяно, заслуживает наказания. 4 Наказание всегда останется великим охранителем греха, относясь к нему с уваженем и почитая его непомерность. 5 То, что заслуживает наказания, должно быть истинным. 6 А то, что истинно, должно быть вечным и будет повторяться бесконечно. 7 Ведь для тебя желанно то, что ты считаешь реальным, и с этим ты не расстаешься.
3. Ошибка, напротив, лишена всякой привлекательности. 2 Увидев в чем-то очевидную ошибку, ты пожелаешь ее исправить. 3 Грех может временами повторяться вновь и вновь с явно печальными результатами, но без потери своего очарования. 4 И вдруг его статус греха ты изменяешь на ошибку. 5 Ты больше не повторишь ее, а просто остановишься и, если не останется вины, позволишь ей уйти. 6 Но если вина осталась, ты просто изменишь форму греха, признав, что это была ошибка, однако исправлять ее не станешь. 7 Это не настоящее изменение восприятия, поскольку к наказанию взывает грех, а не ошибка.
4. Святой Дух не наказывает грех. 2 Ошибки Он распознает и исправляет их все, как поручил Ему Господь. 3 Но грех ему неведом, и в равной мере Он не признаёт ошибок, которые нельзя исправить. 4 Ибо неисправимая ошибка бессмысленна для Него. 5 Ошибки существуют для исправления, и больше ничего они не требуют. 6 То, что взывает к наказанию, должно быть, призывает к ничему. 7 Каждая ошибка должна быть просьбой о любви. 8 А что тогда есть грех? 9 Чем еще ему быть, если не ошибкой, скрываемой тобой; зовом о помощи, тобою не услышанным и, следовательно, безответным.
5. Во времени Святой Дух ясно видит, что Божий Сын способен совершать ошибки. 2 В этом ты разделяешь Его видение. 3 Но ты не разделяешь видимых Им отличий меж временем и вечностью. 4 По завершении исправления время есть вечность. 5 Святой Дух может учить тебя смотреть на время по-иному и видеть за его пределами, но только не тогда, когда ты веришь в грех. 6 В ошибку – другое дело, поскольку разум способен ее исправить. 7 Грех же есть убеждение, что восприятие твое неисправимо и что разуму надлежит принимать за истину всё, сообщаемое восприятием. 8 Ослушавшись, он наречен безумным. 9 Единственная сила, способная изменить восприятие, содержится немощной, связанной с телом страхом перед измененным восприятием, которое ее Учитель, единый с ней, способен принести.
6. Когда бы ни возник соблазн поверить, что грех реален, помни: если реален грех, то нереальны оба – Бог и ты. 2 Если творение есть продолжение, Творец должен был Себя продолжить, и невозможно, чтобы какая-либо Его часть была несхожей с остальными. 3 Если реален грех, Бог должен быть в войне с Самим Собой. 4 Он раздвоен и должен разрываться между добром и злом, частью разумный и частью безрассудный. 5 Похоже, Он сотворил нечто, желающее Его сгубить и обладающее реальной силой это сделать. 6 Не легче ли поверить, что ты ошибся, нежели веровать в подобное?
7. Пока ты веришь, что твоя реальность или реальность брата ограничена телом, ты будешь верить в грех. 2 Пока ты веришь в возможность единения тел, ты будешь находить вину привлекательной и верить, что греху нет цены. 3 Ведь вера в то, что тела ограничивают разум, ведет к такому восприятию мира, при котором доказательства разделения мерещатся повсюду. 4 И Бог, и Его творение разделены и ниспровергнуты. 5 Ведь грех доказывает: то, что Предвечный сотворил святым, не устоит против греха и не останется самим собой под натиском его. 6 Грех выглядит могущественней Бога, и перед ним должен склониться Сам Господь и предложить Свое творение победителю. 7 Смирение это или же безумие?
8. Если реален грех, то он навечно вне надежды на исцеление. 2 Поскольку появилась сила, превосходящая Господню, способная создать другую волю, которой ничего не стоит напасть на Божью Волю и одолеть ее и одарить Божьего Сына другою волей, отличной от Отцовой и более могущественной. 3 И каждая часть Божьего фрагментарного творения будет обладать собственной волей, противоречащей Господней Воле и в вечной оппозиции к Нему и к остальным. 4 Твои святые отношения теперь имеют целью доказать, что это невозможно. 5 Их озаряют улыбкой Небеса, и вера в грех искореняется в этой улыбке любви. 6 Ты еще видишь грех, поскольку не осознал исчезновения его фундамента. 7 Его источник был изъят, поэтому и дорожить им можно совсем недолго перед тем, как он исчезнет навсегда. 8 Только привычка его искать еще останется.
9. И всё же ты глядишь с улыбкою Небесной на устах и с благостью Небесною во взоре. 2 Тебе осталось совсем недолго видеть грех. 3 Ведь в новом восприятии, как только он возникнет в поле зрения, разум его исправит, и станет он невидим. 4 Ошибки быстро узнаются и быстро отдаются исправлению для исцеления, а не сокрытия их. 5 Ты исцелишься от греха и всех его опустошительных последствий в тот самый миг, когда откажешься признать его владычество над братом. 6 И ты поможешь брату преодолеть ошибки, освобождая его с радостью от веры в грех.
10. В святом мгновении ты увидишь Небесную улыбку, сияющую брату и тебе. 2 Ты осияешь брата счастливым осознанием милосердия, оказанного тебе. 3 Греху не одолеть союза, осиянного улыбкою Небес. 4 Твое восприятие было исцелено в святом мгновении, подаренном Царством Небесным. 5 Забудь о том, что видел, и с верой подними глаза к тому, что в состоянии узреть сейчас. 6 Барьеры, преграждавшие дорогу к Царству, исчезнут из твоего святого взора, ибо тебе, незрячему, даровано видение, и ты прозрел. 7 Ищи не то, что было убрано, а славу, возрожденную для того, чтобы ее увидеть.
11. Смотри на своего Спасителя и, видя всё, что Он тебе покажет в твоем брате, не позволяй греху подняться снова и снова сделать незрячими твои глаза. 2 Ведь грех удерживает тебя с ним врозь, а твой Спаситель желает тебе смотреть на брата, как на самого себя. 3 Ваши взаимоотношения теперь – храм исцеления, куда «труждающиеся и обремененные» могут прийти и отдохнуть. 4 И здесь по завершении странствия отдохновение ожидает всех. 5 Оно приблизилось ко всем через твои взаимоотношения.
1. Как только из твоих глубин покой продолжится ко всему Сыновству, чтобы объять его и дать ему отдохновение, он встретит множество препятствий на пути. 2 Какие-то из них ты попытаешься воздвигнуть сам. 3 Другие, как покажется, явятся из иных источников: от твоих братьев и от разных аспектов внешнего мира. 4 Но покой мягко перекроет их, продолжившись, ничем не потревоженный, за их пределы. 5 Продолжение цели Святого Духа от твоих взаимоотношений к остальным, чтобы и их по-доброму вовлечь, есть путь, которым Дух Святой приводит к одному порядку цель и средства ее достижения. 6 Покой, укорененный Им в тебе и в твоем брате, тихо продолжится ко всем аспектам вашей жизни и окружит тебя и брата радостью и озарит счастьем и спокойным осознанием полной защищенности. 7 И весть покоя о любви, сохранности и свободе ты донесешь до всех, кто потянулся к храму твоему, где каждого ждет исцеление. 8 Ты не замедлишь отдать ему всё это, поскольку позовешь его, и он тебе ответит, узнав в твоем призыве Божий Зов. 9 Ты пригласишь его войти и дашь ему отдохновение так же, как оно было дано тебе.
2. Всё это ты исполнишь. 2 Но прежде покой, который уже глубоко в тебе, должен продолжиться и одолеть препятствия, тобой воздвигнутые перед ним. 3 Ты это сделаешь, ибо ничто, предпринятое со Святым Духом вместе, не остается незавершенным. 4 Конечно, ты не можешь быть уверен в чем-либо вне тебя, однако можешь быть уверен в том, что Дух Святой просит тебя дать Ему место отдохновения, которое станет местом твоего отдохновения в Нем. 5 Он ответил тебе и пришел в твои взаимоотношения. 6 Неужели ты не ответишь на Его милосердие и не вступишь во взаимоотношения с Ним? 7 Ведь это Он предложил твоим взаимоотношениям дар святости, без коего осталась бы навеки неосознанной ценность твоего брата.
3. Он просит, чтобы благодарность, предлежащую Ему, ты за Него же получил. 2 Глядя на брата с добрым милосердием, ты видишь Его. 3 Ибо ты смотришь именно туда, где Он есть, и не раздельно с Ним. 4 Увидеть Святого Духа ты не можешь; но можешь воистину увидеть своих братьев. 5 Свет в них покажет тебе всё, что надлежит увидеть. 6 Когда покой в тебе продолжится, объемля всех, здешняя функция Святого Духа завершится. 7 Какая тогда надобность в видении? 8 Когда Бог Самолично делает последний шаг, Святой Дух собирает воедино всю благодарность, всю признательность, предложенную Ему тобой, и мягко расстилает ее перед Его Творцом во имя Его святейшего Сына. 9 Отец приемлет ее во Имя Его. 10 Что же еще необходимо видеть в присутствии Его признательности?
1. Первым препятствием, которое придется одолеть покою, окажется твое желание от него избавиться. 2 Ведь ему не продолжиться, если ты его не сохраняешь. 3 Ты центр, из которого покой расходится вовне, сзывая к себе остальных. 4 Ты его дом, спокойная обитель, из коей он мягко изливается вовне, но никогда тебя не покидает. 5 Если ты сделаешь его бездомным, как ему пребывать в Господнем Сыне? 6 Коль суждено ему распространиться на всё творение, он должен начать с тебя, а от тебя достигнуть каждого, зовущего его, и принести ему отдохновение единением с тобой.
2. Зачем же тебе делать покой бездомным? 2 Чего, по-твоему, он должен себя лишить, чтобы пребыть с тобой? 3 Что это за цена, платить которую ты не желаешь? 4 Ничтожная песчаная преграда по-прежнему стоит между тобой и братом. 5 Станешь ли ты укреплять ее сейчас? 6 Тебя не просят отказаться от нее ради одного себя. 7 Христос тебя об этом просит ради Него. 8 Он каждому желает принести покой, а как еще Он может это сделать, если не через тебя? 9 Позволишь ли ты убогой песчаной насыпи, стене из праха, ничтожному воображаемому заслону встать между братьями твоими и спасением? 10 А между тем сей малый след атаки, которым ты всё еще дорожишь, который направляешь против брата, и есть то первое препятствие покою, с которым он встречается в тебе. 11 Эта пустячная стена из ненависти всё еще противостоит Господней Воле и ограничивает ее.
3. Цель Святого Духа мирно покоится внутри тебя. 2 Но ты еще не позволяешь ей с тобою полностью соединиться. 3 Ты всё еще, пусть и немного, перечишь Божьей Воле. 4 Но этой малостью ты ограничиваешь целое. 5 Господня Воля не во множестве, Она одна. 6 Нет у нее противоположности, поскольку нет никакой другой. 7 То, что ты до сих пор хранишь за жалким барьером раздельно с братом, кажется более могущественным, нежели вся вселенная, коль скоро оно сдерживает и вселенную, и ее Творца. 8 Эта убогая стена скрывает цель Царства Небесного и отстраняет ее от Царства.
4. Отнимешь ли ты спасение у дарителя спасения? 2 Ибо ты делаешь именно это. 3 Покой тебя покинуть мог не более, чем Бога. 4 Не бойся этого пустячного препятствия. 5 Оно не может сдержать Господней Воли. 6 Излившись через него, покой с тобою беспрепятственно соединится. 7 Тебе не может быть отказано в спасении. 8 Спасение – твоя цель. 9 Тебе не выбрать ничего иного. 10 Нет цели у тебя, отдельной от цели брата или от той, которую ты попросил Святого Духа с тобою разделить. 11 Бесшумно упадет убогая стена под крыльями покоя. 12 Поскольку от тебя покой пошлет своих гонцов по всему миру, то все преграды рухнут перед ними с такой же легкостью, с какою будут преодолены барьеры, воздвигнутые тобой.
5. Мир победить не труднее, чем одолеть твою убогую стену. 2 Ведь в чуде твоих святых взаимоотношений содержится – вне этого барьера – каждое чудо. 3 В чудесах нет степеней трудности, поскольку все они одинаковы. 4 Каждое из них есть добрая победа очарования любви над привлекательностью вины. 5 Разве возможно, чтобы это не осуществилось, где бы ни делалась такая попытка? 6 Вина не в состоянии воздвигнуть реальных барьеров против чуда. 7 И всё, что, кажется, стояло между тобой и братом, должно отпасть, благодаря призыву, на который ты ответил. 8 А от тебя, ответившего, Он, Кто тебе ответил, будет звать. 9 Его обитель – в твоих святых взаимоотношениях. 10 Так не пытайся встать меж Ним и Его святою целью, которая есть также и твоя. 11 Но тихо позволь Ему продолжить чудо твоих взаимоотношений с той целью, какая им была дана, ко всем, причастным к ним.
6. Есть тишина в Раю, счастливое предвосхищение, короткая и радостная пауза в признании конца пути. 2 Ведь Царство Небесное знает тебя столь же хорошо, как знаешь его ты. 3 Иллюзии больше не стоят между тобой и братом. 4 Так не смотри на жалкую стену теней! 5 Солнце взошло над ней. 6 Разве способна тень закрыть тебя от солнца? 7 Не более того тени способны отгородить тебя от света, в котором заканчиваются иллюзии. 8 Каждое чудо есть просто конец иллюзии. 9 Таким было странствие, таков его конец. 10 А в принятой тобою цели – истине – должны исчезнуть все иллюзии.
7. Ничтожное, безумное желание избавиться от Того, Кого ты пригласил войти и оттолкнул, должно рождать конфликт. 2 Пока ты видишь мир, это ничтожное желание, выкорчеванное и плывущее бесцельно, может прибиться к чему угодно и временно обосноваться там, ведь у него уже нет цели. 3 Прежде чем Дух Святой явился, чтобы пребыть с тобой, оно, казалось, преследовало великую цель: навязчивую и неизменную преданность греху и его следствиям. 4 Теперь оно слоняется без смысла и без цели и создает не более чем пустячную заминку в зове любви.
8. Пушинка легкая желания, крохотная иллюзия, микроскопический остаток веры в грех – вот всё, что остается от того, что некогда казалось миром. 2 Это уже не стойкое препятствие покою. 3 Бесцельные блуждания придают его результатам еще большую, чем прежде, неустойчивость и непредсказуемость. 4 Но есть ли что-либо неустойчивей, нежели тщательно выстроенная бредовая система? 5 Видимость стабильности – ее всепроникающая слабость, распространяющаяся на всё. 6 Непостоянство, вызванное этим жалким остатком, свидетельствует лишь о его ограниченных результатах.
9. Много ли силы есть у легкого пера в сравнении с великими крылами истины? 2 Способно ли оно прервать полет орла или помешать приходу лета? 3 Изменит ли оно воздействие весенних солнечных лучей на занесенный снегом сад? 4 Взгляни, с какою легкостью поднят и безвозвратно унесен этот дымок, и с радостью, без сожалений с ним расстанься. 5 Ведь сам по себе он ничто и ничего не означал, даже когда ты наделял огромной верой его защиту. 6 Не лучше ли приветствовать летнее солнце, чем, вперив взгляд в уносящуюся снежинку, дрожать при воспоминании о зимней стуже?
а. Влечение к вине
10. Влечение к вине рождает боязнь любви, ибо любовь вины не замечает вовсе. 2 В природе любви – видеть только истину, поскольку в ней любовь видит самое себя, с собой соединяясь в святом и совершенном союзе. 3 Так же, как любовь не замечает страха, страх должен не замечать любви. 4 Ибо в любви конец вины столь же бесспорен, как и зависимость страха от вины. 5 Любовь влечет только к любви. 6 Вины не видя, она не видит страха. 7 Всецело чуждая атаке, она не испытывает страха. 8 А страх влеком к тому, чего любовь не видит, и каждый из них верит в небытие того, что видимо другому. 9 Страх смотрит на вину с той же преданностью, с какой любовь глядит на самое себя. 10 И каждый рассылает своих гонцов, и они возвращаются к нему с вестями, написанными на том же языке, на коем были посланы.
11. Гонцы любви, с нежностью посланные, вернутся с вестями любви и доброты. 2 Вестникам страха грубо приказано искать вину и дорожить каждой крупицей греха и зла, которую удастся обнаружить, и, ни одной не растеряв в смертельной боли, нести и складывать почтительно к ногам владыки. 3 Восприятие не может служить двум господам, одновременно ожидающим разных вестей на разных языках. 4 Того, чем страх себя питает, любовь не замечает. 5 Того, что ему так необходимо, она даже не видит. 6 Доброе восприятие любви полностью лишено неудержимой притягательности страха для вины. 7 Всё в поле зрения любви бессмысленно для страха и полностью невидимо для него.
12. Взаимоотношения в этом мире есть результат воззрения на мир. 2 А это зависит от того, с какой эмоцией в мир были посланы гонцы, которые вернутся с рассказом об увиденном. 3 Вестники страха, воспитанные в страхе, дрожат от страха, явившись на зов владыки. 4 Ведь страх беспощаден даже к своим друзьям. 5 Его посланцы крадутся виновато, рыская в поисках вины, до исступления измученные голодом и холодом, в которых их содержит господин, давая поживиться только тем, что они принесут ему. 6 Ни толики вины не ускользнет от их голодных глаз. 7 В своих свирепых поисках греха они набрасываются на любое увиденное ими живое существо и с визгом волокут свою добычу на растерзание властелину.
13. Не посылай этих свирепых гонцов в мир, чтобы, пируя в нем, терзать реальность. 2 Ибо они принесут тебе слово о плоти, коже и костях. 3 Натренированные на поиск тленного, они вернутся, в глотках неся всё разлагающееся и тленное. 4 Для них оно прекрасно, поскольку, кажется, утоляет неистовые конвульсии голода. 5 Обезумев от боли, рожденной страхом, они стремятся отвести карающую длань того, кто их послал, и предлагают ему всё, что дорого их сердцу.
14. Святой Дух даровал тебе гонцов любви, чтобы ты слал их вместо тех, которых готовил в страхе. 2 Им так же, как и тем, другим, не терпится вернуть тебе всё, милое их сердцу. 3 Если ты их пошлешь вперед, они увидят лишь прекрасное и доброе, смиренное и невиновное. 4 И так же тщательно будут они следить за тем, чтобы ни крупица явленного милосердия, ни самый незаметный жест прощения, ни легкое дыхание любви не ускользнули от их взгляда. 5 Они вернутся, неся всё радостное, что нашли, дабы любовно этим с тобой делиться. 6 Не бойся их. 7 Они несут спасение. 8 Их вести – вести безопасности, поскольку добр в их видении мир.
15. Если ты в мир пошлешь гонцов, дарованных тебе Святым Духом, желая только их вестей и никаких других, ты больше не увидишь страха. 2 Твоим глазам предстанет преображенный мир, очищенный от всей вины и нежно тронутый очарованием. 3 Мир полностью освобожден от страха, коим ты заполнял его. 4 И ты уже не сможешь видеть то, что вестников любви просил изъять из мира. 5 Святой Дух дал тебе Своих гонцов, чтобы ты слал их к брату и чтобы они возвращали тебе всё, видимое любовью. 6 Они даны тебе взамен голодных псов страха, которых ты прежде рассылал. 7 И разлетаются гонцы, символизируя избавление от страха.
16. Но и Любовь раскинула бы перед тобою пир, только на белоснежной скатерти и за столом, накрытым в тишине тенистого, раскидистого сада, где никакие звуки, кроме пения и нежного и радостного шепота, не нарушают тишины. 2 Сей пир – во славу твоих святых взаимоотношений, где каждый принимается как дорогой почетный гость. 3 В мгновение святое молитву произносят все, соединяясь в доброте перед столом причастия. 4 Там с вами я соединюсь, как обещал давно и ныне обещаю. 5 Ибо я стал желанным в твоих новых отношениях. 6 А где мне рады, там я есть.
17. Я стал желанным в состоянии милосердия, а это значит, что ты в конце концов меня простил. 2 Ведь я стал символом твоего греха и должен был умереть вместо тебя. 3 Для эго грех означает смерть, а посему и искупление достигнуто через убийство. 4 Спасение видится как путь, на коем Божий Сын убит вместо тебя. 5 Разве тебе, возлюбленному мною, я предложил бы свое тело, зная его ничтожность? 6 Или же обучал тебя тому, что телу нас не разлучить? 7 Мое тело было не ценнее твоего, не лучшим проповедником спасения, и не его Источником. 8 Никто не умирает за кого-то, и смертью грех не искупить. 9 Но ты способен жить, чтобы доказать его нереальность. 10 Тело и вправду кажется символом греха, пока ты веришь в его способность обеспечить тебе желаемое. 11 Пока ты веришь, что оно способно дать тебе усладу, ты веришь также в его способность причинить боль. 12 А думать, что такая малость способна удовлетворить тебя и осчастливить, – значит вредить себе и ограничивать свое счастье, взывая к боли, чтобы пополнить свои скудные запасы и сделать целокупной свою жизнь. 13 Так видит целокупность эго. 14 Вина ведь не замедлит вползти туда, откуда изъято счастье, и заместить его. 15 Сопричастность – иная форма целокупности, превосходящая вину, поскольку она превосходит тело.
1. Мы говорили, что первое препятствие, которое необходимо преодолеть покою, – это твое желание от него избавиться. 2 Покоя не желают там, где доминирует влечение к вине. 3 Второе препятствие, через которое необходимо пройти покою, тесно связанное с первым, есть вера, будто тело ценно тем, что оно предлагает. 4 Здесь влечение к вине проявлено в теле и видимо в нем.
2. Такова ценность, которой, как ты считаешь, покой тебя лишит. 2 Он якобы отберет ее и сделает тебя бездомным. 3 Поэтому ты и отказываешь ему в пристанище. 4 Ты чувствуешь, что «жертва» непомерна для тебя. 5 Но жертва это или освобождение? 6 Что же в действительности тело дало тебе как оправдание твоей странной веры, будто бы в нем заключено спасение? 7 Разве не видишь ты, что это вера в смерть? 8 Здесь восприятие сосредоточено на Искуплении как на убийстве. 9 Именно здесь исток идеи, будто любовь есть страх.
3. Гонцы Святого Духа разосланы далеко за грани тела с призывом к разуму присоединиться к святому союзу и обрести покой. 2 Такую весть я дал им для тебя. 3 Лишь нарочные страха видят тело, поскольку они в вечном поиске всего, способного страдать. 4 Жертва ли это – быть отстраненным от всего, способного страдать? 5 Святой Дух не просит тебя жертвовать надеждой на услады тела; у тела такой надежды нет. 6 Но равно оно не в состоянии принести тебе страх перед болью. 7 Боль есть единственная «жертва», которую испрашивает Дух Святой и от которой Он тебя избавит.
4. Покой продолжен от тебя лишь к вечному, он изливается вовне от вечного в тебе. 2 Всё остальное он одолевает. 3 Второе препятствие покою не прочнее первого. 4 Ибо ты не желаешь ни избавляться от покоя, ни ограничивать его. 5 Но что это за препятствия, которые ты вклинил между покоем и продолжением его, если не те преграды, которые ты воздвиг между своею волей и свершением ее? 6 Ты хочешь единения, а не разгула страха. 7 Спасения, а не боли, вызванной виной. 8 И ты желаешь, чтобы твой Отец, а не могильный холм из глины был твоим домом. 9 В святых взаимоотношениях с тобой – Сын твоего Отца. 10 Он не утратил общения с Ним или с самим собой. 11 Своим согласием на единение с братом ты признаешь, что это так и есть. 12 Это не стоит ничего, но в этом – освобождение от платы.
5. Дорого обошлись тебе твои иллюзии, однако всё, за что ты дорого платил, не принесло тебе покоя. 2 Не рад ли ты, что жертва Небесами невозможна и равно невозможно требовать жертвы от тебя? 3 Нет такого препятствия, которое ты мог бы воздвигнуть перед нашим союзом, ведь я уже присутствую в твоих святых взаимоотношениях. 4 Мы одолеем все преграды вместе, ведь мы стоим у врат внутри, а не снаружи. 5 С какою легкостью ворота распахнутся изнутри, чтобы впустить покой, благословляющий усталый мир! 6 Разве нам так уж трудно вместе преодолеть барьеры, когда ты присоединился к беспредельному? 7 Конец вины – в твоих руках, чтобы его дарить. 8 Ужели ты остановишься сейчас, чтобы искать вину в собственном брате?
6. Позволь мне стать для тебя символом конца вины и посмотри на брата так же, как смотришь на меня. 2 Прости мне все грехи, которые, по-твоему, Сын Божий совершил. 3 И в свете твоего прощения он будет помнить, кто он есть, забыв о том, чего никогда не было. 4 Я прошу твоего прощения, ведь если ты виновен, то должен быть виновным и я. 5 Но если я преодолел вину и победил мир, ты был со мной. 6 Что ты во мне увидишь: символ вины или ее конец, помня, что я означаю для тебя лишь то, что ты видишь в самом себе?
7. Из твоих святых взаимоотношений истина провозглашает истину, любовь глядит на самое себя. 2 Спасение струится из глубин обители, предложенной тобою моему Отцу и мне. 3 Мы вместе пребываем в ней в безмолвном единении Отца и Сына. 4 Приди же, преданный святому союзу Отца и Сына в тебе! 5 И не старайся отделиться от того, что было предложено тебе с признательностью за возвращение покою его дома в Царстве Небесном. 6 Разошли по всему миру радостную весть о конце вины, и весь мир тебе ответит. 7 Подумай о том счастье, которое наступит, как только каждый засвидетельствует кончину греха и покажет тебе, что власть его исчезла навсегда. 8 Где может быть вина, когда исчезла вера в грех? 9 Где нынче смерть, когда умолк ее неистовый глашатай?
8. Прости же мне твои иллюзии, освободи меня от наказания за то, чего я не совершал. 2 Так, обучая свободе брата, ты познаёшь свободу, которой я учил, и тем меня освобождаешь. 3 Я присутствую в твоих святых взаимоотношениях, а ты желаешь упрятать меня за препятствия свободе, возведённые тобой и преграждающие мой путь к тебе. 4 Но невозможно быть раздельно с Тем, Кто уже там. 5 И в Нем вполне возможно, чтобы наш союз, в котором мы уже едины, стал средоточием нового восприятия, несущего свет всему миру, заключенному в тебе.
а. Влечение к боли
9. Твоя скромная роль – отдать Святому Духу целиком идею жертвы. 2 И принять покой, который Он дает взамен без ограничений, способных помешать его продолжению и лимитировать твоe осознание его. 3 Ведь то, что Он дает, должно продолжиться, чтобы осталась в тебе его беспредельная сила и чтобы ты мог воспользоваться ею в освобождении Сына Божьего. 4 Вовсе не от покоя желаешь ты избавиться; им обладая, ты не способен положить ему предел. 5 Если покой бездомен, бездомны ты и я. 6 И Тот, Кто есть наш дом, бездомен вместе с нами. 7 Разве ты этого желаешь? 8 И разве в поисках покоя ты сделаешься вечным странником? 9 Разве свою надежду на счастье и покой ты вложишь в обреченное на неудачу?
10. Вера в вечное всегда оправдана, поскольку вечное – извечно благо, в своем терпении беспредельно и целиком исполнено любви. 2 Оно и примет тебя всецело, и даст покой. 3 Однако оно может соединиться только с тем, что уже пребывает в тебе в покое и что бессмертно, как оно само. 4 Тело не принесет тебе покоя или страданий, радости или боли. 5 Оно есть средство, а не цель. 6 Само по себе оно не имеет цели, лишь ту, которая ему дана. 7 Тело всегда будет казаться средством достижения цели, которую ты приписал ему. 8 Лишь разум устанавливает цель, лишь он способен увидеть средство ее достижения и оправдать его использование. 9 Покой или вина – вот состояния, к которым стремится разум. 10 И эти состояния есть дом эмоции, вызывающей их к жизни и, следовательно, совместимой с ними.
11. Задумайся, однако, над тем, какая из них совместима с тобой. 2 Перед тобою выбор, и он свободен. 3 Но всё, что в нем заключено, придет с ним заодно, и то, кем ты себя считаешь, неотделимо от него. 4 Тело кажется великим предателем веры. 5 В нем – корни разочарования и семена неверия, но только если ты просишь у него то, чего оно не может дать. 6 Разве твоя ошибка – достаточное основание для угнетенности и разочарования, для мстительной атаки на то, что, как тебе казалось, подвело тебя? 7 Свою ошибку не используй как оправдание собственного неверия. 8 Ты не грешил, но ошибался в том, что предано тебе. 9 А исправление ошибки даст тебе основание для веры.
12. В погоне за телесными усладами ты обязательно находишь боль. 2 Необходимо хорошо усвоить эту взаимосвязь, ведь именно ее считает эго свидетельством греха. 3 В действительности это не наказание. 4 Это лишь неизбежный результат отождествления себя с телом, которое является приглашением для боли. 5 Оно призывает страх войти и стать твоей целью. 6 Влечение к вине должно прийти с ним вместе, и, что бы тело, побуждаемое страхом, ни делало, всё будет сопровождаться болью. 7 Тело разделит боль иллюзий, и иллюзия удовольствия будет той же, что и иллюзия боли.
13. Так ли уж это неизбежно? 2 Понукаемое страхом, тело следует курсом вины, служа хозяину, чье влечение к вине поддерживает всю иллюзию его существования. 3 Тогда это и есть влечение к боли. 4 Руководимое подобным восприятием, тело становится слугою боли, ища ее покорно и повинуясь идее, будто боль есть наслаждение. 5 Именно эта идея является подоплекой такой весомой ставки эго на тело. 6 Эти безумные отношения эго утаивает, живя за их счет. 7 Тебя же оно учит, что наслаждение тела и есть счастье. 8 А про себя нашептывает: «Оно есть смерть».
14. Должно ли тело быть чем-либо для тебя? 2 Ценность того, из чего оно сделано, определенно невелика. 3 И так же определенно у него нет чувств. 4 Оно передает те чувства, которые тебе желанны. 5 Как всякое средство связи тело получает и рассылает вести, которые ему даны. 6 Оно к ним не испытывает чувств. 7 Все чувства, вложенные в эти вести, принадлежат их отправителю и адресату. 8 Как эго, так и Дух Святой прекрасно понимают это, а также понимают, что отправитель – он же адресат. 9 Святой Дух сообщает тебе об этом с радостью. 10 А эго утаивает эту весть, поскольку не желает осознания ее тобой. 11 Кто стал бы рассылать исполненные атаки и ненависти послания, если бы понял, что шлет их самому себе? 12 Кто стал бы обвинять и осуждать себя?
15. Послания эго рассылаются вовне всегда с уверенностью, что от твоих посланий атаки и вины страдать придется кому угодно, только не тебе. 2 А даже если ты и пострадаешь, участь другого будет много горше. 3 Великий лгун прекрасно знает, что это не так, но, будучи «врагом» покоя, побуждает тебя рассылать вовне послания ненависти и так освобождать себя. 4 А чтобы убедить тебя в осуществимости подобного, эго побуждает тело искать боль в атаке на другого, называет это удовольствием и предлагает его в качестве свободы от атаки.
16. Не слушай сумасбродства эго, не верь в истинность невозможного. 2 Не забывай, что эго посвятило тело цели – греху и вкладывает всю свою веру в то, что это осуществимо. 3 Грустные служки эго поют протяжные и нескончаемые гимны телу в хвалебных одах эго. 4 Каждый должен поверить, что уступить влечению вины значит избежать боли. 5 Каждый обязан считать себя телом, без коего он умрет, но в коем его смерть равно неизбежна.
17. Последователям эго не дано понять, что они посвятили себя смерти. 2 Свобода предложена им, но не принята ими, а то, что предложено, должно быть и получено, чтобы воистину быть отданным. 3 Ведь Святой Дух тоже посредник в общении; Он получает вести от Отца и предлагает их Сыну. 4 Так же, как эго, Дух Святой – и отправитель, и получатель. 5 Ведь посланное через Него к Нему вернется, поскольку в поисках себя оно себя находит. 6 И так же эго находит смерть, которую оно ищет, и возвращает тебе.
1. Тебе и брату, в чьи особые отношения вошел Святой Дух, дано освобождаться и освобождать от преданности смерти. 2 Это было предложено тебе и принято тобой. 3 Но тебе нужно тщательнее присмотреться к этой нелепой преданности, ибо в ней заключается третье препятствие, которое необходимо преодолеть покою. 4 Никто не умирает, не выбрав смерть. 5 А то, что предстает как боязнь смерти, на самом деле есть влечение к ней. 6 Вина ведь тоже и страшится, и страшит. 7 Однако ей подвластны только те, кто ее ищет, кого к ней влечет. 8 Так и со смертью. 9 Созданная эго, она накрыла черной тенью всё живое, поскольку эго есть «враг» жизни.
2. Но тень не убивает. 2 Что тень живущим? 3 Мимо прошли – и нет ее. 4 А как же с теми, чья приверженность – не жить; с теми задрапированными в траур «грешниками» – погребальным хором эго, тяжелой поступью бредущими от жизни прочь, поющими, звеня своими кандалами, хвалы неумолимому владыке, богу смерти? 5 Коснись любого из них нежною рукой прощения и стань свидетелем того, как упадут их кандалы, а с ними и твои. 6 Смотри: он сбросил черный балахон, надетый им, чтобы присутствовать на собственных похоронах; услышь его, смеющегося над смертью. 7 Через твое прощение он ускользнет от приговора, вынесенного ему грехом. 8 То не гордыня. 9 В том Воля Бога. 10 Что остается невозможным для тебя, избравшего своею волей Его Волю? 11 Что тебе смерть? 12 Ведь предан ты не смерти и не ее владыке. 13 Когда ты принял цель Святого Духа вместо цели эго, ты смерть отверг и обменял ее на жизнь. 14 Мы знаем, что идея не покидает свой источник. 15 И смерть есть такой же несомненный результат идеи, которую мы называем эго, как жизнь есть результат Мысли Божьей.
а. Непорочное тело
3. От эго явились вина, и грех, и смерть в противовес невинности и жизни, и Воли Бога Самого. 2 Но где подобное противостояние возможно, если не в воспаленном разуме безумных, безумию преданных, настроенных против Небесного покоя? 3 Одно лишь очевидно: Господь, не сотворивший ни греха, ни смерти, не хочет, чтобы ты был ими связан. 4 Ему неведомы ни грех, ни следствия его. 5 Закутанные в черное фигуры тянутся траурной процессией не с целью почтить Творца, Чья Воля в том, чтобы они жили. 6 Они не следуют Господней Воле, они ей противостоят.
4. А что же тело, задрапированное в черный траур, которое они хоронят? 2 Это тело, приговоренное ими к смерти, символ порока, жертва греху, предложенная ему, чтобы, питаясь ею, он мог поддерживать в себе жизнь; вещь проклятая, осужденная своим создателем, оплаканная каждым плакальщиком, видящим в нем себя. 3 Ты, веря, будто осудил на это Сына Божьего, самонадеян. 4 Но ты, освобождающий его, чтишь Волю его Творца. 5 Самонадеянность греха, заносчивость вины и памятник надгробный разделению – всё это часть твоей неосознанной приверженности смерти. 6 Блеск вины, возложенной тобой на тело, убивает его. 7 Ведь всё, что эго любит, оно убивает за послушание. 8 Но то, что непокорно эго, оно не в состоянии убить.
5. У тебя есть иная преданность, что сохраняет тело непорочным и совершенным, пока ты пользуешься им, осуществляя свою святую цель. 2 Тело способно умереть не более, чем чувствовать. 3 Оно бездейственно . 4 Само по себе оно ни порочно, ни беспорочно. 5 Оно ничто. 6 Оно есть результат ничтожной и безумной идеи порока, которую можно исправить. 7 Ведь Бог ответил на эту безумную идею Своею Собственной, Ответом, который не покидал Его и, следовательно, привносит осознание Бога в каждый разум, услышавший Его Ответ и принявший Его.
6. Тебе, кто предан беспорочному, была дана через твое приятие сила освобождения от порока. 2 И есть ли лучший способ обучения первому и основному принципу в данном учении о чудесах, нежели показ, что чудо, кажущееся наиболее трудным, может свершиться первым? 3 Тело лишь служит твоей цели. 4 Как ты посмотришь на него, таким оно тебе предстанет. 5 Смерть, будь она истинной, стала бы окончательным и полным разрывом общения, что и является целью эго.
7. Те, кто боится смерти, не видят, как часто и как громко они зовут ее прийти и избавить их от общения. 2 В смерти они усматривают собственную безопасность, великого и мрачного освободителя от света истины, ответ Ответу, глушителя Голоса, Вещающего за Бога. 3 Но отступление к смерти еще не конец конфликта. 4 Лишь Божий Ответ ему конец. 5 Твоя воображаемая любовь к смерти кажется непомерным препятствием, которое необходимо преодолеть покою. 6 Ведь в нем упрятаны все тайны эго и все его нелепые средства обмана, его болезненные идеи и дикие фантазии. 7 Здесь окончательный распад союза, триумф всего созданного эго над творением, победа безжизненного над Самой Жизнью.
8. В пыли, на краю собственного изувеченного мира оставило бы эго Сына Божьего, убитого велениями эго и доказавшего своим распадом, что Сам Господь беспомощен перед всесильным эго, а жизнь, Им сотворенную, Он не способен защитить от бешеного желания эго убивать. 2 Мой брат и чадо нашего Отца, это лишь сон о смерти. 3 Ведь нет ни похорон, ни мрачных алтарей, ни беспощадных заповедей, ни извращенных ритуалов осуждения, к которым тело тебя ведет. 4 Так не проси освобождения от него. 5 Освободи его от беспощадных и неослабных своих велений, прости ему всё то, что делать сам же приказывал ему. 6 Возвысив тело, ты осудил его на смерть, ведь только смерть одерживает верх над жизнью. 7 И что, кроме безумия, увидев поражение Бога, сочтет его реальным?
9. Страх перед смертью уйдет, как только влечение к ней уступит подлинному влечению к любви. 2 Конец греха, тихо укрывшийся в безопасности твоих взаимоотношений и защищенный твоим союзом с братом, готовый вырасти в могучую силу в поддержку Бога, довольно близок. 3 Младенчество спасения надежно охраняется любовью, защищено от каждой агрессивной мысли и тихо подготовлено к исполнению великой миссии, ради которой спасение тебе дано. 4 Твою новорожденную цель выхаживают ангелы, лелеет Дух Святой и охраняет Сам Бог. 5 Ей не нужна твоя защита, она – твоя. 6 Ибо она бессмертна, и в ней самой лежит кончина смерти.
10. Что за опасность может грозить всецело невиновному? 2 Что может на невинного напасть? 3 Какому страху под силу прийти, нарушив покой безгрешных? 4 Всё, что тебе дано, даже в своем младенчестве, находится в полном общении с тобой и с Богом. 5 В своих ладошках оно держит в подлинной сохранности каждое чудо, которое ты совершишь, протягивая его тебе. 6 Чудо жизни, рожденное во времени, взлелеянное в вечности, возраста не имеет. 7 Узри же этого младенца, которому ты предоставил место отдохновения своим прощением брата, и в этом узри Господню Волю. 8 Младенец Вифлеемский здесь вновь рожден. 9 И каждый, предоставивший ему приют, последует за ним, но не на крест, а к воскресению и жизни.
11. Когда что-либо кажется тебе источником страха, когда какая-либо ситуация пугает и трепет ужаса пронизывает тело, заставив его обливаться холодным потом, помни, что этому всему есть только одна причина: эго восприняло тело как символ страха, как знак греха и смерти. 2 Тогда припомни, что ни знак, ни символ не нужно путать с самим источником, ведь символы обозначают нечто другое, а не самих себя. 3 Их смысл не может заключаться в них самих, его необходимо искать в том, что они представляют. 4 И значить они могут всё или ничего в зависимости от истинности или фальшивости идеи, которую отражают. 5 Столкнувшись с подобной кажущейся неопределенностью смысла, не суди его. 6 И помни о святом присутствии Того, Кто дан тебе в качестве Источника суждения. 7 Предоставь Ему судить всё для тебя, сказав:
8 Возьми от меня это, смотри и за меня суди.
9 Пусть я не вижу в этом символов греха и смерти, не стану их использовать с целью разрушения.
10 Учи меня не создавать из этого препятствия покою, но разрешить Тебе воспользоваться этим для меня, чтобы обеспечить приход покоя.
1. Что бы увидел ты без страха перед смертью? 2 Что бы ты чувствовал и о чем думал, если бы смерть так не влекла тебя? 3 Ты просто помнил бы своего Отца. 4 Творца всей жизни, Источник всего живого, Отца вселенной и вселенной вселенных и даже всего, лежащего за ними, ты помнил бы. 5 В то время как эта память восходит в твоем разуме, покой всё еще должен одолеть последнее препятствие, после чего спасение достигнуто и Божий Сын полностью возвращен здравомыслию. 6 Ведь здесь действительно закончится твой мир.
2. Четвертое препятствие, которое необходимо преодолеть покою, висит тяжелою завесой перед лицом Христа. 2 По мере того, как его лик проступает из-за нее, сияя радостью в Любви его Отца, покой легким прикосновением завесу отодвинет и устремится Ему навстречу, чтобы наконец соединиться с Ним. 3 Ведь эта мрачная завеса, уподобляющая лицу прокаженного лик самого Христа, а яркие Лучи Любви его Отца, что озаряют славой Его лик, уподобляет потокам крови, тускнеет в ярком свете позади нее, когда уходит страх смерти.
3. Это есть самая темная из всех завес, поддерживаемая верой в смерть и защищенная влечением к ней. 2 Преданность смерти и ее владычеству есть лишь торжественный обет, тайная клятва и данное эго обещание не поднимать завесы, не приближаться к ней и даже не подозревать о том, что она есть. 3 Тайная эта сделка с эго заключена затем, чтобы лежащее за завесой хранить изглаженным из памяти навечно. 4 Здесь твой зарок не допустить союза, способного изъять тебя из разделения; великая амнезия, из-за которой память о Всевышнем кажется глубоко забытой; раскол со своим Я – всё это есть страх перед Богом, последняя ступень в твоей диссоциации.
4. Смотри, как вера в смерть тебя на первый взгляд «спасает». 2 Исчезни это всё, чего еще, если не жизни, тебе бояться? 3 Лишь притягательность смерти заставляет жизнь казаться уродливой, жестокой и деспотичной. 4 Смерти боишься ты не больше, чем боишься эго. 5 Они – тобою выбранные друзья. 6 Поскольку в тайном союзе с ними ты согласился никогда не избавляться от страха перед Богом, чтобы лишить себя возможности увидеть лик Христа и с Ним в Его Отце соединиться.
5. Каждое препятствие, через которое предстоит пройти покою, преодолевается одним и тем же образом: страх, что воздвиг его, уступает место любви за ним – и исчезает. 2 Также и здесь. 3 Желание отделаться от покоя и отогнать подальше от себя Святого Духа постепенно исчезает в присутствии тихого признания твоей любви к Нему. 4 Возвеличение тела отвергнуто в пользу духа, которого ты любишь так, как никогда не смог бы любить тело. 5 И смерть навечно утрачивает свою привлекательность, когда тебя волнует и зовет к себе любовь. 6 А из-за каждого препятствия любви взывает к тебе Сама Любовь. 7 И каждое из тех препятствий одолевается влечением к тому, что по другую сторону от них. 8 Твое желание страха казалось их опорой. 9 Но, услыхав за ними Глас Любви, ты ответил, и все они исчезли.
6. Теперь, объятый ужасом, стоишь ты перед тем, на что поклялся не смотреть. 2 Глаза твои опущены при воспоминании об обещании твоим «друзьям». 3 «Очарование» греха и нежное влечение вины, «святая» восковая фигура смерти и страх перед возмездием эго, не покидать которое ты клялся кровью, – все они восстают и убеждают тебя не поднимать глаза. 4 Ведь ты осознаёшь, что, если всё это увидеть, если позволить поднять завесу – они исчезнут навсегда. 5 Твои «друзья», «защитники», «твой дом» – всё пропадет. 6 А из того, что помнится сейчас, ты уже ничего не будешь помнить.
7. Кажется, мир буквально тебя покинет, как только ты решишься поднять глаза. 2 Случится же обратное: ты навсегда оставишь этот мир. 3 И в этом новое утверждение твоей воли. 4 Взгляни на мир открытыми глазами – и навсегда исчезнет вера в то, что ты зависим от чего-то вне тебя, от неподвластных тебе сил, от мыслей, приходящих вопреки твоей воле. 5 Твоя воля в том, чтобы на это посмотреть. 6 Безумные желания, банальные порывы снова забыть, уколы страха и холодный пот кажущейся смерти – ничто не сможет устоять против твоей воли. 7 Ибо влекущее тебя из-за завесы также укоренено в тебе, с тобою нераздельно и полностью едино.
а. Поднятие завесы
8. Не забывай, что этот дальний путь проделали вы вместе с братом. 2 И вас определенно вело сюда не эго. 3 Ни одного препятствия покою с помощью эго не одолеть. 4 Оно не раскрывает своих тайн, не предлагает их увидеть, чтобы уйти за их пределы. 5 И слабости свои оно не поспешит перед тобою обнажить, чтобы ты понял: нет у него силы удерживать тебя врозь с истиной. 6 Тот, Кто привел тебя сюда, с тобою остается, и ты, подняв глаза, будешь готов смотреть на ужасы без страха. 7 Но прежде подними глаза и посмотри на брата своего в невинности, рожденной полным прощением его иллюзий, глазами веры, что не видит их.
9. Никто не может смотреть без ужаса на страх перед Всевышним, пока не примет Искупления и не познает, что иллюзии нереальны. 2 Никто не может стоять перед таким препятствием один, ибо он не ушел бы так далеко, не шествуй рядом его брат. 3 Никто бы не посмел взглянуть на данное препятствие без полного прощения брата в своем сердце. 4 Постой же здесь немного и не дрожи. 5 Ты будешь готов. 6 Давай соединимся в святом мгновении здесь, в этом месте, куда цель, данная в святом мгновении, привела тебя. 7 Соединимся, веруя, что Тот, Кто нас сюда привел, предложит тебе невинность, столь нужную тебе, и что ты примешь ее ради моей и Его любви.
10. Но слишком быстро этого не увидеть. 2 Ведь в это место каждый должен прийти, как только он готов. 3 Как только он нашел своего брата – он готов. 4 Но просто прийти к этому месту недостаточно. 5 Странствие без цели по-прежнему бессмысленно, и, даже завершившись, оно не кажется более осмысленным. 6 Как же тебе понять, что странствие окончено, если не осознать, что цель его достигнута? 7 Именно здесь, у финиша, ты видишь его цель. 8 И здесь ты выбираешь, увидеть ее или же продолжать блуждать лишь для того, чтобы вернуться и сделать новый выбор.
11. Чтобы увидеть страх перед Богом, действительно необходима подготовка. 2 Лишь здравомыслящие могут смотреть на чистое безумие и неистовое безрассудство с жалостью и состраданием, но не со страхом. 3 Только у разделяющих безумие оно вызывает страх, а ты его разделяешь, пока не посмотришь на брата с совершенной верой, нежностью и любовью. 4 Пока прощение не станет полным, ты не прощаешь. 5 Ты в страхе перед Богом, потому что боишься брата. 6 Кого ты не прощаешь, тех боишься. 7 Никто не сможет достичь любви со страхом подле себя.
12. Твой брат, который стоит подле тебя, кажется тебе чужим. 2 Ведь ты его не знаешь, и твоя интерпретация его полна страха. 3 Ты всё еще нападаешь на него, чтобы обезопасить то, что кажется тебе тобою. 4 Однако в его руках твое спасение. 5 Ты видишь его безумие, которое ненавидишь, поскольку разделяешь его. 6 А сострадание и прощение, способные исцелить безумие, уступают место страху. 7 Брат мой, ты так нуждаешься в прощении брата, ведь ты разделишь с ним либо безумие, либо Рай. 8 Либо вы с верою и вместе поднимете глаза, либо их не поднимет ни один из вас.
13. С тобою рядом тот, кто предлагает чашу Искупления, ибо Святой Дух – в нем. 2 Поставишь ли ему в вину его грехи или же примешь его дар? 3 Спасения податель, кто он тебе, друг или враг? 4 Реши, кто он тебе, и помни: всё, что ты получаешь от него, соответствует твоему выбору. 5 В нем есть сила прощать твои грехи, как есть она в тебе, чтобы прощать грехи его. 6 Никто не может в одиночку дать ее себе. 7 И тем не менее, твой спаситель стоит за каждым. 8 Позволь ему быть тем, что он есть, и не старайся сделать из любви врага.
14. Узри же Друга твоего, Христа, стоящего подле тебя! 2 Как же прекрасен Он и свят! 3 Ты думал, что Он грешен, поскольку сам набросил на Него покров греха, чтобы сокрыть Его очарование. 4 А Он всё так же протягивает тебе прощение, чтобы разделить с тобой Свою святость. 5 Сей «недруг», сей «чужак» всё еще предлагает тебе спасение, как Его Друг. 6 «Враги» Христа, служители греха, не знают, на Кого они напали.
15. Это твой брат, грехом распятый и ждущий избавления от боли. 2 Разве ты не предложишь ему прощения, когда лишь он один способен предложить его тебе? 3 За собственное избавление подарит он тебе твое так же определенно, как сотворил Бог каждое живое существо и как Он любит его. 4 Он тебе истинно его подарит, ведь оно будет и предложено, и принято. 5 Нет такой милости в Раю, какую ты не смог бы предложить брату и сам получить от самого святого Друга своего. 6 Так не давай ему удерживать ее, ведь своим получением ее ты предлагаешь ее ему. 7 И он получит от тебя то, что получено тобою от него. 8 Избавление дано тебе лишь с тем, чтобы ты отдал его брату и таким образом сам получил его. 9 Тот, кого ты простил, свободен, а отданное тобой ты разделяешь с ним. 10 Прости же брату все грехи, в которых он обвиняет себя и всю вину, которая тебе мерещится в нем.
16. Это святое место воскресения, к которому мы вновь придем; к которому мы будем возвращаться, пока избавление не достигнуто и не получено. 2 Прежде чем брата осудить, подумай, кто он такой. 3 И Бога поблагодари за то, что он свят и что дар святости дан ему для тебя. 4 Соединись с ним в радости, сотри следы вины в его истерзанном, смятенном разуме. 5 И помоги ему освободиться от тяжкой ноши греха, тобою взваленного на него, а им воспринятого как его собственный, и с легкостью и счастливым смехом отмети от него. 6 Терний греха не прижимай ко лбу его, не прибивай его к греху гвоздями, неискупленного и потерявшего надежду.
17. Одари верой брата своего, ибо надежда, милосердие и вера – твои, чтобы дарить. 2 В руки дающего дается дар. 3 Взгляни на брата и в нем узри желанный Божий дар. 4 Близится Пасха, время воскресения. 5 Давай дарить друг другу избавление и разделять его, чтобы взойти в единстве в воскресении, а не разъединиться в смерти. 6 Узри тот дар свободы, что отдал Я Святому Духу для тебя. 7 И будьте ты и брат свободны вместе, даря Святому Духу тот же дар. 8 А отдавая его, получите его от Него взамен того, что отдали. 9 Вас и меня ведет Он вместе для встречи в этом святом месте, чтобы принять одно решение.
18. Здесь брата своего освободи, как я освободил тебя. 2 Дай ему тот же дар и на него смотри без осуждения. 3 Пусть будет он в твоих глазах невинен так же, как ты – в моих; не замечай его грехов, которые ему мерещатся в самом себе. 4 И предложи ему свободу и полное освобождение от греха здесь, в саду кажущейся агонии и смерти. 5 Так вместе мы приготовим путь для воскресения Господня Сына, позволим ему вновь воскреснуть в радостном воспоминании о Его Отце, не ведающем ни греха, ни смерти, а знающем только жизнь вечную.
19. Вместе мы удалимся в Присутствие за завесой, чтобы быть не потерянными, но найденными, не видимыми, а только знаемыми. 2 Со знанием же не остается ничего невыполненного в плане, Всевышним установленном для спасения. 3 Такова цель странствия, без которой оно бессмысленно. 4 Здесь Божий покой, Им отданный тебе навечно. 5 Здесь и отдохновение, и тишина, которых ты искал, причина странствия с самого его начала. 6 Царство – твой дар и долг твоему брату, дань благодарности, предложенная Господню Сыну, признательность за то, что он есть, за то, каким он сотворен своим Отцом.
20. Подумай хорошенько, каким ты будешь видеть подателя такого дара, ибо от этого зависит, каким перед тобой предстанет дар. 2 В зависимости от того, увиден он дарителем вины или спасения, будет увиден и получен его дар. 3 Распятые подарят боль, поскольку они испытывают боль. 4 А исцеленные одарят радостью, поскольку они исцелены от боли. 5 Каждый отдает так же, как получает, но каждый должен выбрать сам, что получить. 6 Он выбор свой узнает по тому, что он отдаст и что будет ему дано. 7 И ничто в Раю или в аду не помешает его решению.
21. Ты потому так далеко ушел, что странствие было твоим выбором. 2 Никто не станет предпринимать то, в чем не видит смысла. 3 То, во что ты поверил, всё так же предано тебе, оберегая тебя той же сильной и нежной верой, которая возносит тебя над завесой и безопасно помещает Сына Божьего под совершенную защиту его Отца. 4 Это единственная цель, дающая и миру, и длительному странствию через него тот смысл, который они имеют. 5 Вне этого они бессмысленны. 6 Ты и твой брат стоите вместе, еще не убежденные, что мир и странствие имеют смысл. 7 Однако вам дано увидеть эту цель в вашем святейшем Друге и в ней признать вашу собственную цель.