Курс Чудес

Unknown

Глава 18
ЗАВЕРШЕНИЕ СНА

I. Замещенная реальность

1. Заместить – значит принять одно взамен другого. 2 Если ты поразмыслишь над тем, что это за собой влечет, то сразу же поймешь, насколько оно несовместимо с целью, которую тебе и дал, и за тебя достигнет Святой Дух. 3 Заместить – значит выбрать одно из двух, отвергнуть один аспект Сыновства, предпочитая ему другой. 4 Для этой особой цели один аспект оценивают выше и замещают им другой, менее ценный. 5 Взаимоотношения, в которых произошла подобная замена, становятся фрагментарными, и, соответственно, фрагментарной становится их цель. 6 Фрагментация означает исключение, и замещение есть самая сильная защита разделения в арсенале эго.

2. Святой Дух никогда не пользуется замещением. 2 Там, где эго воспринимает одну личность как замещение другой, Святой Дух видит их едиными и неделимыми. 3 Он между ними не выбирает, зная, что они – одно. 4 Соединенные, они – одно в силу их одинаковости. 5 А замещение, бесспорно, есть процесс, в котором они воспринимаются разными. 6 И так Один соединяет, другое разделяет. 7 Ничто не может вклиниться меж тем, что сочетал Господь и что единым видит Дух Святой. 8 Но, кажется, всё вклинивается во фрагментарные взаимоотношения, которые эго намерено разрушить.

3. Единственной эмоцией, в которой замещение невозможно, является любовь. 2 Страх по определению предполагает замещение, поскольку страх есть замещение любви. 3 Он есть эмоция разъединяющая и разъединенная. 4 Кажется, он принимает множество форм, и каждая из них требует своей формы выражения для удовлетворительного результата. 5 Хоть этим и создается видимость многообразия типов поведения, намного более серьезный результат – фрагментарное восприятие, в котором укоренено любое поведение. 6 Никто не видится целостным. 7 Внимание сосредоточено на теле с особым акцентом на определенных его частях; его используют как эталон сравнения в принятии или отказе проявления особой формы страха.

4. Поверив в то, что Бог есть страх, ты произвел всего одну замену. 2 Она облеклась во множество форм, поскольку явилась замещением истины иллюзией, а целостности – фрагментарностью. 3 Столь многократно она разъединялась, подразделялась, делилась вновь и вновь, что уже невозможно себе представить: когда-то она была всего одной заменой и остается тем же, чем была. 4 Одна ошибка, приведшая истину к иллюзии, вечность ко времени и жизнь к смерти, – вот всё, что ты когда-либо сделал. 5 На ней одной и зиждется весь твой мир. 6 Всё, что ты видишь, отражает ее, и все особые отношения, когда-либо тобою созданные, есть ее часть.

5. Ты, видимо, немало удивишься, услышав, насколько реальность отлична от того, что видишь ты. 2 Ты не осознаёшь величины этой одной ошибки. 3 Она была столь непомерной и столь невероятной, что мир абсолютной нереальности должен был появиться из нее. 4 Каким еще мог быть ее исход? 5 Сами раздробленные аспекты уже достаточно страшны, когда ты начинаешь вглядываться в них. 6 Но ничто из видимого тебе даже и в первом приближении не напоминает непомерность изначальной ошибки, казалось, изгнавшей тебя из Рая, разбившей знание на множество бессмысленных осколков раздробленного восприятия и вынудившей тебя к последующим замещениям.

6. Такова была первая проекция ошибки вовне. 2 Мир поднялся, чтобы сокрыть ее и стать экраном для ее проекции, воздвигнутым между тобой и истиной. 3 Ведь истина продолжает себя внутрь, где не имеет смысла концепция потери и только возрастание мыслимо. 4 Думаешь, странно, что мир, где всё вверх дном и задом наперед, возник из этой проекции ошибки? 5 То было неизбежно. 6 Ведь истина, принесенная к этому, могла лишь тихо пребывать внутри, не принимая участия в безумии проекции, которой создавался этот мир. 7 Можно назвать ее безумием, но не грехом; ведь таковой она была и остается. 8 Не оделяй ее виной, ибо вина предполагает, что всё это действительно свершилось. 9 Но главное, ее не бойся.

7. Когда почудится, будто какая-то уродливая форма первой ошибки встает, чтобы посеять в тебе страх, скажи: «Господь – не страх, Он есть любовь»; тогда она исчезнет. 2 Истина тебя спасет. 3 Она не покинула тебя, чтобы уйти в безумный мир и таким образом с тобой расстаться. 4 Всё здравомыслие – внутри тебя, безумие – снаружи. 5 Но ты считаешь, будто всё наоборот: снаружи – истина, ошибка и вина – внутри. 6 Твои ничтожные, тронутые безумием бессмысленные замещения, легким кружением унесенные на безрассудный курс, подобные пушинкам, пускающимся с порывом ветра в бешеные пляски, не имеют никакой субстанции. 7 Они соединяются, сливаясь, и разлетаются в изменчивых, бессмысленных узорах, судить которые нет нужды. 8 Судить их по отдельности бессмысленно. 9 Ничтожные различия в их форме вовсе не делают их разными. 10 Все они несущественны. 11 Вот что в них общего – и ничего иного. 12 Нужно ли что-то еще, чтобы сделать их одинаковыми?

8. Дай же им всем уйти, танцуя на ветру, ныряя и кружась, пока совсем из виду не исчезнут. 2 И обратись к величественному покою внутри себя, где обитает в святой недвижности Господь живой, Кого ты никогда не покидал и Кто никогда не покидал тебя. 3 Дух Святой, взяв тебя нежно за руку, пройдет с тобою по твоим следам обратно весь твой безумный путь вне себя, любовно возвращая тебя истине и безопасности внутри. 4 Все твои сумасбродные проекции и дикие замены, которые ты поместил снаружи, несет Он к истине. 5 Так Он меняет курс безумия на обратный и восстанавливает в тебе здравомыслие.

9. В твоих взаимоотношениях с братом, за которые Он по твоей просьбе взял ответственность, наметил Он путь внутрь к истине, которую вы разделяете. 2 В безумном мире вне тебя нет ничего, что можно разделять, есть только то, что можно замещать, но соучастие и замещение в реальности не имеют ничего общего. 3 Внутри себя ты любишь брата своего любовью совершенной. 4 Ведь здесь – земля святая, куда войти не может никакое замещение и где лишь истина в брате твоем способна обитать. 5 Здесь вы едины в Боге и настолько вместе, насколько вместе с Ним Самим. 6 А изначальная ошибка не вошла и никогда не сможет сюда войти. 7 Здесь – лучезарная истина, которой Дух Святой посвятил ваши отношения. 8 Позволь Ему принести их сюда, где ты желаешь им быть. 9 Отдай Ему немного веры в брата, чтобы помочь Ему показать тебе, что никакое тобой созданное замещение Небес не в состоянии удерживать тебя от них вдали.

10. В тебе нет разделения, и никакое замещение не может отделить тебя от брата. 2 Твоя реальность была творением Божьим, и ей замены нет. 3 Вы в истине соединены настолько тесно, что там есть только Бог. 4 Он никогда не примет ничего другого вместо вас. 5 Он равно любит вас обоих, как одного. 6 Какими Он вас любит, такие вы и есть. 7 Соединены вы вместе не в иллюзиях, но в Мысли, столь совершенной и святой, что никакие иллюзии не могут оставаться, чтобы омрачать святое место, где вы стоите вместе. 8 Брат мой, с тобою Бог. 9 Давай соединимся в Нем в покое и благодарности и примем Его дар как нашу самую святую и совершенную реальность, которую мы разделяем в Нем.

11. Рай восстановлен для всего Сыновства через твои взаимоотношения, поскольку в них заключено Сыновство, прекрасное и целокупное, сохранное в твоей любви. 2 Царство пришло в безмолвии, поскольку все иллюзии по-доброму принесены к истине в тебе, и засияла над тобой любовь, благословляя твои отношения истиной. 3 Бог и всё Его творение вошли в них вместе. 4 Как же прекрасны и святы твои взаимоотношения с сияющей над ними истиной! 5 Царство глядит на них и радуется, что ты позволил им к тебе прийти. 6 Сам Бог доволен, что отношения твои остались теми же, какими были сотворены. 7 Вселенная внутри тебя стоит вместе с тобой и братом. 8 И Царство вместе со своим Творцом с любовью смотрит на то, что в нем соединилось.

12. Тем, кого Бог позвал, не стоит слушать замещений. 2 Их зов есть просто эхо изначальной ошибки, расколовшей Рай. 3 Что сталось с покоем тех, кто его слышал? 4 Вернись со мною в Рай, пройдя совместно с братом из мира этого и через мир другой – к очарованию и счастью, присущим другому миру. 5 Зачем тебе и далее ослаблять и разъединять то, что и без того уже расколото и безнадежно? 6 Здесь ли ты станешь счастия искать? 7 Или же предпочтешь расколотое исцелить и присоединишься к восстановлению целостности в том, что было разрушено разделением и болезнью?

13. Вы с братом призваны к осуществлению самой святой из функций, какие есть в этом мире. 2 Она – единственная, не имеющая границ и простирающаяся к каждому отколотому фрагменту Сыновства с целительной и единяющей поддержкой. 3 Это и предлагается тебе в твоих святых взаимоотношениях. 4 Прими ее здесь – и ты отдашь ее так же, как принял. 5 Божий покой тебе дарован с лучезарной целью, в которой ты соединяешься с братом. 6 Тот свет святой, что свел вас вместе, должен продолжиться с твоим приятием его.

II. Основа сновидений

1. Разве мир, кажущийся таким реальным, не поднимается из снов? 2 Но поразмысли, что это за мир. 3 Он явно не тот, который ты видел, пока не уснул. 4 Он – просто искажение мира, спланированного исключительно вокруг того, что предпочтительней тебе. 5 Здесь ты «свободен» переделать всё, что, кажется, нападает на тебя, и изменить это в угоду собственному эго, которое возмущено «атакой». 6 Подобное не было бы твоим желанием, когда бы ты не видел себя единым с эго, которое всегда воспринимает себя, а следовательно, и тебя подвергшимся атаке и крайне уязвимым для нее.

2. Сны хаотичны, управляемые твоими конфликтными желаниями, поэтому их не заботит то, что истинно. 2 Они – самый наглядный пример того, как можно пользоваться восприятием для замещения истины иллюзиями. 3 По пробуждении ты не воспринимаешь их всерьез, поскольку факт жестокого попрания реальности в них становится очевидным. 4 Но они есть способ воззрения на мир и изменения его согласно требованиям эго. 5 Они дают нам поразительные примеры и неспособности эго быть терпимым к реальности, и твоей готовности изменять реальность во имя эго.

3. Тебя не огорчает различие между увиденным во сне и по пробуждении. 2 Ты понимаешь: видимое наяву изглажено из снов. 3 Но, пробудившись, ты не ждешь, что оно исчезнет. 4 В снах ты регулируешь всё. 5 Люди становятся такими, какими ты им желаешь быть, и исполняют все твои приказы. 6 Для замещениий тебе не устанавливают границ. 7 Какое-то время кажется, будто мир дан тебе, чтобы ты делал из него всё, что захочешь. 8 Ты не осознаёшь, что нападаешь на него, стремишься восторжествовать над ним, заставить его тебе служить.

4. Сны – это связанные с восприятием вспышки раздражения, в которых ты буквально восклицаешь: «Я так хочу!» 2 И кажется, что так оно и есть. 3 И всё же сну не отделиться от своей причины. 4 Злоба и страх пронизывают его, и вмиг в иллюзию удовлетворения вторгается иллюзия ужаса. 5 Ведь сон о твоей способности управлять реальностью путем замещения ее миром, предпочитаемым тобой, и вправду ужасает. 6 Твои попытки вымарать реальность вызывают страх, но ты не желаешь это принять. 7 И так ты замещаешь реальность фантазией о том, что страшит сама реальность, а вовсе не то, что ты с ней делаешь. 8 Вот так вина становится реальной.

5. Сны демонстрируют, что у тебя есть сила создать желанный тебе мир; и потому, что ты его желаешь, ты его видишь. 2 Пока ты его видишь, не возникает сомнений в его реальности. 3 И вот есть мир, который явно в твоем разуме, но видится снаружи. 4 Ты на него не реагируешь, как на свое создание, и не осознаёшь, что все эмоции, рождаемые сном, должны исходить от тебя самого. 5 Кажется, эти образы во сне и всё, что они делают, и составляют сон. 6 Ты не осознаёшь, что заставляешь их играть вместо себя; ведь исполняй ты эти роли сам, вина была б не их, и так исчезла бы иллюзия удовлетворения. 7 В снах эти образы не затенены. 8 Ты, кажется, проснулся, и сон ушел. 9 Но ты не осознал, что с ним не ушла причина, вызвавшая его 10 Твое желание создать другой и нереальный мир осталось при тебе. 11 А то, к чему, казалось, ты пробудился, есть просто иная форма того же мира, который ты видишь в снах. 12 Всё свое время ты проводишь в снах. 13 И сны твои во сне и наяву разнятся только формой. 14 Их содержание одно и то же. 15 Они есть твой протест против реальности, навязчивая и безумная идея, что ты способен изменить ее. 16 В твоих снах наяву особое место занимают особые отношения. 17 Они суть средства, с помощью которых пытаешься ты воплотить свои ночные сны. 18 От этого ты не проснешься. 19 Особые отношения – это твоя решимость придерживаться нереальности, не допуская собственного пробуждения. 20 И пока сон для тебя ценнее пробуждения, ты не откажешься от этих отношений.

6. Святой Дух, всегда практичный в Своей мудрости, приемлет твои сны и их использует как средство пробуждения. 2 Ты их используешь для продолжения сна. 3 Я уже говорил, что первым изменением перед исчезновением снов станет замена снов страха на радостные сны. 4 Вот что осуществляет Дух Святой в особых отношениях. 5 Он их не разрушает, не отнимает у тебя. 6 Но Он использует их по-другому – как помощь в том, чтобы сделать для тебя реальной Его цель. 7 Особые отношения останутся не как источник боли и вины, а только как источник радости и свободы. 8 Они уже не будут для одного тебя, ведь только с этим и связаны все их муки. 9 И так же, как несвятость хранила их обособленными, святость их станет даром всем.

7. Твои особые отношения станут средством упразднения вины во всех, благословленных через твои святые отношения. 2 Они станут счастливым сном, который ты разделишь со всеми, попавшими в поле твоего зрения. 3 И через них, благословленных Святым Духом, это благословение будет продолжено. 4 Не думай, что Он кого-либо забыл в той цели, что дал тебе. 5 Не думай, будто Он забыл тебя, кому Он отдал дар. 6 Каждым, к Нему воззвавшим, Он пользуется для спасения всех. 7 И Он разбудит всех через тебя, кто предложил Ему свои взаимоотношения. 8 Если бы только ты осознал Его признательность! 9 Или мою признательность через Его! 10 Ведь мы соединены в единой цели, будучи с Ним единым разумом.

8. Пусть же не сморит тебя сон и не закроются твои глаза. 2 Вовсе не странно, что сны способны создать нереальный мир. 3 Желание создать его непостижимо. 4 Теперь в твоих отношениях с братом подобного желания нет, поскольку цель отношений переместилась от сновидений к истине. 5 Ты еще в этом не уверен, поскольку думаешь, что это, может быть, и есть твой сон. 6 Привычный к выбору меж снами, ты не заметил, что сделал, наконец, выбор между истиной и всеми иллюзиями.

9. Но Царство Небесное уверено. 2 Это не сон. 3 Приход же Царства означает: ты выбрал истину, и oна пришла, поскольку ты позволил своим особым отношениям принять ее условия. 4 В твоих взаимоотношениях Святой Дух мягко разместил реальный мир, мир счастливых снов, от коих пробудиться столь легко и столь естественно! 5 Ведь так же, как сновидения во сне и наяву представляют одни и те же желания в твоем разуме, реальный мир и истина Царства Небесного соединяются в Господней Воле. 6 Сон пробуждения с легкостью переходит в его реальность. 7 Ведь этот сон отражает твою волю, соединенную с Господней Волей. 8 Такого не бывало, чтобы начертанное Божьей Волей не сбылось.

III. Свет во сне

1. Растрачивая свою жизнь на то, чтобы нести истину к иллюзиям и к фантазиям реальность, ты шел дорогой снов. 2 Ты уходил от яви к сновидениям, глубже и глубже погружаясь в сон. 3 Каждый сон вел к следующему, и каждая фантазия, несущая, казалось, свет во тьму, на самом деле эту тьму сгущала. 4 Целью твоей была непроницаемая тьма, куда не мог проникнуть ни один луч света. 5 Стремился ты к такой кромешной тьме, в которой мог бы в полном своем безумии вечно скрываться от истины. 6 Но ты просто забыл, что Бог не может разрушить Самое Себя. 7 Свет – в тебе. 8 Тьма может его скрыть, но погасить не может.

2. Чем ближе свет, тем ты стремительней бежишь во тьму, скрываешься от истины, иногда отступая к более легким формам страха, а иногда просто цепенея от ужаса. 2 Но ты продвинешься вперед, поскольку цель твоя – движение от страха к истине. 3 Цель, принятая тобой, есть знание, к которому ты проявил готовность. 4 Кажется, страх живет во тьме, и, пребывая в страхе, ты отступил назад. 5 Давай скорей соединимся в светлом миге, и этого окажется достаточно, чтобы тебе напомнить: цель твоя есть свет.

3. Истина поспешила тебе навстречу, поскольку ты ее позвал. 2 Знай ты, Кто шествует подле тебя по выбранному тобой пути, страх был бы невозможен. 3 Но ты не знаешь, поскольку странствие во тьму было и долгим, и жестоким, и ты забрел в самую глубь ее. 4 Легкого трепета долго смеженных век недостаточно, чтобы придать тебе уверенность в себе, столь долго презираемом. 5 Ты движешься к любви, всё еще ненавидя ее, до ужаса страшась ее суда. 6 И не осознаешь, что боишься вовсе не любви, а лишь того, что ты из нее сделал. 7 Ты продвигаешься к смыслу любви и прочь от иллюзий, которыми окружил ее. 8 Когда ты пятишься к иллюзии, страх возрастает, ибо, вне всякого сомнения, то, что она, по-твоему, означает, действительно страшит. 9 Но что до этого за дело нам, уходящим быстро и уверенно прочь от страха?

4. Ты, держа руку брата, держишь и мою, ведь в вашем единении друг с другом вы были не одни. 2 Разве поверишь ты, что я оставлю вас во тьме, которую вы согласились покинуть, пойдя со мной? 3 В твоих взаимоотношениях – свет этого мира. 4 Страх должен ныне отступать перед тобой. 5 Пусть не введет тебя во искушение желание отнять у брата дар веры, который ты предложил ему. 6 Ты только напугаешь себя самого. 7 Дар отдан навсегда, ведь получил его Сам Бог. 8 Тебе не взять его обратно. 9 Ты принял Бога. 10 Святость твоих взаимоотношений основана в Раю. 11 Не понимаешь ты того, что принял, но вспомни, что в понимании твоем и нет необходимости. 12 Необходимым было только желание понять. 13 А это и есть желание быть святым. 14 Тебе дарована Господня Воля. 15 Ведь ты желаешь то единственное, что имел или чем был всегда.

5. Каждый миг, проведенный нами вместе, будет учить тебя, что эта цель возможна, и укреплять желание ее достичь. 2 В твоем желании – залог осуществления цели. 3 Твое желание теперь в полном согласии со всем могуществом Воли Святого Духа. 4 А незначительные промахи, которые еще возможны, не могут разлучить твое желание ни с Волею, ни с силою Его. 5 Я за руку держу тебя с той же уверенностью, с какой ты согласился взять руку брата. 6 Вы будете неразлучны, ведь я пребываю с вами и вместе с вами направляюсь к истине. 7 Куда бы мы ни шли, мы всюду несем с собою Бога.

6. В твоих взаимоотношениях соединился ты со мной, чтобы нести Царство Небесное Божьему Сыну, который спрятался во тьме. 2 Ты согласился принести тьму к свету, этим согласием придавая силу каждому, кто оставался бы во тьме. 3 Те, кто желает видеть, будут видеть. 4 Со мной они соединятся, чтобы нести свой свет во тьму, когда их тьма, предложенная свету, изъята навсегда. 5 Моя нужда в тебе, соединившимся со мною в святом свете твоих взаимоотношений – это твоя нужда в спасении. 6 Разве я откажу тебе в том, что ты отдал мне? 7 Ибо, соединившись с братом, ты ответил мне.

7. У тебя, ставшего теперь носителем спасения, есть функция – нести свет во тьму. 2 Тьма в тебе принесена к свету. 3 Неси его обратно в темноту из святого мига, к которому ты ее принес. 4 Мы делаемся целокупными в желании делать целокупным. 5 Пусть не заботит тебя время, ибо все страхи, пережитые тобой и братом, на самом деле позади. 6 Время было приспособлено, чтобы помочь нам вместе сделать то, чему препятствовало ваше раздельное прошлое. 7 Вы уже миновали страх, поскольку там, где два разума соединились в желании любви, любовь не может не соединиться с ними.

8. Каждый луч света сопровождает тебя в Царствии Небесном. 2 И каждым вечно сияющим в Господнем Разуме лучом ты озарен. 3 Рай присоединяется к тебе в твоем движении к Раю. 4 Когда такие мощные лучи соединяются с тобой, чтобы прибавить к малой искре твоего желания силу Самого Бога, разве ты сможешь оставаться в темноте? 5 Вы с братом возвращаетесь домой после бессмысленного, длительного странствия, предпринятого порознь и приведшего вас в никуда. 6 Ты брата своего нашел; теперь вы будете освещать друг другу путь. 7 А от этого света Великие Лучи продолжатся назад во тьму и вперед к Богу, чтобы своим сиянием прогнать прошлое, так подготовив место Его вечному Присутствию, в свете которого лучезарно всё.

IV. Толика желания

1. Святое мгновение есть результат твоей решимости быть святым. 2 Оно – ответ. 3 Желание и согласие на его приход предшествуют его приходу. 4 Ты же готовишь разум свой к нему только в той мере, чтобы понять: его прихода ты желаешь превыше всего на свете. 5 Делать больше нет необходимости, но есть необходимость осознать, что большего ты и не можешь сделать. 6 Не тщись отдать Святому Духу то, чего Он не просил, иначе ты Ему добавишь эго и перепутаешь этих двоих. 7 Он просит совсем немного. 8 Ведь это Он, Кто добавляет и величие, и мощь. 9 И соединяется с тобой, чтобы святое мгновение сделать еще величественнее, чем ты в состоянии понять. 10 Именно осознание того, как мало нужно тебе делать, и предоставляет Ему возможность так много дать.

2. Не доверяй своим благим намерениям. 2 Их недостаточно. 3 Но доверяй безоговорочно желанию, что бы с ним вкупе ни пришло. 4 Сосредоточься исключительно на нем и не горюй, что обступили его тени. 5 Ведь потому ты и пришел. 6 Будь ты способен прийти без них, ты не нуждался бы в святом мгновении. 7 Не приходи к нему в гордыне, решив, что сам должен достичь такого состояния, которое и принесет его приход. 8 Чудо святого мига лежит в твоем согласии позволить ему быть тем, что он есть. 9 В твоем желании этого также заключено приятие себя таким, каким тебе предназначалось быть.

3. Смирение никогда не попросит тебя быть удовлетворенным малостью. 2 Но оно требует, чтобы ты не довольствовался меньшим, чем величие, которое исходит не от тебя. 3 Все затруднения, связанные со святым мгновением, исходят из навязчивой идеи, будто ты его недостоин. 4 А что это, если не решимость быть именно таким, каким ты сделал себя сам? 5 Господь не сотворил Свою обитель недостойной Его. 6 И веря, будто Богу не войти туда, где Он желает быть, ты, видимо, противоречишь Его Воле. 7 Вовсе не нужно, чтобы сила твоего желания исходила от тебя, только – от Его Воли.

4. Святое мгновение приходит не только благодаря твоему скромному желанию. 2 Оно всегда есть результат союза беспредельной силы Божьей Воли с толикой твоего желания. 3 Ты был неправ, считая, что должен подготовить себя к Нему. 4 Нельзя готовиться в гордыне к святости и не считать при этом, что только от тебя зависит установление условий, необходимых для покоя. 5 Бог их установил. 6 Они не ждут твоей готовности к тому, что они есть. 7 Твое желание необходимо только для того, чтобы учить тебя тому, что они есть. 8 Если же ты считаешь себя недостойным постижения этого, то ты противодействуешь уроку, веря, что должен сделать ученика иным. 9 Но ты ученика не создавал и не способен сделать его иным. 10 Разве сначала ты совершаешь чудо сам, а затем ждешь его свершения для тебя?

5. Ты просто задаешь вопрос. 2 Ответ был дан. 3 Старайся не отвечать, а просто получить ответ таким, каким он дан. 4 Готовясь к святому мигу, оставь попытки сделать себя святым, то есть готовым получить его. 5 Это лишь перепутает твою роль с Божьей. 6 Искупление приходит не к тем, кто думает, что сначала надо искупиться, а только к тем, кто предложил не более чем скромное желание расчистить ему путь. 7 Очищение – исключительно от Бога, а значит, для тебя. 8 Вместо того, чтобы готовиться к Нему, старайся думать так:

9 Я, Бога привечающий, Его достоин.

10 Он, основавший во мне Свою обитель, сотворил ее такой, какой желал ей быть.

11 И мне не нужно готовить ее для Него, а нужно только не препятствовать Его плану восстановления для меня в моем сознании вечной готовности к Нему.

12 Мне ничего не нужно к Его плану добавлять.

13 Но чтобы получить его, я должен согласиться не подменять Его план своим собственным.

6. И это всё. 2 Добавив больше, ты просто заберешь ту малость, что спрошена с тебя. 3 Помни: ты создал вину сам, и твоим планом избавления от нее предполагалось принести к ней Искупление и сделать устрашающим спасение. 4 Готовя себя к любви, всё, что ты добавишь, будет страх. 5 Приготовления к святому мигу принадлежат Тому, Кто этот миг дарует. 6 Освободись же для Того, Чья функция освобождать. 7 Не принимай на себя Его функцию. 8 Дай Ему только то, что Он просит, чтобы постичь, насколько твоя роль мала, а Его велика.

7. Именно это и делает святое мгновение и легким, и естественным. 2 Ты затрудняешь его, настаивая на том, что должен сделать больше. 3 Тебе довольно трудно принять идею, что следует отдать так мало, чтобы так много получить. 4 Еще труднее осознать, что ничего нет оскорбительного в крайней несоразмерности вкладов Святого Духа и твоего. 5 Ты всё еще убежден, что твое понимание является могущественным вкладом в истину и делает ее тем, что она есть. 6 Но мы уже подчеркивали, что в твоем понимании нет необходимости. 7 Спасение легко в силу того, что для него не требуется ничего такого, чего ты не способен дать сейчас.

8. Не забывай, что именно твоим было решение сделать естественное и легкое невыполнимым для себя. 2 Если ты веришь, что святое мгновение трудно для тебя, то только потому, что стал арбитром в том, что вообще возможно, и не желаешь уступить место Тому, Кто знает. 3 На том и держится вся вера в степени трудности в чудесах. 4 Всё, на что изъявляет Свою Волю Бог, не только возможно, но и уже свершилось. 5 Вот почему исчезло прошлое. 6 В реальности его и не было. 7 Лишь в твоем разуме, уверенном в обратном, его необходимо упразднить.

V. Счастливый сон

1. Теперь готовь себя к отмене того, чего никогда не было. 2 Если бы ты уже понял разницу между иллюзией и истиной, Искупление не имело бы смысла. 3 Ни миг святой, ни святые отношения, ни учение Святого Духа, ни средства достижения спасения не имели бы цели. 4 Ведь все они – лишь аспекты плана замены твоих кошмарных снов счастливыми снами, от коих ты легко проснешься к знанию. 5 Не назначай себя ответственным за это, ведь ты не можешь отличить движение вперед от отступления. 6 Какие-то из своих великих достижений ты посчитал провалом, а явные шаги назад расценил как успех.

2. Не подступайся к святому мигу после попыток изъять и страх, и ненависть из собственного разума. 2 В том – его функция. 3 И не пытайся игнорировать свою вину, не попросив сначала помощи Святого Духа. 4 Это – Его функция. 5 Твоя роль – только предложить Ему толику желания избавиться от ненависти и страха и быть прощенным. 6 На твоей малой вере, соединенной с Его пониманием, Он выстроит твою часть в Искуплении и обеспечит ее легкое осуществление. 7 С Ним ты построишь лестницу с фундаментом на твердом камне веры, взмывающую к Небесам. 8 Ты не воспользуешься ею, чтобы взойти в Рай одному.

3. Через твои святые отношения, благословленные и вновь рожденные в каждом святом мгновении, не обусловленном тобой, тысячи остальных взойдут с тобою в Царство. 2 Разве под силу тебе планировать подобное? 3 Разве ты можешь подготовить себя к подобной функции? 4 А между тем это возможно, ибо на то есть изъявление Божьей Воли. 5 Он не изменит Своих Мыслей на этот счет. 6 Средства и цель принадлежат Ему. 7 Одно из них ты принял, другое будет предоставлено тебе. 8 Цель, подобная этой, без средств немыслима. 9 Он предоставит средство любому, с Ним разделяющему Его цель.

4. Счастливые сны сбываются не потому, что они сны, а только потому, что они счастливые. 2 А потому они должны быть преисполнены любви. 3 Их весть: «да будет Воля Твоя», а не «хочу это иначе». 4 Согласование цели и средства – процесс, недоступный твоему пониманию. 5 Ты еще даже не осознаёшь, что принял цель Святого Духа как свою, поэтому и применишь порочные средства в ее осуществлении. 6 Немного веры, необходимой для изменения цели, – вот всё, что требуется для получения средств и пользования ими.

5. Это не сон – любить своего брата, как самого себя. 2 И отношения твои святые – вовсе не сон. 3 От снов в них остается только то, что они всё еще особые. 4 Но они – великое подспорье Святому Духу, Который имеет здесь особую функцию. 5 Они становятся счастливым сном, через который Он может продолжить радость к тысячам тысяч тех, кто еще верит, будто любовь – не счастье, а страх. 6 Позволь Ему осуществить ту функцию, которой Он наделил твои взаимоотношения принятием ее для тебя; а более ничего не нужно, чтобы они стали такими, какими Он желает им быть.

6. Когда почувствуешь в чем-либо угрозу святости твоих взаимоотношений, немедленно остановись и, невзирая на страх, предложи Святому Духу свое желание заменить это мгновение святым, которое ты предпочел. 2 Он никогда тебя не подведет. 3 Но не забудь, что твои отношения едины, и всё, что угрожает покою одного, равно грозит другому. 4 Сила соединения в их благодати заключена в том факте, что больше невозможно для брата или для тебя переживать страх в одиночку или пытаться справиться с ним одному. 5 Не верь, будто это необходимо или даже возможно. 6 Но равно невозможно, чтобы мгновение святое пришло к одному из вас и не пришло к другому. 7 Оно придет к обоим по просьбе одного.

7. Пусть тот, кто менее безумен в момент воспринятой угрозы, помнит, в каком глубоком долгу он перед другим, как велика его благодарность брату, и пусть возрадуется, что может заплатить свой долг сполна, неся обоим радость. 2 Пусть помнит он об этом, говоря:

3 Это мгновение святое я желаю для себя, чтобы разделить его с любимым братом.

4 Мне без него не получить святого мига, а равно и емубез меня.

5 Но для нас вполне возможно разделить его сейчас.

6 Итак, я выбираю этот миг, чтобы отдать его Святому Духу, дабы Его благословение сошло на нас обоих и сохранило нас в покое.

VI. За гранью тела

1. Нет ничего вне тебя. 2 Вот что в конечном счете ты должен выучить, поскольку это есть осознание того, что Царство Небесное для тебя возрождено. 3 Ведь лишь его и сотворил Господь, и Он не покидал его, не разлучал с Собою. 4 Царство Небесное – это обитель Сына Божьего, который никогда не покидал Отца и не живет в разлуке с Ним. 5 Царство Небесное – не место и не условие. 6 Оно есть просто осознание совершенного Единства и знание, что ничего другого нет; нет ничего снаружи Царства и ничего внутри.

2. Что, кроме знания Самого Себя, мог даровать Господь? 2 Что еще можно дать? 3 Вера, будто ты мог и дать, и получить что-то еще за пределом тебя самого, стоила тебе осознания Царства и твоего Тождества. 4 Однако ты совершил нечто еще более нелепое, чего был не способен осознать. 5 Свою вину из разума ты вытеснил в тело. 6 Но тело не может быть виновным, ибо оно не действует само по себе. 7 Ты, думая, что ненавидишь тело, обманываешь себя. 8 Ты ненавидишь разум, ибо в него вошла вина, и он останется разъединенным с братским разумом, на что он неспособен.

3. Едины разумы, но не тела. 2 Только приписывая разуму телесные черты, можно увидеть разделение как возможное. 3 Именно разум кажется и фрагментарным, и обособленным, и одиноким. 4 Его вина, поддерживающая его отчуждение, спроецирована на тело, которое страдает и умирает, поскольку оно подвержено атакам, смысл которых – удержать разделение в разуме, не допустив осознания им собственного Тождества. 5 Разум не может нападать, но он способен создавать фантазии, а тело заставлять отыгрывать их в жизни. 6 Но, кажется, никакие поступки тела не приносят удовлетворения. 7 Пока разум не верит, что тело действительно отыгрывает его фантазии, он будет нападать на тело, всё больше проецируя на него свою вину.

4. И в этом разум явно иллюзорен. 2 К атакам не способный, он всё еще настаивает на обратном и в доказательство приводит свои действия, направленные против тела. 3 Разум не в состоянии напасть, но в состоянии обмануть себя. 4 И это всё, что он делает, когда верит, будто напал на тело. 5 Он может спроецировать свою вину, но не избавиться от нее путем проекции. 6 Хотя и очевидно, что функцию тела он может интерпретировать неверно, но функции, что установлена для тела Святым Духом, ему не изменить. 7 Тело не создано любовью. 8 Любовь, однако, не осуждает тело и, относясь с любовью и уважением к тому, что создал Божий Сын, может использовать его, чтобы избавить Сына от иллюзий.

5. Разве ты не желаешь, чтобы орудие разделения было реинтерпретировано в средство спасения и использовалось в целях любви? 2 Разве ты не приветишь и не поддержишь сдвиг от фантазий о возмездии к освобождению от них? 3 Твое восприятие тела определенно может быть больным, только не проецируй этого на тело. 4 Ведь твое желание сделать пагубным то, что не в состоянии погубить, не может иметь реального эффекта. 5 Всё, Богом сотворенное, есть только то, чему желал Он быть, поскольку в этом – Его Воля. 6 Тебе не сделать Его Волю пагубной. 7 Ты волен создавать фантазии, в которых твоя воля войдет в конфликт с Его, и только.

6. Безумие – делать тело козлом отпущения за вину, руководя его атакой и виня его за то, что оно делает по твоему же наущению. 2 Фантазии неосуществимы. 3 Ведь ты по-прежнему желаешь лишь фантазий, а они не имеют отношения к тому, что делает тело. 4 Оно о них не грезит, они же превращают его в обузу, когда оно могло стать достоянием. 5 Фантазии сделали тело твоим «врагом», слабым, неверным и уязвимым, достойным ненависти, которую ты вкладываешь в него. 6 Чего же ты добился? 7 Ты отождествил себя с объектом ненависти, орудием возмездия и воспринятым источником собственной вины. 8 И всё это ты сделал по отношению к тому, что лишено значения, к тому, что ты провозгласил обителью Божьего Сына и обратил против него.

7. Таков хозяин, Бога привечающий, тобою созданный. 2 Ни Бог и ни Его Святейший Сын не в состоянии войти в обитель ненависти, где ты посеял зерна мести, насилия и смерти. 3 Этот предмет, тобою созданный, чтобы служить твоей вине, стоит между тобой и остальными разумами. 4 Все разумы – в единстве, но ты не отождествляешь себя с ними. 5 Ты видишь себя будто упрятанным в отдельную тюрьму, замкнутым и отчужденным, не в состоянии достичь других и сам недосягаемый для них. 6 Ты ненавидишь тобой же созданную тюрьму, желаешь ее разрушить. 7 Но ты не склонен из нее бежать, оставив ее невредимой, без бремени на ней твоей вины.

8. Но лишь такой побег возможен для тебя. 2 Дом мести – не твой дом; место, отведенное тобой на стороне в качестве обители для твоей ненависти, – не тюрьма, а лишь иллюзия тебя. 3 Тело – это предел, навязанный вселенскому общению, этому вечному свойству разума. 4 Но общение есть феномен внутренний. 5 Разум тянется к самому себе. 6 Он не составлен из разных частей, достигающих друг друга. 7 И он не устремляется вовне. 8 Внутри себя он беспределен, а вне его нет ничего. 9 Он просто объемлет всё. 10 И он тебя объемлет целиком; ты – в нем, а он – внутри тебя. 11 А более нет ничего, нигде и никогда.

9. Тело – снаружи и только кажется обрамляющим тебя, отъединяя тебя от остальных и держа тебя врозь с ними, а их – с тобой. 2 Но тела нет. 3 И нет барьера между Богом и Его Сыном, и Сын Его не может разъединиться с Самим Собой, разве что в иллюзиях. 4 Это не его реальность, хоть он и убежден в обратном. 5 Подобное могло быть верным, если бы Бог был неправ. 6 Бог должен был творить иначе и отделить Себя от Сына, чтобы подобное стало возможным. 7 Он должен был творить совсем иное и учредить разные степени реальности, лишь некоторые из которых были бы любовью. 8 Любовь, однако, должна быть вечно себе подобной, навечно неизменной, навечно без альтернатив. 9 Такая она и есть. 10 Ты не способен окружить себя барьером, поскольку Бог не воздвигал барьеров между Собою и тобой.

10. Ты можешь, руку протянув, коснуться Рая. 2 Ты, чья рука в единстве с рукою брата, стал простираться за пределы тела (но не за грани самого себя), чтобы вам вместе достигнуть разделяемого Тождества. 3 Разве Оно возможно вне тебя? 4 Там, где нет Бога? 5 Разве Он – тело и сотворил тебя с Собой несхожим или же там, где Он не может быть? 6 Лишь Им ты окружен. 7 Какие же пределы возможны для тебя, которого объемлет Он?

11. Каждый испытывал такое чувство, будто он вынесен за грани самого себя. 2 Это чувство освобождения намного превосходит сон свободы, на которую иногда надеются в особых отношениях. 3 Это есть ощущение реального освобождения от ограничений. 4 А если ты посмотришь, что же действительно стоит за подобным «вынесением», то осознаешь, что это – мгновенное отсутствие осознанности тела и твое единение с чем-то таким, в чем разрастается твой разум, чтобы вобрать это в себя. 5 В твоем соединении с ним оно становится частью тебя. 6 И вместе вы становитесь единым целым, поскольку ни один не воспринимается раздельно. 7 Вот что на самом деле произошло: ты отказался от иллюзии ограниченного сознания и утратил страх перед единением. 8 Любовь, которая мгновенно занимает его место, продолжается к тому, что тебя освободило, и соединяется с ним. 9 И пока это продолжается, у тебя нет сомнений в своем Тождестве и ты ничем не ограничиваешь его. 10 Ты убежал от страха к покою, не задавая реальности вопросов, а просто приняв ее. 11 Ты принял это вместо тела, позволив себе соединиться с чем-то вне его, просто не разрешив своему разуму быть ограниченным ею.

12. Подобное может происходить безотносительно к физическому расстоянию, кажется, существующему между тобой и тем, с чем ты соединяешься, к вашему относительному положению в пространстве; к различию в размерах и видимому качеству. 2 Безотносительно и время; подобное может произойти с чем-либо в прошлом, в настоящем или же с ожидаемым в будущем. 3 Это «что-то» может быть чем угодно и где угодно: звуком, картиной, мыслью, памятью и даже общей идеей, не связанной ни с чем конкретно. 4 Но в каждом случае ты с этим соединяешься без колебаний, поскольку любишь его, желая быть с ним вместе. 5 И так ты спешишь на встречу с ним, позволив своим границам раствориться, приостанавливая все «законы», которым подчиняется твое тело, и мягко отстраняя их.

13. В этом побеге нет насилия. 2 На тело не было атаки, оно лишь должным образом воспринято. 3 Оно не лимитирует тебя просто потому, что ты не желаешь этого. 4 В действительности ты не «вынут» из него: оно не в состоянии тебя вместить. 5 Ты движешься туда, где желаешь быть, при этом обретая, а не теряя ощущение собственного Я. 6 В эти моменты освобождения от физических границ ты в основном переживаешь то же, что происходит в святом мгновении: исчезновение барьеров пространства и времени с мгновенным опытом радости и покоя, но более всего отсутствие в сознании тела и вопросов о том, возможно или нет происходящее.

14. Оно возможно, поскольку ты того желаешь. 2 Внезапное расширение сознания, сопутствующее твоему желанию святого мига, и составляет неотразимое его очарование. 3 Оно призывает тебя быть самим собой в безопасности его объятий. 4 Там для тебя отменены законы ограничений, дабы приветствовать тебя в свободе и непредвзятости разума. 5 Приди в это убежище, где ты в покое можешь быть самим собой. 6 Не через разрушение, не вырвавшись с трудом, а просто через тихое слияние. 7 Ведь там с тобой соединяется покой просто потому, что в ответ на нежный зов любви пребыть в покое ты согласился оставить ограничения, наложенные тобою на любовь, и с ней соединился там, где она есть и куда привела тебя.

VII. Мне ничего не нужно делать

1. Всё еще слишком много веры ты вкладываешь в тело как в источник силы. 2 Какие твои планы не предусматривают так или иначе его комфорта, защиты или наслаждений? 3 Всё это делает тело целью, а не средством в твоей интерпретации и всегда означает, что ты по-прежнему находишь грех привлекательным. 4 Никто не примет Искупление для себя, всё еще принимая грех как свою цель. 5 Ты, стало быть, еще не выполнил того, за что единственно и был в ответе. 6 Лишь те не рады Искуплению, кому милее разрушение и боль.

2. Ты одного еще не сделал: не позабыл о теле полностью. 2 Возможно, время от времени оно и исчезало из поля зрения, но не исчезло навсегда. 3 Тебя не просят дать этому случиться более чем на миг, но в этот миг и происходит чудо Искупления. 4 Потом ты опять увидишь тело, но никогда уже таким, как прежде. 5 И каждый миг отсутствия его в твоем сознании дарит тебе иной взгляд на него по возвращении.

3. В одном отдельно взятом миге тела вообще не существует. 2 С ним всегда связано либо воспоминание, либо предвкушение, но никогда оно не ощущается сейчас. 3 Лишь его прошлое и будущее придают ему видимость реальности. 4 Тело всецело во власти времени, поскольку грех никогда полностью не связан с настоящим. 5 В любом отдельно взятом миге влечение вины переживалось бы исключительно, как боль, и ее можно было бы избежать. 6 Она не привлекательна сейчас. 7 Вся ее привлекательность мнимая, и, следовательно, о ней необходимо мыслить лишь в категориях прошлого или будущего.

4. Святое мгновение не принять безоговорочно, если не согласиться хотя бы на краткий миг не видеть прошлого или будущего. 2 Ты не способен подготовиться к нему, не помещая его в будущее. 3 Освобождение дается в тот момент, когда ты пожелал его. 4 Многие проводили в подготовке к этому всю жизнь и действительно достигали мгновений успеха. 5 В данном курсе не делается попыток учить большему, чем они постигли во времени, но его цель – сэкономить время. 6 Быть может, ты выбрал слишком длинный путь к цели, которую принял. 7 Невероятно трудно достичь Искупления, борясь с грехом. 8 Неимоверные усилия растрачены в попытке сделать презренное и ненавистное святым. 9 Ни в жизни, отданной созерцанию, ни в продолжительных периодах медитации, имеющих целью разъединение с телом, нет никакой необходимости. 10 Подобные попытки в конечном счете приведут к успеху благодаря их цели. 11 Но средства утомительны и велики затраты времени, поскольку все они обращены к будущему в надежде на избавление от нынешнего состояния недостойности и неполноценности.

5. Твой путь будет иным не целью, но в средствах. 2 Святые отношения есть средство экономии времени. 3 Одно мгновение, проведенное совместно с братом, восстановит вселенную для вас обоих. 4 Ведь ты готов. 5 Теперь необходимо просто помнить, что тебе ничего не надо делать. 6 Сейчас куда полезнее сосредоточиться на этом, нежели размышлять о том, что предпринять. 7 Когда покой в конце концов приходит к тем, кто борется с соблазном и бьется над тем, как устоять против греха, когда в итоге свет приходит в разум, отданный созерцанию, или когда в конечном счете кто-то достигает цели, – это всегда приходит вместе со счастливым осознанием: «Мне ничего не нужно делать».

6. Таково окончательное избавление, которое однажды каждый найдет своим путем и в свое время. 2 Тебе этого времени не нужно. 3 Время было сохранено для тебя, поскольку ты и твой брат вместе. 4 Это и есть то особое средство, которое данный курс использует, чтобы сэкономить тебе время. 5 Ты не получишь пользы от этого курса, настаивая на применении средств, которые были успешны для других, пренебрегая тем, что было создано для тебя. 6 Так сбереги же время для меня лишь одной этой подготовкой и практикуйся, не делая ничего другого. 7 «Мне ничего не нужно делать» есть утверждение преданности и безраздельной верности. 8 Поверь в него лишь на мгновение – и ты достигнешь большего, чем достигается веками созерцания или единоборством с искушением.

7. Любое действие связано с телом. 2 И, осознав, что тебе ничего не нужно делать, ты изымаешь ценность тела из своих мыслей. 3 Это короткий путь, распахнутая дверь, в которую ты с легкостью войдешь, минуя века усилий и избавившись от времени. 4 Это тот путь, на котором грех утрачивает привлекательность сейчас. 5 Ибо здесь времени отказано, а прошлое и будущее исчезли. 6 Тот, кому ничего не нужно делать, не нуждается во времени. 7 Ведь ничего не делать значит отдыхать, готовить в себе место, где деятельность тела уже не требует к себе внимания. 8 Туда приходит Дух Святой и пребывает там. 9 Он там останется, когда ты о том забудешь и когда активность тела вернется в твое сознание.

8. Но навсегда останется то место отдохновения, к которому ты сможешь возвратиться. 2 И этот тихий центр в сердце шторма ты будешь осознавать в гораздо большей мере, нежели всю его бушующую активность. 3 Тот тихий центр, в котором ты ничего не делаешь, останется с тобой, давая тебе отдых в пучине дел, на исполнение которых ты послан. 4 Ибо из этого центра ты получишь наставление в том, как пользоваться телом безгреховно. 5 Именно этот центр, где тела нет, будет хранить его таким в твоем сознании.

VIII. Твой малый сад

1. Только присутствие в сознании тела и заставляет любовь казаться ограниченной. 2 Ведь тело есть предел, положенный любви. 3 Вера в ограниченную любовь была его истоком, и оно было создано с целью ограничить безграничное. 4 Не думай, что это просто аллегория, поскольку оно создано с целью ограничить тебя. 5 Разве ты, видя себя внутри тела, способен знать себя как идею? 6 Всё, что тебе знакомо, ты отождествляешь с внешним, с тем, что снаружи, вне тебя. 7 Ведь даже Бога ты не способен представить себе без тела или какой-то формы, которую, по-твоему, ты в состоянии узнать.

2. Тело не может знать. 2 И пока ты ограничиваешь свое сознание убогими ощущениями тела, тебе не разглядеть величия, окружающего тебя. 3 Бог не приходит в тело, и в нем тебе не соединиться с Ним. 4 Ограничения любви всегда будут казаться препятствующими Ему и отстранять тебя от Него. 5 Тело есть жалкая ограда вокруг малой части прекрасной и целостной идеи. 6 Оно очерчивает бесконечно малую окружность вокруг ничтожно малого, отколотого от целого сегмента Рая, провозглашая, что твое царство внутри него, куда Господь войти не может.

3. В том царстве деспотично правит эго. 2 И чтобы защитить эту ничтожную пылинку, оно тебя толкает на борьбу со всей вселенной. 3 Этот фрагмент твоего разума – настолько крошечная его часть, что будь ты в состоянии оценить всё целое, ты бы немедленно увидел, что эта часть подобна тонкому лучу в сравнении с солнцем или едва заметной ряби – с океаном. 4 В своей изумляющей гордыне этот тончайший луч решил, что он и есть всё солнце, а еле различимая на океанской глади рябь провозгласила себя океаном. 5 Подумай, как одинока и напугана та крошечная мысль, та бесконечно малая иллюзия, отъединившая себя от всей вселенной. 6 Солнце становится «врагом» луча, который оно готово проглотить, а океан вселяет ужас в мелкую зыбь, намереваясь поглотить ее.

4. Однако ни солнце и ни океан даже не подозревают об этой странной и бессмысленной активности. 2 И продолжают быть, не ведая о том, какой они вселяют ужас, какую ненависть в ничтожный сегмент самих себя. 3 Но даже этот сегмент для них не потерян, поскольку он не уцелел бы с ними врозь. 4 А то, что мыслит он, ни в коей мере не меняет полной зависимости от них его бытия. 5 И всё его существование всё так же в них. 6 Без солнца полностью исчез бы луч, немыслима и зыбь без океана.

5. В таком же странном положении находятся все те, кто видит себя в населенном телами мире. 2 Каждое тело, кажется, имеет собственный разум, мысль разобщенную, живущую отдельно, никак не связанную с сотворившей ее Мыслью. 3 Каждый ничтожно малый фрагмент кажется самодостаточным, нуждающимся ради каких-то вещей в другом, однако ни в коей мере не зависящим полностью от своего единственного Творца для обретения всего; нуждаясь в целом, чтобы придать ему какой-то смысл, поскольку сам по себе этот фрагмент бессмыслен. 4 Ибо отдельно сам по себе он не имеет жизни.

6. Подобно солнцу или океану твое Я продолжается, оставив без внимания тот факт, что эта крошечная часть считает себя тобою. 2 Но она не отсутствует; самостоятельно она не могла бы существовать, а целое не было бы целым без нее. 3 Она не отдельное царство, управляемое идеей отъединенности от остальных. 4 И нет вокруг него ограды, предохраняющей его от единения с остальными, держащей ее отдельно от Творца. 5 Тот крошечный аспект не отличается от целого, будучи с ним един и продолжающийся с ним. 6 Он не ведет отдельной жизни, поскольку его жизнь – единство, в котором его бытие сотворено.

7. Не принимай сей малый, огороженный аспект за самое себя. 2 Солнце и океан суть то, что ты есть, не более. 3 Солнечный луч блестит лишь в свете солнца, а зыбь танцует лишь на океанской глади. 4 Ни океан, однако, и ни солнце не могут быть сравнимы с силой, заложенной в тебе. 5 Останешься ли ты в своем ничтожном царстве, жалкий король, озлобленный правитель всего, обозреваемого им, глядящий на ничто и тем не менее готовый умереть ради его защиты? 6 То маленькое я – не твое царство. 7 Над ним, высоким изогнувшись сводом и окружив его любовью, простерлось восхитительное целое, предлагающее всё свое счастье и глубокое удовлетворение каждой части. 8 Малый аспект, который ты, по-твоему, отделил, не исключение.

8. Любовь не знает тел и простирается ко всему, сотворенному подобно ей самой. 2 В полном отсутствии границ и заключен ее смысл. 3 Она абсолютно непредвзята в своем дарении, объемля всё лишь с целью сберечь и сохранить в целости всё то, что будет дарить. 4 В своем ничтожном королевстве имеешь ты так мало! 5 Не лучше ли тогда призвать в него любовь? 6 Всмотрись в пустыню: сухую и бесплодную, выжженную и безрадостную, что составляет твое маленькое царство. 7 И осознай, какую жизнь и радость принесет ему любовь оттуда, откуда придет сама и куда возвратится с тобою вместе.

9. Мысль Божья окружает твое крошечное царство, ждет у построенной тобой ограды возможности войти в него и осиять неплодоносную пустыню. 2 Смотри, как возникает всюду жизнь! 3 Пустыня превращается в зеленый, густой и тихий сад, давая отдохновение всем, кто потерял дорогу и бредет в пыли. 4 Дай им пристанище, уготованное любовью там, где ранее была пустыня. 5 И каждый, кого ты приветишь, будет нести тебе любовь из Рая. 6 Один за другим войдут они в это святое место, но не уйдут из него так же, как входили, – по одному. 7 Любовь, которую они принесли с собой, останется при них и при тебе. 8 И, осиянный милосердием ее, твой малый разрастется сад, достигнув каждого, кто жаждет испить воды живой, но слишком утомлен, чтобы свой путь продолжить в одиночку.

10. Иди же и найди их, ибо они несут тебе с собою твое Я. 2 Веди их с нежностью в свой тихий сад и получи в нем их благословение. 3 Так разрастется он, протянется через пустыню, не оставляя ни одно маленькое и одинокое царство, отгородившимся от любви и запершим тебя внутри. 4 И ты себя узнаешь, увидишь свой скромный сад по-доброму преображенным в Царство Небесное и осиянным всей любовью его Творца.

11. Святое мгновение есть твое приглашение любви войти в твое унылое, безрадостное царство и превратить его в цветущий сад гостеприимства и покоя. 2 Любовь ответит непременно. 3 Она придет, поскольку ты пришел без тела и не возвел барьеров, чтобы предотвратить ее благой приход. 4 В святом мгновении ты просишь у любви лишь то, что она предлагает всем, не больше и не меньше. 5 Прося всего, ты получаешь всё. 6 Твое сияющее Я возносит крошечный аспект, который ты пытался скрыть от Рая, прямо в Рай. 7 Ни одна часть любви не может взывать к целому напрасно. 8 Ни один Сын Божий не остается вне Его Отцовства.

12. Не сомневайся: любовь вошла в твои особые взаимоотношения, пришла вся целиком на твой слабый зов. 2 Ты не осознаёшь ее прихода, поскольку еще не убрал барьеры, тобою возведенные против брата. 3 А по отдельности ни ты, ни он не в состоянии приветствовать любовь. 4 Ты в одиночку можешь знать Всевышнего не более, чем знает Бог тебя без брата. 5 Но вместе не осознавать любви способны вы не более, чем любовь способна не знать о вас или же в вас не узнавать себя.

13. Ты подошел к концу древнейшего пути, еще не понимая, что он окончен. 2 Ты всё еще измотан и устал, и пыль пустыни, кажется, застилает взор и делает тебя незрячим. 3 Но Тот, Кого ты приютил, пришел к тебе, чтобы тебя приветить. 4 Он долго ждал, чтоб этим одарить тебя. 5 Так получи всё от Него сейчас, ведь Он тебе желает Его знать. 6 Лишь невысокая стена из пыли всё еще отделяет тебя от брата. 7 Дунь на нее легко и со счастливым смехом – и упадет стена. 8 Войди же в сад, который приготовила любовь для вас обоих.

IX. Два мира

1. Тебе уже было сказано нести тьму к свету и к святости – вину. 2 И также говорилось, что исправлять ошибку необходимо в ее истоке. 3 Поэтому Святому Духу и нужна та крошечная часть тебя, малая мысль, что видится отъединенной и отстраненной. 4 Всё остальное целиком в Руках Господних и не нуждается в наставнике. 5 Но этой дикой и бредовой мысли необходима помощь, коль скоро в своем бреду она увидела себя могучим и целокупным Божьим Сыном, единственным правителем в том царстве, что создано на стороне, чтобы безумной тиранией склонить его к повиновению и рабству. 6 Ты думаешь, что эту крошечную часть ты и украл у Рая. 7 Отдай ее ему обратно. 8 Ведь Рай не потерял ее, но ты утратил Рай из поля зрения. 9 Позволь Святому Духу изъять ее из увядающего царства, куда ты поместил ее и окружаешь тьмой, хранишь атакой, и укрепляешь ненавистью. 10 Внутри его баррикад всё еще пребывает малый сегмент Божьего Сына, святой и целокупный, и в безмятежности своей не знающий, чем он, как ты считаешь, окружен.

2. Не отделяй себя, ведь Тот, Кто в действительности окружает этот сегмент, принес тебе союз, вернув твой крохотный подарок тьмы вечному свету. 2 Как это происходит? 3 На редкость просто, учитывая, что представляет собой на самом деле это маленькое царство. 4 Бесплодные пески, тьма и безжизненность видятся исключительно глазами плоти. 5 Унылый взгляд тела извращен, а вести, что оно несет тебе, создавшему его с целью ограничения осознания света, убоги, ограничены и столь фрагментарны, что попросту бессмысленны.

3. Из мира тел, безумием рожденного, безумные послания, кажется, возвращаются в разум, создавший мир. 2 Эти послания свидетельствуют в пользу мира, провозглашая его истинным. 3 Ведь ты и разослал этих гонцов затем, чтобы всё это они несли тебе обратно. 4 Все сообщения их связаны с тем, что вовне. 5 Нет вестей, повествующих о том, что же лежит на глубине под этим всем, поскольку тело о том сказать не может. 6 Его глаза этого не воспринимают, а его чувства с этим незнакомы, его язык не может передать его вестей. 7 Но Бог способен привести тебя туда, если ты согласишься пройти за Святым Духом сквозь кажущийся страх, доверившись Ему и зная, что Он не бросит, не оставит тебя там. 8 Пугать тебя – не Его цель, а лишь твоя. 9 Ты одержим желанием Его покинуть у внешнего круга страха, но Он сохранно проведет тебя через него и уведет намного дальше.

4. Kруг страха расположен как раз под уровнем, который видит тело, и кажется, что он является фундаментом, на коем зиждется весь мир. 2 Здесь все иллюзии и искаженные мысли; безумные атаки и всё неистовство, предательство и месть – всё, созданное для того, чтобы удерживать вину и чтобы из нее поднялся мир, который будет ее скрывать. 3 Тень ее поднимается к поверхности в той мере, какая необходима, чтобы держать наиболее внешние ее проявления во тьме и чтобы принести отчаяние и одиночество во тьму, храня ее безрадостной. 4 Но интенсивность ее скрыта тяжелыми покровами и держится отдельно от того, что было создано, чтобы ее скрывать. 5 Телу не видно этого, поскольку тело поднялось из всего этого для ее защиты, зависящей всецело от сохранения ее невидимой. 6 Телесные глаза никогда на нее не смотрят. 7 Но они будут видеть всё, что она диктует.

5. Тело останется посланником вины и будет действовать по ее указке, пока ты веришь, что вина реальна. 2 Ибо реальность вины есть иллюзия, которая, как кажется, и делает вину тяжелой, непрозрачной, непроницаемой – настоящим фундаментом для системы мышления эго. 3 Ее неплотность и прозрачность не станут явными, пока ты не увидишь за нею свет. 4 И лишь тогда ты разглядишь в ней тонкую завесу перед светом.

6. Этот барьер, такой тяжелый с виду, этот искусственный настил, что выглядит, как камень, подобен средоточию черных туч и кажется сплошной грядой, закрывшей солнце. 2 Их видимая непроницаемость есть абсолютная иллюзия. 3 И она мягко расступается пред горными вершинами, вздымающимися над ней; и нет у нее силы удержать того, кто пожелает взобраться выше ее и увидеть солнце. 4 Нет у нее силы даже на то, чтобы остановить падение пуговицы или кружение пера. 5 Ничто не может опираться на такой фундамент, поскольку он – всего лишь иллюзия фундамента. 6 Дотронься до него – и он исчезнет, а попытаешься схватить – в руках останется лишь пустота.

7. Однако в этом скоплении облаков легко увидеть, как вырастает мир. 2 Сплошная горная гряда, и озеро, и город встают в твоем воображении; из этих облаков посланцы твоего восприятия возвращаются к тебе и заверяют тебя, что всё это там есть. 3 Фигуры проступают и движутся, и действо предстает реальным, и формы возникают и меняют свое обличье от красоты к абсурду. 4 Так они чередуются до тех пор, пока ты увлечен игрой детского притворства. 5 Однако, как бы долго ты ни играл, каким бы буйным ни было твое воображение, всё это ты не путаешь с тем миром, что внизу, и не стремишься сделать его реальным.

8. Так же должно быть с мрачными скоплениями облаков вины, не более существенными и не более непроницаемыми. 2 Ты не наставишь себе синяков, идя сквозь них. 3 Позволь же своему Наставнику учить тебя их несущественной природе, когда Он поведет тебя минуя их, ибо под ними лежит мир света, где они не отбрасывают тени. 4 Их тени лежат на мире, что под ними, от света очень далеко. 5 Однако тень от них на свет упасть не может.

9. Этот мир света, ослепительно яркий круг, и есть реальный мир, где вина встречается с прощением. 2 Отсюда мир снаружи увиден новым, без тени вины на нем. 3 Здесь ты прощен, поскольку здесь ты каждого простил. 4 Здесь новое восприятие, в котором всё светло, сияющее невиновностью, омытое в водах прощения, очищенное от каждой злобной мысли, тобой навязанной ему. 5 Здесь нет атак на Сына Божьего, здесь тебе рады. 6 Твоя невинность здесь ждет, чтобы окутать и защитить тебя и подготовить к окончательному шагу твоего странствия внутрь. 7 Здесь сброшены тяжелые и мрачные одежды вины и мягко замещены любовью и чистотой.

10. Но и прощение – не конец. 2 Прощение делает всё прекрасным, но оно не творит. 3 Оно – источник исцеления, вестник любви, но не ее Источник. 4 Ты приведен сюда, чтобы Сам Бог мог без помех сделать последний шаг, ибо ничто здесь не препятствует любви, ей позволяя быть самой собой. 5 Шаг за пределы этого святого места прощения – шаг еще глубже внутрь, но тот, который ты не можешь сделать сам, перенесет тебя к чему-то совсем иному. 6 Здесь Источник света и здесь нет ничего воспринятого, прощенного или преображенного. 7 Здесь всё просто знаемо.

11. Курс этот поведет к знанию, но само знание останется за пределами нашего учебного плана. 2 Да нам и не к чему пытаться говорить о том, что навсегда должно остаться за гранью слов. 3 Нам нужно только помнить: тот, кто достигает реального мира, дальше которого обучение идти не может, уходит за его пределы, только другим путем. 4 Там, где заканчивается обучение, начинается Бог, ведь обучение завершается перед Тем, Кто заканчивается там, где Он начинается, там, где нет конца. 5 Не нам судить о том, чего нельзя достичь. 6 Нам слишком многому необходимо обучиться. 7 Нам еще предстоит обрести готовность к знанию.

12. Любовь не постигается. 2 Ее значение – внутри нее самой. 3 И обучение заканчивается, когда ты опознал всё, что не есть любовь. 4 Всё это есть помехи, и их необходимо устранить. 5 Любовь не постигается, ибо такого не было момента, когда бы ты ее не знал. 6 Обучение бесполезно в Присутствии твоего Творца, Чье признание тебя, как и твое признание Его, настолько превосходит всякое обучение, что всё, тобой постигнутое, бессмысленно, замещено навечно знанием любви и ее единственным смыслом.

13. Твои взаимоотношения с братом с корнем вырваны из мира теней; их несвятая цель была в сохранности пронесена через барьеры вины, омыта прощением и твердо укоренена, сияющая, в мире света. 2 Оттуда она зовет тебя последовать ее путем, который поднял ее высоко над тьмою и мягко поместил перед вратами Рая. 3 Святое мгновение, в котором вы соединились с братом, есть просто нарочный любви, посланный к тебе из-за границ прощения с напоминанием о том, что лежит за ним. 4 Но именно через прощение оно будет помниться.

14. Когда же память о Всевышнем придет к тебе в святом месте прощения, ты больше ничего не будешь помнить, и память станет столь же бесполезной, как обучение, ибо единственной твоей целью станет творение. 2 Но ты об этом знать не можешь, пока всё восприятие не будет очищено и наконец изъято навсегда. 3 Прощение изымает только ложное и убирает из мира тени и в доброте своей уносит их сохранно и уверенно к яркому миру нового и чистого восприятия. 4 Там теперь твоя цель. 5 Именно там и ждет тебя покой.

Table of contents

previous page start next page