1. Связь между гневом и атакой очевидна, но между гневом и страхом различима не всегда. 2 Гнев неразрывно связан с проекцией разделения, которую в конечном счете нужно принять как свою личную ответственность, не обвиняя в том других. 3 Гнев не возникнет, пока ты не решил, что на тебя напали, и что ответная атака вполне оправдана, и что ни в коей мере ты не в ответе за нее. 4 За этими тремя неразумными предпосылками должен последовать равно абсурдный вывод, что брат заслуживает нападения, а не любви. 5 Что может следовать за безумной предпосылкой, если не безумный вывод? 6 Отменить безумный вывод можно, лишь оценив разумность предпосылок, которыми он обусловлен. 7 На тебя нельзя напасть, атака не имеет оправдания, и ты несешь ответственность за всё, во что веришь.
2. Тебе предлагалось принять меня за образец в обучении, поскольку экстремальный случай – особенно полезное средство обучения. 2 Ведь каждый учит и учит постоянно. 3 Эту ответственность ты неизбежно принимаешь на себя в момент принятия любой предпосылки, поскольку невозможно организовать собственную жизнь без какой-либо системы мышления. 4 Как только ты создал любую систему мышления, ты и живешь по ней, и учишь ей. 5 Твоя способность оставаться преданным своей системе мышления может быть адресована неверно, но она всё еще есть форма веры и ее можно перенаправить.
1. Давай в учебных целях снова вернемся к распятию. 2 Я ранее не задерживался на нем из-за пугающих дополнительных оттенков, которые ты мог ассоциировать с ним. 3 До сих пор подчеркивалось только то, что распятие не было формой наказания. 4 Однако невозможно объяснить что-либо исключительно в негативных терминах. 5 Есть позитивная интерпретация распятия, полностью лишенная страха и, следовательно, полностью милосердная во всем, чему она учит, если ее правильно понять.
2. Распятие – не более чем экстремальный пример. 2 Ценность его, как и любого обучающего средства, в том, какому роду постижения оно служит. 3 Оно может быть – и было – неверно понято. 4 И только потому, что движимые страхом воспринимают всё со страхом. 5 Я уже говорил, что ты всегда можешь позвать меня, чтобы разделить мое решение и этим сделать его сильнее. 6 Я также говорил, что распятие было последним бесполезным странствием, которое Сыновству нужно предпринять, и что распятие олицетворяет освобождение от страха для тех, кто его понимает. 7 Поскольку раньше я уделял внимание исключительно воскресению, цель распятия и то, как по сути своей оно вело к воскресению, не пояснялись. 8 Тем не менее оно может внести определенный вклад в твою жизнь и, если ты отнесешься к нему без страха, оно поможет тебе понять твою роль как учителя.
3. Годами, вероятно, ты реагировал на всё так, будто тебя распинали. 2 Это характерная тенденция разделенных, всегда отказывающихся размышлять над тем, что они сделали самим себе. 3 Проекция означает гнев, гнев поощряет нападение, а нападение вызывает страх. 4 Реальный смысл распятия заключается в явной чрезмерности атаки одних Сыновей Божьих на других. 5 Это, конечно, невозможно и должно быть полностью понято как невозможное. 6 Иначе я не могу служить примером в обучении.
4. Напасть в конечном счете можно лишь на тело. 2 Нет сомнений в том, что одно тело способно напасть на другое и даже уничтожить его. 3 Но если уничтожение само по себе и возможно, то всё, что уничтожимо, не может быть реальным. 4 Поэтому его уничтожение и не оправдывает гнева. 5 В той мере, в какой ты веришь в обратное, ты принимаешь ложные предпосылки и учишь им других. 6 Весть, которой должно было учить распятие, состояла в том, что нет необходимости воспринимать какую-либо форму агрессии в гонениях, поскольку ты не можешь быть гоним. 7 Если ты отвечаешь с гневом, должно быть, ты приравниваешь себя к уничтожимому и, следовательно, твое восприятие себя безумно.
5. Я показал с предельной ясностью, что ты подобен мне, а я тебе, но изначальное наше равенство можно продемонстрировать только через совместное решение. 2 Ты волен считать, что подвергаешься гонениям, если таким окажется твой выбор. 3 Но выбирая подобную реакцию, ты должен помнить, что только в суждении мира я был гоним, сам я не разделял такой оценки. 4 Не разделяя ее, я и не укреплял ее. 5 Поэтому я предложил иное толкование атаки, которым и хочу с тобою поделиться. 6 И если ты в него поверишь, то поможешь мне ему учить.
6. Я уже говорил: «Чему ты учишь, тому должен учиться». 2 Воспринимая себя гонимым, ты станешь учить гонениям. 3 Не этому уроку должен желать учить Господень Сын, если он хочет осознать свое спасение. 4 Лучше учи своей совершенной неприкосновенности, которая есть истина в тебе, понимая, что на нее нельзя напасть. 5 Не пытайся сам защищать ее, ибо тогда ты веришь в ее уязвимость для атаки. 6 Тебе не предлагают быть распятым; то был мой личный вклад учителя. 7 Тебе предложено лишь следовать моему примеру перед лицом не столь великих соблазнов лжевосприятия и не принимать их как ложные оправдания гневу. 8 Нет оправдания тому, что не имеет оправдания. 9 Не верь в обратное и не учи ему. 10 Помни всегда: ты учишь лишь тому, во что веришь сам. 11 Верь заодно со мною – и мы станем равны как учителя.
7. Твое воскресение – это твое пробуждение. 2 Я – пример нового рождения, но это новое рождение есть просто озарение разума тем, что уже было в нем. 3 Бог Самолично поместил его туда, и оно вечно истинно. 4 Я верил в это, поэтому и принял для себя как истину. 5 Так помоги же мне учить тому же наших братьев во имя Царства Божьего, но прежде поверь, что это истинно и для тебя, иначе будешь учить неверно. 6 Братья мои спокойно спали во время так называемой «агонии в саду», но я не гневался на них, поскольку знал, что я не мог быть покинут.
8. Мне грустно, когда мои братья не разделяют моего решения слушать только один Голос, ведь это ослабляет их и как учителей, и как учеников. 2 Но я знаю, что они неспособны предать себя или меня, и всё еще на них я должен строить свою церковь. 3 И здесь нет выбора, ибо лишь ты способен стать фундаментом для Божьей Церкви. 4 Церковь там, где алтарь; его присутствие и освящает церковь. 5 В церкви, не побуждающей к любви, алтарь сокрыт, он не осуществляет цели, определенной ему Богом. 6 Я должен «строить Его церковь на тебе», ибо принявшие меня за образец становятся в буквальном смысле слова моими учениками. 7 Ученики – это последователи, и, если тот, за кем они идут, решил избавить их от боли во всех отношениях, было бы неразумно не следовать за ним.
9. Ради тебя и ради себя решил я показать, что самая жестокая – в суждении эго – атака не имеет значения. 2 В суждении мира (но не в знании Господнем) я был избит, покинут, предан, истерзан и в конце концов убит. 3 Понятно, что это явилось следствием проекции на меня других людей, поскольку я никому не причинил вреда и многих исцелил.
10. Мы всё еще равны как ученики, хотя и не нуждаемся в равном опыте. 2 Святой Дух радуется, когда ты можешь обучаться на моем опыте и пробуждаться им. 3 Это единственная цель моего опыта и единственная возможность воспринимать меня как путь, как истину, как жизнь. 4 Внимая одному Голосу, ты не услышишь требований жертвы. 5 Напротив, способный слышать Святого Духа в других, ты можешь учиться на их опыте и получать от него пользу, в нем непосредственно не соучаствуя. 6 Это возможно потому, что Дух Святой един, и тот, кто слышит Его Голос, неизбежно ведом, чтобы указывать Его дорогу остальным.
11. Ты не гоним, не был гоним и я. 2 Тебе не нужно повторять мой опыт, поскольку Святой Дух, разделяемый нами, делает это ненужным. 3 Однако, чтобы мой опыт был полезен, ты всё еще должен следовать моему примеру в том, как воспринимать его. 4 Твои и мои братья постоянно заняты процессом оправдания того, что не имеет оправдания. 5 Единственный урок, которому я должен учить так, как сам выучил его, состоит в том, что никакое восприятие, идущее вразрез с суждением Святого Духа, не имеет оправдания. 6 Для подтверждения истинности этого я выбрал чрезвычайный случай лишь потому, что он послужит хорошим средством обучения для тех, чье искушение поддаться гневу и атаке не столь чрезмерно. 7 Заодно с Богом я не желаю страданий ни одному из Божьих Сыновей.
12. Распятие ни с кем не разделить, ибо оно – символ проекции, но воскресение – символ соучастия, поскольку пробуждение каждого Божьего Сына необходимо для осознания Сыновством собственной полноты. 2 Лишь это и есть знание.
13. Весть Распятия предельно ясна:
2 Учи только любви, поскольку она – то, что ты есть.
14. Интерпретируя распятие любым другим путем, ты пользуешься им скорее как орудием атаки, нежели призывом к покою, для коего оно предназначалось. 2 Апостолы часто понимали распятие неверно по той же причине, что и все остальные. 3 Их собственная несовершенная любовь сделала их уязвимыми для проекции, и, движимые собственным страхом, они говорили о «гневе Божьем» как об орудии Его возмездия. 4 Они не говорили о распятии без гнева, ибо их наполняло гневом их собственное чувство вины.
15. Вот несколько примеров «перевернутого» мышления в Новом Завете, хотя основная его проповедь – любовь. 2 Не чувствуя вины, Апостолы не цитировали бы меня, будто сказавшего: «Не мир пришел Я принести, но меч». 3 Это явно идет вразрез со всем моим учением. 4 Если бы они действительно понимали меня, моя реакция на поступок Иуды была бы описана иначе. 5 Не веря в предательство, я никогда бы не сказал: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» 6 Вся весть распятия была о том, что я в предательство не верил. 7 «Возмездие», которое я призывал на голову Иуды, было подобной ошибкой. 8 Иуда был мой брат и Божий Сын, такая же часть Сыновства, как я сам. 9 Мыслимо ли, чтобы я осуждал его предательство, если готов был показать, что осуждение невозможно?
16. Читая учение Апостолов, помни: я сам им говорил, что многое они поймут намного позже, ибо в то время они не были готовы всецело следовать за мной. 2 Я не хочу, чтобы ты позволил страху в какой угодно форме закрасться в ту систему мышления, к которой я тебя веду. 3 Не мучеников я сзываю, а учителей. 4 За грех никто не наказуем, и Божьи Сыновья не грешники. 5 Любая концепция наказания предполагает проекцию обвинения и укрепляет мысль, что обвинение оправдано. 6 В итоге получается урок в обвинении, так как всякое поведение учит убеждениям, мотивирующим его. 7 Распятие было результатом явно противоположных систем мышления, идеальным символом «конфликта» меж эго и Божьим Сыном. 8 Этот конфликт кажется столь же реальным сегодня, и его уроки столь же необходимо постигать сейчас, как и тогда.
17. Я не нуждаюсь в благодарности, но ты должен укрепить свою ослабленную способность благодарить, иначе не сумеешь отдать должное Богу. 2 Он не нуждается в твоем признании, но ты нуждаешься в нем. 3 Ты не можешь любить то, чего не ценишь, ибо страх делает признательность невозможной. 4 Боясь того, что ты есть, ты этого не ценишь и, следовательно, не принимаешь. 5 И в результате ты будешь учить неприятию.
18. Могущество Господних Сыновей присутствует в них постоянно, ибо они сотворены как творцы. 2 Влияние их друг на друга беспредельно и должно использоваться для их совместного спасения. 3 Каждый из них должен учиться тому, что всякая форма неприятия бессмысленна. 4 Разделение – это идея неприятия. 5 Пока ты учишь ей, ты будешь в нее верить. 6 Господь не мыслит подобным образом, тебе же нужно мыслить так, как Он, если ты хочешь снова знать Его.
19. Помни, что Дух Святой есть Связь в Общении Бога, нашего Отца, с Его разделенными Сыновьями. 2 Внимая Его Голосу, ты будешь знать, что вред не может быть ни причинен тебе, ни нанесен тобой; что многим необходимы твое благословение и помощь, чтобы они услышали об этом сами. 3 Воспринимая лишь эту их нужду, не отвечая никакой другой, ты постигаешь от меня, желая, подобно мне, постигнутое разделить с другими.
1. Любое разделение в разуме должно повлечь за собой отказ от его части, а это и есть вера в разделение. 2 Господню целокупность, которая и есть Его покой, способен оценить лишь целокупный разум, осознающий целостность творения Божьего. 3 Этим признанием он знает своего Творца. 4 Исключение и разделение – синонимы так же, как разделение и разобщение. 5 Мы ранее говорили, что разделение было и есть разобщение и что, как только оно происходит, его основной защитой, или средством сохранения, немедленно становится проекция. 6 Причина этого, однако, может быть не столь очевидна, как тебе кажется.
2. Ты отвергаешь то, что проецируешь, и, следовательно, не веришь, что оно твое. 2 Ты исключаешь себя из него уже тем, что считаешь себя отличным от того, на кого проецируешь. 3 А поскольку ты еще и осудил проецируемое, то продолжаешь свои нападки на него, ибо продолжаешь отстранять его от себя. 4 Делая это бессознательно, ты пытаешься удерживать вне своего сознания тот факт, что нападаешь лишь на самое себя, воображая, что таким образом себя обезопасил.
3. Проекция, однако, всегда приносит вред тебе. 2 Она укрепляет веру в твой собственный разделенный разум, и ее единственная цель – продолжать разделение. 3 Проекция – исключительно инструмент эго, дающий тебе возможность почувствовать себя несхожим с братьями и разобщенным с ними. 4 Эго оправдывает это тем, что помогает тебе казаться «лучше» их, тем самым еще больше затеняя твое равенство с ними. 5 Проекция и атака неизбежно связаны, ибо проекция всегда есть средство оправдания атаки. 6 Гнев без проекции невозможен. 7 Эго использует проекцию только с целью исказить твое восприятие себя самого и твоих братьев. 8 Процесс начинается с исключения чего-то, существующего в тебе, но нежеланного для тебя, и ведет прямо к исключению тебя из среды твоих братьев.
4. Однако мы уже постигли, что альтернатива проекции есть. 2 Любая способность эго имеет лучшее применение, ибо способности его направляются разумом, а у того есть лучший Голос. 3 Святой Дух продолжает себя, а эго проецирует. 4 Как цели их противоположны, так и результаты.
5. Святой Дух изначально воспринимает тебя как совершенного. 2 Зная, что совершенство это разделяемо, он признает его в других, тем самым укрепляя его и в тебе, и в остальных. 3 Вместо гнева это рождает любовь к обеим сторонам, ибо так устанавливается вовлеченность. 4 Воспринимая равенство, Святой Дух воспринимает равные потребности. 5 Это автоматически приглашает Искупление, поскольку Искупление – единственная общая потребность в этом мире. 6 Воспринимать себя подобным образом есть единственная возможность обрести счастье в этом мире. 7 Ведь это и есть признание, что ты не в этом мире, ибо сей мир несчастен.
6. А как еще тебе удастся найти радость в безрадостном месте, если не осознать, что тебя там нет? 2 Куда Господь тебя не поместил, там тебя нет, ведь Сущий сотворил тебя как часть Себя. 3 Это одновременно и где ты есть, и что ты есть. 4 И это абсолютно неизменно. 5 Здесь полная включенность. 6 И этого не изменить сейчас или когда бы то ни было. 7 Это вовеки истинно. 8 И это не убеждение, но Факт. 9 Всё, сотворенное Единым, истинно, как и Он Сам. 10 Истинность этого лежит в полной включенности его в Того, Кто лишь один и совершенен. 11 Отрицать это – значит отрицать и себя, и Его, поскольку невозможно принять одно без другого.
7. Полное равенство в восприятии Святого Духа есть отражение полного равенства в Божьем знании. 2 Восприятие эго не имеет параллели в Боге, но Святой Дух остается Мостом между восприятием и знанием. 3 Используя восприятие таким образом, чтобы оно отражало знание, ты будешь в конечном счете помнить знание. 4 Эго предпочитает верить, что эта память невозможна, но твое восприятие направляется Святым Духом. 5 Твое восприятие закончится там же, где и началось. 6 Всё сходится в Боге, ибо всё сотворено Им и в Нем.
8. Бог сотворил Своих Сынов, продолжив Свою Мысль и сохранив ее продолжения в Своем Разуме. 2 Поэтому все Его Мысли полностью едины как в самих себе, так и друг с другом. 3 Святой Дух дает тебе возможность восприять эту целокупность сейчас. 4 Бог сотворил тебя, чтобы творить. 5 Ты не продолжишь Его Царство, не зная его целокупности.
9. Мысли зарождаются в разуме мыслящего, затем распространяются вовне. 2 Это верно как для Божьего Мышления, так и для твоего. 3 Поскольку твой разум разъединен, ты в состоянии и воспринимать, и мыслить. 4 Но восприятию не обойти основных законов мышления. 5 Воспринимая то, что в разуме, ты проецируешь воспринятое вовне. 6 Хотя любое восприятие нереально, ты его создал, и, следовательно, Дух Святой с успехом может его использовать. 7 Он может вдохновить восприятие и повести его к Богу. 8 Подобное слияние представляется далеким будущим лишь потому, что разум твой еще не полностью в ладу с этой идеей и, следовательно, не желает ее сейчас.
10. Святой Дух использует время, но в него не верит. 2 Придя от Бога, Он всё использует во благо, не веря только в то, что не истинно. 3 Поскольку Он в твоем разуме, твой разум тоже может верить только в истинное. 4 Только об этом молвит Святой Дух, ибо Он говорит за Бога. 5 Он призывает тебя вернуть твой целокупный разум Богу, поскольку тот никогда Его не покидал. 6 А если он Его не покидал, тогда, чтобы вернуть его, тебе лишь нужно воспринять его таким, каков он есть. 7 Полное осознание Искупления будет признанием, что никакого разделения не было. 8 А против этого эго бессильно, поскольку это недвусмысленное утверждение, что никакого эго не было.
11. Эго может принять идею необходимости возвращения, поскольку с легкостью может заставить ее казаться трудной. 2 Но Дух Святой говорит тебе, что даже в возвращении нет необходимости, поскольку то, что не происходило, не может быть трудным. 3 Однако ты можешь сделать идею возвращения и трудной, и необходимой. 4 Но абсолютно ясно, что совершенным ничего не нужно, и свое совершенство невозможно переживать как трудное достижение, поскольку оно и есть твоя сущность. 5 Так следует воспринимать все Божие творения, сводя все свои восприятия в единый ряд, видимый Святым Духом. 6 Этот ряд – линия прямого общения с Богом, позволяющая твоему разуму слиться с Его. 7 Нигде в подобном восприятии нет конфликта, поскольку оно означает, что всё восприятие руководимо Святым Духом, Чей Разум устремлен к Богу. 8 Только Святому Духу под силу разрешить конфликт, поскольку только Он свободен от конфликта. 9 Воспринимая только истинное в твоем разуме, Он продолжает это ко всему, что истинно в других разумах.
12. Различие между проекцией эго и продолжением Святого Духа весьма простое. 2 Эго проецирует с целью исключить и, значит, обмануть. 3 Святой Дух продолжает, узнавая Себя в каждом разуме, и так воспринимает их все как один. 4 В подобном восприятии нет конфликта, поскольку Святой Дух воспринимает всё как одно и то же. 5 Куда бы ни взглянул, Он всюду узнает Себя и, будучи единым, всегда предлагает Царство во всей его полноте. 6 Эту единственную весть Всевышний поручил Ему, только о ней Он должен говорить, поскольку она – то, что Он есть. 7 Божий покой заложен в этой вести, а, следовательно, Божий покой – и в тебе. 8 Великий покой Царства сияет вечно в твоем разуме, но он должен сиять из разума вовне, чтобы ты осознал его.
13. Святой Дух дарован тебе в полной непредвзятости, и, только признавая его абсолютную непредвзятость, ты сможешь вообще Его узнать. 2 Имя эго – легион, Святой же Дух один. 3 В Царстве нигде нет тьмы, но твоя роль лишь в том, чтобы не допустить ее в свой разум. 4 Подобное единение со светом беспредельно, ибо это объединение со светом мира. 5 Каждый из нас есть свет мира, и единением разумов в этом свете мы провозглашаем Царство Божие все вместе, как один.
1. Как мы уже подчеркивали, любая идея зарождается в разуме мыслящего. 2 Следовательно, то, что продолжено из разума, всё еще в нем, и по тому, откуда оно продолжено, оно знает себя. 3 Слово «знает» здесь уместно, поскольку Святой Дух всё еще сохраняет знание в твоем разуме Своим непредвзятым восприятием. 4 Не нападая ни на что, Он не препятствует общению с Богом. 5 Поэтому и бытию ничто не угрожает. 6 Твой Богоподобный разум осквернению недоступен. 7 Эго не было и никогда не будет его частью, но через эго ты можешь слышать, и постигать, и учить тому, что есть неистинное. 8 Ты учил себя верить, что ты не то, что есть. 9 Нельзя учить тому, чего ты не постиг, и то, чему ты учишь, ты укрепляешь в себе, поскольку разделяешь это с другими. 10 Каждый урок, которому ты учишь, ты постигаешь сам.
2. Вот почему ты должен учить лишь одному уроку. 2 Чтобы быть свободным от конфликта, ты должен учиться только у Святого Духа и только через Него учить. 3 Ты есть только любовь, но, отрицая это, ты превращаешь себя в нечто, о чем необходимо постоянно помнить. 4 Я ранее говорил, что весть распятия была: «Учи только любви, ибо ты есть любовь». 5 Лишь этот урок полностью совершенен, ибо лишь он полностью един. 6 И, обучая лишь ему, ты выучишь его. 7 «Чему ты учишь, тому же учишься сам». 8 И если это правда (а так оно и есть), не забывай, что то, чему ты учишь, учит тебя. 9 И ты, конечно, веришь в то, что проецируешь или же продолжаешь.
3. Единственная безопасность заключена в продолжении Святого Духа, ибо, увидев Его доброту в других, твой разум воспримет себя полностью безвредным. 2 Как только он сможет это целиком принять, он больше не увидит потребности в своей защите. 3 Божья Защита нисходит на него и убеждает в его вечной безопасности. 4 Всецело защищенные всецело милосердны. 5 Они благословляют, зная, что сами благословлены. 6 Избавленный от треволнений разум всецело добр, а продолжая милосердие, он милосерден. 7 Безопасность заключена в полном отказе от атаки. 8 Здесь невозможен компромисс. 9 Учи атаке в какой угодно форме – и ты учишься ей, а это непременно повредит тебе. 10 Но это постижение не вечно: можно разучиться, перестав этому учить.
4. Поскольку ты не можешь не учить, твое спасение – в обучении всему, что противоположно идеям эго. 2 Так ты познаешь истину, которая тебя освободит и будет охранять твою свободу, в то время как остальные будут ей учиться у тебя. 3 Единственная возможность обрести покой – это учить покою. 4 Уча покою, ты должен учиться ему сам, ибо нельзя учить тому, с чем ты себя по-прежнему разъединяешь. 5 Только таким путем можно вернуть тобой отринутое знание. 6 Нужно иметь идею, чтобы делиться ею. 7 Она пробуждается в твоем разуме через убежденность, с которой ты учишь ей других. 8 Всему, чему ты учишь, ты учишься сам. 9 Учи только любви и постигай, что она – твоя и что ты есть любовь.
1. Помни, что Дух Святой – Ответ, а не вопрос. 2 Эго всегда вступает первым. 3 Оно капризно и не желает своему создателю добра. 4 Эго верит, и совершенно справедливо, что его создатель может лишить его своей поддержки в любой момент. 5 Желая тебе добра, оно бы радовалось, как будет радоваться Дух Святой, когда приведет тебя домой и когда отпадет нужда в Его наставничестве. 6 Эго не считает себя твоею частью. 7 Здесь и лежит изначальная ошибка, послужившая базой для всей его системы мышления.
2. При сотворении твоем Бог сделал тебя Своей частью. 2 Вот почему атака в Царстве невозможна. 3 Ты создал эго без любви, поэтому оно тебя не любит. 4 Остаться внутри Царства без любви ты бы не смог, а поскольку Царство и есть любовь, ты веришь, что остался без нее. 5 Это дает возможность эго считать себя разделенным со своим создателем и вне его, говоря от имени той части разума, которая верит: ты разделен с Божьим разумом и пребываешь вне его. 6 Тогда-то эго и задает первый из когда-либо заданных вопросов, на который у него нет ответа. 7 Вопрос «Что ты такое?» явился началом всех сомнений. 8 С тех пор эго задало великое множество вопросов, но не ответило ни на один из них. 9 Самые хитроумные действия эго не приводили ни к чему, разве что еще больше затеняли сам вопрос, потому что у тебя есть ответ и эго тебя боится.
3. Конфликт нельзя понять, если не понят до конца тот главный факт, что эго ничего не может знать. 2 Святой Дух не говорит первым, но отвечает Он всегда. 3 Каждый в то или иное время взывал к Нему о помощи и так или иначе получал ответ. 4 Поскольку Святой Дух отвечает истинно, Он отвечает постоянно, а это значит, что каждый имеет свой ответ сейчас.
4. Эго не может слышать Святого Духа, но верит, что часть разума, создавшая эго, против него. 2 Оно интерпретирует это как оправдание для атаки на своего создателя. 3 Эго верит, что атака есть наилучшая защита, и хочет, чтобы в это верил ты. 4 Без этой веры ты не примешь его сторону, а эго нуждается в сторонниках, никак не в братьях. 5 Воспринимая в твоем разуме нечто чуждое себе, эго обращается к телу как к своему союзнику, поскольку тело – не часть тебя. 6 Это делает тело другом эго. 7 Такой союз откровенно зиждется на разделении. 8 Если ты примешь сторону подобного союза, то испытаешь страх, поскольку принял сторону союза страха.
5. Эго использует тело в заговоре против разума, и, понимая, что его «враг» может покончить и с эго, и с телом в одночасье простым признанием того, что они – не часть тебя, оно объединяется в атаке с телом. 2 Это есть восприятие, нелепейшее из всех возможных, если подумать, что здесь подразумевается. 3 Эго, будучи нереальным, силится убедить реальный разум, что он есть просто средство обучения эго и, более того, что тело реальнее, чем разум. 4 Никто в здравом рассудке не мог бы поверить в это, никто в рассудке здравом и не верит.
6. Услышь тогда единственный ответ Святого Духа на все вопросы эго: ты Божье чадо, бесценная часть Его Царства, кого Он сотворил как часть Себя. 2 Более ничего не существует, и только это реально. 3 Ты выбрал сон с дурными сновидениями, но сон твой нереален и Бог зовет тебя проснуться. 4 Как только ты Его услышишь, от сновидений не останется и следа, поскольку ты проснешься. 5 Твои сновидения полны символов эго, которые сбивали тебя с толку. 6 И лишь по той причине, что ты спал и этого не знал. 7 А пробудившись, ты увидишь истину в себе и вокруг себя и перестанешь верить снам, ибо они утратят для тебя реальность. 8 А Царство и всё, что ты в нем сотворил, будут воистину реальны для тебя, благодаря их истинности и очарованию.
7. В Царстве нет никаких сомнений в том, где ты есть и что ты такое. 2 Сомнений нет, поскольку первый вопрос никогда не задавался. 3 В итоге полностью решенный, он никогда не возникал. 4 Лишь Бытие живет в Царстве Небесном, где всё живет в Предвечном, не вопрошая. 5 Время, растрачиваемое на вопросы во сне, уступает место творению и его вечности. 6 В тебе – всё та же определенность, что и в Боге, ибо в тебе всё та же истина, что в Нем, но то, что было когда-то определенным в твоем разуме, стало всего лишь способностью к определенности.
8. Внесение способностей в бытие явилось началом неопределенности, ибо способности – это потенциал, а не достижение. 2 Твои способности бесполезны в присутствии Божьих достижений, равно как и твоих. 3 Достижения – это достигнутые результаты. 4 Когда же результаты совершенны, способности бессмысленны. 5 Любопытно, что совершенное теперь необходимо усовершенствовать. 6 Практически это невозможно. 7 Помни, однако, что поместив себя в невозможную ситуацию, ты веришь, что невозможное возможно.
9. Способности нужно развить прежде, чем ты сможешь их использовать. 2 Это не относится к сотворенному Всевышним, но это самое благое решение для всего, что создал ты. 3 В невозможной ситуации ты можешь развить свои способности настолько, что они вызволят тебя из нее. 4 У тебя есть Наставник в том, как их развить, но нет другого распорядителя, кроме тебя самого. 5 Это и делает тебя ответственным за Царство: как за Наставника, чтобы найти его, так и за средства, чтобы сохранить его. 6 У тебя есть пример для подражания, который усилит твое влияние и никогда никоим образом не ослабит его. 7 Поэтому ты сохраняешь центральное место в своем вымышленном рабстве, что само по себе уже говорит о том, что ты не порабощен.
10. Ты оказался в невозможной ситуации лишь потому, что посчитал подобное возможным. 2 Ты был бы в невозможной ситуации, если бы Сущий показал тебе твое совершенство и доказал, что ты не прав. 3 Это продемонстрировало бы неспособность совершенных осознать собственное совершенство и подтвердило бы, что тем, у кого есть всё, необходима помощь, и потому они беспомощны. 4 Такого рода «логика» присуща эго. 5 Бог, знающий, что Его творения совершенны, не унижает их. 6 Это в такой же мере невозможно, как вера эго в то, что оно сумело унизить Бога.
11. Вот почему Святой Дух не командует. 2 Командовать – значит предполагать неравенство, которого, как Он показывает, не существует. 3 Верность предпосылкам есть закон разума, и всё, сотворенное Всевышним, повинуется Его законам. 4 Преданность другим законам также не исключена, но не в силу их истинности, а в силу того, что ты их создал сам. 5 Что бы ты выиграл, покажи тебе Господь безумие твоего мышления? 6 Способен ли Он утратить Собственную определенность? 7 Я часто повторял, что ты есть то, чему ты учишь. 8 Желаешь ли ты Господу учить тебя тому, что ты грешил? 9 Если бы Он сопоставил созданное тобою «я» с истиной, Им сотворенной для тебя, что, кроме страха, это вызвало бы в тебе? 10 Ты усомнился бы в своем здоровом разуме, единственном месте, где можно отыскать подаренное Богом здравомыслие.
12. Господь не учит. 2 Учить – значит предполагать недостаток, которого, Отец наш знает, нет. 3 Бог не в конфликте. 4 Цель обучения – изменения, а Бог творит лишь неизменное. 5 Разделение было не потерей совершенства, а обрывом связи. 6 Грубая и напряженная форма общения возникла как голос эго. 7 Он бы не смог нарушить покой Господень, но мог нарушить твой. 8 Однако Бог его не уничтожил, поскольку уничтожение его означало бы атаку. 9 Спрашиваемый, Он не спрашивал. 10 Он просто дал Ответ. 11 Его Ответ и есть Учитель твой.
1. Как и любой хороший учитель, Святой Дух знает больше, чем ты сейчас, но учит Он с одною целью: сделать тебя равным Себе. 2 Ты уже обучил себя неверно, уверовав в неистинное. 3 Ты не поверил в собственное совершенство. 4 Стал бы Господь учить тебя тому, что ты создал раздвоенный разум, если Он знает твой разум как целокупный? 5 Он знает только, что каналы Его связи закрыты для Него, что Ему не с кем поделиться радостью и знать, что Его дети счастливы. 6 Дарение Его радости – непрерываемый процесс, но не во времени, а в вечности. 7 Господне продолжение вовне (но не Его полнота) перекрыто, когда Сыновство не общается с Ним как единое целое. 8 Тогда Он думает: «Спят Мои дети, их нужно разбудить».
2. Как осторожней разбудить детей, если не добрым Голосом, Который, не пугая, просто напомнит им, что ночь прошла и появился свет? 2 Детям не говорят о том, что мучившие их во сне кошмары нереальны, ведь дети верят в волшебство. 3 Их просто заверяют в том, что они в безопасности сейчас. 4 Затем их учат отличать сон от яви и понимать, что снов не следует бояться. 5 Поэтому, когда дурные сны придут, дети самостоятельно обратятся к свету, чтобы развеять их.
3. Мудрый учитель учит через подход к проблеме, а не через уклонение от нее. 2 Его внимание сосредоточено не на том, что нужно обойти во избежание вреда, а на том, что нужно выучить для обретения радости. 3 Представь себе испуг или смятение ребенка, если ему сказать: «Не делай этого, это опасно и может повредить тебе, но если вместо этого ты сделаешь вот так, то избежишь вреда и будешь в безопасности и страх уйдет». 4 Наверняка лучше сказать всего три слова: «Делай только так!» 5 Это простое утверждение предельно ясно, легко запоминается и с легкостью усваивается.
4. Святой Дух не составляет перечень ошибок, ибо Он не пугает детей, а те, в ком нет мудрости, и есть малые дети. 2 Но Он всегда ответит на их призыв, и эта Его надежность делает их уверенней. 3 Дети и вправду путают фантазии с реальностью, не видя между ними разницы. 4 Святой Дух не делает различий между снами. 5 Он просто изгоняет их своим сиянием. 6 А свет Его – всегда призыв проснуться, о чем бы ты ни грезил в своем сне. 7 Нет ничего устойчивого в снах, а Дух Святой, сияя Светом Самого Предвечного, вещает лишь о том, что длится вечно.
1. Когда исчезнут и тело твое, и сны, и эго, узнаешь ты, что будешь продолжаться вечно. 2 Ты, верно, думаешь, что это достигается со смертью, но смертью не достигнуть ничего, ведь смерть и есть ничто. 3 Всё достижимо только через жизнь, а жизнь – от разума и в разуме. 4 Тело не умирает и не живет, ведь телу не вместить тебя – того, кто и есть жизнь. 5 Если мы разделяем один и тот же разум, ты можешь смерть преодолеть, поскольку я ее преодолел. 6 Смерть есть попытка разрешить конфликт уходом от решения его. 7 Как всякое немыслимое решение, задуманное эго, оно не возымеет действия.
2. Господь не создал тела, ибо оно уничтожимо и, следовательно, не от Царства. 2 Тело есть символ того, что, по твоим понятиям, есть ты. 3 Оно, вне всякого сомнения, есть средство разделения и потому не существует. 4 Святой Дух, как всегда, использует тобою созданное, интерпретируя его как средство обучения. 5 И, как всегда, всё то, что эго использует как аргумент в поддержку разделения, Святой Дух реинтерпретирует в свидетельство против него. 6 Если разум исцеляет тело, а тело не в состоянии исцелить разум, то разум сильнее тела. 7 Каждое чудо подтверждает это.
3. Я уже говорил, что Дух Святой есть мотивация чудес. 2 Он всегда говорит тебе, что реален только разум, ибо лишь в разуме возможно соучастие. 3 Тело же от тебя отделено и потому не может быть твоею частью. 4 «Быть единомысленными» – звучит осмысленно, а быть единым телом – бессмысленно. 5 Стало быть, согласно законам разума тело бессмысленно.
4. Для Святого Духа в чудесах нет степеней трудности. 2 Эта концепция тебе уже достаточно знакома, но ты в нее еще не веришь. 3 Следовательно, ты не понимаешь ее и не можешь пользоваться ею. 4 Слишком много нам предстоит свершить во имя Царства, чтобы позволить этой существенной идее ускользнуть от нас. 5 Она воистину краеугольный камень той системы мышления, которой я учу и которой желаю тебе учить. 6 Ты не станешь чудотворцем без веры в эту идею, ибо вера в нее есть убеждение в абсолютном равенстве. 7 Лишь один равный дар возможно предложить всем равным Божьим Сыновьям, и это – полное понимание их достоинства. 8 Не больше и не меньше. 9 В отсутствии градаций степени трудности бессмысленны и не должно быть никаких пределов в том, что ты предлагаешь брату.
5. Святой Дух, ведущий к Богу, переводит взаимное общение в бытие так же, как он в конечном счете переводит восприятие в знание. 2 То, что ты отдаешь в общении, нельзя утратить. 3 Эго использует тело для атаки, для наслаждения и гордыни. 4 Безумие такого восприятия делает его и впрямь пугающим. 5 Святой Дух видит в теле только средство общения, и, поскольку общение есть соучастие, оно становится общностью. 6 Ты, вероятно, думаешь, что страх, как и любовь, возможно передать в общении и, следовательно, можно также разделить. 7 Но это не столь реально, как может показаться. 8 Те, чей посыл есть страх, способствуют атаке, атака же всегда нарушит связь, сделав ее невозможной. 9 Эго действительно объединяются во временный союз, но исключительно ради того, что каждое из них может заполучить отдельно. 10 Святой же Дух передает в общении только то, что каждый может отдать всем. 11 Он никогда не забирает ничего обратно, ибо желает тебе всё подаренное сохранить. 12 Следовательно, Его учение начинается с урока:
13 Чтобы иметь, отдай всем всё.
6. Это всего лишь предварительный шаг и единственный, который тебе нужно сделать самому. 2 Даже не обязательно заканчивать его самому, но непременно нужно свернуть на это направление. 3 Выбрав такое направление, ты принимаешь на себя ответственность за странствие, где ты и только ты должен оставаться. 4 Шаг этот может показаться скорее усугубляющим конфликт, нежели разрешающим его, поскольку это начальный шаг в процессе возвращения опрокинутого восприятия к нормальному. 5 Ты еще не оставил этот конфликт с перевернутым восприятием, иначе в изменении направления не было бы необходимости. 6 Некоторые задерживаются на этой стадии довольно долго, переживая острый конфликт. 7 На этом этапе они могут попытаться скорее принять конфликт, нежели сделать следующий шаг к его разрешению. 8 Однако сделав первый шаг, они получат помощь. 9 Как только они выберут то, что не могут завершить в одиночку, они уже не одиноки.
1. Всем тем, кто верит в разделение, присущи исконный страх перед возмездием и опасение быть покинутым. 2 Все они верят в неприятие и атаку; именно это они воспринимают, этому учат и этому учатся. 3 Эти безумные идеи – несомненный итог расщепления и проекции. 4 Ты есть то, чему ты учишь, но совершенно очевидно, что ты можешь учить неверно и, следовательно, обучить себя неистинному. 5 Многие полагали, что я нападал на них, при всей очевидности обратного. 6 Безумный ученик выучивает странные уроки. 7 Ты должен хорошо усвоить, что, не разделяя систему мышления, ты ослабляешь ее. 8 Но те, кто в нее верит, воспримут это как атаку на себя. 9 Это объясняется тем, что каждый отождествляет себя со своей системой мышления, а центральной идеей любой системы является его вера в то, что он есть. 10 Если в центре системы мышления истина – только истина станет ее продолжением. 11 Но если в ее центре – ложь, то лишь обман способен быть ее исходом.
2. Все хорошие учителя понимают, что лишь радикальное изменение устойчиво, однако начинают они не с этого уровня. 2 Укрепление побуждений к перемене есть их первейшая и основная цель. 3 Она же – их последняя и окончательная цель. 4 Усилить мотивацию к изменению в учащемся – вот всё, что нужно учителю для гарантии изменения. 5 Изменение мотивации есть изменение в мышлении, что неминуемо ведет к фундаментальным изменениям, поскольку разум и есть фундамент мышления.
3. Первый шаг в кардинальном изменении или в процессе упразднения есть отмена концепции получения. 2 Соответственно, первый урок Святого Духа был: «Чтобы иметь, отдай всем всё». 3 Я говорил, что это временно может усугубить конфликт, и сейчас мы готовы это пояснить. 4 В данный момент равенство между иметь и быть еще не воспринято. 5 И пока этого нет, иметь видится как противоположность отдавать. 6 Следовательно, в первом уроке усматривается противоречие, поскольку он постигается разумом, пребывающем в конфликте. 7 А это означает конфликтующие побуждения, поэтому урок не постигается последовательно. 8 Более того, разум ученика проецирует свой собственный конфликт и в силу этого не воспринимает последовательности в разумах других, что делает его подозрительным в отношении их мотиваций. 9 Это и есть реальная причина того, что первый урок во многих аспектах является наиболее трудным. 10 Всё еще глубоко осознавая эго в себе и отвечая, главным образом, эго других, ты был обучен реагировать на то и на другое так, будто то, во что ты действительно веришь, неистинно.
4. Воспринимая всё и всегда вверх дном, эго считает первый урок безумным. 2 По сути, это его единственная альтернатива, поскольку другой возможностью, еще менее приемлемой для него, была бы очевидность его безумия. 3 Суждение эго здесь, как и всегда, обусловлено тем, что оно есть. 4 Но коренное изменение всё равно произойдет с изменением мировоззрения мыслящего. 5 А ученик меж тем уже не может не слышать звучащего яснее и яснее Голоса Святого Духа. 6 Следовательно, какое-то время ученик получает противоречивые вести и принимает как те, так и другие.
5. Избавиться от конфликта между двумя противоположными системами мышления можно, лишь выбрав одну из них и отказавшись от другой. 2 Если ты отождествляешь себя со своей системой мышления, а это неизбежно, и если принимаешь две абсолютно несогласуемые системы мышления, душевный покой невозможен. 3 Если ты учишь им обеим, что ты и делаешь, пока приемлешь обе, ты учишь конфликту и учишься ему. 4 Но ты действительно желаешь покоя, иначе ты не обратился бы за помощью к Голосу, носителю покоя. 5 Урок Святого Духа не безумен. 6 Безумен сам конфликт.
6. Между безумием и здравомыслием не может быть конфликта. 2 Только одно из них истинно и, следовательно, только одно реально. 3 Эго пытается убедить тебя, что от тебя зависит решение, какой из голосов реален; Святой же Дух учит, что истина сотворена Всевышним и что твоим решением ее не изменить. 4 Как только ты начнешь осознавать тихую силу Голоса Святого Духа и Его абсолютную последовательность, тебе откроется, что ты стремишься отменить решение, необратимо принятое для тебя. 5 Вот почему я ранее советовал напоминать себе о том, чтобы позволить Святому Духу сделать за тебя выбор в пользу Бога.
7. Тебя не просят принимать безумные решения, даже если ты и убежден в обратном. 2 Однако было бы безумием верить, что решение о сути творений Божьих зависит от тебя. 3 Святой Дух воспринимает конфликт таким, каков он есть. 4 Следовательно, Его второй урок:
5 Чтобы иметь покой, учи покою, чтобы ему учиться.
8. Это всё еще предварительный шаг, поскольку иметь и быть еще не стали одним и тем же. 2 Однако это уже шаг вперед в сравнении с первым шагом, который был только началом изменения мышления. 3 Второй шаг – позитивное утверждение того, чего ты хочешь. 4 Тогда это шаг в направлении от конфликта, поскольку он предполагает, что были взвешены альтернативы и выбрана одна из них как наиболее желанная. 5 Однако термин «наиболее желанная» всё еще подразумевает степени в желанном. 6 Следовательно, хоть это и очень важный для окончательного решения шаг, он всё же не последний. 7 Отсутствие степеней трудности в чудесах еще не принято, ибо желаемое всецело не бывает трудным. 8 Желать всецело – значит творить, а творение не может быть трудным, если Сам Бог сотворил тебя как творца.
9. Тогда второй шаг, всё еще связанный с восприятием, уже является гигантским шагом к объединенному восприятию, отражающему Божье знание. 2 Сделав этот шаг и сохраняя взятое направление, ты будешь двигаться к центру своей системы мышления, где и произойдет коренное изменение. 3 Прогресс второго шага прерывист, но этот шаг легче первого, ибо он следует за первым. 4 Понимание того, что он должен следовать за первым, есть свидетельство растущего осознания того, что Дух Святой будет вести тебя вперед.
1. Мы уже говорили, что суждение Святого Духа оценочно, каким ему и должно быть. 2 Святой Дух отделяет истину от лжи в твоем мышлении и учит рассматривать каждую допущенную в разум мысль в свете, который Бог поместил в него. 3 Всё, что в согласии с этим светом, Он оставляет для укрепления Царства Небесного в тебе. 4 То, что согласно с ним частично, Он принимает и очищает. 5 А то, что полностью в разладе с ним, Он отвергает, судя не в его пользу. 6 Так Он поддерживает Царство в абсолютной последовательности и абсолютном единстве. 7 Однако помни: эго приемлет то, что отвергает Святой Дух. 8 Причина – их коренные разногласия во всем из-за их коренных разногласий в том, что ты такое. 9 Взгляды эго на этот критический предмет варьируются, вот почему ему присуще такое разнообразие настроений. 10 Взгляд же Святого Духа на это неизменен, и, следовательно, Он вызывает только одно настроение – радостное. 11 Он ограждает его, отвергая всё, что не способствует радости, и, таким образом, лишь Он один может поддерживать в тебе абсолютную радость.
2. Святой Дух не учит тебя судить других, ибо Он не желает, чтобы ты учил ошибке и сам учился ей. 2 Он был бы непоследователен, позволив тебе укрепиться в том, чего ты должен избегать. 3 Тогда, в понятии мыслящего, Он и вправду судит, но только с целью объединения разума, чтобы тот мог воспринимать, но не судить. 4 А это наделяет разум способностью обучать без суждения и так учиться быть вне суждения. 5 Отмена суждения необходима только в твоем разуме, чтобы ты мог не проецировать, а продолжать. 6 Бог Самолично учредил всё то, что ты можешь продолжить в полной безопасности. 7 Следовательно, третьим уроком Святого Духа будет:
8 Будь бдителен только во имя Бога и Его Царства.
3. Это есть главный шаг к кардинальному изменению. 2 Однако в нем еще содержится аспект полного изменения направления мыслей, поскольку подразумевается, что ты должен быть бдителен против чего-то. 3 Но он уже ушел далеко вперед по сравнению с первым уроком, который был просто началом изменения мышления, а также со вторым, который, по существу, был выявлением того, что наиболее желанно. 4 Третий шаг, вытекающий из второго так же, как второй – из первого, подчеркивает дихотомию между желанным и нежеланным. 5 И таким образом он делает конечный выбор неизбежным.
4. И если первый шаг видится как усугубляющий конфликт, а второй – в какой-то мере вызывающий его, то третий шаг зовет к неусыпной бдительности против конфликта. 2 Я уже говорил, что в равной мере ты можешь быть бдительным как против эго, так и за него. 3 Этот урок учит не только тому, что ты можешь быть бдительным, но и тому, что ты должен им быть. 4 В нем не обсуждаются степени трудности, поскольку приоритет явно отдан бдительности. 5 Этот урок недвусмыслен в обучении тому, что исключения недопустимы, хотя не отрицает возможности попыток сделать исключение. 6 Он призывает тебя к последовательности, невзирая на хаос. 7 Последовательность и хаос не могут долго сосуществовать, поскольку они взаимно исключают друг друга. 8 Однако пока ты должен быть бдителен против чего-либо, тебе не осознать подобного взаимоисключения, и ты все еще веришь, что можешь выбрать то или другое. 9 Уча тебя тому, что выбирать, Святой Дух в конце концов приводит к пониманию того, что в выборе вообще нет необходимости. 10 Это в итоге освободит твой разум от выбора и направит его к творению внутри Царства.
5. Выбор через Святого Духа поведет тебя к Царству Небесному. 2 Ты творишь своим истинным бытием, но нужно научиться помнить, что ты такое. 3 Путь к этой памяти свойственен третьему шагу, который, объединив уроки первых двух, уводит далеко за них, к истинному объединению. 4 Если ты позволяешь себе иметь в своем разуме лишь то, что поместил в него Господь, ты признаешь его таким, каким Всевышний сотворил его. 5 И следовательно, приемлешь его таким, каков он есть. 6 Коль скоро он целокупен, ты учишь покою, поскольку веришь в него. 7 Последний шаг по-прежнему Бог сделает за тебя Сам, но третьим шагом Дух Святой готовит тебя к Богу. 8 Он готовит тебя к интерпретации иметь в быть уже самой природой тех шагов, которые ты должен сделать вместе с Ним.
6. Сначала ты узнаёшь, что иметь обусловлено не получением, а отдачей. 2 Затем ты постигаешь, что учишься тому, чему сам учишь, и что твое желание – учиться покою. 3 Это и есть условие отождествления с Царством, поскольку это и есть условие Царства. 4 Ты верил, что находишься вне Царства, и, следовательно, в своей вере исключил себя из него. 5 Поэтому весьма существенно учить тебя твоей включенности в Царство, и только веру в обратное необходимо исключить.
7. Так третий шаг становится защитой разума, которая позволяет отождествление только с центром, куда Бог поместил алтарь Самому Себе. 2 Алтари суть убеждения, но Бог и Его творения – вне убеждений, ибо они – вне сомнений. 3 Голос, Глашатай Божий, вещает лишь о вере вне сомнений, а это есть подготовка к бытию вне сомнений. 4 Пока вера в Бога и Его Царство подвержена нападкам любых сомнений в твоем разуме, Его совершенное достижение не очевидно для тебя. 5 Вот почему ты должен быть бдителен во имя Бога. 6 Эго поднимает свой голос против Его творения и, следовательно, порождает сомнения. 7 Ты не уйдешь за пределы веры, пока ты не уверуешь полностью.
8. Учить Сыновство в целом, без исключений, значит показывать, что ты воспринимаешь его полноту и постиг его единство. 2 Теперь для удержания единства в твоем разуме необходима бдительность, ибо, позволив сомнению войти в него, ты потеряешь осознание его полноты и будешь не способен ей учить. 3 Целокупность Царства не зависит от твоего восприятия, но твое осознaние этой целокупности зависит от него. 4 Лишь твое осознание ее нуждается в защите, поскольку на бытие нельзя напасть. 5 Однако реальный смысл бытия недоступен для тебя, пока ты сомневаешься в том, что ты такое. 6 Вот почему так важна бдительность. 7 Сомнения в бытии не должны появляться в твоем разуме, иначе ты не сможешь знать с определенностью, что ты такое. 8 Определенность дана тебе Всевышним. 9 Бдительность необязательна по отношению к истине, но совершенно обязательна по отношению к иллюзиям.
9. Истина лишена иллюзий, поэтому она – внутри Царства. 2 Всё, что вне Царства, есть иллюзия. 3 Отказавшись от истины, ты увидел себя как бы лишенным ее. 4 Создав другое царство и ценя его, ты не оставил Божье Царство как единственное в своем разуме и так поместил часть разума вне Царства. 5 То, что ты создал, сделало узницей твою волю и наделило тебя недужным разумом, нуждающимся в исцелении. 6 Зоркая бдительность против этого недуга и есть путь к исцелению от него. 7 Как только разум исцелен, он излучает здоровье и так учит исцелению. 8 А это утверждает тебя как учителя, который учит подобно мне. 9 Бдительность требовалась от меня в той же мере, что и от тебя, и те, кто выбирает учить одному и тому же, должны быть в полном согласии по поводу того, во что они верят.
10. Тогда третий шаг является утверждением того, во что ты хочешь верить и порождает желание отказаться от всего прочего. 2 Святой Дух наделит тебя способностью сделать этот шаг, если ты будешь следовать за Ним. 3 Твоя бдительность будет знаком, что ты желаешь Ему вести тебя. 4 Бдительность действительно требует усилия, но только до тех пор, пока ты не осознал, что и в самом усилии нет необходимости. 5 Ты приложил неимоверные усилия для сохранения того, что создал сам, поскольку оно не было истинным. 6 Следовательно, теперь твои усилия надо направить против этого. 7 Только так можно свести на нет необходимость в усилии и обратиться к бытию, которое ты имеешь и которое ты есть. 8 Это признание не требует усилия, ведь оно истинно и не нуждается в защите. 9 Оно под совершенною защитой Божьей. 10 Следовательно, включенность в него абсолютна и творение беспредельно.