Курс Чудес

Unknown

Глава 31
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ

I. Простота Спасения

1. Как просто спасение! 2 Смысл его в том, что никогда не бывшее истинным не истинно и посейчас и никогда не станет истинным. 3 Немыслимого не произошло, поэтому у него не может быть следствий. 4 И это всё. 5 Трудно ли это постичь тому, кто хочет, чтобы оно было истиной? 6 Лишь нежелание осилить такой простой урок способно сделать его трудным. 7 Трудно ли видеть, что ложное не станет истинным, а истинное ложным? 8 Ты уже не можешь сказать, что не воспринимаешь разницу меж истинным и ложным. 9 Тебе было подробно разъяснено, как их различать и что предпринимать в минуты замешательства. 10 Так отчего же ты упорствуешь, не постигая столь простых вещей?

2. На то имеется причина. 2 Только не путай ее с затруднением в простых вещах, постичь которые просит тебя спасение. 3 Ведь учит оно только очевидному. 4 И просто переходит от одного очевидного урока к следующему при помощи простых шагов, по-доброму, без напряжения ведущих тебя от одного к другому. 5 Запутаться здесь невозможно, и всё же ты сумел запутаться. 6 Ибо каким-то образом поверил, что полностью запутанное легче и выучить, и понять. 7 То, чему ты научил себя, – поистине гигантский учебный подвиг, действительно невероятный. 8 Но, пожелав, ты совершил его, не останавливаясь в своем стремлении, чтобы судить о том, как трудно этому учиться или насколько это сложно для понимания.

3. Кто понимает, что ты выучил, как преданно учился этому, какие муки претерпел, усердно практикуясь и бесконечно повторяя уроки в каждой форме, какую только мог вообразить, не сможет усомниться в силе твоих учебных навыков. 2 Могущественней силы в мире нет. 3 Ею был создан мир, который и теперь ни от чего другого не зависит. 4 Уроки, которым ты учил себя, настолько переучены и зафиксированы, что они застилают тяжелой пеленой простое и очевидное. 5 Не говори, что не способен их постичь. 6 Ведь сила постижения в тебе была достаточно сильна для обучения тебя тому, что твоя воля не твоя, что твои мысли не принадлежат тебе и даже сам ты есть кто-то другой.

4. Ну, кто же станет настаивать на легкости уроков, подобных этим? 2 Но ты пошел в своей учебе дальше. 3 Ты делал шаг за шагом, не жалуясь на трудности, пока не был построен мир, тебе угодный. 4 Каждый урок, из коих создан мир, восходит к первому достижению в обучении, чудовищному настолько, что перед непомерностью его кажется слабым и тихим Глас Святого Духа. 5 Мир начался с одного странного урока, достаточно могущественного, чтобы запамятовать Бога, а Его Сына сделать чужим самому себе, изгнать из собственного дома, в который его поместил Сам Бог. 6 Ты, обучивший себя тому, что Божий Сын виновен, не говори, что не способен постичь простых вещей, которым учит тебя спасение.

5. Способность постигать ты сам и создал, и подарил себе. 2 И создавалась она не с целью исполнения Божьей Воли, а лишь в поддержку твоего желания иметь возможность ей противостоять, а другой воле, раздельной с ней, быть более реальной, чем она сама. 3 На демонстрацию этого и было направлено всё обучение, и ты постиг всё то, чему оно и было создано учить. 4 А ныне затверженное в древности стоит неумолимо пред Гласом истины и учит тебя, что не истинны Его уроки, слишком трудны для постижения, слишком сложны для видения и слишком уж противоречат тому, что истинно на самом деле. 5 Но ты их выучишь, поскольку в том единственная цель твоих учебных навыков, которую усматривает в мире Дух Святой. 6 Его простые уроки прощения имеют силу более могущественную, чем твоя, ибо они взывают к тебе от Бога и от твоего собственного Я.

6. Так ли уж тих, и слаб, и еле различим тот Голос, что Он не в состоянии подняться над какофонией и гамом лишенных смысла звуков? 2 Не в Воле Бога, чтобы Сын Его забыл. 3 И сила Его Воли – в Голосе, Глашатае Его. 4 Какой урок ты выучишь? 5 Какой исход и неизбежен, и уверен, как Сам Бог, и вне вопросов и сомнений? 6 Разве твое жалкое обучение, нелепое по выводам и столь невероятное по трудности, способно противостоять простым урокам, которым учит тебя каждое мгновение каждого дня с тех пор, как время началось и обучение было создано?

7. Для постижения есть только два урока. 2 Их результаты принадлежат разным мирам. 3 И каждый мир уверенно исходит из своего источника. 4 Несомненный итог урока, который учит, что виновен Божий Сын, есть видимый тобою мир. 5 Это мир страха и отчаяния. 6 В нем никакой надежды на счастье нет. 7 Все планы обезопасить себя в нем обречены на неудачу. 8 Здесь поиск радости не оставляет какой-либо надежды на обретение ее. 9 Однако это не единственно возможный итог твоего обучениия. 10 Как бы твердо ты ни заучил поставленную перед собой задачу, урок, отражающий Божью Любовь, все же сильнее. 11 И ты постигнешь, что непорочен Божий Сын, – и увидишь совершенно другой мир.

8. Итог урока, который учит, что невиновен Божий Сын, есть мир, лишенный страха, где всё освещено надеждой и искрится нежным дружелюбием. 2 Всё в нем к тебе взывает с добротой, горит желанием быть тебе другом, ждет позволения с тобой соединиться. 3 Тот зов не остается неуслышанным, или неверно понятым, или же без ответа на том же языке, на коем прозвучал призыв. 4 И ты поймешь, что в этом мире лишь этот зов и исходил от всех и от всего, но ты в нем не воспринимал того, чем он был. 5 Теперь ты смог увидеть, что ошибался. 6 Что был обманут формами, скрывавшими зов. 7 И ты, не услыхав его, утратил друга, всегда желавшего быть частью тебя. 8 Нежный и вечный зов каждой частицы Божьего творения к своему целому слышится в мире, принесенном этим вторым уроком.

9. Такого нет живого существа, которое не разделяло бы вселенской Воли для него быть целокупным, а для тебя – услышать его зов. 2 Без твоего ответа оно оставлено умирать так же, как оно спасено от смерти, когда в его призыве ты услышал древний зов к жизни и понял, что этот зов – твой собственный. 3 Христос в тебе помнит Бога с той же определенностью, с какой Он знает Его Любовь. 4 Но только если непорочен Его Сын, Он может быть Любовью. 5 Ведь Бог определенно был бы страхом, когда бы тот, кого Он сотворил невинным, мог стать рабом вины. 6 Сын Божий, совершенный, помнит собственное сотворение. 7 В своей вине, однако, он забыл, что он такое.

10. Страх перед Богом есть столь же безусловный результат урока в том, что Сын Его виновен, как память о Его Любви должна быть результатом познания им собственной невиновности. 2 Ведь ненависть должна порождать страх и на его отца смотреть как на себя. 3 Как ты неправ, не вслушиваясь в зов, перекрывающий любой воображаемый зов смерти, звучащий за каждой убийственной атакой и умоляющий любовь восстановить гибнущий мир! 4 Не понимаешь ты, Кто обращается к тебе за каждой формой ненависти, за каждым призывом к битве. 5 Но ты Его узнаешь, как только дашь Ему ответ на том же языке, что и Его призыв. 6 Он явится, как только ты Ему ответишь, и ты узнаешь в Нем, что Бог есть Любовь.

11. Что есть соблазн, как не желание принять неверное решение по поводу того, чему учиться и как получить нежеланный результат? 2 Признание нежелательности подобного состояния становится тем средством, с помощью которого выбор переоценивается и предпочтение отдается другому результату. 3 Обманут ты, поверив, будто тебе милей разлад, страдания и боль. 4 Не слушай призыва к этому внутри себя! 5 А слушай глубинный зов за всеми ними, молящий о спокойстви и радости. 6 Весь мир будет дарить тебе и радость, и покой. 7 Ибо как ты услышал, так будешь отвечать. 8 Узри! 9 Ответ твой будет подтверждением того, чему ты обучился. 10 Итог его и есть тот мир, который ты увидишь.

12. Давай же остановимся на миг и позабудем всё, что мы когда-либо постигли, все мысли, посещавшие нас, и всякую предвзятость в отношении того, что oзначают те или иные вещи и в чем их цель. 2 Забудем наши собственные идеи о том, для чего создан мир. 3 Мы этого не знаем. 4 И пусть все образы, которыми мы оделили каждого, исторгнутся из наших мыслей и исчезнут.

13. Так не суди, не зная ни благих, ни злобных мыслей о ком-то, когда-либо пришедшем тебе на ум. 2 Сейчас ты его не знаешь. 3 Но ты свободен его заново узнать. 4 Теперь он для тебя родился «свыше», а ты родился «свыше» для него, без прошлого, которое, казалось, приговаривало его к смерти, а вместе с ним тебя. 5 Теперь он, как и ты, свободен жить, ибо ушло заученное в древности, оставив место для возрождения истины.

II. Идя с Христом

1. Древний урок не одолеть, противопоставляя новое и старое. 2 Его не нужно побеждать, чтобы знать истину, и нет нужды бороться с ним ради того, чтобы он поблек в сравнении с ее очарованием. 3 Не требуется ни приготовлений к битве, ни траты времени, ни планов привнесения нового. 4 Исконная война ведется против истины, но истина не отвечает. 5 Разве кто-либо может пострадать в такой войне, если он сам не причинит себе вреда? 6 В истине у него нет врагов. 7 А разве сны способны на него напасть?

2. Давай посмотрим снова, что, кажется, стоит между тобой и истиной того, что есть ты. 2 Ведь есть шаги для устранения этого. 3 Первый из них – решение, которое ты принимаешь. 4 А затем истина тебе дана. 5 Ты установишь истину. 6 Согласно твоему желанию всякий раз, когда ты думаешь, что должен что-либо решать, у тебя есть две возможности для выбора. 7 Не верен будет ни один из них. 8 И между ними различий нет. 9 Но нам необходимо увидеть тот и другой, прежде чем ты устремишь свой взгляд за них, к единственной альтернативе, которая и есть новый выбор. 10 Только не в снах, тобою созданных, чтобы скрыть это от тебя.

3. То, между чем ты выбираешь, вовсе не выбор, а лишь иллюзия его свободы, ибо в обоих случаях итог один. 2 Тогда это вообще не выбор. 3 Ведущий и ведомый предстают как разные роли, и вроде бы каждая из них имеет преимущества, лишиться которых ты не желаешь. 4 Поэтому в их слиянии видится надежда на удовлетворение и покой. 5 Ты видишь себя раздвоенным этими ролями, навечно поделенным между ними. 6 И каждый друг и недруг становится средством, помогающим тебе спасти себя от этого.

4. Возможно, ты зовешь это любовью. 2 Возможно, ты считаешь это убийством, наконец оправданным. 3 Ты ненавидишь того, кому отдал роль лидера, желая ее для себя, но также тебе ненавистно и неприятие им этой роли, когда ты позволяешь ведомому в себе подняться, отказываясь от ведущей роли. 4 Вот для чего ты создал брата и научился думать, что в этом его цель. 5 Не выполнив ее, он не исполнил функции, назначенной ему тобой. 6 Так он заслуживает смерти, поскольку не имеет цели и бесполезен для тебя.

5. А что жe он? 2 Чего он хочет от тебя? 3 Чего он может пожелать, как не того же, чего ты хочешь от него? 4 Здесь жизнь становится простой, как смерть, ибо то, что ты выбираешь, ты выбираешь и для него. 5 Есть две возможности для обращения твоего к нему, а его – к тебе. 6 И между этими двумя призывами есть выбор, ибо они приводят к разным результатам. 7 Ведущий он по отношению к тебе или ведомый – значения не имеет, ибо ты выбрал смерть. 8 Но к смерти или к жизни он зовет, к ненависти или прощению и помощи – в итоге вовсе не одно и то же. 9 Услышь одно – и ты с ним разделен, и ты потерян. 10 Услышь другое – и ты соединился с ним, и в твоем ответе найдено спасение. 11 Голос, который ты слышишь в нем, – твой собственный. 12 О чем он тебя просит? 13 Слушай внимательно! 14 Ведь всё, чего он просит, придет к тебе, ибо ты видишь образ самого себя и слышишь собственный голос, просящий о том, чего ты желаешь.

6. Прежде чем дать ответ, остановись, подумай вот о чем:

2 Ответ, который я даю моему брату, есть то, о чем я сам прошу.

3 Всё, что я узнаю о нем, я постигаю о самом себе.

4 Затем давай затихнем на мгновение, забыв обо всем, что, как казалось, мы слышали, и помня лишь о том, как много мы не знаем. 5 Брат этот ни ведет, ни следует за нами; он подле нас идет и тою же стезей. 6 Он нам подобен и так далек или так близок от того, что нам желанно, как мы ему позволим быть. 7 Всё нами обретенное он обретает с нами вместе, и мы задержимся, если он не пойдет вперед. 8 Возьми же его руку не в гневе, но в любви, ибо его успехом ты измеряешь свой. 9 И мы пойдем дорогою раздельно, если ты не сохранишь его в безопасности подле себя.

7. Коль скоро он ровня тебе в Любви Господней, от всякой видимости будешь ты спасен и на призыв Христа, зовущего тебя, ответишь. 2 Остановись и слушай. 3 Не думай древних дум. 4 Забудь заученные гнетущие уроки об этом Божьем Сыне, взывающем к тебе. 5 Христос ко всем взывает с равной добротой, не видя лидеров или же тех, кто следует за ними, и слыша только один ответ им всем. 6 Поскольку Он слышит только один Голос, Он не способен услышать другой ответ, отличный от того, который дал Господь, когда назначил Его Своим единородным Сыном.

8. Остановись на миг. 2 Приди без мыслей о постигнутом когда-то, оставь все созданные тобою образы. 3 Старое рухнет перед новым, не встретив твоего сопротивления или подобного намерения. 4 Не будет нападения на то, что ты считал бесценным и нуждающимся в твоей заботе. 5 Не будет нападений на твое желание услышать зов, вовек не прозвучавший. 6 Ничто не повредит тебе в этом священном месте, куда явился ты слушать в молчании и постигать истину о том, чего действительно желаешь. 7 Учиться большему, чем это, тебя не просят. 8 Но, слыша это, ты будешь понимать, что должен отойти от мыслей, которых не желал, которые никогда и не были истинными.

9. Прости же брату его обличья, ведь все они не более чем древние уроки твоей греховности, которым ты обучил себя. 2 Услышь его мольбу о милосердии, об избавлении от пугающих образов, созданных его представлением о том, что он такое и чем должен быть ты. 3 Боится он идти с тобою рядом, видимо считая, что будет безопасней чуть-чуть отстать или уйти вперед. 4 Можно ли ожидать прогресса от тебя, если ты мыслишь так же: идешь вперед, когда он отступает, и отступаешь, если он продвинется вперед? 5 Ведь так ты забываешь о цели странствия – твоем решении идти с ним рядом, чтобы никто не вел, чтобы никто не следовал. 6 Так вы идете вместе, а не по одному. 7 А с этим выбором изменился и исход учебы, ибо для вас обоих заново рожден Христос.

10. Мгновения, проведенного без старых идей о том, кто есть великий твой попутчик и что ему надлежит просить, будет достаточно, чтобы дать этому свершиться. 2 Ты цель его воспримешь такой же, как твоя. 3 И просит он о том, чего желаешь ты; нуждается он в том же, что и ты. 4 Возможно, это принимает в нем иную форму, но отвечаешь ты не форме. 5 Он просит – и ты получаешь, придя лишь с одной целью: постичь, что любишь брата своего любовью братской. 6 А раз он тебе брат, то и Отец его есть твой Отец, и он тебе подобен в истине.

11. Вместе вы вспоминаете о своем наследии и оба принимаете его. 2 Поодиночке вам в нем отказано. 3 Разве не ясно, что, всё еще настаивая на том, чтобы вести или же следовать, ты думаешь, будто идешь один и нет никого рядом с тобой? 4 Это дорога в никуда, ибо свет не дарован, пока ты идешь один, и ты не увидишь, каким идти путем. 5 И так ты в полном замешательстве один во тьме слоняешься взад и вперед и ощущаешь бесконечные сомнения. 6 Но все это лишь видимость и самого странствия, и того, как его следует предпринимать. 7 Ибо с тобою рядом Тот, Кто держит пред тобою свет, чтобы каждый твой шаг был сделан с определенностью и уверенностью в дороге. 8 Повязка на глазах может наверняка ухудшить зрение, но ей не омрачить сам путь. 9 А у Того, Кто странствует с тобой, есть свет.

III. Собою обвиненный

1. Лишь обвинившие самих себя способны осуждать. 2 Готовясь сделать выбор, который даст другие результаты, небходимо прежде всего твердо усвоить одну идею. 3 Должен войти в привычку ответ, настолько типичный для всего, что ты делаешь, что он становится твоим первым ответом на все соблазны, на каждую сложившуюся ситуацию. 4 Выучи это и выучи хорошо, поскольку именно здесь отсрочка счастья сокращается на такой интервал времени, который тебе не осознать. 5 Ты ненавидишь брата не за его грехи, а только за свои собственные. 6 Какую бы, казалось, его грехи ни принимали форму, она лишь заслоняет факт твоей веры в то, что это грехи твои, а посему они заслуживают «праведной» атаки.

2. Разве грехами были бы его грехи, если бы ты не верил, что они непростительны в тебе? 2 Зачем им быть реальными в нем, если бы ты не верил, что они – твоя реальность? 3 И отчего ты нападаешь на них повсюду, если не из ненависти к самому себе? 4 Разве ты – грех? 5 Ты отвечаешь «да» любой своей атакой, ибо атакой ты подтверждаешь свою виновность и должен воздать кому-то по заслугам в той же мере, в какой заслуживаешь сам. 6 Чего же ты заслуживаешь, если не того, что ты есть? 7 Если бы ты не верил, что заслуживаешь атаки, тебе и в голову не пришло бы на кого-либо напасть. 8 Зачем это тебе? 9 Какая в этом польза для тебя? 10 Какого ты желаешь результата? 11 И может ли убийство обернуться благом для тебя?

3. Грехи – в телах. 2 Их не воспринимают в разумах. 3 И не воспринимают их как цели, только как действия. 4 Действуют тела, но не разумы. 5 И следовательно, тело должно быть виновато в собственных поступках. 6 В теле не видят пассивного предмета, послушного твоим командам, который ничего не делает сам по себе. 7 Если ты – грех, то ты есть тело, поскольку разуму не свойственны деяния. 8 И цель должна быть в теле, а не в разуме. 9 Должно быть, тело и действует самостоятельно, и мотивирует само себя. 10 Если ты грех, то ты замуровал свой разум в теле и цель его отдал его тюрьме, которая и действует вместо него. 11 Тюремщик сам не следует приказам, он обеспечивает выполнение их узником.

4. И всё же узник – тело, а не разум. 2 Телу несвойственно мышление. 3 Нет силы у него, чтобы учиться, прощать или порабощать. 4 Оно не отдает приказы, которые разум обязан выполнять, не ставит условий, которым тот обязан следовать. 5 И держит оно в тюрьме лишь разум, согласный находиться в ней. 6 Оно заболевает по настоянию разума, который станет его узником. 7 Оно стареет и умирает, поскольку разум болен внутри себя. 8 Лишь обучение приводит к переменам. 9 Поэтому тело, в котором не происходит обучения, не может измениться, разве что разум предпочтет, чтобы оно изменило свою внешность для соответствия цели, данной ему разумом. 10 Ведь только разум способен к обучению и только в нем достигнуты все перемены.

5. Разум, считающий себя грехом, имеет только одну цель: источником греха должно быть тело, чтобы держать его в своей тюрьме, которую он и выбирает, и охраняет, и держит в страхе перед ней себя, спящего пленника свирепых псов ненависти и злобы, болезней и атак, старения и боли, страданий и невзгод. 2 Мысли о жертве здесь сохранены, поскольку здесь властвует вина, приказывая миру быть ей подобным: местом, где милосердия не найти и где ничто не может пережить опустошительного страха, разве что в смерти и убийстве. 3 Именно здесь ты создал грех, а он не обитает в счастливых и свободных, ибо они враги, которых грех должен убить. 4 В смерти грех сохранен, и те, кто думает, что они и есть грех, должны умереть за то, что, как им кажется, они есть.

6. Возрадуемся же, что ты увидишь то, во что веришь, и всё это тебе дано изменить. 2 Тело же будет просто следовать. 3 И никогда оно не поведет тебя туда, где ты не желаешь быть. 4 Оно твой сон не охраняет и не мешает пробуждению. 5 Освободи же свое тело из тюрьмы, и более ни в ком ты не увидишь пленника того, чего сам избежал. 6 Ты не захочешь держать в цепях вины тобою избранных врагов или же сковывать иллюзией изменчивой любви тех, кого посчитал друзьями.

7. Невинные освобождают из благодарности за собственное освобождение. 2 И то, что они видят, поддерживает их свободу от смерти и тюрьмы. 3 Открой же разум переменам – и древней кары не последует от брата или от тебя. 4 Ведь Бог сказал: нет такой жертвы, которую возможно попросить, нет такой жертвы, которую возможно принести.

IV. Реальная альтернатива

1. Есть склонность думать, будто мир способен дать утешение, избавить от проблем, поддерживать которые и есть его цель. 2 Но почему? 3 Да потому, что он есть место, где выбор между иллюзиями кажется единственно возможным. 4 А также потому, что контроль за результатами выбора сосредоточен в твоих руках. 5 И так ты думаешь, что в узкой полосе между рождением и смертью тебе отпущено немного времени, чтобы воспользоваться им ради себя одного; такого времени, где все с тобой в конфликте, но ты способен выбрать путь, который уведет тебя и от конфликта, и от трудностей, которые вообще-то не твоя забота. 6 А между тем, они и есть твоя забота. 7 Как же тогда тебе от них избавиться, оставив позади? 8 То, что должно идти с тобой, ты заберешь с собой, какою бы дорогой ни пошел.

2. Реальный выбор не иллюзия. 2 Но мир не может такового предложить. 3 Все как одна его дороги приводят только к разочарованию, и к пустоте, и к смерти. 4 Нет выбора в его альтернативах. 5 Так не ищи здесь избавления от проблем. 6 Мир создавался, чтобы проблемы были неизбежны. 7 Не обманись различиями в названиях его дорог. 8 Они приводят к одному концу. 9 И каждая из них есть только средство прийти к нему, ибо сюда сойдутся все дороги, как бы по-разному они ни начались, как бы по-разному ни пролегали. 10 Конец их предсказуем, поскольку между ними нет выбора. 11 Все как одна ведут к смерти. 12 Какою-то из них ты странствуешь недолго в радости, пока ее не заволакивает тьмой. 13 А тернии других дорог немедленно заявят о себе. 14 Выбор не в том, каким будет конец пути, а только в том, когда этот конец наступит.

3. Там, где любой исход определен, выбора нет. 2 Возможно, ты предпочел бы испытать их все, прежде чем действительно постигнешь, что все они – всего одна дорога. 3 Кажется, мир предлагает множество дорог, но должен наступить момент, когда каждый начинает видеть, насколько все они подобны одна другой. 4 А убедившись в этом, люди умирали, поскольку не видели иных путей, за исключением тех, что предлагал им мир. 5 И постигая, что всё это дороги в никуда, люди теряли всякую надежду. 6 А между тем это и было время, когда они могли постичь великий свой урок. 7 Все должны подойти к подобной вехе и уйти за нее. 8 То правда, что внутри мира выбора нет. 9 Но это не урок сам по себе. 10 Урок имеет цель, а здесь ты и приходишь к пониманию, для чего он.

4. Зачем тебе испытывать еще одну дорогу, другую личность или другое место, когда ты уже знаешь, как начинается урок, но еще не воспринимаешь, для чего он дан? 2 Цель его есть ответ на поиск, предпринимать который должны все, кто убежден в возможности найти другой ответ. 3 Теперь постигни, но без огорчений, что в мире нет надежды найти ответ. 4 Но не суди урок, который с этого лишь начался. 5 Оставь свой поиск придорожных знаков, надеясь, что они укажут еще один возможный путь. 6 И больше не ищи надежды там, где ее нет. 7 В своей учебе нынче поспеши, пойми, что ты теряешь время, не уходя за грань уже постигнутого к тому, что еще предстоит постичь. 8 Ибо от этой низшей точки обучение поведет тебя к вершинам счастья, где ты увидишь цель урока абсолютно ясной и полностью в пределах твоих возможностей.

5. Кто разрешил бы направить себя в сторону от всех мирских путей, не понимая реальной их тщеты? 2 Не должен ли он с этого начать, чтобы искать другой путь вместо них? 3 Пока он видит выбор там, где его нет, силой каких решений может он воспользоваться? 4 Великое высвобождение силы должно начаться с постижения того, где она реально применима. 5 Какую силу будет иметь решение, если его применять к ситуациям, в которых отсутствует возможность выбора?

6. Постижение того, что мир способен предложить только один выбор, в какую бы он ни облекся форму, является началом принятия идеи, что этому имеется реальная альтернатива. 2 Бороться с этим шагом – значит разрушить твою здешнюю цель. 3 Ты не затем сюда пришел, чтобы найти дорогу, которой в мире нет. 4 Поиск различных мирских путей есть просто поиск разных форм истины. 5 Это и сохраняет истину недоступнгой.

7. Не думай, будто счастье можно обрести, идя дорогой, уводящей от него. 2 Это бессмысленно, это неверная дорога. 3 Позволь мне повторить тебе, считающему этот курс чрезмерно трудным для постижения: чтобы достигнуть цели, необходимо следовать в ее направлении, а не в обратном. 4 И ни одна дорога, ведущая обратно, не приведет к искомой цели. 5 Если это столь трудно для понимания, то данный курс действительно непостижим. 6 Но только в этом случае. 7 А в остальном это простое учение об очевидном.

8. Есть выбор, сделать который у тебя достанет силы, как только ты увидишь реальные альтернативы. 2 До этого момента выбора нет, единственно доступное тебе решение – как лучше снова обмануть себя. 3 В этом курсе не делается попытки научить большему, чем идее: сила решения не может лежать в выборе различных форм того, что есть одна и та же иллюзия, одна и та же ошибка. 4 Весь выбор в этом мире зависит лишь от одной концепции: ты выбираешь между братом и собой и обретаешь столько, сколько он теряет, а то, что ты утратил, отдано ему. 5 Как глубоко противоречит это истине, когда вся цель урока – учить тому, что всё, потерянное твоим братом, потеряно тобой, а всё, им обретенное, тобой обретено.

9. Он не покинул Помыслов Своих! 2 Но ты забыл Его Присутствие, не помнил о Его Любви. 3 Ни один путь мирской не приведет к Нему, ни одна цель мирская не станет единою с Его. 4 Какая из мирских дорог ведет вовнутрь, если любая из них создана для отделения от странствия той цели, которую оно должно иметь, если оно – не бесполезное блуждание? 5 Все дороги, уводящие от того, что ты есть, приведут к отчаянию и путанице. 6 Но Свои Помыслы Он не оставил умирать, лишив Источника, который в них навечно.

10. Он не оставил Помыслов Своих! 2 Он мог оставить их не более, чем они – отстранить Его от себя. 3 Все они в полном единстве с Ним, и в Их Единстве Все Они сохраняют свою полноту. 4 Не существует такой дороги, которая вела бы от Него. 5 Странствия, уводящего от самого себя, не существует. 6 Как глупо, как безумно думать, что может существовать дорога с подобной целью! 7 Куда бы она вела? 8 Как бы ты умудрился странствовать по ней, идя без собственной реальности с тобой в единстве?

11. Прости себе свое безумие, забудь обо всех нелепых странствиях и замыслах без цели. 2 В них смысла нет. 3 От сущности своей тебе не убежать. 4 Ибо Бог милосерден, Он не позволил Сыну Своему Его покинуть. 5 Будь благодарен за то, что Он есмь, ведь в этом твое избавление от безумия и смерти. 6 Найти тебя возможно только там, где пребывает Он. 7 Такой дороги нет, которая не вела бы к Нему.

V. «Я-концепция» против Я

1. Всё обучение в мире строится на концепции себя, приспособленной к мирской реальности. 2 Она вполне соответствует ему. 3 Ведь это образ, сообразный с миром иллюзий и теней. 4 И здесь он дома, где всё им видимое находится в единстве с ним. 5 Созданию концепции себя посвящено все обучение в мире. 6 Вот его цель: ты в мир приходишь без собственного я и постепенно таковое создаешь. 7 К моменту достижения «зрелости» ты его совершенствуешь, готовясь встретить мир на равных, в единстве с его требованиями.

2. Концепция себя тобою создана. 2 В ней никакого сходства с тобой нет. 3 Она есть идол, созданный для замещения им твоей реальности как Сына Божьего. 4 Концепция себя, которой учит мир, совсем не то, чем она предстает. 5 Ведь создана она служить одновременно двум целям, из коих разум может распознать только одну. 6 Первая представляет нам лицо невинности – аспект, подвергшийся воздействию. 7 Это лицо улыбчивое, обворожительное, внешне сияющее любовью. 8 Оно подыскивает себе спутников, подчас глядит на муки с состраданием и временами предлагает утешение. 9 И верит, что является добром в мире зла.

3. Этот аспект способен гневаться, поскольку мир порочен и не способен дать укрытие и любовь, которых так заслуживает невинность. 2 Поэтому лицо невинности частенько орошается слезами по поводу мирской несправедливости по отношению к тем, кто мог стать добрым и великодушным. 3 Этот аспект никогда не нападает первым. 4 Но ежедневно сотни мелочей предпринимают малые атаки на его невинность и провоцируют в нем раздражение и, наконец, оскорбление и открытый выпад.

4. Лицо невинности, которое так гордо носит я-концепция, может быть снисходительным к атаке из самозащиты, ибо разве не известно доподлинно, что мир обходится весьма жестоко с незащищенной невинностью? 2 Никто из создающих картину собственного я не обойдется без подобного фасада, который так ему необходим. 3 Другую сторону он видеть не желает. 4 Но именно здесь обучение мира и утвердило свои воззрения, ибо здесь утвердилась «реальность» мира, обеспечившая идолу долгую жизнь.

5. Под маской лица невинности – урок, учить которому и создавалась я-концепция. 2 Это урок невероятного смещения, неописуемого страха, столь разрушительного, что улыбающееся поверх него лицо всегда должно глядеть в другую сторону, дабы не ощутить скрываемого им предательства. 3 Этот урок учит: «…я то, что ты из меня сделал, и, глядя на меня, ты осужден за то, что я есть». 4 Подобной я-концепции мир с одобрением улыбается, поскольку она обеспечивает сохранность его путей и гарантирует, что идущие по ним с них не свернут.

6. Это и есть главный урок – гарантия того, что брат твой осужден навечно. 2 Ибо то, что ты есть, теперь становится его грехом. 3 А этому прощения нет. 4 Уже неважно, что он делает, ибо твой обвиняющий, неумолимый перст, не дрогнув, указует на него. 5 Он указует также на тебя, но этот факт хранится глубоко во мгле, скрытый лицом невинности. 6 И в этих потаенных склепах все его и твои грехи сохранены и держатся во тьме, где их не воспринимают как ошибки, каковыми их наверняка показал бы свет. 7 Тебя уже не обвинишь в том, что ты есть, и ты не можешь изменить того, что оно заставляет тебя делать. 8 Тогда твой брат есть для тебя символ твоих грехов и молча, но с неиссякаемым упорством ты всё еще осуждаешь его за ненавистное создание, которое есть ты.

7. Концепции заучены. 2 Они неестественны. 3 Вне обучения их не существует. 4 Они не данность и, следовательно, должны быть созданы. 5 Любая из них не истинна, а многие есть просто плод воспаленного воображения, разгоряченного и искаженного ненавистью, рожденной страхом. 6 Что есть концепция, если не мысль, в которую ее создатель вложил собственный смысл? 7 Концепции поддерживают мир. 8 Но их нельзя использовать для доказательства его реальности. 9 Ибо все они создаются внутри мира, рождаются в его тени, растут с его укладом и, наконец, «мужают» в его мышлении. 10 Они – идеи идолов, рисованные кистями мира, который не способен создать даже одной картины, отображающей истину.

8. Концепция себя бессмысленна, поскольку здесь никто не в состоянии увидеть, для чего она и, следовательно, не может представить себе, что она такое. 2 И тем не менее всё обучение, направляемое миром, и началось, и кончилось, преследуя единственную цель: учить тебя этой концепции себя, чтобы ты выбрал повиновение мирским законам и чтобы не стремился сойти с его дорог, чтобы не осознал, каким ты видишь самого себя. 3 Теперь Святой Дух должен найти способ помочь тебе увидеть необходимость искоренения этой я-концепции, чтобы какое-то душевное спокойствие было дано тебе. 4 А разучиться ей возможно только с помощью урока, нацеленного на обучение тебя тому, что ты есть нечто совсем другое. 5 Иначе от тебя потребовалось бы обменять то, во что ты нынче веришь, на полную утрату я, и еще больший страх мог охватить тебя.

9. Поэтому планы уроков Святого Духа составлены из простых шагов, чтобы, невзирая на временные огорчения, а иногда и на отсутствие легкости, постигнутое тобой не разрушалось, а все, казавшееся свидетельством в его пользу, по-новому интерпретировалось. 2 Тогда давай посмотрим, какое существует доказательство в подтверждение идеи, будто бы ты есть то, что сделал из тебя твой брат. 3 Ведь даже если ты еще не воспринял, что мыслишь таким образом, то к этому моменту уже понял, что поведение твое полностью соответствует подобному мышлению. 4 Разве он реагирует за тебя? 5 Разве он точно знает, что случится? 6 Разве он может видеть твое будущее, предсказывать события до их прихода, учить тебя, как поступать при разных обстоятельствах? 7 Должно быть, как и ты, он создал мир, чтобы иметь подобный дар предвидения.

10. Едва ли ты есть то, что сделал из тебя твой брат. 2 Но будь оно и так, кто дал тебе лицо невинности? 3 Не твой ли это вклад? 4 И кто есть «ты», его создавший? 5 И кто обманут твоей добродетелью, поэтому и нападает на нее? 6 Давай забудем глупость всей концепции, подумав вот о чем: есть две части того, чем ты себя считаешь. 7 Если одна – создание брата, кто был создателем другой? 8 И от кого что-то должно храниться в тайне? 9 Даже будь злобным этот мир, и тогда нет никакой необходимости скрывать то, из чего ты сделан. 10 Кто есть, чтобы увидеть это? 11 Чему еще, как не тому, что подвергается атаке, нужна защита?

11. Возможно, причина, по которой эту концепцию необходимо держать во тьме, состоит в том, что на свету ты не считал бы ее истинной. 2 А что случится с видимым тобою миром, если лишить его подпорок? 3 Твоя концепция мира зависит от этой концепции себя. 4 И обе они могли исчезнуть, если сомнениям когда-либо подверглась хотя бы одна из них. 5 Святой Дух не стремится ввергнуть тебя в панику. 6 Он просто спрашивает, можно ли задать совсем простой вопрос.

12. Есть некие альтернативы в том, чем ты должен быть. 2 Ты можешь быть, к примеру, тем, чем пожелаешь быть брату. 3 Это смещает концепцию себя с того, что целиком пассивно, освобождая, по меньшей мере, путь для активного выбора и некоего признания, что взаимодействие имело место. 4 Есть некоторое понимание, что выбираешь ты за вас обоих, и смысл того, что он собою представляет, был дан тобой. 5 Это также показывает некий проблеск в понимании закона восприятия: то, что ты видишь, отражает состояние разума воспринимающего. 6 Но кто был тот, кто первым сделал выбор? 7 Если ты есть то, чем выбрал быть своему брату, то альтернативы для выбора уже присутствовали, и кто-то первым решил выбрать одну и отказаться от другой.

13. Хоть этот шаг имеет некоторые преимущества, он еще не подводит к главному вопросу. 2 Что-то должно было случиться еще до этих концепций своего я. 3 Что-то должно было прибегнуть к обучению, их породившему. 4 Этого не объяснить ни одной из двух точек зрения. 5 Главное преимущество сдвига от первой ко второй состоит в том, что ты каким-то образом своим решением сделал выбор. 6 За это обретение, однако, заплачено почти равной потерей, ибо теперь тебе вменяется в вину то, чем является твой брат. 7 Ты должен разделить его вину, поскольку выбрал ее для него в подобие своей. 8 И если прежде был вероломным только он, теперь ты должен быть осужден с ним заодно.

14. Концепция собственного я всегда была одержимостью этого мира. 2 Ведь каждый верит, что должен разрешить загадку самого себя. 3 Спасение можно видеть не чем иным, как избавлением от концепций. 4 Его заботит не содержание разума, а лишь простое утверждение, что разум мыслит. 5 А то, что может мыслить, имеет выбор, и ему можно показать, что разные мысли имеют разные последствия. 6 Так оно в состоянии постичь, что всё им мыслимое отражает глубокую путаницу по поводу того, как оно было создано и что оно такое. 7 И, пусть и смутно, концепция собственного я вроде бы отвечает на то, чего оно не знает.

15. Не ищи собственного Я в символах. 2 Не может быть концепции, способной выразить то, что ты есть. 3 Какая разница, какую из них ты приемлешь, воспринимая свое я взаимодействующим со злом и реагирующим на недобрые дела? 4 Твоя концепция себя всё еще будет оставаться бессмысленной. 5 Тебе не воспринять, что ты способен взаимодействовать только с самим собой. 6 Если ты видишь картину мира, погрязшего в вине, – это есть знак того, что твое обучение направлялось миром и ты в нем видишь то же, что в себе. 7 Концепция себя объемлет всё тобою видимое, и ничего не остается вне этого восприятия. 8 Если что-либо может тебе вредить – ты видишь картину тайных своих желаний. 9 Не более того. 10 В любых страданиях ты видишь собственное скрытое желание убивать.

16. По мере обучения ты будешь создавать множество концепций собственного я. 2 Каждая из них будет отражать изменения в твоих взаимоотношениях по мере изменения восприятия себя самого. 3 При каждом сдвиге будет возникать некое замешательство, но будь признателен, что цепкая хватка мирского обучения, сжимавшая твой разум, ослабевает. 4 Будь счастлив в уверенности, что в конце концов она уйдет, оставив разум твой в покое. 5 Роль обвинителя проявится во многих местах и формах. 6 И каждая из них вроде бы будет обвинять тебя. 7 Не бойся, однако, что этого нельзя искоренить.

17. Мир не способен учить тебя образам тебя самого, если ты не желаешь им обучаться. 2 Настанет время, когда все образы уйдут, и ты увидишь, что не знаешь, что ты такое. 3 Именно в этот открытый и непредвзятый разум вернется истина, неограниченная и без помех. 4 Там, где отброшены концепции себя, истина предстает такой, какая она есть. 5 Когда сомнению и вопросам подвергнута каждая концепция и когда признано, что ни одна из них не обусловлена предпосылкой, способной противостоять свету, тогда истина свободна, чтобы войти в свое святилище, очищенное и освобожденное от вины. 6 Нет утверждения, вызывающего в мире больший страх, чем это:

7 Не знаю я, что я такое, и, следовательно, мне неизвестно, что я делаю, где нахожусь или как мне смотреть на мир или на самое себя.

8 Но в обучении этому рождается спасение. 9 И То, Что ты есть, Само расскажет тебе о Себе.

VI. Признавая Дух

1. Ты либо видишь плоть, либо признаешь дух. 2 Нет компромисса между этими двумя. 3 Если одно реально, другое должно быть ложью, ибо реальное отрицает свою противоположность. 4 Для видения нет, кроме этого, иного выбора. 5 То, что ты выберешь, определит всё, что ты будешь видеть и считать реальным и истинным. 6 От одного этого выбора действительно зависит весь твой мир, ведь здесь ты утверждаешься в собственной вере как плоть или как дух. 7 Если ты выбираешь плоть, то уже не избавишься от тела как от своей реальности, поскольку таковым был для него твой выбор. 8 Но предпочти дух – и наклонятся Небеса, чтобы коснуться твоих глаз, благословить твое святое видение, чтобы ты более не видел мира плоти, разве что с целью исцелить его, утешить и благословить.

2. Спасение есть отмена. 2 Если твой выбор – видеть тело, ты видишь также мир разделения, не связанных между собой вещей и полностью бессмысленных событий. 3 Вот этот появился и смертью унесен, удел того – страдания и утраты. 4 И ни один не остается в точности таким, каким он был мгновение назад, а миг спустя не будет тем же, каков сейчас. 5 Возможно ли довериться тому, в чем видится так много перемен, достоин ли доверия тот, кто есть не более чем прах? 6 Спасение есть отмена всего этого. 7 Ведь постоянство явлено во взоре тех, кто освобожден спасением от видения цены за сохранение вины, поскольку они предпочли от нее избавиться.

3. Спасение не просит, чтобы ты видел дух, не воспринимая тела. 2 А просит оно лишь о том, чтобы это стало твоим выбором. 3 Ведь ты способен видеть тело без всякой помощи, только не понимаешь, как смотреть на мир отдельно от него. 4 Этот твой мир спасение устраняет, позволив тебе увидеть другой мир, который никогда бы не нашли твои глаза. 5 Пусть тебя не заботит, как подобное возможно. 6 Тебе неведомо, как появилось в поле зрения всё, что ты видишь. 7 Ибо пойми ты это – оно исчезло бы. 8 Пелена неведения заволокла и доброе, и злое, и нужно ее миновать, чтобы исчезло то и другое и чтобы восприятию не нашлось места для укрытия. 9 Как это будет сделано? 10 Никак. 11 Что еще можно сделать внутри вселенной, сотворенной Богом?

4. Только в гордыне мог ты помыслить, что должен упростить путь к Небесам. 2 Тебе даны те средства, с помощью которых возможно увидеть мир, который заместит тобою созданный. 3 Да будет воля твоя! 4 На Небе, как на земле, она вовеки истинна. 5 Неважно, где, по-твоему, ты есть или какой должна быть истинная правда о тебе. 6 Нет разницы меж тем, на что ты смотришь и что предпочитаешь думать, чувствовать, желать. 7 Ибо сам Бог сказал «Да будет воля Твоя!». 8 И, соответственно, она свершилась для тебя.

5. Ты, веря, будто тебе под силу своим решением увидеть Сына Божьего таким, каким желаешь ему быть, не забывай, что ни одна концепция тебя не выстоит против истины того, что ты есть. 2 Упразднить истину невозможно. 3 Но поменять концепции несложно. 4 Одна картина, увиденная ясно и не вписавшаяся в воспринятую ранее, изменит мир для глаз, обучающихся видению, поскольку изменилась концепция себя.

6. Неуязвим ли ты? 2 Тогда в твоих глазах безвреден мир. 3 Прощаешь ли? 4 Тогда прощает мир, поскольку ты простил ему согрешения его; он смотрит на тебя глазами, что видят так же, как твои. 5 Тело ли ты? 6 Тогда весь мир воспринят вероломным, охочим до убийств. 7 Или ты дух бессмертный, не подлежащий разложению и не запятнанный грехом? 8 Тогда мир видится стабильным и целиком достойным твоего доверия, счастливым местом краткого отдохновения, где нечего бояться и можно всё любить. 9 Кого не привечают благие сердцем? 10 Что может повредить воистину невинным?

7. Да будет воля твоя, дитя святое Божье! 2 Неважно, видишь ты себя на Небе или на земле. 3 То, что в Господней Воле для тебя, не может измениться. 4 Звездою вечною в тебе сияет истина, чиста, как свет, невинна, как сама любовь. 5 И ты достоин того, чтобы свершилась твоя воля!

VII. Видение Спасителя

1. Обучение есть изменение. 2 Спасение не стремится к использованию средств, всё еще слишком чуждых твоему мышлению, или к созданию перемен, которых ты не сможешь распознать. 3 Пока длится восприятие, концепции необходимы, а изменение концепций и есть задача спасения. 4 Ведь оно должно иметь дело с контрастами, а не с истиной, которая не имеет противоположностей и не меняется. 5 В мирских концепциях «плохие» – те, кто виноват, «хорошие» же – те, что невиновны. 6 И каждый в этом мире имеет концепцию себя, где он подсчитывает всё «доброе» в себе для извинения в себе «зла». 7 Ни в ком не доверяет он «добру», считая, что за ним таится «зло». 8 Эта концепция подчеркивает вероломство, и так доверие становится немыслимым. 9 А измениться она не может, пока ты воспринимаешь в себе «зло».

2. Собственных «злобных» мыслей тебе не распознать, пока ты видишь в атаке ценность. 2 Ты будешь временами их воспринимать, но не увидишь их бессмысленности. 3 И так они приходят в пугающей форме, со всё еще скрытым содержанием, чтобы расшатать твою жалкую концепцию себя и очернить ее еще одним «преступлением». 4 Ты неспособен одарить себя невинностью, ибо ты в полном замешательстве по поводу себя. 5 Но стоит одному лишь брату предстать в твоих глазах достойным полного прощения – и твоя концепция себя полностью изменена. 6 Твои «злокозненные» мысли прощены заодно с его, поскольку ты им не позволил на тебя влиять. 7 Быть символом его вины более не является твоим выбором. 8 Отдав свое доверие благому в нем, ты отдал его благому в самом себе.

3. На языке концепций это означает, что ты в нем видишь больше, нежели тело, ибо добро – совсем не то, чем кажется тело. 2 Поступки тела воспринимаются как исходящие из более «низменной» части тебя, как, впрочем, и его. 3 Когда твое внимание сосредоточено на добром в нем, присутствие тела заметно убывает в твоих глазах и еще долго будет видеться немногим более, чем просто тенью, кружащей вокруг добра. 4 Такою станет концепция твоего я по достижении мира, лежащего за той картиной, которую способны предложить тебе телесные глаза. 5 Ведь ты не станешь интерпретировать увиденное без Помощи, Которую Единый дал тебе. 6 А в Его видении есть мир другой.

4. Ты столько же живешь в том мире, сколько в этом. 2 Ведь оба они – концепции своего я, взаимозаменяемые, но несовместимые. 3 Контраст меж ними много глубже, чем ты думаешь, ведь ты будешь любить эту концепцию себя, поскольку она создавалась не для тебя одного. 4 Рожденная как дар тому, кто не воспринимается как ты сам, она была тебе дана. 5 Ибо твое прощение, предложенное ему, принято ныне для вас обоих.

5. Верь же в него, идущего с тобой, чтобы могла измениться твоя пугающая я-концепция. 2 Узри благое в нем, чтобы более не бояться собственных «злобных» мыслей, поскольку они уже не затуманивают твое видение его. 3 А всё, что требуется для такого сдвига, есть только твое желание этой счастливой перемены. 4 О большем тебя не просят. 5 Во имя этого не забывай, что принесла с собою твоя нынешняя «я-концепция», и радуйся контрасту, предложенному тебе. 6 Так протяни же руку, чтобы принять дар доброго прощения, который ты предложил тому, кто в нем нуждается так же, как ты. 7 Позволь сменить твою жестокую концепцию себя на ту, которая несет Божий покой.

6. Твоя нынешняя концепция себя служит гарантией того, что твоя здешняя функция останется навечно неисполнимой и незавершенной. 2 Так она обрекает тебя на горькое ощущение глубокой угнетенности и тщеты. 3 Однако ее не нужно исправлять, если только ты не решишь держать ее вне всякой надежды на перемены и сохранять ее недвижной и скрытой внутри твоего разума. 4 Ты вместо этого отдай ее Тому, Кто понимает, как изменить ее, чтобы она служила функции, данной тебе с целью нести покой, который ты сможешь предложить, чтобы он стал твоим. 5 Альтернативы в твоем разуме к твоим услугам, и ты способен увидеть себя по-другому. 6 Разве не лучше смотреть на себя так, как это нужно для спасения мира, а не как на врага спасения?

7. Концепция себя стоит щитом, безмолвной баррикадой перед истиной, скрывая ее от твоего взгляда. 2 Всё, что ты видишь, только образы, ведь ты на них глядишь сквозь пелену, что затуманивает и искажает твое зрение, поэтому ты ничего отчетливо не видишь. 3 Свет отстранен от всего, на что ты смотришь. 4 Как максимум – ты ловишь тень того, что за пределом видения. 5 Как минимум – ты видишь просто тьму, воспринимая ужасающие образы, которые приходят от мыслей, исполненных вины, и от концепций, порожденных страхом. 6 То, что ты видишь, – ад, поскольку страх и есть ад. 7 Всё, что тебе дано, дано для твоего освобождения: и зрение, и видение, и внутренний Наставник уводят тебя из ада с теми, кого ты любишь, подле тебя, а с ними вместе – и со всей вселенной.

8. Узри же во вселенной свою роль! 2 Господь Любви и жизни доверил каждой части подлинного творения всё избавление от адских мук. 3 И каждому Он даровал милость быть спасителем святых, тех, что были специально вверены его заботе. 4 И это он постигает, когда впервые смотрит на брата своего как на себя и видит в нем свое зеркальное отражение. 5 Так оставляют концепцию себя, ибо теперь ничто не вклинивается между его взором и тем, на что он смотрит, чтобы судить увиденное им. 6 В этом едином видении действительно узрит он лик Христа и поймет, что видит каждого так же, как этого одного. 7 Ведь свет сияет там, где прежде была тьма, и с глаз его спадает пелена.

9. Завеса перед лицом Христа, страх перед Богом и спасением, любовь к вине и смерти – всё это разные имена всего одной ошибки: что есть пространство между тобой и братом и что вас держит врозь иллюзия тебя, которая и отстраняет тебя от него, а его от тебя. 2 Меч осуждения – это оружие, которое ты отдал иллюзии себя, чтобы она могла бороться за сохранение свободным от любви пространства между тобой и братом. 3 Пока ты держишь этот меч, ты должен воспринимать тело как себя, поскольку разделение предохраняет тебя от видения того, кто держит зеркало иного взгляда на то, что он есть, а следовательно, чем должен быть и ты.

10. Что есть искушение, если не желание оставаться в аду и в муках? 2 И что оно способно породить, кроме такого образа тебя, который может мучиться и оставаться в агонии и в аду? 3 Кто научился не смотреть на брата подобным образом, не только спас себя, но стал спасителем всех остальных. 4 Бог каждому доверил всех, ибо частичным избавителем явился бы избавленный частично. 5 Святые, которых для спасения Бог вручил тебе, есть просто те, кого ты видишь или встречаешь, не зная, кто они; все те, кого ты видел мельком и забыл; все те, кого ты знал давно и кого еще только встретишь; те, что уже забыты, и те, которые еще не родились. 6 Ведь отдал тебе Бог Своего Сына, чтобы спасти его от каждой из концепций, которая когда-либо у него была.

11. Но разве станешь ты спасителем Божьего Сына, пока желаешь быть в аду? 2 Как ты познаешь его святость, пока видишь его отдельно от своей? 3 Ведь святость открывается только глазам святым, устремленным к невинности внутри и ожидающим увидеть ее повсюду. 4 Поэтому они и обращаются к ней в каждом, на кого смотрят, чтобы он стал таким, каким они желают ему быть. 5 Вот видение спасителя: он видит собственную невиновность во всех, на кого смотрит, и видит всюду собственное спасение. 6 Концепцию себя не помещает он между спокойными, открытыми глазами и тем, что они видят. 7 Он свет приносит ко всему, на что бы ни смотрел, чтобы увидеть всё таким, какое оно есть в действительности.

12. В какой бы форме, казалось, ни явилось искушение, оно всегда отразит желание быть не тем я, которое ты есть. 2 Это желание порождает концепцию, которая учит, что ты есть то, чем желаешь быть. 3 Она останется твоей концепцией себя, пока ты дорожишь желанием, ее породившим. 4 Им дорожа, ты будешь видеть брата подобным тому я, чей образ движим желанием, тобой рожденным. 5 Ведь видение может лишь представлять желание, поскольку у него нет силы, чтобы творить. 6 Но оно может смотреть и с ненавистью, и с любовью в зависимости от простого выбора: соединяешься ты с тем, что видишь, или же разделяешь себя с ним и отстраняешь от себя.

13. Видение спасителя так же свободно от суждения о том, что есть твой брат, как и от любого суждения о себе самом. 2 Оно вообще не видит прошлого ни в ком. 3 Так оно служит непредвзятому уму, не омраченному старинными доктринами, готовому смотреть только на то, что есть в настоящем. 4 Оно судить не может, поскольку оно не знает. 5 И, признавая это, оно лишь спрашивает: «Каков смысл видимого мной?» 6 Тогда и дан ответ. 7 И держится открытой дверь, чтобы лицо Христа сияло своим светом просящему в невинности о том, чтобы увидеть всё скрытое за завесой старых идей и древних концепций, лелеемых так долго и заслонявших видение Христа в тебе.

14. Тогда будь бдителен к соблазну и помни, что он не более чем бессмысленное и безумное желание сделать себя не тем, что ты есть. 2 Подумай также, чем вместо этого ты мог бы стать. 3 Объектом боли и безумия, и смерти, и вероломства, и черного отчаяния, несбывшейся мечты и исчезающих надежд, за исключением надежды умереть и тем покончить с устрашающим сном смерти. 4 Не более чем это и есть соблазн. 5 Трудно ли сделать выбор против этого? 6 Подумай, что такое искушение, и взвесь реальные альтернативы, между которыми ты выбираешь. 7 Их только две. 8 Пусть не обманет тебя видимость многочисленных возможностей. 9 Есть ад или Рай; и лишь одно из них ты выбираешь.

15. Пусть же свет мира, данный тебе, не будет от мира спрятан. 2 Свет ему так необходим, ведь он и в самом деле темен; люди в отчаянии, поскольку видение спасителя у них изъято, и всё, что они видят, есть только смерть. 3 Спаситель их, не знающий их и не знаемый ими, глядит на них закрытыми глазами. 4 Они не могут видеть, пока он не посмотрит на них зрячими глазами и не предложит им прощение вместе со своим собственным. 5 Разве поддашься ты соблазну не слушать Бога, сказавшего тебе: «Освободи Моего Сына!», когда постигнешь, что Он испрашивает свободы для тебя? 6 Чему еще, если не этому, может учить сей курс? 7 Чему еще, если не этому, можно учиться?

VIII. Сделай новый выбор

1. Соблазн, где бы он ни возник, во всем многообразии своих форм учит лишь одному уроку. 2 Он убеждает святого Сына Божьего, что тот есть тело, рожденный в том, что должно умереть, не в состоянии избавиться от своей хрупкости и ограниченный тем, что чувствовать оно приказывает ему. 3 Оно очерчивает границы того, что он может делать, сила его – единственная сила, которую имеет сын, а понимание не может превзойти куцых возможностей телесных. 4 Разве остался бы ты подобием этого, если бы во всей Своей славе перед тобой предстал Христос, прося тебя лишь об одном:

5 Сделай новый выбор меж тем, займешь ли ты свое место в ряду спасителей мира или останешься в аду, удерживая там и своих братьев.

6 Ведь Он пришел, и Он об этом просит.

2. Как ты делаешь выбор? 2 Это так просто объяснить! 3 Ведь выбираешь ты всегда между собственной немощью и силой Христа в тебе. 4 И что ты выберешь, то будешь считать реальным. 5 Просто не позволяя слабости руководить своими действиями, ты не одаришь ее силой. 6 Свету Христа в тебе дано направлять всё, что ты делаешь. 7 Ибо ты принес к Нему свою немощь, а Он взамен дал тебе Свою силу.

3. Все испытания суть не что иное, как уроки, постичь которые тебе не удалось, представленные снова, чтобы там, где прежде был сделан скверный выбор, теперь ты сделал лучший и так избавился от боли, принесенной прежним выбором. 2 В любой беде, растерянности, затруднении Христос зовет тебя и мягко говорит: «Выбери заново, мой брат». 3 Ни одного неисцеленного источника боли, ни одного образа, омрачающего истину, Он не оставит. 4 И Он избавит от всех мук тебя, кого Всевышний сотворил как алтарь радости. 5 Он не оставит тебя безутешным и одиноким в адских снах, и Он освободит твой разум от всего, скрывающего от тебя Его лицо. 6 Святость Его – твоя, поскольку Он – единственная Сила, которая в тебе реальна. 7 Сила Его – твоя, поскольку Он – то Я, что сотворил Господь как Своего единственного Сына.

4. Образам, создаваемым тобой, не одолеть того, чем Сам Господь желает тебе быть. 2 Тогда не бойся искушения, видя его как то, что оно есть: еще одной возможностью нового выбора и шансом позволить Христовой силе преобладать при каждом обстоятельстве и в любом месте, где прежде ты воздвиг образ самого себя. 3 Ибо то, что, казалось, скрывало лик Христа, бессильно перед Его величием и исчезает перед святостью Его видения. 4 Спасители мирские, кто видит так же, как Он, суть просто те, кто выбрал Его силу вместо собственной слабости, увиденной отдельно от Него. 5 Они избавят мир, ведь их объединяет вся сила Божьей Воли. 6 В их воле есть лишь то, что в Его Воле.

5. Учись тогда тому, чтобы в счастливую привычку вошел ответ всем искушениям воспринимать себя и слабым, и несчастным:

2 Я таков, каким меня Всевышний сотворил. 3 Сын Его неспособен от чего-либо страдать. 4 А я и есть Его Сын.

5 Так приглашается восторжествовать Христова сила, замещая всю твою немощь силой, которая идет от Бога и не знает неудач. 6 И чудеса теперь столь же естественны, как раньше, до выбора в пользу святости, казались естественными агония и страх. 7 Ведь в этом выборе исчезли ложные отличия, оставлены иллюзорные альтернативы и ничего не остается, чтобы служить помехой истине.

6. Ты таков, каким тебя Всевышний сотворил, и таково же всякое живое существо в поле твоего зрения независимо от образов, которые ты видишь. 2 То, что ты видишь как болезнь и боль, как слабость и страдание, и потеря, есть лишь соблазн воспринимать себя незащищенным и в аду. 3 Не поддавайся этому – и ты увидишь, как боль в какой угодно форме, где бы она ни возникла, исчезнет, как в лучах солнца рассеивается туман. 4 Чудо пришло исцелить Божьего Сына, закрыть дверь перед снами его слабости, открывая ему путь к спасению и свободе. 5 Выбери заново, чем ты желаешь ему быть, и помни, что каждый твой выбор устанавливает твое собственное тождество, каким ты будешь его видеть, в какое будешь верить.

7. Не откажи мне в малом даре, который я прошу, если в обмен я положу к твоим стопам покой Господень, дам силу принести этот покой каждому, кто в неопределенности, и одиночестве, и в постоянном страхе бредет по миру. 2 Тебе дано соединиться с ним и с помощью Христа в тебе снять пелену с его очей, позволить ему увидеть в себе Христа.

8. Братия во спасении, услышьте голос мой и вслушайтесь в мои слова. 2 Ведь ни о чем другом, кроме вашего освобождения, я не прошу. 3 Нет аду места в мире, чья красота становится столь ослепительной и всеохватной, что остается только шаг оттуда до Небес. 4 Усталым твоим глазам я приношу картину другого мира, столь нового, и свежего, и чистого, что ты забудешь и печаль, и боль, которые видел прежде. 5 Но это есть видение, которое ты должен разделить со всеми, кого видишь, иначе оно не станет твоим видением. 6 Даря сей дар, ты делаешь его своим. 7 Бог предопределил в своей любви и доброте, чтобы он был твоим.

9. Возрадуемся же, что можем шествовать по миру и находить множество возможностей для восприятия другой ситуации, где можно снова признать своим Господень дар! 2 Так исчезают все улики ада, тайные знаки и скрытая ненависть. 3 И всё скрываемое ими очарование предстанет взору подобием лугов Небесных, чтобы вознести нас над тернистыми путями, которыми мы шли до появления Христа. 4 Услышьте меня, братья, услышьте и со мной соединитесь! 5 Бог предопределил мне не взывать вотще, и Его уверенности мне достаточно. 6 Ведь ты услышишь и сделаешь новый выбор. 7 И этим выбором освободятся все.

10. Я благодарен тебе, Отче, за всех этих святых, которые суть мои братья, а равно Твои Сыновья. 2 И моя вера в них – Твоя. 3 Я столь же уверен, что они придут ко мне, как Ты уверен в том, что они есть сейчас и чем останутся навечно. 4 И они примут предложенный мною дар, ведь он подарен мне Тобою от их имени. 5 И как я стану исполнять только Твою святую Волю, то же самое выберут и они. 6 За них я благодарен. 7 Песнь спасения эхом отзовется во всем мире с каждым сделанным ими выбором. 8 Ведь мы едины в цели, и аду близится конец.

11. В радушии счастливом протянута моя рука к каждому брату, пожелавшему со мной соединиться, чтобы уйти за грани прошлых искушений и с твердой решимостью устремиться к свету, сияющему за ними с совершенным постоянством. 2 Отдай мне моих собственных, ибо они принадлежат Тебе. 3 Разве Ты будешь безуспешным в том, что есть лишь Твоя Воля? 4 Благодарю тебя за то, что есть мои братья. 5 Как только каждый из них выберет единение со мной, песнь благодарности устремится от земли к Небесам и разрастется от клочков разорванной мелодии до единого и всеобъемлющего хора, взмывающего из мира, искупленного от ада, благодарящего Тебя.

12. И ныне мы говорим: «Аминь». 2 Ибо Христос пришел, чтобы пребыть в обители, которую Ты приготовил для Него в покое вечности еще до появления времени. 3 Странствие завершается, заканчиваясь там же, где началось. 4 И ни следа не остается от него. 5 Верой не оделяется ни одна иллюзия; ни одного темного пятна не остается, чтобы заслонять от кого-то лик Христа. 6 Да свершится Воля Твоя в целокупности и в совершенстве, и всё творение признаёт Тебя и знает Тебя как свой единственный Источник. 7 Явно в подобие Тебе сияет Свет ото всего, что движется в Тебе и существует. 8 Ведь мы пришли туда, где мы одно и где мы дома; мы там, где Ты желал нам быть.

Table of contents

previous page start next page