Курс Чудес

Unknown

Глава 27
ИСЦЕЛЕНИЕ СНА

I. Картина распятия

1. Желание быть обиженным, несправедливо обойденным есть компромиссная попытка соединить невинность и агрессию. 2 Кому удастся совместить несовместимое, сделать единым несоединимое? 3 Иди благим путем – и ты не убоишься зла, не испугаешься ночных теней. 4 Но символов страха на свою стезю не помещай, иначе сплетешь венец терновый, которого ни брату, ни тебе не избежать. 5 Ведь распинаешь ты не одного себя. 6 Если с тобою обошлись несправедливо, он должен страдать от той же несправедливости, какую видишь ты. 7 Нельзя пожертвовать собой одним. 8 Ведь жертва абсолютна. 9 Будь она вообще возможна, она включала бы в себя всё Божие творение и Отца вместе с жертвой Его любимым Сыном.

2. В твоем освобождении от жертвы проявлено его освобождение, увиденное как его собственное. 2 Но в каждом своем страдании ты видишь доказательство его вины в атаке на тебя. 3 И превращаешь себя в символ его утраченной невинности; одного взгляда на тебя достаточно, чтобы понять: он осужден. 4 То, что по отношению к тебе несправедливо, ему, однако, поделом. 5 Несправедливое возмездие, мучительное ныне для тебя, принадлежит ему; как только оно упокоится на нем, ты свободен. 6 Оставь желание быть живым символом его вины, иначе сам же угодишь в расставленные для него капканы смерти. 7 Но в невиновности его найдешь ты собственную невиновность.

3. Когда бы ты ни согласился страдать от боли, быть обездоленным, или несправедливо обойденным, или нуждающимся в чем-то, ты обвиняешь брата своего в атаке на Сына Божьего. 2 Картину своего распятия ты держишь у него перед глазами, чтобы он видел свои грехи, начертанные твоей кровью и твоей смертью в Царстве Небесном и шествующие перед ним, и закрывающие врата, и обрекающие его на муки ада. 3 Но всё это начертано в аду, а не в Раю, где ты недосягаем для атак, доказывая этим невиновность брата. 4 Картину самого себя, ему предложенную, показываешь ты себе и вкладываешь в нее всю свою веру. 5 Святой Дух предлагает тебе представить ему картину тебя иного – без боли и упрека. 6 И то, что было мученичеством за его вину, становится безукоризненным свидетельством его невинности.

4. Сила свидетеля превыше веры, поскольку она приносит убежденность. 2 Свидетель достоверен, ибо указывает за свои пределы к тому, что представляет. 3 Больной и страждущий, ты просто представляешь вину брата, свидетеля, которого ты шлешь, чтобы он не забыл про нанесенные им раны, клянясь, что за такое зло ему с тобой вовек не расквитаться. 4 Эту болезненную, жалкую картину ты принимаешь, лишь бы она служила наказанию брата. 5 Больные беспощадны ко всем и, этот вред распространяя, жаждут убийства. 6 Смерть кажется им невеликой платой за то, чтобы сказать: «Смотри, мой брат, я умираю от твоей руки». 7 Ибо болезнь – свидетельство его вины, а смерть докажет, что его ошибки были грехами. 8 Болезнь – не что иное, как «маленькая» смерть, форма отмщения, хотя и не сполна. 9 Но говорит она уверенно о том, что представляет. 10 Унылую и горькую картину, посланную брату, с грустью увидел ты. 11 В то, что она ему показывает, ты верил, поскольку она свидетельствовала о его вине, которую ты видел и любил.

5. А ныне в руки, ставшие милосердными Его прикосновением, Святой Дух помещает картину тебя, совсем иного. 2 Это по-прежнему картина тела, поскольку то, что ты в действительности есть, нельзя увидеть или описать. 3 Но ею не пользовались с целью атаки, и, следовательно, в ней нет ни боли, ни страданий. 4 Она – свидетель вечной истины, что тебе невозможно повредить, – указывает за свои пределы на невиновность твою и брата. 5 Так покажи эту картину брату, пусть он увидит, что исцелился каждый шрам, «отерта всякая слеза» в веселии и в любви. 6 Здесь он посмотрит на свое прощение и исцеленным взглядом устремится за его пределы, к невинности, которую узрел в тебе. 7 Здесь доказательство того, что он не согрешил, что ничего не совершил, поддавшись своему безумию, или же что оно не возымело действия. 8 Что не оправдан ни один его упрек к себе и ни одна атака не коснулась его своим отравленным, неумолимым жалом страха.

6. Будь же свидетелем его невинности, а не вины. 2 В твоем выздоровлении – его здоровье и комфорт, ибо оно доказывает фальшь иллюзий. 3 Не воля к жизни, а желание смерти движет этим миром. 4 Цель у него одна – доказать реальность вины. 5 Ни одна мысль мирская, ни действие, ни чувство не побуждаются ничем иным. 6 Они – свидетели, затребованные для достоверности, для убедительности той системы, от имени которой выступают и которую представляют. 7 Каждый из них многоголосен и говорит с тобой и братом на разных языках. 8 Однако их весть для вас одна. 9 Убранство тела стремится показать очарование свидетелей вины. 10 Заботы о теле подчеркивают бренность и эфемерность твоей жизни, ту легкость, с какою рушится всё, что ты любишь. 11 Депрессия говорит о смерти и тщете действительной заботы о чем-либо вообще.

7. Болезнь в какой угодно форме есть самый яркий представитель этой тщеты, опора всех других, что помогает им нарисовать картину, в которой оправдан грех. 2 Есть у недужных оправдание для каждого из неестественных желаний и странных нужд. 3 Ибо кто в этой мимолетной жизни не оценит случайных радостей? 4 Какое наслаждение в ней будет продолжительным? 5 Не вправе ли недужные считать, что каждый жалкий, украденный обрывок наслаждения есть плата за ничтожные их жизни? 6 Их смерть заплатит за них всех – неважно, наслаждались они своими благами или нет. 7 Как жизнь свою ни проживай, ей должен наступить конец. 8 Так наслаждайся скоротечным и эфемерным!

8. Всё это не грехи, а лишь свидетели нелепой веры, что грех и смерть реальны и что невинность заодно с грехом находит свой конец в могиле. 2 А если это так, то есть причина стремиться к мимолетным наслаждениям и к крохам радости там, где удастся их урвать. 3 Меж тем в такой картине тело не воспринимается нейтральным, без цели, унаследованной в самом себе. 4 Ибо оно становится символом упрека, знамением вины, последствия которой слишком очевидны для отрицания самой причины.

9. Твоя же функция состоит в показе брату, что для греха не может быть причины. 2 Как тяжело, должно быть, видеть в себе картину, подтверждающую, что твоей функции не суждено осуществиться! 3 Картина Святого Духа не изменяет тело, не обращает его в то, что оно не есть. 4 Она просто лишает его всех знаков осуждения и обвинений. 5 Представшее без цели, тело не кажется ни здоровым, ни больным, ни хорошим, ни плохим. 6 Не предлагается обоснований, чтобы судить о нем в каком-либо аспекте. 7 В нем жизни нет, но тело не мертво. 8 Оно вне опыта любви и страха. 9 Ибо сейчас оно еще свидетель ничему; открыта его цель, и разум вновь свободен выбрать, для чего оно. 10 Теперь оно не осуждается, а просто ждет придания ему цели, чтобы осуществить ту функцию, которую получит.

10. В этом пустом месте, откуда цель греха была изъята, Царство свободно для воспоминания о нем. 2 Сюда может войти его покой, а полное исцеление способно заместить собою смерть. 3 Тело способно стать символом жизни, дыханием бессмертия и обещанием спасения для тех, кому уже невмоготу зловонный запах смерти. 4 Пусть исцеление станет его целью. 5 Тогда оно пошлет вперед полученную им весть, своим здоровьем и красотой провозглашая истину и ценность того, что представляет. 6 Пусть же оно получит силу, чтобы символизировать жизнь бесконечную, не знающую атак. 7 А вестью его для брата твоего пусть станет: «Смотри, мой брат, в твоих руках я жив».

11. Достигнуть этого довольно просто: позволить телу быть свободным от цели прошлого, когда ты был уверен, что точно знаешь его цель – оберегать вину. 2 Ведь этим утверждалось, что твоя искаженная картина есть неизменный символ того, что она представляет. 3 А это не дает возможности взглянуть на тело по-другому, чтобы придать ему иную цель. 4 Цели его ты не знаешь. 5 Ты просто наделил иллюзиями цели предмет, который ты и создал для того, чтобы скрывать от себя собственную функцию. 6 Этот предмет без цели не может спрятать функцию, данную Святым Духом. 7 Пусть примирятся наконец цель тела и твоя функция, увиденные как одно.

II. Страх перед исцелением

1. Страшит ли исцеление? 2 Многих – определенно. 3 Ведь обвинение – преграда для любви, а поврежденные тела – вечные обвинители. 4 Они стоят твердыней на пути к покою и доверию, провозглашая, что ущербные не могут доверять, а у болезненных нет оснований для покоя. 5 Кто, пострадав от брата, смог бы любить его и доверять ему? 6 Он ранее нападал и снова нападет. 7 Не защищай его; твое надломленное тело показывает, что это ты нуждаешься в защите от него. 8 Прощение может быть актом милосердия по отношению к нему, но уж ни в коей мере – его правом. 9 Возможно, он достоин жалости за свою вину, но не прощения. 10 И если ты прощаешь согрешения его, ты просто добавляешь вину к той, что им уже действительно заслужена.

2. Неисцеленные не в состоянии прощать. 2 Ибо они – свидетели несправедливости прощения. 3 Они удерживают следствия вины, пренебрегая ею самой. 4 Никто, однако, не прощает грех, считая его реальным. 5 А то, что имеет следствия, должно быть реальным, ведь результаты им содеянного налицо. 6 Прощение – не жалость, стремящаяся помиловать то, что считает истиной. 7 Добром не отплатить за зло, ибо немыслимо, чтобы прощение сначала утвердило грех, а уж затем его простило. 8 Кто может со значением сказать: «Брат мой, ты причинил мне боль, но раз из нас двоих я лучший, то я тебе прощаю свою боль»? 9 Прощение его и твоя боль несовместимы. 10 Одно исключает другое и обращает в ложь.

3. Удостоверить грех и всё ж его простить есть парадокс, здравому смыслу недоступный. 2 Ведь это означает, что причиненное тебе не подлежит прощению. 3 Даря прощение, ты поступаешь великодушно по отношению к брату, но оставляешь доказательство того, что он действительно виновен. 4 Больные остаются обвинителями. 5 Они не в состоянии простить ни братьев, ни себя. 6 Ведь тот, кто подлинно прощает, не страдает. 7 И он не держит доказательство греха перед глазами брата. 8 И так, должно быть, он им пренебрег, убрав тем самым дальше от глаз своих. 9 Прощение невозможно для одного, но не для другого. 10 Тот, кто прощает, исцелен. 11 А исцеление его есть доказательство того, что он воистину прощен, что в нем не остается и тени былого осуждения себя или любого живого существа.

4. Прощение нереально, если оно не приносит исцеления тебе и брату. 2 Показом нереальности его грехов ты должен подтвердить, что на тебя они не возымели действия. 3 А как еще он оказался бы безгрешным? 4 Чем еще засвидетельствовать его невинность, как не отсутствием последствий его грехов, рождающих вину? 5 Грехи – за сферою прощения лишь потому, что следствий их не отменить и ими полностью не пренебречь. 6 Но в их отмене – доказательство того, что они всего-навсего ошибки. 7 Позволь же исцелить себя, чтобы прощать и предлагать спасение и брату, и себе.

5. Надломленное тело показывает, что разум не был исцелен. 2 Чудо исцеления доказывает, что разделение осталось без последствий. 3 В чем ты уверишь брата, в то будешь верить сам. 4 Сила свидетельства исходит из твоей веры. 5 Всё, что бы ты ни делал, думал или говорил, свидетельствует о том, чему ты его учишь. 6 Тело твое может стать средством в обучении его тому, что оно не страдало по его вине. 7 И исцелением своим оно способно предложить ему безмолвное свидетельство его невинности. 8 Это свидетельство говорит о ней сильнее, нежели сказанное на тысяче наречий. 9 Ибо здесь брату доказано, что он прощен.

6. Чудо не может предложить твоему брату меньше, чем оно дало тебе. 2 Так исцеление твое покажет, что выздоровел разум и что ты брата своего простил за то, чего тот не совершал. 3 И, убежденный в том, что не была утрачена его невинность, брат исцеляется с тобою заодно. 4 Так чудо устраняет всё, что, как настаивает мир, неустранимо. 5 И смерть, и безнадежность исчезают при звуках древней трубы, призывно к жизни вострубившей. 6 Этот призыв имеет силу, намного превосходящую немощный и скорбный стон вины и смерти. 7 Древний призыв Отца к Своему Сыну, а Сына – к Тем, Кто подлинно Его, будет еще озвучен последнею трубой, которую когда-либо услышит мир. 8 Ведь смерти нет, мой брат. 9 И ты это постигнешь, как только пожелаешь показать своему брату, что он тебе не причинил вреда. 10 Он видит свои руки в твоей крови и думает, что проклят. 11 Тебе же исцелением своим дано уверить его в том, что вся его вина – не более чем вязь бессмысленного сна.

7. Как справедливы чудеса! 2 Ведь равным даром полного освобождения от вины жалуют они тебя и брата. 3 Твое выздоровление избавляет его от боли вместе с тобой; ты исцелился, поскольку пожелал ему добра. 4 Таков закон, которому подвластны чудеса: исцеление совсем не видит особости. 5 Оно приходит не от жалости, а от любви. 6 Любовь доказывает, что все страдания суть лишь игра воображения, нелепое желание, оставшееся без последствий. 7 Твое здоровье есть результат желания не видеть крови на его руках, а в сердце брата твоего – вины, отягощенной доказательством его греха. 8 А то, что ты желаешь, тебе дано узреть.

8. «Цена» твоей безмятежности есть безмятежность брата. 2 Такую «цену» по-разному толкуют Дух Святой и мир. 3 Мир в ней воспринимает подтверждение «факта», будто для твоего спасения необходима жертва его спасением. 4 Святой Дух знает, что твое исцеление – свидетельство исцеления его и что раздельно с ним оно немыслимо. 5 Пока он соглашается страдать, ты остаёшься неисцеленным. 6 Но в твоих силах показать ему бесцельность и полную беспричинность его страданий. 7 Яви же брату собственное исцеление – и он откажется страдать. 8 Ибо его невинность утвердилась в твоем и в его видении. 9 И смех придет на смену тяжким вздохам, ибо припомнит Божий Сын, что он и есть Сын Божий.

9. Кто же тогда боится исцеления? 2 Лишь те, кто боль и жертву брата видит залогом собственной безмятежности. 3 Их слабость и беспомощность служит основанием для оправдания его боли. 4 Нескончаемые уколы вины, терзающие его, доказывают, что он невольник, зато они свободны. 5 А их непрекращающиеся страдания показывают: они свободны потому, что держат его связанным. 6 Болезнь желанна: она предотвращает нарушение баланса в жертвах. 7 Может ли Дух Святой хоть на мгновение или даже меньше помыслить о подобном аргументе в пользу боли? 8 И нужно ли откладывать твое исцеление лишь потому, что ты сделал паузу, прислушиваясь к безумию?

10. Коррекция – функция не твоя. 2 Она принадлежит Тому, Кто знает справедливость, а не вину. 3 Если ты примешь на себя роль исправителя, то потеряешь функцию прощения. 4 Никто не в состоянии прощать, пока он не постиг, что исправление – всегда прощение, а не обвинение. 5 Но одному тебе их одинаковости не увидеть, и, следовательно, исправление – не от тебя. 6 Ведь тождество и функция – одно и то же, и по функции своей ты знаешь себя. 7 А если ты путаешь свою функцию с функцией Другого, должно быть, ты в замешательстве относительно того, кто ты такой. 8 Что же есть разделение, как не желание отнять у Бога Его функцию и отрицать, что она – Его? 9 Но если она не Божья, она и не твоя, ибо ты должен утратить то, что отобрал.

11. В расщепленном разуме и тождество должно казаться разделенным. 2 Никто не в состоянии воспринять единой функцию, имеющую конфликтные цели и разные результаты. 3 Для столь глубоко расщепленного разума исправление должно быть способом наказания за грехи, которые ты счел своими в ком-то другом. 4 Так и становится он твоей жертвой, а не братом, отличным от тебя, поскольку больше виноват, нуждающимся в исправлении, которое исходит от тебя как от самого невинного. 5 А это отделяет его функцию от твоей и наделяет вас разными ролями. 6 И вы не можете восприниматься как один, с единой функцией, которая означает разделяемое тождество и только одну цель.

12. Исправление, вносимое тобой, должно разъединять, ибо такая функция дана ему тобой. 2 Когда же ты воспринимаешь исправление и прощение как одно, ты знаешь также, что разум Святого Духа и твой есть Один разум. 3 Так найдено твое собственное Тождество. 4 Но должен Он работать только с тем, что Ему отдано, а ты предоставил Ему лишь половину своего разума. 5 Поэтому Он представляет другую половину и, кажется, имеет иную цель, отличную от той, которой ты дорожишь, считая ее своей. 6 И твоя функция предстает разделенной, с одной половиной в оппозиции к другой. 7 И кажется, эти две половины представляют раскол внутри одного я, воспринимаемого как два.

13. Теперь подумай, как это самовосприятие должно продолжиться, учитывая, что продолжается любая мысль, поскольку, исходя из того, что она есть, в этом ее цель. 2 С концепцией раздвоенного я приходит неизбежный взгляд на функцию как на разделенную между этими двумя. 3 И то, что ты исправишь, будет лишь половиной ошибки, которую ты посчитаешь всей ошибкой целиком. 4 Грехи твоего брата станут главной мишенью исправления, дабы его ошибки и твои не посчитались как одна ошибка. 5 Твои – это ошибки, его – это грехи и не такие, как твои. 6 Его грехи достойны наказания, твоими же, судя по справедливости, необходимо пренебречь.

14. В подобном толковании исправления ты даже не увидишь собственных ошибок. 2 Фокус исправления перемещен с тебя вовне – к тому, кто, пока длится подобное восприятие, не может быть частью тебя. 3 То, что осуждено, нельзя вернуть к судившему его, который ненавидел и всё еще ненавидит это как символ собственного страха. 4 Это твой брат, фокус твоей ненависти, который недостоин быть частью тебя, поэтому он вне тебя, твоя другая, отвергнутая половина. 5 А то, что остается в его отсутствии, воспринимается как ты весь. 6 Для этой оставшейся половины Святой Дух должен представлять другую половину, пока ты не поймешь, что она и есть другая половина. 7 А это Он осуществляет, дав и тебе, и брату одну, а не разные функции.

15. Исправление есть функция, данная вам обоим, а не кому-то одному. 2 Осуществляемая соучастием она должна исправить ошибки в тебе и в нем. 3 Она не может оставить неисцеленными ошибки одного и освободить другого. 4 Такая цель разделена, в ней невозможно соучастие, и, следовательно, Дух Святой не может видеть в ней Своей цели. 5 И можешь не сомневаться, что Он не осуществит функцию, которую не видит и не признает Своею. 6 Ибо лишь так Он может сохранить в целости твою функцию, невзирая на Ваш разный взгляд на то, что есть твоя функция. 7 Если бы Он поддерживал раздвоенную функцию, ты был бы потерян. 8 Его неспособность видеть Свою цель разделенной и разной для брата и тебя хранит тебя от осознания той функции, что не является твоей. 9 Так исцеление дается вам обоим.

16. Исправление необходимо предоставить Тому, Кто знает, что исправление и прощение – одно и то же. 2 Этого не понять половиной разума. 3 Тогда оставь исправление единому Разуму, функционирующему как один, поскольку он не раздвоен в цели и видит одну функцию как свою единственную. 4 Здесь функция, данная ему, мыслится как его Собственная, неотделимая от той, которую хранит ее Податель, поскольку она разделяема. 5 В Его принятии этой функции заключено то средство, которым объединяется твой разум. 6 Его единая цель объединяет твои половинки, которые ты видишь разъединенными. 7 И каждая прощает другую, чтобы принять свою вторую половину как часть себя.

III. За всеми символами

1. Силе не свойственно сопротивление. 2 Оно ослабило бы силу, а ослабленная сила – противоречивая идея. 3 Слабая сила бессмысленна, а сила, используемая для ослабления, применялась с целью ограничения. 4 И следовательно, она должна быть ограниченной и слабой, поскольку такова ее цель. 5 Силе не нужно противоборствовать, чтобы быть самой собой. 6 Слабость не может вторгнуться в нее, не изменив ее, не обратив во что-то другое. 7 Ослабить – значит ограничить и навязать противоположность, противоречащую концепции, на которую она нападает. 8 И так она действительно соединяет идею с чем-то, не являющимся ею, и делает ее непонятной. 9 Кому под силу разобраться в двойственной концепции, такой, к примеру, как «ослабленная сила» или же «ненавистница-любовь»?

2. Ты посчитал, что брат твой есть символ «ненавистницы-любви», «ослабленной силы» и в довершение всего «живой смерти». 2 Поэтому он ничего не значит для тебя, символизируя бессмысленное. 3 Он представляет двойственную мысль, одна половина которой сводит на нет другую. 4 Но и оставшаяся половина мгновенно опровергнута той, которую она свела на нет, и они обе исчезают. 5 Теперь он – символ ничего. 6 Символы, представляющие невозможные идеи, суть символы пустого места и ничто. 7 Но ни пустое место, ни ничто не могут быть чему-либо помехой. 8 Помеха осознанию реальности есть вера, что за символами стоит нечто.

3. Картина брата твоего, которую ты видишь, бессмысленна. 2 В ней нечего отрицать и не на что напасть; в ней нечего любить и ненавидеть, оделить силой или увидеть слабым. 3 Картина аннулирована полностью, символизируя противоречие, сводящее на нет ту мысль, которую представляет. 4 И таким образом, картина лишена причины. 5 Кто в состоянии воспринять следствия без причины? 6 Чем, кроме как «ничем», может быть беспричинное? 7 Картина брата твоего, которую ты видишь, отсутствует, ее никогда не было. 8 Пусть же пустое место, занимаемое ею, считается свободным, а время, посвященное созерцанию ее, потерянным и не заполненным ничем.

4. Если пустое место не воспринимать заполненным, а неиспользованный промежуток времени не считать использованным и полностью занятым, они становятся безмолвным приглашением истине прийти и быть как дома. 2 И никакая подготовка не сделает такое приглашение привлекательнее. 3 Ибо то, что оставишь ты незанятым, Господь заполнит, а там, где Он, должна быть истина. 4 Неослабная и не имеющая антипода сила и есть творение. 5 Для этого не существует символов. 6 Ничто не указывает за грань истины, ибо что может представлять большее, чем всё? 7 Но истинное упразднение содеянного должно быть добрым. 8 Поэтому замещением твоей картины сначала станет картина совсем иного толка.

5. Как пустоту нельзя отобразить картиной, так нет и символа для всеобщности. 2 Реальность в конечном счете знаема без формы, невидимая и вне изображения. 3 Прощение – еще не сила, знаемая как абсолютно безграничная. 4 Однако оно не устанавливает пределов, которые навязываешь ты. 5 Прощение – это средство, временно представляющее истину. 6 Оно дает Святому Духу возможность менять картины, пока не станут бессмысленными средства и обучение подойдет к концу. 7 Польза учебного средства не выходит за рамки учебной цели. 8 По достижении ее оно теряет свою функцию. 9 Но в интервале обучения оно приносит пользу, которая сейчас тебя пугает, но вскоре завоюет твою любовь.

6. Картине брата, данной тебе для заполнения пустого места, не так давно оставленного свободным, не нужна какая бы то ни было защита. 2 Ибо ей ты отдашь всё свое предпочтение. 3 Без промедления решишь: она – единственно желанная. 4 Она не представляет двойственных концепций. 5 Хотя она и не полна, всего лишь полкартины, внутри нее самой всё одинаково. 6 Другая половина представляемого ею остается неизвестной, но не сведенной на нет. 7 И так Господь свободен, чтобы Самолично сделать последний шаг. 8 Для этого тебе не нужно ни картины, ни учебных средств. 9 А то, что в конце концов заменит все учебные средства, просто будет.

7. Прощение исчезает, блекнут символы, а из того, что видели когда-либо глаза, чему внимали уши, для восприятия не остается ничего. 2 Сила всецело беспредельная приходит не разрушить, а получить свое собственное. 3 Не существует возможности для выбора функции. 4 Выбора, который ты боишься потерять, у тебя никогда не было. 5 При этом только это и кажется помехой и безграничной силе, и простым мыслям, счастливым, целокупным, не знающим противоположностей. 6 Тебе неведом покой той силы, что ничему не противостоит. 7 Но никакой другой и быть не может. 8 Приветствуй силу, превосходящую прощение, превосходящую мир символов и границ. 9 Его желание – просто быть, поэтому Он просто есть.

IV. Тихий ответ

1. В безмолвии на всё даны ответы и все проблемы тихо решены. 2 В конфликте не найти ответа или решения, поскольку цель конфликта в том и состоит, чтобы решение сделать невозможным, чтобы ответ не оказался совсем простым. 3 Проблема, помещенная в конфликт, ответа не имеет, поскольку она видится по-разному с различных точек зрения. 4 То, что явилось бы решением с одной точки зрения, не явится решением с другой. 5 Ты действительно в конфликте. 6 И, совершенно ясно, не способен дать какого-то ответа, ибо конфликт в своих последствиях не ограничен. 7 Но если Богом дан ответ, то, видимо, есть путь, которым все твои проблемы решены, ибо всё, что ни есть в Господней Воле, уже свершилось.

2. Тогда, должно быть, время не имеет отношения к ответу, и каждую проблему возможно разрешить сейчас. 2 Должно быть также, что в нынешнем состоянии твоего мышления решение невозможно. 3 И, следовательно, Бог дал тебе возможность достичь такого состояния разума, в котором уже есть ответ. 4 Таково святое мгновение. 5 Сюда ты должен нести и здесь оставлять свои проблемы. 6 Лишь здесь им место, поскольку здесь содержится ответ. 7 А там, где на проблему есть ответ, она становится простой и разрешается легко. 8 Бесцельно было бы пытаться решить проблему там, где на нее ответа быть не может. 9 Но также ее решение несомненно, когда она принесена туда, где есть ответ.

3. Не пытайся решить проблему иначе, чем в уверенности святого мгновения. 2 Ибо в нем на проблему будет дан ответ и она будет решена. 3 А вне его решения нет, поскольку вне его не найти ответа. 4 Даже один простой вопрос не задавался вне его нигде и никогда. 5 Мирским вопросам всегда присуща двойственность. 6 Вопрос со множеством ответов ответа не имеет. 7 Не эффективен ни один из них. 8 Мир задает вопрос не с целью получить ответ, а лишь для подтверждения собственной точки зрения.

4. Все вопросы, задаваемые в этом мире, суть воззрения, а не вопросы. 2 Вопрос, заданный в ненависти, ответа не имеет, поскольку он сам по себе уже ответ. 3 Двойственный вопрос и спрашивает, и отвечает, свидетельствуя об одном и том же в разных формах. 4 Мир задает только один вопрос. 5 «Какие из этих иллюзий истинны? 6 Какие несут покой и дарят радость? 7 Какие смогут принести избавление от боли, из коей соткан этот мир?» 8 В какой бы форме ни предстал вопрос, цель его будет одна и та же. 9 Он задан с целью утверждения реальности греха и отвечает в форме предпочтения. 10 «Какой грех предпочтительнее для тебя? 11 Ты должен выбрать этот. 12 Другие ложны. 13 Что может тело получить такого, что будет для тебя желаннее всего? 14 Оно – слуга тебе, а также друг. 15 Только поведай ему свои желания, и оно будет верой и правдой тебе служить». 16 Но это не вопрос, если оно сообщает тебе, чего ты хочешь и куда за этим идти. 17 И он не оставляет места сомнениям в его убеждениях, просто они принимают форму вопроса.

5. Псевдовопрос ответа не имеет. 2 Самим вопросом диктуется ответ. 3 Так все вопросы внутри мира суть форма пропаганды его самого. 4 Подобно тому, как свидетелями тела служат его же внутренние ощущения, ответы на вопросы мира уже содержатся внутри самих вопросов. 5 Там, где ответы представляют собой вопросы, они не добавляют ничего нового, поэтому ничего и не постигнуто. 6 Честный вопрос – это учебное средство, которое спрашивает о том, чего ты не знаешь. 7 Он не устанавливает условий для ответа, а просто спрашивает, каким тот должен быть. 8 Однако ни один из тех, кто пребывает в состоянии конфликта, не свободен задать такой вопрос, ибо он не желает честного ответа, которым и заканчивается конфликт.

6. Только в святом мгновении честный вопрос может быть честно задан. 2 Смыслом вопроса определяется осмысленность ответа. 3 Здесь есть возможность отделить твои желания от ответа, чтобы он был и дан тебе, и тобой получен. 4 Ответ предоставляется повсюду. 5 Но только здесь он может быть услышан. 6 Честный ответ не просит жертвы, ведь отвечает он на искренне заданные вопросы. 7 Мир спрашивает только, от кого требуется жертва, не задаваясь вопросом, осмысленна ли сама жертва. 8 И таким образом, если в ответе не говорится, «от кого», вопрос останется неузнанным и неуслышанным, не тронутым в своей сохранности, поскольку он ответил самому себе. 9 Святое мгновение есть такой период, в котором разум достаточно покоен, чтобы услышать ответ, который не вытекал бы из самого вопроса. 10 Он предлагает нечто новое и не похожее на заданный вопрос. 11 Возможно ли ответить на вопрос, если ответ есть просто повторение вопроса?

7. Тогда и не пытайся решать проблемы в мире, который от ответа отстранен. 2 Но принеси проблему в то единственное место, которое с любовью содержит для тебя ответ. 3 Здесь все ответы, которые разрешат твои проблемы, поскольку они от проблем отделены и видят, на что можно ответить и каков вопрос. 4 Внутри же мира ответы просто порождают другой вопрос, при этом оставляя без ответа первый. 5 В святом мгновении ты можешь принести вопрос к ответу и получить ответ, который создан для тебя.

V. Пример исцеления

1. Есть только один способ исцелять, и это – быть исцеленным самому. 2 Чудо продолжается без твоей помощи, ты нужен только для его начала. 3 Прими же чудо исцеления; тогда оно продолжится благодаря тому, что оно есть. 4 В его природе – продолжать себя с момента своего рождения. 5 А рождено оно в тот самый миг, когда предложено и получено. 6 Никто не обращается за исцелением к другому. 7 Но каждый может позволить исцелить себя и этим предложить другому полученное им самим. 8 Кто может одарить другого тем, чего у него нет? 9 И кто способен разделить с другими то, в чем он отказывает себе? 10 Святой Дух говорит с тобою. 11 Не с другим. 12 Но через твое слушание Голос Его продолжится, ибо ты принял сказанное Им.

2. Здоровье есть свидетельство здоровья. 2 Незасвидетельствованное, оно останется неубедительным. 3 Продемонстрированное, оно доказано и должно предоставить свидетеля, заставляющего в него поверить. 4 Никто не исцеляется посредством двойственных вестей. 5 Если твое единственное желание – быть исцеленным, ты будешь исцелять. 6 Твоя единственная цель делает это возможным. 7 Но если ты боишься исцеления, оно не сможет прийти через тебя. 8 Для исцеления требуется всего одно условие: полное отсутствие страха. 9 Обуреваемые страхом не исцеляются и не исцеляют. 10 Это не значит, что для исцеления разума конфликт должен его покинуть раз и навсегда. 11 Будь так, в исцелении не было бы нужды. 12 Но это означает, пусть на одно мгновение, твою любовь, лишенную атаки. 13 Мгновения достаточно. 14 Ведь чудеса не ждут своего часа.

3. Святое мгновение есть местопребывание чудес. 2 Отсюда каждое из них рождено в мир, свидетельствуя о состоянии разума, преодолевшего конфликт и достигшего покоя. 3 А из обители покоя чудо несет успокоение на поле брани, показывая, что у войны нет следствий. 4 Ибо вся боль, которую стремилась принести война, – разбитые, изувеченные тела, стон умирающих, молчание мертвых – мягко изъята и ласково утешена.

4. Там, куда ради исцеления явилось чудо, грусти нет. 2 Для этого необходим лишь краткий миг твоей любви без нападения. 3 В этот единый миг ты исцелен, в это одно мгновение всё исцеление свершилось. 4 Что остается вне тебя, когда ты принимаешь благословение, несомое святым мгновением? 5 Не бойся же благословения, ибо Благословляющий тебя любит весь мир, не оставляя в нем ничего, чего бы следовало бояться. 6 Но, уклоняясь от благословения, ты видишь устрашающий мир, ибо ты отнял у него комфорт и утешение, оставил его умирать.

5. Разве столь горько обойденный мир не выглядит проклятием тому, кто мог его спасти, но в страхе перед исцелением отступил? 2 Глаза всех умирающих полны укора, страдающие шепчут: «Чего бояться?» 3 Подумай хорошенько над таким вопросом. 4 Он задан для твоего же блага. 5 Мир умирающий просит лишь об одном: чтобы хоть на мгновение ты отдохнул от собственных атак на себя и дал ему возможность исцелиться.

6. Приди к мгновению святому и будь исцелен, ибо ты не оставишь полученное там по возвращении в мир. 2 Благословленный, ты принесешь благословение. 3 И жизнь тебе дана, чтобы дарить ее умирающему миру. 4 Более нет укора в глазах страдальцев, их взгляд сияет благодарностью тебе, принесшему благословение. 5 Сияние святого мига озарит твои глаза и даст им зрение, чтобы увидеть за пределом всех страданий лик Христа. 6 Страдание замещается исцелением. 7 Кто смотрит на одно, не может воспринять другое, поскольку оба они не могут быть в одном и том же месте. 8 И что увидишь ты, увидит мир и станет тому свидетелем.

7. Итак, твое исцеление есть всё, что необходимо миру для его исцеления. 2 Ему необходим один урок, но выученный в совершенстве. 3 И когда ты его забудешь, мир мягко напомнит тебе о том, чему ты учил. 4 Своей признательностью он не обойдет тебя, позволившего исцелить себя, чтобы он жил. 5 Мир призовет своих свидетелей, чтобы явить лицо Христа тебе, принесшему им видение, благодаря которому они способны видеть его. 6 Мир обвинений замещен таким, в котором все глаза с любовью устремлены на Друга, принесшего им освобождение. 7 И твой счастливый брат воспримет множество друзей среди тех, кого считал врагами.

8. Проблемы не определены, но они принимают определенные формы, и эти конкретные формы составляют мир. 2 Никто не понимает природы своей проблемы. 3 Если бы кто-то ее понял, она исчезла бы. 4 Природа же проблемы в том, что она – не проблема. 5 Поэтому, ее воспринимая, он воспринимает ее не тем, что она есть. 6 Но исцеление очевидно в конкретные моменты, и оно обобщает, чтобы включить их все. 7 Так происходит, поскольку все проблемы одинаковы безотносительно к их форме. 8 Всякое обучение имеет целью перенос, который завершен, когда две ситуации увидены как одна в силу общности их компонентов. 9 Но это может быть достигнуто лишь Тем, Кто не видит различий, видимых тебе. 10 Полный перенос тобой постигнутого делается не тобой. 11 Но то, что он всё же сделан наперекор всем видимым тобой различиям, уверит тебя в том, что они нереальны.

9. Исцеление твое продолжится и будет принесено к проблемам, которые ты не считал своими. 2 И станет очевидным, что с решением одной проблемы решится множество других. 3 Ясно, что не различия способствовали этому, поскольку обучение не перескакивает от одних ситуаций к противоположным, принося те же результаты. 4 Всё исцеление должно проследовать в законном порядке и в соответствии с правильно воспринятыми и ненарушенными законами. 5 Не бойся того, как ты их воспринимаешь. 6 Пусть ты неправ, но внутри тебя есть Тот, Кто прав.

10. Поэтому оставь перенос постигнутого Тому, Кто действительно понимает законы обобщения и гарантирует, что они останутся и неограниченны, и нерушимы. 2 Твоя же роль – лишь применять к себе всё то, чему Он тебя учил, а остальное Он сделает Сам. 3 Так сила тобой постигнутого будет доказана тебе всем множеством разных найденных ею свидетелей. 4 И первым среди них ты увидишь брата, но встанут тысячи за ним и тысяча за каждым из них. 5 Будет казаться, что у каждого есть своя проблема, несхожая с проблемами других. 6 Но все проблемы разрешатся вместе. 7 А общий ответ на них покажет, что и вопросы были нераздельны.

11. Мир тебе, кому исцеление дано! 2 Ты убедишься, что одарен покоем, как только примешь исцеление для себя. 3 Тебе не нужно знать его всеобщей значимости, чтобы оценить всю пользу для тебя. 4 То, что произойдет внутри мгновения, куда вошла лишенная агрессии любовь, останется с тобою навсегда. 5 Одним из следствий этого станет твое и брата исцеление. 6 Куда бы ты ни шел, повсюду будет ощущаться его преумноженный эффект. 7 Причем свидетельства, тобой увиденные, составят лишь малую часть тех, что есть на самом деле. 8 Бесконечность нельзя постигнуть простым подсчетом ее разрозненных частей. 9 За исцеление твое Господь тебя благодарит, поскольку знает, что это дар любви Божьему Сыну, а следовательно, и Ему.

VI. Свидетели греха

1. Боль демонстрирует, что тело должно быть реальным. 2 Она есть громкий, неясный голос, чьи вопли заглушают и отдаляют от твоего сознания слова Святого Духа. 3 Она привлекает внимание и, отвлекая от Него, сосредоточивает его на себе. 4 Цель у нее та же, что и у наслаждения, поскольку то и другое – средства сделать реальным тело. 5 А то, что разделяет общую цель, одинаково. 6 Таков закон цели, объединяющий всех тех, кто разделяет одну цель. 7 И боль, и наслаждение равно нереальны в силу недостижимости их цели. 8 Стало быть, они – лишь средства ничего, ибо их цель лишена смысла. 9 И все они разделяют отсутствие смысла, присущее их цели.

2. Грех мечется от боли к наслаждению и снова к боли. 2 Ибо свидетели их одинаковы, они несут одну и ту же весть: «Ты здесь, внутри этого тела, и для страданий уязвим. 3 Тебе доступно также и удовольствие, но только ценою боли». 4 К этим свидетелям присоединяется множество других. 5 Кажется, они отличаются друг от друга, поскольку у каждого есть собственное имя и каждый вроде бы откликается на другой звук. 6 За исключением этого, свидетели греха тождественны. 7 Назови наслаждение болью – и оно причинит боль. 8 Но назови боль наслаждением – и боль за наслаждением не будет ощущаться. 9 Свидетели греха кочуют от имени к имени; как только один шагнет вперед, другой на шаг отступит. 10 Кто впереди – неважно. 11 Свидетели греха внимают только зову смерти.

3. Это тело, бесцельное само по себе, удерживает все твои воспоминания и надежды. 2 Ты пользуешься его глазами, чтобы видеть, его ушами, чтобы слышать, и позволяешь ему говорить тебе, что оно чувствует. 3 Оно не знает. 4 Оно лишь называет имена, тобою отданные в его распоряжение, когда ты призываешь свидетелей его реальности. 5 Тебе не выбрать среди них реального, так как любой подобен всем остальным. 6 То имя или это – вот весь твой выбор. 7 Тебе не сделать свидетеля истинным, назвав его именем истины. 8 Истина обнаружена в нем лишь тогда, когда он представляет истину. 9 В противном случае он лжет, даже если ты назовешь его святым Именем Самого Бога.

4. Свидетель Божий не видит никаких свидетельств против тела. 2 Равно не внемлет он свидетелям с иными именами, по-разному свидетельствующим его реальности. 3 Он знает: тело нереально. 4 Ибо ничто не может вместить того, что, как ты думаешь, заключено внутри него. 5 А части Бога Самого оно не может диктовать, что чувствовать и в чем видеть свою функцию. 6 Но должен Он любить всё, чем ты дорожишь. 7 Поэтому на каждого свидетеля телесной смерти Он посылает по свидетелю твоей жизни в Нем, смерти не знающем. 8 Каждое принесенное Им чудо говорит о нереальности тела. 9 И наслаждение его, и боль Он исцеляет одинаково, ибо Его свидетели поистине замещают свидетелей греха.

5. Чудо не делает различий в именах, которыми зовутся свидетели греха. 2 Оно просто доказывает, что представляемое ими не имеет следствий. 3 Оно доказывает это собственными свидетелями, пришедшими, чтобы занять их место. 4 Неважно, каким именем ты назовешь свое страдание. 5 Ведь его больше нет. 6 Тот, Кто приносит чудеса, воспринимает их все как одно и называет именем страха. 7 Страх – в той же мере свидетель смерти, в какой чудо – свидетель жизни. 8 Подобного свидетеля никто не может отрицать, поскольку он есть следствие жизни, которую несет. 9 И умирающие оживают, и воскресают мертвецы, и исчезает боль. 10 Но чудо говорит не за себя, а лишь за то, что оно представляет.

6. Но в этом грешном мире есть свои символы и у любви. 2 Чудо прощает, потому что олицетворяет истинное за пределами прощения. 3 Как глупо, как безрассудно думать, будто бы чудо подчиняется законам, искоренить которые оно пришло! 4 Законы греха имеют других свидетелей с другою силой. 5 Они – свидетели разного рода мук. 6 Но для Того, Кто посылает чудеса, благословляющие мир, ничтожный укол вины, крохи мирского наслаждения или агония самой смерти – один и тот же звук: мольба об исцелении и плач истца о помощи в многострадальном мире. 7 Об их одинаковости свидетельствует чудо. 8 Их тождество оно доказывает. 9 Законы, называющие их разными, отменены, показаны бессильными. 10 Цель чуда – осуществление этого. 11 И Сам Господь гарантировал силу чудес тому, чему они свидетели.

7. Тогда стань очевидцем чуда, а не законов греха. 2 В страданиях больше нет необходимости. 3 Но есть необходимость в твоем исцелении, ибо страдания и печали мира сделали его глухим к собственному спасению и освобождению.

8. Воскресение мира ждет твоего исцеления и счастья как доказательств исцеления мира. 2 Святое мгновение станет замещением твоих грехов, если ты понесешь с собою его следствия. 3 И более никто не выберет страданий. 4 Возможно ли служение лучшей функции, чем эта? 5 Будь исцелен, чтобы ты мог исцелять, и не страдай, чтобы законы греха были к тебе неприменимы. 6 И истина откроется тебе, позволившему символам любви занять место греха.

VII. Сновидец

1. Страдание есть подчеркнутое внимание к тому, что причинил тебе жестокий мир. 2 Здесь нелицеприятно выступает безумная мирская версия спасения. 3 Как и во сне возмездия, где спящий не осознает, что привело к атаке на него, он видит себя жертвой немотивированной атаки со стороны чего-то, но не себя самого. 4 Он – жертва этого «чего-то», пришедшего извне, за что, конечно, он не несет никакой ответственности. 5 Он должен быть невинен, поскольку он, не ведая, что сделал сам, знает о том, что сделано ему. 6 При этом его атака на себя довольно очевидна, поскольку именно он всё еще страдает. 7 Ему не избежать страданий, коль скоро их причину он видит вне себя.

2. Теперь тебе показано, что избавление возможно. 2 Всё, что необходимо, это увидеть проблему такой, какая она есть, а не такой, какой ты ее вообразил. 3 Есть ли какой-либо другой подход к решению проблемы, простой, но заслоненной тяжелыми, густыми облаками сложностей, созданных с целью оставить проблему нерешенной? 4 Вне облачного мрака проблема явится во всей своей изначальной простоте. 5 Выбор не будет трудным, поскольку проблема, увиденная ясно, предстает абсурдом. 6 И никого не затруднит решение позволить удалить ради него простую проблему, если она увидена как причина его боли и очень легко устранена.

3. «Логическое обоснование», которым создан мир, на котором он зиждется и которым сохраняется, весьма просто: «Причина всех моих поступков – ты. 2 Твое присутствие оправдывает мою ярость, ты существуешь и мыслишь отдельно от меня. 3 Пока ты нападаешь, я должен быть невинен. 4 Мои страдания – следствие твоих атак». 5 Увидев подобную «логику» как то, что она есть, нельзя не разглядеть ее бессмысленности и непоследовательности. 6 Но она кажется осмысленной, ибо, похоже, мир причиняет тебе боль. 7 И вроде бы не нужно уходить за очевидное, чтобы понять причину.

4. Но в этом есть необходимость. 2 Неоходимо избавить мир от осуждения, и эта потребность мирянами совместно разделяется. 3 Но этой общей необходимости они не осознают. 4 Ведь каждый думает, что если он исполнит свою роль, то на него падет всё осуждение мира. 5 Именно это он воспринимает как свою роль в освобождении мира. 6 Возмездие должно иметь фокус. 7 В противном случае нож мстителя зажат в его же собственной руке, повернут острием к себе. 8 Он должен увидеть его в руке другого, чтобы быть жертвою атаки, которую не выбирал. 9 И так страдает он от ран, которые нанесены чужой, а не его рукой.

5. Такою видит он цель мира. 2 Увиденный подобным образом, мир предоставит средства, благодаря которым эта цель покажется осуществимой. 3 Средства свидетельствуют о цели, но сами не являются причиной. 4 Причина же не изменяется даже при взгляде на нее отдельно от ее следствий. 5 Причина порождает следствия, которые затем становятся ее свидетелями, а не своими собственными. 6 Тогда смотри за грани следствий. 7 Не в них заключена причина страданий и греха. 8 И не задерживайся на страданиях и грехе, ибо они – всего лишь отражения своей причины.

6. Роль, которую ты играешь в спасении мира от осуждения, есть твое собственное избавление. 2 Ты должен помнить, что свидетель мира зла может свидетельствовать лишь о том, что видится как потребность зла в этом мире. 3 Вот где впервые увидена твоя вина. 4 В разделении с братом зародилась твоя первая атака на себя. 5 Именно это подтверждает мир. 6 Другой причины не ищи; за помощью в искоренении его не обращайся к неисчислимым полчищам его свидетелей. 7 Они поддерживают его притязания на твою верность. 8 Истину не находят в том, что ее скрывает.

7. Свидетели греха, все как один, толпятся внутри очень малого пространства. 2 Здесь ты и обнаруживаешь причину твоего воззрения на мир. 3 Когда-то ты не понимал причин того, что мир обрушивает на тебя, тобой не прошенного и не желанного. 4 В одном ты твердо был уверен: среди бесчисленных причин, воспринимаемых тобой как источник страдания и боли, не значилась твоя вина. 5 Ты не просил себе подобных горестей. 6 Так появились все иллюзии. 7 Тот, кто их создает, не видит себя их создателем, и их реальность не зависит от него. 8 Какой бы ни была их причина, она от него далека, а всё, что он видит, отделено от его разума. 9 Реальность его грёз не вызывает у него сомнений, поскольку он не видит своей роли в создании их и их воображаемой реальности.

8. Никто не пробуждается от сна, который снится миру за него. 2 Грезящий сам становится частью чьего-то сна. 3 Не может выбрать он и пробуждение от сна, который не был создан им самим. 4 Он – лишь беспомощная жертва сна, замысленного и взлелеянного разумом, отдельным от его. 5 Этому разуму до него нет дела, он столь же безразличен к его счастью и покою, как безразлична к нему погода или время дня. 6 Тот разум его не любит и своевольно наделяет какой угодно ролью в своем сне. 7 Так, малозначимый, он – просто пляшущая тень, скачущая вверх и вниз в согласии с бессмысленным сюжетом, замысленным в тщетных сновидениях мира.

9. Только подобная картина тебе доступна, единственная альтернатива для выбора, еще одна возможная причина, если ты не сновидец своих снов. 2 Таков твой выбор, если ты отрицаешь, что причина всех твоих страданий – в твоем разуме. 3 Возрадуйся тому, что она в нем, ибо так ты становишься во времени единственным вершителем своей судьбы. 4 Перед тобою выбор: спящая смерть с пустыми сновидениями или же радостное пробуждение и счастье жизни.

10. А между чем еще возможен выбор, если не между жизнью и смертью, сном и пробуждением, войной и миром, твоими снами и твоей реальностью? 2 Есть риск принять смерть за покой, поскольку мир отождествляет тело с тем Я, которое сотворил Господь. 3 Ничто, однако, не способно быть собственной противоположностью. 4 И смерть есть антипод покоя, поскольку она есть противоположность жизни. 5 А жизнь и есть покой. 6 Проснись же и забудь всякую мысль о смерти – и ты найдешь в себе Божий покой. 7 Но если тебе действительно дан выбор, тогда ты должен видеть причины всех вещей точно такими, какие они есть, и там, где они есть.

11. Как выбрать между двумя состояниями, если легко распознается лишь одно из них? 2 И кто свободен в выборе меж следствиями, если только одно он видит для себя доступным? 3 Выбор между тобой-пигмеем и необъятным миром с разными снами об истине в тебе нельзя воспринимать как честный выбор. 4 Разрыв между реальностью и снами не лежит между сновидением мира и твоим тайным сном. 5 Они – одно. 6 Сновидения мира – не что иное, как часть твоего собственного сна, которую ты отдал, сочтя ее началом сна и его концом. 7 Но началась она твоим тайным сном, который ты не воспринимаешь, хотя он и является причиной той части, которую ты видишь, в реальности которой не сомневаешься. 8 Возможно ли усомниться в ней, когда ты спишь и в своем тайном сне видишь ее причину такой реальной?

12. Твой сон – о брате, с тобою разделенном, исконном недруге, ночном убийце, замыслившем твою погибель, намеревающемся по злобе своей сделать твою смерть мучительной и долгой. 2 Но глубоко под этим сном сокрыт иной, в котором ты становишься убийцей, тайным врагом, до падали охочим, уничтожающим и брата, и ему подобный мир. 3 Здесь кроется причина всех страданий, пространство между жалкими снами и твоей реальностью. 4 Ничтожная расщелина, что даже не видна тебе, колыбель страха и иллюзий, время мучений и дремучей ненависти, зловещий миг – всё это здесь. 5 И здесь – причина нереальности. 6 Именно здесь она и будет устранена.

13. Ты есть сновидец в мире снов. 2 Нет у него и никогда не будет иной причины. 3 Не что иное, как тщетный сон, страшил Божьего Сына, склоняя его к мысли, будто утратил он свою невинность, отверг Отца, войну затеял сам с собой. 4 Так страшен сон и кажется таким реальным, что без мучительной испарины, без крика, порожденного смертельным страхом, сновидцу к реальности не пробудиться, если он не увидит перед пробуждением добрый сон, который даст возможность его успокоенному разуму приветствовать, а не страшиться Голоса, нежно зовущего его проснуться, – сон, где все его страдания исцелены, а брат его – ему друг. 5 Бог повелел, чтобы он мягко пробудился в радости и доброте, и дал ему средство для пробуждения без страха.

14. Прими же сон, дарованный Им вместо твоего. 2 Сон поменять не трудно, как только станет ясно, кто есть сновидец. 3 Найди успокоение в Святом Духе и добрым Его снам позволь прийти на смену тем, что грезились тебе, сопровождаемые ужасом и страхом смерти. 4 Приносит Он прощающие сны; в них выбор вовсе не между тем, кто станет жертвой, а кто убийцей. 5 В снах, принесенных Им, нет ни убийств, ни смерти. 6 Сон вины исчезает из поля зрения, хоть и закрыты твои глаза. 7 Пришла улыбка, чтобы озарить во сне твое лицо. 8 Теперь твой сон покоен, ведь эти сны – счастливые.

15. Пусть тебе снится твой безгрешный брат, соединившийся с тобой в святой невинности. 2 И Царь Небесный Сам разбудит и вызволит из сна Своего возлюбленного Сына. 3 Пусть будут сны твои о братской доброте, а не о его ошибках. 4 Выбери сон о его глубокомыслии вместо того, в котором ты считаешь нанесенные им увечья. 5 Прости ему его иллюзии и поблагодари за всю оказанную помощь. 6 И не отмахивайся от его многочисленных даров лишь потому, что он не совершенен в твоих снах. 7 Он представляет своего Отца, Которого ты видишь как предлагающего тебе и жизнь, и смерть.

16. Брат мой, Он дарит только жизнь. 2 А то, что ты увидишь как дар, предлагаемый тебе твоим братом, являет собою дар, который в твоем сне дарит тебе Отец. 3 Пусть все дары твоего брата будут увидены в свете милосердия и доброты, предложенных тебе. 4 Пусть никакая боль не потревожит сон твоей глубокой благодарности твоему брату за его дар тебе.

VIII. «Герой» сна

1. Тело – центральная фигура в сновидениях мира. 2 Ни одного сна нет без него, и нет его вне сна, в котором оно действует как личность зримая и достоверная. 3 Тело занимает центральное место в каждом сне, рассказывающем о том, как оно было создано другими телами и рождено во внешний мир; о том, как скоротечна его жизнь, как быстро оно умирает, чтобы соединиться с прахом тел других, таких же смертных, как оно само. 4 В коротком промежутке времени, отпущенном ему для жизни, оно стремится к другим телам, в них находя друзей или врагов. 5 Его непреходящая забота – собственная безопасность. 6 Удобства – его жизненная догма. 7 Оно стремится к наслаждениям, избегая всего, что может причинить ему страдания. 8 Но более всего оно старается учить себя тому, что боль и наслаждение – не одно и то же, что их возможно друг от друга отличить.

2. Снам мира присуще разнообразие форм, поскольку тело разными путями стремится доказать свою автономию и реальность. 2 Оно рядит себя в одежды, купленные за маленькие металлические кружочки или же за бумажные полоски, которые в мире почитаются как реальные и ценные. 3 И чтобы их добыть, оно работает, производя бессмысленные вещи, а затем тратит их на бессмысленные вещи, вовсе не нужные и даже не желанные ему. 4 Для собственной охраны оно нанимает другие тела и собирает еще больше бессмысленных вещей, чтоб их назвать своими. 5 Оно стремится к поиску особых тел, которые смогли бы разделить с ним сон. 6 Порой оно воображает себя победителем других, более слабых тел. 7 В иных же фазах сна оно само – невольник тел, истязающих и преследующих его.

3. Череда событий, происходящих с телом со дня рождения и до смертного одра, – тема любого сна, когда-либо приснившегося миру. 2 Ни цель этого сна и ни его «герой» не изменяются. 3 Хотя сон сам по себе и облекается во множество форм, тем самым создавая видимость великого разнообразия мест и событий, в которых обнаруживает себя его «герой», цель сна всегда одна, и учит он ей разными путями. 4 Снова и снова старается он обучить одному уроку: тело – причина, а не следствие. 5 И ты есть его следствие, а потому не можешь быть его причиной.

4. Но ведь тогда ты не сновидец, тогда ты – сон. 2 Так ты блуждаешь тщетно от места к месту и от события к событию, им замысленным. 3 То, что этим и ограничены действия тела, – истина, поскольку оно – всего лишь образ в сновидении. 4 Но кто же реагирует на образы во сне, если, конечно, он не принимает их за реальные? 5 В тот миг, когда он их увидит тем, что они есть, окончится и их воздействие на него, ведь он поймет, что наделил их следствиями, сам послужив тому причиной, и сам же им придал реальность.

5. Как велико твое желание избежать последствий всех снов, которые когда-либо видел мир? 2 Желаешь ли ты, чтобы твой сон не представал причиной твоих действий? 3 Тогда давай просто посмотрим на начало сна, ибо та часть, которую ты видишь, есть лишь его вторая часть, причина которой – в первой. 4 Никто из тех, кто спит и видит в этом мире сны, не помнит собственной атаки на себя. 5 Никто не верит в то, что было время, когда он ничего не знал о теле, не мог подумать, что может быть реальным этот мир. 6 Он бы немедленно увидел во всех этих идеях одну иллюзию, слишком нелепую, чтобы воспринимать ее без смеха. 7 Какими же серьезными эти идеи кажутся сейчас! 8 Никто уже не помнит, когда их можно было встретить только с неверием и смехом. 9 Мы можем об этом вспомнить, если посмотрим непосредственно на их причину. 10 И мы увидим основание для смеха, а не причину для боязни.

6. Давай вернем сновидцу отданный им сон, ведь он воспринимает сон отдельно от себя и будто бы навязанный ему. 2 В вечность, где всё едино, вползла ничтожная, безумная идея, посмеяться над которой запамятовал Божий Сын. 3 Из-за такой забывчивости мысль превратилась в серьезную идею, возможную в осуществлении и реальную в последствиях. 4 Вместе мы можем смехом прогнать то и другое, поняв, что время не способно вторгнуться в вечность. 5 Было бы шуткой думать, будто время способно взять верх над вечностью, а это означает: времени нет.

7. Безвременье, в котором время сделано реальным; часть Бога, способная напасть на самое себя, брат твой – твой враг, с тобою разделенный, разум в границах тела – всё это формы круговой замкнутости, логического круга, окончание которого начинается в его начале, заканчивается – в его причине. 2 Мир, видимый тобой, в точности описывает всё то, что, как ты полагаешь, ты сделал. 3 Только теперь тобою сделанное ты видишь сделанным тебе. 4 Вина за собственные мысли помещена вовне, возложена на виноватый мир, который видит твои сны и мыслит твои мысли за тебя. 5 Свое отмщение он несет, а не твое. 6 Мир держит тебя в узких рамках тела, наказывая его за все прегрешения, совершаемые им внутри мирского сна. 7 Ты слишком немощен, чтобы пресечь злокозненную поступь тела, ведь ты его не создавал, поэтому не в состоянии контролировать его деяний, его судьбу и цель.

8. Мир просто иллюстрирует древнюю истину: ты будешь верить, что другие поступают с тобою так, как ты, по-твоему, поступал с ними. 2 Но, обманув себя, свалив вину на них, ты не увидишь причины их поступков, поскольку ты желаешь видеть их виновными. 3 Как инфантилен, как нелеп путь сохранения твоей невинности попыткой вытеснить свою вину вовне, но никогда не расставаться с нею! 4 Шутка воспринимается довольно трудно, когда, глядя вокруг себя, ты убеждаешься воочию в тяжелых ее последствиях, однако, без пустяковой их причины. 5 А без причины следствия ее и вправду выглядят весьма серьезными и грустными. 6 Но ведь они лишь следуют причине. 7 Это причина их ничему не следует; она по сути своей просто шутка.

9. Со смехом благодушным воспринимает Дух Святой причину и не глядит на следствия. 2 А как еще Ему исправить твою ошибку, если ты полностью пренебрег причиной? 3 Он предлагает тебе нести к нему каждое ужасающее следствие, чтобы вы посмотрели на его глупую причину и посмеялись вместе с Ним. 4 Ты судишь следствия, но Он судит их причину. 5 Его суждением следствия устранены. 6 Возможно, ты пришел в слезах. 7 Но слушай Его голос, который говорит: «Брат мой, святой Сын Божий, вглядись в свой сон пустой, в коем могло подобное случиться». 8 И ты покинешь миг святой, смеясь, сопровождаемый веселым смехом брата, сливающимся с Его смехом.

10. Секрет спасения таков: ты делаешь всё это самому себе. 2 Какую бы атака ни принимала форму, это правда. 3 Кто бы ни принял на себя роль нападающего или врага, всё это правда. 4 В чем бы ни видел ты причину своих мук и боли, всё это правда. 5 Ведь ты не реагировал бы на образы во сне, если бы знал, что это сон. 6 Пусть остаются они неистовыми, исполненными ненависти, они не возымеют действия, если ты признаешь, что это – твой сон.

11. Постигнутый, этот простой урок освободит тебя от всех страданий, какую бы они ни принимали форму. 2 Святой Дух будет повторять сей всеобъемлющий урок освобождения, пока он окончательно не выучен, безотносительно к форме страдания, причиняющего боль. 3 Какое бы страдание ты ни принес к Нему, Он будет отвечать этой простой истиной. 4 Ибо этот один ответ устранит причину любой формы боли и печали. 5 Форма не повлияет на Его ответ, ибо Он будет учить тебя единственной причине всех страданий безотносительно к их форме. 6 И ты поймешь, что чудо отражает простую мысль: «Я создал это, и это мне предстоит искоренить».

12. Итак, все формы своих страданий неси к Тому, Кто знает, что любаая из них подобна остальным. 2 Он не усматривает различий там, где их нет и Он покажет тебе причину каждой. 3 Причина каждого страдания та же, что и всех других, и все они легко искоренимы одним, но истинно выученным уроком. 4 Спасение – это тайна, хранимая тобою только от себя. 5 Вселенная провозглашает истинность этого. 6 Но ты не уделяешь внимания ее свидетелям. 7 Ведь они подтверждают то, чего ты не желаешь знать. 8 Кажется, что они утаивают это от тебя. 9 Тебе же необходимо постичь, что их не слышать и не видеть ты выбираешь сам.

13. С подобным осознанием ты станешь воспринимать мир иначе. 2 Простив ему свою вину, ты будешь от нее свободен. 3 Его невинность не требует твоей вины, твоя же невиновность не обоснована его грехами. 4 Одно неоспоримо: ты свою тайну сохранял от самого себя, а не от кого-либо другого. 5 Лишь это и держало тебя раздельно с миром, а брата твоего – отдельно от тебя. 6 Сейчас необходимо выучить, что либо оба вы невинны, либо виновны оба. 7 Разными вам не быть, ибо невинность и вина не могут быть одновременно истинны. 8 Этот единственный секрет и остается тебе постичь. 9 И не останется секретом: ты исцелен!

Table of contents

previous page start next page