1. Восприятие порождено проекцией. 2 Мир, видимый тобой, есть то, что ты пожаловал ему, не более того. 3 Хотя он и не более того, но и не менее. 4 Поэтому он важен для тебя. 5 Мир есть свидетель твоего умонастроения, внешняя картина внутреннего состояния. 6 Как мыслит человек, так он и воспринимает. 7 Поэтому не стремись изменить мир, но реши изменить свое мировоззрение. 8 Восприятие есть результат, а не причина. 9 Вот почему степени трудности в чудесах бессмысленны. 10 Всё в поле зрения видения исцелено и свято. 11 Ни в чем, воспринятом без видения, нет смысла. 12 А там, где смысла нет, царит хаос.
2. Осуждение – это твое суждение о себе самом, его ты станешь проецировать на мир. 2 Увидев мир порочным, ты видишь вред, который сам же причинил Божьему Сыну. 3 Увидишь бедствие и катастрофу – ты попытался Сына Божьего распять. 4 Увидишь святость и надежду – ты с Божьей Волею соединился, чтобы его освободить. 5 А кроме этих двух решений, другого выбора не существует. 6 Свидетеля своего выбора ты увидишь и по нему узнаешь, какое из решений ты предпочел. 7 Мир, видимый тобой, просто показывает ту меру радости, которую ты разрешил себе в себе увидеть и принять как свою собственную. 8 А если в этом и состоит смысл мира, тогда вся сила дарить мир радостью должна быть в тебе самом.
1. Не забывай, что мир, «видимый» незрячими, должен быть миром мнимым, поскольку им неведомо то, как он выглядит на самом деле. 2 Они должны догадываться, что можно в нем увидеть, полагаясь на вечно косвенное доказательство, и перестраивать свои догадки, споткнувшись обо что-то и упав, не распознав препятствия, или же невредимыми пройдя через распахнутые двери, казавшиеся им закрытыми. 3 Так и с тобой. 4 Ты не видишь. 5 Посылки твоих предположений неверны, поэтому ты спотыкаешься о камни, которых не распознал, и падаешь, не понимая, что мог войти в распахнутые перед незрячими глазами двери, закрытые в твоем воображении, только и ждущие, чтобы радушно тебя принять.
2. Как глупо пытаться судить о том, что можно было попросту увидеть! 2 И нет необходимости воображать, каким должен быть мир. 3 Его нужно увидеть прежде, чем распознать в нем то, что он есть. 4 Вполне возможно показать, какие двери для тебя открыты, чтобы ты мог видеть, где пребывает твоя безопасность и какой путь ведет во тьму, а какой – к свету. 5 Суждение всегда направит тебя в ложном направлении, но видение укажет, куда идти. 6 Зачем гадать?
3. Нет никакой необходимости учиться через боль. 2 А добрые уроки и постигаются в веселии, и с радостью запоминаются. 3 То, что приносит счастье, желаешь ты постичь и не забыть. 4 Этого ты не отрицаешь. 5 Вопрос лишь в том, может ли средство, с помощью которого ты постигаешь данный курс, принести обещанную им радость? 6 Если ты веришь в возможность этого, то обучение не будет трудным. 7 Ты еще не стал счастливым учеником, поскольку всё еще не уверен, что видение даст тебе больше, чем дает суждение, но ты уже постиг, что вместе их иметь нельзя.
4. Слепые привыкают к собственному миру, приспосабливаясь к нему. 2 Им кажется, что они знают свою дорогу в нем. 3 Они ей обучились не через радостные уроки, а через суровую необходимость ограничений, которых, как они считали, им не одолеть. 4 Всё еще веря в это, они уроками своими дорожат и держатся за них, ибо не могут видеть. 5 Они не понимают, что эти уроки не позволяют им прозреть. 6 В это они не верят. 7 И так они сохраняют мир, который научились «видеть» в своем воображении, уверенные, что им доступен только этот выбор и никакой другой. 8 Им ненавистен мир, постигнутый через боль. 9 И всё, что, по их мнению, в нем есть, служит напоминанием о том, насколько они неполноценны, как горько обездолены.
5. Вот так они определяют свою жизнь и место, где живут, и приспосабливаются ко всему, считая это своим уделом, боясь утратить то малое, что у них есть. 2 И это свойственно всем тем, кто видит в теле свое и своих братьев единственное достояние. 3 Тщетно стараются они дотянуться друг до друга; снова пытаются и снова безуспешно. 4 И они приспосабливаются к одиночеству, веря, что, сохраняя тело, спасают то малое, что у них есть. 5 Прислушайся и поразмысли, помнишь ли ты о том, о чем сейчас мы будем говорить.
6. Прислушайся, быть может, ты поймаешь отзвук древнего, но не совсем покинувшего память состояния, неясного, возможно, но вместе с тем чем-то знакомого, как песнь, название которой давно забыто, и обстоятельства, при которых ты ее слышал, полностью стерлись из памяти. 2 Не вся она с тобой осталась, лишь слабый отзвук мелодии, не связанный с определенным местом, лицом или же с чем-либо конкретным. 3 Но и по этому призрачному отрывку ты вспоминаешь, как восхитительна была вся песнь, как всё было прекрасно там, где ты ее услышал, как ты любил тех, кто там был и слушал ее с тобою вместе.
7. Звуки – ничто. 2 Но ты их сохранил не ради них самих, а лишь как мягкое напоминание о том, что тронуло бы тебя до слез, припомни ты, как оно было дорого тебе. 3 Ты мог бы вспомнить, но боишься, веря, что потеряешь мир, постигнутый с тех пор. 4 И всё же ты знаешь, что ничего в постигнутом тобою мире даже и вполовину так не дорого тебе, как это. 5 Прислушайся и посмотри, припомнишь ли ты песнь старинную, знакомую тебе давным-давно, ту, что была тебе дороже любой другой мелодии, которую ты научил себя лелеять с той поры.
8. За гранью тела, солнца, звезд и за пределом видимого есть арка света золотистого – каким-то образом знакомая тебе, – которая при взгляде на нее растет, преображается в сияющий огромный круг. 2 Круг этот на твоих глазах заполнен светом. 3 И исчезают его края, больше не сдерживая того, что было в нем. 4 Свет ширится, и покрывает всё, и продолжается до бесконечности, навеки лучезарный и непрерывный, не ограниченный ничем. 5 Внутри него всё связано в безупречной непрерывности. 6 И невозможно вообразить чего-либо снаружи, ибо не остается ничего, не залитого светом.
9. Таково видение Сына Божьего, которого ты знаешь хорошо. 2 Это картина его, знающего своего Отца. 3 Здесь память о том, что есть ты: часть этого и с ним со всем внутри, соединенная со всем столь же уверенно, как всё соединено в тебе. 4 Прими же видение, способное показать тебе именно это, а не тело. 5 Ты знаешь песнь старинную, и знаешь хорошо. 6 Ничто и никогда не будет столь же дорого тебе, как этот древний гимн любви, который Божий Сын по-прежнему поет Отцу.
10. И зрячими теперь становятся слепые, поскольку песнь, которую они поют во славу своего Творца, славит и их. 2 А слепоте, ими же созданной, не устоять против памяти об этой песне. 3 Увидев картину Господня Сына, они припомнят, кто такой тот, о ком они поют. 4 А что есть чудо, если не это воспоминание? 5 Разве есть кто-либо, в ком не жила бы эта память? 6 Свет в одном пробуждает ее во всех. 7 И когда ты видишь свет в своем брате, ты помнишь это за всех.
1. Неоднократно мы говорили о том, как мало требуется от тебя для постижения этого курса. 2 Всё та же толика желания необходима, чтобы все твои отношения преобразились в радость; тот малый дар, предложенный тобой Святому Духу, взамен которого Он дарит тебе всё; та малость, на которой зиждется спасение: чуть изменить мышление, благодаря чему распятие преобразится в воскресение. 3 Будучи истинным, этот курс настолько прост, что его невозможно не понять. 4 Можно его отвергнуть, но в нем нельзя найти двусмысленности. 5 И если ты сейчас решишь не следовать ему, то вовсе не потому, что он не ясен, а потому, что эта мизерная плата в твоих глазах – слишком высокая цена за обретение покоя.
2. Только одно тебе необходимо сделать, чтобы всё – и видение, и счастье, и освобождение от боли, и полное избавление от греха – было дано тебе. 2 Скажи решительно, без оговорок и с искренним намерением следующие слова, поскольку в них содержится сила спасения:
3 Я сам в ответе за всё, что вижу.
4 Я выбираю чувства, переживаемые мной, и сам решаю, к какой стремиться цели.
5 И всё, что, кажется, случается со мною, я прошу и получаю так, как попросил.
6 Более не обманывай себя, будто бы ты беспомощен перед лицом того, что сделано тебе. 7 Признай, что просто ошибался, – и все последствия твоих ошибок пропадут.
3. Немыслимо, чтобы Господень Сын был движим лишь событиями вне его самого. 2 Немыслимо, чтобы всё, с ним происходящее, не было его выбором. 3 Силой его решения определяется любая ситуация, в которой, как он полагает, он оказался неожиданно или случайно. 4 Случайности и неожиданности исключены внутри вселенной, какою сотворил ее Господь и вне которой нет ничего. 5 Страдая, ты решил, что грех был твоей целью. 6 Если ты счастлив, то, значит, силу своего решения отдаешь Тому, Кто должен выбрать Бога за тебя. 7 Сей малый дар ты предлагаешь Святому Духу, но даже и его Он отдает тебе, чтобы ты подарил его себе. 8 Ведь этим даром тебе дается сила освободить твоего спасителя, чтобы он дал спасение тебе.
4. Так не отказывай же в этом скромном даре. 2 Отказывая в нем, ты сохраняешь мир таким, каким видишь его сейчас. 3 Отдай его – и всё, тобою видимое, уйдет с ним заодно. 4 Никогда еще так много не предлагалось за столь малый дар. 5 В святом мгновении этот обмен осуществлен и сохранен. 6 Здесь мир, которого ты не желаешь, принесен к миру желанному тебе. 7 И здесь тебе дается тот, который тебе желанней, именно потому, что ты желал его. 8 Для этого, однако, необходимо признать мощь твоего желания. 9 Ты должен принять его силу, а не слабость. 10 Ты должен воспринять, что обладающее силой, достаточной для создания мира, может и отпустить его, и принять исправление, если оно согласно увидеть свою неправоту.
5. Мир, видимый тобой, – праздный свидетель того, что ты был прав. 2 Свидетель тот безумен. 3 Ты научил его сему свидетельству; когда же он вернул его тебе, ты его слушал и убедил себя, что всё, им видимое, было истинным. 4 Ты сделал это самому себе. 5 Увидишь только это – и будешь так же видеть ту круговую замкнутость логических посылок, на коих зиждется твое «видение». 6 Но оно не было тебе дано. 7 Таков был твой дар себе и брату. 8 Так пожелай изъятия у него этого дара и замещения его истиной. 9 Как только ты увидишь перемену в нем, тебе будет дано увидеть ее в себе.
6. Возможно, ты не видишь для себя необходимости отдать сей малый дар. 2 Тогда взгляни поближе на то, что он есть. 3 И ты легко увидишь в нем полную замену разделения спасением. 4 Всё, что есть эго, – это идея, что с Сыном Божьим может что-либо произойти помимо его воли и, следовательно, помимо Воли его Творца, Чью Волю не отделить от его собственной. 5 Это подмена Божьим Сыном своей же воли и безрассудный бунт против того, что должно быть вечно. 6 Это утверждение, что у него есть сила сделать бессильным Бога, присвоить Его силу, лишив себя того, что было для него в Господней Воле. 7 Эту безумную идею ты водрузил на алтари свои, и ты ее боготворишь. 8 Всё, угрожающее этому, кажется, нападает на твою веру, поскольку вся она вложена сюда. 9 Так не считай себя неверующим, поскольку и доверие твое, и вера в это очень сильны.
7. Святой Дух может достаточно легко дать тебе и веру в святость, и видение, чтобы ее увидеть. 2 Однако ты не оставил открытым и свободным алтарь, которому принадлежат дары. 3 Других кумиров, созданных как что-то еще, ты водрузил на их законное место. 4 И этой чуждой «воле», которая, как кажется, говорит о том, что должно произойти, ты придаешь реальность. 5 А всё, что показало бы тебе противоположность этому, должно казаться нереальным. 6 Вот всё, что требуется от тебя: освободить место для истины. 7 Тебя не просят делать или создавать что-либо, лежащее за гранью твоего понимания. 8 Тебя лишь просят позволить истине войти и перестать мешать тому, что совершится само собой, и вновь признать присутствие того, что, как тебе казалось, ты утратил.
8. Так согласись хотя б на миг оставить алтари свои свободными от всего, что возложил на них, – и ты не сможешь не увидеть того, что есть на них в действительности. 2 Мгновение святое – не миг творения, но миг признания. 3 Ибо признание приходит с видением и приостановленным суждением. 4 Только тогда возможно посмотреть в себя, увидеть всё, чему там должно быть, всё на виду и независимо от суждения и помех. 5 Отмена созданного – не твоя задача, но от тебя зависит, приветствовать ее радушно или нет. 6 Желание и вера всегда сопутствуют друг другу, ведь каждый верит в то, чего он хочет.
9. Мы уже говорили, что эго осуществляет свои желания весьма простым путем – приняв желаемое за действительное. 2 Нет лучшей иллюстрации того, как сила желания, а потому и веры, заставляет его цели казаться и реальными, и осуществимыми. 3 Вера в нереальное ведет к такому приспособлению реальности, которое соответствовало бы цели безумия. 4 Цель греха порождает восприятие пугающего мира, оправдывающего его цель. 5 Всё, чего ты желаешь, ты будешь видеть. 6 И если реальность этого фальшива, то ты ее поддержишь тем, что не увидишь всех приспособлений, тобой придуманных, чтобы сделать ее истинной.
10. Когда видению отказано, путаницы между причиной и следствием не избежать. 2 Целью теперь становится укрыть в тени причину следствия, да так, чтобы следствие обрело видимость причины. 3 Такая кажущаяся независимость следствия дает ему возможность предстать самостоятельным, способным служить причиной событий и чувств, которые, по мнению его создателя, им вызваны. 4 Ранее мы говорили о твоем желании сотворить собственного творца и быть ему не сыном, а отцом. 5 Здесь то же самое желание. 6 Сын – Следствие, отрицающее свою Причину. 7 И так он кажется причиной, вызывающей реальные последствия. 8 Ничто не может иметь следствий без причины, а путать одно с другим значит не понимать ни то, ни другое.
11. Признать, что ты сам создал видимый тобою мир, так же необходимо, как осознать, что ты не сотворил себя. 2 Это одна и та же ошибка. 3 Не сотворенное твоим Творцом не может на тебя влиять. 4 А если ты считаешь, что твое собственное создание может указывать тебе, что видеть и как чувствовать, и веришь в подобные его способности, ты отрицаешь своего Творца, считая, что создал себя сам. 5 Ведь если ты считаешь, что у тобою созданного мира есть сила заставить тебя повиноваться его воле, ты перепутал Сына и Отца, следствие и его Причину.
12. Творения Сына подобны творениям его Отца. 2 Но в сотворении их Сын не обманывается по поводу своей зависимости от Источника. 3 Его союз с Ним и есть источник его творения. 4 Отдельно от Него у него нет творческой силы, а то, что он создает, бессмысленно. 5 Оно не изменяет ничего в творении, зависит целиком от безрассудства своего создателя и не способно служить оправданием безумию. 6 Твой брат считает, что создал мир вместе с тобой. 7 Так отрицает он творение. 8 С тобою вместе он считает, что мир, им созданный, создал его. 9 И так он отрицает, что создал его сам.
13. А правда в том, что ты и брат сотворены любящим Отцом, Который сотворил вас вместе как одного. 2 Увидишь «доказательства» обратного – и ты отрицаешь свою реальность. 3 Признаешь, что всё, стоящее между тобой и братом, всё, что вас разделяет и держит врозь друг с другом и с Отцом, ты втайне создал сам, – и миг освобождения пришел. 4 Все следствия тобою созданного исчезли, как только выявлена его причина. 5 Лишь его кажущаяся независимость от своего источника держит тебя в тюрьме. 6 А это та же ошибка, что и считать себя независимым от твоего Источника, которым ты был сотворен и которого никогда не покидал.
1. Все особые отношения имеют своей целью грех. 2 Все они – сделки с реальностью, к которой приспособлен воображаемый союз. 3 Не забывай, что заключение сделки – это установление границ и что любого брата, с которым у тебя ограниченные отношения, ты ненавидишь. 4 Ты можешь попытаться сохранить сделку во имя «справедливости», иногда требуя уплаты от себя, возможно, даже чаще – от другого. 5 Так, в «справедливости», пытаешься ты облегчить вину, которая приходит от принятой цели взаимоотношений. 6 Вот почему Святому Духу необходимо изменить их цель, чтобы сделать их для Него полезными, а для тебя безвредными.
2. Если ты принимаешь такое изменение, ты принял и идею освобождения места для истины. 2 Источник греха исчез. 3 Ты можешь вообразить, что всё еще переживаешь его следствия, но он уже не служит тебе целью, ты его больше не желаешь. 4 Никто не разрешит заместить цель, пока она желанна, ибо ничто так не лелеют и не защищают, как цель, принятую разумом. 5 Он будет следовать за ней сурово или с радостью, но всегда с доверием и настойчивостью, какие неизбежно приносит вера. 6 Сила веры никогда не узнаётся, если она вложена в грех. 7 Но, вложенная в любовь, она узнаётся всегда.
3. Почему же для тебя звучит так странно, что вера способна «горы переставлять»? 2 По сути, для подобной силы это не такой уж великий подвиг. 3 Ведь вера может держать в цепях Божьего Сына, пока он верит, что он в цепях. 4 А когда он от них освобожден, то только благодаря тому, что разуверился в их силе, покончил с верой в их способность удерживать его и всю ее вложил в собственную свободу. 5 Нельзя наделить равной верой два противоположных направления. 6 Веру, отданную греху, ты отбирaешь у святости. 7 А всё, предложенное тобою святости, изъято у греха.
4. Вера, доверие и видение суть средства, с помощью которых достигнута цель святости. 2 Через них Святой Дух ведет тебя в реальный мир, прочь от иллюзий, в которые ты вкладывал всю веру. 3 Это Его направление, единственное, которое Он видит всегда. 4 И когда ты блуждаешь, Он напоминает тебе, что есть только оно одно. 5 Его доверие, вера и Его видение – всё для тебя. 6 Когда ты примешь их полностью вместо своих, у тебя более не будет в них необходимости. 7 Ибо и вера, и доверие, и видение имеют смысл только до той поры, пока не достигнуто состояние определенности. 8 В Царстве Небесном они неведомы. 9 Но Царство достигается через них.
5. Отсутствие веры невозможно в Божьем Сыне, однако он может выбирать, где его вере быть. 2 Неверие не есть отсутствие веры, а есть вера в ничто. 3 Вера, отданная иллюзиям, вовсе не лишена силы, ведь благодаря ей Сын Божий верит, что он бессилен. 4 И так, не веруя в себя, он силен верой в иллюзии о себе. 5 Ведь веру, восприятие и убеждение ты создал, чтобы утратить определенность и найти грех. 6 Это безумное направление было твоим выбором, и, веря в то, что выбрал, ты создал то, что пожелал.
6. Святой Дух может использовать все средства, с помощью которых ты стремился найти грех. 2 Но в Его пользовании они уводят от греха, поскольку цель Его лежит в противоположном направлении. 3 Он видит средства, которыми ты пользуешься, но не ту цель, с которой ты их создал. 4 Он их не отнимает у тебя, поскольку ценит их как средства исполнения тобою Его воли. 5 Ты создал восприятие, чтобы иметь возможность выбирать меж братьями и вместе с ними искать грех. 6 Святой Дух видит восприятие как средство обучения тебя тому, что видение святых отношений есть всё, что ты желаешь видеть. 7 Тогда ты отдашь свою веру святости, желая ее и в силу своего желания веруя в нее.
7. Доверие и веру начинают связывать с видением, когда все средства, ранее служившие греху, перенаправлены к святости. 2 Ведь то, что ты считаешь грехом, есть ограничение, и ты возненавидишь того, кого старался ограничить телом, поскольку его боишься. 3 Своим отказом простить его ты приговариваешь его к телу, поскольку средство греха дорого твоему сердцу. 4 Так телу принадлежат теперь твои доверие и вера. 5 Но святость освободит твоего брата, изымет ненависть через изъятие страха не как симптома, а как ее источник.
8. Те, кто желает освободить своих братьев от тела, не знают страха. 2 Они отвергли средство служения греху своим решением позволить убрать все ограничения. 3 Как только они пожелают видеть своих братьев в святости, сила их веры и доверия будет способна видеть далеко за гранью тела, поддерживая видение, а не препятствуя ему. 4 Но прежде они выбирают признание той меры, в какой их вера лимитировала понимание мира, желая поместить ее силу во что-то другое, если другая точка зрения будет им дана. 5 Чудеса, следующие за этим решением, также рождены верой. 6 Ведь всем, решившим отвернуться от греха, дается видение, и все они ведомы к святости.
9. Все верящие в грех, должны считать, что Святой Дух испрашивает жертвы, ибо, как они думают, таким путем и достигается их цель. 2 Брат мой, Святой Дух знает, что жертва ничего не даст. 3 Ведь Он не заключает сделок. 4 И если ты стремишься ограничить Его, то будешь Его ненавидеть, испытывая страх. 5 Дар, Им подаренный тебе, больше всего, что существует по эту сторону Небес. 6 Момент его признания близок. 7 Соедини свою осознанность с тем, что уже соединено. 8 Доверие, оказанное брату, способно это осуществить. 9 Ведь Тот, Кто любит мир, видит его за тебя без крапинки греха на нем и столь невинным, что это делает картину мира столь же прекрасной, как Небеса.
10. Твоя вера в жертву придала ей огромный вес в твоих глазах, хотя ты и не понимаешь, что именно из-за нее не можешь видеть. 2 Ведь жертва требуется одним телом от другого. 3 Разум не может ни просить о ней, ни принять ее. 4 Не более на это способно тело. 5 Намерение – в разуме, старающемся через тело использовать средство греха, в которое он верит. 6 Так единение разума и тела становится неизбежной верой тех, кто ценит грех. 7 Поэтому и жертва неизменно есть средство ограничения, а следовательно, и ненависти.
11. Ты думаешь, подобное заботит Святого Духа? 2 Он не дает того, от чего увести тебя и есть Его цель. 3 Ты полагаешь, что Он лишит тебя чего-то для твоей же пользы. 4 Но «польза» и «лишения» – антиподы, и их никоим образом нельзя осмысленно соединить. 5 Это подобно утверждению, что солнце и луна – одно, поскольку появляются в ночи и днем и, следовательно, должны быть в единстве. 6 Однако появление одного всегда есть знак исчезновения другого. 7 То, что приносит свет, не может быть единым с тем, что видно исключительно во тьме. 8 Они не требуют друг от друга жертвы. 9 Но каждый из них действительно зависит от отсутствия другого.
12. Тело создано с целью быть жертвой греху, и таковым оно всё еще видимо во тьме. 2 Но в свете видения на него смотрят по-другому. 3 Ты можешь поверить в него как в средство служения цели Святого Духа и наделить его силой стать средством помощи слепым в их прозрении. 4 С подобным видением они не будут замечать его, как делаешь ты. 5 Доверие и вера, даримые тобою телу, принадлежат тому, что далеко за его пределами. 6 Доверие, и веру, и восприятие разума ты отдал телу. 7 Пусть же теперь они будут возвращены тому, что породило их и может всё еще воспользоваться ими, чтобы спасти себя от созданного им.
1. Святой Дух никогда не станет учить тебя тому, что ты грешен. 2 Ошибки Он исправит, но это не пугает никого. 3 Ты же действительно боишься посмотреть внутрь, поскольку ожидаешь увидеть в себе грех. 4 Признаться в этом тебе совсем не страшно. 5 Ассоциацию страха с грехом эго считает вполне уместной и на нее взирает благосклонно. 6 Оно не побоится позволить тебе переживать чувство стыда. 7 Оно не сомневается ни в твоей вере, ни в доверии к греху. 8 Храмы его этим не поколеблены. 9 Твоя вера, что грех в тебе, свидетельствует о твоем желании там ему быть, там его видеть. 10 Но это только кажется причиной страха.
2. Помни, что эго не пребывает в одиночестве. 2 Власть его ограничена, и своего неведомого «врага», Которого оно не может даже видеть, оно боится. 3 Громко увещевает оно тебя не глядеть внутрь, иначе взгляд твой упадет на грех, и Бог тебя накажет слепотою. 4 Ты веришь этому и внутрь не смотришь. 5 Однако втайне не этого боится эго, не этого боишься ты, служа ему. 6 Громко оповещает оно об опасности увидеть внутри грех, но что-то слишком громко и слишком часто. 7 Поскольку, невзирая на постоянный крик и исступленные воззвания, эго не так уж в том уверено. 8 Под страхом заглянуть в себя и там увидеть грех лежит боязнь иная, та, что заставляет эго трепетать.
3. Что, если, посмотрев в себя, ты там греха не обнаружишь? 2 Такого «страшного» вопроса эго никогда не задает. 3 А ты, задав его сейчас, становишься такой серьезною угрозой для всей защитной системы эго, что больше ему нет нужды притворяться твоим другом. 4 Те, кто соединился с братьями, отмежевались от своей веры в тождество с эго. 5 Святые отношениея – это такие отношения, в которых ты соединяешься с тем, что в истине есть часть тебя. 6 И твоя вера в грех уже поколеблена, и ты уже не так противишься тому, чтобы, посмотрев в себя, греха не обнаружить.
4. Твое освобождение еще частично, еще ограничено и не завершено, однако оно уже зародилось внутри тебя. 2 Не полностью безумный, ты согласился увидеть большую часть своего безумия и признать его безрассудство. 3 Доверие твое движется внутрь, мимо безумия и далее к здравомыслию. 4 То, что теперь тебе подсказывает здравый смысл, эго не хочет слышать. 5 Цель Святого Духа была принята той частью разума, которую он не знает. 6 Не знал о ней и ты. 7 И тем не менее эта часть, с которой ты теперь себя отождествляешь, не боится смотреть на самое себя. 8 Греха она не знает. 9 Иначе разве пожелала бы она увидеть цель Святого Духа как свою собственную?
5. Эта часть разума видела брата твоего и безошибочно узнавала его с момента начала времени. 2 Она желала только одного – соединиться с ним и снова стать свободной, какой была когда-то. 3 Она ждала рождения свободы, прихода к тебе приятия освобождения. 4 Теперь ты понимаешь, что вовсе не эго соединилось с целью Святого Духа, что там должно было быть что-то еще. 5 Не посчитай это безумием. 6 Тебе об этом говорит твой здравый смысл, и это прямо вытекает из всего, что ты уже постиг.
6. В том, чему учит Дух Святой, нет непоследовательности. 2 Это аргументация здравомыслящих. 3 Ты воспринял безумие эго, но это не испугало тебя, поскольку ты решил не разделять его. 4 Иногда оно еще обманывает тебя. 5 Но в твои более разумные минуты его тирады уже не устрашают твое сердце. 6 Ты понял, что тех даров, которых оно лишило бы тебя, придя в неистовство от твоего «бесцеремонного» желания смотреть в себя, ты не желаешь. 7 Несколько остающихся безделок всё еще, кажется, блестят, ловя твой взгляд. 8 Но ты не «продал» бы за них Царства Небесного.
7. Эго теперь и впрямь напугано. 2 Но то, что оно слышит с ужасом, другая часть воспринимает как сладкую музыку, как песнь, которую она желала слышать с момента появления эго в твоем разуме. 3 В слабости эго ее сила. 4 Песнь свободы – хвалебный гимн другому миру – приносит ей надежду на покой. 5 Ведь она помнит Царство и нынче видит Его сошедшим наконец на землю, с которой его так долго разлучало господство эго. 6 Царство пришло, найдя свой дом в твоих взаимоотношениях на земле. 7 Земля уже не в состоянии удерживать того, что отдано Царству Небесному как его собственное.
8. Взгляни по-доброму на брата и помни, что слабость эго раскрывается и в твоем видении, и в его. 2 Всё, что оно удерживало врозь, встретилось и соединилось, и смотрит теперь на эго без боязни. 3 Малое дитя, безгрешное в своей невинности, следуй же в радости путем определенности. 4 Пусть не задержат тебя безумные, настойчивые заверения страха, будто уверенность заключена в сомнении. 5 В этом нет смысла. 6 И что тебе за дело, сколь громогласно вопит об этом эго? 7 Повторами и гамом бессмысленному смысла не придать. 8 А тихий путь открыт. 9 Следуй им в радости, не сомневаясь в том, что должно быть истинным.
1. Восприятие избирательно, им создается мир, который видишь ты. 2 Оно буквально выбирает его по наущению разума. 3 Законы величины, и формы, и яркости, возможно, могли быть действенными, если бы все другие элементы были равны. 4 Но они не равны. 5 Ведь то, что ищешь, ты найдешь скорее, нежели то, что предпочел не замечать. 6 Тихий, спокойный Голос, Вещатель Божий, не потонул в бессвязных бреднях и пронзительных воплях эго для тех, кто пожелал Его услышать. 7 Восприятие есть выбор, а не факт. 8 Но от этого выбора зависит много больше, чем до сих пор ты был способен осознать. 9 Ибо от голоса, который ты предпочтешь услышать, и от картин, которые предпочитаешь видеть, всецело зависит твоя вера в то, что ты есть. 10 Восприятие свидетельствует лишь об этом, и никогда – о реальности. 11 Но оно может показать тебе условия, в которых осознание реальности возможно, или же те, в которых оно немыслимо.
2. Реальность не нуждается в твоем содействии, чтобы остаться самой собой. 2 Но осознанию ее необходима твоя помощь, поскольку это твой выбор. 3 Слушая эго и глядя только в заданном им направлении, ты, несомненно, увидишь себя жалким, уязвимым и напуганным. 4 Ты ощутишь депрессию и испытаешь чувства бренности, никчемности и нереальности. 5 И посчитаешь себя беспомощной добычей сил, не подвластных твоему контролю и более могущественных, нежели ты. 6 И будешь думать, что мир, тобою созданный, вершит твою судьбу. 7 Ибо такою будет твоя вера. 8 Только не верь, что раз она твоя, то непременно создает реальность.
3. Но есть иное видение и Глас иной, и в Них заключена твоя свобода, только и ждущая твоего выбора. 2 И если свою веру ты подаришь Им, то воспримешь в себе другое я. 3 Для этого другого я чудеса естественны. 4 Так же естественны и просты, как дыхание для тела. 5 Они есть очевидный ответ на просьбы о помощи – единственно возможный его призыв. 6 Эго воспринимает чудеса как неестественные, ибо оно не понимает, как разобщенные умы могут оказывать влияние друг на друга. 7 Они не могут. 8 Они не могут быть разобщены. 9 Другое я это прекрасно знает. 10 Поэтому оно осознает, что чудеса влияют не на чей-то разум, а только на свой собственный. 11 Они всегда изменяют твое мышление. 12 Другого нет.
4. Ты не осознаешь, до какой степени идея разделения воспрепятствовала здравомыслию. 2 Весь здравый смысл пребывает в другом я, которое ты отделил от своего сознания. 3 А из того, чему ты разрешил остаться в сознании, ничто не в состоянии мыслить здраво. 4 Разве способен сегмент разума, лишенный здравомыслия, понять, что представляет собой здравый смысл, или усвоить информацию, им сообщаемую? 5 Разного рода вопросы могут роиться в нем, но если основной из них продиктован здравым смыслом, то он не задаст его. 6 Как всё, диктуемое здравым смыслом, главный вопрос и прост, и очевиден, и остается незаданным. 7 Только не думай, будто здравый смысл не мог бы на него ответить.
5. Божий план твоего спасения не мог быть создан без твоего желания и согласия. 2 Сын Божий должен был его принять, поскольку всё, что Бог желает Сыну, Сын должен получить. 3 Бог проявляет Свою Волю не раздельно с ним, и Божья Воля не ждет во времени своего осуществления. 4 Следовательно, то, что едино с Божьей Волей, будучи вечным, должно присутствовать в тебе сейчас. 5 Должно быть, ты отвел Святому Духу место, где Он мог пребывать и пребывает. 6 Должно быть, Он там присутствовал с того момента, как в Нем возникла необходимость, которая тотчас же была удовлетворена. 7 Вот о чем мог поведать тебе здравый смысл, когда бы ты прислушался к нему. 8 Но это явно не ход мыслей эго. 9 Чуждая эго природа твоего здравомыслия есть доказательство того, что у него ты не найдешь ответа. 10 Но если это подлинный ответ, то он существует. 11 И если он существует для тебя, имея целью твою свободу, ты должен быть свободен, чтобы найти его.
6. Божий план прост, не замкнут в рамках логического круга, не разрушает сам себя. 2 У Господа нет Помыслов иных, чем Самопродолжение, и в это должна включаться и твоя воля. 3 Поэтому должна быть такая часть тебя, которая и знает, и разделяет Его Волю. 4 Нет смысла спрашивать, истинно ли то, чему должно быть. 5 Зато имеет смысл спросить, отчего ты не осведомлен об истинном; на это должен быть ответ, если план Божий твоего спасения совершенен. 6 А он должен быть совершенным, поскольку его Источник не ведает несовершенства.
7. Где еще быть ответу, если не в Источнике? 2 И где ты сам, если не там же, где ответ? 3 Твое Тождество – в такой же мере истинное следствие той же Причины, что и ответ, – должно быть, следовательно, вместе с ней и одинаковым с ней. 4 Конечно, ты знаешь это и даже гораздо больше. 5 Однако любая доля знания угрожает диссоциации в той же мере, как и всё оно целиком. 6 А всё оно придет с любою его частью. 7 Это та часть, которую ты в состоянии принять. 8 Ты можешь увидеть всё, на что указывает здравый смысл, ибо его свидетельства неоспоримы. 9 Только совсем безумные могут их игнорировать, но это состояние ты уже миновал. 10 Здравый смысл сам по себе есть средство, служащее цели Святого Духа. 11 Он не реинтерпретирован и не перенаправлен от цели греха, как все другие средства. 12 Ведь здравый смысл вне средств, доступных эго.
8. Вера, доверие и восприятие, используемые неуместно, могут служить как истине, так и великому лжецу. 2 Но здравомыслию нет места в безрассудстве, его не приспособить к цели безумия. 3 Доверие и вера сильны в безумии и направляют восприятие к тому, что ценит разум. 4 Здравый же смысл сюда вообще не вхож. 5 Ведь восприятие, соотнесенное со здравым смыслом, распалось бы мгновенно. 6 Нет здравомыслия в безумии, ибо безумие полностью зависит от его отсутствия. 7 Эго не руководствуется здравым смыслом, поскольку не подозревает о его существовании. 8 Отчасти безумные имеют к нему доступ, и лишь у них имеется потребность в нем. 9 Знание не зависит от него, а безрассудство держит его вовне.
9. Часть разума, в которой пребывает здравый смысл, посвящена – твоею волей в союзе с Волею Отца – искоренению безумия. 2 Здесь цель Святого Духа была одновременно и принята, и воплощена. 3 Здравый смысл чужд безумию, и те, кто пользуется им, обрели средство, неприменимое к греху. 4 Знание – за гранью любого вида достижений. 5 Но здравый смысл может служить открытию дверей, тобой закрытых перед знанием.
10. Ты уже очень близок к этому. 2 Твои доверие и вера переместились, и ты задал вопрос, который эго никогда не задает. 3 Не говорит ли твой здравый смысл сейчас о том, что тот вопрос явился от чего-то, неведомого тебе, но несомненно тебе принадлежащего? 4 Доверие и вера, поддержанные здравым смыслом, не могут не привести к изменению восприятия. 5 И в этом изменении освобождено место видению. 6 Видение продолжается за самое себя, как и та цель, которой оно служит, как и все средства достижения ее.
1. Здравый смысл не может видеть грех, но может видеть ошибки и направлять к их исправлению. 2 Не их он ценит, а только их исправление. 3 Здравый смысл также подскажет, что, думая, будто ты грешишь, ты просишь о помощи. 4 Но если ты не примешь помощи, которой просишь, то не поверишь, что она твоя, чтобы ее дарить. 5 Поэтому и не отдашь ее, поддерживая этим свою веру. 6 Ведь любая неисправленная ошибка обманывает тебя относительно силы в тебе, которая может ее исправить. 7 Если она способна исправлять, а ты ей разрешаешь не делать этого – ты отказываешь в ней себе и брату. 8 А если и он с тобой разделит это убеждение, вы оба сочтете себя обреченными. 9 От этого ты мог избавить вас обоих. 10 Ведь здравый смысл готовит почву для исправления не в тебе одном.
2. Исправление не может быть ни принято, ни отвергнуто тобой одним, без брата. 2 А грех настаивает на обратном. 3 Благоразумие говорит тебе, что невозможно, увидев грешным брата или себя, воспринимать другого безгреховным. 4 Кто, видя себя виновным, воспримет невиновным мир? 5 И кто, воспринимая грешный мир, способен видеть себя раздельно с ним? 6 Грех утверждает, что ты и твой брат разобщены. 7 Здравый же смысл настаивает на том, что это неправда. 8 Если ты и твой брат едины, способен ли ты иметь личные мысли? 9 И отчего же мысли, которые приходят в то, что кажется только твоим, никак не сказываются на том, что действительно твое? 10 Если в единстве разумы, подобное немыслимо.
3. Никто не может мыслить сам по себе, как Бог не мыслит без Его Сына. 2 Будь Оба Они во плоти, только тогда обратное было бы возможно. 3 Ни один разум не может мыслить сам по себе, разве что тело и есть разум. 4 Ведь только тела могут существовать раздельно, и, следовательно, они нереальны. 5 Дом умалишенных не может быть домом здравомыслия. 6 Но сумасшедший дом оставить легче, если ты видишь здравый смысл. 7 Безумие не оставляют, уйдя в другое место. 8 Ты оставляешь его простым принятием здравого смысла там, где прежде было безрассудство. 9 Безумие и здравый смысл видят одни и те же вещи, но совершенно очевидно, что смотрят они на них по-разному.
4. Безумие – это атака на здравый смысл, которая изгоняет его из разума и занимает его место. 2 Здравый же смысл не нападает, но тихо замещает безрассудство, если безумный сделает выбор к нему прислушаться. 3 Безумные, однако, не знают своей воли, поскольку верят, что видят тело, и позволяют своему безумию убеждать их в его реальности. 4 А здравый смысл был бы на это неспособен. 5 Если защиту тела ты предпочтешь здравому смыслу, то не поймешь ни тела, ни себя.
5. Тело не отделяет тебя от брата, и ты безумен, думая иначе. 2 Но у безумия есть цель, и оно верит, будто имеет средство сделать ее реальной. 3 Видеть тело как барьер между тем, что согласно здравому смыслу должно быть в единстве, и есть безумие. 4 Ты не видел бы его таким, если бы слышал голос здравомыслия. 5 Что может вклиниться меж тем, что непрерывно? 6 А если между ним нет ничего, возможно ли держать пришедшее в одну его часть отдельно от остальных? 7 О том тебе сказал бы здравый смысл. 8 Но поразмысли, что для этого ты должен осознать.
6. Выбрав грех вместо исцеления, ты Сына Божьего приговорил к тому, что навсегда неисправимо. 2 Подобным выбором ты говоришь ему: он обречен, навеки разлучен с тобою и с Отцом, лишен надежды на благополучное возвращение. 3 Ты учишь его этому и будешь у него учиться тому же, чему его учил. 4 Ведь ты способен учить его только тому, что он таков, каким ты ему желаешь быть, а то, что ты для него выбрал, и станет твоим выбором для тебя самого. 5 Но этого не следует бояться. 6 То, что ты с ним един, есть факт, а не интерпретация. 7 Может ли факт пугать, если, конечно, он не расходится с тем, что для тебя дороже истины? 8 Здравый смысл скажет тебе, что в этом факте – твое освобождение.
7. Нельзя напасть на брата или на тебя поодиночке. 2 Но равно ни один из вас не может принять чуда, которое не благословило бы и другого, не исцелило бы его боли. 3 Здравый смысл, как и любовь, стремится ободрить, не напугать тебя. 4 Сила исцеления Божьего Сына дарована тебе, поскольку он должен быть с тобой един. 5 А ты действительно в ответе за то, каким он видит себя. 6 И здравый смысл говорит, что тебе дано в одно мгновение изменить весь его разум, который един с твоим. 7 И каждое мгновение служит тому, чтобы нести полное исправление его ошибок и делать его целокупным. 8 А в тот момент, когда ты разрешаешь исцелить себя, его спасение предстает полностью завершенным вместе с твоим. 9 Ты наделен здравым смыслом для понимания, что так оно и есть. 10 Ведь здравый смысл, такой же добрый, как и цель, чьим средством он является, уверенно уводит прочь от безрассудства к цели – истине. 11 И здесь ты сбросишь бремя отрицания истины. 12 Ведь только это бремя тяжело, а не сама истина.
8. В вашем единстве с братом заключено твое спасение и дар Небес, а не дар страха. 2 Разве Рай кажется тебе тяжелой ношей? 3 В безумии – да. 4 Но всё, что видит безрассудство, должен рассеять здравый смысл. 5 Он заверяет тебя, что Царство есть то, чего ты хочешь, и всё, чего ты хочешь. 6 Слушай Того, Кто говорит со смыслом и Кто твой смысл приводит в соответствие с Его. 7 Тогда пусть здравый смысл станет средством, с чьей помощью Дух Святой будет учить тебя, как избавляться от безумия. 8 Не прячься за безумием в попытке скрыться от здравомыслия. 9 То, что безумие желает скрыть, Святой Дух всё еще протягивает каждому для радостного обозрения.
9. Ты брата своего спаситель. 2 А он – спаситель твой. 3 Об этом с радостью оповещает здравый смысл. 4 Сему благому плану любовь была дана Любовью. 5 А всё, что планирует Любовь, подобно Ей самой: будучи единой, Она желает тебе постичь, чем должен быть ты. 6 А раз ты с Ней един, тебе, должно быть, дано дарить то, что Любовь дарила и дарит до сих пор. 7 Так проведи хотя бы миг в принятии радостном того, что было дано тебе для дара брату, и с ним постигни всё, что даровано обоим. 8 Давать – не благостней, чем получать. 9 Но и не менее благостно.
10. Сын Божий всегда благословлялся как один. 2 Когда он выражает свою признательность тебе, благословившему его, здравый смысл говорит, что ты и сам не можешь быть вне этого благословения. 3 Признательность, Им предлагаемая тебе, напоминает о благодарности Отца за то, что ты Его завершаешь. 4 И только здесь подсказывает здравый смысл: ты полностью способен понять то, чем должен быть. 5 Отец твой близок к тебе так же, как и твой брат. 6 Но что еще может быть ближе к тебе, чем собственное Я?
11. Та власть, что ты имеешь над Божьим Сыном, не угрожает его реальности. 2 Она – ее свидетель. 3 Где, как не в нем самом, лежала бы его свобода, будь он уже свободен? 4 И кто, кроме него, мог бы его связать, если он отрицает свою свободу? 5 Бог поругаем не бывает, и Сын Его не станет узником, разве что по собственному желанию. 6 Но именно собственным желанием он и освобожден. 7 В том его сила, а не слабость. 8 Ведь он всегда во власти собственного милосердия. 9 Там, где он предпочтет быть милосердным, он свободен. 10 Но там, где он выбирает осуждение, он – узник, ожидающий в цепях помилования, которое его освободит.
1. Разве не видишь ты, что все твои несчастья проистекают из нелепой веры в собственное бессилие? 2 Беспомощность – цена греха. 3 Она – его условие, единственное требование, на вере в которое он настаивает. 4 Только беспомощные способны в него верить. 5 Чудовищность не привлекает никого, за исключением ничтожных. 6 Только уверовавшие в собственную малость могли увидеть здесь какую-либо привлекательность. 7 Предательство по отношению к Сыну Божьему – защита тех, кто не отождествляет себя с ним. 8 И ты либо за, либо против него; либо любишь, либо нападаешь на него, либо стоишь на страже его единства, либо видишь его разбитым и уничтоженным твоей атакой.
2. Никто не верит в бессилие Господня Сына. 2 И те, кто видит себя беспомощными, должно быть, верят, что они – не Божий Сын. 3 Чем они могут быть, как не его врагом? 4 Что же им остается делать, как не завидовать его силе и, ей завидуя, ее бояться? 5 Они мрачны, безмолвны, и пугливы, и необщительны, и одиноки, и в страхе перед тем, что сила Сына Божьего сразит их наповал, поэтому и поднимают свою беспомощность против него. 6 И они примыкают к армии бессильных и объявляют войну возмездия, и горечи, и злобы против него, чтобы сделать его единым с ними. 7 Не зная, что едины с ним, они не ведают, кого так люто ненавидят. 8 Они и вправду жалкая армия: каждый так же способен напасть на брата или перенаправить свою атаку на себя, как и помнить, что они думали, будто имеют общую цель.
3. Неистовыми, громкими и сильными кажутся те, которые мрачны. 2 Они не знают своего «врага», но люто его ненавидят. 3 В ненависти они сошлись, но не соединились. 4 Сделай они это, ненависть была бы невозможна. 5 Армия бессильных должна быть рассеяна в присутствии силы. 6 Те, что сильны, не предают; им нет нужды грезить о силе, затем отыгрывать свой сон. 7 Как поступает армия во снах? 8 Да как угодно. 9 Ее можно увидеть в атаке на кого угодно с помощью чего угодно. 10 В снах смысл отсутствует. 11 Цветок становится отравленным побегом, дитя – гигантом, а мышь рычит, как лев. 12 И с той же легкостью обращается в ненависть любовь. 13 Это не армия, а сумасшедший дом. 14 А то, что кажется расчетливой атакой, на самом деле есть бедлам.
4. Армия бессильных и впрямь слаба. 2 Нет у нее оружия и нет врага. 3 Конечно, она способна расползтись по миру в поисках врага. 4 Но никогда ей не найти того, чего в нем нет. 5 Конечно, она может грезить, что обнаружила врага, но это может измениться даже во время самой атаки, тогда она немедленно помчится искать другого, так никогда не обретая отдыха в победе. 6 А на бегу она вдруг развернется и нападет на самое себя, считая, что поймала отблеск великого врага, который вечно ускользает от ее губительных атак, мгновенно обернувшись чем-то другим. 7 Каким же вероломным предстает подобный враг, меняясь так, что невозможно его узнать!
5. Но ненависть должна иметь мишень. 2 Ведь вера в грех немыслима в отсутствии врага. 3 Кто, веря в грех, осмелится поверить, что у него нет врага? 4 Разве признает он, что никто не сделал его бессильным? 5 Здравый смысл определенно подсказал бы ему покончить с поиском того, чего нет. 6 Но прежде он должен согласиться воспринять мир, где у него нет врага. 7 Ему не нужно понимать, как можно увидеть подобный мир. 8 Не нужно и пытаться. 9 Ибо, сосредоточившись на том, чего понять не может, он только подчеркнет свою беспомощность, позволит греху сказать себе, что его враг, должно быть, и есть он сам. 10 Пусть лучше он задаст себе вопросы и на них ответит, чтобы всё свершилось для него:
11 Желаю ли я мира, которым правлю я, вместо того, который правит мною?
12 Желаю ли я мира, в котором я силен, а не бессилен?
13 Желаю ли я мира, в котором у меня нет врагов и где я не могу грешить?
14 Желаю ли я видеть то, что отрицал, поскольку это истина?
6. Возможно, ты уже ответил на первых три вопроса, но пока не на последний. 2 Ибо этот всё еще кажется пугающим и непохожим на остальные. 3 Но здравый смысл заверит тебя, что все они одинаковы. 4 Мы уже говорили, что в этом году особое внимание будет уделено одинаковости того, что одинаково. 5 И заключительный вопрос, действительно последний из тех, которые ты должен разрешить, всё еще, кажется, сохраняет видимость угрозы для тебя, которую уже утратили все остальные. 6 Это воображаемое отличие подтверждает твою веру в то, что истина может быть тем врагом, которого тебе еще удастся обнаружить. 7 Тогда именно здесь брезжит твоя последняя надежда и грех найти, и силу не принять.
7. Не забывай, что выбор между грехом и истиной, между бессилием и силой есть выбор между исцелением и атакой. 2 Ведь исцеление идет от силы, атака – от бессилия. 3 Того, на кого ты нападаешь, ты не желаешь исцелять. 4 Должно быть, ты желаешь исцелить того, кого избавил от атаки. 5 А что же есть это решение, если не выбор: увидеть его глазами плоти или позволить открыть его для тебя через видение? 6 Каким путем это решение ведет к его последствиям – забота не твоя. 7 Но то, что ты желаешь видеть, должно быть твоим выбором. 8 Ведь это – курс причины, а не следствия.
8. Продумай хорошенько свой ответ на последний вопрос, который ты всё еще оставляешь без ответа. 2 Пусть здравомыслие тебе подскажет, что на него необходимо дать ответ и что он дан в ответах на остальные три. 3 Тогда и станет ясно, что, глядя на последствия греха в какой угодно форме, необходимо просто спросить себя:
4 Это ли я хочу увидеть? 5 Желаю ли я этого?
9. Таково твое единственное решение, единственное условие для всего, что происходит. 2 Оно безотносительно к тому, как это происходит, но не безотносительно к тому – почему? 3 Над этим у тебя есть контроль. 4 И если ты решишь увидеть мир, в котором у тебя нет врага и где ты не бессилен, средство для этого будет дано тебе.
10. Чем же так важен заключительный вопрос? 2 На это тебе ответит здравый смысл. 3 Вопрос подобен трем остальным за исключением фактора времени. 4 Три остальные суть решения, которые можно принять и отменить и вновь принять. 5 Но истина постоянна, и она подразумевает состояние, в котором колебания невозможны. 6 Ты можешь пожелать такого мира, которым управляешь сам, а не того, что властен над тобою, затем свое желание изменить. 7 Ты можешь пожелать сменить бессилие на силу и вмиг это желание утратить, увлекшись мимолетным проблеском греха. 8 Ты можешь пожелать узреть безгрешный мир, затем поддаться искушению «врага» воспользоваться глазами плоти и изменить свое желание.
11. По содержанию все вопросы одинаковы. 2 И каждый вопрошает, готов ли ты сменить греховный мир на то, что видит Святой Дух, поскольку именно это и отрицает мир греха. 3 И следовательно, те, кто видит грех, видят лишь отрицание реального мира. 4 Последний же вопрос добавляет постоянство твоему желанию увидеть реальный мир, и, таким образом, это желание становится твоим единственным желанием. 5 Ответив на последний вопрос «да», ты добавляешь чистосердечие к решениям, уже принятым по остальным вопросам. 6 Поскольку лишь тогда ты отвергаешь возможность передумать. 7 Когда ты более не захочешь делать этого, на всё остальное полностью дан ответ.
12. Почему же ты не уверен, что на остальные вопросы уже дан ответ? 2 Есть ли необходимость их так часто задавать, если ответ на них уже получен? 3 Пока не принято последнее решение, ответом остаются и «да», и «нет». 4 Ведь ты ответил «да», не восприняв, что это должно значить отрицание «нет». 5 Никто не принимает решений в ущерб своему счастью, однако кто-то может это делать, не видя, что он это делает. 6 И если он видит свое счастье вечно меняющимся: сейчас – одним, потом – другим, и снова – ускользающей тенью, не связанной ни с чем, – то он определенно принял решение в ущерб ему.
13. Изменчивое счастье, или счастье в изменяющейся форме, меняющееся со временем и местом, – иллюзия, не имеющая смысла. 2 Счастье должно быть постоянным, поскольку оно достигнуто отказом от желания непостоянства 3 Радость не воспринять иначе, чем через постоянное видение. 4 А постоянное дается только тем, кто хочет постоянства. 5 Сила желания Сына Божьего остается доказательством неправоты того, кто видит себя беспомощным. 6 Всё, чего пожелаешь, ты увидишь и посчитаешь реальным. 7 Нет такой мысли, которая не обладала бы силой освободить или убить. 8 И ни одна из них не в состоянии покинуть разум мыслящего или же на него не повлиять.
1. Тогда опасны ли мысли? 2 Для тел – определенно! 3 Мысли, что кажутся способными убить, учат мыслящего, что он может быть убит. 4 И так он «умирает» из-за того, что выучил. 5 Уходит он от жизни к смерти – последнему доказательству того, что он ценил непостоянное превыше постоянства. 6 Конечно же он думал, что хочет счастья. 7 Однако он не желал его, поскольку оно было истиной, а потому должно быть постоянным.
2. Постоянство радости есть состояние, довольно чуждое твоему пониманию. 2 Но если бы ты мог вообразить, чем ему должно быть, ты бы желал его, даже не понимая. 3 Постоянство счастья не знает исключений или каких-либо изменений. 4 Оно неколебимо, как Любовь Бога к Его творению. 5 Уверенное в своем видении, как его Творец уверен в Своем знании, счастье видит всё одинаковым. 6 Оно не видит мимолетного, ибо всему желает быть себе подобным и видит его таковым. 7 Ничто не обладает силой нарушить его постоянство, поскольку его собственное желание неколебимо. 8 Оно приходит к тем, кто считает последний вопрос существенным для остальных с той же определенностью, с какой покой должен явиться к тем, чей выбор исцелять, а не судить.
3. Здравый смысл скажет тебе, что твои просьбы о счастье не могут быть непостоянными. 2 Ведь если ты получаешь всё, чего желаешь, и если счастье постоянно, то нужно попросить о нем лишь раз, чтобы иметь его всегда. 3 А если ты не ощущаешь его всегда, то, исходя из того, что оно есть, ты не просил о нем. 4 Ибо никто не преминет просить желаемого у того, что, как он думает, в какой-то мере обещает его дать. 5 Он может ошибаться в том, чего он просит, и где, и у чего. 6 Но он попросит, ибо желание есть просьба, исходящая от того, кому Сам Бог в Своем ответе не отказывает никогда. 7 Господь уже дал ему всё, чего он подлинно желает. 8 Того же, в чем он не уверен, Бог дать не может. 9 Ибо пока он остается неуверенным, он не желает этого, а Божий дар не будет полным, пока он не получен.
4. Ты, кто есть завершение Божьей Воли и Его Счастье, чья воля столь же властна, как Его, чья сила не растрачена в твоих иллюзиях, подумай хорошенько, почему ты еще не решил, как отвечать на заключительный вопрос. 2 Твой ответ на все остальные уже помог тебе стать частью здравомыслящим. 3 Но только тот последний вопрошает, действительно ли ты желаешь быть полностью разумным.
5. Что есть святое мгновение, если не просьба Господа к тебе осознать, что Он дал тебе? 2 Здесь великий призыв к здравомыслию, осознание того, что есть и может быть увидено всегда, и счастье, которое могло быть навсегда твоим. 3 Здесь – неизбывный покой, в котором ты можешь пребывать всегда. 4 Здесь всё, что отрицало отрицание, показано тебе. 5 Ибо здесь дан ответ на заключительный вопрос, и всё, что ты просил, дано. 6 Здесь будущее – сейчас, поскольку время бессильно перед твоим желанием того, что никогда не изменяется. 7 Ведь ты просил, чтобы ничто не вклинивалось между святостью твоих взаимоотношений и твоим осознанием их святости.