1. Не нужно забывать, что мотивацией для изучения данного курса служит достижение и поддержание покоя. 2 В подобном состоянии разум тих, то есть условие, при котором помнится Господь, достигнуто. 3 Ему не нужно говорить, что делать. 4 Ведь Он не знает неудач. 5 Там, куда может Он войти, Он уже есть. 6 Мыслимо ли, чтобы Он не смог войти туда, где Он желает быть? 7 Покой будет твоим, поскольку это в Его Воле. 8 Разве поверишь ты, что тень способна задержать ту Волю, которая поддерживает безопасность всей вселенной? 9 Господь не ждет соизволения иллюзий, чтобы быть Самим Собой. 10 Не ждет и Его Сын. 11 Они есмь. 12 Какой иллюзии, что, кажется, дрейфует праздно между Ними, достанет силы одолеть Их Волю?
2. Для постижения данного курса необходима готовность усомниться в каждой своей ценности. 2 Оставить скрытой или затененной хотя бы одну из них – значит подвергнуть риску всю учебу. 3 Нейтральных убеждений нет. 4 Любое из них имеет силу диктовать тебе каждое принимаемое решение. 5 Ибо решение есть результат, обусловленный тем, во что ты веришь. 6 Оно есть результат убеждения и следует за ним с той же определенностью, с какою следуют страдания за виной и за безгрешностью – свобода. 7 Нет замещения покою. 8 И сотворенному Всевышним нет альтернативы. 9 Истина исходит из того, что знает Он. 10 Твои решения исходят из твоих убеждений с той же определенностью, с какой всё творение родилось в Его разуме, благодаря тому, что знает Он.
1. Любовь есть продолжение. 2 Отказать даже в самом малом даре – значит не знать цели любви. 3 Любовь предлагает всё и навсегда. 4 Утаишь одно убеждение, один лишь дар – и любовь ушла, ибо ты пригласил на ее место суррогат. 5 Теперь война как замещение покою должна прийти с единственной альтернативой, которую ты выбираешь в качестве любви. 6 Твой выбор и придает ей ту реальность, которую она, кажется, имеет.
2. Убеждения в открытую не нападают друг на друга, поскольку противоречивые результаты невозможны. 2 Но нераспознанная вера есть выбор вести секретную войну, где результаты конфликта остаются неизвестны и никогда не соотносятся со здравым смыслом, чтобы решить, разумны ли они. 3 Так достигалось множество бесплодных результатов и принималось множество бессмысленных решений, хранимых скрытыми с тем, чтобы стать убеждениями, которым ныне дана сила направлять все последующие решения. 4 Не ошибись же в силе тайных сих воителей, способных разрушить твой покой. 5 Ибо он отдан им на милость, пока ты решаешь оставить его там. 6 Тайные недруги покоя – твое неприметное решение выбрать атаку вместо любви, неузнанное, но тотчас же неистово зовущее тебя к борьбе и к яростным нападкам, влекущее за собой гораздо больше, чем ты предполагаешь, – все они там по твоему выбору. 7 Не отрицай ни их присутствия, ни их ужасных результатов. 8 Отрицать можно лишь их реальность, но не их результат.
3. Всё, что когда-либо оберегалось как тайное убеждение, неузнанное, но нуждающееся в защите, есть вера в особость. 2 Она принимает много форм, но постоянно сталкивается с реальностью Божьего творения и с тем величием, которым Он наделил Своего Сына. 3 А что еще могло бы оправдать атаку? 4 Разве возненавидит кто-либо того, чье Я есть хорошо ему знакомое собственное Я? 5 Только особые могли иметь врагов, поскольку они другие, а не такие же, как все. 6 Отличие любого рода навязывает степени реальности и неизбежно ведет к потребности судить.
4. На Богом сотворенное нельзя напасть, ибо во всей вселенной нет ничего, несхожего с ним. 2 Но от него отличное зовет к суждению, которое должно прийти от того, кто «лучше», кто не способен быть таким, как им судимое, кто «выше» его и кто непогрешим в сравнении с ним. 3 И так особость становится одновременно и целью, и средством. 4 Ибо она не только устанавливает различие, но служит той платформой, с которой атака на того, кто «ниже» особого, кажется и «естественной», и «оправданной». 5 Особые в силу своих отличий чувствуют себя слабыми и хрупкими, ведь то, что делает их особыми, и есть их враг. 6 Они, однако, оберегают его враждебность и называют его «другом». 7 Во имя этого они сражаются со всей вселенной, поскольку в мире для них нет ничего ценнее.
5. Особость – великий повелитель неправильных решений. 2 Она есть грандиозная иллюзия того, что представляете собою ты и твой брат. 3 Она и заставляет дорожить телом и делает его достойным сохранения. 4 Особость необходимо защищать. 5 Иллюзии способны на нее напасть и нападают. 6 Ведь то, чем должен стать твой брат во имя сохранения твоей особости, и есть иллюзия. 7 На него, «худшего», чем ты, нужно напасть, дабы твоя особость выживала за счет его поражения. 8 Ибо особость – это триумф; ее победа есть поражение брата и его позор. 9 Как же он может жить под бременем твоих грехов на нем? 10 И кто же станет его победителем, если не ты?
6. Разве возможно ненавидеть брата, такого же, как ты? 2 Разве ты мог бы на него напасть, зная, что вы идете вместе к той же цели? 3 Разве ты не помог бы ему любым путем, считая достижение им цели своим собственным достижением? 4 Ты его враг в особости, но друг в той цели, которую вы разделяете. 5 Особость не способна на соучастие, ибо она зависит от целей, достичь которые можешь лишь ты один. 6 Но для него они должны остаться недостижимыми, иначе под угрозой твоя цель. 7 Разве любовь имеет смысл там, где цель – триумф? 8 Какое здесь можно принять решение, что не пошло бы тебе во вред?
7. Твой брат – это твой друг, поскольку его Отец сотворил его тебе подобным. 2 Нет разницы между тобой и им. 3 А брату ты был дан, чтобы любовь продолжить, а не отторгнуть от него. 4 Всё, что ты сохраняешь, для тебя потеряно. 5 Бог отдал Себя тебе и брату, и помнить об этом ныне есть единственная разделяемая вами цель. 6 И следовательно, она – ваша единственная цель. 7 Разве ты нападешь на брата, если решишь не видеть никакой особости, стоящей между тобой и им? 8 Взгляни внимательно на то, что заставляет тебя приветствовать его частично или позволить себе думать, что лучше вам быть врозь? 9 Разве это не вера в то, что отношения ограничивают твою особость? 10 Не тот ли это «враг», что превращает тебя и брата в иллюзию друг для друга?
8. Страх перед Богом и боязнь брата приходят с каждым неузнанным убеждением в своей особости. 2 Ведь против его воли ты требуешь от брата поклонения ей. 3 Бог Самолично должен ее почтить или подвергнуться возмездию. 4 Здесь зарождается каждый приступ злобы, каждый укол ненависти или желание разделения. 5 Ибо здесь цель, которую вы с братом разделяете, теряет свою четкость для вас обоих. 6 Этому курсу ты противишься из-за того, что он учит тебя твоей тождественности с братом. 7 У вас с ним нет неодинаковых целей или таких, каких не разделял бы с вами ваш Отец. 8 Ведь ваши отношения были очищены от особых целей. 9 Предашь ли ты теперь цель святости, которой Царство одарило их? 10 Какой аспект в воззрении особых не изменялся бы с каждым воображаемым несчастьем, с каждым едва заметным или же мнимым суждением о себе самом?
9. Особые должны защищать иллюзии от истины. 2 Ибо что есть особость, как не атака на Божью Волю? 3 Ты брата своего не любишь, пока именно это защищаешь от него. 4 Вот на что он нападает и что ты защищаешь. 5 Здесь поле твоего сражения с ним. 6 Именно здесь он должен быть тебе не другом, а врагом. 7 Здесь никогда между несхожими не будет мира. 8 Он друг тебе в силу того, что вы одинаковы.
1. Сравнение должно быть инструментом в арсенале эго, ибо любовь не сравнивает. 2 Особость сравнивает постоянно. 3 Она порождена изъяном, увиденным в другом, и поддержана поиском и сохранением в поле зрения всех изъянов, какие только способна воспринять. 4 Она их ищет, и она их видит. 5 А тот, кого она таким образом умаляет, мог стать твоим спасителем, не предпочти ты увидеть в нем жалкую меру своей особости. 6 Против той малости, которую увидел в нем, стоишь ты величавый и достойный, честный и чистый, и незапятнанный, и безупречный в сравнении с тем, что видишь. 7 И ты не понимаешь, что умаляешь таким образом себя.
2. Ценой погони за особостью всегда окажется покой. 2 Разве же, нападая на своего спасителя, его губя, кто-либо сможет признать его могучую поддержку? 3 Кто, умаляя его могущество, способен разделить с ним его силу? 4 И кто, используя его как меру малости, будет освобожден от ограничений? 5 У тебя есть функция в спасении. 6 Осуществление ее приносит радость. 7 Погоня за особостью приносит боль. 8 Здесь цель – победа над спасением и противостояние Господней Воле. 9 Ценить особость – значит чтить чуждую волю, для которой иллюзии тебя намного дороже истины.
3. Особость есть концепция греха, сделанная реальной. 2 Грех невозможно даже представить без этого обоснования. 3 Грех вырос на нем из ничто, злобный цветок, возросший без корней. 4 Здесь самосозданный «спаситель», «творец», творящий не в подобие Отцу и сделавший Его Сына подобным себе, а не Ему. 5 Всегда их много у него, «особых» сыновей, но нет единственного сына, и каждый из них в изгнании от самого себя и от Того, Чья они часть. 6 Не любят они Единства, их сотворившего в единстве с Ним. 7 Свою особость они выбрали вместо Царства Небесного и покоя и бережно укутали ее грехом, чтобы «сберечь» от истины.
4. Ты не особенный. 2 Если ты думаешь иначе и ограждаешь свою особость от истины того, что ты в действительности есть, как ты узнаешь истину? 3 Какой ответ Святого Духа может достичь тебя, если ты слушаешь свою особость, которая и спрашивает, и отвечает? 4 Слабый ее ответ, беззвучный в той мелодии, что льется от Всевышнего к тебе в вечном хвалебном гимне твоей сущности, и есть всё, что ты слушаешь. 5 А песнь раздольная почтения и любви к тому, что ты есть, кажется беззвучной и неслышной перед его «величием». 6 Ты напрягаешь слух, чтобы услышать ее беззвучный голос, а между тем Зов Бога Самого беззвучен для тебя.
5. Ты можешь защищать свою особость, но никогда за нею не услышишь Голоса, Глашатая Божьего. 2 Ведь говорят они на разных языках, разные уши слышат их по-разному. 3 Для каждого «особого» истиной служит другая весть, наполненная другим смыслом. 4 Но разве истина может быть для всех разной? 5 Особые вести, слышимые особыми, убеждают их в том, что они – разные и с остальными врозь; каждый – в своих особых грехах, «сохранный» от любви, которая совсем не видит его особости. 6 Христово видение – их «враг», поскольку оно не видит того, на что смотрят они, и это может им показать, что особость, которую, как они думают, они видят, есть иллюзия.
6. А что они могли увидеть вместо этого? 2 Сияющую лучезарность Сына Божьего, столь схожего с его Отцом, что память о Нем внезапно оживает в разуме. 3 А с этой памятью Сын помнит свои собственные творения, столь же подобные ему, как он – его Отцу. 4 И мир, им созданный, и вся его особость, и все грехи, которыми он защищал ее в ущерб себе, исчезнут, как только его разум примет правду о себе, когда она вернется, чтобы занять их место. 5 Такова единственная «цена» истины: ты более не видишь того, чего никогда не было, и более не слышишь того, что не звучит. 6 Жертва ли это – отказаться от ничего и получить навечно Божью Любовь?
7. Ты, цепью сковавший своего спасителя со своей особостью, отдав ей его место, помни: он не утратил силы простить тебе грехи, которые, как ты считаешь, ты поместил меж ним и функцией спасения, данной ему для тебя. 2 А функцию его ты можешь изменить не более, чем истину в себе и в нем. 3 Только не сомневайся, что истина в тебе и в нем одна и та же. 4 Она не шлет разных вестей, имея один смысл. 5 Это тот смысл, который ты и брат твой в состоянии понять, тот смысл, что несет освобождение обоим. 6 И здесь твой брат стоит с ключом от Рая в протянутой к тебе руке. 7 Не разрешай же сну особости остаться между вами. 8 То, что едино, соединено в истине.
8. Подумай о красоте, которую увидишь внутри себя, глядя на брата как на друга. 2 Он враг особости, но друг всему реальному в тебе. 3 И ни одна твоя воображаемая атака на него не отняла у него дара, который Бог желал ему отдать тебе. 4 Его потребность подарить сей дар столь же велика, как и твоя – им обладать. 5 Пусть он простит тебе твою особость и сделает тебя целокупным в разуме и с ним единым. 6 Он ждет прощения твоего только затем, чтобы вернуть его тебе. 7 Не Бог Своего Сына осудил, ты сделал это, чтобы спасти его особость, а его Я сгубить.
9. Ты уже далеко ушел дорогой истины и слишком далеко, чтобы сейчас дрогнуть. 2 Еще лишь шаг – и все остатки страха перед Богом рассеются в любви. 3 Особость брата и твоя – враги, вынужденные в ненависти губить друг друга и отрицать вашу тождественность. 4 Но вовсе не иллюзии достигли этого конечного препятствия, благодаря которому Сам Бог и Его Царство кажутся столь отдаленными, что Их нельзя достичь. 5 Здесь, в этом святом месте, истина ждет, чтобы принять тебя и брата, тихо благословляя вас в покое, таком реальном и всеохватном, что ничего не остается вне его. 6 Оставь же все иллюзии себя вне этого места, к которому ты подошел в искренности и надежде.
10. Здесь твой спаситель от твоей особости. 2 Ему столь же необходимо твое приятие его как части тебя, как и тебе – его приятие тебя как его части. 3 Вы так же подобны Богу, как Бог – Самому Себе. 4 Он не особенный, ведь Он не станет сохранять какую-либо часть Себя для одного Себя, не отдавая ее Своему Сыну. 5 Именно это тебя страшит; ведь если Он не особенный, то Он желает Сыну быть таким, как Он, а брат твой – такой же, как ты. 6 Не особый, но обладающий всем, включая и тебя. 7 Отдай ему лишь то, что он имеет, помня, что отдал Бог Себя тебе и брату в равной любви, чтобы вы оба могли разделить вселенную с Тем, Кто выбрал, чтобы любовь вовек не разъединялась, не отделялась о того, что она есть и чем должна быть вечно.
11. Ты – «сторож брату твоему»; он не был обойден частью любви. 2 Но разве это значит, что его целокупность – твоя потеря? 3 То, что дано ему, делает целостным тебя, как и его. 4 Божья Любовь дала тебя ему, а ему – тебя, поскольку Он отдал Самого Себя. 5 Всё, что подобно Богу, едино с Ним. 6 И лишь особость могла представить истину единства твоего с Творцом чем-либо, кроме Царства, когда забрезжила, наконец, надежда на покой.
12. Особость – печать предательства на даре любви. 2 Всё, служащее ее цели, дано, должно быть, с целью убийства. 3 Любой подарок, отмеченный ее печатью, предлагает предательство дарителю и получателю. 4 Каждый взгляд омраченных ею глаз видит картину смерти. 5 Каждый, уверовавший в ее возможности, ищет лишь сделок и компромиссов, которые утвердят грех как суррогат любви и станут верно ему служить. 6 Любые отношения, лелеющие цель особости, тяготеют к убийству как к орудию безопасности и как к великому защитнику всех иллюзий от «угрозы» любви.
13. Чаяния особости, кажется, делают возможным создание Богом тела как тюрьмы, чтобы держать в ее застенках Сына врозь с Отцом. 2 Ведь она требует особого места, куда Господь войти не может, тайного места, где никому не рады, за исключением твоего крохотного я. 3 Здесь свято всё для одного тебя, отъединенного и отстраненного от братьев и защищенного от всех вторжений здравомыслия, сохранного от Бога, сохранного для непреходящего конфликта. 4 Здесь ты закрыл за собою врата ада, чтобы в безумии и одиночестве править своим особым королевством раздельно с Богом как можно дальше от истины и от спасения.
14. Ключ, выброшенный тобой, Бог отдал брату твоему, чьи святые руки предложат его тебе, когда ты пожелаешь принять Его план твоего спасения вместо своего собственного. 2 Как же еще достичь такой готовности, если не увидеть свои страдания и осознать, что твой план провалился и что он никогда не принесет тебе покоя или какой бы то ни было радости? 3 Через подобные невзгоды ты странствуешь сейчас, но это лишь иллюзия невзгод. 4 Смерть особости – не твоя смерть, а пробуждение к жизни вечной. 5 Ты просто из иллюзии того, что ты такое, выходишь к приятию себя таким, каким тебя Единый сотворил.
1. Прощение есть конец особости. 2 Простить возможно лишь иллюзии, тогда они исчезнут. 3 Прощение – это освобождение от всех иллюзий, вот почему нельзя простить частично. 4 Никто из тех, кто оставляет себе даже одну иллюзию, не в состоянии увидеть себя безгрешным, ибо одна ошибка всё еще дорога ему. 5 Поэтому он называет ее «непростительной» и обращает в грех. 6 Как же он сможет отдать свое прощение целиком, не получив его для самого себя? 7 Ведь, несомненно, он получит его полностью в тот самый миг, когда отдаст его сполна. 8 И его тайная вина исчезнет, прощенная им самим.
2. Какую бы форму особости ты ни взлелеял – ты создал грех. 2 И он стоит твердыней, надежно защищенный твоей хилой мощью против Божьей Воли. 3 И так стоит он против тебя – твой, а не Божий враг. 4 И кажется, отделяет тебя от Бога и отстраняет от Него, сделав своим защитником. 5 Ты охраняешь то, чего Господь не сотворил. 6 А этот идол, вроде бы придающий тебе силу, лишает тебя ее. 7 Ибо ему ты отдал право первородства брата, оставив брата непрощенным и одиноким, а самого себя в грехе подле него, и вас обоих – в муках пред идолом, который не в состоянии вас спасти.
3. Это не ты настолько раним и уязвим для атаки, что даже слово, или легкий нелестный шепот, или же обстоятельство, неугодное тебе, или непредвиденное событие рушат твой мир и повергают его в хаос. 2 Истина не слаба. 3 Иллюзии оставляют ее абсолютно не потревоженной и непреклонной. 4 Особость же – не истина в тебе. 5 Из равновесия ее выводит что угодно. 6 То, что основано ни на чем, не может быть стабильным. 7 Каким бы дутым и огромным оно ни представало, оно должно раскачиваться, и вертеться, и опрокидываться при каждом легком дуновении ветра.
4. То, под чем нет фундамента, не может быть сохранным. 2 Оставил бы Господь Своего Сына в состоянии, где безопасность ничего не значит? 3 Нет, Сын Его сохранен, покоясь в Нем. 4 Только твоей особости грозит атака со стороны всего, что движется и дышит, крадется или ползает, или вообще живет. 5 Ничто не застраховано от ее атаки, и она не застрахована ни от чего. 6 Она останется навечно непрощающей, поскольку это то, что она есть: тайная клятва, что не свершится желание Бога для тебя и что ты вечно будешь противостоять Господней Воле. 7 А двое никогда не станут одинаковыми, пока меж ними подобно огненному мечу смерти стоит особость, делая их врагами.
5. Бог просит твоего прощения. 2 Он не желает разделения, поднявшегося подобно чуждой воле меж тем, что в Его Воле для тебя, и твоей собственной волей. 3 Они одинаковы, поскольку ни в Одной из Них нет желания особости. 4 Разве Они желают смерти самой любви? 5 У них, однако, нет силы для нападения на иллюзии. 6 Они ведь не тела; будучи одним Разумом, Они ждут, пока все иллюзии будут к Ним принесены и оставлены. 7 Спасение не бросает вызов даже смерти. 8 И Сам Господь, Который знает, что смерть не в твоей воле, должен сказать: «Да будет Воля Твоя», поскольку ты думаешь иначе.
6. Великому Творцу вселенной, Источнику любви, и святости, и жизни и совершенному Отцу совершенного Сына прости иллюзии своей особости. 2 Здесь своим домом ты выбрал ад. 3 Господь не сделал этот выбор за тебя. 4 Так не проси Его сюда войти. 5 Путь прегражден спасению и любви. 6 Но, вызволив из глубин преисподней брата, ты простил и Того, Чья Воля для тебя – вовеки пребывать в объятиях покоя, в полной сохранности и без единой злобной, горячечной мысли твоей особости, омрачающей его. 7 Прости Святому Твоему особость, коей Он одарить не мог, которую ты вместо этого создал сам.
7. Особые спят окруженные миром красоты, которую они не видят. 2 Свобода, радость и покой толпятся у могилы, в которой они спят, зовя их встать со смертного одра, стряхнуть с себя сон смерти. 3 Но те не слышат ничего. 4 Они погружены в сны особости. 5 Им ненавистен зов, который будит их; они хулят Всевышнего за то, что Он не сделал их сон реальностью. 6 «Похули Бога и умри», но только не из-за Него, ибо Он смерти не создавал, а лишь во сне. 7 Чуть приоткрыв глаза, узри спасителя, которого Бог дал тебе, чтобы ты мог его увидеть, вернуть ему его наследственное право. 8 Оно твое.
8. И всё же рабы особости обретут свободу. 2 В том Воля Бога и Его Сына. 3 Разве приговорит Себя Господь к хуле и аду? 4 Разве подобное ты пожелаешь своему спасителю? 5 Бог от него зовет тебя соединиться в Его Воле, чтобы спасти от ада вас обоих. 6 Узри следы гвоздей в его ладонях, с мольбою о прощении протянутых к тебе. 7 Бог просит милосердия твоего для Сына Своего и для Себя. 8 Не откажи Им. 9 Ведь Они просят только, чтобы свершилась твоя воля. 10 И Они ищут твоей любви, чтобы ты мог любить себя. 11 Не отдавай свою любовь особости вместо Них. 12 И на твоих ладонях следы гвоздей. 13 Прости Отца; не было Его Воли на твое распятие.
1. Особость есть отсутствие доверия к кому-либо, кроме себя. 2 Вся вера вложена лишь в самого себя. 3 Всё остальное становится твоим врагом, пугающим и нападающим, смертельным и опасным, и ненавистным, достойным только разрушения. 4 Вся доброта, им предлагаемая, – обман, и только ненависть его реальна. 5 Перед опасностью уничтожения враг этот должен убивать; и ты к нему влеком, дабы покончить с этим первым. 6 Такова привлекательность вины. 7 Здесь смерть коронована как спаситель, распятие стало искуплением, спасение может означать лишь разрушение всего мира, за исключением тебя.
2. Что еще, если не особость, могло быть целью тела? 2 Именно это делает его тщедушным и немощным в своей защите. 3 Оно было замыслено, чтобы ослабить, сделать беспомощным тебя. 4 Цель разделения – его проклятие. 5 Тела, однако, не имеют цели. 6 Цель – от разума. 7 А разумы способны изменяться по собственному желанию. 8 Ни то, что они есть, ни свойств своих они не могут изменить. 9 Но то, что они ставят своей целью, возможно изменить, и состояние тел должно меняться соответственно. 10 Само по себе тело ничего не может сделать. 11 Узришь в нем средство причинить ущерб – и ему нанесен ущерб. 12 Увидишь его как средство исцеления – и оно исцелено.
3. Ты можешь повредить только себе. 2 Это неоднократно повторялось, но остается трудным для понимания. 3 Для разумов, стремящихся к особости, это и вовсе невозможно. 4 Для тех же, чья цель не нападать, а исцелять, это совершенно очевидно. 5 Цель атаки – в разуме, и ее следствия ощущаются там же, где она. 6 Разум не ограничен, и, стало быть, пагубная цель пагубна для него в целом. 7 Ни в чем нет меньше смысла для особости. 8 Однако ни в чем нет больше смысла для чудес. 9 Ведь чудеса суть просто изменение цели от вреда к исцелению. 10 Такой сдвиг в цели действительно «опасен» для особости, но лишь в том смысле, в каком «опасна» истина для всех иллюзий. 11 Им перед ней не устоять. 12 Какая в них когда-либо была тебе утеха, если тот дар, что просит у тебя Отец, ты от Него утаиваешь, отдавая им? 13 Отданная Ему, вселенная – твоя. 14 Отданные иллюзиям, дары не возвратятся. 15 Всё, отданное особости, обанкротило тебя, твоя сокровищница бесполезна и пуста, и дверь ее открыта, приглашая внутрь всё, что может помешать твоему покою и погубить его.
4. Я ранее говорил, что нет нужды заботиться о способе или о средствах достижения спасения. 2 Однако хорошо подумай, желаешь ли ты видеть брата своего безгрешным? 3 Для особости ответом должно быть «нет». 4 Безгрешный брат есть ее враг, а грех меж тем, будь он возможен, был бы ей другом. 5 Грех брата твоего оправдывал бы ее и наделял тем смыслом, в котором отказывает истина. 6 Всё, что реально, провозглашает безгрешие брата. 7 Всё ложное провозглашает реальность его грехов. 8 Если он грешен, тогда твоя реальность нереальна, она есть просто сон особости, длящийся миг и рассыпающийся в прах.
5. Не защищай тот безрассудный сон, в котором Бог лишен всего, что Им любимо, а ты остаешься вне спасения. 2 Одно лишь несомненно в этом мире, меняющемся постоянно и ничего не значащем в реальности: когда в душе нет полного покоя, когда ты ощущаешь какую-либо боль, ты в брате увидел некий грех, обрадовавшись тому, что, как тебе казалось, там было. 3 Благодаря этому твоя особость кажется сохранней. 4 И так ты спас то, что назначил быть своим спасителем, распяв того, кого Бог даровал вместо него. 5 И так ты связан с ним, поскольку вы одно. 6 Поэтому особость – его «враг», а заодно и твой.
1. Христос в тебе очень спокоен. 2 Он смотрит на то, что любит, и знает это как Себя. 3 И так Он радуется тому, что видит, поскольку знает, что оно едино с Ним и с Его Отцом. 4 Но и особость радуется тому, что видит, хоть это и не истинно. 5 Ты ищешь то, что для тебя – источник радости, какою ты ее замыслил. 6 Для тебя истинно всё, чего ты желаешь. 7 Немыслимо желать чего-то, не веря в его подлинность. 8 Желание создает реальность так же определенно, как воля творит. 9 Могущество желания поддерживает иллюзии с той же силой, с какой любовь продолжает себя. 10 С той только разницей, что первое вводит в заблуждение, второе исцеляет.
2. Нет такого сна особости (каким бы скрытым или замаскированным он ни был, каким бы милым ни казался, какую бы утонченную надежду на избавление от боли и на покой он ни сулил), в котором ты не страдал бы от собственного осуждения. 2 В снах следствие перепутано с причиной, поскольку создатель сна уверен, что всё, им созданное, причинено ему. 3 Он не осознает, что выхватил отсюда клок, оттуда нить и сплел картину из ничего. 4 Ее фрагменты несоединимы, а целое не придает частям какого-либо смысла.
3. Откуда же прийти покою, если не от прощения? 2 Христос в тебе зрит только истину, не видя осуждения, которому могло понадобиться прощение. 3 Покоен Он, поскольку Он греха не видит. 4 Отождестви себя с Ним – и что в Нем есть такого, чего нет в тебе? 5 Он – твои уши, и глаза, и руки, и стопы. 6 Добры картины, видимые Им, и сладки звуки, которые Он слышит. 7 Прекрасна Его рука, что держит руку Его брата; с какой любовью Он идет подле него, показывая всё, что можно увидеть и услышать, а где он не увидит и не услышит ничего.
4. Но только дай своей особости направить его путь – и ты последуешь за ним той же стезей. 2 Вы оба побредете через опасный, мрачный лес незрячих, в кромешной тьме, время от времени озаряемой еле заметными, мерцающими вспышками светляков греха, каждый с намерением привести другого к безымянному обрыву, чтобы с него его столкнуть. 3 Ведь в чем, как не в убийстве, найдет особость себе усладу? 4 Что она ищет, если не картину смерти? 5 Куда, если не к гибели, ведет? 6 Только не думай, что сначала она узрела брата или что возненавидела его прежде, чем тебя. 7 Грех, на который в нем с любовью взирают ее глаза, она сначала увидела в тебе и всё еще видит его с радостью. 8 Но разве это радость – смотреть на сумасшествие и тлен и верить, что этот, распадом тронутый предмет, с костей слезающая плоть с отверстиями вместо глаз, тебе подобен?
5. Радуйся же, что у тебя нет ни глаз, чтобы видеть, ни ушей, чтобы слышать, ни рук, чтобы держать, ни стоп, чтобы тебя вести. 2 Возрадуйся, что лишь Христос способен одолжить тебе Свои, пока у тебя есть потребность в них. 3 Они – иллюзии в той же мере, что и твои. 4 Но потому, что они служат иной цели, сила той цели придается им. 5 Тому, что они видят и слышат, и держат, и ведут, дарован свет, чтобы и ты сумел вести, как был ведом.
6. Христос в тебе очень спокоен. 2 Он знает, куда ты направляешься, и Он ведет тебя туда в благоволении и бесконечной доброте. 3 Его любовь к Всевышнему замещает весь страх, что, как тебе казалось, ты видел в себе. 4 Святость Его являет Себя в том, чью руку ты держишь и кого ведешь к Нему. 5 И всё, что видишь ты, тебе подобно. 6 Ведь что еще, кроме Христа, возможно видеть, слышать и любить; за кем еще можно последовать домой? 7 Взглянув сначала на тебя, Он понял, что ты не целокупен. 8 И Он искал твоего завершения в каждом живом существе, Им видимом и любимом. 9 Он ищет его и поныне, чтобы каждое из них могло предложить тебе Любовь Господню.
7. Но Он спокоен, зная, что любовь – в тебе сейчас и что в тебе она сохранна, поддерживаемая тою же рукой, что держит руку брата в твоей. 2 Рука Христа держит всех Его братьев в Нем Самом. 3 Он дарит видение незрячим их глазам и им поет о Царствии Небесном, чтобы их уши больше не внимали звукам битв и смерти. 4 Он общается через них, протягивает руку, чтобы каждый мог благословить все живые существа и видеть их святость. 5 Он радуется, что все эти картины ты можешь видеть вместе с Ним и разделять с Ним Его радость. 6 Полное отсутствие особости в Себе Он предлагает тебе с тем, чтобы ты спас от смерти каждое живое существо и получил от каждого из них дар жизни, который твое прощение подарит твоему Я. 7 Картину Христа – вот всё, что можно видеть. 8 Песнь Христа – вот всё, что можно слышать. 9 Рука Христа – вот всё, что можно удержать в своей. 10 И нет другого странствия, кроме того, которым ты идешь с Ним вместе.
8. Ты, удовлетворившийся особостью и ищущий спасение в войне с любовью, подумай вот о чем: святой Господь Царства Небесного сошел к тебе, чтобы твое же завершение предложить тебе. 2 Всё, что Его, – твое, поскольку в твоем завершении – Его Собственное завершение. 3 Он, не желая быть без Собственного Сына, не пожелал бы тебе быть без брата. 4 И разве дал бы Он тебе такого брата, который не был бы подобен Ему в святости и совершенстве, как должен быть Ему подобен ты?
9. Сомнение должно возникнуть прежде, чем появится конфликт. 2 И каждое сомнение должно быть относительно тебя. 3 Христос не сомневается, и от Его определенности исходит Его покой. 4 Он обменяет Свою определенность на все твои сомнения, если ты согласишься, что Он един с тобой и что Единство это бесконечно, безвременно и достижимо для тебя, поскольку твои руки – руки Его. 5 Христос внутри тебя, но Он идет подле тебя и впереди тебя и возглавляет путь, которым должен следовать, чтобы увидеть Себя завершенным. 6 Его спокойствие становится твоей определенностью. 7 И где теперь сомнение, когда пришла определенность?
1. Перед святостью твоего брата стихает мир, и на него в благословении и доброте нисходит покой, столь совершенный, что от конфликта, способного преследовать тебя во мраке ночи, не остается и следа. 2 Брат – твой спаситель от кошмарных снов. 3 В нем исцеление от ощущения себя жертвой и от страха перед тем, что всё, принадлежащее тебе, унесется ветром и обратится в прах. 4 И в нем твоя уверенность, что Бог с тобою здесь и сейчас. 5 Пока он остается тем, что есть, ты можешь быть уверен, что Бог познаваем и ты его познаешь. 6 Ведь никогда не мог бы Он покинуть Собственное творение. 7 Печать истинности этого лежит на твоем брате, предложенная тебе, чтобы твои сомнения в самом себе могли рассеяться перед его святостью. 8 Узри же в нем творение Божье. 9 Ведь в нем его Отец ждет твоего признания, что Он сотворил тебя как часть Себя.
2. Без тебя в Боге был бы изъян, неполноценно Царство, а Сын лишен Отца. 2 Без тебя не могло быть ни вселенной, ни реальности. 3 Ведь всё, что в Воле Божьей – целокупно и часть Его, поскольку Воля Его Едина. 4 То, что не часть Его, не может быть живым, а всё живое – только в Нем. 5 Святость твоего брата показывает тебе, что Бог един с тобой и с ним, и всё, что он имеет, – твое, поскольку ты неотделим ни от него, ни от его Отца.
3. Ничто не может быть потеряно для тебя во всей вселенной. 2 Всё, что Бог сотворил, Он разложил перед тобой с любовью, как навсегда твое. 3 Нет такой Мысли в Его разуме, какой бы не было в твоем. 4 В Господней Воле, чтобы ты разделял Его Любовь к тебе и на себя глядел с той же любовью, с какой ты был замыслен Им задолго до начала мира и в которой Он и поныне тебя знает. 5 Бог не меняет Своих Помыслов о Сыне в зависимости от мимолетных обстоятельств, лишенных смысла в вечности, где пребывает Он, а с Ним и ты. 6 Твой брат таков, каким Он сотворил его. 7 Именно это и спасает тебя от мира, коего Бог не сотворил.
4. Не забывай, что исцеление Сына Божьего – единственное назначение мира. 2 Это единственная цель, которую в нем видит Дух Святой, и так она – единственная, которую он имеет. 3 Пока ты не увидишь исцеление Сына как свое единственное желание, которое должно осуществиться миром, и временем, и любой видимостью, ты не узнаешь ни Отца и ни себя. 4 Ибо ты станешь пользоваться миром с несоответствующей ему целью и не сумеешь избежать его законов насилия и смерти. 5 Однако тебе дано быть вне его законов в любом аспекте, на любом пути, при разных обстоятельствах, даже при искушении видеть то, чего не существует, и в убеждении, что Божий Сын может страдать от боли, не видя себя таким, каков он есть.
5. Взгляни на брата и узри в нем полную замену на противоположные законов, которые, казалось, правят этим миром. 2 Узри в его свободе свою свободу, ибо она и есть твоя. 3 Не дай его особости затмить в нем истину, поскольку ни одного закона смерти, с которым ты его свяжешь, тебе не избежать. 4 И каждый грех, что ты увидишь в нем, будет удерживать в аду обоих. 5 Но совершенное его безгрешие освободит обоих, ведь святость беспристрастна, судя одним судом всё, на что смотрит. 6 Суждение она выносит не от себя, но через Голос, Глашатай Божий, во всем, что живет и разделяет Его Бытие.
6. Это Его безгрешие способны видеть зрячие глаза. 2 Это Его очарование видят они во всем. 3 Это Его они повсюду ищут, не находя такой картины, такого уголка или такого времени, где не было бы Его. 4 В святости твоего брата – идеального обрамления мирскому и твоему спасению – живет сияющая память о Том, в Ком жив твой брат, а вместе с ним и ты. 5 Пусть же не ослепит твои глаза завеса особости, скрывающая лик Христа и от него, и от тебя. 6 И пусть страх перед Богом долее не заслоняет от тебя картину, увидеть которую тебе было суждено. 7 Не тело брата являет тебе Христа. 8 Христос живет лишь в его святости.
7. Реши тогда, что ты предпочитаешь видеть: тело брата или его святость, и ты воочию увидишь то, что выбрал. 2 Ты будешь выбирать в бессчетных ситуациях, во времени, которое будет казаться бесконечным, пока истина не станет твоим решением. 3 Ведь вечность не восстановить еще одним отрицанием в нем Христа. 4 И где твое спасение, если он – только тело? 5 Где твой покой, если не в его святости? 6 И где Сам Бог, если не в той же Его части, которую Он поместил навечно в святость брата, чтобы ты мог увидеть правду о себе, преподнесенную, наконец, в тех терминах, которые ты узнаёшь и понимаешь?
8. Святость брата священна и сокровенна для тебя. 2 Его ошибки не отнимают Господнего благословения ни у него, ни у тебя, увидевшего его истинно. 3 Его ошибки могут задержать его, вот почему тебе дано изъять их у него, чтобы вы оба завершили странствие, которое не начиналось, а посему не требует конца. 4 То, чего не было, не часть тебя. 5 Однако ты будешь придерживаться иного мнения, пока не осознаешь, что оно также не часть его, стоящего подле тебя. 6 Он – твое зеркало, в коем отражено твое суждение о вас обоих. 7 Христос в тебе видит его святость. 8 Твоя особость видит его тело, не видя его самого.
9. Если увидишь его таким, каков он есть, твое освобождение не за горами. 2 Бессмысленные блуждания без цели и каких-либо достижений – вот всё, что другой выбор сможет предложить тебе. 3 Тщета невоплощенной функции будет преследовать тебя, пока твой брат находится во сне, пока то, что тебе назначено, не воплотилось, и он из прошлого восстал. 4 Он, осудивший самого себя, а также и тебя, дан тебе для того, чтобы спастись от осуждения вместе с тобою. 5 И оба вы должны увидеть Господню славу в Его Сыне, которого ты принимал ошибочно за плоть и привязал к законам, над ним не властным.
10. Разве не рад ты осознать, что все эти законы не для тебя? 2 Тогда и в нем не нужно видеть их невольника. 3 Несбыточно, чтобы управляющее частью Бога не управляло бы всем остальным. 4 Ты помещаешь себя под свод тех же законов, которые, как ты считаешь, управляют им. 5 Тогда подумай, какой великой должна быть Любовь Предвечного к тебе, если Он отдал тебе часть Себя, чтобы спасти тебя от боли и одарить счастьем. 6 Не сомневайся: твоя особость исчезнет перед Волей Бога, Который равно любит и одаряет равной заботой любую часть Себя. 7 Христос в тебе воистину способен видеть брата. 8 Примешь ли ты решение против той святости, которую видит Он?
11. Особость – это функция, которой ты наделил себя. 2 Она есть знак того, что ты самодостаточен, и одинок, и самосотворен, и не нуждаешься ни в чем, отъединен ото всего, что за пределом тела. 3 В глазах особости ты – отделенная вселенная с силой, достаточной для поддержания полноты в себе самой, где от вторжений замурован каждый вход и загорожено от света каждое окно. 4 Под вечными нападками, всегда озлобленный, всегда и полностью оправдывая гнев, ты эту цель преследовал с неутомимой бдительностью и с неослабными усилиями без всякой мысли отступить. 5 И вся эта неумолимая решимость служила только одному: желанию сделать особость истиной.
12. Сейчас тебе просто предложено преследовать другую цель с гораздо меньшей бдительностью, с меньшей затратой сил и времени, и с силой Бога, поддерживающей ее и обещающей успех. 2 Однако из двух целей именно эту ты находишь более трудной. 3 «Жертву» собой ты понимаешь и не считаешь цену слишком высокой. 4 А толику желания, кивок Всевышнему, приветствие Христу в себе находишь изнурительным и неприятным бременем, слишком тяжелым и невыносимым. 5 Преданность истине, однако, какою ее учредил Господь, не требует ни жертвы, ни напряжения; а вся сила Царства Небесного, могущество самой истины даны тебе, чтобы обеспечить средством и гарантировать достижение цели.
13. Ты, убежденный, что гораздо проще увидеть тело брата, нежели его святость, должен понять, чем обусловлено подобное суждение. 2 Здесь с ясностью услышан глас особости, судящий против Христа, диктующий тебе, какую цель ты в состоянии достичь и что ты неспособен сделать. 3 Не забывай, что данное суждение должно быть применимо ко всему, что делаешь ты вместе со своей особостью в качестве союзника. 4 Того, что ты делаешь через Христа, она не знает. 5 А для Него подобное суждение бессмысленно, ибо осуществимо только то, что в Воле Его Отца, и Он не видит никаких альтернатив. 6 Отсутствие в Нем конфликта рождает твой покой. 7 А с Его целью приходит и средство ее легкого осуществления и отдохновение.
1. С какой ожесточенностью тот, кто привязан к миру, защищает особость, желая ей быть истиной! 2 Его желание для него закон, и он ему послушен. 3 Все требования его особости им выполняются беспрекословно. 4 Тому, что любит он, отказа нет ни в чем. 5 Пока особость зовет его, не внемлет он другому Голосу. 6 Он не жалеет ни усилий, ни затрат, готовый заплатить любую цену, чтобы спасти свою особость от слабого намека на неуважение, от незначительной атаки, от шелеста сомнения, от подозрения угрозы или же от чего угодно, кроме глубокого благоговения. 7 Это твой сын, столь же возлюбленный тобой, как ты – своим Отцом. 8 Но он занимает место твоих творений, которые и есть твой сын, с которым ты мог разделить Отцовство Божье, а не похищать его у Него. 9 Но что это за сын, которого ты создал, чтобы быть твоею силой? 10 Что это за дитя земное, так щедро оделенное любовью? 11 Что это за пародия на Божие творенье, занявшее место твоих творений? 12 И где они теперь, когда гостеприимный хозяин Богу нашел себе другого сына, которого им предпочел?
2. Память о Боге не сияет в одиночестве. 2 Всё в твоем брате, как и прежде, вмещает всё творение, всё, что творит и что сотворено, рожденное и не родившееся, то, что пока в будущем или же явно в прошлом. 3 Всё, что в нем есть, неизменно, и твоя неизменность осознается путем признания его неизменности. 4 Святость в тебе принадлежит ему. 5 Увидев ее в нем, ты возвратил ее себе. 6 Все почести, воздаваемые особости, принадлежат ему и, таким образом, возвращены тебе. 7 Забота и любовь, сильная защита, дневные и ночные думы, глубокое беспокойство и сильная убежденность в том, что это ты, принадлежат ему. 8 Всё, отданное тобой особости, принадлежит ему по праву. 9 А всё, принадлежащее ему, принадлежит и тебе.
3. Как же тебе узнать, чего ты стоишь, если особость заявляет на тебя права? 2 Как же не знать, что твоя ценность – в братской святости? 3 Так не старайся обратить свою особость в истину; будь это так, ты был бы наверняка потерян. 4 Лучше будь благодарен, что тебе дано увидеть его святость, поскольку она есть истина. 5 А истинное в нем должно быть истинно и в тебе.
4. Спроси себя: способен ли ты защитить разум? 2 Тело ты еще кое-как способен защитить, конечно, не от времени, но временно. 3 Чем больше, как тебе кажется, ты его сохраняешь, тем больше ему вредишь. 4 И для чего ты сохраняешь тело? 5 Ведь в этом выборе заключены одновременно и его здоровье, и ущерб. 6 Сохрани его для показа или как наживку, чтоб подцепить другую рыбку, или же окружи свою особость лучшим стилем, или сплети оправу красоты вокруг собственной ненависти, – и ты приговорил его к распаду и смерти. 7 И если эту цель ты видишь в теле брата, то вынес тот же приговор и собственному телу. 8 Лучше сплети оправу святости вокруг брата, чтоб истина могла сиять ему и от распада оградить тебя.
5. То, что Отец творит, Он сохраняет в безопасности. 2 Оно не может быть затронуто тобою созданными ложными идеями, поскольку не тобой сотворено. 3 Не позволяй своим нелепым прихотям запугивать тебя. 4 Бессмертное не подлежит атаке, а временное не имеет следствий. 5 Лишь цель, которую ты видишь в чем бы то ни было, имеет смысл, и, если цель истинна, сохранность этого нерушима. 6 Если же цель неистинна, то оно не имеет цели и не служит ничему средством. 7 Всё, что воспринято как средство истины, разделяет ее святость и покоится в свете так же сохранно, как она сама. 8 Этот свет не погаснет, когда восприятие ушло. 9 Его святая цель дала ему бессмертие, поместив еще один свет в Царствии Небесном, где твои творения узнают твой дар – символ того, что ты их не забыл.
6. Всему земному есть простая мера: «Для чего оно?» 2 Ответ и сделает всё тем, чем оно будет для тебя. 3 Само по себе оно лишено значения, но ты способен придать ему реальность согласно цели, которой служишь. 4 И здесь ты просто средство вместе с ним. 5 Бог есть и Средство, и Цель. 6 В Царстве Небесном средство и цель – одно и с Ним в единстве. 7 Таково состояние истинного творения, но не во времени, а в вечности. 8 Для тех, кто здесь, оно неописуемо. 9 И нет возможности постичь, что это условие означает. 10 Оно останется непостижимым, пока ты не уйдешь за обучение к Данности и снова не создашь святого дома для своих творений.
7. У со-творца Отца должен быть Сын. 2 Но этот Сын должен быть сотворен Ему подобным. 3 Существо совершенное, всеобъемлющее и всеобъемлемое, к которому нечего добавить и ничего нельзя отнять; не порожденное размером, местом или временем, не ограниченное пределами или неопределенностью любого рода. 4 Здесь и соединяются, став едиными, цель и средство, и этому единству нет конца. 5 Всё это истина, и всё же в ней нет большого смысла для тех, чья память еще сохраняет один невыученный урок, одну лишь мысль с неясной целью или одно желание, цель которого разделена.
8. Сей курс не делает попыток учить тому, чего нельзя легко постичь. 2 Его границы не превосходят твоих возможностей с той лишь оговоркой, что всё твое к тебе придет, когда ты будешь к этому готов. 3 Здесь цель и средство разделены, ибо такими они созданы и восприняты. 4 И следовательно, как с таковыми мы с ними имеем дело. 5 Весьма существенно не забывать, что всякое восприятие останется перевернутым, пока не понята его цель. 6 Восприятие не предстает как средство. 7 Это и затрудняет понимание степени его зависимости от того, какой ты видишь его цель. 8 Кажется, восприятие обучает тебя тому, что ты видишь. 9 Но оно – лишь свидетельство того, чему ты учил. 10 Оно есть внешняя картина твоего желания, тот образ, которому ты желал быть истинным.
9. Взгляни на себя – и ты увидишь тело. 2 Посмотришь на это тело в другом свете, и оно предстанет совсем иным. 3 Без света кажется, что оно исчезло. 4 Но ты не сомневаешься, что оно здесь, поскольку всё еще можешь коснуться его руками, уловить его шевеление. 5 Этому образу ты желаешь быть тобой. 6 Он – средство исполнения твоего желания. 7 Именно он дает глаза, чтобы на него смотреть, и руки, чтобы ощущать его, и уши, чтобы слышать производимые им звуки. 8 И так он доказывает тебе свою реальность.
10. Так тело создало теорию себя, не предоставив доказательств вне самого себя или возможности побега из круга его обзора. 2 Курс его ясен в его собственных глазах. 3 Оно растет и чахнет, цветет и умирает. 4 Ты и помыслить не можешь о себе отдельно от него. 5 Ты называешь его грешным, и ненавидишь его поступки, и осуждаешь его как порочное. 6 При этом твоя особость шепчет: «Сей есть сын мой возлюбленный, в коем мое благоволение». 7 Так «сын» становится средством, служащим цели его «отца». 8 Не идентичным ему и даже не подобным, но всё же средством, предлагающим «отцу» всё то, чего тот хочет. 9 Это пародия на творенье Божье. 10 Ведь так же, как творение Сына принесло Ему радость и свидетельство Его Любви и соучастие в Его цели, тело свидетельствует в пользу идеи, которая создала его и говорит о ее реальности и подлинности.
11. Так созданы два сына, будто идущие по земле, друг с другом не встречаясь и даже не имея для встречи места. 2 Ты одного из них воспринимаешь вне себя, твоего собственного возлюбленного сына. 3 Другой, Сын своего Отца, покоится внутри, равно как в брате твоем, так и в тебе. 4 Различие меж ними заключено не в том, как они выглядят, куда идут и даже не в том, что они делают. 5 У них разные цели. 6 Именно это объединяет их с себе подобными и отделяет каждого от всех аспектов, имеющих иную цель. 7 Сын Божий поддерживает Волю своего Отца. 8 Сын человеческий воспринимает чуждую волю, желая ей быть истинной. 9 Так его восприятие служит его желанию, придавая ему видимость истины. 10 Но восприятие может служить и иной цели. 11 С особостью оно не связано ничем, кроме твоего выбора. 12 Тебе дано, однако, сделать новый выбор и пользоваться восприятием с другой целью. 13 И то, что ты увидишь, послужит с пользой этой цели, докажет тебе свою реальность.