1. Чудо ничего не делает. 2 Всё, что оно делает, это отменяет сделанное. 3 И таким образом устраняет барьеры к тому, что сделано. 4 Оно не добавляет, а просто убирает. 5 То, что оно убирает, исчезает навсегда, но сохраненное в памяти, кажется, вызывает немедленные результаты. 6 Мир этот кончился давным-давно. 7 Мыслей, его создавших, нет и в помине в разуме, который совсем недолго их мыслил и любил. 8 Чудо просто показывает, что прошлое ушло, а что воистину ушло, не порождает следствий. 9 Воспоминание о причине может создать иллюзию присутствия ее самой, но не ее следствий.
2. Канули в Лету следствия вины. 2 Ибо с виной покончено. 3 А с нею вместе ушли и следствия, оставшиеся без причины. 4 Зачем же льнуть к ней в своей памяти, если ты не желаешь ее следствий? 5 Память, подобно восприятию, избирательна, будучи его прошедшим временем. 6 Она есть восприятие прошлого, будто происходящего сейчас и всё еще доступного для обозрения. 7 Подобно восприятию, она является способностью, тобою созданной как замещение того, чем наделил тебя при сотворении Отец. 8 Но как и всё, что создано тобой, она может служить и другой цели, быть средством для чего-либо другого. 9 Можно использовать ее для исцеления, а не вреда, будь таковым твое желание.
3. Из всего, используемого во имя исцеления, ничто не представляет собой попытки что-либо делать. 2 А это есть признание, что у тебя нет никаких потребностей, предполагающих необходимость что-то делать. 3 Такая память не избирательна, ею не пользуются как помехой истине. 4 Святому Духу отдается всё, чем может Он воспользоваться при исцелении, только без содержания и целей, с которыми оно было создано. 5 Они суть навыки без применения. 6 Они ждут своего часа. 7 Нет у них ни преданности чему-либо, ни цели.
4. Святой Дух действительно может воспользоваться памятью, поскольку в ней – Сам Бог. 2 Однако эта память не о событиях минувших дней, а лишь о нынешнем состоянии. 3 Так долго ты считал, будто память удерживает только прошлое, что тебе трудно осознать: это умение, дающее возможность помнить то, что сейчас. 4 Ограничения, которые навязывает памяти мир, столь же многообразны, как и те, что ты позволил миру навязать тебе. 5 Нет связи между памятью и прошлым. 6 И если ты желаешь прошлому в ней быть, оно в ней есть. 7 Но лишь твое желание установило эту связь, и только ты связал ее с той частью времени, в которой, кажется, еще присутствует вина.
5. Святой Дух пользуется памятью независимо от времени. 2 Он не стремится пользоваться ею для сохранения прошлого, видя в ней только средство избавления от него. 3 Память удерживает полученную весть и исполняет всё согласно ее наказу. 4 Сама она послание не пишет и не решает, для чего оно. 5 Подобно телу, сама по себе она бесцельна. 6 И если кажется, что она оберегает древнюю ненависть, являя тебе картины несправедливости и боли, которые ты сохранял, – значит, такую весть ты запросил, такая она и есть. 7 Упрятанная в склепы памяти, здесь скрыта вся история тела, всё его прошлое. 8 Все странные ассоциации, созданные, чтобы прошлое оставалось живым, а настоящее мертвым, сохранены в ее отсеках и ждут твоей команды, чтобы быть принесенными к тебе и снова жить. 9 И кажется, будто их следствия множатся со временем, отнявшим у них причину.
6. Но время – лишь другой аспект того, что ничего не делает. 2 Оно работает в согласии с другими атрибутами, с помощью которых ты стремишься сохранить скрытой правду о себе. 3 Время ничего не отбирает, не может ничего восстановить. 4 И всё же ты пользуешься им довольно странно, будто оно – причина настоящего, а настоящее – всего лишь следствие, в котором изменение невозможно, поскольку уже нет его причины. 5 Но изменение должно иметь стабильную причину, иначе оно не будет долгим. 6 И в настоящем ничего не изменить, если его причина – прошлое. 7 Лишь прошлое удерживается в памяти при твоем пользовании ею, и так она является способом противопоставить прошлое настоящему.
7. Забудь же всё, чему учил себя, ибо тебя учили скверно. 2 Кто держит в разуме бессмысленный урок, если возможно выучить и сохранить намного лучший? 3 Когда являются дремучие воспоминания о ненависти, помни, что их причины уже нет. 4 Поэтому тебе не ясно, для чего они. 5 Пусть же причина, которой ты их наделишь сейчас, не будет той же, что сделала их тем, чем они были или казались. 6 Возрадуйся, что ее больше нет, ибо лишь за нее ты должен быть прощен. 7 Взамен узри новые следствия причины, принятой сейчас со следствиями здесь. 8 Ты подивишься их очарованию. 9 Древние новые идеи, которые они приносят, станут счастливыми следствиями Причины, настолько древней, что Она уходит за горизонты памяти, доступной твоему восприятию.
8. Это Причина, Которую за тебя помнил Святой Дух, когда ты забывал. 2 Она не прошлое, поскольку Он не дал о Ней забыть. 3 И Она никогда не изменялась, ведь не было такого времени, когда бы Он не сохранял Ее надежно в твоем разуме. 4 Следствия ее действительно покажутся новыми, ведь ты считал, что не помнишь их Причины. 5 Но никогда Она не покидала твой разум, ибо не было на то Отцовой Воли, чтобы Его не помнил Его Сын.
9. Того, что помнишь ты, никогда не было. 2 Оно пришло из беспричинности, тобою перепутанной с причиной. 3 Оно достойно только смеха, когда ты понимаешь, что помнил следствия, не обусловленные причиной; поэтому они никогда и не были следствиями. 4 Чудо напоминает о Причине, присутствующей вечно, не измененной ни вмешательством, ни временем. 5 Она не изменилась, оставшись навечно тем, что есть. 6 А ты есть Ее следствие, такое же совершенное и неизменное, как Она Сама. 7 Память о Ней лежит не в прошлом, не в ожидании будущего. 8 Она не обнаруживается чудесами. 9 Они просто напоминают тебе, что Она не исчезла. 10 Когда ты Ей простишь свои грехи, Ей больше не отказано.
10. Ты, жаждущий осудить собственного Творца, не в состоянии понять, что Он не осуждал Своего Сына. 2 Ты отказываешь Ему в Его же Следствиях, но Он от Своих Следствий не отказывался. 3 Не было времени, когда бы Божий Сын был осужден за беспричинное и против Его Воли. 4 Твои воспоминания свидетельствуют о страхе перед Богом. 5 Но Он не свершил того, чего ты так боишься. 6 Не более, чем Он, повинен в этом ты. 7 Поэтому и не утрачена твоя невинность. 8 Тебе не нужно исцеления, чтобы стать исцеленным. 9 Пребудь в покое и в чуде узри урок в том, как разрешать Причине иметь Собственные Следствия, не делая того, что могло бы этому помешать.
11. Чудо тихо приходит в спокойный разум, остановившийся на миг. 2 Из этого тихого времени и из разума, исцеленного им в тишине, оно продолжится к другим разумам, чтобы с ними разделить свое спокойствие. 3 И они объединятся, не делая ничего, что могло бы воспрепятствовать его сияющему продолжению в Разум, вызвавший к жизни все разумы. 4 Во времени нет паузы, способной отсрочить чудо, рожденное соучастием, несущее мгновенное успокоение всем неспокойным разумам, как только к ним возвращается память о Всевышнем. 5 Их собственное воспоминание теперь спокойно; то, что пришло ему на смену, уже не будет целиком забыто.
12. Тот, Кому отдано время, признателен за каждое спокойное мгновение, дарованное Ему. 2 Ведь в том мгновении Божьей памяти разрешено предложить все ее сокровища Сыну Божьему, для которого они и сохранялись. 3 С какою радостью Он предлагает их тому, для кого они были отданы Ему! 4 Его Творец разделяет с Ним Свою признательность, ибо Он не желает лишаться Своих Следствий. 5 Мгновение неизреченной тишины, которое приемлет Его Сын, приветствует и вечность, и Его и позволяет Им войти туда, где Они захотят пребыть. 6 Ибо в это мгновение Сын Божий не делает ничего такого, что породило бы в нем страх.
13. Как быстро память о Всевышнем восходит в разуме, лишенном страха, препятствовавшего ей! 2 Исчезли его собственные воспоминания. 3 Нет прошлого, чтобы своими устрашающими образами мешать радостному пробуждению к нынешнему покою. 4 Трубные звуки вечности раздаются в тишине, при этом ее не нарушая. 5 И ныне вспоминается не страх, а та Причина, искоренить которую и навсегда изгнать из памяти был призван страх. 6 Безмолвие изъясняется нежными звуками любви, которые Сын Божий помнил задолго до того, как его собственные воспоминания вклинились между прошлым и настоящим и доступ этим звукам был закрыт.
14. Теперь Сын Божий наконец осознает и нынешнюю Причину, и Ее благие Следствия. 2 Теперь он действительно понимает, что всё, им созданное, беспричинно и не имеет следствий. 3 Он ничего не сделал. 4 А видя это, он понимает, что никогда у него не было необходимости что-либо делать; он и не делал. 5 Его Причина есть Ее следствия. 6 А, кроме нее, никогда не было никакой другой, способной породить иное прошлое или будущее. 7 Следствия Ее неизменно вечны, за гранью страха и полностью за пределом мира греха.
15. Что же тогда потеряно, чтобы не видеть беспричинного? 2 Где теперь жертва, когда воспоминание о Боге пришло, чтобы занять место потери? 3 Разве есть лучший способ перекрыть малую расщелину между иллюзиями и реальностью, нежели позволить памяти о Боге излиться через нее и стать мостом, в одно мгновение перекрывающим ее? 4 Ведь перекрыл ее Господь Самим Собою. 5 Память о Нем не улетучилась и не оставила Сына Его одного на берегу, откуда ему удается лишь мельком увидеть другой, вовек недостижимый берег. 6 Воля Отца в том, чтобы Сын Его был нежно поднят и туда перенесен. 7 Он мост построил и по нему Он Сына Своего перенесет. 8 Не бойся, что Бог не сможет исполнить Свою же Волю. 9 Или что будешь исключен из этой Воли, ведь эта Воля – для тебя.
1. Нет следствий без причины, но также и причины без следствий быть не может. 2 Причину делают причиной следствия; Отца Сын делает Отцом. 3 Следствия не творят своей причины, но обуславливают ее причинность. 4 Так Сын дает Отцовство своему Творцу и получает дар, им отданный Ему. 5 В силу того, что он Господень Сын, он тоже должен быть отцом, творящим так же, как был сотворен своим Отцом. 6 Кругу творения нет конца. 7 Его начало и есть его конец. 8 В самом себе, однако, он держит вселенную всего творения, творения без начала и конца.
2. Отцовство есть творение. 2 Любовь должна продолжиться. 3 Чистота не ограничена ничем. 4 В природе невиновных – вечная беспредельность, отсутствие барьеров и границ. 5 Поэтому чистота – не от тела. 6 Ни в чем ограниченном ее нельзя найти. 7 Тело способно исцелиться ее следствиями, такими же беспредельными, как она сама. 8 Но исцеление должно прийти всё целиком, поскольку разум уже не воспринимают внутри тела; его невинность далека от тела и пребывает там же, где и всё исцеление. 9 Где же тогда исцеление? 10 Лишь там, где его причине отданы ее следствия. 11 Ибо недуг – бессмысленная попытка наделить следствиями беспричинное и сделать его причиной.
3. В болезни Божий Сын всегда пытается сделать себя собственной причиной, не разрешая себе быть Сыном своего Отца. 2 Ради подобного несбыточного желания не верит он в себя как в Следствие Любви; не верит, что должен быть и сам причиной в силу того, что он есть. 3 Причина исцеления есть всему единственная Причина. 4 И у нее есть только одно Следствие. 5 С таким признанием беспричинности не придаются следствия, и они больше не видны. 6 Разум в границах тела, мир других тел и каждое из них с отдельным разумом – твои «творения»; ты – «другой» разум, творящий следствия не в подобие себе. 7 Как их «отец», ты должен быть им подобен.
4. Но не случилось ничего, кроме того, что ты усыпил себя и увидел сон, в котором оказался чуждым самому себе, став частью чьего-то сна. 2 Чудо не пробудит тебя, а просто покажет, кто есть сновидец. 3 Оно учит тебя, что можно сделать выбор между снами, даже пока ты спишь, и выбор твой зависит от цели сновидения. 4 Какие сны тебе желаннее: об исцелении или о смерти? 5 Ведь сон подобен памяти в том смысле, что он являет тебе картину, увидеть которую ты пожелал.
5. Порожний склад с открытой дверью содержит все обрывки твоей памяти и снов. 2 Но если ты сновидец, то можешь, по крайней мере, воспринять, что это ты – создатель сна, и, следовательно, способен так же принять и другой сон. 3 Но для такого изменения в содержании сна необходимо осознать, что ты – сновидец столь неприятного для тебя сна. 4 Он – только следствие, вызванное тобой, но ты не окажешься его причиной. 5 В снах нападений и убийств ты – жертва в умирающем, сраженном теле. 6 Но в снах прощающих никто тебя не просит быть жертвой или страдать. 7 Вот на такие радостные сны обменивает чудо твои собственные. 8 Оно не просит у тебя создания другого сна; только увидеть в себе создателя того сна, который ты обменяешь на счастливый сон.
6. Мир этот беспричинен, как всякий сон, когда-либо и кем-либо увиденный внутри него. 2 В нем невозможны планы, не существует такого замысла, который можно было бы обнаружить и понять. 3 Чего же еще ждать от беспричинного? 4 Но если у мира нет причины, то нет и цели. 5 Ты можешь быть причиной сна, но никогда не придашь ему реальных следствий. 6 Ведь это изменило бы причину, а этого ты не можешь сделать. 7 Сновидец хоть и не бодрствует, но и не знает, что он спит. 8 Он видит иллюзию себя, здорового или больного, счастливого или угнетенного, но без устойчивой причины с гарантированными следствиями.
7. Чудо устанавливает, что ты видишь сон и что содержание его не истинно. 2 Это существенный шаг в отношении к иллюзиям. 3 Никто их не боится, если осознает, что они – его собственная выдумка. 4 Страх сохранялся потому, что некто видел себя персонажем собственного сна, но отнюдь не его автором. 5 Он наделяет себя следствиями, которые во сне приписывает брату. 6 Всё это его сон собрал и предложил ему в качестве доказательства того, что осуществились его желания. 7 Так он действительно боится собственной атаки, но видит ее как угрозу со стороны другого. 8 Как жертва он страдает от ее следствий, но не от их причины. 9 Он не зачинщик собственной атаки, он неповинен в том, чему послужил причиной. 10 Чудо не делает ничего другого, только показывает ему, что он ничего не сделал. 11 То, чего он боится, есть причина, не имеющая следствий, которые сделали бы ее причиной. 12 Поэтому она никогда ею и не была.
8. Разделение началось со сна, в котором Отец лишился Своих Следствий и был не в силах их удержать, поскольку Он более не был их Творцом. 2 Во сне сновидец создал себя сам. 3 Но созданное им обернулось против него, взяв на себя роль собственного творца, принадлежавшую сновидцу. 4 И так же, как он ненавидел своего Творца, образы сна ненавидели его. 5 Тело его – их раб, они его терзают, поскольку приняли намерения, которыми он наделил его, как свои собственные. 6 И они ненавидят тело за мщение, которое оно предложит им. 7 Именно их мщение телу и предстает как доказательство того, что сновидец не есть создатель сна. 8 Сначала следствие разъединяется с причиной, затем они меняются местами: становится причиной следствие и следствием – причина.
9. Это окончательный шаг в разделении; с него начнется движение в обратном направлении – к спасению. 2 Этот последний шаг есть следствие того, что происходило ранее и виделось причиной. 3 Чудо есть первый шаг в процессе возвращения причине функции причинности, а не следствия. 4 Ведь эта путаница и породила сон, и пока она продолжается, пробуждение будет вызывать страх. 5 Зов пробуждения не будет услышан, поскольку он воспринимается как зов страха.
10. Как и любой урок, постичь который тебя просит Святой Дух, чудо предельно ясно. 2 Оно демонстрирует то, что Он желает тебе познать, и показывает, что следствия именно этого тебе желанны. 3 В Его прощающих снах следствия твоих снов упразднены и ненавистные враги воспринимаются друзьями, а их намерения – благими. 4 Враждебность их теперь увидена как беспричинная, поскольку они ее не создавали. 5 И ты способен принять роль создателя их ненависти, поскольку видишь, что она не имеет следствий. 6 И ты теперь свободен, по крайней мере, от части сна; нейтрален мир, а тел, вроде бы еще снующих отдельно друг от друга, не следует бояться. 7 И следовательно, они не больны.
11. Чудо возвращает причину страха ее создателю – тебе. 2 Но также оно показывает, что, не имея следствий, она не может быть причиной, поскольку функция причинности – иметь следствия. 3 И там, где следствия исчезли, причины нет. 4 Так чудеса излечивают тело, показывая, что разум создал недуг, а тело подрядил быть жертвой или следствием им созданного. 5 Но пол-урока не обучит всему уроку. 6 Чудо бесполезно, если ты выучил лишь то, что тело можно исцелить, ибо не этому уроку оно послано учить. 7 Урок же в том, что разум, считавший тело способным заболеть, был болен сам, проекция его вины вовне не послужила ничему причиной и не имела следствий.
12. Мир полон чудес. 2 Стоят они в сияющем безмолвии бок о бок с каждым сном страдания и боли, греха и вины. 3 Они – альтернатива сну и выбор быть сновидцем, а не отказываться от своей активной роли в создании сна. 4 Они суть радостные результаты возврата следствия болезни ее причине. 5 Тело освобождается, поскольку разум признает: «Мне этого не причинили, всё это делаю я сам». 6 И, таким образом, разум свободен сделать новый выбор. 7 Начавшись здесь, спасение продолжится, чтобы изменить на противоположный каждый шаг в спуске к разделению, пока не пройден обратный путь по всем следам, пока не исчезла лестница и не упразднены все сновидения мира.
1. То, что ждет в полной определенности за гранью спасения, нас не должно заботить. 2 Ибо ты только начал разрешать направить свои первые неуверенные шаги вверх по лестнице, по которой разделение свело тебя вниз. 3 Лишь чудо теперь твоя насущная забота. 4 Именно здесь мы и должны начать. 5 Путь восхождения к пробуждению и окончанию сна, начавшись, станет безмятежным и простым. 6 Принимая чудо, ты не добавляешь свой страшный сон к тому, что уже снится. 7 Не получив поддержки, сон исчезнет без всяких следствий. 8 Ведь лишь твоя поддержка давала ему силу.
2. Ни один разум не болен, пока другой разум не согласится с ним в том, что они разделены. 2 Следовательно, решение заболеть было решением обоюдным. 3 Если же ты расторгнешь соглашение и признаешь роль, которую играл, обращая недуг в реальность, другой разум не сможет спроецировать свою вину, лишившись твоей поддержки в восприятии себя как обособленного и отстраненного от тебя. 4 И тело не воспринимается больным двумя разумами с разных точек зрения. 5 Соединение с братским разумом предотвращает причину болезни и воспринимаемых последствий. 6 Исцеление есть в той же мере следствие объединения разумов, в какой болезнь – итог их разделения.
3. Чудо ничего не делает просто потому, что разумы едины и разъединение их невозможно. 2 А в сновидении всё наоборот: разъединенные разумы видятся как тела, разделенные и неспособны к объединению. 3 Не позволяй же брату быть больным; если он болен, то ты его покинул в его сне, разделив с ним сон. 4 Он не увидел причины своего недуга там, где она есть, а ты не разглядел между вами щели, в которой взращен недуг. 5 Так вы объединяетесь в болезни, чтобы осталась неисцеленной небольшая щель, в которой тщательно сохранена болезнь, лелеемая и поддерживаемая твердой верой, дабы не появился Бог, не перекрыл ее мостом, к Нему ведущим. 6 Не прибегай к иллюзиям, сопротивляясь Его приходу, ибо Его прихода желаешь ты превыше того, что, кажется, манит тебя во сне.
4. Окончание снов символизирует и конец страха, любви же никогда и не было в мире снов. 2 А щель действительно мала. 3 Но в ней взрастают семена чумы и каждой формы недуга, поскольку она есть желание оставаться в разделении и не соединяться. 4 И кажется, что оно наделяет причинностью болезнь, которая не является причиной. 5 Цель появления расщелины и есть причина, которой вызвана болезнь. 6 Ведь она создана, чтобы держать тебя в разделении, в теле, воспринимаемом тобой как источник боли.
5. Причина боли – разделение, а не тело, которое есть просто его следствие. 2 Но разделение – всего лишь пустое место, не содержащее ничего, не делающее ничего, с субстанцией, подобной пустоте в волнах, оставленной идущим мимо кораблем. 3 Она исчезла, как только устремилась в нее вода, как только сомкнулись над нею волны. 4 Где же теперь пространство между ними, когда они, соединившись, закрыли щель, их ненадолго разделившую? 5 Где основание для болезни, когда соединились разумы, чтобы закрыть ту малую расщелину, в которой, казалось, взрастали семена недуга?
6. Бог строит мост, но только в том месте, которое чудо оставило пустым и чистым. 2 Семян недуга и стыда вины Его мостом не перекрыть, ведь Он не может разрушить чужую волю, не сотворенную Им самим. 3 Позволь исчезнуть ее следствиям и не цепляйся за них судорожной хваткой, желая оставить их при себе. 4 Чудо сметет их прочь, освободив место Тому, Кто пожелал прийти, построить мост для возвращения к Себе Своего Сына.
7. Считай тогда серебряные чудеса и золотые сны счастья сокровищами, которые ты сохранишь в кладовой мира. 2 Открыта дверь не для воров, но для твоих голодных братьев, что по ошибке приняли за золото блеснувший камень, сгребли в охапку груду снега, искрящегося серебром. 3 Ничего не осталось для них за открытой дверью. 4 Что же есть мир, если не крошечная щель, воспринимаемая с целью разодрать на части вечность и поделить ее на годы, месяцы и дни? 5 И что есть ты, живущий в мире, если не вдребезги расколотая картина Господня Сына, каждый кусок которой замурован в отдельный и ненадежный комок глины?
8. Дитя мое, не бойся и чудесам позволь озарить своим добрым светом твой мир. 2 Там, где казалось, что между тобой и братом пролегает небольшая щель, ты с ним соединись. 3 Тогда болезнь предстанет беспричинной. 4 Сон исцеления лежит в прощении, мягко показывая, что ты не согрешил. 5 Чудо не оставит доказательство вины свидетельством того, чего никогда не было. 6 В твоей сокровищнице оно оставит место, чтобы приветствовать и твоего Отца, и твое Я. 7 Открыта дверь, чтобы вошли все те, кто более не будет голодать, кто насладится пиром изобилия, раскинутым перед ними. 8 И они встретятся с твоими зваными Гостями, которых чудо пригласило к тебе прийти.
9. Пир этот не чета пирам из сновидений мира. 2 Ведь здесь чем больше кто-то получает, тем больше остается, чтобы с другими разделить. 3 Гости с Собою принесли неисчислимые запасы. 4 Никто не обойден и не способен чем-то обойти другого. 5 Здесь пир, раскинутый Отцом для Его Сына и равно разделяемый с ним. 6 В Их соучастии не может быть расщелины, в которой иссякает изобилие. 7 Голодные года сюда не вхожи, поскольку время не обслуживает этот бесконечный пир. 8 Ибо Любовь поставила свой стол в пространстве, которое, казалось, отстраняло от тебя твоих Гостей.
1. Принятие Искупления для себя означает отказ поддерживать чей-либо сон болезни и смерти. 2 А это значит, что ты не разделяешь его желание отделиться, не позволяешь ему обратить иллюзии против него же. 3 И равно ты не желаешь, чтобы вместо этого они были направлены против тебя. 4 Лишь так они не возымеют следствий. 5 А ты свободен от снов о боли, ибо позволил брату просто быть. 6 Если ты не окажешь ему помощь, то с ним разделишь его боль, поскольку таково твое желание. 7 И ты становишься образом в его болезненном сне, а он – в твоем. 8 И оба вы становитесь иллюзиями, лишенными какого-либо тождества. 9 Ты мог быть кем угодно и чем угодно в зависимости от того, чей злобный сон ты разделяешь. 10 В одном не сомневайся: ты злобен, поскольку разделяешь сны, исполненные страха.
2. Есть способ найти определенность непосредственно здесь и сейчас. 2 Не соглашайся быть частью страшных снов, какую бы они ни принимали форму, поскольку ты в них утратишь свое тождество. 3 Но ты найдешь себя, не признавая их своей причиной, которая оделяет тебя следствиями. 4 Ты отстранен от них, но не от того, кто грезит их. 5 Так отделяешь ты сновидца от его сна, соединяешься с одним, другого отпуская. 6 Сон есть всего лишь иллюзия в разуме. 7 Соединяешься ты с разумом, но никогда – со сном. 8 Именно сон тебя пугает, а не разум. 9 Ты видишь их одинаковыми, поскольку и себя считаешь не более чем сном. 10 И что в тебе реальность, а что иллюзия, ты не знаешь и не способен их различить.
3. Так же, как ты, твой брат себя считает сном. 2 Не разделяй его иллюзий о нем самом, ведь твое Тождество зависит от его реальности. 3 Думай о нем скорее как о разуме, в котором всё еще упорствует иллюзия, но как о братском разуме. 4 Он брат тебе не в том, что ему снится, и вовсе не тело его – «герой» сна – является твоим братом. 5 Его реальность есть твой брат, как и твоя реальность – брат ему. 6 Твой разум и его соединились в братстве. 7 Лишь кажется, что тело его и сны создали узкую расщелину, где твое тело и твои сны соединились с его.
4. И всё же между вашими разумами пробела нет. 2 Соединиться с братом в его сне значит его не встретить, поскольку его сны разъединяют вас. 3 Поэтому освободи его одним своим притязанием на братство с ним, а не на сны, исполненные страха. 4 Позволь ему признать, кто он такой, не поддержав его иллюзии своей верой, в противном случае ты будешь верить и в свои. 5 А с верой в твои иллюзиии и он не будет освобожден, и ты останешься прикованным к его снам. 6 И устрашающие сны будут тревожить небольшую щель, населенную иллюзиями, которые ты поддерживал в разуме своего брата.
5. Не сомневайся: если ты исполнишь свою роль, он выполнит свою, ибо с тобою он соединится там, где ты стоишь. 2 Не вызывай его для встречи в расщелине, иначе ты должен верить, что она – твоя реальность, как и его. 3 Ты его роль не можешь исполнять, но это ты и делаешь, когда становишься пассивной фигурой в его снах вместо того, чтобы остаться сновидцем в своих собственных. 4 Отождествление в снах бессмысленно, поскольку в них сон и сновидец – одно. 5 Кто разделяет сон, сам должен быть тем сном, который разделяет, поскольку только в соучастии рождается причина.
6. Ты, разделяя путаницу, сам в полном замешательстве, ведь в щели не существует устойчивого я. 2 Всё одинаковое видится различным, поскольку одинаковое предстает несхожим. 3 Сны брата – твои лишь потому, что ты позволил им быть твоими. 4 Но если ты изымешь свои сны, он будет свободен и от них, и от своих собственных. 5 Твои сны суть свидетели его снов, его сны подтверждают истину твоих. 6 Но если ты увидишь отсутствие истины в собственных снах, исчезнут его сны, и он поймет, чем обусловлен его сон.
7. Святой Дух в разуме твоем и брата, и Он Един, поскольку нет пространства между Его Единством и Им Самим. 2 Пространство между вашими телами не важно, ведь то, что сочеталось в Нем, всегда едино. 3 Никто не болен, если кто-то еще принял свое единство с ним. 4 Ничье желание быть больным и отделенным разумом не может продержаться без свидетеля или причины. 5 То и другое исчезает, если кто-либо пожелал соединиться с ним. 6 Он видит сны о том, что был отчужден от брата, который, не разделяя его сна, оставил место между ними незанятым. 7 Отец приходит, чтобы соединиться с Сыном, с которым соединился Святой Дух.
8. Функция Святого Духа – собрать разбитую картину Сына Божьего, вернуть ее осколки на свои места. 2 Эту святую картину, полностью исцеленную, протягивает Он каждому отдельному фрагменту, считающему себя всей картиной. 3 Каждому из них Он предлагает его Тождество, представленное всей картиной, вместо убогого отбитого куска, который тот упрямо считал собой. 4 Увидев ту картину, он узнаёт себя. 5 Если ты не разделяешь с братом его злобный сон, то чудо поместит эту картину в малую расщелину, очищенную от семян недуга и греха. 6 Здесь примет Бог Своего Сына, поскольку Сын был милостив к себе.
9. Благодарю тебя, Отец, поскольку знаю, что Ты придешь и перекроешь каждую малую щель между отколотыми фрагментами Твоего святого Сына. 2 Святость Твоя, целокупная и совершенная, – в каждом из них. 3 И они в единстве, ибо всё, что есть в одном из них, есть во всех. 4 Как свята самая малая песчинка, когда в ней узнается часть целостной картины Сына Божьего! 5 Формы, в которые, кажется, облекаются осколки, ничего не значат. 6 Ведь целое содержится в каждом из них. 7 И каждый аспект Божьего Сына – такой же, как и любая другая его часть.
10. Соединись же не со снами брата, но с ним самим; а там, где ты соединишься с Его Сыном, пребудет и Отец. 2 Кто ищет замещений, поняв, что он ничего не потерял? 3 Кому желанны «блага» болезни, если он получил простое счастье своего здоровья? 4 Что даровал Господь, нельзя утратить, а что не от Него, не имеет следствий. 5 Что же тогда воспринимаешь ты внутри расщелины? 6 Семена болезни приходят с верой, что в разделении есть радость и что отказ от него был бы жертвой. 7 Чудо же есть результат отказа видеть в щели то, чего в ней нет. 8 Твоя готовность отказаться от иллюзий – вот всё, что требуется Целителю Божьего Сына. 9 Он поместит чудо исцеления туда, где были семена недуга. 10 И никакой потери не будет там, будет лишь обретение.
1. Что есть болезнь, если не ощущение ограничений? 2 Чувство разъединения с и отчуждения от? 3 Расщелина, воспринятая между тобой и братом; и что теперь воспринимается как здоровье? 4 Вот так благое увидено снаружи, а злобное – внутри. 5 И так болезнь отделяет я от блага и сохраняет зло внутри. 6 Бог есть Альтернатива кошмарным снам. 7 Кто разделяет их, не может разделять Его. 8 Но тот, чей разум откажется их разделять, будет разделять Его. 9 Другого выбора не существует. 10 Лишь этот ты разделяешь, ибо другого нет. 11 Ты существуешь потому, что разделил с тобой Всевышний Свою Волю, чтобы Его творение могло творить.
2. Лишь соучастие в дурных снах ненависти и злобы, горечи и смерти, страдания и греха, потерь и боли делает их реальными. 2 Вне соучастия они воспринимаются как бессмысленные. 3 Страх покидает их в силу того, что ты отказал им в своей поддержке. 4 Туда, откуда страх ушел, должна прийти любовь, поскольку нет другого выбора. 5 Если появится одна, другая исчезает. 6 И та, которую ты разделяешь, становится твоей единственной. 7 Ты остаешься с той, которую принял, поскольку только она тебе желанна.
3. Ты не разделишь тщетные сны, если простишь сновидца и осознаешь, что он – не созданный им сон. 2 И, следовательно, он не может быть частью твоего сна, от коего вы свободны оба. 3 Прощение отделяет сновидца от пагубного сна и так освобождает его. 4 Помни, что если ты разделишь злобный сон, то будешь верить, что ты и есть тот сон, который разделяешь. 5 Боясь его, ты не захочешь знать собственное Тождество, ибо сочтешь Его пугающим. 6 И ты отвергнешь собственное Я, пойдешь чужой землей, не созданной твоим Творцом, и там будешь казаться не тем, что есть. 7 И ты затеешь войну со своим Я, увидев в нем врага, и нападешь на брата как на часть того, что ненавидишь. 8 Здесь невозможен компромисс. 9 Ты – либо твое Я, либо иллюзия. 10 Что может быть между иллюзией и истиной? 11 Срединная земля, где ты способен не быть самим собой, должна быть сном, она не может быть истиной.
4. Ту небольшую щель между иллюзиями и истиной задумал ты как безопасное убежище, где твое Я надежно скрыто всем, тобою сделанным. 2 Здесь установлен мир, который болен, и это мир, воспринимаемый глазами тела. 3 Здесь звуки, слышимые им и голоса, внимать которым созданы его уши. 4 Но зрелища и звуки, воспринимать которые способно тело, бессмысленны. 5 Оно не может видеть или слышать. 6 Оно не знает ни что такое видение, ни для чего нужен слух. 7 И столь же мало оно способно воспринимать, как и судить, и понимать, и знать. 8 Глаза его слепы, уши глухи. 9 Оно не может мыслить и, следовательно, иметь какие-то последствия.
5. Разве творил что-либо Господь, дабы оно болело? 2 И может ли быть что-либо, не сотворенное Всевышним? 3 Не позволяй глазам своим видеть сон, ушам – стать свидетелями иллюзий. 4 Глаза и уши созданы, чтобы смотреть на мир не сущий, чтобы внимать беззвучным голосам. 5 Но есть другие звуки и картины, которые возможно видеть, и слышать, и понимать. 6 Ибо глаза и уши суть ощущения без смысла; они лишь сообщают о том, что видят или слышат. 7 Но видят и слышат не они, а ты, кто собирает каждый зазубренный осколок, каждый бессмысленный клок, крупицу доказательств и создает свидетеля желанного тебе мира. 8 Не позволяй же глазам тела или его ушам воспринимать эти бесчисленные фрагменты, увиденные внутри вымышленной щели, и убеждать их создателя, будто им выдуманное реально.
6. Творение доказывает реальность, поскольку оно разделяет функцию, присущую всему творению. 2 Она не создана из мелких кусков стекла, обрубков дерева, одной или двух нитей, возможно, собранных вместе для подтверждения ее истинности. 3 Реальность независима от всего этого. 4 Нет щели, отделяющей истину от снов и от иллюзий. 5 Нигде во времени или в пространстве истина не оставила им места. 6 Ведь она заполняет любое место и любое время и делает их абсолютно неделимыми.
7. Ты, будучи уверен, что существует небольшая щель между тобой и братом, не видишь, что именно здесь вы подобны узникам в мире, воспринятом как существующий здесь. 2 Мира, тобою видимого, нет, поскольку место, где ты его воспринимаешь, нереально. 3 Щель тщательно замаскирована туманом, и смутные картины встают из мглы, чтобы закрыть ее расплывчатыми, неопределенными и изменяющимися формами, лишенными субстанции и чрезвычайно ненадежными. 4 Но в щели нет ничего. 5 Ни трепетных секретов, ни темных склепов, где ужас источается костьми усопших. 6 Всмотрись в ту небольшую щель, и ты, утратив страх перед признанием любви, узришь в себе невинность и отсутствие греха
1. Только безумные наказывают тело. 2 Ибо хотя здесь и воспринимается расщелина, ее там нет. 3 Ведь тело не судило самое себя, не обратило себя в то, что оно не есть. 4 Оно не ищет длительной услады в прахе и не стремится превратить боль в радость. 5 Оно не говорит тебе, в чем его цель, не понимает, для чего оно. 6 Оно не ищет жертвы, поскольку у него нет воли, нет предпочтений и сомнений нет. 7 Оно не размышляет над тем, что оно есть. 8 Поэтому в нем нет необходимости соперничать. 9 Его можно преследовать, но оно не ощущает себя жертвой. 10 Оно не принимает на себя ролей, но исполняет всё, что ему велено, не нападая.
2. Бессмысленно считать ответственным за видение предмет незрячий, винить его, глухого, за звуки, неугодные тебе. 2 Не обладая чувствами, он не страдает от твоих наказаний. 3 Ведет он себя так, как ты желаешь, но никогда не делает выбор сам. 4 Он не рождается и не умирает. 5 Он может только следовать бесцельно указанным ему путем. 6 А если путь изменится, он с легкостью пойдет путем другим. 7 Он не становится на чью-то сторону, не судит свою дорогу. 8 Лишенный ненависти, он не воспринимает щели. 9 Им можно пользоваться с ненавистью, но даже так его не сделать ненавистником.
3. Предмета, который ты ненавидишь, и боишься, и презираешь, и желаешь, тело не знает. 2 Ты выслал его вперед на поиск разделения, чтобы остаться разделенным. 3 Затем ты ненавидишь его, но не за суть его, а лишь за то, как ты им пользуешься. 4 Ты съеживаешься от того, что видит он и слышит, и ненавидишь его за хрупкость и ничтожность. 5 Ты презираешь его действия, но не свои. 6 Он действует и видит за тебя. 7 Твой голос слышит он. 8 Он мал и хрупок по твоему желанию. 9 Кажется, он наказывает тебя и потому заслуживает ненависти за те ограничения, которые тебе несет. 10 Но именно ты сделал его символом ограничений, желая разуму их и иметь, и видеть, и сохранять.
4. Тело олицетворяет щель между ничтожной частью разума, которую ты зовешь своей, и остальною его частью – действительно твоей. 2 Ты его ненавидишь, и всё же считаешь своим я, и думаешь, что без тела твое я будет потеряно. 3 Таков тайный обет, данный каждому брату, согласному идти порознь с тобой. 4 Такова тайная клятва, которую ты повторяешь всякий раз, воспринимая себя как объект атаки. 5 Никто не в состоянии страдать, если он не воспринял атаку на себя и не решил, что он проигрывает эту битву. 6 Сознанием не регистрируется и остается не услышанным каждый обет болезни. 7 Но он есть обещание, данное другому, страдать от его нападок и нападать в ответ.
5. Болезнь есть гнев, обращенный против тела, дабы оно почувствовало боль. 2 Она есть очевидное следствие того, что создавалось втайне, в согласии с тайным желанием другого пребыть с тобою врозь, а тебе – с ним. 3 Пока вы оба не согласитесь, что это ваше обоюдное желание, оно не возымеет действия. 4 Кто говорит: «Нет щели между моим разумом и твоим», тот сохраняет Божье обещание, а не свою маленькую клятву быть преданным навечно смерти. 5 А его исцелением исцелен и его брат.
6. Пусть вашим соглашением станет: быть в единстве, а не врозь. 2 Он сдержит обещание, данное вами вместе, ибо оно есть обещание Богу и Божье обещание ему. 3 Бог исполняет Свои обеты, а Сын – свои. 4 При сотворении его Отец сказал: «Сей есть мой Сын возлюбленный, в Коем Мое благоволение». 5 «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», ибо вы неразлучны со Мной. 6 Но Сын Его не помнит, что он ответил: «Быть по сему», хоть в этом обещании он был рожден. 7 И Бог ему о том напоминает всякий раз, когда он не разделяет обещания быть больным, но позволяет объединить и исцелить свой разум. 8 Тайные его клятвы бессильны перед Волей Бога, Чье обещание он разделяет. 9 А всякая подмена – воля не его, пообещавшего себя Всевышнему.
1. Бог ни о чем не просит, и Сыну Его, Богоподобному, не нужно ни о чем просить. 2 Ибо в нем нет изъяна. 3 Пустое место, мизерная щель были бы изъяном. 4 И только там он мог желать чего-либо, недостающего ему. 5 Пространство, где Бога нет, щель между Сыном и Отцом – не Воля Их, пообещавших быть в единстве. 6 Обет Господень есть Его обещание Самому Себе, а ведь никто не остается неверным тому, что в Его Воле как часть того, что Он есть. 7 А обещание, что не существует щели между Ним и тем, что Он есть, не может быть ложным. 8 Какая воля способна вклиниться в то, что едино, в Чьей Целокупности невозможна брешь?
2. Твои прекрасные взаимоотношения со всеми братьями есть часть тебя, поскольку они – часть Бога Самого. 2 Разве не болен ты, если отказываешь себе в здоровье и собственной полноценности, в Источнике помощи, в Призыве исцелиться, в Призыве исцелить? 3 Спаситель твой ждет исцеления и мир ждет вместе с ним. 4 Ты неразделен с ним. 5 Ведь исцеление будет единым либо его не будет вовсе, так как его единство там же, где исцеление. 6 Что же послужит исправлением разделению, если не его противоположность? 7 Ни в каком аспекте избавления нет земли срединной. 8 Ты либо принимаешь его полностью, либо не принимаешь. 9 То, что не разделено, должно быть соединено. 10 А то, что соединено, не разлучить.
3. Либо есть щель между тобой и братом, либо вы как один. 2 Третьего не дано, другого выбора не существует, и нет необходимости раздваивать преданность. 3 Расщепленная преданность явится вероломством по отношению к вам обоим, заставит в неопределенности кружить, чтобы ухватиться за любую соломинку, кажется, обещающую надежду на избавление. 4 Но кто же может, возводя дом на песке, считать его укрытием от ветра? 5 Тело можно сделать подобным домом, поскольку у него нет фундамента в истине. 6 Но именно поэтому в нем можно увидеть не цитадель, а просто средство, помогающее прийти домой, где обитает Бог.
4. С подобной целью тело исцелено. 2 Ведь им не пользовались как свидетелем сна разделения и недуга. 3 Его не обвиняют праздно в том, в чем оно неповинно. 4 Оно есть помощь в исцелении Сына Божьего и в силу этой цели не может быть больным. 5 Оно не присоединится к цели, не являющейся твоей, а ты для него выбрал цель не быть больным. 6 Все чудеса основаны на этом выборе и дарятся тебе в тот миг, когда сделан выбор. 7 Ни одна форма недуга не исключение, поскольку выбор не обоснован формой. 8 Выбор болезни кажется производным формы, но он един, как и ему противоположный. 9 И в соответствии с ним ты либо болен, либо здоров.
5. Но никогда – один. 2 Мир этот – только сон о том, что ты можешь быть один и мыслить, не воздействуя на тех, кто от тебя вдали. 3 Быть одиноким – значит быть отделенным, а в разделении ты только и способен, что болеть. 4 И это, кажется, доказывает твою отчужденность. 5 Но это означает только то, что ты старался сохранить обет остаться верным неверию. 6 Неверие, однако, есть болезнь. 7 Она – как дом, возведенный на песке. 8 Сам по себе он кажется устойчивым и крепким. 9 Однако его устойчивость нельзя оценивать безотносительно к фундаменту. 10 Если он выстроен на песке, то нет нужды в замках, закрытых ставнях и надежных дверных засовах. 11 Ветер опрокинет его, а дождь смоет и унесет в небытие.
6. Какой же смысл искать прибежище в том, что создавалось для устрашения и угрозы? 2 Зачем и далее отягощать его замками, и цепями, и тяжелыми якорями, когда его непрочность – не в нем самом, но в хрупкости ничтожно малой расщелины небытия, где он стоит? 3 Разве сохранно то, что зиждется на тени? 4 Построил бы ты свой дом на том, что упадет под тяжестью пера?
7. Твой дом построен на здоровье брата, на счастье и безгрешии его, на том, что обещал ему его Отец. 2 Ни один тайный обет, данный тобой взамен Его, не пошатнул Фундамента его дома. 3 Подуют ветры и пойдут дожди, но без последствий. 4 Мир будет смыт, но этот дом останется стоять навечно, поскольку сила его не только в нем самом. 5 Это ковчег сохранности, покоящийся на Божьем обещании, что Сын Его навеки в безопасности в Нем Самом. 6 Какая щель способна появиться между сохранностью этого убежища и ее Источником? 7 Отсюда тело можно видеть таким, какое оно есть, не большей и не меньшей ценности, чем та, которой можно воспользоваться, чтобы освободить Божьего Сына для его собственного дома. 8 И с этой святой целью оно становится, пусть ненадолго, домом святости, поскольку с тобою разделяет Волю твоего Отца.